Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов российской федерации. Совершение иностранным гражданином преступления на территории рф Особенности уголовной ответственности лиц без гражданства рф


Согласно ч. 1 ст. 11 УК основным принципом действия уголовного закона в пространстве выступает принцип территориальности. Он состоит в распространении обязательной силы уголовного закона на лиц независимо от их государственной принадлежности:

Граждан РФ;

Лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ;

Иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.

В ч. 4 ст. 11 УК закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, - это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Часть 3 ст. 12 УК закрепляет принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором. Данный принцип действует, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) совершено международное преступление или преступление международного характера. К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др. Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Вывод: Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Эта норма корреспондирует с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, где установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Вопрос 2. Виды уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, их правовой статус, компетенция и взаимодействие с органами внутренних дел. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с Общественной палатой Российской Федерации, средствами массовой информации, общественными объединениями.

Должность Уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в современном мире занимает очень важное место. Этот орган помогает сделать механизм защиты прав человека в России более эффективным, максимально затруднить возможность их бесконтрольного попрания со стороны государства и его служащих. Его особая роль состоит в том, что он находится как бы между обществом и властью, являясь своеобразным «мостом» между ними, каналом обратной связи. С одной стороны, это орган государства, имеющий достаточную степень самостоятельности, но в то же время это и агент гражданского общества, призванный реагировать на нарушения прав человека со стороны государственных структур и чиновников и принимать меры.

Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции в начале XIX века, когда в Конституции 1809 года была введена должность омбудсмена юстиции. Однако сам термин «омбудсмен» появился в Швеции еще в XIII веке. Он имеет немецкое происхождение, и его корни восходят к раннему периоду истории германских племен. Омбудсменом называлось лицо, которое избиралось для сбора от имени пострадавшей стороны денежной пени (виры) с преступников, совершивших убийство. Шведы и другие скандинавские народы переводили слово «омбудсмен» как «поверенный», «управляющий делами», «доверенное лицо». Предполагают также, что корни компетенции этой фигуры просматриваются в римских должностях цензоров, трибунов, провинциальных прокураторов. Поначалу, в эпоху абсолютной монархии, омбудсмены были людьми короны, призванными контролировать от имени верховной власти деятельность чиновников и судей. По мере перехода к конституционной монархии омбудсмен становится парламентским органом.

Сегодня несколько десятков государств мира имеют такой институт, хотя он обладает различной компетенцией, возможностями, правовым статусом. При всех национальных отличиях основные функции омбудсмена состоят в том, что он принимает жалобы граждан на нарушения их прав и свобод действиями (или бездействием) правительственных чиновников и ведомств, рассматривает их и выносит свои заключения. И хотя эти заключения носят рекомендательный характер (то есть чиновники не обязаны им следовать), в подавляющем большинстве случаев рекомендации омбудсмена принимаются к исполнению.

В целом омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений.

Институт омбудсмена в правовых системах цивилизованных стран мира по справедливости считается важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов. Широкие надзорные функции за деятельностью аппарата и должностных лиц всех уровней, которыми наделен омбудсмен с целью защиты прав и законных интересов граждан, определяют его высокий авторитет и широкое признание общественностью. Это связано со многими демократическими чертами, характеризующими его статус и обеспечивающими эффективность его деятельности: независимым положением в системе государственных органов; несменяемостью в течение всего срока полномочий парламента, которым он назначается; правом законодательной инициативы; открытостью и доступностью для всех граждан, нуждающихся в защите своих прав и свобод; отсутствием формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений; бесплатностью оказания гражданам помощи и т.д. Все эти принципы и процедуры, на которых основывается деятельность омбудсмена, имеют особое значение для выполнения им функции защиты прав и свобод человека от злоупотреблений и произвола со стороны государственного аппарата и должностных лиц.

Сегодня, институт омбудсмена создается и во многих странах бывшего СССР и Восточной Европы, в том числе и в России.

В государственно-правовой системе России должность омбудсмена называется «Уполномоченный по правам человека».

В России впервые должность Уполномоченного по правам человека была Упомянута в Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ от 22 ноября 1991 года, принятой Верховным Советом. Причем в ней говорилось именно о Парламентском уполномоченном, который назначается парламентом, подотчетен ему и обладает такой же неприкосновенностью, что и депутат. Согласно Декларации, Парламентский уполномоченный осуществляет парламентский контроль над соблюдением прав и свобод человека и гражданина в РФ. Был разработан проект закона «О парламентском уполномоченном по правам человека и гражданина Российской Федерации», в который были заложены черты, близкие к классической модели парламентского омбудсмена.

Однако в Конституции РФ от 12 декабря 1993 года эта идея не получила развития, чему причиной являлась политическая ситуация в стране, конфликт между исполнительной и законодательной властью. В принятом варианте Конституции определение «парламентский» исчезло, и единственная норма, касающаяся Уполномоченного по правам человека (ст. 103), относит к ведению Госдумы назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

До принятия данного закона институт Уполномоченного действовал на основании президентского указа «О мерах по обеспечению конституционных функций Уполномоченного по правам человека» от 04.08.94 N 1587. Этим документом было установлено, что до принятия соответствующего федерального конституционного закона реализация конституционных функций Уполномоченного по правам человека обеспечивается путем осуществления им полномочий, предоставленных председателю Комиссии по правам человека при Президенте РФ. В качестве гарантий деятельности Уполномоченного были установлены определенные обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц. Они должны были в 2-недельный срок: представлять по запросам Уполномоченного информацию, необходимую для осуществления его полномочий; давать ответы на его обращения в связи с нарушениями прав конкретных физических лиц; направлять ему все принимаемые ими акты, содержащие нормы, относящиеся к сфере прав и свобод человека и гражданина. Первым омбудсменом в России был Сергей Ковалев.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» был принят 26 декабря 1997 года. Он определил порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Как сказано в п. 1 статьи 1 Закона, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Средствами, указанными в данном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Хотя Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой, в то же время установлено, что при осуществлении своих полномочий он независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам (п.1 ст. 2).

Российский омбудсмен не поставлен по своему правовому статусу в ряд высших органов государственной власти и не наделен мощными властными полномочиями. В то же время его задачи определены чрезвычайно широко.

Согласно Федеральному конституционному закону от 26.12.1997 № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Глава III Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» устанавливает компетенцию Уполномоченного.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Вологодской области установлен законом Вологодской области от 28.12.2012 г. № 2947-ОЗ «Об уполномоченном по правам человека в Вологодской области».

Данный закон области определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека в Вологодской области, его полномочия, организационные формы и условия его деятельности.

Согласно названному закону, должность уполномоченного является государственной должностью Вологодской области.

Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, организациями области.

На должность уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающее на территории Вологодской области, имеющее высшее образование, не моложе 30 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты, обладающее общественным авторитетом.

Кандидат на должность уполномоченного определяется Губернатором Вологодской области с учетом общественного обсуждения.

Представление о назначении на должность уполномоченного вносит Губернатор области в Законодательное Собрание Вологодской области в письменном виде не позднее 30 календарных дней до окончания срока полномочий предыдущего уполномоченного. Решения о назначении на должность уполномоченного, об отклонении представленной кандидатуры на должность уполномоченного, о досрочном прекращении полномочий уполномоченного принимаются Законодательным Собранием области.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет с момента принесения присяги.

Рассмотрев институт Уполномоченного по правам человека как институт конституционного права можно сказать, что институт Уполномоченного по правам человека пока находится в начальной стадии своего становления.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти.

Общественная палата.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений, профессиональных союзов, творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений и иных некоммерческих организаций при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Общественная палата формируется на основе добровольного участия в ее деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно- значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, иных некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1) привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации,

а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с настоящим Федеральным законом общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

Вывод: Механизм взаимодействия ОВД и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов взаимодействия, целенаправленно используемых принципов, форм и методов, а также ресурсов взаимодействия на различных уровнях и этапах достижения итогового результата, измеряемого по конкретным критериям. Он должен обеспечивать эффективную реализацию основных функций противодействия коррупции, в число которых входят, прежде всего, профилактика коррупции, борьба с коррупцией и минимизация последствий коррупционных преступлений и правонарушений.

В настоящее время сотрудничество органов внутренних дел с общественными организациями в целом осуществляется в форме компромиссного взаимодействия, с сохранением достаточной степени автономности, независимости и самостоятельности сторон в своей деятельности. Результативность такого взаимодействия во многом зависит от его конкретных участников, что предопределяет наличие разнонаправленных тенденций в выстраивании отношений между ОВД и представителями гражданского общества.

Именно на формирование партнерских отношений должны быть направлены усилия представителей взаимодействующих сторон, реально заинтересованных в достижении положительных для общества изменений в сфере деятельности ОВД.

Вопрос 3. Правовые основы деятельности общественных советов при органах внутренних дел. Порядок организации отчетов должностных лиц органов внутренних дел перед органами государственной власти, местного самоуправления и гражданами.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О полиции», полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества. Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно-значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 федерального закона «О полиции» одним из принципов деятельности полиции является - открытость и публичность (ст.8).

Согласно данной норме, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Приказом МВД России от 30.08.2011 N 975 утверждена Инструкция по организации и проведению отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России, которая устанавливает порядок организации и проведения отчетов должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных

Отчет должностного лица представляет собой часть обязательной деятельности территориального органа МВД России по информированию государственных и муниципальных органов, граждан о деятельности полиции.

Отчет должностного лица осуществляется в целях:

создания условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации права граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций, государственных и муниципальных органов на получение достоверной информации о деятельности органа внутренних дел;

обеспечения открытости и публичности в деятельности полиции;

повышения уровня доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел.

Задачами проведения отчетов должностных лиц являются:

информирование законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований и граждан о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории;

развитие в рамках действующего законодательства системы общественного контроля над деятельностью полиции;

обеспечение взаимодействия полиции с государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами по предупреждению и раскрытию преступлений и правонарушений;

правовое просвещение граждан.

Отчитываться о деятельности полиции уполномочены:

министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации - перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

начальники управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальники управлений, отделов МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям - перед представительными органами муниципальных образований;

участковые уполномоченные полиции - перед гражданами, проживающими на обслуживаемом административном участке (нескольких административных участках).

Министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации отчитываются перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации о деятельности полиции подчиненных органов внутренних дел один раз в год - в первом квартале года, следующего за отчетным.

Время, место и регламент проведения отчета согласовывается с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном порядке.

Начальник управления, отдела МВД России по району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям отчитывается перед представительным органом муниципального образования (нескольких муниципальных образований) о деятельности подчиненного органа внутренних дел не реже 1 (одного) раза в год.

Время, место и регламент проведения отчета руководителя территориального органа МВД России на районном уровне определяется по согласованию с представительным органом муниципального образования (нескольких муниципальных образований), а также с руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне.

Участковый уполномоченный полиции отчитывается о результатах своей работы на собрании граждан, проживающих на обслуживаемом ими административном участке, не реже одного раза в полугодие с ежеквартальным опубликованием отчетной информации на официальном сайте территориального органа МВД России в сети Интернет.

В проведении отчета участкового уполномоченного полиции перед гражданами участвует руководитель подразделения по организации деятельности участковых уполномоченных полиции соответствующего территориального органа МВД России на районном уровне и представитель органа местного самоуправления (по согласованию).

График отчетов участковых уполномоченных полиции территориального органа МВД России на районном уровне составляется на полугодие в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России для планирующих документов органов внутренних дел.

Вывод: Согласно ч. 4 ст. 50 Федерального закона «О полиции» «общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, при территориальных органах, осуществляют контроль за деятельностью полиции в соответствии с положениями об этих советах», и в соответствии с п. 6 ст. 9 этого же Закона «общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел».

Проект закона, который внесет в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) соответствующие изменения, был подготовлен депутатом от «Единой России» Разиет Натхо. Согласно поправкам, для физических лиц, которые используют нелегальную рабочую силу, предусмотрена повышенная ответственность. ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: Стоимость патента для мигрантов подняли до 4000 рублей Этот вид правонарушения теперь будет облагаться увеличенными в 3 раза административными штрафами. Законодатели считают, что предусмотренные нынешними нормами размеры штрафов не оказывают должного действия на граждан: очень часто они предпочитают привлекать нелегальных иностранцев и даже платить за них штраф, нежели отдать это рабочее место россиянину.

Ответственность за незаконное трудоустройство иностранца

При этом неоднократным будет считаться допуск к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранца или лица без гражданства, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное деяние в течение 180 дней. Напомним, что сейчас меры уголовной ответственности предусмотрены за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ (ч.

УК РФ). Санкции за привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих лиц разрешения на работу либо патента, если такие документы требуются в соответствии с законом, установлены в КоАП РФ. Так, указанное деяние влечет наложение штрафа на граждан в размере 2-5 тыс.


руб.; на должностных лиц – 25-50 тыс.

Правонарушения в сфере миграции

КоАП РФ, арендодателю, прежде чем сдавать помещения в аренду лицам, у которых трудятся работники-иностранцы, необходимо проверить наличие у арендатора всех разрешительных документов. Правительство РФ ежегодно устанавливает предельно допустимые доли иностранных работников, задействованных работодателями в различных сферах экономики.

Ограничения на привлечение иностранных работников вводятся по видам деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.01 № 454-ст. Так, в 2013 г. запрещено использовать труд иностранцев (п.

Штрафы за нарушение миграционного учета иностранных граждан

Здесь сумма от 5 до 7 тыс. руб. Санкции возрастают, если нарушитель пойман за год второй или последующий раз - штраф:

  • 5-7 тыс. RUB в российских регионах;
  • 7-10 тыс. RUB в Москве и северной столице.

Согласно административному законодательству выдворить непрописанных граждан могут даже при первом нарушении, однако обычно эта мера используется при систематическом несоблюдении правил миграционного учета.

Внимание

При выявлении в поступках нарушителей признаков уголовного преступления возможен арест и лишение свободы. Действия граждан будут рассматриваться согласно Уголовному кодексу РФ и международным соглашениям.


Штрафы за незаконную трудовую деятельность мигрантов Поиск работы - основная причина потока представителей стран из бывшего СССР.

Ответственность за использование труда нелегальных рабочих будет ужесточена

Административное право (библиотека) ¦ ¦ Правонарушения в сфере миграции (Главная) ¦ Ответственность за незаконное осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации и незаконное привлечение иностранной рабочей силы Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ). Одним из прав, которым пользуются иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации наравне с гражданами России, является право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности, профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных законодателем.

Buh-ved.ru

  • на граждан в размере от 2000 до 4000 рублей;
  • на должностных лиц — от 45000 до 50000 рублей;
  • на юридических лиц — от 800000 до 1000000 рублей

либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ) 2. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

  • влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина - самое распространенное наказание для людей, находящихся незаконно на территории нашей страны. Но это не единственная проблема, возникающая как у мигрантов, так и у лиц, принимающих зарубежных гостей. Ответственность иностранных граждан за нарушения правил регистрации Наказание лицам, прибывшим из-за рубежа и нарушившим правила проживания и миграционного учета на российской территории установлена ст. 18.8 КоАП РФ. Штраф за отсутствие прописки или просроченную регистрацию установлен в размере 2-5 тыс.
RUB. Такая же сумма взыскивается, если иностранец не может предъявить документы, подтверждающие право проживания или нахождения в населенном пункте, а также если при проверке регистрация будет признана фиктивной. Кроме штрафных санкций возможна депортация нарушителей.
Взыскания выше в Москве и Санкт-Петербурге.

Уголовная ответственность за привлечение труд иностранных граждан

Такое же наказание предусмотрено для владельцев строящихся объектов, которые разместили на территории стройки нелегальных трудовых мигрантов или не препятствуют этому. Предусмотрено, что в случае незаконного привлечения к строительству объекта двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступит в отношении каждого виновного лица.

Такие последствия возникнут независимо от того, заключен трудовой договор с гражданином другого государства или гражданско-правовой. Предлагается также уточнить правила привлечения к ответственности, если одного и того же трудового мигранта одновременно задействуют на стройке два или более ИП, юридических лица или их филиала или представительства либо два или более должностных лица.

В такой ситуации наказание будет наложено на каждого из этих субъектов.
N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», или иного учреждения, в которые данные иностранный гражданин или лицо без гражданства помещены (доставлены) в связи с принятием в отношении их решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации либо в связи с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, либо самовольное оставление иностранным гражданином или лицом без гражданства, подлежащими административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, транспортного средства при их доставке в указанные организацию или учреждения либо ином перемещении, связанном с исполнением решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о депортации либо с реализацией международного договора Российской Федерации о реадмиссии, — (в ред.
ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» более четко сформулированы составы административных правонарушений и усилена ответственность за их совершение. Объективную сторону рассматриваемых правонарушений составляют:

  • по ч. 1 - действия (бездействие) работодателя, нарушение правила о приеме на работу иностранного гражданина;
  • по ч. 2 - действия работодателя, направленные на фактическое использование иностранных работников без получения указанного разрешения на их привлечение;
  • по ч. 3 - бездействие работодателя, т.е.

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.
2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ

В ч. 1 ст. 12 УК РФ закреплен принцип гражданства действующего уголовного закона. Граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, обязаны соблюдать ее законы вне зависимости от места их нахождения. Поэтому, даже если ими совершено преступление вне пределов Российской Федерации, они несут уголовную ответственность по УК РФ.

Однако в этой ситуации ответственность может иметь место только в том случае, если деяние, совершенное указанными выше гражданами, признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Таким образом, действующий УК РФ, во-первых, исключает возможность неоправданного осуждения за деяния, не признаваемые преступлением за границей, и во-вторых, исключает возможность повторного осуждения за одно и то же преступление.

Следует иметь в виду, что уголовно-правовые нормы в законодательстве различных стран отличаются значительным разнообразием. Это касается и признания преступными тех или иных деяний, и формулирования признаков преступлений, т.е. определения их содержательной стороны. Поэтому уголовная ответственность за преступления, совершенные за границей, может наступать только в тех случаях, когда совершенное деяние признается преступлением и уголовным законодательством России, и уголовным законом иностранного государства.

При совершении преступления за границей гражданином России или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории России, эти лица, если они не были осуждены за границей, могут быть привлечены к уголовной ответственности на территории России и осуждены. Однако при таком осуждении назначенное им наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства. Таким образом, суды Российской Федерации должны учитывать зарубежное законодательство. Здесь законодатель исходит из принципа справедливости, поскольку явно несправедливым было бы назначать более строгое наказание, по сравнению с тем, какое могло бы быть назначено по месту совершения преступления, хотя следует заметить, что во многих случаях уголовным законодательством зарубежных стран предусматриваются, в сравнении с УК РФ, более строгие меры наказания за аналогичные преступления.

Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Юрисдикция Российской Федерации в отношении военнослужащих обусловлена прежде всего спецификой воинской службы, доступом военнослужащих к особой информации и т.д.

Как правило, международными договорами устанавливается следующий порядок реализации уголовной ответственности:

По делам о преступлениях, совершенных лицами, входящими в состав войск (сил), или членами их семей вне пределов дислокации, применяется законодательство страны пребывания, действуют ее суды, прокуратуры и другие компетентные органы;

По делам о преступлениях лиц, входящих в состав войск, и членов их семей, совершенных в местах дислокации либо при исполнении служебных обязанностей, а также по делам о воинских преступлениях применяется законодательство Российской Федерации и действуют ее прокурорские, судебные и другие компетентные органы.

Часть 3 ст. 12 УК РФ построена с учетом универсального и реального принципов. Содержание первого состоит в том, что уголовной ответственности по УК РФ подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Этот принцип основан на международных обязательствах Российской Федерации по борьбе с наиболее опасными преступлениями, такими как терроризм, геноцид, угон воздушного судна, фальшивомонетничество, преступлениями, связанными с незаконными действиями с наркотическими средствами, и другими опасными преступлениями. Такого рода преступления относят к категории так называемых конвенционных преступлений, в связи с тем что государства - участники соответствующих международных соглашений принимают на себя обязательства по противодействию им, в том числе и обязательства по установлению за совершение таких деяний уголовной ответственности в национальном законодательстве.

Только на основе универсального принципа возможна организация совместной борьбы, координация действий в отношении преступлений указанной выше категории.

Реальный принцип, нашедший свое закрепление в ч. 3 ст. 12 УК РФ, состоит в распространении юрисдикции уголовного закона Российской Федерации на случаи, когда причиняется вред ее интересам вне зависимости от того, что преступление было совершено за пределами нашей страны. Согласно этой норме иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации. Все иные принципы не учитывают того, что реальный вред интересам Российской Федерации может быть причинен и деяниями, совершенными за границей. В этой связи реализация охранительной функции уголовного закона потребовала именно такого решения. При этом следует иметь в виду, что к интересам Российской Федерации относятся не только интересы государства, но и интересы личности граждан России.

Как и в предыдущих случаях, применение положений ч. 3 ст. 12 УК РФ возможно лишь при условии, если совершившие преступления лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 12 УК РФ

1. В ч. 1 ст. 12 закреплен принцип гражданства, согласно которому действие уголовного закона распространяется на строго определенный в законе круг лиц - граждан РФ и постоянно проживающих в Российской Федерации лиц без гражданства.

2. Принцип гражданства вступает в действие при наличии следующих условий:

Совершение преступления на территории иностранного государства;

Совершение преступления против интересов, охраняемых УК;

Деяние признается преступлением по УК, и при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления;

В отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

3. В ч. 2 ст. 12 предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим), заключающийся в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Принцип специальной миссии вступает в действие при совершении преступлений следующих категорий:

Против военной службы (гл. 33 УК);

Общеуголовных, совершенных на территории воинских частей против военнослужащих или иных граждан РФ.

За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

4. Принцип защиты действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12. Для его применения необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если:

Привлекаются к ответственности на территории РФ;

Преступление совершено на территории иностранного государства, приговор по которому в иностранном государстве не вынесен; преступление направлено против интересов РФ.

5. Согласно принципу универсальной юрисдикции иностранный гражданин и лицо без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Принцип универсальной юрисдикции действует, если:

Лицо привлекается к ответственности на территории РФ;

Преступление совершено на территории иностранного государства;

Лицо не было осуждено в иностранном государстве;

Совершено международное преступление или преступление международного характера.

К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др.

Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Принадлежность к гражданству Российской Федерации определяется на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся:

1) главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители;

2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;

3) первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

4) Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 . Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4 . Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарии к ст. 12 УК РФ


1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов России преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного суда.

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы совершенное лицом общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК независимо от того, является ли это деяние преступным по уголовному закону государства места совершения преступления.

Имеющийся приговор - как обвинительный, так и оправдательный - иностранного суда в отношении российского гражданина или лица без гражданства, постоянно проживающего в Российской Федерации, за деяние, совершенное на территории иностранного государства, означает невозможность его привлечения к уголовной ответственности по УК за это же деяние после его возвращения в Россию.

Лицом без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Вид на жительство выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен еще на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).

2. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12 УК).

Этот принцип действует при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. В соответствии с договоренностями государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.

Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов Российской Федерации либо ее граждан, а также за преступления против военной службы.

3. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина РФ или постоянно проживающего в России лица без гражданства, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК).

Реальный принцип дополняет территориальный и принцип гражданства, предусматривая преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ.

Под преступлениями, направленными против интересов Российской Федерации, понимаются преступления, совершенные против государства, его органов и организаций.

Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в Российской Федерации, является лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).

4. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.

В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие реализует принцип невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.