Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении кратко Слушания делам об административных правонарушениях


Воронежский институт МВД России

Кафедра административного права

Тезисы лекции

по учебной дисциплине «Административное право и административный процесс»

Тема № 10.2.5: Рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Учебные вопросы:

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

2. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Учебные цели:

1. Разъяснить обучаемым процессуальные особенности стадий рассмотрения дела об административном правонарушении и пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

2. Раскрыть компетенцию органов внутренних дел по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в рамках данных стадий.

3. Совершенствовать знания обучаемых относительно сферы общественных отношений, регулируемых административным правом.

4. Сориентировать обучаемых относительно овладения навыков в области административной юрисдикции органов внутренних дел.

Список использованной литературы:

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм., внесёнными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. № 20; 10 февраля 1996 г. № 173; 9 июня 2001 г. № 679; 25 июля 2003 г. № 841) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 152; № 7. - Ст. 676; 2001. - № 24. - Ст. 2421; 2003. - № 30. - Ст. 3051.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 20.11.2010) // Собр. законодательства РФ.- 07.01.2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 1.

3. О полиции [Текст]: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 7. - Ст. 900.

4. Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы [Текст]: Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2011. - № 15. - Ст. 2037.

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] (с изм. от 28 июля 2004 г.) // Рос. газ. - 2002. - 20 ноября; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3230.

6. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан [Текст]: Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) // Ведомости РФ. - 1993. - № 19. - Ст. 685; Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 51. - Ст. 4970.

7. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 19. - Ст. 2059.

8. Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством [Текст]: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 475 // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 27. - Ст. 3280.

9. Об утверждении Правил задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации [Текст]: постановление Правительства РФ от 18 декабря 2003 г. (ред. 28.08.2009 г.) N 759 // Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 51. - Ст. 4990

10. О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию: Приказ МВД Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - № 36.

Юридическая литература

1.Административное право России: учебник / Под общ. ред. А.И. Каплунова. – М.: ДКО МВД России, 2011. - 719 с.

2. Административное право: Учебник для вузов / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. – М.: НОРМА, 2007. – С. 512.

3. Барциц И.Н. Приоритетные направления совершенствования административных процедур / И.Н. Барциц // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 5 - 11.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Эксмо, 2007. - 528 с.

5. Бельский К.С. Полицейское право: учебник / К.С. Бельский. - М.: Дело и Сервис, 2006. - 816 с.

6. Головко В.В. Понятие и назначение юрисдикции по российскому праву / В.В. Головко // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 20 - 25.

7. Леженин А.В. Административная юрисдикция органов внутренних дел: курс лекций / А.В. Леженин. – Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2012. – 117 с.

8. Общее административное право: учебник / под общ. ред. проф. Ю.Н. Старилова. - Воронеж: ВГУ, 2007. – 976 с.

9. Панова И.В. Административно-процессуальное право России / И.В. Панова. - 2-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007. - 336 с.

10. Россинский Б.В. Административное право: учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 4 -е изд., пересмотр и доп. - М.: Норма, 2009. - 928 с.

11. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право [Текст] / В.Д. Сорокин. – Спб.: Юридический центр-Пресс, 2004. – 598 с.

12. Цуканов Н.Н. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: монография / Н.Н. Цуканов; научн. ред. Ю.П. Соловей. - Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2012. – 465 с.

13. Шейфер С.А. Понятие доказательства: спорные вопросы теории / С.А. Шейфер // Государство и право. - 2008. - № 3. - С. 20 - 25.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Характеризуя данную стадию, Н.Н. Цуканов, в частности, отмечает: «Принято считать, что основное содержание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении связано с решением вопроса о виновности соответствующего лица в совершении административного правонарушения и определением меры наказания. Подобное утверждение представляется слишком обобщённым, поскольку здесь по-прежнему решаются задачи, сформулированные ст. 42.1 КоАП РФ и явно выходящие за рамки отмеченных ориентиров. В частности, принимаются отдельные решения, направленные на обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также предпринимаются меры, связанные с определением и устранением причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений».

В.В. Денисенко определяет стадию рассмотрения дела об административном правонарушении как «фактически первую стадию административно-деликтной юрисдикции», в рамках которой «происходит реализация материальных, компетенционных и процессуальных норм, в конечном счёте предопределяется социальная эффективность всего правоприменительного процесса. Именно на данном этапе решается вопрос о виновности или невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается правовая, логическая и психологическая характеристика не только правоприменения, но и обоснованность административной ответственности».

Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении, как уже говорилось выше, состоит из следующих этапов:

1) подготовка к рассмотрению дела;

2) непосредственное рассмотрение дела и принятие по нему решения;

3) доведение принятого решения до сведения участников производства.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства и отводы.

По результатам правовой оценки данных обстоятельств, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, орган или должностное лицо на этапе подготовки дела к слушанию разрешает следующие вопросы, по которым при необходимости выносит определение:

1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения дела;

4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о приводе указанных лиц.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 29.5 КоАП РФ.

Довольно разнообразны нормы о сроках рассмотрения данного дела . Ст. 29.6 КоАП РФ определяет, что оно рассматривается:

1) в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (общее правило);

2) в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела;

3) с возможностью продления срока (в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц, о чём выносится мотивированное определение);

4) в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ), причём продление указанного срока не допускается;

5) в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела (дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение), а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания;

6) не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности), при этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Ст. 29.7 КоАП РФ определён порядок рассмотрения дела об административном правонарушении. При этом, в частности:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится (при возникновении соответствующей необходимости) определение об отложении рассмотрения дела.

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 КоАП РФ.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия.

При рассмотрении дела должностным лицом органа внутренних дел протокол о рассмотрении дела не ведётся, так как в силу ст. 29.8 этот процессуальный документ составляется только в коллегиальном органе.

Ст. 29.9 КоАП РФ определяет виды решений по делу об административном правонарушении. В частности, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении (в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП РФ, в соответствии с примечаниями к указанным статьям).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено определение:

1) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Процессуальные требования к итоговому решению - постановлению по делу об административном правонарушении изложены в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 29.11 объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 КоАП РФ, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Также копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

По делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 20.8, 20.9, 20.12 КоАП РФ, в отношении лица, которому огнестрельное оружие и боеприпасы (патроны) вверены в связи с выполнением служебных обязанностей или переданы во временное пользование организацией, копия постановления о назначении административного наказания направляется в соответствующую организацию.

В заключение рассмотрения данной стадии следует отметить, что в соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий (организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление).


Похожая информация.


Любое производство по делу об административном правонарушении – противоправном, виновном действии (бездействии) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность – состоит из нескольких взаимосвязанных стадий. Первая из них – возбуждение дела об административном правонарушении.

Вторая стадия, которая по сути является основной – рассмотрение дела об административном правонарушении. Основной данную стадию считают прежде всего потому, что именно на этой стадии решается принципиальный вопрос о виновности/невиновности лица в совершении административного правонарушении (далее также – АП), назначении правонарушителю того или иного вида административного наказания или прекращается производство по делу.

Данной стадии посвящена глава 29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судьей, то оно рассматривается в двухмесячный срок со дня получения данным судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Дело об АП рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица .

Дело об АП, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия производства об административном правонарушении включает в себя несколько этапов :

    Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

    Собственно, рассмотрение дела об административном правонарушении;

    Принятие решения по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:

    судьями (мировыми судьями);

    комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

    органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

    органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях , достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дел о некоторых административных правонарушениях, которые определены ст. 28.1 КоАП РФ, являются также сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия , органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

Эти материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. В случае если рассмотревшее их должностное лицо отказало в возбуждении дела, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
  • составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

    оформления предупреждения или с момента назначения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составлялся.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения дела прокурором, а также предусмотренных ст. 28.6 КоАП РФ случаев назначения административного наказания без составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших , если они имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ , предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Эти лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются прежде всего должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела о данных административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 Кодекса.

Помимо этого, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти , их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ . Государственные органы, уполномоченные составлять протоколы о конкретных административных правонарушениях в дополнение к органам, рассматривающим дела об этих правонарушениях, указаны в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Перечень должностных лиц данных органов, уполномоченных составлять такие протоколы, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти .

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных некоторыми статьями КоАП РФ, вправе составлять: члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума; члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав ; инспектора Счетной палаты РФ; должностные лица государственных внебюджетных фондов.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Однако в случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки , предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ для административного расследования.

Если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере, не превышающем одного минимального размера оплаты труда (а при нарушении таможенных правил — в размере, не превышающем 10 МРОТ), протокол об административном правонарушении не составляется. Уполномоченным на то должностным лицом оформляется предупреждение либо назначается и взимается административный штраф прямо на месте совершения административного правонарушения1. Однако если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения или назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения правонарушения, то протокол об административном правонарушении составляется и в этом случае.

В тех случаях, когда после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды , производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении отражаются:

  • дата и место составления определения;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение;
  • повод для возбуждения дела об административном правонарушении;
  • данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев). По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье , в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (или вынесения постановления). Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест , передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Стадия исполнения таких постановлений (решений) состоит из трех этапов:

  1. обращения к исполнению (в ст. 31.4 КоАП РФ говорится о приведении в исполнение);
  2. реального исполнения наказания , назначенного постановлением (решением);
  3. окончания исполнения постановления (решения).

Важный юридический вопрос — время вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу. С этого момента лицо официально признается правонарушителем, считается виновным, привлекавшимся к . Постановление вступает в законную силу, если оно не было обжаловано в установленный ст. 30.3 КоАП РФ 10-дневный срок со дня вручения или получения лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим , их законными представителями копий постановления.

Окончание исполнения постановлений о назначении административных наказаний

КоАП РФ регламентирует два варианта окончания производства по исполнению постановления, а значит, и окончания всего производства по делу:

а) когда исполнение произведено в полном размере;
б) когда исполнение не производилось или произведено неполно в связи с наличием обстоятельств, названных в законе .

Если постановление исполнено в полном размере (штраф взыскан, конфискованные вещи изъяты, виновный отбыл арест и т. д.), орган, должностное лицо, осуществлявшие исполнение, обязаны произвести два формальных (технических) действия:

а) сделать в постановлении отметку о виде, размере, дате исполненного наказания ;
б) направить исполненное постановление органу, должностному лицу, судье , который его вынес.

В ч. 2 ст. 31.10 КоАП РФ названы основания, при наличии которых полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено судье, органу, должностному лицу, принявшему его.

Во-первых, называется такое обстоятельство, что по указанному в деле адресу виновное лицо не проживает, не работает, не учится или не находится юридическое лицо , на имущество которого может быть обращено взыскание.

Во-вторых, полностью или частично неисполненное постановление может быть возвращено субъекту, его вынесшему, если у лица, привлеченного к административной ответственности , отсутствует имущество, доходы , на которые может быть обращено взыскание. В этом случае к постановлению должны быть приложены: акт о несостоятельности гражданина или об отсутствии имущества; справка банка об отсутствии денег на счете юридического лица, частного предпринимателя ; документ о мерах, принятых для отыскания имущества, доходов у лица, подвергнутого административному наказанию .

В-третьих, полностью неисполненное постановление должно быть возвращено, если истек годичный срок давности приведения его к исполнению.

При рассмотрении вопроса о прекращении исполнения полностью или частично неисполненного постановления следует также иметь в виду, что исполнение должно быть прекращено также в случаях: смерти лица, привлеченного к ответственности; отмены постановления, вступившего в законную силу.

Исполнение постановлений о назначении административного штрафа

Порядок исполнения наиболее широко применяемого административного наказания — штрафа — регулирует ст. 32.2 КоАП РФ. Специфика этой санкции имущественного характера состоит в том, что она предполагает взыскание определенной денежной суммы. Эта сумма может быть внесена самостоятельно лицом, привлеченным к ответственности, сразу полностью или по частям, наличными или путем перечисления на банковский счет . Штраф может быть взыскан и принудительно, тоже полностью и по частям, из регулярно получаемых сумм или со счетов, а также путем обращения административного взыскания на имущество физического или юридического лица .

Если оштрафованное лицо в течение установленного законом срока не выполнит обязанность уплатить штраф, то судья (орган, должностное лицо), вынесший постановление, обращает постановление к принудительному исполнению.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в срок. За данное правонарушение наступает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток.

Исполнение постановлений о лишении специального права

Наиболее часто на практике лишаются права на управление автомототранспортных средств водители за нарушение Правил дорожного движения. Постановление судьи о лишении такого права исполняется органами внутренних дел. В основном этим занимаются должностные лица структурного подразделения ОВД - ГИБДД.

Постановление судьи о лишении права на управление трактором, самоходной машиной, другими видами самоходной техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием этой техники. К таковым в соответствии со ст. 23.35 КоАП РФ относятся органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, системы Министерства сельского хозяйства РФ.

В ст. 32.6 КоАП РФ говорится об изъятии у виновного документа, которым удостоверяется, что гражданину дано специальное право (на управление автомототранспортным средством, охоту).

Очевидно, что изъятие документа, подтверждающего право лица на управление транспортным средством, охоту, — лишь формальная часть карательного воздействия, содержащаяся в таком наказании , как лишение специального права. Главное же в том, что виновный на определенный срок лишается права заниматься определенным видом деятельности. А если он будет ею заниматься, то, независимо от того, изъят у него соответствующий документ или нет, его действия будут квалифицироваться как нарушение правил охоты, дорожного движения и т. д.

Соответственно исполнение постановления о лишении специального права предполагает последующий контроль за тем, чтобы наказанный не занимался соответствующей деятельностью.

О водителях-профессионалах, которые работают в таком качестве по найму в организациях, у частных лиц на переданных им или на своих транспортных средствах и были лишены права на управление, ГИБДД обязана сообщить по месту их работы об этом. Постановление о лишении водителя права на управление транспортными средствами является основанием для увольнения лица с работы или перевода его с его согласия на другую работу.

Часть 2 ст. 32.7 КоАП РФ содержит правило исчисления срока лишения специального права в тех случаях, когда документы на право управления транспортными средствами и охотничьи билеты не были изъяты, а виновные уклоняются от их сдачи после вступления постановления в законную силу. При таких условиях срок лишения специального права прерывается. Он начинает исчисляться со дня сдачи виновным или изъятия у него документа.

Очевидно, что применение специального правила исчисления сроков влечет неблагоприятные последствия для лица, уклоняющегося от исполнения наказания. Поскольку время до сдачи (изъятия) документа не включается в срок лишения права, общий (фактический) срок наказания становится больше, чем срок, названный в постановлении судьи. По существу, ч. 2 ст. 32.7 содержит «исполнительскую санкцию» для виновных, а значит, такая санкция не должна применяться, если лицо не уклоняется от выполнения обязанности, но из-за болезни, по другим уважительным причинам не могло своевременно ее выполнить.

Если лицо, ранее лишенное специального права за административное правонарушение , за новое административное правонарушение подвергнуто такому же наказанию, то срок исполнения нового наказания начинает идти со дня, следующего за днем окончания первого назначенного административного наказания .

Исполнение постановлений об административном аресте

Исполнение постановлений об административном аресте имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения, а значит, фактически вступает в силу немедленно после его вынесения.

Исполнение таких постановлений возложено на органы внутренних дел. ОВД обязаны обеспечить доставление наказанных в специальные помещения, содержание их там под стражей, питание и необходимые для проживания в закрытых помещениях условия. При размещении арестованных в камеры мужчины и женщины должны находиться в разных помещениях. Арестованные содержатся в специальных приемниках или в специально оборудованных для этого камерах.

Перед водворением в камеру арестованные досматриваются сотрудниками ОВД одного пола с арестованным в присутствии двух понятых. У арестованных изымаются предметы и вещи , кроме одежды, обуви, носовых платков, очков, предметов личной гигиены и туалетных принадлежностей. Изъятое имущество подробно описывается в протоколе личного досмотра и досмотра вещей.

Лица, подвергнутые административному аресту, дактилоскопируются и фотографируются.

Арестованным запрещается хранить и употреблять спиртные напитки и наркотические средства, играть в карты и другие азартные игры. Им предоставлены права :

  • обращаться с просьбой о личном приеме к руководству специального приемника;
  • один раз за время ареста пользоваться телефоном для связи с родственниками продолжительностью до трех минут;
  • иметь спальное место и постельные принадлежности во время сна;
  • пользоваться настольными играми, читать газеты и журналы, слушать радио;
  • получать вещевые и продуктовые передачи;
  • на ежедневную часовую прогулку и др.

Срок отбывания административного ареста начинает идти с того часа, когда произведено административное задержание лица, а последнее на основании ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ исчисляется с момента его доставления в помещение соответствующего субъекта власти . Следует учесть, что срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, исчисляется со времени его вытрезвления.

Если задержанный был освобожден из-под стражи до рассмотрения судьей дела, время задержания приплюсовывается к времени ареста. Если виновный был взят под стражу в зале суда , а ранее не задерживался в административном порядке, срок ареста исчисляется с того часа, когда гражданин фактически был взят под стражу.

Арест исчисляется сутками, начиная с часа, когда лицо было изолировано от общества . В срок ареста не включается время, когда виновный не находился под стражей (был госпитализирован, самовольно оставил место отбывания ареста и т. п.).

За самовольное оставление места отбывания ареста гражданин на основании ст. 20.25 КоАП РФ подвергается аресту на срок до 15 суток. Новый срок ареста добавляется к старому, он начинает идти сразу после окончания исполнения первого постановления об аресте.

Рассмотрение дела об административных правонарушениях как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела, и принятие решения по делу.

Рассмотрение дела об административном правонарушении можно разделить на несколько частей: подготовительная часть; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления по делу об административном правонарушении и его оглашение. Каждая часть имеет свои специфические цели и задачи, но в целом для них характерны определенная самостоятельность, взаимосвязанность, логическая последовательность и завершенность.

Непременным условием законного и обоснованного рассмотрения дел об административных правонарушениях, как в судебном, так и во внесудебном порядке является предварительная подготовка к их разбирательству, которая предполагает обязательное разрешение судьей, коллегиальным органом, должностным лицом вопросов, предусмотренных данной статьей. Так, в процессе изучения дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен решить вопрос о том, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела. Необходимость разрешения данного вопроса обусловлена тем, что в производстве по делам об административных правонарушениях очень часто одни органы возбуждают производство, другие рассматривают и принимают решения, третьи выполняют функции только кассационной и надзорной инстанции. Если судья, орган, должностное лицо установит, что поступившее дело относится к его компетенции, то дело принимается к рассмотрению. В противном случае материалы дела направляются по подведомственности. В случаях, когда имеет место двойная подведомственность, дело рассматривает тот орган (должностное лицо), к которому оно поступило.

Наличие обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, проверяется в соответствии со ст. 29.2 КоАП. Закон запрещает рассмотрение данного дела этим судьей, должностным лицом, если выяснится, что лицо, на рассмотрение которому направлено дело об административном правонарушении: является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица или юридического лица, защитника или представителя; лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении решается вопрос о том, насколько правильно составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении. Ненадлежащее оформление протокола об административном правонарушении и иных материалов дела свидетельствует о недостаточно полном исследовании события правонарушения и лице, его совершившем. В этом случае они не могут быть приняты к рассмотрению и, как правило, с замечаниями возвращаются тому, кто его составил (ч. 3 ст. 28.8).

На стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении рассматривается вопрос об обстоятельствах, исключающих производство по делу. Так, к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В качестве специалиста, эксперта и переводчика к участию в производстве по делу не допускаются лица, состоящие в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, либо если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела,

При подготовке к рассмотрению дела выясняется вопрос о достаточности имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу. Оценка материалов на этом этапе, с точки зрения достаточности доказательств, носит ограниченный характер, поскольку вопрос о доказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности, не рассматривается, а только при необходимости решается вопрос об истребовании дополнительных материалов либо их возвращении на дополнительное административное расследование лицу, составившему протокол об административном правонарушении, с соблюдением требований ст. 4.5 КоАП.

При подготовке к рассмотрению дела выясняется вопрос о том, имеются ли ходатайства и отводы.

Ходатайство на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении является одной из гарантий все-стороннего, полного и объективного рассмотрения дела. Это может быть ходатайство о допуске к участию в деле, о дальнейшем направлении дела по подведомственности, об исследовании дополнительных доказательств, о гражданском иске и мерах его обеспечения.

Основанием для отвода судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, является наличие родственных связей с лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или потерпевшего, их законных представителей, защитника или представителя либо наличие оснований считать, что это лицо лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела. В таких случаях возможность рассмотрения дела исключается, а судья член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Порядок отводов и самоотводов определяется ст. 29.2 и 29.3 КоАП. Основания для отвода распространяются и на прокурора, эксперта, переводчика, специалиста, секретарей судебного заседания или коллегиального органа (ст. 25.13).

Вопросы, по которым на стадии подготовки к рассмотрению дела выносится определение, относятся к числу значимых. Их разрешение способствует реализации целей и задач, стоящих перед судьями, должностными лицами на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

По общему правилу при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости, выносится определение:

а) о назначении времени и места. Как правило, время для разбирательства определяется таким образом, чтобы обеспечить явку всех вызываемых лиц, а также способствовать созданию наиболее благоприятных условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела.

Место рассмотрения дела об административном правонарушении определяется по правилам ст. 29.5 КоАП;

б) о вызове лиц в качестве представителей, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста, прокурора, защитника и др. Судья, должностное лицо обязаны внимательно изучить список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание. Список лиц, вызываемых в качестве свидетелей, в том числе и по ходатайству лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, или других лиц может быть дополнен. С несовершеннолетним свидетелем, не достигшим возраста четырнадцати лет, вызывается педагог, психолог, которые обязаны присутствовать при его опросе (ч. 4 ст. 25.6). Лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший во всех случаях подлежат вызову (ст. 25.1, ст. 25.2). Обязательному вызову подлежит законный представитель несовершеннолетнего (ст. 25.3). Эксперт вызывается в случаях, когда по обстоятельствам дела была назначена экспертиза (ст. 25.9). Специалист вызывается в тех случаях, когда необходимы специальные познания по вопросам, не требующим проведения экспертизы (25.8). Переводчик может быть вызван в тех случаях, когда возникает необходимость перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении (ст. 25.10);

в) об отложении рассмотрения дела. Отложение рассмотрения дела возможно в случаях поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, если их отвод препятствует рассмотрению дела; отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы (п. 7 ч. 1 ст.29.7);

г) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол. Основаниями возвращения являются: составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами; неправильное составление протокола и оформление других материалов дела; неполнота представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Возвращение протокола об административном правонарушении может иметь место, если допущенные нарушения носят существенный характер. Существенными следует считать те нарушения, которые привели к ограничению или стеснению гарантированных законом прав участников процесса или иным путем повлияли или могли повлиять на всесторонность, полноту и объективность исследования обстоятельств дела, например, административное расследование произведено лицом, не уполномоченным на то законом либо подлежащим отводу; лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, не предоставлен переводчик.

Невосполнимой может быть признана такая неполнота административного расследования, для устранения которой требуется, в частности, проведение процессуальных действий, связанных с собиранием новых доказательств или установлением других лиц, причастных к совершению административного правонарушения, либо осуществления процессуальных действий в значительном объеме;

д) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов на рассмотрение по подведомственности. Вынесение такого определения возможно в случаях, если: рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица (см. комментарий к ст. 22.1); вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи судья, должностное лицо, члены коллегиального органа обязаны изучить круг вопросов, с которыми связывается прекращение начатого производства по делу об административном правонарушении. Если будет установлено одно из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП, то отпадает необходимость разрешать вопросы, связанные с назначением рассмотрения дела об административном правонарушении. В этом случае выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление выносится в соответствии с требованиями, предусмотренными в ст. 29.10. В частности, в постановлении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении может быть разрешен вопрос о приводе. Как вытекает из содержания рассматриваемой статьи, определение выносится в исключительных случаях по отдельным категориям дел.

Место рассмотрения дела

В ч. 1 статьи 29.5. установлено общее правило, согласно которому дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. В основу этого правила положен территориальный критерий подведомственности, однако его применение требует определения персонального (субъекта административного правонарушения) и предметного (характера совершенного административного правонарушения) признаков, поскольку это позволяет определить обслуживающий район (город), на территории которого совершено административное правонарушение.

Вместе с тем допускается рассмотрение дела по месту жительства правонарушителя. В этом случае должно быть заявлено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 4 ст. 28.7 КоАП административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Это означает, что правило, сформулированное в ч. 1 статьи 29.5., распространяется и на категории дел, по которым предусмотрено административное расследование.

В ч. 3 ст. 29.5 закреплено положение об обязательном рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних по месту жительства правонарушителя.

В большинстве случаев рассмотрение дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, правил судоходства, пользования маломерными судами и эксплуатации транспорта осуществляется по общему правилу. Однако в ч. 4 ст. 29.5 предусмотрена возможность рассмотрения некоторых дел по месту учета транспортного средства. Как вытекает из ее содержания, это возможно в случае, если характер правонарушения позволяет назначить административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется судьей, коллегиальным органом, должностным лицом в сроки, предусмотренные действующим законодательством. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении входят в общий срок назначения административного наказания. Их соблюдение является одним из условий своевременного осуществления производства по делу.

Статья 29.6. устанавливает общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении - пятнадцать дней. Он исчисляется со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола и других материалов дела. Днем получения следует считать дату регистрации протокола и других материалов об административном правонарушении.

Предусмотренный пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административных правонарушениях распространяется также на случаи, когда было отказано в возбуждении уголовного дела, либо когда оно прекращено производством, но в действиях виновного имеются признаки состава административного правонарушения. Моментом, с которого исчисляется установленный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, является получение судьей, уполномоченным органом, должностным лицом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела с другими материалами об административном правонарушении.

В ч. 2 данной статьи предусмотрена возможность продления рассмотрения дела об административном правонарушении. Основанием для продления является: поступившее ходатайство от участников производства по делу об административном правонарушении; необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть продлено не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Исчисляется срок в этом случае со дня вынесения мотивированного определения.

Статьей установлен срок рассмотрения дела об административных правонарушениях, совершение которых, влечет наложение административного наказания в виде административного ареста. В этом случае срок рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляется с момента административного задержания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

Непосредственное разбирательство дела об административном правонарушении несет особую правовую нагрузку, поскольку именно на этом этапе разрешается дело по существу.

Разбирательство дела об административном правонарушении по существу означает выяснение обстоятельств, с которыми связываются такие правовые последствия, как привлечение лица к административной ответственности и наложение административного взыскания. Выяснение обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, является обязанностью органа (должностного лица), рассматривающего дело об административном правонарушении. Так, подлежат выяснению при рассмотрении деда об административном правонарушении следующие обстоятельства: а) было ли совершено административное правонарушение; б) виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности; в) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; г) причинен ли имущественный ущерб; д) другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В статье 29.7. впервые законодательно регламентируется логическая последовательность совершения процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу:

согласно п. 1 ч. 1 рассмотрение дела начинается с объявления судьей состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего дело. Судья, председательствующий в заседании коллегиального органа, или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

проверяется явка участников. Их полномочия проверяются путем проверки представленных соответствующих документов (удостоверений личности, доверенностей, документов, удостоверяющих полномочия законных представителей, а также представителей общественных организаций. Например, полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение);

путем опроса выясняется, кто из участников производства не явился и какова причина неявки. При этом могут быть уточнены причины отсутствия путем изучения поступивших писем, сообщений, телеграмм, отметок на возвращенных повестках, на извещениях об их вручениях;

лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности с тем, чтобы они имели возможность принимать активное участие в процессе. Например, переводчику разъясняется, что перевод должен касаться объяснений, показаний, заявлений, ходатайств, задаваемых вопросов и ответов, высказанных мнений и пожеланий лица, не владеющего языком, на котором осуществляется производство дела об административном правонарушении.

При разъяснении обязанностей нелишне указать на возможные последствия их несоблюдения. Разъяснения даются в доступной для лиц, участвующих в деле, форме, четко и ясно. Формальный подход к разъяснению прав и обязанностей может привести к тому, что лица, которым адресовано разъяснение, останутся в неведении относительно своих процессуальных прав и обязанностей; рассматриваются ходатайства лиц, участвующих в производстве, в частности, ходатайства об отводе лиц, участвующих в деле; о рассмотрении дела в отсутствие одного из участников производства по делу; об отложении дела; о возвращении протокола и других материалов дела лицу, составившему протокол; об оказании помощи в собирании доказательств; о привлечении дополнительных свидетелей; о назначении экспертизы; о прекращении дела, о приостановлении дела и др.

Отложение рассмотрения дела представляет собой процессуальные действия судьи, должностного лица по переносу разбирательства дела по существу на другое назначенное время. Его осуществление возможно в любой части рассмотрения дела об административном правонарушении, если имеются к этому основания. Во всех случаях отложение оформляется определением, в котором указываются мотивы отложения, время рассмотрения и те действия, которые должны быть выполнены до нового рассмотрения. О новом рассмотрении дела об административном правонарушении присутствующие извещаются под расписку, а отсутствующим направляются повестки и извещения.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении КоАП установлена определенная последовательность процессуальных действий, направленная на обеспечение принципов производства, таких как равенство всех перед законом, открытость, устность и гласность, состязательность:

оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. После оглашения протокола и иных материалов дела судья, должностное лицо, председательствующий коллегиального органа выясняет у лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, понятно ли ему содержание данных документов;

заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, пояснения специалиста и заключение эксперта, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. По окончании объяснений каждым из лиц, участвующих в деле, их представителям задаются вопросы.

При многообразии процессуальных действий, которыми обладают лица, участвующие в деле, нет необходимости в полном и подробном их перечислении и разъяснении в частности в тех случаях, когда совершение процессуальных действий, право на которые имеется по обстоятельствам дела, вряд ли предполагаются. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия, в соответствии с настоящим Кодексом.

После рассмотрения, исследования и проверки всех доказательств, собранных и представленных участниками производства по делу об административном правонарушении, судья, должностное лицо, рассматривающие дело, спрашивают у лиц, участвующих в деле, и представителей, не желают ли они дополнить материалы дела.

Участники могут высказать свое мнение по поводу юридической оценки, обоснованности привлечения к административной ответственности, квалификации административного правонарушения, меры наказания, по всем другим вопросам, подлежащим разрешению при назначении наказания. Ограничение во времени при высказывании мнений законом не предусмотрено. Однако судья, должностное лицо вправе останавливать участвующих в прениях лиц, если они касаются обстоятельств, не имеющих отношения к рассматриваемому делу. В свою очередь участники прений при несогласии с замечаниями судьи, должностного лица вправе заявить свои возражения, требовать занесения их в протокол. Право последнего высказывания всегда принадлежит физическому лицу, привлекаемому к административной ответственности, и его защитнику. Выступление защитника в судебных прениях должно быть подчинено отстаиванию интересов своего доверителя. В связи с этим защитник в прениях излагает судье, должностному лицу соображения защиты по существу дела и обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, о мере наказания и о гражданско-правовых последствиях.

Если в прениях участвует потерпевший, то он вправе изложить свое мнение по поводу доказанности обстоятельств, которые должны быть разрешены в постановлении.

Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении

Результатом решения по делу об административном право-нарушении является принятие предписания, имеющего государственно-властный характер и облекаемого в форму акта-документа - постановления. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выносятся следующие виды постановлений: а) о назначении административного наказания; б) о прекращении производства по делу.

Постановление о назначении административного наказания выносится в случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности. Определение меры наказания осуществляется в рамках, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях и с учетом принципа индивидуализации.

Сущность принципа индивидуализации характеризуется тем, что при определении вида административного наказания учитываются характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Значимость постановления о назначении административного наказания обусловлена тем, что оно занимает особое место среди актов, издаваемых в процессе производства. Именно в постановлении реализуется решение коллегиального органа, должностного лица или судьи о применении меры наказания. Постановление о назначении административного наказания порождает правовые обязанности как для правонарушителя, так и для государственных органов к его исполнению. Наконец, назначение административного наказания позволяет считать лицо, совершившее административное правонарушение, привлеченным к административной ответственности.

Постановление о прекращении производства по делу выносится в случаях, если:

имеется хотя бы одно из обстоятельств, исключающих производство по делу (см. комментарий к ст. 24.5);

совершенное правонарушение характеризуется малозначительностью и коллегиальный орган (должностное лицо) принял решение ограничиться объявлением устного замечания (см. комментарий к ст. 2.9);

установлено, что в правонарушении содержатся признаки преступления, и материалы дела переданы прокурору, органу предварительного следствия или дознания.

Согласно ч. 2 статьи 29.9. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение. Определение представляет собой разновидность решения, которым не разрешается дело по существу. Так же как и постановление, оно имеет своей целью содействовать осуществлению задач производства по конкретному делу. Каждое из определений выносится на основе применения норм материального и процессуального права на любой стадии производства и по разнообразным вопросам, в частности:

о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ;

о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

Рассмотрение дела об административном правонарушении завершается объявлением постановления. Значение данного процессуального действия определяется тем, что именно с этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления, а также начинает течь срок давности исполнения о наложении взыскания. Поэтому объявление постановления по делу и вручение копии осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством.

Постановление по делу объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле. Несоблюдение данного правила лишает участников производства по делу возможности использовать право на обжалование постановления по делу. Копии постановления должны быть направлены заинтересованным лицам в течение трех дней со дня вынесения решения. Несоблюдение этого срока или не высылка постановления является основанием для восстановления пропущенного срока на подачу жалобы.

По делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8), с установкой на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9) пересылкой оружия, нарушением правил перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему (ст. 20.12) копия постановления, помимо нарушителя, направляется в соответствующую организацию, которая вверила лицу, виновному в совершении указанных нарушений, огнестрельное оружие и боевые припасы в связи с выполнением им служебных обязанностей или передала их ему во временное пользование.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении влечет правовые последствия. Они связаны с вступлением постановления в законную силу. Законная сила постановления обладает рядом правовых свойств: постановление коллегиального органа, должностного лица, судьи вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, а если оно было обжаловано или опротестовано, то лишь при условии, что жалоба или протест оставлены без удовлетворения; с момента вступления в законную силу постановление не может быть обжаловано, но может быть опротестовано; вступление постановления в законную силу означает возможность принудительной реализации принятого решения уполномоченным коллегиальным органом, должностным лицом, судьей; постановление по делу об административном правонарушении обязательно для всех должностных лиц и граждан и подлежит исполнению.

С моментом объявления постановления в законную силу связано окончание стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.