Диагностика речевой готовности детей к школе. Диагностика школьной готовности детей с речевыми нарушениями Методика речевой подготовки детей к школе


Речевая готовность к школе: цель, задачи, направления обучения детей.

Речевая готовность к школе

Что такое обучение грамоте?

Сейчас почти каждый родитель ребенка 4-6 лет озабочен тем, чтобы его малыш еще до школы научился бегло читать и считать, знал цифры и буквы.

Умение ребенка читать и писать до его поступления в школу стало рассматриваться как необходимый, а иногда и основной показатель готовности малыша к обучению в школе. А умение ребенка — дошколёнка читать, считать и писать — как один из важных показателей «способного ребенка» и свидетельством того, что с ребенком занимаются в семье.

Однако грамота подразумевает не просто умение читать и писать слова или тексты, но и точное выразительное изложение собственных мыслей, понимание при чтении смысла текста , т.е. полноценное овладение ребенком письменной речью. Этот процесс требует высокого уровня развития детей — как речевого, так и психологического и физиологического.

Овладение письменной речью предусматривает:

— наличие у ребенка высокого уровня произвольности (умения управлять своим поведением) и осознанности собственной речи (умение отбирать осознанно точные выразительные средства для передачи своей собственной мысли),

свободное владение лексическими единицами языка : умение почувствовать нюансы значения слов, в том числе многозначных (например, а) чистая вода = прозрачная вода, б) чистая посуда = вымытая посуда, но нельзя назвать «чистую» посуду «прозрачной» посудой по аналогии с водой, в) чистый воздух = свежий воздух, но нельзя сказать о нем «вымытый воздух»), умение отбирать необходимые яркие и точные языковые средства для решения поставленной речевой задачи, уместное использовать в речи фразеологизмы, пословицы, поговорки, образные сравнения, синонимы, антонимы,

— свободное владение грамматическими единицами языка:

использование в речи предложений разных конструкций – сложносочиненных, сложноподчиненных, с однородными членами, с прямой речью, умение образовать новые слова от известных — например, лес – лесник – лесной – лесничий – лесок

придумывание новых слов по аналогии: учит – учитель, строит – строитель, пишет – кто? (писатель), воспитывает малышей – кто? (воспитатель), спасает людей – кто? (спасатель);

умение почувствовать значения приставок, суффиксов: например, ехали – приехали – отъехали – объехали – поехали — заехали и другие, утка кря-кря – крякает – кошка мяу-мяу мяукает, но корова му-му – мычит) и др.

— умения выстраивать текст (повествование, описание, рассуждение) в логической последовательности, связывать предложения в тексте друг с другом разными способами,

— умение оценивать выполнение речевой задачи, видеть свои достижения и ошибки, исправлять их, добиваться цели.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др.

Овладение грамотой происходит в школе, однако часть умений формируется в дошкольном детстве в ходе специального обучения в детском саду, на занятиях в детском центре, кружке, студии или дома.

Основой для обучения грамоте в дошкольном возрасте является общее речевое развитие дошкольника. Поэтому подготовка к обучению грамоте малышей-дошколят всегда ведется в тесной взаимосвязи со всей системой развития детской речи и ее сторон:

  1. фонетической (овладение звуковой стороной речи),
  2. лексической (овладение словарём русского языка: развитие активного и пассивного словаря, уточнение словаря, развитие языкового чутья),
  3. грамматической (овладение грамматическим строем родного языка),
  4. развития связной речи (умения строить диалог и монолог)

Речевая готовность к школе: цель

Современные дошкольные образовательные учреждения работают по различным программам. Все комплексные программы имеют раздел, посвященный развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. Кроме того, используются парциальные программы и технологии: Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Рылеева Е.В.Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Открой себя», Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. «Обучение дошкольников грамоте» и другие.

Все современные программы развития речи дошкольниоков ставят перед педагогами следующую цель – развить «правильную», «хорошую» устную речь дошкольников . Что при этом понимается под «правильной» и «хорошей» речью:

«Правильная речь» речь, в которой все языковые единицы (звуки, слова, словосочетания, предложения) употребляются в соответствии с нормами языка, то есть без ошибок.

«Хорошая речь» — речь лексически богатая, точная, выразительная, в которой все слова употребляются с учетом ситуации общения (т.е. с учетом ряда факторов: с кем, где, с какой целью ведется общение).

Овладение дошкольниками устной речью является основой формирования коммуникативной компетенции как базисной характеристики личности ребенка, обеспечивающей благополучие дошкольника в социальном и интеллектуальном развитии.

Речевая готовность к школе: основные задачи

Подготовка детей к обучению грамоте в детском саду предусматривает работу по нескольким направлениям:

1.Воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, освоение средств звуковой выразительности речи (тона, тембра, ударения, силы голоса, интонации и др.), воспитание орфоэпической правильности речи.

2.Развитие словаря – обогащение и активизация словарного запаса детей, обучение их уместно использовать слова в различных ситуациях общения, отбирать наиболее точные слова и выражения, развитие выразительной образной речи детей.

3.Формирование грамматического строя речи – практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, формирование морфологической стороны речи (изменение слов по числам, родам, падежам, практическое усвоение наклонения глаголов – иди, беги, идем, бежим, идемте, побежал бы, пошел бы, употребление прилагательных в разных степенях сравнения – добр – добрее, тихий – тише и др.)

4.Развитие связной речи (диалогической и монологической) – развитие умения строить самостоятельные высказывания разных типов – описание, повествование, рассуждение; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них; слушать и понимать речь собеседников; вести себя с учетом ситуации речевого общения.

5.Формирование элементарного осознания явлений языка и речи . Детей учат производить звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомят с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук». Дошкольники учатся подбирать родственные (однокоренные) слова. Они знакомятся с явлениями синонимии и антонимии, подбирая слова, близкие/противоположные по значению. У детей также формируются представления о структуре высказывания (начало, середина, конец) и ее особенностях в разных типах текстов.

Все эти задачи решаются в увлекательной для детей форме, в играх и занимательных заданиях.

Что такое готовность к школе?

Речевая готовность к школе – это лишь часть готовности к школьному обучению.

В бесплатной книге «Готовим к школе: 5 секретов успеха» Вы найдете ответы на вопросы:

  • Как развить у ребенка желание учиться, пойти в школу чтобы познавать новое?
  • Почему это желание пропадает у многих современных детей? И зачем они идут в школу?
  • Как оценивать работы малыша чтобы пробуждать в нем стремление к развитию, к достижению цели?
  • И какое развитие нужно детям?
  • Что ждет семью, когда в ней появится первоклашка?
  • Какие подводные камни встречаются при выборе, кому доверить подготовку к школе, и как их избежать?
  • Умение учиться. Из чего оно состоит и что для него нужно?
  • Как научить ребенка выполнять задания по правилу и образцу, по словесной инструкции?
  • Как развить произвольность – основу основ готовности к школе?
  • Как научить ребенка быть внимательным? Что такое внимание и каковы его свойства? Какие игры и упражнения развивают внимание и как их проводить, чтобы получить отличный результат?
  • Как развивать память и обучать детей приемам запоминания – мнемотехники? В чем отличия памяти мальчиков и памяти девочек?
  • Как научить ребенка сравнивать, анализировать, делать выводы, отличать главное от второстепенного, а не просто запоминать и воспроизводить учебную информацию?
  • Что такое восприятие и зачем оно нужно в обучении? Зачем нужно воображение? Игры и занятия для его развития.
  • Какие знания нужны ребенку до поступления в первый класс? Чему нужно научить ребенка в разных областях – развитии речи, обучении грамоте, математике, знакомстве с окружающим миром?
  • Что важнее – количество или качество знаний, и в чем это качество знаний выражается по отношению к дошкольнику?
  • Как отвечать на вопросы ребенка, чтобы своими ответами развивать его познавательную активность?
  • Какие книги для родителей могут Вам помочь и дадут ответы на многие вопросы?
  • И многие другие вопросы.

Развитие речи – это активный, творческий процесс познания малышами языковой действительности, их игры — «экспериментирования» со словами, звуками, словосочетаниями, предложениями.

В освоении дошкольником родного языка значительную роль играет формирование «чувства языка», воспитание интереса детей к слову, к обсуждению языковых явлений, к наблюдению за собственной речью и речью других людей.

Систему заданий, которая воспитывает у дошкольников языковое чутье, развивает языковые и интеллектуальные способности детей и готовит малышей к школьному обучению Вы можете найти в пособиях, разработанных доктором педагогических наук О. С. Ушаковой – одним из ведущих специалистов нашей страны по методике развития речи детей.

Развитие интереса к родному языку, формирование языковых обобщений, умения осознанно отбирать и творчески комбинировать языковые средства в самостоятельных высказываниях — основа речевого развития ребенка в дошкольном детстве, основа речевой готовности к школе и базис всего дальнейшего лингвистического развития ребенка, полноценного освоения им не только родного, но и иностранных языков.

Желаю Вам и Вашим детям успехов!

Игры и упражнения по развитию речи детей на сайте «Родная тропинка»:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Речевая готовность. Умение полно и последовательно составить рассказ по картинке, по серии сюжетных картинок. Правильное построение предложений. Умение различать гласные и согласные звуки. Умение разделять слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков. Умение определять количество и последовательность звуков в словах типа “мак”, “дом”, “сани”. Умение составлять слова из последовательно заданных звуков. Правильное звукопроизношение и произношение слов различной слоговой структуры. Словарный запас и грамматический строй речи соответствуют возрасту.

Критерии оценки результатов. 3 балла (высокий уровень) – полностью и правильно выполнено задание. 2 балла (средний уровень) – задание выполнено не полностью, имеются незначительные ошибки. 1 балл (низкий уровень) – множественные ошибки или задание не выполнено. 0 баллов – отсутствие ответа.

Критерии оценки составления рассказа. 3 балла (высокий уровень) – рассказ полностью соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности. Допускаются частичные пропуски ситуации. 2 балла (средний уровень) – рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации, однако искажены отдельные смысловые звенья; имеются основные смысловые звенья, но нарушена последовательность отдельных событий. 1 балл (низкий уровень) – рассказ лишь частично соответствует изображенной ситуации, имеются искажения смысла, пропущено более 2 -3 смысловых звеньев. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений.

Критерии оценки звукопроизношения. 3 балла (высокий уровень) – правильное произношение всех звуков. Слоговая структура слов не нарушена. 2 балла (средний уровень) – нарушение произношения одного или двух звуков. Незначительное искажение слоговой структуры. 1 балл (низкий уровень) – значительные нарушения произношения нескольких звуков. Слоговая структура слов искажена.

Готовность к школе (схема логопедического обследования). 1. 2. 3. Связная речь. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Беседа с ребенком. Словарный запас. Обобщенные понятия. Названия предметов и действий (см. картинки: голоса и передвижение животных, названия предметов мебели, посуды, овощей и т. д.) Грамматический строй. Название детенышей животных. Уменьшительно – ласкательные формы существительных. Преобразование единственного числа существительного во множественное.

4. Состояние языкового анализа и синтеза. Фонематический анализ: a) определение первого и последнего звуков в словах: b) астра, муха, шкаф, сумка, друг; радуга, аист, мак, дом, соль. b) количество звуков в слове (назвать звуки): кот, сад, шум; рама, лапа, сани; банка, марка, кошка. Фонематический синтез: составить слово из последовательно данных звуков: с, о, к; ш, у, м; р, а, к; к, а, ш, а; у, т, к, а; и, г, л, а; Слоговой анализп, о, л, к, а; с, а, н, к, и; с, т, о, л, б. и синтез. a) определение количества слогов в словах: лето, рука, малина, дрова, шалаш, топор. b) назвать слово, произнесенное по слогам: вес – на, ра – ке – та, по – то – лок, ско – во – ро – да.

5. § § Звукопроизношение. Общая характеристика – из беседы с ребенком. Дефектную артикуляцию определить в разных условиях: изолированный вариант; в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных; в словах: в начале, в середине, в конце слова (см. альбом обследования); во фразах: для свистящих и шипящих звуков: Саша уступил место старушке. Медвежонок залез на сосну. У наседки шесть пушистых цыплят. для звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, М-МЬ, Н-НЬ: Лара разбила тарелку. Корабль украшен флагами. Орел на горе, перо на орле.

Произношение слов различной слоговой структуры (отметить сокращение числа слогов, упрощение слогов, перестановку слогов): §повторить слова: «ковёр, дверь, морковь, ящерица, собака, карандаш, регулировщик, аквариум, пулемёт, леденец» ; §повторить предложения, фразы: «Мотоциклисты едут на мотоцикле» , «Милиционер остановил велосипедиста» , «Сыворотка из-под простокваши» .

Выводы по результатам обследования: При подготовке детей к обучению в школе особое внимание следует обратить на развитие элементарных навыков языкового анализа и синтеза, а именно: § выделение первого и последнего звуков слова; § определение количества звуков в слове; § определение места звука в слове (начало, середина, конец); § составление слов из последовательно заданных звуков; § деление слов на слоги.

Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего за годы обучения в начальной школе, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать. Правильное и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, является необходимым условием для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом.

Еще до начала обучения грамоте у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

Полноценность владения речевыми звуками. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

Достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Сформированность грамматических систем.К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

Владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).

- речевая коммуникация. К 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Успешность обучения ребенка грамоте во многом определяется его речевой готовностью. Насколько хорошо он владеет звуковой стороной речи, поскольку при помощи букв обозначаются звуки устной речи. Для того чтобы усвоить буквы, необходимо очень четко ориентироваться в звуках: уметь правильно их произносить, безошибочно различать на слух, определять наличие или

отсутствие, а так же приблизительное место расположения заданного звука в слове. Если же поступивший в школу ребенок не владеет названными

умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Диагностика звукопроизношения.

До начала обучения грамоте ребенок обязательно должен овладеть правильным произношением всех речевых звуков. Недопустимы в речи полные звуковые замены (типа сыпленок вместо цыпленок или калтина вместо картина), такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме. Для проверки правильности звукопроизношения попросите ребенка самостоятельно назвать все приведенные ниже картинки. Картинки подобраны на наиболее сложные по артикуляции звуки, к числу которых относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), а также звуки Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й. каждый из этих звуков находится в трех положениях в слове – в начале, в середине и в конце, что позволяет составить более точное представление о правильности его произношения ребенком. Все надписи к картинкам при обследовании нужно закрывать, чтобы ребенок их не видел

Если в процессе обследования будут выявлены звуковые замены, то их необходимо обязательно устранить до начала обучения ребенка грамоте. (Следует иметь в виду, что при нормальном речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи должны исчезнуть не позднее, чем к 5-6 годам.)

Далее необходимо выяснить, все ли речевые звуки различаются на слух. Эта необходимость связана с тем, что запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то во время письма он неизбежно будет испытывать трудности при выборе соответствующих этим звукам букв. Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, а ребенок лишь молча на них показывает. Картинки называются только одним словом, употребляемым в именительном падеже. Картинки называются в разной последовательности, иногда одно и то же название повторяется несколько раз подряд. Нижняя часть лица взрослого закрывается экраном. Взрослому не следует смотреть на называемую картинку.

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие это слово звуки, но и отчетливо представлять себе их последовательность, то есть он должен владеть звуковым анализом слов. На выявление умения выделять отдельные звуки в слове. Можно предложить ребенку следующие задания.

Задание № 1 .

Выделение звука на фоне слова. Ребенку предлагается узнать, есть ли в предъявляемых ему словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове РОЗА?» далее предлагается определить наличие этого звука в следующих словах:

КАРТИНА, СЫР, СУШКА, ВОРОНА.
САНКИ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР, СТРУНА.
ШКАТУЛКА, РАНЕЦ, КАРАНДАШ.
ЛУНА, ТЕТРАДЬ, ПЕНАЛ, ТОПОР.
ГОРА, СУГРОБ, ОБЛАКО.

Ребенок должен уловить лишь само наличие звука в слове, без определения места этого звука.

Задание № 2.

Выделение первого звука из слова. Ребенок должен ответить на вопрос о том, какой первый звук в слове АСТРА. Затем он называет первый звук в таких словах:

УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО, ИВА, АИСТ, УЛИЦА, КРАН, КРЫША, ТРАВА.

Задание № 3.

Выделение последнего звука из слова. Ребенок должен назвать последние звуки в следующих словах:

СУП, ТОРТ, КРОТ, МАК, ПАЛЕЦ,

ОБРУЧ, ДОМ, СТОЛ, СЛОН, ОКНО,
ВЕСНА, КЕНГУРУ.

Задание № 4.

Определение места звука в слове (в начале, середине, конце). Сначала надо убедиться, что ребенок понимает значение самих этих слов, для чего надо попросить его показать начало, середину и конец строки, веревки, линейки и т. п. затем предложить ему определить, в каком месте слова находится, например, звук Ш.

ШТОРМ, ШИЛО, ТИШЬ, ШАЛАШ,
ШИШКА, МАШИНА, ШАЛУН, МЫШЬ,

КРЫШКА, РОМАШКА, ШУТКА, ШАР,
ПОДУШКА, КОШКА, ЛЯГУШКА, ЁРШ,
ШАКАЛ, ШАРФ, БРОШКА, КРЫША, ШУБА.

Если ребенок справился с этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов. Например: назвать первый, второй,

третий и т. д. звуки в словах СТОЛ, СУМКА, КАРТИНА; определить, какой звук слышится после (перед) О в слове ВОЗДУХ и т. п.

Диагностика словарного запаса ребенка.

Далее следует диагностировать достаточен ли словарный запас ребенка. Словарный запас ребенка старшего дошкольного возраста должен составлять не менее 2 000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы, обобщающие слова (типа ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ПОСУДА, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ и т. д.)

Для выяснения имеющихся в словаре ребенка имен существительных можно предложить выполнить ему следующие задания.

Задание № 1.

Попросить ребенка назвать предметы, относящиеся к различным смысловым группам.

Каких ты знаешь животных (домашних и диких) ?

Каких ты знаешь рыб, птиц, насекомых?

Какие ты знаешь деревья, цветы?

Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?

Какую ты знаешь мебель?

Какую ты знаешь посуду?

Какую ты знаешь одежду, обувь?

Результаты выполнения уже одного этого задания позволят составить общее представление о богатстве или бедности словарного запаса ребенка: одни дети назовут, например, множество разных животных, включая и экзотических, а другие ограничатся только кошкой и собакой. В таком случае нужно немедленно приступить к обогащению словарного запаса ребенка.

Задание № 2 .

Предложите ребенку сначала перечислить все изображенные на картинках предметы, а потом назвать их одним словом.

Апельсин, виноград, груша, лимон, яблоко – фрукты

Кровать, стол, стул, тумбочка, шкаф – мебель

Шуба, носки, жилет, плащ, платок, юбка, шапка – одежда.

Задание № 3 .

Вы перечисляете отдельные предметы каждой логической группы. А ребенок называет их одним словом.

Предлагаются следующие группы предметов:

а) корова, лошадь, коза, кролик, овца, кошка, собака;

б) тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось, обезьяна, жираф, бегемот, носорог;

в) курица, петух, утка, гусь, индюк;

г) чайка, орел, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус;

д) бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса;

е) щука, лещ, окунь, судак, сиг, камбала, треска, сом, корюшка, салака;

ж) сосна, ель, береза, дуб, осина, клен, рябина, лиственница, тополь, черемуха, каштан, липа, ива;

з) картофель, капуста, огурец, помидор, свекла, морковь, редиска, репа, редька, тыква, кабачок;

и) яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград;

к) вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика;

л) тарелка, вилка, нож, чашка, блюдце, стакан, кружка, фужер, чайник, кофейник, самовар, графин, кувшин, солонка, масленка, сковорода, кастрюля;

м) стол, стул, кресло. Табуретка, кровать, диван, шкаф, сервант. Буфет, тумбочка;

н) пальто, шуба, плащ, куртка, платье, кофта, свитер, жакет, юбка, брюки, жилет, майка, трусы, сарафан, халат;

о) сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки;

п) кукла, юла, пирамидка, мишка, зайчик, мячик;

р) пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвертка, дрель;

с) трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро.

Для проверки наличия в словаре ребенка достаточного количества глаголов предложите ему ответить на такие вопросы:

а) Кто как передвигается?

Человек ходит, птица…., рыба …., змея …, кузнечик … .

Корова мычит, лошадь…, коза…., свинья…, собака…., кошка…., волк…, медведь…., тигр…., змея…., ворона…., кукушка….., голубь…., соловей…., утка…, гусь…., курица…., лягушка…, комар…., жук….. .

в) Кто что ест?

Собака кость грызет, кошка молоко …., курица зерно….., корова траву…. .

г) Кто чем занимается?

Повар варит, врач…, учитель…., ученик…, строитель…, художник…., пианист…, писатель…., портниха…., прачка…., уборщица…., фотограф…., продавец…., покупатель…. .

д) Что может делать это животное?

Собака лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка…..; волк…..; медведь…..; заяц…..; змея….; лягушка…. .

Для выяснения запаса у ребенка имен прилагательных предложите ему следующие задания, рассчитанные на название признаков предметов.

Задание № 1.

а) Какого вкуса эти продукты?

Сахар сладкий, соль…., лук…., лимон…. .

б) Какого цвета эти продукты?

Огурец зеленый, помидор…., арбуз…., слива…., лимон…., апельсин…., перец…., сахар…., орехи….. .

Задание № 2.

Какая основная черта характера у всех этих животных?

Волк злой, лиса…., собака….. .

Задание № 3.

Назвать как можно больше признаков каждого из перечисленных ниже предметов (величина, цвет, вес, форма, вкус, запах, температура, материал, принадлежность)

Яблоко – большое, тяжелое, круглое, красное, сладкое, ароматное, прохладное…

Платье – длинное, шерстяное, теплое, мягкое, серое, вязанное, мамино…

Куртка –

Собака –

Задание № 4.

Назвать как можно больше предметов, имеющих данный признак. Например: Что бывает ДЛИННЫМ? (нитка, лента, веревка, шнур, проволока, пояс, дорога, река, хвост, платье, юбка, волосы…)

Что бывает КРУГЛЫМ (КВАДРАТНЫМ, ОВАЛЬНЫМ, ТРЕУГОЛЬНЫМ)?

Что бывает ВЫСОКИМ (НИЗКИМ)?

Что бывает ЗЕЛЕНЫМ (КРАСНЫМ, СИНИМ…)?

Что бывает ХОЛОДНЫМ (ГОРЯЧИМ, ТЕПЛЫМ, ПРОХЛАДНЫМ)?

Что бывает СЛАДКИМ (ГОРЬКИМ, КИСЛЫМ, СОЛЕНЫМ)?

Что бывает ШЕРСТЯНЫМ (ШЕЛКОВЫМ, БУМАЖНЫМ, ДЕРЕВЯННЫМ, ЖЕЛЕЗНЫМ)?

Что бывает ТЯЖЕЛЫМ (ЛЕГКИМ)?
что бывает ГЛУБОКИМ (МЕЛКИМ)?

Что бывает КОЛЮЧИМ (ОСТРЫМ, ХРУПКИМ)?

Задание № 5.

Назвать противоположные признаки предметов.

Добрый – злой, старый - …., черный -…., светлый - …., большой - …., длинный - …., высокий - ….. широкий - …., толстый - …., острый - ….., веселый - …., смелый - …., быстрый - …., горячий - …., густой - …., больной - …. .

Задачи № 6 .

Назвать похожие признаки предметов.

Хороший – добрый, приветливый, ласковый, красивый, приятный, заботливый.

Теплый –

Медленный –

Высокий –

Веселый –

Задание № 7.

Попросите ребенка объяснить, что значат выражения:

Золотые руки

Железное сердце

Светлая голова

Тонкий ум

Летящая походка

Теплая встреча

Шелковые волосы

Короткая память

Горькая правда

Сладкая ложь

Для выяснения имеющегося запаса наречий надо побеседовать с ребенком о повадках различных животных, о временах года и суток, об особенностях погоды, о расположении предметов в пространстве и т. п., задавая при этом вопросы: КАК? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КОГДА? Например: «Как бежит мальчик? Где лежит книга? Когда прилетают птицы? Куда они улетают осенью? Откуда выпал птенец?

Диагностика сформированности грамматических систем.

Так же при диагностике речевой готовности дошкольника необходимо выяснить, усвоены ли грамматические нормы языка. Это важно потому, что даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно еще умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически правильно согласовывать слова между собой.

Для проверки сформированности у ребенка грамматической системы словоизменения предложите ему выполнить следующие задания.

Задание № 1.

Образование множественного числа имен существительных.

Назови один предмет и несколько.

Задание № 2.

Образуй множественное число от следующих слов.

Слон, журавль, глаз, окно, стул, дерево, день, лоб, ухо, медвежонок, бельчонок.

Задание № 3.

Согласование прилагательных с существительными.

1) – Добавь к данному слову слова ВЫСОКИЙ и ЗЕЛЕНЫЙ.

Куст какой? –

Трава какая? –

Дерево какое? –

Деревья какие? –

2) – К данным словам добавь слова СПЕЛЫЙ и СОЧНЫЙ.

Виноград какой? –

Груша какая? –

Яблоко какое? –

Фрукты какие? –

3) – Расскажи о предмете какой он.

Снег какой? –

Река какая? –

Море какое? –

Леса какие? –

Задание № 4.

Согласование существительных с числительными.

1) – Закончи мои высказывания.

Один шар, а пять …..

Одна ложка, а семь….

Один медведь, а пять….

Одна пуговица, а десять….

Одна капля, а десять….

Одно ухо, а шесть….

Один лоб, а пять…

Одна шея, а пять….

Одно зеркало, а семь…..

Одна люстра, а десять….

2) – Закончи мои высказывания.

Одна рысь, а две….

Одна ворона, а четыре….

Один верблюд, а четыре…..

Один дятел, а два….

Один гусь, а три….

Один воробей, а четыре….

Один теленок, а два….

Задание № 5.

Употребление предлогов.

Расскажи, где находятся предметы.

Закончи следующие предложения.

Яблоки растут ……(на яблоне)

Яблоко упало…..

Упавшие яблоки лежат ……

Птица пролетела высоко …..

Мальчик подошел ……

Девочка отошла …..

Ответь на вопросы.

Откуда мы возьмем ручку, если она В ПЕНАЛЕ?

Откуда мы возьмем ручку, если она НА СТОЛЕ?

Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ?

Откуда мы достанем мяч, если он закатился ПОД ШКАФ?

Откуда мы возьмем тапки, если они ПОД СТУЛОМ?

Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ?

Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ?

Для проверки сформированности у ребенка системы словообразования предложите ему выполнить следующие задания.

Задание № 1.

Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.

Образуй от данных слов новые. Например: большой стакан, а маленький….(стаканчик).

Большой ключ, а маленький ….

Большой графин, а маленький…

Большая сковорода, а маленькая…

Большая кровать, а маленькая ….

Большая банка, а маленькая….

Большой жук, а маленький …

Большой лес, а маленький ….

Большой ручей, а маленький….

Большое зеркало, а маленькое….

Большая кукла, а маленькая….

Большое перо, а маленькое….

Большие часы, а маленькие….

Большие туфли, а маленькие ….

Большое лицо, а маленькое ….

Большое кресло, а маленькое ….

Большая вишня, а маленькая ….

Большая кастрюля, а маленькая…

Большие сапоги, а маленькие…

Большая змея, а маленькая…

Большое яйцо, а маленькое…

Задание № 2.

Образование глаголов при помощи приставок.

Закончи начатые мной предложения:

Весной птицы прилетают, а осень…

На дерево залезают, а с дерева…

По дороге ходят, а через дорогу…

В дом входят, а из дома…

К дому подходят, а от дома …

Воду в стакан наливают, а из стакана …

Через канаву перепрыгивают, а через реку…

Воду в банку доливают, а песок…

Воду нечаянно разлили, а крупу…

Глазами все рассмотрели, а ушами все…

Задание № 3.

Образование имен прилагательных.

Каждый предмет из чего-то сделан. Расскажи какой он? Например: стул из дерева – ДЕРЕВЯННЫЙ.

Дом из камня -…..

Дом из кирпича –

Шляпа из соломы –

Платье из шёлка –

Шарф из шерсти –

Монета из меди –

Ложка из олова –

Кольцо из золота –

Платок из пуха –

Сумка из кожи –

Ваза из хрусталя –

Миска из глины –

Кораблик из бумаги –

Коробка из картона –

Шуба из меха –

Медвежонок из плюша –

Диагностика умения владеть связной речью.

Речевая готовность к школе предполагает и умение ребенком владеть связной речью. Для проверки состояния у ребенка связной речи попросите его рассказать о том, что он видит на картинке «Зимние забавы».

Дети хорошо владеющие связной речью, смогут составить по этой картинке большой и связный рассказ, нередко дополненный событиями из собственной жизни.

При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию у ребенка речи.

К сожалению, не у всех детей названные речевые умения бывают сформированы к началу школьного обучения. Однако, нередко родители попросту не замечают этой задержки и впервые она обнаруживается лишь в процессе уже начавшегося обучения грамоте, когда на базе этих предпосылок должны приобретаться гораздо более тонкие умения и навыки. Поэтому очень важно своевременно выявить такого рода отставания в речевом развитии детей и обязательно преодолеть его до начала учебного года. Данный дидактический материал помогает выявить недостатки в речевом развитии дошкольников и помочь родителям подготовить ребенка к школе.

Создавая проект, я поняла, что для успешного овладения навыками чтения и письма, а соответственно и успешного обучения в целом большое значение имеет речевая готовность ребенка в дошкольном возрасте.

Если поступивший в школу ребенок не владеет названными в проекте умениями, то его или вообще не удастся обучить грамоте, или в лучшем случае, он будет писать с многочисленными специфическими ошибками, которые не могут быть преодолены без специальной логопедической помощи.

Речевые нарушения необходимо выявить до того, как ребенок пойдет в школу, иначе обучение его будет осложнено многочисленными трудностями, основа которых лежит в речевой неготовности дошкольника

Из опыта работы по этому проекту в дальнейшем мне пригодятся знания об уровне речевой готовности дошкольника, причинах неготовности, чтобы профессионально помочь ему преодолеть возникающие трудности при овладении грамотой.

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом. Очень важно на ранних этапах речевого развития выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и постараться их преодолеть до его обучения грамоте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование готовности к школьному обучению

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше будет развита у ребёнка устная речь, тем легче ему будет овладевать чтением и письмом. Очень важно на ранних этапах речевого развития выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и постараться их преодолеть до его обучения грамоте.

Исследованию подлежат следующие стороны речевого развития:

  1. правильное звукопроизношение,
  2. звуковой анализ слов,
  3. состояние фонематического слуха,
  4. активный и пассивный словарный запас,
  5. сформированность грамматического строя речи,
  6. владение связной речью.

До начала обучения грамоте ребёнок должен овладеть правильным звукопроизношением. Для обследования звукопроизношения ребёнку предлагается набор предметных картинок с изображением предметов, имеющих свистящие, шипящие, сонорные звуки в различных позициях: в начале слова, в середине, в конце.

Например:

С - Сук, коСа, автобуС;

СЬ – Сетка, оСёл, гуСь;

З - Зонт, коЗа;

ЗЬ- Земляника, обеЗьяна;

Ц - Цапля, кольЦо, огуреЦ;

Ш - Шуба, шиШка, дуШ.

Исследование фонематического слуха

Для проверки правильного произношения парных звонких и глухих согласных звуков предлагается следующий набор картинок:

П – Б ПОЧКА – БОЧКА

К - Г КОРКА – ГОРКА

С -З САЙКА - ЗАЙКА

Т-Д ТОЧКА – ДОЧКА

Ф -В ФАНЯ – ВАНЯ

Ш -Ж САША - САЖА

Звуковой анализ слов.

Для письменного воспроизведения любого слова ребёнок должен не только различать все составляющие звуки слова, но и владеть их последовательным написанием, а значит владеть звуковым анализом слов.

1. Выделение звука на уровне слова.

Ребёнку предлагается определить, есть ли в предъявляемых ему на слух словах заданный звук. Например: «Есть ли звук Р в слове роза?».

2. Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце. Например: «Определить место звука Ш в слове шум, мышка, душ».

3. Выделение звука из начала и конца слова. Сначала предлагается выделить ударный гласный звук, для чего ребёнок должен ответить на такие вопросы: «Какой первый звук в слове астра?». А в словах: улица, утка, азбука, улей, осень, озеро.

Какой последний звук в словах: окно, метла, весна, кенгуру, луна, зима.

Затем даётся задание на выделение согласного звука из начала и конца слова, например: «Какой последний звук в слове лук?» А в словах: мак, шар, слон, шкаф. «А какие первые звуки в этих же самых словах?» Если ребёнок справится со всеми этими заданиями, можно перейти к упражнениям в более точном звуковом анализе слов.

Словарный запас

Для исследования словарного запаса применяются специальные приёмы, позволяющие выявить состояние активного и пассивного словаря.

Название предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребёнку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);

Обобщающие слова для группы однородных предметов;

Подбор признаков к определённому предмету;

Подбор возможных действий к предмету;

Подбор предметов к заданному действию;

Подбор синонимов (слов, близких по значению);

Подбор антонимов (слов с противоположным значением) и др.

Исследование грамматического строя речи.

Сформированность грамматического строя речи важна потому, что даже достаточно словарный запас не решает полноценности связной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения, связанные высказывания, поскольку только при этом условии можно достаточно выражать свои мысли. Для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

Для исследования грамматического строя речи используются следующие задания:

Образование множественного числа имён существительных (стол - столы);

Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (большой ключ, а маленький - ключик);

Согласование прилагательных существительными (трава какая? - зелёная);

Согласование существительных с числительными (три шара, а пять -шаров);

Употребление предлогов (где лежит книга? – книга лежит на столе);

Образование глаголов при помощи приставок (в дом входят, а из дома - выходят);

Образование относительных и притяжательных прилагательных (хвост у зайца – заячий, сумка из кожи - кожаная).

Владение связной речью.

Умение построить рассказ, последовательно изложить мысль, установить связи между событиями – всё это очень важно для ответов на уроках, где, как правило, требуется полный и логичный пересказ учебного материала. Для исследования связной речи используются следующие виды заданий:

Пересказ прочитанной взрослым сказки или рассказа;

Пересказ просмотренного мультфильма;

Рассказ о событиях прошедшего дня;

Рассказ об интересной прогулке, об экскурсии;

Продолжение начатого взрослым рассказа (а что будет дальше?);

Составление рассказа по данному его концу (что было до этого?) и пр.


Речевая готовность ребенка к школе

Поступление ребенка в школу - важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребенка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развернутой речью, объемом знаний, умений, навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольных учреждений общего типа. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Почему так важна речевая готовность к школе?

Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Исследования доказывают, что не менее трети детей с трудностями в обучении чтению и письму в начальной школе имеют недостатки в развитии устной речи: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, грамматические ошибки (неправильное согласование слов в предложении, искажения окончаний слов и т.д.), низкий уровень связности речи и др).

Критерии речевого развития ребенка семи лет

Ребенок, поступающий в школу, должен:

  • правильно произносить все звуки родного языка;
  • различать и называть слова с определенным звуком;
  • уметь определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • делить слова на слоги;
  • составлять слова из слогов;
  • иметь представление о предложении;
  • уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • использовать разные способы образования слов;
  • пересказывать знакомые сказки и рассказы;
  • составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению?

Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза:

Игра «Посмотри и назови» . При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

Игра «Собери слово» . Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом; [р],[у],[к],[а]- рука;

Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков , ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы, фасоль).

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это…(инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.

Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

Игра «Помоги Незнайке» . Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)

Чтобы сформировать грамматический строй речи , всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Для развития связной речи и в дальнейшем овладения письмом, необходимо умение составлять из слов предложения и делить предложения на слова

Игра «Сосчитай, сколько всего слов в предложении» (Карандаш лежит на столе) Напишите его схемой. Одна клетка сверху вниз три по горизонтали клетки первое слово в предложении, далее слова писать, через клетку, одно слово (три клеточки). Составляйте разные по интонации предложения. Ребёнок должен ответить на вопрос сколько в предложении слов. Развита ли у ребёнка 6-7 лет связная речь, можно узнать, предложив ему пересказать любимый мультфильм, знакомую сказку или только что прочитанный рассказ. Составлять рассказ по картине или серии картинок. Обратите внимание, соблюдается ли логическая последовательность событий, связно ли ребёнок соединяет предложения или просто перечисляет действия.