Что такое бюрократия определение простыми словами. О бюрократии и бюрократизме простыми словами. Бюрократия и бюрократизм в России


Экономический словарь терминов

(от франц. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) бюрократия

    высший чиновничий аппарат, администрация;

    система управления, основанная на формализме, превалировании формального над сущностным, на административной волоките.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

бюрократия

бюрократии, мн. нет, ж.

    Система управления, в к-рой власть принадлежит чиновнической администрации (бюрократам) без всякого сообразования с реальными интересами масс.

    собир. Представители этой системы управления, бюрократы. Профсоюзная бюрократия (вожди профсоюзов, оторванные от масс и пренебрегающие их интересами).

    Чрезмерная забота о формальностях, канцелярских условностях, в ущерб сущности дела (разг. фам.). Разводить бюрократию.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

бюрократия

    Система управления чиновнической администрации защищающей интересы господствующей верхушки.

    собир. Бюрократы.

    прил. бюрократический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

бюрократия

БЮРОКРАТИЯ (букв. - господство канцелярии, от франц. bureau - бюро, канцелярия и... кратия) первоначально - власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем - обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения. Это находит крайнее выражение в авторитарных системах. Демократическое общество стремится выработать формы контроля и управления, направленные на преодоление или ограничение отрицательных черт бюрократии.

Бюрократия

(буквально ≈ господство канцелярии, от франц. bureau ≈ бюро, канцелярия и греч. krátos ≈ сила, власть, господство), специфическая форма социальных организаций в обществе (политических, экономических, идеологических и др.), существо которой заключается, во-первых, в отрыве центров исполнительной власти от воли и решений большинства членов этой организации, во-вторых, в главенстве формы над содержанием деятельности этой организации, в-третьих, в подчинении правил и задач функционирования организации целям её сохранения и укрепления. Б. присуща обществу, построенному на социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках той или иной узкой правящей группы. Коренным признаком Б. является существование и рост слоя бюрократов ≈ привилегированной и оторванной от народа чиновничье-административной касты.

Формы Б. менялись на протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских общественно-экономических формаций. Её зачатки возникают в связи с обособлением сферы государственного управления в рабовладельческих государствах Древнего Востока. Наиболее развитой Б. в этот период была система власти в Китае. Сложные бюрократические системы управления существовали в Римской империи и Византии. В средние века в феодальных государствах Западной Европы бюрократический аппарат имели королевская власть и церковь во главе с папской курией. Усиление королевской власти и абсолютизма сопровождалось ростом Б.

С развитием капитализма и приходом к государственной власти буржуазии бюрократический режим утверждается в сфере политической жизни. Огромное влияние на степень бюрократизации политической жизни в отдельных странах имели социально-политические традиции: формирование централизованных феодальных государств и абсолютизм служили исторической базой для формирования буржуазно бюрократической машины государственной власти. Так было в 19 в. в Европе, в отличие, например, от США, где буржуазно-демократические порядки возникли в «чистом» виде и некоторое время препятствовали всестороннему развитию Б. в политической жизни страны.

Если в докапиталистических формациях Б. существовала прежде всего как форма политической организации, то в период господства капиталистических отношений она становится также формой организации экономической жизни. Переход от эпохи свободной конкуренции к монополистическому капитализму привёл к возникновению Б. и в области экономики. С развитием государственно-монополистического капитализма Б. превратилась в универсальную форму социальной буржуазной организации, начиная с монополий и кончая различного рода добровольными организациями.

В России Б. развивалась в тесной связи с централизацией государства и ростом аппарата самодержавия, превратившись в 18≈19 вв. в военно-полицейскую государственную машину, душившую революционное движение рабочего класса и крестьянства.

Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых индустриальных странах отмечается значительный рост организованности во всех сферах жизни. В экономической области это выразилось в возникновении огромных производственных комплексов и централизации управления ими, в политической ≈ в формировании политических партий, в области культуры ≈ в возникновении централизованной сети средств массовой коммуникации и т.д. Объективный ход социально-экономического развития в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных организаций, которые включают чёткую структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти правила необходимы для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия ≈ это независимость аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отдельных частей организации. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм , ориентация на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б. представляет собой определённое вырождение социальной организации.

Впервые научное понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике гегелевской философии права» Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере организацией содержательной цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых принципов задаче сохранения и укрепления её как таковой. «Бюрократия, ≈ писал К. Маркс,≈ должна... защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 270). В основе Б. лежит стремление верхов подчинить работу организации сохранению и укреплению своего господства. Именно отсюда Маркс выводил такие черты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство, бюрократический произвол. Как писал К. Маркс, бюрократия «... вынуждена... выдавать формальное за содержание, а содержание ≈ за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в канцелярские задачи, или канцелярские задачи ≈ в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и жёсткие предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтаристские решения, что особенно ярко демонстрирует практика работы полицейско-бюрократических машин.

К. Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политической жизни; в работе «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта» он сформулировал задачу слома бюрократической буржуазной машины как первое условие победы социалистической революции. В. И. Ленин в работе «Государство и революция», говоря о тенденции превращения чиновничьего аппарата в условиях капитализма «... в бюрократов, т. е. в оторванных от масс, в стоящих над массами, привилегированных лиц» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 115), разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистической революции путём последовательной передачи функций по управлению обществом широким массам.

Явление Б. привлекает особое внимание буржуазных учёных с начала 20 в., когда рост бюрократических организаций принял огромный размах. Основы немарксистских социологических концепций Б. были заложены в работах немецкого социолога М. Вебера, который рассматривал Б. как «естественную» и «необходимую» форму всякой социальной организации. Сам термин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к организации вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологических работах. Безличность, рациональность, строжайшую регламентированность, ограниченность ответственности Вебер считал «идеалом» всякой организации. В капиталистических странах идеи Вебера нашли применение в системе управления коллективами в рамках политики «научного руководства» (особенно в США). С усложнением организаций, ростом квалифицированности работников и умножением числа обслуживающего и инженерно-технического персонала концепция, делающая акцент на безличном характере отношений людей, была дополнена концепцией «человеческих отношений», согласно которой эффективность работы связывается с морально-психологическим климатом, господствующим в организации, личными отношениями, настроениями, симпатиями и антипатиями членов организации. В качестве противоядия против «бюрократизма» выдвигается программа улучшения личных отношений людей. Концепция «человеческих отношений» не учитывает, что упорядочение и «очеловечение» отношений не уничтожает присущего буржуазной организации антидемократизма управления и тем самым не спасает её от превращения в Б.

Б. современного буржуазного общества и защищающие её концепции вызывают резкую критику как со стороны марксистов, так и со стороны прогрессивно настроенных учёных в буржуазных странах. Процессы роста отчуждения во всех сферах жизни буржуазного общества, атмосфера конформизма и беспринципности являются непосредственным итогом развития Б.

Великая Октябрьская социалистическая революция в России разрушила старую полицейско-бюрократическую машину и положила начало качественно новому типу социальной организации. В. И. Ленин в своих работах заложил основы теории социалистической организации, показав, что социализм создаёт предпосылки для ликвидации бюрократизма.

В качестве одной из основных задач по созданию демократического аппарата власти В. И. Ленин выдвинул задачу изгнать из государственного аппарата «... все следы излишеств, которых в нем осталось так много от царской России, от ее бюрократическо-капиталистического аппарата» (там же, т. 45, с. 405). Борьбу с бюрократизмом В. И. Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя, но и как предупреждение бюрократических извращений, возможных в условиях социализма в результате нарушения норм социалистической демократии. Главным орудием предотвращения бюрократического стиля руководства в условиях социализма В. И. Ленин считал всестороннее развитие внутрипартийной, государственной и хозяйственной демократии в рамках осуществления принципа демократического централизма. В условиях социализма общество вырабатывает не только принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации, но постоянно с помощью критики и самокритики осуществляет контроль за соблюдением норм демократического централизма. Развивая и расширяя сеть организаций (экономических, политических, культурно-просветительские и др.), укрепляя централизм и единоначалие, борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым членом организации, социалистическое общество одновременно расширяет возможности для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отдельными организациями.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Ленин В. И., Заключительное слово по докладу о партийной программе 19 марта. , Полн. собр. соч., 5 изд., т. 38; его же. Странички из дневника. 2 января 1923 г., там же, т. 45; Замошкин Ю. А., Кризис буржуазного индивидуализма и личность, М., 1966; его же. Идейно-теоретические дискуссии вокруг проблемы бюрократии, «Вопросы философии», 1970, ╧ 11; Миллс P., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; Weber М., The theory of social and economic organization, L.≈ N. Y., 1947: Merton R. (eds), Reader in bureaucracy, Glencoe, 1952; Simon Н. A., Administrative behavior, N. Y., 1957; Parsons Т., Structure and process in modern societies, Glencoe, 1960; Etzioni A., A comparative analysis of complex organizations, N. Y., 1961; Blau P. М., Bureaucracy in modern society, N. Y., 1961.

══Н. В. Новиков.

Википедия

Бюрократия

Бюрократия (значения)

Бюрокра́тия :

  • Бюрократия - система управления, в которой реальная власть принадлежит чиновничеству.
  • Бюрократия - чрезмерное усложнение канцелярских процедур, затягивание канцелярских решений.
  • Бюрократия - прослойка канцелярских служащих, чиновничество, номенклатура.

Примеры употребления слова бюрократия в литературе.

Да, конечно, причинами такой ситуации стали и нехватка квалифицированных кадров, и недостаточное жалованье чиновников, порождавшее бездушие и взяточничество, но бедой оказалось также и отсутствие коллегиальности в деятельности бюрократии .

Но и в республиканских странах бюрократизм не раз порождал или воспроизводил цезаризм, бонапартизм, личную диктатуру фашизма, как только соотношение основных классов открывало для бюрократии возможность высшей силы и увенчания.

Выступил Карлос Варела со своими острыми сатирическими песнями, бичующими бюрократию , слова которых подхватывали сотни тысяч голосов.

Богоматерь, церковь как вселюбящая мать, папа римский и священники как материнские образы -- и все это рука об руку с отцовскими элементами строгой патриархальной бюрократии , во главе которой стоял тот же папа, но уже как носитель власти и могущества.

Но, может быть, все остальные классы, за вычетом такой мелочи как компрадорская буржуазия, помещики, верхи бюрократии и деревенские кулаки -- действительно считают кантонское правительство своим?

На самом деле суть письма была в острой атаке против партийной бюрократии и в констатировании того, что не партия принимает какие-либо решения, а что во всем командуют бюрократы - партийные секретари.

Этот процесс обуржуазивания верхов рабочей бюрократии сознательно поддерживается и форсируется социал-демократией.

Нигилизм не есть врожденное качество плохого человека, он есть порождение полицейщины, бюрократии , тупых запретов.

Во внутреннем плане государство всячески-стимулировало рост бюрократии : все больше была нужда в надсмотрщиках, понукателях, контролерах, цензорах, планировщиках, нормировщиках, инспекторах.

Они расплевались с либеральной бюрократией -- вместо того, чтобы впрячь ее в свою работу.

Эта среда, среда высшей бюрократии , как и все ретроградное, имела все основания не любить А.

Израильская бюрократия - самая страшная в мире, она хуже советской, Севела сравнивает ее с сифилисом.

Всеобщее пьянство, спивание советских трудящихся поощряется бюрократией и ее партией - КПСС, поскольку алкоголизм ставит людей вне политики, и превратилось в неофициальную политику спаивания трудящихся с целью упрочения господства бюрократии.

Поэтому даже бюрократия , формирующая все уровни и структуры авторитарной власти, постоянно ощущала при сталинском режиме тревогу и страх.

И побившись лбом, окропленным черным потом недолгого помешательства, о невидимую стену, отделившую на всех уровнях существования реальную жизнь от бесоеского царства театральной бюрократии , играющей с неистовством и самоубежденностью параноика в заседания, съезды, конференции, слеты, месячники дружбы, трудовые вахты, юбилейные сессии, субботники, митинги протестов, выборы судей, демонстрации всенародного подъема и небывалого единства с родными партией и правительством, я растерянно спрашиваю: что же это происходит, господа-товарищи?

22.05.2018 3 611 0 Игорь

Психология и общество

Бюрократия – неизбежный и закономерный спутник любого процесса в обществе, построенном на принципе централизации власти. Но она всегда вызывает недовольство и даже негодование со стороны населения, вызванные ожиданием в многочасовых очередях с целью получения необходимых справок и документов, безрезультатными попытками получить решение какого-либо вопроса от органов управления и государственной власти, канцелярской волокитой, непрекращающейся бумажной работой, которая подменяет реальную необходимую помощь населению. Что означает бюрократия простыми словами?

Содержание:



Что такое бюрократия?

Бюрократия (от французского « bureau» – бюро, канцелярия и греческого «kratoc» – господство, власть) – это управленческая функция государства, в основе которой лежит четкая вертикальная иерархия для выполнения наиболее эффективным способом поставленных перед государством задач. В осуществление этой функции включены абсолютно все государственные органы управления. Бюрократия несет в себе негативную окраску, тем не менее она существует во всех странах, власть в которых сосредоточена в руках органов центральной правительственной власти. Она выгодна для государства по следующим причинам:

  • является своеобразным инструментом для манипулирования обществом;
  • позволяет держать население страны на коротком поводке, не давая возможности проявлять лидерские способности.

В настоящее время бюрократия получила более широкое распространение, став использоваться не только в сфере государственного управления, но и для описания способа управления какого-либо крупного предприятия или корпорации с большим и разветвленным штатом менеджеров. Бюрократия стала применяться по отношению к таким сферам профессиональной деятельности как корпоративная, профсоюзная, церковная и т.д. Бюрократию характеризуют:

  • «вертикальные» информационные потоки;
  • формализованные способы принятия решений;
  • претензии на особый статус в обществе.

Как появилась?

Бюрократия появилась одновременно с появлением письменности в Древнем мире (Египет и Шумер). В период жизни Конфуция были реализованы первые задумки сложной бюрократической системы. Позже она появилась в Древнем Риме и Византийской империи, которые были странами с тотальным контролем над обществом.

Родоначальником термина «бюрократия» считается французский экономист Винсент де Гурнэ, который ввел это понятие в обращение в 1745 году, обозначив с его помощью исполнительную власть в обществе. Немного позже немецкий социолог, экономист и историк Макс Вебер занялся научным всесторонним исследованием такого феномена, как бюрократия.




Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы бюрократии носят условный характер: для кого-то плюсы являются явными минусами, а минусы – плюсами. Рассмотрим преимущества и недостатки бюрократии, которые затрагивают интересы всего общества.

Преимущества:

  1. Четко построенная иерархия органов управления, которая корректирует их деятельность, предписывает строгий порядок во всем, ведет общество или организацию к более высокому уровню развития;
  2. Строгое распределение обязанностей, когда каждый отвечает за свой участок работы и не лезет в чужой, что ведет к повышению эффективности и производительности труда;
  3. Обеспечение принципа единства правил для всех граждан, независимо от их статуса и уровня жизни, что ведет к ощущению чувства справедливости и равенства всех перед законом;
  4. Осуществление координации на основе принципа сверху, что ведет к снижению текучести кадров.

Недостатки:

  1. Жесткость в необходимости принятия норм и стандартов поведения, невозможность в решении насущных вопросов коллективным голосованием, все решения принимаются сверху, навязываются, большинство должно придерживаться мнения меньшинства, которое является истиной последней инстанции;
  2. Односторонний подход к поиску вариантов решения вопросов, отсутствие выбора альтернативы в качестве нахождения наилучшего решения;
  3. Отсутствие искренности, открытости, доброжелательности в человеческих отношениях, поскольку сфера управления регламентируется строго установленными правилами поведения, из-за чего люди приходят к выводу, что с ними обращаются плохо, невнимательно и не по-человечески;
  4. Неприветствие выдвижения новых идей и новаторства в целом, неприятие тех, кто стремится к чему-то новому и более совершенному;
  5. Попытка контролировать всех сотрудников с помощью жесткой дисциплины.

Можно сделать вывод, что минусов больше, поэтому бюрократия и вызывает всегда негативную реакцию со стороны населения. Тем не менее она неизбежна и вряд ли сойдет на нет в ближайшей перспективе, ведь ее основная цель – подчинить себе общество.

Теория рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер разрабатывал теорию, согласно которой каждая новая эпоха жизни общества влечет за собой возрастание роли организационного фактора. Он изучал основы индустриального общества, структуру которого лучше всего понять помогает теория бюрократической организации. Бюрократия по М.Веберу – аналог индустриальной организационной формы и она является воплощением рациональности в управлении обществом.

Основная причина появления бюрократии во всех сферах общественной жизни – это процессы экономической и политической концентрации. Эти идеи М.Вебера очень близки марксистской теории, в которой К. Маркс подчеркивал, что капитализм основан на отделении работника, производителя от используемых ним средств производства и производительной деятельности в целом. Откуда и возникает необходимости в посреднической деятельности между самим производителем и орудиями труда, выполнение которой берут на себя органы управления. В их основе лежит бюрократический принцип. Теорию М.Вебера о рациональной бюрократии по этой причине называют функционалистской.

Два типа бюрократии по М.Веберу:

  1. Патримониальная – свойственна для традиционного общества. Ее отличительная особенность – иррациональность.
  2. Рациональная – присуща для капитализма.

В традиционном обществе все подчиняется традициям, поэтому бюрократия носит авторитарный характер, в ней нет формально-рационального начала. По-другому обстоит дело в современном мире, где в государствах и управляющие (бюрократия), и подчиненные (граждане) подчиняются не отдельным личностям, а законам. Главная идея М.Вебера: представление современной бюрократии в качестве структуры управления. Поскольку общество преследует неуклонную рационализацию всех сфер общественной жизни, то это ведет к постоянному возрастанию роли и значения бюрократии в таком обществе.

Рационализм бюрократии М.Вебер характеризует следующими признаками:

  • Личной ответственностью каждого за свой участок работы;
  • Жесткой координацией для достижения общих организационных целей;
  • Оптимальным действием безличных правил;
  • Четко построенной иерархической зависимостью.




Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе :

  • Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
  • Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
  • По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
  • Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
  • Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
  • Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
  • Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
  • Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
  • Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии :

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты : стабильность, иерархия, разделение труда .

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Типы бюрократии

Классическая или аппаратная

Соответствует модели, которая построена М.Вебером. Для этого типа характерно минимальное использование работниками собственных знаний и опыта в управлении, нежелание повышать свою квалификацию, поскольку основной обязанностью является четкое выполнение своих функций, а роль управленцев в организации очерчена строгими рамками.

Аппаратная бюрократия характерна для:

  • министерств и ведомств;
  • учреждений государственного или муниципального управления;
  • организаций со стабильной структурой и нединамичными отношениями с макросредой.

Основные достоинства:

  • Стабильность и отсутствие хаоса;
  • Четкая специализация;
  • Унификация и стандартизация всех процессов, что уменьшает вероятность ошибок и промахов;
  • Гарантия надежности управления;
  • Формальные правила и нормы обеспечивают слаженность деятельности.

Недостатки:

  • Ведет к бюрократизму;
  • Отсутствие стимулов и мотивационных механизмов деятельности;
  • Игнорирование умственных способностей и особенностей психики работников;
  • Принятие неадекватных и несвоевременных решений из-за неэффективности этого типа бюрократии в условиях динамичности и неопределенности окружающей среды в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Профессиональная

Деятельность управленцев по-прежнему ограничена ролевыми рамками, но предполагает наличия глубоких профессиональных знаний в специальных областях деятельности.



По сравнению с аппаратной бюрократией профессиональная:

  • Имеет более высокую степень компетентности;
  • Учитывает не только сам управленческий процесс, но и условия его осуществления;
  • Обладает меньшей формализованностью;
  • Имеет большую свободу в принятии решений в рамках своей деятельности, поскольку высшее руководство не настолько компетентно в решении узкого круга специфических вопросов;
  • Использует группирование рабочих мест по функциональному и иерархическому принципу.

Преимущества:

  • Позволяет решать неординарные задачи, поскольку требует от исполнителей глубоких профессиональных знаний;
  • Повышение мотивации работников в решение не только личных вопросов, а групповых и общих;
  • Меньший контроль со стороны высшего руководства, что дает свободу в проявлении творческих способностей.

Недостатки:

  • Требует больших вложений в постоянное повышение образовательного уровня работников;
  • Снижение эффективности в условиях неизменности внешней среды;
  • Необходимости применения более сложных форм применения власти: использование, кроме принудительной и вознаградительной, экспертной и информационной власти.

Адхократия (от латинского «ad hoc» – специальный и греческого «kratos» – власть)

Возникла относительно недавно в начале 70-х годов ХХ века. Это понятие применил А. Тоффлер для организационной структуры временных рабочих групп, которые создаются для решения какой-то одной задачи или выполнения одного проекта.

Адхократия является аппаратом управления, который состоит из профессионалов, четко выполняющих свои функциональные обязанности. Это своеобразная адаптивная структура, способная к быстрым изменениям в зависимости от круга вопросов, которые необходимо решить в данный момент. Каждый раз подбираются специалисты с необходимыми в данной ситуации знаниями. Адхократия в отличие от двух предыдущих типов бюрократии:

  • Не имеет строгого разделения труд и четкой иерархии;
  • Обладает минимальной формализацией деятельности;
  • Способна к быстрому реагированию на изменения во внешней среде.

Важно! Девиз этого типа бюрократии: максимум гибкости и адаптивности. Адхократия не имеет большинства недостатков, присущих классическому и профессиональному типам. Ее эффективность в современных условиях гораздо выше и за ней перспективное будущее.

Система ценностей адхократии представлена карьерными амбициями, самоидентификацией работников с организацией, служением организации для достижения собственных целей.

Основные признаки бюрократии:



Бюрократия и бюрократизм в России

Бытует распространенное мнение, что Россия – бюрократическая страна. Но оно не подтверждено никакими статистическими данными, поскольку число чиновников в нашей стране меньше, чем в развитых странах Европы.

В таблице представлены данные о количестве чиновников на 10000 населения в различных странах.

Страна

Число чиновников на 10 тыс.населения

Россия

Румыния

Германия

Норвегия

США

Франция

Несмотря на нехватку работников государственных служб, в РФ существует огромная проблема неэффективной деятельности бюрократической системы, так называемого бюрократизма. Причина кроется в русском менталитете, в основе которого лежит ориентация при приеме на работу не на профессионализм и знания, а на наличие связей (кумовство).

Бюрократизм пронизывает все сферы деятельности, из-за чего очень сильно страдает качество оказываемых услуг. Сегодня в России все усилия направлены на повышение эффективности бюрократической системы с помощью применения информационных технологий, облегчающих доступ обычного населения к государственным услугам и уменьшающих бумажную волокиту.

от франц. вurean) - зеленое сукно, которым покрывали столы должностных лиц государственных канцелярий, отсюда и термин "бюрократ", т.е. служащий средних звеньев государственного аппарата, чиновник.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЮРОКРАТИЯ

фр. - bureaucratie, букв. - господство канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч. kratos - власть) - 1) высший слой чиновников в аппарате государственной власти, обладающий определенными привилегиями; 2) иерархически организованная система государственного управления, осуществляемая закрытой группой чиновников, деятельность которых основана на жестком распределении функций и полномочий, четком соблюдении установленных правил и стандартов деятельности. М. Вебер определял бюрократию как наиболее рациональную и наиболее эффективную форму достижения организационных целей. Веберовский идеальный тип бюрократии включает в себя следующие элементы: высокую степень специализации и ярко выраженное разделение труда, иерархическую структуру, утверждение совокупности формальных правил управления деятельностью организации, письменную документацию как основу администрирования, обезличенность отношений между членами организации и между организацией и ее клиентами, подбор персонала по способностям и знаниям, долгосрочную занятость, фиксированную плату, продвижение по карьерной лестнице в соответствии со сроком службы и заслугами. По мнению Вебера, главным преимуществом бюрократии является ее предсказуемость. Более поздние исследования бюрократии (в частности - работы Р. Мертона, М. Крозье и др.) показали неэффективность многих бюрократических организаций, которые утрачивают свою гибкость вследствие различных причин, обусловленных самой структурой организации. Так, члены организации или сама организация могут придерживаться некоторых бюрократических правил как ритуала, что приводит к снижению эффективности работы в силу их несоответствия изменившимся условиям, а узкая специализация нередко мешает эффективному решению насущных проблем - работники отстаивают частные, групповые интересы и, стремясь к максимальному расширению своих полномочий, утаивают и искажают информацию о реальном состоянии дел, что приводит к формализму, рутине, превращению административной деятельности в самоцель и, в конечном итоге, отчуждению государственного аппарата от общества.

Но природа бюрократии двойственна. Кроме отмеченной стороны она обладает и негативной, которая проявляется своеобразно в зависимости от способа властвования, т. е. политического режима. Так, развитие бюрократии в условиях тоталитарного режима приводит к возникновению отчужденной системы управления, оторванной от интересов народа. В таких условиях бюрократия характеризуется следующими основными признаками: 1) она выдает свои собственные, профессиональные интересы за всеобщие, выражающие, по ее мнению, потребности и интересы всех членов общества; 2) абсолютизируя собственные узкопрофессиональные интересы, она создает иллюзию (объективное заблуждение) своей независимости как от общества в целом, так и от политически господствующей силы, властвующей в обществе и государстве; 3) в силу того, что деятельность бюрократии связана с механизмом реализации исполнительной власти в обществе и государстве, она может практически оказывать существенное влияние на развитие политического процесса в стране, что и отмечается в России.

БЮРОКРАТИЯ

Бюрократия представлена получающими жалованье должностными лицами, работающими на исполнительную ветвь власти, чья роль заключается в реализации проводимой властью политики. Многие из тех, кто выполняет эту работу, относятся к категории государственных служащих, а это означает, что такие ключевые аспекты их занятости, как наем, оплата труда, продвижение по службе, аттестация, увольнение и условия труда, регулируются общим законодательством, действующим в отношении служащих органов государственного управления. Законодательство такого рода вырабатывается централизованными органами, каковы, в частности, американский Департамент по управлению персоналом и британская Комиссия государственной службы.

В бюрократических органах занято большое количество людей, нанимаемых правительственными агентствами и департаментами. Эффективное администрирование предполагает наличие рационально выстроенной организации. Макс Вебер (1864–1920) полагал, что идеальная бюрократия должна строиться с соблюдением ряда принципов. Он считал, что назначения должны производиться по результатам тестирования, а не по протекции, что процесс принятия решений должен состоять в не подверженном индивидуальным оценочным суждениям следовании установленным правилам и процедурам (термин «бюрократизм» широко используется для описания именно такого порядка действий), что организация должна иметь иерархическую структуру, в рамках которой каждый бюрократ занимает строго определенное место в цепочке управления, и что бюрократии должны обладать необходимым уровнем компетенции.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Что обозначает понятие бюрократия? Что это за феномен, и почему он стал основой деятельности многих организаций и учреждений? Какие бывают виды бюрократи...

Бюрократия - это что такое простыми словами?

От Masterweb

19.09.2018 00:00

С таким понятием, как бюрократия, приходится сталкиваться современному человеку все чаще и чаще. Как правило, многие воспринимают суть бюрократии как нечто плохое и мешающее обычным гражданам получить желаемый результат при общении с чиновниками и служащими различных организаций. Но что же это за понятие на самом деле? Об этом подробно в нашей статье.

Определение понятия «бюрократия»

Это понятие является сочетанием двух слов – французского bureau, греческого κράτος и переводится как «канцелярия» и «власть», то есть господство канцелярии. Что же это обозначает?

Итак, простыми словами бюрократия – это некая социальная прослойка управленцев, входящих в определенную организационную структуру, для которой характерны вертикаль информационных потоков, четкая иерархия и формализация принятия решений.

Помимо этого, под этим понятием принято понимать определенный слой чиновников, которые противопоставляют себя обществу и занимают в нем привилегированное положение. В целом бюрократия – это не только управленцы, но и система, которая создается в органах власти и организациях.

Таким образом, под бюрократией следует понимать:

  1. Категорию людей, которые занимают управленческие должности, наделены расширенными полномочиями и участвуют в процессе принятия важных решений.
  2. Процесс, в котором участвуют различные слои населения для достижения определенных целей.

Теория бюрократии по Веберу

Макс Вебер (экономист и социолог) был первым, кто начал изучать этот феномен и положил начало его детальному исследованию.

Ученый определил следующие принципы концепции бюрократии:

  • иерархия приказов, которая выстроена на легальной власти;
  • во главе всех подчиненных есть свой начальник, который отвечает за себя и за действия своих работников;
  • труд должен быть разделен по специализации и функциям;
  • отточенная система выполнение трудовых процессов;
  • система продвижения по службе выстраивается на основе опыта, умений, способностей и имеет свои стандарты.

Вебер использовать термин как определение рациональной организации, которая имеет четкие цели развития без фаворитизма. В его понимании бюрократия – это идеальная система управления социальными структурами и их структурными подразделениями.

Вебер считал, что бюрократия даст чиновникам возможность добиваться целей организации путем четкого распределения трудовых функций и следования принятым правилам их выполнения.


Характеристику рациональной бюрократии Вебер дал следующую:

  • сплоченность действий для достижения поставленных целей;
  • действие безличных правил;
  • ответственность на каждом участке работы;
  • иерархическая зависимость.

В процессе подробного изучения Вебер стал различать позитивный и негативный стиль управления. Под иррациональной (негативной) бюрократией он понимал ту систему, при которой процессы становятся самоцелью, что негативно отражается на успехе организации. Другими словами, бюрократия – это не способ достижения целей предприятия, а бессмысленное размножение ее атрибутов (приказов, распоряжений, инструкций и пр.).

Понятие бюрократии по мнению социологов Р. Мертона и А. Гоулднера

Мертон и Гоулднер утверждали, что управленцы и чиновники часто делают из бюрократии самоцель. При этом достижение успеха всей компании отходит на второй план. Становится важнее ведение деловой переписки, введение стандартов, норм и правил, а также контроль за их соблюдением.

Мертон охарактеризовал бюрократию следующим образом:

  • в результате четкого выполнения всех формальностей управленцы теряют способность принимать решения на своем уровне (они становятся зависимыми от мнения вышестоящих);
  • основной задачей работников является четкое следование прописанным правилам и инструкциям;
  • жесткие рамки заставляют управленцев всех уровней отказываются от творческого мышления: они начинают жить в рамках стереотипного мышления.

Все трудности и негативные процессы в организациях часто становятся следствием преувеличения стандартизированных норм. Работники знают, как им следует поступать в тех или иных ситуациях, но, как правило, жесткость рамок поведения и действий ухудшает взаимодействие со внешней средой.

Согласно данной теории бюрократии, этот метод управление имеет значительные негативные черты:

  • игнорируется природа человека;
  • в социуме отчуждение становится нормой;
  • человек не может высказывать свое мнение, особенно то, что идет в противовес общепринятому мышлению;
  • люди начинают подчинять личные цели тем, что приняты организацией;
  • в организациях наблюдается приспособленчество.

А. Гоулднер разделил бюрократию на два типа - представительную (власть руководствуется знаниями, опытом и умениями) и авторитарную (власть превращает повиновение правилам в самоцель).


Виды бюрократии

За время изучения бюрократия существенно изменилась. Это происходило под влиянием развития организационных структур во власти и различных учреждениях.

На сегодняшний день выделяют три вида бюрократии:

  1. Классическую или аппаратную.
  2. Профессиональную.
  3. Адхократию.

Стоит подробно рассмотреть каждый из этих видов.

Классическая бюрократия

Классическая бюрократия – это полное следование общепринятым правилам и нормам и выполнение общих управленческих функций.

Можно выделить следующие достоинства классической бюрократии:

  • унификация деятельности;
  • стабильность организации;
  • централизация управления;
  • четкое разделение труда.

При этом выделяют такие ее недостатки:

  • психологические и умственные способности работников являются второстепенными факторами труда;
  • слабая мотивация сотрудников организации;
  • принимаемые решения в непредвиденных ситуациях часто оказываются несвоевременными и неэффективными.

Как правило, классическая бюрократия - основа управления в органах власти и предприятиях, которые находятся у них в подчинении. При этом она эффективна и в компаниях, которые слабо ориентированы на внешнюю среду. Данный вид полностью соответствует модели М. Вебера.

Адхократия

Адхократия – это вид бюрократии, который подразумевает решение профессиональных трудностей и задач путем объединения определенных работников, которые необходимы в конкретной ситуации, ибо смогут применить все свои навыки и опыт.


Отличие адхократии от рациональной бюрократии в том, что первая не имеет четкого разделения труда, жесткой иерархии и обусловлена минимальными рамками формальности.

Профессиональная бюрократия

Данный вид предполагает, что управленцы четко ориентированы на свои теоретические и практические знания, а также на всех участках работы находятся не случайные люди, а настоящие профессионалы.

Профессиональная бюрократия обладает такими характеристиками:

  • высокий уровень компетентности управленцев;
  • ведется учет условий протекания управленческого процесса;
  • меньшая формализация рабочих отношений;
  • каждый управленец может самостоятельно принимать решения на своем уровне, при этом вышестоящие руководители бывают не осведомлены в принимаемых решениях на некоторых участках работы;
  • рабочие места группируются по принципу иерархии и функций работников.

При этом из достоинств профессиональной бюрократии выделяют:

  • задачи, в том числе и неординарные, решаются намного проще и быстрее;
  • высокая мотивация как личная, так и общая (организационная);
  • работники имеют возможность более творчески подходить к решению задач.

Недостатками профессиональной бюрократии может быть:

  • резкое снижение эффективности труда работников при отсутствии тенденции развития предприятия;
  • постоянная потребность организации в правильном поиске и расстановке персонала, так как необходимо находить достойных кандидатов, которые смогут нести ответственность за свой участок и применять собственный опыт и знания на своем рабочем месте;
  • потребность использования власти не только в рамках принуждения и вознаграждения, но и власть экспертную и информационную.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.


Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Заключение

Бюрократия является не только основой деятельности организаций. Она база для построения системы контроля над исполнением задач и принятием управленческих решений. В зависимости от условий, целей и возможностей определяется, какой же вид бюрократии будет преобладать.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

Термины «бюрократия» и «бюрократический аппарат» довольно часто присутствуют в современной жизни. Как правило, они носят негативный оттенок. Бюрократизм как система возник ещё в древности, но он не теряет своей актуальности и по сей день. Его называют гидрой, у которой отрубают одну голову, а вместо неё появляется три. Но во всех ли случаях вредна бюрократия?

Вконтакте

Что такое бюрократия - определение

Бюрократию википедия рассматривает в трёх значениях:

  1. Собственно бюрократию как форму управления государством.
  2. Бюрократизм как систему, практикующую искусственное усложнение и затягивание канцелярских процедур.
  3. Как слой высших чиновников-бюрократов, находящихся на государственной службе, занимающих привилегированное положение и проявляющих равнодушие к нуждам простых людей.

Слово бюрократия появилось от соединения двух слов – французского бюро, обозначающего канцелярию и греческого кратос, обозначающего власть.

Бюрократия простыми словами

Говоря простыми словами, бюрократия – это такое управление государством, при котором бюрократический аппарат сосредоточил всю власть в своих руках и ведёт дела настолько формальным образом, что это мешает его развитию и нормальной жизни людей.

Бюрократическая структура отличается строгой иерархией, то есть подчинённостью одних чиновников другим, а все вместе они претендуют на свою исключительную значимость для общества, противопоставляют себя ему и при этом реализовывают свои личные и корпоративные интересы.

Бюрократия в Древнем Китае

Одна из древнейших и наиболее развитых бюрократий – Китайская. Она имела очень сложную организацию и отличалась крайним рационализмом. Её очень разветвлённый, многочисленный и тщательно отрегулированный административный аппарат сформировался в конце III века до нашей эры.

Характерными чертами китайской бюрократии были следующие:

Направленность древнекитайского хозяйства была аграрной, поэтому централизованный бюрократический аппарат был призван решать сложные задачи технического характера. В первую очередь – это вопросы, связанные с водными ресурсами.

Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов

В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.

За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.

Занять пост можно было тремя путями:

  1. Сдав экзамен.
  2. Заплатив за назначение.
  3. Получив рекомендацию.

Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.

Торжество административной системы Китая

Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:

  • императору;
  • существующему строю;
  • учению Конфуция с его почитанием предков и идеей гармонии в обществе.

В итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.

Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.

Из истории термина «бюрократия»

Первоначально термин «бюрократия» не имел негативного оттенка. Он был введён в XVIII веке французским экономистом Гурнэ, который использовал его для обозначения исполнительной власти. В науку он вошёл в XIX веке благодаря немецкому историку, социологу и экономисту Веберу.

Под этим термином Вебер подразумевал:

  • Жёсткую организацию властных структур.
  • Правила и предписания, которые позволяют работать рационально.
  • Эффективный инструмент управления обществом.

Бюрократия как идеал и как негативное явление

Бюрократия рассматривалась Вебером как некий идеал , приближение к которому даст возможность:

Но некоторое время спустя, учёный выделил два смысла этого понятия – позитивный и негативный. В позитивном смысле – это рациональная система управления, а в негативном – это формальные атрибуты власти (приказы, инструкции, директивы), которые превращаются в самоцель.

Современные теории бюрократии

Сегодня социологи высказывают мнение о том, что основным минусом бюрократии является факт превращения средств в цель деятельности. В результате, жёсткая иерархия, строгая дисциплина и исполнение инструкций без осмысливания конкретной ситуации становятся тормозом на пути рациональной деятельности. Значение норм и стандартов сильно преувеличивается. Они точно определяют, как нужно решать поставленные задачи, как взаимодействовать с клиентами и представителями общественности.

Последствия бюрократии

Это приводит к тому, что управленцы в итоге теряют способность к принятию самостоятельных решений и гибкость. Они перестают мыслить творчески и даже отказываются от компетенции. Их основной задачей становится выполнение инструкций.

В результате наблюдается следующая картина:

  • Чиновники замыкаются внутри своей касты, возвышаясь над обществом.
  • Разрешение проблемных вопросов происходит без адекватной оценки конкретной ситуации.
  • Бюрократам бесполезно указывать на их гипертрофированную приверженность к нормам, в ответ они опять же ссылаются на инструкции.
  • При этом отсутствует возможность наказать бюрократа, так как формально он оказывается прав.

Негативные и позитивные черты бюрократии

Бюрократической форме управления государством присущи следующие негативные характеристики :

В современном обществе социологи выделяют две модели бюрократии:

  1. Представительную, где властные структуры опираются на компетентность и умение управлять.
  2. Авторитарную, где опора власти – санкции негативного характера, повиновение, превращаемое в самоцель.

Представительная бюрократия

Бюрократии представительного толка присущи такие черты, как:

  • Стабильность.
  • Иерархичность.
  • Разделение труда.

Социологи придерживаются мнения, что без такого типа бюрократии общество не сможет развиваться, так как только эта модель является работоспособной. Отсюда следует, что одной из главных задач современных управленцев является задача организовать работу в соответствии с указанными принципами. Решить её можно только в том случае, если представители бюрократической машины изменят свои установки, поменяв стремление к личному благополучию на готовность к решению насущных проблем общества.

Зарождение бюрократии в России

Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий . А продолжателем и окончательным организатором – граф М.М. Сперанский. Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В.И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.

В итоге, это и не труд вовсе, а его имитация. Идеалом высокопоставленных представителей бюрократического аппарата предстаёт издание нормативных актов, принуждение к их исполнению без допуска какого-либо контроля. То есть, политический интерес бюрократии – в осуществлении и защите своего монопольного правления.

Меры борьбы

В качестве способов борьбы с бюрократизмом рассматриваются такие, как:

  • Выборность на должности чиновничьего аппарата.
  • Повышение политической активности граждан.
  • Корректировка системы отношений между властью и народом.
  • Усиление контроля.
  • Ужесточение мер ответственности. читайте по ссылке.