Презентация на тему: Наука и ее роль в современном обществе. Наука в современном мире. Введение. Современная наука. Основные концепции. Роль науки в современном обществе. Презентация на тему наука и учение



Наука особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.


Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты научной деятельности: разделение и кооперацию научного труда научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование методы научно-исследовательской работы понятийный и категориальный аппарат систему научной информации а также всю сумму накопленных ранее научных знаний


История науки… Термин «наука» science и «учёный» scientist впервые были введены Уильямом Уэвеллом ()в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году. С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний. Наука в современном понимании начала складываться с XVIXVII веков. В ходе исторического развития её влияние вышло за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 1015 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм её организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.


Научное сообщество… Совокупность занимающихся наукой людей составляет научное сообщество. Научное сообщество представляет собой сложную самоорганизующуюся систему, в которой действуют и государственные институты, и общественные организации, и неформальные группы. Отличительной чертой этого сообщества является повышенная степень признания авторитета, достигнутого научными успехами, и сниженный уровень признания авторитета властного, что порой приводит к конфликту государства и научного сообщества. Также следует отметить более высокую, чем в других социальных сферах, эффективность неформальных групп и особенно отдельных личностей. Важнейшими функциями научного сообщества являются признание или отрицание новых идей и теорий, обеспечивающее развитие научного знания, а также поддержка системы образования и подготовки новых научных кадров.


Научные организации В научном сообществе существует довольно большое количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является IEEE. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.


Первые научные общества появились в Италии в 1560-х годах это были «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом. Необходимость ускоренного развития науки и техники потребовала от государства более активного участия в развитии науки. Соответственно, в ряде стран, например, в России, Академия созданы по указу сверху. Однако в большинстве Академий наук приняты демократические уставы, обеспечивающие им относительную независимость от государства.


Научные организации: ЮНЕСКО (Организация способствует сотрудничеству учёных и других научных организаций по всему миру). ИЮПАК (международная организация, способствующая прогрессу в области химии). Международный астрономический союз (признан в качестве высшей международной инстанции в решении астрономических вопросов, требующих сотрудничества и стандартизации, таких как официальное наименование астрономических тел и деталей на них).


Международные научные институты- Научные институты академии и НИИ сотрудничают на международном уровне. Современные крупномасштабные научные проекты, такие, как расшифровка генома человека или Международная космическая станция, требуют огромных материальных затрат и координации деятельности многих научных и производственных коллективов. В большинстве случаев это эффективнее делать в международной кооперации. Международные научные институты: CERN крупнейшая в мире лаборатория физики высоких энергий и физики элементарных частиц; ОИЯИ в ОИЯИ были синтезированы все трансурановые элементы, открытые в СССР и России, и повторен синтез большинства трансурановых элементов, открытых в других странах.


Научный метод- Предметный и объективный способ рассмотрения мира отличает науку от иных способов познания, таких как обыденное, художественное, религиозное, мифологическое, философское постижение мира. Например, в искусстве отражение действительности происходит как сумма субъективного и объективного, когда любое воспроизведение реальности предполагает эмоциональную оценку или реакцию. В структуру современного научного метода, то есть способа построения новых знаний, входят: Наблюдение фактов и измерение, количественное или качественное описание наблюдений. В таких описаниях с необходимостью используются различные абстракции. Анализ результатов наблюдения их систематизация, вычленение значимого и второстепенного. Обобщение (синтез) и формулирование гипотез, теорий. Прогноз: формулирование следствий из предложенной гипотезы или принятой теории с помощью дедукции, индукции или других логических методов. Проверка прогнозируемых следствий с помощью эксперимента (по терминологии Карла Поппера критического эксперимента).


На каждом этапе принципиальное значение имеет критичное отношение как к данным, так и к полученным результатам любого уровня. Необходимость всё доказывать, обосновывать проверяемыми данными, подтверждать теоретические выводы результатами экспериментов отличает науку от других форм познания, в том числе от религии, которая основывается на вере в те или иные основные догматы. Представления о науке и научном методе методология науки, со временем менялись.


Направления научных исследований- Можно выделить три основные направления в научных исследования: Фундаментальные научные исследования это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин фундаментальность (на латыни fundare «основывать») отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы. Прикладные научные исследования это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) здесь соединяется наука с производством, тем самым обеспечивая как научные, так и технические и инженерные проработки данного проекта. Иногда полученные результаты могут привести к научно-технической революции.


Классификация наук Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности. Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (этика и политика) и поэтические (эстетика). Классификация римского энциклопедиста Марка Варрона включала в себя следующие науки: грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика, астрология, музыка, медицина и архитектура. Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика). Попытки классификации продолжились в средние века. Гуго Сен-Викторский в Дидаскаликоне делит науки на четыре группы: Теоретические науки (математика, физика). Практические науки. Механические науки (навигация, сельское хозяйство, охота, медицина, театр). Логика, включающая грамматику и риторику.


Роджер Бэкон также выделял четыре класса наук: грамматика и логика, математика, натурфилософия, метафизика и этика. При этом основой наук о природе он считал математику. В настоящее время, науки делят на: общественные и гуманитарные, естественные, технические. Такие науки, как математика, логика, информатика, и кибернетика, одними учёными выделяются в отдельный класс формальные науки (англ. formal science), иначе называемые абстрактными науками. Формальным наукам противопоставляются естественные и социальные науки, которые получают общее обозначение эмпирические науки







Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно- технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.


Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом. Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п. Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций. В период становления науки как социального института вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер.






Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни.


И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.


В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Главные функции: 1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществлениепрогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;


2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;


3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;


4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно- воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.


Говорят, что если бы не было Баха, то мир никогда бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности рано или поздно была бы открыта каким-нибудь ученым. Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования. Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.


1) Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г. 2) 3) Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г. 4)Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва «гуманитарий» 1994г. 5) Г.-М. Дитль, Г.Газе, Г.-Г. Кранхольд. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ. Москва, «мысль» 1981г.

1 слайд

Наука Роль науки в обществе Предмет и метод познания науки Виды науки Модели развития научных знаний Задания

2 слайд

Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Социальный институт Отрасль духовного производства Особая система знаний Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

3 слайд

Предмет и метод познания науки Науки о природе Науки об обществе Науки о познании и мышлении Технические науки и математика Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Фундаментальные Прикладные Отсутствие связи с практикой Неразрывно связана с практической реализацией исследований

4 слайд

Модели развития научных знаний Постепенное развитие науки Развитие науки через научные революции Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм» За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Стоить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

5 слайд

Наука Общество потребности развития материально-техническая база Внутренние законы науки Преемственность (сохранение положительного содержания старых и новых знаний) Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции) Сочетание процессов дифференциации и интеграции Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации Наименование функции Содержание Культурно-мировоззренческая Помогает человеку не только объяснитьизвестные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования, культуры Познавательно-разъяснительная Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития. Прогностическая Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества. Формулирует рекомендации по их преодолению.

6 слайд

7 слайд

Наука Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука Знания Основная продукция Понятия, законы, теории Вставьте пропущенное…. Система научных исследований Опытно-конструкторские изыскания Научные представления, теории, понятия. Создание целостных систем на основе определенных закономерностей.

8 слайд

Предмет и метод познания науки Естествознание, экология. Обществознание, социология. Логика, диалектика Сопромат, термех. Виды науки Прикладные Отсутствие связи с практикой

9 слайд

Модели развития научных знаний Развитие науки через научные революции Развитие через интеграцию научного знания Истоки любого знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего физики. Отсюда и критерии любого научного познания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость. Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Ткачева Ангелина

Презентация по биологии на тему "Многообразие живого и наука систематика" ​ создана ученицей 7"б" класса Ткачевой Ангелиной к уроку "Многообразие организмов и их классификация".Данная презентация раскрывает значение понятия "систематика",отражает аспекты ее развития и вклад различных ученых в ее становление,выделяя особенно труды Аристотеля,Теофраста,Карла Линнея и Чарльза Дарвина,который является основоположником естественной классификации живых организмов,основанной на общности их происхождения.В презентации рассмотрены уровни организации живого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово Презентация По биологии На тему: «Многообразие живого и наука систематика» Выполнила: ученица 7 «Б» класса Ткачева Ангелина Руководитель: Сафонова О.В.

1. Что такое систематика? Систематика - это отрасль биологии, которая занимается распределением по группам на основе сходства и родства.

Ещё в древности у человека возникла потребность систематизировать знания о живой природе. Древнегреческие естествоиспытатели и философы Аристотель и Теофраст пытались привести в систему сведения о живых организмах.

Ещё одним основоположником систематики стал шведский естествоиспытатель Карл Линней. Он создал лучшую систему, но она была искусственной. В основу классификации он положил не истинное родство организмов, а их внешнее сходство.

Близкородственные виды животных объединяют в особую группу, называемую родом. Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству, а близкие семейства объединяют в отряд (или порядок), отряды - в класс, классы - в тип для животных или отдел для растений, типы- в подцарство, подцарства - в царства.

Всего различают четыре царства живой природы: 1. Прокариоты 2.Грибы 3.Растения 4.Животные Кроме этого, выделяют целую группу организмов - Вирусы.

Уровни организации живого

Различают 9 уровней организации живого. Молекулярный - состоит из молекул воды, белков, жиров, углеводов.

Клеточный уровень - это уровень организации, свойства которого определяются клетками с их составными компонентами.

Ткань - совокупность клеток и межклеточного вещества, объединенные общим строением,функциями и происхождением. Тканевый уровень - представлен тканями, объединяющими клетки определённого строения, размеров, расположения и сходных функций(только для многоклеточных)

Орган - часть тела, имеющая определенное строение, функцию Органный уровень представлен различными органеллами клетки, выполняющими функции переваривания, выделения, дыхания.

Организм - живое существо, способное к самостоятельному существованию. Организменный уровень - представлен организмами разных царств живой природы: вирусы, бактерии, животные.

Вид - группа особей сходных по строению и особенностям жизнедеятельности, способных скрещиваться и давать плодовидное потомство. Популяция - группа особей одного вида, обитающих на одной территории, частично или полностью изолированных от особой других таких же групп Популяционно-видовой вид - это нужно организменный уровень жизни, основной единицей которого является популяция.

Биоценоз - совокупность особей разных видов, на одной определенной территории. Биоценотический - Представлен совокупностью организмов разных видов, в той или иной степени зависящих друг от друга.

Биосферный - это все живые организмы, населяющие планету Земля. Биосфера - оболочка Земли, населенная и преобразуемая живыми организмами.

Биосфера ↓ Живое вещество ↓ Косное вещество ↓ Биокосное вещество

Ч. Дарвин и происхождение видов Великий ученый Чарльз Дарвин (1809-1882) объяснил развитие природы действием естественных законов. Он обратил внимание на многообразие пород домашних животных и сортов культурных растений и пришел к выводы индивидуальной наследственной изменчивости. В результате были получены новые породы животных и сорта растений. Работа Ч.Дарвина открыла возможность создания естественной классификации организмов, в основу которого положено их происхождение.

Индивидуальная наследственная изменчивость → искусственный отбор Индивидуальная наследственная изменчивость → борьба за существование→ естественный отбор.

Учение Ч.Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции - развития природы - находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и естесственный отбор.

Источники информации: 1) http://st-gdefon.gallery.world/wallpapers_original/703294_gallery.world.jpg 2) file:///D:/шаблоны/молекулярный.jpg 3) file:///D:/шаблоны/клетка.jpg 4) file:///D:/шаблоны/биоценоз.jpg 5) file:///D:/шаблоны/биосфера.jpg 6) file:///D:/шаблоны/ткань.jpg 7) file:///D:/шаблоны/видовой.jpg 8) Учебник по биологии 7 класс Н.И.Сонин, В.Б.Захаров

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Новые черты Ускорение темпов научных исследований Расширение их масштабов Научная деятельность становится профессией

Cлайд 5

Cлайд 6

НАУКА Расширение производства Экономическая мощь Рост военного потенциала Развитие техники

Cлайд 7

Лондонское Королевское Общество Королевская Академия наук Швейцарская Королевская Академия Парижская и Гринвичская обсерватории – первые в мире. Появление энциклопедий – вокруг них широкий круг прогрессивных ученых = мировоззренческий синтез, «революция в умах» Наука перестала быть делом одиночек, появляется традиции научных съездов, конференций. Особенно после революций в 1848-1849 гг. Стремительный рост научных журналов и изданий. Традиция всемирных выставок (Лондон – 1851 г.)

Cлайд 8

Естественнонаучная, материалистическая картина мира Рост ДОСТОВЕРНОСТИ знаний Рост ТОЧНОСТИ знаний Математическая ОБОСНОВАННОСТЬ знаний Образование НАУЧНЫХ обществ, АКАДЕМИЙ, ИНСТИТУТОВ

Cлайд 9

Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой Возникает идея развития (биология, геология) Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах Начало возникновения парадигмы неклассической науки Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Cлайд 10

Cлайд 11

Исследование законов теплоты – одна из центральных тем физики ХVIII века. Термометрия, калориметрия, плавление, испарение, горение - оформляются в самостоятельные области физической науки. Зарождается фотометрия; начинается изучение люминесценции, ставится вопрос о влиянии движения источников света и приемников, регистрирующих световые сигналы, на оптические явления. Частично прояснилась природа электричества. Зарождается и электротехника, изучающая закономерности применения электричества в технике. складываются основы волновой оптики, теории дифракции, интерференции и поляризации. вопросы интерференции, дифракции и поляризации света

Cлайд 12

Лейбниц Г. – создание анализа бесконечно малых величин Паскаль Блез – доказал роль атмосферного давления поддержании столба жидкости в барометре, теорема проективной геометрии, теории чисел и электростатики, первый арифмометр. Сади Карно – закономерности обратного перехода теплоты в работу двигателя, один из принципов термодинамики. Майер Р. , Джоуль Дж., Гельмгольд Г. – закон сохранения и превращения энергии. Гильберт У. – начал изучать электричество.

Cлайд 13

Cлайд 14

Превращение химии в общую теорию. Центральная проблема химии ХVIII века - проблема горения. Развитие атомно-молекулярного учения. Выработана новая теория происхождения Земли (Ж.Бюффон). Образование школы вулканистов. В 19 веке активно развивается синтетическая органическая химия.

Cлайд 15

Бойль Р. – сформулировал достаточно точно определение химического элемента, положил начало количественного изучения вещества. Дальтон Д. – идея, что атомы – частицы, составляющие вещество. Пристли Дж. – открытие в 1774 г. кислорода. Лавуазье А. – принцип сохранения вещества. Ю. фон Либих, Пастер Л. – вывод о существовании специальных структур.

Cлайд 16

Cлайд 17

Оформляется в самостоятельную науку, выделяются основные отрасли науки – ботаника, зоология, биография, экология, этология. Началось сближение представлений о живой и неживой природе. Развивается учение об эволюции. Оформляется новая биологическая картина мира (клеточная и эволюционная теории). Открытие фотосинтеза. Опыты, опровергающие господствовавшую до кон. 18 века в биологии идею возможности самозарождения организмов. Основы генетики.

Cлайд 18

Cлайд 19

Географические открытия 16-17 вв. 18-19 век – ЭПОХА ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ Исследованы острова Тихого океана. Выделение географии как отдельной отрасли теоретической науки. Организация экспедиций в малоизученные территории. География 18-19 века не ограничивалась описанием фактов, а пыталась дать им объяснения. Проводятся прикладные географические исследования. Создаются научно-географические общества.

Cлайд 20

Cлайд 21

18 век – век математического анализа Главный метод познания природы – решение и составление дифференциальных уравнений. Начало построения общей теории потенциала. Возникают вариационные принципы. Стремительно развивается линейная алгебра. 19 век Объектом математического исследования становятся нечисловые объекты (события, множества). Развивается математическая логика. Тесно переплетается роль математики и экономики. Появляются первые математические общества (Лондонское, Американское, Французское)

Cлайд 22

Cлайд 23

В XVIII в. - стремление распределить все болезни по разрядам, классам и видам. Врачи, администраторы, частные лица соединяли свои усилия с целью улучшить общественное здоровье. Произведены улучшения в больницах и тюрьмах. Анатомия стала окончательно сложившейся наукой Физиология обогатилась множеством неожиданных открытий. Фармакология обособилась в отдельную науку.

Cлайд 24

Нововведения медицине. Распространилось применение хины при лихорадках Против оспы предложено оспопрививание Многие средства были испробованы на животных и затем нашли применение при болезнях человека. Пинель изменил обращение с душевнобольными и изгнал из употребления все варварские приемы: цепи, телесные наказания Происходили исследования отдельных частей мозга Начались изучения механизма органов чувств Распространилось тщательное изучение кровообращения, дыхания В хирургии произошёл благодетельный переворот, благодаря которому лечение ран идет особенно успешно, а многие операции, которые прежде давали неблагоприятные результаты, сделались применимы с надеждой на успех.

Cлайд 25

Cлайд 26

Начали появляться первые космогонические гипотезы. Уильям Уистон предположил, что Земля первоначально была кометой, которая столкнулась с другой кометой, после чего Земля стала вращаться вокруг оси, и на ней появилась жизнь. Жорж Бюффон тоже привлёк комету, но в его модели (1749) комета упала на Солнце и вышибла оттуда струю вещества, из которого и образовались планеты. 1755: философ Иммануил Кант публикует первую теорию естественной космогонической эволюции (без катастроф). Звезды и планеты, по гипотезе Канта, образуются из скоплений диффузной материи: в центре, где материи больше, возникает хвезда, а на окраинах - планеты. Математическую основу гипотезы позже разработал Лаплас.

Cлайд 27

В начале XIX века стало ясно, что метеоритное вещество имеет космическое происхождение, а не атмосферное или вулканическое, как думали раньше. Были зарегистрированы и классифицированы регулярные метеорные потоки. В 1834 г. Берцелиус обнаруживает в метеорите первый неземной минерал - троилит (FeS). К концу 1830-х годов метеорная астрономия сформировалась как самостоятельная область науки о космосе. Кроме мелких метеоров, в Космосе обнаружились относительно крупные астероиды -Церера (1801, Пьяцци) ,Палладу (1802) и Весту (1807). Юнона, был обнаружен К. Хардингом (Германия) в 1804 году. 1834: Выдающийся немецкий астроном Фридрих Вильгельм Бессель доказывает отсутствие атмосферы на Луне (нет рефракции у края лунного диска). 1839-1840: в астрономии начинает применяться фотография (Дагерр и Араго получили снимки Луны). 1846: величайшим триумфом ньютоновой механики стало открытие «на кончике пера» восьмой планеты - Нептуна. Честь открытия разделили кембриджский математик Адамс, французский астроном Леверье и наблюдатель - берлинский астроном Галле. Планета была обнаружена всего в 52" от указанного расчётами места. Почти немедленно У. Лассел (Англия) открывает и спутник Нептуна - Тритон 1898: У. Г. Пикеринг открывает Фебу, спутник Сатурна, и его удивительную особенность - обратное вращение по отношению к своей планете.

Cлайд 28

Все открытия, пришедшиеся на периоды научных революций, коренным образом изменили взгляды людей на окружающий их мир. История науки прошла 3 долгих этапа в своей истории - доклассический, - классический; - неклассический Создание научной картины мира: накопленные к 18-19 веку знания мировоззренческие результаты науки широко использовались идеологами поднимающейся буржуазии перед наукой ставились практические задачи, особенно в эпоху промышленного переворота наука стала превращаться в непосредственную производительную силу общества - подготовили основу для дальнейшего развития науки