Правоохранительные органы pdf. Правоохранительные органы - Савюк Л.К. Периодические юридические издания


Учебник раскрывает современную систему судов и правоохранительных органов России и некоторых зарубежных стран. Авторам удалось реализовать продиктованные современными реалиями требования, предъявляемые к подобного рода изданиям. Освещены все темы учебного курса: судебная власть и правосудие, органы раскрытия и расследования преступлений, прокуратура, органы юстиции и безопасности, адвокатура, нотариат, правовой статус судей, прокуроров и т.д. Данное издание поможет овладеть основами одной из базовых учебных дисциплин, с изучения которых студент юридического вуза начинает свой путь в профессию. После каждой главы есть вопросы и задания для самоконтроля, а также рекомендуемая литература.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Правоохранительные органы Российской Федерации 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата" Владимир Маирович Бозров бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Правоохранительные органы - Савюк Л.К. - 2004.

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция". В нем рассматриваются предмет курса, его место в системе смежных юридических дисциплин, законы и подзаконные акты, регулирующие правоохранительную деятельность и устройство органов, ее осуществляющих.

Автором освещаются правосудие и его демократические основы, судебная система России; государственные органы, обеспечивающие охрану порядка и безопасность; органы предварительного расследования; прокуратура РФ; государственные органы, негосударственные организации обеспечения правоохраны.

В приложении приведены материалы для тестового контроля.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов и факультетов.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Принятые сокращения 5
Предисловие 6
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел I. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Глава 1. Правоохранительная деятельность и общая характеристика органов, ее осуществляющих 11
§ 1. Понятие правоохранительной деятельности 11
§ 2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации 23
Глава 2. Предмет дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» и ее место в системе смежных юридических дисциплин 41
§ 1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы» 41
§ 2. Соотношение дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами
Глава 3. Законы и подзаконные акты, регулирующие правоохранительную деятельность и устройство органов, ее осуществляющих 50
§ 1. Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах и их деятельности 50
§ 2. Классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах по их юридической силе 53
§ 3. Классификация законов и подзаконных актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, по их содержанию 62
§ 4. Действие нормативных правовых актов и источники их официального опубликования 73
Раздел II. ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Глава 4. Понятие и признаки судебной власти и правосудия 78
§ 1. Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей 78
§ 2. Признаки судебной власти 84
§ 3. Органы, осуществляющие судебную власть. Суд - орган судебной власти 87
§ 4. Правосудие и его отличительные свойства 89
Глава 5. Конституционные принципы организации и осуществления правосудия
§ 1. Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система 99
§ 2. Содержание и гарантии реализации принципов правосудия и их юридическое значение. 104
1. Принцип законности в сфере правосудия 104
2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия 107
3. Осуществление правосудия только судом
4. Принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. 117
5. Открытое разбирательство дел во всех судах; гласность судопроизводства 122
6. Принцип обеспечения каждому судебной защиты прав и свобод 125
7. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. 127
8. Принцип презумпции невиновности 129
9. Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом 131
10. Принцип состязательности и равноправие сторон 135
11. Принцип участия граждан в отправлении правосудия 139
12. Национальный язык судопроизводства 145
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Раздел III. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
Глава 6. Судебная система Российской Федерации и судебная инстанция 153
§ 1. Судебная система Российской Федерации: понятие и основы построения 153
§ 2. Судебное звено и судебные инстанции 158
§ 3. Основные этапы развития российской судебной системы 167
Глава 7. Суды общей компетенции (юрисдикции) 199
§ 1. Общие вопросы 199
§ 2. Основное звено системы общих (гражданских) судов 201
1. Районный суд 201
2. Мировой суд 212
§ 3. Суды среднего звена системы общих (гражданских) судов 218
§4. Военные суды 230
Глава 8. Верховный Суд РФ 248
§ 1. Место Верховного Суда РФ в системе судов общей юрисдикции и его функции 248
§ 2. Порядок формирования, состав и структура верховного Суда РФ. 251
§ 3. Судебные полномочия Верховного Суда РФ 258
§ 4. Организация работы в Верховном Суде РФ 261
§ 5. Судебный департамент при Верховном Суде РФ 265
Глава 9. Арбитражные суды 269
§ 1. Арбитражные суды, их задачи и место в судебной системе Российской Федерации 269
§ 2. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации 275
§ 3. Арбитражные апелляционные суды 280
§4. Федеральные арбитражные суды округов. 283
§ 5. Высший арбитражный Суд РФ. 286
§ 6. Арбитражные суды и иные арбитражные органы 293
Глава 10. Конституционный Суд РФ 305
§ 1. Понятие, истоки и место конституционного контроля в государственно-правовом механизме 305
§ 2. Статус судьи Конституционного Суда РФ 310
§ 3. Полномочия и основы организации Конституционного Суда РФ. 314
§ 4. Принципы и общие правила конституционного судопроизводства 320
Глава 11. Правовой статус судей Российской Федерации 330
§ 1. Судейский корпус и единство статуса судей 330
§ 2. Порядок назначения и требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи 333
§ 3. Правовой статус судей и его обеспечение. 338
§ 4. Органы судейского сообщества и квалификационные коллегии судей 349
§ 5. Статус присяжных и арбитражных заседателей 353
Раздел IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ
Глава 12. Органы внутренних дел РФ 360
§ 1. Понятие, система и основные направления деятельности органов внутренних дел РФ 360
§ 2. Милиция в Российской Федерации: ее задачи, организация и полномочия 369
§ 3. Иные структурные подразделения Министерства внутренних дел РФ. 385
§ 4. Основные этапы становления и развития органов внутренних дел в России 397
Глава 13. Органы обеспечения безопасности в Российской Федерации 407
§ 1. Общая характеристика, правовые основы безопасности и система органов ее обеспечения 407
§ 2. Органы федеральной службы безопасности 413
§ 3. Органы внешней разведки 424
§ 4. Федеральные органы государственной охраны 428
§ 5. Государственный комитет по контролю за незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 430
Глава 14. Таможенные органы РФ 440
§ 1. Понятие таможенной деятельности и ее цели 440
§ 2. Таможенные органы, их полномочия 444
Глава 15. Органы юстиции Российской Федерации 453
§ 1. Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация 453
§ 2. Основные направления деятельности 459
§ 3. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ. Полномочия и правовой статус судебных приставов 465
§ 4. Органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ: основные направления деятельности и статус сотрудников 474
Раздел V. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
Глава 16. Органы дознания и предварительного следствия 490
§ 1. Понятие, формы предварительного расследования в России, их сходство и различия 490
§ 2. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. 494
§ 3. Понятие, задачи, система и функции органов дознания 500
§ 4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия 506
Раздел VI. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Глава 17. Прокурорский надзор, организация и задачи прокуратуры 514
§ 1. Основные этапы становления и развития органов прокуратуры 514
§ 2. Система и структура органов прокуратуры 523
§ 3. Принципы организации и деятельности, компетенция прокуратуры 528
§ 4. Прокурорский надзор: понятие, основные направления 534
§ 5. Правовой статус кадров органов и учреждений прокуратуры 549
Раздел VII. ОРГАНЫ ПО ПРАВОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ
Глава 18. Нотариат в Российской Федерации 555
§ 1. Понятие, задачи и основы организации нотариата 555
§ 2. Порядок назначения на должность нотариуса. Права и обязанности нотариуса 564
Глава 19. Адвокатура в Российской Федерации 575
§ 1. Понятие и задачи адвокатуры и адвокатской деятельности 575
§ 2. Правовой статус адвоката 583
§ 3. Структура адвокатуры и формы адвокатских образований 596
Раздел VIII. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВООХРАНЫ
Глава 20. Частные детективные и охранные службы 614
§ 1. Понятие, правовая основа и принципы частной правоохранительной деятельности 614
§ 2. Виды частной правоохранительной деятельности 619
§ 3. Субъекты частной детективной и охранной деятельности 624
Приложения:
1. Тесты-вопросы по курсу «Правоохранительные органы» 635
2. Дополнение к учебнику «Правоохранительные органы» 665

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Правоохранительные органы - Савюк Л.К. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - Книгу - Правоохранительные органы - Савюк Л.К. - depositfiles.com

Ю. С. Жариков, К. И. Попов

Правоохранительные органы

Учебное пособие

© Ю. С. Жариков, К. И. Попов, 2007, с изменениями 2009

© ИД «Юриспруденция», 2009

Предисловие

Надежное обеспечение защиты прав и законных интересов человека и гражданина – главная задача судебной и правоохранительной систем Российской Федерации.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» занимает важное место в системе других юридических дисциплин, изучаемых студентами юридических вузов. Значение названной дисциплины определяется тем, что она имеет характер вводного курса, предшествующего изучению таких предметов, как уголовное право, уголовный процесс, административное право, гражданское право и процесс, арбитражный процесс.

Цель данного учебного курса – способствовать профессиональному становлению юриста во всех сферах правоприменения, обеспечить усвоение студентами исходных сведений о судебных и правоохранительных органах России, которые потребуются для познания других дисциплин.

Значительное место отведено изучению теоретических основ судебной власти: ее понятию и правовой природе, основным принципам организации и деятельности судебной власти в России. Особое внимание уделено исследованию российской судебной системы и ее отдельных составляющих, а также правовому статусу судей в Российской Федерации.

Данный курс знакомит студентов с правоохранительными органами, которые созданы и действуют в исполнительной ветви государственной власти: органами обеспечения охраны правопорядка и безопасности, органами предварительного расследования, органами юстиции, а также прокуратурой, которая является независимым государственных органом, осуществляющим от имени Российской Федерации правовой надзор в государстве.

В рамках курса «Правоохранительные органы» студенты знакомятся также с негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности и принимающими активное участие в защите прав и законных интересов личности, общества и государства (адвокатурой, нотариатом, частными детективными и охранными структурами, общественными объединениями).

Основные задачи курса: ознакомить студентов с действующей системой судебных и правоохранительных органов, задачами и целями их деятельности; дать исходные сведения о внутреннем построении конкретных правоохранительных органов и судов, принципах их организации и деятельности, основных полномочиях; показать роль и значение каждого правоохранительного органа в решении задач, связанных с правоохраной.

Освоение курса «Правоохранительные органы» имеет определенные особенности. Во-первых, студенту предстоит изучить не один правоохранительный орган и даже не систему органов, а их совокупность, во-вторых, нормативная база данного курса включает в себя широкий круг законодательных и иных правовых актов различных уровней и юридической силы, которые постоянно изменяются и дополняются. Следовательно, изучение данной дисциплины предполагает активную работу с нормативными правовыми актами о правоохранительных органах.

Новейшую информацию и статистические данные можно получить на сайтах указанных органов в Интернете, приведенных ниже.

В качестве дополнительных источников при изучении курса рекомендуем использовать материалы периодической печати. Список основных юридических изданий также приведен. Официальными источниками опубликования нормативных правовых актов являются «Российская газета», Собрание законодательства Российской Федерации, Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

В конце пособия приведен список дополнительной литературы для углубленного изучения курса «Правоохранительные органы».

Надеемся, что данное пособие позволит в кратчайшие сроки и наиболее полно изучить организацию и основные направления деятельности судебных и правоохранительных органов Российской Федерации.

Электронные адреса судебных и правоохранительных органов:

Конституционный Суд РФ – www.ks.rfnet.ru

Верховный Суд РФ – www.supcourt.ru

Высший Арбитражный Суд РФ – www.arbitr.ru

Генеральная прокуратура РФ – www.genproc.gov.ru

Министерство юстиции РФ – www.minjust.ru

Министерство внутренних дел РФ – www.mvd.ru

Федеральная служба безопасности – www.fsb.ru

Федеральная служба наркоконтроля – www.gnk.gov.ru

Федеральная таможенная служба – www.customs.ru

Федеральная миграционная служба – www.fmsrf.ru

Европейский суд по правам человека – www.espch.ru

Сервер органов государственной власти РФ – www.gov.ru

Периодические юридические издания:

– Газеты – Российская газета, Российские вести, Парламентская газета;

Журналы – Адвокат, Адвокатская практика, Арбитражный и гражданский процесс, Административное право и процесс, Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Европейского суда по правам человека, Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, Бюллетень нотариальной практики, Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Вестник государственной регистрации, Вестник Конституционного Суда Российской Федерации, Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, Вопросы ювенальной юстиции, Государственная служба, Государство и право, Журнал российского права, Закон, Закон и право, Законность, Законодательство, Исполнительное право, Международный коммерческий арбитраж, Мировой судья, Наркоконтроль, Нотариальный вестник, Нотариус, Права человека, Право и образование, Прокурорская и следственная практика, Российский адвокат, Российское правосудие, Российский следователь, Российский судья, Российский юридический журнал, Российская юстиция, Таможенное дело, Таможенные ведомости, Таможня, Третейский суд, Уголовное право, Уголовное судопроизводство, Уголовный процесс, Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, Юрист.

Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины

1.1. Понятие правоохранительной деятельности государства

Современное государство призвано осуществлять разнообразные функции. В специальной юридической литературе к ним причисляют такие направления его деятельности, которые обеспечивают: нормальное функционирование экономики; удовлетворение социальных потребностей граждан; защиту государственной и общественной безопасности; охрану окружающей среды и пр.

Особое место среди государственных функций занимает охранительная функция, связанная с охраной от нарушений установленного государством определенного правопорядка. По мнению Т. Н. Радько, государственно-правовая охрана общественных отношений необходима всегда, поскольку идея беспреступного общества – мечта отдельных романтиков.

В структуре охранительной функции государства выделим следующие направления (подфункции): охрана конституционного (государственного) строя; охрана прав и свобод человека; охрана собственности; охрана общественного порядка; борьба с преступностью. Для реализации этих подфункций государство создает специализированные органы, наделенные властными полномочиями.

Конечно, перечень указанных направлений деятельности, а соответственно и перечень государственных органов, призванных их осуществлять, не является неизменным. В соответствии с социально-политическими особенностями того или иного периода развития государства он может изменяться как количественно, так и качественно. Однако суть охранительной деятельности от этого не изменится, поскольку она связана с воздействием на лиц, нарушающих правовой режим упорядочения общественных отношений. В этой связи могут меняться лишь принципиальные подходы как к правовому регулированию общественных отношений, так и к правовому воздействию на правонарушителей.

В то же время, несмотря на практически однотипное понимание всеми видными теоретиками права охранительной функции государства, понятие охранительной деятельности, т. е. формы ее реализации, остается дискуссионным.

Так, по мнению Т. Н. Радько, в охранительной деятельности государства следует различать:

– функциональную охранительную деятельность (правоохранительную, правоприменительную и правотворческую), когда издаются и применяются акты, направленные на охрану общественных отношений;

– объектную охранительную деятельность – непосредственную охрану собственности, общественного порядка, прав и свобод граждан, окружающей среды и т. д.

Как видим, интересующая нас дефиниция «правоохранительная деятельность» в теории права представлена в виде одного из элементов, фрагмента более широкого понятия «охранительная деятельность», наряду с правоприменительной и правотворческой деятельностью государства.

Представляется, что указанная градация оправданна не в полной мере. Оснований к подобному умозаключению как минимум два. Во-первых, правоохранительная деятельность включает в себя в качестве обязательной составляющей и правоприменительную деятельность, т. к. охрана права невозможна без применения соответствующих охранительных норм права, а также санкций за их нарушение. Во-вторых, правоохранительная деятельность немыслима и без правотворчества, которое следует рассматривать не только в качестве необходимого элемента правоохранительной системыправовой основы правоохранительной деятельности, но и в качестве результата ее осуществления. Последняя связана с повышением эффективности правоохранительной деятельности посредством модернизации законодательства с учетом практики противодействия наиболее актуальным в конкретный момент времени видам правонарушений.