Что такое образовательный стандарт. Фгос: федеральные государственные образовательные стандарты


Федеральный образовательный стандарт представляет собой документ, который содержит определенные требования к образовательному процессу. Он был составлен для дошкольных образовательных учреждений, школ, средних специальных заведений, а также для высшей школы. Федеральный образовательный стандарт содержит нормы, требования к процессу обучения и воспитания. Он включает определенные рекомендации по составлению учебных программ для учреждений российского образования.

Время появления

Федеральный государственный образовательный стандарт был разработан в 2003 году. Сначала новшества коснулись дошкольных образовательных учреждений, затем они перешли в школы, колледжи, институты и университеты.

При составлении ФГОС учитывалась Конвенция о правах ребенка, а также Конституция РФ. Зачем в российском образовании нужны стандарты?

Актуальность обновлений

Для чего нужен стандарт образования? Государственный образовательный стандарт был разработан для систематизации, объединения образовательного процесса. Документ дал педагогу возможность так организовывать свою деятельность, чтобы у каждого ребенка была возможность развиваться по определенной траектории. Разработчики учли психологические особенности каждого возраста, а также требования к современному образованию, продиктованные обществом.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования стал главным документом, на его базе разрабатываются учебные программы по разным дисциплинам. Именно в нем указано, чему и как именно нужно учить детей, какие результаты при этом должны быть достигнуты, определены и сроки.

Федеральный образовательный стандарт общего образования необходим для планирования работы российских образовательных учреждений, он отображается на их финансировании. ФГОС содержит раздел, касающийся периодичности повышения квалификации сотрудниками, прохождения учителями переквалификации, а также определяет алгоритм деятельности предметных методических объединений. Образовательный стандарт - это документ, на базе которого разрабатываются формы и методы контроля уровня подготовки школьников.

ФГОС в дошкольном образовании

Среди отличительных характеристик нового образовательного стандарта необходимо выделить инновационный подход к образовательному процессу. Если в классической системе в качестве основной задачи рассматривался процесс передачи знаний от педагога к ребенку, то теперь гораздо важнее сформировать целостную гармонически развитую личность, способную к самообразованию и самообучению.

Новый государственный образовательный стандарт в программах ДОУ предполагает акцентирование внимания на социальной адаптации воспитанников.

В программе учитывают следующие факторы:

  • региональные особенности для реализации ФГОС;
  • техническая и материальная база ДОУ;
  • формы, специфика, методы преподавания в каждом дошкольном учреждении;
  • социальный заказ территории;
  • индивидуальные и возрастные особенности детей.

Общий образовательный стандарт предполагает также соблюдение определенных условий в ДОУ. Образовательная программа, используемая в детском саду, не должна противоречить закону «Об Образовании», Конституции РФ, различным региональным распоряжениям. Она должна способствовать сохранению и укреплению физического здоровья школьников, гарантировать взаимосвязь между педагогом и семьей, формировать у дошкольников положительное отношение к процессу обучения.

Новые образовательные стандарты в образовании дают равные возможности для развития всем детям, независимо от социального статуса, религиозной и этнической принадлежности, места проживания.

Цель образовательной программы по ФГОС

Так как новый образовательный стандарт - это основной документ, в нем указана и главная цель дошкольного образования. Она заключается в формировании гармоничной личности ребенка. Дети во время нахождения в дошкольных учреждениях должны получить определенный запас теоретической информации. Основной акцент воспитатели делают на формировании у дошкольников коммуникативных навыков, развитие самостоятельности. В ДОУ создаются оптимальные условия, позволяющие воспитанникам демонстрировать индивидуальные способности, самосовершенствоваться.

Безусловно, для того чтобы получить желаемый результат, у ребенка должен быть сформирован некоторый багаж знаний.

Образовательный стандарт - это документ, в котором указаны все основные критерии, по которым оценивается выпускник дошкольного учреждения. В наше время в задачи воспитателя не входит обучение детей чтению, навыкам письма, математике. Гораздо важнее привить малышу умение общаться со сверстниками, развить логическое мышление, сформировать усидчивость, позитивно настроить к обучению в школе.

Дошкольный образовательный стандарт - это документ, в котором изложены ориентиры ФГОС ДОУ.

Области знаний по новым стандартам

Если анализировать дошкольное образование, в нем можно выделить пять направлений деятельности. Познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников стойкого познавательного интереса к социальным и природным явлениям.

Речевое направление связано со способностью дошкольников выстраивать правильную речь. Художественно-эстетическое развитие предполагает знакомство детей с музыкальными и художественными произведениями, формирование мелкой моторики во время занятий, создание условий для проявления индивидуальных творческих особенностей.

В социально-психологическом разделе предполагается адаптация школьников к жизни в классном коллективе, привитие малышу навыков коммуникативного общения, создание благоприятного климата для развития.

Физическое направление подразумевает проведение оздоровительных процедур, спортивных занятий, знакомство с правилами безопасного поведения.

Целевые ориентиры

Новые стандарты исключают бесконечные итоговые и промежуточные аттестации знаний в дошкольных учреждениях. Необходимо осуществить проверку не заученных фактов, а оценить психологическую готовность дошкольника к последующему обучению в школе. Именно поэтому были сформулированы ориентиры ФГОС для ДОУ, которые позволяют определить настрой ребенка к поступлению в первый класс.

Ребенок должен положительно относиться к себе, окружающим людям, миру. За время нахождения в ДОУ он должен научиться самостоятельности, инициативности, познакомиться с нормами, правилами, требованиями социума. Согласно возрастным особенностям, у дошкольника должны быть сформированы речевые навыки, крупная и мелкая моторика, развита наблюдательность и любознательность.

ФГОС в школе

В связи с существенными изменениями, которые произошли в обществе, возникла необходимость проведения модернизации российского образования. Сначала стандарты второго поколения были введены на начальную ступень обучения, чтобы обеспечить преемственность с дошкольными образовательными учреждениями.

ФГОС является той основой, с помощью которой у каждого российского школьника есть реальный шанс постепенно передвигаться по индивидуальным образовательным траекториям, получая новые знания, практические навыки и умения.

Особенность инноваций

После введения государственных стандартов второго поколения на средней и старшей ступени обучения у педагогов появился реальный ориентир к разработке образовательных программ, учебных курсов, самостоятельных и контрольных работ. Кроме того, ФГОС позволяет контролировать соблюдение государственными образовательными учреждениями законодательной базы РФ, проводить в школах промежуточные и итоговые аттестации учащихся.

Методическая основа

Новый стандарт стал основой для проведения внутреннего мониторинга качества российского образования. Благодаря обновленным стандартам осуществляется переподготовка, подготовка, а также повышение квалификации работников системы образования. Федеральный закон установил, что в каждом стандарте должны быть три основных вида требований. В первую очередь это определенные требования к структуре образовательной программы: объем, соотношение обязательной и вариативной частей.

Особое внимание ФГОС уделяет условиям, создаваемым для успешной реализации образовательного процесса: финансовому, кадровому, техническому оснащению.

Образовательные стандарты второго поколения включают результат обученности по каждой учебной дисциплине, входящей в обязательный минимум российского образования.

Заключение

ФГОС направлен на формирование в подрастающем поколении чувства патриотизма, гордости за свою страну. Если в классической образовательной системе внимание уделялось только формированию теоретических знаний, механическую передачу информации от учителя к ребенку, то в обновленном стандарте особое внимание отводится развитию гармоничной личности школьника.

Помимо учебной деятельности, отдельно выделена внеурочная работа с подрастающим поколением. ФГОС позволяет увеличивать количество школьных кружков, секций, исследовательских и проектных клубов, вовлекать ребят в активную внеучебную работу.

Несмотря на то что обновленные стандарты вызвали огромный резонанс среди педагогических работников, они уже продемонстрировали свою состоятельность и своевременность. Основное сопротивление по внедрению в дошкольные и школьные учреждения стандартов второго поколения было оказано педагогами со стажем, которые не хотели менять свою авторитарную систему преподавания, внедрять новые образовательные и воспитательные методики.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полно

го) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию . К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждо й ступени общего образования и специальности (направления подготовки) , в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности .

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность начального общего , основного общего , среднего (полного) общего , начального профессионального , среднего профессионального и высшего профессионального образования .
  • духовно-нравственное развитие и воспитание

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой для:

  • разработки примерных основных образовательных программ ;
  • разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;
  • организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;
  • разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;
  • осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;
  • проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • организации деятельности работы методических служб;
  • аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;
  • организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ включает 3 вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы .

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Типы уроков по ФГОС

Типы уроков: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.

Новая формулировка Старая формулировка Уроки "открытия нового знания" Урок формирования знаний Уроки рефлексии Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Уроки методологической направленности Урок обобщения и систематизации знаний Уроки развивающего контроля Урок контроля знаний, умений, навыков Урок коррекции знаний, умений, навыков

Уроки «открытия» нового знания: Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока: этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап выявления места и причины затруднения; этап построения проекта выхода из затруднения; этап реализации построенного проекта; этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки рефлексии: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

Структура урока: этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; этап актуализации и пробного учебного действия; этап локализации индивидуальных затруднений; этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; этап реализации построенного проекта; этап обобщения затруднений во внешней речи; этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; этап включения в систему знаний и повторения; этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Уроки общеметодологической направленности: Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Формирование у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Структура урока: Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Урок развивающего контроля: Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов.

Предварительный просмотр:

Примерная структура каждого типа урока по фГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Понятие образовательного стандарта

Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.

Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.

Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.

Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно. Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании ». Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения. Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.

Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Уровни образовательного стандарта

Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:

  • федеральный уровень,
  • национально-региональный уровень,
  • школьный уровень.

Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:

  • описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
  • наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.

Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.

Значение образовательного стандарта

Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.

Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.

Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.

Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:

  • обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
  • формированию у учащихся положительной мотивации учения;
  • переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.

Определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.

История разработки

В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.

Структура

Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:

  1. Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
  2. Нормативы базового содержания основных программ.
  3. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
  4. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
  5. Требования к условиям обучения.

Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:

  1. Минимум содержания ООП.
  2. Максимальный объем учебной нагрузки.
  3. Нормативы по уровню подготовки выпускников.

При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:

  1. Ликвидирован целевой блок.
  2. Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов.
  3. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
  4. Были убраны требования к условиям обучения.

Критика и изменения

Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.

Этапы

В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.

Формирование системы нормативов

Требования ФГОС могут разрабатываться по:

  1. Уровням.
  2. Ступеням.
  3. Направлениям.
  4. Специальностям.

Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).

Согласование и экспертиза

Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.

Заинтересованные субъекты

Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:

  1. Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП.
  2. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
  3. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.

Принятие

По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.

Цели

Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, - это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:

  1. Духовное и нравственное воспитание и развитие.
  2. Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.

В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.

Применение

Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:

  1. Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
  2. Разработки примерных программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
  3. Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
  4. Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
  5. Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
  6. Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
  7. Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
  8. Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  9. Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.

Внедрение в педагогическую деятельность

Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:

  1. Учебный план.
  2. Календарный график.
  3. Рабочие предметные программы.
  4. Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
  5. Методические и оценочные материалы.

Поколения

Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:

  1. Для 1-4 кл. - в 2009 г.
  2. Для 5-9 кл. - в 2010 г.
  3. Для 10-11 кл. - в 2012 г.

Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.

ЕГС ВПО

До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:

  1. Структуру вузовского профобучения.
  2. Документы о в/о.
  3. Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
  4. Объем и нормативы нагрузки студента.
  5. Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
  6. Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
  7. Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
  8. Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.

С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.

И федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.