Особенности судопроизводства в арбитражных судах по отдельным категориям дел. Рассмотрение арбитражными судами дел о несостоятельности (банкротстве) Основания для решения


Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Выделение дел о банкротстве в особую категорию вызвано прежде всего целью их рассмотрения. Таковой является установление факта несостоятельности или состоятельности субъектов гражданских правоотношений .

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом или объявленную должником его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Установление арбитражным судом факта банкротства влечет серьезные последствия для большого количества лиц: самого должника (юридическое лицо , признанное банкротом, подлежит ликвидации; для индивидуальных предпринимателей в этом случае утрачивает силу его государственная регистрация и т.д.), работников должника, лишающихся работы, кредиторов должника, задолженность которым должна будет погашаться в особом порядке, государства и административно-территориальных образований, получающих дополнительные социально-экономические проблемы.

Учитывая специфику процедуры банкротства, правовые и социальные последствия объявления должника банкротом, законодатель установил особый, достаточно отличающийся от общего, процессуальный порядок рассмотрения дел о банкротстве.

Процессуальную основу рассмотрения арбитражными судами дел о банкротстве составляют Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон). Таким образом, последний Закон можно охарактеризовать как нормативный правовой акт смешанного характера, при этом содержащиеся в нем нормы материального и процессуального права носят равнозначный характер.

Закон о банкротстве 1992 г. имел и много пробелов в части регулирования процессуальных, процедурных особенностей рассмотрения дел о банкротстве арбитражными судами, что создавало сложности в разрешении этих и так достаточно непростых дел и отнюдь не способствовало функционированию банкротства как института обычного гражданского оборота. Наличие пробелов в Законе вынуждало Высший Арбитражный Суд РФ под видом судебного толкования по существу выполнять роль законодателя. В качестве примера такого толкования можно привести Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве). В названном Обзоре Высший Арбитражный Суд РФ, фактически дополняя нормы Закона о банкротстве 1992 г., устранял пробелы, в том числе по процессуальным вопросам.

В соответствии со ст. 143 АПК дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК с особенностями, установленными Законом о несостоятельности (банкротстве). Таким образом, можно сказать, что нормы АПК составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру. Нормы Закона о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК с учетом специфики этих дел. Оснований считать, что при этом возникает конкуренция между нормами АПК и Закона, не имеется: арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется АПК, применяя в случаях, предусмотренных Законом, а также иными федеральными законами, содержащиеся в них нормы.

Рассмотрение дел о банкротстве арбитражным судом условно можно подразделить на две стадии: разбирательство дела в арбитражном суде и процедура банкротства.

Первая стадия представляет собой собственно арбитражный процесс , начинающийся подачей заявления о признании должника банкротом, проходящий в традиционном ключе, характеризующийся главенствующей ролью суда, выполняющего на этой стадии основные задачи судопроизводства (ст. 2 АПК), и заканчивающийся вынесением судебного акта (решения, определения), которым устанавливается юридический факт — несостоятельность или состоятельность должника.

Задачей второй стадии — процедуры банкротства (конкурсного производства, внешнего управления , мирового соглашения) — является реализация судебного акта. Проводя аналогию, можно сказать о достаточно близком соответствии этой стадии исполнительному производству в традиционном арбитражном процессе. На второй стадии на первый план при решении задач судопроизводства выступает арбитражный управляющий, осуществляющий свою деятельность под контролем арбитражного суда. Следует иметь в виду, что такая процедура банкротства, как наблюдение, относится к первой стадии рассмотрения дела, поскольку выполняет обеспечительные функции.

Общие нормы, определяющие основные понятия и положения процесса о банкротстве, расположены в гл. I Закона. Нормы, регулирующие арбитражный процесс по делу о банкротстве, сосредоточены в гл. III Закона. Положения, содержащие процессуальные нормы осуществления арбитражным судом своих функций при осуществлении процедур банкротства, содержатся в гл. IV-VII Закона. Особенности разбирательства дел и процедур банкротства отдельных категорий должников (градообразующих и крупных организаций, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг , граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, крестьянских хозяйств), а также упрощенные процедуры банкротства предусмотрены в гл. VIII-XI Закона.

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве

Особенности разбирательства арбитражным судом дел о банкротстве наиболее ярко выявляются в сравнении с нормами АПК, регулирующими порядок рассмотрения арбитражным судом традиционных споров.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 АПК и ст. 5 Закона дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является лицом, участвующим в деле, — юридическое лицо или гражданин . Суды общей юрисдикции дела о банкротстве не рассматривают, не может быть дело о банкротстве передано на рассмотрение и третейского суда (п. 3 ст. 29 Закона).

Подсудность дел о банкротстве

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом только коллегиально (ст. 14 АПК). Однако принятие заявления о признании должника банкротом и подготовка к судебному разбирательству производятся судьей единолично (ст. 41, 46 Закона).

Рассмотрение дела о банкротстве характеризуется особым составом участников . Закон о банкротстве делит участников рассмотрения дела о банкротстве на две группы: лица, участвующие в деле (ст. 30 Закона), и лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве (ст. 31 Закона). Деление участников на названные группы фактически соответствует структуре рассмотрения дела о банкротстве: лица, участвующие в деле, имеют процессуальные права и несут обязанности на обеих стадиях рассмотрения дела; лица, участвующие в арбитражном процессе, — только на первой стадии: при разбирательстве дела арбитражным судом.

К лицам, участвующим в деле, относятся должник, арбитражный управляющий, конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам, прокурор , государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, иные лица.

Круг лиц, которые могут быть должником и конкурсным кредитором, ограничен Законом. В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона не могут быть признаны банкротом и выступать в качестве должника казенные предприятия (ст. 115 ГК), некоммерческие организации (общественные, религиозные — ст. 117 ГК, учреждения — ст. 120 ГК, объединения юридических лиц — ст. 121 ГК и иные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов — ст. 116 ГК и фондов — ст. 118 ГК). В качестве должников по делу о банкротстве не могут выступать и такие субъекты гражданских правоотношений , как Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (гл. 5 ГК); филиалы и представительства юридических лиц (ст. 55 ГК).

К конкурсным кредиторам относятся только кредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 11 Закона), т.е. обязательствам, основанным на нормах гражданского законодательства , за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств по уплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникам обществ). Из статьи 4 Закона (п. 2) также можно сделать вывод о том, что к конкурсным кредиторам не относятся и лица, перед которыми должник имеет обязательства по выплате авторского вознаграждения.

Помимо конкурсных, т.е., условно говоря, гражданско-правовых кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и на подачу заявления о признании должника банкротом Закон предоставляет и другим лицам, которые также условно могут быть названы административно-правовыми кредиторами: налоговым и иным уполномоченным органам (к примеру, Пенсионный фонд РФ, другие внебюджетные фонды и их отделения, таможенные органы и т.д.) по требованиям по обязательным платежам: налогам , платежам, пошлинам и т.п. Названные государственные органы хотя фактически и являются представителями Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, но при рассмотрении дела о банкротстве выступают в качестве самостоятельных участников процесса. При этом названные органы участвуют в деле только при наличии задолженности у должника по обязательным платежам. Если должник имеет задолженность, к примеру, перед государством по денежным обязательствам (по кредитному договору с иностранным банком, выданным под гарантии Правительства), Российская Федерация является конкурсным кредитором (п. 2 ст. 11 Закона). Правом на представление ее интересов в арбитражном суде обладают ее уполномоченные органы (Правительство, министерство и т.п.).

Прокурор, как и в исковом производстве, является лицом, участвующим в деле, только в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению.

Государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению участвует в деле в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»: при реализации процедуры банкротства отсутствующего должника — ст. 178 Закона, при банкротстве организации, осуществляющей незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан, — ст. 188 Закона. В настоящее время государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению сохранил полномочия и по подаче заявлений о признании должника банкротом в качестве органа, уполномоченного Российской Федерацией как конкурсным кредитором, а также по обязательным платежам.

К иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, можно отнести: орган местного самоуправления , федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по делам о банкротстве градообразующих организаций и организаций, численность работников которых превышает пять тысяч человек (ст. 133 Закона), государственный орган РФ по надзору за страховой деятельностью при рассмотрении дела о банкротстве страховой организации (ст. 144 Закона), государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг по делу о банкротстве профессиональных участников рынка ценных бумаг (ст. 148 Закона).

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) является одним из главных участников рассмотрения дела о банкротстве, во многом наряду с арбитражным судом определяющим успешность решения задач арбитражного судопроизводства при рассмотрении дел о банкротстве.

Регулированию процессуального положения арбитражного управляющего, его прав и обязанностей при разбирательстве дела арбитражным судом и осуществлении процедур банкротства посвящено достаточно большое количество норм Закона. Общие положения об арбитражном управляющем содержатся в ст. 19, 20, 21, 22 Закона.

Перечисленные в ст. 30 Закона лица пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные ст. 33 АПК. Арбитражный управляющий обладает более широким кругом процессуальных прав и обязанностей.

Достаточно часто при рассмотрении дела о банкротстве арбитражный суд использует заключение эксперта (обычно — акт аудиторской проверки), при этом, в отличие от АПК (ст. 66), экспертиза может быть назначена арбитражным судом и по собственной инициативе (п. 5 ст. 46 Закона).

Перечень обеспечительных мер

б) заключения мирового соглашения.

Налоговые и иные уполномоченные органы имеют право обратиться с заявлением о признании должника банкротом в случае наличия у последнего задолженности по обязательным платежам: налогам , пошлинам, взносам во внебюджетные фонды и т.п.

Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в любом случае, если у должника имеется задолженность по обязательным платежам; в связи с неисполнением должником денежных обязательств — когда обнаружены признаки преднамеренного банкротства, а также в интересах кредитора по денежным обязательствам — Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования (п. 1 ст. 40 Закона). Перечень оснований, по которым прокурор вправе обратиться с заявлением о признании должника банкротом, не является исчерпывающим, прокурор может обратиться с заявлением и в других случаях, предусмотренных Законом о несостоятельности (банкротстве) и другими федеральными законами.

Все перечисленные лица вправе обратиться с заявлением в арбитражный суд только при определенной сумме долга и неуплате ее в течение трех месяцев. В состав долга по денежным обязательствам в соответствии со ст. 4 Закона не включаются подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы , пени), а также убытки кредитора и в том случае, если они взысканы решением любого суда. В состав обязательных платежей не включаются штрафы (пени) и иные финансовые санкции, предусмотренные законодательством.

Закон предоставляет кредитору право объединить задолженность по разным обязательствам (к примеру, задолженность по кредитному договору и векселю), а также нескольким кредиторам объединить свои требования с тем, чтобы они в совокупности составляли требуемую сумму (например, часто объединяют свои требования граждане — вкладчики коммерческих банков) и обратиться с одним заявлением, подписываемым всеми кредиторами (п. 2 ст. 36 Закона).

Трехмесячный срок, по истечении которого возникает право на обращение с заявлением о признании должника банкротом по денежным обязательствам, исчисляется по правилам, установленным ст. 314 ГК РФ, по обязательным платежам — в соответствии с налоговым, таможенным и другим соответствующим законодательством. Правила о сумме задолженности и сроках неплатежа как обязательных условиях подачи заявления распространяются на все категории заявителей: должника, кредиторов и прокурора.

В Законе о несостоятельности (банкротстве) подробно изложены требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления и прилагаемым к нему документам. К содержанию

Заявление должника

В заявлении должника должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда , в который подается указанное заявление;
  • сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником;
  • сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам ;
  • размер задолженности по обязательным платежам;
  • обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  • сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию;
  • сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности;
  • номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях , почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;
  • сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве ;
  • перечень прилагаемых документов.

К заявлению должника прилагаются (ст. 104 АПК, ст. 34 Закона):

  1. доказательства уплаты государственной пошлины в 10-кратном размере минимального размера оплаты труда;
  2. доказательства направления копий заявления всем кредиторам должника и иным лицам, участвующим в деле;
  3. документы, подтверждающие наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме;
  4. список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности и указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя;
  5. бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы, документы о составе и стоимости имущества должника-гражданина;
  6. решение собственника унитарного (государственного или муниципального) предприятия или учредителей (участников) должника — юридического лица об обращении в арбитражный суд с заявлением должника, если должник обращается с заявлением добровольно;
  7. протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, если указанное собрание проведено до подачи заявления должником.

Заявление кредитора

Заявление кредитора может быть подписано не только руководителем юридического лица — должника или гражданином-руководителем, но и их представителями. В заявлении кредитора должны быть указаны:

  1. наименование арбитражного суда , в который подается заявление;
  2. наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) должника и его почтовый адрес;
  3. наименование (фамилия, имя, отчество — для граждан) кредитора и его почтовый адрес;
  4. размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих к уплате процентов и неустоек (штрафов , пени);
  5. обязательство должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срок его исполнения;
  6. доказательства обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда , доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса;
  7. доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора.

В соответствии со ст. 104 АПК и ст. 37 Закона к заявлению кредитора должны быть приложены следующие документы:

  1. доказательства уплаты государственной пошлины — десять минимальных размеров оплаты труда ;
  2. доказательства направления должнику копии заявления;
  3. доказательства, подтверждающие обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам.

Кроме того, к заявлению могут быть приложены решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику, исполнительные документы (исполнительный лист, акцептованные должником платежные требования, исполнительная надпись нотариуса и др.) либо доказательства, подтверждающие признание должником требований кредитора. К заявлению, подписанному представителем кредитора, прилагается доверенность , подтверждающая полномочия представителя.

Законом установлены некоторые особенности оформления заявления такими заявителями, как государственно- или административно-территориальные образования, налоговый или иной уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 38 Закона в случаях, когда кредитором по денежным обязательствам выступает Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование , заявление может быть подано в арбитражный суд уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления : правительством , администрацией, министерством, ведомством. В этом случае к заявлению обязательно прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке (Положение об органе, Устав и т.п.).

К заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке (к примеру, доказательства предъявления платежных документов на инкассо , обращения с иском в суд и т.п.).

Заявление о признании должника банкротом, подаваемое Российской Федерацией, ее субъектом, муниципальным образованием как кредиторами по денежным обязательствам, налоговым или иным уполномоченным органом, прокурором , должно соответствовать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора (ст. 35, 37 Закона), за исключением доказательств уплаты государственной пошлины.

Принятие заявления о признании должника банкротом

Принятие заявления о признании должника банкротом производится судьей арбитражного суда единолично по правилам, предусмотренным ст. 106 АПК. Судья должен вынести определение в течение трех дней после его поступления. В определении о принятии заявления также могут быть указаны меры по обеспечению требований кредиторов, предусмотренные гл. 7 АПК «Обеспечение иска» и ст. 44 Закона .

б) если заявление подано до истечения трехмесячного срока , исчисляемого со дня, следующего за днем, когда должно быть произведено исполнение денежных обязательств или внесены обязательные платежи;

в) если требования к должнику возникли не в связи с неисполнением им денежных обязательств (к примеру, из обязательства передать имущество, определенное индивидуально-определенными признаками, из трудовых отношений, из обязательств, возникших из причинения вреда жизни, здоровью гражданина , из отношений между должником — юридическим лицом и его учредителями (участниками), вытекающими из такого участия (например, по выплате дивидендов);

г) если в состав требований к должнику включены неустойки (штрафы , пени), иные финансовые санкции и убытки для искусственного создания суммы задолженности в размере более пятисот минимальных размеров оплаты труда для должников — юридических лиц и ста — для должников-граждан;

д) если должником является гражданин, не обладающий статусом индивидуального предпринимателя , а заявление подано до вступления в силу Федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК;

е) если должником является казенное или унитарное предприятие , не основанное на государственной или муниципальной собственности , к которому в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального Закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» применяются нормы о казенных предприятиях ;

При этом следует иметь в виду, что решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом, вступившее в законную силу, не является препятствием для принятия в последующем аналогичного заявления, поскольку в основание такого заявления могут быть положены другие обстоятельства: долг другому кредитору, изменение финансово-экономического положения должника и т.д.

3) Если в производстве арбитражного суда имеется дело о признании этого должника банкротом.

Определение об отказе в принятии заявления выносится в течение трех дней после поступления заявления в арбитражный суд и может быть обжаловано.

Возвращение заявления о признании должника банкротом

Возвращение заявления о признании должника банкротом производится по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 ч. 1 ст. 108 АПК и ст. 43 Закона .

В соответствии со ст. 43 Закона заявление возвращается арбитражным судом , если оно не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 32-40 Закона, в частности:

а) если оно подано лицом, не имеющим права на обращение с таким заявлением: например, гражданином , перед которым должник имеет задолженность по зарплате, другим выплатам, вытекающим из трудовых отношений; гражданином, которому должник обязан возместить вред, причиненный жизни, здоровью; учредителем (участником) должника — юридического лица по задолженности, вытекающей из такого участия;

б) если не соблюдены форма и содержание заявления, предусмотренные ст. 33, 35, 38, 39, 40 Закона, а также если к заявлению не приложены документы, указанные в ст. 34, 37 Закона, в том числе, доказательства уплаты государственной пошлины, направления копии заявления другим лицам, привлеченным заявителем к участию в деле, т.е. по основаниям, предусмотренным п. 1, 4, 5, 8 ч. 1 ст. 108 АПК.

В тех случаях, когда подача заявления является для руководителя должника — юридического лица (ликвидационной комиссии) или индивидуального предпринимателя обязательной (ст. 8 Закона), поступление в арбитражный суд одного заявления, без приложения документов, предусмотренных ст. 34 Закона, не является основанием для возвращения заявления (п. 2 ст. 43 Закона); недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству ;

в) если заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим права его подписывать (например, заявление должника — юридического лица подписано не руководителем, а представителем по доверенности), либо лицом, должностное положение которого не указано;

г) если дело неподсудно данному арбитражному суду (например, заявление подано в арбитражный суд не по месту нахождения или жительства должника, а по месту нахождения кредитора);

е) если в одном заявлении объединены не связанные между собой требования, например о признании банкротом и о взыскании долга;

д) если до вынесения определения о принятии заявления от заявителя поступило заявление о его возвращении.

В отличие от АПК, которым предусмотрено право ответчика и других лиц, участвующих в деле, направлять отзыв на исковое заявление (ст. 109 АПК), Закон о банкротстве в ст. 45 предусмотрел обязанность должника в случае принятия арбитражным судом заявления кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора о признании должника банкротом направить в пятидневный срок с момента получения определения отзыв в арбитражный суд на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве. Копию отзыва должник обязан направить заявителю и иным лицам, участвующим в деле.

Помимо сведений, предусмотренных ст. 109 АПК, в отзыве должника указываются (п. 2 ст. 45 Закона):

а) имеющиеся у должника возражения по требованиям заявителя;

б) общая сумма задолженности должника по обязательствам перед кредиторами, оплате труда работников должника, обязательным платежам;

в) сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах , находящихся на его счетах в банках и иных кредитных организациях , номера указанных счетов в банках и иных кредитных организациях и почтовые адреса банков и иных кредитных организаций;

г) доказательства удовлетворения требований заявителя в случае их признания должником.

Данные правила (об обязательности представления должником отзыва) введены Законом с целью оперативности рассмотрения дел о банкротстве, поскольку отсутствие у арбитражного суда названной информации, которая обязательно должна содержаться в отзыве на заявление, не позволяло, во время действия Закона о банкротстве 1992 г. практически во всех случаях рассмотреть заявление кредитора или прокурора при первом разбирательстве дела, поскольку названные лица, как правило, не обладали и не могли обладать сведениями обо всех кредиторах должника, размере его задолженности и т.д.

Подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству

Таким образом, в рамках подготовки дела к судебному разбирательству по существу рассматриваются требования, мало отличающиеся от традиционных исковых. Необходимость рассмотрения возражений должника на стадии подготовки дела к судебному разбирательству вызвана тем, чтобы к моменту рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд обладал более или менее полными сведениями о наличии или отсутствии задолженности должника, поскольку реальные суммы долга зачастую расходятся с данными кредиторов, налоговых и других органов, бухгалтерскими документами самого должника.

Возражения должника рассматриваются арбитражным судом в заседании, которое должно быть назначено не позднее одного месяца (п. 3 ст. 46 Закона) до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве, с обязательным извещением о времени и месте заседания должника, временного управляющего, кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, прокурора. Заседание проводится по правилам, установленным АПК для судебного разбирательства, по результатам заседания выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, которые признаны обоснованными. В случае удовлетворения возражений должника в определении указываются суммы, не включаемые в задолженность.

Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд (п. 1 ст. 47 Закона). Установление более продолжительного по сравнению с исковым производством (два месяца — ст. 114 АПК) срока рассмотрения дела о банкротстве связано с его (дела) относительно большей трудоемкостью (иногда в деле участвуют до ста лиц; в процессе рассмотрения дела о банкротстве арбитражному суду приходится совершать больше процессуальных действий, чем в исковом производстве). Рассмотрение дела о банкротстве может быть отложено на срок не более двух месяцев (п. 2 ст. 47 Закона).

Судебное разбирательство дел о банкротстве производится по правилам, установленным АПК (гл. 16). Каких-либо особенностей, за исключением порядка заключения и исполнения мирового соглашения, являющегося отдельной процедурой банкротства, Закон не предусматривает.

В соответствии со ст. 48 Закона арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве принимает один из следующих актов:

  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • решение об отказе в признании должника банкротом;
  • определение о введении внешнего управления ;
  • определение о прекращении производства по делу.

Решение арбитражного суда

  • о признании должника банкротом;
  • об открытии конкурсного производства;
  • о назначении конкурсного управляющего (фамилия, имя, отчество, номер и серия паспорта, дата его выдачи, кем выдан).

По результатам рассмотрения заявлений или жалоб арбитражным судом выносится определение, возможность обжалования которого ни АПК, ни Закон не предусматривают (п. 3 ст. 55 Закона). Отсутствие возможности обжалования таких определений, несомненно затрагивающих права и интересы лиц, участвующих в деле, связано с необходимостью оперативного рассмотрения дел о банкротстве в целом и проведения процедур банкротства в частности, иначе обжалование таких определений может привести к остановке процесса банкротства.

Цель введения внешнего управления

Конкурсное производство проводится как в отношении должников — юридических лиц , так и должников-граждан (ст. 23 Закона). Об открытии конкурсного производства указывается в решении арбитражного суда о признании должника банкротом.

Однако осуществление арбитражным судом судопроизводства по делам с участием иностранных лиц по общим правилам, установленным АПК, не исключает и учет некоторых особенностей при рассмотрении этих дел. Это касается определения статуса иностранного участника, подведомственности и подсудности спора с участием иностранного лица, порядка представления и оценки доказательств , особенно официальных иностранных документов, вручения иностранному лицу судебных документов, установления применимого права, уплаты государственной пошлины и возмещения судебных расходов , исполнения судебных актов и т.д. Подробные разъяснения учета названных особенностей даны Высшим Арбитражным Судом РФ в Обзоре практики рассмотрения споров по делам с участием иностранных лиц, рассмотренных арбитражными судами после 1 июля 1995 г. Вопросы установления применимого права также подробно освещены в Обзоре судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц.

Компетенция арбитражных судов по делам с участием иностранных лиц

Нормы, регулирующие вопросы подведомственности арбитражным судам дел с участием иностранных лиц и их подсудности, содержатся в ч. 1, 2, 3 и 4 ст. 212 АПК. Общее правило, содержащееся в ч. 1 ст. 212 АПК, определяет, что арбитражные суды вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории Российской Федерации.

Для того чтобы осуществить банкротство юридического лица, недостаточно иметь только доказательства наличия внешних признаков его несостоятельности. Любое дело, и, в частности, дело о банкротстве может быть возбуждено в суде не иначе как на определенном законом основании.

Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" предусматривает единственное основание для возбуждения производства по делу о банкротстве - подачу заявления о признании должника банкротом.

Особое внимание необходимо обратить на то, что в арбитражный суд в данном случае подается заявление особого рода, что существенно отличает процесс банкротства от искового производства. Дело в том, что порядок рассмотрения дел о банкротстве представляет собой специфичное производство, у которого имеются свои отличительные атрибуты. В деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, а также не участвуют третьи лица. Такие дела относятся к особой категории дел, к которым законом могут быть предусмотрены специальные, по отношению к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации, процессуальные правила (ст. 143 АПК РФ),

В Законе о банкротстве также сказано, что все дела о банкротстве рассматриваются только арбитражными судами, независимо от того, кто является кредитором или должником - юридическое лицо или гражданин. Дела о банкротстве не могут рассматриваться третейскими судами (п. З. ст. 29 Закона "О несостоятельности (банкротстве)").

В соответствии с п.2 ст.32 Закона о банкротстве правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом в связи с неисполнением им обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды обладают налоговые и иные уполномоченные органы, в том числе Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

В отличие от обычного иска в заявлении должника должны быть раздельно указаны суммы требований кредиторов в размере, который не оспаривается должником, выделены суммы задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, задолженность по оплате труда и выходных пособий работникам и другие задолженности, в том числе по обязательным платежам.

В заявлении должника должны быть указаны сведения о делах, находящихся в производстве других судов, об исполнительных и других приравненных к ним документах. Данные сведения обязательны, так как производство по этим делам подлежит приостановлению по ходатайству кредиторов.

Должник в своем заявлении должен указать сведения о его имуществе, о наличии средств для покрытия судебных расходов по делу. Кроме этого им должны быть указаны номера своих счетов в кредитных учреждениях и адреса данных организаций.

Определенные отличия имеются между заявлением кредитора и заявлением должника. Заявление должника не может быть им отозвано и подлежит рассмотрению арбитражным судом по существу. В отличие от заявления должника заявления кредиторов могут быть ими отозваны, что может для примера иметь место в случае удовлетворения их требований должником или заключения мирового соглашения.

В статье 35 Закона о банкротстве определены сведения, которые должны быть указаны в заявлении кредитора. В статьях 34 и 35 Закона указаны обязательные, но не исчерпывающие сведения, которые должны содержаться в заявлении должника и кредитора. Отсутствие хотя бы одного из них дает право арбитражному суду возвратить заявление или отложить разбирательство дела до представления необходимых документов. Однако во многих случаях необходимо указать в заявлении и другие факты. Это необходимо, в частности, для рассмотрения требовании налоговых, иных уполномоченных органов Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, прокурора. Так, например, к заявлению налогового или иного уполномоченного органа о признании должника - юридического лица банкротом должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом несудебном порядке. В остальном, к налоговым органам при подаче заявления о признании должника банкротом применяются те же требования, что и требования, предъявляемые для кредитора.

В ст.43 Закона о несостоятельности указан только один случай, когда арбитражный суд может принять заявление о банкротстве должника при отсутствии некоторых документов - когда обращение в арбитражный суд с заявлением должника для руководителя должника является обязательным. Такое заявление принимается арбитражным судом, а недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

Кредиторы вправе обосновать свои требования объединенной задолженностью должника по различным обязательствам, а также объединить требования разных кредиторов к должнику и обратиться в суд с одним заявлением.

Закон о банкротстве предусматривает также некоторые особенности, характерные для заявлений о банкротстве должника, подаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными органами, а также органами прокуратуры.

В соответствии со ст. 38 Закона о банкротстве к заявлению кредитора - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования прилагаются документы о наделении органа, обращающегося в арбитражный суд, соответствующими полномочиями в установленном законом порядке. Отличительной особенностью здесь является то, Закон предусматривает для подачи данного заявления те же требования, что предусмотрены в отношении заявления кредитора. Однако в данном случае законодатель допускает оговорку, согласно которой такие правила применяются, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.

Очевидно, что законодатель в данном случае поставил Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в некое особенное положение по сравнению с другими субъектами рассматриваемых правоотношений. Однако, с моей точки зрения, такая постановка вопроса является не совсем понятной. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, действительно, участвуют в различных правоотношениях с некоторыми установленными отличиями по сравнению с другими участниками таких правоотношений, что часто объясняется объективными причинами и особенностями этих субъектов.

По моему мнению, перечень документов, которые кредитор должен представить в арбитражный суд при подаче заявления о банкротстве должника должен быть обязательным для всех без исключения лиц, которые в соответствии с Законом обладают правом на обращение в арбитражный суд с заявлением кредитора. Иначе, возникает вполне определенный вопрос; как понимать формулировку "если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений"? В каких случаях Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования могут пренебречь перечнем документов, необходимых для подачи заявления кредитора? Без какого из указанных пунктов данный субъект может обойтись при подаче заявления о признании должника банкротом? Не думаю, что законодатель имел ввиду освобождение заявителей от представления доказательств, подтверждающих наличие обязательства должника перед кредитором, из которого возникло требование, а также срока его исполнения; или доказательств обоснованности требований кредитора; либо доказательств, подтверждающих основания заявления кредитора.

В равной степени нельзя обойтись без перечня прилагаемых к заявлению кредитора документов, подтверждающих обязательства должника перед кредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам или иные обстоятельства, на которых основывается заявление кредитора (ст.37 Закона о банкротстве).

Требования, предъявляемые к заявлению о признании должника банкротом, направлены на то, чтобы кредитор мог обосновать свои претензии к должнику, иначе к процедуре банкротства можно привлечь почти любого участника рынка, не подпадающего под общие признаки банкротства.

Но в данном случае складывается ситуация, когда органы Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований могут, если это будет вытекать из существа правоотношений (что тоже является сомнительным исключением), обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом без должной аргументации своих притязаний, находясь в очень выгодной ситуации по отношению к другим участникам рынка.

Полагаю, что указанная оговорка законодателя не может быть объяснена с логической точки зрения и поэтому не должна присутствовать в законодательстве;

Особенности для данных лиц могут устанавливаться в части порядка их участия в каких-либо отношениях, но не должны действовать вопреки принципу справедливости, когда они поставлены в более выгодные по сравнению с иными участниками дела о банкротстве условия,

То же самое можно сказать и о заявлении прокурора. В ст. 40 Закона о несостоятельности (банкротстве) указывается, что заявление прокурора о признании должника банкротом подается в арбитражный суд с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) в отношении заявления кредитора, если иное не предусмотрено федеральным законом или не вытекает из существа правоотношений.

К особенностям, присущим для заявления прокурора о признании должника банкротом относится, в частности, то, что оно может быть подано в соответствии с н.1 ст.40 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии следующих оснований:

  • · когда прокурором обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
  • · когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
  • · в интересах кредитора по денежным обязательствам - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
  • · в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В данном контексте Закон конкретизирует перечень тех случаев, когда прокурор имеет право обращения в арбитражный суд с заявлением, аналогичным заявлению кредитора, но оставляет возможность его расширения.

Представляется, что требования, предъявляемые к заявлению о признании должника банкротом, должны быть, по возможности, унифицированы применительно к заявлению, подаваемому Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципального образования, а также прокурором по содержанию, перечню прилагаемых документов, что позволит обеспечить реальное равенство различных участников имущественного оборота.

Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде осуществляется по правилам, установленным Законом о несостоятельности и АПК РФ. Наравне с общими положениями этих нормативно-правовых актов применяются специальные - Глава 8 АПК и Глава III указанного закона.

Общие правила судопроизводства по делам о банкротстве

Дела о банкротстве - исключительная подсудность арбитражного суда независимо от состава участников. Другие суды, в том числе третейские, не могут рассматривать никакие вопросы, связанные с банкротством. На это законом предусмотрен специальный запрет. Территориальная подсудность определяется местом нахождения (регистрации) должника. Первая судебная инстанция - арбитражные суды субъекта федерации.

Отдельно стоит отметить, что банкротство физических лиц через арбитражный суд осуществляется вне зависимости от статуса кредиторов, их особенностей и специфики долгов. Рядовые граждане в этом отношении приравнены к организациям и ИП, а дела о банкротстве физических лиц - к экономическим спорам, подсудным арбитражным судам.

Участники разбирательства:

  • Должники и кредиторы (конкурсные кредиторы) - юридические лица, ИП, физические лица.
  • Арбитражный управляющий в статусе временного, административного, внешнего, конкурсного управляющего (по делам о банкротстве юрлиц) либо в статусе финансового управляющего по делам о несостоятельности ИП и граждан.
  • Уполномоченные органы и органы исполнительной власти в лице своих представителей - фактически это кредиторы по денежным обязанностям должников, то есть органы ФНС (долги по налогам), ПФР (долги по страховым взносам) и т.п.
  • Лицо (лица), представившее обеспечение в ходе процедуры финансового оздоровления, введенной в отношении юридического лица.
  • Представители работников должника, собственников его имущества (учредителей, участников, акционеров), собрания кредиторов.
  • Представители должников и кредиторов (юристы, адвокаты, другие представители).
  • Иные лица, участие которых предусмотрено или допускается Законом о банкротстве и (или) АПК РФ. К таковым относятся свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, третьи лица, супруг должника, законные представители и другие лица.

Основания для разбирательства:

  1. Признаки банкротства или предвидение банкротства - необходимые и достаточные в соответствии с Законом о банкротстве условия для начала процесса признания должника несостоятельным.
  2. Заявление должника или кредитора, работников должника, уполномоченного органа, а также документы-приложения к заявлению, подтверждающие его и обосновывающие необходимость введения процедуры банкротства.

Порядок банкротства не является единым для всех должников. Закон о банкротстве предусматривает три основных категории дел:

  1. в отношении юридических лиц;
  2. в отношении граждан (физических лиц);
  3. в отношении индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, специальный порядок предусмотрен для отдельных категорий должников - финансовых организаций (в частности, кредитных, страховых компаний), застройщиков, стратегических предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других.

Наряду с полной процедурой банкротства в отдельных случаях действует упрощенный порядок. Он касается банкротства ликвидируемого или отсутствующего должника, ипотечного агента и специализированного общества.

Рассмотрение дела в каждом случае - индивидуальный судебный процесс. Для юридических лиц предусматриваются пять возможных процедур: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Организация-должник может пройти их все, а может - только одну или несколько.

Для банкротства физических лиц и предпринимателей установлены три возможные процедуры : реструктуризация, реализация имущества и мировое соглашение. Как правило, граждане проходят одну или две процедуры, и крайне редко приходится прибегать ко всем трем.

Разбирательство по делам о банкротстве

Особенности разбирательств:

  • В отношении всех дел о банкротстве действует общий порядок разбирательства, за исключением случаев, когда Законом о банкротстве предусмотрено иное.
  • По общему правилу, заявление принимается судом, если соблюдены два условия: долг составляет 300 тысяч рублей (для юрлиц) или 500 тысяч рублей (для граждан, ИП), а просрочка по нему - 3 и более месяца. Из этого правила есть много исключений. Основные - ситуации предвидения банкротства, когда размер долга не имеет значения, и отдельные категории должников, для которых установлены другие размеры задолженности и длительности просрочки.
  • Заявление подается в письменной форме, с приложением пакета документов, перечень которых указан в ст. 38 или ст. 40 Закона о банкротстве. Заявление должно отвечать требованиям АПК РФ и ст. 37, ст. 39 и ст. 41 Закона - в зависимости от статуса заявителя.
  • Должник подает заявление, если для этого установлена обязанность, или реализуя свое право на обращение в суд. Заявление подписывается лично должником, руководителем организации или уполномоченным представителем должника.
  • Заявление кредиторов - их право. Вместе с заявлением кредитор вправе подать ходатайство о принятии мер обеспечения. Ходатайство рассматривается в течение суток.
  • Копии заявления направляются инициатором разбирательства кредиторам или должнику.
  • В течение 5 дней суд выносит решение (определение) о принятии заявления. Определение направляется должнику, кредиторам, в налоговый орган, где должник состоит на учете, СРО арбитражных управляющих и в другие необходимые инстанции. Если заявитель - кредитор, должник вправе в течение 10 дней после принятия судом заявления представить свой отзыв.
  • При наличии оснований (ст.43, ст.44 Закона) суд отказывает в принятии заявления или оставляет его без движения, возвращая заявителю для устранения нарушений.
  • Через 15, но не позднее 30 дней после вынесения решения о принятии заявления суд рассматривает вопрос его обоснованности. Для этого проводится отдельное заседание, по результатам которого принимается решение о введении наблюдения (заявление обоснованно), оставлении заявления без рассмотрения (заявление необоснованно либо есть препятствия для начала дела о банкротстве) или о прекращении производства (нет оснований для начала дела о банкротстве, долг погашен, требование кредитора признано необоснованным).
  • Наблюдение - начальная процедура по делам о банкротстве юрлиц. При вынесении определения о введении наблюдения суд утверждает временного управляющего, определенного в порядке ст. 45 Закона о банкротстве.
  • Срок рассмотрения дела - 7 месяцев с даты поступления заявления. Период охватывает наблюдение, но не включает другие возможные процедуры. В этот срок судом должно быть принято решение о признании должника банкротом, об отказе в признании банкротом, о введении финансового оздоровления, внешнего управления, о прекращении производства или об утверждении мирового соглашения.
  • Вынесенные судом решения заинтересованные стороны вправе обжаловать в общем порядке обжалования, предусмотренном АПК РФ.

Ход судебного разбирательства

Ход разбирательства зависит от индивидуальных особенностей дела, но в целом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявления и его рассмотрение - начало судебного разбирательства.
  2. Принятие судом решения по итогам рассмотрения заявления и его обоснованности. Это может быть начало первой процедуры (наблюдение или конкурсное производство - для юрлиц, реструктуризация или реализация имущества - для граждан и ИП) либо блокирование дальнейшего движения дела (признание заявления необоснованным, прекращение дела).
  3. Обжалование судебного решения, если необходимо.
  4. Исполнение судебного решения, в том числе начало введенной процедуры банкротства и осуществление в ее рамках установленных законом мероприятий.
  5. Завершение введенной процедуры, рассмотрение ее итогов и принятие судом решения о дальнейшем ходе процесса - введение другой процедуры, прекращение дела, признание банкротом и (или) другие действия.

Само судебное разбирательство - это рассмотрение судом определенных вопросов и принятие по ним решений. Конкретные мероприятия, проводимые в рамках той или иной процедуры банкротства - вне разбирательства, за исключением принятия судом решений об их начале и по итогам завершения. Большая часть процесса - это исполнение судебных решений, а его ход определяют результаты исполнения. Именно поэтому сам судебный процесс (заседания), как правило, не занимает много времени.

Основной срок банкротства, который порой достигает 1,5-2 года и более, приходится на разные процедуры - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство (юрлица) или реструктуризацию и (или) реализацию имущества (граждане). Здесь ключевая роль принадлежит арбитражному управляющему, от которого и зависит ход банкротства.

Арбитражный суд в процедуре банкротства контролирует ход судебного процесса и принимает процессуальные решения по вопросам, отнесенным к его компетенции Законом о банкротстве и АПК РФ. Роль суда в делах о банкротстве значительна, но не является главной, в отличие от ключевых участников процедур - должника, кредиторов, их представителей и арбитражного управляющего.

Основные функции суда проявляются на стадии принятия и рассмотрения заявления должника или кредитора. Он принимает решения о принятии заявления, его обоснованности, утверждении кандидатуры арбитражного управляющего и начале определенной процедуры банкротства. Кроме того, суд рассматривает ходатайства участников процесса и принимает по ним решения.

Назначенные процедуры реализуются без суда - это исполнение судебных решений. Но в компетенции суда - рассмотрение жалоб и ходатайств заинтересованных лиц, споров между участниками процесса, отчетов управляющего, принятие решения о введении, если необходимо, другой процедуры банкротства. Отнесено к компетенции суда и утверждение мирового соглашения должника и кредиторов, несмотря на то, что это - добровольная сделка. Мировое соглашение ведет к прекращению производства по делу, о чем решение, опять же, принимается судом.

Отдельная компетенция арбитражного суда - рассмотрение заявлений о признании сделок должника недействительными. Такие заявления подаются в рамках дела о банкротстве и подлежат рассмотрению в ходе специально организованного судебного заседания. По сути, проводится самостоятельное разбирательство, предметом которого является только один вопрос - действительность/недействительность сделки (сделок). Эти судебные процессы схожи с аналогичными спорами, которые разрешаются арбитражными судами вне процедуры банкротства. Но здесь применяются не только нормы АПК РФ, но и положения Закона о банкротстве, регулирующие порядок оспаривания сделок должника, а принятые судом решения влияют на ход дела о банкротстве и проводимые в его рамках процедуры.

Другие функции суда - рассмотрение вопросов:

  • о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о банкротстве;
  • о взыскании убытков при банкротстве;
  • об утверждении соглашений, связанных с привлечением к ответственности;
  • об отстранении управляющего, его замене;
  • об исключении имущества из конкурсной массы, о разделе спорного имущества.

В рамках разбирательства по делам о несостоятельности арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры участников процесса. Главный критерий отнесения таких споров к компетенции суда - влияние на рассмотрение дела о банкротстве.

Арбитражный суд ставит финальный аккорд в деле о банкротстве - завершает конкурсное производство (реализацию имущества) или прекращает производство в связи с погашением долгов или заключением мирового соглашения.

Процедура банкротства в отношении физических лиц может быть прекращена арбитражным судом по ряду причин, закрепленных законом. О прекращении производства по делу суд выносит определение. Самыми частыми причинами прекращения данной процедуры являются:

  • заключение мирового соглашения между сторонами;
  • отсутствие финансовых средств на проведение процедуры банкротства;
  • неназначение финансового управляющего по истечении трех месяцев с начала процедуры.

Все случаи прекращения производств по делу о банкротстве указаны в ст. 57 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ (с изм. и доп., вступившими в силу 28.01.2018г.)

Отсутствие денег на финансирование процедуры

Отсутствие финансовых средств на проведение судебного производства - самый распространенный случай, по которому прекращается процедура банкротства. Финансирование требуется для проведения действий, предусмотренных законом. Денежные средства необходимы на организацию торгов, оплату публикаций по делу, вознаграждение финансовому управляющему, оплату услуг оценщиков и других дополнительных действий, которые нужны для проведения данной процедуры. Без финансовых средств невозможно проведение банкротства, и их отсутствие приводит к прекращению процедуры.

Финансовый управляющий подает ходатайство в арбитражный суд о прекращении процедуры на основании отсутствия финансирования. Суд выносит соответствующее определение, и дело считается прекращенным.

Неназначение финансового управляющего по делу в течение трех месяцев

На первом заседании суда по делу о банкротстве должен быть назначен финансовый (арбитражный) управляющий. Такое условие не всегда выполняется по ряду причин. Должнику, обратившемуся за назначением управляющего в СРО (саморегулируемую организацию) арбитражных управляющих, могут отказать, не дать согласия на участие в процессе банкротства. Дальнейшие обращения в эту же или другую СРО также могут не дать положительных результатов. Без предварительной договоренности с конкретным человеком, рекомендованным на должность управляющего, не имеет смысла заявлять наугад организацию к участию в судебном процессе. Сначала надо заручиться согласием потенциального финансового управляющего. В противном случае время будет потрачено впустую.

Причиной прекращения делопроизводства по процедуре банкротства физического лица может служить неназначение финансового управляющего по истечении трех месяцев со дня первого судебного заседания по данному делу. Основанием для прекращения служит п.9 ст.45 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Последствия прекращения процедуры

Прекращение процедуры банкротства не означает, что должник получает отказ в признании себя банкротом. Это означает что процедура прекращена, что не лишает возможности повторно обратиться с заявлением после устранения препятствий.

Все ограничения, действовавшие по закону в процессе производства, снимаются с должника согласно ст.56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Важно знать, что физическому лицу будет возвращена госпошлина и денежные средства, внесенные на депозит арбитражного суда для финансирования процедуры.

В дальнейшем, кредитор или должник могут подать новое заявление о признании гражданина банкротом. Прекращение процедуры банкротства не ограничивает право должника и кредитора в отношении действий, направленных на защиту своих интересов.