Взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Проблемы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям


В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации в компетенцию органов местного самоуправления помимо вопросов местного значения могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством. До сих пор на федеральном уровне порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями практически не регулировался. На практике «при наделении» в соответствующих нормативных актах обычно не указывается, что эти полномочия являются государственными, а, следовательно, возникают споры по поводу их финансирования. На решение этой проблемы и направлены ст.ст. 14 - 17 Федерального закона о местном самоуправлении 2003 года. Теперь при определении, относится ли конкретное полномочие, возложенное на орган местного самоуправления, к государственному, необходимо руководствоваться исключительно ими. Если указанное полномочие входит в один из вопросов местного значения для данного типа муниципального образования, оно является муниципальным, в противном случае - государственным и требует отдельного финансирования.

Следует отметить, что до принятия данного федерального закона в законодательстве большинства субъектов Российской Федерации был использован обратный подход. В соответствии с ним государственными полномочиями признавались те полномочия, в отношении которых имелось прямое указание на их государственный характер. На практике субъекты Российской Федерации чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере:

Государственной регистрации актов гражданского состояния;

Лицензирования розничной продажи алкогольной продукции;

Лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов;

Лицензирования образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений;

Назначения и выплаты компенсационных выплат;

Ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности;

Медико-социальной экспертизы;

Установления значений отдельных корректирующих коэффициентов для расчета единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности;

Порядка пользования отдельными природными ресурсами;

Формирования и организации деятельности административных комиссий на территориях субъектов Российской Федерации и т.д. Курочкин А.А. Правовые основы местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 9.

Ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 года основывается на конституционной норме о том, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может производиться только законом. Несмотря на то что соответствующее положение имеется и в действующем Законе о местном самоуправлении, на практике оно регулярно нарушается, особенно на федеральном уровне. Многие полномочия ранее были переданы органам местного самоуправления скрыто, без указания на то, что они являются государственными, путем принятия соответствующих правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации. Закон о местном самоуправлении 2003 года прямо запрещает такой способ наделения полномочиями, следовательно, органы местного самоуправления могут их не исполнять.

В соответствии с принципами, закрепленными в ст.ст. 72 и 76 Конституции Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации о передаче полномочий, относимых Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, не могут вступать в противоречие с федеральными.

В настоящее время значительное количество государственных полномочий передано органам местного самоуправления субъектами Российской Федерации посредством принятия соответствующих региональных законов.

Анализ регионального законодательства выявляет три основных способа наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями: законом субъекта о местном самоуправлении, законом субъекта о порядке наделения органов местного самоуправления такими полномочиями и отдельными законами о порядке передачи отдельных полномочий.

При установлении государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления, региональные законодатели используют принципы как позитивного, так и негативного регулирования. Так, Закон субъекта может содержать перечень государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Более плодотворным представляется использование принципа негативного регулирования, то есть указания в законе полномочий, которые органам местного самоуправления не могут передаваться.

Нередко органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают органам местного самоуправления полномочия, которые им самим не принадлежат, а также те полномочия, которые специальными федеральными законами отнесены к исключительному ведению органов государственной власти и не могут передаваться органам местного самоуправления. Передача таких полномочий является незаконной. Муниципальное право/Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. С. 47.

Закон о местном самоуправлении 2003 года не предусматривает необходимость получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не будет способствовать повышению эффективности их осуществления.

Представляется, что нормам Закона о местном самоуправлении 2003 года не противоречит установление требования о передаче отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только с согласия последних в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что в соответствии с новым Законом о местном самоуправлении в Российской Федерации созданы различные виды муниципальных образований, причем некоторые из них территориально будут входить в состав других, часть 3 ст. 19 Закон о местном самоуправлении 2003 года закрепляет, что передаваемые отдельные государственные полномочия возлагаются на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Подсумкова А.А. Местное самоуправление: некоторые вопросы становления и развития. Саратов: Изд-во ПАГС, 2008.. В то же время допускается возможность передачи отдельных государственных полномочий иным муниципальным образованиям, если это будет предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Законом о местном самоуправлении 2003 года установлены различные варианты определения срока действия переданных полномочий. Действующие законы субъектов Российской Федерации о передаче государственных полномочий используют и тот и другой вариант. Отдельные законы субъектов устанавливают, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями субъекта РФ в сфере социальной защиты населения на неограниченный срок. Напротив, ряд региональных законов указывает, что отдельными государственными полномочиями органы местного самоуправления наделяются на период с 1 января по 31 декабря календарного, а, следовательно, и бюджетного (финансового) года.

Если в законе о наделении полномочиями о сроке наделения ничего не сказано и иное не вытекает из действующего законодательства, следует понимать, что полномочия передаются бессрочно.

Также Закон о местном самоуправлении 2003 года развивает конституционную норму об обязательном государственном финансировании отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления. Если полномочие передается федеральным законом, его финансирование осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта Российской Федерации - за счет субвенций из бюджета субъекта. Порядок предоставления таких субвенций установлен как в данном Законе, а также Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муниципальных правовых актов, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 Бюджетного кодекса РФ. Об обеспечении гарантий реализации государственных полномочий органами местного самоуправления. Информационно-аналитическая записка. // Государство и право. - № 9. - 2006.

Органы местного самоуправления имеют право привлекать дополнительные ресурсы для реализации отдельных государственных полномочий, но только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

Из п. 1 ч. 6 следует, что полномочия могут передаваться как всем муниципальным образованиям определенного вида, так и каким-то конкретным. Такая дифференциация, безусловно, является положительным моментом Закона, так как даже в рамках одного субъекта Федерации муниципальные образования могут существенно различаться по демографическому, экономическому, социальному и другим потенциалам;

Установленное в п. 3 ч. 6 требование указывать способ расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам, для осуществления соответствующих полномочий является важнейшей гарантией органов местного самоуправления на получение достаточного объема денежных средств на реализацию переданных полномочий.

П. 4 ч. 6 требует указывать перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня. Материальные ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, передаются для использования по целевому назначению. Передача материальных ресурсов осуществляется в порядке, установленном законом, которым органы местного самоуправления наделены соответствующими отдельными государственными полномочиями. При прекращении исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны возвратить неиспользованные материальные ресурсы. На практике передача материальных ресурсов осуществляется, как правило, на основании договора, заключаемого после вступления в силу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации с соответствующими органами местного самоуправления. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. С.Е. Чаннова. М.: Ось-89, 2004.

Основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий содержатся в большинстве соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Чаще всего указывают следующие основания: 1) истечение срока, на который были переданы указанные полномочия; 2) признание органами государственной власти субъекта Федерации нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; 3) невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами; 4) систематическое нарушение законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий; 5) неоднократные обращения и жалобы физических и юридических лиц на ненадлежащее осуществление органом местного самоуправления переданных государственных полномочий; 6) принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере; 7) отказ органов местного самоуправления от дальнейшей реализации полномочий Тимофеев Н.С. К проблеме принципов и критериев выделения вопросов местного значения // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11..

Кроме того, законы многих субъектов Федерации требуют также указывать формы содействия со стороны государственных органов при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления. Законы субъектов Российской Федерации должны дополнительно содержать права и обязанности органов и должностных лиц органов государственной власти и органов и должностных лиц местного самоуправления, аналогичные правам и обязанностям сторон делегирования, закрепленным в федеральном акте о передаче полномочий. Также установлен порядок введения в действие положений, наделяющих органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года. Если такие субвенции из бюджета не выделяются, закон о передаче полномочий не может быть введен в силу и не должен исполняться.

Органы государственной власти и после передачи отдельных государственных полномочий, относящихся к их компетенции, сохраняют возможность влиять на их исполнение. С этой целью они наделяются правом издавать по указанным вопросам обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Муниципальное право/Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Изд-во «Эксмо», 2005.

Ст. 20 Закона о местном самоуправлении 2003 года определяет последствия принятия закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не соответствующими требованиям ст. 19 данного Закона. В первоначальной редакции законопроекта в данной части содержалась следующая норма: «несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, может быть обжаловано в судебном порядке, но не может служить основанием для их неисполнения». Таким образом, на органы местного самоуправления возлагалась обязанность исполнять незаконные правовые акты. Неудачность этих положений была очевидна, и в окончательной редакции Закона они были сняты. Однако решение, которое приняли в данном случае законодатели, можно в лучшем случае назвать половинчатым. В настоящее время исходя из ч. 2 ст. 20 остается абсолютно неясным: кто должен исполнять отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления с нарушением требований ст. 19 (например, что чаще всего бывает на практике, без надлежащего финансирования), в период между вступлением в действие соответствующего закона и решением суда о его неправомерности? Лапин В. А. Взаимодействие властей в контексте регионального развития//Полития. № 4. 2006. С.113.

Фактически ясно, что это будут делать те же органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета, то есть в ущерб решению вопросов местного значения. При этом Закон ничего не говорит о компенсации денежных средств, потраченных органами местного самоуправления на реализацию отдельных государственных полномочий, если впоследствии эта передача будет признана незаконной. Как представляется, в таком случае органы местного самоуправления могут требовать не только признания в судебном порядке недействительным закона о передаче отдельных государственных полномочий, но и компенсации финансовых средств, потраченных на их реализацию.

Также Законом о местном самоуправлении 2003 года предусматривают возможность участия органов местного самоуправления в реализации полномочий (в том числе и путем дополнительного финансирования), не вытекающих из перечня вопросов местного значения, но и не относимых к отдельным государственным полномочиям в смысле главы 4 Закона. Участие органов местного самоуправления в реализации таких полномочий возможно только на добровольной основе, какое-либо принуждение со стороны государственных органов и их должностных лиц здесь недопустимо. Обязательным условием такого участия является принятие правового акта представительного органа муниципального образования. Это позволяет исключить субъективный подход при реализации должностными лицами органов местного самоуправления права на участие в осуществлении государственных полномочий.

Указанные полномочия носят государственный характер, однако находятся в сфере совместного ведения органов государственной власти и местного самоуправления, в силу чего в федеральных законах, регулирующих реализацию данных полномочий, должны указываться пути взаимодействия государственных и муниципальных органов, а также пределы их правового регулирования органами государственной власти. Таким образом, право участия органов местного самоуправления в реализации данных полномочий может быть ограничено решениями органов государственной власти. В настоящее время таких условий акты, наделившие органы местного самоуправления правом на участие в реализации государственных полномочий, не содержат.

Следует обратить внимание на то, что органы местного самоуправления могут осуществлять дополнительное финансирование не переданных им государственных полномочий только в случае прямого указания на это в федеральных законах. По-видимому, данная норма направлена на предотвращение ситуации нецелевого расходования средств местного бюджета в ущерб финансированию вопросов местного значения. Единственным исключением является финансирование дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, которое возможно со стороны органов местного самоуправления и при отсутствии указания на это в федеральном законодательстве.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не должно трактоваться как освобождение соответствующих государственных органов от ответственности за их осуществление. Государственные органы должны наблюдать за положением дел в соответствующих сферах деятельности, анализировать их, определять общую политику и методологию, иметь реальную возможность реагировать на нарушения действующего законодательства и прав граждан. В Конституции Российской Федерации предусмотрен только один случай контроля государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий. Таким образом, органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации обязаны осуществлять контроль исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Конкретные формы контроля, должны устанавливаться законами о передаче полномочий.

В Законе о местном самоуправлении 2003 года особо подчеркнута такая форма контроля, как обязательное предоставление органами и должностными лицами местного самоуправления уполномоченным государственным органам документов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий. В законах о передаче полномочий должны содержаться указание о формах и порядке направления запросов государственных органов, сроках предоставления таких документов и т.п. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Попова, Л.Л. Попова. М.: Юристъ, 2005 (издание второе, переработанное и дополненное).

Также Закон о местном самоуправлении 2003 года допускает возможность выдачи органами государственной власти обязательных предписаний по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий. Таким образом, органы государственной власти, по сути, получают возможность осуществлять отдельные исполнительно-распорядительные полномочия в отношении органов и должностных лиц местного самоуправления.

Следует иметь в виду, что нарушение органами или должностными лицами местного самоуправления требований законов по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий может повлечь последствия, предусмотренные ст. 75 Закон о местном самоуправлении 2003 года, о которых уже упоминалось выше. Обжалование указанных предписаний осуществляется в порядке, предусмотренным главой 25 Гражданско-процессуального кодекса РФ.

Таким образом, анализ законов субъектов Российской Федерации о передаче полномочий позволяет прийти к выводу, что чаще всего в них указываются следующие способы и методы контроля:

1) направление органам местного самоуправления указаний по вопросам реализации переданных полномочий;

2) согласование проектов решений по вопросам осуществления соответствующих полномочий, при этом возможно применение методов встречного планирования, основанного на взаимном изучении проектов планов передачи полномочий;

3) проведение правовых экспертиз актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им отдельных государственных полномочий;

4) направление органами государственной власти запросов и получение документированной и иной информации по вопросам реализации переданных полномочий;

5) заслушивание отчетов органов местного самоуправления;

6) проведение проверок деятельности органов местного самоуправления;

7) назначение уполномоченных для постоянного наблюдения за осуществлением переданных государственных полномочий;

8) координация деятельности органов местного самоуправления.

2.3 Реализация органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния на примере муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Российская газета», № 224, 20.11.1997; «Собрание законодательства РФ», 24.11.1997, № 47, ст. 5340. государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы записи актов гражданского состояния).

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

Руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых отсутствуют органы записи актов гражданского состояния, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе органы местного самоуправления сельских поселений - на государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, смерти. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Законом субъекта Российской Федерации определяются также место хранения записей актов гражданского состояния и место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений.

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации.

Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов записи актов гражданского состояния устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 43 «Полномочия органов государственной власти Ленинградской области в сфере местного самоуправления» Закона Ленинградской области от 27.10.1994 № 6-оз «Устав Ленинградской области» (в ред. Закона Ленобласти от 20.10.2008 № 115-оз) к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области в сфере местного самоуправления относится правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены областными законами в порядке, установленном федеральным законом Закон Ленинградской области от 27.10.1994 № 6-оз (ред. от 05.06.2009) «Устав Ленинградской области». Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Вестник Законодательного собрания Ленинградской области», вып. 2, 1995 г.; «Вестник Правительства Ленинградской области», № 1, 1995 года.

Областной закон Ленинградской области от 08.12.2005 № 112-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» (в редакции от 14.10.2008) Областной закон Ленинградской области от 08.12.2005 N 112-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния» (ред. от 14.10.2008). Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Вестник Правительства Ленинградской области», № 63, 14.12.2005; «Вестник Законодательного собрания Ленинградской области», вып. 19, 15.02.2006. (далее - областной закон), вступивший в силу с 1 января 2006 года, в порядке, установленном федеральными законами от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», наделил отдельными государственными полномочиями в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - отдельные государственные полномочия) органы местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области - администрации муниципальных районов и городских округов (далее - органы местного самоуправления).

Органы местного самоуправления были наделены следующими отдельными государственными полномочиями:

на государственную регистрацию актов гражданского состояния: о рождении, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене имени, о смерти;

на внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния;

на восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния;

на формирование, учет и создание надлежащих условий хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров актовых записей.

Органы местного самоуправления, указанные выше, были наделены отдельными государственными полномочиями впредь до формирования в установленном порядке федеральных органов по государственной регистрации актов гражданского состояния.

При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления имеют право на:

1) получение от органов государственной власти Ленинградской области финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

2) методическое обеспечение органами государственной власти Ленинградской области деятельности органов местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

3) дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

При осуществлении отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления обязаны:

1) соблюдать законодательство об актах гражданского состояния, об архивном деле, а также требования законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

2) при осуществлении учета книг государственной регистрации актов гражданского состояния определять их количество и состав, отражать эти сведения в учетных документах в целях обеспечения организационной упорядоченности и возможности адресного поиска документов, контроля за их наличием и состоянием на основе единого методического обеспечения в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела;

3) при осуществлении хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, проводить мероприятия по созданию оптимальных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения документов, исключающих их утрату и обеспечивающих поддержание их в должном физическом состоянии, в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела;

4) обеспечивать эффективное и рациональное использование финансовых средств, выделенных органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий;

5) отчитываться об осуществлении отдельных государственных полномочий в порядке и сроки, установленные областным законом;

6) предоставлять органам государственной власти Ленинградской области необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, использованием выделенных на эти цели финансовых средств.

При осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти Ленинградской области в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - уполномоченный орган исполнительной власти) имеет право:

1) издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

2) давать разъяснения органам местного самоуправления по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий;

3) получать от органов местного самоуправления необходимую информацию и документы, связанные с осуществлением ими отдельных государственных полномочий, а также использованием выделенных на эти цели финансовых средств.

Уполномоченный орган исполнительной власти обязан:

1) обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

2) осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) оказывать методическую помощь органам местного самоуправления в организации их работы по осуществлению отдельных государственных полномочий;

4) оказывать содействие органам местного самоуправления при осуществлении ими отдельных государственных полномочий.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год в форме субвенций.

Размер финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий, рассчитывается по следующей формуле:

С = Ч x 17,169 x И, где:

Ч - численность постоянного населения муниципального образования по состоянию на 1 января текущего года по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области;

17,169 (рубля на одного жителя Ленинградской области) - средний по Ленинградской области норматив финансовых затрат на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

И - коэффициент инфляции, установленный федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Органы местного самоуправления не вправе использовать финансовые средства, выделенные на осуществление отдельных государственных полномочий, на другие цели.

Материальные средства для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии с настоящим областным законом, в пользование, в управление или в муниципальную собственность не передаются.

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган исполнительной власти ежемесячные и годовые отчеты об осуществлении отдельных государственных полномочий в соответствии с формами, установленными Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой государственной статистики.

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, органы местного самоуправления представляют в финансовый орган Ленинградской области ежеквартальные и годовые отчеты о расходовании выделенных финансовых средств в соответствии с формами, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти, который вправе привлекать к осуществлению контроля иные отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области.

Контроль осуществляется путем проведения проверок, заслушивания отчетов о проделанной работе, анализа и проверки планово-отчетной документации, получения информации об осуществлении отдельных государственных полномочий, проведения оценки эффективности выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, установленными Правительством Ленинградской области.

Контроль за целевым использованием органами местного самоуправления финансовых средств, выделенных для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В случае выявления нарушений требований законодательства по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченный орган исполнительной власти вправе:

давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;

отменять муниципальные правовые акты или приостанавливать действие муниципальных правовых актов в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Основанием для прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий является:

наступление обстоятельств, при которых дальнейшее осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий становится невозможным или нецелесообразным;

неисполнение или ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий прекращается на основании областного закона.

Органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее осуществление переданных им настоящим областным законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Со дня вступления в силу областного закона были признаны утратившими силу в части наделения органов местного самоуправления полномочиями Ленинградской области на государственную регистрацию актов гражданского состояния: о рождении, о смерти, о заключении брака, о расторжении брака, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, о перемене имени; на исправление, изменение, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния; на формирование, учет и создание надлежащих условий хранения архивного фонда книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния ряд областных законов, изданных ранее в период с 1998 по 2004 года, в том числе Областной закон от 11 мая 1999 года № 33-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Выборгский район отдельными полномочиями Ленинградской области» Областной закон Ленинградской области от 11.05.1999 № 33-оз (ред. от 01.11.2005) «О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Выборгский район отдельными полномочиями Ленинградской области». Первоначальный текст документа опубликован в издании: «Вестник правительства Ленинградской области», № 7, 09.08.1999. .

В соответствии с федеральным и областным законодательством деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния подконтрольна органам государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

На территории Ленинградской области контрольные функции реализуют Управление ЗАГС Ленинградской области Постановление Правительства Ленинградской области от 25.03.2009 № 72 (ред. от 21.01.2011) «Об утверждении Положения об управлении записи актов гражданского состояния Ленинградской области, структуры управления записи актов гражданского состояния Ленинградской области и внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2008 года № 82» Начало действия редакции - 09.03.2011. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Вестник Правительства Ленинградской области», № 18, 27.04.2009. и Главное управление Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Наиболее эффективной формой контроля является проведение совместных выездных проверок указанных органов. Управление ЗАГС проводит комиссионные выездные проверки в соответствии с утвержденным Регламентом на основании плана проверок отделов ЗАГС, утверждаемого на каждый год. Проводятся проверки не реже одного раза в два года (8 - 9 проверок в год), продолжительностью от 2 до 4 дней. Контрольные внеплановые проверки проводятся по обращениям граждан и юридических лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) субъектов проверок, связанные с невыполнением ими требований законодательства Российской Федерации. В 2010 году управлением осуществлен контроль в отношении органов ЗАГС 7 муниципальных образований Ленинградской области.

В целях оказания практической помощи органам ЗАГС Ленинградской области в Управлении ЗАГС создан постоянно действующий орган - коллегия, в состав которой входят сотрудники Управления ЗАГС и руководители органов ЗАГС. Заседания коллегии проводятся ежеквартально. Вынесенные на заседаниях коллегии решения по проблемным вопросам, возникающим при реализации функций по государственной регистрации актов гражданского состояния, направляются в органы ЗАГС для использования в практической деятельности. Информационные и методические письма Минюста России и Главного управления Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, поступающие в Управление ЗАГС в качестве методической помощи по вопросам регистрации актов гражданского состояния, по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи, направляются в отделы ЗАГС для руководства в практической деятельности.

В соответствии с указанным выше Областным законом Ленинградской государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории области осуществляют 18 отделов ЗАГС муниципальных районов и городского округа. Деятельность органов записи актов гражданского состояния связана с формированием правового статуса граждан. Помимо необходимых юридических процедур, связанных с регистрацией актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены имени, смерти) См. Приложение № 2 к настоящей дипломной работе., в компетенции органов ЗАГС области оформление и выдача юридически значимых документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния, внесение изменений, аннулирование актов гражданского состояния Там же. Приложение № 3.. Кроме того, органы ЗАГС активно проводят мероприятия, направленные на улучшение демографической ситуации в области, укрепление института семьи.

Сведения, поступающие из органов ЗАГС, используют в своей деятельности органы социальной защиты населения, отделения пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования, военные комиссариаты, служба государственной статистики, правоохранительные органы, другие заинтересованные организации и ведомства.

Во исполнение международных договоров России со странами СНГ и ближнего зарубежья органами ЗАГС Ленинградской области рассмотрено порядка 550 просьб об оказании международной правовой помощи в истребовании документов об актах гражданского состояния с территории иностранных государств. Органами ЗАГС области исполнено порядка 650 Просьб компетентных органов иностранных государств об истребовании документов.

В органах ЗАГС Ленинградской области созданы надлежащие условия для оказания государственных услуг населению. Органами ЗАГС муниципальных образований области проводится постоянная работа по повышению качества оказания государственных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния. Регистрация актов гражданского состояния в органах ЗАГС региона осуществляется в автоматизированном режиме с помощью программного обеспечения МАИС «ЗАГС». Для оперативного рассмотрения запросов компетентных органов и организаций, обращений граждан с 2007 года создается единая областная электронная база записей актов гражданского состояния. По состоянию на 01.01.2011г. электронный банк данных содержит более 1 миллиона 600 тысяч записей актов гражданского состояния.

В рамках реализации Концепции демографического развития Ленинградской области в части изменения общественных установок населения в сторону повышения ценности семьи органами ЗАГС активно проводятся следующие мероприятия:

1. освещение наиболее значимых событий в средствах массовой информации (торжественная регистрация заключения брака, рождения детей, в том числе двойни, тройни, появление второго и последующих детей, чествование «золотых» и «серебряных» юбиляров совместной супружеской жизни и т.д.;

2. проведение бесед и консультаций в сфере семейного права;

3. разработка и реализация комплекса мероприятий по проведению профилактической работы с молодыми семьями и будущими родителями, не состоящими между собой в браке, с привлечением специалистов медицинских учреждений и центров по планированию семьи.

1. Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

3. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

5. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

6. Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

6.1. Закон субъекта Российской Федерации, предусматривающий наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации, также должен содержать положения, определяющие:

1) права и обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам;

2) права и обязанности органов местного самоуправления, связанные с осуществлением переданных им государственных полномочий Российской Федерации, аналогичные правам и обязанностям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), предусмотренным федеральным законом, в соответствии с которым осуществление указанных полномочий передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и связанным с осуществлением переданных полномочий, в случае, если закрепление таких прав и обязанностей не противоречит федеральным законам.

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.06.2015 N 187-ФЗ.

8. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие передачу отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления, могут содержать положения, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления использовать по определенному назначению передаваемые в муниципальную собственность материальные объекты, необходимые для осуществления соответствующих полномочий.

Положения статьи 19 закона №131-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Права органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений
    2. Органы местного самоуправления городского, сельского поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
  • Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов
    2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
  • Права органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района
    2. Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района вправе решать вопросы, указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
  • Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
    2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.
  • Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий
    2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями статьи 19 настоящего Федерального закона предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

1. По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.

2. Признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

3. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

4. Федеральные законы, закрепляющие право органов местного самоуправления участвовать в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, могут содержать положения, предусматривающие:

1) порядок согласования участия органов местного самоуправления в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия;

2) возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти указанных полномочий.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

5. Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Государственные полномочия полностью или частично могут передаваться в двух формах: посредством наделения и делегирования.

Делегирование некоторых государственных полномочий органам местного самоуправления может осуществляться в особых случаях нормативным правовым актом органа государственной власти Российской Федерации или правовым нормативным актом субъекта Российской Федерации в виде поручения.

Между наделением и делегированием государственных полномочий существует четкое разграничение, а следовательно, и юридические последствия, которые наступают до, при и после выполнения переданных государственных полномочий, различны.

В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется законом (федеральным конституционным, федеральным или субъекта Российской Федерации), переданные полномочия исполняются органами местного самоуправления весь период действия этого закона. Прекращается исполнение отдельных государственных полномочий только в связи с признанием этого закона утратившим силу либо исключением норм о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями из действующего закона.

В случаях, когда передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется в форме делегирования, объем передаваемых полномочий, виды юридических действий либо содержание поручения, а также срок, на который делегируются полномочия, указываются в акте, которым закрепляется такая форма передачи.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления возможно при осуществлении ими государственных полномочий. Использование такой формы передачи государственных полномочий, как делегирование государственных полномочий на определенное время, должно осуществляться для решения тех или иных задач, выполнение которых необходимо оперативно осуществить исходя из особенностей управления той или иной территорией .

Например, при объявлении чрезвычайной ситуации (техногенного и иного чрезвычайного характера) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе дать поручение органам местного самоуправления оказывать содействие в ликвидации ее последствий.

Это характерно не только для России, но практикуется и во многих странах мира. Например, в Германии местное самоуправление находится под юридическим контролем государства . Федерация и земли передоверяют общинам некоторые из задач государственного управления , входящие в их собственную компетенцию. Создается сфера так называемого управления по поручению (задачи полиции и поддержания общественного порядка передаются общинным землям и т.д.).

При делегировании тех или иных государственных полномочий органам местного самоуправления поручение должно иметь четкую формулировку, из которой было бы ясно, что речь идет именно о временной уступке какого-то права, осуществление которого исчерпывается его однократным применением.

Примерные перечни вопросов, по которым органы власти вправе делегировать государственные полномочия местному самоуправлению, порядок делегирования, возмещение затрат муниципальному образованию за выполнение таких поручений, ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение переданных полномочий должны быть определены и регламентированы в правовом акте, которым делегируются полномочия.

Передача органам местного самоуправления иных государственно-властных и административно-властных полномочий

Государство гарантирует осуществление населением местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. В таком положении местное самоуправление является равноправным субъектом отношений с органами государственной власти . Поэтому некоторые государственные полномочия могут передаваться органам местного самоуправления на основе договоров (соглашений) публично-правового характера.

Например, принятие совместного решения органов государственной власти субъекта Российской Федерации и муниципалитета о строительстве дороги, телефонизации или о создании какой-либо иной инфраструктуры, необходимой и для населения муниципального образования , и для субъекта Российской Федерации, может фиксироваться в соглашении о совместном выполнении указанной программы.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации , изложенной в Постановлении от 30 ноября 2000 г. (дело о проверке конституционности отдельных положений Устава Курской области), соответствует требованиям Конституции Российской Федерации взаимодействие органов местного самоуправления и органов государственной власти на договорной основе "для решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, в интересах населения муниципального образования".

Изложенное позволяет утверждать, что реализация отдельных государственных полномочий, непосредственно связанная с решением вопросов местного значения, может осуществляться путем совместных действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок которых регулируется на договорных основаниях.

Договорная форма передачи государственных полномочий должна иметь стадию согласования, поскольку согласие муниципального образования (его органов и должностных лиц) на выполнение тех или иных поручений от органов государственной власти, а также наличие определенной инфраструктуры для этого, необходимых ресурсов, навыков, опыта, необходимых специалистов являются залогом качественного и своевременного выполнения принятых государственных полномочий.

Согласование может являться формой сотрудничества органов государственной власти с органами управления . И практика показывает, что такая форма сотрудничества существует. Это определено закономерностью в обеспечении согласованности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При согласовании происходит не одностороннее волеизъявление субъекта управления, а принятие решения двумя или несколькими субъектами управления - участниками действия - соисполнителями.

Согласование в период урегулирования разногласий между субъектами управления, как правило, приводит к достижению определенных правовых последствий.

Государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

Органы государственной власти обязаны осуществлять контроль за надлежащим осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

При наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями необходимо учитывать следующие принципы:

1. В соответствии с Конституцией РФ наделение полномочиями осуществляется только законом. Но так как определение правового статуса местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то этот процесс осуществляется законом РФ, законами субъектов РФ.

2. Объем передаваемых полномочий не может быть слишком велик. Не случайно в Законе о МСУ 2003 г. говорится именно об отдельных государственных полномочиях, тем самым подчеркивается различие государственного и местного уровня власти. МСУ может участвовать в реализации функций и задач государства не в полном объеме, а лишь частично.

3. Наделение полномочиями должно сопровождаться передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Это гарантирует:

Само выполнение полномочий;

Продолжение осуществления местным самоуправлением присущих ему главных функций.

4. Государство оставляет за собой право контроля за реализацией этих полномочий. Такой контроль по общему правилу означает возможность соответствующих государственных органов:

Давать указания органам местного самоуправления по поводу реализации переданных полномочий;

Оценивать принимаемые органами местного самоуправления решения не только с точки зрения законности, но и с точки зрения целесообразности;

Отменять или приостанавливать при необходимости действие отдельных решений.

5. Передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления является не обязательной, а возможной. Это означает, что Закон о МСУ 2003 г. не содержит перечня полномочий, которые передаются в обязательном порядке. Однако, как уже говорилось, закон не предусматривает отказа органов МСУ от принятия отдельных государственных полномочий. Это еще раз показывает, что органы МСУ участвуют в поддержании основ конституционного строя и правового порядка, установленного в РФ. Они являются частью системы публичной власти в РФ.

Вопрос 8. Полномочия органов местного самоуправления при взаимодействии с учреждениями и органами, осуществляющими наказания и реабилитацию лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и отбывания наказания

Определяя полномочия органов местного самоуправления, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. расширяет компетенцию муниципальных образований за счет установления возможностей органов местного самоуправления по решению публичных дел, выходящих за рамки вопросов местного значения.



К данным вопросам могут быть отнесены и вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Органы местного самоуправления имеют полномочия по взаимодействию как с учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, так и с учреждениями, исполняющими наказания без изоляции от общества. Помимо участия в исполнении наказаний органы местного самоуправления участвуют в реабилитационной работе с осужденными, освобождаемыми из мест лишения свободы и отбывания наказания.

I. Взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы осуществляется по следующим вопросам:

1. Определение границ территорий учреждений и режимной территории.

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы должны согласовывать с органами местного самоуправления муниципальных районов либо органами местного самоуправления городских округов границы территорий, прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы, и границы территорий, на которых устанавливаются режимные требования (ст. 129 УИК РФ; ч. 5 ст. 7 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; ст. 35 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»; приказ Минюста РФ от 3 сентября 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о режимных требованиях на территории, прилегающей к учреждению, подведомственному территориальному органу уголовно-исполнительной системы»).

Установление режимных требований на прилегающих к учреждениям уголовно-исполнительной системы территориях призвано обеспечить необходимую безопасность и должное их функционирование, а также общественный порядок на территории муниципального образования.

Эту же цель преследует и установление границ территорий, в пределах которых возможно передвижение и проживание осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя или сопровождения (ч.ч. 3, 4статья 96 УИК РФ). Данные границы устанавливаются по согласованию с органами местного самоуправления.

2. Контроль за деятельностью учреждений уголовно-исполнительной системы.

Для осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, находящихся на территории муниципального образования, главы органов местного самоуправления при исполнении служебных обязанностей наделяются правом посещать их без специального на то разрешения (ч.ч. 3 и 4 ст. 38 Федерального закона «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»; ст. 24 УИК).

Сущность и назначение такого контроля состоит в наблюдении за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, с целью получения объективной и достоверной информации об их деятельности; в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям, и принятии мер по их устранению или нейтрализации.

Контроль органов местного самоуправления за деятельностью ИУ может осуществляться и путем рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных с (ч. 4 ст. 12 УИК РФ; ст. 21 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

3. Непосредственное участие органов местного самоуправления в работе учреждений ФСИН.

А) Органы местного самоуправления могут участвовать в работе комиссии исправительного учреждения при рассмотрении вопросов:

О переводе осужденных из одних условий отбывания наказания в другие (ч. 3 ст. 87, ч. 6 ст. 130 УИК РФ),

Наложении мер взыскания (ст. 117 УИК РФ).

Это объясняется серьезными изменениями правового положения осужденных, а следовательно, необходимостью установления защитного механизма от возможных злоупотреблений и нарушений прав осужденных.

Б) Органы местного самоуправления могут участвовать в заседаниях попечительских советов, а также осуществлять контроль за его деятельностью (ст. 142 УИК РФ).

В) Органы местного самоуправления принимают участие в воспитательной работе, проводимой в исправительных учреждениях.

Так, в соответствии со ст. 165 УИК РФ органы местного самоуправления по месту дислокации дисциплинарной воинской части оказывать помощь ее командованию в проведении воспитательной работы с осужденными военнослужащими.

Согласно ст. 109 УИК РФ одной из основных форм воспитательного воздействия, направленного на исправление осужденных, является повышение их образовательного уровня.

В статье 112 УИК РФ определяется порядок получения осужденными общего образования. В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия (ст. 16 УИК РФ).

Г) Органы местного самоуправления в случае, если осужденный имеет право на отсрочку отбывания наказания, дают ответы на запросы исправительного учреждения о согласии родственников принять осужденного и его ребенка, предоставить жилье и создать необходимые условия для проживания или предоставляют справку о наличии у осужденного жилья и необходимых условий для проживания с ребенком, медицинское заключение о беременности осужденной женщины или справку о наличии ребенка у осужденного (ч. 2 ст. 177 УИК РФ).

II. Взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями, исполняющими наказания без изоляции от общества.

1. При исполнении наказаний в виде обязательных работ органы местного самоуправления определяют их вид и предприятия, на которых они отбываются, по месту жительства осужденного по согласованию с УИИ, исполняющей данное наказание.

В соответствии со ст. 28 УИК перечень объектов обязательных работ определяется органами местного самоуправления с учетом общественных потребностей данного населенного пункта, включая благоустройство его территории, выполнение ремонтных, погрузочно-разгрузочных и других аналогичных работ.

В соответствии с Федеральным законом от 16 сентября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данная функция может возлагаться на администрации органов муниципального уровня городов, районов и равных им по статусу территориальных образований. Ими также осуществляется контроль за деятельностью УИИ по исполнению наказаний, в том числе в виде обязательных работ (ст. 19 УИК).

К этой работе могут быть привлечены службы занятости органов местного самоуправления, действующие в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При определенных условиях, когда возникают проблемы с обеспечением трудовой занятости осужденных к обязательным работам, органы местного самоуправления могут определить объекты труда путем введения соответствующих квот рабочих мест на предприятиях различных организационно-правовых форм.

2. При исполнении наказаний в виде исправительных работ, которые назначаются лишь лицам, не имеющим постоянного места работы, т.е. по существу безработными, органы местного самоуправления согласно ст. 39 УИК определяют по согласованию с УИИ. Причем это место работы должно находиться в районе места жительства осужденного с тем, чтобы он мог ежедневно возвращаться домой в свободное от работы время. Район места жительства нельзя отождествлять с районом административно-территориального деления.

III. Участие органов местного самоуправления в реабилитации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и отбывания наказания.

Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых от отбывания наказания, с органами местного самоуправления, внутренних дел, опеки и попечительства, с управлениями здравоохранения, образования, органами социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.

В соответствии с ч. 1 ст. 180 УИК РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев после вступления приговора в законную силу администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.

Органы местного самоуправления дают ответы на запросы администрации ИУ о возможности трудоустройства, предоставления регистрации и жилья осужденному после освобождения из мест лишения свободы.

В случае, если освобождающийся не имеет родственников, то органы местного самоуправления и другие органы решают вопрос устройства такого лица на работу или учебу и обеспечения его жилой площадью (данное положение в основном касается несовершеннолетних осужденных; ст. 24 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве...).

В ряде регионов по решению местных органов власти и управления, отдельных организаций созданы центры социальной адаптации, дома ночного пребывания и подобные им организации, предназначенные для временного проживания лиц, по каким-либо причинам не имеющих жилья. В них могут обращаться и лица, отбывшие наказание.

Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» утверждены примерные положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних; о социальном приюте для детей; о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Основными задачами перечисленных учреждений являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация и экстренная помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, содействие в их дальнейшем устройстве.

Помимо непосредственно функций по реабилитации органы местного самоуправления осуществляют и надзорные функции. В соответствии со ст. 28 Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве (в ред. приказа Минюста РФ от 08.09.2006 № 290) лицам, освобождающимся из мест лишения свободы, разъясняется обязанность прибыть к избранному месту жительства и не позднее семи дней явиться в орган внутренних дел для регистрации, а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.


Лекция 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ