Приостановление предварительного следствия, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Обстоятельства, исключающие возможность участия специалиста в производстве по


Приостановление производства по уголовному делу возможно только по указанным в законе основаниям.

Основания приостановления предварительного следствия – это фактические обстоятельства, с наступлением которых уголовно- процессуальный закон связывает возможность приостановления предварительного следствия.

Часть 1 ст. 208 УПК РФ предусматривает четыре основания приостановления предварительного следствия:

1. лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;

2. подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам;

3. место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

4. временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Первое основание приостановления предварительного следствия - когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ). Данное основание к приостановлению может иметь место, когда уголовное дело было возбуждено по факту совершения преступления, и в ходе расследования меры, принимаемые для установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, не дали положительных результатов. Данное основание также может иметь место в том случае, когда уголовное дело было возбуждено в отношении конкретного лица ошибочно. В ходе расследования первоначальные данные, указы­вающие на то, что конкретное лицо совершило преступление, не подтвердились. Уголовное преследование в отношении такого ли­ца следует прекратить, а расследование по делу в целом должно быть продолжено до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. В случае неустановления такого лица производство по делу приостанавливается.

Таким образом, первое основание приостановления предварительного следствия применяется в тех случаях, когда доказан факт совершения преступления, однако само преступление осталось нераскрытым.

Второе основание приостановления предварительного следствия - когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от дознания либо место его нахождения не установлено по иным причинам (п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ).

Суть этого основания приостановления предварительного расследования заключается в том, что следователь располагает конкретными доказательствами того, что преступление совершило конкретное лицо, но не знает, где оно находится. Более того, это лицо пребывает в статусе подозреваемого или обви­няемого, однако место пребывания этих участников уголовного су­допроизводства не установлено, что и определяет невозможность производства дальнейшего расследования по делу.


Фактически в названной норме содержится два самостоятельных основания для приостановления расследования по делу:

а) подозреваемый или обвиняемый скрылся от расследования;

б) его место нахождения не установлено по иным (не связанным с сокрытием от следствия) причинам.

Каждое из названных оснований влечет различные правовые последствия для подозреваемого или обвиняемого, поэтому в этом вопросе необходима предельная ясность и точность.

Следственно-судебная практика свидетельствует о том, что по данно­му основанию приостанавливается значительное число уголовных дел.

Для правильного разрешения вопроса о законном и обоснованном приостановлении дела по данному основанию, прежде всего, важно определиться в следующем вопросе: какого обвиняемого (подозреваемого) следует считать скрывшимся от расследования.

Законодатель обоснованно исходит из предположения о более высокой общественной опасности такого лица, так как оно, совершив преступление, не обнаруживает раскаяния в содеянном, не желает нести уголовную ответственность и, скрываясь, препятствует осуществлению правосудия, высказывает явное неуважение к закону и обществу.

В связи с этим скрывшимся от расследования следует считать такого обвиняемого (подозреваемого), который скрылся непосредственно с места преступления в целях уклонения от уголовной ответственности: меняет место жительства, паспортные данные, переходит на нелегальный образ жизни, не дожидаясь своего задержания, разоблачения, привлечения в качестве обвиняемого. Тем более, таковым следует считать то лицо, которое скрылось (с той же целью: уклониться от уголовной ответственности) после ставшего известным ему решения о возбуждении уголовного дела либо после первого или иного допроса с его участием, после избрания (в отношении него) меры пресечения, не связанной с лишением свободы, и т.п.

Главное - факт, что обвиняемый (подозреваемый) именно скрылся от расследования, должен быть достоверно установлен:

Справками с места жительства и работы о его неправомерном долгом отсутствии,

Показаниями свидетелей,

Объективными данными о том, что он предпринял меры к распродаже своего имущества, выписке с постоянного места жительства, увольнению с работы либо что он высказывал намерение, скрывшись, избежать, таким образом, уголовной ответственности и предпринял определенные шаги в этом направлении, т.е. цель скрыться от уголовной ответственности доминировала, руководила его действиями и поступками.

При отсутствии подобного рода сведений (доказательств), орган предварительного расследования не может утверждать, что обвиняемый (подозреваемый) именно скрылся от расследования и приводить (в постановлении) именно этот мотив в качестве основания для приостановления производства по делу.

Неизвестность места нахождения обвиняемого (подозреваемого) по причинам, не связанным с сокрытием его от расследования, может быть вызвана как правомерными его действиями после совершения преступления, так и по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Например, лицо, будучи убежденным, что о совершенном преступлении правоохранительным органам ничего неизвестно, правомерно отправилось в длительную загранкомандировку, на сезонные работы, в долгосрочный отпуск. Это лицо может быть взято под стражу или осуждено по другому делу, помещено в больницу на лечение или призвано в ряды Вооруженных Сил РФ, находиться на лечении в санатории и т.п. А в это время органами, ведущим расследование, получены доказательства о совершении преступления именно этим лицом или о его причастности к данному преступлению. В связи с этим необходимы определенные розыскные меры для установления места нахождения данного лица, его привлечению к делу в качестве обвиняемого и т.п. В том случае, когда подобные меры, предпринятые в рамках (срока) предварительного расследования, не дали результата, возникает необходимость временного приостановления производства по делу по основаниям, не связанным с сокрытием обвиняемого от расследования.

Третье основание приостановления - когда местонахождение подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует (п.3 ч.1 ст.208 УПК РФ).

Необходимо отметить, что данное основание приостановления дознания появилось впервые в УПК РФ 2001г. Включение данного обстоятельства в качестве основания к приостановлению предварительного расследования обусловлено тем, что в правоприменительной практике довольно часто имели место случаи, когда местонахождение подозреваемого, обвиняемого было известно органам предварительного расследования, однако их участие в производстве следственных действий было невозможно в силу различных причин. Например, когда лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, на момент принятия соответствующего процессуального решения находилось в командировке, в экспедиции, в плавании, в отпуске и не могло явиться по вызову к дознавателю. Производство следственных действий, требующих участия подозреваемого, откладывалось до их прибытия по месту производства предварительного расследования.

Во много появление данного основания приостановления предварительного следствия связано с изменением правового регулирования отдельных направлений уголовно-процессуальной деятельности, с кардинальным изменением взглядов на возможные сферы сотрудничества с правоохранительными, судебными и иными государственными органами стран дальнего и ближнего зарубежья.

Например, подобное основание для приостановления производства по делу может появиться тогда, когда орган предварительного расследования, установив, что преступление, по поводу которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование, совершено либо иностранным гражданином (в период его пребывания в РФ), либо гражданином РФ, который к моменту расследования выехал на постоянное место жительства в то или иное иностранное государство.

Поскольку затруднительно предположить заранее и перечислить в законе все причины, которые могут исключать возможность участия подозреваемого в производстве по делу, законодатель указывает на необходимость установления того, что участие подозреваемого в производстве по уголовному делу невозможно по объективным причинам.

Если в ходе расследования будут получены данные о том, что подозреваемый скрывается и специально уклоняется от явки в органы предварительного расследования для производства следственных действий, приостанавливать расследование в этом случае необходимо по иному основанию, а именно, по п.2 ч.1 ст.208 УПК РФ.

Четвертое основание приостановления предварительного следствия - когда временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях (п.4 ч.1 ст.208 УПК РФ).

Суть этого основания заключается в том, что подозреваемый или обвиняемый тяжело болен. Причем имеется в виду как физическое, так и психическое заболевание. В тех случаях, когда в связи с психическим заболеванием лица и сомнениями относительно его вменяемости назначается судебно-психиатрическая экспертиза, уголовное дело приостанавливаться не должно. Производство экспертизы является процессуальным действием, следовательно, во время его производства расследование продолжается. В зависимости от результатов судебно-психиатрической экспертизы следователь будет решать вопрос либо о приостановлении производства по делу, либо о передаче уголовного дела по подследственности в соответствии с правилами гл. 51 УПК РФ.

Приостанавливая расследование по данному основанию, необходимо иметь в виду, что уголовно-процессуальный закон не содержит перечня физических и психических заболеваний, которые влекут приостановление расследования. В то же время указано, что заболевание должно быть временным, тяжелым, и удостоверено медицинским заключением.

В законе указано, что заболевание должно быть временным, то есть должна оставаться возможность выздоровления лица, а, следовательно, и перспектива возобновления расследования, а затем и его окончания.

На практике уже сложилось представление о том, что тяжелым, применительно к положениям ст. 208 УПК РФ, будет считаться такое заболевание, при котором лицо не может передвигаться за пределами помещения, в котором оно находится, или ему установлен постельный режим, или в силу тяжкого физического недомогания оно не может совершать какие-либо действия. То есть физическое состояние подозреваемого, вызванное его заболеванием, препятствует его участию в производстве следственных и иных процессуальных действий. На этот критерий прямо указано в п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, из которого следует, что наличия заболевания, даже удостоверенного медицинским заключением, может оказаться недостаточно для приостановления производства по делу, в случае если сам подозреваемый в состоянии участвовать в следственных или иных процессуальных действиях (например, присутствовать при обыске или при опознании).

Необходимо, чтобы заболевание было подтверждено медицинским заключением. В законе не указано, что имеется в виду под медицинским заключением, кем именно такое заключение может быть выдано: лечащим врачом или главным врачом медицинского учреждения, достаточно ли копии больничного листа, либо же это должна быть выписка из истории болезни, возможна ли выдача такого заключения медицинскими учреждениями муниципальной, государственной или частной систем здравоохранения. Отсутствие конкретизации в тексте закона позволяет предположить, что любой медицинский документ, выданный медицинским учреждением, удостоверяющий факт заболевания или болезни, может быть доказательством того, что имеются основания к приостановлению расследования.

В случае возникновения сомнений в подлинности медицинского документа или самого факта заболевания подозреваемого, обвиняемого, следователь вправе назначить судебно-медицинскую экспертизу, в том числе и стационарную, для установления как самого факта заболевания подозреваемого или обвиняемого, так и для определения его тяжести.

Таким образом, можно выделить некоторые критерии заболевания, которое является основанием к приостановлению расследования: тяжесть, временность и излечимость. Медицинские документы, в том числе и заключение судебно-медицинской экспертизы, являются документами, удостоверяющими факт заболевания подозреваемого или обвиняемого.

Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» предусмотрено еще одно основание для приостановления предварительного расследования. Оно может возникнуть в случаях, когда гражданин, реализуя свое право, предоставленное ч.4 ст.125 Конституции РФ, решит обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой о состоявшемся или предстоящем применении по конкретному делу закона, который нарушает или нарушит его конституционные права и свободы. Такая жалоба может быть подана и подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу. В случае принятия такой жалобы к своему производству Конституционный Суд в соответствии с ч.2 ст.98 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» уведомляет об этом орган предварительного расследования, который вправе приостановить производство по уголовному делу до принятия Конституционным Судом РФ решения по поданной жалобе.

Помимо оснований приостановления предварительного расследования уголовно-процессуальный закон предусматривает определенные условия, которые необходимо учитывать при решении вопроса о приостановлении производства по уголовному делу.

Условия приостановления уголовных дел – это предусмотренные уголовно-процессуальным законом требования, обязательные для исполнения перед принятием решения о приостановлении предварительного расследования.

Учитывая, что ч.1 ст.208 УПК РФ содержит четыре основания приостановления предварительного расследования, и в соответствии с ч.ч.4 и 5 ст.208 УПК РФ, условия приостановления предварительного расследования можно разделить на две группы:

1) общие условия, т.е. те требования, выполнение которых обязательно независимо от основания приостановления (ч.5 ст.208 УПК РФ).

2) частные условия, т.е. те требования, выполнение которых зависит напрямую от основания приостановления (ч.4 ст.208 УПК РФ).

К общим условиям приостановления предварительного расследования относятся:

1) выполнение всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого;

2) принятие всех мер по установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

3) доказанность события преступления;

4) отсутствие оснований прекращения уголовного дела (уголовного преследования);

5) принятие мер к охране вещественных доказательств.

К частным условиям приостановления предварительного расследования относятся:

1) по первому основанию, когдалицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено:

Принятие всех мер к установлению и обнаружению лица, совершившего преступление;

Истечение сроков предварительного расследования.

2) по второму основанию, когда подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам:

Принятие всех мер к розыску подозреваемого (обвиняемого);

Принятие всех мер по установлению местонахождения подозреваемого (обвиняемого);

Истечение сроков предварительного расследования;

Процессуальное оформление оснований приостановления. В частности, вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или постановка лица в статус подозреваемого;

Объявление розыска.

3) по третьему основанию, когда место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует:

Вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или постановка лица в статус подозреваемого;

Процессуальное оформление оснований приостановления. В частности, наличие объективных обстоятельств, затрудняющих явку подозреваемого (обвиняемого) для участия в производстве по делу.

4) по четвертому основанию, когда временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях:

- вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого или постановка лица в статус подозреваемого;

Наличие объективных обстоятельств, затрудняющих участие подозреваемого (обвиняемого) в производстве по делу;

Отсутствие оснований для применения принудительных мер медицинского характера;

- заболевание препятствует участию в процессуальных действиях.

В случае приостановления дознания в связи с принятием Конституционным Судом к рассмотрению жалобы о состоявшемся или предстоящем применении по конкретному делу закона, который нарушает или нарушит конституционные права и свободы, условием приостановления дознания будет наличие официального удостоверяющего документа, то есть уведомления о принятии Конституционным Судом жалобы к рассмотрению.

Таким образом, под основаниями приостановления предварительного следствия следует понимать фактические обстоятельства, с наступлением которых уголовно процессуальный закон связывает возможность приостановления предварительного следствия.

Приостановление предварительного следствия по данному основанию возможно, когда: 1) лицо, в отношении которого осуществляется досудебное производство, наделено процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого; 2) установлено точное место его нахождения; 3) доказано, что реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует. Для того чтобы приостановление предварительного следствия по данному основанию стало возможным, необходимо, чтобы наличествовали все три вышеперечисленных условия. Отсутствие любого из них делает приостановление незаконным.

Категорически запрещено наделять лицо процессуальным статусом подозреваемого или обвиняемого без наличия достаточных оснований, специально для того, чтобы приостановить производство по делу.

Точное фактическое место нахождения подозреваемого или обвиняемого может быть установлено следующими способами: 1) посредством производства следственных действий; 2) при производстве розыскных мероприятий следователем или по его поручению органом дознания; 3) в результате производства оперативно-розыскных мероприятий.

В любом случае такая информация должна быть облечена в форму доказательств и находиться в материалах уголовного дела.

Подобная информация, как правило, свидетельствует об отсутствии у подозреваемого или обвиняемого желания скрыться от следствия и суда. Наличие умысла скрыться должно быть подтверждено имеющимися в уголовном деле доказательствами. При отсутствии таковых доводы лица о том, что ему не было известно о необходимости явки к следователю, считаются обоснованными. Это правило вытекает из положения принципа невиновности, в соответствии с которым никто не обязан доказывать свою невиновность либо меньшую виновность.

Нарушение подозреваемым или обвиняемым избранной в отношении него меры пресечения однозначно свидетельствует о его желании скрыться от следствия и суда, поэтому в данном случае необходимо объявлять его розыск. В случае необходимости дело приостанавливается по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 208 УПК.



После того как место нахождения лица установлено, необходимо определить, насколько реальны препятствия для его участия в уголовном деле.

К таковым могут быть отнесены следующие причины: 1) подозреваемый или обвиняемый выехал в длительную командировку; 2) подозреваемый или обвиняемый выехал на отдых, и отсутствует связь с ним; 3) произошли стихийное бедствие, техногенная катастрофа, вследствие чего явка подозреваемого или обвиняемого по вызовам невозможна; 4) подозреваемый или обвиняемый находится в отдаленном месте и отсутствует возможность его выезда в назначенный срок; 5) подозреваемый или обвиняемый находится в установленном месте, но за пределами Российской Федерации; 6) появились иные непреодолимые препятствия для участия обвиняемого в производстве по делу.

Следователь не вправе вначале разрешать обвиняемому выезд с постоянного места жительства, а затем приостанавливать производство по уголовному делу по данному основанию. Если следователь принял решение разрешить обвиняемому такое временное отсутствие, он должен на время нахождения лица вне места проживания планировать производство иных следственных действий без его участия.

8.4. Приостановление предварительного следствия при наличии временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого, удостоверенного медицинским заключением, которое препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях

Следует иметь в виду, что выявление у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания не может служить само по себе основанием для приостановления предварительного следствия. Пункт 3 ст. 196 УПК указывает, что для определения психического или физического состояния лица, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве, обязательно назначается судебная экспертиза.

Поэтому, получив сведения о тяжком заболевании подозреваемого или обвиняемого, следователь в первую очередь назначает экспертизу. Заключением судебной экспертизы разрешается вопрос о характере заболевания: является оно хроническим или же временным.

В случае заболевания подозреваемого или обвиняемого, не связанного с расстройством его душевной деятельности, следователю необходимо удостовериться, что, во-первых, оно действительно является тяжелым и, во-вторых, что сам характер заболевания препятствует окончанию предварительного следствия.

Критерий отнесения заболевания к той или иной степени тяжести является медицинским, а не правовым. Поэтому следователь должен получить и приобщить к уголовному делу медицинское заключение о том, что заболевание подследственного действительно является тяжелым. Однако вопрос о невозможности закончить предварительное следствие из-за временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого должен разрешать сам следователь. При возникновении сомнения в способности участия заболевшего подозреваемого или обвиняемого в том либо ином следственном действии следователь получает об этом заключение от лечащего врача. Если же медицинское заключение о характере заболевания лица, его возможности принимать участие в производстве конкретного следственного действия вызывает у следователя сомнение в его обоснованности, он должен назначить по делу судебно-медицинскую экспертизу. На разрешение эксперта (экспертов) ставятся вопросы о том, является ли заболевание подозреваемого или обвиняемого тяжелым, какова его продолжительность, способен ли подозреваемый или обвиняемый принимать активное участие в производстве тех или иных следственных действий.

После приостановления следствия по причине временного тяжелого заболевания подозреваемого или обвиняемого копию постановления следователь должен направить прокурору и одновременно уведомить руководителя того лечебного учреждения, где подследственный находится на излечении, о необходимости заранее сообщить об окончании курса лечения последнего. В то же время следователю необходимо и самому осуществлять контроль за ходом лечения подозреваемого или обвиняемого путем переговоров с лечащим врачом, а в случаях необходимости посещать лечебное учреждение, чтобы убедиться, что заболевший находится на стационарном лечении.

Если установлено хроническое душевное заболевание, то согласно ст. 439 УПК предварительное следствие в данном случае заканчивается: 1) составлением постановления о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 24 и 27 УПК, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного серьезного вреда; 2) составлением постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера. Следственные действия в этом случае проводятся без участия подозреваемого или обвиняемого, и приостанавливать производство по уголовному делу нет необходимости.

Когда из заключения экспертов следует, что у лица наступило временное расстройство душевной деятельности после совершения преступления (так называемые реактивные или психогенные состояния) и он нуждается в применении принудительных мер медицинского характера, следствие по делу может быть закончено только после выздоровления.

К участию в таком деле в соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 51 УПК должен быть приглашен защитник, если он ранее отсутствовал. Его следует ознакомить с постановлением о возбуждении уголовного дела и заключением судебно-психиатрической экспертизы. Если защитник заявит ходатайство о дополнительном производстве каких-либо следственных действий, их необходимо разрешить, руководствуясь ст. 122 УПК.

Однако приостановление предварительного следствия при таких обстоятельствах имеет характерную особенность: применить принудительные меры медицинского характера вправе только суд, и применение таких мер к производству предварительного следствия не имеет отношения. Срок нахождения подозреваемого или обвиняемого на принудительном лечении вследствие психического заболевания, в отличие от сроков производства судебно-психиатрической экспертизы, продлению не подлежит. При таких обстоятельствах следователь должен вынести постановление о приостановлении предварительного следствия и одновременно постановление о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера. Затем уголовное дело направляется через прокурора в суд, который и принимает решение о применении таких мер к лицу, если имеются достаточные данные, указывающие на доказанность его участия в совершении преступления и подтверждающие наличие у него душевного заболевания, возникшего после совершения преступления.

О приостановлении предварительного следствия на основании одного из пунктов ст. 208 УПК выносится постановление. Структура постановления о приостановлении предварительного следствия на основании п. 1–2 ч. 1 ст. 208 УПК приведена в приложении 73 к УПК; структура постановления о приостановлении предварительного следствия на основании п. 3–4 ст. 208 УПК – в приложении 74 к УПК. Как в первом, так и во втором случае в постановлении указываются:

1) во вводной части – место и дата его составления; должность, звание или классный чин, фамилия и инициалы следователя, составившего постановление; номер расследуемого уголовного дела;

2) в описательной части – доказательства, подтверждающие наличие события преступления и факт совершения его подозреваемым, обвиняемым или неустановленным лицом; какие следственные действия выполнялись в ходе следствия, их результаты; какие и когда поручения следователем давались о розыске обвиняемого либо выявлении преступника органам дознания, в полном ли объеме они выполнены, каковы их результаты; почему не удалось установить место нахождения подозреваемого или обвиняемого либо выявить лицо, совершившее преступление; если подозреваемый или обвиняемый заболел, то каков характер заболевания, какими документами оно подтверждается, почему данное заболевание препятствует окончанию предварительного следствия и какова примерно продолжительность болезни; соблюдение процессуальных условий приостановления предварительного следствия, перечисленных в ч. 3–5 ст. 208 УПК. Из описательной части постановления должен следовать вывод о том, что приостановление предварительного следствия по данному делу является единственно верным и необходимым;

3) в заключительной части принятое решение о приостановлении предварительного следствия и основание, по которому оно приостанавливается; отметка о направлении копии постановления прокурору.

Изучена и проанализирована судебная практика по итогам 2010 года о влиянии привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, сообщается в материалах суда.

Статистические данные ФАС ПО свидетельствует о том, что из общего количества рассмотренных дел за 2010 год 16% дел рассмотрено с привлечением третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в том числе иностранных лиц.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Институт третьих лиц позволяет в едином судебном разбирательстве осуществлять защиту прав и законных интересов участников разных, но вместе с тем связанных между собой правоотношений. Главная особенность участия в процессе третьих лиц состоит в том, что они помогают истцу или ответчику в защите их интересов, обеспечивая и свою защиту на будущее. Кроме того предусмотренная законом возможность участия в арбитражном процессе третьих лиц представляет собой дополнительную гарантию для защиты прав и законных интересов участников экономического оборота.

Целью участия третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора является предотвращение неблагоприятных последствий для них в будущем, а их интерес в деле носит как процессуальный, так и материально-правовой характер. Процессуальный интерес состоит в стремлении третьих лиц посредством помощи той или иной стороне в деле добиться положительного решения (иного акта) в пользу этой стороны. Вместе с тем, для привлечения в процесс эти лица должны иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее. После разрешения дела судом у третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, могут возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон.

Основные правила, связанные с порядком вступления в процесс и участия в нем третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, закреплены в статье 51 АПК РФ.

Во-первых, инициатива вступления в процесс третьих лиц без самостоятельных требований может принадлежать им самим: они подают в арбитражный суд заявление о вступлении в дело. В этом заявлении они должны указать обстоятельства, свидетельствующие о том, что будущий судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон в уже начатом процессе. Фактически в заявлении должны быть указаны такие обстоятельства, которые, будучи установленными судом в настоящем процессе, могли бы играть роль преюдициально установленных фактов (статья 69 АПК РФ) либо в процессе, возбужденном впоследствии самим третьим лицом в отношении одной из сторон, либо в процессе, где такое третье лицо может выступить в качестве ответчика.

Во-вторых, если инициатива в привлечении таких субъектов принадлежит сторонам, они подают ходатайство о привлечении в дело конкретных субъектов в качестве третьих лиц, мотивируя это тем, что будущий судебный акт может повлиять на права или обязанности такого субъекта по отношению к стороне, заявляющей ходатайство, или по отношению к другой стороне.

В-третьих, если инициатива привлечения в процесс третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, принадлежит арбитражному суду, суд выносит определение о привлечении конкретных субъектов в процесс. Такое определение должно быть мотивированным и в нем должны быть указаны обстоятельства, подтверждающие, что будущий судебный акт арбитражного суда может повлиять на права и обязанности третьих лиц по отношению к одной из сторон в деле. Это положение иллюстрирует отличие в процессуальном положении третьих лиц без самостоятельных требований от статуса третьих лиц с самостоятельными требованиями. В силу принципа диспозитивности третьи лица с самостоятельными требованиями могут вступить в процесс только по своей инициативе, поскольку только от самих субъектов предпринимательской (иной экономической) деятельности зависит решение вопроса о необходимости защиты их субъективных прав или интересов.

В-четвертых, вступление или привлечение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в процесс оформляется определением арбитражного суда. При поступлении в суд заявления третьего лица или ходатайства сторон суд, проверив его, решает вопрос о вступлении третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле или об отказе в этом (часть 3 статьи 51 АПК РФ).

В-пятых, современное арбитражное процессуальное законодательство признает третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, полноправными субъектами доказывания. Они пользуются теми же правами и обязанностями, что и стороны в процессе, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта (часть 2 статьи 51 АПК РФ).

В-шестых, при вступлении третьего лица в процесс после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции начинается заново: должно быть проведено предварительное заседание, после чего назначается заседание по делу. Это необходимо для того, чтобы все лица, участвующие в деле, смогли подготовить свои доводы и соображения по обстоятельствам дела с учетом присутствия в процессе дополнительных участников (часть 4 статьи 51 АПК РФ).

1. При рассмотрении споров о признании права на самовольную постройку следует привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управление Федеральной регистрационной службы.

Анализ судебной практики о признании права на самовольную постройку показал, что суды привлекают к участию в деле регистрирующий орган в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора

Учитывая предмет исковых требований, а также то, что при удовлетворении требований на основании решения суда подлежат регистрации права на объект недвижимости, привлечение регистрирующего органа к участию в деле следует признать обоснованным и целесообразным, несмотря на отсутствие у последнего прямой заинтересованности относительно объекта.

Независимо от разрешения вопроса о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица регистрирующего органа, представляется необходимым получение сведений о наличии зарегистрированных прав и обременений как на земельный участок, так и на объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке.

Поскольку признание права собственности на самовольную постройку, исходя из норм статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поставлено в зависимость от отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов других лиц, наличие сведений о зарегистрированных правах и обременениях на земельный участок и на расположенные на нем объекты недвижимости обеспечит возможность защиты прав и интересов других лиц, которые, при установлении таковых, подлежат привлечению к участию в деле.

2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вправе требовать компенсации понесенных ими судебных расходов только в связи с обжалованием ими судебного акта. При этом судебный акт по жалобе должен быть принят в пользу соответственно истца или ответчика, на стороне которого третье лицо вступило в дело.

В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в отличие от третьих лиц, заявляющих такие требования, не могут рассматриваться как лица, в пользу которых принимается судебный акт. Тем не менее, они имеют заинтересованность в деле, поскольку принятый судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон спорного правоотношения.

В соответствии с частью 2 статьи 51 АПК РФ, такие третьи лица пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением ряда прав. В числе прав, которые не могут быть реализованы третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований, право на возмещение судебных расходов не указано. При обжаловании судебного акта названное третье лицо принимает активное участие в процессе и защищает свои права, затронутые обжалуемым судебным актом. Из системного толкования части 1 статьи 41, части 2 статьи 51, части 3 статьи 271 АПК РФ следует, что судебные расходы на оплату услуг представителя, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, в связи с обжалованием ими судебных актов могут быть возмещены по правилам главы 9 АПК РФ. Кроме того, данное положение следует из пункта 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах".

Арбитражный суд при рассмотрении требований о возмещении судебных расходов, ссылаясь на часть 1 статьи 110 АПК РФ, исходил из того, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут рассматриваться как лица, в пользу которых принимается судебный акт, лишь в случае предъявления и удовлетворения полностью или частично их кассационной жалобы.

Таким образом, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, может требовать компенсации судебных расходов только в случае, если расходы были понесены в связи с обжалованием судебного акта при условии, что судебный акт по жалобе принят в пользу соответственно истца или ответчика, на стороне которых третье лицо вступило в дело.

Данный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановление от 22.06.2010 № 11839/09 по делу № А27-2981/2008-5. В случае если третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, не обжаловало принятые по делу судебные акты, оно не может быть признано лицом, которое имеет право на возмещение судебных издержек, понесенных им в связи с участием в рассмотрении этого дела. Заинтересованность третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, в исходе дела не является основанием для возмещения ему в данном случае судебных издержек.

3. Рассматривая дела, возбужденные на основании исков, заявлений иных лиц, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, арбитражный суд должен известить антимонопольный орган для обеспечения возможности его участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.

Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными условий проведения конкурса на право заключения муниципального контракта, так как ряд критериев, установленных для участников конкурса, по мнению организации, ограничивает конкуренцию. При этом арбитражный суд первой инстанции не известил антимонопольный орган о рассмотрении данного дела.

В силу части 1 статьи 51 АПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству сторон или по инициативе суда.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", помимо права на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства (пункт 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции"), антимонопольный орган в силу пункта 7 части 1 статьи 23 данного закона имеет право участвовать в рассмотрении судами дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства, возбужденных на основании исков, заявлений иных лиц. Поэтому, рассматривая дела, возбужденные на основании исков, заявлений иных лиц, арбитражный суд должен известить антимонопольный орган для обеспечения возможности его участия.

Таким образом, непривлечение судом первой инстанции к участию в деле антимонопольного органа противоречит требованиям названных норм процессуального права.

4. При обращении заинтересованного лица в арбитражный суд с заявлением о признании торгов недействительными, победитель торгов должен участвовать в деле в качестве ответчика, а не третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Из положений статьи 447 и пункта 1 статьи 449 ГК РФ следует, что торги являются способом заключения договора и последствием признания их недействительными является недействительность договора. Требование о признании недействительными торгов фактически направлено на признание договора недействительным и может рассматриваться в качестве требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов. Соответственно, такие требования фактически адресованы сторонам сделки, в том числе победителю торгов.

По делам об оспаривании сделок ответчиками выступают стороны таких сделок. В рассматриваемой ситуации одной из сторон договора, заключаемого посредством торгов, является победитель этих торгов (пункт 1 статьи 447 ГК РФ), который и должен быть привлечен в качестве ответчика.

Следует отметить, что арбитражный суд, привлекая победителя торгов в качестве ответчика, зачастую указывает на то, что в силу части 2 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются меньшим объемом процессуальных прав по сравнению со сторонами арбитражного процесса. И поэтому участие победителя торгов в деле в качестве третьего лица, а не ответчика лишает его возможности воспользоваться определенными процессуальными способами защиты, в частности права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, предъявление встречного иска, требование принудительного исполнения судебного акта. Следовательно привлечение победителя торгов в качестве стороны по делу обязательно, поскольку он, прежде всего, является участником договора, тогда как третьи лица ограничены процессуальными правами и лишены права предъявлять встречные иски, заявлять о сроке исковой давности и т.п. Данный вывод соответствует позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.07.2010 № 2814/10 по делу № А56-7912/2008.

Кроме того, в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сказано, что споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Данные разъяснения подтверждают вывод о том, что победитель торгов должен выступать в качестве ответчика по делу. Не имеет значения тот факт, что указанные разъяснения касаются оспаривания торгов, проведенных в порядке, установленном для исполнения судебных актов, так как суды лишь определили общий порядок и подход к рассмотрению категории дел, связанных с оспариванием торгов.

5. Арбитражное процессуальное законодательство предусматривает рассмотрение спора с участием физических лиц, однако физические лица, не обладающие статусом индивидуального предпринимателя, могут быть привлечены к участию в деле только в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, за исключением правил специальной подведомственности дел.

В практике встречаются ситуации, когда возникает необходимость в привлечении гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском о вселении истца в нежилые помещения. Исковое заявление мотивировано наличием у истца права аренды помещений, принадлежащих ответчику на праве собственности. Ответчик же просил прекратить производство по делу ввиду не подведомственности спора арбитражному суду, поскольку ответчик не имеет статуса индивидуального предпринимателя и не осуществляет предпринимательскую деятельность.

В соответствии со статьей 27 АПК РФ, арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием образований, не имеющих статуса юридического лица и граждан, не имеющих статуса предпринимателя.

Пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления вышеуказанных обстоятельств.

Данные положения свидетельствуют о возможности рассмотрения дела по существу, в случае если на момент обращения в арбитражный суд лицо обладало статусом индивидуального предпринимателя и впоследствии его утратило.

При изложенных выше обстоятельствах, учитывая, что ответчиком по делу должно выступать физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, суд кассационной инстанции подтвердил выводы судов первой и апелляционной инстанций о прекращении производства по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду ввиду того, что ответчиком является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

6. Прокурор в процессе обладает особым статусом, так как выступает в защиту публичных интересов, поэтому он не может участвовать в деле в качестве третьего лица, заявляющего или не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

В судебной практике имеются случаи, когда прокуроры, настаивая на привлечении их в уже начавшийся процесс, либо вообще затрудняются обосновать свой процессуальный статус, либо заявляют ходатайство о привлечении их в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. В обоснование последнего прокуроры указывают на то, что согласно статье 40 АПК РФ прокурор является лицом, участвующим в деле, следовательно, он может быть также привлечен и для участия в процессе в качестве третьего лица. Вместе с тем статья 40 АПК РФ устанавливает, что прокурор является лицом, участвующим в деле, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Право прокурора вступать в процесс предусмотрено в статье 52 АПК РФ, однако в арбитражном процессе прокурор обладает особым статусом, так как выступает в защиту публичных интересов, поэтому он не может участвовать в деле в качестве третьего лица, заявляющего или не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Следует также отметить, что согласно части 1 статьи 51 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступать в дело, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Таким образом, для участия в деле в качестве третьего лица субъект должен иметь материальную заинтересованность в исходе дела, которая у прокурора отсутствует.

7. Д ействующее арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает возможности обжалования определений о вступлении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в арбитражный процесс (комплексный анализ статей 50, 51 и 188 АПК РФ).

Истец - общество с ограниченной ответственностью обратился в арбитражный суд с иском о взыскании денежных средств. Однако ответчик указывал, что иск заявлен ненадлежащей стороной, так как истец присоединился к другому обществу и все права перешли к правопреемнику. Определением суда общество с ограниченной ответственностью было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.

Не согласившись с данным определением, общество с ограниченной ответственностью обратилось с кассационной жалобой, в которой просило его отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении жалобы, указывая на то, что часть 3 статьи 51 АПК РФ не содержит положений о том, что определения о вступлении в дело третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, либо о привлечении третьего лица к участию в деле, или об отказе в этом может быть обжаловано.

Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в отношении определений о принятии к производству искового заявления или заявления (кроме определения о принятии заявления о признании должника банкротом), о восстановлении пропущенного процессуального срока, об оставлении искового заявления (заявления) без движения, о назначении дела к судебному разбирательству, об объявлении перерыва в судебном заседании, об отложении судебного разбирательства, о замене или об отказе в замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле или об отказе в привлечении другого ответчика, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о привлечении второго ответчика (кроме определений об отказе в удовлетворении ходатайства третьего лица с самостоятельными требованиями о вступлении в дело), о выделении некоторых требований в отдельное производство или об объединении дел, о назначении экспертизы, об истребовании доказательств, о принятии или отклонении замечаний на протокол судебного заседания, об отказе в наложении или сложении судебного штрафа могут быть заявлены возражения только при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Подводя итог всему вышеизложенному, ФАС ПО отмечает, что институт третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в арбитражном процессе является достаточно эффективным средством, способствующим быстрому, объективному и всестороннему рассмотрению хозяйственных споров. Предусмотренная законом возможность участия в арбитражном процессе третьих лиц представляет собой дополнительную гарантию для защиты прав и законных интересов участников экономического оборота. Эта гарантия является дополнительной, потому что участники экономического оборота, права и законные интересы которых находятся в зависимости от рассматриваемого в суде спора о праве, сторонами которого они не являются, лишены возможности защищать свои права и законные интересы, участвуя в деле в качестве сторон. Такую возможность они приобретут после рассмотрения и разрешения данного дела по существу, но этот вариант связан для них с определенными осложнениями. Вместе с тем их участие в деле в качестве третьих лиц предоставляет им возможность для защиты собственных прав и законных интересов в уже существующем процессе.

Вспомните: Какова роль политики в жизни общества? Что означает слово «гражданин»? В чем заключаются права и обязанности гражданина России?

Подумайте: Может ли рядовой гражданин влиять на политику? Кто может участвовать в управлении делами государства? Зачем людям нужны политические свободы?

Мы уже говорили о том, что в зависимости от политики, которую проводит государство, люди живут хуже или лучше. Поэтому все слои общества заинтересованы в том, чтобы государственная политика учитывала их интересы. Политика - это область общих интересов, публичной жизни.

Мнения.

Исследователи общественного мнения предложили ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы лично вы активнее участвовали в общественной и политической деятельности?» Больше всего было таких ответов: «Уверенность в том, что эта деятельность принесет положительный результат»; «Стремление помочь людям, в том числе попавшим в тяжелую ситуацию»; «Стремление защитить нарушенные права свои, своих близких»; «Возможность повлиять на действия власти, на принятие важных решений».

Каковы возможности гражданина влиять на принятие государственной властью политических решений? Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Выборы, референдумы.

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, избиратели отдают предпочтение предвыборным заявлениям, программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Таким образом, они определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц.

Избирательное право является всеобщим. Это означает, что оно принадлежит всем гражданам, достигшим 18 лет, независимо от их социального положения, пола, национальности, вероисповедания, образования, места жительства. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, а также признанные в судебном порядке недееспособными, т. е. не способными по своему умственному, психическому состоянию в полной мере осуществлять свои права. Всеобщее избирательное право является признаком демократии. (Вспомните из курса истории, всегда ли избирательное право в нашей стране и зарубежных странах было всеобщим.)

Избирательное право является равным: каждый избиратель имеет лишь один голос.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми: Президента, депутатов Государственной Думы и законодательных органов субъектов РФ граждане избирают непосредственно. (Напомним, что в США, например, граждане избирают выборщиков, а затем выборщики избирают Президента. Такие выборы называют многостепенными.) Президент РФ избирается сроком на 6 лет, Государственная Дума - сроком на 5 лет.

Выборы в нашей стране проводятся путем тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Исключение установлено для тех лиц, которые не могут участвовать в выборах. Правда, возрастной ценз для избрания в органы власти может быть более высоким (21 год - для избрания депутатом Государственной Думы и 35 лет, а также проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания Президентом РФ). Это право означает, что каждый гражданин может стать кандидатом на избрание, но граждане по своей воле выберут из числа кандидатов наиболее достойных.

Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. Так называется всенародное голосование по проектам законов и другим вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах депутатов. Выборы и референдумы - это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.

Право на равный доступ к государственной службе.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. На государственной службе находятся должностные лица (государственные служащие), занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Согласно Конституции, граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе. Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определенный порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путем занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путем участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

Обращения в органы власти.

Кроме названных, существуют и другие пути и способы побудить власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности граждан.

Один из таких способов - право обращаться лично, а также направлять коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Среди этих обращений некоторые касаются индивидуальных интересов граждан (крыша течет, а жилищная контора не делает ремонт и т. п.). Это может быть жалоба, т. е. обращение, гражданина с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства или самоуправления (как в приведенном примере). Это может быть заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии). Это может быть также предложение, т. е. такой вид обращения, который не связан с нарушением прав граждан, но в котором ставятся вопросы об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы. Очевидно, что предложения, как и определенные заявления, выходят за рамки индивидуального интереса и касаются решения вопросов, имеющих широкое социальное значение. Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

Законы Российской Федерации устанавливают жесткие сроки для решения вопросов, поднятых в обращениях граждан. Государственные служащие, нарушающие их, допускающие волокиту, могут быть привлечены к административной ответственности.

Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений.

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Документ.

Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Граждане могут собираться для обсуждения каких-либо вопросов, представляющих для них общий интерес. Собрания могут проходить по месту жительства или работы, в общественных сооружениях (зданиях, стадионах), на улицах, площадях. Массовое собрание по поводу злободневных, преимущественно политических, вопросов называется митингом. Нередко на митинги собираются для выражения протеста против политики правительства, действий каких-либо политических сил или для их поддержки. В речах и с помощью плакатов участники митинга выражают свою точку зрения на происходящие события.

Обратим внимание на то, что существует свобода на проведение лишь мирных собраний и демонстраций, т. е. только таких, которые не угрожают насильственными действиями против других граждан. Законы каждой страны вводят некоторые ограничения свободы собраний. Собрание людей с оружием (даже самодельным) создает угрозу государственной и общественной безопасности, опасность нарушения прав и свобод других лиц. Такую же угрозу представляют собой митинги, на которых людей призывают к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Другие ограничения бывают связаны с необходимостью поддержания общественного порядка: большие скопления людей могут помешать движению транспорта, нарушить покой живущих поблизости граждан.

Понятно, что нужен определенный законом порядок организации собраний и митингов. В разных странах существует либо разрешительный, либо уведомительный порядок их проведения, т. е. организаторы митинга или направляют заявление в местный орган власти, который дает разрешение на проведение митинга, или лишь уведомляют (информируют) о месте и времени его проведения. Но во всех государствах (при любом порядке организации) полиция имеет право применить силу против участников митинга при нарушении ими законов страны. В этих случаях при необходимости могут быть использованы специальные средства (резиновые дубинки, водометы, слезоточивые газы).

Подумайте, какой порядок - разрешительный или уведомительный - полнее отвечает соблюдению прав и свобод всех граждан.

Все сказанное относится также и к уличным шествиям и демонстрациям. Собственно, слово «демонстрация» и означает «шествие» или «митинг», которые дают возможность массового выражения общественно-политических настроений.

Значение свободы слова. В международных документах о правах человека провозглашается: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их». Никто не имеет права препятствовать человеку придерживаться своих мнений. Каждый вправе свободно выражать свое мнение. Человек может искать, получать и распространять информацию и идеи устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения. Причем он может делать это независимо от государственных границ.

Документ.

Из статьи 29 Конституции Российской Федерации:

  • 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова…
  • 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Для реального осуществления этих прав и свобод нужно, чтобы политическая жизнь протекала гласно: люди должны иметь возможность получать правдивую и полную информацию о работе органов власти, деятельности политических партий и лидеров, о положении в стране. Ведь для того чтобы иметь собственное мнение о чем-либо, надо об этом знать как можно точнее.

В нашей стране длительное время существовала цензура. Специальное государственное учреждение осуществляло просмотр газет и журналов, литературных произведений, кинофильмов, текстов радиопередач, предназначенных к выпуску. Цензор, осуществлявший надзор, мог не разрешать какую-либо публикацию. Некоторые книги и кинофильмы десятки лет не могли дойти до читателей и зрителей. Теперь цензуры не существует. Чем полнее гарантии свободы слова и печати, тем крепче демократия. Очень важно, чтобы граждане имели право обращаться в органы печати, могли свободно выражать свои мнения и взгляды в газетах и журналах.

Но свобода слова и печати не абсолютна. Ведь если с экрана телевизора или в газете сообщаются неверные сведения о каком-то человеке, подрывающие его репутацию,

это нарушает его права. Но, как мы знаем, никто не должен использовать права и свободы, чтобы ущемлять права других людей. Может быть и так, что информация, сообщаемая с телеэкрана или в печати, настраивает одних людей против других, отрицательно влияет на их поведение, что нередко создает угрозу общественному порядку, здоровью, нравственности населения, безопасности государства. Поэтому закон вводит некоторые ограничения. Всякая пропаганда войны запрещается законом, запрещаются также выступления в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющие собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию. Таким образом, пользование свободой слова налагает особую ответственность. Использующие свободу для клеветы на других людей, распространения ложной информации, побуждения к насильственным действиям могут быть в соответствии с законом привлечены к судебной ответственности.

Опасность политического экстремизма.

Как вы могли заметить, политические свободы не означают возможности осуществления в сфере политики безответственных действий. Любая политическая деятельность может осуществляться лишь в рамках законов и демократических традиций. Однако некоторые лица, а также общественные и религиозные объединения или средства массовой информации нарушают установленные правила, прибегают в своей деятельности к крайним мерам, создающим угрозу для общества, государства, граждан. Такого рода действия принято называть экстремистскими (от лат. extremus - крайний). К ним в нашей стране относят подготовку и совершение действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности Российской Федерации; захват или присвоение властных полномочий. Экстремистскими действиями являются создание незаконных вооруженных формирований и осуществление террористической деятельности. Опасными проявлениями экстремизма законы Российской Федерации признают возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; унижение национального достоинства; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти, а также по мотивам вражды в отношении какой-либо социальной группы. Это также пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо сходных с нацистской атрибутикой или символикой.

Для противодействия экстремизму необходимо сотрудничество граждан с государственными органами, общественными и религиозными объединениями в защите гражданских прав и свобод, поддержании законности и порядка.

Политика - дело каждого?

Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане? Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты.

В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведенные в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий - средние возрастные группы.

Что же, кроме интереса и желания, необходимо для участия в политической жизни? Любое дело требует определенных знаний. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и физиологии человека, науки о болезнях и способах лечения? Или инженера, не знающего физики, математики, техники? Ясно, что первое требование к человеку, желающему активно участвовать в политической жизни, - политические знания общественного устройства, государственного строя, политики правительства, различных политических организаций, важнейших событий наших дней. Приобрести эти знания ученику школы помогает изучение истории, курса обществознания, изучение законов своей республики, выступлений выдающихся политических деятелей, книг и статей ученых-политологов, чтение газет и журналов, участие в общественной жизни. Но только знаний недостаточно. Необходимо определить свое собственное отношение к позициям различных политических партий и других организаций. Необходимо умение самостоятельно ориентироваться в политической информации, собирать и систематизировать материал по тому или иному вопросу, верно оценить его. Все эти умения могут быть выработаны при активном включении в общественно-политическую жизнь. Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни характеризуют его политическую культуру.

Проверьте себя

  1. На митинг, разрешенный органами власти, для охраны порядка были направлены наряды милиции. Во время митинга его возбужденные участники затоптали газоны на площади, поломали ограждения. Кто, по вашему мнению, должен возместить ущерб: организаторы митинга или милиция? Свой ответ аргументируйте.
  2. Согласны ли вы со следующим утверждением: «В свободе печати как в зеркале отражается состояние и уровень развития нашей демократии»? Аргументируйте свой ответ.
  3. Проводимые в России реформы одни газеты оценивают положительно, другие - отрицательно. Считаете ли вы эту «разноголосицу» нормальной? Объясните свою точку зрения.
  4. Раскройте, каким образом использование свободы одним человеком может ущемить права другого. Кто должен нести ответственность за соблюдение прав и свобод гражданина?
  5. Объясните, почему свобода слова, собраний, ассоциаций признается условием нормального развития человека и общества.
  6. Подберите из газет и журналов (возможно из Интернета) материалы, иллюстрирующие основные идеи данного параграфа.