Конституционная основа осуществления права на поиск, получение и передачу информации. Субъективные права — реферат. Хургин В.М.О праве граждан на доступ к информации Реализация права на поиск, получение и использование информации


3. Правовые гарантии поиска и получения информации. Свобода доступа к информации. Правовой доступ к открытой информации. Ограничения доступа и информации. Ограничение распространения информации, представляющей угрозу интересам личности, общества, государства

Один из основных вопросов в реализации права на информацию - возможность доступа к ней.

Для обеспечения информационных прав индивидуальных и коллективных субъектов органы государственной власти согласно Конституции РФ обязаны: опубликовывать законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ); обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица (ч. 2 ст. 24); обнародовать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

Государство обеспечивает доступ к информации путем ее официальной публикации и распространения через средства массовой информации, а также путем непосредственного предоставления заинтересованным лицам документов и материалов, в том числе сведений, на основе которых приняты решения, затрагивающие права и свободы граждан.

Так, последняя из указанных форм реализации права на информацию получила закрепление в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

В развитие Конституции Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (в ред. от 1 сентября 2000 г.) установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в следующем:

В доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

Систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

Осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

Создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 2. Ст. 74. .

В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" было принято Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", которым утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Перечень состоит из двух разделов: I раздел содержит сведения о деятельности Правительства РФ; II раздел включает сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

На Аппарат Правительства РФ возложено обеспечение выполнения мероприятий по доступу к информации о деятельности Правительства РФ. Причем их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика (информационное обеспечение)" и средств федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65

Реализация конституционного права ознакомления с документами и материалами содержит некоторые ограничения:

Ознакомиться с документами и материалами могут только те лица, чьих прав и свобод касаются запрашиваемые документы и материалы (таким образом, круг лиц ограничивается теми, кто непосредственно в этом заинтересован, а круг документов и материалов - только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией);

Заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом.

Определенной гарантией доступа к информации служит Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 11 ноября 2003 г.). В нем содержится перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа. Так, согласно ст. 7 упомянутого Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

Состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

Фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Классификация распространяется на ПО, предназначенное для защиты информации ограниченного доступа. Устанавливается четыре уровня контроля отсутствия недекларированных возможностей...

Защита информации от несанкционированного доступа. Руководящие документы Гостехкомиссии РФ

Таблица 4 - Термины и определения. Термин Определение 1. Доступ к информации(Доступ)Access to information Ознакомление с информацией, ее обработка, в частности, копирование модификация или уничтожение информации 2...

Информационно-коммерческая безопасность предпринимательской деятельности

Тайны имеют градацию по степени секретности. Так, Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" устанавливает три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну...

Информационные технологии в юридической деятельности

Права граждан на доступ к информации государства регулируются рядом действующих нормативных правовых актов, а также являются в той или иной форме предметом ряда обсуждающихся в обществе законопроектов...

Конституционное право на свободу слова в РФ

Доступ к информации можно получить, используя различные формы. Наиболее распространенными формами являются: устный или письменный запрос, аккредитация, личные контакты. Правовое обоснование имеют запрос и аккредитация...

Методика расследования неправомерного доступа к информации

Методика расследования неправомерного доступа к информации

С 1996 года в Уголовном кодексе Российской Федерации появилась новелла: статья 272 УК РФ. Данная статья предусматривает уголовную ответственность за неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, т.е...

Методика расследования неправомерного доступа к информации

Информация и информационные правоотношения все чаще становятся новым предметом преступного посягательства...

Методы и средства защиты информации

Определение и нормативное закрепление состава защищаемой информации

1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона. 2. Информация...

Первоначальный этап расследования неправомерного доступа к компьютерной информации

Под криминалистической характеристикой любого преступления подразумевается система обобщенных данных о типичных следах, способе совершения и механизме преступления, личности преступника и других существенных чертах...

Право на информацию и международные акты, в которых оно регламентируется

информация публичный доступ обмен На сегодня наблюдается много трудностей в сфере доступа граждан РФ к публичной информации (которой обладают органы государственной власти и органы местного самоуправления)...

Право на поиск, получение и передачу информации

Право на поиск, получение и передачу информации, право на доступ к информации или право знать, является основой информационного права. Эти права имеют конституционную основу. В Конституции РФ вопросам...

Система организационной защиты конфиденциальной информации

В соответствии со ст. 6 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" вопросы ограничения доступа к информации...

Правовые гарантии поиска и получения информации. Свобода доступа к информации. Правовой доступ к открытой информации. Ограничения доступа и информации. Ограничение распространения информации, представляющей угрозу интересам личности, общества, государства

Один из основных вопросов в реализации права на информацию - возможность доступа к ней.

Для обеспечения информационных прав индивидуальных и коллективных субъектов органы государственной власти согласно Конституции РФ обязаны: опубликовывать законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ); обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица (ч. 2 ст. 24); обнародовать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

Государство обеспечивает доступ к информации путем ее официальной публикации и распространения через средства массовой информации, а также путем непосредственного предоставления заинтересованным лицам документов и материалов, в том числе сведений, на основе которых приняты решения, затрагивающие права и свободы граждан.

Так, последняя из указанных форм реализации права на информацию получила закрепление в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

В развитие Конституции Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (в ред. от 1 сентября 2000 г.) установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в следующем:

В доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

Систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

Осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

Создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. N 2. Ст. 74..

В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" было принято Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", которым утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Перечень состоит из двух разделов: I раздел содержит сведения о деятельности Правительства РФ; II раздел включает сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти.

На Аппарат Правительства РФ возложено обеспечение выполнения мероприятий по доступу к информации о деятельности Правительства РФ. Причем их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика (информационное обеспечение)" и средств федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. N 65

Реализация конституционного права ознакомления с документами и материалами содержит некоторые ограничения:

Ознакомиться с документами и материалами могут только те лица, чьих прав и свобод касаются запрашиваемые документы и материалы (таким образом, круг лиц ограничивается теми, кто непосредственно в этом заинтересован, а круг документов и материалов - только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией);

Заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом.

Определенной гарантией доступа к информации служит Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 11 ноября 2003 г.). В нем содержится перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа. Так, согласно ст. 7 упомянутого Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

Состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

Фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

ИМ. ПРОФ. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

Факультет вечернего и заочного обучения

Контрольная работа

по дисциплине: Нормативно-правовая база деятельности в инфокоммуникациях

Правовые гарантии поиска и получения информации

Выполнил:

Младенцев В.С.

Проверил: ст. пр.

Соловьев К.А.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2016

Введение

Один из основных вопросов в реализации права на информацию - возможность доступа к ней.

Для обеспечения информационных прав индивидуальных и коллективных субъектов органы государственной власти согласно Конституции РФ обязаны: опубликовывать законы и иные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ); обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы лица (ч. 2 ст. 24); обнародовать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

Государство обеспечивает доступ к информации путем ее официальной публикации и распространения через средства массовой информации, а также путем непосредственного предоставления заинтересованным лицам документов и материалов, в том числе сведений, на основе которых приняты решения, затрагивающие права и свободы граждан.

Так, последняя из указанных форм реализации права на информацию получила закрепление в ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, согласно которой "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

В развитие Конституции Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. № 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" (в ред. от 1 сентября 2000 г.) установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информационной открытости, что выражается в следующем:

В доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

Систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

Осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

Создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" было принято Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" <*>, которым утвержден Перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования. Перечень состоит из двух разделов: I раздел содержит сведения о деятельности Правительства РФ; II раздел включает сведения о деятельности федеральных органов исполнительной власти. См.: Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

На Аппарат Правительства РФ возложено обеспечение выполнения мероприятий по доступу к информации о деятельности Правительства РФ. Причем их финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание федеральных органов исполнительной власти, средств федерального бюджета по статье расходов "Информатика (информационное обеспечение)" и средств федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65. СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.

Реализация конституционного права ознакомления с документами и материалами содержит некоторые ограничения:

Ознакомиться с документами и материалами могут только те лица, чьих прав и свобод касаются запрашиваемые документы и материалы (таким образом, круг лиц ограничивается теми, кто непосредственно в этом заинтересован, а круг документов и материалов - только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией);

Заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом.

Определенной гарантией доступа к информации служит Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне" (в ред. от 11 ноября 2003 г.). В нем содержится перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа <*>. Так, согласно ст. 7 упомянутого Закона не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения. СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 531.

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

Состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

Фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. См.: Российская газета. 1993. № 182. 21 сентября; СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220 - 8235.

Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

В ст. 24 Конституции РФ указаны органы, которые обязаны "обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом". Это органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица. Основным законом прямо не предусмотрены возможности и основания получения необходимых документов в отношении отдельных видов информации (экологической, медицинской и т.п.), но они нашли свое отражение в законодательных и подзаконных актах.

Конституцией РФ установлены определенные границы права на информацию, обусловленные необходимостью защиты личной жизни, уважения прав и репутации других лиц. В ч. 1 ст. 24 закреплено право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну: "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются". Норма Конституции в данном случае сформулирована широко, обязывая всех соблюдать установленный порядок. Эта обязанность распространяется не только на государственные органы власти и управления, государственные предприятия и организации, но и на коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан.

Часть 1 ст. 24 Конституции устанавливает общее правило, из которого существуют исключения, закрепленные в соответствующих законодательных актах. Так, не требуется согласия лица на сбор, хранение, использование и распространение его персональных данных при проведении следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий. Порядок работы с информацией персонального характера, которой обладают правоохранительные органы, регулируется процессуальным законодательством, и прежде всего уголовно-процессуальным. Указанные органы не вправе выходить за рамки закона. В случае нарушения конституционного права личности на соблюдение порядка сбора, хранения, использования и распространения информации персонального характера заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой в судебные органы.
В ч. 1 ст. 24 определены основы правового режима информации о частной жизни, создана база для дальнейшего нормотворчества. Предполагается разработка проекта закона Российской Федерации, детально регулирующего порядок работы с информацией персонального характера и направленного на защиту прав личности.

Помимо персональных данных существуют и другие ограничения права на информацию. Сведения, составляющие государственную, коммерческую, служебную тайну, а также другая информация, отнесенная к категории конфиденциальной, имеют ограниченный доступ (институту государственной, коммерческой, персональной и тайне частной жизни посвящена глава 10 настоящего пособия).

Роль информации значительна и в сфере государственного управления, деятельности органов государственной власти. Управление обществом в обязательном порядке предполагает информированность государственных органов о соответствующих реальных процессах и явлениях. Условия и порядок информационного обеспечения данных органов закрепляются в соответствующих нормативных актах.

В современный период, когда в нашей стране происходят административные реформы, необходимо, чтобы характер и объем информации, получаемой органом исполнительной власти, соответствовал бы тем функциям, которые возложены на этот орган. Обеспечение указанного соответствия - обязательное условие эффективности управления. Чтобы реально обеспечить поступление соответствующей информации, необходимо правовыми способами закреплять и регулировать информационные потоки, объем, характер и виды поступающей информации.

Информационное обеспечение территории и отдельных ее структур наряду с упорядочением потоков информации требует создания территориальной информационной системы и банков данных, располагающих оперативными сведениями о проживающем на данной территории населении, о зарегистрированных юридических лицах, данные земельного кадастра и т.д. Процесс информатизации территории наряду с созданием банков данных предполагает образование местных центров информатизации, которые осуществляли бы обслуживание органов власти, предприятий, организаций и населения.

Обязанности по информированию субъектов информационного права помимо Конституции содержатся в ряде законов: Федеральном конституционном законе "О чрезвычайном положении", Законе РФ "О безопасности", Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации", Законе РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и многих других. В данных Законах провозглашен принцип обязательного предоставления информации.

Современное общество заинтересовано в развитии прозрачности и открытости государственного управления. Широкий доступ к информации о государственных и муниципальных органах расширяет возможности оценивать их деятельность. Наибольший объем информации, представляющей интерес для общества, отдельных граждан и организаций, аккумулируется в государственных органах исполнительной власти и органах местного самоуправления. Повышение открытости органов исполнительной власти позволяет достичь сразу нескольких целей:

1.сделать государство более демократичным, информационно открытым для граждан.

2.повысить эффективность деятельности государственного аппарата.

3.установить общественный контроль над властью.

Доступ к информации важен не только для граждан: не меньший интерес к открытости принятия решений проявляет и бизнес, которому исключительно важно своевременно получить информацию по широкому кругу вопросов - от проведения конкурсов по государственным и муниципальным заказам до информации о порядке и условиях получения лицензии, разрешения и т.п.

Государство обеспечивает прозрачность деятельности своих органов различными законодательными нормами:

1.нормы о публичной отчетности органов государственной власти и муниципальных органов;

2.принятие процедур и правил, позволяющих населению и бизнес - структурам получать информацию об организации, о функционировании и процессах принятия решений этими органами, в том числе о решениях, затрагивающих интересы тех или иных субъектов;

3.упрощение административных процедур для облегчения публичного доступа к компетентным органам, принимающим решения;

5.государственный информация доступ

1. Правовые гарантии доступа к информации

Принцип информационной открытости был закреплен в России Указом Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию", п. 3 которого установлено, что этот принцип выражается в:

1.доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

2.систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

3.осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

4.создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Открытость органов государственной и муниципальной власти, а следовательно, и информированность общества обеспечиваются принятием законодательных актов о доступе к информации, предусматривающих механизмы подобного доступа. Россия прошла длительный путь, вырабатывая свою модель законодательного регулирования доступа к информации. Поиск модели правового регулирования доступа к информации начался в 90-е гг. прошлого века, но получил окончательное законодательное выражение только в настоящее время. После принятия Конституции РФ, которая закрепила право на информацию, и Указа Президента РФ 1993 г. прошли годы до принятия законов, регулирующих доступ к информации о деятельности государственных органов. Однако еще до принятия этих законов отдельные нормы, направленные на обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, уже нашли свое закрепление как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Одним из первых федеральных законов, содержащих нормы о доступе к информации, стал Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", утративший силу в связи с принятием в 2006 г. Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", который закрепил принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации. Непосредственно к доступу информации относятся установленные принципы свободы поиска, получения, передачи информации любым законным способом; открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации.

Законы о доступе к информации о деятельности государственных органов были приняты в последние годы и в определенной степени стали этапом на пути выработки национальной модели защиты права доступа к информации. Речь идет о Федеральных законах от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" дополнительно установлены принципы достоверности информации и своевременности ее предоставления; свободы распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; соблюдения прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Российское законодательство определяет способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. К ним относятся:

2.размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3.размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4.ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5.присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

6.предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7.другие способы, предусмотренные законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией уставной деятельности. Вместе с тем следует учитывать норму Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (п. 3 ст. 8), согласно которой пользователь информации имеет право не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации, доступ к которой неограничен.

Наряду со способами доступа российское законодательство предусматривает разные формы запроса. Основная форма - письменная, но допускается и устная (при личном приеме или по телефону), а также разновидность письменного запроса - запрос в электронной форме. Если же в законодательном акте не предусмотрен способ предоставления информации, то, исходя из приведенного в ст. 6 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" перечня, органу власти следует выбрать способ, наиболее приемлемый и адекватный конкретной ситуации. Но в любом случае форма предоставления информации должна быть удобна потребителю информации. конституционный гарантия законодательство информационный

От избранной формы запроса зависит и форма ответа на запрос. На устный запрос информация предоставляется также в устной форме, а при подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменной форме в течение 10 дней со дня получения указанного запроса.

Еще один аспект, связанный с доступом к информации, - платность доступа, которая может рассматриваться как ограничение доступа к информации. Действительно, платность или бесплатность предоставления информации, размер платы могут существенно ограничить равный доступ к информации, поскольку только те, кто могут заплатить, смогут и пользоваться правом на информацию.

Предусмотрено, что плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ. Вместе с тем Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определил, что установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Бесплатно предоставляется информация:

1.о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2.затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3.предоставляемая в устной форме.

Развитие информационных технологий позволяет выстраивать отношения государства и общества на принципиально новом уровне. Информационные технологии дают возможность гражданам не только получать информацию, но и взаимодействовать с государственными структурами, получать государственные услуги в электронном виде.

В условиях развития информационно-коммуникационных технологий процесс доступа к информации упрощается. Пользователь информации может послать запрос дистанционно, в сущности, в любое время и из любого места, где есть компьютер, подключенный к сети Интернет, что сокращает временные затраты. В практику вошло новое понятие "электронное правительство".

2. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере

За непредставление информации гражданам, палатам Федерального Собрания РФ и Счетной палате РФ, а также за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность.

Ответственность в действующем законодательстве оговорена в случае;

1. неправомерного засекречивания,

2. нарушения требований по составу предоставляемых сведений,

4. нарушения права граждан на бесплатное получение информации,

5. сокрытие (непредставление) сведений об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей,

6. несвоевременное предоставление сведений,

7. сокрытие информации,

8. сообщение ложных (недостоверных) сведений,

9. ограничение права на предоставление информации,

10. искажение сведений,

11. нарушение свободного международного информационного обмена.

Защита права на доступ к информации может осуществляться:

1.самозащита своих прав и законных интересов,

2.форме (в административном или в судебном порядке).

3.в административном порядке - через подачу жалобы лицом, чьи права нарушены, на должностное лицо в вышестоящую инстанцию

4.в судебном порядке - лицо может выбрать любой способ защиты нарушенных прав через подачу иска (жалобы) для рассмотрения в гражданском, административном или уголовном судопроизводстве.

При рассмотрении иска в гражданском судопроизводстве потерпевший вправе использовать основные способы защиты гражданских прав, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ, в том числе требовать:

1.признания права;

2.прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

3.признания не действительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

4.восстановления права;

5.возмещения убытков;

6.компенсации морального ущерба.

3. Виды доступа к информации

Доступ к информации важно четко разграничить в зависимости от вида информации и вида субъекта, реализующего свое право на доступ к информации. Исходя из этого, различаются следующие виды доступа:

1.обязательное доведение информации - (на примере законодательной деятельности) должен быть обеспечен после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования. Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности, здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению.

2.свободный доступ информации - это ситуация, когда, например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в. данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения

3.предоставление информации по запросу юридических лиц.

4.предоставление информации по запросу физических лиц. При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лиц в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные. Важно обеспечить, чтобы получаемая информация была достоверной, полной и ее подлинность при дальнейшем использовании не вызывала ни у кого сомнения.

Общедоступная информация - информация, которую нельзя скрывать от общества (информация о состоянии окружающей среды, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов. Так же в эту категорию можно отнести нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления).

Информацией ограниченного доступа - информация, представляющая ценность для ее владельца, доступ к которой ограничивается на законном основании. В свою очередь информация ограниченного доступа подразделяется на информацию составляющую государственную тайну и информацию, соблюдение конфиденциальности которой установлено федеральным законом (конфиденциальная информация).

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне» опубликован в ст. 5 Закона РФ 1993 г. № 5485 «О государственной тайне»

1.Особой важности

2.Совершенно Секретно

3.Секретно

Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

1.Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях;

2.Тайна следствия и судопроизводства - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3.Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;

4.Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);

5.Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;

6.Сведения о сущности изобретения - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Список используемой литература

1.Конституция РФ

2.Федеральный закон 1993 г. № 5485 «О государственной тайне» 3.Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

4.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

5."Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"

6.Указ Президента РФ от 31 декабря 1993 г. N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию"

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Принцип информационной открытости. Способы обеспечения доступности к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере. Виды доступа к информации.

    реферат , добавлен 15.09.2011

    Конституционная основа поиска, получения и передачи данных. Гарантия свободы массовой информации и запрещение цензуры. Вопросы использования коммерчески распространяемых сведений. Реализация права на доступ к информации и ответственность за его нарушение.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Обеспечение права работника на своевременную и в полном размере выплату заработной платы – основной принцип трудового права. Основные государственные гарантии по оплате труда. Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2013

    Предмет регулирования Закона об информации и субъекты правоотношений в сфере информации, его основное содержание и значение. Предоставление и распространение информации, принципы получения доступа к ней. Ответственность за правонарушения в данной сфере.

    реферат , добавлен 21.10.2014

    Порядок поиска, получения и передачи информации, реализация права на них при обороте документированной и массовой информации согласно Конституции РФ. Ответственность за отказ в предоставлении информации и принципы правового регулирования отношений.

    реферат , добавлен 04.06.2009

    Рассмотрение вопросов гарантии организации и деятельности, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления. Деятельность органов местного самоуправления и реализация их прав. Закрепление конституционного права на судебную защиту.

    контрольная работа , добавлен 22.08.2009

    Понятие и реализация всеобщего избирательного права. Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов власти страны. Основные гарантии реализации всеобщего избирательного права, ответственность за их нарушение.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Анализ правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерации правоохранительных органов. Правовые основы деятельности полиции. Основные гарантии правовой защиты сотрудников полиции и их ответственность.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2016

    Правовые аспекты конституционного права граждан на жилище. Определение и сущность конституционного права граждан на жилище. Понятие жилого помещения. Конституционные гарантии граждан на жилье. Обеспечение и защита конституционного права граждан на жилище.

    реферат , добавлен 12.03.2009

    Система контроля за соблюдением законодательства о рекламе и ответственность за его нарушение. Полномочия государственных органов по контролю за рекламой в Республике Беларусь. Распределение массовой информации. Общие и специальные требования к рекламе.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» 27 июля 2006 года N 149-ФЗ предусматривает возможность привлечения к гражданско-правовой ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации :

Статья 8. Право на доступ к информации

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

За отказ в предоставлении гражданину информации предусматривает ответственность и Уголовный кодекс РФ:

Ст. 140 Отказ в предоставлении гражданину информации. «Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет».

6. Гарантии свободы производства и распространения массовой информации .

Данная норма содержится в части 5-й статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Посягательство на свободу средств массовой информации является уголовно наказуемым деянием.

Ст. 144 УК РФ. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов

Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо к отказу от распространения информации - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года;

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Цензура массовой информации , то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. Это установлено статьёй 3 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации». Данная статья также запрещает создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

Защита СМИ при создании ими диффамационного деликта . Наряду с конституционной гарантией свободы производства и распространения массовой информации, запретом цензуры и установлением уголовной ответственности за нарушение этой свободы данная норма обеспечивается и защитой СМИ от привлечения к гражданско-правовой ответственности в том случае, если публикуемые ими материалы порождают деликт, то есть наносят ущерб физическим и юридическим лицам. Редакция, главный редактор, журналист могут не нести ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан. Это возможно только когда имеет место предусмотренное статьёй 57 Закона «О средствах массовой информации» основание, при котором основная составляющая диффамационного деликта – противоправность – перестаёт существовать. Таких оснований шесть.

Статья 57 Закона РФ № 2124-1 СМИ не несут ответственности за публикацию дискредитирующих сведений: если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;. если они получены от информационных агентств; если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений; если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов на съездах и сессиях, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений; если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом; если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.


1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» N 149-ФЗ о праве на доступ к информации

Статья 8 Федерального закона («Право на доступ к информации») устанавливает в отношении доступа к информации следующее:

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц …информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьёй 9 Федерального закона предусматривается, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Информация о деятельности судов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации, в том числе в виде электронного документа

Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов :

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

3) размещение информации о деятельности судов в сети Интернет;

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

Права пользователей информацией :

Получать достоверную информацию о деятельности судов;

Не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

Обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

Требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

6.1. Конституционная основа поиска, получения и передачи информации

Реализация права на поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ (см. гл. 3).

Основа права на доступ к информации содержится в ст. 29 Конституции РФ: «Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». Статья 44 (ч. 2) закрепляет право каждого на «участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Тем самым эта статья возлагает на учреждения культуры, другие структуры, обладающие культурными ценностями, обязанности обеспечивать доступ каждого к этим ценностям, т.е. поиск и получение информации об этих ценностях. При этом на каждого, допущенного к соответствующим культурным ценностям и учреждением культуры, возлагается обязанность сохранять эти ценности.

«Статья 44 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Гарантии получения каждым сообщений, извещающих о положении дел, о получении свободной массовой информации, закрепляются ч. 5 ст. 29 Конституции РФ:

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». При этом Конституция РФ защищает общество и каждого его члена от распространения вредной, опасной информации: «Статья 29 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального религиозного или языкового превосходства».

Правовое государство может быть построено только в том случае, если любые законы или иные нормативные правовые акты, затрагивающие основные права и свободы, будут свободно распространяться и каждому его гражданину будет предоставлено право свободного по иска и получения информации о них. Такие условия реализованы в ст. 15 Конституции РФ.

«Статья 15 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Конституция РФ определяет один из важнейших видов информации, ознакомление с которой является необходимым условием существования физически здорового общества, каждого его члена и обязанностью государства.

«Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

Эта норма закрепляет право каждого на получение информации об окружающей среде от государственных и негосударственных структур, а также возлагает обязанность этих структур по сбору, сохранению и предоставлению такой информации каждому, ее запросившему. Обеспечение перечисленных выше основных информационных прав поиска и получения информации гарантируется другими статьями Конституции РФ.

«Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Тем самым данная норма Конституции обязывает государственные органы и органы местного самоуправления создавать информационные ресурсы в сфере их деятельности и предоставлять из них информацию обратившимися субъектам по их запросам.

Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять каждому информацию, затрагивающую его [права и свободы, закрепляется ч. 2 ст. 24. «Статья 24 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Конституция также разграничивает открытую для потребителя информацию (информацию открытого доступа) и информацию ограниченного доступа. «Статья 29 4. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».

Из этой нормы следует, что право на поиск и получение информации может быть ограничено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, а также защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

Конституция РФ охраняет личную тайну, информацию о личности или персональные данные. «Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений...».

Тем самым ограничивается право на доступ к персональным данным любых лиц, кроме самих этих лиц.

Конституция также предусматривает ответственность соответствующих субъектов за непредставление информации определенного вида.

«Статья 41 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за по лучением необходимой информации; право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации; право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Анализ перечисленных выше информационных конституционных норм с применением модели информационной сферы (см. рис. 4) позволяет выделить основные направления правового регулирования отношений, возникающих при поиске, получении и передаче информации.

Должны быть урегулированы в полной мере отношения, возникающие при поиске и получении:

сообщений, извещающих о положении дел или о состоянии чего-либо (получение достоверной, оперативной, полной информации, распространяемой СМИ);

информации, содержащейся в научных, литературных произведениях, другой информации, распространяемой в том числе и в коммерческих целях;

информации из государственных информационных ресурсов, представляющей общественный интерес или затрагивающей информационные права и свободы каждого потребителя.

Для обеспечения реализации права каждого на поиск и получение указанной информации государство должно обеспечить свободу ее производства и распространения, закрепить обязанности государственных структур и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению информации по запросам потребителей, установить порядок предоставления информации, ответственность лиц за необоснованный отказ в предоставлении информации. В этой связи в порядке осуществления гарантий указанных прав государство принимает соответствующие нормативные акты, развивающие предписания основных информационных конституционных норм, закрепляющие право свободно производить информацию каждому, обязывающие соответствующих субъектов собирать, производить и накапливать информацию, необходимую для предоставления каждому формировать информационные продукты и предоставлять информационные услуги для удовлетворения указанных выше информационных прав.