Правовой статус органов (правовое положение). Особенности правовое положение государственных органов и должностных лиц В зависимости от организационно-правовых форм


Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения. Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных для них черт: 1. Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность; 2. Наделены оперативной самостоятельностью; 3. Имеют, как правило, постоянные штаты; 4. Образуются вышестоящими органами; 5. Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти. Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией РФ, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, ФКЗ «О Правительстве РФ»), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел РФ). При этом все органы исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления. Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются: 1) Подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти; 2) наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера; 3) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов нижестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих. При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения - вертикального и горизонтального. В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления; 4) оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции. Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает в себя: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.

Согласно ст. 6 Конституции Украины государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных настоящей Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины. Среди органов государственной власти важное место занимают органы исполнительной власти, осуществляющие функции государственного управления экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством. От результатов деятельности этих органов прежде всего зависит социально-экономическое и политическое состояние страны. Именно эти органы выступают основным субъектом административного права. В административно-правовой науке под органом исполнительной власти признается часть государственного аппарата (организация), имеющая собственную структуру и штат служащих и в рамках установленной компетенции осуществляющая от имени и по поручению государства функции государственного управления в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах общественной жизни. Это понятие имеет наиболее весомые 63 .1 Общая часть _______Раздел П. Субъекты административного права Украины_______ признаки органов исполнительной власти. Такие органы являются государственными и вместе с органами законодательной и судебной власти составляют единый государственный аппарат. Поэтому органы исполнительной власти имеют все важнейшие признаки государственных органов, но, кроме того, они имеют и собственные специфические черты, обусловленные задачами и особым характером государственного управления. Органы исполнительной власти создают и свой собственный аппарат - аппарат государственного управления, принадлежащий к числу сложных самоуправляющихся систем. Он представляет собой целостное образование, состоящее из большого количества разнообразных частей - отдельных органов и их структурных подразделений. Органы исполнительной власти реализуют функции государства, руководствуясь положениями Конституции и законов Украины, актов Президента Украины, а также нормативных актов органов государственного управления высшего уровня. Каждый орган исполнительной власти, действуя от имени и по поручению государства, имеет определенный правовой статус, выступает носителем соответствующих полномочий юридически властного характера, реализация которых обеспечивает ему достижение цели исполнительно-распорядительной деятельности. Органы исполнительной власти наделяются необходимой оперативной самостоятельностью, которая выражается в их компетенции - предметах ведения, правах, обязанностях, территориальных масштабах деятельности каждого отдельного органа. Компетенция - это определенный объем государственной деятельности, возложенной на конкретный орган, или круг вопросов, предусмотренных законодательством, другими нормативно-правовыми актами, которые он имеет право решать в процессе практической деятельности (круг вопросов, которые решаются министерством, определяется в Положении о соответствующем министерстве; ведомством - в Положении о соответствующем ведомстве). Каждый орган исполнительной власти имеет официальное наименование и полномочия использовать различные атрибуты с государственной символикой (гербовым штампом, бланками с официальными наименованиями и др.). Большинство органов исполнительной власти и методы их деятельности определяются Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины. Деятельность этих органов имеет вторичный, подзаконный, исполнительно-распорядительный характер, ибо они осуществляют 64 Глава 6 Органы исполнительной власти свои функции на основании и на выполнение закона. Но, реализуя свою компетенцию, выполняя положения законов и правовых актов других государственных органов, органы исполнительной власти имеют полномочия распоряжаться по конкретным вопросам и принимать подзаконные нормативные акты. Следовательно, в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органы управления действуют юридически властно, применяя различные правовые средства нормотворческого, оперативно-исполнительного (распорядительного) и юрисдикционного (правоохранительного) характера. Будучи частью государственного аппарата, органы исполнительной власти имеют собственную внутреннюю структуру и штат служащих. Организационная структура государственного аппарата - это разделение целого на организационно обособленные единицы и сеть управленческих связей в нем, особая форма разделения и кооперации управленческой деятельности, стойкая схема распределения его задач и функций. Орган исполнительной власти представляет собой организацию - коллектив людей - государственных служащих, который сформирован путем их назначения или конкурсного отбора на должность для осуществления конкретной исполнительно-распорядительной деятельности в юридически властной форме. В рамках коллектива данного органа между структурными подразделениями и служащими распределены полномочия и ответственность за порученное дело, установлены и развиваются различные организационно-правовые связи. Все это направлено на обеспечение эффективной деятельности органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти во многом отличаются от органов законодательной и судебной власти - своим целевым назначением, функциями, характером деятельности, порядком образования отдельных органов и взаимоотношениями между различными органами, составом служащих и порядком замещения ими должностей, формами и методами осуществления своих юридически властных полномочий. Органы исполнительной власти существенным образом отличаются от предприятий, объединений, учреждений, организаций, в том числе и государственных. Главным, чем отличаются органы исполнительной власти от предприятий, объединений, учреждений и организаций, является то, что первые имеют государственно-властные полномочия, руководят объектами, к числу которых принадлежат и Алмичн-.рашпное право 65 Общая часть _______Раздел II. Субъекты административного права Украины сами предприятия, объединения, учреждения, находящиеся вне их, выступают от имени государства, а предприятия, объединения, занятые хозяйственной деятельностью, учреждения - социальным обслуживанием, организации (строительно-монтажные, жилищно-эк-сплуатационные, дорожные и др.) строят или эксплуатируют производственные или другие объекты. В органах исполнительной власти, начиная с центральных и заканчивая местными (районными), все служащие (за исключением обслуживающего персонала, создающего только условия для нормального функционирования органа) осуществляют разные функции управления, а их работа является одним из видов управленческой деятельности. На предприятиях, в учреждениях их работники выполняют различную по характеру работу. Одна (большая) часть работников занята непосредственно в производственном процессе или процессе социального обслуживания, производит определенную продукцию (материальные ценности, услуги). Другая, значительно меньшая часть работников, осуществляет управленческую, властно организационную деятельность. Эта деятельность не является основной для предприятия (учреждения), но она обеспечивает, создает надлежащие условия для основной - производственной деятельности или деятельности по социальному обслуживанию. Предприятия (учреждения) в целом не выполняют управленческих функций, такие функции выполняет специально организованная группа людей, которую называют администрацией предприятия (учреждения). Дирекция школы, правление акционерного общества, главный врач поликлиники имеют административно-властные полномочия, осуществляют исполнительно-распорядительные функции внутри данного объекта, издают индивидуальные и нормативные акты, которые являются обязательными для выполнения работниками этих предприятий, учреждений. С учетом именно этих признаков администрации государственных предприятий, учреждений также относят к органам государственного управления, называют их при этом органами непосредственного управления или органами предметной компетенции. Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что орган исполнительной власти (государственного управления) - это организация, которая является частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный масштаб Глава 6 Органы исполнительной власти деятельности, создается в порядке, установленном законом или другим правовым актом, владеет определенными методами работы, наделена полномочиями выступать от имени и по поручению государства и призвана в порядке исполнительной деятельности осуществлять руководство экономикой, социально-культурным строительством и административно-политической деятельностью.

Еще по теме § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти:

  1. § 1. Понятие, признаки и правовое положение органов исполнительной власти
  2. 1.1 Правовое положение органов местного самоуправления по охране общественного порядка и безопасности граждан

В настоящее время Россия переживает период кардинальных перемен во всех сферах общества, конечной целью которых является построение в ней суверенного, демократического, федеративного, правового государства. Ощущается острая необходимость в развитии нового, самостоятельного конституционно-политического института - местного самоуправления - и исследовании его с точки зрения политологии и публичного права.

Местное самоуправление - важнейший демократический институт государства, одна из основ конституционного строя страны.

По новой Конституции Российской Федерации местное самоуправление имеет иное содержание, отличное от ранее существовавшей модели местного управления в России. Компетенция, структура и подчиненность органов местного самоуправления во многом изменились. Исследуя эти различия, можно заключить, что прежняя система местной государственной власти настолько укоренилась, что изменение правового положения органов местного самоуправления и в настоящее время не прекратило их фактического подчинения органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно Конституции, "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления" (ч. 2 ст. 3). Теоретический и сравнительный анализ конституционного закрепления местного самоуправления позволяет сделать вывод о том, что оно представляет собой форму публичной власти, власти народа в виде децентрализации государственного управления.

Итак, местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации имеют единый источник: власть народа. Поэтому трактовка ст. 12 Конституции как закрепляющей полную автономию местного самоуправления по меньшей мере некорректна.

Доказательств встроенности местного самоуправления в структуры государства, а значит, и правовой зависимости от них более чем достаточно. Начать с того, что федеральная государственная власть осуществляется на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, ч. 4 ст. 78), а значит, население любого муниципального образования - граждане государства, обладающие соответствующими правами и обязанностями. Ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации. Федеральные законы определяют основу и принципы организации местного самоуправления, а субъекты Российской Федерации обладают полномочиями по регламентации института местного самоуправления и взаимоотношений между органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.



Решения органов местного самоуправления обязательны к исполнению всеми, кому они адресованы; у муниципальных органов есть соответствующий комплекс полномочий государственно-властного характера, без которого невозможно управление.

И, наконец, основной нормативный акт муниципальных образований - устав, являясь правовой основой их самостоятельности, подлежит государственной регистрации.

Смысл ст. 12 Конституции РФ не в том, что местное самоуправление не входит в систему государственной власти и отделено от нее. Это означает лишь, что для муниципальной власти определено свое поле деятельности, свои полномочия и строго определенные функции в государстве.

Власть самоуправляемых территорий есть власть подзаконная, и действует она в порядке и пределах, установленных федеральной и региональной властями.

Под законность - вот главная черта местного самоуправления, что и отличает его от власти государственной. На это обстоятельство обратил внимание еще в 20-х годах русский ученый Л.Велихов: "Центральная государственная власть есть власть суверенная, верховная, могущая сама себя реформировать, органы же местного самоуправления - власть подзаконная, действующая в порядке и в пределах, указанных ей верховной властью"1. В этом своеобразие и суть природы местного самоуправления.

Л.Велихов сформулировал " выгоды его и преимущества": равномерное распределение властных полномочий по всему государству, а не стягивание их к центру; приближенность местных нужд к местным жителям, заинтересованным в успешной деятельности избранных ими органов местного самоуправления; развитие в гражданах самодеятельности, энергии, предприимчивости и общественного сознания; появление у гражданина наряду с частными общественным интересов и т.д.

Правовое положение и функции органов местного самоуправления в общегосударственной системе управления обусловлены целым комплексом политических и социально-экономических факторов. Роль этих органов в решении государственных и общественных задач, их правовой статус полностью отражают те коренные изменения сущности государства, его организации и структуры, которые являются результатом демократических преобразований. А организация деятельности органов местного самоуправления - важнейший фактор реализации принципа демократизации государства.

Пределы самостоятельности органов местного самоуправления относительны и должны выражаться в разграничении полномочий и сфер компетенции властей центра и мест, то есть в обособленности круга дел, предоставленных местному самоуправлению. Хотя необходимо отметить, что государственное начало местного самоуправления заложено в выполняемых им отдельных государственных функциях: налоговая политика, содействие в военной мобилизации, обеспечение охраны общественного порядка, социальное обеспечение, организация выборов и другое. Без государственного начала местное самоуправление немыслимо. Но местное самоуправление не должно подменяться местным государственным управлением. Однако четкой грани между помощью и давлением со стороны субъектов Российской Федерации на органы местного самоуправления пока нет.

Поскольку функции органов местного самоуправления - это, главным образом, децентрализация некоторых функций государственного управления, центр придает большое значение совершенствованию системы местного управления. Однако особенность правового статуса органов местного самоуправления состоит в том, что они выступают не как уполномоченные представители государственной власти, назначенные ею, а как органы, образуемые непосредственно населением, представляющие его интересы, выражающие его волю, ответственные перед ним за всю свою деятельность.

Принципиально важным является и то, что положения Конституции в части, относящейся к местному самоуправлению, и Федерального закона "Об общих принципах организации..." согласуются с Европейской хартией местного самоуправления, в частности, с выраженным в ней принципом субсидиарности, предполагающим выполнение соответствующего объема полномочий тем уровнем власти, на котором они будут выполняться наиболее эффективно.

Обязательным элементом теории административного права является концепция наличия или отсутствия власти, ее правовой природы и сущности. Особого внимания заслуживает исследование наличия власти у органов местного самоуправления.

Субъектами самоуправления являются население и органы местного самоуправления, а объектами управления - муниципальные предприятия и граждане.

Субъекты самоуправления являются звеньями системы собственного, а не государственного управления, поэтому они наделяются юридически-властными полномочиями. Между тем при выполнении государственных полномочий органы местного самоуправления имеют и государственно-властные полномочия в случаях, если они им переданы. При этом объем их полномочий увеличивается, но не изменяется качественно.

Власть органов местного самоуправления можно рассматривать в двух аспектах: в юридическом и политологическом. В юридическом аспекте власть органов местного самоуправления понимается как право и возможность субъектов управления (администраций) управлять, издавать нормативные акты, обязательные для определенного круга лиц, осуществлять организаторскую деятельность. В политологическом аспекте власть органов местного самоуправления представляется как единение интересов местного населения с интересами государства и общества, осуществляемое посредством деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц.

На основании анализа федерального законодательства автор пришел к выводу о том, что ограниченность органов местного самоуправления рамками административной власти обусловлена их правовой природой и правовым статусом. Правовой статус органов местного самоуправления не позволяет отнести их к системе органов исполнительной власти. Органы местного самоуправления являются органами, созданными для осуществления полномочий и организации деятельности местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления - это сфера деятельности органов местного самоуправления, наделенных правом и обязанностью осуществлять определенные управленческие функции применительно к объектам управления. Исходя из предметов ведения органа, определяется его компетенция, в то же время компетенция органа управления относит этот орган к определенной сфере управления.

Разграничение функций должно обеспечивать самостоятельность органов местного самоуправления при принятии ими решений в рамках закона. Принципы разграничения функций на основе разделения интересов и при условии стремления законодателей обеспечить хотя бы относительное их равновесие прежде всего следует искать в ответе на вопрос - где начинаются и где кончаются пределы самостоятельности местного самоуправления2.

Российское законодательство пошло по пути составления перечней полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Тогда следует эти перечни делать подробнее и формировать механизмы судебной интерпретации тех действий местных властей, правомочность которых устанавливается и уточняется.

Принцип "позитивного регулирования" сформулирован в п. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", где перечисление "предметов ведения" местного самоуправления заканчивается нормой, позволяющей муниципальным образованиям принимать к своему рассмотрению иные вопросы, которые относятся к вопросам местного значения законами субъектов РФ. Вместе с тем здесь же допускается относить к ведению муниципальных образований "также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти".

Однако такая форма выражает принципиально иной способ разграничения функций. К этому варианту разграничения полномочий приближается норма Европейской хартии о местном самоуправлении, где отмечается, что компетенция, предоставляемая органам местного самоуправления, должна быть обширной и целостной. Она может ограничиваться другим, центральным или региональным органом власти только в рамках закона (ч. 4 ст. 4). Объем и содержание полномочий органов местного самоуправления обусловливается в этом случае остаточным свободным пространством, которое по закону не предоставлено другим государственным органам.

Выбор принципа разграничения полномочий и функций органов государственной власти и местного самоуправления с учетом особенностей переходного периода становления российской государственности достаточно сложен. Выбор первого из них, то есть варианта "позитивного регулирования", должен дополняться, во-первых, более подробным перечнем функций местного самоуправления и разработкой соответствующих частных законов и, во-вторых, расширением судебной практики на основе разработки необходимых для этого норм муниципального права.

Поскольку в ближайшее время в России такая работа вряд ли может быть проделана и, учитывая сегодняшнюю мощь государственной исполнительной власти субъектов РФ, а также актуальность и сложность задачи восстановления представительной власти на местах, предпочтительнее было бы воспользоваться правом "негативного регулирования", которое допускается законом в последней части ст. 6 п. 2.

Подводя итоги, можно определить муниципальную власть как форму общественных отношений, в которых, согласно нормам местного сообщества, деятельность одних субъектов, воздействуя на деятельность других субъектов, изменяет или стабилизирует ее в соответствии со своими целями в рамках общегосударственной политики. Неоднозначность местного самоуправления, которое одновременно является и местным управлением, порождает двойственность его идеалов. Оно призвано и защищать права и свободы населения от диктата органов государственной власти, и доводить до населения упорядочивающую волю высших государственных органов. "Идеалами местного самоуправления являются свобода проживающих на одной территории граждан и общественный порядок"

Заключение

С принятием Конституции Российской Федерации изменилось правовое положение местного самоуправления, которое стало самостоятельным и не входит в систему органов государственной власти. Изменилось и правовое положение органов местного самоуправления, что должно было бы стимулировать творческую инициативу местных сообществ в вопросах установления систем органов муниципальных образований.

Однако исследования системы органов местного самоуправления показали, что она не претерпела существенных изменений по сравнению с периодом местных Советов народных депутатов, не стала совершеннее. Структура исполнительных органов почти полностью сохранилась в прежнем виде. "Коэффициент полезного действия" их деятельности не только не повысился, но по некоторым показателям даже понизился. Это касается взаимодействия с предприятиями различных форм собственности, действующими на территориях муниципальных образований, собираемости местных налогов, содержания объектов социальной инфраструктуры и т.д. К сожалению, в настоящее время в процессах становления и развития местного самоуправления наблюдаются негативные тенденции.

Во-первых, это своеобразная автономизация муниципальных образований, - то есть часть муниципальных образований считают себя полностью автономными, независимыми от центра, а иногда и противопоставляют себя центру, забывая о пределах самостоятельности.

Во-вторых, неверное толкование органами местного самоуправления своих функций, которые направлены только на сферу социально - культурного и коммунально - бытового обслуживания и не распространяются на вопросы руководства экономикой, сужение функций контроля за неподведомственными предприятиями приводят к утрате ими основных качеств органов, составляющих совместно с органами государственной власти РФ и субъектов Федерации политическую основу государства.

В-третьих, происходит деконцентрация функций органов местного самоуправления, то есть рассредоточение некоторых функций местного самоуправления между органами государственной власти. Например, в отношении муниципальных земель, которыми фактически управляют районные и городские комитеты землеустройства и земельных ресурсов - территориальные органы Роскомзема, в отношении муниципальной собственности, которой управляют комитеты по управлению муниципальным имуществом, подчиненные соответствующим органам субъекта РФ. Изменившееся правовое положение органов местного самоуправления должно существенно влиять на объем полномочий и, главное, на источники финансирования. В отличие от правового положения и принципов финансирования системы органов местных Советов, федеральным законодательством установлены конкретные предметы ведения местного самоуправления, источники финансирования при выполнении им исключительных полномочий и государственных полномочий. Поскольку установление системы исполнительных органов муниципального образования находится в одних руках - руководителя муниципального образования, - то реально проконтролировать целесообразность создания тех или иных органов практически невозможно. А расходы на содержание этих исполнительных органов невозможно не только проконтролировать, но и обеспечить. Таким образом, возникает еще одна проблема - постоянный дефицит местного бюджета на содержание органов управления муниципального образования. Для совершенствования процесса управления в муниципальных образованиях следует, на мой взгляд, с одной стороны, конкретизировать организационные формы управления, а с другой - унифицировать (типизировать) эти организационные формы. Укреплять местные органы власти надо не путем "механического" увеличения объема их правомочий, а совершенствуя их властные полномочия, расширяя функции органов местного самоуправления в различных сферах его деятельности, четко определяя формы ответственности.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации

2.ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” №131 от 06 октября 2003г

3.ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления” от 25.09.97 г. № 126-ФЗ.

4.ФЗ “О местном самоуправлении в Российской Федерации” от 6.07.91 г. № 1550-1 (в ред. от 28.08.95 г. № 154-ФЗ).

5.ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” от 26.11.96 г. № 138-ФЗ (в ред. от 22.06.98 г. № 85-ФЗ).

6.Налоговый кодекс Российской Федерации (ч.1) от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.

7.Барабашев Г.В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Государство и право № 2,2006.

8.Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 2007, с.33-36.

9.Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 2007, № 3, с.15.

11.Авакьян С.А. Местное самоуправления в Российской Федерации: концепция и решения нового закона. // Вестник Московского университета. Серия “Право”, 2006, № 2, с.19.

12.Актуальные проблемы формирования местного самоуправления (“Круглый стол” в Институте государства и права РАН) // Государство и право № 5, 2007 c.33.

13.Иванченко А. Местное самоуправление в Российской Федерации: особенности формирования // Право и экономика № 6, 2006, с.с. 4-7.

14.Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России // Государство и право, № 1, 2006, с.142.

15.Поляк Г.Б. О влиянии новых законодательных актов на местные финансы // Закон и право № 5, 2007, с.с. 18-22.


Конституция РФ ст.130

Конституция РФ ст.3

Конституция РФ ст12

Конституция РФ ст132

Федеральный закон №131“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” (ст. 6)

Федеральный закон №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” (ст. 18)

Федеральный закон №131 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” (ст. 17)

Конституция РФ (ч.2 ст3)

Конституция РФ(ч.4 ст.78)

Конституция РФ(ст 72)

Конституция РФ (ст12)

Понятие органа государства. Понятие «орган» часть другого более широкого понятия «организация», то есть социальная система определенного уровня, совокупность людей, определенным образом структурированных, организованных, и действующих для достижения единой цели.

Орган это конкретная разновидность организации, а именно та ячейка (элемент) организации, которая выступает вовне от имени всей организации и образуется для осуществления самоуправления, внутреннего упорядочения данной организации. Таким образом, орган в терминах теории систем это субъект управления.

Орган исполнительной власти это вид органа государства, инструмент, созданный с определенной целью - осуществлять государственное управление.

Признаки органа государства:

1. Часть госаппарата.

2. Наделенность государственно-властными полномочиями и, следовательно, собственной компетенцией.

3. Наличие организационной структуры.

4. Участие в реализации задач и функций государства.

5. Присущие данному виду органа методы и формы деятельности.

6-7. В качестве факультативных признаков в литературе 70-х годов указывались территориальный масштаб деятельности, закрепление в нормах права (конституционных нормах).

Особенности правового режима деятельности органов государства. Действует принцип «запрещено все, что не разрешено».

В законодательстве нет официального определения органа исполнительной власти.

* Н.Ю. Хаманевой: «Орган исполнительной власти - самостоятельная структурная часть государственного аппарата, входящая в систему исполнительных органов государственной власти, предназначенных для осуществления государственного управления в целях практической реализации законов и организации их исполнения, и наделенная определенной компетенцией (государственно-властными полномочиями)».

* Габричидзе Б.Н., Чернявскиого А.Г.: «Орган исполнительной власти - составная часть механизма (системы) исполнительной власти; действует в сфере исполнительной власти; выступает по поручению и от имени государства (Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации); осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера; обладает собственной компетенцией; имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности».

* А.П. Коренева: «орган исполнительной власти это целостное структурно оформленное самостоятельное социальное образование, функционально осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность в целях решения задач общества и государства в социально-политической, социально-культурной, хозяйственной и межотраслевых сферах государственной деятельности».

* Ю.М. Козлов различал понятия «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления», считая второе понятие более широким. исполнительная власть, по его мнению, имеет разветвленный механизм, в котором имеются различные образования:

1) органы исполнительной власти;

2) управленческие органы, действующие в качестве звеньев этого механизма второго порядка, иного, чем органы исп. власти:

а) созданные органом исполнительной власти, например,

б) названные в нормативных актах последнего времени органами исполнительной власти, но на самом деле, таковыми не являющиеся (выполняют функции органа исполнительной власти некоторые их структурные образования). Например, Госналогслужба имеет инспекции, которые выступают, скорее, как учреждения.

Характерные черты (признаки) органа исполнительной власти:

а) общие для всех органов государства;

б) специальные признаки, присущие органам исполнительной власти.

Общие признаки: организационно обособленная часть (организация, институция, образование), часть государственного аппарата, действует от имени и по поручению государства, имеет государственно-властные полномочия, наличие внутренней структуры, своих форм и методов деятельности.

Специальные признаки:

Институциональный или статусный признак органы самостоятельной ветви государственной власти - исполнительной власти,

Функциональный признак - это содержание деятельности, которое образует организационная (управленческая) деятельность,

Значение (характер) деятельности исполнительно-распорядительная деятельность,

Цели деятельности - реализация (организация исполнения) законов и иных нормативных актов.

Органы исполнительной власти образуются в установленном законодательством порядке путем избрания или назначения, имеют подзаконный характер деятельности, обладают правом распорядительства (государственно-властными полномочиями), имеют право издавать подзаконные юридические акты, в том числе, акты нормативного характера, и юрисдикционные акты, образуют иерархичную систему органов (подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления), обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих, оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции.

1. Наличие государственно-властных полномочий основной, сущностный признак, позволяющий отличить государственные органы от любых иных образований. Эти полномочия составляют стержень (центральное звено) компетенции.

2. Компетенция одно из основных понятий в теории государственного органа.

Формула государственно-властных полномочий:

Издают акты, обязательные для адресатов (акты подзаконные),

Обеспечивают их реализацию путем применения различных мер,

Осуществляют наблюдение за исполнением требований этих актов,

Защищают акты от нарушения путем применения мер государственного принуждения.

3. Функции - основные направления деятельности (крупные комплексы однонаправленных действий), направленные на достижение определенного результата.

Позитивное управление может осуществляться без властного (обязывающего или принуждающего) воздействия.

Правовой статус органов (правовое положение).

* Следует различать общий правовой статус и административно-правовой статус.

Схема общего правового статуса:

Органом какого государства является,

К какому виду органов относится по основному содержанию своей деятельности,

Кто его учреждает, образует, формирует личный состав,

Кому орган подчинен (подотчетен, подконтролен), кто может отменять, изменять, приостанавливать его акты,

Кто ему подчинен,

Какова юридическая сила его актов, их официальное наименование,

Какими государственными символами орган может пользоваться,

Каковы источники финансирования,

Обладает ли орган правами юридического лица.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти характеризует их положение в системе исполнительной власти при осуществлении государственного управления. Статус органа исполнительной власти определяется его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

* Административно-правовой статус закреплен в Конституции РФ, законах и в нормативных актах (как правило, положениях об органах).

Органы обладают административной правосубъектностью (правоспособность и дееспособность у органов сливается). Правосубъектность частично совпадает с компетенцией, частично выходит за ее пределы, поскольку, во-первых, орган в административных правоотношениях может выступать как субъект или как объект государственного управления, во-вторых, не все функции реализуются через государственно-властные полномочия (например, через предоставление услуг).

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Понятие административно-правового статуса граждан. Содержание административной правосубъектности граждан Российской Федерации. Гарантии реализации прав граждан в сфере исполнительной власти. Граждане РФ с особым административно-правовым статусом.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Административно-правовой статус Правительства. Понятие и правовое положение министерств и других федеральных ведомств исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2008

    Органы исполнительной власти: понятие, признаки, принципы организации и деятельности. Изучение структуры и административно-правового статуса федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2014

    Административно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации, их основные виды и принципы построения. Анализ осуществления функций органов исполнительной власти на примере Нижегородской области, предмет их ведения и полномочия.

    реферат , добавлен 17.02.2017

    Понятие, признаки, виды органов исполнительной власти, ее организационные основы. Правовое положение исполнительной власти в условиях разделения властей в Российской Федерации. Соотношение правового положения и функционирования Президента и Правительства.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Понятие административных правоотношений - урегулированных нормами административного права общественных отношений, складывающихся в сфере деятельности исполнительной власти. Полномочия президента, статус правительства РФ. Органы исполнительной власти.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Правовое положение органов исполнительной власти. Взаимоотношение с другими органами власти. Место и роль милиции в системе органов исполнительной власти, ее полномочия. Компетенция органов законодательной и исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 07.11.2008