Преподавательская деятельность государственных служащих. Госслужащий бывший – хлопоты настоящие. Работа по совместительству с точки зрения трудового законодательства


Законодательство позволяет гражданам выбирать себе любое рабочее место. Не устанавливается ограничений для тех, кто хочет найти ещё одну работу, даже если присутствует другая. Лишь у некоторых категорий сотрудников присутствует такое ограничение. Относятся ли к ним госслужащие и могут ли они работать по – вот тема настоящей статьи.

Совместительство для госслужащих в законодательстве

№79-ФЗ – документ, где закрепляются все вопросы, связанные с совместительством и работой госслужащих. Согласно данной норме право на использование подобной схемы у представителей государственных учреждений имеется, но с некоторыми дополнительными условиями. Это касается и муниципальных служащих, чья деятельность регулируется №25-ФЗ.

На дополнительную работу можно трудоустраиваться на период, свободный от исполнения основных обязанностей. Для этого необходимо заблаговременно предупреждать .

Работодатели могут отказать только в том случае, если подобное решение будет связано с появлением некоторого конфликта интересов. Например, если дополнительная работа помешает должным образом исполнять свои обязанности на основном месте. Служащий может обжаловать решение в суде, если его это не удовлетворит.

За рассмотрение заявлений отвечать могут две стороны:

  • сам работодатель;
  • антикоррупционная комиссия.

В последнем случае на изучение заявки может уходить до нескольких дней. После этого гражданин получает уведомление по поводу того, какое решение было принято. Если отказ оформляется именно специальной комиссией, то прав на обжалование нет.

Сокращенную продолжительность для государственных служащих устанавливать нельзя. Значит, по совместительству можно трудиться не более 20 часов. Суточная смена может максимум продолжаться 4 часа. Это правило соблюдается, если служащий провел полный рабочий день на основном месте. Показатель можно увеличить до 8 часов, если основные обязанности не выполнялись.

Совместительство: разновидности схемы

Согласно статье 60 ТК РФ выделяются два типа совместительства:

  1. Внутреннее. Трудоустройство на другую должность происходит в рамках одного предприятия.
  2. . Работодатель не тот же, что на основном месте. Новая должность за пределами прежнего предприятия.

В каждом из случаев стороны должны подписать трудовое соглашение. Есть еще одно понятие со схожим смыслом – «совмещение». Это значит, что на служащего возлагаются дополнительные обязанности из другой должности, но в рамках того же предприятия.

Главная разница между совмещением и внутренним совместительством – в том, что первая ситуация предполагает выполнение новых обязанностей в процессе основной трудовой деятельности. При этом не требуется заключать трудовой договор.

Достаточно, чтобы стороны достигли взаимопонимания. Ряд отличительных черт имеется у внутреннего и внешнего совместительства. Различия связаны с процедурой оформления, внесения записей в трудовую книжку.

Если трудоустройство в том же предприятии – то просто вносится запись в трудовую книжку, последняя потом остается на сохранении у руководства. Если же совместительство внешнее – потребуется оформить дополнительную справку по поводу трудоустройства. Ее передают на основное место, где потом делаются необходимые записи.

Когда заключается соглашение по совместительству, в трудовом договоре надо обязательно сделать соответствующую пометку.

Ограничения для госслужащих

Совместительство: ограничения для госслужащих

Совмещение запрещается для лиц, которые занимают следующие должности:

  • руководитель учреждений;
  • выборная должность для органов местного самоуправления;
  • должности в профсоюзном органе, когда предполагается получение отдельной .

Государственные служащие не могут создавать дополнительные компании с целью получения прибыли. Они не могут быть лично соучредителями таких организаций или использовать доверенных лиц для решения той же проблемы. Запрет накладывается и на приобретение ценных бумаг, по которым приходит прибыль.

Научная, творческая и преподавательская деятельность для государственных лиц тоже находится под запретом.

Госслужащий на второй работе пользуется теми же правами и льготами, что предусмотрены для сотрудников остальных категорий. Договор с работодателем и Трудовой кодекс – главные документы, регулирующие все вопросы, связанные с оплатой труда. Присутствует право получения ежегодного либо дополнительного времени на отдых.

Сотрудники МВД и совмещение должностей

Сотрудники ОВД и МВД не могут работать по совместительству, что подтверждается действующим . Исключение делают лишь для научной или творческой либо педагогической деятельности. То есть, такой работы, которая не вызывает конфликта интересов с основной должностью.

Главное – чтобы у сотрудника не возникало дополнительных препятствий при исполнении основных обязанностей. Работа по совместительству не может полностью финансироваться иностранными гражданами или организациями. Лица без гражданства также не могут выступать главным источником средств. Непосредственный начальник должен быть уведомлен о работе по совместительству.

Особенность для муниципальных служащих

Муниципальные, как и государственные служащие, не могут управлять коммерческими организациями. Кроме того, совмещение запрещено для тех, кого избрали на любую государственную должность. Неважно, о каком именно масштабе должности идет речь.

В органах местного самоуправления муниципальные служащие не могут представлять интересы третьих лиц. В принципе, допустима любая работа по совмещению, если она не вызывает конфликт интересов.

Иная оплачиваемая работа судей

Здесь также присутствуют определённые запреты:

  1. На замещение с должностью третейского судьи или арбитра.
  2. Предпринимательская деятельность, лично или через третьих лиц.
  3. Другая оплачиваемая деятельность. Исключение – преподавание или творчество.

Главное – чтобы совместительство не мешало присутствовать на заседаниях. Творческая и преподавательская деятельность по совместительству для судей также не может финансироваться исключительно иностранными гражданами или организациями.

Для работников прокуратуры запрещено любое , предполагающее финансовое вознаграждение. Исключения – те же самые, что и в предыдущих случаях. То есть, они касаются творческой или преподавательской деятельности.

Какие ещё особенности учитывать?

Оформление больничных для совместителей

В любом случае требуется получить разрешение на дополнительную работу. Главное – чтобы новые обязанности по времени не совпадали с основной деятельностью. Подписание всегда обязательно, даже если речь идёт об одних и тех же компаниях. Права и обязанности совместителя должны остаться такими же, что и на основной работе.

Если оформляются срочные договоры, то расторжение невозможно, пока время действия документа не закончится. Если потребуется, сохраняется право оформления больничных, декретных отпусков, это касается и совместителя.

Внешние совместители не должны предоставлять трудовые книжки. Об этом должны помнить сами работодатели. Если сотрудник сам хочет, он может внести сведения о совместительстве в книжку по основному месту. Но это действие также не относится к обязательным, оно выполняется при наличии намерений, с одной стороны, и отсутствии противоречий – с другой.

О работе по совместительству согласно трудовому кодексу смотрите в этом сюжете:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Согласно действующему законодательству любой гражданин имеет право свободно выбирать работу, на которой он желает осуществлять трудовую деятельность. И если на данный момент он уже трудоустроен, но по каким-то причинам желает найти еще одну работу, то он свободно может это сделать.

Исключение составляют ряд категорий работников, для которых ограничена или запрещена такая возможность в связи с особой спецификой осуществляемой ими деятельности.

Работа одновременно на нескольких должностях, в соответствии со ст.282 ТК РФ, является совместительством и может производиться как в рамках одной организации, так и в различных. Она осуществляется на основании заключенного между сторонами трудового соглашения.

С точки зрения законодательства совместительство не отличается от основной трудовой деятельности по своему характеру и сохраняет за работником все полагающиеся права. Это касается и гарантий, предусмотренных для трудящихся нормативно-правовыми актами.

Единственное ограничение, связанное с трудоустройством на второстепенную работу, касается её продолжительности. В соответствии со ст.284 ТК РФ суточная норма составляет не более 4-х часов, при условии, что в этот день гражданин исполнял должностные обязанности по основному месту работы.

Если работа по совместительству припадает на выходной день на главном месте, то гражданин может отработать полную смену. Однако при этом количество отработанных часов в неделю и/или месяц не должно превышать половины нормы часов на основной должности.

Совместительство госслужащих с точки зрения трудового законодательства

Вопросы, связанные с осуществлением трудовой деятельности госслужащими, закреплены в ФЗ №79-ФЗ «О госслужбе» от 27.07.2004г. Согласно указанному нормативно-правовому акту лицо, работающее в данной сфере, имеет право трудиться по совместительству, но с рядом условий и ограничений. Это правило касается и муниципальных служащих, трудовая деятельность которых регулируется ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007г.

Согласно ст.14 ФЗ №79-ФЗ, лица, осуществляющие трудовую деятельность в сфере государственной гражданской службы, имеют право трудоустраиваться на иную работу в свободное от основных обязанностей время. Для этого им необходимо заблаговременно уведомить о таком желании своего нанимателя.

Работодатель имеет право отказать в удовлетворении данной просьбы только в случае, если предполагаемое совместительство может повлечь за собой конфликт интересов. Под данным понятием подразумевается, что осуществление должностных функций на дополнительном месте работы, станет причиной ухудшения качества исполнения обязанностей на основном. При несогласии служащего с таким решением он имеет право обжаловать его в суде.

Уведомление о намерении трудоустроиться по совместительству может быть рассмотрено не только работодателем, но и антикоррупционной комиссией. Она изучает заявление от служащего в течение нескольких дней. После этого трудящемуся направляется уведомление о принятом решении. Если отказ в удовлетворении просьбы служащего было вынесен данным органом, то обжаловать его не удастся.

Так как для госслужащих не установлена сокращенная продолжительность трудовой недели, то по совместительству они могут работать не более 20 часов. Максимальная продолжительность суточной смены составляет 4 часа, при условии, что в этот день служащий работал на своем основном месте. Если в этот день он не выполнял свои основные обязанности, то данный показатель может быть увеличен до 8 часов.

К примеру, гражданин Петров является госслужащим и получил разрешение на трудоустройство по совместительству. Второстепенная работа предполагает выполнение должностных обязанностей по выходным (в субботу и воскресенье) в течение 8 часов и по два часа после основной работы в будние дни.

В сумме общее количество рабочих часов в неделю составляет: 8*2+5*2=26. При таком графике максимально допустимая продолжительность смен в неделю буде превышена на 6 часов. В связи с этим необходимо изменить график так, чтобы уменьшить общую продолжительность рабочего времени на указанное число.

Ограничения в совмещении

ФЗ «О госслужбе» №79-ФЗ устанавливает запрет на осуществление трудовой деятельности по совместительству для лиц, занимающих ряд должностей. К ним относятся:

  • Руководители учреждений;
  • Выборные должности в органах местного самоуправления;
  • Должности в профсоюзной организации, предполагающие получение оплаты труда на данном месте.

Согласно ст.17 ФЗ №79-ФЗ, не допускается организация госслужащими предприятий, целью которых является получение прибыли. Им запрещено становиться соучредителями таких организаций лично или через доверенных лиц, а также приобретать ценные бумаги, по которым может быть получена прибыль в случаях, предусмотренных указанным нормативно-правовым актом.

Виды совместительства

Совместительство, согласно ст.60.1 ТК РФ может быть двух видов:

  1. Внутреннее – предполагает трудоустройство на иную должность в рамках одного предприятия.
  2. Внешнее – предполагает заключение трудового соглашения с иным нанимателем, за пределами основного места работы.

В обоих случаях обязательным является подписание сторонами трудового договора. В действующем законодательстве существует еще одно понятие, схожее по своему смыслу – совмещение. Оно предполагает возложение на служащего обязанностей другой должности в рамках одного предприятия.

Отличительной особенностью между совмещением должностей и внутренним совместительством является то, что в первом случае выполнение доп. должностных обязанностей происходит в процессе осуществления основной деятельности. Также при этом не требуется оформление трудового договора, достаточно согласия работника на выполнение обязанностей другой должности и оформление соглашения сторон.

Внутреннее и внешнее совместительство также имеет ряд отличительных особенностей. В частности они касаются процедуры оформления такой работы и внесения соответствующей записи в трудовую.

В первом случае, когда сотрудник заключает дополнительный контракт с тем же нанимателем, кадровая служба сразу вносит соответствующую запись в трудовую, которая находится у них на хранении.

Если служащий нашел подработку за пределами основного места работы, то после подписания необходимых бумаг он должен получить справку о трудоустройстве по совместительству. Её он должен передать на основное место работы, где и будет сделана необходимая запись.

При заключении трудового договора на второстепенном рабочем месте, данный документ обязательно должен содержать указание того, что трудовая деятельность осуществляется по совместительству.

Порядок оформления трудоустройства

Трудоустройство госслужащих по совместительству предполагает прохождение ими нескольких этапов:

  1. Согласование возможности работы на иной должности с руководством основного места работы и/или антикоррупционной комиссией – данный этап предполагает направление служащим уведомления, с указанием предполагаемого места трудоустройства, занимаемой там должности и получением им ответа от уполномоченного лица/органа.
  2. Получение копии трудовой книжки на основном месте работы.
  3. Предоставление необходимых документов для трудоустройства по совместительству.
  4. Подписание трудового договора и издание приказа о приеме на работу по совместительству.
  5. Получение справки о трудоустройстве и её предоставления в кадровый отдел основного места работы в течение 3-х дней с момента её оформления.
  6. Служащий приступает к исполнению своих должностных обязанностей на второстепенном рабочем месте.

И на основной, и на дополнительной работе гражданин имеет право на предусмотренные законодательством гарантии, а также надбавки и доплаты. Это касается и получения компенсационных выплат по больничному листу, но только при наличии на второстепенной работе стажа не менее 2-х лет.

Право на отпуск также сохраняется. При этом на дополнительном месте он должен предоставлять одновременно с периодом ежегодного отдыха на основном. Если его длительность на первом рабочем месте больше, чем на втором, то на последнем недостающие дни оформляются, как неоплачиваемые, то есть «за свой счет».

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

2) быть депутатом законодательного (представительного) органа РФ, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено Федеральным законом или если в порядке, установленном Федеральным законом и законами субъектов РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;

6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;

7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;

8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

9) принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;

10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

11) принимать участие в забастовках;

12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

25. Поступление на госслужбу.

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

Гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.

В трудовой договор включается обязательство гражданина, поступающего на государственную службу, обеспечивать выполнение Конституции РФ и Федеральных законов в интересах граждан РФ.

Поступление гражданина на государственную службу оформляется приказом по государственному органу о назначении его на государственную должность государственной службы.

Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:

на государственные должности государственной службы категории "Б" - по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории "А" либо уполномоченных ими лиц или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным органом или лицом, замещающим государственную должность категории "А", в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

на государственные должности государственной службы 1-й группы категории "В" - соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории "В" - по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись о последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

Гражданин не может быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случаях:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;

7) отказа от представления сведений.

Если государственный служащий по роду своих должностных обязанностей непосредственно и существенно участвует в принятии решений, создающих правовые последствия для организации или сотрудников организации, в которой он совместительствует; если руководитель органа, в котором работает государственный служащий, обоснованно считает, что совместительство повредит интересам службы; если организация подконтрольна, подотчетна или регулируется органом, в котором государственный служащий работает. В указанных случаях государственный служащий имеет право обжаловать запрет вышестоящему начальнику либо в суд. Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью не исключает выполнение государственным служащим дополнительной работы в соответствии с законодательством о труде.

Menu

Дело в том, что по здравому смыслу работа в государственном аппарате не может исполняться в качестве второстепенной (как в случае с совместительством), поскольку в таком случае существует риск ее выполнения «по остаточному принципу». Что касается муниципальных служащих, то согласно закону №25-Ф3 им запрещено входить в состав органов управления, наблюдательных и попечительских советов, структурных подразделений некоммерческих организаций зарубежных компаний.
Существует ограничение для муниципального служащего, выполняющего обязанности главы местной администрации по контракту, поскольку он имеет право заниматься только преподавательской, творческой или научной деятельностью. При нарушении данного запрета муниципальный служащий согласно ст.
19 п. 3 закона №25-Ф3 может быть уволен.

Может ли муниципальный служащий выполнять иную оплачиваемую работу

В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 3. Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.


3.1.

Разрешено ли государственным служащим работать по совместительству?

К ним относятся:

  • Руководители учреждений;
  • Выборные должности в органах местного самоуправления;
  • Должности в профсоюзной организации, предполагающие получение оплаты труда на данном месте.

Согласно ст.17 ФЗ №79-ФЗ, не допускается организация госслужащими предприятий, целью которых является получение прибыли. Им запрещено становиться соучредителями таких организаций лично или через доверенных лиц, а также приобретать ценные бумаги, по которым может быть получена прибыль в случаях, предусмотренных указанным нормативно-правовым актом.
Данным категориям госслужащих не запрещено осуществление научной, творческой и преподавательской деятельности.

Статья 14. основные права гражданского служащего

Виды совместительства Совместительство, согласно ст.60.1 ТК РФ может быть двух видов:

  1. Внутреннее – предполагает трудоустройство на иную должность в рамках одного предприятия.
  2. Внешнее – предполагает заключение трудового соглашения с иным нанимателем, за пределами основного места работы.

В обоих случаях обязательным является подписание сторонами трудового договора. В действующем законодательстве существует еще одно понятие, схожее по своему смыслу – совмещение.
Оно предполагает возложение на служащего обязанностей другой должности в рамках одного предприятия. Отличительной особенностью между совмещением должностей и внутренним совместительством является то, что в первом случае выполнение доп. должностных обязанностей происходит в процессе осуществления основной деятельности.

Возможно ли подрабатывать находясь на госслужбе?

К примеру, гражданин Петров является госслужащим и получил разрешение на трудоустройство по совместительству. Второстепенная работа предполагает выполнение должностных обязанностей по выходным (в субботу и воскресенье) в течение 8 часов и по два часа после основной работы в будние дни.

Внимание

В сумме общее количество рабочих часов в неделю составляет: 8*2+5*2=26. При таком графике максимально допустимая продолжительность смен в неделю буде превышена на 6 часов.

В связи с этим необходимо изменить график так, чтобы уменьшить общую продолжительность рабочего времени на указанное число. Ограничения в совмещении ФЗ «О госслужбе» №79-ФЗ устанавливает запрет на осуществление трудовой деятельности по совместительству для лиц, занимающих ряд должностей.

Особенности работы госслужащего по совместительству

Важно

Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Такое требование имеет безусловный характер и не связано с подконтрольностью, подотчетностью или какой-либо иной «связанностью» с компетенцией государственного органа, в котором работает государственный служащий.

Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности. Закон (подп. 1 п. 1 ст. 11) предусматривает лишь одно исключение из этого правила: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Разрешение на такую деятельность непосредственно вытекает из ч. 1 ст.

Совместительство для государственных служащих: допустимо или нет?

Он обязан предварительно предупредить свое руководство и получить разрешение на эти действия. Вопросом о разрешении совместительства будет заниматься специальная антикоррупционная комиссия.
В нее направляется запрос, и в течение трех дней данный вопрос решается. Комиссия дает свое согласие на дополнительную работу служащему или отклоняет заявку, если решит, что, возможно, такая деятельность повлечет за собой различного рода конфликты. Это же правило касается людей, которые работают в муниципальных учреждениях. Работа в другом органе власти Согласно законодательству, запрета на работу сотруднику государственной службы в другом органе власти нет.

То есть, теоретически, такой расклад вполне может существовать. Однако, на практике, такое практические не встречается, так как комиссия обычно отклоняет такие запросы, считая, что это повлечет за собой множество конфликтов.

Может ли госслужащий выполнять иную оплачиваемую работу

Это касается и гарантий, предусмотренных для трудящихся нормативно-правовыми актами. Единственное ограничение, связанное с трудоустройством на второстепенную работу, касается её продолжительности.

В соответствии со ст.284 ТК РФ суточная норма составляет не более 4-х часов, при условии, что в этот день гражданин исполнял должностные обязанности по основному месту работы. Если работа по совместительству припадает на выходной день на главном месте, то гражданин может отработать полную смену.

Однако при этом количество отработанных часов в неделю и/или месяц не должно превышать половины нормы часов на основной должности. Совместительство госслужащих с точки зрения трудового законодательства Вопросы, связанные с осуществлением трудовой деятельности госслужащими, закреплены в ФЗ №79-ФЗ «О госслужбе» от 27.07.2004г.

Может ли государственный служащий выполнять иную оплачиваемую работу

Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе. Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п.

В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется. Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует.

Согласно ст.

Вправе ли государственный служащий выполнять иную оплачиваемую работу

При несогласии служащего с таким решением он имеет право обжаловать его в суде. Уведомление о намерении трудоустроиться по совместительству может быть рассмотрено не только работодателем, но и антикоррупционной комиссией. Она изучает заявление от служащего в течение нескольких дней. После этого трудящемуся направляется уведомление о принятом решении. Если отказ в удовлетворении просьбы служащего было вынесен данным органом, то обжаловать его не удастся. Так как для госслужащих не установлена сокращенная продолжительность трудовой недели, то по совместительству они могут работать не более 20 часов.

Максимальная продолжительность суточной смены составляет 4 часа, при условии, что в этот день служащий работал на своем основном месте. Если в этот день он не выполнял свои основные обязанности, то данный показатель может быть увеличен до 8 часов.

Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего. Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах:- несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности;- обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе. Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за несоблюдение правоограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие — прекращение государственно — служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно. Прокомментируем сначала запреты на некоторые виды деятельности, не совместимые с государственной службой. 1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

В России очень много людей работают на государство и в госсекторе — это чиновники различного уровня, депутаты, работники государственных компаний, федеральной и гражданской государственной службы, государственных фондов, бюджетники.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля занятых в госучреждениях в России в 2011 году составила 17,7% от рабочей силы.

Численность государственных служащих или чиновников в России в 2013 году составила 1 млн 455 тыс. человек, или 1,9% рабочей силы. Сюда относятся непосредственно работники органов исполнительной, законодательной и судебной власти.

Российское законодательство накладывает на государственных служащих ограничения по хранению денег и инвестициям.

Где можно и нельзя хранить свои деньги российским чиновникам?

Основы гражданской госслужбы описаны в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Запреты, связанные с работой в государственных органах, описаны в Статье 17 данного закона. Пункт 1.1 определяет ограничения, которые относятся к вложению и хранению денежных средств.

Согласно этому пункту гражданским служащим запрещено:

  • открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Эти ограничения так же распространяются и на членов семьи: супругу (супруга) и несовершеннолетних детей.

Что считать иностранными финансовыми инструментами?

Ранее в законе не было четко прописано, что считать иностранными финансовыми инструментами, что создавало различные лазейки в законе. Но 28 июня вступила в силу новая редакция закона, которая внесла ясность.

Что считать иностранными финансовыми инструментами описано в Федеральном законе от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Согласно Статьи 1 п. 2 этого закона иностранными финансовыми инструментами считаются:

Ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом «Ценные бумаги — Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)», утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.


Перечень финансовых инструментов, в которые запрещено инвестировать госслужащим

Проверить, есть ли у бумаги такой код, можно на сайте Национального расчетного депозитария . Из этого пункта следует, что под запрет попадают все ценные бумаги иностранных эмитентов, которым присвоен ISIN. Например, под запрет попадают:

  • , которые торгуются на Московской бирже, так как выпущены Ирландской компанией;
  • ETF, акции и облигации, выпущенные зарубежными компаниями;
  • акции некоторых российских компаний, так как на самом деле они выпущены иностранными эмитентами, например акции Qiwi Plc (Республика Кипр) или YANDEX N V (Нидерланды);
  • еврооблигации российских компаний, так как они выпущены SPV — компаниями «прокладками», зарегистрированными за рубежом (VEB FINANCE PLC, GAZ CAPITAL SA, Rosneft International Finance Limited и т.д.)

Помимо этого запрет распространяется на вложения в:

  • доли участия и паи в уставных (складочных) капиталах зарубежных организаций и в имущество иностранных структур без образования юридического лица;
  • договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, если одна из сторон договора нерезидент или иностранная структура без образования юридического лица;
  • договоры займа с нерезидентами и иностранными структурами;
  • доверительное управление, учрежденное в соответствии с законодательством иностранного государства;
  • кредитные договоры в иностранных банках и кредитных организация;
  • доверительное управление, которое предусматривает инвестирование в иностранные финансовые инструменты.

Так же закон запрещает косвенное владение и пользование иностранными финансовыми инструментами через третьих лиц , например, бывших жен, детей, друзей, коллег и т.д.

Таким образом чиновникам запрещены практически все варианты зарубежных инвестиций: от банковских счетов до ценных бумаг, оффшорных и иностранных компаний, включая трасты и лимитированные партнерства (Limited Partnership, LP). Под запрет попадают и российские , которые согласно своей инвестиционной декларации инвестируют в иностранные ценные бумаги.

Причем, если выясниться, что чиновник владел и пользовался запрещенными инструментами через третье лицо, он может поплатиться своей должностью так же, как если бы владел ими сам.

На кого распространяется запрет?

Запрет на владение иностранными финансовыми инструментами распространяется на лиц, которые по долгу службы принимают решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ и участвуют в принятии таких решений.

К таким лицам относятся:

1) лица, замещающие (занимающие):
а) государственные должности Российской Федерации;
б) должности первого заместителя и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
в) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;
г) государственные должности субъектов Российской Федерации;
д) должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или Генеральным прокурором Российской Федерации;
е) должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти;
ж) должности в государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
з) должности глав городских округов, глав муниципальных районов, глав иных муниципальных образований, исполняющих полномочия глав местных администраций, глав местных администраций;
и) должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях (компаниях), фондах и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым предусматривает участие в подготовке решений, затрагивающих вопросы суверенитета и национальной безопасности Российской Федерации, и которые включены в перечни, установленные соответственно нормативными правовыми актами федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций (компаний), фондов и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов;
1.1) депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, депутатам, замещающим должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов;
2) супруги и несовершеннолетние дети лиц, указанных в подпунктах «а» — «з» пункта 1 и пункте 1.1 настоящей части;
3) иным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Каких госслужащих касается запрет на зарубежные инвестиции?

Запрет касается служащих практически всех федеральных министерств, федеральных служб и агентств, судебных органов, следственного комитета и прокуратуры, государственных фондов и Центробанка. Но не всех, а только тех лиц, которые замещают определенные должности на госслужбе. Список должностей для каждого министерства или ведомства, которых касается запрет, можно найти в специальном перечне .

В основном в списках присутствуют главные руководящие должности: директора, руководители, заместители. Рядовых служащих, бюджетников, врачей, учителей, которых большинство, эти запреты не касаются.

Например, список должностей Министерства образования выглядит так:

Единственное исключение касается должностей в зарубежных представительствах госорганов и госкорпораций.

Куда разрешено вкладывать деньги чиновникам?

С запретами и теми, на кого они распространяется, мы разобрались. Теперь разберемся с тем, куда можно вкладывать деньги работникам государственных органов.

  • счета и вклады в российских банках в рублях и иностранной валюте;
  • в российскую и зарубежную недвижимость;
  • ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) российских компаний при условии, что их владение не создает конфликт интересов;
  • ПИФы российских УК, которые согласно своей инвестиционной декларации инвестируют деньги только в российские ценные бумаги.

На российские инструменты запреты на инвестирование не распространяются. Чиновникам доступны вложения в недвижимость, российские акции, облигации, доли в уставных капиталах компаний при условии, что они не создают конфликта интересов.

Что касается зарубежной недвижимости, которая на бумаге хоть и разрешена, в реальности владение и пользование недвижимостью за рубежом затруднено из-за запрета на банковские счета за границей.

Можно ли госслужащим покупать акции?

Владение ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) тоже связано с трудностями, так как согласно пункта 7 статьи 11 Федерального закона № 285 «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан передать ценные бумаги в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов. Таким образом владеть акциями разрешается, но самоличное управление своими акциями для чиновников фактически запрещено.

Что касается unit-linked, то в законе нет явного запрета на наличие полисов страхования жизни иностранных страховых компаний. Но перед инвестированием государственному служащему желательно проконсультироваться со своим работодателем, так как разные госорганы могут по разному трактовать те или иные пункты закона, а ответственность в конечном итоге несет сам работник.

Кто и как контролирует соблюдение закона?

Отдельно встает вопрос о проверке нарушений. Согласно закона О противодействии коррупции госслужащие и члены их семей обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Однако в России нет единого органа, занимающегося проверками информации, представленной в декларациях госслужащих. Проверками могут заниматься специально созданные комиссии внутри каждого ведомства, Федеральная налоговая служба, Прокуратура и Совет по противодействию коррупции при Президенте РФ. Кроме того проверки носят выборочный характер. Так же проверку могут провести по запросу.

Поэтому сейчас фактически, если госслужащий самостоятельно не задекларирует запрещенные активы, или кто-то не уведомит об этом соответствующие структуры, то контролирующие органы об этом автоматически никак не узнают. Но ввиду того, что Россия в 2016 году подписала соглашение об автоматическом обмене налоговой информацией между странами, то после начала такого обмена вся информация о зарубежных счетах и активах российских граждан попадет в федеральную налоговую службу. Для начала обмена Россия и другая страна должны включить друг друга в свой список стран для автоматического обмена. На лето 2017 года Россия в свой список ни одну страну пока что не включила.