Дополнительные меры безопасности при работе внутри емкостей. Обеспечение безопасности ремонтных работ меры безопасности при проведении работ внутри емкостей, сосудов, колодцев и топок Работы внутри емкостей требования безопасности


3.7.1. Цистерны перед подачей в депо должны быть очищены, пропарены и дегазированы на ППС.

Перед началом производства работ на котле цистерны следует провести повторный анализ воздушной среды газоанализатором под руководством заместителя начальника депо или мастера.

Перед началом производства работ на котле цистерны слесарь должен проверить наличие акта формы ВУ-19 о годности цистерны для ремонта с указанием вида обработки, результатов анализа, подписями лиц и печатью организации, производивших эти работы. При отсутствии такого акта производство ремонтных работ на цистерне не допускается.

3.7.2. При производстве работ внутри котла цистерны необходимо открыть крышку колпака и клапан сливного прибора, обеспечить приточную вентиляцию с достаточным обменом воздуха, а в тех случаях, когда при помощи вентиляции не обеспечивается требуемая чистота воздуха рабочей зоны, следует применять СИЗ органов дыхания (шланговый дыхательный прибор или шланговый противогаз), обеспечивающие подачу чистого воздуха в зону дыхания. В холодное время года подаваемый воздух должен быть подогрет до 18 - 20 градусов Цельсия.

3.7.3. Спуск работников внутрь котла цистерны для ремонта должен производиться по лестницам, находящимся внутри котла. При отсутствии постоянных лестниц должны применяться переносные деревянные неокованные лестницы, длина которых должна быть не менее 3,3 м.

3.7.4. Работы наверху котла цистерны должны производиться с передвижных (стационарных) площадок или на специальном рабочем месте, оборудованном тросом для крепления предохранительного пояса.

3.7.5. Работы, связанные со спуском в котел цистерны, должны выполняться двумя слесарями.

Перед спуском в котел цистерны слесарь должен надеть предохранительный пояс с прикрепленным к нему страховочным канатом. Второй конец каната должен находиться в руках наблюдающего слесаря, который обязан при выполнении работ внутри котла безотлучно находиться у колпака цистерны и уметь подавать и принимать при помощи каната сигналы, а также, в случае необходимости, оказать помощь слесарю, находящемуся внутри котла.

Одновременное производство работ снаружи и внутри котла цистерны запрещается.

3.7.6. Для связи слесарей между собой с помощью страховочного каната устанавливается следующая сигнализация:

один рывок снизу (из котла) - "подтянуть шланг и канат", при этом подтягивать их нужно после повторения сигнала наблюдающего работника, находящегося у люка котла, и получения такого же ответного сигнала из котла;

два рывка подряд - "отпусти шланг и канат". Такой сигнал дается слесарем, работающим в котле, для возможности перемещения внутри котла;

два рывка с перерывами между ними - "опусти контейнер" или "подними контейнер" (в зависимости от того, где он находится в данный момент);

многократные рывки, поданные наблюдающим работником, находящимся у люка котла, - находящийся в котле слесарь обязан подойти к люку или подняться наверх. Тот же сигнал, поданный слесарем, работающим в котле, означает требование немедленного принятия мер к извлечению его из котла.

В случае если ответа на рывки каната, поданные наблюдающим работником, находящимся у люка котла, не последовало, он должен поднять тревогу с целью вызова бригадира, других работников и медицинского работника для оказания помощи пострадавшему.

5.5. Требования охраны труда при работе внутри

котла цистерны

5.5.1. Очистка котла цистерны от остатков перевозимого груза должна по возможности

производиться механизированным способом, исключающим пребывание работников внутри котла.

При необходимости выполнения работ внутри котла цистерны спуск в него должен

производиться по лестницам, находящимся внутри котла. Допускается использовать переносные

деревянные лестницы длиной не менее 3,3 м, имеющие резиновые наконечники.

5.5.2. Работы внутри котла цистерны должны проводиться бригадой в составе не менее трех

человек, один из которых, как правило мастер (бригадир), является руководителем работ.

Спуск в котел разрешается только одному работнику. С момента спуска работника в котел

цистерны и до выхода из него у загрузочного люка цистерны должны безотлучно находиться не

менее двух наблюдающих работников.

.

При работе внутри котла цистерны работники должны выполнять требования подпункта 4.5.2

настоящих Правил.

5.5.3. Спуск работников в котел для его осмотра и очистки от остатка груза разрешается

производить после его промывки, пропарки и дегазации, проведения анализа воздушной среды

внутри котла газоанализатором и оформления руководителем работ наряда-допуска на проведение

работ повышенной опасности.

5.5.4. В соответствии с Санитарными правилами по организации грузовых перевозок на

железнодорожном транспорте работа промывальщиков-пропарщиков внутри котла при температуре

в котле выше плюс 35 градусов Цельсия не допускается (при использовании пневмокостюмов

разрешается работать внутри котла цистерны при температуре до плюс 60 градусов Цельсия).

5.5.5. Промывальщик-пропарщик перед спуском в котел цистерны должен проверить

исправность маски, шланга и всего спасательного снаряжения. Проверка дыхания в маске должна

продолжаться не менее 3 минут.

Спецодежда и предохранительный пояс не должны сниматься в течение всего рабочего

Предохранительный пояс должен иметь исправное, без надрывов и других повреждений

полотно пояса и наплечных ремней, исправную с фиксирующими стержнями пряжку и кольцо для

крепления шланга дыхательного прибора. Ремни должны быть плотно пригнаны, не провисать и в то

же время не стеснять движений.

Страховочный канат должен быть без надрывов и других механических повреждений, иметь

длину не менее 12 м при обработке четырехосных цистерн и 17 м при обработке восьмиосных

цистерн с узлами, расстояние между которыми должно быть не более 0,5 м. Один конец

страховочного каната должен крепиться к кольцу наплечных ремней предохранительного пояса.

Предохранительный пояс необходимо подгонять таким образом, чтобы кольцо располагалось не

ниже лопаток работника. Свободный конец страховочного каната должен быть привязан к перилам

площадки колпака или поручню наружной лестницы цистерны.

Применять предохранительные пояса без наплечных ремней не допускается.

5.5.6. При принудительной подаче воздуха в дыхательные приборы воздух должен быть

предварительно профильтрован, а в зимнее время подогрет до температуры плюс 18 - 22 градусов

5.5.7. Давление воздуха перед поступлением в маску шлангового дыхательного прибора не

должно превышать 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см), при этом количество подаваемого воздуха должно быть

в пределах 200 л/мин.

5.5.8. Работники, находящиеся у люка цистерны в качестве наблюдающих, должны быть одеты в

спецодежду и спецобувь, иметь на себе предохранительный пояс со страховочным канатом, наготове

дыхательный прибор и стоять у люка котла цистерны с наветренной стороны (при ветре), держа

привязанный страховочный канат в руках.

Наблюдающие должны следить:

за работой промывальщика-пропарщика в котле;

за положением страховочного каната, дыхательного шланга, через который поступает воздух под

маску промывальщика-пропарщика, работающего внутри котла;

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

за сигналами промывальщика-пропарщика, работающего в котле, и по его сигналу опускать или

вытягивать шланг, канат, контейнер с инструментом, а в случае необходимости оказывать помощь.

5.5.9. Для связи промывальщиков-пропарщиков между собой с помощью страховочного каната

устанавливаются следующие сигналы:

один рывок снизу (из котла) - ";подтянуть шланг и канат";, при этом подтягивать их нужно после

повторения сигнала промывальщика-пропарщика, находящегося у люка котла, и получения такого же

ответного сигнала из котла;

два рывка подряд - ";отпустить шланг и канат";. Такой сигнал дается промывальщиком-

пропарщиком, работающим в котле цистерны, для возможности перемещения вдоль котла к днищу;

два рывка с перерывами между ними - ";опустить контейнер"; или ";поднять контейнер"; (в

зависимости от того, где он находится в данный момент);

многократные рывки страховочного каната, поданные промывальщиком-пропарщиком,

находящимся у люка котла, - находящийся в котле промывальщик-пропарщик должен подойти к люку

или подняться наверх. Тот же сигнал, поданный промывальщиком-пропарщиком, работающим в

котле (сигнал о помощи), означает требование немедленного принятия мер к извлечению его из

В случае если ответа на рывки страховочного каната, поданные промывальщиком-

пропарщиком, находящимся у люка котла, не последовало, он должен поднять тревогу звуковой,

световой сигнализацией, радиосвязью или двухсторонней связью с целью вызова бригадира, других

работников и медицинского работника для оказания помощи пострадавшему.

Допускается использовать в качестве двусторонней связи между промывальщиками-

пропарщиками звуковую, световую сигнализацию и радиосвязь, конструкция которых исключает

искрообразование. При этих видах связи использование страховочного каната должно оставаться в

качестве запасного варианта.

5.5.10. Промывальщик-пропарщик, работающий в котле цистерны, может при необходимости

поменяться местами с одним из наблюдающих промывальщиков-пропарщиков. Находящийся у люка

промывальщик-пропарщик должен опускаться в котел цистерны только после того, как работающий в

котле промывальщик-пропарщик поднялся из него и встал у люка цистерны.

Одновременное нахождение обоих промывальщиков-пропарщиков в котле цистерны без

присутствия у люка цистерны не менее двух наблюдающих промывальщиков-пропарщиков

запрещается.

5.5.11. При поступлении сигнала о помощи от промывальщика-пропарщика, находящегося

внутри цистерны, или при подозрении на возникшую опасность находящийся у люка промывальщик-

пропарщик должен немедленно вызвать к месту происшествия бригадира или подать сигнал тревоги,

затем подготовиться к спуску в котел цистерны, надев шланговый дыхательный прибор, а по

прибытии бригадира или других работников немедленно спуститься в котел для оказания помощи

пострадавшему.

5.5.12. Работники, находящиеся поблизости, по сигналу тревоги обязаны немедленно явиться к

месту происшествия и принять участие в извлечении пострадавшего из котла цистерны и оказании

ему первой помощи.

Спуск одного или двух промывальщиков-пропарщиков внутрь котла для извлечения

пострадавшего должен производиться с надетыми на них средствами защиты органов дыхания и в

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

соответствующей спецодежде.

5.5.13. Во время спуска в котел и выхода из него промывальщику-пропарщику запрещается

держать в руках какие-либо предметы. Необходимые для работы внутри котла цистерны инструмент,

фонарь и материалы должны быть опущены в контейнер из искронеобразующего материала.

5.5.14. Освещение внутри котла цистерны допускается только аккумуляторными фонарями во

взрывозащищенном исполнении напряжением не выше 12 В. Включать и выключать фонарь следует

только вне цистерны.

5.5.15. Обнаруженные внутри котла крупные посторонние неметаллические предметы

извлекаются наружу, металлические предметы до полной очистки и дегазации котла перемещать и

извлекать из котла запрещается.

5.5.16. Время непрерывной работы внутри котла цистерны промывальщика-пропарщика и

слесаря по заправке клапанов сливных приборов с использованием всех необходимых СИЗ должно

составлять не более 15 минут. Если времени на обработку одной цистерны за один спуск оказывается

недостаточно, работающий внутри котла промывальщик-пропарщик должен выйти наружу и

поменяться местами с промывальщиком-пропарщиком, работавшим наверху.

Вторичный спуск в котел цистерны разрешается не ранее чем через 30 минут отдыха.

5.6. Требования охраны труда при наружной очистке и промывке

цистерн и вагонов бункерного типа

5.6.1. Очистка и промывка грузовых вагонов должны производиться в соответствии с

требованиями Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.

5.6.2. Наружная очистка и обмывка цистерн должны производиться механизированным

способом в специально оборудованных ангарах с устройством приточно-вытяжной вентиляции с

механическим побуждением, обеспечивающей десятикратный воздухообмен. Камеры и ангары для

наружной обмывки цистерн должны иметь емкости для сбора и повторного использования

промывочной жидкости.

5.6.3. Контрольно-измерительные приборы, установленные непосредственно на обмывочной

арматуре, должны быть удобны для наблюдения и обслуживания.

5.6.4. Очистка грузовых вагонов бункерного типа должна производиться в специально

оборудованных нагревательных камерах. Контроль за температурным режимом в камерах должен

производиться при помощи дистанционных приборов.

5.6.5. При использовании дробеструйных установок необходимо соблюдать требования охраны

труда (безопасности), изложенные в инструкции по эксплуатации установки данного типа.

5.6.6. Перечень опасных грузов, в том числе наливных, после выгрузки которых требуется

очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров, определяется Правилами

перевозок опасных грузов по железным дорогам и Правилами перевозок железнодорожным

транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки

нефтебитума.

Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – . Постоянно действующий третейский суд.

5.7. Требования охраны труда при внутренней очистке

вагонов бункерного типа

5.7.1. Перед пуском пара в паровую рубашку вагона бункерного типа необходимо убедиться в

прочности крепления паропроводного рукава к бункеру. Отсоединять рукава разрешается только

после закрытия крана паропроводной магистрали.

5.7.2. Если в вагоне бункерного типа подлежат очистке несколько бункеров, то для ускорения

этой работы разогрев остатков должен производиться одновременно во всех бункерах. При этом во

избежание перевертывания вагона бункерного типа его раму следует закрепить за рельс со стороны,

противоположной наклону бункеров, специальными грузозахватными приспособлениями.

После очистки бункеров их следует установить в нормальное положение, закрепить винтами,

закрыть крышки бункеров.

5.7.3. Остатки нефтебитума должны собираться в специальные емкости самотеком или

механизированным способом, исключающим контакт работников с горячим битумом. Сточные лотки

должны быть закрыты съемными металлическими решетками или щитами, обеспечивающими

безопасность работников.

5.7.4. Разогревать битум в бункере с поврежденной внутренней обшивкой и удалять битум,

заполнивший паровую рубашку, необходимо в камерах тепловой обработки бункеров.

Снимать бункер с рамы вагона бункерного типа следует с помощью козлового крана

грузоподъемностью 15 т, оборудованного крюками-захватами, и в опрокинутом состоянии подать на

специальной тележке в камеру тепловой обработки.

5.7.5. Подниматься на бункер вагона бункерного типа и спускаться в него разрешается только по

лестнице. Перед переходом с одного бункера на другой следует убедиться в исправности и прочности

крепления крышки к бункеру и запорных механизмов.


Введение

4. Поглощающий аппарат

5. Автотормозное оборудование

6. Тележка

7. Колёсные пары

8. Буксовый узел

11.Требования охраны труда при ремонте котлов цистерн

Заключение

Библиографический список

Введение

Масштабы народнохозяйственной проблемы, связанной с доставкой грузов в цистернах, характеризуются привлечением больших производственных мощностей изготовителя этого вида подвижного состава, а также эксплуатационных и ремонтных предприятий. Преимущество применения цистерн для перевозки широкой номенклатуры наливных, пылевидных, затвердевающих грузов и газов очевидно, при этом сокращается время на техническую и коммерческую обработку состава, совершенствуется механизм погрузочно-разгрузочных работ, обеспечивается большая по сравнению с другими видами подвижного состава безопасность транспортировки огнеопасных, токсичных, ядовитых грузов, улучшаются экологические характеристики транспортно-технологического процесса.

Парк цистерн, эксплуатируемых как у нас в стране, так и за рубежом, постоянно растет. Большими сериями выпущены 55 типов цистерн, затраты на их изготовление исчисляются миллионами рублей. На подготовку спеццистерн к транспортно-техническим процессам затрачивается от 20 до 30% времени оборота, а на готовность к эксплуатации денежные затраты в 4-6 раз (в среднем) превышают первоначальную стоимость цистерн. Новый хозяйственный механизм. Закон о социалистическом предприятии подсказывают пути отыскания новых технических, технологических и экономических решений для снижения затрат на изготовление и содержание специализированного подвижного состава.

1. Вписывание вагона в габарит

вагон цистерна ремонт автотормозной

Для безопасного движения поездов требуется, чтобы локомотивы и вагоны, а также грузы на открытом подвижном составе могли свободно проходить мимо устройств и сооружений у пути, не задевая их, а также мимо следующего по соседним путям подвижного состава.

Габарит приближения строений - это предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений и устройств, а также лежащие около пути материалы, запасные части и оборудование. Исключение могут составить лишь устройства, предназначенные для непосредственного взаимодействия их с подвижным составом, например, вагонные замедлители в рабочем состоянии, контактные провода с деталями крепления и др.

На железнодорожном транспорте действуют габариты приближения строений и подвижного состава, установленные ГОСТ 9238-83. Этот стандарт распространяется на железные дороги общей сети колеи 1524 мм (1520 мм). Для линий и участков, железных дорог, где обращаются поезда со скоростью, превышающей 160 км/ч, габаритные нормы устанавливаются специальными указаниями МПС. Все пути, сооружения и устройства, железных дорог общей сети, а также подъездные пути (от станции примыкания до территории промышленных предприятий) должны удовлетворять требованиям габарита приближения строений С.

Размеры габаритов по горизонтали считают от оси колеи, а по вертикали - от уровня верха головки рельса. Левую часть габарита приближения строений применяют на станциях, правую - на перегонах. Для путей, сооружений и устройств, расположенных на территориях депо, мастерских, грузовых районов, складов, речных и морских портов, заводов, в том числе предприятий МПС, введен несколько облегченный габарит Сп, и отличающийся от габарита С некоторыми размерами.

Для подвижного состава установлены габариты Т; 1-Т; 1-ВМ; 0-ВМ; 02-ВМ; 03-Вм.

Все смещения вагона могут быть сведены к следующим четырем группам:

· вызываемые возможными отклонениями в состоянии пути - уширением колеи, упругим обжатием рельсов, перекосами и износом шпал и подкладок, упругой осадкой шпал и балласта и т.п.;

· возникающие при движении вагона динамические колебания;

· обусловленные зазорами и износами ходовых частей и прогибом рессорного подвешивания от статической нагрузки;

· выносы частей вагона при движении в кривых.

Рисунок 1 - Схема проверки вписывания вагона в габарит

Рисунок 2 - Габарит подвижного состава 1-ВМ (верхнее очертание)

2. Основные элементы и технические данные цистерны модели 15-1443

Цистерна модели 15-1443 предназначена для перевозки светлых нефтепродуктов.

Четырехосная цистерна на рисунке 1 модели 15-1443 для светлых нефтепродуктов состоит из котла 1, опирающегося через средние 3 и концевые опоры на раму 5, ходовых частей 6, автосцепного устройства 2 и тормозного оборудования 4.

Рисунок 3 - Четырехосная цистерна модели 15-1443

Котел рисунок 2 включает цилиндрическую обечайку, сваренную из пяти продольных листов (нижнего 7 -- толщиной 11 мм, двух боковых 3 и двух верхних 2--9 мм), и два днища 1 толщиной 10 мм. Для налива нефтепродуктов, осмотра внутренних частей котла и его очистки используется люк 5 диаметром 570 мм, герметически закрываемый крышкой. Крышка крепится к люку восемью откидными болтами. На опорное кольцо горловины люка ставят уплотнительное кольцо из бензоморозостойкой резины. В люке 5 размещен привод основного затвора сливного прибора и две сегментные планки 8 и 9, укрепленные на разных уровнях и предназначенные для контроля за предельными уровнями налива груза. Рядом с люком размещен патрубок 6 для установки предохранительно-впускного клапана. При наливе груза объем котла заполняется только на 98%. Оставшиеся два процента свободного пространства предусматриваются на увеличение объема груза при его нагревании.

Рисунок 4 - Котел

Все продольные листы и днища котла соединены стыковыми сварными швами. Внутренний диаметр котла 3000 мм, а наружная длина -- 10,77м. Котел имеет нижний слив и оборудован универсальным сливным прибором. Для обеспечения полного слива продукта нижний броневой лист котла имеет уклон к сливному прибору, образованный выштамповкой нижнего листа на глубину 20-30 мм. Для подъема на цистерну с обеих сторон вблизи от люка закреплены металлические лестницы 4, а наверху сделана площадка для безопасного обслуживания при осмотре и промывке котла. Внутри котла также имеется лестница, опирающаяся на нижний лист. Котел изготовлен из стали 09Г2С.

Рама (рисунок 3) цистерн постройки до 1995 г. выполнена без боковых продольных балок между шкворневыми, длиной 10,8 м. Применяется рама для всех четырехосных цистерн с базой 7800 мм независимо от перевозимых грузов. Рама состоит из хребтовой 5, двух шкворневых 6 и двух концевых 9 балок, соединенных со шкворневыми балками 6 боковыми обвязками 8 и 10. Хребтовая балка выполнена из двух швеллеров 14 № 30В, перекрытых сверху и снизу накладками 13 и 15 толщиной 7 мм. На хребтовой балке крепятся передние 1 и задние 3 упоры автосцепки, предохранительные накладки 2, кронштейны для тормозного оборудования и лапы для крепления котла. Предохранительные накладки 2 защищают вертикальные стенки хребтовой балки от истирания поглощающим аппаратом автосцепки.

Рисунок 5- Рама цистерн постройки до 1995 г.

Шкворневые балки 6 коробчатого сечения, сварены из верхнего 11 (10мм), нижнего 12 (12 мм) и двух вертикальных 7 листов (8 мм). Сверху на шкворневых балках укрепляются металлические опоры котла. Зона соединения шкворневой и хребтовой балок усилена надпятниковой коробкой 4. Концевые балки 9 и боковые обвязки 10 изготовлены из штамповок Г-образной формы толщиной 6 мм.

Котел на раме (рисунок 6) крепят в средних и концевых ее частях. Для предотвращения продольных смещений только лишь средняя часть котла жестко связана с рамой фасонными лапами 2, приваренными к нижнему листу 1 и соединенными призонными болтами 3 с лапами 4 хребтовой балки 5 рамы. Концевые части котла свободно лежат на деревянных брусках 8 и 10, укрепленных болтами 9 в металлических желобах 11 опор 12, установленных на шкворневых балках 13 рамы. Для предотвращения вертикальных и поперечных перемещений предусмотрены стяжные хомуты 6, которыми концевые части котла при помощи винтовых муфт 7 крепятся к крайним опорам.

Рисунок 6 - Котел на раме

Универсальный сливной прибор цистерн общего назначения служит для слива груза из котла, а при необходимости -- налива снизу при помощи насоса. Сливной прибор крепится к нижнему листу средней части котла. Слив производится через патрубок, приваренный к седлу клапана.

Таблица 1 - Технические характеристики цистерны 15-1443

3. Автосцепное устройство цистерны

Четырехосные цистерны оборудуются серийной автосцепкой СА-3 с поглощающим аппаратом Ш-1-ТМ с ходом 70 мм или аппаратом Ш-2-В с ходом 90 мм. Рассмотрим автосцепку СА-3.

Автосцепка СА-3 является тягово-ударной нежесткого типа.

Она состоит из корпуса 4 и деталей механизма сцепления: замка 5, замкодержателя 2, предохранителя 3, подъемника 6, валика подъемника 7.

Головная часть автосцепки (голова) переходит в удлиненный пустотелый хвостовик, в котором имеется отверстие 1 для соединения с тяговым хомутом.

Голова автосцепки имеет большой 10 и малый 9 зубья. В пространство между малым и большим зубьями, в так называемый зев автосцепки, выступают замок 5 и замкодержатель 2, взаимодействующие в сцепленном состоянии со смежной автосцепкой.

Большой зуб имеет три усиливающих ребра: верхнее, среднее и нижнее, плавно переходящие в хвостовик и соединенные между собой перемычкой.

Рисунок 7 - Автосцепка СА-3

Голова автосцепки заканчивается сзади упором 8, предназначенным для передачи в некоторых случаях жесткого удара на хребтовую балку через концевую балку рамы вагона и ударную розетку.

Очертание в плане малого 1 и большого 2 зубьев, а также выступающей в зев части замка 3 называется контуром зацепления автосцепки.

Расцепление автосцепок осуществляется поднятием рукоятки вверх для выведения рычага 3 из паза кронштейна, поворотом рычага против часовой стрелки и последующим восстановлением его исходного положения. В результате этого натягивается цепь 14, поворачивается валик подъемника, и расцепление автосцепок происходит, как описано выше.

Для установки механизма автосцепки в выключенное положение рукоятку рычага после поворота не возвращают в первоначальное положение, а располагают его плоской частью на полке 2 кронштейна.

Ударно-центрирующий прибор воспринимает непосредственно от корпуса автосцепки большие сжимающие усилия (вызывающие полное сжатие поглощающего аппарата и деформации упряжного устройства), а также возвращает в центральное положение отклоненный корпус. Прибор состоит из ударной розетки 9, прикрепленной к концевой балке рамы вагона, двух маятниковых подвесок 11, опирающихся на розетку, и центрирующей балки 12, опирающейся на подвески и поддерживающей корпус автосцепки, при высоком отклонении корпус 13 вместе с центрирующей балкой несколько поднимается вверх, а после прекращения действия боковой силы под воздействием собственного веса возвращается в исходное нижнее (центральное) положение.

Рисунок 8 - Автосцепное устройство грузового вагона.

4. Поглощающий аппарат

Поглощающий аппарат АПЭ-120-И.500 - эластомерный поглощающий аппарат нового поколения с повышенной энергоемкостью. В качестве рабочего тела в аппарате используется вязкоупругая силиконовая композиция. По своим эксплуатационно-техническим характеристикам аппарат, по принятой классификации, относится к классу Т-3 и предназначен для эффективной защиты конструкции вагонов и перевозимых ими грузов от действия продольных нагрузок, возникающих от соударения вагонов при маневровых работах, на сортировочных горках и пер еходных режимах ведения поезда. Аппаратом АПЭ-120-И.500. оснащаются автосцепные устройства газовых цистерн и вагонов перевозящих грузы высокой степени опасности.

Рисунок 9 - Поглощающий аппарат АПЭ-120-И.500

5. Автотормозное оборудование

Автотормозное оборудование цистерны также является типовым и представлено воздухораспределителями № 270-005-1 или № 483-000, регуляторами рычажной передачи типа 574Б или 536М и авторежимами типов 265-002 или 265 А.

Автотормоз (рисунок 10) цистерны крепится на раме. Автотормозное оборудование состоит из соединительного рукава 1, концевого крана 2, стоп-крана 3, кронштейна - пылеловки 4, воздухораспределителя 5, разобщительного крана 6, запасного резервуара 7, тормозного цилиндра 8, грузового авторежима 9.

Усилие, развиваемое тормозным цилиндром, с помощью рычагов и тяг передается на тормозную рычажную передачу тележки. Сила прижатия тормозных колодок к поверхности катания колес зависит от степени загрузки полувагона и автоматически регулируется авторежимом. В случае необходимости, автотормозное оборудование полувагона может быть включено поворотом рукоятки разобщительного крана 6.

Рисунок 10 - Автотормоз.

Тормозная рычажная передача грузовых вагонов выполнена с односторонним нажатием тормозных колодок (кроме шестиосных вагонов, у которых средняя колесная пара в тележке имеет двустороннее нажатие) и одним тормозным цилиндром, укрепленным на хребтовой балке рамы вагона болтами. В настоящее время в опытном порядке некоторые восьмиосные цистерны без хребтовой балки оборудуются двумя тормозными цилиндрами, от каждого из которых усилие передается лишь на одну четырехосную тележку цистерны. Это сделано для упрощения конструкции, облегчения тормозной рычажной передачи, уменьшения силовых потерь в ней и повышения эффективности работы тормозной системы.

В тормозной рычажной передаче четырехосного грузового вагона (рисунок 8) горизонтальные рычаги 4 и 10 шарнирно соединены со штоком б и кронштейном 7 на задней крышке тормозного цилиндра, а также с тягой 2 и авторегулятором 3 и с тягой 77. Между собой они соединены затяжкой 5, отверстия 8 которой предназначены для установки валиков при композиционных колодках, а отверстия 9-- при чугунных тормозных колодках.

Рисунок 11. - Схема и конструкция тормозной рычажной передачи

6. Тележка

В ходовых частях четырехосной цистерны используются двухосные тележки типа ЦНИИ-ХЗ моделей 18-100 (на подшипниках качения).

Тележка состоит из двух колесных пар, четырех букс, двух литых боковых рам, двух комплектов центрального рессорного подвешивания и, литой надрессорной балки и тормозной рычажной передач. Тормоз тележки -- колодочный с односторонним нажатием колодок. Связь рамы с буксами -- непосредственная челюстная, опора кузова на тележку через подпятник надрессорной балки, а при наклоне кузова -- дополнительно через скользуны. Тележка допускает осевую нагрузку до 230 кН (23,5 тс) при скорости движения 120 км/ч и 235 кН (24 тс) при скорости 100 км/ч.

Рессоры т.е. пружины необходимо подбирать и регулировать. Необходимо это для того, чтобы обеспечить безопасность движения поездов и нормальную работу вагонов. Пружины на отдельно взятом вагоне должны быть с одинаковой стрелой прогиба, но этот критерий больше подходит для пассажирских и специализированных вагонов. На грузовых вагонах используются пружины более упругие, поэтому разница стрелы прогиба будет незначительная, но все же не стоит исключать эту регулировку.

Рисунок 12 - Тележка 18-100

7. Колесные пары

Колесные пары относятся к ходовым частям и являются одним из ответственных элементов вагона. Они предназначены для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы при их вращении.

Конструкция и техническое состояние колесных пар оказывают влияние на плавность хода, величину сил, возникающих при взаимодействии вагона и пути, и сопротивление движению.

Колесная пара (рисунок 13) состоит из оси 1 и двух укрепленных на ней колес 2. Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес, а также конструкцией подшипника и способом крепления его на оси. Типы вагонных осей различают по размерам и форме шейки. Размеры оси устанавливают в зависимости от величины расчетной нагрузки, воспринимаемой ею при эксплуатации.

Колесные пары РУ1-950, РУ1Ш-950-- с роликовыми подшипниками (РУ -- роликовая унифицированная, Ш -- торцевое крепление внутренних колец подшипников приставной шайбой). Исходя из расчетной нагрузки, определяются диаметры шеек 3, 4 (рисунок 10), подступичной 5 и средней 6 частей оси. Предподступичная часть 7 является ступенью перехода от шейки к подступичной части оси и служит для установки уплотняющих устройств буксы. На подступичных частях 5 прочно закрепляются колеса 2

Для своевременного изъятия из эксплуатации неисправных колесных пар и обеспечения безопасности движения поездов необходимо владеть способами обнаружения неисправностей, а также знать причины их появления (таблица 2).

Рисунок 13 - Устройство колёсной пары

Таблица 2. - Характерные неисправности колесных пар. причины их возникновения и способы обнаружения

Неисправности

Причины возникновения

Способы обнаружения

Расстояние между внутренними гранями колес не соответствует допускаемому

Сход колесной пары с рельсов

Измеряется штихмассом

Трещины в любой части оси, обода, диске, ступице колеса

Усталость металла, неравномерная загручка вагона, перегруз вагона, нарушение технологии изготовления деталей, ударные нагрузки

Наружным осмотром определяется наличие
пылевого валика, скопление ржавчины или инея (в зимнее время)

Остроконечный накат гребня

Разность баз боковых рам тележки грузового вагона; разность диаметров колес, насаженных на одну ось

Наружным осмотром

Прокат по кругу катания более допускаемого

Естественный износ в процессе эксплуатации

Толщина гребня менее допускаемой

Естественный износ при взаимодействии колесных пар и рельсового пути

Измеряется абсолютным шаблоном

Вертикальный подрез гребня

Разность баз боковых рам
тележки: разность диаметров колес, насаженных на
одну ось

Определяется специальным шаблоном

Кольцевые выработки
более допускаемых
размеров

Нарушение технологии
изготовления ком позиционных колодок

Сдвиг или ослабление ступицы колеса на подступичной части оси

Нарушение технологии
формирования колесных
пар. Результат схода подвижного состава с рельсового пути

Признаком является выделение из-под ступицы ржавчины, масла с внутренней или наруж-ной стороны колоса

«Навар» высотой более
допускаемой нормы

Нарушение режимов торможения вагона

Измеряется абсолютным шаблоном, а также толщиномером

Протертость средней
части оси более допускаемой

Неправильная регулировка тормозной рычажной передачи

Измеряется с помощью двух линеек

Толщина обода менее
допускаемой

Обточка поверхности катания колеса при ремонте

Измеряется толщиномером

Неисправности поверхности катания выщербина более допускаемых размеров;
поверхностный откол
наружной грани обода
(включая местный откол круговою наплыва) более допускаемых
размеров:

Закливание колесных пар из-за неисправности тормозов. Нарушение технологии изготовления колес.
Вследствие образования наплыва. Результат схода подвижного состава с пути или нарушение правил транспортировки колес

Измеряется абсолютным шаблоном, а также толщиномером или с помощью линейки
(по таблице зависимости глубины ползуна от его длины)

ползун (выбоина)
глубиной более допускаемой; местное уширение обода (раздавливание) более допускаемого

8. Буксовый узел

Буксовым узлом называется устройство с подшипниками, обеспечивающее трансформацию вращательного движения колесной пары в поступательное перемещение вагона, с минимальным сопротивлением.

Буксовый узел (рисунок 11) включает: 1 и 2 -- передний и задний цилиндрические роликовые подшипники; 3 -- корпус буксы; 4 -- лабиринтное кольцо; 5 -- лабиринтную впрессованную часть корпуса буксы; 6 -- уплотнительное кольцо; 7 -- крепительную крышку; 8 -- уплотнительное кольцо; 9 -- крепительную шайбу; 10 -- смотровую крышку; 11 -- крепительный болт; 12 -- шайбу; 13 -- болты крепления смотровой крышки.

Рисунок 14 - Буксовый узел с цилиндрическими подшипниками и крепительной шайбой

Надежность работы буксового узла во многом зависит от тщательности монтажа (сборки) его на шейке оси колесной пары. Количество операций по монтажу букс с роликовыми подшипниками и их последовательность зависят от способа посадки (установки) их на шейку оси.

На рисунке 15 приведен алгоритм (последовательность) монтажа буксового узла с роликовыми подшипниками при прессовой посадке.

Рисунок 15. - Алгоритм монтажа буксового узла с роликовыми подшипниками

9. Периодичность и сроки ремонта, техническое обслуживание цистерны 15-1443

В процессе эксплуатации цистерны происходят естественный износ и старение элементов, а также повреждения в результате соударения при роспуске с горок, взаимодействия с погрузочно-разгрузочной техникой, перевозимым грузом и рядом других причин.

Для восстановления работоспособности цистерны, обеспечения их безаварийной работы и качественных перевозок грузов производится техническое обслуживание и ремонт.

Под системой технического обслуживания и ремонта понимают проводимые с определенной периодичностью виды работ по поддержанию и восстановлению работоспособности вагона.

Основными видами работ являются: техническое обслуживание, текущий, деповской и капитальный ремонты. Техническое обслуживание включает в себя комплекс работ для поддержания цистерны в исправности или только работоспособности при подготовке и использованию их по назначению.

Текущий ремонт необходим для обеспечения или восстановления отдельных элементов.

Капитальный ремонт - для восстановления работоспособности путем замены или восстановления ресурса до следующего капитального ремонта основных узлов и элементов. Срок - 16 лет.

Деповской ремонт - для поддержания в исправном состоянии между капитальными ремонтами. Срок - 2 года.

ТО-1 - техническое обслуживание вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепки их от состава. Срок - каждый рейс.

ТО-2 - техническое обслуживание, осуществляемое предприятиями - отправителями груза по подготовке цистерн к погрузочным операциям, транспортировке и последующей погрузке. Срок - каждый рейс.

ТО-3 - техническое обслуживание перед и после разгрузки цистерн. Выполняется перед транспортировкой цистерны в порожнем состоянии и для последующей погрузки. Срок - каждый рейс.

ТО-4 - освидетельствование котла и обустройств. Периодичность - каждые 6 месяцев.

ТР-1 - текущий ремонт. Производится предприятием-владельцем цистерны для устранения неисправностей и частичного восстановления ресурса.

ТР-2 - текущий ремонт. Служит для полного восстановления ресурса основных узлов цистерны.

ТР-1 и ТР-2 - выполняются по техническому состоянию и необходимости восстановления.

10. Характерные неисправности, их причины и способы устранения

В эксплуатации в наиболее нагруженных зонах котла (рисунок 5) образуются трещины. К таким зонам относятся: зоны днищ 1 и сварных швов приварки днищ к цилиндрической обечайке котла 2, зоны опирания котла на шкворневую балку 3, зоны расположения досочных лап 4, фиксирующих котел в продольном направлении относительно рамы, в зоне приварки сливного клапана, в оболочке наливной горловины 8 и ко сварному шву приварки горловины к обечайке котла.

Рисунок 16 - Трещины образующиеся в наиболее нагруженных зонах котла

Трещины, идущие вдоль сварных швов, устраняют путем вырубки дефектной зоны шва с последующей заваркой.

Трещины, пересекающие конструктивный сварной шов, разделываются на всю глубину, концы трещины засверливают во избежание дальнейшего распространения. также подлежит вырубке пересекаемый конструктивный шов на длину не менее 50 мм в обе стороны от трещины, с целью удаления возможного микрорастрескивания конструктивного шва в зоне трещины.

Трещины снаружи заваривают в два прохода, затем с внутренней стороны вырубают корень шва, в котором обычно имеются непровары, после чего изнутри наносится контрольный сварной шов.

Заварка трещин на котле допускается независимо от места их образования, но не более одной на площади в 1 м 2 .

Заварка трещин 4, уходящих под фасонную лапу, должна производиться при срезанной лапе.

В эксплуатации на котлах встречаются вмятины и пробоины 6, которые образуются на днищах при проведении маневровых работ от соударения с автосцепкой соединяемого вагона.

Кроме того, появляются вмятины и пробоины в других зонах котла из-за небрежного отношения к цистерне на предприятиях клиентуры.

Вмятины на стенках котлов глубиной более 15 мм выправляют с предварительным местным нагревом до температуры 650-7000 С.

Устранение пробоин производится после вырезки дефектного участка оболочки с лучевыми трещинами в острых углах пробоин. Линия среза должна проходить на расстоянии более 20 мм от концов лучевых трещин.

В пробоинах с максимальным линейным размером до 120 мм вырезают в поврежденном месте отверстие диаметром 150 мм, подгоняют вставку и проваривают по периметру с двух сторон. При больших размерах пробоин допускается постановка эллиптических 6 или прямоугольных вставок 7 со скругленными, радиусом не менее 50 мм, углами.

Площадь вставки не должна превышать 1,5 м 2 , а их количество на обечайке котла не более двух. Допускается площадь вставок на каждом днище до 0,5 м 2 и количество вставок на днище тоже не более двух (при капитальном ремонте).

При больших площадях дефектных зон котлов разрешается варка части днища 5 или продольного листа 7 во всю его ширину, толщина вставок должна соответствовать конструктивной толщине листа в дефектной зоне котла.

Кроме сварочных работ, при плановых ремонтах производят ремонт сливных приборов, предохранительных клапанов, а после сборки их испытывают в соответствии с инструкциями.

Завершается ремонт котлов осмотром и испытаниями: на ВРЗ под гидравлическим давлением, а в депо - давлением воздуха.

Гидравлическое испытание производится при давлении 0,1 МПа, при котором котел выдерживают в течение 15 минут. При этом производится обстукивание молотком сварных швов и тщательно их осматривают. Результаты испытаний записывают в специальный журнал.

Ремонт сваркой котлов, изготовленных из нержавеющих сталей марок 12х18 Н1ОТ, 08Х22Н6Т или котлов двухслойных из сталей марок 20К+10У17К13М2Т, ВСт3сп+12х18н10Т и др., производится в соответствии со специальной технической документацией.

При ремонте сваркой котлов из сплавов алюминия, особое внимание уделяют разделке кромок с последующим обезжириванием мест сварки бензином, ацетоном.

Сварочные работы выполняются электродами ОЗА на постоянном токе обратной полярности.

Также применяют агроподуговую сварку неплавящимся вольфрамовым электродом с использованием в качестве присадочного материала алюминиевой проволоки марки Св-А5. Сварку производят на переменном токе.

При плановых ремонтах цистерн большой объем ремонтных работ приходится также на восстановления сливных приборов, предохранительных клапанов, устройств крепления котлов к раме, а также всевозможных лестниц и поручней.

Наиболее часто ремонтируют правкой или заменой отдельных элементов лестниц, площадок, причиной образования которых является небрежное отношение к вагону.

На стяжных хомутах, предназначенных для крепления котлов к раме цистерны в вертикальном направлении, появляются коррозионные износы, трещины, деформации и срезы резьбы болтов. Зоны хомутов с трещинами или коррозионными повреждениями вырезают и вваривают вставки длиной не менее 200 мм при условии, что число вставок в полосе должно быть не более двух.

Дефектные болты хомутов заменяют приваркой новых болтов внахлестку.

Трещины в сварном шве или в околошовной зоне соединения лапы котла с котлом разрешается заваривать, а трещины в фасонной лапе, крепящей котел относительно рамы в продольном направлении, заваривать запрещается независимо от длины и расположения.

11. Требования охраны труда при ремонте котлов цистерн

Цистерны перед подачей в депо должны быть очищены, пропарены и дегазированы на ППС.

Перед началом производства работ на котле цистерны следует повторный анализ воздушной среды газоанализатором под руководством заместителя начальника депо или мастера.

Перед началом производства работ на котле цистерны слесарь должен проверить наличие акта формы ВУ-19 о годности цистерны для ремонта с указанием вида обработки, результатов анализа, подписями лиц и печатью организации, производивших эти работы. При отсутствии такого акта производство ремонтных работ на цистерне не допускается.

При производстве работ внутри котла цистерны необходимо открыть крышку колпака и клапан сливного прибора, обеспечить приточную вентиляцию с достаточным обменом воздуха, а в тех случаях, когда при помощи вентиляции не обеспечивается требуемая частота воздуха рабочей зоны, следует применять СИЗ органов дыхания (шланговый дыхательный прибор или шланговый противогаз), обеспечивающий подачу чистого воздуха в зону дыхания. В холодное время года подаваемый воздух должен быть подогрет до 18-200С.

Спуск работников внутрь котла цистерны для ремонта должен производиться по лестницам, находящимся внутри котла. При отсутствии постоянных лестниц должны применяться переносные деревянные нескованные лестницы, длина которых должна быть не менее 3,3 м.

Работы наверху котла цистерны должны производиться с передвижных площадок или на специальном рабочем месте, оборудованном тросом для крепления предохранительного пояса.

Работы, связанные со спуском в котел цистерны должны выполняться двумя слесарями.

Перед спуском в котел цистерны слесарь должен надеть предохранительный пояс с прикрепленным к нему страховочным канатом. Второй конец каната должен находиться в руках наблюдающего слесаря, который обязан при выполнении работ внутри котла безотлучно находиться у колпака цистерны и уметь подавать и принимать при помощи каната сигналы, а также, в случае необходимости, оказать помощь слесарю, находящемуся внутри котла.

Одновременное производство работ снаружи и внутри котла цистерны запрещается.

Для связи слесарей между собой с помощью страховочного каната устанавливается следующая сигнализация:

Один рывок снизу (из котла) - «подтянуть шланг и канат», при этом подтягивать их нужно после повторения сигнала наблюдающего работника, находящегося у люка котла и получения такого же ответного сигнала из котла;

Два рывка подряд - «отпусти шланг и канат». Такой сигнал дается слесарем, работающим в котле, для возможности перемещения внутри котла;

Два рывка с перерывами между ними - «отпусти контейнер» или «подними контейнер» (в зависимости от того, где он находится в данный момент);

Многократные рывки, поданные наблюдающим работником, находящимся у люка котла, находящийся в котле слесарь обязан подойти к люку или подняться наверх. Тот же сигнал, поданный слесарем, работающим в котле, означает требование немедленного принятия мер к извлечению его из котла.

В случае если ответа на рывки каната, поданные наблюдающим работником, находящимся у люка котла, не последовало, он должен поднять тревогу и целью вызова бригадира, других работников и медицинского работника для оказания помощи пострадавшему.

Сварочные работы внутри котлов цистерн должны выполняться в соответствии с требованиями.

Освещение при работах внутри котла может быть искусственным источником света, расположенных снаружи. Допускается применение переносных электрических светильников (напряжением не выше 12 В со стеклянным колпаком и металлической сеткой) или аккумуляторных фонарей во взрывозащищенном исполнении.

Слесарь при работе внутри котла цистерны должен пользоваться защитной каской, резиновой обувью, брезентовыми или кожаными рукавицами, наколенниками и подлокотниками, изготовленными из брезента и ваты, а подстилки под ноги резиновым ковриком, войлочной подстилкой с резиновой прослойкой или деревянным сухим щитом.

Заключение

В настоящем курсовой работе были рассмотрены основные элементы и технические данные цистерны модели 15-1443, устройство автосцепки, тормозного оборудования (механическая и пневматическая часть), тележек, колёсных пар, буксового узла, неисправности цистерны и способы их устранения, а также требования охраны труда при ремонте котлов цистерн.

Библиографический список

1. «Технология ремонта вагонов //В.Е. Пигарев, Б.В.Быков, 2008 г.

2. «Конструкция вагонов» //И.Ф.Пастухов, В.В. Пигунов, Р.О. Кошкалда. 2009.

3. «Технология производства и ремонта вагонов» //К.В. Мотовилов. 2007.

4. «Цистерны» //В.К. Губенко, А.П. Ниходимов, Г.К. Жилин. 2010.


Подобные документы

    Вагон как ключевое звено в цепи организации перевозочного процесса, факторы, определяющие его техническое состояние. Элементы конструкции и технические данные гидравлического гасителя колебаний, периодичность и сроки его ремонта, выбор оборудования.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2011

    Нефтяные битумы, их применение и способы получения. Машины и оборудование для работы с ними. Тепловой расчет цистерны автогудронатора ДС-39Б при известных условиях транспортировки битума, схемы обогрева цистерны и материала гидроизоляции цистерны.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2011

    Возможные неисправности и способы устранения асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Охрана труда и экология конвертерного производства ЕВРАЗ НТМК. Технологическая карта ремонта и обслуживания асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Цель и организация проведения технического обслуживания и ремонта. Влияние условий эксплуатации на износ карбюратора. Назначение и общее устройство, основные неисправности. Выбор оборудования, приспособлений, инструмента, технологический процесс ремонта.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2009

    Назначение и конструкция моторно-осевого подшипника и подвески тягового электродвигателя. Неисправности, причины их возникновения и способы предупреждения. Периодичность и сроки ремонта и контроля технического состояния деталей колесно-моторного блока.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Особенности технологии изготовления типовых конструкций на примере корпуса цистерны. Изучение характера соединения деталей между собой, выбор способа сварки и оборудования. Способы транспортировки, установки и закрепления деталей, свойства материалов.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2013

    Производство таблеток из диоксида урана для ядерной энергетики и применяемое оборудование. Ремонт и техническое обслуживание химического производства. Организация ремонтного хозяйства: планирование ремонта оборудования и затрат на него; расчеты.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2008

    Описание процесса ремонта шкворневой стойки фермы кузова грузового вагона. Технические условия на ремонт; подготовка поверхности к сварочно-наплавочным работам. Методы контроля сварного шва и охрана труда. Составление технологической карты ремонта детали.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Классификация и устройство электробритв. Технические требования к электробритвам. Разработка усовершенствованного технологического процесса ремонта. Неисправности электробритв и их причины. Расчет основных конструктивных параметров ножевого блока бритвы.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Элементы конструкции и технические данные форсунки дизеля. Периодичность, сроки контроля технического состояния и выполнение ремонтов. Процесс очистки, ведомость дефектации форсунки и его деталей. Выбор и обоснование способа устранения неисправностей.

7.4.1 Работы внутри ёмкостей должны проводиться в соответствии с настоящими Правилами, по наряду, бригадой в составе не менее трех человек, прошедших инструктаж и обеспеченные средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами.

7.4.2 Ёмкости должны быть отключены и отглушены от трубопроводов освобождены от содержимого (мазута, дизтоплива и т.д.), вскрыты люки для проветривания и при необходимости устроена вентиляция.

7.4.3 Перед началом работ необходимо произвести анализ воздуха в ёмкости на содержание кислорода (должно быть не менее 20 % по объёму) и других вредных и опасных веществ. При положительных результатах продолжить работу по подготовке для работ внутри ёмкости, при отрицательных анализах воздуха − продолжить вентиляцию. Характеристика взрывоопасных и вредных газов приведена в приложении В.

7.4.4 Перед спуском рабочего в ёмкость необходимо, чтобы у лаза были наблюдающие, определены меры по контролю состояния здоровья находящегося внутри. Спуск рабочего в емкость при температуре воздуха в ней выше 32 0 С не допускается.

Работы должны выполняться при открытых люках, а при необходимости с применением принудительной вентиляции, обеспечивающей концентрации вредных веществ не более допустимых.

Запрещается спуск людей в емкость (резервуар) мазутного хозяйства без лестницы. При отсутствии постоянной внутренней лестницы в емкости должна применяться переносная деревянная неокованная (во избежание искрообразования) лестница.

7.4.5 В случае превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ, недостаточности кислорода (менее 20 % по объему)и при невозможности обеспечить внутри ёмкости достаточную вентиляцию, работы производить в шланговом противогазе.

Шланг противогаза должен быть из маслобензостойкого материала. При отсутствии принудительной подачи воздуха его длина должна быть не более 15 м, при принудительной подаче воздуха длина шланга может доходить до 40 м.

Применение спасательного пояса при работе в мазутной емкости (резервуаре) обязательно.

Рабочий должен иметь при себе проверенный газосигнализатор.

7.4.6 При очистке железнодорожных цистерн вручную работа должна производиться скребками, не вызывающими искрения, без спуска рабочих в цистерну.

Спуск рабочих в цистерны для их зачистки запрещается.



Отложения, извлеченные из емкостей или резервуаров, необходимо уничтожать (нейтрализовать) или закапывать в специально отведенном месте.

7.5 Меры безопасности при работах внутри топок, газоходов,
воздухопроводов барабанов котлов, на дымовых и вентиляционных трубах

7.5.1 Работы в элементах котельной установки, а также в воздуховодах и газоходах должны производиться при условии:

− отключения их от действующего оборудования и трубопроводов пара и воды, а также от трубопроводов мазута, газа, воздуховодов в соответствии с требованиями настоящих Правил;

− установки заглушек на отключающей фланцевой арматуре указанных коммуникаций;

− вентиляции их от вредных газов и проверки воздуха на загазованность;

− снятия с электродвигателей тягодутьевых установок напряжения в соответствии с требованиями раздела 6.2 настоящих Правил.

7.5.2 При работе внутри элементов котельной установки, газоходов и воздуховодов с переносными электрическими светильниками количество ламп должно быть не менее двух с питанием их от разных источников напряжением 12 В. Допускается также освещение аккумуляторными и батарейными фонарями.

7.5.3 Внутри топки котла допускается применять светильники общего освещения с лампами накаливания напряжением до 220 В. При этом светильники должны быть расположены на высоте не менее 2,5 м над рабочими местами или должны быть приняты меры, исключающие возможность доступа к лампе без применения инструмента. Электропроводка должна быть выполнена защищенным проводом или проложена в металлорукавах.

При недостаточном освещении внутри топки котла допускается использование прожектора на напряжение 220 В, устанавливаемого вне топки котла в недоступном для работающих месте.

Осветительные приборы должен устанавливать электротехнический персонал.

7.5.4 Запрещается допуск ремонтного персонала на элементы котельной установки, газоходы и воздуховоды до окончания очистки стен и трубных элементов от очаговых остатков.



7.5.6 Сбивать нависшие глыбы в топке котла следует через лазы, люки и гляделки после предварительной заливки их водой.

Очистка котлов и его элементов должна производиться по ходу дымовых газов. Рабочим запрещается находиться ниже участка, подвергаемого очистке.

7.5.7 При выполнении работ внутри топки в ней одновременно должно находиться не менее двух человек и один человек должен находиться снаружи у лаза для наблюдения за работающими внутри топки.

7.5.8 Запрещается при очистке топки работать в газоходах и поверхностях нагрева котла, расположенных в конвективной шахте.

7.5.9 Персонал, работающий в топке и на конвективных поверхностях нагрева котлов, сжигающих мазут, должен знать о вредности образующихся отложений и обмывочных вод и пользоваться при работе респираторами, кислото- и щелочестойкими перчатками и рукавицами.

7.5.10 Запрещается использовать для влезания в топку или конвективную шахту котла лаз, через который проходят сварочные кабели, газоподводящие рукава или провода осветительной сети.

7.5.11 При производстве аварийного ремонта котла без предварительной очистки топки перед началом работ внутри нее должны быть приняты меры для предотвращения падения кирпичей на персонал.

7.5.12 Перед подъемом кубов трубчатого воздухоподогревателя следует предварительно связать верхние и нижние трубные доски, учитывая при этом массу поднимаемого куба и занос его труб золой и дробью.

7.5.13 Запрещается при выполнении ремонтных работ на регенеративных вращающихся воздухоподогревателях вынимать защемленные пакеты набивки и находиться под пакетами холодной набивки при их установке или выемке, а также внутри бочки при перемещении ротора. Поворот ротора должен производиться специальными приспособлениями.

7.5.14 До работы внутри барабана котла должны быть открыты оба люка.

Перед допуском рабочих в барабан котла после кислотной промывки должны быть проведены вентиляция его и проверка воздуха на достаточность кислорода (не менее 20 % по объему), а также содержание водорода и сернистого газа. Концентрация водорода в барабане не должна превышать 1/5 нижнего предела его воспламеняемости, приложение Г.

Для сернистого газа значение предельно допустимой концентрации должна соответствовать приложению Б.

7.5.15 Вентиляция барабана котла должна обеспечиваться переносным вентилятором или воздушно-душирующей установкой, размещенной вне барабана (у одного из открытых люков барабана или у какого-либо временно освобожденного штуцера).

Для повышения интенсивности вентиляции рабочих мест при работе в нижних барабанах должны быть открыты люки также и у верхних барабанов.

7.5.16 Очистку барабана и соединительных труб должны выполнять не менее двух человек. При очистке кипятильных труб ручной шлифовальной электрической машиной с гибким валом один рабочий должен наблюдать за работающим в барабане и иметь возле себя коммутационный аппарат для выполнения указаний, работающего в барабане, а также на случай необходимости отключения электродвигателя. Наличие наблюдающего обязательно и в тех случаях, когда электродвигатель имеет дистанционное управление.

7.5.17 При чистке кипятильных труб шлифовальную головку необходимо удалять из трубы после отключения электродвигателя, повторное включение электродвигателя должно производиться лишь после того, как головка будет вновь заведена в трубу.

7.5.18 Электродвигатели напряжением выше 12 В и переносные понижающие трансформаторы, к которым присоединяются ручные переносные светильники или электрифицированный инструмент, следует устанавливать снаружи барабана около лаза. Корпус и один из выводов обмотки низшего напряжения трансформатора должны иметь заземление.

7.5.19 При прокате змеевиковых поверхностей нагрева шаром необходимо пользоваться специальными ловушками.

7.5.20 Наружные осмотры дымовых труб и газоходов должны проводить не менее двух человек, внутренние осмотры и ремонт - не менее трех человек с соблюдением требований настоящих Правил.

7.5.21 Ремонтные работы внутри дымовых труб должны производиться после очистки их от золы и отложений.

7.5.22 При работе внутри трубы одновременно на нескольких ярусах каждый из них должен быть отделен от вышележащего яруса сплошным защитным настилом. При разборке футеровки одновременная работа в двух ярусах и более запрещается.

7.5.23 Работы в газоходах и дымовых трубах должны производиться только после тщательной вентиляции места работы через открытые люки, защиты от проникновения дымовых газов со стороны работающих котлов, закрытием и уплотнением заслонок, запираемых на замок, или устройством устойчивых временных герметичных стенок, кирпичных или деревянных, обшитых металлическим листом и уплотняемых по периметру асбестовым шнуром. Обдувочные линии пара необходимо отключать с установкой на них заглушек.

7.5.24 Внутренний ремонт дымовых труб и газоходов должен производиться при отсутствии дымовых газов, а также после проверки достаточности вентиляции газохода.

7.5.25 При необходимости передвижений рабочих внутри газоходов или других коробов следует проверить прочность обшивки их дна. При обнаружении ослабленных мест или повреждений по дну короба должен быть уложен настил из досок. Короба должны быть очищены от отложений.

На период работ, во избежание падения людей, места перехода горизонтальных коробов в вертикальное положение должны быть ограждены.

Спуск и подъем людей в газоходах должен осуществляться по хорошо закрепленным лестницам и трапам.

7.5.26 Шахту ходовой лестницы для подъема и спуска, рабочих в дымовой трубе необходимо защищать сетками с четырех сторон по всей высоте и на 2,5 м выше уровня рабочей площадки.

7.5.27 Запрещается подъем (спуск) рабочих по ригелям, раскосам или тросу подъемника, а также одновременный подъем (спуск) с дымовой трубы по скобам или наружным ходовым лестницам нескольких рабочих. На трубы, имеющие светофорные площадки, допускается одновременный подъем (спуск) рабочих в разных уровнях между этими площадками при обязательном закрытии люка на них.

7.5.28 При работе на высоте 1,3 м и более без защитных ограждений необходимо пользоваться предохранительными поясами, имеющими две цепи с карабинами для поочередного зацепления. Запрещается допускать персонал к ходовой лестнице без предохранительного пояса.

7.5.29 При работе на высоте 1,3 м и более должны устанавливаться леса или люльки.

7.5.30 При ремонтных работах или осмотрах с подвесных приспособлений должна быть ограждена опасная зона около дымовой трубы, расположенная вокруг нее на расстоянии 1/10 высоты трубы, измеряемой от цоколя. На ограждении должны быть вывешены знаки безопасности, запрещающие вход в огражденную зону. Над проходами и проездами в пределах опасной зоны должны быть сделаны защитные навесы, боковые ограждения, а также установлены знаки безопасности, запрещающие проход посторонним лицам.

7.5.31 После окончания работы внутри топок, газоходов, барабанов котлов, дымовых и вентиляционных труб, руководитель и производитель работ должны убедиться, не остался ли случайно кто-либо из рабочих, а также, не забыты ли там материалы, инструмент и другие посторонние предметы. Оставлять люки открытыми после окончания работ запрещается.

8 ТРЕБОВАНИЯ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ПРИ
ОБЛУЖИВАНИИ ТЕПЛОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И
ТРУБОПРОВОДОВ

Общие меры безопасности

8.1.1 Электроустановки тепломеханического оборудования и трубопроводов АС, их коммутационные аппараты, кабели и провода электродвигателей должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия труда.

8.1.2 Эксплуатация и обслуживание электроустановок тепломеханического оборудования должны производиться только электротехническим персоналом соответствующей квалификации с соблюдением требований Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок и настоящих правил.

8.1.3 Перед каждым пусковым устройством (кроме устройств дистанционного управления) электродвигателей напряжением выше 1000 В, а также электродвигателей напряжением до 1000 В, если они установлены в помещениях повышенной опасности или особо опасных, должны находиться диэлектрические коврики, а в сырых помещениях - изолирующие подставки.

8.1.4 Работники, не обслуживающие электроустановки, могут допускаться в электроустановки напряжением выше 1000 В в сопровождении оперативного персонала, имеющего группу четыре по электробезопасности, и имеющего группу три − в электроустановках напряжением до 1000 В, либо работника, имеющего право единоличного осмотра.

Сопровождающий работник должен следить за безопасностью людей, допущенных в электроустановки, и предупреждать их о запрещении приближаться к токоведущим частям.

8.1.5 Не допускается прикасаться без применения электрозащитных средств к изоляторам, изолирующим частям оборудования, находящегося под напряжением.

8.1.6 Не допускаются работы в неосвещенных местах. Освещенность участков работ, рабочих мест, проездов и подходов к ним должна быть равномерной, без слепящего действия осветительных устройств на работающих и соответствовать требованиям СНиП.

8.1.7 Персоналу следует помнить, что после исчезновения напряжения на электроустановке оно может быть подано вновь без предупреждения.

8.1.8 Выполнение работ в зоне действия другого наряда должно согласовываться с выдавшим первый наряд ответственным руководителем или производителем работ по второму наряду.

Согласование оформляется до начала подготовки рабочего места по второму наряду записью "Согласовано" на лицевой стороне второго наряда и подписями работников, согласовавших документ.

8.1.9 Не допускается приближение людей, механизмов и грузоподъемных машин к находящимся под напряжением неогражденных токоведущим частям на расстояния менее указанных в таблице 4.

Т а б л и ц а 4Допустимые расстояния до токоведущих частей находящихся под напряжением (Таблица 1.1 к п.1.3.3 ПОТ РМ−16−2001)

Напряжение, кВ Расстояние от людей и применяемых ими инструментов и приспособлений, от временных ограждений, м Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортом положении от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м
На ВЛ до 1 0,6 1,0
В остальных электроустановках до 1 Не нормируется (без прикосновения) 1,0
1 − 35 0,6 1,0
60 − 110 1,0 1,5
1,5 2,0
2,0 2,5
2,5 3,5
400, 500 3,5 4,5
5,0 6,0
800 1) 3,5 4,5
______________ 8,0
1) постоянный ток

8.1.10 Обслуживание осветительных устройств помещений и цехов, с тележки мостового крана должны производить по наряду не менее чем двумя работниками, один из которых, имеющий группу три, выполняет соответствующую работу. Второй работник должен находиться вблизи работающего и следить за соблюдением им мер безопасности записанных в наряде.

Устройство временных подмостей, лестниц и т.п. на тележке мостового крана не допускается. Работать следует непосредственно с настила тележки или с установленных на настиле стационарных подмостей.

С троллейных проводов перед подъемом на тележку мостового крана должно быть снято напряжение. При работе следует соблюдать Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте.

8.1.11 Передвигать мост или тележку крана крановщик должен только по команде производителя работ. При передвижении мостового крана работники должны размещаться в кабине или на настиле моста. Когда работники находятся на тележке, передвижение моста и тележки не допускается.

Цистерны перед подачей в депо должны быть очищены, пропарены и дегазированы на ППС.

Перед началом производства работ на котле цистерны следует повторный анализ воздушной среды газоанализатором под руководством заместителя начальника депо или мастера.

Перед началом производства работ на котле цистерны слесарь должен проверить наличие акта формы ВУ-19 о годности цистерны для ремонта с указанием вида обработки, результатов анализа, подписями лиц и печатью организации, производивших эти работы. При отсутствии такого акта производство ремонтных работ на цистерне не допускается.

При производстве работ внутри котла цистерны необходимо открыть крышку колпака и клапан сливного прибора, обеспечить приточную вентиляцию с достаточным обменом воздуха, а в тех случаях, когда при помощи вентиляции не обеспечивается требуемая частота воздуха рабочей зоны, следует применять СИЗ органов дыхания (шланговый дыхательный прибор или шланговый противогаз), обеспечивающий подачу чистого воздуха в зону дыхания. В холодное время года подаваемый воздух должен быть подогрет до 18-200С.

Спуск работников внутрь котла цистерны для ремонта должен производиться по лестницам, находящимся внутри котла. При отсутствии постоянных лестниц должны применяться переносные деревянные нескованные лестницы, длина которых должна быть не менее 3,3 м.

Работы наверху котла цистерны должны производиться с передвижных площадок или на специальном рабочем месте, оборудованном тросом для крепления предохранительного пояса.

Работы, связанные со спуском в котел цистерны должны выполняться двумя слесарями.

Перед спуском в котел цистерны слесарь должен надеть предохранительный пояс с прикрепленным к нему страховочным канатом. Второй конец каната должен находиться в руках наблюдающего слесаря, который обязан при выполнении работ внутри котла безотлучно находиться у колпака цистерны и уметь подавать и принимать при помощи каната сигналы, а также, в случае необходимости, оказать помощь слесарю, находящемуся внутри котла.

Одновременное производство работ снаружи и внутри котла цистерны запрещается.

Для связи слесарей между собой с помощью страховочного каната устанавливается следующая сигнализация:

Один рывок снизу (из котла) - «подтянуть шланг и канат», при этом подтягивать их нужно после повторения сигнала наблюдающего работника, находящегося у люка котла и получения такого же ответного сигнала из котла;

Два рывка подряд - «отпусти шланг и канат». Такой сигнал дается слесарем, работающим в котле, для возможности перемещения внутри котла;

Два рывка с перерывами между ними - «отпусти контейнер» или «подними контейнер» (в зависимости от того, где он находится в данный момент);

Многократные рывки, поданные наблюдающим работником, находящимся у люка котла, находящийся в котле слесарь обязан подойти к люку или подняться наверх. Тот же сигнал, поданный слесарем, работающим в котле, означает требование немедленного принятия мер к извлечению его из котла.

В случае если ответа на рывки каната, поданные наблюдающим работником, находящимся у люка котла, не последовало, он должен поднять тревогу и целью вызова бригадира, других работников и медицинского работника для оказания помощи пострадавшему.

Сварочные работы внутри котлов цистерн должны выполняться в соответствии с требованиями.

Освещение при работах внутри котла может быть искусственным источником света, расположенных снаружи. Допускается применение переносных электрических светильников (напряжением не выше 12 В со стеклянным колпаком и металлической сеткой) или аккумуляторных фонарей во взрывозащищенном исполнении.

Слесарь при работе внутри котла цистерны должен пользоваться защитной каской, резиновой обувью, брезентовыми или кожаными рукавицами, наколенниками и подлокотниками, изготовленными из брезента и ваты, а подстилки под ноги резиновым ковриком, войлочной подстилкой с резиновой прослойкой или деревянным сухим щитом.