Организация работы дежурных частей органов внутренних дел. Организация работы дежурных частей территориальных органов мвд россии «Об утверждении Наставления по службе связи Государственной


Тема № 16.1.9 «Правовое положение и организация деятельности дежурных частей органов внутренних дел»

Нижегородская академия
МВД России
Кафедра административной деятельности ОВД
Тема № 16.1.9 «Правовое
положение и организация
деятельности дежурных
частей органов
внутренних дел»

Вопросы

1. Назначение, задачи, система и структура
дежурных частей органов внутренних дел.
2. Права и обязанности дежурного органа
внутренних дел.
3. Порядок разбирательства с доставленными в
дежурных частях органов внутренних дел, прием и
регистрация сообщений, заявлений о преступлениях
и правонарушениях.
4. Организация работы дежурной части по
раскрытию преступлений по «горячим следам»
(дополнительный)

Правовая основа:
1. Приказ МВД России от 12 апреля 2013г. №200 дсп,
«Наставление по организации деятельности дежурных частей
территориальных органов МВД России».
2. Приказ МВД России от 30 апреля 2012г. №389,
«Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации
прав полиции в дежурной части территориального органа МВД
России после доставления граждан».
3. Приказ МВД России от 12 сентября 2013г. №707,
«Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан
в системе Министерства внутренних дел Российской
Федерации».
4. Приказ МВД России от 07 марта 2006г. №140дсп,
«Наставление по служебной деятельности ИВС подозреваемых и
обвиняемых ОВД, подразделений охраны и конвоирования
подозреваемых и обвиняемых».

Правовая основа:

Приказ МВД России от 19 июня 2015 г. №700 дсп
«О внесении изменений в приказ МВД РФ от 12.04.13 №
200 дсп»
Приказ МВД России от 29 апреля 2015 г. №495 дсп
«Об утверждении Инструкции по организации совместной
оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД
РФ при раскрытии преступлений и расследовании
уголовных дел»
Приказ МВД России от 29 августа 2014 г. N 736
«Об утверждении Инструкции о порядке приема,
регистрации и разрешения в территориальных органах
Министерства внутренних дел Российской Федерации
заявлений и сообщений о преступлениях, об
административных правонарушениях, о происшествиях»

Вопрос 1.
Назначение, задачи,
система и структура
дежурных частей
ОВД

Дежурная часть – самостоятельное
структурное подразделение ОВД,
предназначенное для обеспечения
комплексного использования сил и
средств ОВД в целях незамедлительного
реагирования на поступающие заявления
и сообщения о преступлениях и
правонарушениях, обеспечения
безопасности личности, общественного
порядка и общественной безопасности.

Основное направление
деятельности ДЧ – осуществление
руководства и контроля за
деятельностью служб и аппаратов
различных уровней, управления в целях
эффективного решения задач в области
защиты интересов личности, охраны
общественного порядка и борьбы с
преступностью

Дежурная часть ОВД обеспечивает:

1. Сбор и анализ информации об оперативной
обстановке.
2. Прием и регистрацию поступивших заявлений,
сообщений и иной информации о преступлениях,
об административных правонарушениях, о
происшествиях, прием иных обращений граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и
лиц без гражданства, а также обеспечение
своевременного реагирования на них.
3. Управление комплексными силами и средствами
органов внутренних дел по обеспечению
правопорядка в общественных местах, участие в
их подготовке к несению службы.

10.

4. Осуществление прав и обязанностей
полиции после доставления граждан в
служебные помещения дежурной части.
5. Контроль, в пределах компетенции, за
соблюдением установленного порядка
содержания, охраны и конвоирования
подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений.
6. Обеспечение сохранности вооружения,
боеприпасов, специальных средств,
оперативной и криминалистической техники,
средств связи, защиты и другого имущества,
числящегося за дежурной частью.

11.

7. Обеспечение оповещения о непосредственной
подготовке к переводу на работу в условиях
военного времени, о введении степеней
готовности, о внезапном нападении противника,
о начале выполнения мероприятий по
гражданской обороне, а также обеспечение
оповещения по плану действий при
чрезвычайных обстоятельствах.
8. Обеспечение приема-передачи информации
служебного характера и корреспонденции.
9. Контроль за состоянием охраны и обороны

12.

10. Контроль за обеспечением пожарной
безопасности и соблюдением
противопожарного режима
территориального органа МВД России.
11. Обеспечение учета осужденных лиц,
прибывших в отпуск и по другим
причинам.
12. Обеспечение приема найденных и
сданных в полицию документов, вещей,
кладов, ценностей и другого имущества.
.

13. Дежурная часть реализует возложенные на нее задачи и функции, основываясь на следующих основных принципах:

- высокая боевая готовность;
- оперативность;
- глубокое знание оперативной обстановки на
обслуживаемой территории;
- инициатива и целеустремленность в решении
оперативно-служебных задач;
- преемственность в работе;
- строжайшее соблюдение законности;
- сохранение государственной и служебной тайны;
- бдительность и высокая проф. этика;
- объективность и полнота разбирательства по
правонарушениям, чуткое и внимательное
отношение к гражданам.

14.

В систему дежурных частей ОВД входят:
Дежурная часть МВД России

России на окружном и региональном уровнях (СКФО),
ДЧ МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам РФ, УТ
Дежурные части территориальных органов МВД
России на межрегиональном и районном уровнях
Дежурные части нижестоящих территориальных
органов МВД России

15. Количество дежурных частей в субъектах РФ

16. Должностные лица ДЧ ОВД

1. Начальник дежурной смены;
2. Старший оперативный дежурный;
3. Оперативный дежурный
4. Помощник оперативного
дежурного;
Постовой;
Дежурный водитель.

17.

Начальник
Оперативного
управления МВД
России, генераллейтенант полиции
Виктор Ракитин

18. Вопрос 2.

Права и обязанности
дежурного ОВД

19. Организация работы дежурной части ОВД.

В зависимости от напряженности несения службы и
оперативной обстановки работа дежурной части
организуется в 3 или 4 сменном режиме работы.
Продолжительность работы каждой смены
устанавливается в 24 часа. Во время дежурства
сотрудникам дежурной части поочередно
предоставляются перерывы для принятия пищи и
кратковременного отдыха продолжительностью
каждому: при 3 дежурстве – 6ч., при 4 – 4ч.
По окончании дежурства сотрудникам ДЧ
предоставляется отдых 48ч. – при 3 дежурстве или
72ч. – при 4 сменном.
Другим сотрудникам, которые несли службу в ДЧ в
течение дежурных суток – 48ч. (СОГ, ГНР и др.).

20.

ДЧ МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам РФ могут располагаться
на любом этаже зданий.
ДЧ УМВД городов, ОМВД, отделений полиции располагают на
первых этажах зданий, смежное с вестибюлем основного
входа.
Помещения ДЧ укрепляют в целях отражения возможного
нападения. Устанавливаются металлические решетки.

21. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ Заступающие в суточный наряд сотрудники ДС обязаны принять от сменяемых сотрудников:

1. Служебную документацию, законодательные и иные
нормативные акты, согласно Перечню основных
законодательных и других нормативных актов, служебной
документации, картотек и справочных материалов, находящихся
в дежурной части. В ходе приема-передачи фактическое
наличие документов сверяется поэкземплярно, а оперативные
планы и иные документы, имеющие ограничительную пометку
«Для служебного пользования» или грифы секретности
«Секретно» и «Совершенно секретно», – в соответствии с
учетными номерами и полистно.
2. Вооружение, боеприпасы, специальные средства,
оперативную, криминалистическую и организационную технику,
ключи и путевые листы от закрепленного за дежурной частью
автотранспорта, средства связи, защиты, оповещения и другое
имущество, согласно описи, которые проверяются поштучно и по
номерам, при этом обращается внимание на их исправность и
комплектность (оружие принимается в вычищенном, смазанном
виде и исправном состоянии). «КХО».

22.

3. Автоматические и первичные средства
пожаротушения.
4. Изъятое, добровольно сданное, найденное и сданное
на временное хранение оружие и боеприпасы,
взрывоопасные вещества, наркотические средства,
психотропные и ядовитые вещества, принятые в
течение суток сдающей сменой, а также документацию
на них (при этом проверяется правильность
заполнения документации).
5. Материалы на лиц, находящихся в (СПЗЛ), при этом
необходим досмотр задержанных, сверить наличие
изъятых у них вещей и документов.
6. Помещение дежурной части в соответствующем
санитарном состоянии.

23. ПРАВА НАЧАЛЬНИКА ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ Начальник дежурной смены имеет право отдавать обязательные к исполнению распоряжения дежурным подраздел

ПРАВА НАЧАЛЬНИКА ДЕЖУРНОЙ СМЕНЫ
Начальник дежурной смены имеет право отдавать обязательные к
исполнению распоряжения дежурным подразделениям,
служебным нарядам. В отсутствие руководителей ОВД, начальник
ДЧ имеет право:
Производить при осложнении оперативной обстановки
или возникновении чрезвычайных ситуаций временные
изменения в расстановке дежурных нарядов с
последующим докладом руководителю (начальнику)
территориального органа МВД России (передислокация
дежурных нарядов строевых подразделений
вневедомственной охраны полиции производится
только с разрешения руководителя (начальника)
территориального органа МВД России);
вводить в действие по указанию начальника ОВД, а в
его отсутствие самостоятельно, с последующим ему
докладом, специальные сигналы оповещения по плану
действий при ЧО;

24.

давать дежурной СОГ обязательные к
исполнению указания о выезде на места
происшествий, не вмешиваясь в
процессуальную деятельность
следователя или дознавателя;
получать от руководителя СОГ
информацию о результатах работы на
месте происшествия;

25.

при наличии доступа и в пределах своей
компетенции получать и использовать для работы
по раскрытию преступлений и розыску
преступников информацию оперативносправочных, розыскных, криминалистических
учетов и автоматизированных банков данных
информационных центров и экспертнокриминалистических подразделений системы МВД
России, а от руководителей и сотрудников
подразделений органа внутренних дел – сведения,
необходимые для выполнения возложенных на
дежурную часть задач;
направлять в необходимых случаях заявки на
получение транспортных средств необходимых для
выполнения служебных задач;

26.

требовать от личного состава поддержания
установленного порядка в служебных кабинетах и
местах общего пользования, дисциплины,
соблюдения формы одежды, правил пожарной
безопасности;
при изменении оперативной обстановки обращаться
в дежурную часть вышестоящего ОВД и дежурные
части соседних ОВД для получения экстренной
помощи силами и средствами, а также необходимой
информации;
ходатайствовать о поощрении сотрудников ОВД,
членов общественных объединений и граждан,
отличившихся в охране общественного порядка и
обеспечении общественной безопасности, а по
фактам недобросовестного отношения к службе
сотрудников ОВД о привлечении их к
дисциплинарной ответственности.

27.

Вопрос 3.
Порядок разбирательства с
доставленными в ДЧ ОВД,
прием и регистрация
сообщений, заявлений о
преступлениях и
правонарушениях

28. В соответствии с Приказом МВД России от 30.04.2012 №389

ПРИ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ С
ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ, ДОСТАВЛЕННЫМИ В
ДЧ ОВД, ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ ОБЯЗАН:
1.Выяснить основания и причину доставления.
2. Установить личность доставленного, его возраст,
физическое состояние. Оценивая физическое
состояние лица, доставленного в дежурную часть,
сотрудник дежурной смены обязан произвести его
личный осмотр (опрос) с целью выявления травм и
повреждений, наркотического или алкогольного
опьянения, отклонений в психическом поведении
или наличия беременности у женщин.

29.

3. Принять от лица, доставившего
правонарушителя, письменный рапорт или рапорт и
протокол об административном правонарушении,
либо заявление, если доставление осуществлено
гражданами, должностными лицами.
4. Составить протокол о доставлении лица в
соответствии с требованиями статьи 27.2 КоАП РФ,
либо сделать соответствующую запись в протоколе
об административном правонарушении или в
протоколе об административном задержании.
5. Зарегистрировать факт доставления в Книге
учета лиц, доставленных в орган внутренних дел.

30. ПАПИЛОН МДС 40с

31.

Мобильный видеорегистратор для сотрудников ОВД,
внедрены в МВД Республики Татарстан

32. Регистрация сообщений о происшествиях:

Регистрация сообщений о
происшествиях осуществляется в КУСП
круглосуточно в дежурных частях ОВД
независимо от территории
оперативного обслуживания.

33. Регистрация сообщений о происшествиях:

В КУСП регистрируются:
письменное заявление о преступлении; протокол принятия
устного заявления о преступлении; протокол явки с
повинной; заявление о безвестном исчезновении человека;
рапорт сотрудника ОВД об обнаружении признаков
преступления; поручение прокурора о проведении
проверки по сообщению о преступлении,
распространенному в средствах массовой информации;
сообщение и письменное заявление о событиях,
угрожающих личной или общественной безопасности, в том
числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах,
ЧП, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей,
стихийных бедствиях и иных событиях, требующих
проверки для обнаружения возможных признаков
преступления или административного правонарушения;
иная информация о происшествии.

34. Регистрация сообщений о происшествиях:

При регистрации сообщений о происшествиях,
поступивших в ДЧ ОВД, на документах,
зарегистрированных в КУСП, в обязательном
порядке проставляется штамп о регистрации. В
оттиск штампа оперативный дежурный вносит
регистрационный номер записи в КУСП, дату
регистрации, наименование ОВД, свои Ф.И.О. и
заверяет указанные сведения своей подписью.
Если сообщение о происшествии поступило в ОВД
при личном обращении заявителя, то
одновременно с регистрацией сообщения о
происшествии в КУСП в ДЧ ОВД оперативный
дежурный оформляет талон-уведомление и
выдает его заявителю.

35.

Талон-уведомление

36.

Вопрос 4. Организация работы
дежурной части по раскрытию
преступлений по «горячим следам» на
примере хищений чужого имущества
(дополнительный)

37. ПРИ ХИЩЕНИЕ ЧУЖОГО ИМУЩЕСТВА (158 УК РФ или 7.27 КоАП РФ)

ОПЕРАТИВНЫЙ ДЕЖУРНЫЙ ОБЯЗАН:

38.

Какой причинен ущерб
время кражи
установочные данные
(Ф.И.О.) о лицах (лице),
подозреваемых
в совершении
преступления
приметы
похищенного
имущества
обстоятельства
обнаружения кражи
Задать вопросы
и выяснить:
место и объект,
из которого
она совершена
вид похищенного имущества

39.

Предупредить заявителя о необходимости
сохранения обстановки места происшествия
до прибытия сотрудников полиции
покинуть
помещение
до приезда СОГ
не нарушать
обстановку
места
преступления
не оставлять
своих
следов

40.

Зарегистрировать сообщение
(заявление) в установленном порядке
с указанием времени его получения,
анкетных данных заявителя
или лица, сообщившего
о преступлении
Незамедлительно направить
для охраны места
происшествия
и задержания лиц,
подозреваемых в
совершении
преступления, по «горячим
следам»
начальнику
ОП
Доложить
о преступлении
УУП
ближайшие наряды
полиции
ГНР
в дежурную
часть
вышестоящего
ОВД

41.

В целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о
правонарушениях, принятия безотлагательных мер для
задержания по «горячим следам» лиц, совершивших
преступления, при дежурных частях территориальных
органов МВД России создаются группы немедленного
реагирования, как правило передвигаются на базе
автомобиля «Газель» специально оборудованной для
доставления лиц совершивших адм. правонарушения
или преступления

42.

Вызвать на место происшествия:
потерпевшего
если о краже сообщило другое лицо
руководителя
и материально
ответственное лицо
с целью
а так же
если совершена кража имущества,
принадлежащего предприятиям,
учреждениям, организациям
установления предварительных данных
о размере материального ущерба
и примет похищенного имущества
представителя ОВО ОВД
если объект (квартира) находился под охраной подразделения
0В0 или был оборудован охранной сигнализацией

Регистрационный N 24696

В целях совершенствования организации деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России, обеспечения законности исполнения обязанностей и реализации прав полиции после доставления граждан в служебные помещения дежурных частей территориальных органов МВД России, - приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.

2. Начальникам территориальных органов МВД России обеспечить изучение и выполнение Наставления, утвержденного настоящим приказом.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра генерал-полковника полиции A.M. Смирного.

Министр генерал армии Р. Нургалиев

Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление устанавливает последовательность действий оперативного дежурного 1 после доставления в дежурную часть территориального органа МВД России (отдела, отделения, пункта полиции) 2 граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства 3

в целях выполнения процессуальных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, доставленных в дежурные части.

2. Исполнение обязанностей и реализация прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" 4 , Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 5 , Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 6 и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Настоящее Наставление распространяется на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции", и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции" для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.

4. Выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Наставлению.

5. По результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений:

5.1. О помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции" 7 .

5.2. Об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных.

5.3. О направлении лица в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения, если по заключению медицинского работника выездной бригады скорой медицинской помощи оно нуждается в лечении в стационарных условиях.

5.4. О передаче несовершеннолетнего лица органу дознания или предварительного следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений, должностным лицам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или учреждений органов здравоохранения.

5.5. О передаче лиц, указанных в части 1 статьи 2.5 КоАП, представителю воинской части или соответствующего органа (учреждения).

5.6. Об освобождении лица, обладающего в соответствии с законодательством Российской Федерации неприкосновенностью.

6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП - выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП - выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

7. Оперативный дежурный обязан быть тактичным и вежливым в отношении доставленных лиц, обеспечить содержание их в условиях, исключающих угрозу жизни и здоровью и возможность самовольного оставления ими данных помещений.

II. Основные обязанности оперативного дежурного после доставления граждан в дежурную часть

8. После доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан:

8.1. Выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении.

8.2. Установить личность доставленного лица, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (месту пребывания).

8.3. Зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России 8 .

8.3.1. В случае если при установлении личности доставленного лица выяснится, что в соответствии с законодательством Российской Федерации данное лицо обладает иммунитетом от задержания 9 , оперативный дежурный обязан незамедлительно освободить такое лицо, о чем в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, производится соответствующая запись. О доставлении указанного лица составляется письменный рапорт на имя начальника территориального органа МВД России, информируется дежурная часть вышестоящего территориального органа МВД России.

8.3.2. В случае доставления в дежурную часть за совершение административных правонарушений военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов оперативный дежурный обязан известить командира воинской части (военного коменданта) либо начальника соответствующего органа (учреждения) о произведенном доставлении, вызвать, при необходимости, представителя воинской части или указанных органов (учреждений) для передачи доставленного лица в целях привлечения его к дисциплинарной ответственности.

8.3.3. При совершении лицами, указанными в подпункте 8.3.2 Наставления, административных правонарушений, перечисленных в части 2 статьи 2.5 КоАП, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется на общих основаниях.

8.4. Разъяснить доставленному лицу основания ограничения его прав и свобод, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

8.5. Поместить доставленное лицо в помещение для задержанных, оборудованное в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 2 к настоящему Наставлению.

8.6. В случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены 10 извинений. Об освобождении неправомерно доставленного лица производится соответствующая запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, а о факте неправомерного доставления незамедлительно докладывается начальнику территориального органа МВД России или лицу, исполняющему его обязанности.

III. Обязанности оперативного дежурного перед размещением лиц, доставленных в дежурную часть, в помещения для задержанных

9. Доставленные лица, находящиеся при них вещи и документы подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Личный досмотр осуществляется сотрудниками полиции одного пола с доставленными в присутствии двух понятых того же пола.

10. В случае обнаружения у доставленных лиц при осуществлении личного досмотра предметов и вещей, запрещенных к хранению федеральным законом, сотрудниками полиции в установленном порядке принимается решение о привлечении указанных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. У доставленных лиц изымаются предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления, а также продукты питания и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (приложение N 5 к настоящему Наставлению), о чем делается отметка в протоколе личного досмотра или протоколе о задержании.

Оперативный дежурный обязан обеспечить сохранность изъятых предметов и вещей до истечения срока задержания, после чего они возвращаются лицу, за исключением предметов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения (до решения вопроса по существу) либо находящихся в розыске или изъятых из гражданского оборота, а также поддельных документов.

12. Оперативный дежурный обязан организовать дактилоскопирование доставленных лиц, которые подлежат обязательной дактилоскопической регистрации в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" 11 .

13. Оперативный дежурный обязан проверить наличие сведений о доставленных лицах по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам МВД России.

Если доставленное лицо является иностранным гражданином или лицом без гражданства, его необходимо проверить по централизованному учету правонарушений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в их отношении (АИС "Криминал-И") ФКУ "ГИАЦ МВД России".

14. Оперативный дежурный обязан предоставить доставленному лицу в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возможность уведомить близких родственников или близких лиц о факте его задержания и месте нахождения путем осуществления одного телефонного разговора, либо, по просьбе данного лица, произвести указанные уведомления лично, за исключением случаев, которые предусмотрены частью 11 статьи 14 Федерального закона. "О полиции".

О факте уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица сделать отметку в протоколе о задержании.

15. Перед водворением в помещение для задержанных оперативный дежурный проводит опрос лица о наличии у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья. Результаты опроса заносятся в протокол о задержании.

16. Если доставленное лицо имеет видимые ранения, телесные повреждения или находится в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью), а также в случае заявления с его стороны об ухудшении состояния здоровья, причинения себе телесных повреждений, попытки самоубийства в помещении дежурной части, доложив о произошедшем начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, оперативный дежурный обязан:

16.1. Вызвать выездную бригаду скорой медицинской помощи, до приезда которой начать оказание первой помощи , обеспечить постоянное наблюдение за таким лицом. Если скорая медицинская помощь не может быть получена доставленным лицом своевременно или отсутствует, оперативный дежурный обязан принять меры к его доставлению в ближайшую медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения.

16.2. Выяснить причины и обстоятельства получения ранений, телесных повреждений у доставленного лица, отразить это в составленном протоколе о задержании. В случае получения информации о причинении ранений, телесных повреждений в результате насильственных действий, получить от него заявление, а при невозможности получения заявления составить мотивированный рапорт, которые зарегистрировать в Книгу учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях.

16.3. Получить письменные объяснения (рапорта) от очевидцев об обстоятельствах происшествия в случае причинения доставленным лицом себе телесных повреждений и покушения на самоубийство в помещении дежурной части.

17. Составить протокол о задержании либо об административном задержании, одну копию протокола вручить задержанному лицу, другую копию направить в подразделение информационного обеспечения территориального органа МВД России для включения сведений о задержанном в реестр лиц, подвергнутых задержанию.

IV. Обязанности оперативного дежурного после размещения лиц, доставленных в дежурную часть, в помещениях для задержанных

18. В отношении лиц, подвергнутых административному задержанию, после установления их личности и выяснения всех обстоятельств, свидетельствующих о наличии или отсутствии состава административного правонарушения, составляется протокол об административном правонарушении либо, при наличии оснований, перечисленных в статье 24.5 КоАП, выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

19. Указанные лица содержатся в помещениях для задержанных не более трех часов с момента доставления, а лица, находящиеся в состоянии опьянения, - с момента вытрезвления, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27.5 КоАП, когда срок административного задержания может быть продлен до 48 часов.

После составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении указанные лица подлежат освобождению либо, в случаях, когда за совершенное ими административное правонарушение предусмотрено наказание в виде административного ареста или административного выдворения, подлежат направлению в суд для рассмотрения в их присутствии дела об административном правонарушении.

20. В отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений оперативный дежурный обязан обеспечить составление протокола о задержании в порядке и сроки, предусмотренные статьями 91, 92 УПК, а также организовать проведение в порядке и на основании статьи 184 УПК личного обыска, о производстве которого составить протокол в соответствии с уголовно-процессуальном законодательством Российской Федерации.

О доставлении указанных лиц оперативный дежурный докладывает начальнику территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, и по его указанию передает доставленное лицо, материалы, изъятые вещи, ценности сотруднику органа дознания или предварительного следствия с отметкой о передаче в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

20.1. О задержании подозреваемых, являющихся военнослужащими или сотрудниками органов внутренних дел, уведомляется командование воинской части или начальник органа, в котором проходит службу указанный сотрудник.

20.2. О задержании подозреваемых, являющихся членами общественных наблюдательных комиссий, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия в срок не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого.

20.3. О задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

20.4. О задержании гражданина или подданного другого государства в срок не позднее 12 часов с момента задержания уведомляется посольство или консульство этого государства.

21. О задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, уведомляются соответствующие органы, учреждения или должностные лица этих органов и учреждений.

22. После задержания лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, организуется их передача в места отбывания административного ареста.

23. О задержании лиц, находящихся в розыске, уведомляется инициатор розыска.

23.1. При установлении, что доставленное лицо разыскивается в рамках возбужденного исполнительного производства либо как без вести пропавшее, после уведомления инициатора розыска данное лицо освобождается, о чем производится запись в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России.

23.2. После установления, что задержанное лицо, разыскиваемое как без вести пропавшее, является несовершеннолетним, оперативный дежурный обязан передать его сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних.

24. При задержании лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, оперативный дежурный обязан установить и уведомить соответствующие учреждения, обеспечивающие исполнение назначенных судом мер.

25. При задержании лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, введенного в условиях чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" 13 , оперативный дежурный обязан установить их личность, организовать проведение необходимых процессуальных действий.

26. После задержания лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями непосредственную опасность для себя и окружающих, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, и по заключению медицинского работника передать таких лиц в лечебное учреждение либо по месту жительства.

27. В случае задержания лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, оперативный дежурный обязан вызвать врача-психиатра или иных специалистов и медицинский персонал, участвующих в оказании психиатрической помощи, и по заключению медицинского работника передать таких лиц в ближайшее психиатрическое лечебное учреждение, осуществляющее принудительное лечение.

28. В случае задержания лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, оперативный дежурный обязан, после получения постановления суда об избрании лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, незамедлительно организовать направление указанного лица в следственный изолятор уголовно-исполнительной системы.

V. Порядок и формы контроля за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части

29. Текущий контроль за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части осуществляется должностными лицами территориальных органов МВД России, ответственными за организацию работы дежурных частей.

30. Начальник территориального органа МВД России несет персональную ответственность за исполнение обязанностей и реализацию прав полиции соответствующими оперативными дежурными после доставления граждан в дежурные части территориальных органов МВД России.

31. Контроль за полнотой и качеством исполнения обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений установленного порядка совершения предусмотренных настоящим Наставлением действий, прав лиц, доставленных в дежурные части, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц подразделений территориального органа МВД России.

VI. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов МВД России, решений, принятых ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан

32. Доставленные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов МВД России, решения, принятые ими в ходе исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части после доставления граждан, в суд или в досудебном порядке вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий территориальный орган МВД России, прокурору.

33. Рассмотрение обращений доставленных лиц в территориальные органы МВД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 14 , Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 15 , Административным регламентом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок, утвержденным приказом МВД России от 12 декабря 2011 г. N 1221 16 .

34. Ответственность сотрудников органов внутренних дел за нарушение настоящего Наставления наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

1 Начальник смены, помощник начальника отдела - оперативный дежурный, помощник начальника дежурной части - оперативный дежурный, старший оперативный дежурный, оперативный дежурный, дежурный, помощник оперативного дежурного, а также иные должностные лица соответствующего территориального органа МВД России, на которых организационно-распорядительными документами начальника территориального органа МВД России либо лица, исполняющего его обязанности, возложены соответствующие полномочия.

4 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352. Далее - "Федеральный закон "О полиции".

5 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015, 3020, 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 27, ст. 2708; N 28, ст. 2880; N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585; 2004, N 27, ст. 2711; N 49, ст. 4853; 2005, N 1, ст. 13; N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277; N 10, ст. 1070; N 23, ст. 2379; N 28, ст. 2975, 2976; N 31, ст. 3452; 2007, N 1, ст. 46; N 16, ст. 1827; N 18, ст. 2118; N 24, ст. 2830, 2833; N 31, ст. 4008, 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6033; N 50, ст. 6235, 6236, 6248; 2008, N 12, ст. 1074; N 24, ст. 2798; N 49, ст. 5724; N 52, ст. 6226, 6235; 2009, N 1, ст. 29; N 11, ст. 1266, 1267, 1268; N 18, ст. 2145; N 26, ст. 3139; N 29, ст.3613; N 44, ст. 5170, 5173, N 45, ст. 5263; N 51, ст. 6161; N 52, ст. 6422, 6453; 2010, N 1, ст. 4; N 8, ст. 780; N 11, ст. 1168, 1169; N 14, ст. 1552; N 15, ст. 1756; N 17, ст. 1985; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2284; N 21, ст. 2525; N 27, ст. 3416, 3427, 3428, 3431; N 30, ст. 3986, 3989, 4003; N 31, ст. 4164, 4193; N 49, ст. 6412, 6414, 6419; 2011, N 1, ст. 16, 39, 45, 46; N 7, ст. 901; N 13, ст. 1686, 1687; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2712; N 23, ст. 3259; N 25, ст. 3533; N 29, ст. 4285; N 30, ст. 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6322, 6323, 6324, 6334; N 48, ст. 6730; N 50, ст. 7349, 7350, 7361, 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1165, 1166. Далее - "УПК".

6 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 18, ст. 1721; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434, 4440; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 30, ст. 3095; N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 40, ст. 3986; N 50, ст. 5247; N 52, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380, 2385; N 28, ст. 2975; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3420, 3432, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279, 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 29; N 15, ст. 1743; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4001, 4007, 4008, 4009, 4015; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 49, ст. 6034, 6065; N 50, ст. 6246; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251, ст. 2259; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3582, 3601, 3604; N 45, ст. 5143; N 49, ст. 5738, 5745, 5748; N 52, ст. 6227, 6235, 6236, 6248; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 771, 777; N 19, ст. 2276; N 23, ст. 2759, 2767, 2776; N 26, ст. 3120, 3122, 3131, 3132; N 29, ст. 3597, 3599, 3635, 3642; N 30, ст. 3735, 3739; N 45, ст. 5265, 5267; N 48, ст. 6711, 5724, 5755; N 52, ст. 6406, 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 11, ст. 1169, 1176; N 15, ст. 1743, 1751; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2524, 2525, 2526, 2530; N 23, ст. 2790; N 25, ст. 3070; N 27, ст. 3416, 3429; N 28, ст. 3553; N 30, ст. 4000, 4002, 4005, 4006, 4007; N 31, ст. 4155,4158, 4164, 4191, 4192, 4193, 4198, 4206, 4207, 4208; N 32, ст. 4298; N 41, ст. 5192, 5193; N 46, ст. 5918; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6605; N 52, ст. 6984, 6995, 6996; 2011, N 1, ст. 10, 23, 29, 33, 47, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2312; N 19, ст. 2714, 2715; N 23, ст. 3260, 3267; N 27, ст. 3273; N 29, ст. 4289, 4290, 4291; N 30, ст. 4573, 4574, 4584, 4590, 4591, 4598, 4601, 4605; N 45, ст. 6325, 6326, 6334; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6601, 6602; N 48, ст. 6730, 6732; N 49, ст. 7025, 7042, 7056, 7061; N 50, ст. 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 15, ст. 1723; Российская газета, 2012, N 94. Далее - "КоАП".

8 Образец и правила ведения Книги учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России, приведены в приложении N 3 к настоящему Наставлению.

9 Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания, приведена в приложении N 5 к настоящему Наставлению.

10 Под старшим дежурной смены понимается сотрудник дежурной части, штатная должность которого является вышестоящей среди должностей сотрудников, заступивших в состав дежурной смены.

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст. 2094; N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3867.

12 Статья 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724), приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 12 июля 2010 г., регистрационный N 17768).

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2277; 2003, N 27, ст. 2697; 2005, N 10, ст. 753.

14 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст.4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061.

Приложение N 1 к Наставлению

Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации

1. Служебное помещение необходимо располагать в дежурной части в непосредственной близости от зала (комнаты) оперативного дежурного и комнат для содержания задержанных лиц.

Служебное помещение должно иметь необходимую звукоизоляцию, исключающую возможность прослушивания. Из него должен быть исключен доступ в зал (комнату) оперативного дежурного, комнату для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств, комнату для хранения средств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.

2. В служебном помещении в общедоступных местах для информирования и разъяснения доставленным лицам их прав должны быть размещены: выписки из положений Конституции Российской Федерации, КоАП, Уголовного кодекса Российской Федерации, УПК, Федерального закона "О полиции", настоящего Наставления и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурную часть, служебные номера телефонов и адреса должностных лиц, которым могут быть обжалованы действия, связанные с необоснованным доставлением, задержанием или порядком содержания доставленных лиц.

3. В служебном помещении устанавливаются стол, стулья, металлический шкаф, прикрепленные к полу. В целях осуществления наблюдения могут использоваться видео- и аудиотехника. Для оказания медицинской помощи служебное помещение оснащается медицинской кушеткой (диваном), аптечкой для оказания первой помощи, укомплектованной в установленном порядке 1 . Внутри служебного помещения не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим.

Служебное помещение оборудуется электрическим освещением, электропроводка прокладывается скрытно под штукатуркой. Электрические лампы для освещения монтируются на потолке и ограждаются органическим стеклом либо другим небьющимся прозрачным материалом. Выключатели устанавливаются с внешней стороны служебного помещения.

В служебном помещении предусматривается приточно-вытяжная вентиляция.

Служебное помещение оборудуется средствами прямой проводной связи и скрытой кнопкой тревожного вызова (устанавливается на рабочем столе дежурного по разбору), выведенными в зал (комнату) оперативного дежурного.

4. Металлические решетки устанавливаются на оконных проемах, снаружи служебного помещения в целях предотвращения совершения доставленными лицами противоправных действий, побегов и нанесения ими себе телесных повреждений.

1 Приказ Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. N 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам" (зарегистрирован в Минюсте России 11 апреля 2011 г., регистрационный N 20452).

Приложение N 2 к Наставлению

Правила оборудования служебных помещений для задержанных

1. Количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека.

2. Задержанные лица содержатся под охраной сотрудников полиции в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью.

3. Служебные помещения располагаются в помещениях дежурной части в непосредственной близости от рабочего места оперативного дежурного. В целях осуществления наблюдения могут использоваться аудио- и видеотехника.

4. Помещение для задержанных сообщается с залом (комнатой) оперативного дежурного через отдельный коридор. Стены помещения для задержанных штукатурятся гладко и не должны примыкать к общему коридору. В стене каждого помещения для задержанных, обращенной в сторону комнаты оперативного дежурного, устраивается максимально возможной ширины проем высотой не менее 2 м, который заполняется решетчатой перегородкой с решетчатой дверью. Перегородка и дверь изготавливаются из листовой стали 60 х 12 мм с размером ячейки 200 х 200 мм, которые с внутренней стороны обшиваются прозрачным органическим стеклом толщиной не менее 5 мм. Размер полотна двери - 0,75 х 1,9 м. Двери (без ручек с внутренней стороны) открываются наружу и закрываются на засов (задвижку). Навесные и другие замки для запирания дверей не применяются. Наружные стены комнаты для задержанных должны иметь толщину не менее 380 мм.

Если в помещении для задержанных отсутствует проем с прозрачным оргстеклом, допускается установка смотрового глазка в двери комнаты. В средней части двери помещения на высоте 1,5 м от пола монтируются конусообразные смотровые глазки диаметром около 140 мм в сторону обзора и 40 мм - с противоположной стороны. Смотровые глазки должны быть остеклены прозрачным органическим стеклом и закрываться бесшумно вращающейся крышкой из резины. Конус смотрового глазка заделывается штампованным по форме металлическим корпусом.

Также в дверях помещения для задержанных по центру на высоте 1,1 - 1,15 м от пола изготавливаются форточки размером не более 25 х 22 см, открывающиеся в сторону коридора. Для удержания форточки в горизонтальном положении делается уступ.

5. Помещения имеют в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м. Низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление предусматривается из армированного стекла, а наружное - из стекла типа "мороз". В оконных проемах вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами.

6. С наружной стороны оконного проема или между оконными переплетами (в зависимости от местных условий) устанавливается металлическая решетка из круглой стали диаметром 20 мм или поперечных полос сечением 60 х 12 мм. Размеры ячеек решетки составляют 120 х 200 мм. Закладные детали для крепления решеток заделываются в стену на 100-150 мм. Допускается установка на окнах жалюзи.

7. Помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией.

8. В помещении для задержанных устанавливаются скамьи (диваны), которые в ночное время могут быть использованы под спальные места, своим основанием должны быть соединены с полом, боковые поверхности обшиваются досками.

Внутри помещения для задержанных не должно быть выступающих труб, креплений, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудников полиции, самоубийства доставленных лиц или причинения иного вреда себе и окружающим.

9. Радиаторы отопления в помещении для задержанных защищаются кожухами из листового железа или решетками без острых выступов.

10. Электропроводка в помещении для задержанных прокладывается скрыто под штукатуркой. Электрические лампы для освещения размещаются в нишах над дверью или на потолке и ограждаются металлическими решетками или сетками, или небьющимся прозрачным материалом.

Приложение N 4 к Наставлению

Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах

Задержанные лица могут иметь при себе, хранить, получать в передачах:

продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся с истекшим сроком хранения, алкогольной продукции;

одежду (без поясных ремней, поясов, шнурков, подтяжек, галстуков и шарфов), головной убор, обувь (без шнурков и металлических набоек) - по сезону в одном комплекте;

нательное белье - по сезону в одном комплекте;

платки носовые;

предметы личной гигиены и туалетные принадлежности, в том числе туалетное мыло, туалетная бумага, зубная щетка, зубная паста, пластмассовые футляры для мыла и зубной щетки, кремы, расческа;

постельное белье в одном комплекте (две простыни и наволочка), полотенце;

столовые предметы (комплект пропиленовой посуды).

Примечание.

Для хранения указанных предметов в одном из помещений дежурной части оборудуются шкафы или полки-ячейки.

Приложение N 5 к Наставлению

Справочная информация

Выписка из нормативных правовых актов о лицах, пользующихся иммунитетом от задержания

1. Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью 1 .

2. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей 2 .

3. Судьи неприкосновенны 3 .

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.

Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей 4 .

4. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы <...> задержан, <...>, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.

В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден 5 .

5. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть <...> задержан, <...>, подвергнут <...> личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента Российской Федерации 6 .

6. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом 7 .

7. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5-7 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" 8 .

8. Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны <...> без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на должность в Счетную палату 9 .

9. Не допускаются задержание <...>, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления 10 .

10. При исполнении сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его <...>, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей <...> без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда 11 .

11. При исполнении сотрудником органов государственной охраны служебных обязанностей не допускаются <...> административное задержание, а также личный досмотр, досмотр находящихся при нем вещей, <.. .> без представителя соответствующего органа государственной охраны или без решения суда 12 .

12. Не допускаются задержание, <...>, личный досмотр руководителя следственного органа Следственного комитета и следователя, досмотр их вещей <...>, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также случаев задержания при совершении преступления 13 .

13. Зарегистрированный кандидат в депутаты представительных органов местного самоуправления и в выборные должностные лица местного самоуправления в субъектах Российской Федерации не может быть на территории муниципального образования <...> задержан <...>, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации 14 .

14. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности 15 .

1 Часть 1 статьи 91 Конституции Российской Федерации.

2 Часть 1 статьи 98 Конституции Российской Федерации, часть 1, подпункты "б", "в" части 2 статьи 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

3 Часть 1 статьи 122 Конституции Российской Федерации.

4 Часть 5 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

5 Части 1, 2 статьи 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".

6 Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи".

7 Часть 1 статьи 12 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

8 Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации".

9 Статья 29 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

10 Часть 2 статьи 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

11 Статья 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности".

12 Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране".

13 Часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации".

14 Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, прилагаемого к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

15 Статья 449 УПК.

1. Утвердить прилагаемое Наставление по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

2. Министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации организовать изучение личным составом органов внутренних дел утвержденного Наставления по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации и обеспечить его исполнение.

3. Установить, что приказ МВД СССР от 9 октября 1989 г. N 241 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.
Министр

Приложение

к приказу МВД РФ

Наставление
по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства
внутренних дел Российской Федерации

Настоящее Наставление по службе связи Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации*(1) определяет назначение, основы организации и порядок деятельности службы связи в системе Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2) .

Действие Наставления распространяется на личный состав органов управления и подразделений ГПС, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России пожарно-технического профиля.

При организации службы связи ГПС личным составом органов управления и подразделений ГПС обязательно выполнение требований, утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами, регламентирующими особенности организации службы связи ГПС в этих органах управления и подразделениях.

I. Общие положения

1. Служба связи территориального гарнизона пожарной охраны субъекта Российской Федерации*(3) организуется в соответствии с настоящим Наставлением. В ее состав включаются подразделения и мобильные средства, предназначенные для осуществления функций связи в гарнизоне.

2. Непосредственное руководство использованием и техническим обслуживанием средств связи территориального гарнизона осуществляет начальник службы связи гарнизона, который назначается на основании приказа начальника соответствующего территориального органа управления ГПС субъекта Российской Федерации*(4) , в местном гарнизоне пожарной охраны*(5) - приказом соответствующего руководителя подразделения ГПС, уполномоченного на это начальником территориального органа ГПС.

3. Служба связи может создаваться на постоянной штатной основе или на нештатной основе. Служба связи на постоянной штатной основе создается решением МВД России по представлению соответствующих органов управления ГПС.

Нештатная служба связи создается в территориальных и местных гарнизонах в порядке, предусмотренном Уставом службы пожарной охраны*(6) , утвержденным приказом МВД России от 5 июля 1995 г. N 257*(7) .
Приказом МВД РФ от 6 июля 2005 г. N 538 названный приказ признан утратившим силу
4. В состав служб связи (нештатных служб связи) территориальных и местных гарнизонов входят штатные подразделения связи и отдельные специалисты связи соответствующих центров (пунктов) управления и узлов связи ГПС, а также специальные ремонтные подразделения, посты технического обслуживания и ремонта и подвижные мастерские связи.

5. Ответственность за организацию службы связи возлагается на начальника УГПС (ОГПС), в закрытых административно-территориальных образованиях и подразделениях Первого управления Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России*(8) - на начальников (командиров) управлений (отделов) и воинских частей Первого управления ГУГПС.

6. В настоящем Наставлении применяются следующие термины и определения:

служба связи - система подразделений связи ГПС, а также вид деятельности по обеспечению связи в ГПС, эффективному комплексному применению средств связи и квалифицированной технической эксплуатации этих средств в органах управления и подразделениях;

связь - совокупность сетей и служб связи, функционирующих на территории Российской Федерации как единый организационно-технический комплекс, обеспечивающий управление в системе ГПС;

средства связи - техническая база для обеспечения процессов сбора, обработки, накопления и распределения информации;

узел связи - организационно-техническое объединение сил и средств связи для обмена информации с органами управления, подразделениями ГПС и должностными лицами в процессе управления;

канал связи - совокупность технических средств (передатчик, приемник, линия связи или иная среда распространения*(9) , обеспечивающих передачу информации;

эксплуатация средств связи - комплекс организационно-технических мероприятий, обеспечивающих функционирование средств связи в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации;

техническое обслуживание средств связи - комплекс работ для поддержания исправности и работоспособности аппаратуры связи при ее подготовке к использованию и в процессе применения по назначению, а также при хранении и транспортировании;

метрологическое обеспечение - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на соблюдение единства и требуемой точности измерений параметров средств связи и автоматизации с целью поддержания их в постоянной готовности к действию;

ремонт средств связи - комплекс работ по восстановлению исправности или работоспособности аппаратуры связи;

ресурс средств связи - время гарантированной наработки до момента списания.