Правовое регулирование экономических отношений. Административное наказание Охарактеризуйте меры административной ответственности


МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Административная ответственность - разновидность административного принуждения, вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконным актами, либо их нормами об административных правонарушениях;

Основанием административной ответственности является административное правонарушение;

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания;

Административные взыскания поменяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи);

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей;

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Административные наказания выражаются либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.

Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя.

Административные наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

Основными видами административных наказаний являются:

Предупреждение;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения административного правонарушения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

Лишение специального права, предоставленного гражданину;

Исправительные работы;

Административный арест;

Административное выдворение из пределов Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства;

Дисквалификация.

Привлечение к административной ответственности и наложение административного взыскания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения с работы.

В теории административного права меры административного принуждения классифицируются по следующим видам:



Меры административного предупреждения;

Меры административного пресечения;

Меры административной ответственности;

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры административного предупреждения представляют собой средства и способы административно-правового характера, используемые соответствующими субъектами государственного управления в целях предупреждения правонарушений либо в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности. В свою очередь меры административного предупреждения подразделяются на две группы: меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, и меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности.

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность. Такими мерами являются, в частности, проверка документов, личный досмотр, контрольные и надзорные проверки и др.

Меры, осуществляемые в чрезвычайных обстоятельствах или в целях предупреждения угроз общественной и личной безопасности, включают в себя, в частности:

Установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда из нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;

Введение карантина;

Принудительное выселение из домов, грозящих обвалом;

Меры противопожарной безопасности;

Технический осмотр транспортных средств и ряд других.

Все административно-предупредительные меры характеризуются отсутствием правонарушения как основания их применения и вины тех, в отношении кого они применяются. Основанием их применения является наступление особых, иногда чрезвычайных обстоятельств, предусмотренных правовой нормой.

Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания. Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил и т.п. Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок1. Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

Меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание, доставление в милицию и др.);

Меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охот ничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

Меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

Меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

Меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

Меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (приостановление (аннулирование) действия лицензии и др.);

Меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации. К мерам административного принуждения относятся меры административной ответственности, которые определены КоАП РФ и под которыми следует понимать меры наказания, назначаемые в соответствии с КоАП РФ за совершение административных правонарушений.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами:

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях;

Меры, осуществляемые в целях предупреждения правонарушений, имеют профилактическую направленность;

Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред. Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания;

Меры административного пресечения тесно связаны с мерами административной ответственности и нередко предшествуют им, обеспечивая возможность ее фактической реализации.

В соответствии со ст. 1.3. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №195 - ФЗ 11 Российская газета. - 31 декабря 2001 г. - № 256 (с изм. и доп. от 27 июля 2006 г.) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных в КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2. КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иные признаки. Перечень наказаний дан в определенной последовательности от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов Российской Федерации, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания 11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 542.

В настоящее время КоАП РФ установлены восемь видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

предупреждение;

административный штраф;

возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

дисквалификация;

административное приостановление деятельности.

В отношении физических лиц могут применяться все эти виды административных наказаний. В отношении юридических лиц - только такие административные наказания, как предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Все административные наказания характеризуются общим основанием их применения - совершением административного правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях, кроме того, определяет единые принципы и порядок их назначения. Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально-правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специально права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация). Отметим, что назначение шести из девяти предусмотренных КоАП РФ видов наказаний находится в юрисдикции судей. К наказаниям, которые может назначать только судья, относятся: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Эти наказания назначаются судьями по всем составам правонарушений, за совершение которых они предусмотрены. В административном порядке КоАП РФ разрешает применять только предупреждение, штраф и в отдельных случаях - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Дополнительное наказание назначается в качестве второго наказания к основному. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа этилового питьевого спирта (за исключением продажи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям), спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов влечет наложение административного штрафа (основное наказание) с конфискацией этилового спирта (дополнительное наказание).

В соответствии со ст. 3.3. КоАП РФ предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание.

Меры административной ответственности можно охарактеризовать в зависимости от ограничений, устанавливаемых для правонарушителя.

Предупреждение (ст. 3.4. КоАП) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является 11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 19.

Предупреждение как мера административного наказания всегда назначается путем вынесения соответствующего письменного постановления и вручения или направление копии постановления лицу, привлеченному к административной ответственности, или его законному представителю. Предупреждение - самая легкая по карательному воздействию мера административного наказания. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. Это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, предупреждение - мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения возможно освободить лицо, его совершившее, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением как мерой наказания. Устное замечание не относится к наказаниям и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Эта мера морального воздействия.

Административный штраф (ст. 3.5. КоАП РФ) представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он достаточно эффективен, наиболее распространен и может применяться только в качестве основного административного наказания. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административный штраф может выражаться в величине, кратной:

1. минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

3. сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц - 50 МРОТ, на юридических лиц - 1000 МРОТ.

Однако административный штраф за нарушение должностными лицами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей среды, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма может быть установлен с превышением указанных размеров. В этом случае административный штраф не может превышать для должностных лиц 200МРОТ, а для юридических лиц - 5000 МРОТ. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного нарушения (3.6. КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения) либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

Данное административное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера, применяемой в отношении физического или юридического лица - собственника вещи, использованной им в качестве орудия совершения административного правонарушения или явившейся предметом административного правонарушения. Изъятие вещи, не принадлежащей правонарушителю на праве собственности (например, изъятие предметов незаконной охоты, рыболовных сетей, не принадлежащих правонарушителю на праве собственности) не является административным наказанием 11 Стахов А.И. Административная ответственность: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - С. 20.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

В КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в пятидесяти статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт или алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота и рыболовство - основной источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье ружье, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты и рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7. КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

С учетом конституционного положения о невозможности лишения имущества иначе как по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Подчеркнем, что в ст. 3.7. КоАП РФ не содержится положения, согласно которому конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет.

Соответственно, КоАП РФ допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих предметами.

Лишение специального права, представленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования эти правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В ст. 3.8. КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного наказания, в отличие от аналогичной ст. 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР, не уточняется содержание специальных прав, которых может быть лишен гражданин. В Особенной части КоАП РФ предусмотрено лишение права охоты; права на управление транспортным средством, самоходной машиной или другими видами техники; права на управление воздушным судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном; права на управление автомототранспортными средствами.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Так, в соответствии со ст. 8.37КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права охоты на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП РФ срока лишения права управления транспортными средствами находится в пределах от одного месяца до одного года.

Лишение специального права назначается только судьей. Это новое положение законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке) 11 Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. - 2 -е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2006. - С. 552.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

В настоящее время КоАП РФ устанавливает возможность назначение административного ареста за совершение десяти видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст. 19.3 КоАП); мелкое хулиганство (ст. 20.1); организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирование в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 3 ст. 20.2); демонстрация фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5) и др.

Административный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток.

Арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять требования установленного режима их пребывания в этих приемниках.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест не может применяться к четырем категориям лиц: беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; лицам, не достигшим 18 лет (несовершеннолетним); инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Это наказание применяется только к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Граждане РФ не могут быть лишены гражданства РФ, выданы другому государству, выдворены за пределы России.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - компетентными должностными лицами органов исполнительной власти. Таким должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиями сотрудники пограничных органов.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация - новый вид административного наказания, которого не было в ранее действовавшем КоАП РСФСР. Ее следует отличать от административного наказания в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Дисквалификация применяется за нарушение административно-правовых запретов только к субъектам, обладающим особым правовым статусом, - определенному кругу лиц, управляющих юридическим лицом, а также к индивидуальным предпринимателям. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Вывод: Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Административная ответственность является разновидностью государственного принуждения, регулируемого административно-правовыми нормами. Меры административной ответственности в сфере административно-правового регулирования находят применение наряду с административно-пресекательными, административно-восстановительными мерами, мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Согласно КоАП, мерами административной ответственности являются административные взыскания, которые применяются в целях защиты правопорядка, воспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предупреждения совершения правонарушений другими лицами. Применение восстановительных мер КоАП не относит к административной ответственности (ст.39). Узкий подход законодателя к пониманию административной ответственности послужил на практике одним из оснований для выдвижения положения о существовании в законодательстве особого вида юридической ответственности – экономической (финансовой) ответственности. Административные взыскания тесно связаны между собой, образуют стройную систему и являются карательными по своей сути, поскольку состоят в ограничении или лишении каких–либо прав или благ.

В Кодексе об административных правонарушениях (ст.23–31) закреплены следующие виды административных взысканий: а) предупреждение; б) штраф; в) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; г) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; д) лишение специального права, предоставляемого данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); е) исправительные работы; ж) административный арест.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме и является наиболее мягкой мерой наказания. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений (например: за непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками (ч.1 ст.100 Ко АП), за нарушение правил пользования жилыми помещениями (ст.141 Ко АП). Предупреждение, как и любое другое административное взыскание, налагается путем издания письменного постановления о наложении административного взыскания. Устное предупреждение в адрес гражданина со стороны соответствующих должностных лиц (хотя бы и с использованием слова «предупреждаю») не может рассматриваться в качестве взыскания и вызывать правовых последствий.

Штраф – взыскание имущественного характера в денежной форме в доход государства, наиболее распространенное среди других взысканий, предусмотренное за все виды административных правонарушений, и налагаемое в установленных законодательством случаях и пределах. Новая редакция ст.26 КоАП, установленная Законом в декабре 1997 г. гласит: «Штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц – пятисоткратного размера минимальной заработной платы. Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы».

Возмездное изъятие состоит в принудительном изъятии только того предмета, который является орудием совершения или непосредственным объектом совершенного административного правонарушения. Изъятый предмет реализуется, а вырученная от реализации сумма за вычетом расходов по реализации изъятого предмета передается бывшему собственнику. Данная мера административной ответственности применяется законодателем лишь в случаях нарушения правил перевозки опасных веществ и предметов на воздушном транспорте (ст.107 КоАП), хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов (ст.174 КоАП) и при уклонении от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов (ст.176 КоАП).

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (ст.28 КоАП). Согласно ч.3 ст.37 КоАП, конфискация вещей и предметов по делам об административных таможенных правонарушениях производится независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. Конституционный Суд Республики Беларусь в своем решении от 25 апреля 2001 г. «О соответствии Конституции ст.37 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и практики ее применения» отметил неконституционность судебной практики по делам об административных таможенных правонарушениях в части неприменения конфискации со ссылкой на истечение двухмесячного срока, вопреки требованиям ч.3 ст.37 КоАП, позволяющей налагать административное взыскание в виде конфискации вещей независимо от времени совершения или обнаружения административного правонарушения. Конституционный Суд также предложил Верховному Суду обеспечить единообразие судебной практики в соответствии с ч.3 ст.37 КоАП.

Осуществление конфискации предметов в административном порядке противоречит ст.44 Конституции Республики Беларусь, согласно ч.5 которой принудительное отчуждение имущества допускается лишь по постановлению суда.

Лишение специального права, предоставленного гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты), применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются такими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (ст.29 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей) правонарушителям, имеющим постоянную работу. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней.

Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей) лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток.

Кроме того, для иностранцев и лиц без гражданства предусматривается принудительное выдворение (депортация) этого лица за пределы РБ.

В гл.4 Кодекса об административных правонарушениях закреплен порядок применения мер административной ответственности. Законодатель обязывает, чтобы органы и должностные лица при наложении взыскания учитывали характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягощающие ответственность. В ст.33 и 34 Кодекса об административных правонарушениях даны перечни обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Законодателем признается примерный перечень обстоятельств, смягчающих ответственность. Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым, исчерпывающим. Административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Административная ответственность -- вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. -- М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. С.239..

В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности.

В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему:

  • а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права Там же.. В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только федеральными законами; дисциплинарная -- законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий работников; материальная ответственность -- законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях -- нормами административного права;
  • б) основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной -- преступление;

дисциплинарной -- дисциплинарный проступок; материальной -- причинение материального вреда (ущерба);

в) субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. Уголовной -- физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т. п. Природа этих мер не определена в законодательстве Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. -- М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. С.240..

Физические лица субъектами административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д.

  • г) за административные правонарушения предусмотрены административные наказания. За преступления -- уголовные наказания, за дисциплинарные проступки -- дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
  • д) административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: судов; исполнительной власти и др. Уголовные наказания -- только судом; дисциплинарные взыскания -- органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности -- судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях -- в административном порядке;
  • е) административные наказания применяются органами и должностными лицами на не подчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности, например, к военнослужащим;
  • ж) применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное наказание в течение установленного срока;
  • з) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные -- в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства;

дела о материальной ответственности -- как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих ее от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами -- административные наказания Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. -- М.: ИКД «Зерцало-М», 2003. С.241..

Административное наказание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Их особенность состоит в следующем:

они носят ярко выраженный санкционый характер, чем отличаются от других видов мер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;

воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, поскольку достигается простым, быстрым и наглядным способом;

взыскания могут применять не только органы государственного управления, но и другие субъекты прав -применения;

все административные взыскания налагаются на основе специального индивидуального акта управления - постановления или решения;

наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на то органами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитывается характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

являются эффективным средством реализации института ответственности (под которой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет о своем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понести наказание в виде административного взыскания).

Под системой административных взысканий понимается перечень различных по степени тяжести и правовым последствиям видов наказаний. В статье 3.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях дан исчерпывающий перечень административных наказаний:

предупреждение;

административный штраф;

  • 3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • 5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

административный арест;

  • 6. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • 7. дисквалификация.

В настоящее время, согласно ст. 30 Закона РФ «О Государственной границе РФ» и ст. 23.10 КоАП РФ ПС России имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их ведению законодательством РФ. В пределах своей компетенции должностные яйца органов и войск ПС рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11, 8.16 - 8.20, 8.33, 8.35, ч. 2 ст. 8.37, ст. 8.38,18.1-18.7, 18.14, ч. 2 ст. 19.4 и исполняют постановления по ним.

В соответствии с КоАП РФ должностные лица пограничных органов и пограничных войск ФСБ РФ имеют право налагать следующие виды административных наказаний:

Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Должностное лицо пограничного органа, вынесшее постановление о наложении административного наказания в виде предупреждения объявляет его лицу, совершившем административное правонарушение, сразу после окончания дела. Копия постановления вручается под расписку лицу в отношении, которого оно вынесено. При отсутствии нарушителя в момент вынесения постановления ему в трёхдневный срок высылается копия, о чем делается соответствующая запись в деле.

Административный штраф (ст. 3.5 КоАП РФ) является денежным взысканием. Статьей 31.5 установлено, что лицу, привлеченному к административной ответственности, может быть предоставлена рассрочка уплаты на срок до трёх месяцев..

Штраф вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности в банк или иную кредитную организацию, за исключением случаев, когда штраф взымается на месте совершения физическим лицом административного правонарушения. Такому лицу выдается постановление- квитанция установленного образца.

Копия документа, свидетельствующего об уплате штрафа, направляется судье, в орган либо должностному лицу, вынесшему постановление. Если такой документ отсутствует, то по истечении 30 дней судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу- исполнителю для взыскания суммы штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законодательством.

Взыскание штрафа с иностранного гражданина или лица без гражданства осуществляется в общем порядке.

3. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ - уполномоченными должностными лицами пограничных органов.

1. КоАП на действия коллективных субъектов не распространяется, а ответственность регулируется другими нормативными правовыми актами: указами Президента и постановлениями Правительства.

2. Наличие вины не является обязательным условием привлечения их к ответственности. В ряде случаев сам факт противоправного поведения считается достаточным основанием для наложения административных взысканий, если причиной неправомерных действий не стала непреодолимая сила. Презумпция невиновности на организации не распространяется.

3. К коллективным субъектам применяются такие административные взыскания, как штраф, отзыв лицензии, ликвидация (запрещение деятельности), закрытие.

4. С названными выше материально-правовыми признаками связаны и процессуальные особенности этой категории дел. Процессуальным основанием для рассмотрения дела в таких случаях часто является не протокол об административном правонарушении, а материал или акт проверки.

Нельзя также, по мнению авторов, рассматривать проблему административной ответственности юридических лиц без учета виновности уполномоченных должностных лиц. К совершению административного правонарушения юридическим лицом приводит действие конкретного должностного лица, и его ответственность не должна выпадать из сферы применения административного взыскания. В одних случаях ответственность должностных лиц может быть административной, если его действия образуют состав административного правонарушения, и дисциплинарной, поскольку совершение правонарушения должностным лицом является следствием несоблюдения или нарушения своих служебных обязанностей.

Должностными лицами называются служащие, выполняющие организационно-распорядительные функции по реализации компетенции государственного или общественного органа, совершающие при их осуществлении юридически значимые действия, влекущие правовые последствия для других субъектов права и несущие повышенную ответственность за необеспечение выполнения установленных для них правил.

Наиболее многочисленной по количеству и неоднородной по составу является группа индивидуальных субъектов. С учетом особенностей их правого статуса данных субъектов можно разделить на общих, специальных, особых.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16- летнего возраста и вменяемые.

Специальных субъектов административной ответственности можно классифицировать по разным основаниям. Так, по особенностям административно-правового статуса их целесообразно разделить на четыре группы:

1) имеющие признаки, характеризующие их служебные, трудовые обязанности: а) должностное лицо; б) лицо, ответственное за соблюдение тех или иных специальных правил; в) работник предприятия торговли или общественного питания; г) механизатор; д) служитель культа;

2) обладающие признаками, характеризующими специальные обязанности: а) водитель автомашины; б) судоводитель маломерного судна; в) призывник, военнообязанный; г) иностранец и лицо без гражданства; д) лицо, имеющее разрешение органа внутренних дел на хранение огнестрельного оружия и боеприпасов; е) родители и лица, их заменяющие;

3) имеющие признаки, касающиеся физического состояния лица: а) лицо, больное венерическим заболеванием, б) лицо, совершившие поступок в состоянии опьянения;

4) обладающие признаками, характеризующими прошлое поведение лица: а) поднадзорный, б) лицо, совершившее административный проступок повторно.

В некоторых случаях лица, совершившие административные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность за правонарушения - военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава ОВД и др.

Субъективная сторона правонарушения (проступка) характеризует прежде всего внутреннее психическое отношение виновного к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.

К ее признакам относятся вина (в форме умысла или неосторожности), мотив и цель. Данные признаки подразделяются по тем же правовым основаниям, что и в объективной стороне, на обязательные и дополнительные (факультативные). К обязательным относится вина (в форме умысла или неосторожности), к дополнительным (факультативным) - мотивы и цель деяния. Кроме того, иногда учитываются эмоции как обстоятельства, смягчающие ответственность.

Вина является условием административной ответственности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, как указано в ст. 10 КоАП, если лицо, его совершившее, сознавало действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Формула неосторожности законодательно закреплена в ст. 11 КоАП «Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело наступление вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть».

3. Меры административной ответственности.

3.1. Понятие и система административных взысканий.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

1) наказание виновных;

2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;

3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

I. Взыскания морального характера:

1. предупреждение.

II. Денежные и имущественные взыскания:

2. конфискация;

3. возмездное изъятие.

III. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:

1. исправительные работы;

2. административный арест;

3. временное лишение специальных прав. Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;

2) они устанавливаются широким кругом органов;

3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.