Какие органы рассматривают дела об административных правонарушениях. Раздел iii. судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Административное производство в России: перспективы развития


Четкое определение круга органов (должностных лиц), правомоч­ных вести производство по делам об административных правонару­шениях, имеет важное значение для обеспечения его эффективности. При этом ведущая роль отводится вполне закономерно судьям; их дея­тельность по рассмотрению и разрешению административных дел ха­рактеризуется в качестве существенной гарантии прав привлекаемых к административной ответственности лиц.

а) Судьи (в перспективе мировой судья) районных (городских) су­дов рассматривают значительное число административных дел по пра­вонарушениям, посягающим на права граждан (например, наруше­ние избирательных прав, законодательства о труде и его охране, о соб­раниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, при­нуждение к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.); на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (например, незаконное врачевание занятие проституцией и т.п.); собственность (например, уничтоже­ние или повреждение чужого имущества, мелкое хищение и т.п.); ос­новы коммерческой деятельности например, занятие запрещенными видами такой деятельности и т.п.); финансы и систему налогообло­жения (например, воспрепятствование обследованию органом налого­вой службы или налоговой полиции производственных, складских и иных помещений и т.п.; порядок управления (например, неповинове­ние законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, представителя органа государственного надзора и т.п.); общественный порядок и общественную безопасность (напри­мер, мелкое хулиганство и т.п.).

Установлено, что дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается административное взы­скание в виде административного выдворения из пределов Россий­ской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, административного ареста либо конфискации или возмездного изъятия предметов, являющихся орудием совершения или непосред­ственным объектом правонарушения, лишения специального права, предоставляемого лицу, рассматриваются судьей.

б) Комиссии по защите прав несовершеннолетних, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрацией сов­местно с соответствующими органами местного самоуправления, расс­матривают дела об административных правонарушениях, совершен­ных несовершеннолетними, а также о неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязательств по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении несовершеннолетних в употребле­ние спиртных напитков или одурманивающих веществ. Дела иного рода, например, о правонарушениях в области дорожного движения, рассматриваются комиссиями в тех случаях, когда орган (должност­ное лицо), к которому поступило дело, передает его на рассмотрение комиссии.



в) Органы Федеральной инспекции труда при Министерстве тру­да и социального развития Российской Федерации (Рострудинспекции) рассматривают дела о нарушениях законодательства о труде и охране труда, а также о непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения. От имени Феде­ральной инспекции дела рассматривают Главный государственный инспектор труда, руководители государственных инспекций труда, го­сударственные правовые инспекторы труда, государственные инспек­торы по охране труда.

г) Органы внутренних дел (полиции) рассматривают значитель­ное количество дел об административных правонарушениях. Напри­мер, это дела о незаконном приобретении или хранении наркоти­ческих средств в небольших размерах, о потреблении наркотических средств без назначения врача, о мелком хищении, о незаконном посе­ве и выращивании наркотикосодержащих растений, о действиях, уг­рожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте и полетов, а также на водном транспорте, о нарушении правил государственной регистрации и прохождения государственного техни­ческого осмотра транспортных средств, о превышении установленной скорости движения, о незаконной торговле товарами (иными предме­тами), свободная реализация которых запрещена или ограничена, о незаконных операциях с иностранной валютой, о нарушении иммиг­рационных правил, о применении насилия в отношении должностных лиц органа, уполномоченного осуществлять административно-процес­суальные действия, о проживании граждан Российской Федерации без удостоверения гражданина (паспорта) или без регистрации, о мелком хулиганстве, о нарушении требований режима чрезвычайного поло­жения, о производстве, продаже, передаче, приобретении, хранении или ношении оружия, запрещенного в Российской Федерации и т.п.



Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе: начальники и заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел, начальники территориальных отделов отделений полиции и их заместители, на­чальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции, должностные лица Государственной автомобильной инспекции, а также другие сот­рудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соот­ветствующих правил.

д) Государственные органы, на которых возложено осуществ­ление контрольно-надзорных функций и полномочий. Их система крайне разнообразна, часто изменяема, что, естественно, уменьшает возможности реального и строгого контроля за законностью их дейст­вий. В настоящее время к числу таких органов отнесено 51 подразде­ление государственного аппарата. Все они осуществляют надзор за соблюдением физическими, а нередко и юридическими лицами специальных общеобязательных правил, нарушение которых влечет за собой административную ответственность. Это, например, органы санитарно-эпидемиологического надзора, государственного ветерина­рного Надзора, государственного экологического контроля, государст­венного контроля в сфере охраны и использования недр. Федерально­го горного и промышленного надзора Российской Федерации, государ­ственной противопожарной службы, государственной налоговой служ­бы, государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, Федеральной службы России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, государственного пробирного надзора, Федеральной пограничной службы, миграционной службы, государственной жилищной инспек­ции и т.д.

49.Доказательства по делу об административных правонарушениях: понятия и виды.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Виды доказательств:

· протоколы;

· объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;

· показания потерпевшего, свидетелей;

· заключение эксперта;

· иные документы;

· показания специальных технических средств;

· вещественные доказательства.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции:

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными исходя из задач и функций.

    Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    К учреждениям, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся учреждения уголовно-исполнительной системы (ст. 23.4), учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор (ст. 23.54).

    К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы (ст. 23.10), а также военных комиссаров (ст. 23.11).

    Наряду с определением компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ и учреждений этих органов субъекты РФ могут создавать для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, также административные комиссии и иные коллегиальные органы.

    Налоговые органы, Государственные семенные инспекции, Органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, Таможенные органы и т.д. также рассматривают дела об административных правонарушениях.

    51. Рассмотрение дела об административном правонарушении

    Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

    1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;

    2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;

    3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

    4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;

    5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;

    6) имеются ли ходатайства и отводы.

    Судья, член коллегиального органа, должностное лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это лицо:

    1) является родственником лица, участвующего в деле;

    2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.

    При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение:

    1) о назначении времени и места рассмотрения дела;

    2) о вызове необходимых лиц, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

    3) об отложении рассмотрения дела;

    4) о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол;

    5) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности.

    Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

    Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола.

    При рассмотрении дела об административном правонарушении:

    1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

    2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица или юридического лица;

    3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

    4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

    5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

    6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

    7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

    а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

    в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

    8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

    9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

    Оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматриваются в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса:

    1) судьями (мировыми судьями);

    3) федеральными органами исполнительной власти (их около 60), их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

    1) мировыми судьями;

    2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 22.2. Полномочия должностных лиц

    1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 настоящего Кодекса, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 настоящего Кодекса. Дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов уполномочены рассматривать:

    1) руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, их заместители;

    2) руководители структурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их заместители;

    3) иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации надзорные или контрольные функции.

    2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, от имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    3. Должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обладают этими полномочиями в полном объеме, если главой 23 настоящего Кодекса или законом субъекта Российской Федерации не установлено иное.

    Органы внутренних дел (милиция), налоговые органы, таможенные органы, военные комиссары, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы, многочисленные органы, осуществляющие государственный контроль и надзор (санитарный, ветеринарный, экологический, природоохранный, энергетический, пожарный, жилищный, строительный и т.п.)

    Особенности рассмотрения дел арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают дела о правонарушениях, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии со ст. 23.1. КоАП РФ. По этим делам арбитражные суды выступают как органы административной юрисдикции, то есть, наказывающие от имени государства лиц, нарушивших нормы права. По общей логике производство по делу об административном правонарушении должно регулироваться КоАП РФ, поскольку это административное судопроизводство. Однако Высший Арбитражный суд разъяснил, что производство должно вестись по правилам АПК РФ. Таким образом, суд выступает как орган административной юстиции.

    Обжалование постановления о назначении административного наказания осуществляется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Рассмотрение жалобы - это другое производство, другой вид процесса, т.к. при этом осуществляется судебный контроль за законностью назначения наказания, суд выступает как орган административной юстиции.

      ОРГАНЫ, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ: ВИДЫ, КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ

      М.С. СТУДЕНИКИНА

      Разнообразие и распространенность административных правонарушений обусловили множественность таких органов, не однородных по своему характеру и организационно не подчиненных между собой. Одни органы специально созданы для разрешения дел об административных правонарушениях, другие - выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций. Поэтому в настоящее время можно говорить скорее не о системе органов административной юрисдикции, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а об их определенной совокупности, представленной в виде законодательно установленных перечней.

      В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ (в редакции ФЗ от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных непосредственно самим Кодексом, могут быть рассмотрены:

      1) судьями (мировыми судьями);

      3) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

      4) Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

      5) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанными в главе 23 КоАП РФ.

      Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

      1) мировыми судьями;

      2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

      3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Федерации;

      4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Федерации.

      Несмотря на то что в перечнях органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, первыми названы судьи (мировые судьи), на сегодняшний день самое большое количество дел об административных правонарушениях рассматривается все же органами исполнительной власти. В разделе III КоАП РФ ("Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях") перечень органов исполнительной власти с юрисдикционными полномочиями занимает 72 позиции. В основном это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции.

      Федеральные органы исполнительной власти реализуют предоставленные им полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях через свои структурные подразделения, территориальные органы и их структурные подразделения, а также через уполномоченные на то государственные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти.

      От имени федеральных органов исполнительной власти, которые наделены правом осуществлять юрисдикцию по делам об административных правонарушениях, эти дела рассматривают единолично уполномоченные на то должностные лица этих органов. Непосредственный перечень таких должностных лиц устанавливается соответствующими статьями главы 23 КоАП РФ.

      Вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Федерации, решается законодателем субъекта Федерации самостоятельно.

      Система органов исполнительной власти сама по себе в высшей степени динамична и изменчива. Поэтому КоАП РФ закрепляет принцип решения вопроса о том, какой орган должен будет рассматривать дела об административных правонарушениях при упразднении, реорганизации или переименовании органов с юрисдикционными полномочиями. В КоАП РФ нашли законодательное отражение три возможные ситуации:

      1) в случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения изменения в Кодекс или закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции;

      2) в случае изменения наименований указанных в главе 23 Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов они продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в Кодекс или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений;

      3) в случае упразднения указанных в главе 23 Кодекса или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в Кодекс или закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

      Нормы подобного содержания, закрепленные в КоАП РФ (ст. 22.3), укрепляя авторитет суда, способствуют обеспечению бесперебойной реализации Особенной части Кодекса в моменты часто происходящих организационно-структурных и организационно-штатных изменений в системе органов исполнительной власти.

      КоАП РФ в главах 22 и 23 определил не только перечень органов, полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях, но и категории самих дел, подведомственных каждому органу, включенному в этот перечень. Четкое распределение полномочий между субъектами административной юрисдикции имеет важное значение для обеспечения всестороннего и объективного выяснения всех обстоятельств дела и разрешения его в точном соответствии с законом.

      Как уже отмечалось, первыми в перечне органов в главе 23 КоАП РФ названы судьи (мировые судьи), полномочия которых в разрешении дел об административных правонарушениях в последние годы существенно расширились. Это расширение шло по нескольким направлениям.

      Во-первых, значительно увеличился перечень категорий дел, которые в соответствии с КоАП РФ могут рассматриваться по первой инстанции только судьями. Сейчас такой перечень составляют дела свыше 180 категорий.

      Прерогативой суда являются сложные дела о наиболее серьезных правонарушениях, где особенно необходимы компетентность и профессионализм в вопросах права, гарантии от возможного проявления ведомственности при вынесении решения.

      Во-вторых, восемь из десяти предусмотренных статьей 3.2 КоАП РФ административных наказаний могут быть назначены только судьей. К числу таких административных наказаний отнесены те, применение которых создает весьма серьезные правовые последствия для гражданина. Так, например, административный арест - это кратковременное лишение гражданина свободы, его изоляция на определенный срок от общества. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - это лишение гражданина его имущества, что может быть осуществлено, в соответствии с Конституцией РФ, только по решению суда. Лишение специального права и дисквалификация часто могут выступать лишением человека на длительное время работы по специальности и, следовательно, источника его существования. Применение административных наказаний такого характера должно быть обеспечено максимумом гарантий, который в большей степени может обеспечить судебный порядок разбирательства.

      В-третьих, расширена так называемая альтернативная судебная подведомственность. В КоАП РФ содержится более 60 составов административных правонарушений, которые рассматриваются в судебном порядке, если орган (должностное лицо), к которому первоначально поступило дело, сочтет необходимым передать его на рассмотрение судье. Такая передача может быть обусловлена личностью нарушителя или характером самого правонарушения, за совершение которого, по мнению субъекта административной юрисдикции, рассматривающего дело, недостаточно применения наказания, которое он может назначить, а нужно использовать предусмотренное санкцией конкретной статьи "Особенной части" КоАП РФ более суровое наказание, назначение которого является прерогативой судьи.

      Особенность предметной подведомственности таких дел состоит в том, что судья, установив состав административного правонарушения, вправе не согласиться с мнением передающего органа и применить любое административное наказание в пределах санкции соответствующей статьи. Следует подчеркнуть, что если речь идет о назначении одного из дополнительных наказаний, являющихся исключительной прерогативой суда, то он должен рассматривать дело в полном объеме, решив вопрос о применении как основного, так и дополнительного наказания (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5).

      В-четвертых, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, которые были подведомственны органам исполнительной власти, перечисленным в главе 23 КоАП РФ, в случае упразднения этих органов до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ.

      В-пятых, только судья наделен правом при рассмотрении дела об административных правонарушениях одновременно решать вопрос о возмещении причиненного административным правонарушением имущественного ущерба. Причем полномочия судьи не ограничены какими-либо суммами ущерба. Единственное условие, закрепленное КоАП РФ, - это возможность вынесения судьей решения о возмещении ущерба при отсутствии спора сторон по этому поводу (ст. 4.7).

      В соответствии со ст. 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, подведомственных суду по первой инстанции, могут рассматриваться судьями районных судов, гарнизонных военных судов, арбитражных судов и мировыми судьями. В такой ситуации требуется особая четкость в определении подсудности дел для разных видов судей. Соблюдение установленных в законе правил подсудности, являясь одним из аспектов обеспечения принципа законности, служит гарантией защиты от произвольной передачи дела об административных правонарушениях от одного субъекта юрисдикции к другому по усмотрению самих правоприменительных органов.

      Общее правило решения вопроса о подсудности дел об административных правонарушениях таково: дела, указанные в ст. 23.1 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями, если специальными частями этой же статьи Кодекса не установлено иное. Эти специальные нормы определяются исходя из следующих обстоятельств: 1) особенностей субъекта правонарушения; 2) наличия или отсутствия административного расследования как особой формы возбуждения дела об административном правонарушении; 3) вида применяемого административного наказания. Таким образом, подсудность дела мировым судьям определяется путем исключения из их подсудности категорий дел, отнесенных к рассмотрению судей районных судов, гарнизонных военных судов или арбитражных судов.

      Пользуясь установленными самим КоАП РФ критериями подсудности, проиллюстрируем принципы определения подсудности судей районных, гарнизонных военных и арбитражных судов.

      Если субъектом административных правонарушений являются военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, то такие дела рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

      В КоАП РФ закреплено правило о том, что если по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 1 и 2 ст. 23.1, проводилось административное расследование, то их рассмотрение входит в юрисдикцию судей районных судов. Аналогичное решение (т.е. в пользу судей районных судов) принято Кодексом и в отношении дел об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и должности муниципальной службы.

      Административное расследование выступает в качестве процессуального критерия предметной подведомственности дел об административных правонарушениях судьям районных судов. При этом важно подчеркнуть следующие обстоятельства. Если судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению установит, что административное расследование фактически не проводилось (т.е. в рамках административного расследования никаких процессуальных действий не совершалось), то он обязан, руководствуясь п. 5 ч. 1 ст. 29 КоАП РФ, передать дело на рассмотрение мировому судье. Такое же решение судья районного суда должен принять и в случаях проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ.

      При разграничении предметной подведомственности судей общей юрисдикции и арбитражных судов за основу должен быть взят критерий, объединяющий в себе как содержательную, так и субъектную составляющую. Это означает, что в ситуациях, когда субъектом правонарушения по конкретным составам, перечисленным в абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, дело подлежит рассмотрению судьями арбитражных судов.

      В реальной жизни встречаются различные сочетания названных критериев, положенных в основу определения подсудности, что требуется учитывать в правоприменительной практике.

      К числу органов, обладающих правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях, относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Общие задачи и функции этих комиссий определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (с последующими изменениями) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

      Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются в соответствии с КоАП РФ (ст. 23.2) основным органом, рассматривающим все дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Исключения из этого правила составляют дела об административных правонарушениях несовершеннолетних в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ), а также дела о правонарушениях, выразившихся в безбилетном проезде на транспорте (ст. 11.18), которые рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком правонарушении, передаст его на рассмотрение указанной комиссии.

      К компетенции комиссий по делам несовершеннолетних отнесено также рассмотрение дел в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению детей (ст. 5.35), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции или одурманивающих веществ (ч. 2 ст. 6.10), за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака (ст. 6.23), за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо употребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 20.22).

      Согласно ст. 2.3 КоАП РФ с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

      Кроме судей и комиссий по делам несовершеннолетних полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают еще более семидесяти видов органов исполнительной власти. Как уже отмечалось, в основном это органы, осуществляющие контрольно-надзорные функции. Каждому из этих видов органов в главе 23 КоАП РФ посвящена специальная статья, где определяется предметная подведомственность дел именно этому органу.

      Для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в самих субъектах могут быть созданы административные комиссии и иные коллегиальные органы. Подведомственность дел административным комиссиям, пределы их полномочий и порядок образования субъекты Российской Федерации определяют самостоятельно. На федеральном уровне создание административных комиссий Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрено, а сами административные комиссии исключены из перечня органов, рассматривающих дела по нормам Особенной части КоАП РФ.

      КоАП РФ определяет не только предметную, но и территориальную подведомственность дел органам административной юрисдикции.

      В части первой ст. 29.5 Кодекса закреплено общее правило, в соответствии с которым дело рассматривается по месту совершения правонарушения. В большинстве случаев реализация этого правила способствует формированию достаточной доказательственной базы, поскольку облегчает установление необходимых для уяснения истины обстоятельств дела. Тем не менее общее правило территориальной подведомственности может быть изменено по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, о передаче этого дела для рассмотрения по месту жительства данного лица (ст. 4.6). Такое ходатайство подлежит удовлетворению не во всех случаях, а только тогда, когда это продиктовано необходимостью решения задач, связанных с производством по делу.

      Следует подчеркнуть, что в КоАП РФ перечислен ряд дел, по которым установлена специальная территориальная подведомственность.

      Так, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего расследование.

      Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также о некоторых иных нарушениях, непосредственно связанных с этой категорией лиц, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу. Такой подход можно обосновать необходимостью более углубленного выяснения личности несовершеннолетнего, изучения семейных, бытовых условий его жизни, поведения дома и в учебном заведении.

      При наличии по одному делу совокупности критериев, установленных КоАП РФ, приоритет между соответствующими нормами определяется органом административной юрисдикции, рассматривающим дело. Правда, определенные направляющие координаты в разрешении коллизионной ситуации были даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5.

      С учетом установленной в КоАП РФ предметной и территориальной подведомственности орган административной юрисдикции либо принимает дело к своему производству, либо обязан вынести определение о передаче дела по подведомственности. Нормы императивного характера (ст. 29.4, 29.5), обязывающие передать дело по подведомственности, дают возможность избежать волокиты в рассмотрении дела и пропуска установленных давностных сроков.м

      Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.