Общественный контроль за деятельностью государственных и муниципальных служащих. Государственная гражданская служба в рф Девиантные пути развития государственной службы



Введение

Девиация как процесс развития

Виды девиантного развития

1 Умственная отсталость

2 Нравственная инфантильность

3 Семейно-педагогическая запущенность

Заключение


Введение


Девиантное развитие по определению - отклоняющееся психическое развитие, закономерно приводящее в итоге к поступкам, противоречащим морали или праву, например, к пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству, преступлениям против личности, достоинства, здоровья людей.

Развитие личности представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями. В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА). К функциональным причинам, вызывающим отклонения развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главным образом в первые годы жизни.

В работе рассматриваются три вида девиантного развития:

.умственная отсталость

.нравственная инфантильность

.семейно-педагогическая запущенность

1.Девиация как процесс развития


Девиация - отклонение от нормы - ассоциируется как зло в религиозных мировоззрениях, как болезнь в медицине, как незаконность в праве, как что-то не нормальное в обыденном сознании. Но для социолога девиантность в обществе так же естественна и нормальна, как и конформизм (стремление поступать «как все»), так как всегда имеет свои причины. Девиация всегда была и будет в любом обществе.

Причины девиаций:

·биологические (Ч. Ламброзо - человек таким родился)

·психологические (З.Фрейд - дело в психологических комплексах, которые мы получаем с детства)

·социальные (различные условия жизнедеятельности или образа жизни, закономерно приводят к тому, что у людей складываются различные представления о том, как следует вести себя в обществе, и толкают людей на девиантное поведение).

Можно выделить восемь этапов формирования в обществе девиации.

Создание норм. Пока не было нормы, не было и нарушителей, не было лиц (групп, органов) контролирующих соблюдение этой нормы, не было наказаний за это нарушение и т.д.

Определение сущности и статуса этих норм. Есть нормы формальные и неформальные. Одни нормы контролируются государством, другие организациями, третьи - неформальными группами (семья, друзья), одни более определены, другие менее. Соответственно, за нарушение одних, к нарушителю применят формальные санкции, за нарушение других неформальные.

Совершение людьми девиантных поступков. Практически все люди совершают девиантные поступки.

Признание поступков девиантными. Дело в том, что за одни и те же поступки чаще наказывают тех, кто вызывает опасения из-за принадлежности к определенным социальным группам, манеры поведения, одежды... То есть, в зависимости от обстоятельств, одни и те же поступки люди могут признать или не признать девиантными.

Признание человека девиантным. Так же как в предыдущем пункте, при совершении одних и тех же поступков, одних людей могут признать девиантами, и наказать, других людей могут не признать девиантами, посчитать, что это случайность, посмотреть на нарушение «сквозь пальцы».

Стигматизация. Стигма - социальное клеймо, ярлык (плохой, тупой, троечник, или положительный ярлык - умный, хороший, отличник). Если к тебе его «приклеили» - отмыться, то есть изменить мнение других людей (как и свое собственное мнение) потом очень трудно. Далее идут последствия стигматизации:

Процесс «вживания» в образ девианта (ролевое поглощение). Если не удается снять с себя эту стигму, то постепенно станешь действительно таким, как тебя назвали. Кто-то будет сопротивляться мнению окружающих больше, кто-то меньше.

Коллективные формы девиации. Девианты склонны объединяться. Появляются группы девиантов, в них проявляются неформальные лидеры, формируются внутригрупповые формы поведения. Появляется субкультура девиации.

Социальный контроль - система формальных и неформальных мер, предпринимаемых в обществе и направленных на предотвращение девиантного поведения. Это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует (или пытается гарантировать) конформное поведение его членов.

Санкции общества или группы людей могут быть: формальные положительные, то есть стимулирующие одобряемое поведение (звания, правительственные награды, премии, продвижение по службе и пр.), формальные отрицательные - штраф, арест, увольнение и пр.

Санкции могут быть и неформальные: социальное вознаграждение (улыбка, похвала), наказание (хмурый взгляд, угроза), убеждение или переубеждение.

Наконец, может быть и такое действие общества, как переоценка норм. Тогда действия, считавшиеся девиантными, становятся одобряемыми или допустимыми.

По строгости соблюдения норм и наказания за их нарушение различают: обычаи, манеры, этикет, нравы, законы, табу.

В целом, можно отметить, что в цивилизованных обществах, люди становятся более критичными к существующему социальному устройству и менее критичными к девиации. Отношение к нормам и нарушителям становится менее жестким. Все больше людей приходит к пониманию, что основные причины девиантного поведения находятся в обществе, и если мы хотим, чтобы было меньше девиации, нужно не столько ужесточать наказания людей, сколько выравнивать условия их жизнедеятельности.


2.Виды девиантного развития


2.1 Умственная отсталость


Недостаток умственных способностей имеет широкий диапазон значений от полной непригодности к жизни до более или менее условных отклонений от общепризнанных стандартов. Между этими вехами цивилизация и культура устанавливают ряд промежуточных рубежей соответственно законам природы и требованиям, которые общество предъявляет к человеческому фактору. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения ООН (ВОЗ), 3% детей рождаются умственно отсталыми, а 10% должны быть отнесены к так называемой пограничной умственной отсталости, не препятствующей социальной адаптации, но создающей серьезные затруднения в учебе и овладении профессией.

Олигофрения представляет собой такой вариант отклонения, когда главный признак личности - способность к независимому нравственному выбору - не достигается в принципе. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» относит вспомогательные школы к учреждениям социального обеспечения. Ведь как известно, умственно отсталый ребенок, не прошедший школы специального обучения и воспитания, ничего не знает, не может и не хочет самым тяжелым испытанием для олигофрена бывает стремление удержать его в обычном учебном коллективе. В то же время хорошо организованная социальная поддержка приносит заметные результаты.

По-видимому, будучи избавлены от изнуряющего внутреннего напряжения, которыми сопровождается рождение личности, они неплохо чувствуют себя в скорлупе приобретенных навыков. При налаженном быте, когда ими руководят взрослые, умеющие поддерживать в олигофренах трудолюбие и послушание, социальная адаптация последних может быть вполне надежной. Однако стоит изменить ситуацию, и все может рухнуть буквально на глазах. Аккуратность сменяется вопиющей гигиенической запущенностью, а трудолюбие исчезает без остатка.

Пограничная умственная отсталость тоже реально ограничивает адаптивные возможности человека, однако в отличие от олигофрении речь здесь идет лишь о количественных отклонениях от нормы отдельных психических функций при сохранении личностных возможностей как таковых. Недостаточная активность познающей воли бывает заметна с детства, когда ребенок склонен мириться с узким кругом общения, в играх повторяет одно и то же, легко теряется при появлении новых обстоятельств. В последующие годы вялость мышления обнаруживает себя тенденцией к стабилизации личностного развития - остановке на том уровне, где прекращаются требования интеллектуального роста. Понятно, что в школьные годы, когда вся программа обучения строится на отрыве абстракта об образа, им бывает труднее, чем сверстникам. Они предпочитают оставаться в кругу естественных впечатлений и конкретных связей между предметами и явлениями окружающей жизни. Нажим же со стороны культуры, вынуждающий соотносить понятия, воспринимается как тягостная обязанность.

Будучи предоставлены самим себе, такие дети пополняют знания, главным образом, за счет житейского опыта и плохо совершенствуются в способах мышления. К тому же, не понимая объяснений педагога и приготовившись к тому, что домашнее задание будет им не по силам, дети заранее готовятся к поражению как естественному результату учебы и охотно выбирают себе в учителя социальную стихию. Так что ко времени ухода из школы (по ее окончании или будучи выставлены за порог раньше срока) они остаются житейски хитрыми, но наивными и необразованными. В последующие годы их отличает так называемая архаичность мышления, специфические особенности которого многократно описаны не только в специальной, но и в художественной литературе:

.затруднения в различии слова и предмета, им обозначаемого (мифичность). Образы, создаваемые речью, быстро превращаются в памяти в события, явления или факты.

.фрагментарность в обозначении пережитого, когда наглядное мышление не позволяет проникнуть в суть явления и найти обобщающую формулировку, а выбирает лишь какую-то черту или признак, которые и будут в дальнейшем обозначать весь феномен.

.растерянность при необходимости делать выводы из внешне не связанных или вовсе разрозненных обстоятельств.

.движение мысли подчиняется не логике законов бытия, на освоение которых и уходят школьные годы, а не поднимается выше потока впечатлений (по некоторым определениям, мышление - поток представлений), где фрагменты, вычлененные символическим мышлением, компонуются мифическим способом, устраняя «отвязанным» воображением вопиющие логические нестыковки.

.короткая перспектива мысли, когда ценности и цели отдаленного будущего не только не берутся в расчет (что бывает и по причине аномального характера), но и просто не приходят в голову.

В отношениях с внешним миром стиль поведения плохо воспитанных умственно отсталых людей выглядит как зависимость от социальной стихии с враждебностью к системе, выражающей интересы инако (логически) мыслящих. Однако и при хорошем воспитании остаются ощутимые проблемы социальной адаптации. Они появляются из-за того, что и в осмыслении мира внутреннего, духовного, действуют те же архаичные механизмы. И чем больше внимания общество уделяет личности, тем чаще недостатки умственного развития трансформируются в трудности экзистенциального характера. Здесь творческая интуиция писателей идет впереди научного поиска, обогатив культуру тонкими наблюдениями за этим явлением общественной жизни.

В межличностных отношениях обычных людей примитивные умом зачастую будят воображение творчески мыслящих натур, обращая на себя внимание неожиданной комбинацией ценностных значений. Стараясь угадать в них (комбинациях) недоступный их разумению нестандартный поворот темы, духовно богатые натуры упорно бьются на пустыре в поисках смыслов, где нужно просто угадать ход незамысловатой ассоциации. В литературе полно такого рода сюжетов, когда обманутые надежды, с одной стороны, и раздражение к пытающемуся проникнуть в душу - с другой, сходятся во взаимном разочаровании с неизбежной враждебностью в финале. Реальная жизнь, к сожалению, придает развязке зачастую криминальный оттенок, превращая семью в арену большинства преступлений на бытовой почве. Но в любом случае, есть реальный конфликт или нет, обществу приходится считаться со спецификой самосознания людей, чье умственное развитие искажает видение правового поля.

Нравственные ценности и образы - их носители, будучи извлечены из потока впечатлений, когда «мысль не желает знать действительности», делают личность очень своеобразным участником общественных отношений. Недаром культура и цивилизация не торопились с правом человека на отчуждение ценностных установок поведения, понимая, как заметил Ф. М. Достоевский, что «тяжела разнузданность без особой гениальности». Многие века глашатаи нравственных правил в лице священников должны были действовать не только словом, но и личным примером, жертвуя на глазах прихожан очень ценным во имя тех отвлеченных понятий, которые они проповедовали (невозможность передать детям нажитое, т. е. отказаться от будущего в его обыденном представлении за пределами своего земного века). Носители же традиций в общине неукоснительно подчиняли волю каждого твердому порядку коллективного труда. И пока механизм воспроизведения этики социальных отношений удерживался в рабочем состоянии, известная архаичность мышления не препятствовала адаптации, так что вопрос о пограничной умственной отсталости за границами «суще-глупости» даже не обсуждался. Образы, жестко связанные между собой традициями, не допускали никакой мистики или символики по собственной воле с неотвратимым наказанием за покушение на единство представлений по умыслу или наивности. Так что те, кого «общность унижала», должны были смириться, а остальные полагались на веру, не задавая лишних вопросов.


2.2 Нравственная инфантильность

психический развитие личность девиантный

То, что человек развивается не только в интеллектуальном, но и нравственном отношении, чему должны быть соответствующие природные задатки, люди знали издревле и отлично понимали, что «негодящие» (безответственные, кому не стоило доверять права на распоряжение имуществом, голоса в общине, судьбу детей) составляют хотя и небольшой, но устойчивый процент в популяции, с чем приходится мириться или, во всяком случае, чему невозможно сопротивляться. И коли те, обладая живым умом и неуживчивым характером, имели еще и склонность к «облегченной реализации криминального акта», их держали подальше от свободы. Когда же идеалы буржуазно-демократического строя перевесили феодальную рациональность, трудновоспитуемым и социально неприспособленным пришлось взвалить бремя ответственности на собственные плечи.

Проблема социальной адаптации, принятая к разработке в нескольких отраслях знания, предстала в ином, чем прежде, свете. Исследовательская мысль, оттолкнувшись от главных критериев социальной приспособленности: поведения (адекватного) и самочувствия (комфортного), пошла разными путями. Социальная психология, взяв за основу представления о достойном (субъективно приемлемом) статусе и используя в качестве предмета изучения социальные инстинкты как источник соответствующих чувств - побудительных начал отождествления с социумом, - вышла на феномен, обозначенный как «дефицит потребности в общении». Теперь «недостаток живого чувства» в понятиях, регламентирующих поведение, на который указывал И. М. Балинский, можно было не только описать в новой терминологии, но и измерить. Клиническая психология, сосредоточив внимание на причинах конфликта во внутреннем мире, когда источником страдания (дискомфорта) выступал диссонанс между Я-образом и воспоминаниями, бросающими тень на репутацию в собственных глазах, сформировала представление о незрелости самосознания, когда чувства считаются достаточным мотивом поведения, позволяя считать себя жертвой обстоятельств.

Со своей стороны психологи, работающие, как известно, по поручению специалистов, обязанных принимать конкретное решение, сосредоточили внимание на изучении отдельных характеристик индивидуальности (психодиагностике). Их усилия не прошли даром и к середине ХХ в. были выделены более или менее точно измеряемые параметры, сигнализирующие о склонности к дезадаптации. Тем самым был подготовлен фундамент для решительного шага в интерпретации феномена психопатии с новых теоретических позиций. И когда социальная реальность заставила научную мысль вникнуть в психологические особенности подросткового этапа онтогенеза личности, сделать его (шаг) уже не составило труда. Педагогическая психология выступила продолжателем биологически-медицински-социологической традиции и сформулировала свое мнение о фенотипически дезадаптированных людях как о «вечно пятнадцатилетних». Главный отличительный признак таких людей -их неспособность извлекать пользу из жизненного опыта, когда речь идет о работе над собой. И хотя объяснить природу этого явления новый подход, как и прежний, не позволяет, он открывает больше возможностей для воспитания и социальной поддержки, так как методов работы с «нравственно инфантильными» гораздо больше, чем с «морально дефективными».

Если рассматривать психопатичность не как аморальность, похожую на тот или иной вид душевной болезни (шизоид, эпилептоид, циклоид и т. п.), а подойти к ее осмыслению с позиций педагогической психологии, мы обнаружим еще более убедительные доводы в пользу личностного инфантилизма как основы диагностики.

Реакция эмансипации дает о себе знать, прежде всего, тем, что взрослые и подростки перестают понимать друг друга. Бывшие дети отказываются от общепринятого значения слов, подвергая сомнению, казалось бы, непререкаемые истины. Должно было пройти некоторое время и проделана известная работа, чтобы личность отобрала внутренние смыслы моральных и этических категорий для собственного употребления (для формирования Я-концепции). Естественно, внешний рисунок поведения будет при этом отличаться стремлением отгородиться не только в смысловом, но и в эмоциональном отношении, пока «истинная значимость слов» не будет постигнута и человек сможет выбраться из «кольца само-створчества». В обыденной жизни родители и учителя не препятствуют (как правило) «подростковому аутизму» (по Э. Блейлеру), отлично зная, что в этом случае жизненный опыт - лучший воспитатель. Однако в тех редких случаях, когда мир представлений не смыкается с миром впечатлений и человек остается при своих внутренних смыслах на дистанции с реальностью и будучи взрослым, диагноз шизоидной акцентуации характера, а то и психопатии, не заставляет себя ждать.

Реакция имитации - постоянная игра в социальные роли с боязнью ответственности по вытекающим из них обязательствам -вполне нормальное явление в подростковом возрасте. Никто и не думает доверять их намерениям, не сомневаясь в искренности чувств здесь и сейчас. Хотя бы потому, что в выборе ролей нет оригинальности. Они (роли) берутся из популярных образов и банальных сюжетов, так что бывают новы лишь для самих подростков, а у взрослых называют разве что ностальгические ассоциации, когда они были такими же молодыми. Демонстративность при очевидной подражательности с постоянной готовностью улизнуть от ответственности конверсионным способом дали основания Э. Кречмеру выделить из картины истерии ее подростковый вариант. У обычных людей с годами Я-образ крепнет, и новые роли становятся ни к чему. Но те, кто не способен усваивать жизненный опыт, продолжают актерские пробы до бесконечности, проникаясь все большей тревожностью от ожидаемого очередного конфуза. Своеобразная гипотония самосознания заставляет относить такие случаи к истероидной акцентуации или даже к истерической психопатии.

Реакция оппозиции, для которой свойственно ощущать себя в центре мироздания, когда подросток начинает строить внутренний мир по собственным лекалам, полна переживаний, которые испытывает человек, считающий себя в центре недоброжелательного внимания, когда высокая самооценка ассоциируется с выраженной тревожностью. Иллюзия особой значимости своих, как правило, вполне банальных идей и сугубой ценности общественно полезных стремлений, позволяющих бесцеремонно обращаться с нормами поведения, которых придерживаются окружающие, помноженная на подозрительность к доброжелательно настроенным взрослым, никого не удивляют. Задерживаясь во времени, они служат основанием диагностики паранояльной психопатии или акцентуации характера.

Реакция группирования как защита внутреннего мира от экспансии со стороны социальных институтов на фоне ощущения «несправедливости общественного устройства, где все места уже заняты и достичь успеха невозможно», совершенно необходима на некоторое время. Личность, еще не способная защититься с помощью социальных ролей, инстинктивно ищет среду, где никто не может притворяться, все на виду и на равных (подростковая группа бывает исключительно одновозрастной). Естественно, нормы групповой социальной стихии не могут совпадать с нормами права и морали, а демонстративная безучастность к порицанию нередко выглядит как моральная тупость, что в зрелом возрасте, когда приверженность нравам социальной стихии явно неуместна, может послужить основанием для диагностики «неспособности организовывать поведение в соответствии с устойчивыми целями», а то и вообще попасть в число «врагов общества» (по Э. Крепелину).

Такой подход к оценке задатков личности у психопата объясняет, почему во врачебной диагностике так редко встречаются «чистые варианты». По-видимому, дело в том, что врач невольно старается выделить главное звено, отсеивая сопутствующие признаки. Естественно, коли они есть, вывести их за скобки профессионально ответственный специалист не может. Если же придерживаться логики возрастной психологии, все становится на свои места. Человек, отстающий в развитии на уровне подростковых личностных реакций, отстает по всем направлениям. У него присутствуют инфантильные личностные реакции (эмансипации, имитации, группирования, оппозиции), но в разной пропорции у разных людей.


2.3 Семейно-педагогическая запущенность


Девиантное развитие личности обязательно включает в себя ту или иную степень социального отчуждения. Чувствуя себя вне общества, человек реагирует на стечение жизненных обстоятельств не так, как этого ждут окружающие. Мотивы его повседневного, а тем более отклоняющегося поведения ускользают от психологически понятных интерпретаций. Причины эгоизма, пренебрежения моралью, легкомысленного отношения к чужим и своим интересам не вытекают из внешних поводов и должны соотноситься с какими-то глубоко лежащими мотивами.

По степени дистанцирования от общества люди, как их принято называть нынче, маргинальной ориентации, могут быть подразделены на несколько социальных групп. Обитатели социального дна, которых К. Маркс со свойственной ему резкостью оценок назвал «люмпен-пролетариями - пассивным продуктом гниения низших слоев старого общества» за отсутствие сколько-нибудь определенного мировоззрения, чувства солидарности с какой бы то ни было общественно значимой идеей и разобщенность внутри своей среды. Такие отщепенцы есть и в нашем обществе. Как мы уже говорили, после отмены наказания за тунеядство их правосубъектность по факту эстетической, этической и гигиенической неприемлемости - серьезнейшая проблема социального законодательства. Менее выраженная степень отчуждения сохраняет чувство солидарности с людьми схожей судьбы, что побуждает создавать стихийно и интуитивно сообщества и субкультуры, где корпоративные нормы позволяют защищаться от угнетения со стороны социальных институтов. Нравы некоторых субкультур, например уголовной, представляют собой устойчивые этические образования, передающиеся от поколения к поколению на протяжении всей истории человечества. И, наконец, есть люди, конформно соглашающиеся с общепринятыми нормами при серьезном расхождении с ними внутренних смыслов поведения. В жизни таких людей, как заметил Э. Ремарк, случай играет решающую роль.

Однако если понять маргиналов в какой-то степени все-таки можно, исходя из общей теории социализации личности, настоящие проблемы начинаются, когда общество и государство берутся за их социальную реабилитацию. Здесь приходится считаться не с обидой или враждебностью, что было бы не так уж плохо, ибо трансформировать отрицательные чувства в положительные в человеческих силах, а с угнетающим равнодушием к действующим порядкам и гуманным проявлениям доброй воли со стороны окружающих, как это в свое время заметил Н. В. Краинский. Бомжи улыбаются презрительно, нищие чувствуют себя выше толпы, уголовники не боятся порицания, и все они относятся к усилиям по социальной поддержке весьма скептически. Недаром такую инакость в понимании, осознании и отношении к роли человека в обществе столь упорно старались списать на биологическую неполноценность в недалеком прошлом, а в наше время связать чуть ли с целенаправленной подготовкой молодежи к жизни в криминальной среде. Но прямолинейность ассоциаций в поисках логически оправданной причинно-следственной связи между враждебным поступком и поводом не отвечает жизни. Любой мало-мальский опытный юрист прекрасно знает: между вытесненным на обочину взрослым и ребенком, воспитанным в «обстановке небрежного и развращающего воспитания», есть принципиальная разница. Когда нравственный выбор делает сформировавшаяся личность - это одно, а когда человека оттеснили на обочину жизни прежде, чем он созрел для осознанных социальных чувств, это другое, здесь мотивация отклоняющегося поведения имеет более глубокий источник.

Реакциям взрослых людей на стечение тяжелых личных обстоятельств будет посвящена специальная глава, здесь же мы рассмотрим особенности формирования защитных способов социальной адаптации в возрасте, когда закладываются основы нравственных ценностей и социальных ориентаций под влиянием не приветствующей или отторгающей среды.

Соотношение ролей определяет самооценку и при неблагоприятном стечении обстоятельств вызывает защитные реакции как у взрослых, так и у детей, с той разницей, которая вытекает из особенностей возрастной психологии.

В коллективе роли распределяются соответственно ведущим ценностям этого социального института: официальному статусу и личной компетентности в деле, для которого этот коллектив сформирован.

В семье стержневыми ценностями выступают личная привязанность окружающих и степень доверия между членами семьи. По этим качествам и определяются значимость человека в семье и семьи для человека. Первая роль принадлежит тому, зависимость от которого члены семьи принимают с доверием и удовольствием. Далее идут: тот, кто пользуется приязнью, но не лишен доли зависимости; кто не испытывает проблем во взаимодействии с членами семьи, но не может твердо рассчитывать на привязанность с их стороны; полагающийся, главным образом, на себя, но без враждебности; занимающий одну из сторон конфликта, но не теряющий надежды на благополучный исход ситуации; удерживаемый в семье силой внешних обстоятельств; выталкиваемый.

В группе неформального общения ценностью выступает возможность свободного волеизъявления. За лидером, занимающим первую позицию, остальные следуют с энтузиазмом, ожидая от него распоряжений, в которых он ограничен только собственным выбором. Вторая позиция принадлежит «звезде», к кому тянутся, но не подражают и не подчиняются; далее - независимый член группы, который может позволить себе дерзость иметь собственное мнение и в определенных ситуациях брать на себя решение вопроса по существу; примыкающий без проблем, но и без особого авторитета; примыкающий ценой смирения не без внутреннего сопротивления; помыкаемый, кому приходится терпеть унижения, чтобы остаться в группе; отвергаемый с угрозой расправы.

Источник давления - естественное стремление к отождествлению, превращающее вытеснение в тягостное испытание. Образно говоря, будучи лишена необходимых для своего строительства впечатлений, личность испытывает чувства, сравнимые с голодом, когда растет организм.

Концепция принадлежности к обществу основана на представлении о достойной социальной роли, в которой, говоря словами Т. Парсонса, «человек выполняет требования своего положения». А роли черпают силы для развития и удержания из стремления «к самости» в любви, работе и дружбе. В них реализуются (или не реализуются) основные социальные потребности, позволяя свободно двигаться в социальном пространстве или ощущать гнетущую зависимость от неприветствующей и несимпатичной среды.

Как правило, плюсы и минусы социального статуса в какой-то мере компенсируют друг друга, если брать во внимание одновременно все три сферы межличностных отношений, в которых формируется, развивается и существует личность: коллектив, семья, группа неформального общения. Однако возможность маневра между ними в поисках подходящих ролей может отсутствовать как по внешним, так и по внутренним причинам. Тогда конфликт выходит за рамки отдельного поражения, о котором можно забыть, и человек превращается в типичного неудачника. У него появляются черты, присущие аутсайдерам. Ситуация трансформируется в личность.


Заключение


Основной вывод по работе состоит в том, что все виды девиантного развития связаны со смысловой дезориентацией. Человек с развитой смысловой регуляцией способен управлять своим поведением, подчиняя его устойчивым внеситуативным ориентирам, отличается энергией, жизнестойкостью, ориентацией на будущее. Такой человек обладает высоким уровнем осмысленности жизни, поскольку основным источником его мотивации являются макросоциальные ценности, такие как истина, добро, красота. Ценности переживаются человеком как конечные ориентиры желательного состояния и потому, в отличие от потребностей, они являются ненасыщаемыми.

Смысловая регуляция формируется уже на первом году жизни, а после трех лет оказывает устойчивое влияние на поведение. Соответственно, при девиантном развитии личности сбой происходит на самых ранних этапах онтогенеза. Мы полагаем, что нарушения в развитии смысловой регуляции поведения происходят вследствие несформированности в младенческом возрасте базовой установки на доверие к миру, ценности которого ребенок должен интериоризировать.

В каждом конкретном случае девиантного развития личности представленные все факторы девиации обычно в той или иной мере взаимосвязаны. По отдельности (пограничная умственная отсталость при хорошем воспитании и гармоничном характере, нравственная инфантильность при высоком интеллекте и в заботливых руках окружающих, небрежное воспитание умного и сильного духом ребенка) они редко вызывают серьезные проблемы социальной адаптации, разве что в крайних случаях.

Список использованной литературы


1.Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. - Свердловск: Изд-во СПИ, 1997. - 210 с.

.Дети с отклонениями в поведении / Под ред. И.А. Невского. - М.: Наука, 1997. - 182 с.

.Димов В.Д. Проблемы девиантного поведения российской молодежи // Вестник московского университета. Серия 18. Социология и политология, 1997. - № 3. - С. 45-55.

.Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. - 4-е изд. - М.: Вита-Пресс, 2007. - 140 с.

.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. //Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - С. 141-145.

.Лупандин В. М. Психологический анализ легких форм интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии. 1980. № 3


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Анненков, В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, А.В.Моисеев, Б.И.Киселев. – М.: КНОРУС, с. Управленческая деятельность: понятие, сущность, основы понятие, сущность, основы организации, формы, методы, организации, формы, методы, структуры структуры технологические основы технологические основы виды обеспечения, в т.ч. виды обеспечения, в т.ч. документационный документационный Приложение: управленческая Приложение: управленческая деятельность в схемах и таблицах деятельность в схемах и таблицах


Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан.- 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Крокус, с. Первое в России систематизированное Первое в России систематизированное учебное издание по государственной учебное издание по государственной гражданской службе гражданской службе место гражданской службы в системе гос.управления место гражданской службы в системе гос.управления гражданская служба как административная власть гражданская служба как административная власть правовые и организационные основы гражданской службы правовые и организационные основы гражданской службы девиантные пути развития гражданской службы девиантные пути развития гражданской службы словарь служебных терминов словарь служебных терминов


Учебным объектом электронного учебника является издание Граждан, В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан.- 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Крокус, с. законы, принципы и должности госслужбы законы, принципы и должности госслужбы социальный и правовой статус госслужащего социальный и правовой статус госслужащего нормативные основы прохождения госслужбы нормативные основы прохождения госслужбы конфликт интересов, споры конфликт интересов, споры федеральная и региональная гражданские службы федеральная и региональная гражданские службы словарь терминов словарь терминов контрольные тесты контрольные тесты ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК


Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб. пособие / Д.М. Овсянко.- 3-е изд., перераб.и доп. – М.: Юристъ, с. правовые и организационные основы системы госслужбы правовые и организационные основы системы госслужбы условия поступления на госслужбу, порядок прохождения условия поступления на госслужбу, порядок прохождения особенности организации и прохождения гражданской, военной и правоохранительной службы особенности организации и прохождения гражданской, военной и правоохранительной службы правовое положение госслужащих правовое положение госслужащих процессуальные вопросы госслужбы процессуальные вопросы госслужбы


Бахрах, Д.Н. Государственная служба России: учеб. пособие / Д.Н. Бахрах.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, с. понятия государственной службы, государственной должности, государственного служащего понятия государственной службы, государственной должности, государственного служащего принципы госслужбы принципы госслужбы особенности государственной гражданской и милитаризованной службы России особенности государственной гражданской и милитаризованной службы России приложение: нормативные документы приложение: нормативные документы


Государственная гражданская служба Российской Федерации. Нормативно-правовые акты / сост. В.Д. Граждан.- М.: КНОРУС, с. Сборник нормативно-правовых актов Сборник нормативно-правовых актов о государственной гражданской службе РФ: о государственной гражданской службе РФ: федеральные законы РФ федеральные законы РФ указы Президента РФ указы Президента РФ постановления Правительства РФ постановления Правительства РФ




Антошина, Н.М. Кадровая политика на государственной службе. / Н.М. Антошина.- Саратов: Поволжская академия государственной службы им.П.А.Столыпина с. Исследование вопросов развития кадровой политики на госслужбе - проблемы и решения: анализ состояния кадрового состава анализ состояния кадрового состава разработка и внедрение эффективных кадровых технологий, оптимизации методов работы разработка и внедрение эффективных кадровых технологий, оптимизации методов работы минимизация коррупционных рисков в гос.органах минимизация коррупционных рисков в гос.органах


Антошина, Н.М.,Сороко, А.В. Государственная служба и кадровая политика: региональный аспект: монография / Н.М.Антошина, А.В.Сороко; под ред. И.Н.Барцица. – Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, с. реформирование и развитие госслужбы в субъектах РФ: опыт, проблемы, перспективы реформирование и развитие госслужбы в субъектах РФ: опыт, проблемы, перспективы анализ реализации федерального законодательства о госслужбе в субъектах РФ анализ реализации федерального законодательства о госслужбе в субъектах РФ кадровая политика на госслужбе: организационно- правовые основы кадровая политика на госслужбе: организационно- правовые основы состояние кадрового состава госслужащих, развитие образовательных технологий состояние кадрового состава госслужащих, развитие образовательных технологий Приложение: Приложение: 1.План мероприятий по реформированию и развитию системы госслужбы в ПФО с учетом федеральной программы (г.г.). 1.План мероприятий по реформированию и развитию системы госслужбы в ПФО с учетом федеральной программы (г.г.). 2.Программы развития и реф-я госслужбы в ПФО. 2.Программы развития и реф-я госслужбы в ПФО. 3.Федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (г.г.) 3.Федеральная программа «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (г.г.)


Антошина, Н.М. Формирование кадрового состава государственной гражданской службы РФ (административно- правовые проблемы): монография / Н.М.Антошина. – Н.Новгород: Изд- во ВВАГС, с. кадровый состав государственной гражданской кадровый состав государственной гражданской службы: состояние, оценка, тенденции развития службы: состояние, оценка, тенденции развития принципы формирования кадрового состава принципы формирования кадрового состава поступление на госслужбу: способы, технологии, поступление на госслужбу: способы, технологии, правовые особенности правовые особенности ротация на госслужбе: организационно- ротация на госслужбе: организационно- правовые аспекты правовые аспекты кадровая работа в госорганах: организационно- кадровая работа в госорганах: организационно- правовые проблемы правовые проблемы проблемы мониторинга применения законодательства проблемы мониторинга применения законодательства РФ о государственной гражданской службе (кадровые РФ о государственной гражданской службе (кадровые аспекты) аспекты) кадровые реформы в зарубежных странах кадровые реформы в зарубежных странах


Магомедов, К.О., Турчинов, А.И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика. Информационно-аналитические материалы по результатам социологических исследований, проведенных кафедрой госслужбы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ в годах. / К.О.Магомедов, А.И. Турчинов. - Ульяновск, с. оценка состояния теоретических основ государственной оценка состояния теоретических основ государственной кадровой политики и формирование кадрового корпуса кадровой политики и формирование кадрового корпуса госслужащих в федеральных органах исполнительной власти госслужащих в федеральных органах исполнительной власти государственная кадровая политика и механизмы ее реализации государственная кадровая политика и механизмы ее реализации актуальные проблемы госслужбы и кадровой политики в РФ актуальные проблемы госслужбы и кадровой политики в РФ работа органов местного самоуправления в оценках населения и в самооценке муниципальных служащих работа органов местного самоуправления в оценках населения и в самооценке муниципальных служащих эффективность работы кадровых служб в госорганах в оценке эффективность работы кадровых служб в госорганах в оценке экспертов экспертов проблемы функционирования и развития государственной проблемы функционирования и развития государственной гражданской службы РФ гражданской службы РФ


Кадровый потенциал органов власти региона: инновационные методы формирования и развития: материалы круглого стола (г.Рыбинск Ярославской области, 26 ноября 2009 г.) / под науч. ред. Е.Л.Саксоновой, Е.Ю.Акимовой. – Рыбинск, с. подготовка кадров на основе информационных подготовка кадров на основе информационных образовательных технологий образовательных технологий имидж и культура госслужбы имидж и культура госслужбы инновационная деятельность органов власти и инновационная деятельность органов власти и управления управления роль регионального маркетинга в области роль регионального маркетинга в области профессионального совершенствования профессионального совершенствования госслужащих госслужащих порядок формирования кадрового состава порядок формирования кадрового состава муниципальных служащих в мэрии муниципальных служащих в мэрии


Слатинов В.Б., Реформирование государственной службы в постсоветской России: институциональные аспекты: Монография / В.Б. Слатинов.- Орел: Изд-во редакции журнала «Образование и общество», с. Государственная гражданская служба: Государственная гражданская служба: факторы и содержание реформирования (политологический подход) факторы и содержание реформирования (политологический подход) трансформация в условиях политических изменений г.г. трансформация в условиях политических изменений г.г. эффекты реформирования в г.г. и перспективы трансформации эффекты реформирования в г.г. и перспективы трансформации


Мельников В.П.,Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность: учеб. пособие. / В.П. Мельников, В.С. Нечипоренко.- М.: Изд-во РАГС, с. Исторический опыт, основы, особенности госслужбы: в монархической России в монархической России в условиях становления в условиях становления советского государства советского государства в современной России в современной России


Психологическое и профессиональное благополучие государственных служащих: монография. / Волгоград: Изд-во ВАГС, с. Факторы профессионального и психологического благополучия: психологического благополучия: профессиональная деятельность и профессиональная деятельность и личность госслужащих личность госслужащих понятия благополучия и неблагополучия понятия благополучия и неблагополучия детерминанты проф. деятельности детерминанты проф. деятельности личностные факторы: ценности, потребности, мотивы личностные факторы: ценности, потребности, мотивы Эмпирическое изучение психологического благополучия госслужащих благополучия госслужащих психологический портрет госслужащего психологический портрет госслужащего причина формирования проф. деформаций причина формирования проф. деформаций толерантность – фактор благополучия толерантность – фактор благополучия


Основы государственной службы и кадровой политики: учеб. пособие для вузов / В.В. Черепанов; В.П. Иванов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, Закон и право, с. Систематизированный и обобщённый учебный и научный материал, учебный и научный материал, раскрывающий основы теории и раскрывающий основы теории и организации госслужбы РФ и организации госслужбы РФ и основы теории кадровой политики основы теории кадровой политики




Государственная служба Научно-политический журнал имидж госслужащего кадровая политика федеральные и региональные органы и региональные органы власти – их взаимодействие власти – их взаимодействие Государственная служба: социальная эффективность кадровых резервов / В. Жильцов // Государственная служба Государственная служба: социальная эффективность кадровых резервов / В. Жильцов // Государственная служба Коррупция в органах государственной власти и управления: социологический анализ и прогноз / К. Магомедов // Государственная служба Коррупция в органах государственной власти и управления: социологический анализ и прогноз / К. Магомедов // Государственная служба Государственная служба: теория, приоритеты, кадры / А.Турчинов // Государственная служба Государственная служба: теория, приоритеты, кадры / А.Турчинов // Государственная служба


Государственная служба. Вестник Научно-практический журнал Координационного Совета по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе при полномочном представителе Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Продвижение по службе и повышение Продвижение по службе и повышение квалификации государственных гражданских квалификации государственных гражданских служащих / Ю.В. Ильина // Государственная служащих / Ю.В. Ильина // Государственная служба. Вестник служба. Вестник О практике применения кадровых технологий в системе государственной гражданской службы / О практике применения кадровых технологий в системе государственной гражданской службы / А.Г. Нестеров // Государственная служба. Вестник А.Г. Нестеров // Государственная служба. Вестник Имидж государственной службы как образ государственной власти / Имидж государственной службы как образ государственной власти / К.О. Магомедов // Государственная служба. Вестник современные кадровые кадровые технологии технологии кадровая политика в органах государственной власти формирование кадрового потенциала


Управленческое консультирование Научно-практический журнал Северо-Западной академии госслужбы Проектная деятельность как средство повышения Проектная деятельность как средство повышения качества профессиональной подготовки качества профессиональной подготовки государственных гражданских служащих / П.В. государственных гражданских служащих / П.В. Самылов // Управленческое консультирование. – Самылов // Управленческое консультирование. – Сценарный подход к прогнозированию системы высшего профессионального образования для учебных заведений, профессионального образования для учебных заведений, осуществляющих подготовку госслужащих / В.Н. Наумов, осуществляющих подготовку госслужащих / В.Н. Наумов, Д.Д. Ульзетуева // Управленческое консультирование. – Д.Д. Ульзетуева // Управленческое консультирование. – проблемы развития государственной и муниципальной службы России муниципальной службы России Развитие системы дополнительного профессионального Развитие системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих в образования государственных гражданских служащих в контексте Болонского процесса / М.А. Кашина, И.В. контексте Болонского процесса / М.А. Кашина, И.В. Древаль // Управленческое консультирование Древаль // Управленческое консультирование модернизация,мобилизация, мотивация – концепция развития Северо-Западного института РАНХ и ГС


Информационно – аналитический вестник Уральской академии государственной службы и Координационного совета по вопросам государственной и муниципальной службы Уральского региона. Чиновник Информационно – аналитический вестник Уральской академии государственной службы и Координационного совета по вопросам государственной и муниципальной службы Уральского региона. Рубрика «Государственная служба» реформирование госслужбы эффективность кадровой политики эффективность кадровой политики развитие законодательства о госслужбе развитие законодательства о госслужбе управление госслужбой: проблемы и управление госслужбой: проблемы и пути повышения качества пути повышения качества


Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право Научно- информационный журнал формирование гражданского общества в России, идеология и общества в России, идеология и власть власть социология государственной и муниципальной службы муниципальной службы экономика и управление управление Место дипломатической службы в системе государственной службы РФ / И.В. Кулешов, А.В. Денисов // Научный вестник Уральской академии государственная службы Урегулирование конфликта интересов в системе муниципальной службы / Т.В. Слюсаренко // Научный вестник Уральской академии государственной службы


Регионология Научно-публицистический журнал госслужба как институциональное образование: принципы, функции образование: принципы, функции Государственная служба в РФ как социально- политический институт / А.В.Моисеев // Регионология социальный характер госслужбы проблемы и противоречия в системе госслужбы госслужбы


Право и образование Научный журнал Государственная гражданская служба как отрасль права / С.В. Качушкин // Право и образование Государственная гражданская служба как отрасль права / С.В. Качушкин // Право и образование соотношение элементов публичного и частного права в правовом частного права в правовом регулировании института госслужбы регулировании института госслужбы институт госслужбы в системе российского права российского права


СОЦИС Научный и общественно-политический журнал Государственная гражданская служба России в оценках экспертов и населения / О.А. Митрошенков // Социс чиновники и население – проблема отчужденности отчужденности состояние госслужбы в России открытость и прозрачность – императивы госслужбы императивы госслужбы реформирование и переориентация госслужбы на решение проблем госслужбы на решение проблем страны страны общественное мнение об открытости госслужбы об открытости госслужбы


Уважаемые студенты, аспиранты, преподаватели! Подобрать учебную литературу и прочитать её в электронном виде можно в локальной сети библиотеки (читальный зал, справочно- библиографический отдел) в разделах: Подобрать учебную литературу и прочитать её в электронном виде можно в локальной сети библиотеки (читальный зал, справочно- библиографический отдел) в разделах: справочно-правовые системы - СПС Консультант Плюс, СПС Гарант справочно-правовые системы - СПС Консультант Плюс, СПС Гарант электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»


Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» обеспечение возможности удаленной работы с полными текстами учебных и научных изданий обеспечение возможности удаленной работы с полными текстами учебных и научных изданий доступ к базовой коллекции ЭБС "Университетская библиотека online" (biblioclub.ru) на период с 30 января 2012 года по 29 января 2013 года доступ к базовой коллекции ЭБС "Университетская библиотека online" (biblioclub.ru) на период с 30 января 2012 года по 29 января 2013 годаbiblioclub.ru обширные подборки книг и материалов по гуманитарным, экономическим, юридическим дисциплинам, естественным и точным наукам обширные подборки книг и материалов по гуманитарным, экономическим, юридическим дисциплинам, естественным и точным наукам возможность работы с ЭБС с компьютеров читального зала, справочно- библиографического отдела и домашних компьютеров студентов и преподавателей возможность работы с ЭБС с компьютеров читального зала, справочно- библиографического отдела и домашних компьютеров студентов и преподавателей ВНИМАНИЕ! для работы с домашнего компьютера для работы с домашнего компьютера необходима регистрация пользователя; необходима регистрация пользователя; информация о процедуре регистрации – информация о процедуре регистрации – в читальном зале и справочно- в читальном зале и справочно- библиографическом отделе библиотеки библиографическом отделе библиотеки


«Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать». Теодор Паркер () - американский писатель, политик, проповедник. Один из лидеров движения за отмену рабства. УСПЕХОВ В УЧЕБЕ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Учебник представляет собой первую в России систематизированную работу по государственной гражданской службе. Учебный материал делится на четыре раздела, в которых последовательно и подробно рассматриваются: гражданская служба как административная власть, организационные и правовые основы гражданской службы, технология повышения эффективности гражданской службы, девиантные пути развития гражданской службы. После каждой главы приводятся краткие выводы по теме, контрольные вопросы, законодательные и нормативные акты, рекомендуемая литература.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.

  2. Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
    (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

    Управленческие аномалии в государственной гражданской службе /


    Г. А. Банных

    Банных, Г. А.
    2005
    Аннотация: Опубликовано: Чиновник. - 2005. - № 6 (40). Полный текст документа:

    Управленческие аномалии в государственной гражданской службе

    Банных Г.А.

    Ассистент кафедры социологии и управления общественными отношениями Уральской академии государственной службы

    Исследование управленческих аномалий в государственной гражданской службе представляет научный интерес как для понимания проблем современного государственного управления, так и для объяснения перспектив развития российского общества в целом. Особый смысл оно приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными изменениями в обществе.

    Тотальная дихотомия в оценке реализации предназначения государственной службы только еще раз подтверждает феномен отчужденности чиновников от населения, управленческую аномалию метасистемного уровня. Итак, основной общественный, экзистенциальный идеал (служение гражданам) государственные служащие понимают как "действие в интересах государства" прежде всего. Однако, по оценке населения, государственным служащим свойственно руководствоваться личными, а не государственными интересами. Этот факт свидетельствует о том, что экзистенциальный идеал декларируется, но в полной мере не реализуется.

    В демократическом обществе государство выступает основной формой консолидации общецивилизационных, национальных и социальных норм, ценностей и интересов граждан. Свои цели и задачи государство решает с помощью системы государственного управления. Государственная служба есть необходимый элемент и подсистема государственного управления, которая зачастую именуется "административно-государственным управлением". Вопрос о государственной службе как профессиональной деятельности по обеспечению полномочий органов государственной власти приобрел свою значимость как раз в связи с конституционным провозглашением целей строительства демократического, правового, социально ориентированного государства. Демократический социально-правовой характер государственной службы проявляется в том, что она должна вступать в контакт с социумом и представлять государство в его действиях по защите общественных интересов в целом и человека как отдельной личности.

    Исследование управленческих аномалий в государственной гражданской службе представляет научный интерес как для понимания проблем современного государственного управления, так и для объяснения перспектив развития российского общества в целом. Особый смысл оно приобретает в переломные моменты истории, связанные с реальными изменениями в обществе. Экономическое, технологическое, финансовое, социальное положение России дает основания для вывода о вхождении ее в состояние кризиса, нестабильности.

    Государственная служба - системный объект. Применение системного подхода позволяет адекватно отобразить в научных моделях системную природу государственной службы как объекта изучения. Целостность взаимодействия подсистемы государственной службы с ее экосистемой - государством означает, что государственная служба может быть понята диалектически лишь в связи с другими элементами - субсистемами, то есть в соотнесении с системой государственного управления, а не сама по себе, не как изолированное нечто.

    Назначение государственной службы как системы состоит в том, что при любых изменениях всей социальной системы она должна служить стабилизирующим центром социума, поддерживать в обществе определенный порядок в различных сферах человеческой деятельности. Такой порядок необходим для устойчивого существования социальной системы. Порядок обычно достигается применением юридических законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений, распоряжений и т.д.), выполнение которых гарантируется соответствующими органами принуждения.

    В качестве основных подсистем госслужбы как системы можно выделить: совокупность исполнительных органов государственной власти, кадровый состав госслужбы, утилитарно-материальные составляющие, система управления госслужбой, совокупность норм, правил, процедур, существующих в самой системе и воспроизводящихся ею, и т.д. В адекватно функционирующей системе все подсистемы существуют относительно самостоятельно, в то же время предполагается наличие открытых каналов коммуникаций между ними.

    Система выполняет свои функции с помощью подсистем - людей, организованных в группу, в которой проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы и общества в целом. Государственные служащие представляют собой особую социально-профессиональную группу людей, наделенных властными полномочиями, которые реализуются в форме издания приказов, распоряжений, указаний, предписаний и иных актов управления, обязательных для граждан. Слой государственных служащих выполняет важную функцию стабилизатора в обществе, осуществляя свои полномочия, без спешки, медленно, осторожно, систематически - в лучших традициях бюрократии, обеспечивая тем самым плавность, постепенность социальных изменений в переходный период общественного развития, препятствуя социальному взрыву.

    Сложные нелинейные системы (как система государственной гражданской службы) имеют тенденцию к спонтанному распаду: различные элементы и части системы по-разному реагируют на внешние флуктуации, процесс порядкообразования идет неравномерно. Дабы избежать распада, система вынуждена переходить в новый режим функционирования - режим сохранения порядка, а это приводит к постепенному "закрыванию" системы, преобладанию однородности внутри нее. Именно это и служит основанием считать систему государственной службы закрытой системой, однако это неверно: закрытость государственной службы проявляется лишь по некоторым параметрам обмена с внешней средой, что не дает основания отменять сам обмен, но подтверждает возможность применения синергетического подхода к системе государственной службы.

    Таким образом, государственная гражданская служба - это открытая нелинейная социальная система, в идеале гармонично встроенная в иерархию социальных систем социума и выполняющая функцию обеспечения его жизнедеятельности для целей устойчивости и упорядочения (оказывающая социальные услуги обществу для его нормального развития). Государственная служба выполняет роль посредника во взаимодействии общества и государства, одновременно являясь подсистемой и того, и другого. В случае целенедостижения, невыполнения системой государственной службы своего предназначения нарушается принцип взаимного социального обмена государства и общества, что влечет за собой неустойчивость социума и возникновение аномалий.

    Аномалия - это свойство социальной системы и ее подсистем отклоняться от нормы, которое характеризует социальную систему на любом этапе развития. Управленческая аномалия - это свойство системы управления отклоняться от параметров порядка, к которому стремится социальная система. Управленческая аномалия в государственной гражданской службе - свойство государственной гражданской службы как подсистемы государственного управления отклоняться от параметров порядка, к которым стремится социальная система, характеризующее ее на всех этапах развития. Данное свойство относится к основной цели государственной службы - упорядочивание, достигаемой через осуществление профессиональной деятельности.

    Таким образом, аномалии управления могут проявляться на уровне взаимодействия системы государственного управления и общества, на уровне функционирования системы госслужбы, на уровне основного элемента системы госслужбы - государственного служащего.

    Веберу принадлежит идея, основополагающая для всей "понимающей социологии": для того, чтобы понять общество, необходимо определить мотивы индивидов и общественные нормы, с помощью которых ориентируются индивиды . В "Этике протестантизма" М. Вебер подробно проанализировал влияние нормативных условий на деятельность и поведение отдельных групп и индивидов. По мысли Вебера, человеческие потребности детерминированы сложившейся системой норм.

    Фактическая незыблемость положения чиновников в социальной структуре общества вызывает у них ощущение первичности групповых норм поведения и вторичности общесоциальных. Такая подмена снимает у госслужащих нравственные ограничения, создает самодостаточную корпоративную систему нормативных действий . То, что со стороны общества считается криминальным отклонением, со стороны чиновничества - нормой.

    Деформация норм, в свою очередь, ведет к дисфункциям системы государственной службы. Она перестает исправно выполнять свои задачи. Внешне дисфункции административных учреждений чаще всего выражаются в недостатке подготовленных кадров, средств и т.п. С содержательной точки зрения они проявляются в неясности целей деятельности, несоблюдении принципов организации, неточном определении компетенции органов управления, круга обязанностей должностных лиц и др.

    Г.П. Зинченко выделяет следующие аномалии в государственной службе (определяя их как дисфункции и девиации): ориентация на материальный достаток (жажда наживы), свобода от ответственности, автономия от общества, дискреция административно-правовых норм, господство структуры над функцией, дублирование и параллелелизм функций, формализация правил, коррупция, бюрократизм и т.д.

    Нормальное состояние системы государственной службы - это прежде всего ее реальное соответствие своему предназначению, выполнение своей социальной роли в диалоге с обществом, что обеспечивается рациональной организацией, активностью и согласованностью компонентных функций, подчиненных общей цели. Под воздействием внешних факторов или внутренних дисфункций возникают аномалии - отклонения от нормальных параметров функционирования.

    В.Л. Романов выделяет следующие аномалии, присущие системе государственной службы современной России: метасистемные, системные и локальные . Первая группа аномалий характеризуется им как отклонения, происходящие в отношениях между гражданским обществом и государством, показателем которых выступает низкий уровень социальной самоорганизации. Системные аномалии проявляются в смещении цели государственной службы, в несоответствии структуры и функций государственной службы, в рассогласовании моделей субординации и координации элементов системы государственной службы, в социальной агнозии и т.д.

    Следующая группа аномалий - локальные, т.е. поведенческие - характеризует отклонения поведения служащих и их неформальных групп от норм, принятых в служебной деятельности. Их основные проявления: социальное равнодушие, консерватизм, формализм, волокита, низкая исполнительность, конформизм или конфликтность, злоупотребление служебным положением в корыстных личных целях, предательство интересов службы и т. д.

    Все эти аномалии В.Л. Романов называет взаимообусловленными: так, локальные аномалии могут привести к общему расстройству управленческо-общественных отношений, и наоборот, метасистемные аномалии могут спродуцировать дисфункцию госслужбы и девиацию госслужащих.

    Управленческие аномалии также можно классифицировать по степени их распространенности в системе государственной службы. Шкалу распространенности можно представить следующим образом: менее 50% - низкая степень распространенности, более 50% - высокая степень распространенности.Все указанные аномалии в совокупности и при высокой степени распространенности могут привести к социальной аномии.

    Так же и степень отклонения от социальных норм, а следовательно, и мера общественной опасности, которую они несут в себе, может выступать критерием классификации управленческих аномалий. Так, можно выделить девиации (отклонения), деликты (проступки) и криминал. Девиантное поведение предполагает незначимое отклонение от общепринятых стандартов поведения, нравственных норм (например, волокита, имитация бурной деятельности, безынициативность-пассивность и т.д.). Девиации опасны в том, что они создают предпосылки для более серьезных отклонений. Деликты предполагают отклонение от норм права и совершение в основном проступков (незначительные нарушения правил регламентов, внутренних документов на госслужбе, протекционизм-непотизм и т.д.). Криминал означает отступление от норм уголовного права, несет в себе угрозу индивидам, обществу или государству (коррупция: взяточничество, злоупотребление положением и т.д.).

    Логичным представляется начать рассмотрение управленческих аномалий на уровне метасистемы. Именно на этом уровне заложены основные внешние факторы, оказывающие влияние на управленческие аномалии в системе государственной службы. Поскольку система госслужбы является подсистемой общества, осуществляющей его взаимодействие с системой государства, необходимо прояснить нормы, ориентиры и установки граждан, или, как часто говорят, населения.

    Результаты исследований, проводимых Социологическим центром РАГС, показывают, что отношение населения к власти диктуется практическими результатами реформирования экономики и социальной сферы. Эти оценки "фильтруются" через реальные и желаемые жизненные стандарты (личные и общества в целом). Так, одними из наиболее острых проблем российской жизни население отмечает постоянный рост цен (64,7%), бедность большей части населения (63,0%), преступность (57,5%), низкий уровень заработной платы (53,9%) и т.д. Можно сказать, что в общественном сознании происходит естественный отбор жизненных и ценностных приоритетов (параметров порядка), когда архиважными проблемами становятся низкий уровень жизни населения и проблемы безопасности граждан. Главные из них - качество и уровень жизни, личная и семейная безопасность, здоровье, защита личности в своем государстве , что является приоритетом функционирования системы государственной службы.

    Эти субъективные оценки отражают общественную потребность в том, чтобы государство служило гражданам. Таким образом, можно сформулировать высшую цель государственной службы с точки зрения общественности как защиту жизни, чести и достоинства личности, обеспечение условий для благополучия и процветания граждан. Это вполне соответствует синергетическому подходу к государственной службе, в соответствии с которым она выполняет в социуме функцию обеспечения его жизнедеятельности для целей устойчивости и упорядочения (оказывает социальные услуги обществу для его нормального развития).

    По данным социологов, наблюдается отчуждение большей части населения России от государства. Люди в России очень отчужденно относятся к государству, власти, праву - и к чиновничеству. И именно из-за отчужденности, внутренней непричастности к власти согласны терпеть "необходимое зло", в виде административного произвола, декларируемых законов и т.д. Выбор наименьшего зла обусловлен необходимостью выживания в экстремальных условиях, повышая адаптивность индивида. Базовая основа такого социального самочувствия граждан - восприятие государства с точки зрения режима власти.

    У населения до 2005 г. сохранялась положительная динамика утверждения демократических настроений. Однако эта положительная динамика абсолютно поглощается ростом других, довольно жестких оценок. Если в 1998 г. существующий режим как режим административного аппарата оценивали 13,5% населения, то в 2005 г. эти оценки присутствуют уже у 30% населения.

    Тотальная дихотомия в оценке реализации предназначения государственной службы только еще раз подтверждает феномен отчужденности чиновников от населения, управленческую аномалию метасистемного уровня. Итак, основной общественный, экзистенциальный идеал (служение гражданам) государственные служащие понимают как "действие в интересах государства" прежде всего. Однако, по оценке населения, государственным служащим свойственно руководствоваться личными, а не государственными интересами. Этот факт свидетельствует о том, что экзистенциальный идеал декларируется, но в полной мере не реализуется.

    Еще одним индикатором отчужденности выступает отсутствие норм практической деятельности, культурная отстраненность. одной из форм социально-психологической адаптации людей к действительности стала их мимикрия, то есть коррекция взглядов, ценностных ориентаций, норм поведения и т.д. в соответствии со стандартами новых взаимоотношений. Нередко это приспособление выражается в амбивалентности моральных воззрений - в несогласованности между исповедуемыми идеями и принципами нравственности, с одной стороны, и реальным уровнем моральных требований к себе и окружающим - с другой. Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д.

    Стремление большинства населения к моральному, правовому и социальному порядку является защитной реакцией общества на давно царящую хаотичность в государственном управлении, с одной стороны, и на административный произвол чиновников - с другой. 48,2% опрошенного населения считают коллективизм одной из ведущих норм регулирования взаимоотношений в обществе, 71% - считают нравственной ценностью быть нужными и полезными обществу .

    Важным показателем наличия метасистемных управленческих аномалий государственной гражданской службы выступает социально-экономическая обстановка в стране. Свое материальное положение как затруднительное (денег хватает лишь на основные продукты и одежду) в 2005 г. оценили 44% респондентов . Такие оценки экономического состояния российского общества свидетельствуют о неэффективности функционирования системы государственной службы по обеспечению нормальной жизнедеятельности граждан, т.е. по основному ее назначению. Это также приводит к рассогласованию взаимодействия государственной и общественной систем, что является управленческой аномалией.

    Проводимые в стране реформы, по мнению 44% населения, осуществляются исключительно в интересах бюрократии . Получается, что реформирование госслужбы в глазах населения является самоцелью бюрократии, что также является дисфункцией государственной службы.

    Вообще, смысл и цели осуществляемых в России реформ зачастую остаются непонятными большой части населения. Почти половина населения имеет лишь какое-то представление о целях экономической и социальной политики (за первые два года президентства Путина), а приблизительно треть - не имеет о них никакого представления . В 2003 году, когда в стране был запущен целый ряд реформ, о смысле и целях этих реформ большинство населения имело представление . При этом, в основном, население отводило средние или небольшие шансы на успех проводимых реформ (интересно, что почти треть опрошенных считала, что реформа государственной службы "обречена" на успех - и это самая высокая оценка среди шансов на успех прочих реформ).

    Исследование, проведенное в 2005 г., дает нам несколько иной результат: население перестало понимать смысл и улавливать цель проводимых властью реформ. Так, более половины опрошенных совершенно не представляют смысл судебно-правовой, административной, налоговой и земельной реформ. В 2003 г. это была лишь десятая часть опрошенных. Таким образом, можно сделать вывод о том, что общий политический курс, которым идет Россия, остается непонятным большинству населения, в интересах которого и осуществляются все преобразования.

    Закрытость органов власти также была заявлена нами как управленческая аномалия государственной службы. Это подтверждается и результатами исследований . 35% населения считает, что органы власти абсолютно закрыты для граждан, 49% признают наличие некоей возможности получения правовой информации о деятельности государственной службы. Осуществление перехода к демократическому государству требует открытости отношений государства и общества, где первостепенная роль отводится государственной службе как посреднику между ними. Это означает наличие двухсторонней обратной связи, когда стороны являются в процессе взаимодействия одновременно и субъектами, и объектами социального управления. Нарушение принципа открытости как метасистемная управленческая аномалия продуцирует, в свою очередь, аномалии на других уровнях системы государственной службы.

    На втором уровне системы государственной службы управленческие аномалии выступают дисфункциями, патологиями, как мы определили выше. Конкретными их проявлениями выступают бюрократизация, непотизм, агнозия, нормотворческая дисфункция, коррумпированность, некомпетентность, подмена общественных интересов групповыми, господство структуры над функцией, дублирование функций и т.д.

    По данным Федерального комитета статистики РФ (далее ФКС РФ), общая численность работников федеральных и региональных (субъектов РФ) органов законодательной, исполнительной и судебной государственной власти в РФ составляла в 1995 году 1 млн. 64 тыс. человек . Из них на федеральном уровне трудились 500032 чел., на региональном - 950060 чел. На начало 2005 г. на государственной службе РФ задействовано 684202 . В том числе на уровне Федерации - 34598 человек, на уровне субъектов РФ - 649604 человека. Как видно из вышеприведенных данных, за последние 10 лет численность государственных служащих значительно сократилась. Скорее всего, это является следствием постоянного реформирования и реструктурирования органов государственной власти, связанных с поиском оптимальной модели построения и функционирования системы государственной службы.

    Для того, чтобы выявить распространенность такой управленческой аномалии в государственной службе, как непотизм (замещение по протекции должностей "своими людьми"), необходимо проанализировать, каким образом нынешние чиновники поступили на службу в органы власти.

    Согласно действующему законодательству, поступление на гражданскую службу осуществляется по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Однако законом предусматривается и определенное количество исключений из этого правила (перевод на другую должность, переход из резерва и т.д.), что зачастую подтверждается на практике.

    Половина занимающих высшие должности госслужбы из числа опрошенных в Свердловской области перешли на них из резерва, две трети занимающих главные должности занимают их по приглашению руководителя, наибольшая часть чиновников, прошедших свободный конкурс и переведенных с других должностей, замещают ведущие должности госслужбы (одна четвертая и одна десятая части соответственно). Количество поступивших на службу чиновников, не подвергавшихся квалификационным испытаниям, говорит о том, что демократические процедуры формирования кадрового корпуса госслужащих также еще не вошли в норму социального действия. В свою очередь, это может вызвать сомнения в уровне компетентности и других качественных характеристиках, которым должен отвечать государственный служащий. Таким образом, распространенность непотизма как управленческой аномалии можно оценить как высокую.

    Протекционизм при принятии на должность в государственной службе и соответствующая патология кадровой политики в органах власти отсылают нас к выявлению распространенности следующей управленческой аномалии - карьеризму. Показателями карьеризма выступает желание продвинуться вверх по служебной лестнице, не подкрепленное знаниями, умениями, опытом; желание обрести высокий статус, денежное содержание и социальные гарантии; сознательное отрицание моральных норм; приоритет факторов, влияющих на продвижение по службе. В инструментарии использовалось три индикатора на выявление карьерных устремлений и карьеризма: ценность, приоритетность, настроенность на карьерный рост/продвижение.

    Потребность в карьерном росте ощущают чуть больше половины опрошенных (51,3%), 36% из них оценивают свои шансы подняться вверх по служебной лестнице как средние, 33% - выше среднего. Роль карьеры как приоритета для себя определили 41% опрошенных (81% из них - женщины, 37% - молодежь). Среди тех государственных служащих, для кого карьера имеет большое значение, а это 41% опрошенных, 48% согласились с утверждением о том, что в нашей жизни все продается и покупается (60% респондентов из тех, кто не придает карьере никакого значения, а это только 18% респондентов, с этим утверждением не согласились), 20% признались в постоянном нарушении правовых норм. Принципиальным является и тот факт, что взяточничество, злоупотребление властью и служебным положением, протекционизм к вполне нормальным явлениям отнесла только эта категория государственных служащих.

    Любопытна зависимость приоритетности того или иного фактора, влияющего на продвижение по службе, от возраста: молодые чиновники на третье место в иерархии факторов ставят хорошие отношения с начальством, нравственность же и помощь друзей - на пятое и седьмое место соответственно. Чиновники среднего возраста больше других ценят помощь друзей. Примечательно и то, что женщины-госслужащие гораздо выше оценивают влияние отношений с начальством на продвижение по службе, чем мужчины.

    Политическая нейтральность работника и его стремление к независимости от влияния посторонних организаций не влияют на его продвижение по службе. И это вполне объяснимо особенностями развития госслужбы в России в условиях доминанты политической сферы на вертикальную мобильность по должности не имеет влияния забота о соблюдении прав граждан, педантичное соблюдение правовых норм и умение учитывать интересы населения, что, в конечном счете, может означать оторванность региональной госслужбы от интересов социума.

    Следующая управленческая аномалия - бюрократизм. Бюрократизм вызывает отклонения в служебных отношениях, касающихся выполнения должностных обязанностей. В оценках государственных служащих бюрократизм - одна из наиболее распространенных управленческих аномалий в их среде. Характеристикой рассогласованности суператтрактора и реальной нормативной системы государственной службы выступают идеальные и реальные нормы поведения. Проведенное исследование выявило ряд противоречий между ожиданиями и реальностью, между теми качествами, которыми должен обладать госслужащий, и теми управленческими аномалиями, которые распространены в системе госслужбы. Наибольшую важность респонденты придают таким качествам, как ответственность, дисциплинированность и доброжелательность (59%, 50% и 42% респондентов соответственно). Получается, что необходимые для профессиональной деятельности дисциплинированность, ответственность, доброжелательность на деле превращаются в свою противоположность - коррупцию, бюрократизм и карьеризм. Это свидетельствует об отсутствии единой нормы добросовестности и профессионализма.

    Бюрократизм складывается из многих составляющих и представляет собой тип девиантного поведения (то есть незначительные отклонения). Однако распространенность данного явления вызывает некоторые опасения, бюрократизм служит стартовой площадкой для появления других аномалий.

    Следующая аномалия - это коррупция. По результатам опроса государственных служащих видно, что коррупция занимает второе место среди негативных явлений в государственной службе. Что по этому поводу считает население? По данным центра Левады, у населения России растет уверенность в том, что правительство коррумпировано и действует в первую очередь в собственных интересах (см. диаграмму) .

    Каждый четвертый житель нашей страны оказался объектом посягательств со стороны разного рода коррупционеров. Более того, у значительной части населения (особенно молодежи) произошло деформирование моральных и духовных ценностей, ослабление правовой и гражданской дисциплины, сложилось устойчивое представление о коррупции как неизбежном условии жизненного существования . Таким образом, распространенность коррупции как управленческой аномалии очень высокая.

    - В связи с этим необходимо обратиться к структуре ценностей госслужащих, поскольку они ориентируют личность на достижение определенных целей. В основном это семья, работа, здоровье, карьера, престиж, друзья. Это вполне "нормальные" цели, распространенные в социуме. Нас, скорее, волнует способ достижения этих целей, который используют госслужащие, его нормативность, законность. Так, 61% опрошенных никогда не преступали закон, 28%, по собственному признанию, так или иначе преступали закон, при этом 11% из них совершают это постоянно, по мелочам, и большая часть из них - молодые чиновники. Из этого следует, что по крайней мере для 11% госслужащих нормой является преступить закон, обойти его, хотя их функции заключаются в исполнении законов. Налицо очередное противоречие: то, что со стороны общества считается криминальным отклонением, со стороны чиновничества - нормой.

    - Однако следует сделать оговорку: это достаточно относительно, поскольку правовые нормы зачастую противоречат друг другу, отсюда невозможность не обойти тот или иной закон. Нормы права также могут устаревать и трансформироваться, что позволяет государственным служащим находить новые, новаторские пути по поддержанию устойчивости общества. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, взятка "является своеобразной матрицей продуктивной деятельности", а "коррупция способна существенно увеличить управленческий потенциал государственной власти", принимая во внимание бюрократизм, жесткую регламентацию, размытость профессиональных норм и санкций за их нарушение в среде государственных служащих.

    Чем же обусловлено такое повсеместное нарушений норм в среде госслужащих? По мнению 64% респондентов, причина кроется в особенностях личных качеств госслужащих, на что накладывается необходимость компенсации невысокой зарплаты - 32%, и что подкрепляется еще и безнаказанностью - 35% (причем женщин гораздо больше волнует материальная сторона вопроса - компенсация и желание быть не хуже других, а мужчин - санкции и контроль, точнее их отсутствие). Получается такая картина: поступивший на госслужбу индивид стремится компенсировать себе невысокую заработную плату, поскольку его личные качества (совесть, например) позволяют ему сделать это, а система его за это не наказывает, что провоцирует хронический рецидив подобной девиантности. Это снимает у госслужащих нравственные ограничения, создает самодостаточную корпоративную систему нормативных действий.

    Таким образом, наглядно видно, что большинство управленческих аномалий имеют высокую степень распространенности. Высокая степень распространенности большинства аномалий в государственной гражданской службе свидетельствует о ее аномийном состоянии. Полное устранение управленческих аномалий невозможно, но и не нужно, так как это приведет к разрушению социальной системы. Прежде всего необходимо определиться с теми формами государственно-правовой жизни, которые подойдут только нам. И эти параметры должны возникнуть в результате самоорганизации общества как социальной системы, самоорганизации властных институтов. Но какие бы параметры порядка ни появились, невозможно самоустраниться от государственного управления. А государственное управление невозможно без управляемого субъекта - исполнителя проекта управления - государственной службы. Функционирование госслужбы - это определение и закрепление параметров порядка посредством воздействия на среду.

    Поэтому выработка параметров порядка должна осуществляться с необходимостью и на уровне системы государственной гражданской службы. Для этого принципиально важным представляется пересмотр основ реформирования государственной службы. Реформа государственной службы, осуществляемая на макроуровне и затрагивающая формы и методы функционирования государственной гражданской службы, без учета микросоставляющей заранее обречена на провал. Изменения должны осуществляться на уровне отдельной системы, которой является государственный служащий.

    В настоящее время реформа государственной службы - один из важнейших приоритетов развития России. Реформа государственной службы в Российской Федерации началась вместе с принятием в 1990-1994 гг. новых законов и других нормативных актов. Первые мероприятия осуществлялись без специально разработанного плана реформирования, без четких представлений о сути и этапах нововведений в сфере государственной службы. Только в конце 1993 г. одновременно с утверждением Указа Президента от 22 декабря 1993 г. "Положение о федеральной государственной службе" были опубликованы тезисы концепции.

    В Федеральной программе реформирования государственной гражданской службы указаны основные причины необходимости изменения. Такими причинами явились управленческие аномалии, существующие в системе государственной службы. Анализ реализации поставленных в Программе задач показал, что из девяти приоритетных задач Программы реформирования государственной службы полностью выполнена 1, частично - 5. Три задачи (обеспечение информационной открытости, эффективные методы развития кадров госслужбы, выявление и разрешение конфликта интересов), направленные против карьеризма, бюрократизма и коррупции, остались невыполненными. Это сигнализирует об аномалиях государственного управления, о целенедостижении программного документа.

    Необходимые условия для осуществления реформирования государственной гражданской службы с точки зрения социальной синергетики: это, во-первых, аппеляция к выигрышному аттрактору, распространение идеи служения обществу и гражданам, четкая цель реформирования. Во-вторых, учет временных компонентов и внешней общественной силы, участвующей в реализации и контролировании процесса реформирования. В-третьих, должна быть разработана идеология реформирования.

    Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность: исследования клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияние на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России. 2-е изд., доп. М., 2000. С. 120.

    Сатаров Г.А. Взятку дал - взятку принял. Диагностика российской коррупции: социологический анализ// Российская газета. 2002. 7 августа.

    Источник информации :
    Сайт Информационно-аналитического вестника Уральской академии государственной службы ¨Чиновник¨. (