Психология преступного поведения. Понятие и психологическая характеристика преступного поведения. Психологические особенности преступных действий


«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. КУТАФИНА»

(МГЮА имени О.Е. Кутафина)

Контрольная работа по юридической психологии

студентки 6-го курса 2 группы

заочной формы обучения

института (филиала) МГЮА в г. Кирове

Старыгиной Натальи Михайловны

Вариант № 7.

Психология преступного поведения

Адрес: 610044, ул. Монтажников 28-61

Старыгина Н.М.

Киров, 2012

Введение

I.Понятие психологической структуры преступного деяния

II. Психологические особенности импульсивных преступных действий

III. Принятие решений о совершении преступлений и исполнение преступления

Заключение

Решение задач

Библиография

Введение

Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов. Для нашего времени характерно значительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческой деятельности, глубокое исследование психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, процессов, состояний, их особенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка, социальная направленность и другие характеристики личности). Необходимость изучения психологии преступного поведения диктуется, прежде всего, потребностями практики борьбы с преступностью.

Поведение человека - сложное многофакторное явление. Его изучение требует современных представлений о системных вероятностных процессах.

Преступное поведение - поведение конфликтное, оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, между отдельными личностями и, наконец, в самой личности.

Итак, преступное поведение не бывает прямым следствием только непосредственно воздействующих факторов. В поведении человека система внешних обстоятельств преломляется через систему сформированных у него внутренних условий.

Нужно ли анализировать преступное поведение? Безусловно, являясь предпосылкой профилактической деятельности, прогнозирование придает профилактической работе активно-поисковый характер, и предполагает комплексное, системное изучение преступного поведения в целях наиболее эффективного исправления и перевоспитания.

Знание психических закономерностей, применение в процессе оперативно-розыскной деятельности определенных психологических методов облегчает труд оперативных сотрудников правоохранительных органов, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с интересующими их людьми, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познания в практической оперативно-розыскной и следственной деятельности.

I. Понятие психологической структуры преступного деяния

Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.

Таким образом, любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные, которые почти всегда поддаются непосредственному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные), которые не могут быть непосредственно восприняты и увидены человеком.

К объективным обстоятельствам любого преступного деяния относятся место, время, способ, предмет посягательства, орудия совершения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое отношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения.

В литературе нередко встречается употребление терминов «преступное поведение» и «преступление» в качестве синонимов. Однако такое словоупотребление будет не точным, поскольку преступное поведение - понятие, включающее не только само преступление как общественно опасное противоправное деяние, но и его истоки: возникновение мотивов, постановку целей, выбор средств, принятие субъектом будущего преступления различных решений и т. д.

В соответствии с УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Приведенное определение показывает, что преступлением является внешне выраженный акт человеческого поведения, который причиняет или возможно причинит вред объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако с точки зрения криминологии, изучающей причины преступлений, рассматривать необходимо именно предшествовавшие преступному поведению объективные и субъектные предпосылки, которые лежали в основе: возникновение мотивов совершения преступления, постановка целей, приискание средств.

Обстоятельства, которые породили и предшествовали преступлению, не становятся преступлением в связи с тем, что не образуют состава преступления. Предпосылки преступления, которые не являются преступлением, а лишь только в совокупности образуют состав преступления могут быть включены в понятие преступного поведения, которое охватывает процесс формирования преступного поведения и его осуществление.

Ю.М. Антонян видит различие понятий преступного деяния в уголовно-правовом и криминологическом аспектах в том, что в криминологическом плане преступление имеет более выраженную эмоциональную окраску: «в криминологическом плане преступное деяние представляет собой такое всегда мотивированное преступное поведение, которое обычно отличается существенным эмоциональным напряжением, вызывает негативную реакцию общества и отрицательным образом сказывается на самом виновном». То есть вся эмоциональная окраска преступного поведения и реакция общества на совершенное преступление связаны именно с поведением, которое запрещено уголовным законом. Здесь речь не идет о действиях и мыслях субъекта до совершения уголовно наказуемого деяния.

Исходя из сказанного под преступным поведением понимается целенаправленный процесс, интенсивно развивающийся в окружающем мире и времени, состоящий из действий, которые впоследствии образуют состав преступления, а также внутренних, предшествующих их психологическому состоянию, которое побуждает и усиливает к совершению преступления. Указанное понятие используется не для определения оснований ответственности за содеянное, а главным образом для раскрытия причин индивидуального преступного акта.

Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причин и условий, его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого установления и понимания психологического содержания необходимо вскрыть внутренние пружины, которые привели в действие конкретную личность. При проведении оперативно-розыскной деятельности, предварительном расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел оперативный работник, следователь или суд постоянно сталкиваются с этими вопросами и обязаны установить, какова была форма вины, мотивы и цели совершенного конкретного преступления.

Вина, мотив и цель всегда входят в структуру преступного действия лица. Под структурой преступного поведения понимается внутреннее (психологическое) строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того, совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями. Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность. Как правило, она выступает как центральное связующее звено отдельных действий этого конкретного лица.

Будучи по своему содержанию антиобщественным, преступное поведение с точки зрения его строения отвечает всем признакам волевой деятельности в общепсихологическом ее значении. С субъективной стороны оно характеризуется волей, мотивированностью и целенаправленностью, а с объективной - физическими действиями или воздержанием от них.

Механизм преступного поведения следующий.

Первым его этапом является осознание определенной потребности безотносительно к возможностям ее удовлетворения.

Второй этап - мотивация преступного поведения. У лица формируется мотив, который характеризует субъективную значимость преступного деяния. Вслед за мотивом формируется цель - объективная направленность мотива; мысленно рисуемый, желанный результат какого-либо деяния. Мотив преступления может не носить криминальный характер, его цель криминальна всегда. Этап мотивации завершается принятием лицом решения о совершении преступления.

Затем наступает этап подготовки и планирования. Лицо оценивает свои умения, опыт, имеющиеся средства, складывающуюся ситуацию, характеристики объекта посягательства. Оно соотносит их с выбранной целью и определяет способ совершения преступления. При необходимости лицо выполняет подготовительные действия.

Этап принятия решения и подготовительных действий сменяется исполнением решения. Здесь посредством реальных действий, воплощенных в избранном способе совершения преступления, лицо стремится достичь соответствующих результатов.

После непосредственного совершения преступления наступает этап посткриминального поведения преступника. Термин условный и вовсе не исключает противоправных действий, например, при реализации похищенного, уничтожении улик, противодействии правоохранительным органам в раскрытии преступления. На данном этапе лицо скрывает следы преступления, анализирует результаты, соотносит их с поставленными целями.

Преступное действие - это мотивированный, целенаправленный, сознательный и управляемый акт противоправного поведения, которым достигается определенная цель и этот акт не разлагается на более простые. Каждое действие имеет смысловое содержание и направлено на достижение относительно близких целей, которыми оно регулируется в период его осуществления. Мотивы, побуждающие определенное лицо к действию, удовлетворяются при осуществлении поставленной цели. В силу этого преступное действие приобретает определенный смысл и носит характер законченного волевого акта.

Преступное действие имеет свою динамику, свое начало и свой конец. Изучение оперативно-розыскной и следственной практики показывает, что, как правило, преступное действие имеет два этапа: мотивационный (подготовительный) и этап его практического осуществления. Здесь следует, однако, отличать этапы преступного действия от стадий совершения преступления в виде приготовления и покушения. Стадии совершения преступления имеют место на этапе его практического осуществления, в то время как подготовительный этап предшествует практическому осуществлению преступного поведения и происходит только в сознании данного лица.

Психологический анализ преступного деяния - это анализ психологического содержания структурных элементов преступного деяния. Преступление как волевое действие индивида осуществляется или как развернутое сложное волевое действие или как простое волевое действие.

Простым волевым актом, имеющим психологический механизм, является преступное действие. Сложным волевым актом является преступная деятельность, которая складывается из совокупности ряда действий, т. е. эпизодов состава преступления.

Понятие «преступное действие» как единицу психологического анализа не следует смешивать с соответствующим уголовно-правовым понятием. С психологической точки зрения преступным действием считается только одноразовый волевой акт, которым достигается цель, не разлагаемая на более простые. В уголовном праве под преступным действием понимается как одноразовый волевой акт, так и совокупность нескольких волевых актов.

Структура преступления, совершаемого в виде сложного волевого действия, многоступенчата, структурно разветвлена:

) мотивация и мотивы преступного поведения; борьба мотивов; 2) формирование цели преступного действия; 3) принятие решения о совершении конкретного преступного деяния; направленность и содержание преступного умысла; 4) способы осуществления преступного деяния; 5) достижение результата, его оценка и отношение субъекта к этому результату.

Эта внутренняя, психическая структура преступного деяния коррелирует с внешними условиями - с ситуативными обстоятельствами, наличными средствами достижения цели, объективными условиями выполнения преступного действия.

Совокупность отмеченных выше структурных элементов сложного преступного деяния и образует так называемый механизм совершения преступления. Этот механизм состоит в своеобразном сцеплении негативных поведенческих качеств преступника с условиями среды. Он образует цепь психологизированных структур: мотив - цель - решение - исполнение - результат.

Рассмотрим эти основные блоки преступного деяния.

Любая деятельность инициируется потребностью, различными ее модификациями - интересами, желаниями, влечениями, установками. Вначале эта потребность может существовать безотносительно к тем объектам, с помощью которых она может быть удовлетворена. Сфера потребностей большинства правонарушителей характеризуется нарушением равновесия между различными видами потребностей и способами их удовлетворения, преобладанием в ее структуре духовно обедненных, асоциальных потребностей, которые существенно превосходят нормальные потребности этих лиц и в случае борьбы мотивов могут «перевесить».

Системная же организация психологии сознательной деятельности осуществляется целью. Цель действия является системообразующим фактором всех компонентов действия, она регулирует сознательность выбора соответствующих средств ее достижения. Цели деятельности обычно не заданы извне, они формируются человеком, осмысливаются им как нечто необходимое и возможное при данных условиях. Целеобразование - важнейшая сфера сознательной деятельности человека. Выбор цели обосновывается определенным личностным доводом в его пользу - мотивом.

Не может быть сознательных, но безмотивных поступков. Сознательный выбор данной цели - это и есть мотив действия. Анализируя мотивы человеческого поведения, следует иметь в виду сложность, разноплановость и динамизм этого регуляционного механизма.

В составе преступления мотивы являются субъективной стороной преступления и подлежат обязательному выявлению, доказыванию. Мотив преступления имеет существенное значение: - для определения степени общественной опасности преступного деяния; - для определения степени общественной опасности личности преступника; - для квалификации преступления; - при назначении вида и размера наказания; - при определении в приговоре режима содержания в местах лишения свободы.

Подготовка преступного действия в сознании лица (его мотивация) составляет первый подготовительный этап, который состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Побуждения сами по себе не могут явиться источником действия. Чтобы стать таким источником, они должны быть осознаны лицом в качестве мотива.

На стадии мотивации преступного действия может обнаружиться расхождение между целью действия и его нежелательными последствиями, между намеченной целью и трудностями ее осуществления в данных условиях и т. д. На этом основании нередко возникает внутренний конфликт противоречивых побуждений, называемый борьбой мотивов, который состоит в столкновении нескольких, достаточно несовместимых между собой побуждений лица. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного психологического и социального уровня.

Ими могут быть, например, низменные чувства и доводы разума, чувство мести и интересы дела, органическая потребность и служебный долг, корыстный интерес и должностная обязанность и т. д.

В содержание борьбы мотивов входит не просто борьба двух несовместимых побудителей к действию, а борьба мотивов должного социально полезного поведения и мотива, противоречащего праву, мотива антиобщественного, преступного поведения. Иногда борьба мотивов идет довольно длительное время, вызывая у лица определенные психические состояния (замкнутость, подавленность, неразговорчивость, скрытность и т. д.).

Мотив приводит к постановке цели, но сам не является ею. Он - стимулятор, побудительная причина, лежащая "впереди" акта поведения. А цель - это мысленный результат поведения, который лежит "позади", в конце этого поведения.

Поведение человека в ряде случаев регулируется не одним мотивом, а сложной, иерархической системой мотивов. Иерархия мотивов тем сложнее и разветвленнее, чем шире интересы личности. Мотивы могут быть низменными и возвышенными, достойными и недостойными, социально положительными и антисоциальными.

Мотивы, так же как и цели действия, - понятия психологические, но в преступном деянии они приобретают уголовно-правовое значение.

В юридической литературе встречаются попытки классификации мотивов. Однако эти попытки не охватывают всего многообразия суждений человека по поводу того, почему ему следует совершить данное действие. Их можно подразделить на политические, гражданские, нравственные, а среди нравственных выделить низменные и высоконравственные. Самоутверждение - распространенный ведущий мотив при совершении изнасилований. Выделяют различные виды защитной мотивации, игровые мотивы (часто встречаются в преступных действиях воров-карманников и нередко тех, кто совершает кражи из квартир, магазинов и других помещений), мотивы самооправдания. Проведенное под руководством А. Р. Ратинова изучение личности преступника показало исключительную важность защитных механизмов, которые подготавливают и побуждают к преступному поведению, а затем ретроспективно оправдывают его. К числу защитных механизмов относятся отрицание, вытеснение, рационализация, проекция и др.

В преступлениях с косвенным умыслом цель и результаты не совпадают, но это не означает отсутствия мотива в этой разновидности преступлений.

Изучение мотивов преступного поведения всегда должно осуществляться в тесной связи с личностью преступника, их понимание всегда должно вытекать из понимания самой личности, ее сущности. Только подобный подход позволит вскрыть, почему данный мотив свойствен именно данному человеку. Таким путем может быть осуществлен переход от констатации неспецифических мотивов только преступления к признанию их специфичности, закономерности для конкретного индивида. Хотя в качестве психологического явления мотивы могут быть и антисоциальными (асоциальными, псевдосоциальными), не следует забывать, что это не более чем их внешняя оценка, не раскрывающая сути.

Важно понять, что между мотивом и целью лица и его преступным поведением существуют два вида связей - прямая и обратная. Прямая связь выражается в том, что мотив и цель преступления порождают преступное поведение. Обратная связь между ними заключается в том, что преступное поведение в соответствии с конкретными ситуациями и условиями оказывает обратное влияние на мотив и цель как путем корректировки их самих в ходе совершения преступления, так и путем применения лицом определенной тактики и отдельных приемов по их реализации.

В своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия объединяются в такое юридическое понятие, как преступный умысел, характеризующийся своей направленностью и содержанием. Возникновение умысла - это психологический акт подготовки к преступлению. Направленность умысла - это будущий результат деяния, на достижение которого направлено преступное деяние. Содержание умысла - это отражение в сознании субъекта всех тех обстоятельств, которые связаны с достижением цели.

При анализе преступного деяния существенное значение имеет повод к его совершению. Являясь начальным моментом преступного деяния, повод показывает, с каким обстоятельством сам преступник связывает свои деяния. Повод - внешнее обстоятельство, приводящее в действие общественно опасную направленность личности преступника, - "спусковой крючок" преступного деяния.

Главным фактором в совершении преступного деяния является принятие решения, по сути, означающее выбор определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной цели.

После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и неблагоприятными для совершения преступления.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является ключом к расследованию преступления. Зачастую, готовясь к преступлению, лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия. Только такая деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и одновременно является информационным средством раскрытия преступления. Именно в способе преступного действия проявляться психофизиологические и физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и отношение к различным сторонам действительности. Способ совершения преступления свидетельствует о его умышленности, подготовленности или внезапности, непреднамеренности. В ряде случаев законодатель специально указывает на соответствующие способы действий, усугубляющие общественную опасность преступного деяния. Способ действия определяется ориентировочными, психическими и сенсомоторными особенностями субъекта. Способ имеет значение для расследования преступлений, выдвижения версий о мотивах и целях преступления. В каждом способе реализуются внутренние (психические) возможности индивида и внешние условия деятельности.

Результаты преступного деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения от совершенного преступления.

Психологические особенности импульсивных преступных действий

В зависимости от наличия или отсутствия психологического механизма различают рефлекторные, импульсивные, инстинктивные и волевые действия.

Многие преступления совершаются импульсивно - спонтанно, без специально сформированной цели. Эти преступные акты образуют класс малоосознанных реакций. Импульсивные действия регулируются установками, подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью.

Но во всех импульсивных реакциях проявляется личностная готовность к определенным действиям. При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию, превращаются в основной механизм импульсивных действий.

Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсознательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель). Здесь мотивы трансформированы в механизм установки.

Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоциональной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими аномалиями личности.

Иногда при стечении внезапно возникших обстоятельств человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях неточно называются "вынужденными мотивами". В связи с этим следует иметь в виду, что в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, совмещенными с внезапно сформированной целью. Чем руководствуется человек, обороняющийся от внезапного нападения? В данном случае его поведение определяется не продуманными мотивами, а общим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.

Нередко импульсивные действия совершаются и по "внутренним поводам" - из-за стремления личности самоутвердиться, обеспечить свое превосходство над окружающими, дать выход накопившимся отрицательным эмоциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта.

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель неконкретизирована, действие имеет лишь общую направленность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.

Состояние аффекта тормозит все не связанные с гипердоминантой психические процессы и навязывает индивиду «аварийный» стереотип поведения (бегство, агрессия, крик, плач, хаотичные движения, сдвиги в функционально-физиологическом состоянии организма). В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности - избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется привычное поведение человека, деформируются его жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, нередко искаженное, представление - происходит так называемое «сужение сознания» (торможение всех зон коры мозга, кроме тех, которые связаны с гипердоминирующей зоной).

Состояние аффекта усиливают стрессы, которые подразделяются на: информационный стресс, возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности; эмоциональный стресс может возникнуть в весьма опасных ситуациях (внезапное нападение, стихийное бедствие и т.п.); демобилизирующий стресс, в результате которого нарушается целесообразность действий и ухудшаются возможности речи.

Состояние аффекта, стресса, фрустрации должно учитываться в судопроизводстве при оценке субъективной стороны преступления.

Импульсивность поведения особенно характерна для психопатических личностей и лиц с акцентуированным характером, стремящихся к немедленному удовлетворению актуализированных потребностей без должного учета обстоятельств, склонных к мгновенным компенсаторным реакциям.

Значительные деформации в регуляции поведения возникают в состоянии алкогольного опьянения. Лица, находящиеся в этом состоянии, отличаются крайне пониженной способностью оценивать объективное содержание событий воспринимаемой ситуации.

При этом возникают и патологические особенности поведения алкоголиков, связанные с токсической энцефалопатией, смещением всего поведения на импульсивно-реактивный уровень, деформируется сознательно-волевая регуляция поведения - сознательное принятие решений, развернутое программирование действия замещаются установочными реакциями - готовностью индивида к характерным для него стереотипным действиям в типовых ситуациях.

Импульсивные преступные акты нельзя рассматривать как разновидность случайных преступлений. Они, как правило, закономерно обусловлены личными особенностями импульсивных преступников. Стереотипизированность импульсивного преступного поведения имеет существенное значения для оценки личности преступника и ее ресоциализации. Импульсивность поведения не может рассматриваться как смягчающее ответственность обстоятельство. Во многих случаях она характеризует устойчивое опасное качество личности, ее крайне пониженную социальную ответственность в затрудненных поведенческих ситуациях.

Принятие решений о совершении преступлений и исполнение преступления

психологический преступный деяние оперативный

Кульминационным актом в генезисе преступного деяния является принятие решения - окончательное "утверждение" избранного преступного варианта поведения.

Под принятием решения в психологии понимают волевой акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования исходной информации.

Основные этапы процесса принятия решения: · информационная подготовка решения; · процедура его принятия; · выбор программы действий; · прогнозирование изменений ситуации; · прогнозирование возможных последствий своих действий.

В принятии решения участвуют различные уровни психического отражения - от познавательно-перцептивного до речемыслительного. Однако вопрос о том, каким образом нарушения восприятия, памяти, мышления, интеллекта, прогнозирования преломляются в механизме преступного поведения, ранее не рассматривался и впервые был поставлен в исследованиях Ю.М. Антоняна, В.В. Гульдана.

Принятие решений - сознательный выбор определенного действия в альтернативной ситуации. Решение охватывает образ будущего результата действия в данных информационных условиях. Оно связано с мысленным перебором возможных вариантов действия, концептуальным обоснованием принимаемого к реализации действия.

В решении цель мысленно объединяется с условиями ее реализации, с возможным планом действия на основе переработки всей исходной информации.

Решение о совершении конкретного преступления может быть обоснованным - транзитивным и малообоснованным, нетранзитивным, не учитывающим всех условий его реализации.

Однако многие преступления не транзитивны и в отношении их операциональной реализации совершаются без обоснованного расчета, без учета возможностей реализации преступного умысла. Это связано с низким интеллектуальным уровнем многих преступников, ограниченностью их оперативного мышления. Значительная часть правонарушителей - нерасчетливые, недальновидные люди с существенными дефектами в мотивационно-регуляционной сфере. Угроза наказания ими актуально не осознается или недооценивается. Их преступные решения часто возникают внезапно, обосновываются низменными чувствами - завистью, местью, корыстью, эгоизмом, агрессивностью. Мышление преступника оказывается "привязанным" к асоциальным привычным способам поведения.

Принятие решения о совершении преступления может осуществляться в различных формах. Оно может выделяться в сознании действующего лица как особая фаза и сводится в этом случае к осознанию цели преступления. Оно может наступить в стадии борьбы мотивов само по себе, как ее разрешение. Как особый этап в подготовке преступления принятие решения выступает тогда, когда каждый из мотивов сохраняет для лица свою силу и значимость. Решение в пользу одного мотива принимается потому, что остальные мотивы подавляются и лишаются роли побудителей действия. Мотив-победитель становится доминирующим и определяет содержание предстоящего действия.

Лицу, совершающему преступление, приходится принимать решение в различных психологических условиях: 1) это могут быть простые условия без стрессов и возбужденного состояния, при достаточности времени на его обдумывание, что характерно, например, для принятия решений расхитителями собственности, совершения актов терроризма и т. д. Оно порождает, как правило, расчетливое преступное поведение; 2) сложные психологические условия: в виде сильного возбуждения, недостатка времени на продумывание решения, наличия конфликтной ситуации, когда одному лицу противостоит воля другого лица, - ведут к принятию недостаточно продуманных решений, вызывающих т. н. нетрензитивное преступное поведение.

Результат преступного деяния - наиболее юридически и психологически значимый компонент преступного поведения. Особенно существенно отношение индивида к достигнутому преступному результату. Эти отношения различны: от чистосердечного раскаяния и осознания вины до глубокого удовлетворения достигнутым.

Удовлетворенность достигнутыми преступными результатами или неудовлетворенность ими ведет к появлению новых преступных целей или к самоосуждению преступного поведения, к прекращению преступной деятельности. Личностная положительная оценка преступного результата - признак глубокой криминальной деформированности личности, основной показатель типичности преступного типа поведения.

Возможен и добровольный отказ от доведения преступления до конца, т.е. до достижения ранее запланированного результата. Мотивы отказа могут возникнуть на основе жалости, сострадания, малодушия и т.п. При этом следует учитывать обстоятельства возникновения контрмотивов, т.е. мотивов, противопоставленных первоначальным мотивам и изменивших первоначальную направленность деяния.

Оценка результата преступного деяния преступником может быть связана с переоценкой его ценностных ориентаций.

Прямой результат - это тот, который входит в субъективную цель лица. Он является реализацией и непосредственным выражением цели. При вмешательстве объективных, не зависящих от воли действующего лица сил прямой результат может не совпадать по своему объему с целью лица. При этом цель реализуется не до конца и результат оказывается меньше, чем намечавшаяся цель действия. Несовпадение цели и результата выступает в этом случае в форме «невыполнения цели». Примером «невыполнения» цели является покушение на совершение преступления, когда цель преступления не осуществляется до конца по причинам, не зависящим от воли виновного.

Отношения между результатом и целью могут выступать в форме «перевыполнения» цели. В этом случае результат действия превосходит предполагаемую цель и содержит сверх ожидаемого неожиданный результат, что не входило в субъективную цель данного лица. Примером перевыполнения цели является умышленное причинение тяжких телесных повреждений, которые повлекли за собой смерть потерпевшего, хотя это и не входило в субъективную цель действовавшего лица.

Совершенное преступление, постоянная угроза разоблачения и наказания создают соответствующую послепреступную доминанту в психике преступника, напряженность в его поведении.

Заключение

Проблемы преступного поведения в их научном и практическом аспектах весьма значимы для понимания преступности и ее причин, а значит, и для борьбы с ней.

Необходимо обратить внимание на следующие важные моменты. Во-первых, преступное поведение есть не что иное, как разновидность человеческого поведения вообще, и в силу этого обстоятельства подчиняется общим закономерностям поведения. В преступном поведении можно обнаружить те же явления и процессы, которые характерны для поведения личности в целом. Следовательно, преступное поведение и его внутренние движущие механизмы можно понять лишь в случае максимального использования всего, что известно о поведении в науке психологии. Во-вторых, преступное поведение не равнозначно понятию преступления, которое определяется в УЗ как общественно опасное деяние. В качестве преступного воспринимается все, оговоренное в УК РФ, но важнее всего то, что вызвало, породило преступное поведение, какие обстоятельства ему способствовали, каковы его мотивы и цели, механизм принятия решения и т. д. В связи с этим исследуется формирование личности преступника, в том числе мотивов преступления, последовательность развития преступных поступков, взаимодействие человека и конкретной жизненной ситуации до и во время совершения преступления.

В-третьих, никакие причины и иные обстоятельства, влияющие на преступное поведение, внешние, объективные или внутренние, субъективные не способны породить подобное поведение, если они не преломляются через психологию индивида. Именно она является областью, где происходит «обработка» указанных обстоятельств, следовательно, ни одно из них не действует напрямую, непосредственно вызывая определенный поступок.

Решение задач.

Задача № 1

Осмотр места происшествия - обнаружение и непосредственное исследование материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, имеющих существенное значение для расследования происшествия и находящихся в пространстве, в котором оно произошло или обнаружены его следы.

Исследовать обстановку места происшествия - значит сделать вывод о сущности, механизме, динамике происшествия, найти данные, относящиеся к личности преступника и свидетельствующие о мотивах преступления.

Восприятие обстановки места происшествия позволяет следователю представить картину события, дает необходимую эмпирическую базу для выдвижения версий, проведения других следственных действий. Ясно, что никакой анализ документов, протоколов, схем, фотографий не сможет заменить непосредственно увиденного.

В рассматриваемой задаче на основе анализа поведения преступника на месте происшествия можно выдвинуть версию об инсценировке преступления. Инсценировка преступления - это действия преступника, направленные на искусственное создание ложных материальных следов преступления и рассчитанные на поисковые действия следователя в ложном направлении.

Как отмечает А.Р. Ратинов: «Значение места происшествия как источника сведений о событии и его участниках понимают многие преступники, и потому нередко в следственной практике приходится иметь дело с различными инсценировками на месте происшествия. Искажая картину события, создавая фиктивную обстановку и фабрикуя отдельные доказательства, преступник стремится направить следствие по ложному пути» (Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. с. 250).

Версия об инсценировке должна быть выдвинута в связи с нарочитой заметностью, демонстративностью отдельных фальсифицированных «доказательств». То есть, стремясь направить следствие по ложному пути, преступник обдуманно оставил «следы» мужской обуви на свежевымытом полу по всему периметру дома, принадлежащие, вероятнее всего, другому лицу. При этом «следам» придана отчетливая выраженность, заметность - пол убитой хозяйки дома был свежевымыт, истинный преступник не мог этого не заметить и не «замести» действительные «следы» преступления. Дом убитой хозяйки дома находился на краю деревни, следовательно, у преступника была возможность «убрать» оставленные им следы совершенного преступления, что еще раз указывает на версию об инсценировке.

Как правило, следы пальцев рук и ног на предметах, находящихся на месте преступления, интерпретируются следователем как следы преступника. Зная это, опытный преступник подбрасывает соответствующие предметы и оставляет следы других людей. Этим уловкам преступника следователь должен противопоставлять прием дизъюнкции - версия - контрверсия, т.е. следователь с одинаковой тщательностью ищет признаки, как подтверждающие, так и опровергающие выдвинутые им версии.

Задача № 2

К конфликтным эмоциональным состояниям относятся:

стресс - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации; - аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий; - фрустрация - стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями в отношении фрустратора.

Криминогенная активность личности может быть обусловлена различными обстоятельствами, среди которых особое место занимает физиологический аффект.

Физиологический аффект - такое эмоциональное состояние лица, при котором оно является вменяемым, однако его сознание существенно ограничено. В отличие от патологического аффекта, при физиологическом аффекте лицо сознает свои действия, может ими управлять, либо имеет возможность сознавать свои действия. Именно поэтому лицо, совершившее преступление в состоянии физиологического аффекта (или некоторых других эмоциональных состояниях) подлежит уголовной ответственности.

Будучи кратковременной, но бурно протекающей эмоциональной реакцией, аффект сложен по своей психофизической структуре. В состоянии аффекта, при сохранении сознательно-волевой основы, происходит сужение сознания: действия становятся недостаточно осмысленными и продуманными в деталях, отсутствует дальновидность, движения хаотичны, нестройны, стремительны и порывисты.

В аффекте эмоционально-чувствительная сторона преобладает над содержательно-смысловой, и потому эта проблема очень близко примыкает к проблеме уменьшенной вменяемости, признаваемой в законодательстве не только нашей страны, но и ряда зарубежных стран.

В то же время состояние уменьшенной или ограниченной вменяемости никак не сопоставимо с состоянием сильного душевного волнения при совершении преступления (ст. 107 и 113 УК РФ).

Обе эти нормы предусматривают умышленное общественно опасное деяние, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, который ни в коем случае не может признаваться психопатологическим явлением. Здесь нет психической аномалии, а, следовательно, отсутствует медицинский критерий ограниченной вменяемости.

Необходимо отметить также, что понятия «аффект» и «сильное душевное волнение» полностью не совпадают, ибо закон предполагает, что могут существовать различные степени душевного волнения, устанавливаемые судом.

Предвидение субъектом общественно опасных последствий совершаемых действий означает, что сознание охватывает непосредственный объект и все элементы объективной стороны. При совершении аффективного преступления виновный сознает наличие провокаций со стороны потерпевшего и ее качественные особенности, характер своих действий и возможность причинения физического вреда потерпевшему. Но возбужденное состояние психики не позволяет охватить все элементы действия.

Состояние аффекта исключает осознание многих существенных моментов, связанных с совершаемым действием. Человек отвлекается от всего постороннего, даже практически важного, его сознание направляется на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений и фиксируется только на том, что вызвало аффект. Противоправность перестает быть самостоятельным предметом восприятия, тормозом, но в то же время не выходит за пределы сознания. Таким образом, сознание виновным совершаемого действия, предвидение общественно опасных последствий и сознание противоправности этого действия в указанной специфической форме составляют интеллектуальный момент умысла аффективного преступления.

Уголовно-правовое значение аффект приобретает в том случае, если состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) вызывается насилием, издевательством, тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Патологический аффект - такой вид аффекта, который полностью исключает вменяемость, а, следовательно, и уголовную ответственность за совершенное деяния. При патологическом аффекте лицо признается невменяемым, и к нему применяются принудительные меры медицинского характера.

Различительные признаки физиологического и патологического аффектов:

Физиологический аффектПатологический аффектВысокая интенсивность возбужденияСверхинтенсивность перевозбужденияСоответствие вызвавшей причинеНесоответствие вызвавшей причинеЗначительная дезорганизация сознания («сужение сознания»Полная дезорганизация сознания, умопомрачениеНесдержанность в действияхПолная потеря способности отдавать отчет в своих действияхНесвязанность ассоциативных идей, доминирование одного представленияБессвязное хаотическое сочетание идейСохранение отдельных воспоминанийАмнезия

Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, так как они имеют свои отличительные особенности. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организации для выхода из экстремальной ситуации. В стрессе проявляются максимальные адаптационные возможности индивида. Стресс - необходим для жизни, аффект - опасен для нее.

В предложенной ситуации физиологический аффект выступает как юридическая категория.

С-ва вменяема, но в момент совершения правонарушения находилась в состоянии физиологического аффекта и ее действия должны быть квалифицированы по ч. 1 ст. 107 УК РФ (убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного противоправными действиями потерпевшего).

Главным критерием в данном случае является условие длительной психотравмирующей ситуации (систематическое пьянство мужа, скандалы, избиение малолетней дочери, издевательство над самой обвиняемой).

Однако и здесь требуется хотя бы незначительный повод, могущий переполнить "чашу терпения" виновного. С-ой переживалась возникшая ситуация, накапливалось эмоциональное напряжение, относительно незначительное травмирующее воздействие сыграло роль "последней капли" и вызвало тяжелый аффективный взрыв.

В подобном случае виновная скорее всего имела неопределенное представление об объективных признаках совершенного ею преступления, не конкретизировала в сознании ожидаемые последствия, а желала наступления любого из них. Здесь налицо такая разновидность прямого умысла, как неопределенный, или неконкретизированный. Умысел на убийство возник в тот момент, когда субъект уже находился в состоянии аффекта. Умысел возникает в аффекте и изживает себя вместе с ним.

Необходимо будет учитывать и показания С-ой, которая показала, что состояние сильного душевного волнения возникло в результате издевательств мужа над ней, дочерью и матерью; а также показания свидетелей.

Библиография

I. Нормативная база.

Уголовный Кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс»//.

II. Литература.

Антонян Ю.М., Еникеее М.И., Эминов В.Е. «Психология преступника и расследования преступлений». М., «Юристъ», 1996.

Антонян Ю.М. «Психология убийства». - М., «Юрист», 1997.

Антонян Ю.М. Статья: «Мотивация преступного поведения». "Юридическая психология", 2006, N 1.

Еникеев М.И. «Юридическая психология». М., «Норма», 1997.

Еникеев М.И. «Основы общей и юридической психологии»: Уч. для вузов. - М.: «Юрист», 1996.

Еникеев М.И. «Психология преступного поведения», Статья, «Юридическая психология», 2006 № 4.

Кузнецова Н.Ф. «Преступление и преступность». М., 1969.

Ратинов А.Р. «Психологическое изучение личности преступника». - М., 1981.

Чуфаровский Ю.В. «Психология оперативно-розыскной деятельности». - 2-е изд., доп. - М.: Издательство «МЗ-Пресс», 2001г.

Чуфаровский Ю.В. «Юридическая психология». Учебное пособие. - М.: «Право и Закон», 1997.

Шойжилцыренов Б.Б., Ступницкий А.Е Статья: «Проблемные вопросы структурных элементов оперативно-розыскной характеристики преступлений». "Российский следователь", 2009, N 14.

Понять любое поведение человека, в том числе и преступное, невозможно без глубокого проникновения в его психологию, без знания психологических механизмов и мотивов социально-психологических явлений и процессов.

Среди основных факторов , способствующих формированию противоправной деятельности, выделяют:

  • отклонения характера;
  • отрицательное влияние социального окружения;
  • педагогическую запущенность.

Психологический анализ личностных факторов, опосредующих совершение преступлений, основывается на трех типообразующих признаках :

  1. отношения личности;
  2. направленность личности;
  3. мотивационно-побудительная сфера.

В преступной деятельности проявляются четыре типа отношений личности .

Негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности : жизни, здоровью, чести, достоинству, спокойствию и т.д. Этот тип отношений характерен для преступников, совершивших убийства, оскорбления, изнасилования, занимавшихся клеветой. К данному типу относятся также большинство хулиганских правонарушений.

Корыстно-частнособственническое отношение свойственно лицам, совершившим служебно-корыстные и корыстно-хозяйственные преступления, кражи, грабежи, разбои, мошенничества.

Индивидуалистически-анархическое отношение к различным социальным установлениям и обязанностям присуще лицам, совершившим хозяйственные преступления, преступления против порядка управления, против правосудия, различные воинские преступления.

Легкомысленно-безответственное отношение , проявляющееся в неосторожных преступлениях.

Что же касается направленности личности , то можно также выделить четыре основных типа.

  • Аморальная направленность, не влекущая уголовной и иной ответственности, но нарушающая моральные нормы общества.
  • Асоциальная направленность, которой обладают лица с поведением, не совпадающим с интересами общества, но не причиняющим существенного вреда. К таковым относятся проституция, попрошайничество, мелкая спекуляция.
  • Антисоциальная направленность, приносящая вред, не представляющий, однако, опасности главным условиям общественного бытия. Ею обладают лица, совершающие незначительные кражи, хулиганские действия, злоупотребляющие алкогольными напитками.
  • Преступная (общественно опасная) направленность, угрожающая условиям общественного бытия - убийства, членовредительство, хищение социалистической собственности, государственные и военные преступления.

В зависимости от преобладания тех или иных мотивов, мотивационно-побудительная сфера личности преступника дифференцируется следующим образом:

  1. корыстно-утилитарная мотивация поведения;
  2. мотивация социального престижа;
  3. мотивация самоутверждения;
  4. мотивы хулиганских побуждений;
  5. мотивы озорства;
  6. суицидальная мотивация (самоубийства);
  7. персонифицированная (личностная) мотивация поведения;
  8. низменная мотивация;
  9. антисоциальная мотивация.

Для эффективной борьбы с преступностью необходимо четко понимать, что такое преступное поведение и каковы бывают его причины. Изучение подоплеки преступного поведения как в научном, так и в практическом аспектах является неотъемлемой частью теории криминологии.

Понятие преступного поведения с точки зрения криминологии и уголовного права

Определение 1

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой, включающий не только двигательную активность, но и моменты неподвижности, которые зачастую являются более информативными, чем какие-либо действия.

Преступное поведение – это разновидность человеческого поведения, а значит подчиняется общим законам поведенческой психологии. В преступном поведении хорошо прослеживаются те же процессы и явления, что и в поведении личности в целом. А значит, для более глубокого осознания причин преступного поведения и механизма его действия, необходимо использовать знания, накопленные соответствующими разделами психологии, изучающими индивидуальные и социальные особенности поведения личности.

Преступное поведение и преступление – понятия не тождественные. Согласно трактовке уголовного кодекса, преступление – это общественно опасное деяние. Задача уголовного права определить, какие признаки, согласно законодательству, «делают» поступок человека уголовно наказуемым. Однако криминологию интересует не перечень действий или бездействий, подлежащих наказанию, а формирование личности преступника, внутренние мотивы и внешние условия, ставшие причиной преступного поведения, такие как:

  • обстоятельства, предшествующие преступному поведению;
  • конкретная ситуация, в которой оказался человек, и его поведение до совершения преступления, а также во время и после него;
  • последовательность совершения поступков, нарушающих закон.

Исследуя природу преступного поведения, криминология отталкивается от постулата, согласно которому, никакие объективные или субъективные условия напрямую не вызывают преступных действий. Преступное поведение формируется в результате переработки внутренних или внешних обстоятельств окружающей среды психикой человека. Именно поэтому при одних и тех же обстоятельствах люди с различным психологическим складом ведут себя по-разному.

С точки зрения уголовного права преступное поведение всегда отличается от неприступного четко сформулированными и прописанными в законе признаками. При наличии подобных признаков поведение будет признано преступным даже в том случае, если совокупность обстоятельств, спровоцировавших преступление, будет свидетельствовать в пользу индивида, совершившего преступное деяние.

С точки зрения криминалистической психологии преступное поведение от непреступного отличается по другим критериям. Преступное поведение всегда сопровождается повышенной эмоциональностью, психической напряженностью, т. к. человек, реализующий противоправное деяние, знает, что нарушает закон, и осознает, что может понести суровое наказание.

Взаимосвязь между личностью, совершившей деяние, и жизненной ситуацией

Умышленное преступное поведение включает следующие звенья:

  • мотивацию;
  • подготовку (планирование);
  • совершение деяния.

При этом личность всегда находится в конкретной жизненной ситуации и тесно взаимодействует с окружающей средой. В результате каждое звено преступного поведения имеет двустороннюю связь с личностью: человек при определенных обстоятельствах совершает преступление (это прямая взаимосвязь личности и звеньев преступного поведения), но позже начинает действовать обратная связь, при которой уже преступление действует на человека.

Пример 1

Субъект в результате неудовлетворяющего его уровня материального благополучия (мотивация) совершает кражу денежных средств (преступление). В результате возможны три сценария развития дальнейшей жизни человека, при которых совершенное преступление полностью ее изменит:

  1. В случае, если преступление осталось нераскрытым, а значит и безнаказанным, чаще всего человек совершает новое подобное преступление. Таким образом, уже преступление повлияло на психологию личности и изменило ее, сделав преступника рецидивистом.
  2. В случае, если была похищена крупная сумма, которой хватит для безбедного существования, преступник не станет рецидивистом (он себя уже обеспечил), но теперь он должен постоянно скрываться либо от правоохранительных органов, либо от тех, у кого были похищены деньги. В любом случае его жизнь прежней уже не будет.
  3. В третьем случае преступник может быть пойман и осужден в места лишения свободы, где его жизнь претерпит серьезные изменения под воздействием новой криминальной среды общения с иными законами.

Замечание 1

Важно отметить, что не каждое преступление готовится заранее. Существуют ситуации, когда деяния совершаются в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения (аффекта) – в порыве ревности или при задержании преступника. В подобных преступлениях, совершенных по неосторожности, мотивация тоже имеется, но она отличается от преднамеренного преступления тем, что человек, либо понадеялся на то, что самостоятельно предотвратит опасные последствия своего поступка, либо просто не смог предвидеть возможность этих последствий. В обоих случаях также имеет место двусторонняя связь между личностью и сложившейся жизненной ситуацией.

Преступления умышленные и случайные: в чем разница

Нередко отличить умышленное преступление от неосторожного поведения очень сложно, особенно если сам преступник убежден, что действовал неосторожно.

Пример 2

Человек был привлечен к уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии, в результате чего был насмерть сбит пешеход. Однако отбыв наказание в первый раз, он вновь садится за руль в нетрезвом состоянии и сбивает пешехода. Спустя месяц после второго освобождения преступление повторяется в третий раз.

В данном примере орудием убийства является автомобиль. Садясь за руль в нетрезвом состоянии, человек вряд ли ставил перед собой цель кого-то убить. Поэтому в первый раз преступное деяние еще можно было рассматривать, как преступление по неосторожности. Однако во второй и третий разы, когда человек тоже скорее всего не намеревался никого убивать (но уже знал о том, какие могут быть последствия), те же действия трактуются уже как преступление преднамеренное.

Взаимосвязь между причинами и фактами преступного поведения

Не зная причин преступного поведения, нельзя делать вывод о том, что личность просто является носителем этих причин. Существуют четкие различия между причинами преступления и субъективными факторами, в результате которых было совершено уголовно наказуемое деяние. Эта разница важна не только с точки зрения теории, но и с практической стороны, т. к. делает работу по профилактике преступного поведения и правонарушений более конкретной, целенаправленной и эффективной.

Замечание 2

Причины преступности становятся факторами преступного поведения только после того, как будут «переварены» психикой субъекта.

Внутренние и внешние предпосылки развития преступного поведения

В криминологии существует несколько исходных положений, объясняющих преступное поведение. Внутренние предпосылки связаны с особенностями формирования личности, внешние выражаются в стечении обстоятельств, не зависящих от человека.

Внутренние предпосылки преступного поведения

Внутренней предпосылкой преступного поведения является наличие у субъекта значительных нравственных пробелов в психике, превалирование антиобщественных представлений, соответствующих личным ценностям и понятиям. Все это является дефектами личностного развития, вызванными длительным пребыванием в неблагоприятной для развития здоровой полноценной психики обстановке и недостатком воспитания. Психические нарушения, которые могут повлечь за собой преступное поведение в будущем, закладываются в детском и подростковом возрасте, когда ребенок растет и развивается:

  • в среде пьющих родителей;
  • в семье, постоянно живущей за чертой бедности;
  • в условиях детского дома, где чаще всего господствуют определенные понятия, далекие от общепринятого в обществе эталона поведения и взаимоотношений между людьми;
  • в колонии для несовершеннолетних преступников, где также формируются весьма своеобразные понятия о вещах и поступках.

Проблема личности преступника – это отражение проблемы ее формирования, а проблема преступного поведения является результатом тех общественных связей, в которых субъект вращается в повседневной жизни. Именно там под воздействием аналогичных взглядов окружающей его социальной среды формируются антиобщественные воззрения, наклонности, стремления и другие негативные черты индивида.

Замечание 3

Несмотря на то, что вышеописанные факторы формируют у личности искаженные морально-нравственные представления и в большинстве случаев становятся главной причиной преступного поведения, их нельзя рассматривать в качестве неоспоримых аксиом.

Недопустимо любого без исключения человека обвинять в патологическом преступном поведении только потому, что он вырос или какое-то время пробыл в неблагоприятной среде, потому, что:

  • на путь преступного поведения становится немало людей, вышедших из благополучной среды, имеющих материальный достаток, прекрасное образование и получивших должное воспитание;
  • существует масса примеров, когда люди, выросшие в крайне неблагоприятных социальных условиях, ни разу в жизни не нарушили уголовно-процессуальные запреты.

Кроме этого, факт наличия в жизни субъекта, совершившего противоправное деяние, тяжелого детства, не позволяет точно ответить на вопрос о том, почему из всех вариантов действий, возможных в сложившейся ситуации, человек выбрал именно тот, который запрещен законом.

Вывод 1

Таким образом, объяснить преступное поведение субъекта только на основе недостаточного развития психики в результате сложного детства невозможно. А это в свою очередь осложняет работу по предотвращению преступлений и исправлению преступников.

Внешние предпосылки преступного поведения

Другой причиной преступного поведения могут стать случайные, не зависящие от личности внешние обстоятельства. Однако далеко не каждый человек, испытывающий на себе в данный момент негативное воздействие внешних условий, совершает преступление.

Люди по-разному ведут себя в, казалось бы, одинаковых ситуациях. Объясняется это тем, что одни индивиды имеют сильные уравновешивающие или даже сдерживающие внутренние механизмы, которые в психологически стрессовых ситуациях позволяют не терять разум, присутствие духа и справляться с возникшими обстоятельствами, не преступая закон, а у других такие механизмы развиты слабо или отсутствуют вовсе. Такие люди, как правило, и попадают в зависимость от внешних условий (чаще всего от других людей) и склонны совершать противоправные действия.

Вывод 2

Внешние случайные обстоятельства могут стать причиной преступного поведения человека, но становятся таковыми не всегда. Потому что только от особенностей устройства психики субъекта зависит поддастся ли он ситуации и совершит преступление или найдет в себе силы преодолеть психотравмирующие переживания и удержаться в рамках закона.

Отсюда возникает сложная научная задача системного анализа личности преступника и факторов ее формирования с целью выяснения того, каким образом, в какой момент, под воздействием каких внутренних и внешних обстоятельств в личности появляются и начинают развиваться черты, которые впоследствии приведут к преступному поведению.

Незнание сути преступного поведения, причин, которыми оно вызвано, субъективных целей, преследуемых индивидом, совершившим преступление, делает невозможным создание эффективной системы предупреждения преступности и борьбы с ней.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Современная наука рассматривает преступное поведение как сложное, многофакторное явление, которое необходимо анализировать не только структурно и функционально, но и в аспекте генезиса: возникновение у различных субъектов мотивации преступного деяния, особенности выбора средств, принятия решения и результатов преступной деятельности.

  • В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

Cоциально-психологическое отчуждение есть развивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации) ребёнка, а также из-за безразличия и из-за усвоенной социально-психологической дистанции между индивидом и средой, изолированности от ценностей общества и невключённости в эмоциональные контакты. Хотя отчуждённость от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.) фатально однозначно не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Большой криминогенностью обладает и феномен личностной тревожности , обусловленный наличием у определённого типа людей состояний значительного (в том числе беспредметного) страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. Когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает ощущать субъективную угрозу безопасности, он может предпринимать попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающие. В этом случае, по мнению тех же авторов, человек может совершить и преступление, чтобы не разрушить представление о самом себе, своём месте в мире, самоощущения своей самоценности.

По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща в наибольшей мере преступникам женского пола. А также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Мотивы преступного поведения

В основе преступного поведения, как и любого другого, лежат те или иные мотивы. В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. Г.Г. Шиханцов в своём учебнике "Юридическая психология" выделяет следующие мотивы асоциальной деятельности: самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые, самоопределения.

  • Мотивы самоутверждения.

Потребность в самоутверждении — важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ. Утверждение на социально-психологическом уровне связано со стремлением завоевать личный статус, на индивидуальном (самоутверждение) — с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства.

Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессознательно. Оно характерно, например, для расхитителей так называемого престижного типа, которые стремятся достичь определённого социального статуса или же сохранить его любым путём, в том числе и преступным. Не достижение его тем более его утрата означает для них жизненную катастрофу. Среди взяточников и расхитителей встречаются лица, стремящиеся к утверждению и на социальном, и на социально-психологическом, и на индивидуальном уровнях.

Самоутверждение — распространённый ведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование — не только удовлетворение сексуальной потребности, не только проявление частнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не только неуважения к ней, к её чести и достоинству, но, прежде всего, утверждение своей личности таким уродливым и общественно опасным способом.

Защитная мотивация. Значительное число убийств имеет субъективный, как правило, неосознаваемый смысл защиты от внешней угрозы, которой в действительности может и не быть. В данном случае страх перед вероятной агрессией обычно стимулирует совершение агрессивных действий. "Замещение" действий, т.е. смещение в объекте нападения, может происходить разными путями:

  1. "растекание" — насильственные побуждения направлены не только против лиц, являющихся источником фрустрации, но и против их родственников, знакомых и т.д.;
  2. эмоциональный перенос — насильственные побуждения направлены против вещей фрустратора;
  3. агрессия, направленная против неодушевлённых предметов или посторонних лиц, подвернувшихся под руку;
  4. аутоагрессия, т.е. обращение агрессии на самого себя.
  • Мотив замещения.

Нередки случаи совершения насильственных преступлений по механизму замещающих действий. Суть этих действий состоит в том, что если первоначальная цель становится по каким-либо причинам недостижимой, то лицо стремится заменить её другой — доступной. Благодаря "замещающим" действиям происходит разрядка (снятие) нервно-психического напряжения в состоянии фрустрации.

  • Игровые мотивы.

Этот тип мотивации довольно распространён среди воров, расхитителей, особенно мошенников, реже среди других категорий преступников. К представителям преступников-"игроков" принадлежат те, кто совершает преступления не столько ради материальной выгоды, сколько ради игры, доставляющей острые ощущения.

  • Мотивы самооправдания.

Одним из универсальных мотивов преступного поведения в подавляющем большинстве случаев является мотив самооправдания: отрицание вины и, как следствие, отсутствие раскаяния за содеянное. Искреннее осуждение своих действий встречается довольно редко, но и при этом вслед за признанием обычно следуют рассуждения, направленные на то, чтобы свести вину к минимуму.

Замечу, что понятие "личность" многогранно, с ярко выраженным междисциплинарным характером, изучается не только в психологии, но и в философии, социологии, этике, праве, педагогике и пр. Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, поскольку в ней связаны различные плоскости бытия отдельного человека — от его телесного бытия до духовного.

Понятие личности в правовой науке широко используется применительно к субъектам различных правоотношений. В юридической литературе данное понятие имеет расширенное толкование, есть некоторое смещение к таким понятиям, как субъект, лицо, человек.

Как отметил В.Л. Васильев, "в системе "человек-право" в первую очередь реализуются личностные аспекты человека как общественного существа, включённого в социальные отношения, как носителя сознания и, в частности, правосознания".

В криминальной психологии одной из центральных категорий является категория личности преступника.

В уголовном праве под личностью преступника понимается вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления определённого, указанного в уголовном законе возраста. Поэтому о личности преступника говорят, когда имеют в виду субъекта преступления, т.е. лицо, совершившее преступление, что нашло своё подтверждение в приговоре суда, вступившего в законную силу.

Понятие личности преступника выражает социальную сущность человека, нарушившего закон, сложный комплекс характеризующих его свойств, связей, отношений, его нравственный и духовный мир, взятый в развитии, во взаимодействии с социальными условиями, с психологическими особенностями, в той или иной мере повлиявшими на совершение им преступления. Таким образом, термин "личность преступника" означает, что речь идёт о "социальном лице" человека, совершившего преступление.

Понятие личности преступника включает в себя комплекс социально-демографических, социально-ролевых (функциональных), социально-психологических признаков, которые в той или иной мере связаны с преступным деянием, характеризуют его общественную опасность, объясняют причины его совершения.

Такой подход в юридической литературе обусловливает необходимость дополнить понятие личности применительно к субъекту преступления рядом признаков, которые в общей психологии не рассматриваются. Поэтому юридическая психология изучает более широкий аспект характеристик личности человека, совершившего преступление. Она обращает внимание как на нравственные качества, знания, привычки, формы психического отражения, темперамент, так и на физическую сущность лица как человеческого индивида (его возраст, психическую способность к вменению, функционально-ролевые признаки), а также на психологическую характеристику личности преступника (интеллектуальные качества, эмоционально-волевые качества и т.д.).

В криминологии при изучении личности преступника акцент делается на анализ личности во взаимодействии с социальной средой, поскольку преступное поведение рождает не сама по себе личность или среда, а именно их взаимодействие.

Однако для криминальной психологии личность преступника представляет и самостоятельный интерес, ибо она не только отражает определённые внешние условия, но и является активной стороной взаимодействия. Для неё характерна сознательная, целенаправленная деятельность. Связь социальных условий с преступным поведением носит сложный характер, причём всегда социальные условия проявляются в преступлении, преломляясь через личность. В некоторых случаях, когда на лицо процесс длительного специфического социального взаимодействия, у личности формируется устойчивая противоправная ориентация, которая проявляется в комплексе правонарушений. Подобная личность способна совершать преступление даже при меняющихся условиях.

Личность преступника — личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Изучение личности преступника, с точки зрения криминальной психологии — окажет помощь правоохранительным органам: при принятии решений уголовно-правового и уголовно-процессуального характера; в выборе тактических приёмов и приёмов воздействий в следственных ситуациях; при установлении мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; при изучении причин совершенных преступлений; в целях определения мер воспитательного воздействия

Методы изучения личности преступника

Изучением личности преступника вплотную занимаются такие науки, как криминология и криминальная психология. При изучении этой проблемы они используют определённую методологию.

Методология — это наиболее общие принципы, способы и средства научного исследования. В научном обороте употребляются слова: методология, методика, методы. Метод — это приём, способ исследования; методика — совокупность методов. В качестве общетеоретических методов познания в научном исследовании криминологами и юридическими психологами используются: абстрагирование, логические процедуры обобщения, системно-структурный анализ, историко-сравнительные методы, моделирование и др.

Традиционно в криминологии и в психологии также используются такие эмпирические методы общего характера, как наблюдение, опросы в форме анкетирования и интервью, эксперимент, изучение документов, биографический метод.

Для изучения структуры личности преступника и его социальной среды используются различные методы и подходы, важнейшими из которых являются структурный, системный, типологический. Кратко рассмотрим эти подходы.

В научно-практических целях понятие личности преступника раскладывают на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ удобен для проведения различных исследований личности правонарушителей.

В настоящее время наиболее широкое распространение получил подход к изучению личности преступника, предполагающий в ней наличие двух крупных подсистем: социально-демографической и социально-психологической.

Социально-демографическая подсистема личности преступника включает в себя пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное и материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относят, признаю: характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определённых функционально-ролевых обязанностей. Естественно, эти признаки (кроме судимости) не характеризуют конкретную личность как склонную к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими личностными особенностями они позволяют сформировать целостное представление о данном субъекте.

Социально-демографические признаки имеют тесную связь с определёнными психологическими (социально-психологическими) качествами человека, его психикой. Например, низкий образовательный уровень во многом бывает, связан с невысоким интеллектом человека, а трудности социальной адаптации — с низким уровнем его эмоциональной устойчивости, повышенной импульсивностью, агрессивностью и т.д. Анализ социально-демографических признаков помогает лучше понять процесс социализации, формирование у людей под влиянием социальных условий различных психологических особенностей.

Социально-психологическая подсистема личности рассматривается многими учёными в виде четырёх структурных основных элементов:

  • подструктура направленности в виде совокупности социально значимых качеств личности, связанных с правосознанием человека (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.);
  • подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;
  • подструктура психических форм отражения, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека:
  • подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Перечисленные подструктуры личности во всем многообразии их содержания имеют место и в структуре личности преступника. Существенное отличие структурных образований личности преступника от структурных образований личности законопослушных граждан состоит, прежде всего, в том, что многие свойства, черты личности (особенно те, которые формировались под влиянием социальных условий) характеризуют личность первого с негативной стороны, делая её более восприимчивой к воздействию криминогенных факторов. Одним из основных отличий личности преступника от личности правопослушного гражданина считается негативное содержание ценностно-нормативной системы некоторых устойчивых психологических особенностей, сочетание которых имеет криминогенное значение и специфично для преступников.

При исследовании личности преступника необходима комплексная оценка взаимосвязи различных характеристик среды и личности. Один из психологических подходов рассматривает среду, личность и их взаимосвязь на типическом уровне.

Возможность глубоко и на современном научном уровне исследовать проблему личности преступника даёт системный подход. Его основные положения сводятся к следующему:

  • личность преступника исследуется как сложная иерархическая система, в которой вычленяются элементы, имеющие прямую связь с преступным поведением;
  • личность преступника познаётся через его деятельность, через взаимодействие с социальной средой;
  • наряду с личностью и деятельностью обязательным элементом исследования является социальная среда, в особенности микросреда.

Основная цель исследования с помощью системного подхода — выявить значимые в генезисе преступного поведения элементы этих подсистем.

Помимо рассмотренных выше методов анализа отдельных сторон структуры личности преступника и взаимодействующий с ним социальной среды можно выделить три основных теоретических подхода к исследованию мотивационных аспектов личности преступника и преступного поведения: психологический, биологический, социологический.

Методы изучения личности преступника в криминальной психологии применяются те же, что и при психологическом изучении личности. К ним относятся такие психологические методы, как беседа, психологический анализ продуктов деятельности, контент — анализ, метод тестов (тесты интеллекта, проективные методики, личностные опросники). Также при изучении личности преступника используются методы, специально разработанные в юридической психологии, например, метод психологического анализа материалов уголовного (гражданского) дела.

  • Биологический подход.

В 1876 г. вышла книга итальянского судебного психиатра и антрополога Чезаре Ломброзо "Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения", в которой он сделал вывод о том, что преступник не есть нормальный человек, а атавистическое явление, шаг назад на пути эволюции, особая разновидность человеческого рода. Следует отметить, что взгляды этого исследователя имели как оппонентов, так и сторонников. Например, критики биологических взглядов "ломброзианства" не только опровергали эту идею с рационально-гуманистических позиций, но и пытались перепроверить их эмпирическое обоснование.

Известный юрист — практик начала XX в. А.Ф. Кошко писал: "…Среди закоренелых преступников явно дегенеративные типы встречаются, пожалуй, не чаще типов обычных, и нередко в числе злодеев попадаются даже люди с приветливой внешностью, с кроткой, симпатичной улыбкой и очень часто с невинно-детским выражением чуть ли не ангельских глаз" .

Доказательством несостоятельности взглядов Ч. Ломброзо можно считать работы В.М. Бехтерева по изучению психологических аспектов преступности, психологических проблем вменяемости, основанных на рефлекторной концепции психической деятельности и естественнонаучной теории поведения.

В.М. Бехтеревым не была обнаружена особая нервно-психическая организация у преступников, которая отличалась бы от подобной структуры у правопослушных граждан.

На сегодняшний день в споры о биологической причинности преступления вмешались генетики. Из отечественных исследователей следует назвать В.П. Эфроимсона, В.П. Емельянова, А.В. Любищева, В.П. Колпакова, Н.П. Дубинина и др.

Так, В.П. Эфроимсон считал, что в генах человека заложены не только животные, начала, но и высшие нормы поведения. "Генетически", по его мнению, все люди добры, нравственны, альтруисты, а преступниками становятся из-за распространённой в обществе идеологии насилия как средства достижения справедливости. В области генетики на основании анализа исследований В. Колпаков пришёл к выводу, что "генетическое участие в формировании преступного поведения есть, оно просматривается". По его мнению, есть, конечно, и социальное подавление, и социальное провоцирование такого поведения, но и влияние генетического фактора весьма существенно.

Несмотря на значительные успехи в области психогенетики, криминология отвергала наличие у человека каких-то особых генетически запрограммированных, наследственно передаваемых от поколения к поколению наклонностей к нарушениям закона, совершению преступлений. Однако, как справедливо замечают Ю.М. Антонян и С.В. Бородин, "признание социального характера причин преступного поведения в целом вовсе не означает игнорирования биологических особенностей человека, его психической сферы и патологии в ней".

Нельзя игнорировать индивидуально-психологические особенности, типичные для некоторых групп правонарушителей, в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами. В определённых (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии "снижают сопротивляемость к воздействию ситуации, в том числе конфликтных, создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для её адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуктивных, в том числе противоправных поступков. Всё это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению" .

Многие учёные разделяют мнение, что психические аномалии часто способствуют противоправному поведению, поскольку "препятствуют усвоению социальных норм, затрудняют получение высокой квалификации и образования, выполнение отдельных социальных ролей" . Также считается, что существенный криминогенный фактор представляют собой психопатии, поскольку поведение психопатизированной личности нередко отличается своей импульсивностью, направленностью на немедленное удовлетворение своих желаний без учёта возможного наступления от этого негативных последствий не только для окружающих, но и для самого субъекта. Хотя, как справедливо считают Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан и другие криминологи, свести объяснение причин противоправного поведения к одной лишь психопатизации и психическим аномалиям личности было бы не совсем правильно.

Г.А. Аванесов выделяет следующие биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

  • патология биологических потребностей, нередко становящаяся причиной сексуальных извращений и половых преступлений;
  • нервно-психические заболевания (психопатии, неврастении, пограничные состояния), которые повышают возбудимость нервной системы, обусловливают неадекватную реакцию и затрудняют социальный контроль за действиями;
  • наследственные заболевания, особенно отягощённые алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;
  • психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического состава окружающей среды, использование новых видов энергии, которые приводят к различным психосоматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям и служат дополнительным криминальным фактором2С.

Итак, биологический подход к изучению причин преступности остаётся одним из дискуссионных на протяжении более столетия. Проблема соотношения биологического и социального в личности преступника остаётся актуальной и сегодня.

  • Социологический подход.

Он рассматривает преступность как социальное явление. Этот подход возник практически одновременно с биологическим и в противовес ему. У его истоков в XIX в. стоял бельгийский учёный Кегле. Социологический подход нашёл своё выражение в концепции социального детерминизма.

В основном в русле социологического подхода исследования велись криминологами. Линия социального детерминизма влекла за собой важные выводы. Главный из них заключается в том, что, "не изменив социальных условий, порождающих преступления, тщетно было бы пытаться повлиять на преступность".

В советской криминологии прослеживалось развитие принципов социального детерминизма. Хотя именно в 60-70-е годы была поставлена проблема раскрытия механизма социально-психологических факторов (Яковлев А.М., Кудрявцев В.Н.). Криминологи фокусируют внимание на взаимодействии личности со средой, процессе социализации и формировании личности, проблемах социальных групп и конформизма, социальных ролей и социальной адаптации, их связи с противоправным поведением. Такой подход тесно связывает криминологию с социальной психологией. Формирование отечественной криминологической теории о природе и причинах преступности позволило создать такую концепцию, ведущей особенностью которой было признание социальной природы личности преступника.

В современной отечественной криминологии используется синтез подходов к личности преступника: "криминология исследует всю совокупность социологических, психологических, правовых, этических, педагогических, медицинских и иных аспектов личности тех, кто совершил преступление". Личность преступника рассматривается как совокупность социально значимых негативных свойств, образовавшихся в ней в процессе разнообразных и систематических взаимодействий с другими людьми. Эта личность, являющаяся субъектом деятельности, познания и общения, конечно, не исчерпывается только указанными свойствами, которые к тому же поддаются коррекции. В то же время социальный характер личности преступника позволяет рассматривать его как члена общества, социальных групп или иных общностей, как носителя социально типических черт.

Современными криминологами рассматривается личность в двух аспектах: с одной стороны, как объект социальных связей и влияний, с другой — как субъект, способный к активной целенаправленной, преобразующей деятельности. Криминологические исследования фиксируют особенности социальных позиций и ролей личности, её социально-ролевые поля.