Правовое просвещение граждан. Правовое просвещение обучающихся Укажите проблемные вопросы в организации правового просвещения


В приказе Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 подчеркнуто, что вделе привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать весь потенциал прокуратуры. Важным средством решения указанных задач является правовое просвещение , которое представляет собой распространение в обществе знаний о праве, а также разъяснение положений действующих нормативных правовых актов и практики их применения в целях формирования убежденности в необходимости соблюдения норм права и предупреждения правонарушений.

Расширение системы правового просвещения населения отнесено также к основным направлениям реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (подп, "ж" п. 8 разд. IV).

Правовое просвещение включает следующие направления: 1) правовое обучение – преподавание и усвоение правовых знаний в образовательных заведениях юридического и иного профиля; 2) правовую пропаганду – распространение правовых знаний в обществе и разъяснение в доступной форме положений отдельных правовых актов неопределенному кругу лиц; 3) правовое консультирование – разъяснения отдельным гражданам юридических норм, подлежащих применению в конкретных правовых спорах.

Правовое просвещение осуществляется как: 1) общее – обучение правовым знаниям, пропаганда права и правовое консультирование населения в целом; 2) специальное – выполнение такой деятельности в отношении отдельных категорий лиц, например несовершеннолетних, лиц, подлежащих призыву на военную службу, лиц, находящихся в исправительных учреждениях.

Прокуратурой РФ реализуются все направления и виды правового просвещения.

Основными принципами правового просвещения служат: научность, информативность, аргументированность, наглядность, доступность, последовательность и системность. Необходимо помнить также, что правовое просвещение не может достигнуть своих целей, если лишь несет сведения о праве. Главная задача этой деятельности – создание внутренних стимулов к соблюдению правовых норм. Недооценка этого требования ведет к несоответствию между правовыми знаниями и действиями гражданина .

Объектами правового просвещения выступают все категории граждан, в первую очередь молодежь, наиболее остро воспринимающая отрицательные последствия экономических преобразований и правового нигилизма . Это обстоятельство влияет на методы, формы и средства правового просвещения. Так, доведение до сознания молодых людей неотвратимости наказания за преступления и иные правонарушения является одной из важных задач правового просвещения.

К формам правового просвещения, специально предназначенным для пропаганды права и разъяснения законодательства, относятся следующие.

1. Пропаганда правовых знаний при непосредственном участии работников прокуратуры. Сюда относятся: чтение лекций и докладов гражданам; проведение бесед, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, недель, декад и месячников правовых знаний. Немалую пользу приносят встречи с лидерами и активистами общественных объединений. Подобные мероприятия организуются по месту жительства, учебы, в трудовых коллективах организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности.

При этом следует учитывать, как правило, низкий уровень заинтересованности граждан в проведении таких мероприятий. Потому необходимо тщательно выбирать тематику выступлений, сосредоточивать внимание аудитории на непосредственной практической пользе. Приоритетными темами служат жилищное, земельное, природоохранное, трудовое законодательство, защита прав субъектов предпринимательской деятельности, противодействие коррупции, экстремизму.

В то же время нужно принимать во внимание возраст, национальность, семейное положение, профессию, круг интересов людей, с которыми проводится правовое просвещение. Учет этих факторов положительно влияет на контакт с аудиторией, вызывает у нее интерес к выступлению. Подобный подход дает возможность также должным образом подготовиться к предстоящему выступлению.

Поясним, что лекции представляют собой систематическое, последовательное, научно обоснованное и изложенное в популярной форме освещение причин и следствий конкретных явлений правовой действительности, например состояния законности и необходимости принятия норм права, упорядочивающих определенную сферу общественных отношений. Для достижения цели лекции необходимо четко определить ее главную тему. Следует также установить объем лекционного материала, который может быть изложен в отведенное время, отобрав самое важное для раскрытия темы.

Беседы являются небольшим сообщением и обменом мнения по отдельным правовым вопросам, основанным на изложенных сведениях и вытекающих из них выводах. К примеру, приводятся данные о количестве преступлений отдельных категорий и причинах их совершения.

Нередко лекции целесообразно дополнять беседами на соответствующие темы, что делает правовую пропаганду более действенной.

В ходе правового консультирования прокуроры должны обращать внимание граждан на правовую основу разрешения проблем, разъяснение им социальной сущности и конкретного содержания норм права.

Эффективным средством пропаганды права служит использование прокурорскими работниками наглядных материалов и технических средств.

2. Выступления в СМИ и информационной сети Интернет. Телевидение, радиовещание и печать занимают ведущее место по популярности среди граждан по сравнению с другими источниками правовой информации. Они обладают наиболее широкими возможностями донесения правовых знаний до каждого человека. В процессе взаимодействия со СМИ наиболее эффективны выступления (интервью) прокурорских работников и публикации подготовленных ими материалов на правовые темы.

Большое значение имеют выступления представителей органов прокуратуры в новостных и аналитических передачах телевидения. Плодотворны пропаганда права и разъяснение законодательства прокурорами по региональным телевизионным каналам. Получает распространение подписание соглашений между органами прокуратуры и телестудиями о вещании по правовой проблематике.

Не менее полезно использование для правового просвещения возможностей радиовещания.

В региональных и местных печатных изданиях целесообразно организовывать постоянные рубрики, куда граждане могут обратиться по интересующим их правовым вопросам и в которых систематически размещают материалы, разъясняющие законодательство.

Особого внимания заслуживают правовое просвещение с использованием СМИ совместно с другими органами государственной власти, в том числе судебными органами.

Все большее распространение в качестве средства правовой пропаганды получает информационная сеть Интернет. На официальных сайтах прокуратур субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуратур могут открываться разделы правовой информации и осуществляться консультации граждан по вопросам права.

Расширение использования указанного ресурса возможно также путем участия в совместных с федеральными и региональными информационными агентствами проектах правовой пропаганды.

3. Участие в проводимых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, научными и образовательными учреждениями, общественными объединениями и иными организациями мероприятиях, которые способствуют правовому просвещению граждан. Целью таких мероприятий служит, как правило, разъяснение порядка реализации положений нового законодательства, информирование о принимаемых мерах по укреплению законности и правопорядка в регионах.

Формами этой работы выступают: участие прокурорских работников в научно-практических конференциях и сборах, онлайн- и пресс- конференциях, семинарах, тренинг-семинарах, "круглых столах"; участие в парламентских и публичных слушаниях.

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 перед прокурорами поставлена задача сочетания пропаганды права с надзором за исполнением законов, информированием органов публичной власти и институтов гражданского общества о состоянии законности, правопорядка и обеспечения прав граждан, с участием в судебных процессах, обсуждением представлений об устранении обстоятельств, способствующих правонарушениям (п. 2).

Информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности является одним из принципов организации и деятельности прокуратуры РФ (ст. 4 Закона о прокуратуре). При реализации этого принципа прокурорам необходимо рассматривать и вопросы правового просвещения граждан.

Одновременно требуется проведение правового просвещения при осуществлении органами прокуратуры основной функциональной деятельности.

Заметное место среди соответствующих форм занимает разъяснение прав и правовых способов их защиты при рассмотрении и разрешении обращений граждан. В соответствии с Законом о прокуратуре в органах и учреждениях этого института государства рассматриваются и разрешаются в пределах компетенции заявления, жалобы и иные обращения граждан. При этом ответ на такие обращения должен содержать разъяснение его правового содержания. Когда в удовлетворении обращения отказывается, заявителю обязательно разъясняется порядок обжалования принятого решения (ст. 10).

Вместе с тем согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008 № 182 консультирование граждан по вопросам прав и свобод и способов их защиты не должно подменять рассмотрение и разрешение обращений по существу затронутых в них вопросов (п. 1).

Большое значение имеет разъяснение законов в актах прокурорского реагирования, так как нередко основной причиной значительного количества допускаемых нарушений служит недостаточный уровень правовых знаний соответствующими субъектами.

В соответствии с Законом о прокуратуре прокуроры приносят протесты на незаконные правовые акты (ст. 23), вносят представления об устранении нарушений законов (ст. 24), выносят постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 25), объявляют предостережения о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1). В этих документах в обязательном порядке излагается и разъясняется содержание нарушенных (могущих быть нарушенными) законодательных норм. Тем самым обеспечивается возможность устранения или недопущения нарушений закона.

Приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 № 195 прокурорам предписано излагать в документах прокурорского реагирования правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали (п. 16).

Согласно приказу Генпрокурора РФ от 10.09.2008№ 182 в ходе прокурорских проверок исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи надлежит отслеживать наличие правовой тематики в учебных планах, ориентировать руководство образовательных учреждений на предупреждение правонарушений, разъяснение ответственности за противоправное поведение (п. 6).

При осуществлении надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам надлежит разъяснять уголовное, уголовно-процессуальное и иное действующее законодательство задержанным, заключенным под стражу, осужденным и лицам, подвергнутых мерам принудительного характера (п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре).

Важную роль играет разъяснение законодательства в ходе судебных заседаний. В соответствии с Законом о прокуратуре прокурор участвует в рассмотрении дел судами в ситуациях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами (п. 1 ст. 35). При этом выступления и иные процессуальные действия прокурора при рассмотрении дел судами предполагают обязательное разъяснение правового содержания его позиции, действий и решений иных участников судопроизводства, что оказывает правовоспитательное воздействие также на присутствующих граждан. Это требование имеет особое значение при судебном разбирательстве дел с участием коллегии присяжных заседателей.

Важным направлением организации работы органов прокуратуры по правовому просвещению является взаимодействие с иными государственными органами, общественными и другими объединениями . Так, для обеспечения сотрудничества с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах РФ органами прокуратуры могут заключаться соответствующие соглашения, предусматривающие и совместное осуществление правового просвещения.

При прокуратурах субъектов РФ создаются также общественные советы, например по защите малого и среднего бизнеса, работа которых предполагает разъяснение законодательства предпринимателям.

Неплохой результат приносит участие руководителей общественных организаций в совещаниях прокуратур субъектов РФ по вопросам правового просвещения. В некоторых прокуратурах регионального звена принимаются совместные с общественными объединениями программы правового просвещения, включающие чтение лекций, участие в семинарах и "круглых столах", издание брошюр по правовым вопросам.

В ряде регионов при прокуратурах работают общественные приемные, в которых оказывается правовая помощь гражданам. При этом особое внимание уделяется слабо защищенным категориям граждан.

К правовому просвещению граждан необходимо также активно привлекать ветеранские организации работников прокуратуры.

Последнее время в органах прокуратуры уделяется пристальное внимание взаимодействию в проведении правового просвещения с высшими учебными заведениями. В ряде регионов между прокуратурами и вузами заключены договоры о сотрудничестве, определяющие рамки взаимодействия. Одним из новых направлений такого сотрудничества является участие прокурорских работников в деятельности юридических клиник. Эти структуры создаются при юридических факультетах высших учебных заведений, студенты-старшекурстники которых под руководством преподавателей оказывают бесплатную правовую помощь социально незащищенным слоям населения. Прокурорские работники оказывают правовую помощь студентам – участникам таких формирований по наиболее сложным вопросам законодательства и его применения.

Важно подчеркнуть, что приведенные направления и формы правового просвещения могут с успехом использоваться всеми звеньями системы органов и учреждениями прокуратуры РФ.

Кроме того, прокурорам необходимо уделять внимание ведению первичного учета показателей, отображению и контролю их достоверности в статистической отчетности . Приказом Генпрокурора РФ от 11.12.2012 № 446 утвержден и введен в действие статистический отчет о работе прокурора по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению по форме ВОиПП. Прокурорам вменено в обязанность представлять указанные сведения раз в полугодие нарастающим итогом в отдел информационного обеспечения информационно-аналитического управления Главного организационно-аналитического управления Генпрокуратуры РФ (п. 2). При этом следует выполнять положения Инструкции по составлению указанного отчета, утвержденной данным приказом. Соблюдение указанных требований позволит анализировать и оценивать состояние, опыт и проблемы, а также вырабатывать меры по совершенствованию рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры.

3.1 Организация правового просвещения в общеобразовательной школе

Правовой нигилизм, низкая правовая культура, несоблюдение и нарушение законов - вот что показали исследования среди несовершеннолетних граждан России. Растет число преступлений, совершенных подростками. Не менее огромную цифру составляет количество административных правонарушений, а дисциплинарные вообще не поддаются учету. Основные причины сложившееся ситуации известны. На одной из них - слабое правовое обучение и воспитание - необходимо остановиться более подробно потому, что она тесно связана с деятельностью общеобразовательной школы, где, как известно, и закладываются основы гражданственности. Но, увы, правовые дисциплины еще не нашли широкого представительства в школьных программах. Всего 34 часа в год выделяется на них, согласитесь, немногое можно сделать за это время. А ведь подросток с первых дней пребывания в учебном заведении включен в определенную правовую систему. Более того, как гражданин России, согласно Конституции, он приобретает «основные права и свободы» от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). И вся его последующая жизнь, в том числе и в отроческие годы, протекает в определенном правовом пространстве и регулируется конкретными отраслями права или отдельными законами и подзаконными актами. К ним можно отнести правовые акты международных организаций, текущее законодательство России и некоторые ведомственные нормативные акты. Исследования показали, что значительная часть школьников практически не знакома с содержанием всех этих документов, слабо представляет правовую систему государства, совершенно безграмотны в области отправления своих прав и обязанностей как субъектов правоотношений, складывающихся в обществе. У подростков порой нет правильной правовой модели законопослушного поведения. В жизни они чаще всего руководствуются собственной интуицией, а то и недостоверными или некомпетентными советами. И это не удивительно, ибо воспитание и обучение осуществляют учителя, не имеющие, как правило, соответствующей подготовки. Отсутствует система подготовки и переподготовки таких учителей. (9, с.176)

Нельзя сказать, что ничего не делается в этой области. Два десятилетия существовал курс «Основы советского государства и права». С 1993 года Правительство РФ рекомендовало ввести курс «Права человека». С 1994 года Правительством было разрешено углубленное изучение в школах права, экономики и других дисциплин. Но все эти попытки носят разрозненный, непоследовательный и бессистемный характер.

Правовое образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.

Организуя предпрофильную правовую подготовку, современный учитель должен знать, что в старшей школе (10-11 классы) в зависимости от профиля образовательного учреждения, класса, индивидуального учебного плана обучающегося право может быть представлено различными курсами: самостоятельный курс «Основы правоведения», «Право», набор специализированных (модульных) курсов «Право и экономика», «Право и демократия» и т.п., часть интегрированного курса «Человек, общество, право», а также их комбинациями.

В старшей школе обеспечивается в рамках данной системы правового обучения формирование:

устойчивой потребности в правомерном поведении;

углубленного уровня правовых знаний (различных отраслей права, отдельных законодательных актов, в области сравнительного правоведения и т.п.);

способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;

навыков реализации своих прав в социальной сфере в широком правовом контексте.

Условием решения образовательных задач в старшей школе является:

а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;

б) учебные курсы, обеспечивающие, соответственно профилям, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.

Для обеспечения вариативного подхода к изучению права в старшей школе разработаны разные типы программ курса права: для общеобразовательной школы, для классов или образовательного учреждения гуманитарного профиля, а также обучаемых в системе социально-экономического профиля.

Организация предпрофильной правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:

педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

целесообразна вариативность и альтернативность технологий образовательной деятельности в рамках учебного времени, отведенного на предпрофильную подготовку. (7, с.104)

Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Организацию предпрофильного правового обучения целесообразно структурировать по отдельным проблемам. Обратим внимание на то, что данная деятельность может осуществляться педагогом самостоятельно с учетом уровня подготовки школьников, наличия того или иного профиля обучения в старшей школе. Важно учитывать также традиции и особенности работы целого образовательного учреждения, уровень профессионального мастерства педагогических кадров, наличие учебной и методической литературы и др.

В теории правового воспитания и обучения в школе также нет единой концепции. Правда, существуют несколько научных точек зрения. Представители одной из них считают, что правовое обучение и воспитание следует вести на основе курса «Советское государство и право», предлагая реализовать подготовку учителей в рамках психолого-педагогических дисциплин; по мнению других, основой должен стать курс «Права и свободы граждан». Думается, каждая из этих точек зрения имеет право на существование и реализацию в школьных программах, но заметим, что они не свободны от некоторой односторонности и ошибок. В частности, правовое обучение и воспитание школьников не должно ограничиваться лишь изучением их прав и свобод, а курс «Основы советского государства и права», естественно, нуждается в коренной переработке в силу определенных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в стране.

Суммируя сказанное, хотелось бы высказать свою точку зрения относительно концепции правового обучения и воспитания в общеобразовательной школе. По моему мнению, оно должно осуществляться в рамках курса «Правоведение», формирующего гражданственность и правосознание у подростков. Задачи курса: помочь подростку адаптироваться в современных условиях; воспитание законопослушного гражданина; самореализация подростка в жизни; предотвращение правонарушений несовершеннолетних; обучение подростка умению прогнозировать правовые последствия.

Представляется, что такое обучение и воспитание должно носить сквозной характер, то есть вестись с первого по одиннадцатый класс включительно. И каждый год обучения должен соответствовать той сумме правовых знаний, которые необходимы учащимся в данное время согласно возрастным критериям. Быть непрерывным - осуществляться ежегодно в каждом классе, системным - соответствовать правовой системе, действующей в данное время, для данного субъекта на данной территории. Теоретико-прикладной характер обучения означает, что вместе с суммой теоретических знаний учащийся приобретает навыки по их реализации в жизни.

Адаптивность правовой подготовки предусматривает необходимость помочь подростку быстрее и безболезненнее войти в жизнь полноправным членом общества. В общеобразовательной школе обучаются дети, чей правовой статус в зависимости от возраста (6-17 лет) и других критериев определяется тем или иным законодательством. Эти критерии, думается, должны послужить главной отправной точкой в формировании учебных программ.

Определяя цели и задачи правового обучения и воспитания школьников, следует выделить средства и методологию, а также формы их реализации. Формы, на наш взгляд, отличаются прежде всего тем, что обучение протекает несколько отлично от воспитания, хотя эта градация весьма условна, в процессе реализации формы могут носить комплексный характер.

Несколько слов о тех, кто преподает право в школе. Это должны быть учителя-правоведы, получившие соответствующую подготовку на уровне высшего образования. Их подготовку необходимо осуществлять в рамках головного института «Правовой педагогики». Это объясняется многими причинами: отсутствием достаточного количества учителей-правоведов и профессорско-преподавательского состава для подготовки таких учителей, методики обучения праву в школах и педагогических вузах, слабым правовым регулированием.

Основной целью этого института было бы формирование политики в области правового обучения и воспитания подростка в школе, подготовка педагогических кадров и профессорско-преподавательского состава, разработка учебно-методической базы и оказание помощи учебным заведениям.

Данный институт может быть ведущей организацией по правовому обучению и воспитанию, но наряду с ним следует создать в системе повышения квалификации педагогических работников соответствующие факультеты. Весь процесс правового обучения и воспитания должен соответствовать ступенями образования: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. При этом правовое обучение и воспитание в начальных классах должно отличаться большим нравственно-эстетическим характером процесса привития школьникам общечеловеческих норм поведения, создавая своего рода морально-психологическую базу.

Использование технологии веб-квест при организации самостоятельной работы на уроках немецкого языка

Организация самостоятельной работы учащихся является обязательной частью процесса обучения иностранным языкам. В последние годы данному виду деятельности уделяется всё больше внимания, так как в современном...

Личность и профессиональная компетентность учителя права современной российской школы

Целью правового образования является формирование правовой культуры школьников. Н.И. Элиасберг считает, что "компонентами правовой культуры являются: систематизированные научные знания о праве, законодательстве Российской Федерации...

Методика работы педагога дополнительного образования в общеобразовательном учреждении на примере кружка "Рукоделие"

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы организации работы дополнительного образования детей в общеобразовательной школе. В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования...

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

Затруднения - это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки - это серьезные просчеты...

Организация экономического просвещения учащихся образовательного учреждения МБОУ СОШ №8 г.о. Самара

2.1 Общая характеристика учебного предмета Обществознание -- учебный предмет в МБОУ СОШ №8 г.о. Самара, который изучается с 6 по 11 классы. В предмет обществознание включены следующие разделы: общество, человек, познание, духовная жизнь общества...

Особенности организации правового воспитания в 5-9 классах общеобразовательной школы

Первоначальные сведения о праве индивид получает в семье, затем к правовому воспитанию подключаются другие субъекты - государство, социальные объединения, другие индивиды...

Правовое воспитание как компонент педагогического процесса

Знание права, воспитание в духе права должно идти с детства, с воспитания в семье, в школе, т.к. это есть необходимая составляющая всесторонне развитой личности. Недаром в древнем Риме...

Правовое образование в школе: преемственность содержания образования начальной, основной и старшей школы

Правовое просвещение

Идея использования права для полного и гармоничного развития человека восходит к античному миру. Одним из первых обратился к изучению проблемы воспитания в человеке гражданской заинтересованности Сократ (ок. 469 - 399 гг. до н.э.). Он считал...

Правовое просвещение

Профессиональная подготовка школьников

Процесс обучения праву в младших классах

Важное место, как уже отмечалось выше, принадлежит общеобразовательной школе. В условиях развивающегося общества возрастает роль школы как основного института правового воспитания подрастающего поколения...

В основу правового образования положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации...

Настоящая концепция отстаивает всесторонний подход к реализации идеи правового образования в школе. Оно не может быть реализовано исключительно в рамках отдельного учебного курса...

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е. Кулакова»

с. Приуральское

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Чапина В.И.

ПРОГРАММА

по правовому просвещению

на 2014-2015 учебный год.

Учитель истории и обществознания- Степаненко Татьяна Леонидовна

I. Основные положения программы.

1.1. Пояснительная записка.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.

Рост правонарушений преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.

Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо решение данной проблемы.

Репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл. Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости следования их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в 14-15 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

В Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:

  • формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
  • защита прав и интересов обучающихся;
  • формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».

1.2. Цель и задачи программы.

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания; оптимизация познавательной деятельности, профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности.

Задачи :

1. Воспитание у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам. .
2. Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов.
3. Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников.
4. Привитие навыков избирательного права.
5. Усилить профилактическую работу по жестокому обращению среди сверстников и в семье, предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения школьников.
6. Активизация разъяснительных работ среди учащихся и родителей по правовым вопросам и разрешению конфликтных ситуаций в семье и школе.
7. Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм, законов и ответственности за их несоблюдение.

II. Общая характеристика содержания работы

Реализация поставленной в программе цели – формирование законопослушного поведения школьников – предполагает следующую систему работы.

Образовательное учреждение организует тесное сотрудничество по вопросу правового воспитания с межведомственными структурами: Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительными органами, учреждениями дополнительного образования, центром занятости населения, центром социальной помощи семье и детям, образовательными учреждениями района, работу с учащимися, родителями и педагогами.

Информационно-просветительская деятельность предполагает осуществление цикла просветительных мероприятий по проведение лекций, бесед, консультаций информационного характера для учащихся, родителей с участием специалистов в области правового воспитания.

Практическая деятельность предусматривает проведение обучающих круглых столов, внеклассных мероприятий, организацию встреч, дискуссий для учащихся, родителей и педагогов с привлечением межведомственных организаций (общественных организаций, правоохранительных органов, СМИ).

III. План действий по реализации программы

мероприятия

сроки

Ответственные исполнители

Проведение диагностических исследований, с целью выявления уровня компетентности в законодательной сфере учащихся:

  • - социологический опрос школьников «Меня беспокоит» (7-11 класс), «Знаю ли я свои права?» (4-6 класс);
  • - анкетирование учащихся по проблеме соблюдения прав детей в семье и школе,
  • - мониторинг занятости учащихся во внеурочное время.

сентябрь 2014г.

Оформление и обновление в образовательном учреждении информационно - консультационных стендов по праву, законам (правовые уголки для школьников, родителей, педагогов):

  • «Ты оказался в трудной жизненной ситуации»;
  • «Подросток и закон»;
  • «Детский телефон доверия».

сентябрь - октябрь 2014года

Учитель обществознания, классные руководители

Координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних (инспектор Пальшина Т.П), с участковым уполномоченным Рочевым М.И. с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов.

сентябрь 2014года

заместитель директора по воспитательной работе

Проведение правовых дней с привлечением работника правоохранительных органов (участковый уполномоченный Рочев М.И.), специалиста по социальным вопросам (Букреева М.Г.). Организация классных часов, лекций, бесед на темы:

  • - «Права и обязанности учащихся»;
  • - «Взрослая жизнь – взрослая ответственность»;
  • - «Военная служба: долг и обязанность»;
  • - «Административные правонарушения подростков»;
  • - «Когда лучше прикусить язык: ответственность за оскорбление и клевету»;
  • - «Коррупция как правовая проблема»;
  • - «Вандализм. Просто шалость или уже хулиганство?»
  • - «Профилактика и пресечение противоправных проявлений со стороны лиц, причастных к неформальным молодёжным объединениям. Экстремизм в молодёжной среде»
  • и др.

ноябрь – декабрь 2014года

Учитель обществознания, классные руководители

Участие в профилактических операциях

в соответствии со сроками проведения

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

Проведение викторин, дискуссий, с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения с участием участкового уполномоченного, работников Дома Культуры:

  • - «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»;
  • - «Прекрасное и безобразное в нашей жизни»;
  • - «Легко ли быть молодым?»;
  • - правовой брейн-ринг «Что я знаю о праве»;
  • - турнир знатоков права;
  • - деловая игра «Гражданином быть обязан » и др.

январь - февраль 2015 года

Учитель обществознания, классные руководители

Проведение школьных конкурсов:

  • - конкурс школьных мини-сочинений о правах человека и толерантности: «Права человека и будущее России»,
  • - «Что значит законопослушный гражданин» (7-11 класс);
  • - конкурс рисунков «Я и мои права», «Я имею право» (2-6 класс).

март 2015 года

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя русского языка и литературы

Проведение историко - правовых часов, приуроченных ко Дню Конституции РФ:

- «Учусь быть гражданином»;

- «Символы и атрибуты государства Российского»

Конкурс сочинений на темы «Конституция РФ», «РФ-правовое государство» и др.

Создание презентаций.

учитель истории и обществознания, классные руководители

Проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов:

  • - «От безответственности до преступления один шаг»;
  • - «Закон суров, но он закон»;
  • - «Ты и твои права».

апрель – май 2015г.

Учитель обществознания, классные руководители

Проведение общешкольных родительских собраний

- «Законопослушное поведение несовершеннолетних»,

- «Права детей и обязанности взрослых» с участием работников прокуратуры, сотрудников правоохранительных органов.

Проведение правовых консультаций для родителей по спорным вопросам в воспитании несовершеннолетних, приглашение на Совет Профилактики (невыполнение родителями родительских обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних ст. 5.35 Административного Кодекса)

февраль - март 2015г.

заместитель директора по воспитательной работе, учитель обществознания, классные руководители

Разработка и создание предупреждающего плаката «Безопасность в интернете»; работа над буклетом о рекомендованных и не рекомендованных для посещения молодежью сайтах

май 2015г.

Учитель обществознания, классные руководители

IV. Прогнозируемые результаты реализации программы.

Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников на 2015-2016 годы призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательного учреждения должны:

  • обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
  • уважать и соблюдать права и законы;
  • жить по законам морали и государства;
  • быть законопослушными (по мере возможности охранять правопорядок);
  • быть толерантными во всех областях общественной жизни;
  • осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.

В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.

V. Координация и контроль реализации программы.

Координация и контроль по реализации программы возложена на заместителя директора по воспитательной работе, который

  • осуществляет организационное и информационное обеспечение программы;
  • координирует взаимодействие классных руководителей с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
  • анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.

Исполнитель программы несет ответственность за своевременное выполнение указанных мероприятий.

По результатам реализации программы исполнители заслушиваются на совещании при директоре с приглашением правоохранительных органов, других заинтересованных организаций.

Наименование.

Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного процесса:

« Я - член общества»

  1. Основание для разработки.

  • Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

  • Необходимость профилактики правонарушений

  • Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

  1. Цели и задачи программы.

Цель: правовое просвещение участников образовательного процесса и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Задачи:

1. формирование гражданско-правовой культуры школьников;

2. правовое просвещение родителей и учащихся

  1. создание условий, направленных на развитие ученического самоуправления

  1. Целевые группы.

Программа предназначена для учащихся 9-10 классов и их родителей.

  1. Концепция деятельности.

Основное внимание в реализации данной программы отводится правовому просвещению учащихся, их родителей и педагогов, кроме этого отдельно проводится работа с учащимися «группы риска»

  1. Срок реализации .

Программа рассчитана на два года

Актуальность проблемы : Одной из важнейших предпосылок успешности перехода России к демократическому устройству общества с социально-ориентированной рыночной экономикой является сегодня становление гражданского общества, обеспечивающего соблюдение прав человека.

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и в большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству органы внутренних дел, комиссию по делам несовершеннолетних и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума.

Нормативно-правовая основа:

Конституция РФ , Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ от 24 июня 1999г «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Закон о некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми №148- РЗ от 23.12.2008 г.

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Консультант», а также к правовой литературе, Интернет-ресурсам.

Структура и содержание деятельности:

Программа предусматривает обсуждение четырех основных тем в течение каждого учебного года. Эти темы рассматриваются в течение учебного года на уроках обществознания, на классных часах и внеклассных мероприятиях, на встречах с родителями.

Работа с учащимися

Задачи:

Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как: «закон», «право», «права человека», «права ребенка», «норма права», «правонарушение» и др.);

Воспитание толерантной личности;

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Тематический план:

Тема

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Безопасные маршруты (на примере маршрутов в своем микрорайоне). Встреча с работниками правоохранительных органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья? Порядок и правила заключения брака. Брачный договор: порядок составления. Для чего и в каких случаях нужно составлять брачный договор? Риски гражданского брака. Права и обязанности в семье. Памятка «Что нужно знать о семье до регистрации брака».

Как не оступиться

Административная ответственность несовершеннолетнего. Материальная ответственность подростка. Ответственность за приём ПАВ. Терроризм, заведомо ложные вызовы. Водитель и его возраст. Иногда достаточно и одной рюмки.

Конкурсы:

  1. Конкурс плакатов – «Я знаю свои права», «Я имею право на…», «Мы за безопасность…», «Мое право на образование»
  2. Конкурс сочинений – «Мое будущее …», «Я- полноправный член общества»

Викторина:

1. «Имею право»

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»

И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

1. формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

  1. понимание необходимости здорового образа жизни и адекватного поведения.
  2. выявление интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения.
  3. приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил
  4. воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям.
  5. оказание помощи семье в решении проблем воспитания, развитие социально-психологического просвещения родителей, усиление их роли в воспитании детей.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Профилактика правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения.
  2. Профессиональная ориентация и самоопределение.
  3. Культурно-творческая деятельность.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях
  5. Просветительская деятельность.
  6. Работа с родителями.

Профилактика правонарушений, наркомании алкоголизма, табакокурения.

  • Работа по профилактике правонарушений;
  • сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • организация правовой информированности учащихся, родителей;
  • посещение учащихся на дому;
  1. Профессиональная ориентация и самоопределение (по программе профориентационной работы):
  • проф. диагностика (анкетирование);
  • проф. просвещение (беседы «Многообразие профессий», «Память, внимание и профессиональная успешность»…
  1. Культурно-творческая деятельность:
  • участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях; в интегрированной декаде
  • каникулярный отдых;
  1. Блок дополнительного образования:
  • привлечение учащихся группы риска» в кружки, секции
  1. Просветительская деятельность:
  • формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;
  • проведение лекций и бесед с учащимися по профилактике употребления психоактивных веществ с привлечением фельдшера Забоеву М.Ю.
  1. Работа с родителями:
  • сбор и накопление информации о детях из разных семей;
  • консультирование с целью оказания помощи в решении в социальных, юридических, социально-психологических вопросов;
  • родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Тема

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права детей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное, эгоцентричное, тревожно-мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание; эгоцентрическое воспитание или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно-мнительное воспитание.

Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления.

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав, дополнений и поправок в устав школы и др.);

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план:

Тема

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав МОУ «СОШ» с. Приуральское

Права и обязанности детей и родителей.

Конституция РФ, Конституция Республики Коми, Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание.

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью по возможности (по причине отсутствия круглогодичной дороги) приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства.

Кроме этого проводятся консультации родителей по правовым вопросам. В случае, если администрация школы не в силах дать профессиональную консультацию родителям, рекомендуется обратиться в юридические фирмы.

Родители получают данные о том, куда можно и нужно обращаться в случае непредвиденных ситуаций.

Планируемые результаты :

Разработка мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений;

Углубление знаний об интересах учащихся своего класса, получение характеристики микроклимата семьи, что должно облегчить поиск взаимодействия семьи и школы;

Сбор информации о вредных привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи; получение информации о состоянии здоровья учащихся;

Создание приоритетного родительского воспитания, организация педагогического просвещения родителей, оказание помощи родителям в построении демократической системы взаимоотношений детей и взрослых.

Информационные ресурсы:

  1. Административный кодекс РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
  4. Закон РФ «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ».
  5. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
  1. Конвенция о правах ребенка
  2. Конституция РФ.
  3. Конституция Республики Коми.

11) http://school-sector.relarn.ru/prava http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты»

19) http://www.dom-i-zakon.ru - Юридический портал «Первый столичный юридический центр»

20) http://www.kid.ru- ребенок

Литература:

  1. Конституция РФ.
  2. Конституция Республики Коми.
  3. Всеобщая декларация прав человека.
  4. Гражданский кодекс РФ.
  5. Гражданское право России. Курс лекций /под ред. О. Н. Садикова. М.: Юрид. лит., 1996
  6. В.В.Антонов «Младшим школьникам о всеобщей декларации прав человека»
  7. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  8. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 9 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2003
  9. Кишенкова О. В., Иоффе А. Н. «Основы обществознания» 8 класс. М.; Изд.дом «Новый учебник», 2001
  10. Конвенция о правах ребенка. «Каждый имеет право…»

г. Сыктывкар,2012 г. (Уполномоченнйй при Главе Республики Коми Коми Н.Л. Струтинскяя)

  1. Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г, Родительский всеобуч: Родительские собрания 5-7 классы. - Брянск: «Курсив», 2006.
  2. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл. В 2-х кн. - М.: ЗАО «Издательство «Вече», 2003.
  3. Певцова Е.А., Миков П.В. Право в нашей жизни. 9 класс: Учебник для общеобразовательных заведений. -М.: ООО «ТИД«Русское слово», 2006.
  4. Становление и развитие института Уполномоченного по правам участников образовательного процесса. М.: «ГЕНЖЕР», 2006
  5. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2002
  6. Суворова Н. Г., Королькова Е. С. Граждановедение 6 класс. Изд. Дом «Новый учебник», 2003
  7. Трудовой кодекс РФ.
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Хасан Б.И., Поливанова КН. Методическое пособие к курсу «Общество и Я». - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
  10. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Кн. Для учащихся начальных классов. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1996
  11. Шнекендорф З.К. Изучение Конвенции о правах человека в школе. Учебное пособие для учителей. М.: «Логос», 2001.

Участники образовательного процесса и их права

Всякое право человека, прямо или косвенно, сводится к

обеспечению за ним возможности исполнять его обязанности.

(С. Франк)

В Федеральном законе от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано (статья 1): «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность».

Права и обязанности участников образовательного процесса на сегодняшний день сформулированы достаточно четко и широко известны (приложение 1)

2. Правовое воспитание .

Главным же направлением работы социального педагога и воспитательной службы школы считаю профилактическую работу. «Правовая культура – это, прежде всего, профилактика многих "болезней" общества ». Зачем надо изучать права человека? Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права человека и правда будут соблюдаться всеми людьми во всём мире!

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников рассматриваю как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требовани ю , активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Цель правового воспитания в нашей школе: формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы и их родителей, формирование активной жизненной позиции подростков.

В школе много времени уделяю информированности участников образовательного процесса. У голок правовых знаний оборудован в школе для правового просвещения учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних, сотрудников образовательного учреждения. Цель уголка правовых знаний – разъяснение законодательства по вопросам: защиты прав и свобод несовершеннолетних, их законных представителей, педагогов и других участников образовательного процесса; социально-правовой защищенности; развитию правового сознания; раскрытию содержания прав и обязанностей участников образовательного процесса, преодоление правового нигилизма. Экспозиция уголка правовых знаний периодически обновляется.

Размещена справочная информация об органах государственной власти всех уровней, органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования, информация о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.

На стендах представлена информация по предупреждению правонарушений и преступлений в отношении несовершеннолетних, по выявлению фактов насилия и жестокости в отношении детей, методических материалов по данной тематике, а также зрительно ярко воспринимаемой информации о телефонах справочных служб, правоохранительных органов, служб доверия.

Основные направления системы правового воспитания в школе:

    Осуществление правового образования учащихся;

    Правовое воспитание родительской общественности;

    Формирование безопасного поведения;

    Школьное самоуправление учащихся;

    Работа Совета по профилактике правонарушений и индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

Правовое образование учащихся Практика работы в нашей школе показала, что наиболее эффективными являются мероприятия, в которых сочетается познавательная деятельность и активное участие самих учащихся. Предпочтение отдается таким формам и методам работы, которые стимулируют творческую активность учащихся, развивают самостоятельность и инициативность, аналитические и исследовательские навыки.

Правовой всеобуч осуществляется под руководством заместителя директора школы по воспитательной работе. Тематика правового всеобуча определяется и составляется заместителем директора школы по воспитательной работе, социальным педагогом, школьным инспектором по делам несовершеннолетних по наиболее актуальным вопросам. Ежегодно в школе проводятся викторина по праву в начальных классах, Старшеклассники принимают участие в конкурсе работ по праву «права человека глазами ребенка».

Люблю общаться с детьми и прихожу на беседы, р азъясняю права, обязанности и степень ответственности всех участников образовательного процесса через тематические ча сы. На классных собраниях рассказываю о Конвенции ООН о правах ребенка (приложение 3), о правах учащихся.

Совместно с классными руководителями проводятся классные часы, на которых используются разнообразные формы работы : как деловая игра « Мои права в семье», практикум, устный журнал «Изучаем Закон «О правах ребенка РФ», «Изучаем «Конвенцию о правах ребенка», видеоуроки «Символы России», уроки Медиабезопасности, уроки Конституции, викторины «Профилактика безопасного поведения на дорогах», театрализованная игра, круглый стол « Что я должен знать о своих правах?», игра-путешествие в страну: «Конституция РФ», дискуссионный час «Общественная безопасность. Терроризм – угроза обществу» (приложение 19) , «Эксплуатация детского труда. Защита прав детей», решение ситуативных задач, правовой дилижанс, правовой турнир « Я живу в правовом государстве», правовая игра «Сказка-ложь, да…» (приложение 14), организация и проведение ученических конференций по теме «Право и закон» и другие творческие формы.

Ежегодно в январе проходит Неделя правовых знаний. В эти дни занятия по правовому всеобучу с приглашением специалистов позволяют нашим учащимся иметь знания о правовых нормах общества:

    сотрудниками правоохранительных органов проведены профилактические беседы с учащимися 5-9 классов на правовую тематику (приложение 9);

    с беседами для учащихся 8-9 классов в рамках правового всеобуча выступала сотрудник КДН и ЗП Дмитровского района Зайцева Г.Н (приложение 20).

    интересной и увлекательной стала беседа с сотрудниками ГО ЧС (приложение 9а)

    просмотр видеофильмов, позволяющих сформировать у учащихся умение различать хорошие и плохие поступки и иметь чувство ответственности за нравственно-ценный выбор средств достижения цели.

    Выставка литературы "Твои права и обязанности", "Права человека - права ребенка" знакомит учащихся в период недели права с документами, литературой и лучшими публикациями в СМИ по правовой тематике.

Данные мероприятия имеют большое воспитательное значение по правовому воспитанию.

В школе создана также система работы с родителями по их правовому образованию. Повышение уровня правовых знаний родителей ориентировано на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Профилактическая работа среди родителей позволяет оказывать им помощь в воспитании детей с отношениями в поведении.

В век всеобщей компьютерной грамотности родители все чаще информацию ищут в Интернете. На сайте школы размещена информация о правах и обязанностях участников образовательного процесса (приложение 1).

В работе с родителями важное место отводится просветительскому направлению - это проведение бесед, дискуссий, лекториев, разработка памяток, приглашение на тематические заседания Совета по профилактике правонарушений, проведение правового всеобуча для родителей, проведение тематических родительских собраний (приложение 22);, приглашение специалистов (в этом году на общешкольные родительские собрания были приглашены специалисты: инспектор ОДН, нарколог, детский врач – педиатр). Коррекционная работа с родителями включает семейное консультирование, то есть оказание помощи семье в конфликтных ситуациях.

Родительские собрания являются важной составляющей взаимодействия семьи и школы. В школе разработана тематика лекций с родителями. (приложение 5). Во время выступления на родительском собрании освещала темы: «Права участников образовательного процесса», «Наказывая, подумайте, зачем?» (приложения 6,7). На родительских собраниях раздавались буклеты «Правила безопасности» (приложение 8).

В федеральном законе об образовании отмечается, что условия обучения должны быть безопасными. Профилактическая работа направлена на формирование ценностей ЗОЖ, призвана помогать учащимся в определении жизненных целей и формировании чувства ответственности за нравственно-ценный выбор средств ее достижения. В школе традиционными стали Дни Здоровья. Систематически проходят медосмотры. Регулярно проходят эвакуации учащихся (приложение 9), беседы с представителями ГО ЧС, инспекторами ГИБДД и ОДН, заместителем директора школы по безопасности, уполномоченным по правам ребенка (приложение 9а). В школе для обеспечения дополнительной безопасности детей в добавление к тревожной кнопке и пожарной сигнализации, в текущем учебном году появилась система видеонаблюдения, которая уже несколько раз помогла в разрешении конфликтных ситуаций.

Однако, несмотря на беспрецедентный прорыв в развитии информационного права в России, состояние защищенности детей от деструктивного информационного воздействия во всех сферах их жизнедеятельности, даже в семье и в школе, остается неудовлетворительным. В школе проводятся уроки Медиабезопасности. (Приложение 10).

В план учебно-воспитательной работы нашей школы внесены направления, связанные с повышением уровня правовой культуры и грамотности, воспитанием толерантности у всех участников образовательного процесса. Правовая работа с учащимися проводится систематически. Ежегодно проводятся следующие мероприятия:

«Посвящение 1-классников в пешеходы» (Приложение 11)

«Меняем сигарету на конфету» акция (Приложение 12)

«Уроки Конституции» (Приложение 13)

«Сказка – ложь, да в ней намек…» (игра по правам человека) (приложение14)

«Урок успеха» (приложение 15)

День защиты детей (приложение 16)

День самоуправления (приложение 17).

Следующая форма работы с учащимися – это работа Совета по профилактике правонарушений. Уже с начала этого учебного года на Совете по профилактике правонарушений было рассмотрено 8 персональных дел учащихся, при работе Совета регулярно ознакомляются учащиеся и их родители с законодательством РФ и уставом школы (приложение 18).

К профилактической работе со школьниками относятся обучающие тренинги активной психологической защиты учащихся группы «риска», неуспевающих и состоящих на других видах учета,

Организация и проведение совместно с психологической службой, органом ученического самоуправления социологического опроса среди учащихся с целью выявления положения дел в аспекте прав человека, мо ниторинга по выполнению санитарно-гигиенических требований к орга низации учебного процесса помогает ск орректировать работу, проводимую с детьми и родителями (приложение 20).

Работа с преподавательским составом включает прежде всего работу педагогического Совета, проведение правового всеобуча, заседания МО классных руководителей, проведение обучающих семинаров, тренингов, а так же пополнение методической копилки каждого классного руководителя материалами по правовому воспитанию. В которой собран материал по правовому воспитанию, согласно возрастным группам учащихся. Необходимо отметить и роль самообразования в данном направлении, так как правовая культура является неотъемлемой составляющей не просто учителя, а педагога новой формации.

6. «Правовое просвещение родителей обучающихся»

Задачи правового просвещения родителей обучающихся.

Современные психолого-педагогические исследования показы вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей на ходится на низком уровне. О существовании Семейного ко декса известно большинству родителей, но назвать свои права и обязанности могут немногие .

От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в общеобразовательном учреждении, защита от жестокого об ращения в семье. Задача педагогов - вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей.

Повышение правовой культуры родителей обучающихся в образовательном учреждении осуществляется по 3 направлениям:

Информирование (может быть как пассивным, так и с целью привлечения к сотрудничеству):

Права и обязанности семьи в образовании ребенка - законы и возможности реализации прав;

Изучение мнений, позиции родителей по актуальным проблемам развития ребенка, школы - открытый добровольный опрос - приглашение к обсуждению.

Правовой консалтинг - "горячий" телефон, профессиональная консультация родителям

Просвещение:

Самоорганизация родителей в вопросах защиты прав детей, воспитания, реализации образовательных потребностей, оценки качества, пропаганды идей школы, социальном проектировании вместе со школой.

Обучение: (системное обучение родителей)

Обучение родителя как партнера, союзника и соуправленца школы

Таким образом, задачами правового просвещения родителей являются:

    Повышение уровня правовой культуры родителей через знакомство с основными положениями Конвенции о правах ребенка и другими нормативными актами разного уровня;

    Способствование формированию индивидуальной родительской позиции, стилю гуманных взаимоотношений с детьми

    Вовлечение родителей в процесс защиты прав детства, воспитания и обучения детей.

Содержание правового просвещения родителей обучающихся.

Не остаётся без внимания правовое просвещение родителей, поскольку отношение к праву в семье, правовая грамотность родителей помогает ребёнку осознать важность права в его жизни, воспитывает законопослушание, и наоборот, «правовой беспредел» в семье отрицательно влияет на осознание важности права в жизни ребёнка. Работа с родителями по правовому просвещению организуется с учетом возраста ребенка.

Для правового просвещения родителей возможно проводить следующие мероприятия:

    Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».

    Выставка семейных работ «Мама, папа, я - счастливая семья».

    Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

    Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.

    Консультация «Типы родительской любви».

    Анкетирование родителей.

    Посещение семей группы риска с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.

    Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.

При определении тем для правового просвещения необходимо выявить уровень правовой культуры родителей. В анкете предложить родителям ответить на вопросы: Знаете ли Вы, какими правами обладает ребенок? Знаете ли Вы документы, защищающие права ребенка? Где ребенок может узнать о своих правах? Приходилось ли Вам наблюдать жестокое отношение к детям со стороны взрослых? Считаете ли Вы необходимым рассказывать детям об их правах? Ваши предложения по организации работы по правам детей в образовательном учреждении?

На родительских собраниях родителям предоставляется необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются специалисты органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, юристы, уполномоченный по правам ребенка в образовательном учреждении.