Презентация ко дню правовых знаний. День правовых знаний Классный час Права человека это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать; идеальные. Центр экстренной психологической помощи МЧС России


Презентация построена на основе конвенции о правах ребенка в виде путешествия по "сайту". Много гиперссылок, триггеров.

Размер большой, поэтому формат только ppsx. В другом формате могу выслать по эл. почте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Твой возраст - твои права! Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности - конституционные, семейные, гражданские, трудовые и т.д. Однако их реальное осуществление возможно лишь по мере взросления ребенка. С каждым годом объем твоей дееспособности* (способности своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их) увеличивается. И так же, как сосуд наполняется жидкостью до верха, так и дееспособность становится полной к 18 годам и ты становишься совершеннолетним.

Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Теперь этот день (10 декабря) отмечается во многих странах как День прав человека. Всеобщей декларации права человека носят всеобщий характер, т.е. относятся ко всем людям независимо их возраста, как к взрослым, так и к детям.

Всеобщая декларация прав человека дала всем странам и народам образец справедливого отношения к человеку и призвала государства мира признать, обеспечить эти права своим гражданам. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой призвала все страны мира проявить особую защиту о детях, признавать и защищать их права.

Ровно через 30 лет со времени принятия этой Декларации, 20 ноября1989 года была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция, как международный документ, отличается от Декларации тем, что Декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения. Конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

возраст семья школа труд деньги Лестница прав милиция суд Уполномоченный по правам ребенка

Если нарушены ваши права,можно обратиться К родителям К классному руководителю К инспектору по охране прав детства Шарухина Тамара Федоровна 2-14-71 (Главный специалист отдела образования) Лопаткина Ирина Юрьевна (Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних) Нестерова Юлия Игоревна 2-14-63 (Главный специалист-эксперт территориального отдела соц. з ащиты населения) К участковому милиционеру Ершов Дмитрий Николаевич (Участковый уполномоченный) Звонить 02 А также… Можно воспользоваться интернетом и задать свои вопросы по данной теме н а сайтах http://ombudsman-tver.ru/content/sections/2/ http://www.rfdeti.ru/

Спасибо за внимание!

Возраст Тебе 1, 5 года. Тебе 3 года Совершеннолетний От 14 до 18 лет От 0 до 6 лет От 6 до 14 лет Тебе 6 лет. Несовершеннолетний Тебе 16 лет. Тебе 15 лет. Тебе 14 лет Тебе 10 лет + Имеешь право посещать ясли. + Имеешь право посещать детский сад. С этого возраста ты: -даешь согласие на изменение своего имени и фамилии; -даешь согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей. Выражаешь свое мнение о том, с кем из родителей, ты хотел бы проживать после развода. Вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы. Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Можешь вступать в детские общественные объединения. Важ но знать … +Имеешь право заключать трудовой договор для выполнения легкого труда. Ты можешь быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если работаешь по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя, занимаешься предпринимательской деятельностью. Можешь быть членом кооператива. Имеешь право на управление мотоциклом, мотороллером и другими мототранспортными средствами. Имеешь право на заключение трудового договора. Можешь вступить в брак, но при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка) и с разрешения органов местного самоуправления. Важ но знать … Человек С этого возраста: - ты обязан иметь паспорт гражданина Российской Федерации. - ты даешь письменное согласие для выхода из гражданства российской федерации вместе с родителями. - Можешь выбирать себе место жительства (с согласия родителей). С письменного согласия родителей (усыновителей или опекунов) вправе совершать любые сделки. - Вправе распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами. Можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. - Имеешь право вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Допускается поступление на работу для выполнения в свободное от учебы время легкого труда (с согласия одного из родителей). - Имеешь право требовать отмены усыновления. - Имеешь право управлять велосипедом при движении по дорогам. - Можешь вступать в молодежные общественные объединения. В зависимости от того, в каком субъекте нашей страны ты проживаешь, имеешь право вступать в брак. С 6 лет 6 месяцев ты вправе посещать школу (по заявлению родителей, усыновителей или опекунов и с разрешения учредителя образовательного учреждения ты можешь начать обучение в более раннем возрасте) Ты вправе самостоятельно заключать: - мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законными представителями

Возраст: от 0 месяцев до 6 лет Тебя называют: ребенок Твоя дееспособность: вообще недееспособный, это объясняется тем, что ребенок в силу своих малых лет, не может понимать и отвечать за свои поступки. Ты родился: Ты приобретаешь право на гражданство. Обладаешь правоспособностью по гражданскому праву. Имеешь право на имя, отчество и фамилию. Имеешь право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. На твое имя может быть открыт счет в банке.

Тебя называют: ребенок или малолетний. Твоя дееспособность: у тебя частичная дееспособность, то есть ты можешь совершать не все сделки, а только те, которые необходимы тебе каждый день, то есть мелкие бытовые сделки. Это означает, что ты можешь покупать в магазине любые продукты, канцелярские товар, иные вещи и предметы. Также, ты можешь совершать сделки, направленные на получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации. В случае, если ты не можешь заключить сделку от твоего имени могут выступить родители, усыновители или опекуны. Возраст: от 6 лет до 14 лет

Возраст: от 14 лет до 18 лет Тебя называют: ребенок или несовершеннолетний. Твоя дееспособность: ты набрал уже некоторый жизненный опыт, можешь осознавать и отвечать за свои поступки. Поэтому закон дает тебе право самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами, совершать мелкие бытовые и некоторые другие сделки. Ты можешь вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться и осуществлять авторские права. Также ты можешь осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности. Остальные же сделки ты можешь осуществлять с письменного согласия родителей, усыновителей, опекунов.

Помни, что с этого возраста: ты самостоятельно несешь имущественную ответственность по совершенным тобой сделкам. Подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления: убийство умышленное причинение тяжкого вреда здоровью умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью похищение человека, изнасилование насильственные действия сексуального характера кража, грабеж, разбой, вымогательство неправомерное завладение автомобилем либо иным транспортным средством без цели хищения умышленно уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах террористический акт захват заложника заведомо ложное сообщение об акте терроризма хулиганство при отягчающих обстоятельствах вандализм хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Помни, что с этого момента: ты подлежишь административной ответственности; несешь уголовную ответственность за любые преступления.

Тебе исполнилось 18 лет! Поздравляем! Ты теперь совершеннолетний, а это значит, что ты становишься полностью дееспособным и можешь своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности.

Ты и семья! Имущественные права. Право на имя, отчество и фамилию. Право знать своих родителей Право выражать свое мнение. Право на воспитание своими родителями. Право на заботу родителей

право получить образование бесплатно; право выбрать школу,где будешь учиться, ты можешь получать знания в школе, а можешь обучаться дома. (Даже если ты будешь обучаться самостоятельно, тебе будет необходимо сдать экзамены в школе) право обучаться по общей учебной программе, если ты имеешь возможность досрочно выучить какой- либо предмет, ты имеешь право на ускоренный курс обучения. (О том, каким образом, можно заниматься по индивидуальной программе, должно быть записано в Уставе школе) право бесплатно пользоваться библиотекой; право участвовать в управлении школы, К аким образом ты можешь участвовать в управлении школы ты можешь узнать, прочитав Устав твоей школы; право на уважение твоего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение твоих мнений и убеждений; Ты и школа! Твои права: соблюдать устав общеобразовательного учреждения (кстати, из этого следует, что каждый ученик должен быть ознакомлен с этим документом); добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу школы; уважать честь и достоинство других учеников и работников школы; выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка. Твои обязанности: выполнять устав общеобразовательного учреждения; соблюдать должностные инструкции, правила внутреннего распорядка; охранять жизнь и здоровье детей; защищать ребенка от всех форм физического и психического насилия; обладать профессиональными умениями, постоянно их совершенствовать. Обязанности педагога

Ты и труд! Каждый человек имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. По общему правилу, если тебе нет еще 16 лет, то ты не можешь быть принят на работу. Если тебе от 14 до 18 лет, и ты очень хочешь устроиться на работу, то государство может предоставить тебе услуги по организации твоего временного трудоустройства в свободное от учебы время, для этого тебе необходимо обратиться в государственную службу занятости населения Но из всех правил есть свои исключения, так, если тебе: - 15 и ты учишься в школе или в ином учебном заведении, то ты можешь выполнять легкий труд, но только, если он не вредит твоему здоровью и не мешает твоей успеваемости в школе или в ином учебном заведении. - 14 , то ты также может выполнять легкий труд, но только с согласия твоих родителей (попечителей) и органов опеки и попечительства. - Если тебе нет еще 14 , но тебе очень хочется работать, то единственное место, где ты можешь устроиться (и то, с согласия родителей (опекунов), органов опеки и попечительства и, если данная работа не будет наносить ущерба твоему здоровью и нравственному развитию) - это в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках. Кроме того, трудовой договор (документ, в котором указаны все твои права и обязанности, в связи с выполняемой работой) будут подписывать твои родители (опекуны). Кроме того, чтобы ты был принят на работу, ты должен пройти обязательный предварительный медицинский осмотр.

Ты и деньги! 1. до 6 лет всеми твоими действиями руководят родители (опекуны) 2. от 6 до 14 лет, ты наделяешься некоторыми возможностями: а) ты можешь совершать так называемые мелкие бытовые сделки*. Это значит, что ты можешь пойти в магазин и купить, например, хлеб, молоко или книгу, т.е. совершить покупки, направленные на удовлетворение твоих потребностей в еде, одежде, и не связанные с большой тратой денег. б) как сказано в законодательстве, ты можешь «совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды», ну а если говорить проще, то ты можешь получать подарки от дедушки, бабушки, родителей (опекунов) (это называется договором дарения). в) также твои родители могут передать тебе деньги, чтобы ты расплатился, например, за коммунальные платежи, за ремонт обуви, т.е. ты можешь распоряжаться деньгами только по поручению родителей (законных представителей). Имущественную ответственность за твои действия или за вред, причиненный тобой (например, если ты разбил окно в школе) несут твои родители (законные представители). Ну а какую ответственность перед родителями будешь нести ты, решать уже им.

Ты и милиция! Подозреваемый (задержанный) СВИДЕТЕЛь: Советы каждому Милиция - правоохранительный орган. Веди себя вежливо и корректно, даже если так случится, что милиционер ведет себя грубо. 2. Никогда не вступай в конфликт с дознавателем или следователем. 3. Пытайся выяснить, четко задавая вопросы, на каком основании тебя задержали. 4. Если ты считаешь, что тебя задержали незаконно, то предупреди милиционера, что будешь обжаловать его действия (ты имеешь на это право в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального Кодекса РФ). 5. Требуй немедленно сообщить родителям о том, что тебя задержали. 6. После прихода в милицию требуй составления протокола о задержании, в который ты можешь вписать свои возражения, если они у тебя будут. 7. Никогда не сообщай то, в чем ты не уверен, не выдумывай то, чего не было. 8. Никогда не подписывай пустые листы 9. Ты имеешь право отказаться от подписания протокола, указав причины отказа (причины могут быть следующие: «я отказываюсь подписать протокол, так как в нем написана неправда», «я отказываюсь подписать протокол, так как мне не разъяснили мои права» и т.п.) ты можешь отказаться свидетельствовать против себя и своих близких 2. ты можешь явиться на допрос с родителем (или другим законным представителем) 3. если тебе нет 14 лет, то при твоем допросе ОБЯЗАТЕЛЬНО должен присутствовать педагог. Знай, что в случаи твоего задержания и доставления в отделение милиции, возбуждения уголовного дела и т.д. должны соблюдаться все процессуальные нормы, действующие в отношении взрослых. Однако в связи с тем, что ты несовершеннолетний, у милиции возникают дополнительные обязанности: незамедлительно поставить в известность о твоем задержании родителей (законных представ.), обеспечить с момента ареста правовую помощь со стороны защитника (адвоката) и др. Если к тебе на улице подошел милиционер не паникуй. Сотрудник милиции может остановить тебя для проверки документов, удостоверяющих личность (поэтому всегда старайся носить с собой паспорт), если ты подходишь по приметам разыскиваемых лиц. При отсутствии документов тебя могут задержать и доставить в отдел милиции для установления личности (но не более чем на 3 часа). В любом случаи сотрудник милиции обязан предъявить служебное удостоверение. Ни в коем случаи не спорь с милиционером, спокойно отвечай на все вопросы, не нервничай, не вырывайся и не убегай. Это может быть расценено как сопротивление сотруднику милиции, и реакция ответная будет крайне неприятной. При этом как можно быстрее постарайся связаться с родителями или адвокатом. Если сотрудник милиции в отсутствии родителей пришел к тебе домой и предложил пройти с ним в отдел для выяснения обстоятельств какого-либо происшествия: 1. Не открывай дверь. Предложи обратиться к соседям, что бы разговор происходил в присутствии взрослых. 2. Когда соседи подойдут, вежливо попроси милиционера предъявить служебное удостоверение. Перепиши его номер. Выясни фамилию, звание, должность сотрудника. Уточни, из какого он отдела милиции. 3. Если всё же ты открыл дверь до прихода взрослых, не пускай его в дом, дождись старших. 4. Сотрудник милиции обязан предъявить повестку. В ней должно быть указано кого, куда, в каком качестве, с какой целью и на какое время вызывают. Если повестки нет, то попроси её прислать. Не соглашайся пройти с сотрудником милиции в отдел без повестки. Если сотрудники милиции нарушили твои права, совершили в отношении тебя преступление, то нужно не только сохранить и зафиксировать следы преступления, засвидетельствовать с помощью медицинских работников следы побоев, записать фамилии, адреса и телефоны свидетелей, запомнить приметы сотрудников милиции, но и уметь доказать, что деяния сотрудников сих попадают под соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. В этом тебе могут помочь адвокаты. Помни…

Ты и суд! Ты вправе выражать свое мнение в суде Если в твоей семье возник конфликт, который может быть решен только в суде, то судья должен выслушать и твое мнение, но высказать такое мнение ты можешь, если тебе исполнилось 10 лет. Если тебе исполнилось 10 лет, орган опеки и попечительства* либо суд может принять решение только с твоего согласия, по следующим вопросам: - Изменение имени и (или) фамилии; - если твои родители (один из них) были лишены родительских прав, но они изменили свое поведение, и хотят восстановить свои родительские права (необходимо твое согласие); - если тебя хотят усыновить; - если тебя усыновили, и тебе хотят изменить фамилию, имя и отчество; - если тебя усыновили, и твои усыновители просят записать их в качестве родителей в книге записей рождений; - при отмене усыновления и решении вопроса о твоем имени, фамилии и отчестве; - при назначении опекуна, если ты остался без попечения родителей (необходимо твое согласие); Если тебе уже исполнилось 14 лет, ты имеешь право самостоятельно обратиться в суд, в случае нарушения родителями или лицами их заменяющими, твоих прав или законных интересов. Если тебе еще не исполнилось 14 лет, либо ты болен, или не желаешь самостоятельно обращаться в суд, ты должен обратиться в органы опеки и попечительства.

Помни, что уголовная и административная ответственность по законодательству наступает с 16 лет. Но за некоторые виды преступлений - с 14 лет, в этот перечень входят убийство, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство и ряд других преступлений. Административное задержание производится при административном правонарушении. Чаще всего это: ? мелкое хулиганство, ? мелкое хищение, ? курение в недозволенных местах, ? порча помещений, повреждение сидений в транспортных средствах, ? распитие спиртных напитков, ? жестокое обращение с животными, ? незаконная вырубка зеленых насаждений, ? занятие проституцией. (виды административных правонарушений указаны в Кодексе РФ Об административных правонарушениях). Административное задержание, как правило, не должно превышать трех часов. Уголовное задержание производится работниками органов дознания и следователем по подозрению в совершении преступлений, которые перечислены в Уголовном Кодексе РФ.

Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Алексеевич Астахов http://www.rfdeti.ru/ http://ombudsman-tver.ru/ Уполномоченный по правам человека в Тверской области Блохина Ирина Владимировна Уполномоченный по правам ребенка в Тверской области Елена Владимировна Бадьина http://ombudsman-tver.ru/content/sections/2/

Использованы ресурсы: Конвенция о правах ребенка http://www.pravadetey.ru/index16.html http://ombudsmantver.ru/content/sections/2/ http://www.rfdeti.ru/

Презентацию подготовила и провела 1 сентября 2010 года классный руководитель 6 класса Паутова Татьяна Валентиновна МОУ Кесемская СОШ Весьегонского района Тверской области

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сегодня, 28 сентября, мировое сообщество отмечает Международный день правовых знаний (International Right to Know Day). В 12?й раз, кстати. А как у нас с этим обстоит дело? Правовая грамотность граждан повышается или падает? Насколько весома роль юридического отдела в вашей организации? Какие судебные казусы или юридические споры вас удивили или запомнились — и почему? Кстати, Минтруда считает, что у нас в стране многовато юристов. Вы с этим согласны?

Александр Перминов, исполнительный директор «Паритет Групп»:
— Что касается нашей компании, я без визы юриста не подписываю ни одного документа. Системный подход позволяет избегать судебных казусов. А если говорить в целом, правовая осведомленность граждан растет, но правовая культура не повышается. Многие пытаются сделать вид, что знают законы, и могут требовать их исполнения. На деле оказывается, что люди лишь слышали о существовании документа на ту или иную тему, а суть им неизвестна. Думаю, должно пройти время, чтобы ситуация улучшилась.

Алексей Комаров, нотариус Санкт¬Петербургской нотариальной палаты:
— Министерству труда не следует оперировать образными понятиями — много или мало. Рынок сам отрегулирует и оставит ровно столько юристов, сколько ему нужно.
Правовая грамотность — понятие относительное. Юриспруденция имеет выраженный отраслевой характер: иметь даже общее представление обо всем праве нереально. Другое дело, что есть граждане с критической формой мышления, которые пытаются досконально разобраться в том или ином вопросе до того, как принять решение. А есть подражательное мышление, которое встречается чаще. К тому же многие вспоминают о юриспруденции, когда сталкиваются с проблемами или опасностью. А в таких ситуациях способность человека адекватно мыслить значительно снижается. Еще нужно учитывать возраст и гендерную принадлежность.
Для меня судебная практика имеет только одно значение — как толкуется норма права. Чтобы можно было донести до граждан относительно понятную перспективу решения того или и иного вопроса.

Cвятослав Гайкович, руководитель АМ «Студия 17»:
— У нас не такая большая компания, чтобы иметь собственных юристов, но мы находимся на постоянном обслуживании у одной из юридических фирм, которой платим по 200 евро в месяц. Сотрудничеством этим очень довольны, с помощью юристов несколько лет назад нам даже удалось выиграть суд у налоговой службы. Так что всем коллегам и друзьям я бы рекомендовал не пренебрегать дружбой с юристами.
Я не считаю, что у нас многовато юристов. Полагаю, подобные выводы можно делать лишь на основе рыночной статистики. К тому же, если услуги юристов не будут востребованы рынком, они быстро переориентируются на другую, более востребованную деятельность.

Павел Ильиных, руководитель практики разрешения споров компании Rightmark Group:
— Соглашусь с Минтруда, юристов в нашей стране много, но общую статистику портит большое количество непрофильных вузов. Хороших специалистов мало, как и в других профессиях.
Общая правовая грамотность закономерно растет во всем мире. Раньше у нас в обществе был мощный локомотив для судебной системы в лице Высшего арбитражного суда. Судебная система, в свою очередь, была ориентиром для обычного гражданина и обладала авторитетом.
Яркий пример деградации судебной системы — процесс по делу Евгении Васильевой.

Александр Степочкин, генеральный директор компании Fortrent по Северо-Западу:
— Правовая грамотность граждан, несомненно, растет. В быту замечаю это постоянно. Но вот уровень юристов зачастую оставляет желать лучшего. Людей этой профессии в стране действительно много, а сформировать качественный юротдел не так-то просто. В нашей компании все операции, сделки, договоры проходят через юротдел. Юристы участвуют и в принятии важных бизнес-решений.

Яна Муртола, директор по развитию УК «Прима менеджмент»:
— Россиянам приходится повышать правовую грамотность, так как законы часто меняются, а их незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Молодое поколение все чаще заглядывает в Гражданский кодекс по личным вопросам, не говоря уже о рабочих моментах. Знание права помогает решать социальные проблемы: получить жилье, компенсации за лечение и обучение, снизить налоги и коммунальные платежи.
Управление коммерческой недвижимостью связано с разными рисками, поэтому каждый шаг сопровождается договором, который согласовывается с юридической службой.
Самый обсуждаемый вопрос среди управляющих — увеличение налога на доходные здания. Интересна юридическая практика, связанная с пересмотром кадастровой стоимости объектов.
Толковых юристов много не бывает. Юристов, конечно, стало больше по сравнению с советским периодом, но экономика да и сама жизнь изменились.

Сергей Костанда, вице¬президент ГК «КрашМаш»:
— По опыту нашей компании могу сказать, что за последние несколько лет юридическая подготовленность заказчиков серьезно выросла, и мы стремимся соответствовать этому уровню. Это позволяет быстрее и профессиональнее решать все вопросы. Юридическая служба играет важную роль практически во всех вопросах внешнего взаимодействия компании.
Казусом можно считать противоположные судебные решения по одним и тем же ситуациям. Правда, их становится все меньше.
По разным оценкам, соотношение выпускников юридических вузов в России составляет на душу населения в среднем 1:200, тогда как практикующих адвокатов — один на 1000. Для сравнения: в Израиле соотношение адвокатов — 1:170, в США — 1:260, в Германии — 1:580, а во Франции — 1:1400. Дело не в их количестве, а в качестве их базовых знаний. На квалифицированных юристов сейчас большой спрос, тогда как просто юристов с дипломами — перебор.

Владимир Малашин, зампредседателя коллегии адвокатов «Юникс»:
— Правовая грамотность уж точно не повышается. Люди совершенно не хотят читать законы или разбираться в них. В итоге совершают серьезные ошибки, которые наиболее сильно сказываются сейчас, в кризис. Правовая грамотность — это проблема и для юристов. Огромное число вузов «печатает» таких специалистов, которых потом еще три-четыре года учить надо: у них нет даже фундаментальных знаний. Это просто заболевание какое-то — властям надо больше пропагандировать среднее образование, с которым, кстати, можно неплохо зарабатывать.
Что касается казусов, то их полно в судах общей юрисдикции. Можно море ходатайств представить, дело переносить сколько угодно, а потом и концов не найти. С арбитражными судами просто не сравнить. Недавно рассматривали спор о банальной протечке в квартире. Начали в 10 утра, закончили в шесть вечера. Судья объявила перерыв на час, пришла через два, свидетеля допрашивали более двух часов — просто беспредел какой-то..

Редакция «НП»:
— В редакционной практике с казусами сталкиваемся постоянно. Запомнился случай с компанией «Р.К.Г.». Фирма строила несколько домов в Пушкине, в том числе — без разрешений, без документов, потом обанкротилась. Последствия разгребают до сих пор. Злоупотребления были очевидными, в отношении владельца возбудили уголовное дело, арестовали его имущество. Потом как-то тихо-тихо дело прикрыли. Обозленные пайщики прислали нам любопытный документ. Следователь написал в постановлении, что на самом деле в банкротстве фирмы виноваты городские власти, которые изменили практику предоставления участков (отменили ИТК). И велел вернуть незадачливому застройщику арестованные квартиры и «мерседесы»...

Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся приобретают особое значение в условиях формирования правового государства и гражданского общества в России, потребовавших усиления требований к уровню готовности гражданина к осознанному поведению в формирующемся правовом пространстве Российской Федерации. Одним из важных шагов на пути создания системы этой работы в школе является проведение , который состоялся в МОУ «СОШ № 9» 14 ноября 2017 года

Цель данного мероприятия - формирование первоначальных правовых знаний, знакомство с основным законом страны - Конституцией РФ, воспитание чувства гражданского долга и ответственности, соотнести права и обязанности детей, способствовать осознанию ответственности за свои права.

В этот день в школе было много гостей: Гвоздилова Юлия Николаевна, капитан юстиции, следователь следственного отдела, Дашкевич Валерий Александрович, капитан внутренней службы, специалист направления информационных технологий, связей и защиты информации тыла, Ксенофонтова Ольга Алексеевна, майор внутренней службы, старший юрисконсульт правового направления, Молодцова Юлия Александровна, капитан полиции, инспектор (по исполнению административного законодательства) ОГИБДД, Молчанова Ирина Вячеславовна, капитан полиции, дознаватель отделения дознания, Чижов Евгений Викторович, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН, Щетинин Василий Игоревич, старший участковый уполномоченный полиции ОУУП и ПДН, председатель Общественного совета при ОМВД ОМВД России по Тихвинскому району Ленинградской области Окунева Жанна Михайловна. Утром волонтеры школьного объединения «V18» организовали акцию «Стена гласности».

В ней принимали участие дети разных возрастов. Главным вопросом акции был «Что для Вас интернет друг или враг?». Большее количество детей голосовали за вариант ответа «друг».

Тематика проводимых тематических бесед была спланирована заранее с учетом возрастных особенностей и интересов детей: 1-4 классы «Большие права маленького человека».

Ученики начальных классов учились правильно вести себя в школе и на улице, в ходе ролевых игр решались проблемные ситуации, формировалось толерантное сознание детей и ответственность за правонарушения, дети в игровой форме разбирались в понятиях «права и обязанности». 5-6 классы «Проступок. Правонарушение. Преступление»; 7- 8 классы «Игра под названием жизнь», «Разрешение конфликтов без насилия», «ПДД знай и соблюдай»; 9 классы «Правила поведения несовершеннолетних», «Административно-уголовная ответственность», «Безопасность детей в интернете». Обучающиеся 11 класса практически разобрали правовые законы государства и законы общества. Обучающимся особенно запомнился классный час «Игра под названием жизнь», во время которого они не только получили нужную им информацию, но и поиграли в тематическую игру «Разрешается - запрещается».

В рамках профориентации был организован круглый стол с обучающимися 10А класса. Ребятам не только рассказали куда можно пойти учиться, чтобы поступить на службу в МВД, но и показали видеофильм о профессии сотрудника органов внутренних дел. Дашкевич В.А. ответил на все интересующие ребят вопросы. У присутствующих захватывало дух, когда они услышали о подвигах сотрудников ОМВД нашего родного города. Из года в год полицейские вытаскивали людей из рек, спасают людей на пожарах, вытаскивают отчаявшихся из петли.

Стоит вспомнить героические поступки правоохранителей, в том числе совершенные ценой жизни. Ребята узнали, что МВД России активно участвует в миротворческой деятельности с 1992 года. В 1990-е годы количество сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, задействованных в миротворческих операциях ООН, не превышало четырех десятков человек. Россияне в составе миротворческих полицейских сил несли службу в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Конго, Восточном Тиморе, Грузии, Либерии. Резкий рост числа российских полицейских миротворцев произошел в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда в связи с событиями в бывшей Югославии на основании соответствующих резолюций Совета безопасности ООН, распоряжений Президента и Правительства Российской Федерации сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащие внутренних войск МВД России были направлены в Косово в состав Международных Сил.

Квота МВД России тогда составляла 100 человек. Всего в период 1999- 2011 годов через Косово прошло несколько сотен сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. В 2000-е годы российские полицейские миротворцы также несли службу в Македонии, Сьерра-Леоне, Судане, Гаити. Сегодня наши полицейские участвуют в трех миссиях ООН по поддержанию мира (Либерия, Гаити, Восточный Тимор). В последние годы МВД России старается последовательно наращивать профессиональный уровень сотрудников, командируемых в миротворческие миссии ООН, прежде всего за счет повышения эффективности отбора кандидатов.

Валерий Александрович пожелал ребятам строить жизнь с умом, делая работу над ошибками тех, кто их совершил, беречь все, что перешло по наследству от дедов и прадедов, ветеранов воин.

На переменах школы был организован просмотр видеороликов «Права и обязанности несовершеннолетних».

В течение декады был оформлен сменный информационный стенд «Подросток и закон», также оформлена выставка «Закон обо мне, мне о законе», фотовыставка совместных мероприятий. С целью привлечь внимание всех участников образовательного процесса, на стенде были размещены основные права ребенка (согласно Конвенции ООН), данные служб, обеспечивающие защиту прав ребенка, план мероприятий в рамках декады, в школьной библиотеке организована выставка «Школьникам о праве».

На выставке были представлены учебная литература, периодические издания, материалы из сети Интернет. В ноябре было проведено анкетирование с обучающимися 5-11 классов «Твои права и обязанности». В анкетировании приняло участие 485 обучающихся. В результате анализа ответов анкетирования можно сделать вывод, что обучающиеся школы в достаточной мере знают свои основные права и обязанности.

Приоритетным правом для себя ученики считают право на образование, свободу и детство. Большинство знают законы, в которых упоминаются их права. Но есть некоторые обучающиеся, которые не имеют представления об этом.

Школьной службой медиации, под руководством педагога-психолога Варламовой Н.В., была проведена игра-тест «Опасная ситуация и выход из неё» для обучающихся 5-11 классов, благодаря которой, ученики проанализировали основные и самые распространённые опасные жизненные ситуации, и пути их решения: как предотвратить опасную ситуации, как действовать в неблагоприятных обстоятельствах.

Социальным педагогом школы Морозовой Татьяной Викторовной и инспектором по делам несовершеннолетних отделения по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, капитаном полиции, Собаниной Ириной Александровной были организованы рейды «Семья», «Подросток», в ходе которых обследовались жилищно-бытовые условия проживания несовершеннолетних, состоящих на каком-либо учете, находящихся в социально опасном положении, а также учащихся, нуждающихся в социально педагогической помощи.

Подводя итоги декады в актовом зале школы, председатель Общественного совета при ОМВД России по Тихвинскому району Ленинградской области Окунева Ж.М., подчеркнула значимость таких совместных мероприятий. С учащимися продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. Зная свои права, дети смогут ориентироваться в сложном современном мире и при необходимости грамотно отстаивать свои интересы, поэтому, бесспорно, польза от таких встреч велика.

В завершении встречи директор школы Минецкая Мария Владимировна поблагодарила председателя Общественного совета Окуневу Ж.М., сотрудников ОМВД России по Тихвинскому району за организацию и проведение декады правовых знаний в МОУ «СОШ № 9» и от администрации школы вручила благодарственные письма за сотрудничество, высокий профессионализм, ответственность и принципиальность, большой личный вклад в ходе совместных мероприятий, направленных на патриотическое и правовое воспитание граждан.

Гоманюк Татьяна Дмитриевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №10

г.Реутов Московская область

Сценарий проведения «Дня правовых знаний» для учащихся 5 классов.

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

    заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;

    повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

    компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;

    оценочные листы для жюри;

    мультимедиа проектор;

Домашнее задание:

    создание команд для участия в конкурсе;

    разработка названий и девизов.

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть . Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд.

Задания для 5-х классов.

    Вступительная часть

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие друзья ! Сегодня речь пойдет о праве.

Мы все с рождения, знаем о своих правах, но часто забываем том, что такие, же права есть и у других людей, а вместе с правами, у нас есть еще и обязанности. Давайте посмотрим сценку, приготовленную ребятами.

СЦЕНКА по стихотворению РЕЗНИКА Ф.

Серёжа. В школе пробыл я полдня

И теперь вот у меня

Просто буря в животе-

Мысли только о еде.

Мама. Кто с порога – и за ложку?

Руки вымыл бы, Серёжка!

Серёжа. Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

Меня мыться заставляешь?

Мою личность притесняешь!

Бабушка. Ой, с давлением беда.

Ты, покушаешь когда,

То в аптеку, внук, сходи,

Мне таблеточек купи.

Серёжа. Что ты, бабушка, детей

Эксплуатировать нельзя.

Одевайся потеплей

И иди скорей сама.

Мама. Ну, тогда помой посуду,

Можешь это или нет?

Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду:

Ведь на детский труд запрет.

Право есть на отдых, кстати,

Поваляюсь на кровати.

Мама. Прав у мам, как будто, нет!

Завтра сам готовь обед!

И задачу номер пять

Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка. Да и брюки завтра к школе

Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама. Твои права мы уважать,

Конечно же, должны.

Бабушка. Но только должен ты узнать-

Права у всех равны.

(Стихотворение Резник Ф.Э.)

Учитель : И вот чтобы такого не случалось учащиеся 8 классов познакомят вас с правами и обязанностями. Расскажут Вам о праве на жизнь, личную неприкосновенность, свободу, в том числе свободу передвижения, праве на жилье, труд, отдых.

1 ребенок: Право на жизнь – это право, которое закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, провозглашено в Декларации прав человека и гражданина.

Оно означает, что жизнь человека – высшая ценность и никто не может лишить ее нас с вами безнаказанно. Неправомерное лишение человека жизни называется убийством и строго наказывается судом в соответствии с Уголовным кодексом РФ.

Лишение жизни на законных основаниях возможно лишь в отдельных государствах – например, некоторых штатах Соединенных Штатов Америки и то только в отношении преступников за совершение особо тяжких преступлений против личности (например, убить множество людей, взорвать здание с людьми и т.п.) и обязательно по приговору суда.

У нас в России преступников, осужденных судом на смертную казнь за особо тяжкие преступления, не казнят, так как государством наложен мораторий (запрет) на смертную казнь.

2 ученик: Право на свободу и личную неприкосновенность также закреплено Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации. Оно означает, что как физически, так и морально личность, т.е. человек, не может быть подвергнут принуждению со стороны других лиц.

Например, нельзя заставлять человека, ребенка что-либо делать против его воли: работать, вступать в брак, держать взаперти в каком-то помещении, принудительно везти на машине и т.п. По Семейному кодексу России брак между мужчиной и женщиной может быть заключен только по взаимному согласию и желанию.

3 ученик: Право на свободный труд закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Люди, в т.ч. и дети с 14 лет вправе по своему выбору выполнять работу по письменному договору за денежное вознаграждение (ст. 20 ТК РФ). Никто не может быть принужден к труду.

Право на отдых также закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе РФ. Это право распространяется на тех людей, которые трудятся (учатся, работают за зарплату (как, например, ваши родители)). Так, взрослым положено работать не более 8 часов в день с перерывом на обед. Лишение права на отдых – это фактически лишение право на свободу труда, но, стоит обратить внимание, что время отдыха четко определено Трудовым кодексом РФ, иначе все только и будут делать, что отдыхать, а не работать.

4 ученик: Право на жилище закреплено в Конвенции о правах ребенка, Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе РФ. Эти законы говорят о том, что жилище человека (это дом, квартира или другое жилье, в котором он живет на законных основаниях – то есть не отнял у кого-то, а купил, получил от бабушки по наследству – неприкосновенно ).

Это означает, что к вам в квартиру никто не может войти без приглашения, никто не может быть лишен своего жилища (то есть нельзя выгонять из жилья, портить его, уничтожать), так как наше жилье – залог того, что наши другие права – право на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность будут обеспечиваться, что вы сможете спокойно спать, кушать, учить уроки и расти.

5 ученик: В этом году (2017) исполняется 22 года со дня принятия в России Семейного кодекса РФ. Семейный кодекс – закон, который устанавливает права и обязанности членов семьи.

Семейном кодексе записано, что родители обязаны содержать своих детей (кормить, поить, одевать, предоставлять место жительства, воспитывать и так далее), что права папы и мамы в семье равны – то есть как они договорятся, так и будут делить домашнюю работу: кто варить обед, кто с вами учить уроки и тому подобное. По договоренности между собой именно родители придумывают имена своим детям.

А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в ВИКТОРИНЕ.

И показать свои знания по правам и обязанностям детей.

Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы.

Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.

II. Основная часть

Слайд 2. 1. «Домашнее задание»

Представление команд (эмблема, название, девиз).

Слайд 3. 2. Конкурс «Разминка для капитанов».

Слайд 4. Вопрос 1.

Какой из представленных документов является первым официальным документом, в котором сформулированы положения о правах... .

(Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ).

Слайд 5. Ответ:

Первый официальный документ – это Декларация прав человека, где сформулированы положения о правах человека. (1948г.)

Конвенция о правах ребенка. (1989г., Россия присоединилась 1990г.)

Конституция РФ. (1993г.)

Слайд 6. Вопрос 2.

Соотнесите даты и названия праздников:

Всемирный день прав ребёнка. Всемирный день прав человека. День Конституции РФ. 10 декабря,20 ноября,12 декабря.

Слайд 7. Ответ:

Слайд 8. Вопрос 3.

Продолжите фразу ребенок имеет право (а) на:__________________

(Победит тот, кто больше назовет прав!)

Слайд 9. Ответ: К ним относятся:

    право на воспитание в кругу родной семьи;

    право на защиту от какого-либо вида насилия;

    право на родительскую любовь и проявление заботы;

    право на оказание медицинской помощи;

    право на достойную жизнь;

    право быть ознакомленным со своими правами;

    право на охрану здоровья;

    право в сфере профессионального обучения и занятости;

    право на отдых и др.

Слайд.10 3. Командный коннкурс «Сказочный вопрос»

Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит на поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5 баллов.

Слайд 11. Задача № 1

Фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Какое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

Слайд 12. Ответ:

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь , которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КР Ф . , возможность воспитываться в семье .

Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае, если похищен ребенок, судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.


Слайд 13. Задача № 2

Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: право на свободу передвижений. Информационная справка: Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства закреплено в ст. 27 Конституции России. Статья гарантирует беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации - право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Лайд 14.

Слайд 15. Задача № 3.

Какие права были нарушены Карабасом Барабасом в сказке Алексея Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик»?

Слайд 16. Ответ:

    нарушены права

    право на свободу (держал в рабстве кукол);

    право на свободный труд;

    право на вознаграждение за труд.

Слайд 17. Задача № 4.

А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Слайд 18. Ответ: право на труд.

Ответ: право на труд Информационная справка: В соответствии со ст. 37 Конституции РФ- труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Более детально трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством.


Слайд 19. Задача № 5.

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Какие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?

Слайд 2 0 .

Ответ: право на жилище.

Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность статьей 139 УК РФ в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей либо ареста на срок до 3 месяцев.


Слайд 21. Задача № 6

Сказка Ш. Перро «Золушка».

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

Слайд 22.

Ответ: право на отдых

Информационная справка: Право на отдых относится к числу социально-экономических прав. Конституция РФ в п.5 статьи 37 закрепляет право каждого гражданина России на отдых. Так же работающему по трудовому договору гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


Слайд 23 . 4. Командный конкурс «Правовые вопросы семьи»

Максимальный балл за ответ – 5.

Слайд 24. Задание 1.

    Назовите ваш первый документ, который доказывает что вас зовут именно так, а не иначе?

    Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?

    Какие права он подтверждает?

    Что в нем еще записано?

Слайд 25. Ответ:

1.«Свидетельство о рождении».
2. Право на имя.
3. Право на гражданство.
4. Там еще записаны:
Имена родителей.
Место рождения.
Место регистрации..

Слайд 26. Задача-вопрос 2.

В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».

Ответ: родители ребенка

Информационная справка: в соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

То вправе определять имя ребенка?

Слайд 27.

Слайд 28. Задание 3. 1. Дайте определение что такое семья.
2.Что объединяет членов семьи?

Слайд 29. Ответ :

СЕМЬЯ - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Любят, уважают друг друга.

Вместе ведут хозяйство.

Вместе распределяют семейный бюджет.

Вместе отдыхают, проводят свободное время.

Вместе живут в одной квартире, ведут быт.

Слайд 30. Задание 4: Разберитесь «Где права, а где обязанности?»

    Учиться в школе.

    Соблюдать законы.

    Платить налоги.

    Защищать Отечество.

    Носить школьную форму.

    Выражать своё мнение.

    Учиться, получать образование.

    Участвовать в управлении делами государства.

    Воспитываться в семье.

    Получать медицинскую помощь.

    Охранять памятники культуры.

    Знать своих родителей.

    Охранять природу и окружающую среду.

14. Соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.

15.Уважать права и свободы других лиц.

Обязанности: 1,2,3,4,5,11,13,14,15. Права: 6,7,8,9,10,12

    Учиться в школе.

    Соблюдать законы.

    Платить налоги.

    Защищать Отечество.

    Носить школьную форму.

11.Охранять памятники культуры.

13. Охранять природу и окружающую среду.

14. Соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.

15.Уважать права и свободы других лиц.

Права:

6. Выражать своё мнение.

7. Учиться, получать образование.

8. Участвовать в управлении делами государства.

9. Воспитываться в семье.

10. Получать медицинскую помощь.

12. Знать своих родителей.

    Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды. Награждается победитель, а так же самые активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).

Учитель: Итак, друзья, давайте подведем итоги нашей правовой игры, что мы с Вами узнали и запомнили сегодня, что у каждого человека есть охраняемое государством право на жизнь, свободу, в т.ч. свободу передвижения, право на труд, отдых, жилище, закрепленные в Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка и других законах.