Государство и право Российской империи в XVIII веке. Великие державы xviii века: борьба за власть и влияние Россия в период абсолютной монархии


Восемнадцатый век включает в себя правление Петра I, эпоху дворцовых переворотов и золотой век Екатерины II. Такие перипетии во внутренней политике обусловили неравномерность ее общественного и внешнеполитического развития, но общее направление его осталось согласным реформам Петра Великого.

Внутреннюю и внешнюю политику этого периода трудно разделить. Петр I задумал наладить торговлю с европейскими странами, для этого был необходим выход к морю. Так в 1700 г. началась война со Швецией. Закончилась она только в 1721 г., после подписания мира в городе Ништадте Россия получила выход в Балтийское море. Но еще во время войны стало ясно, что промышленное развитие страны не позволяет вести масштабные европейские войны. Для этого нужны пушки, орудия, корабли и образованные кадры. Война потребовала постройки заводов, кораблей и открытия учебных заведений. К середине века в России заработали 75 металлургических заводов, которые обеспечили страну необходимым чугуном и посылали металл на экспорт. Появился боевой и торговый морской флот и, благодаря ряду открывшихся технических вузов, собственные военные кадры.

Эту же линию развития государства продолжила Екатерина II. После кровопролитной войны 1768-1774 гг. Россия вытеснила Османскую империю с Причерноморья и получила выход к Черному морю. После раздела Польши в состав Российской империи вошли земли Правобережной Украины и Белоруссии. В результате увеличился товарооборот в несколько раз, возросло число мануфактур, появились новые отрасли производства. Таким образом, к концу XVIII века Россия из далекого малозначительного государства на севере стала империей, играющей одну из ведущих ролей в международной политике того времени.

Масштабные реформы Петра Великого и Екатерины II мало поддерживала старая знать страны. Для укрепления трона и императорской власти Петр I стал активно опираться на военное сословие, раздавая за службу земли. Так появилось и стало укрепляться дворянство. В первой четверти восемнадцатого века дворянство делилось на личное и наследственное. Все лица этого сословия обязаны были служить. С течением времени права дворянства все больше расширялись. Земли и титулы стали переходить по наследству, а в конце века служба перестала быть обязательной. Расширение прав дворянства привело к закрепощению крестьян, и к нескольким масштабным бунтам народа.

Еще одной чертой этого столетия стала секуляризация общественной жизни. Петр I упразднил патриаршество и учредил священный синод, а Екатерина II решилась на конфискацию церковных земель. Церковная реформа стала началом абсолютистского периода русской истории. К концу XVIII века, под влиянием идей Вольтера и Дидро, в стране утвердился Просвещенный абсолютизм. В России начинает развиваться светская культура, появился театр, Фонвизин пишет свои комедии, в изобразительном искусстве появляется скульптура и парадный портрет.

В этот век страна избрала путь, догоняющий европейские страны, беря от них то, что понравится. Эта линия развития повлияла на сознание общества, развитие культуры, наук и общественной мысли.

Безместное духовенство – священники служившие по найму, для служб духовенство становилось на крестцах, обложено было пошлиной «крестцовой». Вело почти бродячию жизнь и не могло быть в силу своей неоседлости подчинено какому-нибудь. контролю и надзору. К началу 1770 года в одной лишь Москве скопилось до 250 таковых. Масштабы бродяжничества священнослужителей были безмерны. Связано с Секуляризацией церковных земель по реформе 1764г Екатерины 2.

Верховный тайный совет - высшее совещательное гос. учреждение России в 1726-1730 гг. Пытался ограничить власть императора, но был распущен Анной Иоановной после разрыва Кондиций.

Генерал-полицмейстер - руководитель столичной и российской полиции в Российской империи. Должность введена Указом Петра I от 25 мая 1718 г. Петр I лично участвовал в написании "Пунктов, данных Санкт-Петербургскому генерал-полицмейстеру". В них входили надзор за порядком в самом широком смысле и контроль за строительством новой столицы Российской империи. Для решения задач г.-п. передавалась созданная в 1715 г. Полицмейстерская канцелярия (по смерти Петра I Главная полицмейстерская канцелярия) и армейский полк. Все чины этого полка становились полицейскими служащими. Кроме того, генерал-полицмейстер осуществлял общероссийское руководство полиц. отделениями крупных городов.

Генерал-прокурор - одна из высших гос. должностей пер. абсолютизма. Наблюдал за законностью деятельности госаппарата, возглавлял Сенат. С 1802 г. одновременно министр юстиции.

Гильдия - в XVIII - нач. XX вв. сословное объединение купечества. Привилегированное купечество с 1775 г. делилось по размерам капитала на 3 гильдии.

Губерния - высшая адм. - терр. единица Российской империи XVIII - нач. XX вв. Созданы Петром 1 в 1708 г. Реформой 1719 - 1720 гг. на уровне Г. созданы местные учреждения. В перв. пол. XVIII в. территориально подразделялись на провинции и уезды. В результате реформы 1775 г. провинции были ликвидированы, а Г. укрупнены. К нач. XX в. в России насчитывалось 78 губерний, аппарат управления которых включал в себя губернатора - высшее должностное лицо местной администрации, губернское правление - совещательный орган при губернаторе, разл. рода совещательные учреждения - губернские присутствия. Значит. роль в реализации соц.-экон. политики играли также земские учреждения, созданные в 34 губерниях. Ликвидированы в результате областного районирования 1928 - 1929 гг.

Дворцовые крестьяне - в XII-XVIII вв. феодально-зависимые крестьяне, жившие на землях Великих князей и царей, несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 - удельные крестьяне.

Дворянский банк - это государственное кредитное учреждение, предоставляющее ссуды помещикам. Был основан в 1754 году по инициативе П.И. Шувалова и просуществовал до 1986 года. Свою деятельность осуществлял за счет казенных средств. Дворянский банк вошел в историю как первый банк в России. Изначально размер основного капитала составил 750 тыс. руб., но по мере развития банка существенно увеличился. До 1770 г. Дворянский банк осуществлял операции только по предоставлению ссуд. Выдавались помещикам ссуды и займы под 6% годовых, а их размер зависел от числа крепостных душ (и под залог земли).

Дистрикт - административно-территориальная единица в России в составе провинции. Была введена в 1719 году в ходе Областной реформы Петра I. Прообразом российского дистрикта был шведский герад - округ, объединявший до 1000 дворов сельского населения. Каждая провинция в России делилась на 5 дистриктов (при Петре I), состоявших из 1500-2000 дворов. В отличие от губернского и провинциального, управление дистрикта носило название земского. Во главе каждого дистрикта был земский комиссар, при котором состояли подьячий и три рассыльщика. В 1727 все дистрикты переименованы в уезды.

Император - один из монархических титулов; глава государства, включившего в себя территории других народов и стран. В России титул императора был поднесен Петру I в 1721 г.

Императорский совет – центральное законосовещательное учреждение России 1762-1769гг.

Кабинет-министры - звание, которое носили члены Верховного тайного совета. Некоторое время так продолжали называть высших сановников при Анне Ивановне, призванных заседать в Кабинете при императрице Анне Ивановне, являвшемся высшим совещательным учреждением Российской Империи.
Кабинет министров - центральный орган законодательной и исполнительной власти России в 1731-1741 гг.

1. Модернизация страны при Петре 1. Точки образования Российской империи.

2. Время дворцовых переворотов.

2. Попытки создания дворянской монархии.

3. Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II.

1. Тяжелые последствия смутного времени отразились на положении России в течении всего 17 века. Отрезанная от морей страна лишалась возможности развивать экономические и политические отношения с государствами Европы. В этих условиях стало заметно социально-экономическое отставание России от передовых европейских государств. Использование европейского опыта давало России возможность вернуться в ряд высокоразвитых стран. За осуществление этих планов принялся Петр I(1762-1725), еше в пору своей молодости осознавший необходимость прорубить окну в Европу. Для реализации задачи нужно было провести модернизацию всех сторон жизни. Вся деятельность Петра I была направлена на преобразование России. В экономической области его мероприятия сводились к подчинению всего и всех. В с/х было дано указание увеличить посевы льна для выделки сукна, поощрать развитие овцеводства, расширить площади под зерновыми культурами. Все это делалось для удовлетворения прежде всего возросших потребностей быстрорастущих армии и флота. Рядовые служилые дворяне переводились на денежное жалование. Земля им уже давалась не за службу, а за особые заслуги. Указ 1714 года « О единонаследии» оформил слиягние двух форм землевладения в одну,которая объявлялась недыижимой собственностью. Ее запрещалось продавать и закладывать,а также делить между наследниками. Вся земля передовалась только одному из сыновей. Этот указ наиболее наглядно показывает стремление царя принудить дворян идти на государеву службу, а не жить засчет своих земель, оставаясь в стороне от преобразования державы. В промышленности прослеживается такая же тенденция. Сущность ее состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его глубокое проникновение во все сферы хозяйственной жизни. В промышленной политике руководство страны прослеживается 2 этапа: 1) 1700-1717 гг. Это передача купцам на годных условиях заводов, когда главным основателем мануфактур выступала казна.2) С 1717 года, когда мануфактуры стали основывать частные лица. При этом их владельцы освободились от государевой службы. Приоритет на первом этапе отдавался выпуску продукции для военных нужд: оружия, одежды парусной ткани, что и способствовало бурному развитию металлургии, сукноделия, парусно-полотняного производства. На втором этапе, когда военная угроза отодвинулась на запад и в успешном завершении войны никто не сомневался промышленность стала производить продукцию и для населения: краски, курительные трубки, шелковые ленты, игральные карты и др. Указом 1722 года ремесленники были объединены в цеха. Но в отличии от западной Европы их создало государство, а не сами ремесленники. В отличии от циклов западной Европы в России не регламентировались размеры производства, разрешалось держать любое количество подмастерьев и учеников, допускалась конкуренция с внецеховым производством. Петром I принимались указы направленные на развитие и поощрение частного предпринимательства. В 1719 году появилась берг-привелегия, по которой разрешалось искать полезные ископаемые и строить заводы всем жителям страны. В результате преобразований в промышленности возникли новые отрасли: судостроение (Воронеж, Спб, Архангельск) шелкопрядение, стекольное дело, производство бумаги. Сложилось два новых промыщленных центра: Урал и СПб. Особенность развития торговли состояло в проведении попытки меркантилизма, суть которой заключалась в накоплении денег засчет активного баланса торговли. Это достигалось путем проведения политики протекционизма и активным вмешательством государства в развитие торговли,которое заключалось в следующем: 1) Введение монополии на заготовку и сбыт определенных товаров: соль, лен,нефть, табак, хлеб, воск и др.Это повысило цены на товары внутри страны и ограничило леятельность русских купцов. Это привело к расстройству свободного основанного на рыночной культуре торгового предпринимательства. 2) Нередко сбыт определенного товара, на который была введена государственная монополия передавался конкретному откупщику за уплату им большой суммы денег.3) Резко возросли прямые налоги, таможенные, литейные сборы. 4) Практиковалась принудительное переселение купцов в СПб. В то время это был необустроенный город.А т.к в него переселялись наиболее состоятельные купцы, они нередко разорялись,что наносило урон предпринимательству.5) Принималась практика административного регулирования грузопотока. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело к разрушениям зыбкой основы, на которой оканчивалось благополучие купцов. Политика активного вмешательства в экономику страны при Петре I прошла в 2 этапа: 1) До 1710 года осуществлялась система запретов, монополий, пошлин, налогов, т.е через открытые формы принуждения. Этого требовала экстремальная военная ситуация.2) С середины 1710 годов сила тяжести была перенесена на создание и деятельность административно-контрольной бюрократической машины. Всевластие феодального государства в экономике привело к деформации рождавшихся капиталистических структур. Прежде всего это связано с применением подневольного крепостного труда, который постепенно вытеснял вольнонаемный, что и определило в конечном итоге нарастающее с начала 19 века экономическое отставание России. Следующей крупной реформой Петра I явилось изменение соц. Политики. Как первая ее ступень выступило изменение сословий. Произошел распад единого сословия служилых людей. Служилые люди: бояре, дворяне. Распались на собственных дворян, которые с этого времени стали отдельным сословием. Служилые по прибору (стрельцы, пушкари) вместе с однотворцами составляли сословие гос. Крестьян. Для бывших служилых людей был введен новый критерий службы – вместо принципа происхождения введен принцип личной выслуги. По нему служебная лестница состояла из 14 ступеней, разделенных на: военные (сухопутные и морские), штатские, придворные. Дворянство при Петре 1 рассматривалось, прежде всего, как бюрократическое и вольное сословие, привязанное к государству. Следующим в социальных реформ было преобразование городских сословий, цель его унифицировать структуру города, перенеся ее в западно-европейские институты и увеличить число податкных людей, Петр 1 дал выборное управление т.е земскую резбу. Посадксое население было разделено на регулярных и нерегулярных граждан, в свою очередь регулярные граждане делились на две гильдии: 1: первостатейные граждане – верхи посада, богаты купцы, ремесленники, горожане интелегентных профессий. 2-ая гильдия – мелкие лавочники и ремесленники, которые объединялись еще и в цепи по профессиональному признаку. Нерегулярные граждане «подлые люди» включали в свой составь чернорабочих. Имущее население городов избирало для ведения городами магистрат, которые избирались всеми регулярными гражданами. В их ведении находились судопроизводства, сбор налогов, наблюдение за порядком в городе. Реформа коснулась и самого многочисленного сословия – крестьян. Петром 1-ым образована категория государственных крестьян для объединения в одно податное сословие разнообразных категорий не крепостного населения России. Оно формировалось из однодворцев, бывших служилых, черносошных крестьян с севера и инородцев. Все они стали тяглыми. Частновладельческие крестьяне были слиты в единое сословие с холопами. Это связано с тем, что холопы не платили тягу, а после слияния их с крепостными они вносились в подушный оклад. В период с 1718-1724 годы провели перепись населения и ввели подушную подать (с души мужского пола), кроме того, для крестьян была введена паспортная система. Уходившему на заработки крестьянину ставилась отметка в паспорте о времени возвращения эта мера тормозила формирование рынка рабочей силы. Таким образом, можно сказать, что жизнь сословий при Петре 1 определялась повинностью, а не правом, была полностью подчинена государству и его интересам. В результате реформы сословий появились три основных вида ограничений: 1. Передвижение по стране. 2.Свобода в выборе занятий. 3. Перехода из одного сословия в другое. Всё это отрицательно сказалось на социально-экономическом развитии страны.

23.11.12

В начале ХХ-х годов советское государство коренным образом отличалось от того образа «полгосударства» - без армии и полиции, без бюрократии, которая виделась Ленину. Практика скрыла весь Советский политический режим всё более приобретает в тот период авторитарный, бюрократический характер. Быстро меняется природа большевистской партии. Всё больше отрываясь от масс, широко используя репрессивные меры по подавлению инакомыслия её верхушка трансформируется из революционной структуры в управленческую, став партией власти российская коммунистическая партия большевиков всё более рекрутируется за счет элитарного слоя советских служащих. При этом, по словам Троцкого сама партия всё более разделяется на секретарскую иерархию и меря, т.е профессиональных партийных функционеров, и прочую партийную массу, не участвующую в принятии решений. Однако, социально-политический кризис 1920-1921 гг и введение НЭПа не прошли бесследно для большевиков: среди них начались дискуссии о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении НЭПа, в партии появились фракции со своими платформами, противостоящими позиции Ленина. Одни настаивали на демократизации системы управления и предоставления профсоюзам широких хозяйственных прав. Рабочая оппозиция, другие предлагали еще больше централизовать управление и фактически ликвидировать профсоюзы. Более того, многие коммунисты вышли из РКПБ, считая, что введение НЭПа означает реставрацию капитализма и измену социалистическим принципам. Правящей партии грозил раскол, что было с токи зрения Ленина, совершенно недопустимо. Идею борьбы с инакомыслием он выдвинул на десятом съезде партии. Резолюции «О единстве партии» запрещались организованные фракции. Высшие партийные инстанции, центральный комитет и центральная контрольная комиссия уполномочивались исключать избранных съездом руководителей в случаи нарушения ими этого запрета. Нововведение далее стало источником опасных последствий, оно послужило основой для окончательного очищения РКПБ ВКПБ от черт характерных для политической организации. Внутрипартийная борьба в 20-е годы с её неправильными методами позволила дезавуировать старые кадры партии, которые в 30-е годы были уничтожены. Не менее решительно встал Ленин и на защиту однопартийной диктатуры. Он выступил против предложения ряда большевиков о легальных возможности их участи я в издательской деят-ти, выборов в советы для создания в них оппозиции, отказ от репрессий по отношению к политическим противникам. На докладной записке одного из партийных публицистов работника ЦК – Вардина, Ленин писал: «По-моему автор не прав, он формалистичен, он не вник в дело, как следует», ещё более четкий вывод Ленин сформулировал в другой брошюре: «Мы будем держать меньшевиком и ЭССЕРОВ все равно как открытых, так и перекрашенных в беспартийные в тюрьме. В феврале 1921-го были арестованы лидеры меньшевиков, а через год затеян процесс против 47-ми руководителей ЭССЕРОВ, завершившихся вынесением смертных приговоров. После окончания гражданской войны власти предприняли меры против церкви, в феврале 1922-го государство конфисковало у церкви драгоценности на борьбу с голодом. Когда верующие в городе Шуе помешали красноармейцам и чекистам изъять имущество из городского собора, Ленин в письме членам политбюро предложил представить этот инцидент, как отказ церкви помочь голодающим поволжья и под предлогом борьбы с голодом конфисковать церковные ценности, после публичного процесса был расстрелян петроградский метрополит Виниами, арестован патриарх Тихан. В июне 1923-го патриарха освободили, но вскоре он скончался. Репрессии простив церкви продолжались, только в 1922 число духовных лиц, погибших при столкновениях во время изъятия ценностей или растреленных по суду составило более 8 тыс человек. В начале НЭПа ставилась цель - перейти от чрезвычайных методов к нормальной системе законности, на деле же тайная полиция ГПУ-ОГПУ сохранила все свои полномочия и весьма активно использовала их, как в борьбе с бандами, так и против возможного возрождения других партий. И это было одно из немногих функционирующих учреждений. В последствие ГПУ стало подразделение НКВД. Переход к нэпу отразился на самой коммунист партии. Вначале многократно отвергалось что функции партии не должны смешиваться. но практически же чтобы разграничить их начиная с самого верха сделали очень мало. Наиболее значительные решения по всем политическим хозяйственным вопросам как и прежде признались высших руководящих органов партии. подлинным руководящим центром страны – политбюро, где разбирались крупные политические вопросы. нечто сходное происходило в масштабах губернии. Укрепляющееся государство, тоталитарные тенденции стремились к тому чтобы контролировать все средства СМИ. еще в 1918 году закрыли газеты социалист. Оппозиции. А в 20е годы ввели цензуру для любых периодических изданий. Цензура стала особенно жесткой в 30 е годы и сохранялась почти неизменно до конца 80х. без цензурного разрешения нельзя было отпечатать даже конфетные фантики. В начале 20х годов ввелась интенсивная законодательная деятельность, подготовлены и приняты уголовный и граждански й кодексы, их принятие сопровождалось реформой судов, объединившихся в стройную трехзвенную систему: народный суд – губернский – верховный суд республики. Были упразднены революционные трибуналы и административное судопроизводство. учреждалась гос.прокуратура, на нее возлагались задачи надзора за исполнением законов и в то же время поддерживать гос.объединения. получила признание система адвокатуры. Однако утверждение законности наталкивалось на серьезные трудности. Главное препятствие это острота политической борьбы как внутренней так и международной. Сам Ленин выступая в процессе разработки новых кодексов потребовал «расширить применение расстрела с заменой высылки за границу, распространив это на лиц участвующих в деятельности других партий» Ленин заявил также что было бы обманом обещать ликвидацию террора и выразил пожелание чтобы соответствующим образом политические преступления были юридически сформулированы как можно шире предоставляя революционному правосознанию решать вопрос в каких целях применять установленные меры. В конце августа 1922 года ряд деятелей науки культуры названые «особо активными контр-революционными элементами» были высланы из.СССР или отправлены в Сибирь, среди них были философы Бердяев Н.А. и Н.О. Лотский, социолог П.А. Сорокин, экономист С.Н Прокопович и другие. Их отправку на спец. Судне получившем название «философский пароход» контролировали органы гпу. В начале 20х годов в советской России сделан существенный шаг вперед в становлении административно командной системы с переходом к жесткой однопартийности и репрессивной политике в отношении других партий и соц.групп населения.
Россия накануне
после окончания гражданской войны советская республика оказалась глубоко кризисной – страна почти ничего не производила распределять было нечего. Попытка наскоком перестроить сверху донизу экономическую и политическую систему крупнейших держав мира и последственно перейти к коммунизму окончились крахом. Победив в гражданский войне большевики оказались на грани политического банкротства и утраты власти. брато убийственная война нанесла Россие колосальный урон. К началу 20х годов относятся слова Ленина «конечно мы провалились мы думали осуществить новое коммунистическое общество по щучьему велению между тем это вопрос десятилетий и поколений. мы должны ясно видеть что попытка не удалась что так круто переменить психологию других людей навыки и вековой жизни нельзя но можно попробовать разогнать население в новый строй силой. Но вопрос еще сохраним ли мы власть …» кризис вначале 1921 года носил тотальный характер. Но наиболее очевидно он появился в эконом. сфере. За годы 1 мировой и гражданской войны Россия потеряла более четверти нац.богатства, военный коммунизм значительно погубил. Национальный доход сократился. Объем валовой продукции мелкой промышленности снизился до 43 % довоенного уровня. К началу 1921 г. Продукция металлообрабатывающей промышленности составляла 7% от уровня 1913 г. Производстве чугуна не более 2%. ЖД выполняли не более 12%. Практически не работала почта и связь. Людские потери составили в гражданской войне по разным оценкам от 4 до 9 миллионов человек. Около 2 млн вынуждены были иммигрировать. По подсчетам спец.ов численность населения страны к 1921 г не превышала 135 млн чел. Особенно значительный урон потерпело мужское население, число их уменьшилось на треть. Более 4 млн чел стали инвалидами. Значительная часть интилегенции и предпринимателей погибла или была выброшена за границу. К концу гражданской войны уровень население снизился. Не хватало самых необходимых предметов потребления (мыло керосин…) истощение и голод способствовало распространению эпидемий. продразверстка в деревне неумолимо способствовала сокращению посевных площадей. Крестьяне не хотели больше терпеть насильственно отбирание хлеба. Еще более пострадали рабочие, спасаясь от голода многие уходили в деревни. Население Москвы сократилось почти в 2 раза, Питера на две трети. Численность рабочих индустриальн. Центров уменьшилась в 6-7 раз. Начались крупные крестьянские восстания в тамбовской губернии Сибири и др. местностях. Крестьяне требовали отмены продразверстки, созыва учредительного собрания свободы торговли и денационализации,.. военными действиями против крестьян руководили крупнейшие полководцы красной армии: Тухачевкисй, фрунзе,.и др. На митинге гарнизорна и жителей города они приняли революцию составленную моряками.. требовашую произвести тайным голосованием перевыборы советов ибо настоящие советы не выражают волю рабочих и крестьян. Делагация кронштадскизх моряков посланная в Петрогорад для ознакомления рабочих города была арестована. Кронштад ответил на это созданием временно революц. Комитета, на его сторону перешла часть большевисткой организации. Правительство ввело осаду в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести переговоры. Полки красной армии усиленные отрядами вчк штурмом взяли краншдат.

Большевистское руководство во главе с Лениным, исповедовавшее лево-радикальную доктрину о возможности непосредственного перехода к бестоварному обществу, до последнего момента отстаивала коммунистический курс. Только угроза потери власти заставила осознать необходимость поворота политики. Кризис весны 1921 года со всей остротой поставил вопрос о способности большевиков в новых условиях решать проблему взаимоотношений власти в лице правящей партии и основных классов российского общества. С этой целью был введен неп. Переход к НЕПу – цикл последовательных мероприятий по выходу из кризиса. Постепенно они оформлялись попытку наметить программу построения социализма экономическими методами. Наиболее последовательно это программа изложена в статьях и речах Ленина, а так же в трудах Бухарина. Новая политика сменяла старую и выдвигала на первый план экономические методы правления. Политическая цель НЕПа – снять социальную напряжённость, укрепить базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян. Экономическая цель – предотвратить дальнейшие углубления разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь революции. Кроме того, НЕП был настроен на восстановление нормальных внешнеэкономических и политических отношений. Вскоре натуральный налог, который был примерно вдвое ниже продразверстки, был ещё снижен и заменён денежным. Была восстановлена свобода торговли, что давал крестьянам возможность продавать излишки своей продукции. Разрешались наёмный труд и аренда земли. Мелкие промышленные предприятия частично возвратили в собственность прежним владельцам или сдали в аренду частным лицам и кооперативам. В небольших размерах допускался иностранный капитал. Создали 2 десятка совместных с зарубежными фирмами предприятий. 1922-24 проведена денежная реформа. Обеспеченный золотом и конвертируемый червонец (10руб) заменил обесцененные советские знаки. Эти реформы создали в стране смешанную экономику, но ведущую роль играл государственный сектор. В руках государства находились – политическая власть, финансы, тяжелая промышленность, транспорт и монополия внешней торговли, т.е. так называемые командные высоты. Более 90% раб.силы было занято госуд-ой, в основном в тяжелой, промышленности. Частный капитал преобладал в мелкой промышленности и торговле. Аграрный сектор составляли 24млн. индивидуальных сельских хоз-йств, объединенных, по большей части в, в самостоятельные сельские общины. В ходе реализации экономической политики за довольно короткий срок произошло восстановление народного хозяйства до довоенного уровня. Быстрее всего зарождалось село – посевные площади, сократившиеся к 21-му году к 23-му увеличились до 65млн.га, в к 27-му достигли почти 90млн,га. Сбор зерна с 18млн.тонн возрос до 37млн. в 24-ом году, а к 26-му году он увеличился еще в два раза и собранный урожай превысил 74млн.тонн. Поголовье скота постепенно возросло до 27млн. лошадей, и 55млн. крупного рогатого скота в 1926-ом году. И все же при всех сложностях периода НЭПа восстановление народного хоз-ва проходило в целом успешно, уже в 1921-ом году началась реализация плана ГОЛРО, в 1924-1926гг. впущены Нижегородская, Ярославская, Шатурская и Волковская ГЭС. К 1926-му производство электроэнергии в полтора раза превосходило довоенный уровень. К концу 1926 года стал выходить из разрухи железнодорожный транспорт, движение поездов восстановили по всей территории страны. С 1924-го путиловский завод в Петрограде, а затем Харьковский и Коломенский машиностроительные заводы стали выпускать трактора, а московский завод АМО грузовые автомобили. Восстановление промышленности повлекло за собой возрождение рабочего класса, в августе 1921-го его численность едва превышала миллион человек. К концу 1927-го число рабочих, занятых в крупной промышленности, вновь достигло 2,5млн. человек. Но несмотря на успехи НЭПа, многие оказались недовольными ей. Положение класса, от имени которого вершилась большевитская диктатура, то есть рабочих, по сравнению с дореволюционным несколько улучшилось, однако, происшедшие изменения могли быть оценены далеко не однозначно. Недовольство рабочих своим положением выразилось в массовых выступлениях в защиту собственных экономических интересов – в 22г, пустовало 200 рабочих мест. Снижение стачек было связанно не только с улучшение материального положение, но и с административными запретами и все же в 1925-ом году крупная промышленность почти достигла уровня 1913-го года, а в 1926-ом превзошла его. Хотя, по некоторым отраслям успехи были скромнее. НЭП проводилась не без потрясений и экономики с целом, при ее проведении выделяют три кризиса – первый произошел в 1923-ем. Году и получил название «Кризис сбыта» или «Ножницы цен», в результате слишком высоких цен на промышленные изделия и занижение государственных, закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию крестьяне оказались не в состоянии покупать их и отказывались продавать государству зерно и мясо, реализуя их на рынке. Склады переполнились заводскими изделиями, предназначавшимися для села. Государству для преодоления кризиса пришлось несколько снизить цены на промышленные товары и поднять закупочные цены на сельско-хозяйственную продукцию. В 1925-1926годах вследствие относительно низкого урожая, также возникли перебои с хлебозаготовками, кризис преодолели уменьшением продажи хлеба зарубеж и снижением закупок импортного оборудования. В тот же период государство столкнулось с серьезными трудностями в развитии экономики. После восстановления стали замедлятся темпы ее роста. Необходимо было кардинально обновлять заводское оборудование, создавать новые промышленные мощности, однако, все это требовало огромных капиталовложений и квалифицированных рабочих, но ни первого ни второго в государстве не имелось. Политическому руководству СССР следовало принимать решение: или продолжать работу в условиях НЭПа и постепенно, без революционных потрясений строить новую экономику, или осуществить в короткий срок экономический рывок, но для этого политика НЭПа уже не годилась, подобный прорыв мог быть сделан не экономическими, а только административно-волюнтарстким методами, всё это началось сказываться уже во второй половине 20-ых годов.

Образование СССР.

До октябрьской революции большевики выдвигали следующие требования по национальному вопросу: право нации и народов на самоопределение вплоть до государственного отделения; их равноправие; областная территориальная автономия для этносов не пожелавших отделится; пролетарский интернационализм. Все эти лозунги, безусловно, серьезно облегчили большевикам захват власти и победу в гражданской войне, однако, многие бывшие территории империи, провозгласив свою независимость, уже не собирались входить в состав советского государства и поддерживать большевиков. В этих условиях Ленин принял решение отказаться от принципа национального самоопределения вплоть до отделения и заменить его принципом федерализма, объяснив это тем, что возникновение пролетарских республик - это и есть объективный фактор для объединения их в федерацию для борьбы против буржуазии всех наций. К началу 20-ъ годов на территории бывшей Российской Империи существовало несколько независимых государственных образований - это созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорусская, Азейрбаджанская, Армянская и Грузинская советские социалистические республики, а также бухарская и харезмская народные советские республики и дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией заключен военный союз. Объединялись вооруженные силы и вводилось единое военное командование, представители республик включались в состав высших органов гос.власти и управления. Сложившаяся форма объединения получила название договорной федерации, ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли в ней и роль общегосударственных органов власти, республиканские коммунистические партии включили в состав РКНБ на правах областных партийных организаций, благодаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколько ограничивало их суверенитет, то есть, следовало искать более взаимовыгодную форму. Росту объединительным стремлений способствовала экономическая помощь РССР, она помогла Украине в восстановлении ее промышленность, в частности в восстановлении данбаса, предоставила 20миллиардов рублей на восстановление промышленности Белоруссии. При ее помощи открыли нефтепровод Баку-Тбилиси, в Грузии строилась ГЭС. В марте 1922 года Грузия, Армения, Азербайджан объединились в закавказскаую совесткую федеративную социалистическую республику, процесс объединения вступил в завершающую базу, была образована комиссия политбюро ЦКПКПБ, принявшая план автономизации, разработанный Сталиным, Представленный 10-го сентября документ, известный, как проект автономизации на самом деле означал поглощение республик РСФР правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия его приняли, но Украинцы и Грузины полностью этот план раскритиковали. Ленин болел и узнал о проекте и вызванных им спорах только в конце сентября. Осудив слишком поспешные действия Сталина он отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Чтобы это равенство стало реальным федеративные органы власти следовало поставить над республиканскими, Сталину пришлось переделать свой план согласно Ленинским указаниям. 6-го октября 1922-го новый текст одобрил ЦКРКПБ - всем республикам гарантировались равные права внутри СССР,

В масштабах применения принудительного труда в 30-е годы историки приводят следующие цифры. На 1 мая 1930 года введение НКВД РСФСР находилось 279 исправительно-трудовых учреждений с 171. 251 заключенных и в лагерях ОГПУ около сто тыс. человек. Вся эта армия резервная включала в себя 1.6 млн. заключенных. В целях повышения трудовой активности партия комсомолов, профсоюзы организовывали соц. Соревнование. Важнейшими стройками первой пятилетки были Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский заводы, автомобильные заводы в Москве и Нижнем Новгороде. Всего за это время было построено 1500 крупных промышленных предприятий. Но многие из них не вышли на проектную мощность из- за низкой квали-ии. В январе 1933 года На пленуме ЦК Сталин заявил, что первая пятилетка выполнена досрочно за 4 года и три месяца. На самом деле многие ее задания были не выполнены из- за навязанных нереальных темпов роста экономики.

18 век в Российской истории стал эпохой наиболее существенных преобразований, как политических и экономических, так и социально-культурных.
XVIII век в России прежде всего ассоциируется с царствованием Петра I, прозванного «Великим». Его путь начинается с попытки его сестры Софьи сохранить положение правительницы, для чего она организовала стрелецкий бунт, который был подавлен, а Софья была пострижена в монахини.

Петр организовывает несколько успешных походов, но терпит поражения в сражениях с Турцией. Это, а так же сильные впечатления Петра от положения дел в Западной Европе, подталкивают его к осуществлению реформаторской деятельности, призванной за короткое время сделать из отсталой России современную Европейскую державу.
Царь расформировывает регулярную армию стрельцов и создаёт наёмные войска, куда призывает европейских специалистов, вводит новое летоисчесление, а так же активно борется с традиционализмом своих подчинённых.
Петр I начинает войну со Швецией, которая продлится больше 20 лет.

При этом, в одном из первых же сражений, под Нарвой, войска Петра оказываются разгромлены, в следствии чего царю приходит мысль о необходимости модернизации вооружения. Из-за крайне затруднительного экономического положения в стране, Петр приказывает отливать пушки из церковных колоколов, что вызывало массовые недовольства, а также активно развивает производство оружия и металлургии, судовое, стекольное, полотняное и канатное производство.

Царь вводит обязательную воинскую повинность и отправляет офицеров учиться в Европу. Петр развивает крепостнический труд, вводит крайне жёсткие антикоррупционные законы, всячески способствует развитию торговли в стране.
В итоге, Россия одерживает победу в войне со Швецией, а Петр I нарекает себя императором Российской Империи, в каком виде она и просуществует до своего конца.

Поскольку Пётр Великий не оставил наследника, после его смерти, дальнейшая политическая жизнь страны превращается в постоянную чехарду, что входит в историю как «Эпоха дворцовых переворотов».
В результате этого, в 1762 году, после смерти императора Петра III, на престол восходит его жена — Екатерина II, так же известная как «Великая».

Екатерина Великая запомнилась многочисленными реформами в интересах дворянства, максимальным усилением крепостного права и особым подходом к просвящению — полагая, что прогресс должен касаться исключительно высших слоёв общества. Императрица активно развивает образовательный процесс дворянства в стране, при ней расширяются производственные отрасли, постоянно растёт экономика. Екатерина рационально использует землю: часть завоёванной земли раздаёт дворянам, часть — иностранцам, для освоения.

Одним из самых значимых инцидента за историю правления Екатерины II становится «Пугачевский бунт» — крупномасштабное восстание Российского казачества (яицкого) и крестьянства под предводительством Емельяна Пугачёва. Бунт был успешно подавлен, а его организаторы казнены. После этого яицкое казачество было упразднено.
Екатерина усиливала армию и флот, вела личную переписку с лучшими европейскими умами, привлекала инвестиции в страну. Широкими шагами развивалась наука и культура страны. Во время её правления основывается черноморский флот.
При правлении Екатерины Великой происходило многократное расширение территорий страны. В ходе турецких войн России уходят части территорий на Керчи, Крыма, территории современной Украины. После разделов Речи Посполитой — территории Великого Княжества Литовского.
Конец века ознаменовывается царствованием Павла — сына Екатерины, который упраздняет ряд реформ Екатерины, а на международной арене активно участвует в антинаполеоновских войнах.
В 1801 году император Павел был убит в ходе очередного переворота.

Конец XVII века и весь XVIII век русской истории проходят под знаком крепостного права. На базе крепостного хозяйства проходит первый этап своего развития товарное земледельческое производство помещика, вырастает торговый капитал и пускает первые ростки промышленный капитал. Явления церковной жизни тесно переплелись с политическими явлениями, ибо церковь, начиная с 20-х годов XVIII века из фактической служанки государства формально превратилась в орудие государственного управления. Перемены, происходящие в церкви, всегда являются следствием перемен в политической жизни. Церковь совершенно утрачивает способность к каким-либо самостоятельным выступлениям и действует лишь как одно из учреждений самодержавия. Это положение стало ясным для всего русского общества уже со времени церковной реформы Петра, и с того же времени правительство причисляет церковь к числу своих государственных учреждений Никольский Н.М. Указ. работа. С.188..

Верховным авторитетом в делах религии признавался собор ирархов; сам Петр, как и прежние государи, был покровителем церкви и принимал живое участие в ее управлении. Это участие Петра привело к тому, что в церковной жизни важную роль стали играть архиереи малороссы, прежде го-нимые. Несмотря на протесты и на Руси, и на православном Востоке, Петр постоянно выдвигал на архиерейские кафедры малорусских ученых монахов. Великорусское малообразованное и враждебное реформе духовенство не могло явиться помощником Петру, тогда как малороссияне, имевшие более широкий умственный кругозор и выросшие в стране, где православие вынуждено было к деятельной борьбе с католицизмом, воспитали в себе лучшее понимание задач духовенства и привычку к широкой деятельности. В своих епархиях они не сидели, сложа руки, а обращали в православие инородцев, действовали против раскола, заводили школы, заботились о быте и нравственности духовенства, находили время и для литературной деятельности. Петр ценил их более, чем тех духовных лиц из великорусов, узкие взгляды которых часто становились ему на дороге. Можно привести длинный ряд имен малороссов архиереев, занявших видные места в русской иерархии. Но особенно замечательны из них: помянутый выше Стефан Яворский, св. Дмитрий, митрополит Ростовский и Феофан Прокопович, при Петре - епископ Псковский, впоследствии архиепископ Новгородский. Это был очень способный, живой и энергичный человек, склонный к практической деятельности гораздо более, чем к отмеченной науке, однако весьма образованный и изучивший богословскую науку не только в Киевской академии, но и в католических коллизиях Льюва, Кракова и даже Рима. Схоластическое богословие католических школ не повлияло на живой ум Феофана, напротив, - поселило в нем неприязнь к схоластике и католичеству. Не получая удовлетворения в православной богословской науке, тогда плохо и мало разработанной, Феофан от католических доктрин обратился к изучению протестантского богословия и, увлекаясь им, усвоил некоторые протестантские воззрения, хотя был православным монахом. Эта наклонность к протестантскому мировоззрению, с одной стороны, отразилась на богословских трактатах Феофана, а с другой стороны - помогла ему сблизиться с Петром во взглядах на реформу. Царь, воспитавшийся на протестантской культуре, и монах, закончивший свое образование на протестантском богословии, прекрасно поняли друг друга. Познакомясь с Феофаном впервые в Киеве в 1706 году, Петр в 1716 году вызвал его в Петербург, сделал его своей правой рукой в деле церковного управления и защищал от всех нападков со стороны прочего духовенства, заметившего в любимце Петра протестантский дух. Феофан же в своих знаменитых проповедях явился истолкователем и апологетом реформ Петра, а в своей практической деятельности был искренним и способным его помощником Ключевский В.О. Значение Петра I // Знание - сила. 1989. №1. С. 66-71..

Феофану и принадлежит разработка и, может быть, даже самая мысль того нового плана церковного управления, на котором остановился Петр. Более двадцати лет (1700-1721 гг.) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. 14 февраля 1721 года совершилось открытие «Святейшего Правительствующего Синода». Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В руководство ей был дан Духовный регламент, составленный Феофаном и редактированный самим Петром. В регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Он поднял бурю негодования. Сильнее всего он обрушивался на черное духовенство:

  • · мужчинам запрещено поступать в монастырь до 30 лет;
  • · монахам вменяется в обязанность исповедоваться и причащаться не менее 4 раз в год;
  • · во всех монастырях вводится обязательный труд;
  • · монахам запрещается посещать женские монастыри и даже частные дома;
  • · монахиням запрещается давать окончательные обеты до 50 лет, и послушничество не может служить препятствием для вступления в брак.

Хотя неудовольствие и было всеобщим, обнародование регламента произошло 25 января 1721 года. Коллегиальная форма церковного управления рекомендовалась как наилучшая во всех отношениях. Состав Синода по регламенту определяется так: президент, два вице-президента, четыре советника и четыре асессора (в число их входили представители черного и белого духовенства). Заметим, что состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Лица, состоявшие при Синоде, были таковы же, как и при коллегиях; представителем особы государя в Синоде был обер-прокурор, при Синоде было целое ведомство фискалов, или инквизиторов. Внешняя организация Синода была взята с общего типа организации коллегии.

Так учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту впасть того политического влияния с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего, и восточные иерархи признали вполне законной смену патриарха Синодом Буганов В.И. Петр Великий и его время - М., Наука, 1989. С.87..

Итак, с XVIII века византийская система отношений между государством и церковью, несвободная от влияния западных иерократических идей, получила резкий отпечаток государственной церковности, т. е. той системы, которая процветала в то время в государствах западной Европы. В лице патриарха Никона церковь произвела последнюю отчаянную попытку утвердить независимость от государства, опираясь на теорию параллелизма властей духовной и светской, «солнца и месяца», причем «как солнце выше месяца, так и священство выше царства». Попытка опиралась на недостаточно мощную материальную базу, и потерпела фиаско. Государство сделало церкви только одну уступку - уничтожило Монастырский приказ, в котором царь Алексей Михайлович хотел сосредоточить контроль над церковным вотчинным хозяйством и суд над церковными людьми. Для Петра, совершенно чуждого старому благочестию, церковь имела значение только как орудие власти и как источник государственных доходов. Его меркантилистическая политика требовала колоссального напряжения платежных сил населения и огромных людских резервов и вызывала против себя жестокую оппозицию, в первых рядах которой стояла церковь. Это последнее обстоятельство сыграло роль ускоряющего момента и придало мерам Петра особенно крутой характер; по существу же церковные реформы Петра, несмотря на их непривычную для тогдашнего времени фразеологию, лишь завершили процесс огосударствления церкви, начавшийся еще в середине XVI века, и дали ему совершенно точное и ясное юридическое оформление Никольский Н.М.Там же. С.189..

Петр Великий упразднил патриаршество, которое давало многим повод думать, что патриарх есть "второй государь, самодержцу равносильный, или больше его", и что священство или духовный чин есть "другое и лучшее государство". Территориалистическая мысль государственной церковности находила себе ясное выражение в ряд государственных учреждений и духовного ведомства в ряд других ведомств, особенно когда, по смерти Петра Великого, синод, лишенный титула "Правительствующего" был подчинен верховному тайному совету и кабинету. Этого подчинения могло бы и не быть, но к нему легко можно было придти - и не в России только, где теоретические понятия были слабы, а и в государствах западной Европы, где теоретическая мысль развивалась последовательно в течение нескольких столетий. Взгляд на церковное правительство, как на ветвь государственного правительства, был общераспространенным взглядом в философии естественного права и в практике западно-европейских государств. Во второй половине XVII века высшая русская духовная иерархия стремилась разрешить византийскую неясность отношений между государством и церковью в смысле иерократической системы. Петр, упраздняя государство в государстве и устраняя патриарха, как другого самодержца и даже большего, чем сам монарх, разрешил эту неясность в смысле государственной церковности. Вместе с тем, с XVIII века идеал слияния русского государства с русской православной церковью стало менее и менее достижимым. Некогда правительство царя Федора Ивановича могло говорить, что государю нашему до иностранных вер дела нет, и игнорировать религиознообщественную жизнь иноверцев, поскольку последние и не нарушали государственного порядка. Но с присоединением в XVIII веке к России прибалтийского края и Финляндии с лютеранским населением, западных и польских губерний с католическим населением, кавказского края с армяно-григорянами, а затем с неоднократными вызывами иностранных канонистов в Россию, московская точка зрения сделалась прямо невозможной Суворов Н.С. Указ.работа. С.191.. Сами же иноверцы обращались к правительству с приношениями о регулировании их церковных дел. В первой половине XVIII века духовные дела других вероисповеданий ведались даже православным св. синодом, в чем опять нельзя не видеть яркого выражения территориалистической мысли: духовные дела составляют одну из ветвей государственного правительства, и так как Святой синод учрежден был в смысле центральной коллегии для заведывания этой отраслью, то, с точки зрения территориалистической, не было никакого препятствия поручить этому учреждению все религиозные дела на пространстве государства, невзирая на разницу вероисповеданий. Однако, была создана, испытывая разные последовательные перемены, известная религиозная организация, для католиков в особенности по сношениям и соглашениям с римским папой. Организация эта, регулированная уставами, вошедшими в свод законов российской империи, есть часть государственного порядка, так что в этом смысле можно говорить и о слиянии русского государства с другими вероисповеданиями Суворов Н.С. Указ. работа. С.192..

Церковная юрисдикция была при Петре очень ограничена: масса дел от церковных судов отошла в суды светские (даже суд о преступлениях против веры и церкви не мог совершаться без участия светской власти). Для суда над церковными людьми, по искам светских лиц, закрытый в 1677 году, был в 1701 году восстановлен Монастырский приказ со светскими судами Буганов В.И. Указ. соч. С.89.

С начала XVIII века в России распространилась теория естественного права. В ней сочеталось почитание бога как творца вселенной с представлением о том, что «неземная сила» не может вмешиваться в единожды созданный естественный порядок вещей. В этих условиях научное познание окружающего мира получало относительную для себя свободу. Соображения просвещенных людей о переустройстве общественных порядков становились в меньшую зависимость от богословских канонов.

Мысль о государстве, как верховном правителе в государстве и в церкви, не вытеснила идеи государя христианского и православного. Свои церковные реформы Петр Великий мотивировал не идеями естественного права, а тем, что он, "посмотря на духовный чин и, видя в нем много настроений и великую в делах его скудость, несуетный на совести своей возымел страх", как бы не оказаться ему неблагоприятным пред Всевышним, который помог ему ввести усовершенствования в других областях народной жизни, если пренебрежет исправлением и чина духовного. И в позднейших императорских указах, поскольку они относились к церковным делам, всегда можно проследить попечение о благе церкви. Верховная власть императора в государстве и в церкви основывается на личной принадлежности императора к православной церкви. Император, всероссийским престолом обладающий не может исповедывать никакой иной веры, кроме православной. Принадлежность русского императора к какому-либо другому вероисповеданию, кроме православного, есть такая же невозможность, как принадлежность напр. римского папы к евангелическому вероисповеданию. На этой личной принадлежности основывается защита и охранение императорским догматом господствующей веры, блюстительно правоверия и всякого в церкви святой благочиния. В предпринятии мер к ограждению православия и к устроению церковного благочиния он действует через Святой синод, откуда не следует, что св. синод должен быть подчинен государственной власти и тем более органам верховной государственной власти. По вопросам, важным не только для церкви, но и для государства, русский монарх действует, как носитель той и другой власти, государственной и церковной, соединяющий их в своем лице, не допускающий смешения органов церковного управления с органами государственного управления, а равным образом конфликтов между государством и церковью.

В XVIII веке православная духовная иерархия, точно также как духовенство других вероисповеданий, не принимала участия в делах государственного управления, обращенная исключительно к своему духовному призванию. В настоящее время духовенство, наравне с другими гражданами, призвано к участию в политических выборах и в законодательной деятельности государственной думы и государственного совета Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991. С. 27..

Государство смотрит на регулированный законами вероисповедный порядок, как на часть публичного порядка. Поэтому органы государственной власти оказывают, в разнообразных формах, содействие достижению религиозными учреждениями их целей. Так распоряжения, решения и приговоры духовно-правительственных учреждений разных вероисповеданий имеют исполнительную силу в государстве; вероисповедное брачное право придерживается государством, с предоставлением духовенству ведения метрических книг, имеющих публичное значение актов состояния; если по производству дел в консисториях замечено будет промедление со стороны светских присутственных мест в отношении требований их (к доставлению справок и сведений), то консистория сообщает о том губернскому правлению для надлежащего распоряжения к побуждению кого следует, безотлагательно исполнить таковое требование. Духовные лица всех признанных в России вероисповеданий ограждаются уголовным законом, при совершении им духовных действий, от всяких посягательств, в виде насилия или воспрепятствования, освобождаются от воинской повинности и от обязанностей присяжных заседателей и т. п Суворов Н.С. Указ.работа. С.198..

К монашеству Петр относился не только с меньшей заботой, но даже с некоторой враждой. Она исходила из того убеждения Петра, что монахи были одной из причин народного недовольства реформой и стояли в оппозиции. Человек с практическим направлением, Петр плохо понимал смысл современного ему монашества и думал, что в монахи большинство идет «от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть». Не работая, монахи, по мнению Петра, «поедают чужие труды» и в бездействии плодят ереси и суеверия и занимаются не своим делом: возбуждают народ против новшеств. При таком взгляде Петра понятно стремление его к сокращению числа монастырей и монахов, к строгому надзору за ними и ограничению их прав и льгот. У монастырей были отняты их земли, их доходы, и число монахов было ограничено штатами; не только бродяжничество, но и переход из одного монастыря в другой запрещался, личность каждого монаха была поставлена под строгий контроль настоятелей: занятия в кельях письмом запрещены, общение монахов с мирянами затруднено. В конце царствования Петр высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в «Объявлении о монашестве» (1724 г.). По этому взгляду, монастыри должны иметь назначение благотворительное (в монастыри помещались на призрение нищие, больные, инвалиды и раненые), а кроме того, монастыри должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям и для приюта людям, которые склонны к благочестивой созерцательной жизни. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

Но в 1721 году Синод издал важное постановление о допущении браков православных с неправославными - и с протестантами и католиками одинаково.

Политическими мотивами руководился отчасти Петр и по отношению к русскому расколу. Пока он видел в расколе исключительно религиозную секту, он относился к нему довольно мягко, не трогая верований раскольников (хотя с 1714 года и велел с них брать двойной податной оклад). Но когда он увидел, что религиозный консерватизм раскольников ведет к консерватизму гражданскому и что раскольники являются резкими противниками его гражданской деятельности, тогда Петр изменил свое отношение к расколу. Во вторую половину царствования Петра репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви, в конце же царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников, замешанных и не замешанных в политические дела. В 1722 году раскольникам дан был даже определенный наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом Буганов В.И. Указ. соч. С.96..

Колебания в правительственной политике вот второй четверти XVIII века, связанные с переоценкой реформ петровского времени, в большей степени сказались в среде высшего духовенства. При преемниках Петра Iпротивники церковных реформ энергично выступали против нововведений и в первую очередь против главного помощника Петра Великого по делам церкви - Феофана Прокоповича. Борьба вокруг вопроса о церковной политике выразилась в длительных расследованиях по обвинениям, выдвинутым против Феофана Прокоповича и касающимся как общей системы его взглядов, так и мелких поступков. Нападкам подвергались не только Прокопович, но и другие сподвижники Петра по церковным реформам. Обвинителями же выступали лица, поднявшиеся при Петре и занявшие видные и прибыльные должности в церковной администрации Клибанов А.И. Указ. работа. С.260..

Вопросы устройства духовенства в имущественном и сословно-правовом отношениях занимали большое место в правительственной деятельности второй половины XVIII века. Наиболее серьезные трения между светской и церковной властью возникали в середине века по вопросу о судьбе земельного имущества и крестьян, принадлежавших монастырям и церковным организациям. Хотя духовенство не решалось открыто выступать в защиту своих интересов, все же, оказывая постоянное сопротивление мероприятиям правительства, оно в значительной степени тормозило дело секуляризации церковных имений.

Указ о секуляризации, то есть лишении духовенства права распоряжаться вотчинами, был обнародован 21 марта 1762 года. Подготовленный известным прогрессивным деятелем середины XVIII века Д.В.Волковым, этот указ относительно радикально разрешал сложный вопрос о церковных и монастырских имениях. Ими должна была ведать вновь образованная Коллегия экономии; крестьяне переводились на денежный оброк, а земли, как бывшие в пользовании, так и те, которые обрабатывались ими на монастыри, поступали в собственность крестьян.

Последующие политические события приостановили выполнение этого правительственного мероприятия. Екатерина II, отменив указ 1762 года, несколько задержала решение вопроса о церковных имениях, но ход событий указывал на необходимость радикальных мер.

Специальная Духовная комиссия, в которую входили как члены Синода, во главе с Дмитрием Сеченовым, так и светские лица, разрабатывала вопрос о распределении доходов с церковных имений. В этот период были проведены существенные меры по ограничению хозяйственной деятельности монастырских властей. Уже указ 12 августа 1762 года, ликвидировавший Коллегию экономии, предписывал формы строгой отчетности в остающихся суммах, что особенно раздражало духовенство. Комиссия продолжала описание имущества и доходов монастырей, церквей и архиерейских домов с помощью местных властей и военных лиц. 8 января 1763 года вышел специальный указ, которым регламентировались хозяйственные отношения между монастырями и крестьянами. Такая политика правительства не могла не вызвать ответной реакции со стороны духовенства, в особенности, тех его представителей, которые привыкли жить в большом достатке. Резче всего в защиту старых порядков выступил митрополит ростовский и ярославский Арсений Мацеевич, а также митрополит тобольский Павел Конюшкевич Клибанов А.И. Указ. работа. С.284..

Главным результатом реформы 1764 года с организационной стороны было полное превращение церкви в ведомство государственного управления, а епископов - чиновников.

Плоды реформы правительство пожало в начале XIX века, когда старые, уже не удовлетворявшие новым требованиям коллегии были заменены министерствами, в которых строго проводился принцип единоличного управления - каждый министр ведал своим ведомством и был подчинен непосредственно императору, сменявшему и назначавшему министров своими указами. Так епископат окончательно превратился из князей церкви в государственных должностных лиц Никольский Н.М. Указ. работа. С.210.

Типичным представителем нового типа духовенства высокого ранга во второй половине XVIII века был московский митрополит Платон (Левшин). В многочисленных своих сочинениях, инструкциях, проповедях и письмах Платон проводил мысль о необходимости повысить роль духовенства в государственной и общественной жизни, поскольку церковные и гражданские установления не разнятся, а взаимно дополняют и подкрепляют друг друга. В связи с этим он считал недопустимым, чтобы священники испытывали материальную нужду, ибо в противном случае они не будут внушать к себе уважения со стороны народа. Он также убеждал богатых людей щедро жертвовать средства для украшения церквей, что, по его мнению, было более важным делом, чем помощь обездоленным, поскольку в богатом храме народ, пораженный великолепием богослужения забывает (хотя бы на время) о своем нищенском существовании.

Главным средством от распространения вольномыслия Платон считал развитие духовного обучения. Он активно содействовал расширению сети специальных церковных школ и реформированию преподавания в них в направлении его обновления и ознакомления учащихся с основами противоборствующих учений, чтобы вооружить их против неприятелей самых сильных. Своему воспитаннику - будущему императору Павлу I - Платон говорил о необходимости прилагать всевозможное старание, чтобы подданные его были обучаемы закону божьему Клибанов А.И. Указ. работа. С.299..

Подобные высказывания находили отклик со стороны правительства. Массовые народные движения второй половины XVIII века убеждали его в необходимости усилить авторитет церковнослужителей и повысить их материальный достаток. В последние десятилетия восемнадцатого столетия духовенство получило ряд правовых и имущественных привилегий, увеличился отпуск средств на духовные учебные заведения.

В 1797 году Павел I значительно увеличил земельные наделы монастырей и архиерейских домов. Расширились права церкви и на другие доходные статьи.

В инструкциях, составленных для рядовых церковнослужителей и надзирающих за ними благочинных, им предписывалось в бытовом отношении не смешивать себя с «простонародьем» и вести знакомство лишь с людьми знатными и богатыми.

Правительство Павла I приняло меры к тому, чтобы реально обеспечить такое возвышение церковников. Штатное жалование священников было увеличено более чем вдвое. Чтобы в селах им не приходилось заниматься, подобно крестьянам, земледелием, так как это дело «с саном их несовместное», было постановлено землю приходов, названную «церковным уделом», присоединить к общей крестьянской земле и выдавать церковнослужителям от общины готовый хлеб по размеру среднего урожая. В интересах церковников дозволялось заменять продукты деньгами. Служитель церкви находился в положении наставника для народа; ему же поручались и некоторые полицейские функции.

В период реакции конца XVIII века из специально выделенных лиц организовывалась духовная цензура, которая контролировала издание не только духовной, но и светской литературы.

В конце восемнадцатого столетия высшее, а в некоторой степени и рядовое духовенство превратилось в привилегированное сословие и верно служило делу укрепления феодально-абсолютистского государства Клибанов А.И. Указ. работа. С.301..