Сталинский закон "про пять колосков": С чего начался российский геноцид в Украине. История антисталинских мифов – «Закон о пяти колосках За колхозные колоски 5 лет


7 августа 1932 года Совет народных комиссаров совместно с ЦИК СССР принял постановление, ужесточающие ответственность за хищение социалистической собственности. «Идя навстречу требованиям рабочих и колхозников», его подписали председатель Центрального исполнительного комитета - «всесоюзный староста» Михаил Калинин и председатель Совнаркома товарищ Молотов (он же Скрябин).

Имущество колхозов и кооперативов (в том числе урожай на полях), а также перевозимые грузы приравнивались к государственному имуществу. Его хищение (даже колосков с поля) каралось «высшей мерой социальной защиты» - расстрелом с конфискацией всего имущества. При наличии смягчающих обстоятельств преступники могли быть приговорены к лишению свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией. Акты амнистии к расхитителям социалистической собственности не применялись.

Одновременно была объявлена «решительная борьба с противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилие и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза». Эти деяния приравнивались к государственным преступлениям. Зачинщикам Совнарком обещал «меры судебной репрессии» - лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с заключением в концентрационный лагерь.

В блатной среде постановление именовали «указ 7-8». Именно под таким названием оно стало известно и советскому зрителю благодаря телефильму «Место встречи изменить нельзя», поставленному по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия». Капитан Жеглов обещал («шил») 10 лет лагерей Ручечникову, взятому при краже шубы английского посла, за которую дирекция Большого театра (то есть государство) должна была бы выплачивать компенсацию.

На практике, за хищение хотя бы трех колосков с колхозного поля (не говоря уж о более крупных кражах) новый закон предусматривал расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. В качестве "меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны «кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии. Так был запущен кровавый маховик большевистского террора.

Интересно, что в июле 1936 года генпрокурор СССР А. Я. Вышинский подготовил докладную записку с крайне занимательной статисткой: прокуратура СССР проверила 115 тысяч приговоров, вынесенных по "указу «7-8», и более чем в 91 тыс. случаев применение этого указа было признано неправильным и преступным. На основании этих проверок Вышинский в 1936 году предлагал реабилитировать 37 тысяч незаконно расстрелянных человек (всего по этому закону в 1932—1939 гг. было осуждено 183 тысяч человек). Сталин поступил сообразно логике власти: о реабилитации было велено забыть, все следователи и судьи, допустившие "перегибы", сами отправились в расстрельные подвалы. Согласитесь, это был более чем поучительный урок для нынешних парламентариев, пачками принимающих законы.

Недавно поднимался вопрос, что можно считать репрессиями? Давайте почитаем текст "закона о колосках" ("указа 7/8") и посмотрим, как считали сами большевики: этот закон СУДЕБНАЯ РЕПРЕССИЯ и отчитывались в своих отчётах о применении этой репрессии.

"Закон о колосках", по которому расстреливали или отправляли на 10 лет в тюрьму/концлагерь ввели при самом активном участии Сталина между 2 эпизодами голодомора 1932-33. Только-только крестьян разграбили и согнали в колхозы, где они, не имея стимулов работать, работали кое-как. Да ещё под управлением колхозного начальства набранного из голодранцев и городских. После массового забоя скота (в т.ч. и рабочего), который крестьяне провели, чтоб не отдавать голодранцам. И в год неурожайный. Т.е. большевики уничтожили все положительные стимулы к работе у крестьян, довели сельское хозяйство до ручки. И теперь следили, как бы крестьяне "не съели лишнего". И чтоб крестьянин не зарился с голода на колхозное зерно и был введён этот репрессивный закон, по которому людей отправляли в концлагеря и убивали за кражу, даже за самую мелкую (что и названо "судебной репрессией " в самом законе). Новый барин - советская власть - показала свою плётку своим крепостным.

Стоит так же не забывать, что с 1935 года уголовное преследование стали применять и к детям с 12 лет - в т.ч. и за КРАЖИ. Кражи соцсобсственности - за которые и расстреливали. (См: ,)

Постановление ЦИК и СНК СССР об охранне имущества госпредприятий, колхозов и кооперации и укрепления общественной (социалистической) собственности. Газета "За соціалістичне постачання" від 12.08.1932г.
http://dn.archives.gov.ua/images/photos/vystavka2/golod7.jpg

Отчет Донецкой о работе областной прокуратуры и областного суда по борьбе с хищениями общественной собственности. март 1933г. ГАДО, ФР-920, оп.1, д.9, л.44.
http://dn.archives.gov.ua/images/photos/vystavka2/golod32.jpg

с 7/УШ - 1/1 - 33г. т.е. за 5 м-цов по области заслушано судебным порядком 473 6 дел и ослуждено 6203 человека. За первый кватрал 33 года заслушано 1869 дел и осуждено 3083 человека.

Отчет Донецкой о работе областной прокуратуры и областного суда по борьбе с хищениями общественной собственности. март 1933г. ГАДО, ФР-920, оп.1, д.9, л. 45.
http://dn.archives.gov.ua/images/photos/vystavka2/golod33.jpg

Динамика дел о хищениях общественной собственности и применении судебной репрессии
(таблицу транспонировал, чтоб удобней было помещать в сеть, и сверил суммы по столбцам, %% не проверял)

1. 2. 3. 4.
Время возбуждения дел С 7/УШ-1/1-33г. Январь 1933г. Февраль 1933г. Март 1933 года.
Всего заслушано дел 4736 713 510 616
Всего осуждено лиц. 6203 1262 780 1041
Расстрел 169 64 30 38
%% к числу осужденных 2,5 5. 4. 3,4
Лиш. своб.на 10 лет. 754 181 67 99
%% к числу осужденных 12,5 12. 9. 9.
Лиш. своб.от 5 до 10л. 1058 339 154 279
%% к числу осужденных 17. 27. 20. 26,8
Лиш. Своб.на 5 лет. 2491 441 271 324
%% к числу осужденных 40. 35 34. 31,2
Принудработы 1731 215 245 279
%% к числу осужденных 28. 17. 21 26,8
Другие меры соц.защиты. - 22 13 22
%% к числу осужденных - 1 2 2,8

Т.е. каждый месяц по одной только Донецкой области расстреливали несколько десятков (30-60) человек по этому репрессивному закону - 2,5-5% от общего числа осуждённых. Сажали в концлагеря и тюрьмы - от 600 до тыщи - 2/3 от числа осуждённых. 2-3 сотни отправлялись на принудительные работы.


http://kleio.asu.ru/aik/bullet/23/42.html
А.В. Матис (Тверь)

"ЗАКОН О ПЯТИ КОЛОСКАХ"
НА МАТЕРИАЛАХ БАЗЫ ДАННЫХ ПО УРАЛУ

В настоящее время одним из приоритетных направлений в отечественной историографии является исследование различных репрессивных кампаний в СССР. К их числу относится реализация Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. "Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности", известного в историографии как "Закон о пяти колосках". Данное Постановление официально было направлено на борьбу с "врагами народа" - расхитителями. Оно предусматривало расстрел и длительные сроки заключения даже за незначительные хищения и кражи. Однако сталинский режим активно использовал репрессивную силу Постановления для расправы со всеми, кто был недоволен проводившейся политикой. Поэтому реализация его на практике стала классическим примером политики массовых репрессий.

Одним из важнейших исторических источников по данной проблеме являются судебно-следственные дела. Каждое из них представляет собой совокупность разнообразных по своей форме и содержанию документов. Наличие в деле большинства из них было обусловлено требованиями Уголовно-процессуального Кодекса, а также документацией, регламентировавшей деятельность карательных органов. По своей информационной направленности все разновидности можно условно подразделить на две смысловые группы: материалы о социальном облике осужденных и документы о деятельности органов следствия и суда. Явным преимуществом судебно-следственных дел по сравнению с другими комплексами источников (сводные отчеты милиции и прокуратуры, периодическая печать и др.) является то, что они позволяют детально конкретизировать весь ход репрессий, вызванных введением "Закона".

В государственных архивах сохранилась естественная выборка судебно-следственных дел по Постановлению от 7 августа 1932 г. Так, в Государственном архиве Свердловской области находится около 200 таких дел. Их анализ указывает на отсутствие какого-либо устойчивого критерия, на основании которого производился отбор дел на хранение. Учитывая данное обстоятельство, а также то, что судебно-следственные дела - массовый источник, наиболее оптимальным способом обработки
{стр.105}

является создание базы данных. В результате из всей совокупности естественной выборки методом случайной выборки было отобрано 63 судебно-следственных дела, по которым проходило более 300 человек.

Поскольку информация источника представлена в нарративной форме, следующий этап его обработки связан с формализацией. С этой целью была разработана унифицированная анкета на осужденного. Она состоит из 170 признаков. При этом характер вопросов, включенных в неё, и структура призваны как можно более полно охватывать объект изучения - репрессивную политику, связанную с Постановлением от 7 августа 1932 г. Исходя из этого, структура анкеты состоит из двух составных частей. Первая из них посвящена социальному облику осужденных, вторая - деятельности органов следствия и суда. В свою очередь, каждая из этих частей образует несколько информационных блоков. Так, все признаки, характеризующие социальный состав, можно подразделить на три группы, отражающие демографическую структуру, политическую ориентацию, профессионально-трудовую деятельность осужденных. Деятельность карательных органов раскрывается при помощи сведений, демонстрирующих ход предварительного следствия, судебного заседания и кассации приговора.

Анализ БД показывает, что среди подследственных преобладали крестьяне, причем значительная их часть являлась членами колхозов . Характерно, что зажиточных было привлечено гораздо меньше, чем колхозников . Обращает также на себя внимание высокий процент представителей руководящего состава колхозов , осужденных по "Закону о пяти колосках". В ходе предварительного следствия выяснялось, что практически каждый из привлекавшихся к ответственности был уличен в нелояльности к Советской власти . Чаще всего при этом инкриминировалась агитации против организации колхозов, критика существующих порядков и т.д. В результате "Закон" активно использовался правящим режимом для расправы со всеми противниками коллективизации. С его помощью власти также смогли нейтрализовать наиболее инициативных и самостоятельных руководителей колхозов . Анализ информации БД дает возможность получить интересные сведения о деятельности карательных органов. Так, например, следователи были склонны обвинять подследственных по ст.162 Уголовного Кодекса, предусматривавшей незначительные сроки лишения свободы. В то же время представители прокуратуры настаивали на безусловном и широком применении Постановления от 7 августа 1932 г .
{стр.106)

Часто прокуроры собственноручно вносили коррективы в текст обвинительного заключения. Характерным является и то, что подавляющее большинство кассационных жалоб, направленных осужденными в Судебно-кассационную коллегию Верховного Суда РСФСР, было удовлетворено. Наиболее типичной была замена расстрела на длительные сроки лишения свободы . Вынесение смертных приговоров носило во многом пропагандистский характер. На деле для правящего режима было гораздо выгоднее использовать осужденных в качестве бесплатной рабочей силы на стройках первой пятилетки .

Таким образом, создание базы данных "Закон о пяти колосках"(по материалам Урала) позволяет получить наиболее полные и достоверные сведения о массовых репрессиях, связанных с применением Постановления от 7 августа 1932 г. Материалы БД могут быть также использованы в работе генеалогических обществ; для поиска сведений о репрессированных родственниках и т.д.
{стр.107}

Информационный бюллетень Ассоциации "История и компьютер"
Ещё одна тема связанная с большевицкими репрессиями - "перегибы". Сначала главари большевизии натравливают часть общества на "врагов народа", а потом - по итогам массовой борьбы с этими "врагами народа", объявляют о "перегибах на местах" - мол свора собак не так поняла команду "фас!" и вместо того, чтоб кусать в рамках соц.законности и только самых главных "врагов народа", кусали всех подряд и беспорядочно. Совки до сих пор цепляются за эту отмазку и приписывают народу всю жестокость - мол, это плохой народ, а Сталин - добрый и усатый, или Ленин - добрый и с прищуром. И демонстрируют как великое благодеяние бумажки в которых эти перегибы критикуются или даже чуть-чуть сглаживаются.

Когда народ протестует против тирании большевиков - это называется контрреволюцией. А как в народе верховодить начинают отобранные большевиками кадры (тупые убийцы), и выполняют указания большевиков - так "народ плохой и жестокий".

Свидетельство о том, какой творился беспредел - арестами занимался всяк, кому не лень и кто обладал хоть толикой советской власти, и кто являлся его источником. Не забываем и о времени действия - июль 1932 - это первый (весна-лето 1932) эпизод второго советского голодомора, в который не то, что поезда грабили, а людей убивали и ели ().

http://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_о_колосках
Причины появления

Сталин - Кагановичу, Молотову
20 июля 1932 г.
Кагановичу, Молотову. Пишу вам обоим вместе, так как времени до отъезда фельдъегеря остается мало. … 3. За последнее время участились, во-первых, хищения грузов на желдортранспорте (расхищают на десятки мил. руб.), во-вторых, хищения кооперативного и колхозного имущества. Хищения организуются главным образом кулаками (раскулаченными) и другими антиобщественными элементами, старающимися расшатать наш новый строй. По закону эти господа рассматриваются как обычные воры, получают два-три года тюрьмы (формально!), а на деле через 6-8 месяцев амнистируются. Подобный режим в отношении этих господ, который нельзя назвать социалистическим, только поощряет их по сути дела настоящую контрреволюционную «работу». Терпеть дальше такое положение немыслимо. Предлагаю издать закон (в изъятие или отмену существующих законов), который бы:

а) приравнивал по своему значению железнодорожные грузы, колхозное имущество и кооперативное имущество - к имуществу государственному;
б) карал за расхищение (воровство) имущества указанных категорий минимум десятью годами заключения, а как правило - смертной казнью ;
в) отменил применение амнистии к преступникам таких «профессий». Без этих (и подобных им) драконовских социалистических мер невозможно установить новую общественную дисциплину, а без такой дисциплины - невозможно отстоять и укрепить наш новый строй. Я думаю, что с изданием такого закона нельзя медлить.

Реакция властей на перегибы на местах

После ознакомления с практикой применения закона была издана Инструкция ЦК ВКП(б) и СНК ССР от 8-го мая 1933 № П-6028 «О прекращении применения массовых выселений и острых форм репрессий в деревне» , четко разграничивающая полномочия репрессивных органов

ЦК и СНК считают, что в результате наших успехов в деревне наступил момент, когда мы уже не нуждаемся в массовых репрессиях , задевающих, как известно, не только кулаков, но и единоличников и часть колхозников. Правда, из ряда областей все еще продолжают поступать требования о массовом выселении из деревни и применении острых форм репрессий. В ЦК и СНК имеются заявки на немедленное выселение из областей и краев около ста тысяч семей . В ЦК и СНК имеются сведения, из которых видно, что массовые беспорядочные аресты в деревне все еще продолжают существовать в практике наших работников. Арестовывают председатели колхозов и члены правлений колхозов . Арестовывают председатели сельсоветов и секретари ячеек . Арестовывают районные и краевые уполномоченные . Арестовывают все, кому только не лень и кто, собственно говоря, не имеет никакого права арестовывать . Не удивительно, что при таком разгуле практики арестов органы, имеющие право ареста, в том числе и органы ОГПУ, и особенно милиция, теряют чувство меры и зачастую производят аресты без всякого основания , действуя по правилу: «сначала арестовать, а потом разобраться» .

2. Об упорядочении производства арестов
1. Воспретить производство арестов лицами, на то не уполномоченными по закону, председателями РИК240, районными и краевыми уполномоченными, председателями сельсоветов, председателями колхозов и колхозных объединений, секретарями ячеек и пр. ...
2. Запретить органам прокуратуры, ОГПУ и милиции применять в качестве меры пресечения заключение под стражу до суда за маловажные преступления.
...

Прокурор СССР, А. Я. Вышинский, выступил в газете «Правда» со статьёй, резко осуждающей подобные действия.

…. Обнаружилось и другое явление, не менее недопустимое в работе органов юстиции: применение закона от 7 августа в случаях маловажных хищений, не представляющих не только особой, но и какой бы то ни было социальной опасности, и назначение притом жестких мер социальной защиты. Осуждались колхозники и трудящиеся единоличники за кочан капусты, взятый для собственного употребления и т. п.; привлекались в общем порядке, а не через производственно-товарищеские суды; рабочие за присвоение незначительных предметов или материалов на сумму не менее 50 руб., колхозники - за несколько колосьев и т. п. Такая практика приводила в конечном счете к смазыванию значения закона 7 августа и отвлекала внимание и силы от борьбы с действительными хищениями, представляющими большую социальную опасность. Как отмеченные случаи правооппортунической недооценки значения закона 7 августа, так и данные моменты перегибов в его применении и в распространении его действия на случаи, явно под него не подпадающие, квалифицированы Коллегией НКЮ как результаты влияния классово-враждебных людей, как внутри, так и вне аппарата органов юстиции…

Если вы прочитали выше Инструкцию по применению постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности от 16 сентября 1932 г. (Секретно.) :
Раздел 4
2. Изъять из подсудности сельских общественных и колхозных товарищеских судов дела о хищениях колхозного имущества .
В ведении сельских общественных и колхозных товарищеских судов оставить лишь дела о преступлениях против личной собственности колхозников и единоличников.

Большевицкое лицемерие: обвинять исполнителей в том, что они исполняют указания свыше. Если "кочан капусты" был колхозным - то судить за него по инструкции должны были не товарищеские суды, и осуждать должны были на расстрел или минимум 10 лет концлагеря с конфискацией имущества. И именно прокуроры перекраивали дела с мелких краж на указ 7/8 (об этом в материале о базе данных - см.выше).

Сталин писал Молотову и Кагановичу 20 июля 1932. . А за 3 недели - 29 июня 1932 был такой документ:


http://www.rusarchives.ru/publication/hunger-ussr/1932_34.shtml

В этот день, 83 года назад, легкой рукой Иосифа Сталина был подписан кровавый закон, который стал началом последующих трагических лет в истории украинцев. Закон "о пяти колосках" или как его еще называют просто "Колоски" - это народное название репрессивного советского закона времен Голодомора.

Согласно информации МИД Украины, текст закона был собственноручно написан Сталиным. Закон предусматривал за хищение колхозного и кооперативного имущества "расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет также с конфискацией всего имущества". Амнистия в этих случаях запрещалась.

Законом "о пяти колосках" фактически людям было запрещено есть. Кроме собственно самого закона существовала также Тайная инструкция о его применении.

Жертвы голодомора просто на улице

У крестьян забирают хлеб

Массовые захоронения умерших от голода

Жертвы голодомора

Анализ 20 тысяч дел показывает, что среди осужденных было 83% колхозников и селян-единоличников и всего 15% — "кулацко-зажиточных элементов". Следовательно, этот закон был направлен против селян, которые, спасая детей от голодной смерти, вынуждены были нести домой с поля килограмм или два зерна, ими же выращенного.

На лето 1933 года по этому закону было осуждено 150 000 человек. В частности, осуждали детей, пытавшихся найти хоть какую-то еду.

Самые известные исследователи Голодомора в Украине Джейм Мейс и Робет Конквест. Именно благодаря их исследованиям мир узнал о Голодоморе в Украине.

В 1986-1987 гг. был исполнительным директором комиссии исследователей (юристов и историков) при Конгрессе США, которые должны были дать оценку Голодомора 1932-1933 годов. Мейс не был членом комиссии, но ее часто называли "комиссией Мейса". Именно он занимался написанием отчета комиссии.

Он участвовал в гарвардском проекте об источниках о Голодоморе 1932-1933 годов. Организовал исследовательскую программу "Устная история украинского голода 1932-1933 рр." Впоследствии показания были использованы в работе Комиссии США по Голоду в Украине и изданы в трехтомнике.

Мейс с возмущением вспоминал позицию некоторых западных славистов, "советологов" и других знатоков советского тоталитаризма, которые отказывались признать, во-первых, ужасную численность жертв этого коммунистического эксперимента, а, во-вторых, ответственность за свою преступную слепоту — ведь именно в 1933-м официальный Вашингтон признал СССР и установил с ними дипломатические отношения.

Англо-американский историк Робет Конквест изучал преступления коммунистического режима в Советском Союзе. Он одним из первых основательно исследовал и описал Голодомор в Украине в книге The Harvest of Sorrow - "Жатва скорби". Его выдающимся трудом называют The Great Terror - "Большой террор", в котором Конквест описал сталинские чистки 1937-1939 годов.

По его подсчетам, при Сталине погибло около 20 млн человек - от голода, в лагерях принудительного труда и казненных. Это количество в несколько раз превышает число жертв нацистского Холокоста.

Официальное чествование памяти жертв Голодомора, в том числе, признание его геноцидом украинского народа, началось по инициативе украинской диаспоры в США и Канаде.

Так, начиная с 1983 года, в столице канадской провинции Альберта городе Эдмонтоне, в мэрии города ежегодно проводится мероприятия памяти в годовщину Голодомора. На официальной части мероприятия традиционно присутствуют мэр города и руководители провинции. У входа в мэрию установлен первый в мире памятный знак в память Голодомора - "Разорванное кольцо жизни".

В 1988 году Конгресс США, а в 1989 году — Международная комиссия юристов официально признали Голодомор 1932-33 годов актом геноцида против украинской нации.

В Украине четвертая суббота ноября признана Днем памяти жертв голодоморов. Ежегодно в этот день проводится всеукраинская акция "Зажги свечу" .

Самыми монументальными среди памятников жертвам Голодомора являются мемориалы в Киеве и Харькове. Памятники жертвам Голодомора установлены также в Днепропетровске, Одессе, Николаеве, Кировограде, Луганске, Сумах, Черкассах, Коломые и многих других украинских городах и селах. Заграницей памятники установлены в Эдмонтоне, Калгари, Виннипеге и других городах.

Мемориал памяти жертв Голодомора в Киеве

Недавно мемориала жертвам

Печально знаменитый указ от 7 августа 1932 года, прозванный народной молвой «закон о пяти колосках» (в «поздней» диссидентской редакции - трёх), являлся жёсткой мерой в ещё более жёстких условиях.

Но так ли обстояли дела в области хищения социалистической собственности, как утверждают создатели мифа?

Зачем нужно было нагнетать обстановку в, мягко говоря, непростых условиях коллективизации, в то время, когда на государственном уровне решались вопросы стратегического характера?

Немного конкретики. Выдержка из письма И.В. Сталина Л.М. Кагановичу.:

«За последнее время участились, во-первых, хищения грузов на железнодорожном общественном транспорте (расхищают на десятки млн. руб.); во-вторых, хищения кооперативного и колхозного имущества.

Хищения организуются главным образом кулаками (раскулаченными) и другими антисоветскими элементами, которые стремятся расшатать наш новый строй.

По закону эти господа рассматриваются как обычные воры, получают два-три года тюрьмы (формальной), а на деле через 6–8 месяцев амнистируются.

Подобный режим для этих господ, который нельзя назвать социалистическим, только поощряет их по сути дела настоящую контрреволюционную “работу”. Терпеть такое положение немыслимо».

Принятый закон предусматривал наказание в виде высшей меры, то есть, расстрела, или лишения свободны на срок до десяти лет.

Статистика применения данного закона в первый год следующая:

К высшей мере было приговорено 3,5% осуждённых,

К 10 годам лишения свободы – 60,3%,

Ниже верхнего предела - 36,2%; из последней категории осуждённых около 80% получили приговоры, не связанные с лишением свободы.

Как-то не очень вяжется с расстрелом за колоски…

Следует также учитывать, что не все смертные приговоры были в итоге приведены в исполнение, а советские граждане ещё со старорежимных времён привыкли воровать вагонами.

Ну а теперь читаем внимательно сам закон

СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК И СНК СССР

Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности

За последнее время участились жалобы рабочих и колхозников на хищения (воровство) грузов на железнодорожном и водном транспорте и хищения (воровство) кооперативного и колхозного имущества со стороны хулиганствующих и вообще противообщественных элементов. Равным образом участились жалобы на насилия и угрозы кулацких элементов в отношении колхозников, не желающих выйти из колхозов и честно, и самоотверженно работающих за укрепление последних.

ЦИК и СНК Союза ССР считают, что общественная собственность (государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быть рассматриваемы как враги народа, ввиду чего решительная борьба с расхитителями общественного имущества является первейшей обязанностью органов советской власти.

Исходя из этих соображений и идя навстречу требованиям рабочих и колхозников, ЦИК и СНК Союза ССР постановляют:

1. Приравнивать по своему значению грузы на железнодорожном и водном транспорте к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этих грузов.

2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже десяти лет с конфискацией имущества.

3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении грузов на транспорте.

1. Приравнять по своему значению имущество колхозов и кооперативов (урожай на полях, общественные запасы, скот, кооперативные склады и магазины и т.п.) к имуществу государственному и всемерно усилить охрану этого имущества от расхищения.

2. Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение (воровство) колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты - расстрел с конфискацией всего имущества и с заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже десяти лет с конфискацией всего имущества.

3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по делам о хищении колхозного и кооперативного имущества.

1. Повести решительную борьбу с теми противообщественными кулацко-капиталистическими элементами, которые применяют насилия и угрозы или проповедуют применение насилия и угроз к колхозникам с целью заставить последних выйти из колхоза, с целью насильственного разрушения колхоза. Приравнять эти преступления к государственным преступлениям.

2. Применять в качестве меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны кулацких и других противообщественных элементов лишение свободы от пяти до десяти лет с заключением в концентрационный лагерь.

3. Не применять амнистии к преступникам, осужденным по этим делам.

Председатель ЦИК Союза ССР М. Калинин

Председатель СНК Союза ССР В. Молотов (Скрябин)

Секретарь ЦИК Союза ССР А. Енукидзе

Источник: СЗ СССР 1932 г. № 62, ст. 360

Инструкция по применению постановления ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности

Секретно.

Верхсуду СССР и прокуратуре Верхсуда СССР, НКЮ союзных республик, председателям краевых (областных) судов, краевым (областным) прокурорам, председателям и прокурорам линейных судов, районным прокурорам. Председателю ГПУ Украины, полномочным представителям ОГПУ, ДТООГПУ, начальникам оперсекторов.

Закон от 7 августа надлежит применять при хищениях государственной и общественной собственности:

а) промышленной (хищения заводского и фабричного имущества);

б) совхозной;

в) государственных торговых организаций;

г) колхозной;

д) кооперативной;

е) грузов на железнодорожном и водном транспорте и местном автотранс порте.

1. По делам об организациях и группировках, организованно разрушающих государственную, общественную и кооперативную собственность путем поджогов, взрывов и массовой порчи имущества - применять высшую меру социальной защиты - расстрел, без послабления.

2. В отношении кулаков, бывших торговцев и иных социально-чуждых элементов, работающих в государственных (промышленных и сельскохозяйственных - совхозы) предприятиях или учреждениях, изобличенных в хищениях имущества или растратах крупных денежных сумм этих предприятий или учреждений, а также должностных лиц государственных учреждений и предприятий, применять высшую меру наказания; при смягчающих вину обстоятельствах (в случае единичных и незначительных хищений) высшую меру наказания заменять десятилетним лишением свободы.

При хищениях, хотя и мелких, совершенных лицами указанных социальных категорий, но влекущих за собой расстройство или остановку работы госпредприятий (хищения частей агрегатов и машин, умышленное уничтожение или порча совхозного инвентаря и т.п.) - также применять высшую меру наказания.

3. В отношениях кулаков, бывших торговцев и иных социально-враждебных элементов, проникших в органы снабжения, торговли и кооперации, а также должностных лиц товаропроводящей сети, изобличенных в хищении товаров или продаже их на частный рынок и растратах крупных денежных средств - применять высшую меру наказания, и лишь при смягчающих вину обстоятельствах, в случаях незначительных размеров хищений, высшую меру наказания заменять десятилетним лишением свободы.

Той же мере наказания подвергать и спекулянтов, хотя непосредственно в хищениях не участвующих, но спекулирующих товарами и продуктами, зная, что товары эти похищены из государственных учреждений и кооперации.

4. В отношении лиц, изобличенных в хищении грузов на транспорте, применяется высшая мера наказания, и лишь при смягчающих обстоятельствах (при единичных случаях хищений или хищений незначительных размеров) может быть применено десятилетнее лишение свободы.

Если хищения на транспорте производятся при участии железнодорожных служащих и рабочих, то к ним должна применяться та же мера репрессии.

5. В отношении кулаков, как проникших в колхоз, так и находящихся вне колхоза, организующих или принимающих участие в хищениях колхозного имущества и хлеба, применяется высшая мера наказания без послабления.

6. В отношении трудящихся единоличников и колхозников, изобличенных в хищении колхозного имущества и хлеба , должно применяться десятилетнее лишение свободы.

При отягчающих вину обстоятельствах, а именно: систематических хищениях колхозного хлеба, свеклы и других сельскохозяйственных продуктов и скота, хищениях организованными группами, хищениях в крупных размерах, хищениях, сопровождающихся насильственными действиями, террористическими актами, поджогами и т.д.- и в отношении колхозников и трудящихся единоличников должна применяться высшая мера наказания.

7. В отношении председателей колхозов и членов правлений, участвующих в хищениях государственного и общественного имущества, необходимо применять высшую меру наказания и лишь при смягчающих вину обстоятельствах - десятилетнее лишение свободы.

Раздел 3 . О порядке направления дел по хищениям.

1. Рассматриваются ПП ОГПУ:

Дела о хищениях, сопровождающихся массовыми выступлениями, насильственными действиями, террористическими актами, поджогами и т.д., а также дела, по которым проходят организованные группировки с большим количеством арестованных.

2. Рассматриваются соответствующими судами:

Дела о хищениях на железнодорожном транспорте и все остальные дела, кроме перечисленных в п. 1 настоящего раздела.

1. Допустить применение меры репрессии по делам, подпадающим поддействие закона от 7 августа в отношении преступлений, совершенных до издания закона, в случаях, когда преступления имеют общественно-политическое значение.

2. Изъять из подсудности сельских общественных и колхозных товарищеских судов дела о хищениях колхозного имущества.

В ведении сельских общественных и колхозных товарищеских судов оставить лишь дела о преступлениях против личной собственности колхозников и единоличников.

Раздел 5 . О сроках ведения следствия по делам о хищениях.

1. Судебно-следственные органы обязаны заканчивать дела и выносить по ним приговоры не дольше, чем в 15-дневный срок с момента раскрытия преступления и возникновения дела.

2. Как исключение, только в отношении дел, по которым проходит большое количество обвиняемых, срок ведения дела и вынесение приговора определяется не дольше, чем 30 дней.

Председатель Верхсуда Союза ССР А. Винокуров

Прокурор Верхсуда Союза ССР П. Красиков

Зам. председателя ОГПУ И. Акулов