Сроки следствия по уголовным делам, рассмотрение производства следователем. Соблюдение сроков предварительного расследования Следствия по уголовным делам находящимся


Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве Российской Федерации - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специальными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст.125 УПК РФ).

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству, заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или постановлением о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера. Либо постановления о прекращении уголовного дела.

Предварительное следствие, деятельность, содержание которой охватывает, от начала до конца, стадию предварительного расследования. Оно направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию. Именно предварительное следствие впитало в себя максимум предусмотренных законом гарантий, соблюдение прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса.

Предварительное следствие по уголовному делу производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.

Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявление причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению.

Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, которая предусматривает наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К делам, по которым производится предварительное следствие, отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

Предварительное следствие имеет место и по преступлениям, по которым согласно закону производство такового не обязательно. Следователь в данной ситуации вправе преступить к уголовному процессу, только если это признают необходимым суд или прокурор.

Предварительное следствие является высшей и наиболее сложной формой расследования, применяемой по делам о более серьезных преступлениях.

Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений.

Оно включает в себя производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами и многое другое.

Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере двух месяцев. Однако он может быть продлен руководителем следственного органа в установленном законом порядке.

Сущность уголовно-правовых отношений состоит в том, что государство в праве и обязано определить основания и пределы ответственности лица за содеянное. Поставить вопрос о применении к виновному мер общественного воздействия или основания освобождения лица от ответственности. Человек, совершивший преступление вправе законными средствами защищаться от необоснованного обвинения, незаконного осуждения и несправедливого наказания, а также обязан подчиниться мерам воздействия со стороны органов власти.

Однако, до тех пор, пока следователь, прокурор не возбудит уголовное дело и не начнет производство предварительного следствия, уголовно-правовые отношения носят потенциальный, скрытый характер. Уголовно-правовые отношения всегда предшествуют уголовно-процессуальным, являются их основой, в них реализуются.

Иными словами, уголовно-процессуальные отношения есть способ практического применения уголовно-правовых отношений, поскольку процесс есть только форма жизни закона, следовательно, проявление его внутренней жизни.

Уголовно-правовые отношения без уголовно-процессуальных отношений могут быть реализованы именно как правовые, т.е. основанные на праве отношения. Применение уголовно-правовых норм без соблюдения уголовно-процессуальных форм будет означать либо самосуд (внегосударственное принуждение) либо государственное, но не правовое принуждение.

Расследование преступлений, по своему содержанию, полностью соответствует понятию стадии процесса, что не оспаривается практически ни кем до настоящего времени

Сегодня оно заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия, осуществляемой под надзором прокурора и ограниченным контролем суда, по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления наличия или отсутствия события преступления, лиц, его совершивших, характера и размера ущерба, причиненного преступлением, выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Постановление о производстве следственного действия состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В водной части указывается наименование следственного действия, кем и когда вынесено постановление. Описательная часть содержит обоснование решения о производстве следственного действия, т.е. в ней излагаются обстоятельства уголовного дела. В резолютивной части формируется решение о производстве следственного действия.

Ряд следственных действий разрешается производить только на основании судебного решения, так как они ограничивают конституционные права граждан (обыск, наложение ареста на корреспонденцию, контроль и запись телефонных переговоров).

Закон не допускает проведение следственных действий в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств (осмотр места обнаружения трупа, дорожно-транспортное происшествие, обыск при наличии оснований полагать, что лицо может уничтожить следы преступления, и т.п.).

При производстве следственных действий запрещено применять к их участникам насилия, угрозы, создавать опасность для их жизни и здоровья.

УК РФ предусматривает уголовную ответственность за принуждение лица к даче показаний либо эксперта к даче заключения, соединенное с применением насилия, издевательств или пытки.

Необходимо соблюдать права участников следственных действий. При производстве следственных действий их участникам, в частности понятым, должны быть разъяснены их права, обязанности. Это удостоверяется подписями данных лиц в протоколе. Недопустимо привлекать к участию в следственных действиях лиц, если имеются основания к их отводу.

Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалистов и сотрудников органа дознания.

По результатам следственного действия в ходе него либо непосредственно после него составляется протокол следственного действия, который служит основным средством фиксации результатов следственного действия. Он может быть написан ль руки, либо с помощью технических средств. Требования, которые предъявляются к протоколу, сформулированы в ст. 166 УПК РФ.

Закреплено, что неотъемлемые элементы предварительного расследования - следствие и дознание. Выбор одного из них в рамках открытого уголовного производства оказывает существенное влияние на законность последующих процессуальных мероприятий. Рассмотрим далее подробно формы предварительного расследования, соотношение следствия и дознания, а также краткую характеристику судебного следствия.

Предварительное следствие

Нормы, регламентирующие его проведение, закреплены в 22 главе УПК.

Предварительное следствие - обязательная форма предварительного расследования по делам обо всех преступлениях, кроме тех, которые указаны в 3 части 150 статьи УПК. В рамках этих производств выполняется дознание.

Как основная форма предварительного расследования предварительное следствие рассматривается в качестве системы процессуальных мероприятий и решений следователя. Их суть сводится к принятию материалов дела в производство, осуществлению процессуальных действий, предъявлению обвинения, применению мер принуждения, закрепленных в законе, приостановлению, окончанию следствия, исполнению решений по делу.

Уполномоченные лица

Предварительное следствие как форма предварительного расследования имеет ряд специфических черт. Особенности в первую очередь проявляются в субъектном составе лиц, уполномоченных его проводить.

В законодательстве указываются конкретные органы, осуществляющие предварительное следствие. При расследовании дел о деяниях, перечисленных в:

  • Пункте 1 ч. 2 151 статьи УПК - следователи СК РФ.
  • П. 2 2 части ст. 151 - следователи органов ФСБ. Эти же лица уполномочены на проведение предварительного следствия в случаях, закрепленных в ч. 4 ст. 151.
  • Пункте 3 части 2 151 статьи - следоватеи ОВД.
  • П. 5 2 части ст. 151 - сотрудники органов, реализующих функции контроля за оборотом психотропных и наркотических веществ.

Законодательство допускает проведение предварительного следствия или расследования органами, выявившими деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 151 УПК. В случаях, определенных частью 6 этой же нормы, процессуальная деятельность выполняется служащими той госструктуры, к подследственности которой относятся деяния, по которым открыто уголовное производство.

Общие правила

Порядок выполнения предварительного следствия как формы предварительного расследования регламентируется комплексом норм, закрепленных статьями 162-170 УПК.

Основанием для начала процессуальной деятельности является постановление о возбуждении дела или о принятии материалов к производству. Последнее имеет место в случае, когда дело возбуждено органом дознания.

Следствие в предварительном расследовании заканчивается прекращением дела (об этом выносится специальное постановление), оформлением обвинительного заключения или направлением материалов производства в суд для вынесения решения о применении принудительных медицинских мер.

Время проведения

Для предварительного следствия как формы предварительного расследования предусмотрены определенные сроки. В соответствии с положениями 162 статьи УПК, процессуальную деятельность уполномоченные служащие обязаны завершить в течение 2 месяцев с даты возбуждения дела. В этот период входит время со дня открытия производства до дня передачи материалов в прокуратуру с обвинительным заключением/постановлением о передаче материалов в суд для применения медицинских мер или до дня вынесения решения о прекращении производства.

В период проведения следствия не входит время, отведенное на оспаривание следователем постановления прокурора о возвращении дела для выполнения дополнительного следствия, корректировки объема обвинения (квалификации деяния) либо пересоставления заключения и устранения обнаруженных недостатков. Не учитывается и время, на протяжении которого производство было приостановлено по основаниям,

Продление периода

Срок следствия допускается продлевать до 3 месяцев, решение должен принять руководитель соответствующего органа. По делам, расследование которых сопряжено с особыми сложностями, период проведения процессуальных мероприятий может быть увеличен до 12 месяцев. Соответствующее решение принимается руководителем следственного подразделения по субъекту РФ или иным руководителем, приравненным к нему, или их заместителями.

Последующее увеличение срока следствия осуществляется в исключительных случаях. Основанием для этого выступает постановление председателя СК, руководителя следственного подразделения соответствующего федерального исполнительного органа или их заместителей.

При возвращении следователю материалов дела из прокуратуры в соответствии с частями 1.1 ст. 211, 1 ст. 214 и пунктом 2 1 части 221 статьи УПК, срок для выполнения указаний прокурора определяется начальником следственного органа, принявшего дело к своему производству. При этом он не может быть больше 1 месяца с даты поступления материалов.

В случае возобновления прекращенного или приостановленного дела или возвращения его для выполнения дополнительного расследования срок следствия не должен превышать 1 мес. со дня принятия его следователем. Последующее увеличение срока производится по общим правилам, закрепленным 162 статьей УПК (части 4, 5, 7).

Особенности осуществления процессуальных мероприятий

По общим правилам, в рамках предварительного расследования, осуществляемого следователем, предварительное следствие производится служащим единолично. При этом законодательство допускает выполнение процессуальных действий следственной группе. Такая необходимость возникает при расследовании особо сложных дел или при большом объеме процессуальных мероприятий.

Руководитель следственного подразделения принимает решение о привлечении группы специалистов и о корректировке ее состава. В соответствующем постановлении приводится перечень всех служащих, которые привлекаются к процессуальной деятельности. В обязательном порядке указывается лицо, руководящее и координирующее их действия. К работе группы могут привлекаться служащие органов, ведущих оперативно-розыскную работу.

Подозреваемые, обвиняемые, их представители знакомятся с перечнем служащих, уполномоченных осуществлять досудебное расследование в форме предварительного следствия.

Завершающий этап

Предварительное следствие как форма предварительного расследования может заканчиваться составлением обвинительного заключения, если все процессуальные мероприятия были выполнены, а собранных доказательств достаточно для предъявления обвинения. При этом должны отсутствовать основания для прекращения дела.

Прежде чем уполномоченный служащий приступит к составлению заключения, он должен выполнить ряд обязательных процессуальных действий. Среди них:

  1. Уведомление обвиняемого и разъяснение ему права ознакомиться с материалами дела самостоятельно или с помощью защитника (представителя). Соответствующее действие оформляется протоколом.
  2. Уведомление представителя (защитника), потерпевшего, гражданских ответчика и истца или их представителей.

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования, таким образом, включает в себя множество процессуальных действий. Все они должны быть зафиксированы в соответствующих протоколах и постановлениях.

Составив обвинительное заключение, следователь незамедлительно отправляет материалы прокурору. Дальнейшие решения и действия по делу регламентируются нормами главы 31 УПК.

Дознание

В рамках не всегда является обязательным. В случаях, предусмотренных законодательством, вместо него проводится дознание.

С законодательной точки зрения дознаватель не является единственным субъектом, уполномоченным проводить дознание. В выполнении может участвовать и следователь. Между тем, по мнению ряда авторов, упоминание этого должностного лица представляется достаточно сомнительным. Обусловлено это следующим.

Следствие и дознание как формы предварительного расследования имеют много общего, однако вместе с тем их отличают некоторые специфические признаки. Так, следователь не может руководствоваться процессуальными правилами, предусмотренными для дознавателя о сокращенном сроке выполнения расследования, составлении обвинительного акта, утверждении его у руководителя органа дознания и т. д.

В теории уголовного права традиционным считается мнение о том, что в рамках предварительного расследования предварительное следствие выполняется одними субъектами, а дознание - другими. Каждый из них наделяется соответствующими полномочиями. Следствие ведет следователь, а дознание - дознаватель. Этим и некоторыми другими признаками данные формы расследования разграничивались.

По производствам, подследственным дознавателю, следователь вправе вести расследование, но исключительно в порядке предварительного следствия. Согласно 4 части 150 статьи УПК, по письменному распоряжению прокурора дела, указанные в п. 1 ч. 3 этой же нормы, могут передаваться для выполнения предварительных следственных мероприятий. На практике еще не было случаев, когда следователь производил дознание.

Специфика применения норм

Правила производства дознания в общем виде закреплены в частях 1 и 2 223 статьи УПК. Оно осуществляется в порядке, определенном главами 21, 22, 24-29 с некоторыми изъятиями, указанными в гл. 32 Кодекса. Из этого следует, что на дознание распространяются абсолютно все положения, касающиеся проведения предварительного расследования, осуществления процессуальных действий, приостановления, возобновления следствия и прекращения производства. Если правила, установленные для дознания, не согласуются с порядком предварительного следствия, применению подлежат специальные нормы, регламентирующие именно эту форму расследования.

Общие положения

Дознание выполняется по делам о деяниях средней и небольшой тяжести, перечисленных в 1 пункте 3 части 150 статьи УПК, по которым следствие необязательно. Также эта форма расследования может применяться в рамках производства по иным преступлениям, но по письменному распоряжению прокурора.

В соответствии со статьей 223 УПК, на дознание отводится 30 суток с даты открытия дела. При наличии оснований он может быть продлен не больше чем на 30 суток. Соответствующее постановление выносится прокурором. При необходимости, в т. ч. для проведения экспертизы, срок может быть увеличен до 6 мес. Соответствующее решение уполномочен принять прокурор района, города, приравненный к нему или их заместители. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с выполнением запроса об оказании правовой помощи, сформированного и направленного по правилам 453 статьи УПК, допускается увеличить до 12 месяцев. Решение об этом принимает прокурор субъекта РФ или военный прокурор, приравненный к нему.

Направление уведомления

В случае, когда дело возбуждено по факту совершения уголовного деяния и в рамках дознания получен достаточный объем информации, дающий основания подозревать гражданина в причастности к этому посягательству, в законодательстве предусмотрена обязанность дознавателя составить специальный процессуальный документ. Им является уведомление о подозрении лица в совершении преступления.

Согласно правилам, закрепленным частью 2 ст. 223.1 УПК, в этом документе должны указываться:

  1. Место и дата составления.
  2. Ф. И. О. служащего.
  3. Ф. И. О. подозреваемого гражданина, дата его рождения.
  4. Описание признаков деяния с указанием времени и места совершения, иные обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии с пунктами 1 и 4.1 части 73 статьи УПК.
  5. Конкретная норма УК, ее часть, пункт, предусматривающие наказание за преступление.

Выводы

Принимая во внимание приведенные выше сведения, можно четко определить, чем отличается предварительное следствие от расследования. Последнее понятие является более общим. Оно охватывает два вида процессуальной деятельности - дознание, осуществляемое преимущественно дознавателями, и предварительное следствие.

Отличия предварительного расследования от иных видов процессуальной деятельности очевидны. В законодательстве четко устанавливается состав субъектов, уполномоченных на его выполнение, порядок осуществления необходимых действий, в т. ч. сбора и фиксации доказательств.

Какие признаки отличают судебное следствие от предварительного расследования?

Процессуальная деятельность суда, направленная на исследование полученных доказательств и установление фактических обстоятельств деяния, считается центральным звеном судопроизводства. Судебное следствие позволяет создать фундамент, на котором базируются дальнейшие предусмотренные законом процедуры. Речь, в частности, о прениях сторон и вынесении приговора. Законность и обоснованность итогового постановления по делу во многом определяются качеством судебного следствия.

От предварительного расследования эта процессуальная деятельность отличается рядом существенных черт. В первую очередь, исследование собранных по делу доказательств в суде осуществляется устно, гласно, непосредственно и непрерывно. Это позволяет максимально достоверно воссоздать события.

Судебное следствие выполняется другим лицом - судьей. При этом стороны производства принимают непосредственное и активное в нем участие. При этом в ходе процесса обеспечивается одновременное изучение и анализ собранных доказательств с различных позиций.

В процессе разбирательства проверке подлежат любые возможные версии происшедшего. Суд будет следовать той, которая отражена в обвинительном заключении. Он должен принять решение, основываясь на доказательствах, изученных и проанализированных в судебном заседании.

Ход процесса

Перед началом исследования материалов суд оглашает содержание документов, отражающих обвинение. Далее обсуждается и устанавливается порядок изучения доказательств.

Оглашение обвинительного документа направлено на публичное сообщение о предмете разбирательства.

Если дознание либо следствие по делу не осуществлялось, заседание начинается с оглашения заявления жертвы преступления. При наличии в материалах дела гражданского иска его содержание также сообщается участникам слушания.

После оглашения обвинения суд должен выяснить отношение к нему подсудимого. Для этого председательствующий опрашивает его. В ходе опроса устанавливается, признает ли гражданин себя виновным в содеянном. После этого обсуждаются и устанавливаются правила исследования доказательств.

Стоит сказать, что, несмотря на достаточно подробную регламентацию процессуального порядка выполнения каждого судебного действия, в законодательстве не закрепляется заранее определенной последовательности их осуществления. Это обусловлено спецификой доказывания по каждому конкретному делу.

Закон предусматривает для суда право самостоятельно определить в начале следствия наиболее целесообразный порядок изучения доказательств. Для этого заслушиваются предложения обвинителя, защитника, подсудимого, гражданских ответчика и истца, потерпевшего, их представителей о последовательности допросов лиц, привлеченных к разбирательству (в т. ч. экспертов и специалистов). По результатам их изучения суд выносит постановление, в котором отражает порядок изучения представленных материалов. В любой момент при этом он может изменить установленные ранее правила, о чем выносит соответствующее определение.

Заключение

Предварительное расследование считается самой продолжительной частью уголовно-процессуальной деятельности. В ходе него составляется достаточно большое количество документов. На стадии досудебного расследования решается множество уголовно-процессуальных задач.

Деятельность следователей и дознавателей основывается на принципах законности, общих правилах, закрепленных УПК. Выполнение законодательных предписаний способствует повышению эффективности борьбы с преступностью, воспитанию у граждан уважения к нормам права, укреплению правопорядка.

Вместе с тем производство предварительного расследования при отсутствии достаточных к этому оснований признается грубейшим нарушением закона. В таком случае причиняется значительный ущерб интересам общества и государства, правам и свободам отдельных лиц.

Еще сравнительно недавно часто фиксировались случаи нарушения сроков расследования, порядка его проведения, игнорирование процессуальной независимости следственных органов и прочие нарушения. Все это приводило к необоснованной трате средств, сил, времени правоохранительных органов, отвлечению их внимания от раскрытия тяжких преступлений. Несомненно, любые нарушения закона сотрудниками уполномоченных органов подрывают их авторитет.

В настоящее время случаи несоблюдения предписаний встречаются все реже. Сегодня предварительному расследованию как стадии досудебного производства уделяется повышенное внимание. Прокуроры тщательно проверяют поступающие к ним материалы, не допускают необоснованных обвинительных заключений. Обеспечению соблюдения законности способствует и судебное следствие. В рамках разбирательства все собранные доказательства исследуются повторно независимым должностным лицом.

Одной из форм расследования является предварительное следствие. Это деятельность правоохранительных органов по раскрытию и изобличению преступных деяний. О содержании, правилах и сроках предварительного следствия по уголовному делу будет подробно рассказано в нашем материале.

Место следствия в уголовном процессе РФ

Совершение преступления влечет за собой возбуждение уголовного дела. Разбирается в произошедшем профессиональный следователь. В его обязанности входит доскональное изучение случившегося и последующая передача разработанных материалов в судебную инстанцию. Все время работы следователя как раз является предварительным следствием. Срок расследования, таким образом, может варьироваться. Он во многом зависит от профессиональной компетентности работника правоохранительных органов.

Полномочия судебной ветви власти довольно обширны, а потому ее представители не имеют возможности самостоятельно расследовать происшествия. Обязанности по изучению произошедшего злодеяния возлагаются на Следственный комитет (СК РФ). Это орган, ошибочно именуемый исполнительным. На самом деле, СК РФ работает при прокуратуре, а потому не относится ни к одной ветви власти.

Быстрое и полное раскрытие преступлений является основной целью работников предварительного следствия. Сроки играют немалую роль в деятельности следователей. Во-первых, дело должно быть как можно быстрее передано в суд. Во-вторых, законом установлен срок давности - максимальная продолжительность раскрытия преступных деяний.

Таким образом, следствие представляет собой высшую и наиболее сложную форму расследования. Процедура следствия применяется лишь при раскрытии крупных и серьезных преступлений.

Значение предварительного следствия

Сроки и правила работы следователей закреплены в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ) - основном юридическом источнике для работников правоохранительной системы. Там регламентированы все действия и решения следователей.

Первостепенной задачей лиц, осуществляющих следствие, является обнаружение, проверка, оценивание и закрепление доказательств. От успеха работы следователя зависит все последующее разрешение дела. Так, судебная инстанция, оценивая собранные доказательства, сможет вынести нужный и справедливый вердикт.

О значении предварительного следствия можно говорить бесконечно. Каждый юрист знает, как много зависит от работы сыщиков и детективов. Эти специалисты выполняют всю самую сложную, а порой и по-настоящему грязную работу. Они допрашивают свидетелей, проводят медицинскую экспертизу, собирают материалы дела и т.д. Все это необходимо лишь для того, чтобы судья, рассмотрев сформировавшуюся материальную базу, не ошибся в вынесении решения.

Следователям предоставлены некоторые привилегии. Так, они имеют право на осмотр места преступления вне официальных сроков предварительного следствия. Иначе говоря, изучение соответствующего пространства разрешается до возбуждения уголовного дела.

История следствия в России

Для лучшего понимания того, что именно представляет собой работа отечественного следователя, следует обратиться к истории российского права. Весь период существования следствия можно поделить на четыре этапа:

  • дореформенный (до судебной реформы 1864 года);
  • пореформенный;
  • советский;
  • современный.

В дореформенной имперской России существовало понятие "предварительного исследования". Были следователи, но полностью зависимые от суда. Они реализовывали свои функции только по прямым Указам императора. Из-за жесткого контроля власти сыщики тех времен не обладали широкими полномочиями. Не существовало и единства мнений по поводу организации грамотного розыска.

Все изменилось лишь в 1864 году, когда в России состоялась крупнейшая в истории судебная реформа. Следователи были приравнены к членам окружных судов, а потому получили некоторую независимость. Юристы того времени впервые стали разрабатывать справочные материалы по розыску.

В 1922 году был принят советский УПК. Следователи стали "народными" и получили место в советских судах и трибуналах. Спустя 10 лет они перешли в ведение прокуратуры. Надо сказать, что положение работников сыска значительно ужесточилось. Закон гласил, что предварительное следствие должно было заканчиваться в срок, установленный судом. Сам сыщик стал тесно сотрудничать с милицией.

Следствие в том виде, в каком оно существует сегодня, появилось лишь в 2002 году. Тогда был принят УПК РФ - закон, регламентирующий процедуру уголовного расследования.

Субъекты предварительного следствия

Срок производства сыска составляет два месяца. За это время представители правоохранительной системы должны выполнить большую часть своей работы. Как организуется процедура сыска, если закон устанавливает столь небольшие сроки работы? Здесь следует обратиться к основным субъектам следствия.

Основным субъектом процедуры сыска является Следственный комитет. Этот орган является зависимым от Прокуратуры Российской Федерации. Следующие два субъекта - Федеральная служба безопасности (ФСБ) и Служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). Эти инстанции занимаются предварительным следствием лишь в рамках своих узконаправленных полномочий. На следственный же комитет возлагается большая часть всех разбирательств.

Следователь несет полную ответственность за полноту своих функций, а также за их ход и результат. Он может требовать содействия от разных инстанций при производстве отдельных действий. Законные постановления следователя обязательны для исполнения.

Законодательство не запрещает работу группы следователей. Так, одно дело могут изучать сразу несколько специалистов. В соответствующем постановлении будет указан состав следственной группы. Руководитель группы принимает решения о выделении дел в отдельное производство, о привлечении лиц в статусе обвиняемых, а также о частичном прекращении или приостановлении дела. Руководитель может запрашивать продление предварительного следствия. Делает он это при помощи подачи специального ходатайства. При этом следователь не имеет возможности влиять на правила и сроки предварительного следствия по уголовному делу.

Как организуется предварительное следствие по уголовному делу? Сроки, требования и нормы можно найти в главе 22 УПК РФ. Закон гласит, что любая процедура сыска может быть запущена лишь после возбуждения уголовного дела (исключения - осмотр места происшествия и судебная экспертиза). По сути, следователь получает разрешение судебной инстанции на реализацию профессиональных полномочий в той или иной сфере.

Само следствие состоит из ряда процессуальных решений и действий. Оно включает в себя применение мер принуждения, привлечение отдельных лиц в качестве обвиняемых, проведение опросов свидетелей, ознакомление участников процесса с материалами дела и многое другое.

Нередко следователи обращаются за помощью к органам дознания. Это инстанции, занимающиеся расследованием несложных уголовных дел. В организацию дознания входит фото- или видеосъемка, использование научной аппаратуры, проведение простых оперативно-розыскных мероприятий и т. д. Взаимодействие двух инстанций придает эффективности процедуре сыска. При этом важно учитывать, что сроки предварительного следствия и дознания должны соответствовать разрешению дела.

Продолжительность следствия

Минимальный срок предварительного следствия составляет два месяца. Однако прокурор может вынести решение о продлении процедуры сыска до 3 месяцев. Если же уголовное дело имеет характер особой сложности, то расследование может быть законно продлено до 1 года. В дальнейшем постановление о продлении срока предварительного следствия может принять только вышестоящая инстанция. Это федеральный орган исполнительной власти (Правительство) или непосредственно Следственный комитет РФ.

Иногда прокурор может забирать накопленный следователем материал для его изучения и оценивания. Такая процедура называется исполнением прокурорских указаний. При возвращении дела у работника сыска есть всего один месяц на исполнение поступивших указаний. Этот же срок устанавливается для исправления дела, поступившего от руководителя следственного органа.

В случае работы следственной группы для анализа отдельного дела используются все те же сроки, что и для единоличной работы следователя. Завершается процедура сыска подачей обвинительного заключения в соответствующую судебную инстанцию. Но прежде чем подать такое заключение, следователь обязан уведомить об этом обвиняемого и его защитника, а также ознакомить их с материалами уголовного дела. Составление заключения не является причиной для продления срока предварительного следствия.

Процессуальные акты

Все действия следователей должны быть облечены в письменную форму. По эксгумации, освидетельствованию, обыску, выемке и прочих операциях должны быть составлены процессуальные акты. При этом работникам сыска допускается выполнение далеко не всех функций. Так, осмотр жилья или обыск проживающих в нем лиц возможен только по разрешению суда. То же касается выемки документации, наложения ареста на корреспонденцию или финансы, контроля за телефонными переговорами и т. д. На рассмотрение ходатайства о проведении того или иного следственного действия суд имеет всего 24 часа. В течение этого времени инстанция обязана ответить работнику сыска. При этом время ответа суда не является сроком приостановления предварительного следствия.

Все операции, включаемые в процедуру предварительного следствия, можно выполнять на определенных условиях. Первое условие - это самостоятельный выбор необходимой операции в рамках одного дела. В зависимости от обстоятельств следователь сам решает, какое именно действие ему следует производить. Следующим условием является использование лишь самых оптимальных функций. Так, работник сыска не обязан реализовывать все установленные законом следственные действия. Важно лишь уложиться в сроки предварительного следствия по УПК. Наконец, третьим условием является направленность на защиту прав и свобод граждан и служба во имя четкой цели. Любое действие следователя являет собой вторжение в сферу интересов лица. Понимая это, работник сыска должен грамотно использовать свои ресурсы.

Работа следователя представляет собой применение государственного принуждения. Это заметно расширяет ответственность работника. Большую роль в деятельности по сыску играет нравственность. Следователь должен почитать закон, но еще больше он должен уделять внимание понятиям чести и достоинства.

Обвиняемые лица в процедуре следствия

Привлечь человека в качестве обвиняемого можно лишь при наличии достаточных условий. Необходимо определенное количество доказательств, свидетельств или любых других материалов, указывающих на виновность отдельного лица. Следователь самостоятельно, без разрешения и указания судебной инстанции выносит постановление о признании человека обвиняемым. При этом не стоит путать понятия "виновности" и "обвинения". В первом случае суд признает человека причастным к совершению преступного деяния. Обвинение же только указывает на возможную вину человека.

Вкупе с формированием обвинительного акта следователь составляет ряд документов с указаниями времени, места и обстоятельств совершения преступления. Лицо, вероятно причастное к злоключению, привлекается к уголовной ответственности.

После вынесения обвинительного акта начинает работу прокурор. Он тщательно изучает материалы дела, собранные следователем, после чего утверждает заключение и направляет его в суд. При этом срок предварительного следствия может быть продлен, если прокурор или суд сочтут недостаточным собранное количество доказательств. В этом случае обвиняемое лицо останется под стражей, а работник сыска примется искать новые детали, указывающие на причастность человека к совершению преступного деяния.

Контроль за предварительным следствием

Основным контролирующим органом является суд. Именно эта инстанция следит за деятельностью следователя. Суд правомочен реализовывать следующие функции:

  • принимать решение о продлении срока содержания под стражей;
  • давать разрешение на личный обыск или выемку в жилище;
  • накладывать арест на корреспонденцию или разрешать выемку в системах средств связи;
  • принимать решение о помещении подозреваемого или обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар;
  • избирать меру пресечения в виде заключения под стражу или домашний арест и т. д.

В течение всей процедуры следствия судебная инстанция рассматривает жалобы на действия или бездействия прокурора или работников сыска. Может быть принято решение о неполноте расследования или о неправильной квалификации действий обвиняемого.

Прокурор также осуществляет надзор за деятельностью следователя. Он выносит мотивированные решения о направлении соответствующих материалов в следственный орган. Затем прокурор осуществляет проверку всех действий работника сыска на законность. Прокуратура способна требовать от следственных органов устранения допущенных нарушений. Если требования не будут выполнены, то процедура сыска будет прекращена.

Приостановление и прекращение предварительного следствия

Приостановлением процедуры сыска называют временный перерыв в расследовании. Такое решение может быть принято из-за невозможности обвиняемого лица участвовать в производстве по делу. Приостановление расследования не является показателем некачественной работы следователя. Как правило, оно вызвано объективными причинами, которые не зависят от работника сыска.

Сокрытие обвиняемого от следствия или суда, психическая болезнь подозреваемого, болезнь следователя, чрезвычайные происшествия в мире - это неполный список причин, которые могут привести к приостановлению расследования. Срок приостановления дела устанавливается прокурором. При этом он не может превышать один месяц.

Прекращение предварительного следствия может быть вызвано полным завершением расследования. В этом случае работник сыска передает все собранные материалы суду, после чего дожидается результатов работы. Итогом может стать отсутствие события или состава преступления, истечения сроков давности, смерть подозреваемого, примирение сторон или деятельное раскаяние. Существуют реабилитационные и не реабилитационные основания прекращения уголовного дела. Реабилитация предполагает возмещение вреда лицу, незаконно и необоснованно привлеченного к уголовной ответственности. Не реабилитационное основание представляет собой вынесение приговора обвиняемому.

Следователь не является стороной обвинения. Это непредвзятый и объективный представитель судебной власти, обладающий моральными и нравственными качествами. Он должен понимать, сколь важна его работа, а потому предварительное следствие должно быть закончено в срок, установленный судом. Работник сыска должен быть заинтересован только в скорейшем и справедливом разбирательстве дела.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ

Введение

3. Следственная группа

4. Сроки предварительного следствия

5. Окончание предварительного расследования

Введение

Предварительное расследование - регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность органов дознания и предварительного следствия, направленная на быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба,. причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению.

1. Понятие предварительного расследования

Предварительное расследование - это самостоятельная стадия уголовного процесса, представляющая собой строго регламентированную уголовно-процессуальным законом совокупность следственных действий по собиранию, закреплению и оценке доказательств, преследующая цель воссоздания истинной картины преступления, установления виновных лиц и обеспечение условий для дальнейшего рассмотрения уголовного дела в суде.

Субъектами стадии предварительного расследования являются государственные органы и должностные лица, в компетенцию которых входит уголовно - процессуальная деятельность.

Предварительное расследование производится только в рамках уголовного дела и в форме предварительного следствия либо дознания.

Дознание проводится: дознавателями органов внутренних дел РФ, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов, Государственной противопожарной службы, следователями прокуратуры, дознавателями (следователями) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ (ч.3 ст.150 УПК).

Предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов ФСБ, органов внутренних дел РФ и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, в соответствии с которой конкретное уголовное дело может быть расследовано дознавателем или следователем того или иного органа, в пределах его компетенции.

В теории уголовного процесса различают предметный (родовой), территориальный (местный) и персональный (например, преступление совершено следователем) признаки подследственности уголовного дела. При определении подследственности конкретного уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно, в их совокупности. Правила о подследственности направлены на распределение дел между органами предварительного расследования с целью обеспечения полного, всестороннего, объективного и быстрого расследования уголовного дела (схема 26).

Уголовные дела, подследственные дознанию, перечислены в ч.3 ст.150 УПК РФ, это дела небольшой и средней тяжести.

Подследственность уголовных дел тем или иным органам предварительного следствия определяется ст.151 УПК РФ, в зависимости от тяжести совершенного преступления и лица, его совершившего.

Статья 152 УПК РФ определяет, что предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Вместе с тем, имеется и ряд исключений. Так, в случае, если преступление было начато в месте деятельности одного дознавателя или следователя, а окончено в месте деятельности другого, уголовное дело расследуется по месту окончания преступления (например, совершение хищения товаров из вагона движущегося грузового поезда). Под местом деятельности дознавателя или следователя понимается та территория или местность, которая закреплена за соответствующим органом, в котором работает тот или иной дознаватель либо следователь.

Если место совершения преступления определить невозможно или если преступления совершены в разных местах, то по решению прокурора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей с целью обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков (например, дознаватель или следователь выезжает в командировку в какой - либо населенный пункт с целью быстрого и полного расследования уголовного дела).

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела. Должностное лицо, которому поручено производство расследования, выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принятию его к своему производству. Если следователь либо дознаватель получает уже возбужденное дело, он выносит постановление о принятии его к своему производству. Таким образом, стадии возбуждения уголовного дела и его расследования неразрывно связаны между собой непрерывностью течения процессуальных сроков.

2. Соединение и выделение уголовных дел

Законодатель предусматривает возможность соединения нескольких уголовных дел в одно производство (ст.153 УПК РФ) - когда несколько лиц обвиняются в совершении одного или нескольких преступлений или в соучастии; одно лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений; а также лица, обвиняемого в заранее необещанном укрывательстве преступлений, расследуемых по этим уголовным делам. Кроме того, законодателем предусмотрена возможность соединения нескольких дел в одно производство в случае, когда лицо, совершившее данные преступления, неизвестно, но по каким - то однородным признакам (способ проникновения в квартиру, особый перечень похищенного имущества, например, - художественные произведения; способ и вид упаковки сбываемых наркотиков и т.д.) можно полагать, что эти преступления совершены одним лицом либо группой лиц. Соединение уголовных дел производится по мотивированному постановлению прокурора. При этом необходимо помнить, что срок по соединенному делу всегда учитывается по ранее из них возбужденному, т.е. имеющему наиболее длительный срок расследования. Сроки по остальным присоединенным делам поглощаются наиболее длительным и при исчислении не учитываются.

Точно так же, в случае необходимости дознаватель, следователь, прокурор вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении (ст.154 УПК):

1) отдельных обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях (ч.1 ст. 208 УПК РФ):

а) в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого;

б) в случае, когда обвиняемый скрылся от следствия либо когда по иным причинам не установлено его местонахождение;

в) в случае, когда место нахождения обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;

г) временное тяжелое заболевание подозреваемого или обвиняемого, удостоверенное медицинским заключением, препятствует его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Если по уголовному делу привлечено два или более обвиняемых, а основания для приостановления относятся не ко всем обвиняемым, следователь вправе выделить в отдельное производство и приостановить уголовное дело в отношении отдельных обвиняемых;

2) несовершеннолетнего обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними;

3) иных лиц, обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызывается большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

Выделение уголовного дела производится по постановлению прокурора, следователя, дознавателя, в котором при необходимости должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела. Решение о возбуждении уголовного дела принимается, если оно выделяется в отдельное производство для расследования нового преступления или в отношении нового лица.

3. Следственная группа

В случае особой сложности уголовного дела или его большого объема расследование такого дела может быть поручено следственной группе (ст.163 УПК РФ). К делам такого рода можно отнести многоэпизодные дела либо дела о преступлениях, совершенных в разных районах субъекта РФ и соединенных в одном производстве и т.д.

Решение о производстве предварительного следствия следственной группой принимает прокурор либо начальник следственного отдела. В постановлении должны быть указаны все следователи, которым поручено производство предварительного следствия, в том числе следователь - руководитель следственной группы. При необходимости, к работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Руководитель следственной группы принимает уголовное дело к своему производству, организует работу следственной группы, руководит действиями других следователей, составляет обвинительное заключение либо постановление о направлении уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера к лицу, совершившему преступление, и направляет его вместе с уголовным делом прокурору.

В российском уголовном процессе следующая за стадия называется предварительным расследованием.

Предварительное расследование является основной формой досудебной подготовки материалов дела. Лишь по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20 УПК РФ) вместо предварительного расследования подготовка материалов к судебному разбирательству производится самим потерпевшим при содействии мирового судьи (ст. 318 – 319 УПК РФ).

Предварительное расследование является стадией уголовного процесса, предназначенной для установления обстоятельств преступления, формирования доказательственной базы. Формы предварительного расследования и целесообразность их использования определяются законодателем в основном в зависимости от категории расследуемых преступлений.

Предварительное расследование преследует следующие цели: а) раскрыть ; б) изобличить в совершении определенного преступления либо реабилитировать невиновного; в) сформировать достаточную доказательственную базу для проведения ; г) обеспечить личное участие в суде; д) гарантировать возможное решение суда о возмещении вреда, причиненного преступлением.

Для достижения этих целей перед данной стадией стоят определенные задачи: а) поиск, собирание и исследование по делу; б) обеспечение права обвиняемого (подозреваемого) на защиту; в) применение (при необходимости) мер процессуального принуждения; г) передача уголовного дела в суд либо прекращение уголовного дела или уголовного преследования.

Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Предварительное следствие — это основная форма предварительного расследования, обеспечивающая максимальные гарантии установления истины и обеспечения прав участников процесса. Предварительное следствие обязательно по тем уголовным делам, которые не указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Смысл выделения дознания как особой формы расследования состоит в том, чтобы по менее опасным преступлениям подготовка дела к судебному производству была более быстрой.

Таким образом, предварительное расследование можно определить как деятельность органов дознания, дознавателя, следователя, прокурора по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства, изобличается и привлекается в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, принимаются меры по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, принимаются меры по возмещению ущерба, нанесенного преступлением.

Подследственность — это свойства уголовного дела, по которым следствие или дознание по делу отнесено к ведению следователей или дознавателей того или иного органа (ст. 151 УПК РФ).

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, за исключением случаев, предусмотренных ст.152 УПК РФ. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток (ст. 152 УПК РФ).

Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению вышестоящего руководителя следственного органа уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков.

Следователь, дознаватель, установив, что уголовное дело ему не подследственно, производит неотложные следственные действия, после чего следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору для направления по подследственности.

Соединение и выделение уголовных дел. Выделение в отдельное производство материалов уголовного дела (ст. 153 — 155 УПК РФ). Как правило, по каждому уголовному делу (совершенному преступлению) проводится отдельное расследование. Однако для успешного расследования уголовного дела и выявления всех участников преступления и роли их в преступлении закон допускает возможность соединения в одном производстве уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии, одного лица, совершившего несколько преступлений, а также лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжких преступлений, расследуемых по этим делам (ст. 153 УПК РФ). Соединение уголовных дел возможно в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что несколько преступлений совершены одним лицом или одно или несколько преступлений совершены несколькими лицами. Основанием для такого вывода можно считать сходность способа совершения преступления, совпадающий объект, общие характерные данные о личности и др.

Соединение уголовных дел, находящихся в производстве следователя, производится на основании постановления руководителя следственного органа. Соединение уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, производится на основании постановления прокурора. Решение о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности. Если предварительное расследование осуществляется в форме дознания, указанное решение принимает прокурор.

Дознаватель, следователь вправе выделить из уголовного дела в отдельное производство другое уголовное дело в отношении:

  1. отдельных подозреваемых или обвиняемых по уголовным делам о преступлениях, совершенных в соучастии, в случаях, указанных в пунктах 1 — 4 части первой статьи 208 УПК РФ;
  2. несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, привлеченного к уголовной ответственности вместе с совершеннолетними обвиняемыми;
  3. иных лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, не связанного с деяниями, вменяемыми в вину по расследуемому уголовному делу, когда об этом становится известно в ходе предварительного расследования;
  4. подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае возникновения угрозы безопасности подозреваемого или обвиняемого материалы уголовного дела, идентифицирующие его личность, изымаются из возбужденного уголовного дела и приобщаются к уголовному делу в отношении подозреваемого или обвиняемого, выделенному в отдельное производство.

Выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования допускается, если это не отразится на всесторонности и объективности предварительного расследования и разрешения уголовного дела, в случаях, когда это вызвано большим объемом уголовного дела или множественностью его эпизодов.

Выделение уголовного дела производится на основании постановления следователя или дознавателя. Если уголовное дело выделено в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, то в постановлении должно содержаться решение о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 146 УПК РФ.

В уголовном деле, выделенном в отдельное производство, должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела.

Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Срок предварительного следствия по уголовному делу, выделенному в отдельное производство, исчисляется со дня вынесения соответствующего постановления, когда выделяется уголовное дело по новому преступлению или в отношении нового лица. В остальных случаях срок исчисляется с момента возбуждения того уголовного дела, из которого оно выделено в отдельное производство.

В случае если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении иными лицами преступления, не связанного с расследуемым преступлением, следователь, дознаватель выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 УПК РФ: следователь — руководителю следственного органа, а дознаватель — прокурору.

Материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Стадия предварительного расследования начинается с момента вынесения постановления о возбуждении дела, на котором, согласно требованиям ч. 2 ст. 146 УПК РФ, кроме даты, должно быть указано время его вынесения. Однако сам этот момент в законе четко не определен, так как возбуждение дела может быть процессом, растянутым во времени. Так, для совершения большинства процессуальных действий моментом является не вынесение постановления о возбуждении дела, а получение на это согласия прокурора. Однако в неотложных ситуациях, по смыслу ч. 4 ст. 146 УПК РФ, предварительное расследование начинается уже с момента вынесения постановления о возбуждении дела, еще до его утверждения прокурором. Для фиксации этого обстоятельства на постановлении о возбуждении дела требуется указать не только дату его вынесения, но и конкретное время — с точностью до минут.

Срок предварительного расследования является важным его условием. Он обеспечивает: а) контроль за ходом следствия (в том числе со стороны и обвиняемого); б) международно-правовой принцип на доступ к правосудию без неоправданной задержки (п. «с» ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах); в) максимальное сокращение времени между наказанием и преступлением как условие эффективности ; г) время действия мер процессуального принуждения. Срок предварительного расследования регламентируется отдельно для дознания (ст. 223 УПК РФ), для предварительного следствия (ст. 162 УПК РФ).

По общему правилу срок предварительного следствия составляет 2 месяца. Однако для обеспечения быстроты расследования дела при наличии возможности следствие должно быть закончено как можно раньше, не дожидаясь истечения этого срока.

Началом течения 2-месячного срока следствия служит день возбуждения дела, при этом текущие сутки не учитываются. Поэтому срок начинает течь с начала следующих суток (ст. 128 УПК РФ). Для исчисления срока следствия неважно, какой орган возбудил уголовное дело, поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст. 223 УПК РФ) после направления дела для производства следствия (п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ).

Окончание срока предварительного следствия происходит в день: а) вынесения постановления о прекращении дела (ст. 213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направления уголовного дела прокурору (с обвинительным заключением — ч. 6 ст. 220 или с постановлением о передаче дела в суд для применения принудительной — п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ). Сроки дальнейшей деятельности прокурора установлены отдельно (10 суток по обвинительному заключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток по обвинительному акту — ч. 1 ст. 226 УПК РФ). В отличие от срока предварительного следствия срок дознания оканчивается в день составления обвинительного акта, а время ознакомления сторон с материалами дела в срок дознания не входит.

Процессуальный закон допускает возможность только одного перерыва в течение срока следствия — время приостановления дела в связи с невозможностью участия в деле подозреваемого или обвиняемого, когда его место нахождения известно (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае его тяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). В срок предварительного следствия включается все время ознакомления участников процесса с материалами оконченного предварительного следствия (ст. 216, 217 УПК РФ), а также время обжалования и рассмотрения жалобы следователя на постановление прокурора о возвращении дела для дополнительного расследования (ч. 4 ст. 221 УПК РФ).

Срок предварительного следствия, установленный частью первой статьи 162 УПК РФ, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю. Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия.

Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей статьи 223 УПК РФ, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев.

В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном статьей 453 УПК РФ, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

(1 оценок, среднее: