Делопроизводство по уголовным делам. Судебное делопроизводство. Инструкция по судебному делопроизводству. Сроки ведения следствия



АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА












Апелляционная коллегия Верховного Суда рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Все данные, зарегистрированные в автоматизированных картотеках по учету дел в первой инстанции Судебной коллегии Верховного Суда по административным делам и Судебной коллегии Верховного Суда по делам военнослужащих, при подаче апелляционной жалобы по делу поступают в Апелляционную коллегию.
Результаты апелляционного рассмотрения отображаются в картотеках по учету дел первой инстанции.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ, ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ И ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места
















Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке.

При создании данных компонент ИС СДД особое внимание уделялось функциональности и информационной взаимосвязи между судебными коллегиями и Управлением по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда. Вся информация по поступившим жалобам и представлениям, зарегистрированным в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений, доступна судебным составам судебных коллегий Верховного Суда.

Программа обеспечивает регистрацию поступивших на рассмотрение судебных дел работниками секретариатов судебных составов судебных коллегий, с возможностью интегрирования информации о жалобах, представлениях и протестах с истребованными по ним делами, формируя, таким образом, единый информационный массив, способный предоставить необходимую информацию по делу по запросу пользователей в соответствии с имеющимися поисковыми возможностями.
С помощью встроенной компоненты расчета статистических данных пользователи получают отчеты о движении апелляционных и кассационных дел.
Реализована компонента автоматического формирования документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, что значительно облегчило и ускорило процесс их создания в соответствии с предъявляемыми требованиями.

АВТОМАТИЗАЦИИ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОЛЛЕГИИ И КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места







  • Получение информации по делу из "Картотеки арбитражных дел"


Для достижения максимальной эффективности в обеспечении автоматизации функций судебного делопроизводства в Дисциплинарной коллегии и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда была осуществлена интеграция компоненты ИС СДД с системой подготовки документов, которая предоставляет возможность по подготовке текстов судебных документов с использованием стандартного текстового редактора MS Word.
Данная компонента ИС СДД Верховного Суда позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности судебной коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда - автоматизацию процессов судебного делопроизводства и создание полнотекстового электронного банка судебных актов. Создание банка данных происходит автоматизировано. Обработка и хранение данных сосредоточены на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки и представления данных, а также защиту от несанкционированного доступа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места


















Президиум Верховного Суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.
Компонента «Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда» обеспечивает регистрацию судебных дел, поступивших на рассмотрение в Президиум Верховного Суда, работниками секретариата Президиума Верховного Суда с возможностью формирования карточки на дело, создания документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, установленного образца (вызовы, извещения т.п.) и осуществления поиска информации по конкретному делу, необходимой для работы секретариата Президиума.
Электронная картотека "Президиум Верховного Суда Российской Федерации" содержит сведения о рассмотрении гражданских и уголовных дел (общей и военной подсудности).

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места








В Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений ежедневно поступает более тысячи процессуальных и иных обращений.
Компонента Автоматизация судебного делопроизводства позволяет в автоматизированном режиме осуществлять регистрацию поступивших жалоб, представлений (протестов), проверку их на повторность и автоматическое присвоение номера. По результатам проверки повторные жалобы, представления (протесты) приобщаются к имеющемуся производству с тем же номером, а вновь поступившим присваивается новый номер.
Поступившие жалобы, представления (протесты) распределяются между исполнителями. Осуществляется контроль срока их рассмотрения и заблаговременное оповещение исполнителей об истечении указанного срока. Рассмотренные жалобы, представления (протесты) передаются в Управление для оформления и подготовки документов для отправки.
Формирование реестров, почтовых наклеек и т. д. происходит автоматически. Программа формирует отчеты о нагрузке исполнителей, а также статистические отчеты по движению и результатам рассмотрения жалоб, представлений (протестов).

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места


Компонента «Электронный банк судебных документов» является базовой основой для создания массива данных судебной практики Верховного Суда.
С 2002 г. в Верховном Суде функционирует банк данных судебных документов. Все определения, решения, постановления, вынесенные Верховным Судом, сканируются, автоматически распознаются и заносятся в базу электронного банка данных судебных документов.
Банк данных представляет собой централизованное хранилище текстовых данных и образов документов в виде графических файлов, которое имеет необходимую защиту от несанкционированного доступа.
Информация, в том числе графическая, вводится в банк данных в соответствии с заданными атрибутами документов, при этом обеспечивается индексация текстовой информации и семантический анализ документа, а также автоматизированное аннотирование документа и верификация массива информации по различным критериям. Реализована возможность массовой загрузки оцифрованных документов в БД. Документы хранятся в форматах htm, html (распознанный текст) и TIFF, TIF (графический образ), а также в PDF, и в выделенном сетевом каталоге.
Разработанные классификаторы и рубрикаторы предназначены для сужения выборки по конкретному запросу. Oracle text optimization позволяет осуществить поиск в информационном массиве в течение нескольких секунд.
Компонента судебного делопроизводства напрямую связана с компонентой "электронный архив", что позволяет использовать в качестве поисковых реквизитов не только карточку на судебный документ, но и карточку на дело, карточку на участника судебного процесса и т.д. . В то же время по судебному документу, используя систему делопроизводства, можно получить всю информацию о движении дела в суде.
Данный информационный массив используется в WEB-технологии, что обеспечивает удобный поиск документов пользователям таких категорий, как судьи и работники аппарата. Средства компоненты при этом обеспечивают возможность копирования всей информации или части (выборки документов) для резервирования и экспорта.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА ВЕРХОВНОГО СУДА


Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места

  • Экранная форма "Единой справочной Верховного Суда Российской Федерации"

















Данная компонента выполнена по WEB технологии. Особое внимание при создании данной компоненты уделялось разграничению доступа к данным и правам пользователей на просмотр информации в зависимости от категории пользователя.

Работник аппарата Верховного Суда, задействованный в процессе судебного делопроизводства, регистрирует данные по жалобам и делам только на участке, который отображается на его компьютере.
Все данные, занесенные различными пользователями, сводятся и обобщаются, что позволяет получить любую информацию по делам и жалобам, поступившим на рассмотрение в Верховный Суд.

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места




Основными отличительными признаками является то, что отдел статистического учета в настоящий момент не заносит данные по учетным статистическим показателям, а использует ту информацию, которая появляется естественным путем в ходе рассмотрения дел. С точки зрения информационной технологии, работники этого отдела являются, скорее контролирующим звеном за корректностью заносимой информации.

Необходимо отметить и новизну предлагаемых подходов методов в получении статистических данных. Дело в том, что частые изменения, которые происходят в судебной системе за последние годы, связанные с судебной реформой, не могут не отражаться на необходимости предоставления разнообразных статистических показателей. Однако статистика в первую очередь ценна способностью выявлять на временном участке, именно тенденции в увеличении или снижении определенных показателей. Но что делать, если с течением времени показатель изменяется по существу, или начинает включать в себя ряд показателей предыдущего периода и наоборот?
Для выполнения этих задач компонента, на основе имеющихся данных по судебному делопроизводству создает и хранит базу данных статистических показателей, которые классифицируются с учетом типа показателя, его характера на определенный момент времени, принадлежности к той или иной отчетной форме и т.д. Функции проверки непротиворечивости получаемых данных, возможность обрабатывать не только данные непосредственно по делам, но и работа напрямую с базой данных статистических показателей дает возможность формировать отчеты как по утвержденным формам, так и настраивать новые формы в зависимости от необходимого вида и перечня затребуемых выходных учетно-статистических показателей.

ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В ВЕРХОВНЫЙ СУД В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ


Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места

  • Главное окно компоненты


Подача документов в электронном виде по делам и жалобам, рассматриваемым Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда, осуществляется на сервисе «Мой арбитр» посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.
Использование сервиса «Мой арбитр» существенно упрощает процедуру подачи заявлений, жалоб и прилагаемых к ним документов, сокращает время на доставку документов в Верховный Суд, обеспечивает обработку и использование электронных документов.

ВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Компонента обеспечивает создание в Верховном Суде базы данных с информацией о всех входящих, внутренних и исходящих документах, их месте нахождения и возможности просмотра электронных образов документов.
Программные модули Компоненты в автоматизированном режиме позволяют:

  • вести учет входящих документов с присвоением каждому документу индивидуального входящего учетного номера (штрих-кода) и заполнением первоначальной информации в электронной карточке;
  • формировать реестр передачи документов и передавать информацию о направляемых документах в структурные подразделения;
  • регистрировать входящие и внутренние документы с присвоением каждому индивидуального регистрационного номера на основе его входящего учетного номера;
  • сканировать документы с возможностью вывода на печать их электронных образов;
  • осуществлять контроль за исполнением документов в соответствии с поручениями Руководства Верховного Суда;
  • регистрировать исходящие документы с использованием исходящего учетного номера (штрих-кода), связанные с входящим регистрационным (учетным) номером, и передавать информацию о них в экспедицию для последующей отправки;
  • осуществлять поиск документов в Автоматизированной информационной системе Верховного Суда.

По гражданским и уголовным делам отличается от делопроизводства в коммерческих организациях в основном наличием нетиповых делопроизводственных операций, то есть своеобразной технологией обработки документов, связанной со спецификой деятельности суда. Изготовление основных организационно-распорядительных документов (приказов, протоколов, актов и т.п.) ведется также, как и в коммерческих организациях на основании ГОСТа Р 6.30-2003.

Основные положения организационного обеспечения деятельности судов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и подробно регламентированы Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде , утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36. Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" и в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-методическими документами Федеральной архивной службы России .

Данная Инструкция, являясь основным нормативно-методическим документом, определяет и устанавливает единую систему организации и порядок ведения судебного делопроизводства в районных судах Российской Федерации, предусматривая учет и ведение документооборота районного суда, единые требования к оформлению процессуальных и иных документов, обеспечение оптимального порядка передачи и движения процессуальных и иных документов в структурах районного суда, порядок текущего хранения судебных дел, документации и передачи их в архив.

Положения Инструкции распространяются как на традиционное делопроизводство, так и на организацию работы с документами, создаваемыми средствами вычислительной, компьютерной и электронной техники.

Ответственным лицом за организацию работы суда является Председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности (он устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда).

Председатель суда контролирует выполнение всеми работниками аппарата суда требований настоящей Инструкции и назначает ответственного за делопроизводство. Задачи и функции отдела делопроизводства , обязанности, права и ответственность начальника отдела делопроизводства регламентируются Положением об отделе делопроизводства .


Обязанности, права и ответственность работников отдела делопроизводства определяются их должностными инструкциями, утверждаемыми председателем суда.

N 1. Правовые акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 2. Правовые акты представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности судов.

N 3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

N 5. Материалы обобщения судебной практики вышестоящих судов.

N 6. Материалы обобщения судебной практики данного суда. Копии представлений и информационных писем, вносимых судом на рассмотрение в учреждения, организации и ведомства.

N 7. Протоколы оперативных совещаний.

N 8. Планы работ и материалы по их выполнению.

N 9. Акты, докладные записки, протоколы и другие материалы о работе данного суда, отдела делопроизводства.

N 10. Статистическая информация суда и переписка по ней.

N 11. Списки заседателей и материалы о работе с ними.

N 12. Копии определений вышестоящих судов по делам данного суда (раздельно по уголовным и по гражданским).

N 13. Копии частных определений и переписка по их исполнению.

N 14. Материалы, оставленные без движения.

N 15. Копии определений (постановлений) о направлении дел по подсудности.

N 16. Постановления судьи об отказе в возбуждении уголовного дела по жалобе потерпевшего, определения об отказе в принятии искового заявления, о возврате государственной пошлины.

N 17. (Резервный).

N 18. Предложения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц, не подлежащие рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством, и переписка по ним.

N 19. Переписка суда, не связанная с делами и жалобами.

N 20. (Резервный).

N 21. Описи заказных бандеролей (писем) и описи корреспонденции, отправляемой простой почтой.

N 22. Описи дел, сданных в архив суда.

N 23. Описи дел, сданных в органы государственного архива.

В приложении 2 к Инструкции даются формы всех документов, которые необходимы для ведения делопроизводства (58 форм), включая образцы журналов, актов, описей, карточек, подписок, заявлений, алфавитных указателей и др.

Список литературы

1. ГОСТ Р 6.30 - 2003. Унифицированные системы документации Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. - М.: Госстандарт, 2003.

2. ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. - М.: Издательство стандартов, 1984.

3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016 - 94. - М.: Минтруд России, 1995.

4. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011 - 93. - М.: Госстандарт, 1995.

5. Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих. - М.: Минтруд РФ, 1996.

6. Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения. - М.,1989.

7. Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях, и организациях (утв. Постановлением Госкомтруда СССР от 20 июня 1974 г. № 162, в ред. от 2 августа 1985 г., с изм. и доп. от 19 октября 1990 г.).

8. Демидова А.К., Смирнов Э.А. Русская коммерческая корреспонденция. - М.: Рус.яз., 1998. - 256 с.

9. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. - 320 с. Как писать деловые письма: Практическое руководство для всех. / Энн Добсон. - Челябинск: Урал LTD, 1997.

10. Стенюков М.В. Образцы документов по делопроизводству: руководство к составлению. - М.: ПРИОР, 1999.

11. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. - М.: ПРИОР, 1999.

12. Практический словарь делового английского языка / Сост. А.В Козлов, Л.А. Девель. - СПб.: Эрви, 1991.

13. Тейлор Клэр. Основы делопроизводства в современном бизнесе: пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 176 с.

Закон отменен, основные его положения содержаться в ФЗ «О техническом регулировании»

Собрание законодательства РФ, 1995, №8, ст. 609.

Букалерова Л. А. . Уголовно - правовая охрана официального документооборота. - Волгоград, 1997.

ГОСТ 16487 - 83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения

Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, других учреждений, организаций, предприятий с указанием сроков хранения, утв. 15. 08. 88 архивным управлением.

Некоторые нормы УПК предусматривают требования, связанные с делопроизводством. Однако, в УПК не регламентирован порядок регистрации сообщений о преступлении, регистрации ходатайств и жалоб, который способствует сохранности обращений и, главное, их рассмотрению в установленные сроки. УПК вообще не содержит понятие «регистрация», которое, согласно Правилам делопроизводства, означает «присвоение документу регистрационного номера, внесение сведений о документе в регистрационно-учетную форму».

В соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК РФ следователь предъявляет «обвиняемому и защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела». Но в УПК не говорится, как следователь должен подшить уголовное дело, какое количество листов должен содержать один том дела и чем должны быть нумеровать листы. Ненадлежащее, оформление уголовного дела нередко являются предметом заявлений и ходатайств стороны защиты как на стадии предварительного следствия, так и при рассмотрении дела судом. Как следователи, так и судьи при получении ходатайств и жалоб о нарушении оформления уголовного дела чаще всего отказывают заявителям в их удовлетворении. Однако единообразия в мотивах отказа у судей нет. Довольно часто суды и должностные лица мотивируют свой отказ тем, что в УПК не прописан порядок оформления уголовного дела. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 7 УПК, решения суда и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, должны быть законными, мотивированными и обоснованными.

На практике, очень часто, сторона защиты в качестве довода указывают на то, что материалы дела следователь пронумеровал карандашом и в нумерации есть исправления. Суды отвергают этот довод, но с разными и не бесспорными обоснованиями либо без них.

Защита указывает, что нумерация листов уголовного дела «не ручкой, а карандашом делает возможным подмену (замену) документов». Суды отклоняют эти доводы указывая, что «согласно подпункту „б“ пункта 7.9 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36) листы уголовного дела нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу листа, не задевая текста документа, карандашом» . Однако из данного судебного решения неясно, почему следователь при выполнении требований ч. 1 ст. 217 УПК РФ должен руководствоваться инструкцией по делопроизводству, предназначенной для суда, и соответствует ли нумерация листов в уголовном деле нормам УПК РФ.

По одному из уголовных дел Ростовский областной суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы осужденного, который полагал существенным нарушением УПК то, что «листы уголовного дела пронумерованы карандашом, в середине первого тома имеются явные исправления нумерации страниц». В апелляционном определении суд отметил: «То обстоятельство, что материалы дела не были прошиты и пронумерованы карандашом, не свидетельствует о существенном нарушении прав осужденного, поскольку обвиняемый был ознакомлен со всеми материалами дела в полном объеме при выполнении требований ст. 217 УПК <…> Выполнение нумерации материалов дела карандашом не является процессуальным нарушением, которое могло повлиять на законность процедуры ознакомления» . В этом апелляционном определении не указан мотив, почему суд не усматривает существенного нарушения требований УПК РФ в том, что материалы дела не прошиты и пронумерованы карандашом.

Аналогичный довод приводили и в других областных судах. Практика Верховного Суда РФ фактически аналогичная. В кассационном определении от 16.02.2011 №  66-О11-4 ВС РФ отметил, что «ссылки осужденного на то, что уголовное дело скреплено шнуровкой, не опечатано, его страницы пронумерованы карандашом, не противоречат ст. 217 УПК, в соответствии с которой следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Материалы дела соответствуют описи».

Чем регламентируется оформление уголовного дела и как правильно опровергнуть претензии к его оформлению?

Поскольку законом предусмотрено только то, что материалы уголовного дела должны быть подшиты и пронумерованы, следователи нередко мотивируют свои решения по оформлению материалов уголовного дела требованиями ведомственной инструкции по делопроизводству. К примеру, следователи Следственного комитета РФ ссылаются на Инструкцию по делопроизводству, утвержденную приказом председателя СК России от 18.07.2012 № 40 «Об утверждении инструкции по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации» . Данная Инструкция предназначена для оформления материалов только контрольных производств и служебных проверок. Но по аналогии с ее требованиями следователи оформляют и уголовные дела, подшивая в каждый том не более 250 листов, нумеруя листы простым карандашом (п. 9.4.5 Инструкции), подшивая дело «не менее чем в четыре прокола с учетом возможного свободного чтения текста всех документов» .

Аналогичный применяемому в СК России порядок формирования и нумерации дел действует и в других ведомствах, где производится предварительное расследование и рассматриваются уголовные дела.

Так, в п 5.5.4 Инструкции по делопроизводству в Судебном департаменте при ВС РФ также говорится, что «использование чернил и цветных карандашей для нумерации листов запрещается».

Единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти установлен постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Пунктом 3 Правил делопроизводства предусмотрено, что с учетом условий и специфики своей деятельности федеральный орган исполнительной власти разрабатывает инструкцию по делопроизводству, которую утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти. Причем особо указано, что эта инструкция должна быть согласована с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. Порядок формирования и оформления дел, как установлено п. 36 Правил делопроизводства, также определяется Росархивом.

Сделано это в связи с тем, что уголовные дела, наряды, журналы и книги постоянного или длительного хранения в конечном итоге сдаются в архив. Поэтому единый порядок формирования и оформления дел устанавливается Росархивом, что предусмотрено ФЗ РФ от 22.10.2004 № 125 ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Порядок формирования и оформления дел регламентирован документом «Основные правилами работы архивов организаций», который одобрен решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 года. Основными правилами установлено, что все листы дела должны нумероваться арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом. Листы внутренней описи документов в каждом томе дела должны нумероваться отдельно. При формировании дел необходимо соблюдать ряд основных требований, в том числе «дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см» (п. 3.5.3 Основных правил). В каждом томе документы подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них (п. 3.6.4 Основных правил) 5.

Из сказанного можно сделать вывод, что следователь оформляет материалы уголовного дела на основе и по требованиям, установленным общими Правилами делопроизводства.

Каких-либо нормативных документов относительно последовательности подшивания документов в уголовное дело нет. В то же время в процессе досудебного производства следователю постоянно приходится перешивать материалы уголовного дела, заново нумеруя листы. При этом старая нумерация, проставленная простым карандашом, стирается ластиком.

В п. 9.3.1 Инструкции по делопроизводству СК России указано, что «документы в уголовные дела подшиваются по мере их составления или поступления, а также допускается подшивка материалов дела по эпизодам, фигурантам и другим критериям, обеспечивающим логику расследования уголовного дела».

Чисто технической процедура подшивания материалов дела - это не одноразовый процесс. Листы перешивают, перенумеровывают и формируют в тома для того, чтобы было удобно ориентироваться в материалах уголовного дела, можно было быстро найти нужный документ, оперативно уяснить суть исследуемого события. Это важно не только для следователя, но и для прокурора, адвоката, судьи и других участников уголовного судопроизводства, имеющих право на ознакомление с материалами дела.

Материалы уголовного дела в ходе досудебного производства перешивают и перенумеровывают также в связи с необходимостью представления части документов экспертам для производства судебной экспертизы. Общее правило - материалы подшиваются в уголовном деле по мере их поступления или составления в хронологическом порядке. Однако в зависимости от объема уголовного дела, количества расследуемых эпизодов, обвиняемых и потерпевших, проведенных судебных экспертиз материалы в деле группируют в логической взаимосвязи. К примеру, если расследуется совершение нескольких преступлений, то процессуальные документы, как правило, подшивают поэпизодно. Отдельно формируется весь блок, посвященный судебным экспертизам (постановление о назначении, заключение эксперта, протокол допроса эксперта, протоколы ознакомления с этими документами всех участников, их ходатайства и т. д.), отдельно - материалы, характеризующие личность обвиняемого.

Формируя документы в деле в логической взаимосвязи, следователю приходится перешивать материалы в уголовном деле и перенумеровывать листы. Соответственно, проставленный карандашом номер листа стирается и пишется новый номер с учетом его хронологического расположения в томе дела.

При перешивании и перенумерации листов уголовного дела есть одно неписаное правило. Следователь (дознаватель) может производить эти действия до выполнения требований, предусмотренных ст. 217 УПК, то есть до ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела. Если уголовное дело с обвинительным заключением или постановлением возвратил прокурор или суд, то следователь (дознаватель) не должен вносить никаких изменений в оформление дела: перешивать дело, перенумеровывать листы, вкладывать документы, которые хотя и были исполнены в ходе предварительного расследования, но поступили в период, когда дело находилось у прокурора или в суде. Такими документами могут быть, например, ответы на поручения и запросы следователя. Все эти вновь исполненные или полученные документы после возвращения дела прокурором или судом в случае их процессуальной доброкачественности, то есть соответствия требованиям ст. 88 УПК, подшиваются после постановления о принятии следователем дела к производству.

Чтобы участникам уголовного судопроизводства в последующем было понятно появление в деле документа, который исполнен до направления уголовного дела прокурору, следователь должен написать рапорт на имя руководителя следственного органа с пояснением, почему этот документ (документы) не был ранее приобщен к материалам уголовного дела, и о намерении приобщить его к материалам дела. На рапорте руководитель следственного органа накладывает резолюцию «Согласен, приобщить к материалам дела», ставит дату и подпись. Такой рапорт не предусмотрен УПК, это не процессуальное решение следователя, но в то же время он будет содержать исчерпывающую информацию о причине отсутствия ранее документа в деле.

После возвращения уголовного дела прокурором или судом материалы дела нельзя перешивать и перенумеровать еще и по той причине, что в постановлениях прокурор и суд, обосновывая допущенные нарушения закона, ссылаются на конкретные листы дела. Поэтому недопустимо менять местами листы дела, на основании которых прокурор и суд приняли свое решение, или дополнять материалы новыми листами.

Во время нумерации листов материала уголовного дела порой допускаются технические ошибки. Например, один и тот же номер проставляется подряд на двух-трех листах или допускается пропуск в номерах листов дела. Происходит это, как правило, из-за невнимательности. Техническая это ошибка или нет, можно определить, например, путем сличения записей в описи документов в томе. Если не пронумеровано несколько листов многостраничного единого документа, техническую ошибку можно определить, изучив его содержание, сличив хронологию нумерации листов самого документа.

Если же в протоколе ознакомления с делом указано одно количество листов, а фактически их значительно больше или меньше, если в описи наименование документа указано одно, а фактически подшит другой, то это вызывает обоснованные сомнения о возможном подлоге, особенно у стороны защиты. А все сомнения, согласно ч. 3 ст. 14 УПК РФ, трактуются в пользу обвиняемого.

В заключение отметим, что для единообразного понимания и применения закона, связанного с оформлением уголовных дел, целесообразно внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 217 УПК РФ, чтобы исключить судебные споры по этому вопросу.

Вконтакте

Делопроизводство - совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документооборота.

Документ - информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в своей деятельности.

Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения обращения к исполнению решений по ним, отправки или сдачи в наряд. Порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения документов, утвержденных председателем суда.

Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы судов, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства.

Толковый словарь русского языка определяет делопроизводство как ведение канцелярских дел.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова глагол «документировать» означает «обосновывать документами».

Принципы документооборота:

Четкая организация движения документов;

Оперативность их обработки;

Контроль исполнения документов.

ГОСТ Р - НПА, государственный стандарт РФ, стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.

Согласно ГОСТ Р 51411-98 «Делопроизводство и архивное дело» делопроизводство или документационное обеспечение управления - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

ГОСТ отражает терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Документ или документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать.

Реквизит документа - обязательный элемент оформления официального документа.

Дело - совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.

Подлинный документ - документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подлинник (официального) документа - первый или единичный экземпляр официального.

Дубликат документа - повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

Копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.


Заверенная копия документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Делопроизводство в районном суде организуется а основании требований «Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36.

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело».

Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Инструкция состоит из следующих частей:

Общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства

Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

Регистрация и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях

Регистрация и учет предложений, заявлений и жалоб на работу суда, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством

Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядке исполнения приговоров

Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

Порядок выдачи судебных дел и документов

Делопроизводство в Верховном суде РФ ведется по правилам, содержащимся в «Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.12.2010 N 17-П) (ред. от 17.04.2014).

Делопроизводство в арбитражных судах ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» (утвержденной Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)»).

  1. Наказания за выдачу «липовых» справок
  2. Служебный подлог
  3. Разглашение конфиденциальной информации

Любому сотруднику, имеющему дело с документами, необходимо знать правовую ответственность за подделку документов. Такая ответственность установлена во многих статьях Кодекса об административных правонарушениях РФ и Уголовного кодекса РФ. Предметом нашего исследования в данной статье стали именно преступления в сфере документационного обеспечения управления, которые изложены в Уголовном кодексе РФ. Это обусловлено прежде всего строгостью наказания за часто встречающиеся преступления в деловой сфере. К сожалению, о возможности такого строгого наказания иногда становится известно сотрудникам слишком поздно. Поэтому мы сделали попытку представить в форме сводной таблицы все возможные наказания, согласно Уголовному кодексу РФ, за распространенные на практике преступления при работе с документами (см. в приложении табл. «Уголовная ответственность за некоторые преступления в области документационного обеспечения управления»).

Актуальность данной темы позволяет нам остановиться на часто нарушаемой ст. 327 Уголовного кодекса РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков». Отметим, что данная подделка должна иметь цель – предоставлять права или освобождать от ответственности. На практике эта статья наиболее часто применяется при выдаче «липовых» справок.

Использование такого подложного документа, согласно ч. 3 ст. 327, тоже влечет за собой наказание, в частности штраф от 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо арест на срок от трех до шести месяцев. В Уголовном кодексе РФ предусмотрено наказание не только тех, кто подделывает документы, но и тех, кто, зная о поддельном документе, пытается извлечь из него пользу, например работник при предоставлении поддельного больничного рискует получить наказание именно на основании ч. 3. ст. 327.

В ст. 327 Уголовного кодекса РФ сказано, что подделка касается не только штампов, печатей и бланков, но и документов, причем именно официальных документов. Согласно ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» официальным документом является «документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке». Таким образом, ст. 327 Уголовного кодекса касается подделки, использования и сбыта практически всех документов, используемых в текущей деятельности организаций. По мнению Л. Л. Кругликова, автора книги «Уголовное право России. Часть особенная», если подделан документ, который не дает никаких прав и не освобождает от обязанностей, это квалифицируется как проступок и наказывается в соответствии со ст. 19.23 «Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача или сбыт» Кодекса об административных правонарушениях РФ. В частности, Л. Л. Кругликов приводит такие примеры.

И. составил на себя характеристику, вписав в нее не соответствующие действительности факты, подделал печать и подписи руководителей. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления, так как характеристика не является документом, предоставляющим права или освобождающим от обязанностей <…>.

Иную оценку дал суд действиям П., который представил в организацию по месту работы подложную справку о том, будто он учится на заочном отделении вуза, и на этом основании незаконно получил оплачиваемый учебный отпуск. П. был осужден за использование подложного документа <…>. Решение является правильным, так как поддельная справка предоставляла права ее предъявителю .

Однако отметим, что в ст. 19.23 Кодекса об административных правонарушениях указана «подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности…», т. е. в ст. 19.23 дается однозначное толкование влияния поддельного документа на права и обязанности. Интересно то, что за это правонарушение наказывается только юридическое лицо административным штрафом от 30 тыс. до 40 тыс. руб. с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

По нашему мнению, здесь имеется разграничение в субъекте преступления или правонарушения, – в частности, согласно ст. 327 Уголовного кодекса РФ наказание несет гражданин, согласно ст. 19.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ наказание несет юридическое лицо.

Применительно к документационному обеспечению управления данная правовая ответственность подразумевает установленный порядок работы в организации с документами. Такой порядок должен быть закреплен в локальных организационно-правовых и распорядительных документах. Для того чтобы избежать подделки печатей или передачу печатей для совершения преступления или правонарушения, следует утвердить порядок работы с печатями и штампами на уровне организации. Бланки организации должны быть утверждены руководителем либо в приложении к утвержденной инструкции по делопроизводству организации, либо в отдельном приказе, причем с указанием на конкретную дату введения в действие таких бланков. К сожалению, в большинстве организаций к такой регламентации относятся халатно и ничего не знают о привлечении к ответственности сотрудников в области документационного обеспечения управления. Ведь зачастую в таких организациях печати, штампы и бланки в свободном доступе лежат на столах в кабинетах или приемной и могут быть использованы в корыстных или других личных целях. К тому же отметим и проставление подписи-факсимиле руководителя, которое также должно быть регламентировано в локальном документе организации. То есть в таком документе должно быть указано на то, кто и в каких случаях проставляет подпись-факсимиле в организации. Если такого регламентирующего документа нет, то проставление подписи-факсимиле может рассматриваться в качестве подделки официального документа. Причем такой документ не имеет юридической силы, так как в этом случае нарушен один из существенных признаков юридической силы документа – компетенция, которая является основной составляющей правовой категории юридической силы документа – свойства официального документа, сообщаемого ему действующим законодательством, компетенцией издавшей организации (или должностного лица) и установленным порядком оформления.

Другой достаточно значимой статьей для специалистов, работающих с документами, является ст. 292 Уголовного кодекса РФ. Данная статья касается служебного подлога, который определяется как «внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности».

Таким образом, должностное лицо несет наказание за внесение ложных сведений и исправлений в корыстных и других личных целях. На сегодняшний день практику применения данной статьи имеют многие суды, в том числе и на территории Республики Коми. Например, в Корткеросском районном суде гражданин Ж. был осужден по ст. 292 Уголовного кодекса РФ и приговорен к одному году лишения свободы.

Отметим и достаточно строгое наказание за преступления, связанные с незаконными сбором и распространением сведений, содержащих коммерческую, налоговую и банковскую тайну, согласно ст.183 Уголовного кодекса РФ. С такими документами работают в основном специалисты бухгалтерии и финансового отдела. Данная статья предполагает регламентацию работы с конфиденциальными сведениями организации, которая закреплена в порядке работы с такими сведениями и обязательствами о неразглашении этих сведений.

Анализ уголовной ответственности за преступления в области документационного обеспечения управления позволяет сделать вывод о том, что данная ответственность достаточно серьезна и требует локальной регламентации на уровне организации многих аспектов работы с документами. Только такая строгая регламентация поможет организации вести свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и не даст возможности совершиться преступлению.

Уголовная ответственность за некоторые преступления в области документационного обеспечения управления

Преступление

Наказание

Основание

Если подделан документ (штамп, печать, бланк), а также изготовлен или сбыт поддельный документ (штамп, печать, бланк), предоставляющий права или освобождающий от ответственности

Ограничение свободы на срок до трех лет

Уголовный кодекс РФ, ст. 327, ч. 1 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков»

Лишение свободы до двух лет

Если деяния по п. 1. совершены, чтобы скрыть или облегчить совершение другого преступления

Уголовный кодекс РФ, ст. 327, ч. 2 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Если использован заведомо подложный документ

Штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев

Уголовный кодекс РФ, ст. 327, ч. 3 «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов

Исправительные работы на срок до двух лет

Если похищены, уничтожены, повреждены или сокрыты официальные документы, штампы, печати из корысти или другой личной заинтересованности

Уголовный кодекс РФ, ст. 325, ч. 1 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Исправительные работы до двух лет

Арест до четырех месяцев

Лишение свободы до одного года

Если похищен паспорт или другой важный личный документ

Уголовный кодекс РФ, ст. 325, ч. 2.1 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Исправительные работы на срок до одного года

Арест на срок до трех месяцев

Если незаконно приобретен или сбыт официальный документ, который предоставляет права или освобождает от ответственности

Ограничение свободы на срок до трех лет

Уголовный кодекс РФ, ст. 324, ч. 1.1 «Похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия», «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Арест на срок от четырех до шести месяцев

Лишение свободы до двух лет

Если незаконно приобретен или сбыт официальный документ, который предоставляет права или освобождает от ответственности, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

Лишение свободы до четырех лет

Уголовный кодекс РФ, ст. 324, ч. 2 «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Если был использован заведомо фальшивый документ

Штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев

Уголовный кодекс РФ, ст. 324, ч. 3 «Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Исправительные работы на срок до двух лет

Арест на срок от трех до шести месяцев

Если должностное лицо внесло в официальные документы заведомо ложные сведения, а также исправления, искажающие содержание, из корысти или другой личной заинтересованности (служебный подлог)

Штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев

Уголовный кодекс РФ, ст. 292 «Служебный подлог» (в ред. Федерального закона от 08.04.2008 № 43-ФЗ)

Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов

Исправительные работы на срок от одного года до двух лет

Арест на срок от трех до шести месяцев

Лишение свободы до двух лет

Если сведения коммерческой, налоговой или банковской тайны собирались путем похищения, подкупа, угроз и другим незаконным способом

Штраф в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев

Уголовный кодекс РФ, ст. 183, ч. 1 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» (в ред. Федерального закона от 08.04.2008 № 43-ФЗ)

Лишение свободы до двух лет

Если незаконно разглашены или использованы сведения коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия владельца этих сведений

Штраф в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года

Уголовный кодекс РФ, ст. 183, ч. 2 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)

Лишение свободы до трех лет

Если деяния пп. 7–8 причинили крупный ущерб или совершены из корысти

Штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет

Лишение свободы до пяти лет

Если деяния пп. 7–8 повлекли тяжкие последствия

Лишение свободы до десяти лет

Уголовный кодекс РФ, ст. 183, ч. 3 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ)