Типичные ошибки фз 44 ppt. Ошибка в гос контракте. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме


Начинающие Участники размещения заказа зачастую не имеют достаточного практического опыта в сфере госзаказа и как следствие наступают на те же грабли, что и другие начинающие поставщики. Что же из себя представляют эти тендерные грабли? Какие самые популярные причины для отклонения заявки? Как не получить в отклонение заявки, включая отклонение первой части заявки и за что участник может получить отклонение второй части заявок? Давайте разберемся вместе с Вами.

«Принимать участие в тендерах легко и просто, главное это качественный товар и конкурентная цена». Это мнение тех, кто продает свой товар не государству и никогда не участвовал в тендерах. Сфера госзаказа очень формализована и для продуктивного участия в этой сфере есть свои правила и множество ньюансов.

Рассмотрим наиболее популярные ошибки начинающих участников размещения госзаказа:

1. Участник указал в заявке ценовое предложение, которое противоречит требованиям документации заказчика.

Например в случае, если участник указал ценовое превышающее начальную максимальную цену заказчик обязан отклонить такую заявку. Как не странно, но это очень популярная ошибка у новичков. Если участник не на упрощенной системе налогообложения и в заявке указана цена без НДС, то такая заявка также может быть отклонена. Ценовое предложение участника должно содержать все налоги, сборы, пошлины и затраты. Также популярной ошибкой является указание ценового предложения цифрами на одну сумму, расшифровка прописью на другую сумму, а также не верное указание суммы НДС.

2. Участник нарушил требования к оформлению и заверению заявки.

Участник закупки не прошил заявку и все прилагаемые документы заявки, на сшивке тома заявки отсутствует подпись уполномоченного лица или отсутствует расшифровка подписи, печать организации. Все это в совокупности может стать причиной для отклонения заявки по .

Если по документации закупки требуется документ, который должен быть заверен нотариально, а участником представлена копия заверенная участником, то такая заявка также будет отклонена заказчиком.

3. Нарушение требований к сроку действия документов.

Например по документации заказчик требует Выписку из ЕГРЮЛ со сроком выдачи из налоговой не более, чем 6 месяцев, а участником представлен документ с большим сроком. Отклонение заявки в данном случае будет неизбежно. К слову сказать, по 223-ФЗ заказчик может устанавливать и иные требования к сроку давности Выписки ЕГРЮЛ и иных документов, например часто встречается требование представлении месячной Выписки ЕГРЮЛ.

Часто практикуемая участниками закупок ошибка, когда представлены просроченные документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающих заявку. Например, в протоколе об избрании директора указан срок избрания на 3 года, а на дату подачи заявки срок уже более, чем 3 года и фактически полномочия директора ничем не подтверждены. Схожая ошибка и с доверенностью на уполномоченное лицо. Зачастую Участниками прикладываются просроченные доверенности. Обратите внимание также и на то, что на момент отправки документов срок полномочий не прошел, а на момент окончания приема документов полномочия уже стали просрочены. Обязательно сверяйте даты выдачи прикладываемых документов и срок их действия и удасться избежать.

4. Участником не представлено обеспечение заявки или документ, подтверждающий внесение обеспечение.

Если участником отправлено обеспечение заявки в последний момент, то оно может не успеть дойти до момента окончания приема документов. Возможен также вариант, когда заказчиком некорректно указаны реквизиты для обеспечения заявки. Для предотвращения таких случаев необходимо обеспечение заявки перечислять заблаговременно (за несколько банковских дней), чтобы была возможность уточнить реквизиты и отправить обеспечение повторно.

5. Предложенные условия исполнения договора противоречат требованиям документации заказчика.

Еще одна распространенная ошибка участника закупок это указание в своей заявке условий исполнения договора, которые противоречат техническому заданию, проекта договора заказчика. Например указание большего срока, чем предусмотрено документацией. Или указание авансовых платежей при требованиях заказчика о 100% оплате по факту подписания актов приемки. Также указание в техническом предложении параметров товара или услуги, которые противоречат техническому заданию. Это причина для отклонения заявки участника.

Мы с Вами рассмотрели общие причины для самых популярных процедур отбора при которых Заказчик осуществляет отклонение заявки Участника. Теперь давайте рассмотрим какие ошибки допускают участники открытого электронного аукциона и на что необходимо обратить особое внимание, чтобы избежать в аукционе отклонение заявки, так как при подготовке заявок на аукцион есть свою нюансы и особенности.

6. Документы на ЭТП не обновлены.

При участии в аукционе ряд документов участник не обязан подавать в составе своей заявки, например, выписка ЕГРЮЛ, документы подтверждающие полномочия директора и прочие, так как эти документы представлены участником при процедуре аккредитации на . И доступ к этим документам получает Заказчик при рассмотрении заявки Участника. Поэтому, рекомендуется внимательно отнестись к актуальности документов, размещенных на ЭТП и своевременно их обновлять, чтобы избежать в аукционе отклонение заявки, в данном случае отклонение второй части заявок .

7. Размещение согласия на оказание иных услуг.

Данном случае причина невнимательность участника, который по ошибке размещает согласие для другой процедуры или иной документ, который предназначен для другого тендера.

Также имеет место быть случаи, когда заказчик случайно или намеренно в формах указывает иной предмет закупки, а участник не проверив копирует в форму все без каких либо изменений. В результате

8. Не соответствие формальным техническим требованиям по конкретным показателям.

Подобное отклонение заявки особенно актуально в электронном аукционе. Когда Заказчик указывает допустимый диапазон значений для параметра, а участник должен указать конкретный показатель, которым обладает предлагаемый товар. Например требования заказчика «чувствительность - не менее 0,10», а участник должен указать конкретный показатель, например в данном примере «чувствительность 0,10», также правильным будет вариант «чувствительность 0,11», «чувствительность 0,12» и так далее, при условии конечно, что такой товар с таким параметром существует. Участники допускают ошибку, когда в заявке указывают «чувствительность - не менее 0,10». И так как это не является конкретным показателем Участника ждет неприятный сюрприз, а именно отклонение первой части заявок.

Подводя итог, хочется посоветовать участникам очень внимательно проверять подготовленные документы, чтобы исправить вовремя допущенные ошибки и избежать возможных проблем. Одна неточность может стать предпосылкой для отклонение заявки и лишить Участника контракта. В госзаказе побеждает часто не «лучший», а тот кто внимательно, досконально изучил документацию и педантично подготовил свое предложение. Именно, такой подход к подготовке заявок следует использовать поставщикам, чтобы добиться результата в тендерах и избежать отклонение заявки.

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.

На всех этапах размещения закупки поставщиком могут быть обнаружены ошибки заказчика, нарушающие права участников и влияющие на результат размещения закупки. Это может быть любое несоответствие документации закону, влияющее на результат торгов, необоснованные требования к участникам, либо незаконное отклонение. Обжалование действий заказчика имеет смысл в том случае, если закупка является важной и поставщик готов побороться за неё.

Ошибки заказчика

Рассмотрим типичные ошибки заказчиков по 44-ФЗ:

1. К первой группе относятся несоответствия документации о закупке закону. Это может быть объединение разнородных работ в один лот: например, проектные и строительные работы. Для выполнения работ в данном случае потребуется свидетельство СРО как на проектные, так и на строительные работы. Не все строительные организации способны выполнять проектные работы. Как следствие - ограничение конкуренции. Либо это ошибки заказчика в техническом задании, которые препятствуют добросовестным поставщикам подготовить заявку надлежащим образом: излишние требования к материалам, несоответствие требований указанному ГОСТ.

2. Нарушения при рассмотрении заявок. В данном случае идёт речь о необоснованном отклонении заявки, либо о необоснованном допуске.

3. Ошибки заказчика при заключении контракта. Контракт должен заключаться на условиях документации о закупке. Условия заключенного контракта должны строго соответствовать первоначальному проекту контракта, размещенному в документации о закупке. Закон не предусматривает изменение условий контакта при его заключении. Сюда можно также отнести и необоснованный отказ заказчика от заключения контракта с победителем по итогам закупочной процедуры.

Когда необходимо обжалование действий бездействия заказчика

Возможны ситуации, при которых у заказчика нет умысла отклонить как можно больше участников и заключить контракт со «своим» поставщиком. Ошибки заказчика носят технический характер и их причиной может быть недостаток времени для разработки документации, элементарная невнимательность и т. д. Если это так, обычно вносят изменения в документацию после направления запроса на разъяснение в случае электронного аукциона, либо действительно отвечают на запросы по существу, а не размещают формальные отписки. То есть ошибки заказчиков в документации исправляются ими добровольно. Вносят изменения в направляемый поставщику проект контракта после протокола разногласий, указывающего на несоответствие проекту контракта, размещенному в документации. Незначительные неточности, не затрагивающие существенные условия контракта можно исправить уже после его заключения путём подписания дополнительного соглашения. Если же у поставщика есть основания полагать что другая сторона намеренно нарушает закон, не идёт на контакт и обсуждение ситуации, то остаётся только обжаловать действия (бездействие) заказчика в ФАС.

Обжалование действий (бездействия) заказчика в ФАС

Порядок подачи жалобы в антимонопольный орган устанавливается ст. 105 44-ФЗ. В статье подробно описаны случаи, сроки, когда обжалование действий заказчика допускается, а также перечислена вся необходимая информация, которую следует отразить в жалобе и субъекты жалобы.

Жалоба на положения аукционной документации подаётся любым юридическим или физическим лицом до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

При обжаловании действий заказчика, членов комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе, заявление в ФАС направляется в течение 10 дней с момента опубликования соответствующего протокола. Для направления обращения необходимо быть участником закупки, направившим заявку.

В процессе подготовки жалобы можно изучить результаты рассмотрения аналогичных жалоб в территориальных антимонопольных органах. Информацию можно найти на официальном сайте антимонопольной службы, а также на сайте ЕИС. Это позволит грамотно составить обращение (по аналогии с уже удовлетворённой жалобой), а также позволит оценить шансы на благоприятный исход дела. Жалобу можно направить в электронном виде посредством функционала сайта антимонопольного органа. Оплаты государственной пошлины при подаче жалобы в органы ФАС не требуется.

В обращении необходимо будет указать свои реквизиты и контактные данные, номер и предмет закупки, описать свои претензии, доводы, указать какие положения закона нарушены. Приложить документы, подтверждающие и обосновывающие вашу позицию и указывающие на ошибки заказчика.

В случае, если вас не удовлетворяет результат обжалования, либо вы пропустили установленные для подачи заявления в органы ФАС сроки, можно обратиться с иском в суд. Практика рассмотрения жалоб в ФАС и в судах по одному и тому же вопросу не всегда совпадает. Возможно в суде повезёт больше. Для оценки судебной перспективы дела нужно изучить уже судебную практику.

При составлении контракта был ошибочно указан ИКЗ другой закупки, во всех связанных документах - извещение, план-график,план закупок, документация - верный. Только в контракте, и контракт уже заключен. Можно ли оформить дополнительное соглашение об изменении ИКЗ?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Следует отметить, что положения ст. 95 Закона № 44-ФЗ не предусматривают специальных оснований для внесения изменений в контракт, в случае указанном в вопросе.

Следовательно, в случае, указанном в Вашем вопросе, у заказчика нет правовых оснований для внесения изменений в контракт.

Однако, полагаем, что в данном случае заказчик может рассмотреть возможность по заключению дополнительного соглашения к контракту, в целях исправления произошедшей технической ошибки и приведение его в соответствии положениями условий осуществления закупки.

Для этого заказчику необходимо в кратчайший срок внести информацию о внесении изменений в контракт, с приложением дополнительного соглашения, в реестр контрактов. При этом основанием, для внесения изменения в контракт, полагаем, можно указать техническую ошибку.

Что касается ответственности, которая может быть выявлена контрольными органами за данные действия заказчика.

Формально, заказчик не вправе вносить изменения в контракт, в случаях, не предусмотренных положениями Закона № 44-ФЗ. Однако, в Вашем случае, полагаем, что заказчик при проверке контрольными органами может сообщить, что внесение изменений в контракт осуществлено в целях соблюдений положений Закона № 44-ФЗ, в частности указание верного номера контракта.

Следует отметить, что статьей 2.9. КоАП РФ установлено, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Следовательно, по нашему мнению, вышеуказанное действие заказчика может быть признано малозначительным административным правонарушением, т.к. заказчик:

  • в кратчайшие сроки исправил произошедшую техническую ошибку;
  • не повлекло вредных последствий охраняемых общественных правоотношений;
  • не привлекался ранее к ответственности по подобному правонарушению (следует учитывать в случае если должностное лицо ранее не привлекался к административной ответственности).

Сфера госзакупок является весьма перспективным направлением работы. В прошлом году стоимость контрактов, заключенных в соответствии с законом 44-ФЗ, превысила 6 млрд рублей. Однако участие в торгах на государственные деньги считается процессом непростым. , и поставщики. Не допустите подобных оплошностей и сделайте свой путь к государственному контракту более простым.

Ошибки при подаче заявки

Итак, вы нашли подходящую закупку и хотите принять в ней участие. Теперь нужно ознакомиться с документацией и составить заявку. Посмотрим, какие подводные камни здесь могут ожидать поставщика.

Забыли заглянуть в инструкцию

В соответствии с законом 44-ФЗ, к документации должна прилагаться инструкция по заполнению заявки. Руководствоваться ею обязательно, иначе можно допустить ошибки.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Параметры товара нужно указывать в точных значениях, не используя конструкции типа «более/менее», «от/до» и тому подобные. Исключение делается только для характеристик, диапазонные значения которых предусмотрены ГОСТом и иными стандартами.

Иногда заказчики излагают требования к объекту закупки сложно и запутанно. Это может быть следствием специфики закупаемого товара. Но нередко такое техзадание является инструментом недобросовестной конкуренции . Рекомендуем тщательно читать документацию и заполнять заявку в строгом соответствии с инструкцией.

Не указали страну происхождения товара или его характеристики

В первую очередь в заявке выражается факт согласия осуществить поставку, а также указываются параметры предлагаемого товара и страна его происхождения. Единственный случай, когда конкретные характеристики товара можно не перечислять - если в документации прямо указана марка, модель или производитель.

Обратите внимание! В большинстве случаев закон позволяет заказчику указывать в закупочной документации бренд или производителя при наличии фразы «или эквивалент». Подразумевает, что поставщик может предложить любой другой товар, удовлетворяющий параметрам эквивалентности. Причем эти параметры также должны быть прописаны в техзадании. Так вот, если вы собираетесь поставить эквивалентный товар, то в заявке нужно прописать его характеристики.

Что касается страны происхождения товара , то ее нужно указывать для всех закупок, для которых установлен . Страна происхождения - это государство, на территории которого товар был произведен или подвергнут достаточной обработке. Если этот параметр не указать, заявку отклонят.

К слову, указание нескольких стран происхождения товара не может быть поводом для отклонения заявки. Это следует из определения Верховного Суда РФ от 20.06.2017 № 306-КГ17-552. Судьи пришли к выводу, что товар может быть произведен в группе стран или в таможенном союзе, равно как в части страны или отдельном регионе.

Не приложили полный комплект документов

Нужно внимательно отнестись к дополнительным документам, которые должны прилагаться к заявке. Их состав зависит от ситуации. Это могут быть декларации, лицензии, свидетельства и так далее.

Например, если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, к заявке следует приложить документы, подтверждающие принадлежность участника к данной категории поставщиков.

Ожидаете, что заказчик уберет НДС из цены

Нередко участники, применяющие налоговые спецрежимы, заблуждаются при оценке стоимости закупки. Начальная цена контракта может быть указана с учетом НДС, и поставщик полагает, что раз он не уплачивает этот налог, то его сумма будет исключена из стоимости.

Однако это неверно - контракт будет заключен по той цене, которая указана в заявке победителя торгов. При этом неважно, какой налоговый режим он применяет.

Ошибки при заключении и исполнении контракта

Итак, вы одержали победу в тендере! Важно не терять бдительность и соблюсти все формальности для заключения контракта. Рассмотрим, какие ошибки допускают поставщики на этом этапе.

Затянули с подписание контракта

Закон 44-ФЗ четко регламентирует сроки, в которые следует подписывать контракт каждой стороне. Если победитель закупки их упустит, то не только потеряет контракт и обеспечение заявки, но и рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков . Заказчик при всем желании не сможет пойти навстречу поставщику и заключить с ним контракт позже установленного законом срока.

Не предоставили обеспечение

Перед подписанием контракта поставщик должен предоставить заказчику обеспечение его исполнения. Времени после победы в тендере на это будет мало, поэтому следует озаботиться этим вопросом заранее. Если обеспечение не будет внесено, то подписание контракта не состоится со всеми вытекающими из этого последствиями.

Поставщику предлагается возможность обеспечить исполнение контракта денежными средствами или . Выбор делает сам участник, и заказчик не может его в этом ограничивать.

Важно! Если в ходе торгов цена снизилась на 25% и более от НМЦК , то победитель должен внести обеспечение контракта в 1,5 раз больше установленного в документации. Заказчик не обязан уведомлять об этом - подразумевается, что поставщик отслеживает этот вопрос самостоятельно. Если будет внесено обычное обеспечение, у заказчика будет повод не заключать с победителем контракт.

Не были внимательны при подписании контракта

Как и при подписании любого документа, заключая госконтракт, нужно проявлять предельную внимательность. Считается, что этот тип соглашения содержит стандартные формулировки, а его условия не подлежат изменению. Это действительно так, тем не менее иногда заказчик подсовывает исполнителю измененный контракт. И если поставщик его подпишет, то придется исполнять взятые на себя обязательства либо расторгать контракт.

Важно помнить, что контракт должен точно соответствовать проекту из закупочной документации . Заказчик должен внести в него данные из заявки победителя. Больше никакие положения изменены быть не могут.

Проверяя контракт, следует обратить внимание на положения, которые описывают:

  • цену и объем поставляемого товара;
  • сроки исполнения этапов и всего контракта;
  • порядок и условия оплаты;
  • все, что касается .

Поставили отличающейся товар

Неопытные поставщики могут оказаться в ситуации, когда заявленного товара для поставки не хватает . Например, производитель прекратил производить именно эту модель. Что делать? Логика подсказывает, что товар можно заменить аналогичным, параметры которого максимально приближены к оригиналу.

Но если в сделке с другим коммерческим субъектом это в большинстве случаев проходит, то с государственными заказчиками - далеко не всегда. Дело в том, что они должны принять именно тот товар, который был заявлен поставщиком при заключении контракта. Если же поставить товар абсолютно аналогичных характеристик, но, например, произведенный в другой стране, то принят он не будет.

Единственный вариант - договориться с заказчиком о поставке товар с улучшенными характеристиками . Конечно, это может стоить поставщику части прибыли. Зато в таком случае заказчик сможет осуществить приемку, контракт не будет расторгнут, а исполнитель не попадет в РНП.