Отказ от подписания контракта по 44 фз. Как отказаться от заключения контракта. Государственный и типовой контракты


  • On 05.05.2018
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, РНП, Статьи, Электронный аукцион

Подавая заявку на процедуру, нужно отдавать себе отчет, что у нее всегда есть шанс победить. Даже если, на ваш взгляд, предложены не самые лучшие условия, например, сильно завышена цена. В конце концов, ваша заявка может оказаться единственной - прочих может и вовсе не быть либо они могут быть отклонены. Поэтому если передумали участвовать в закупке, заявку следует отозвать. Иначе может сложиться ситуация, что заключать контракт все же придется.

Когда поставщик не может отказаться от контракта

Одержана победа в конкурсе, аукционе или запросе предложений

Однако спустя 3 дня он получает госконтракт для подписи. Все дело в том, что все прочие заявки аукционная комиссия отклонила на этапе оценки их вторых частей . И теперь заказчик рассчитывает заключить контракт с единственным поставщиком, чья заявка соответствует всем требованиям.

Итак, поставщик из примера в итоге вышел на заключение контракта. При этом он не участвовал в торгах, у него нет в наличии необходимых для поставки товаров, как и денежных средств для обеспечения контракта. Может ли он отказаться?

Ответ неутешителен для поставщика - отказаться от заключения контракта без последствий он не сможет . Конечно, никто не заставит его подписать контракт, но в этом случае он потеряет обеспечение заявки и попадет в Реестр недобросовестных поставщиков.

Такой порядок распространяется на аукцион, конкурс и запрос предложений. При условии, что заявка участника соответствует всем требованиям и при этом она стала единственной присланной или допущенной до процедуры.

Как не допустить?

Важно следить за ходом процедуры, на которую подана заявка. Если до выбора победителя принято решение в закупке не участвовать, заявку следует снять. Также важно знать, как определяются победители:

  1. В аукционе необязательно побеждает поставщик, предложивший в ходе торгов наименьшую цену. Его кандидатуру могут отвергнуть на этапе рассмотрения вторых частей заявок, если найдут в ней недочеты. Тогда победителем будет признан участник № 2, однако у него нет обязанности заключать контракт.
  2. В запросе предложений два этапа: на втором поставщики могут улучшить свою заявку, поданную на первом этапе. Если никто этого не сделал, то выиграет тот, кто сделал лучшее предложение на первом этапе, то есть запросил самую низкую цену.
  3. В открытом конкурсе все решается одним этапом: одновременно оцениваются и условия, предложенные участниками, и их соответствие требованиям конкурсной документации, а также закона 44-ФЗ.

Запрос котировок

Начинающий поставщик подал заявку на участие в запросе котировок на поставку колбасных изделий. Однако он немного ошибся с ценой, предложив поставить продукцию по цене более низкого сорта. По итогам рассмотрения заявок поставщик занял второе место и на этом успокоился, решив, что обязанность заключить контракт его миновала. Но вскоре поступило сообщение о направлении контракта на подпись. Участник хотел отказаться, да не тут-то было.

По закону обязанность подписать контракт возлагается не только на победителя запроса котировок, но и на поставщика, оказавшегося на втором месте . И если № 2 откажется, он потеряет обеспечение заявки и попадет в РНП.

В итоге поставщику из примера выше пришлось заключить контракт и исполнить его, поступившись прибылью.

Когда заключить контракт мешают обстоятельства

Компания занимается поставками оборудования, которое закупает в Европе. После того как она выиграла очередной контракт, резко возрос курс евро по отношению к рублю . Исполнять контракт поставщику стало невыгодно, поскольку закупочная стоимость оборудования сильно выросла.

Поставщик предложил заказчику отказаться от подписания контракта, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы. Однако рост курса иностранной валюты таковым не является, равно как и, например, обнаружение на стадии подписания контракта условий, которые поставщик не может исполнить, или выявление того факта, что заказчик находится на стадии банкротства. Договориться с заказчиком не удалось, поэтому в данном случае поставщику пришлось исполнять контракт с убытком.

Есть ли право на отказ у заказчика?

В определенных случаях заказчик может отказаться от контракта , а именно:

  • поставщик не предоставил вовремя обеспечение исполнения контракта;
  • заказчик выявил, что победитель не соответствует требованиям, установленным в закупке;
  • при закупке лекарственных средств, когда предельная цена лекарств:
    • не зарегистрирована;
    • ниже предложенной поставщиком, а последний не хочет идти на снижение.

При этом в РНП сведения о поставщике будут направлены только лишь в первом случае, то есть если он не предоставил в срок обеспечение контракта.

Выводы для поставщика

Закон 44-ФЗ весьма строг к победителю закупки любого типа - отказаться от контракта без последствий он не может . Лишен такого права и участник № 2 запроса котировок. Поставщики, расположившиеся под остальными номерами в котировках, а также и № 2 в аукционе, конкурсе или запросе предложений, могут принимать решение о заключении контракта по своему усмотрению.

Кроме того, нужно понимать заранее, что изменить условия соглашения не удастся - ни сроки, .

Рекомендуем избегать ситуаций, когда контракт свалился на вас как снег на голову. Но если так все же произошло, самым лучшим решением будет изыскать возможность для его заключения и исполнения . Если не хватает денежного обеспечения, можно попытаться получить .

При этом нужно учесть, что если не удастся поставить товар в срок, придется уплатить пени за просрочку . А иногда и вовсе выполнить контракт себе в убыток. Но вполне вероятно, что это будет меньшим злом, чем вовсе отказаться от контракта и угодить в РНП.

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях. В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

  • Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником.

Если заказчик отказался от заключения контракта

  • Категории
  • Общие вопросы
  • Наша организация является единственным участником аукциона. Аукцион по 44-фз не состоялся. Наша заявка признана соответствующей. На площадке сформирована карточка контракта. Но заказчик обратился к нам с просьбой разместить отказ от заключения контракта с целью избежать долгой процедуры с обращениями в фас и т.д., т.к.
    им это грозит штрафами (какой-то изъян в документации). Говорят, что нам за это ничего не грозит. Вопрос: чреват ли для нас отказ от заключения контракта занесением в реестр недобросовестных поставщиков? если нет — то где это прописано. Спасибо.

Как отказаться от заключения контракта

    • Заключение контракта по 44 фз: сроки, порядок заключения, типичные ошибки
      • Порядок подписания контракта по итогам проведения закупки, типичные ошибки при подписании контракта
  • Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ
      • В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта
      • Обжалование отказа в контролирующих органах
    • Протокол отказа от заключения контракта
    • отказ заказчика от заключения контракта по 44 фз в электронной форме
    • отказ заказчика от подписания контракта по 44-фз

Заключение контракта по 44 фз: сроки, порядок заключения, типичные ошибки Сроки должны быть реальные и нужно точно рассчитать возможность исполнить не нарушая их.

Статья 70. заключение контракта по результатам электронного аукциона

Победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). 14.

44-фз отказ от заключения контракта заказчиком

В этом случае заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе (а до ввода ее в эксплуатацию - на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - ч. 5 ст. 112 Закона N 44-ФЗ) протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.Требования заключать в этом случае контракт с другим участником запроса предложений Закон N 44-ФЗ не содержит. Часть 17 ст.

Ipc-zvezda.ru

Порядок подписания контракта по итогам проведения закупки, типичные ошибки при подписании контракта К способам подтверждения добросовестности участника закупки Закон о контрактной системе относит:

  1. увеличение в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта относительно размера, указанного в документации о закупке;
  2. предоставление участником закупки информации, подтверждающей его добросовестность.

В отдельных случаях устанавливаются специальные антидемпинговые меры:

  1. обоснование предлагаемой цены контракта;
  2. ограничение величины значимости оценки ценового предложения для ряда сфер.

В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ.

Основания для отказа от заключения контракта по 44 фз

Согласование разногласий с победителем электронного аукциона — Отказ учесть замечания победителя электронного аукциона — Проверка обеспечения исполнения контракта, предоставленного победителем электронного аукциона — Подписание контракта с победителем электронного аукциона — Признание победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта — Отказ заказчика от заключения контракта при проведении электронного аукциона — Подготовка обеспечения исполнения контракта победителем электронного аукциона — Проверка проекта контракта победителем электронного аукциона — Протокол разногласий победителя электронного аукциона — Подписание контракта победителем электронного аукциона и размещение его в ЕИС (на официальном сайте) — Победитель аукциона является государственным (муниципальным) учреждением.

Может ли заказчик отказаться от заключения контракта 44-фз

Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.

  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.


В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

Заказчик вправе отказаться от заключения контракта 44 ap

Порядок отказа от заключения контракта Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

  1. При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день.


    В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание — причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

Заказчик вправе отказаться от заключения контракта 44 фз

ФЗ) Заключить МК со вторым УЗ при его согласии Re: Отказ от заключения контракта заказчиком Во площадка рулит сама, а если заказчик по закону хочет поступить? Ансвет, как вы там работаете в Питере на одной логике, на К+ экономите Re: Отказ от заключения контракта заказчиком По вопросу: новые торги. Re: Отказ от заключения контракта заказчиком отказ заказчика от заключения контракта по 44 фз в электронной формепровели электронный аукцион. заказчиком было установлено в извещении об аукционе требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки. (ч.1.1 статьи 31 закона 94-фз). на участие в аукционе было подано 4 заявки. по результатам рассмотрения первых частей заявок все заявки были допущены к участию и участвовали в аукционе. наш срок подписания с 04.08.

Стали первым в конкурсе, аукционе, запросе предложений

Поставщик компьютерной техники Максим — новичок в закупках. Он пришел на аукцион просто посмотреть, как прикреплять заявку на ЭТП, как конкуренты ведут себя в аукционном зале и т.д. Он не планировал побеждать и исполнять контракт, так как у него нет нужной техники на складе. Максим отправил заявку, в нужное время пришел в аукционный зал на торговой площадке, но не подал ни одного ценового предложения.

В течение часа, после того как аукцион закончился, заказчик опубликовал протокол его итогов, а Максим продолжил искать подходящие ему закупки техники. Он очень удивился, когда через 3 дня заказчик прислал ему проект контракта на подпись. Максим по сути не участвовал в аукционе, у него нет свободных денег для обеспечения контракта и компьютеров нужной марки — можно ли в этой ситуации отказаться заключать контракт?

Нет, в аукционе, конкурсе и запросе предложений нельзя отказаться от контракта без плачевных последствий, если заявка:

  • единственная в закупке и соответствует всем требованиям,
  • единственная из всех присланных, которая соответствует требованиям.

Обязательно следите за итогами любой закупки, на которую прислали заявку:

  • Комиссия в рассматривает одновременно и заявку участника, и его соответствие требованиям закупки и закона.
  • проводят в два этапа, а итоги подводят после второго, когда участники первого этапа делают окончательные предложения. Если никто не подал окончательных предложений, победит тот, кто предложил меньшую цену на первом этапе.
  • А в победителя объявляют только после того, как рассмотрят вторые части заявок. Именно поэтому на публикации итогов аукциона участие в закупке не заканчивается — нужно дождаться, когда заказчик рассмотрит вторые части заявок участников.

Если бы Максим отказался от контракта, он с первой же закупки оказался бы в РНП и лишился обеспечения заявки, поэтому он решил подписать контракт. Плюс ситуации Максима в том, что он заключил контракт по начальной цене, без снижения. Минусы в том, что ему пришлось срочно оформлять банковскую гарантию и заплатить пени за просрочку поставки, так как на заказ нужной техники у дистрибьютора потребовалось время.

Стали первым или вторым в запросе котировок

Фирма Ирины поставляет продукты питания и приняла участие в запросе котировок на поставку колбасы и сосисок. Уже отправив заявку, Ирина поняла, что ошиблась в цене: в закупке требовались сосиски высшего сорта, а она посчитала цену, как для первого. Скрестив пальцы, Ирина дождалась итогов и обрадовалась, когда ее заявка оказалась второй, ведь она помнила, что обычно участник, который занял второе место, не обязан заключить контракт.

Когда заказчик предложил ей заключить контракт, от которого отказался победитель, Ирина отказалась, так как поставка ей была невыгодна. Тогда заказчик напомнил, что отказ влечет попадание в РНП. И был прав.

В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того занял второе место. Отказ грозит попаданием в РНП.

Ирине пришлось заключить контракт и поставить продукцию по предложенной цене, а заработать на закупке не удалось.

Победили, но передумали выполнять контракт

Игорь покупает в Германии расходные материалы для офтальмологии. Он выиграл очередную закупку, но через две недели, когда пора было подписывать контракт, курс евро вырос. Чтобы не поставлять товары себе в убыток, первым делом он предложил заказчику отменить результаты торгов и провести новую процедуру из-за форс-мажорных обстоятельств, но заказчик отказался. И был прав.

К сожалению, рост евро не является уважительной причиной для отказа от контракта по 44-ФЗ. Так же как и ситуации, когда:

  • вы обнаружили в закупке условия, которые не можете исполнить,
  • заказчик, с которым вы планируете работать, находится в стадии банкротства и т.д.

44-ФЗ в этом плане очень негибкий: нельзя менять цену и другие существенные условия контракта, менять объект закупки на более дешевый и т.д. Поэтому целесообразность участия, риски и условия из техзадания нужно проверять до подачи заявки. Если вы подписали контракт, значит согласились с его условиями и придется их исполнять.

Во всех случаях, описанных выше, единственным вариантом избежать РНП является договоренность с госзаказчиком заключить госконтракт и тут же его расторгнуть по соглашению сторон. Хотя госзаказчики редко бывают в этом заинтересованы, не желая проводить закупочную процедуру повторно.

Кроме того, к расторжению по обоюдному согласию могут придраться проверяющие органы, которые смотрят, насколько эффективно заказчик проводит свои закупки. Это возможно в ситуации, когда поставщик по каким-то причинам не хочет выполнять контракт, а заказчик соглашается на расторжение контракта по обоюдному согласию.

Можно отказаться

Стали вторым в конкурсе или аукционе, третьим в запросе котировок

Тут все просто: заключать контракт или нет, вы решаете сами. Заказчик не имеет права вас заставить и не будет передавать информацию о включении вас в РНП.

Может ли отказаться заказчик?

Заказчик по 44-ФЗ может отказаться заключать контракта только в определенных случаях:

    Если после подведения итогов, но до заключения контрактов обнаружил, что победитель не соответствует единым, дополнительным или факультативным требованиям.

    Предельная отпускная цена лекарств не зарегистрирована.

    Предельная цена на лекарства ниже той, что предложил участник, но он отказывается ее снижать.

    Поставщик не успел вовремя предоставить обеспечение контракта.

В первых трех случаях победитель просто лишается возможности заключить контракт, но в РНП не попадает. Обеспечение заявки возвращают в течение 5 дней после публикации протокола.

Если вы не успели предоставить обеспечение или сделали это неправильно, то можно договориться с заказчиком продлить срок подписания контракта и предоставить обеспечение. Если этого не удается сделать, заказчик передает сведения в ФАС. На заседании комиссия решает, считать вас уклонистом или нет.

Выводы

Старайтесь не допускать таких ситуаций, в которых приходится искать способ отказаться от контракта. Оценивайте свои силы, внимательно читайте контракт и документы, не забывайте про обеспечение.

  • Во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок, только победитель обязан заключить контракт. Для остальных участников это право.
  • В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того, кто занял второе место.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

Время на чтение: 7 мин

Каждая закупка, которая осуществляется в целях обеспечения тех или иных государственных нужд, должна быть произведена только в соответствии с правилами действующего законодательства. Одним из положений Федерального закона №44-ФЗ, который и регулирует процедуру проведения таких закупок, является необходимость обязательного подписания контракта, который будет отражать все условия заключенной сделки, а также позволит в будущем отразить все этапы исполнения заключенной сделки.


Дорогие читатели! Каждый случай индивидуален, поэтому уточняйте информацию у наших юристов. Звонки бесплатны.

Что следует понимать под государственным контрактом и каким образом происходит заключение такого контракта? Что грозит потенциальным участникам сделки в связи с уклонением от заключения контракта?

Государственный и типовой контракты

Нередко при подготовке тех или иных контрактов у заказчика возникают сложности с оформлением самого документа. В этом случае может прийти на помощь типовой контракт.

С юридической точки зрения, типовой контракт не имеет никакой силы, так как этот документ разработан только для того, чтобы отражать ключевые моменты, которые должны быть зафиксированы в , подписываемом с целью удовлетворения нужд государственного или муниципального заказчика.

Типовой контракт направлен только на то, чтобы в нем можно было получить информацию о том, каким образом отображать те или иные сведения в заключаемом контракте. Кроме того, типовой контракт предназначен для проверки на отражение всех необходимых положений о ранее заключенном контракте как заказчиком, так и исполнителем.

В типовом контракте отражаются сведения, которые предусмотрены действующим законодательством, а именно:

  • сведения о сторонах, которые участвуют в конкретной сделке , с указанием полных наименований, а также лиц, которые принимают участие в подписании контракта от каждого участника. При этом при указании сведений о подписывающих контракт лицах необходимо также указать данные о тех документах, на основании которых они представляют интересы своих ;
  • предмет контракта . Описанию подлежит сам предмет заключаемого контракта, а также на основании чего происходит заключение такого контракта (по итогам электронного аукциона, закупка по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ и т. д.);
  • стоимость контракта и порядок взаиморасчетов . Данный раздел оформляется в качестве обязательного условия на основании действующих норм законодательства и должен отражать актуальные сведения о том, какая именно денежных средств должна быть перечислена от заказчика к исполнителю в качестве расчета по контракту. В том случае, если речь идет о контракте по итогам электронного аукциона или другого вида , в которых используется обеспечение исполнения контракта, то в данном разделе также должны быть отражены данные о порядке возврата такого внесенного обеспечения;
  • в некоторых случаях требуется также предоставление сведений о порядке исполнения контракта . Данный раздел заполняется отдельно, либо сведения вносятся в приложение к контракту, которое заполняется на основании созданного к закупке технического задания. Создание раздела о порядке исполнения контракта характерно для тех случаев, когда речь идет о цикличных контрактах, которые заключаются на весь финансовый год, но их исполнение растянуто во времени (например, при поставке ГСМ);
  • права и обязанности сторон , а также меры ответственности в случае допущенных нарушений с какой-либо из сторон;
  • обстоятельства непреодолимой силы, которые могут повлиять на исполнение контракта всеми участвующими сторонами , а также повлиять на его по взаимному согласию сторон;
  • порядок расторжения контракта при наступлении соответствующих обстоятельств для всех сторон, которые участвуют в его взаимном исполнении;
  • реквизиты и подписи сторон , а также печати самих организаций.

Все типовые контракты, которые могут быть использованы для уточнения данных, отражаемых в заключаемых по итогам сделок контрактах, размещаются в специальной библиотеке типовых контрактов. Доступ к ней может получить как заказчик, так и исполнитель, так как данная библиотека находится в открытом доступе в рамках Единой информационной системы zakupki.gov.ru .

Порядок заключения контракта

Заключение контракта по итогам любой закупки происходит на основании положений соответствующих статей Федерального закона «О контрактной системе» .

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ регламентирует сроки, которые должны быть соблюдены для подписываемых контрактов, а также подробный алгоритм действий, которые должны предпринять стороны для того, чтобы проводимая закупка обрела документально оформленный результат.

Независимо от того, каким именно образом проводится та или иная закупка – в виде специальных электронных торгов или на основании правил закупки у единственного поставщика, порядок действий выглядит следующим образом:

  1. После того как проводимая закупка получит результат в виде конкретного победителя, заказчик обязан прислать предварительно сформированный проект контракта своему контрагенту для проверки и выявления возможных возражени й. Если таковых со стороны контрагента не будет, то исполнитель обязан уведомить заказчика о возможности подписать контракт, после чего ему направляется на подписание электронный вариант контракта, размещенный на одной из используемых заказчиком электронных торговых площадок.
  2. Исполнитель, со своей стороны, еще раз проверяет содержание условий контракта , после чего подписывает его и направляет подписанный вариант заказчику.
  3. Заказчик подписывает контракт со своей стороны , после чего в течение ограниченного срока времени он должен разместить его в с отметкой о взаимном подписании и переходе к его исполнению.

Если речь идет о контракте, который заключается с единственным , то в отношении него процедура несколько легче, так как закон предоставляет возможность сторонам процесса подписать не электронный, а бумажный вариант контракта, так как необходимости в электронной процедуре для всех закупок, проводимых по статье 93 Федерального закона №44-ФЗ, на сегодняшний день нет.

Сведения о том, что контракт подписан, должны быть зафиксированы в ЕИС также в ограниченный период времени после подписания договора сторонами.

Для случаев, когда речь идет о подписании контракта по итогам электронных торгов, которые требуют наличия обеспечения исполнения контракта, подписание его возможно только после того, как будет подписан соответствующий договор. При этом все действующие электронные торговые площадки предоставляют возможность подписать контракт в электронном виде только после того, как исполнитель предоставит подтверждение о перечислении обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение исполнения контракта – это гарантия от исполнителя контракта, что он со своей стороны в полном объеме выполнит все взятые на себя обязательства. Если же по каким-то причинам исполнитель уклоняется от своих обязательств, именно на перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта средства заказчик обращает первое взыскание по поводу взыскиваемой неустойки.

Если контракт в полном объеме исполнен контрагентом, то заказчик возвращает обеспечение вместе с перечислением средств в качестве оплаты по исполненному контракту. Если срок действия контракта более одного финансового года, то обеспечение возвращается только после того, как будет в полном объеме исполнен контракт.

Контракт по итогам электронного аукциона

С 1 июля 2018 года для заключения контракта по итогам проводимой электронной процедуры, например, аукциона в электронной форме, должна быть использована статья 83.2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Данная статья предусматривает не только порядок проведения процедуры непосредственного заключения контрактов по итогам электронного аукциона, но также и сроки, в течение которых должны быть осуществлены все необходимые действия.

Пункт 2 статьи 83.2 указанного закона говорит о том, что в течение пяти дней с момента подведения общего итога проведенного аукциона заказчик обязан разместить на той торговой площадке, на которой и проводился сам аукцион, контракт, заполненный в соответствии с данными, полученными на основании результатов . Однако подписывать его заказчик не имеет права.

После того как на электронной площадке размещен проект контракта, победитель аукциона обязан его подписать. Для подписания возможно использовать только электронную цифровую подпись усиленного или квалифицированного образца. Никакая другая подпись не будет считаться действительной в данном случае.

На подписание контракта победителю торгов дается не более десяти дней с момента размещения проекта контракта. В этот период победитель контракта имеет право разместить на электронной площадке протокол разногласий, если в размещенном проекте его что-то не устраивает, либо в случае, если в заполненном контракте допущены серьезные ошибки. На размещение такого протокола ему дается не более трех дней с публикации для подписания контракта заказчиком. Заказчик, в свою очередь, в течение трех дней должен ответить на протокол разногласий. После чего победитель обязан подписать сам контракт.

Если победитель намеренно публикует дополнительные протоколы разногласий, то это может быть расценено как намеренное затягивание процедуры подписания контракта и истолковано в качестве уклонения от подписания.

На подписание контракта самим заказчиком после того, как победитель торгов подпишет документ со своей стороны, дается не более трех дней. Со стороны заказчика подписание контракта также должно осуществляться электронной подписью усиленного или квалифицированного вида.

На основании пункта 9 статьи 83.2 контракт должен быть заключен не ранее, чем через 10 дней после того, как заказчик разместит в Единой информационной системе протоколы о результатах самих торгов и рассмотрении вторых частей заявок, на основании которых и будет в итоге определен победитель данной закупочной процедуры.

Контракт по итогам запроса котировок

С 2018 года в Российской Федерации действует правило, согласно которому проведение запроса котировок может быть осуществлено только в электронной форме.

Запрос котировок должен проводиться только с использованием электронных торговых площадок, а все результаты в виде протоколов изучения заявок, определения победителя той или иной закупки, возможные разногласия в виде специально оформленных протоколов должны быть размещены и на электронной торговой площадке, и в Единой информационной системе zakupki.gov.ru .

Для заключения контракта по итогам запроса котировок с 1 июля 2018 года действуют те же правила, что и для контрактов, которые заключаются по итогам электронного аукциона. Это означает, что процедура становится единой для всех случаев электронных закупок, а для такой процедуры используются положения статьи 83.2 Федерального закона №44-ФЗ.

Уклонение от заключения и исполнения контракта

Для государственных закупок уклонение от заключения контракта является достаточно распространенным случаем нарушения условий действующего законодательства. На основании положений действующего законодательства под уклонением от заключения контракта следует понимать либо непредоставление участниками необходимых документов, которые должны сопровождать подписание контракта, либо неподписание контракта в течение условленного времени , которое регламентировано с точки зрения действующих статей Федерального закона №44-ФЗ.

Общий срок, в течение которого должен быть подписан контракт, находится в диапазоне от трех (по контрактам, заключаемым с единственным поставщиком) до тринадцати дней (по электронным аукционам и конкурсам в случае наличия протоколов разногласий).

В том случае, если по каким-то причинам в течение указанного времени контракт не подписан одним или обоими участниками, может быть принято решение о проведении специальной процедуры привлечения к ответственности за уклонение от заключения или исполнения контракта.

В качестве мер ответственности за такие действия в отношении исполнителя могут быть предприняты следующие меры воздействия:

  • списание денежных средств в качестве взыскания , которое осуществляется с перечисленного обеспечения исполнения контракта или предоставленной банковской гарантии. Списание происходит в виде налагаемых на исполнителя штрафных санкций, которые предусмотрены действующим законодательством;
  • внесение исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков на срок до двух лет (максимальный срок определяется Федеральной антимонопольной службой на основании предоставленных заказчиком документов, подтверждающих уклонение победителя закупки от заключения контракта, а также на основании того, какое по счету это нарушение, которое зафиксировано ФАС в отношении конкретного исполнителя);
  • возмещение понесенных заказчиком убытков на основании вынесенного судебного решения по иску от заказчика для тех случаев, когда речь идет о нехватке денежных средств, которые были взысканы с исполнителя из заблокированных на электронной торговой площадке средств.

Если речь идет об уклонении от заключения или исполнения контракта со стороны заказчика, то к ответственности такой заказчик может быть привлечен на основании решения суда или на основании соответствующего постановления ФАС.

Однако в случае с уклоняющимся от исполнения контракта заказчиком исполнитель должен доказать, что используемые заказчиком основания подписывать контракт являются законными. Перечень оснований, по которым заказчик вправе отказаться от подписания контракта, следует уточнять в Федеральной антимонопольной службе при подаче жалобы на действия заказчика.

Основания для признания контракта недействительным

Признание государственного контракта недействительным происходит в таком же порядке, что и для других аналогичных договоров, которые заключаются на основании положений Гражданского Кодекса Российской Федерации. Среди основных причин, по которым государственный контракт может быть признан недействительным, следует выделить следующие основания:

  • сделка, которая была заключена по результатам проведенной государственной закупки, признана судом недействительной, так как предмет такой сделки не соответствует уставным целям создания , которое выбрано победителем закупки (на основании статьи 173 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  • сделка признана недействительной на основании решения суда, если при ее заключении одна из сторон ввела в заблуждение другую сторону, участвующую в ее заключении (например, путем умышленного или неумышленного предоставления информации по предмету закупки, которая не соответствует действительности, либо в оформленной документации к закупке допущена умышленная опечатка или оговорка, которая существенным образом влияет на толкование предмета сделки);
  • при подписании государственного контракта были предоставлены документы одной из сторон, которые содержат заведомо ложные сведения , а сам контракт в результате нацелен не на удовлетворение государственных нужд, а на получение прибыли от мошеннических действий.

Однако каждый из перечисленных типов оснований должен быть доказан в Арбитражном суде с целью привлечения к ответственности тех лиц, по причине негативных действий которого контракт признан недействительным.

Государственный контракт на основании положений действующего Федерального закона «О контрактной системе» - это специальный документ, который подтверждает результат проводимой закупки. Заключение контракта подвергается тщательной регламентации со стороны действующего законодательства не только со стороны сроков подписания, но и со стороны предусмотренных этапов. Если у государственного или муниципального заказчика или у исполнителя возникают вопросы по содержанию контракта, для проверки всегда можно обратиться к библиотеке типовых контрактов, представленной в Единой информационной системе.

Такая проверка необходима для того, чтобы избежать возможных санкций за нарушение действующего законодательства в сфере закупок, а также исключить вероятность того, что подписанный контракт может быть признан недействительным по основаниям, которые предусмотрены для такого признания. Решение о признании контракта недействительным выносится только судом по результатам изучения всех представленных обстоятельств по конкретному делу.

Дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта ().
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).