Управлению правоохранительным органам и судебной. Понятие и система правоохранительных и судебных органов. Признаки правоохранительных органов


Правоохранительные органы - органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность - деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. 1

Виды правоохранительных органов

  • Суд - осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.
  • Прокуратура - осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе.
  • Органы внутренних дел (милиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) - занимаются вопросами законности и правопорядка.
  • Органы государственной безопасности - осуществляют обеспечение безопасности: контрразведы-вательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности.
  • Органы таможни - ведают контролем над ввозом и вывозом товаров, взиманием пошлин и сборов.
  • Органы налоговой полиции - осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства.
  • Нотариат - осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав, заверение копий документов, принимает на хранение документы и др.
  • Адвокатура - оказание юридической помощи гражданам и организациям. 2

Судебная защита - один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие - деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации - вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды. Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Правоохранительные органы – органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами. Правоохранительная деятельность – деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов: конституционный контроль; осуществление правосудия; прокурорский надзор; расследование правонарушений; обеспечение безопасности; исполнение судебных решений; оперативно-розыскная деятельность; охрана общественного порядка; оказание юридической помощи; профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Виды правоохранительных органов

1. Суды: Конституционный Суд РФ; Конституционные суды республик РФ; суды общей юрисдикции: конституционный контроль; правосудие.

2. Органы обеспечения охраны порядка и безопасности:

* МВД: Служба криминальной полиции; Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям; Служба полиции общественной безопасности; Следственный комитет; Федеральная миграционная служба; Служба собственной безопасности; Внутренние войска, Главное следственное управление, паспортно-визовая служба и другие.

* Министерство юстиции – федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.); создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции; осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан; организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы.

* ФСБ; органы внешней разведки; налоговая полиция; пограничная охрана; таможня.

3. Прокуратура РФ: Генеральная прокуратура РФ; Прокуратуры субъектов РФ; военные и специализированные прокуратуры; прокуратуры городов и районов. Основные направления деятельности: надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; уголовное преследование в соответствии с полномочиями; координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя; опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда; осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом.

4. Органы предварительного следствия: Федеральная служба расследований РФ.

5. Негосударственные институты по правовому обеспечению и правовой помощи: а) нотариат; б) адвокатура; в) уполномоченные по правам человека.

6. Органы записи актов гражданского состояния (ЗАГС); инспектора по охране детства; комиссии по делам несовершеннолетних.

Судебная защита – один из важнейших государственных способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством. Правосудие – деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных. Судебная власть в Российской Федерации – вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Принципы деятельности органов судебной власти: осуществление правосудия только судом; законность, равенство всех перед законом и судом; независимость судей; состязательность и равноправие сторон; недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина; презумпция невиновности; истолкование сомнений в пользу обвиняемого; освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины; гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах. В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе. В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства; проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ и др.; разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции; выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ; дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган, который разрешает экономические споры, рассматриваемые арбитражными судами; осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики; рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

Суды общей юрисдикции. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на общие (гражданские) суды и военные суды . Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д. Низшее звено представлено районными судами. Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ. Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции. Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций. Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Правоохранительные органы - это государственные органы и общественные организации, которые на основе закона, в установленном им порядке призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять меры государственного принуждения или общественного воздействия к лицам, нарушившим законность и правопорядок.

Признаки правоохранительных органов

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Функции правоохранительных органов

Функции правоохранительных органов - это основные направления их деятельности. Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:

  • Конституционный контроль;
  • Прокурорский надзор;
  • Расследование правонарушений;
  • Обеспечение безопасности;
  • Исполнение судебных решений;
  • Оперативно-розыскная деятельность;
  • Охрана общественного порядка;
  • Оказание юридической помощи;
  • Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность. Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Система правоохранительных органов Российской Федерации

В законодательных актах в составе правоохранительных органов традиционно называются:

  • суды,
  • прокуратуры,
  • адвокатуры,
  • органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность,
  • органы дознания и следствия,
  • таможенные органы,
  • органы обеспечения безопасности,
  • общественные организации, занимающиеся исключительно правоохранительной деятельностью.

Таким образом, в настоящее время в систему правоохранительных органов Российской Федерации входят:

  • Суды (конституционные, общей юрисдикции и арбитражные);
  • Органы прокуратуры (территориальные, военные и специализированные прокуратуры);
  • Министерство внутренних дел и его органы и подразделения;
  • Министерство юстиции и его органы;
  • Министерство чрезвычайных ситуаций и его органы;
  • Федеральная служба безопасности;
  • Следственный комитет РФ;
  • Федеральная таможенная служба;
  • Органы адвокатуры;
  • Нотариат;
  • Общественные организации.

Признаки правоохранительных органов:

Органы правоохранительной системы и их функции:

Наименование органа

Основные функции

Суд (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ)

Осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:

1) осуществление конституционного контроля - проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;

2) разрешение конфликтов и споров на основании закона;

3) защита и восстановление нарушенных прав и свобод;

4) применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния.

Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, военные и иные специализированные (транспортная, природоохранная и др.) прокуратуры, прокуратуры городов и районов)

Осуществление прокурорского надзора :

1) надзор за исполнением законов органами исполнительной власти РФ, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, должностными лицами;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание;

5) осуществление уголовного преследования;

6) возбуждение уголовного дела;

7) производство предварительного следствия следователями прокуратуры;

8) действия прокурора, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступления (дача указаний о возбуждении уголовного дела; применение меры пресечения, направление дела с обвинительным заключением в суд, поддержание государственного обвинения в суде);

9) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

10) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

11) участие в правотворческой деятельности - специальном виде деятельности компетентных органов государства, в ходе которой они устанавливают нормы права путем издания, изменения или отмены нормативных правовых актов;

12) международное сотрудничество по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью.

Органы юстиции (включают также ФССП (службу судебных приставов), ФСИН (службу исполнения наказания).

1) участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

2) проведение экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;

3) организационно-правовое обеспечение судебной реформы;

4) государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения, леса, воздушные и морские суда и др.) и сделок с ней;

5) регулирование сферы правового обслуживания;

6) осуществление контроля за исполнением законодательства.

Органы внутренних дел (полиция, система следственных органов, внутренние войска)

Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер:

1) по защите прав и свобод человека и гражданина;

2) по защите объектов, независимо от форм собственности;

3) по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Организация и осуществление мер:

1) по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;

2) по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

Органы безопасности (Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ, Федеральная пограничная служба (ФПС) РФ

1) осуществление контрразведывательной деятельности: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ;

2) осуществление борьбы с преступностью: оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры по выявлению и раскрытию таких преступлений, как шпионаж, террористическая деятельность, незаконный оборот наркотиков и оружия, коррупция, контрабанда и других, а также по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, ставящих перед собой цель насильственного изменения конституционного строя РФ;

3) осуществление разведывательной деятельности в целях получения информации об угрозах безопасности РФ. Обеспечение защиты государственной границы на суше, море, реках, иных водоемах, в пунктах пропуска через государственную границу;

4) обеспечение высших органов государственной власти достоверной и независимой информацией, необходимой для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, международных отношений.

Органы государственной охраны (Федеральная служба охраны (ФСО) РФ)

Выявление угрозы жизненно важным интересам, объектам государственной охраны (Президент РФ, лица, занимающие государственные должности РФ, федеральные государственные служащие, главы иностранных государств и правительств и др.), осуществление мер по её предотвращению, обеспечение безопасности объектов государственной охраны.

Таможенные органы (таможни, таможенные посты)

1) обеспечение безопасности государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды;

2) пополнение доходной части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей;

3) стимулирование отечественной экономики: защита интересов национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов.

Нотариат (от лат. notarius - писец) (нотариусы, занимающиеся частной практикой, государственные нотариальные конторы)

Охрана прав и законных интересов граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений.

Охрана всех форм собственности. Предупреждение правонарушений посредством:

1) удостоверения сделок, для которых законодательством установлена обязательная нотариальная форма (договоры, завещания, доверенности);

2) выдача свидетельств на право собственности, доли в общем имуществе;

3) свидетельства верности копии документа, подписи и перевода;

4) удостоверения разного рода фактов.

Адвокатура (от лат. advocatus - призывать на помощь) (адвокатский кабинет - адвокат осуществляет деятельность индивидуально; коллегия адвокатов; адвокатское бюро - работают два и более адвоката на основе партнёрского договора, юридическая консультация)

Оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Содействие охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности посредством:

1) предоставления консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представление интересов доверителя в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, в третейском суде и иных органах разрешения конфликтов;

4) представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

5) выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Налоговые органы (налоговые инспекции, Налоговая полиция)

1) осуществление учета налогоплательщиков;

2) осуществление проверки соблюдения налогового законодательства;

3) применение налоговых санкций за нарушение налогового законодательства.

Функции правоохранительных органов

Правоохранительные органы выполняют в государстве важнейшие функции. Основные функции правоохранительных органов:

1) охрана государственного и общественного строя;

2) укрепление законности и правопорядка;

3) защита прав и свобод человека и гражданина;

4) охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;

5) борьба с преступностью.

Судебная система РФ

Судебная система РФ- это совокупность всех судов, действующих на территории РФ.

Федеральные суды - органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды)

Высшая инстанция (надзор)

Конституционный суд РФ

Верховный суд РФ

(президиум)

Суды общей юрисдикции (уголовные, гражданские, административные дела + военные суды)

Арбитражные суды

Четвёртая инстанция (вторая кассация)

Судебные коллегии Верховного суда РФ (по уголовным, гражданским, административным делам, по делам военнослужащих)

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ

Третья инстанция (первая кассация)

Кассационные суды общей юрисдикции; Кассационный военный суд

Арбитражные суды округов (10 судов); Суд по интеллектуальным правам

Вторая инстанция (апелляция)

Апелляционные суды общей юрисдикции (в наст. вр. 5 судов); Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ; Судебные коллегии по уголовным, гражданским и административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов (в 1 инстанции по ряду дел); Окружной (флотский) военный суд; Апелляционный военный суд.

Арбитражные апелляционные суды (21 суд)

Первая инстанция

Районные, городские суды, гарнизонные военные суды

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ . Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ, на срок не более чем 5 лет.

Согласно ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1. ст. 31 УПК РФ;

2) дела о выдаче судебного приказа;

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50000 р.;

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;

6) дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50000 р.;

7) дела об определении порядка пользования имуществом;

8) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи КоАП и законами субъектов РФ.

Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Также к судебным органам субъектов РФ относятся Конституционные (Уставные , если эти субъекты РФ не является республиками) суды субъектов РФ . Они существуют не во всех субъектах РФ, создаются/ликвидируются законодательными органами субъектов РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды - суды по делам несовершеннолетних).

Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

ВОПРОСЫ:

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) адвокатура; 2) прокуратура; 3) правоохранительные органы; 4) органы внутренних дел; 5) нотариат.

2. Приведите три примера деятельности нотариата.

Могут быть приведены следующие примеры деятельности нотариата:

1) удостоверение сделки;

2) засвидетельствование верности копий документов;

3) засвидетельствование подлинности подписи на документе и др.

3. Приведите три примера деятельности прокуратуры по защите прав граждан.

Могут быть приведены следующие примеры деятельности прокуратуры:

1) надзор за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами;

2) отмена незаконных и необоснованных постановлений следователей и лиц, производящих давление;

3) привлечение к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан;

4) осуществление надзора за исполнением законов органами государственной власти;

5) возбуждение уголовных дел на должностных лиц по жалобам граждан.

4. Между акционерным обществом «Травы и коренья» и муниципальным унитарным предприятием «Народная аптека» возник спор по вопросу о праве собственности на помещение аптеки, реализующей препараты нетрадиционной (народной) медицины.

В рамках какого суда может быть разрешен этот спор? Укажите признак, по которому вы это определили. Приведите еще одну категорию дел, подведомственных этому суду.

Правильный ответ будет содержать следующие элементы:

1. Дело будет рассматриваться в арбитражном суде.

2. Указан признак:

1) участниками процесса выступают предприятия (юридические лица);

2) рассматривается экономический спор между хозяйствующими субъектами.

1) дела о банкротстве предприятий;

2) дела о предпринимательской деятельности;

3) дела о нарушенных договорных обязательствах между предприятиями.

Могут быть приведены другие варианты ответов.

5. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Международное гуманитарное право». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие о международном гуманитарном праве. Международное гуманитарное право - совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека.

2. Первичные принципы гуманитарного права, закреплённые Женевскими и Гаагскими конвенциями:

а) установление системы мирных средств для разрешения споров между государствами;

б) направление военных действий только против сражающихся армий;

в) защита мирного населения от военных нападений, военных действий;

г) обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

д) запрет на применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

е) признание оккупации временным занятием территории неприятеля, во время которого нельзя отменять местные порядки и обычаи.

3. Основные источники международного гуманитарного права:

а) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

б) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

в) Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и др.

4. Принципы современного международного права, закреплённые ООН:

а) принцип равноправия и самоопределения народов;

б) принцип уважения прав человека;

в) принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, экоцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.);

г) принцип международной уголовной ответственности индивидов.

5. Роль международного гуманитарного права в соблюдении и укреплении прав и свобод человека.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Судебная система РФ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие судебной системы РФ - это совокупность всех судов, действующих на территории РФ.

2) Структура судебной системы РФ:

а) федеральные суды;

б) конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

в) мировые судьи субъектов РФ.

3) Звенья судебной системы РФ:

а) высшее звено;

б) среднее звено;

в) первое (основное) звено;

4) Юрисдикция федеральных судов РФ:

а) Конституционного суда РФ;

б) судов общей юрисдикции;

в) арбитражных судов.

5) Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана.