Направления правоохранительной. Основные направления правоохранительной деятельности и органы, ее осуществляющие. конституционный контроль


Содержательная сторона правоохранительной деятельности часто суживается, ограничивается уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью. Иногда к этому добавляется и деятельность по поддержанию порядка: патрулирование на улицах и в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикетирования). Безусловно, упомянутые меры можно считать составной частью правоохранительной деятельности, но правоохрана включает и многие другие функции: защиту политических, имущественных;-социальных и других прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и т.п.
Иногда, наоборот, просматривается тенденция включения в содержание правоохранительной деятельности многих функций обеспечения национальной безопасности страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных угроз. Столь широкий подход размывает установленные Конституцией РФ и действующим законодательством границы правоохранительной деятельности, по существу стимулирует силовые методы воздействия, игнорируя рамки и принципы применения мер юридической ответственности, свойственных правовому демократическому государству.
Отнесение к мерам правоохраны обеспечений национальной безопасности, т.е. предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), игнорирует участие населения и органов местного самоуправления. Между тем практика показывает, что многие проблемы укрепления правопорядка могут и должны решаться при активной поддержке населения и местных сообществ, так как чем ближе правоохрана к источникам возникновения и конечной реализации прав, тем выше эффективность самой правоохранительной функции.
Еще одна проблема связана с объемом правоохранительной деятельности. Известно, что отдельные должностные лица и подразделения государственных структур наделены правом проводить некоторые действия, связанные с обеспечением правоохраны. Правом ведения дознания обладают капитаны кораблей дальнего плавания, начальники зимовок, командиры воинских частей, руководители подразделений пограничной службы. Однако с учетом места и роли такой деятельности в общем объеме выполняемых ими функций (у капитанов - организация морских перевозок, у командиров воинских частей - боевая подготовка, у пограничников - обеспечение охраны границы и тд.) эти должностные лица и органы не принято относить к числу правоохранительных органов, рассматриваемых в рамках данной учебной дисциплины.
С учетом изложенного можно определить основные направления (функции) правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие.
Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.
Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.
В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.). Не рассматривая такого рода функцию (кстати, свойственную и для других правоохранительных органов) как самостоятельное направление правоохранительной деятельности, подчеркнем ее важное значение для нор-мального функционирования правосудия.
Прокурорский надзор как самостоятельное направление правоохранительной деятельности включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, составляют прокуратуры рубъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Несколько иные функции, также связанные с правоохраной, осуществляет Министерство юстиции РФ и подведомственные ему федеральные службы путем участия в обеспечении нормстворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Также Министерство юстиции РФ организует исполнение судебных постановлений (приговоров и решений), лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.
Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц {оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), Федеральной службы безопасности РФ, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и таможенных служб. Их задача - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.
Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющие части мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функция адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и в уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.
Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным Органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов (частная охранная и детективная деятельность).
Основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов предопределяют их роль и место в системе государственных органов. В основе такого распределения установленные Конституцией РФ принцип разделения властей, полномочия Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ, предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, конституционные основы деятельности местного самоуправления, иных публично-правовых структур и общественных объединений граждан.
Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подчинен и неподконтролен каким-либо иным,органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.
Иногда высказываются мнения о том, что суд в силу своего особого положения не может входить в систему правоохранительных органов, так как это ставит его в зависимость от органов исполнительной власти. Такую оценку нельзя признать обоснованной. От-1 несение суда к органам правоохраны не лишает его независимости 1в силу установленных законом правил осуществления правосудия и "защиты статуса судьи, а исключение суда из числа органов правоохраны лишает суд, а значит и другие правоохранительные органы, возможности реально осуществлять правоохранительную функцию, что, конечно, неприемлемо.
Специфика взаимоотношений судрвс другими государственными органами заключается в том, что они, осуществляя судебный контроль, вправе требовать устранения допущенных нарушений закона, вносить предложения по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление законности и правопорядка.
Конституционный Суд РФ, признав не соответствующими Конституции РФ те или иные акты законодательства, принимает решение о прекращении их действия и контролирует его выполнение до достижения реального результата. В определенных случаях принимает решение о необходимости устранения правового вакуума, втом числе и путем использования своего права на законодательную инициативу.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды контролируют обязанность исполнять принятые ими постановления (приговоры, решения) по уголовным, гражданским и арбитражным делам. Также эти суды на основе установленных в судебном заседании фактических обстоятельств совершенного правонарушения вносят в государственные органы, учреждения и организации частные определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Место прокуратуры в системе органов государственной власти определяется ее статусом единой, независимой, централизованной системы. По мнению большинства специалистов и ученых, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а относится к механизму системы сдержек и противовесов, обеспечивающих деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
Сказанное не исключает различных форм взаимоотношений прокуратуры с государственными органами. В актах прокурорского надзора, направляемых руководителям государственных органов, учреждений и организаций, содержатся требования об устранении нарушений закона и принятии мер по укреплению правопорядка. Представители прокуратуры участвуют вработе совещаний, проводимых федеральными и региональными органами государственной власти; входят в состав различных координационных органов (например, межведомственных комиссий Совета безопасности); о мерах по борьбе с правонарушениями прокуроры обязаны информировать органы власти и население.
Органы охраны порядка и безопасности: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и другие, а также Министерство юстиции РФ - входят в систему федеральных органов государственной власти, подчинены и подконтрольны Президенту РФ и Правительству РФ. Действующее законодательство определяет рамки их самостоятельности и ответственности за выполнение поставленных задач.
Взаимоотношение органов охраны порядка и безопасности с другими государственными органами многоплановой конструктивно. Способствует их общему участию в укреплении правопорядка совместная работа в президентских и правительственных комиссиях (по борьбе с терроризмом, правонарушениями несовершеннолетних, коррупцией, распространением наркотиков и т.п.).
В соответствии с Конституцией РФ охрана общественного порядка возлагается также на органы местного самоуправления (ст. 132). Как известно, меры по созданию муниципальной милиции (полиции), проводимые в течение последнихлет, не привели к принятию окончательного решения. Проблемы, которые обсуждались, сводились к определению места органов охраны общественного порядка в системе муниципальной власти, их координации с деятельностью органов внутренних дел (милиции) и к государственному контролю. В этой связи отметим, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и взаимодействие может строиться на основе судебного контроля и ответственности за принимаемые решения.
Место в системе органов государства таких публично-правовых структур, как нотариат и адвокатура, определяется их правовой природой как общественных самоуправляющихся организаций.-консти-туционной нормой о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст. 46,48 Конституции РФ).
Место и роль негосударственных правоохранительных организаций определяется самостоятельностыр, т.е. они свободны в установлении целей, форм и методов своей деятельности, и обязанностью органов государственной власти соблюдать их права и интересы, оказывать необходимую поддержку в решении вопросов, связанных с их участием в укреплении законности и правопорядка.
Государственный контроль и вмешательство ограничены регистрацией уставов общественных организаций и наблюдением за его выполнением в рамках Конституции РФ и действующего законо-I дательства. В случае возникновения разногласий конфликтная ситуация разрешается путем обращения в суд.

Правоохранительная деятельность- деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, оказанию гражданам, в случае необходимости, юридической помощи.

Признаки ПД:

1. осуществляется юридическими способами воздействия (в зависимости от характера правовых вопросов правоохранительные органы имеют право применять соответствующие меры государственного и общественного воздействия в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом);

2. применяемые меры воздействия должны строго соответствовать требованиям законодательства (нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную или уголовную ответственность);

3. правоохранительную деятельность осуществляют специально уполномоченные государственные органы (они комплектуются соответствующими специалистами);

4. начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или иное правонарушение (во всех иных случаях правоохранительные органы не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность государственных органов, общественных и частных организаций);

5. законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат исполнению любыми должностными лицами и гражданами (неисполнение их влечет для правонарушителей санкции, установленные федеральным и местным законодательством).

Основные направления ПД:

1. защита прав, свобод и законных интересов граждан;

2. обеспечение надлежащего общественного порядка;

3. обеспечение общественной безопасности;

4. профилактика правонарушений;

5. выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;

6. принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим преступление;

7. обеспечение исполнения принятых решений;

8. обеспечение квалифицированной юридической помощи.

2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов в рф

Правоохранительные органы- специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Признаки ПО:

1. созданы законом или на их основе;

2. созданы для выполнения конкретных правоохранительных функций;

3. осуществляют свою деятельность только на основании закона, в соответствии с ним, с соблюдением прописанных в законе процедур;

4. вправе применять от имени государства меры принуждения.

Правоохранительные органы:

1. судебные органы(Конституционный суд РФ, Конституционные и Уставные суды субъектов, Федеральные суды общей юрисдикции, Федеральные Арбитражные суды, Мировые судьи) ;

2. органы, осуществляющие организацию, материальное и финансовое обеспечение судов(Верховный суд, Суд. Департамент при Верховном суде);

3. органы прокуратуры;

4. органы предварительного расследования(Органы Дознания и Предварительного Следствия);

5. органы внутренних дел(полиция);

6. органы исполнительной власти в сфере юстиций(Фед. служба судеб. приставов, Фед. служба исполн. наказаний, Фед. регистрационная служба);

7. органы обеспечения безопасности страны(Совет безопасности РФ, ФСБ, ФСКН, Органы службы внеш. разведки, Органы федерал. службы охраны, Таможня, Налоговая служба);

8. уполномоченные по правам человека;

9. органы, оказывающие юридическую помощь(адвокатура, нотариат, частные детективные охранные службы).

Введение 2
Глава 1 Понятие и развитие правоохранительной деятельности в России 5
1.1 Конституционный контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации 5
1.2 Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи 7
Глава 2. Основные направления правоохранительной деятельности 13
2 .1. Расследование преступлений как основная функция правоохранительной деятельности 13
2.2 Контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации 19
2.3 Прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и Министерство юстиции 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Задача: 33

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что правоохранительная деятельность в любом государстве является той необходимой основой для соблюдения прав и свобод человека. Это гарантия спокойной жизни народа в правовом государстве.
Наказание виновного за совершение преступление, восстановление нарушенных прав является необходимым элементом для функционирования современного правового государства.
Государство как политико-территориальная организация власти при любом режиме, любой форме своей организации имеет центростремительную направленность своих действий, поскольку в системообразующий элемент — власть коренным образом вплетена идея контроля над ситуацией.
Как бы то ни было, власть предполагает прямое выражение воли держателей этой власти и способности добиться исполнения этой воли независимо от того, кто и как относится к этому, различными способами: законодательным закреплением системы ценностей и механизмов реализации тех или иных правоотношений, деятельностью по обеспечению законодательно закрепленных ценностей, прав, свобод и, безусловно, обязанностей.
Государство разрабатывает и внедряет механизмы влияния на различные процессы повседневной жизнедеятельности. Иначе говоря, регулирует их.
При этом создание законодательной и нормативной базы является основным элементом такого регулирования, обеспечивая платформу последующих государственных действий.
Деятельность государства приобретает, таким образом, правовой характер. Государство, имея перед собой множество разнообразных по содержанию задач, призвано решать их в целях развития общества, достижения максимально положительного эффекта в обеспечении комфортного и удобного существования своих граждан. Это достигается весьма разнообразными способами. Нас в данном исследовании, поскольку речь идет о правовом характере государства и правах и свободах как высшей демократической ценности, интересуют вопросы, связанные с обеспечением этого правового характера. То есть вопросы правоохраны.
В данной сфере правоотношений, должен быть разработан действенный механизм, который бы позволил максимально эффективно осуществлять правоохранительную деятельность по всем направлениям.
Целью настоящей курсовой работы является комплексный анализ форм правоохранительной деятельности.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач, а именно:
1. Рассмотреть эволюция теоретических взглядов о правоохранительной деятельности;
2. Проанализировать правоохранительную деятельность, ее признаки, понятие и задачи;
3. Рассмотреть понятие значение оперативно-розыскной деятельности;
4. Охарактеризовать предварительное расследование;
5. Проанализировать конституционный контроль в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации;
6. Изучить осуществление правосудия в системе правоохранительной деятельности Российской Федерации;
7. Проанализировать прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов.
Объектом работы выступают общественные отношения, которые возникают в результате осуществления правоохранительной деятельности.
Предметом изучения являются нормативно-правовые акты, которые определяют понятие, задачи, формы правоохранительной деятельности в Российской Федерации.
Методологическую основу работы составляют диалектический метод познания, теоретический и правовой анализ, сравнительный анализ, обобщение и т.п.
Структура настоящей работы построена на основании поставленных цели и задач и состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы.

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2014) // Собрание законодательства РФ, 14.08.1995, N 33, ст. 3349
3. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности» //Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. N 33. ст. 3349,
4. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.02.2014) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995, N 47, ст. 4472.

Научная литература

5. Артемьев А.М. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: Дис. … д.ю.н. М.: 2011.
6. Безлепкин Б.Т.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации(постатейный). М.:»Проспект», 2012.
7. Бывальцева С.Г. Современная концепция развития российской прокуратуры // Бизнес, Менеджмент и Право. 2013. N 2.
8. Виданов А.М. Предварительное расследование в форме дознания: проблемы законодательного регулирования // Российский судья. 2013. N 9.
9. Гулягин А.Ю. Характеристика правоохранительной деятельности и осуществляющих ее органов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5.
10. Гулягин А.Ю. Прокуратура в системе органов государственного контроля // Юридический мир. 2012. N 12.
11. Лабоцкая Р.Е. Соотношение правоохранительной и контрольно-надзорной функций государства // Административное право и процесс. 2013. N 8.
12. Мельников Н.В. К вопросу о необходимости конституционного закрепления контрольной власти в России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 4.
13. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.К. Бобров, В.П. Божьев, С.В. Бородин и др.; под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2011.
14. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под общ. ред. А.В. Смирнова // Справочная правовая система КонсультантПлюс. Дата обращения 02.04.2014.
15. Соколова О.С. Объекты унификации норм законодательства о правоохранительной службе // Административное и муниципальное право. 2013. N 8.
16. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: эволюция теоретических взглядов // Современный юрист. 2013. N 3 (Июль-Сентябрь).

Год: 2015

Общий объем: 33 стр.

К основным видам правоохранительной деятельности относят:

Конституционный контроль

Правосудие

Прокурорский надзор

Охранно-общественный порядок

Расследования преступления

Защита прав и законных интересов, и оказание юридической помощи.

Правовая работа и т.д.

Конституционный контроль представляет собой социальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ (КРФ) и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным судом РФ.

Правосудие - важная направленная правоохранительная деятельность государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке. Правосудие обладает рядом специальных признаков:

Осуществление только указанными в законе способами:

Гражданские дела

Уголовные дела

Дело об административных правонарушениях

Реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры) установленного процессуальным

Осуществляется особым органом - судом

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов государственного управления, общественных организаций, а так же предотвращение, пресечение противоречащих действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется генеральным прокурором РФ и его всеми подчиненными.

Охрана общественного порядка - деятельность по предотвращению, пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства Внутренних Дел РФ.

Расследование преступления - деятельность особых должностных лиц - следователей, оперативных сотрудников и т.д., осуществляемая с целью раскрытия преступления, и завлечения лиц их совершивших для придания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в МВД, ФСБ и т.д.…так же имеется следственный комитет который выделен из прокуратуры.

Защита прав и интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляющейся, прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составляющих разного рода деловых бумаг, выступление адвокатов в суде. Адвокатура является общественной организацией.

Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридические службы, она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений. Юрисконсульты содействуют правопорядку путем составления договоров, визирование приказов, консультирование сотрудников. и т.д.

Другие направленные правоохранительные деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами ФСБ, нотариатом. И т.д.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организованность и деятельность.(закон о полиции)

дипломная работа

§ 2. Основные функции (направления) правоохранительной деятельности

Деятельность правоохранительных органов, очевидно, немыслима без принуждения либо реальной возможности такого принуждения для достижения определенных целей (сточки зрения права - исполнения обязанностей), главной из которых, является пресечение правонарушений. Принуждение, безусловно, присутствует в природе полномочий правоохранительных органов, но характеризует оно прежде всего их права. Правами же данные органы наделяются в целях выполнения обязанностей, которые первичны. Государственное принуждение применяют многие государственные органы, оно разнообразно по формам и методам осуществления, однако непосредственное (т.е. прямое, не опосредованное каким-либо управленческим или процессуальным решением) принуждение доступно только правоохранительным органам. Бекетов О.И., Опарин В.Н. «О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ»//Полицейское право. 2005. № 1. С.46.

В возможности применения мер непосредственного принуждения, которое не требует издания актов (постановлений, определений, поручений, протоколов и т.п.), предваряющих их употребление, и осуществляется непосредственно должностными лицами, и состоит одно из отличий правоохранительных органов от других органов государства.

Как справедливо отмечает Ю.П. Соловей Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ. Омск. 1993. С.119. , полиция действует путем непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет. В праве применять в целях пресечения правонарушений непосредственное принуждение, силу, причем в широком смысле - от простого прикосновения до насильственного лишения жизни обнаруживается социальная и правовая сущность, назначение всех правоохранительных органов. В то же время, полемизируя с Ю.П. Соловьем,

Как представляется, должностные лица органов, относящихся к числу правоохранительных (полицейских), должны обладать, как минимум, следующими правами, позволяющими им исполнять возложенные на них государством обязанности по пресечению правонарушений: доставлять, задерживать граждан, производить досмотр (осмотр), изъятие; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях дознание; применять полицейскую силу (или - что одно и то же - меры непосредственного принуждения - физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику). Причем права доставления, задержания в совокупности с правом применения полицейской силы, играют главенствующую роль в обеспечении выполнения возложенных на правоохранительные органы обязанностей. Бекетов О.И., Опарин В.Н. «О понятии и системе правоохранительных (полицейских) органов РФ»//Полицейское право. 2005. № 1. С.46.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Ее многоплановость проявляется в относительном разнообразии выполняемых социальных функций, содержание которых предопределяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. К числу таких направлений (функций) следовало бы относить: конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение конкретных, “своих” результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; создание условий для нормальной деятельности судов; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности. Достижение этих результатов в конечном счете обеспечивает выполнение упомянутых выше задач правоохранительной деятельности, несмотря на своеобразие и специфичность методов, используемых в процессе реализации конкретных функций (направлений). Галков В.А., Шумилин С.Ф. Правоохранительные органы. Белгород: Белгородская высшая школа МВД России. 1997. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2007. С. 48-51.

Существенным является и то, что все названные функции (направления) взаимосвязаны и дополняют друг друга. Здесь необходимо особо отметить, что среди них важное место занимают первые две - конституционный контроль и правосудие. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судебной властью. Как известно, эта ветвь государственной власти должна стать главным атрибутом правового государства, продвижение к которому объявлено одной из основных целей переустройства российской государственности в ближайшем будущем. Такое государство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влияния в обществе и государственном механизме зависит многое.

Правосудие - такая функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Его задачам подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства. Поэтому о правосудии вполне можно говорить как о сердцевине правоохранительной деятельности в целом.

Для выполнения названных функций правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые соответственно и именуются правоохранительными. В наши дни вопрос о круге такого рода органов решается по-разному: одни относят к ним большее количество, а другие - меньшее. Клеандров М.И., Чеботарев Г.Н. Правоохранительные органы в России. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. С. 36-40.

В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным дедам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие в 2 т. /Под ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Че Ро Контур, 2000.С. 45-32.

Анализ проблем деятельности Железнодорожного районного суда г. Новосибирска

Районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции, что обусловлено многочисленностью этих судов, а также отнесением к их подсудности наибольшего числа подведомственных судам гражданских и уголовных дел...

Государственные и негосударственные органы, занимающиеся правоохранительной деятельностью

Традиционно в учебной юридической литературе при рассмотрении правоохранительных органов используются следующие правовые категории -- «функция», «обеспечение законности и охраны правовопорядка», «правоохранительная функция»...

Контроль милиции за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

паспортный регистрационный визовый иностранный Руководство паспортно-визовой службой в РФ и ее организации осуществляется Министерством внутренних дел РФ, а в республиках, краях, областях, автономных образованиях...

Общая характеристика правоохранительной деятельности

Российская Федерация, как это закреплено в Конституции РФ, - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1). Фундаментальная роль права, зафиксированная Конституцией РФ, выражается в том...

Основные направления деятельности, принципы и задачи правоохранительных органов

В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Конституция Российской Федерации //Российская газета. 1993. 25 декабря Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления...

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности и система органов, её осуществляющих

Правоохранительная деятельность - это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей...

Правоохранительная система РФ

Правоохранительные органы Российской Федерации

В настоящее время в России осуществляется процесс правовой реформы, конечная цель которой -- построение демократического правового государства. Конституция Российской Федерации. - Ст.1...

Правохранительные органы РФ

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы...

Признаки судебной власти. Организация работы таможенных органов

Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с формированием государственной и таможенной границ...

Прокуратура РФ

Цель прокурорской деятельности определяется в ч.1 ст. 1 Закона о прокуратуре. Ею является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина...

Роль органов исполнительной власти в государственном управлении

государственный управление исполнительный власть Функции государственного управления как проявление практической деятельности органов исполнительной власти обусловлены социальной ролью государства и специфическим назначением органов...

К признакам правоохранительной деятельности относится: Во-первых, осуществление этой деятельности не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия...

Система правоохранительных органов Российской Федерации

О задачах правоохранительной деятельности можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов...

Юридические службы военных организаций