Правовое регулирование суррогатного материнства. Детям из пробирки закон не писан: как регулируют суррогатное материнство Суррогатное материнство семейный кодекс рф


С 1 января 2012 г. в силу вступили положения законодательства об охране здоровья, регламентирующие вопросы суррогатного материнства. Юридическая практика в России и до этого момента оперировала понятием «суррогатное материнство» (например, в семейном кодексе это понятие существовало с момента принятия кодекса в 1995 г.), теперь же урегулирована процедура суррогатного материнства, закреплена обязанность заключать соответствующий договор.

Суррогатное материнство является одним из официальных методов так называемых «вспомогательных репродуктивных технологий» (сокращенно - ВРТ) наряду с такими, как экстракорпоральное оплодотворение и искусственная инсеминация.

Суррогатное материнство представляет собой процесс, при котором эмбрион получают в результате соединения половых клеток женщины и мужчины вне женского тела (что называется, «в пробирке»), переносят его в матку суррогатной матери, которая затем вынашивает плод и рожает ребенка.

Лица, чьи половые клетки использованы для оплодотворения, именуются потенциальными родителями. Для одинокой женщины также предусмотрена возможность стать потенциальной матерью. При этом возможность стать потенциальным отцом для одинокого мужчины вообще не закреплена законодательно.

Вместе с тем на сегодняшний момент уже сложилась судебная практика, согласно которой одинокий мужчина вправе принимать участие в программе суррогатного материнства. Практика эта основана на отсутствии в законодательстве прямых запретов и ограничений такого права у мужчин. Первое судебное решение по вопросу отцовства в отношении ребенка, рожденного суррогатной матерью, было вынесено в августе 2010 г., впоследствии выносились схожие решения.

Отношения между потенциальными родителями (потенциальным отцом, матерью) и суррогатной матерью регулируются заключенным ими договором. В договоре прописываются права и обязанности сторон, размер оплаты услуг по вынашиванию плода, прочие условия.

Несмотря на то, что этические аспекты «беременности за деньги» до сих пор подлежат широкому обсуждению, а также осуждению, в том числе со стороны представителей православной церкви, возмездный характер суррогатного материнства действующему законодательству не противоречит. Закон не содержит никаких препятствий к заключению подобных договоров.

Суррогатной матерью может стать женщина, если она старше 20 и моложе 35 лет, имеет хотя бы одного собственного ребенка (при этом здорового), и обладает справкой, подтверждающей отсутствие у нее препятствующих суррогатному материнству заболеваний.

Существуют правила, перечисляющие те обследования, которые должна пройти женщина для того, чтобы ее признали годной к суррогатному материнству. Эти обследования включают в себя широкий спектр процедур: от анализа крови на инфекции до прохождения осмотра психиатром.

Кроме того, если женщина, намеренная стать суррогатной матерью, состоит в браке, она должна получить письменное разрешение супруга на участие в программе суррогатного материнства. Представляется, что договор, заключенный с женщиной, не соответствующей перечисленным выше требованиям закона, является недействительным. Однако однозначной практики, касающейся договора о суррогатном материнстве, пока не сложилось.

При регистрации ребенка, который был рожден суррогатной матерью , его родителями записываются лица, заключившие договор с суррогатной матерью. Однако делается это только с согласия самой суррогатной матери. Ничто не мешает женщине, родившей ребенка, передумать и «оставить ребенка себе». В этой ситуации закон защищает право суррогатной матери на определение судьбы ребенка, которого она выносила и родила, в ущерб правам генетических родителей.

К сожалению, семейное законодательств о на данный момент несовершенно и не «успевает» за реалиями жизни. В семейном кодекс е обозначено, что родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, могут быть записаны лица, являющиеся супругами. На этом основании ЗАГС может отказать одиноким женщине или мужчине, а также парам, не состоящим в зарегистрированном браке, в записи их родителями.

Судебная практика по этому вопросу, впрочем, начала складываться однозначным образом: поскольку в законе нет прямого запрета на участие в подобной программе одиноких людей и пар, не состоящих в браке, решения ЗАГСов об отказе в совершении соответствующей записи признаются незаконными.

В последнее время, изучив сложившуюся практику, сотрудники ЗАГСов стали делать записи, не дожидаясь оспаривания своих действий в суде. Однако и сейчас у одиноких родителей есть шанс столкнуться с тем, что ЗАГС откажет в совершении подобной записи. Выходом станет обращение в суд.

Следует помнить, что после того, как запись о родителях ребенка, рожденного суррогатной матерью, произведена, суррогатная мать не вправе переменить свое решение и оспаривать родительские права тех лиц, с которыми она заключала договор о суррогатном материнстве.

В статье 55, п.9 этого закона дается определение данного метода вспомогательных репродуктивных технологий: «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям».

В п.10 этой же статьи закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации». дается определение данной вспомогательной репродуктивной технологии: «Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки».

Семейный кодекс Российской Федерации формулирует следующие определения относительно суррогатного материнства. Согласно ст. 51, п.4: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Согласно статье 52, п.3 «Супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине, а также суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства и отцовства после совершения записи родителей в книге записей рождений ссылаться на эти обстоятельства».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об актах гражданского состояния», где определяется порядок регистрации новорожденного в органах ЗАГС: «при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), на запись указанных супругов родителями ребенка».

Приказ № 67 Министерства здравоохранения РФ от 2003 г. «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия», где определяются показания к проведению процедуры суррогатного материнства в России, требования к суррогатным матерям, а также объем исследований для заменяющей мамы и биологических родителей.

Таким образом, процедура суррогатного материнства в России разрешена и регулируется на основе законодательства страны.

Ряд российских юристов Понкин И.В., Еремян В.В., Михалева Н.А., Богатырев А.Г., Кузнецов М.Н., Понкина А.А. дали свою оценку некоторым статьям Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской федерации», в частности, о суррогатном материнстве.

В комментарии к закону говорится о недопустимости создания рассматриваемым Федеральным законом условий для формирования системы аморальной индустрии на суррогатном материнстве (части 1, 9 и 10 статьи 55).

Также в комментарии подчеркивается, что при всей сложности и неоднозначности вопроса о суррогатном материнстве, осуществляемом «по доброй воле», можно привести (не исключено, что дискуссионные) рациональные замечания и возражения нравственного порядка.

Полностью текст Комментария о суррогатном материнстве приводится ниже:

«Закрепление ситуации, когда в силу совершенно очевидного отсутствия в рассматриваемом Федеральном законе каких-либо ограничений и запретов на вынашивание и рождение ребенка по договору на коммерческой основе (за вознаграждение) роль женщины как матери аморально сводится к роли оплачиваемого живого инкубатора в индустрии суррогатного материнства , является совершенно недопустимым, грубейшим образом посягает на человеческое достоинство женщины и ее гендерные права, противоречит статьям 3 и 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, статьям 5 и 7 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19.12.1966, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979, Конвенции Совета Европы о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье от 11.05.2011 , целому ряду иных международных документов о правах женщин.

Фактически организацию и осуществление суррогатного материнства на коммерческой основе, превращающего женщину в коммерчески эксплуатируемого «человека-инкубатора», обоснованно можно рассматривать и оценивать как аналог организации занятий и самого занятия проституцией (защитники «права на свободное использование своего тела» женщиной в рамках проституции так же пытаются сформировать мнение, что это исключительно личное дело женщины - как ей использовать свое тело, что это - такая же работа, как и другие виды трудовой деятельности, и она должна получать деньги за такие свои услуги…).

Приводимый в обоснование социальной приемлемости также и коммерческого суррогатного материнства его защитниками аргумент о том, что выплата возмещает расходы суррогатной матери, понесенные ею в период вынашивания и в связи с вынашиванием чужого ребенка, не выдерживает критики, поскольку такое возмещение расходов как раз не вызывает возражений. Но в том и отличие осуществления суррогатного материнства на коммерческой основе от некоммерческого суррогатного материнства: суррогатная мать и (главная проблема) посредник получают вознаграждение (помимо указанного возмещения), по существу, осуществляя предпринимательскую деятельность.

Ряд зарубежных правоведов оценивают такого рода коммерческие отношения как искажающие природу отношений «мать-дитя» и противоправно посягающие на человеческое достоинство женщины, аргументировано доказывают обоснованность использования применительно к такого рода коммерческим отношениям понятий «лизинг матки» и «торговля детьми» .

Поскольку сегодня средняя стоимость такого рода услуг позволяет воспользоваться ими только весьма состоятельным лицам, введение возможностей коммерческого суррогатного материнства будет преследовать цели исключительно ограниченного числа богатых лиц, что вполне может спровоцировать социальную ненависть к ним со стороны остальной части общества, поскольку с нравственной точки зрения это мало чем отличается от введения возможности свободного коммерческого оборота внутренних органов.

Именно поэтому, надо полагать, организация и осуществление суррогатного материнства на коммерческой основе запрещены в большинстве стран мира, во многих штатах США. А во многих странах мира вообще запрещено суррогатное материнство (к примеру, во Франции запрет суррогатного материнства определяется статьей 16-7 Гражданского кодекса Франции , вытекает еще из ряда актов).

В Нидерландах, Бельгии и многих других странах запрещено любое посредничество (даже на некоммерческой основе) в организации и осуществлении суррогатного материнства .

В соответствии с пунктом 1 параграфа 2 Закона Великобритании о регулировании некоторых видов деятельности в связи с договоренностями, достигнутыми с целью использования женщин, вынашивающих детей в качестве суррогатных матерей, от 16.07.1985, «ни одно лицо на коммерческой основе не вправе совершать никакое из нижеследующих деяний в Соединенном Королевстве:

(a ) инициировать или принимать участие в любых переговорах с целью планирования и организации суррогатного материнства,

(b ) предлагать или соглашаться на переговоры относительно осуществления суррогатного материнства, или

(c ) приготовлять любую информацию с целью ее использования в осуществлении или организации суррогатного материнства;

и ни одно лицо не вправе в Соединенном Королевстве осознанно побуждать другое лицо к осуществлению указанных действий на коммерческой основе» .

Пункты 2-9 указанного параграфа Закона Великобритании дополняют вышеприведенную формулировку, уточняя ее и устанавливая ответственность за нарушения указанных выше запретов, создавая правовые преграды различного рода уловкам, призванным обойти такие запреты.

Указанные акты (лишь пример из длинного ряда таковых) совершенно определенно показывают, что суверенное, уважающее себя государство, дорожащее своей международной репутацией и репутацией перед своими гражданами не может легализовывать аморальный бизнес «на чреве женщины», как не может легализовывать организацию занятий проституцией или торговлю людьми».


.

См., например: Banda Vergara A. Dignidad de la persona y reproducción humana asistida // Revista de Derecho. - 1998, diciembre. - Vol. IX. - P. 7-42; Gómez de la Torre Vargas M. La fecundación in vitro y la filiación. - Santiago de Chile: Editorial Jurídica de Chile, 1993. - P. 201, 204-205.

Code civil // .

Avis de Comité Consultatif de Bioéthique № 30 du 5 juillet 2004 relatif à la gestation-pour-autrui // .

Act to regulate certain activities in connection with arrangements made with a view to women carrying children as surrogate mothers (Surrogacy Arrangements Act 1985) // ; . Перевод А.А. Понкиной.

Суррогатное материнство – это искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона, а также вынашивание ребенка для супружеской пары, для которых данный ребенок будет генетически родным, а для вынашивающей его женщины - "биологически чужим".

Рассмотрим правовые аспекты суррогатного материнства в России. Специализированных нормативных актов в части регулирования суррогатного материнства в РФ нет. Суррогатное материнство в частности регулируется следующими нормативными актами:

  • Приказ Минздрава РФ от 26.02.2003 №67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия" (Приказ);
  • статьи 51, 52 Семейного кодекса (СК);
  • статья 16 Федерального закона от 15.11.97 №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния";
  • статья 35 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (Основы законодательства).
    Договор суррогатного материнства и его юридическая сила
Будущие родители ребенка и суррогатная мать заключают договор о суррогатном материнстве. От того, насколько грамотно будет составлен договор, зависит развитие отношений между будущими родителями и суррогатной матерью.

Согласно статье 420 Гражданского кодекса (ГК) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках.

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Однако передачу ребенка суррогатной матерью нельзя признать предметом договора, а ребенка - предметом сделки.

Таким образом, нельзя к договорам суррогатного материнства применять нормы ГК, регулирующие имущественные отношения. Он должен регулироваться Семейным кодексом (СК).

Суррогатное материнство не является коммерческой сделкой. Денежное вознаграждение, предусмотренное договором суррогатного материнства, - это компенсация, которую получает суррогатная мать в связи с беременностью, лишением заработка и т.д.

Что касается юридической силы договора суррогатного материнства, то этот вопрос стоит весьма остро.

Согласно п. 4 статьи 51 СК лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

О том же говорится и в статье 16 Основ законодательства: искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины). Если суррогатная мать на момент заключения договора состоит в браке, то согласие мужа на участие жены в экстракорпоральное оплодотворение является необходимым условием действительности договора.

Кроме того, определенные требования предъявляются и к сторонам договора.

Так, суррогатной матерью тоже может стать не каждая женщина. Необходимые требования закреплены в Приложении №1 Приказа.

  • возраст от 20 до 35 лет;
  • наличие собственного здорового ребенка;
  • психическое и соматическое здоровье.
Суррогатные матери проходят и специальное медицинское обследование.

Потенциальные родители ребенка должны:

  • состоять в зарегистрированном браке;
  • иметь соответствующие медицинские показания, предусмотренные Приказом.
    Как найти суррогатную мать и необходимое медицинское учреждение
Можно действовать по двум направлениям:
  • самим решать все организационные вопросы;
  • обратиться в специализированные организации.
Выбравшие первый путь родители должны знать и помнить: искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Следует найти ответы на следующие вопросы:

  • есть ли лицензия;
  • практика проведения медицинских процедур;
  • количество проведенных процедур и их качество;
  • жалобы.
Всю необходимую информацию можно поискать в интернете на специализированных сайтах и форумах.

Что же касается выбора суррогатной матери, то родителям следует внимательно изучить Приказ и все требования, которым она должна отвечать. Родители, кроме того, должны возместить суррогатной матери все расходы на проведение необходимого в данном случае обследования, даже если результаты обследования не окажутся положительными.

При заключении договора с суррогатной матерью следует обратить особое внимание и определить:

  • медицинское учреждение, в котором будет происходить имплантация эмбриона, наблюдение за течением беременности;
  • место проживания суррогатной матери в период вынашивания ребенка;
  • права и обязанности сторон;
  • последствия в случае рождения неполноценного ребенка;
  • ответственность сторон за невыполнение условий договора.
Могут быть предусмотрены условия конфиденциальности договора.

Если родители пойдут по второму пути – решат обратиться в специализированную организацию, то следует помнить: вопрос мошенничества в этой сфере стоит очень остро!

Поэтому, выбирая фирму, необходимо проверить всю необходимую документацию, касающуюся осуществления деятельности.

Обратите внимание на круг обязанностей организации при заключении с ней договора, например, такие как:

  • поиск медицинских учреждений и суррогатной матери;
  • заключение соответствующих договоров с данными учреждениями и лицами;
  • проведение юридической экспертизы документов;
  • отслеживание соблюдения суррогатной матерью прописанного врачом режима.

Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

Россия – одна из прогрессивных стран в вопросах суррогатного материнства, однако законодательного однозначного ответа на подобное явление нет и здесь. В Великобритании необходимый закон был принят в 1980 годах и с тех пор почти не изменялся. Но независимо от юрисдикции это явление объединяет одно – недостаточное правовое регулирование.

Законно, но туманно

Россия - одна из немногих стран, где суррогатное материнство разрешено, в том числе на коммерческой основе. Стоимость такой услуги для будущих родителей через агентства может сильно различаться в зависимости от пакета услуг. Московские клиники называют цену в 2,4 млн руб. (GMS ЭКО), 2,5 млн руб. («АльтраВита »). Переменных для ценообразования немало: медицинское сопровождение, процесс переноса эмбриона (по закону для него не может быть использована яйцеклетка суррогатной матери), вознаграждение для суррогатной мамы, другие траты, связанные с ведением беременности, роды (если выбирается платная клиника), а также юридическое сопровождение. На ресурсах указывается, что вознаграждение для сурмамы, как правило, составляет около 1 млн руб. Юридическая часть вопроса по важности сравнима со сложной репродуктивной технологией: суррогатная мать по российскому законодательству может оставить ребенка себе.

С родителями заключается договор, где описываются детали и условия. В конечном счете для законодателя имеет смысл только соглашение суррогатной матери, которое приносят родители ребенка в ЗАГС. Также должно быть нотариально заверенное согласие мужа, если он есть у суррогатной матери. Как правило, посредником в таких вопросах выступают медицинские центры и они же предоставляют юридическое сопровождение. Но тем не менее заставить суррогатную мать отдать ребенка нельзя.

В РФ нет специального закона, который бы регулировал суррогатное материнство, но отдельные положения о нем закреплены сразу в нескольких документах. В ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ст. 55 («Применение вспомогательных репродуктивных технологий») закреплены основные положения. Там же говорится, что «суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которой вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям». Медицинские показания, которые нужны для процедуры, перечислены в приказе Минздрава «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Показания к суррогатному материнству:

а) отсутствие матки (врожденное или приобретенное);

б) деформация полости или шейки матки при врожденных пороках развития или в результате заболеваний;

в) патология эндометрия (синехии, облитерация полости матки, атрофия эндометрия);

г) заболевания (состояния), включенные в Перечень противопоказаний;

д) неудачные повторные попытки ЭКО (три и более) при неоднократном получении эмбрионов хорошего качества, перенос которых не приводит к наступлению беременности;

е) привычное невынашивание беременности (три и более самопроизвольных выкидыша в анамнезе).

Еще один документ, в котором говорится об этой репродуктивной технологии, - Семейный кодекс (п. 4 ст. 51). В нём закреплено положение о том, что суррогатная мать может оставить ребенка себе: «Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)». Похожие тезисы есть и в законе «Об актах гражданского состояния». Если суррогатная мать не отдает ребенка, то оспорить это можно в суде. В частности, такие .

Следующие шаги

Российский законодатель пришел к тому, чтобы усовершенствовать уже существующие механизмы. Члены Совфеда в мае 2018 года внесли законопроект № 473140-7 . В нем предлагается закрепить порядок для ЗАГС по регистрации таких детей. «Положения Семейного кодекса РФ и № 143-ФЗ предусматривают только один из нескольких случаев регистрации ребенка, родившегося в результате реализации применения репродуктивных методов, тем самым нарушаются права одиноких женщин и лиц, не состоящих в браке», - сообщается там. Пока законопроект не прошел даже первое чтение. Но и международный опыт показывает, что быстро прийти к безусловному регулированию не получится из-за тонкости вопроса. В Госдуму в начале 2017 года вносили законопроект №133590-7 , в котором предлагалось запретить суррогатное материнство. «Для «передачи» ребенка от суррогатной мамы к «родителям-заказчикам» не требуется даже процедура усыновления, что еще больше выводит договор об оказании соответствующих услуг за пределы правового поля и может привести к нарушению прав детей, рожденных таким способом», - мотивировали авторы проекта свою инициативу. Поддержку инициатива не нашла, и проект провалился в первом чтении.

Позиционирование ребёнка не как личности, а как некоего объекта сделки, по существу - как неодушевлённого объекта, которому атрибутируются признаки товара и потребительские товарные свойства, стало основным аргументом в пользу полного запрета суррогатного материнства в Германии.

Из пояснительной записки проекта о запрете суррогатного материнства .

В Европе отношение к суррогатному материнству преимущественно настороженное. Например, оно полностью запрещено в Австрии, Германии, Норвегии, Швеции и Франции. Некоммерческая форма (когда сурмать не получает деньги за услугу) разрешается в Великобритании, Испании, Дании и некоторых других странах. А в Бельгии и Греции эта сфера отношений вообще не регулируется.

Великобритания была одной из первых стран, которые внесли это понятие в законодательство. Долгое время суррогатное материнство там было запрещено, но после его разрешили исключительно на некоммерческой основе. Летом этого года законодательная комиссия страны вновь обратилась к необходимости реформировать сферу, рассказывает The Guardian. Предлагается создать национальный реестр суррогатных матерей, чтобы при необходимости дети могли получить информацию о своем происхождении. Также комиссия советует создать специальный регулятор над организациями, которые участвуют в процессе. Предлагается отрегулировать законы для скорейшего процесса получения родительского приказа: сейчас на то, чтобы новые родители получили права, может уйти много месяцев.

Сколько детей в России рождается от суррогатных матерей каждый год, точно неизвестно. Последние более-менее официальные данные приводила Российская ассоциация репродукции человека в 2017 году, отметив значительный рост спроса на процедуру: в 2015 году врачи приняли на 41 процент больше родов у суррогатных матерей, чем в 2014 году. Если в цифрах, то после переноса эмбрионов наступило 712 беременностей и 508 родов. В то же время крупнейшая юридическая организация - Европейский центр суррогатного материнства - заявляла о других данных - в разы больше. Так, по подсчетам специалистов компании, в России в год рождается минимум 22 тысячи детей от суррогатных матерей при ежегодном росте спроса на процедуру не менее 20 процентов. Так или иначе, спрос на суррогатное материнство в стране есть, предложение тоже. Однако законодательно оно регулируется очень плохо, из-за чего вокруг суррогатного материнства часто ведутся ожесточенные споры: то его хотят отменить, то не хотят, то обсуждают поправки, то замолкают. Что же происходит в законодательстве сейчас, и какие предложения вносят власти? Что нам нужно знать о регулировании суррогатного материнства в России?

В чем противоречивость российского законодательства?

Россия - одна из стран, где суррогатное материнство полностью легализовано как на коммерческой, так и на бесплатной основе. Процедура регламентируется сразу несколькими законами и статьями. Одна из них - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Она определяет суррогатное материнство как вынашивание и рождение ребенка по договору - он заключается между суррогатной матерью и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения. Статья разрешает прибегать к процедуре и женщинам без партнеров, которые не могут выносить и родить ребенка по медицинским показаниям. Также для регистрации новорожденного не имеет значения, состоит пара в браке или нет. Все имеют равные права. Об этом же говорится и в приказе Минздрава «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».

Здесь возникает главный тупик, потому как Семейного кодекса разрешает записывать родителями ребенка, родившегося от суррогатной матери, только зарегистрированные семейные пары. Ни о неженатых парах и женщинах без партнера речи нет. Поэтому на практике они вынуждены обращаться в суд, чтобы зарегистрировать ребенка. А пока ведется судебное разбирательство, младенец как бы «повисает» в правовом поле и фактически не существует для государства, потому он не сможет получать медицинскую помощь, услуги молочной кухни, его нельзя будет прописать по месту жительства и так далее.

Порядок регистрации ребенка также закреплен в 16 статье ФЗ «Об актах гражданского состояния», в формулировке которой указаны только «супруги, давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания». Они могут подать заявление на регистрацию и приложить к нему свое согласие на вспомогательную репродуктивную процедуру, согласие суррогатной матери на запись их родителями и заключение медицинского учреждения.


О других неучтенных в законодательстве России нюансах говорил глава Российской ассоциации репродукции человека, доктор медицинских наук, профессор Владислав Корсак. Например, он отметил, что сразу после рождения ребенок принадлежит суррогатной матери, пока она не откажется от него в пользу биологических родителей. Из-за этого нечасто, но возникают конфликты. Например, в законе не сказано, что делать, если суррогатная мать внезапно решит оставить ребенка себе и не станет его отдавать. А она может так сделать по нынешнему законодательству. В сущности, интересы биологических родителей ничем не защищены - они имеют права на малыша генетически, в то время как выносившая его женщина - юридически. Отсюда есть риск возникновения другой ситуации, о которой рассказывала член Комитета Госдумы по образованию и науке Татьяна Касаева. Суррогатная мама может дать согласие на передачу ребенка, но специально затягивать процесс.

Другой момент - права новорожденного. Случается, что если ребенок рождается с тяжелыми заболеваниями, он становится не нужен ни суррогатной матери, ни генетическим родителям. Усложняется все тем, что, по сегодняшним нормам, заключается двусторонний договор между генетическими родителями и суррогатной матерью, поэтому последняя может элементарно скрыть выявленные у плода патологии, чтобы получить оговоренные контрактом деньги. По сути, сообщать родителям о течении беременности могла бы медицинская организация, которая курирует весь процесс, но нет. Так как она не фигурирует в договоре, то и ответственности никакой и ни перед кем не несет. Непонятно, что будет с ребенком и том случае, если родители начнут разводиться, пока суррогатная мать его носит. Таких нюансов очень много, и все они никак не отражены в российском законодательстве.


Споры вокруг суррогатного материнства

Суррогатное материнство всегда вызывало жгучие и часто агрессивные споры. В разные годы процедуру пытались запретить на государственном уровне. В 2017 году в Госдуму поступил законопроект о запрете суррогатного материнства. Автор документа - сенатор Антон Беляков - предложил внести поправки в федеральные законы «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «Об актах гражданского состояния» и Семейный кодекс РФ, запрещающие вынашивание и рождение ребенка по гражданско-правовому договору между суррогатной матерью и потенциальными родителями. Он считал, что существующая практика суррогатного материнства не защищает в равной степени права и интересы детей, суррогатных матерей и потенциальных родителей. Запрет, по его словам, должен сохраниться, пока в России не будет создан полноценный институт суррогатного материнства. Тогда эту идею поддержала сенатор Елена Мизулина и предложила приравнять суррогатное материнство к торговле людьми. Однако члены комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей отклонили законопроект в первом чтении.

Пожалуй, самый масштабный законопроект по суррогатному материнству готовил председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов в 2018 году. Он должен был максимально устранить двойные трактовки и детально прописать права и обязанности всех сторон процедуры. Комитет по охране здоровья даже планировал сменить формулировку, переименовав «суррогатное материнство» в «донорское», чтобы снять негативные ассоциации. Однако с конца 2018 года информации о законопроекте и его судьбе так и не появилось.

Зимой этого года очередную попытку запретить платное суррогатное материнство предпринял депутат Госдумы Виталий Милонов. Он подготовил соответствующий проект закона, но инициатива не имела продолжения.