Задания по логопедии для школьников. Комплекс упражнений по развитию письменной речи у младших школьников. Правила проведения артикуляционной гимнастики


Упражнения для развития письменной речи младших школьников


Слоговой анализ и синтез

Задание. Прочитайте слова из этих слогов. Запишите их .

ви - лы, сок, жу, дал, сел

за - вод, бор, сов, кат, был, выл, бил

ки - но, ты, нул, вал, дал

но - ги, ты, ры, сы, си, ша, ра, жи

по - ра, жар, вар, пал, гас, шёл

ра - ма, на, ки, да, но

шу- ба, ми, ты, тил

со - да, ва, ты, кол, вет

а - ля, ся, ня

я - ма, корь

о - сы, са, си, ба, жог, вод, мут

у - рок, зел, дар, гар, пал, гол, тюг, жин

Чтение предложений с самостоятельным делением на слоги

Задание. Читайте эти предложения и делите слова на слоги устно (или письменно на карточках).

    Над лугом летали бабочки. Дети ловили бабочек. Вове подарили кубики. Боре подарили тетради. Рыбаки ловили рыбу. Они сидели на берегу. Лида кормила кроликов. Она дала им траву. Мама купила малину. Малину дали детям. Книги лежали на парте. Ученики читали.

    Девочка пасла корову. Корова щипала траву. Наступило жаркое лето. Дети много купаются. В лесу кукует кукушка. В саду поёт соловей. Наташа купила арбуз. Она любит арбузы. Дети жили в лагере. Там было весело. Туристы сидели у костра. Они пели песни.

Задание. Выбирайте слоги и составляйте из них слова. Запишите их по данным образцам.

Образец. Маша, лапа, ура, уши, рама, наши.

Образец. Вата, парта, нора, ворона, воробей, яма, Юра.

Нахождение звука в словах со стечением двух согласных в начале слова или в конце слова

согласными буквами в начале слова.

Вдали слышен гром. Скоро будет гроза. Клади вещи на место. Где положил, там и ищи. Гриша купил книгу. Гриша любит книги. Всегда говори правду. Я никогда не лгу маме. Все гряды заросли травой.

Задание. Прочитайте и выпишите слова с двумя согласными в конце слова.

Волк бегает по лесу. Волк ищет корм. Летом наш сад густ. Зимой наш сад пуст. Сестра купила шёлк. У Иры красный бант. Идёт сильный дождь. Дети спрятались под зонт. Пчёлы дают мёд и воск. Мама купила мёд и воск. Танк ехал через мост. Торф даёт много тепла.

Выделение гласных в рассказах

Задание. Прочитайте и спишите рассказы. Подчеркните в них гласные буквы.

За нашим домом есть сад. В саду растут яблони, груши, сливы и вишни. Есть кусты малины. На грядках растёт клубника. Перед домом - клумбы с цветами. На клумбах цветут розы, лилии, пионы, анютины глазки.

ПТИЧИЙ ДВОР

На ферме большой птичий двор. На дворе гуляют гуси и гусята, утки и утята, куры и цыплята. Птиц кормит птичница бабушка Настя. Ей помогают Таня и Катя. Они кормят гусят, утят и цыплят.

Деформированный текст с пропущенным словом

Задание. Спишите эти предложения, вставляя пропущенные слова.

Собака... кость. Лошадь... сено.

Художник... картину. Лиса... зайца.
Кошка... мышку. Стояла... осень.

Слова для справок: поймала, ест, рисует, сырая, ловит, грызёт.

Диктанты с анализом

Задание. Сосчитайте, сколько в предложении слов, и поставьте столько же черточек. Разделите слова на слоги и поставьте столько же черточек. Сосчитайте, сколько в слове букв, и поставьте столько же точек. Запишите предложения по данному образцу.

Образец. .. … .. .. .. .. ... Каток полили водой.

Сима купила лото. Саша любит репу.

Мила вила венок. Собака ловит лису.

Папа разбил очки. Мама сушит грибы.

Кошка лижет лапу. Оса укусила Машу.

Предложения для диктантов с предварительным звуковым анализом

У Лиды два брата - Миша и Вова. Вот наш дом. У дома садик. Папа купил сыну лыжи и сани. Дети были дома. Рома учил уроки. Лида мыла пол.

Гриша и Тома были на лугу. Там гуси. Наша кошка Мурка играла на полу. Мама мыла Тому. Тома мыла куклу.

У нас была ёлка. Мы вешали на ёлку бусы, цепи, шары. У Лиды была кукла. Лида шила кукле шубу. Мама купила сыну тачку и кубики. Кот ел рыбу. Рыбы было мало.

Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности.

Вставь гласные. Запиши.

М_ш_ ж_л к_т. Зв_л_ к_т_ Р_ж_к. Хв_ст _ Р_ж_к_ п_ш_ст_й. М_льч_к ч_ст_ _гр_л с к_т_м. _н_ б_л_ др_зь_.

Д_д_ _р_ пр_н_с кн_г_. Т_м з_йк_ _ м_шк_, Т_н_ _ м_ч_к, сл_н _ к_нь. М_ л_б_м ст_х_.

Пр _бл _ж_ _тс _ _с _нь. Ч_щ _ ст_л _ в _п_д_ть д _жд _. З _мл _ в с_д _ _ж _ _с _п_н_ ж _лт _м _ л _сть _м _. Р _ж _ сл _шн _ г _л _с_ п _вч _х пт _ц. _н _ г _т _в _тс _ к п _р _л _т _ в т _пл _ _ кр_ _.

Тексты без границ слов.

Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно

Сентябрь.

Наступилсентябрь.Ученикиселизапарты.Школьникитеперьмалогуляют.Имнадоучитьуроки.Амалышицелыйденьиграютнаулице.Надворепокатепло.

Носолнышкогреетвсѐменьше.Наклумбахещѐцветутастрыифлоксы.

Скоробудутлитьдожди.

Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.

Ответраистужипряталисьвтѐпломгнезде.Онирадысветлойвесне.

Любимыйтеатр.

ВМосквеестьтеатркукол.ИннаиТатьянаидуттудасрадостью.Настенечудесныечасы.Наступилполдень.Петухзовѐтдетей.

Тексты без заглавных букв и точек.

Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.

зима в лесу

повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк бродит на лесной опушке

скоро зима

под густой зелѐной ѐлочкой заяц строит свой дом переменила белка шубку на зиму чинит гнездо лиса бегает по полям роет мышиные норки забрался под низкий пень хорѐк у него там просторные хоромы ѐжик укрылся опавшими листьями и уснул на всю зиму ушѐл глубоко в землю крот лесные мыши попрятались в мох скрылись и лягушки забрались в ил

летний дождик

стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тѐмная туча она не спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в каждой капельке-дождинке играл солнечный луч перестал дождь посмотрите

на небо кто-то выстроил разноцветный мост от заречных лугов до деревни идѐт легкий парок от земли воздух наполняет запахи полевых цветов

Восстанови предложение и рассказ.

Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.

ѐжика, подарил, дедушка, ребятам

в, он, летом, жил, сарае

ежик, в, зимой, норе, уснул

голодный, ежик, вернется, весной

мыши! берегитесь

жалобно, лесу, в, стонут, деревья

мчится, голы, по, ветер, ветвям, холодный

настоящая, зима, пришла, уже

верхушки, деревьев, качает,он

дни, мягкие, серые, стояли

легким, завалила, город, зима, снежком

стоят, деревья, снегу, все

узкую, утром, беседке, к, расчистили, мы, дорожку

в, сидят, гнезде, птенцы

громко, они, пищат

есть, хотят, малыши,

к, летит, ним, мама

червяка, она, несет, маленького

птичка, детей, спешит, своих, покорм

Использованная литература:

1. Городилова В.И.Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА, 2005. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

2. Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений.- М.: Книголюб, 2005. (Развитие и коррекция)

3. Емельянова Е. Н., Соболева А. Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. - СПб.: Пи­тер, 2009.

4. Яворская О. Н. Дидактические игры для занятий логопеда со школьниками (7-11 лет). СПб.: КАРО, 2014.- (Серия «Мастер-класс логопеда »).

5. Яворская О. Н. Игры, задания, конспекты занятий для разви­тия письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. - СПб.: КАРО, 2007. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

6. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для школьников (3-4 классы). СПб.: КАРО, 2010. - (Серия «Мастер-класс логопеда »).

7. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2011.- (Серия «Коррекционная педагогика»).

«Звуки и буквы» (сентябрь)

Что такое звук? (Звук это то, что мы слышим и произносим)

Что такое буква? (Буква это то, что мы читаем и пишем)

Я буду произносить ряд звуков, вы должны назвать, какие гласные я произнесла и выложить схемы из красных кружков: АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ.

А теперь составим буквенные ряды, я буду произносить ряды звуков, а вы должны выложить буквенные ряды. АОУИ, ИУАО, УИОА, ОАУИ

Повторим еще раз:

Что такое звук?

Что такое буква?

Йотированные гласные буквы (октябрь).

  1. Назови гласные буквы I ряда. (А О У Э Ы)

Назови гласные буквы II ряда (Я Ё Ю Е И)

  1. Назови парную гласную букву из другого ряда, например, я говорю Ё, ты называешь – О.

Я - …, Ё - …, Е - …, Ю - …, И - …, О - …, А - …, Ы - …, У - …, Э - … .

  1. Повтори за мной цепочки слогов:

БА – БЯ ГУ – ГЮ КЫ – КИ МО - МЁ

ВО – ВЁ ДЭ – ДЕ ЛА – ЛЯ НЭ - НЕ

  1. Назови слог с нарной гласной из другого ряда, например, я говорю БА, ты говоришь БЯ.

ВА - …, ГЯ - …, ДЁ - …, ЗО - …, КЮ - …, ЛУ - …, МЕ - …, НЫ - … , ПИ - … .

Слог. Перенос слов. Ударение (октябрь).

  1. «Половинки».

Найди части слов, соедини их и запиши слова:

ды сос ла па на ра за бор нок пла ток зво

  1. «Морской бой».

По заданному шифру составь слова, прочти и запиши предложение.

Б1 В2 А2 Б2 А3 В3 Б2 В1 А1 А Б В 1

ма

нас

зи

пи

ла

ту

бе

ла

  1. «Собери слово».

Из слогов, записанных в разном порядке составь слова.

лод, хо -…

та, во, ро - …

ве, ка, шал - …

ту, ар, тро -…

ша,та, мы -…

мо, гра, та - …

би, рать, за -…

пи, кра,ва -…

чик, бор,за -…

до, про, во, вод -…

лен, дарь, ка -…

  1. Найди слог, вставь недостающие слоги.

са__ги ма__на ли__ны

ко __ со ло__та ба__ны

До__га ка__ши со__ка

5. Сложи по заданным слогам.
а) Сложи 1-е слоги:

Дорога машина

Богатый лопата топить

Листик товары падчерица

Клевать ночевать выйди

Думать ботинок выйду

б) Сложи 2-е слоги:

Еда свеча

намочил горе

попона огород удача

догонял получил глубина

Узоры кололи пустой

в) Сложи 3-и слоги:

Петухи этажи седина

Талия непогода парады

Брусника саранча лечи

г) Сложи: 2 слог 3 слог 3 слог

Напугать березы подарили

Однокоренные слова. Корень слова (ноябрь).

  1. Прочитать группу родственных слов.

Веснушки веснянка вешние (воды)

Весенние по-весеннему веснушечки

Веснушчатая весна

Определи самое главное слово, от которого образованы все родственные слова. Назови корень. (Уточните для ребёнка значение некоторых слов).

  1. Подбери однокоренные слова, отвечая на вопрос.

– Кто детеныш (птенец) у чижа? - Чижонок .

– Кто у чижа мама? - Чижиха .

– Как ласково называют маленького чижонка? - Чижоночек .

– А как можно ласково назвать поющего чижа? - Чижик, чижичек .

– Чье веселое пение радует нас весной? - Чижиное .

  1. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. С каждым словом составь предложение.

Правописание безударных гласных в корне слова (декабрь).

1.Определи место ударного слога в слове. Я буду называть слово, а ты записывай цифру, на каком месте в слове стоит ударный слог.

ВОЛОСЫ, ГАЛОШИ, БОРОДА, ВАРЕЖКИ, КОРОВА, РУКАВА, МУЗЫКА, СОРОКА, СТРЕКОЗА, СОЛНЫШКО, ТАРЕЛКА, ГОЛОСА, МАЛЬЧИК, СОБАКА, МОЛОТОК, БАБОЧКА, ЗАДАЧА, МАНДАРИН.

2. Слого – ритмическая структура слова.

Я произносу слово, а ты должен отхлопать слоги: ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий хлопок.

Коса, липа, скала, сено, жаба, силач;

Бабушка, кормушка, комната, посуда, фонарик, ромашка;

3. Вставь в конце каждого стишка слово, обозначь в нём безударную гласную, подбери проверочнеое слово.

  1. В праздники на улицах

В руках у детворы

Горят, переливаются

Воздушные …

  1. Белка спряталась в дупло,

В нём и сухо и …

  1. Глубока и широка

Наша быстрая …

  1. Вышел Коля на крыльцо,

Вымыл руки и …

  1. Улетел скворец не зря

За леса и за …

  1. Закаляют нас всегда

Солнце, воздух и …

  1. На каток ушла с утра

Моя младшая …

  1. Подводной лодке не страшна

Океанская … волна.

  1. Кругом гречиха зацыела –

В улей мёд несёт …

  1. Зимой и летом зелена

Стоит красавица …

  1. Для тебя мы дом построим,

Не скворечню, а дворец.

Прилетай же, наконец,

Наш пернатый друг …

  1. Нарядили ёлку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная …

  1. Свой железный язычок

Прячу я по колпачок.

Созываб на урок,

А зовут меня …

  1. В поле сеют и растят,

Убирают, сыплят в склад,

И на хлеб идёт оно,

А зовут его …

  1. Берёзы, рябины, дубы, тополя –

Богата деревьями наша …

  1. Для начинки на пирог

Приготовили …

  1. Если у тебя с пятёрками дневник,

Значит, ты примерный …

  1. Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …

  1. Я ракрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня …

  1. У них усы не для красы –

Они показывают время

И называются …

  1. Я не бегаб к врачу,

Я сама его …

  1. Я откликаться не хочу,

Меня зовут, а я ….

  1. Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться.

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а …

  1. Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …

  1. Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые ….

  1. Съел сластёна в воскресенье

Всё вишнёвое ….

  1. С длинным носом наш ребёнок

Это маленький …

  1. Вместе с Карлсоном прыгал с крыш

Шалунишка наш - ….

  1. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую ….

  1. – Где обедал воробей?

В зоопарке у …

31. Хлоп! И конфета стреляет, как пушка!

Каждому ясно, что это …

  1. Я любуюсь вами, как вы хороши!

До чего ж душисты нежные …

  1. Хоть она залётная,

Птичка перелётная,

Но весною я всегда

Любуюсь пением …

  1. – Делиться со всеми – привычка моя!

Вам яду не надо? – спросила ….

  1. Собаки, не троньте верблюда,

Для вас это кончится худо:

Он ловко дерётся с врагами

Своими большими …

  1. Самолётик сел на травку

На цветке прошёл заправку,

Закружил над головой –

Затевает бой с тобой.

До посадки на носу

Отогнать успей ….

  1. Зимой на ветках яблоки.

Скорей их собери!

И вдруг – вспорхнули яблоки.

Ведь это ….

  1. Угадайте, что за птица:

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком,

Ушастая голова. Это ….

  1. Вот пришла осень,

Скоро метели.

Уж с прощальным криком

Птицы ….

  1. У козы-мамы малыши-ребята,

А зоыут их всех ….

  1. Мы Серёжку провожали,

Ему ручкой ….

  1. Утром заплели сестрички

Аккуратные ….

  1. Он трудиться так привык

Хоть и ростом невелик.

Но хозяин очень зол,

Что упрям его ….

  1. Выгнет спинку, хвост трубой

И ко мне идёт, как в бой.

Рыжий, как тигрёнок,

У меня ….

Состав слова (январь).

1.В каждой строчке определи лишнее слово.

борьба, борец, бороться, воевать;

вражда, враг, противник, вражеский;

смешной, смех, смешать, смешить;

ветер, вихрь, ветерок, безветрие;

сосна, дерево, деревцо, деревянный.

2. Хлопни в ладоши, если услышишь однокоренное слово с корнем –осин-:

Осина, оса, осинка, осёл, осиновый, осинник, подосиновик, ослик.

Топни правой ногой, если услышишь однокоренное слово с корнем –печаль-:

Печально, печаль, печальный, печатать, опечалить, печник, печалиться.

3. Придумай слово, выдели корень, подбери к нему родственные слова. Поставь ударение в каждом слове. Определи проверочные слова и проверяемые. С каждым словом составь предложение.

  1. Послушай слова и запиши только приставки.

Слова: переезд, приезд, выезд, вылет, слёт, отлёт, увёз, привёз, завёз, отбежал, добежал.

Образец: отнести ОТ-.

  1. Помоги приставкам встать на своё место так, чтобы получились пары слов с противоположным значением.

Образец: приклеить - отклеить

Слова : принести - … вползти - … привязать - … вскочить - … привыкнуть - …

Пригнуть - … привезти - … впустить - … вогнуть - … вспорхнуть - …

Имя существительное (февраль).

1. Преобразование существительных из одного рода в другой путём словообразования или подбора существительных, обозначающих лиц противоположного пола.

Задание : послушай слова и подбери наоборот.

Например : кот – кошка, собака – пёс …

Слова : конь - … воробей - … курица - … ёж - … козёл - … корова - …

баран - … тигр - … голубь - … слон - …

Предлоги. Глагол (март).

  1. “Предлоги наоборот”. Я называю тебе слово с предлогом, а ты тоже называй это слово, с предлогом с противоположным значением, например: Я говорю «в лес», а ты говоришь – «из леса».

В кино – из кино

К двери – от двери

К доске – от доски

К берегу – от берега

Над землёй – под землёй

Над водой – под водой

Из тетради – в тетрадь

От окна – к окну

Под столом – над столом.

  1. “Путаница”. Составляем предложенияиз заданных слов:

Ребята, катаются, горки, с.

Зимой, снега, много, лесу, в.

Детям, подарили, на, подарки, празднике.

Заснеженные, деревья, в, стоят, лесу, сказочном.

Метро, строят, землёй, под.

Весной, снега, из-под, пробьются, первые, подснежники.

3. Определить, предлог или нет?

(В) лесу

(из-за) угла

(из) дома

(над) озером

(до) шёл

(об) радовался

(до) бежал

(за) грустил

(при) нёс

(через) дорогу

(пере) прыгнул

4. Прочитай текст загадки, вставь предлоги, подчеркните их. Загадки отгадай.

1) Дом … улице идёт,

… работу нас везёт.

Не … курьих ножках,

А … резиновых сапожках.

(Автобус)

2) Белая звёздочка … неба упала,

Мне … ладошку легла –

И пропала. (Снежинка)

3)… дупле … старом дубе

Живу … густом лесу.

Хожу … пушистой шубе,

Орешки я грызу. (Белка)

4)Рыжая, … пушистым хвостом,

Живу … лесу … кустом.(Лиса)

5)… клумбе голубой

Бубенчик золотой.

… утрам расцветает,

Свет и жар излучает. (Солнце)

6)Целый день … траве густой

Бродят рожки … бородой. (Коза)

  1. Выделение предлогов из речи.

«Посчитай, сколько предлогов в стихотворении. Загни пальчик, когда услышишь предлог».

Буду маме помогать,

Буду всюду убирать.

И под шкафом,

И за шкафом,

И в шкафу,

И на шкафу,

Не люблю я пыли, фу!

Имя прилагательное (апрель).

  1. Образование относительных прилагательных

Ключ из железа какой? - …

А из стали? -…

А вообще из металла? - …

Сковородка из чугуна какая? - …

Домик из картона какой? - …

А из пластика, пластмассы, пластилина? - …

Мешочек из бумаги, целлофана какой? - …

Кофта из шерсти какая? - …

А из шелка, кружева? - …

Коврик из резины, акрила, синтетики какой? - …

Украшение из стекла, фарфора, хрусталя, золота, бриллиантов какое? - …

Из чего сделана посуда.

Кастрюля из стекла – стеклянная

Из металла – металлическая

Миска из дерева – деревянная

Из пластмассы – пластмассовая

Чашка из фарфора – фарфоровая

Из глины – глиняная

Из керамики – керамическая

Из хрусталя – хрустальная

Из фаянса – фаянсовая

Какая бывает роща? (какой бывает лист?) из дубов, берез, осин, рябин, буков, мандариновых деревьев, кленов,

Какой бывает сок?

Из яблок, апельсинов, лимонов, ананасов, …Придумай, из чего можно еще сделать сок?

Следующее задание совмещает образование относительных прилагательных и согласованием их с существительными в роде. Для этого чуть больше внимания уделяйте звучанию окончаний.


Сок

из ананаса – ананасовый
апельсиновый

яблочный
абрикосовый
сливовый
лимонный
банановый
малиновый

Начинка
ананасовая
апельсиновая
сливовая
лимонная
гранатовая
яблочная
грушевая
абрикосовая

Варенье
Ананасовое
Апельсиновое
Сливовое
Лимонное
Яблочное
Грушевое
Банановое
Абрикосовое

  1. Образование приятяжательных прилагательных. (кому это принадлежит, чей?):

Чей хвост?

Рассматривая картинки с животными, задайте ребенку вопрос: «А чей хвост у зайца?» - «зайкин» (в лучшем случае) – «а может быть, волчий? Или кошачий?» (используйте слова только той же группы с одинаковыми суффиксами, а не то по аналогии с «лошадиный» ребёнок образует слово «зайкиный»)

Хвост зайца – заячий,

Беличий, волчий, собачий, кошачий, цыплячий, лягушачий, поросячий, сорочий, бычий, птичий,

Коровий, лисий, вороний, орлиный, куриный, лошадиный, львиный, мышиный, тигриный

Медвежий, верблюжий, стерляжий,

Предложение (май).

1. Прочитай записи.

На городской башне

Прыгали веселые

Приподнял с земли

Это предложения? (Нет)

Слова связаны между собой? (Да)

Что тогда не так? (Они не закончены)

Дополни, чтобы получились предложения.

Запиши одно предложение в тетрадь.

Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание? (Предложение пишется с большой буквы, все слова в предложении пишутся отдельно. В конце ставится точка)


ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Конкурс «Я люблю свой родной язык»

3 номинация «Разработки мероприятий по внеурочной деятельности»

Подготовила Маслова Тамара Александровна учитель-логопед начальных классов, первая квалификационная категория, образование высшее, пед.стаж -46 лет, конт. тел. 8 904 794 71 69

Муниципальное казённое (специальное) коррекционное образовательное учреждение для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V вида г. Городца»

Адрес школы : г. Городец, ул. Республиканская, дом №88 б,

Телефон: 9-00-77

Н. Новгород 2013 г.

Задачи:

Образовательные: Закреплять умения производить звуко - буквенный анализ и синтез слов, делить слова на слоги, составлять из слогов слова, разбирать слова по составу и из частей слов составлять новые слова. Закреплять навыки разгадывания ребусов, загадок. Закреплять умение ставить ударение в словах. Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивающие: Активизировать и расширять словарный запас учащихся, развивать навыки связной речи.

Коррекционные: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся познавательный интерес, прививать любовь к родному языку.

Ход занятия.

Логопед: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами собрались на «Час занимательной логопедии». Я вам предложу сегодня различные интересные задания, а вы попробуйте на них ответить.И вот вам моё напутствие.

Задание №1 «Зашифрованное послание»

Логопед: Вставь вместо точек пропущенные буквы. Они составят фразу, которую я каждому из вас хочу сказать.

При.тель

кру..во

косо..пый

Ноша

ма..матика

Режливый

не.ловимый

по..рок

Татель! (Я желаю тебе удачи!)

Задание №2.

Логопед : Ребята, вы конечно все читали стихотворение К.И.Чуковского «Барабек».

Это стихотворение про обжору, который ел всё подряд.

Ты с Робином-Бобином, верно, знаком?

Ведь наша загадка сегодня о нём.

Пусть Робин – обжора, каких поискать,

Но хочет порою и он поиграть.

Ну что ж, поиграем, ведь так веселей,

Давай отвечать на вопрос поскорей!

Однажды Робин – Бобин наш

Нашёл волшебный карандаш.

Он в слове буковку одну

Другою заменяет

И мигом в разную еду

Предметы превращает.

Ему поможем? Так и быть!

Ну, что тут можно превратить?

Будка, халат, порог, сук, пушка, китель, порт

(булка, салат, пирог, лук, сушка, кисель, торт)

Задание №3.

Логопед: Следующая игра называется «Напиши правильно». К слову, записанному так, как оно произносится, запиши слово так, как оно пишется.

[ношк’и] [кон’]

[гласк’и] [мар’а]

[друк] [нажы]

[брофк’и] [бан’ка]

(ножки, глазки, друг, бровки, конь, моря, ножи, банька)

Задание №4.

Логопед: Внимание! Внимание! Новое задание!

Новая игра называется «Грамматическое сложение и вычитание».

Клуб + сок – с =

Кот + мелок – м =

Пила – и + коса – о =

Барс + лук – л =

Мост – м + ров =

Колея – я + сто – т =

(клубок, котелок, плакса, барсук, остров, колесо)

Задание №5 «Составь слова из цветных букв» (Вместо кружков подставь буквы).

П

Е Р

К А

Задание №6.Игра «Помоги Незнайке».

Логопед:

Ну, скорее отгадай-ка,

Что сложил в рюкзак Незнайка?

Список он в руке несёт.

Только кто ж его прочтёт?

Он и сам глядит в тревоге,

Снова перепутал слоги.

Налпе тиклас

Радьтет никднев

Дашранка каточкис

Бомаль

(пенал, тетрадь, карандаш, альбом, ластик, дневник, кисточка)

Задание №7. Игра «Вспомни нотки».

Логопед:

Я семь весёлых нот найду

Средь птиц, щебечущих в саду.

А ты сумеешь отыскать

И их в названия вписать?

ница дро…

зан фла…нго

о…пка к…чет

у…д кон…р

пе…пел

(синица, фазан, оляпка, удод, перепел, дрофа, фламинго)

Задание №8 «Шарада».

Логопед: Шарада – род загадки, в которой загадываемое слово разделяется на несколько частей.

Разделишь МАМА пополам –

И первый слог попался нам.

Второй стоит себе в ЛИЦЕ,

Но не найдёшь его в ЯЙЦЕ.

А третий прячется в КАНАТЕ,

Да только он не нужен КАТЕ.

Три слога в ряд поставить надо,

Прочтёшь – и решена шарада! (малина)

Задание №9 Игра «Выключатель».

Логопед:

Воробьи на школьной крыше

Думают – соображают,

Замерли, почти не дышат,

Букву к букве приставляют.

Старый ворон, их приятель,

Предложил всем поиграть:

Буквы слова ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ

В новые слова собрать.

Кто составит больше слов –

Чемпион средь воробьёв!

Ты, дружок, не отставай,

С воробьями поиграй!

К. . . Ю. . . .ЮВ

В.ТК. . Л. . .ЮЧ

Т.Ч. . .К ВЫЛ. .

(кета, ветка, течь, юла, ель, люк, клюв, ключ, вылет)

Задание №10 Игра «Деревья прячутся»

Логопед:

Опять слова дурачатся,

А в них деревья прячутся.

Ты их названия найди

И нам быстрее их прочти.

Диван, насосная, мореход, Севастополь, Дубай, Каштанка, кедровка, метель, прилипание, лососина.

(ива, сосна, орех, тополь, дуб, каштан, кедр, ель, липа, осина)

Задание №11 Игра «Составь слово»

Логопед:

Поспела новая игра,

Нелёгкое задание!

За дело взяться нам пора

И проявить старание.

Соедини слова первого столбика со словами второго столбика так, чтобы получились новые слова.

Чело вол

Гриб век

Буй ель

Пан ус

След яр

Стол опыт

Пар очки

(человек, грибочки, буйвол, панель, следопыт, столяр, парус)

Задание № 12 Игра «Собери слово»

Логопед:

Слово делится на части!

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей.

Ребята, какие части слова вы знаете?

1.Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ.

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ,

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово… (походка)

2.Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ,

Окончание в слове СОВА.

Что это за слово? (подкова)

Задание № 13 Игра «Собери предложение».

Логопед:

Чтоб на славу нам сегодня отдохнуть,

Мы продолжим занимательный наш путь.

Прочитай слова, выдели из каждого слова ударный слог и из слогов составьте слова, а из них предложение.

Домики, корова, нога, пошла, мина, море, лето, коса.

(Дорога шла мимо леса.)

Задание №14 Игра «Замени фразеологизм одним словом»

Логопед: Прочитайте фразеологизмы и замените их одним словом.

Прикусить язык

Мозолить глаза

Морочить голову

Совать нос

Унести ноги

Надуть губы

Чесать языком

Клевать носом

(замолчать, надоедать, обманывать, вмешиваться, убежать, обидеться, болтать, дремать)

Задание № 15. «Прочитай загадку»

Логопед:

Чтобы жить нам было сладко,

Отгадайте-ка загадку.

Пёстрый дятел на заре

От синиц украдкой

Выбил прямо на стволе

Для тебя загадку.

А тебе хвала да честь,

Если смог её прочесть.

Загадка: Прозрачный как стекло, а не вставишь в окно (лёд).

Задание № 16 «Реши ребусы»

Логопед:

Превратить сумеешь ты

Эти ребусы в грибы?

(рыжик, опёнок, груздь, боровик)

Задание №17.

Логопед: А сейчас, внимание,

Последнее задание!

Из букв, что отыщешь на листьях дубовых,

Сложи поскорее заветное слово.

(Дети складывают слово « МОЛОДЦЫ»)

Логопед: А про кого, ребята, можно сказать, что они сегодня молодцы?

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Логопед:

Поиграли мы отлично!

И устали все прилично!

Всем спасибо за участие!

Вот вам и призы на счастье!

Список используемой литературы:

Материалы детских журналов « Мурзилка», « Отчего и почему», «Весёлые уроки», «Весёлые картинки» (2006 – 2012 год)

В пособии представлено 159 комплексов разнообразных заданий для учащихся 2 - 3 классов общеобразовательной школы, у которых имеются нарушения письменной речи различных видов или "ошибки роста", то есть трудности в усвоении правил русского языка.

Задания даны в последовательности, соответствующей образовательным программам по русскому языку и логопедическим коррекционным программам. Учитывая возрастные особенности детей, автор включила в пособие полезные игровые задания на основе лексики, предложений, текстов и иллюстративного материала, а также филлворды, кроссворды и т. д. Игровые упражнения, во-первых, будут интересны школьникам, во-вторых, повысят уровень их самостоятельности в решении учебных задач и, в-третьих, помогут им закрепить материал, изученный в ходе занятий.

В книгу включено перспективное планирование по работе со школьниками, у которых имеется смешанный характер дисграфии (акустическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза; оптическая, осложненная недоразвитием языкового анализа и синтеза).

Пособие будет полезно учителям-логопедам школьных логопунктов и ППМС центров, учителям начальной школы и родителям, заинтересованным в том, чтобы ребенок учился внимательно читать и выполнять задание, делал меньше ошибок в диктантах и при списывании.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Занимательные задания логопеда для школьников. 2-3 классы" Яворская Ольга Николаевна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Как помочь ребенку стать внимательным?

Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.

Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.

Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.

Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.

Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.

Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.

Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.

Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.

Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).

Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).

Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.

Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).

Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.

К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.

Примеры игр и игровых упражнений

Серия сообщений " ":
Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку