Управление боевой подготовкой обязанности должностных лиц. Обязанности должностных лиц воинской части по организации и ведению войскового хозяйства. Начальник АС воинской части


Второй учебный вопрос

Руководство боевой подготовкой заключается в непрерывной целенаправленной деятельности командующих, командиров (начальников) и органов управления по организации боевой подготовки, всестороннему обеспечению ее мероприятий; проведении комплекса мер по недопущению гибели и травматизма личного состава при обращении с оружием, боеприпасами и ВВТ при выполнении упражнений по огневой подготовке и вождению боевых (колесных) машин, проведении ТУ (ТСУ); изучению, обобщению и внедрению передового опыта; развитию и совершенствованию УМБ; контролю и оказанию помощи подчиненным в проведении занятий, подведении итогов боевой подготовки.

Руководство обучением и воспитанием должно быть конкретным и обеспечивать полное и качественное выполнение программ и планов подготовки войск.

Требования, предъявляемые к руководству боевой подготовкой:

соответствие содержания боевой подготовки положениям нормативных правовых документов, регламентирующих организацию и осуществление служебно-боевой деятельности внутренних войск;

строгое соблюдение принципов воинского обучения и воспитания;

учет достижений военной науки, опыта войн и вооруженных конфликтов, передового опыта организации проведения мероприятий боевой подготовки;

эффективное использование и развитие УМБ боевой подготовки.

Основными мероприятиями руководства боевой подготовкой являются:

анализ и оценка состояния подготовки подчиненных войск;

организация боевой подготовки;

контроль за ходом боевой подготовки и оказание помощи подчиненным командирам и воинским частям (подразделениям);

целенаправленная подготовка командиров (начальников) и органов управления к руководству боевой подготовкой;

организация работы по повышению (подтверждению) классной квалификации;

организация конкурсов, состязаний (соревнований) среди военнослужащих и подразделений по задачам и нормативам;

постоянное изучение и оперативное внедрение передового опыта в практику обучения войск;

методическая работа;

строительство и совершенствование УМБ, своевременное внедрение в практику боевой подготовки новейших средств обучения;

учет и отчетность, своевременное и объективное подведение итогов боевой подготовки.

Работа по осуществлению контроля и оказанию помощи войскам.

Цель контроля и оказания помощи заключается в обеспечении командующего (командира, начальника) объективными данными, отражающими готовность подчиненных войск и их органов управления к выполнению задач по служебно-боевому предназначению, уровень подготовки личного состава, реальное положение дел в боевой подготовке, обучении командующих (командиров, начальников), органов управления организации, планированию, всестороннему обеспечению, проведению мероприятий боевой подготовки и другим вопросам.



Основным содержанием работы по контролю и оказанию помощи является : проверка выполнения плана и программ боевой подготовки, охвата учебой всех категорий военнослужащих; проверка и оценка организации и методики проведения занятий и учений, уровня подготовки личного состава и слаженности подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления; изучение результатов контроля за ходом боевой подготовки, определение причин вскрытых недостатков и оказание помощи подчиненным в организации и проведении работ по их устранению; обучение командиров, органов управления объединений, соединений, воинских частей и подразделений организации и методике решения поставленных задач путем подготовки и проведения целевых инструкторско-методических и показных занятий, совместной практической работе по подготовке и проведению основных мероприятий подготовки войск; контроль устранения вскрытых недостатков.

Командующие (командиры, начальники), органы управления осуществляют постоянный контроль за выполнением подчиненными соединениями (воинскими частями, подразделениями) поставленных задач и качеством учебного процесса. Контроль осуществляется посредством плановой работы старших начальников в соединениях (воинских частях, подразделениях), а также по докладам, полученным от подчиненных командиров и начальников.

Мероприятия контроляотражаются: в планах подготовки войск; в плане-календаре основных мероприятий – на месяц; личных планах работы должностных лиц.

При проверках организации и хода занятий обязательно проверяется состояние учета боевой подготовки. Результаты проверок записываются в журналы боевой подготовки.

Контроль и оказание помощи войскам в организации боевой учебы с проведением контрольных занятий проводятся в ходе работы целевых и комплексных групп:

командующим войсками объединения – в каждом соединении, воинской части, ему непосредственно подчиненной, – в течение учебного года;

командиром соединения (бригады) – в каждой воинской части в течение периода обучения;

командиром воинской части – в каждом подразделении в течение периода обучения.

Руководящий составобъединений, соединений и воинских частей принимает личное участие в организации боевой подготовки и проведении занятий с личным составом войск. Для контроля выполнения норм проведения занятий в штабах разрабатывается соответствующий план, который хранится с документами плана боевой подготовки, выписки из плана – у должностных лиц.

Должностные лица проводят занятия:

командующий войсками объединения, командир соединения – 4-6 часов в месяц;

заместители командующего войсками объединения (командира соединения) – 6-8 часов в месяц;

начальники служб управления объединения (соединения, воинской части) – 8-10 часов в месяц;

командир воинской части – 2-3 часа в неделю;

заместители командира воинской части – 3-4 часа в неделю;

командир батальона и его заместители – 4-6 часов в неделю.

Командир батальона проверяет качество проведения занятий ежемесячно не менее чем в двух подразделениях, командир роты- еженедельно не менее чем в одном взводе.

Контроль за ходом боевой подготовки подразделяется на текущий (повседневный) и периодический.

Текущий (повседневный) контроль служит для обеспечения качества учебного процесса, корректировки процесса обучения, предупреждения негативных явлений в боевой учебе.

Содержание текущего контроля : проверка готовности основных мероприятий боевой подготовки, подготовки руководителей к очередным занятиям; проверка организации, методики и хода занятий; проверка качества усвоения (отработки) военнослужащими тем, учебных задач и нормативов в ходе занятий; проверка исправности и эффективности использования УМБ; заслушивание подчиненных командиров (начальников) о выполнении мероприятий боевой подготовки и готовности к занятиям на следующий день.

Повседневный (текущий) контроль за ходом боевой подготовки целесообразно проводить в соответствии со сводным расписанием занятий, а также личными планами работы командира и других офицеров управления соединения и воинской части.

Периодический контроль организуется в целях проверки уровня подготовки личного состава по отдельным предметам обучения, должностным и специальным обязанностям, выучки подразделений в целом, после отработки отдельных разделов программ (завершения этапов слаживания подразделений и воинских частей).

Содержание периодического контроля: проверка уровня подготовки личного состава к несению боевой службы; зачетные (контрольные) занятия (учения); итоговые (контрольные) проверки; проверка организации подготовки и ввода в строй вновь прибывшего пополнения, выпускников учебных воинских частей, офицеров-выпускников ВОУВПО; проверка выполнения офицерами индивидуальных заданий; контроль внедрения передового опыта, прием зачетов по знанию руководящих документов по боевой подготовке.

Проверка качества выполнения планов и программ боевой подготовки осуществляется постоянно, не нарушая при этом хода учебного процесса. Выявленные недостатки устраняются на местах с оказанием практической помощи в. Обобщение опыта боевой подготовки и доведение его до органов военного управления и войск.

Изучение, обобщение и внедрение передового опыта обучения заключается в целенаправленной повседневной работе командующих (командиров, начальников), органов управления по выявлению новых, передовых методов и способов организации обучения и воспитания офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), солдат (матросов) и применение новых методов, способов обучения и воспитания путем проведения показных, ИМЗ, совещаний и методических конференций (семинаров) по актуальным вопросам боевой подготовки, разработке методических пособий и рекомендаций.

Проведение таких мероприятий способствует установлению единых взглядов на методику подготовки и проведения занятий и учений в каждой воинской части, соединении.

Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки и уровня обученности войск. Учет включает в себя сбор, систематизацию, хранение, обновление и анализ данных, раскрывающих степень подготовки подразделений, воинских частей и соединений.

Учетом результатов боевой подготовки обеспечивается всесторонний анализ состояния уровня выучки и слаженности соединений, воинских частей и подразделений, хода и качества учебного процесса в целях подготовки необходимых решений, рекомендаций в процессе управления войсками для поддержания и совершенствования их боевой готовности.

Учет подразделяется на оперативный и периодический .

Оперативный учет заключается в повседневной записи и обработке результатов выполнения планов подготовки и усвоения программы обучения личным составом. Он включает учет боевой подготовки солдат (матросов) и сержантов (старшин) взвода, подразделений, прапорщиков (мичманов), офицеров органов управления и подразделений.

Периодический учет - обобщение результатов оперативного учета с последующим анализом и выводами за установленный период времени учебного года (неделю, месяц, квартал, полугодие, год).

Основным учетным документом по боевой подготовке является журнал учета боевой (командирской) подготовки, который ведется в течение учебного года (периода обучения). Журналы хранятся в течение последующего года и уничтожаются по его завершении.

Во взводеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки с конкретизацией до каждого военнослужащего и за отделения (экипажи, расчеты).

В ротеучет боевой подготовки ведется в журнале учета боевой подготовки роты за отделения, взводы и командирскую подготовку сержантов. Кроме того, делаются отметки о проведении (выполнении) занятий (мероприятий) в расписании занятий.

В батальонеучет боевой подготовки ведется за взводы, роты. Командирская подготовка командиров взводов учитывается в журнале учета командирской подготовки.

В воинской частиучет боевой подготовки ведется за роты и батальоны. Командирская подготовка офицеров управления, командиров батальонов, рот и их заместителей, прапорщиков (мичманов) учитывается в журналах учета командирской подготовки. Ведется учет подготовки военнослужащих женского пола управления воинской части. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении мероприятий.

В том случае, когда воинская часть (отдельный батальон) организационно состоит из рот (взводов) журнал учета боевой подготовки ведется и за батальон, и за воинскую часть.

В штабе соединенияучет боевой подготовки ведется за батальоны и каждую воинскую часть, а также за подготовку офицеров управления соединения, командиров воинских частей и их заместителей, прапорщиков, военнослужащих женского пола управления соединения и подразделений, входящих в управление соединения. В плане основных мероприятий делаются отметки о выполнении.

В отделе боевой подготовки объединенияглавными задачами учета боевой подготовки являются сбор, обобщение и статистическая обработка данных для анализа состояния подготовки войск. В отделе обобщаются данные за состояние подготовки каждого соединения, воинской части, батальона по каждому предмету обучения.

Отчетность по боевой подготовке – система отчетно-информационных документов и мероприятий, обеспечивающая командиров и органы управления своевременными и объективными данными о ходе и качестве подготовки войск. Она включает:

доклады об итогах боевой подготовки за каждый период обучения и учебный год;

доклады (акты, пояснительные записки, сводные ведомости) по результатам проверок и инспектирований;

доклады о выполнении планов подготовки войск;

доклады о готовности и проведении основных мероприятий боевой подготовки;

текущие (в том числе формализованные) доклады.

Система отчетности должна исключать дублирование сведений, представляемых в одну и ту же инстанцию. Она устанавливается распоряжениями и указаниями старших командиров (начальников).

Командиры анализируют степень и качество выполнения расписания занятий, плана подготовки войск объединения (плана боевой подготовки соединения, воинской части) и докладывают установленным порядком по команде: командир взвода – ежедневно, командир роты – еженедельно; командир батальона, воинской части, соединения – ежемесячно.

Кроме того, командир воинской части на основании итоговых данных за период обучения и учебный год представляет письменный доклад командиру соединения (командующему войсками объединения). Командир соединения ежемесячно анализирует состояние боевой подготовки воинских частей и подразделений, степень выполнения поставленных задач и докладывает, в объеме установленном командующим войсками объединения, итоги месяца и результаты проверок проведенных за отчетный период.

Каждое управление, отдел (отделение), служба обобщает сведения о состоянии боевой подготовки по своей специальности за все воинские части, подразделения по подчиненности. Для этого устанавливается порядок докладов по службам и разрабатываются учетные формы.

Подведение итогов боевой подготовки, постановка задач.

Итоги боевой подготовки подводятся:

в подразделениях – на совещаниях с офицерами, прапорщиками, сержантами подразделения, на общем собрании личного состава: в батальоне, роте – за месяц, во взводе – после проведения занятия;

в воинской части, соединении – на служебном совещании с офицерами, общем собрании личного состава – ежемесячно, за период обучения и учебный год;

в объединении – на служебном совещании с офицерами управления – за период обучения и учебный год.

При подведении итогов также осуществляется определение основных направлений в боевой подготовке и постановка задач на очередной период.

Сроки и время подведения итогов и постановки задач указываются в документах планирования. Для их проведения в штабах (управлениях) составляются планы, в которых указываются место, время проведения, форма одежды, кто привлекается, а также кто выступает и по какому вопросу, дается перечень наглядных пособий.

План подписывается начальником штаба и утверждается командующим войсками объединения (командиром). Материалы подведения итогов и постановки задач должны быть оформлены:

в роте, батальоне – в рабочей тетради командира роты, батальона;

в воинской части, соединении, объединении – в деле боевой подготовки, которые хранятся в течение года, как отчетные документы.

При подведении итогов боевой подготовки командир:

оценивает степень выполнения плана и программ боевой подготовки;

анализирует качество отработки пройденных тем, нормативов, охват личного состава учебой, результаты боевой подготовки по основным предметам обучения (оценочные показатели командирской подготовки, подготовки органов управления, соединений, воинских частей и подразделений);

указывает недостатки и их причины, положительные стороны в обучении и воспитании, отмечает отличившихся и отстающих за прошедший период, наиболее поучительные мероприятия боевой учебы;

уточняет порядок выхода воинских частей (подразделений) в учебные центры, на полигоны, расход моторесурсов, материальное обеспечение;

оценивает состояние руководства боевой подготовкой, указывает: кто, когда и где оказывает помощь или контролирует качество проведения занятий;

доводит темы ИМЗ с офицерами, сержантским составом и сроки представления планов проведения занятий на утверждение;

делает выводы по результатам боевой подготовки и ставит задачи на следующий этап подготовки.

Результаты боевой подготовки отражаются в приказах по объединению (соединению, воинской части) об итогах боевой подготовки в прошедшем периоде обучения (учебном году) и задачах на новый период обучения (новый учебный год), об итогах служебно-боевой деятельности и аналитических справках (обзорах).

Справки по анализу состояния боевой подготовки оформляются:

в воинской части – за месяц, учебный период, учебный год;

в соединении – за месяц, учебный период, учебный год;

в объединении – за учебный период, учебный год.

Кроме того, отчетными документами по боевой подготовке являются:

сводные ведомости общих результатов инспектирования, итоговых и контрольных проверок за последние 5 лет (с детализацией: в объединении – до воинской части; в соединении – до батальона, отдельной роты; в воинской части – до роты, отдельного взвода), командирской подготовки офицеров;

ведомости результатов подготовки классных специалистов;

сведения об объектах УМБ с необходимой технической документацией, выписки из приказов о закреплении этих объектов за воинскими частями (подразделениями);

контрольные экземпляры методических материалов по предметам обучения;

журнал учета приказов, директив, распоряжений по боевой подготовке, поступивших из вышестоящего штаба.

Методическая работа – это комплекс мероприятий, направленных на повышение методической подготовки офицеров, прапорщиков и сержантов в обучении и воспитании подчиненных и повышению на этой основе качества и результативности занятий, эффективности боевой подготовки.

Методическую работу организуют и направляют командующие войсками объединений, командиры соединений и воинских частей.

Мероприятия методической работы отражаются в документах планирования .

Основным содержанием методической работы является : разработка и внедрение в практику подготовки личного состава методических пособий, практических рекомендаций, типовых (опорных) конспектов, частных методик; обобщение и внедрение в жизнь передового опыта обучения и воспитания военнослужащих; установление единства в понимании и применении форм и методов обучения и воспитания в процессе обучения, организация проведения методических конференций, УМС, методических совещаний и обсуждений; проведение инструкторско-методических и показных занятий, открытых уроков, оказание помощи молодым командирам в их становлении по вопросам обучения и воспитания с использованием новейших достижений педагогической науки и научно-технического прогресса в целом.

Мероприятия методической работыотражаются в плане боевой подготовки на год отдельным разделом и уточняются на период обучения.

Основными формами методической работы в соединениях и воинских частях внутренних войск являются:

УМС и методические совещания, научно-практические (методические) конференции и семинары;

заседания методического совета (в учебных воинских частях) и методические совещания, на которых рассматриваются вопросы методики обучения и воспитания;

методические занятия: инструкторско-методические, открытые, показные и пробные, инструктажи, а также лекции, доклады и сообщения по вопросам методики обучения и воспитания, общей и военной педагогики и психологии;

разработка учебно-методических материалов;

проведение педагогических (методических) экспериментов, изучение передового педагогического опыта, опыта служебно-боевой деятельности войск и внедрение их результатов в процесс боевой подготовки.

В целях обобщения и передачи опыта методической работы, а также создания необходимых условий для подготовки руководителей к занятиям в соединениях и воинских частях создаются методические центры, кабинеты, классы, уголки. Их оборудование должно непрерывно обновляться, отражать успехи офицеров по совершенствованию методики обучения и воспитания личного состава, обеспечивать условия для практического их использования руководителями занятий, содержать необходимые материалы для подготовки к занятиям.

В методическом кабинете (классе) полка (батальона) находятся:

военная, техническая и педагогическая литература, тематические подборки из журналов и газет, методические разработки, учебные пособия, стенды и плакаты по методике обучения и воспитания;

образцы конспектов, планов-конспектов и методических разработок по темам;

варианты положений по проведению состязаний на лучшего специалиста (расчет, экипаж, войсковой наряд, подразделение и тому подобное);

стенды и плакаты по общевойсковым дисциплинам, специальной, технической и тактико-специальной подготовке;

материалы по истории развития отечественной, зарубежной науки и техники и новинки по этим вопросам; технические средства обучения.


Заключение

Изложенный материал лекции позволяет сделать вывод, что боевая подготовка является важнейшим условием повышения боевой готовности, успешного решения задач укрепления воинской дисциплины и уставного порядка, которая может быть решена только при четкой и организованной деятельности всех должностных лиц, умении принимать обоснованные решения, в том числе по одиночной и индивидуальной подготовке военнослужащих

Преподаватель напоминает тему и учебные вопросы занятия. Оценивает качество отработанных в ходе занятия учебных вопросов, после чего указывает, что боевая подготовкаэто целенаправленный, организованный процесс воинского обучения и воспитания личного состава, слаживания (боевого слаживания) подразделений, воинских частей, соединений и их органов управления для выполнения служебно-боевых (боевых) задач в соответствии с их предназначением. Это позволит сохранить боеспособность личного состава и выполнить поставленные задачи. Затем оценивает работу курсантов, отмечая положительные стороны и недостатки, выявленные в процессе занятия.

Разработал:

Доцент кафедры защиты населения и территорий

полковник внутренней службы Д. В. Савельев

Основные направления деятельности командиров (началь­ников) по обеспечению правовой и социальной защиты подчинен­ных заключаются:

В осуществлении контроля за исполнением законодательства о социальной защите;

В оказании помощи в восстановлении нарушенных прав;

В организации работы по разрешению жалоб и заявлений;

В обеспечении сбережения и правильного использования фи­нансовых и других материальных средств, их рачительного расходо­вания в интересах социальной защиты;

В организации правовой подготовки личного состава.

Командиры (начальники) несут личную ответственность за ма­териальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Они обязаны принимать меры к решению бытовых во­просов и обеспечению правовой и социальной защиты подчиненных, создавать условия для их культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед вышестоящими начальниками.

В интересах обеспечения социальной защиты командир (на­чальник) обязан:

Своевременно истребовать и организовывать получение, хра­нение и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчинен­ным;

Обеспечивать полноту доведения до личного состава положен­ных денежного и других видов довольствия;

Организовывать экономное и целесообразное расходование материальных и денежных средств;

Постоянно заботиться об улучшении бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедли­вости и гласности.

Должностные лица органов военного управления обязаны:

Повышать свои правовые знания;

Твердо знать положения законов и других нормативных актов по вопросам социального обеспечения, прав и льгот военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Как пример обеспечения социальной защиты военнослужащих рассмотрим порядок деятельности командиров при оформлении стра­ховых документов.

Еще по теме Обязанности должностных лиц воинской части, отвечающих за обеспечение социальной и правовой защиты военнослужащих и гражданского персонала:

  1. § 3. Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право
  2. 3. Преступления, связанные с противодействием субъектам управленческой деятельности по осуществлению их функций

Все должностные лица, связанные с войсковым хозяйством, выполняют определенные обязанности. Их основные служебные обязанности изложены в Уставе внутренней службы и зависят от должности, которую занимает то или иное должностное лицо. Командиры всех степеней, их заместители, начальники службы воинской части несут ответственность за правильное ведение войскового хозяйства. Поэтому на них возложены дополнительные обязанности, определенные Руководством по ведению войскового (корабельного) хозяйства в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Таким образов командиры и начальники должны знать и доводить до подчиненных требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности. В целях планового ведения войскового хозяйства они должны определять потребность и знать обеспеченность воинской части материальными ценностями по подчиненным службам. Это необходимо для обеспечения боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, создания необходимых условий повседневной деятельности и быта военнослужащих.

В отношении вооружения, военной и специальной техники, на командиров и начальников возлагается ответственность по знанию ее состояния, порядка эксплуатации (хранения) и ремонта и других материальных ценностей в воинских частях (подразделениях). Большое значение имеет знания особенности их боевого применения.

Должностные лица обязаны своевременно истребовать и получать положенные воинской части по табелям к штатам и нормам материальные ценности, организовывать бесперебойное обеспечение ими воинской части. Руководители всех уровней и непосредственные исполнители должны принимать участие в планировании хозяйственной деятельности воинской части и обеспечивать выполнение мероприятий планов.

Вверенные воинской части вооружение, военная и специальная техника должна правильно храниться. Организация этого процесса возложено на командиров и начальников. Кроме этого они должны умело организовать сбережение и освежение запасов материальных ценностей, а также эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание.

Принятие мер по предотвращению утрат материальных ценностей, организации контроля и устранение выявленных недостатков являются необходимым условием ведения войскового хозяйства. Непосредственно с этим связано ведение учета и своевременная поверка (аттестация) средств измерений. Руководители служб воинской части обязаны организовать эту деятельность в подчиненных структурах.

Знание состояния закрепленных объектов материально-технической базы является необходимым требованием к должностным лицам, ответственным за ведение войскового хозяйства. Они также обязаны обеспечивать их правильное содержание и использование, а также принимать меры к совершенствованию и развитию войскового (корабельного) хозяйства.

Все материальные ценности должны своевременно обслуживаться и ремонтироваться. Подача заявок для проведения ремонта и обслуживания, организация взаимодействия между службами дает возможность осуществлять такого рода деятельность. В целях обеспечения ремонта объектов материально-технической базы необходимо изучать проектно-сметную документацию, своевременно вносить предложения, направленные на повышение эксплуатационных характеристик объектов и качества выполняемых работ исполнителями.

Работа по экономному, рациональному расходованию материальных ценностей воинской части должна организовываться и проводится всеми начальниками под руководством командира части. На них же возлагается ответственность осуществлять контроль использования грузоподъемности (грузовместимости) и содержания транспортных средств и погрузочно-разгрузочных устройств. Категорически не допускаются сверхнормативные простои их под погрузкой (разгрузкой).

В современных условиях для воинской части оказываются услуги специализированными сторонними организациями. Поэтому необходим своевременный контроль качества их предоставления по объему и соответствию требованиям, установленным в государственных контрактах. Лица, руководящие войсковым хозяйством, обязаны организовывать претензионную, рекламационную и исковую работу в воинской части по подчиненным службам. На них возлагается также организация хранения, ремонта и своевременного возврата (сдачи) тары поставщикам согласно условиям государственных контрактов.

Заместители командира и начальники служб воинской части должны организовывать и осуществлять контроль ведения учета вооружения, военной и специальной техники, других материальных ценностей по подчиненным службам. На них же возлагается обязанность по организации и своевременной проверке наличия и состояния их по закрепленной номенклатуре.

Все должностные лица, ведающие войсковом хозяйством должны организовывать и осуществлять контроль выполнения требований безопасности при работе на объектах материально-технической базы с вооружением, военной и специальной техники и другими материальными ценностями. Исходя из этого одной из важных задач войскового хозяйства является обеспечить на закрепленной территории и объектах материально-технической базы войскового (корабельного) хозяйства соблюдение требований противопожарной защиты и выполнение мероприятий по обеспечению пожарной и экологической безопасности.

Таким образом, почти все должностные лица воинской части помимо своих непосредственных обязанностей, которые определены им уставом, обязаны организовывать и проводить работы по ведению войскового хозяйства. Мероприятия, включенные в перечень управления войсковым хозяйством, являются сложными по своему содержанию и форме. Большое значение имеет, помимо организации, контроль за хозяйственной деятельностью в воинской части.

мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение воинской частью (подразделением) боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок; за состояние и сохранность вооружения, военной техники и других материальных средств; за техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение. Командир обязан твердо и последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны, постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением), умело проводить работу с кадрами, руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой.
73. Командир (начальник) обязан поддерживать боевую и мобилизационную готовность вверенной воинской части (подразделения):
- планировать мероприятия по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности и добиваться их выполнения, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения;
- добиваться полной обеспеченности вооружением, военной техникой и другими материальными средствами, организовывать их правильную эксплуатацию;
- повышать полевую выучку, проводить занятия и тренировки в действиях по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, добиваться знания и выполнения личным составом своих обязанностей;
- всесторонне знать действительное состояние вверенной воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о ее списочном и наличном составе, а также о наличии и состоянии вооружения, военной техники и других материальных средств;
- принимать меры по обеспечению сохранения военной и государственной тайны.
74. Командир (начальник) обязан непосредственно руководить боевой подготовкой подчиненных:
- планировать и своевременно ставить задачи по организации боевой подготовки;
- постоянно совершенствовать профессиональные знания, методическое мастерство и педагогическую культуру подчиненных командиров;
- лично проводить учения и занятия, добиваясь полного охвата личного состава боевой учебой; организовывать и контролировать подготовку классных специалистов;
- осуществлять контроль и оказывать подчиненным необходимую помощь в ходе боевой подготовки, внедрять в боевую учебу состязательность, все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения и воспитания подчиненных, проводить мероприятия по созданию условий обучения, максимально приближенных к боевой действительности, совершенствовать учебно-материальную базу.
75. Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных:
- формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги, отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а так же воинские ритуалы (приложения 1, 2, 5 - 9);
- совершенствовать культуру межнационального общения, заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между воинами различных национальностей, учитывать и уважать их национальные чувства, традиции и обычаи;
- проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать во взаимоотношениях бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства, принимать меры к решению бытовых вопросов и обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, создавать условия для развития технического и других видов творчества, культурного роста и отдыха, укрепления здоровья и физического развития, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками.
76. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать крепкую воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь положениями Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации. При производстве дознания, органом которого является командир воинской части, он руководствуется уголовным и уголовно процессуальным законодательством Российской Федерации.
77. Командир (начальник) обязан принимать меры по предотвращению гибели и травматизма личного состава, устанавливать необходимые требования безопасности на боевом дежурстве (боевой службе), при работе с вооружением и военной техникой, при совершении марша, при проведении учений, боевых стрельб (пусков), полетов, походов кораблей, специальных занятий или работ, при несении караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, своевременно доводить эти требования безопасности до подчиненных и требовать строгого их выполнения. Перед началом занятий, работ или других мероприятий служебной деятельности командир обязан лично убедиться, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия; подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении. Меры, принимаемые командиром (начальником) по предотвращению гибели и травматизма личного состава, не должны приводить к срыву выполнения боевой задачи.
78. Командир (начальник) обязан обеспечить твердый внутренний порядок в подчиненной части (подразделении):
- направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и выполнения всеми военнослужащими требований воинских уставов;
- организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях;
- предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;
- проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы суточного наряда;
- организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению состояния службы суточного наряда;
- устанавливать и требовать соблюдения порядка посещения военнослужащих, их увольнения из расположения воинской части и пропускного режима;
- организовывать и поддерживать внутренний порядок в парке, на полигоне и в других местах, где временно находятся подразделения.
79. Командир (начальник) обязан поддерживать в исправном состоянии и сохранности вооружение, военную технику и другие материальные средства, организовывать техническое, материальное, медицинское, финансовое, социально-правовое и бытовое обеспечение:
- организовывать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть (подразделение) вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к их приему и эксплуатации;
- планировать эксплуатацию вооружения и военной техники;
- организовывать и осуществлять контроль за техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, проводить мероприятия по предупреждению происшествий и аварий;
- организовывать учет и хранение вооружения и военной техники; своевременно истребовать и организовывать получение, хранение и учет материальных средств, их подвоз и выдачу подчиненным, предотвращать утраты, недостачи, порчу и хищения военного имущества, привлекать виновных лиц к ответственности;
- обеспечивать полноту доведения до личного состава положенного денежного и других видов довольствия, экономно и целесообразно расходовать материальные и денежные средства, соблюдать штатную и финансовую дисциплину;
- принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих, совершенствованию медицинского обеспечения личного состава; направлять военнослужащих с отклонениями в психическом развитии на психиатрическое освидетельствование, а при необходимости по заключению врача-психиатра и на лечение;
- постоянно заботиться об улучшении торгово-бытового обслуживания подчиненных, соблюдать при этом принципы социальной справедливости и гласности;
- организовывать войсковое хозяйство и руководить им лично, через штаб, своих заместителей, начальников родов войск и служб;
- принимать меры по охране окружающей среды в районе деятельности воинской части (подразделения), целевому и рациональному использованию закрепленных земельных участков.
80. Командир (начальник) обязан совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением):
- повышать свои военные, педагогические и правовые знания; знать вооружение, военную технику, порядок их боевого применения (эксплуатации), ремонта и эвакуации;
- твердо знать законы, относящиеся к своей служебной деятельности, положения воинских уставов, действовать в строгом соответствии с ними и требовать от подчиненных их соблюдения;
- вырабатывать в себе и в своих подчиненных деловитость, научный подход к решению поставленных задач, критическое отношение к результатам своей работы, учитывать в работе предложения подчиненных;
- умело распределять работу и обязанности между подчиненными, осуществлять контроль исполнения приказов; вырабатывать целеустремленность, личную ответственность, чувство предвидения и предусмотрительность, поддерживать неразрывную связь с личным составом;
- действовать в пределах предоставленных ему прав самостоятельно, в тесной связи с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, коллективами предприятий, ветеранами войны и Вооруженных Сил, поддерживая и приумножая традиции воинской части (подразделения). С этой целью проводятся собрания, воинские ритуалы, спортивные праздники и другие мероприятия с приглашением на них трудящихся, представителей общественности и членов семей военнослужащих;
- всемерно укреплять единоначалие, опираться на Офицерское собрание, совместно с ним направлять усилия личного состава на активное и творческое выполнение поставленных задач;
- организовывать состязания среди личного состава и подчиненных подразделений, руководить ими в целях мобилизации военнослужащих на успешное выполнение задач, решаемых воинской частью (подразделением);
- систематически подводить с подчиненными итоги боевой подготовки, состояния воинской дисциплины, поддержания внутреннего порядка и определять меры по их улучшению; регулярно рассматривать эти и другие вопросы жизни и быта на общих собраниях военнослужащих, учитывать выработанные на них предложения при решении в воинской части (подразделении) соответствующих задач.
81. Командир (начальник) обязан умело работать с кадрами:
- всесторонне изучать личный состав путем личного общения с ним, знать деловые и морально-психологические качества подчиненных, повседневно заниматься их воспитанием;
- осуществлять подбор, расстановку и аттестование офицеров, прапорщиков и мичманов, привлекая к этому своих заместителей, начальников родов войск и служб, учитывая мнение Офицерского собрания и выводы постоянно действующей аттестационной комиссии;
- руководить отбором кандидатов для приема на военную службу по контракту и для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования;
- обеспечивать гласность намеченных перемещений военнослужащих, создавать кадровый резерв и условия для преемственности руководства путем сочетания опытных и молодых кадров;
- лично проводить беседы со своими подчиненными;
- поощрять подчиненных за подвиги и проявленную разумную инициативу, усердие и отличие в службе и строго взыскивать с нерадивых.
Кроме того, командир воинской части должен не реже двух раз в месяц в установленное распорядком дня время принимать по личным вопросам военнослужащих и членов их семей, а командир подразделения своих подчиненных во время, свободное от боевого дежурства, выполнения обязанностей в суточном наряде и занятий.
82. Командир (начальник) обязан руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой:
- определять задачи, организовывать и контролировать выполнение планов научной, изобретательской и рационализаторской работы, обеспечивать их выполнение в материально-техническом отношении;
- направлять творчество военнослужащих на решение проблем, возникающих при выполнении задач, стоящих перед воинской частью (подразделением);
- принимать личное участие в научной, изобретательской и рационализаторской работе, изучать, обобщать и распространять передовой опыт, организовывать проведение конференций, совещаний, смотров и выставок и участвовать в их работе;
- поощрять военнослужащих, добившихся лучших творческих результатов.
83. Командир (начальник) при решении вопросов, связанных с трудовой деятельностью гражданского персонала, обязан строго руководствоваться действующим законодательством о труде, изданными приказами и директивами министра обороны Российской Федерации. Он отвечает за правильную организацию труда гражданского персонала, создание условий для роста производительности труда, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, соблюдение правил охраны труда, улучшение условий труда и быта.
84. В случае временного убытия командир (начальник) для выполнения своих обязанностей оставляет заместителя. При отсутствии штатного заместителя и если заместитель не был указан командиром (начальником), командование принимает старший по должности, а при равных должностях старший по воинскому званию. Вступивший в командование докладывает об этом старшему командиру (начальнику).
85. Вновь назначенный командир воинской части вступает в командование на основании предписания или приказа старшего командира (начальника). О вступлении в командование командир воинской части объявляет в приказе и докладывает старшему командиру (начальнику).Вновь назначенный командир воинской части (подразделения) представляется личному составу воинской части (подразделения) старшим командиром (начальником).
86. Вновь назначенные командиры воинских частей (кораблей), подразделений, начиная от командира роты (корабля 4 ранга) и выше, при приеме должности производят опрос военнослужащих воинской части (корабля), подразделения в целях выявления их заявлений и жалоб и последующего их разрешения (приложение 8).
87. Срок приема и сдачи дел и должности командиров полка и отдельного батальона (кораблей 1 и 2 ранга) устанавливается не более 10 дней, заместителей командира полка по вооружению и по тылу не более 20 дней, командира батальона и командира роты (кораблей 3 и 4 ранга) не более 5 дней, начальников служб не более 15 дней. Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел определяется старшим командиром (начальником). Окончанием приема и сдачи дел и должности считается утверждение старшим командиром (начальником) соответствующего акта.
88. Командир воинской части прием и сдачу дел и должности производит лично в присутствии представителя от старшего командира (начальника). Кроме того, для приема и сдачи дел и должности приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия, которая проверяет общее состояние воинской части, отдельно наличие и состояние вооружения, военной техники, боеприпасов и их учет, а также отдельно войсковое и финансовое хозяйство воинской части и составляет акты. В акте о приеме и сдаче дел и должности указываются: списочный и наличный состав воинской части; состояние боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки, учебно-материальной базы; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины. В акте о приеме и сдаче вооружения, военной техники и боеприпасов указываются: количество, которое числится по документам, фактическое наличие; качественное и техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов; условия их содержания и хранения. В акте о приеме и сдаче войскового и финансового хозяйства указываются: квартирно-бытовые условия, наличие и состояние зданий, сооружений, инвентаря и оборудования; наличие, состояние, законность расходования, учет и порядок хранения горючего, продовольствия, вещевого, технического имущества и других материальных средств как текущего довольствия, так и неприкосновенного запаса, а также денежных средств. Акты подписываются принимающим и сдающим командирами, а также членами комиссии и представляются на утверждение старшему командиру (начальнику).
89. Командир подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа по воинской части. О приеме (сдаче) дел и должности командир подразделения докладывает письменно по команде командиру воинской части. Принимающий должность вместе с докладом представляет акт о приеме подразделения, в котором указываются: списочный и наличный состав подразделения; состояние боевой готовности, боевой подготовки; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины; наличие и состояние вооружения, военной техники и других материальных средств; состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих. Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность.