Режимно-секретное подразделение. II. Порядок оформления допуска к государственной тайне Обязательная документация для режимно секретного подразделения


Режимно-секретное обслуживание – это предоставление услуг по защите государственной тайны сторонней организацией, имеющей собственное подразделение по защите государственной тайны (первый отдел) и соответствующую лицензию.

В соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. №5485-1, наличие режимно-секретного подразделения необходимо для получения лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Организации, не имеющие своего режимно-секретного подразделения, для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, могут заключать договор на предоставление услуг по защите государственной тайны с организацией, которая такое подразделение имеет.

Режимно-секретный отдел (РСО) ООО «ТЕЛЕКОМКРИПТ» оказывает услуги по защите государственной тайны организациям, предприятиям, учреждениям различных форм собственности, не имеющим собственных режимно-секретных подразделений.

Комплекс услуг по обслуживанию в режимно-секретном отделе:

1. Организация и ведение отдельного секретного делопроизводства:

  • организация и ведение секретного делопроизводства в полном объеме, обеспечение установленного в организации режима секретности;
  • разграничение доступа работников к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • контроль соблюдения установленного в организации порядка работы с носителями сведений, составляющих государственную тайну;
  • ведение учета документов, их прием и отправка через ФГУП ГЦСС ‒ Управление специальной связи по г. Москве и МО;
  • формирование дел, их ведение, архивация, хранение;
  • ознакомление, проверка, отбор и уничтожение носителей сведений, составляющих государственную тайну.

2. Ведение допускной работы в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 06.02.2010г. № 63):

  • участие в оформлении допусков работникам к государственной тайне, контроль сроков действия допусков;
  • оформление и согласование с органами ФСБ России номенклатуры должностей работников, внесение в нее изменений и дополнений;
  • оформление, учет и хранение учетных карточек формы 1 по допуску к государственной тайне;
  • оформление, выдача, учет и хранение справок о допуске к государственной тайне;
  • учет осведомленности в сведениях, составляющих государственную тайну.

3. Обеспечение в соответствии с руководящими документами режимных условий для работы исполнителей с носителями сведений, составляющих государственную тайну.

4. Предоставление в рамках заключенных договоров технических средств для обработки документов ограниченного доступа, аттестованных в соответствии с требованиями нормативно-методических документов ФСТЭК России.

5. Подготовка проектов документов и оказание консультационных услуг по организации защиты государственной тайны в организации, на предприятии, в учреждении.

д) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне;

ж) проводит инструктаж граждан, допускаемых к государственной тайне.

32. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

33. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности. При оформлении допуска руководителю режимно-секретного подразделения и руководителю организации, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в организации отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

форма и номер ранее имевшегося у гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

обоснование принятия руководителем организации решения об оформлении допуска к государственной тайне гражданину, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае письмо подписывается руководителем организации);

37. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1) , которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) отдельно от карточек (форма 1) , оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

38. Карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию.

39. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

При оформлении карточки (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении данного перечня.

40. При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку (форма 1), в позиции 7 которой делается отметка "В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" проверочные мероприятия не проводились". Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации. После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, карточка (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ.

41. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма 1) . При переходе гражданина на работу (службу) в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы (службы).

Карточка (форма 1) , оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.

44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки, и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

48. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями , составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Сотрудники режимно-секретного подразделения (РСП):

Цель обучения:

Обеспечение заданного уровня знаний, повышение квалификации руководителей и специалистов режимно-секретных подразделений, специалистов структурных подразделений предприятий, учреждений и организаций по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну.

Категория слушателей:

Руководители и специалисты режимно-секретных подразделений, специалисты структурных подразделений предприятий, учреждений и организаций по вопросам защиты информации, составляющей государственную тайну.

В процессе обучения рассматриваются следующие основные темы:

№1. Организационно-правовые основы обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации:

Организационно–правовые основы, нормативно–правовые акты и требования законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны и обеспечения режима секретности на предприятии, в учреждении и (или) организации.

Органы защиты государственной тайны в Российской Федерации. Функции. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, ее основные функции и задачи.

Понятие контроля и надзора за обеспечением защиты государственной тайны. Виды, методы и формы контроля состояния защиты государственной тайны. Структура системы контроля состояния защиты государственной тайны.

Система государственного, межведомственного и ведомственного контроля состояния защиты государственной тайны.

Права органов защиты государственной тайны по осуществлению проверочных мероприятий и контролю за эффективностью обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну.

Принципы и правила отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание. Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну.

Организационно–правовые основы и требования законодательства Российской Федерации в области защиты информации.

№2. Организация работ по обеспечению защиты государственной тайны:

Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Сущность перечневого подхода к организации государственной тайны. Сведения, которые не могут быть отнесены к государственной тайне. Отнесение сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, перечни сведений, подлежащих засекречиванию органами государственной власти Российской Федерации.

Система работы должностных лиц РСП по организации защиты информации в организации. Права собственников информации, составляющей государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Порядок подготовки документов для оформления допуска к государственной тайне работникам организации. Порядок оформления и условия прекращения допуска к государственной тайне. Ограничения прав лиц, допущенных или допускавшихся к государственной.

Порядок оформления номенклатур должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне.

Порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, граждан при их командировании в другие организации. Основные формы учетной документации к инструкции о порядке допуска, порядок её оформления.

Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Ответственность за разглашение сведений, составляющих гос. тайну и утрату носителей, содержащих такие сведения. Порядок проведения расследования нарушений в области защиты гостайны.

Порядок лицензирования деятельности в области защиты государственной тайны. Порядок проведения специальных экспертиз. Полномочия органов государственной власти по лицензированию в области защиты государственной тайны.

Порядок подготовки и представления в орган по лицензированию документов при оформлении (переоформлении) лицензии на право проведения работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Проверка наличия носителей сведений, составляющих государственную тайну. Виды и особенности проверок и оформление их результатов. Прием-передача документов при смене руководителей РСП.

Порядок обеспечения сохранности государственной тайны в организации, учреждении и на предприятии. Причины утечки секретных сведений и мероприятия по их предотвращению. Порядок проведения расследования нарушений в области защиты государственной тайны. Ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну и утрату носителей, содержащих такие сведения.

Обеспечение режима секретности при ликвидации, реорганизации, прекращении работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Роль и место секретного делопроизводства в системе сохранения государственной тайны. Организационные основы создания секретного делопроизводства на предприятиях, в организациях и учреждений. Составные части секретного делопроизводства и его организации на производстве, в организациях и учреждениях.

Оказание услуг в области защиты государственной тайны.

Социальные гарантии граждан, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны. Ограничения прав должностных лиц или граждан РФ, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

№3. Организация защиты информации на предприятиях, в организации и учреждениях:

Обеспечение системы физической защиты объектов. Возможные угрозы безопасности информации, составляющей государственную тайну, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Организация, способы и методы инженерно-технической защиты информации, составляющей государственную тайну.

Организация пропускного и внутриобъектового режимов. Назначение, задачи и структура системы защиты информации, составляющей государственную тайну на объекте, существующие и перспективные методы и средства защиты информации.

Организация посещения режимных объектов иностранными гражданами при осуществлении международного научно-технического и экономического сотрудничества. Мероприятия по защите информации, составляющей государственную тайну, при посещении предприятий иностранными гражданами.

Режимно-секретное подразделение организации (также называют первым отделом) - это место, где лицензиат-исполнитель хранит секретную документацию, полученную от заказчика работ, а также работает с ней. Кроме того, на территории РСП осуществляется ознакомление со сведениями - то есть, любое взаимодействие с информацией на бумажных или электронных носителях.

Работникам компании, допущенным к гостайне, предоставляется доступ к аттестованным автоматизированным рабочим местам (АРМ) с компьютерами и некоторыми видами офисной техники.

Существуют два подхода к организации секретного документооборота:

  • Первый отдел является частью организации, на территории которой находится, и предназначен только для ее собственных потребностей. Сотрудники РСП трудоустроены в штат «головной компании», помещение особым образом подготовлено и аттестовано.
  • Услуги по ведению делопроизводства оказывает специальная компания-РСП на коммерческой основе. В этом случае у нее обязательно должны быть специализированные лицензии ФСБ.

Важные особенности

Если режимно-секретное подразделение организации не обслуживает других юридических лиц, лицензию на него получать не нужно. Требуется лишь пройти аттестацию объектов информатизации ФСТЭК для проверки степени защищенности информационно-технического комплекса.

Если же компания планирует делегировать работу с секретными сведениями, важно тщательно подойти к выбору РСП. Рекомендуем обращать внимание на следующие факторы:

  • Качество оснащения, соответствие нормативам ГОСТ, ФСБ, ФСТЭК - учитывается при выдаче лицензии на гостайну.
  • Дата истечения лицензий на услуги и мероприятия по охране государственной тайны - после ее наступления, компаниям, которые обслуживаются в РСП, тоже требуется переоформлять собственный разрешительный документ.

Специалисты «ИНТЭК» - профессионалы в области лицензирования ФСБ. Мы помогаем решить общие задачи оформления разрешительного документа или разобраться с частными моментами - например, с организацией секретного делопроизводства на предприятии. Консультируем по вопросам выбора компании РСП, аттестации ФСТЭК, ведения документооборота и так далее.


Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 28.06.2010.

УТВЕРЖДЕНО
приказом
от 00.00.0000 N 000
ПОЛОЖЕНИЕ
о режимно-секретном отделе
г. _________________
Настоящим Положением определяются место режимно-секретного отдела
(далее - Отдела) в структуре _____________________________________________,
(наименование организации)
задачи и функции Отдела, права и ответственность руководителей и работников
Отдела, порядок образования и ликвидации Отдела, управления деятельностью
Отдела.
В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- секретные сведения - сведения, составляющие государственную тайну, и
сведения, составляющие коммерческую тайну;
- сведения, составляющие государственную тайну, - защищаемые
государством сведения в области его военной, внешнеполитической,
экономической, разведывательной, контрразведывательной и
оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести
ущерб безопасности Российской Федерации;
- сведения, составляющие коммерческую тайну, - сведения любого
характера (производственные, технические, экономические, организационные и
другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-
технической сфере, а также сведения о способах осуществления
профессиональной деятельности, которые имеют действительную или
потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам,
к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в
отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой
тайны;
- допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан
на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а организаций -
на проведение работ с использованием таких сведений;
- доступ к секретным сведениям - санкционированное полномочным
должностным лицом ознакомление конкретного лица с секретными сведениями при
условии сохранения их конфиденциальности;
- гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности
сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и
(или) в сопроводительной документации на него;
- средства защиты информации - технические, криптографические,
программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений,
составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а
также средства контроля эффективности защиты информации.
1. Общие положения
1.1. Отдел является самостоятельным структурным подразделением ________
__________________________________________________ (далее - Организация).
(наименование организации)
1.2. Отдел находится в подчинении непосредственно _____________________
(наименование

должности руководителя Организации либо профильного заместителя

(по административной работе, по режиму, пр.))
1.3. Отдел в своей деятельности руководствуется:
- Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О
государственной тайне", Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ "О
коммерческой тайне", другими федеральными законами, устанавливающими
порядок обращения с секретными сведениями;
- Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской
Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением
Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 года N 63, Перечнем
сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденным Указом
Президента РФ от 30.11.1995 N 1203, иными нормативными правовыми актами,
регламентирующими отношения в связи с допуском к государственной тайне и
работой со сведениями, составляющими государственную тайну;
- инструкциями по обеспечению режима секретности на предприятиях, в
учреждениях и организациях и о порядке допуска должностных лиц и граждан
Российской Федерации к государственной тайне;
- настоящим Положением;
- _____________________________________________________________________
(реквизиты локального нормативного акта (инструкции, положения, др.)
___________________________________________________________________________
о порядке допуска работников к государственной тайне, секретным сведениям;
__________________________________________________________________________;
о требованиях, предъявляемых к работе с государственной тайной)
- иными локальными нормативными актами, определяющими порядок допуска
работников к государственной тайне, правила работы со сведениями,
составляющими государственную тайну;
- ____________________________________________________________________.
1.4. _________________________________________________________________.
(другие положения)
2. Основные задачи Отдела
Основными задачами Отдела являются:
2.1. Организация получения лицензий на проведение работ, связанных с
использованием сведений, составляющих государственную тайну, допуска
граждан к государственной тайне.
2.2. Организация доступа граждан к сведениям, составляющим коммерческую
тайну.
2.3. Обеспечение режима секретности при выполнении всех видов секретных
работ и обращении с секретными документами.
2.4. Организация секретного делопроизводства.
2.5. Предотвращение утечки, хищений, утраты, подделки и искажения
секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным сведениям.
2.6. _________________________________________________________________.
(иные задачи)
3. Функции Отдела
3.1. В области организации получения лицензий на проведение работ,
связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,
допуска граждан к государственной тайне функциями Отдела являются:
3.1.1. Подготовка документов, необходимых для получения Организацией
лицензий на проведение работ, связанных с использованием сведений,
составляющих государственную тайну, представительство интересов Организации
при получении указанных лицензий в соответствии с Положением о
лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по
проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих
государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с
осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите
государственной тайны, при возобновлении действия приостановленных
лицензий, обеспечение условий для организации и проведения специальных
экспертиз Организации.
3.1.2. Разработка с участием руководителей структурных подразделений
Организации номенклатуры должностей работников Организации, подлежащих
допуску к государственной тайне, подготовка изменений в номенклатуру на
основании итогов анализа доступа работников к сведениям, составляющим
государственную тайну.
3.1.3. Разработка рекомендаций для ____________________________________
(наименование подразделения
_______________________ по порядку оформления на работу (службу) граждан на
по кадровой работе)
должности, предусматривающие работу со сведениями, составляющими
государственную тайну.
3.1.4. Методическое руководство работой по разработке условий трудовых
договоров, предусматривающих обязательства граждан перед государством по
соблюдению требований законодательства Российской Федерации о
государственной тайне, по структуре и содержанию расписок граждан, с
которыми не заключается трудовой договор.
3.1.5. Анализ материалов, представляемых ______________________________
(наименование подразделения
___________________________ на оформление допуска граждан к государственной
по кадровой работе)
тайне, оценка представленных материалов для определения необходимости
проведения проверочных мероприятий (при оформлении допуска граждан к
государственной тайне по третьей форме).
3.1.6. Запрос карточек (форма 1) в режимно-секретных подразделениях тех
организаций, в которых оформляемые на работу (службу) граждане работали
(служили) в течение последних 5 лет, анализ полученных от режимно-секретных
подразделений с прежних мест работы (службы) материалов граждан,
оформляемых на работу (службу), на предмет выявления наличия возможных
оснований для отказа гражданину в оформлении допуска к государственной
тайне, для определения необходимости проведения проверочных мероприятий
(при оформлении допуска граждан к государственной тайне по третьей форме).
3.1.7. Оформление и переоформление допуска к государственной тайне,
оформление, учет и хранение карточек (форма 1), копий трудового договора
(контракта) и расписок, содержащих обязательства граждан по соблюдению
требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне
(форма 2).
3.1.8. Ведение журнала учета карточек на допуск к государственной тайне
(форма 9), журнала учета справок о допуске (форма 13), журнала учета выдачи
предписаний на выполнение заданий (форма 14).
3.1.9. Организация в установленном порядке доступа лиц, не являющихся
работниками Организации, к сведениям, составляющим государственную тайну,
при совместном выполнении работ (командированным, др.).
3.1.10. Выдача и учет предписаний на выполнение задания (форма 5) и
справок о соответствующей форме допуска (формы 6 - 8) в отношении
командируемых и командированных граждан.
3.1.11. Подготовка представления на отстранение работника от работы со
сведениями, составляющими государственную тайну, на основании уведомления о
возникновении обстоятельств, которые могут послужить основанием для
прекращения гражданину допуска к государственной тайне, полученного из
органа безопасности, подготовка проекта решения о прекращении допуска к
государственной тайне и других необходимых материалов.
3.1.12. Информирование органов безопасности о прекращении допуска к
государственной тайне уволенных (переведенных) граждан, в отношении которых
в течение 6 месяцев не затребованы карточки (форма 1) с новой работы.
3.1.13. Контроль за исполнением подразделениями и работниками
Организации установленных требований по допуску граждан к государственной
тайне.
3.1.14. Инструктаж, проведение обучающих семинаров, иных мероприятий
для работников, допущенных к секретным сведениям, по соблюдению режима
безопасности в Организации, инструктаж работников Организации,
командируемых в органы власти и сторонние организации для выполнения работ
(осуществления функций), связанных со сведениями, составляющими
государственную тайну.
3.1.15. Представительство Отдела и Организации в отношениях с органами
безопасности по вопросам допуска граждан к государственной тайне.
3.1.16. ______________________________________________________________.
(другие функции)
3.2. В области организации доступа граждан к сведениям, составляющим
коммерческую тайну, функциями Отдела являются:
3.2.1. Разработка проектов локальных нормативных актов, определяющих
порядок доступа и обращения со сведениями, составляющими коммерческую
тайну.
3.2.2. Оформление обязательств принимаемых на работу граждан, а также
работников, которым предоставляется доступ к сведениям, составляющим
коммерческую тайну, о неразглашении коммерческой тайны.
3.2.3. Ознакомление под расписку работников, доступ которых к
сведениям, составляющим коммерческую тайну, необходим для выполнения ими
своих трудовых обязанностей, с перечнем информации, составляющей
коммерческую тайну, обладателями которой являются Организация и ее
контрагенты, с установленным режимом коммерческой тайны и мерами
ответственности за его нарушение.
3.2.4. Учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим
коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была
предоставлена или передана.
3.2.5. Методическое руководство работой по разработке условий трудовых
и гражданско-правовых договоров, предусматривающих обязательства граждан о
неразглашении коммерческой тайны, по соблюдению требований законодательства
Российской Федерации о коммерческой тайне.
3.2.6. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.3. В области обеспечения режима секретности при выполнении всех видов
секретных работ и обращении с секретными документами функциями Отдела
являются:
3.3.1. Организация работы по засекречиванию сведений, полученных
(разработанных) в результате управленческой, производственной, научной и
иных видов деятельности Организации, присвоение грифов секретности;
формирование внутреннего перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
контроль за своевременным засекречиванием, правильным определением и
изменением степени секретности документов (изменением или снятием
соответствующих грифов).
3.3.2. Разработка проектов локальных нормативных актов по защите
государственной тайны в Организации, организация их согласования и
утверждения.
3.3.3. Разработка и проведение в Организации мероприятий по обеспечению
режима секретности при ведении всех видов работ, связанных с обработкой,
хранением или передачей сведений, составляющих государственную тайну.
3.3.4. Контроль за выполнением в подразделениях Организации требований
режима секретности (проведение проверок выполнения требований режима,
соответствия используемого для обработки секретной информации оборудования
установленным требованиям, др.).
3.3.5. Организация в установленном порядке взаимной передачи сведений,
составляющих государственную тайну, между Организацией и другими
организациями, органами власти.
3.3.6. Представление Отдела и Организации в органах безопасности по
вопросам обеспечения государственной тайны.
3.3.7. Составление смет и других платежных документов по работам,
связанным с обеспечением сохранности секретных сведений.
3.3.8. Составление установленной отчетности, оперативных сводок по
Организации для руководства Организации.
3.3.9. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.4. В области организации секретного делопроизводства функциями Отдела
являются:
3.4.1. Организация и ведение секретного делопроизводства (прием, учет,
размножение, рассылка, хранение и уничтожение секретных документов),
разработка номенклатуры дел Отдела, оформление документов, связанных с
открытием и закрытием дел.
3.4.2. Подготовка форм и образцов документов секретного
делопроизводства и обеспечение ими подразделений Организации.
3.4.3. Разработка совместно с _________________________________________
(наименование структурного подразделения,
___________________________________________________________________________
ответственного за информационно-техническое обеспечение деятельности
____________________________ регламентов работы с электронными документами,
организации)
содержащими секретные сведения; организация и обеспечение безопасности
обмена электронными документами, содержащими секретные сведения.
3.4.4. Организация и обеспечение защиты информации о секретных
сведениях, передаваемой по каналам связи.
3.4.5. Инструктаж работников, допущенных к секретным документам, по
соблюдению режима секретности, методическая и практическая помощь
структурным подразделениям и работникам Организации при подготовке
документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
3.4.6. Контроль:
- за соблюдением правил размножения и рассылки секретных документов,
хранения и эксплуатации технических средств, предназначенных для
размножения секретных документов;
- за изготовлением, хранением, выдачей и использованием печатей и
штампов, используемых для засекречивания документов, учет ключей к сейфам
хранения секретных документов;
- за обеспечением сохранности секретных дел и документов в
подразделениях Организации, правил работы с секретными документами.
3.4.7. Организация доставки документов, содержащих секретные сведения,
адресатам.
3.4.8. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.5. В области предотвращения утечки, хищений, утраты, подделки и
искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к секретным
сведениям функциями Отдела являются:
3.5.1. Изучение и анализ содержания деятельности Организации с целью
выявления и предотвращения утечки секретных сведений (экспертиза
документов, производственных, технологических и управленческих операций,
схем взаимодействия, пр.) на предмет возможности утечки, хищений, утраты,
подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к
секретным сведениям.
3.5.2. Фиксация фактов утечки секретных сведений, хищений, утраты,
подделки и искажения секретных сведений, несанкционированного доступа к
секретным сведениям, расследование причин таких нарушений режима
секретности, выявление виновных.
3.5.3. Информирование органов безопасности о выявленных и
расследованных нарушениях режима секретности, подготовка материалов об
уголовном преследовании виновных, а также лиц, предпринявших попытку
получения секретных сведений или получивших таковые, принятие иных мер по
устранению причин и условий, способствующих нарушениям требований режима
секретности.
3.5.4. Подготовка совместно с _________________________________________
(наименование подразделения по кадровой
_______ документов на привлечение к юридической ответственности работников,
работе)
разгласивших секретные сведения, допустивших иные нарушения режима
секретности, законодательства о защите государственной тайны.
3.5.5. _______________________________________________________________.
(другие функции)
3.6. В области _____________________________ функциями Отдела являются:
(другие области)
3.6.1. _______________________________________________________________.
3.6.2. _______________________________________________________________.
3.7. Возложение на Отдел функций, связанных с обеспечением режима
секретности, не предусмотренных настоящим Положением, производится путем
внесения изменений и дополнений в настоящее Положение.
4. Права Отдела
4.1. Отдел для выполнения возложенных на него функций наделяется
правами:
4.1.1. Требовать от структурных подразделений и работников Организации
необходимые Отделу документы, материалы и сведения.
4.1.2. В любое время проводить проверки (документальные и обследования)
структурных подразделений Организации по направлениям, указанным в пунктах
2 и 3 настоящего Положения, относящимся к компетенции Отдела.
4.1.3. Давать руководителям структурных подразделений Организации и
работникам, допущенным к секретным сведениям, обязательные для исполнения
указания по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
4.1.4. Привлекать с согласия руководителей структурных подразделений
работников других подразделений к осуществлению мероприятий, связанных с
обеспечением режима секретности в Организации.
4.1.5. Пользоваться согласно установленному порядку корпоративными
информационными системами, а также создавать собственные базы данных.
4.1.6. Принимать участие в совещаниях и иных мероприятиях, проводимых в
Организации по вопросам обеспечения режима секретности в Организации.
4.1.7. Совершать иные действия, предусмотренные локальными нормативными
актами Организации.
4.1.8. _______________________________________________________________.
4.2. Указанные в пункте 4.1 функциональные права уточняются и
распределяются между работниками Отдела в должностных инструкциях.
4.3. _________________________________________________________________.
(другие права)
5. Структура (штат) Отдела. Организация деятельности
5.1. Отдел возглавляет начальник Отдела.
5.2. Структура (штат) и численность работников Отдела определяются в
соответствии с штатным расписанием Организации.
5.3. По предложению начальника Отдела и представлению _________________
(наименование
___________________________________________________________________________
должности соответствующего руководителя при подчинении Отдела
____________________________ решением _____________________________________
не руководителю Организации) (наименование должности
______________________________________________ Организации в составе Отдела
соответствующего руководителя Организации)
могут быть образованы бюро (секторы, группы), отвечающие за отдельные
направления деятельности Отдела (обеспечение режима, секретное
делопроизводство, другие). Положения о бюро (секторах, группах) и
должностные инструкции работников бюро (секторов, групп) разрабатываются
начальником Отдела на основе настоящего Положения и утверждаются приказом.
5.4. Прием на должность начальника Отдела и увольнение с нее
производятся на основании приказа по представлению ________________________
(наименование должности
__________________________________________________________________________.
руководителя при подчинении Отдела не руководителю Организации)
5.5. Прием на должности руководителей, специалистов и технических
исполнителей Отдела производится на основании приказов по представлению
начальника Отдела.
Принятые в Отдел работники допускаются к самостоятельной работе после
оформления соответствующего допуска, изучения ими требований нормативных
документов по вопросам обеспечения режима секретности и секретного
делопроизводства и проверки этих знаний начальником Отдела.
5.6. Начальник Отдела:
1) осуществляет планирование деятельности Отдела;
2) распределяет обязанности между работниками Отдела;
3) обеспечивает своевременное и надлежащее выполнение работниками
Отдела задач и функций, возложенных на Отдел;
4) осуществляет методическое руководство работниками, входящими в
состав других структурных подразделений Организации, допущенными к работе с
секретными сведениями;
5) обеспечивает и контролирует соблюдение работниками Отдела
законодательства Российской Федерации, локальных нормативных актов
Организации;
6) несет персональную ответственность за соответствие актам
законодательства и локальным нормативным актам Организации принимаемых
Отделом решений и подготавливаемых документов;
7) вносит в соответствии с установленным порядком представления о
замещении должностей Отдела, предложения о поощрении работников Отдела,
применении к работникам мер дисциплинарного воздействия, представления по
иным кадровым вопросам в отношении работников Отдела;
8) обеспечивает своевременное представление руководству Организации
отчетов о деятельности Отдела, информационно-аналитических материалов,
справок и сведений по обеспечению режима секретности в подразделениях
Организации;
9) организует ведение делопроизводства в Отделе с соблюдением
стандартов и инструкций по делопроизводству;
10) представляет интересы Отдела во взаимодействии с другими
структурными подразделениями Организации, в других организациях, органах
государственной власти и органах местного самоуправления по вопросам
обеспечения режима секретности в Организации;
11) обеспечивает надлежащее и правильное использование и эксплуатацию
работниками Отдела закрепленного за Отделом имущества (мебели, инвентаря,
оргтехники, др.);
12) обеспечивает ознакомление работников Отдела с настоящим Положением
при приеме (переводе) на должности, входящие в состав Отдела, а также при
введении новой редакции Положения (отдельных его пунктов);
13) осуществляет другие функции, предусмотренные своей должностной
инструкцией, локальными нормативными актами Организации, трудовым
договором.
5.7. В период отсутствия начальника Отдела руководство деятельностью
Отдела осуществляет заместитель начальника Отдела или иной работник,
наделенный приказом соответствующими полномочиями.
5.8. Должностные обязанности работников Отдела определяются
должностными инструкциями, утверждаемыми в установленном порядке, а также
заключенными трудовыми договорами.
5.9. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и
во взаимодействии с другими структурными подразделениями Организации.
Взаимодействие осуществляется посредством обмена документами и
сведениями, необходимыми для осуществления согласованных действий,
получения материальных ценностей и финансовых ресурсов, необходимых для
выполнения возложенных на Отдел функций.
5.10. ________________________________________________________________.
(другие положения)
6. Ответственность
6.1. Начальник Отдела несет персональную ответственность за
неисполнение или ненадлежащее выполнение задач, функций и обязанностей,
предусмотренных настоящим Положением.
6.2. Работники Отдела несут ответственность в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в случаях неисполнения или
ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, вытекающих из настоящего
Положения и закрепленных в должностных инструкциях, превышения своих
полномочий или использования их для решения вопросов, не обусловленных
служебной необходимостью, либо совершения ими иных правонарушений.