Направления правоохранительной деятельности в конституции рф. Основные направления правоохранительной деятельности и органы, ее осуществляющие. Правоохранительной деятельность в Российской Федерации


Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты.

Правоохранительные органы РФ - государственные органы и негосударственные организации, специально предназначенные защищать и восстанавливать права, свободы и законные интересы граждан, интересы организаций, общества и государства, а также поддерживать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов относятся :

1. государственные суды (конституционные и уставные суды, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)

2. прокуратура

3. адвокатура (институт гражданского общества, не входящий в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления)

4. нотариат (частнопрактикующие нотариусы и нотариусы государственных нотариальных контор)

5. органы Министерства внутренних дел (в том числе, полиция)

6. Следственный комитет РФ

7. Федеральная служба безопасности

8. таможенные органы

9. Федеральная служба судебных приставов

10. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

11. Федеральная служба исполнения наказаний

12. Уполномоченный по правам человека и по правам ребенка

13. Министерство юстиции РФ

14. военная полиция Вооруженных Сил РФ;

15. государственные юридические бюро (образованы не во всех субъектах РФ)

16. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

17. негосударственные правоохранительные структуры, создаваемые по инициативе населения или организаций (например, третейские суды, добровольные народные дружины, частные детективные и охранные организации).

Общие черты правоохранительных органов:

· Эти органы специально предназначены осуществлять правоохранительную функцию государства путем осуществления правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством.

· Началом деятельности правоохранительных органов, как правило, выступает какой-либо повод. Например , поступившая в прокуратуру жалоба, подача в суд искового заявления, обращение гражданина к адвокату.

· Для выполнения задач, возложенных на правоохранительные органы, они наделены определенными правами и обязанностями.

· Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в особом порядке, предусмотренном законодательством. Например , деятельность судов по рассмотрению дел регламентируется процессуальным законодательством, а нарушение установленной процедуры рассмотрения дел может повлечь за собой отмену судебных актов.

· Как правило, правоохранительные органы вправе применять к правонарушителям различные меры государственного принуждения в пределах своей компетенции. Например , суд может применить к лицу, признанному виновным в совершении преступления различные меры уголовного наказания: от штрафа до пожизненного лишения свободы.

· Сотрудниками правоохранительных органов, как правило, могут быть лица, имеющие специальную подготовку (для некоторых юридических профессий (должностей) обязательным условием является наличие высшего юридического образования).

· Законные требования и решения правоохранительных органов и их сотрудников обязательны для исполнения под угрозой применения мер юридической ответственности (административной, уголовной и т.д.)

Основные направления правоохранительной деятельности (общая характеристика)

Правосудие – осуществляется только государственными судами , которые вправе рассматривать и разрешать любые правовые споры, а также некоторые, наиболее важные, бесспорные юридические дела, например, усыновление (удочерение) ребенка, признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Прокурорский надзор – осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами с целью выявления фактов нарушения законности в деятельности различных организаций и должностных лиц, а также принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Кроме надзорной деятельности прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проводят антикоррупционную экспертизу правовых актов и осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям – осуществляется главным образом адвокатами (в том числе, бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством), например , консультирование по правовым вопросам, выступление в качестве защитников лиц, обвиняемых в совершении преступлений, или в качестве представителей потерпевших и т.д.

В случаях, предусмотренных законом, бесплатную юридическую помощь гражданам (кроме помощи по уголовным делам) должны оказывать государственные юридические бюро .

Нотариальная деятельность – осуществляется частнопрактикующими нотариусами и нотариусами государственных нотариальных контор путем совершения нотариальных действий, например , удостоверение сделок, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, свидетельствование подлинности подписи на документах, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте и т.д.

Борьба с преступностью – это деятельность, связанная с предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, а также выявлением лиц, которые их подготавливают, совершают или совершили (предварительное расследование преступлений и оперативно-розыскная деятельность).

Это направление осуществляется различными правоохранительными органами в пределах их компетенции , например: органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, таможенными органами, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой судебных приставов, военной полицией Вооруженных Сил РФ и т.д.

Правовая работа в экономике и гражданском обороте – осуществляется, например, третейскими судами при рассмотрении ими гражданско-правовых споров, юридическими службами различных организаций (деятельность юрисконсультов ), которые представляют интересы своих организаций в судах и иных органах, подготавливают проекты договоров и других правовых документов и т.д.

К основным видам правоохранительной деятельности относят:

Конституционный контроль

Правосудие

Прокурорский надзор

Охранно-общественный порядок

Расследования преступления

Защита прав и законных интересов, и оказание юридической помощи.

Правовая работа и т.д.

Конституционный контроль представляет собой социальный вид государственной деятельности, направленный на обеспечение правильного применения Конституции РФ (КРФ) и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного в них конституционного строя государства. Этот контроль осуществляется Конституционным судом РФ.

Правосудие - важная направленная правоохранительная деятельность государства, поскольку его реализует только суд в особом процессуальном порядке. Правосудие обладает рядом специальных признаков:

Осуществление только указанными в законе способами:

Гражданские дела

Уголовные дела

Дело об административных правонарушениях

Реализуется с соблюдением особого порядка (процедуры) установленного процессуальным

Осуществляется особым органом - судом

Прокурорский надзор направлен на опротестование и отмену противоречащих закону актов государственного управления, общественных организаций, а так же предотвращение, пресечение противоречащих действий должностных лиц и граждан. Этот надзор осуществляется генеральным прокурором РФ и его всеми подчиненными.

Охрана общественного порядка - деятельность по предотвращению, пресечению правонарушений. Она возложена на органы Министерства Внутренних Дел РФ.

Расследование преступления - деятельность особых должностных лиц - следователей, оперативных сотрудников и т.д., осуществляемая с целью раскрытия преступления, и завлечения лиц их совершивших для придания суду или реабилитации невиновных. Следственный аппарат имеется в МВД, ФСБ и т.д.…так же имеется следственный комитет который выделен из прокуратуры.

Защита прав и интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляющейся, прежде всего адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составляющих разного рода деловых бумаг, выступление адвокатов в суде. Адвокатура является общественной организацией.

Правовая работа как вид правоохранительной деятельности возложена на юридические службы, она направлена на обеспечение законности в гражданском обороте, особенно в сфере договорных отношений. Юрисконсульты содействуют правопорядку путем составления договоров, визирование приказов, консультирование сотрудников. и т.д.

Другие направленные правоохранительные деятельности обеспечиваются таможенными органами, органами ФСБ, нотариатом. И т.д.

Задачи конкретных правоохранительных органов установлены в законодательных актах, регулирующих их организованность и деятельность.(закон о полиции)

Одно из центральных мест в деятельности государства занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите и свобод человека и , охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в ст. 2 Конституции недвусмысленно сказано: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”. Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45 : “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”.

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, содействовать им в этом.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается круг органов, которые давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка ), т. е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими, социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России.

Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие “правоохранительные органы ”. Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого слова.

Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, самым непосредственным образом связанной с охраной права, обладающей рядом существенных признаков:

  • имеется в виду охрана права, которая может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия (регламентируемых законом мер государственного принуждения и взыскания);
  • применяемые при ее осуществлении юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона (только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание; орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания);
  • реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур;
  • ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы.

Таким образом, правоохранительная деятельность - это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Следует иметь ввиду, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка . Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. В не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали - российскому гражданину, иностранцу, лицу без , какому-то должностному лицу, коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Задачи правоохранительной деятельности

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, в целом пока что в законодательном порядке четко не решен.
Однако о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГПК, УПК и некоторые другие. На основании анализа этих законов вполне допустим вывод о том, что задачи правоохранительной деятельности целесообразно подразделять на две группы :

  1. задачи общие , характерные для всех ее направлений;
  2. задачи конкретные, специфические для отдельных направлений.

Основное содержание общих задач - то, что сказано в ст. 1 Закона о безопасности, где подчеркнуто, в частности, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, в том числе правоохранительных, являются: “личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, и территориальная целостность”.

Для конкретных видов правоохранительных органов и реализации возложенных на них полномочий законодательство предусматривает свои, специфические задачи : для Конституционного Суда РФ - одни, для - другие, для арбитражных судов - третьи, для прокуратуры - четвертые, для милиции - пятые и т. д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности

Направления (функции) правоохранительной деятельности:

  • конституционный контроль (устранение нарушений предписаний Конституции РФ);
  • правосудие (разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях);
  • организационное обеспечение деятельности судов (создание условий для нормальной деятельности судов);
  • прокурорский надзор (выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования);
  • выявление и расследование преступлений (раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде);
  • оказание юридической помощи (предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг).

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Правосудие - правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций.

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.
Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине, центральном звене их системы в целом и т.п.

Выделение различных направлений правоохранительной деятельности обусловлено многообразием ее задач.

Можно выделить пять основных направлений правоохранительной деятельности:

1) правосудие (разбирательство в суде уголовных, административных и граж­данских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений).

Правосудие в России осуществляется исключительно судами (ч.1 ст.118 Конституции РФ). Суды как органы правосудия занимают наиболее важное место в системе правоохранительных органов. Право на судебную защиту гарантировано ст.46 Конституции РФ.

Судебная защита – основной механизм разрешения юридических конфликтов, защиты и восстановления нарушенных прав в демократическом правовом государстве.

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» судебную систему России составляют суды общей юрисдикции, осуществляющие рассмотрение подведомственных им гражданских, уголовных и административных дел, арбитражные суды, осуществляющие правосудие по экономическим спорам, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ);

2) прокурорский надзор (деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений законности с помощью специальных мер проку­рорского реагирования).

Прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации законов.

Прокурорский надзор – это функция прокуратуры по надзору за:

Соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России,

Соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,

За исполнением законов органами, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

Судебными приставами, - администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,

Администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

3) предварительное расследование уголовных дел (процессуальная досудебная деятельность).

Предварительное расследование уголовных дел – это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу, прежде всего установления события и состава преступления, обвиняемых в его совершении лиц, то есть информации, необходимой для разрешения дела судом.



Расследование именуется предварительным потому, что оно предшествует производству в суде, где проводится судебное следствие и принимается от имени государства решение по делу.

Предварительное расследование осуществляется следователями различных правоохранительных органов – следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органами дознания, перечень которых определен УПК РФ.

4) оперативно-розыскная деятельность (направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности).

Оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то данным Федеральным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

5) организационное обеспечение деятельности судов (направленное на обес­печение нормального функционирования судебных органов).

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции возложено на Судебный департамент при Верховном Суде РФ, арбитражных судов – на Высший Арбитражный Суд РФ.

Организационное обеспечение деятельности судов высшего звена – Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суд РФ осуществляется аппаратами этих судов.

К этому направлению правоохранительной деятельности тесно примыкают призванные способствовать реализации правосудия функции по исполнению судебных решений и уголовных наказаний, обеспечению установленного порядка деятельности судов, которые возложены на органы Министерства юстиции РФ.

В юридической литературе выделяются также направления, не являющиеся правоохранительной деятельностью, но теснейшим образом с ней связанные и способствующие охране правопорядка, обеспечению прав и свобод человека:

1) констатация юридически значимых фактов , удостоверение документов
(нотариат);

2) оказание юридической помощи , осуществление защиты по уголовным делам
(адвокатура);

3) частные охранная и детективная помощь , осуществляемая на основе
гражданско-правовых договоров.

Вопросы по лекции:

1. Дайте определение предмета и системы изучаемой дисциплины.

2. Какое место в системе юридических дисциплин занимает курс «Правоохранительные органы Российской Федерации»?

3. Перечислите признаки правоохранительной деятельности и дайте ее определение.

4. Дайте характеристику основным направлениям правоохранительной деятельности.

5. Почему нотариальную, адвокатскую, частную детективную и охранную деятельность нельзя назвать правоохранительной, а лишь связанной с ней?

Вопросы:

1. Правоохранительная деятельность – это деятельность:

а) осуществляемая только специально уполномоченными государственными органами;

б) строго в порядке, установленном законом;

в) состоит в подготовке проектов нормативно-правовых актов;

г) осуществляется посредством применения мер государственно-правового принуждения.

(выбрать правильные ответы)

2. Основные направления правоохранительной деятельности:

а) правосудие;

б) оперативно-розыскная деятельность;

в) предварительное расследование уголовных дел;

г) дознание;

д) защита прав и свобод человека;

е) охрана собственности;

ж) прокурорский надзор.

И их соотношения обуславливается многообразием поставленных перед ней задач. В рамках каждого направления работают различные группы правоохранительных структур. Они реализуют относительно самостоятельные функции. Правоохранительная деятельность разных органов , однако, тесно взаимосвязана. Она объединена общей сущностью и целью. Рассмотрим далее характеристику .

Классификация

В настоящее время выделяется пять основных направлений правоохранительной деятельности. В их число входят:

  1. Правосудие.
  2. Надзор прокурорских органов.
  3. Предварительное расследование преступлений .
  4. Оперативно-розыскные мероприятия.
  5. функционирования судебных инстанций.

Правосудие

Об этом направлении правоохранительной деятельности в Конституции РФ говорится следующее: правосудие в России осуществляют только судебные инстанции. Соответствующее положение закреплено в 118 статье Основного Закона (ч. 1).

Право на защиту в судебных инстанциях гарантируется 46 нормой Конституции. Она представляет собой главный механизм урегулирования юридических споров, восстановления нарушенных интересов в правовой демократической стране.

Согласно концепции судебной реформы, в задачи правоохранительной деятельности , осуществляемой судом, входит эффективное, беспристрастное, профессиональное правосудие. Суд выступает в качестве гаранта справедливости и законности. Он играет для государства такую же роль, что и совесть для человека.

Спорные моменты

В последнее время распространенным стало мнение, что суд не входит в число правоохранительных органов Российской Федерации . Такой вывод обусловлен узким определением самого понятия правоохранительной деятельности. Трактовка термина сводится к пресечению, раскрытию, предупреждению преступлений и прочих противоправных поступков.

Между тем при отнесении суда к числу правоохранительных структур он не наделяется полномочиями на уголовное преследование, обвинительными функциями. Правоохранительная деятельность, которую он осуществляет, не ставится в один ряд с работой органов ВД и прокуратуры. Наоборот, если рассматривать судебную инстанцию как ключевой орган по реализации охраны прав в обществе, подчеркивается ее независимость от гособвинения. Это обеспечивает роль суда не только как гаранта справедливости и законности, но и как института, способного защищать человека от государственного произвола.

Конституционный контроль

Во многих учебных изданиях он рассматривается как одно из основных направлений правоохранительной деятельности . Однако, по мнению ряда авторов, конституционный контроль охватывается институтом правосудия.

В РФ органом конституционного контроля выступает КС. Он является одним из высших институтов судебной власти в стране. Как указывается во 2 части 118 статьи Конституции, судебная власть реализуется через гражданское, конституционное, уголовное, административное судопроизводство. Правосудие, как выше говорилось, может осуществляться исключительно уполномоченными структурами.

В задачи КС входит разрешение споров о соответствии Конституции разнообразных нормативно-правовых документов по обращениям заинтересованных госструктур, служащих, по жалобам на нарушение свобод и прав граждан, по запросам судов. Правосудие при этом осуществляется на основании принципов независимости, коллегиальности, состязательности, равноправия сторон и гласности. Суть этого процесса заключается в том, что он выступает ключевым механизмом разрешения споров о праве. Особенность работы КС состоит в том, что при отправлении им правосудия он решает только вопросы, касающиеся права. При этом он не устанавливает и не исследует фактические обстоятельства дела во всех случаях, как это предусмотрено для других судебных инстанций и прочих структур.

Соответственно, правосудие, выступая одним из основных направлений правоохранительной деятельности, реализуется всеми органами, формирующими судебную систему. На основании Конституции и ФКЗ №1, в нее входят судебные инстанции общей юрисдикции, арбитражные органы, отправляющие правосудие по экономическим спорам, КС, уставные суды, сформированные в субъектах.

Прокурорский надзор

В рамках правоохранительной деятельности задачи , которые реализуют органы прокуратуры, сводятся к контролю:

  • Исполнения конституционных положений и законов, действующих в РФ.
  • Соблюдения свобод и прав граждан структурами госвласти и территориального управления, руководителями разных организаций (коммерческих и некоммерческих).
  • Исполнения законодательных предписаний оперативно-розыскными, следственными органами, судебными приставами, структурами, осуществляющими дознание, администрациями уголовно-исполнительных учреждений.

В соответствии с положениями ФЗ №2202-1, прокуратура - единая централизованная федеральная система органов, осуществляющих надзор от имени государства. Эти структуры обеспечивают верховенство закона, единство, укрепление законности, защиту свобод и прав граждан, интересов государства и общества.

В настоящее время прокуратура наделена достаточно широким кругом полномочий. В него входит не только непосредственно надзор, но и уголовное преследование, участие в судебных разбирательствах, правотворческой деятельности, координация работы по противодействию преступности.

Расследование преступлений

Его осуществляют прокуроры, дознаватели, следователи. Выступая в качестве одного из основных направлений правоохранительной деятельности , предварительное расследование преследует цель досудебного разрешения вопросов, связанных с уголовным делом. В первую очередь, они касаются установления состава и события преступления, определения и обнаружения лиц, причастных к посягательству. В ходе разрешения этих вопросов уполномоченные служащие собирают доказательственную базу, которую впоследствии предоставляют суду.

Расследование осуществляют сотрудники разных правоохранительных органов Российской Федерации:

  • Прокуратуры.
  • Госпожслужбы.
  • ФССП.
  • Органов, контролирующих оборот запрещенных веществ (наркотических, психотропных).

Оперативно-розыскная работа

При рассмотрении основных направлений правоохранительной деятельности особое внимание следует уделить оперативно-розыскным мероприятиям. Они проводятся гласно и негласно специальными подразделениями госорганов, уполномоченными положениями ФЗ №144.

Оперативно-розыскные мероприятия направлены на обеспечение защиты свобод, интересов, жизни, прав, здоровья людей, имущества, государства и общества от преступных посягательств.

Задачи деятельности

В их число входят:

  • Пресечение, выявление, раскрытие, предупреждение преступлений, установление субъектов, подготавливающих и совершающих посягательства.
  • Сбор сведений о действиях или событиях, создающих опасность для военной, экологическое, государственной, экономической безопасности страны.
  • Розыск граждан, уклоняющихся от наказания, пропавших без вести, скрывающихся от следствия и суда.

Указанные виды деятельности осуществляются специальными подразделениями ФСБ, Таможенной службы, СВР, ОВД, Министерства юстиции и пр.

Нюансы терминологии

В некоторых изданиях при анализе основных направлений правоохранительной деятельности оперативно-розыскная работа и предварительное расследование объединяются понятием "выявление и расследование посягательств". Между тем, данный подход многими экспертами признается довольно спорным.

Предварительное расследование, осуществляемое в ходе досудебного производства, считается процессуальной деятельностью. Оно производится в рамках и по форме, установленным в УПК. Предварительное расследование охватывается понятием "уголовное судопроизводство". Оно, в свою очередь, согласно положениям 5 статьи УПК, включает в себя досудебную и судебную деятельность.

Из сказанного следует, что расследование преследует цели, аналогичные тем, которые стоят перед уголовным процессом в целом. То есть оно направлено на обеспечение защиты интересов граждан и организаций, жертв преступлений, личности от противоправного осуждения, необоснованного обвинения, ограничения свобод и прав.

Оперативно-розыскная работа, в свою очередь, процессуальной деятельностью не считается. Она осуществляется на основании положений ФЗ №144. В этом нормативном акте установлены только ключевые требования к выполнению тех или иных оперативно-розыскных действий. В Законе отсутствуют подробные нормы, регламентирующие порядок их выполнения.

Следовательно, оперативно-розыскная работа и предварительное расследование преследуют единые цели, но имеют разную правовую природу и регулируются различными юридическими актами.

Организационное обеспечение функционирования судебных инстанций

Эта деятельность в отношении инстанций общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при ВС РФ, а для арбитражных инстанций - на ВАС. Организационное обеспечение работы органов высшего звена системы возлагается на аппараты ВС, КС и ВАС.

С данным направлением деятельности тесно связаны задачи органов Минюста, призванные обеспечивать исполнение решений и наказаний, установленного порядка работы судов.

Дополнительно

В некоторых изданиях можно встретить обособление таких видов деятельности, как констатация фактов, обладающих правовым значением, удостоверение документов, предоставление юридической помощи. Речь в частности о работе адвокатуры и нотариата. Между тем, выделение этих направлений в относительно самостоятельные вряд ли можно считать обоснованным.

Нотариальная деятельность считается удостоверительной уже по своему характеру. Вряд ли ее можно рассматривать как правоохранительную в данном контексте. Кроме этого, нотариальные органы, по сути, не входят в систему госорганов. Это относится как к частным, так и к государственным структурам.

Адвокатуру также нельзя считать правоохранительным органом. В соответствии с ФЗ №63, она представляет собой адвокатов. Выступая в качестве института гражданского общества, адвокатура в систему госорганов не входит. Однако ее деятельность тесно связана с работой правоохранительных органов.