Экономическая безопасность объединенных арабских эмиратов. Экономика объединенных арабских эмиратов. Современная история ОАЭ


Мощная экономика – главный секрет процветания и высокого уровня развития ОАЭ. Эффективная экономическая система вывела Эмираты на качественно новый уровень и на несколько шагов обогнала европейские страны.

Сегодня Объединенные Арабские Эмираты являются одним из самых богатых и быстроразвивающихся государств в мире. Правительству ОАЭ удалось достичь невероятных высот в сфере экономики, о которых сегодня говорит весь мир. Известные журналы и газеты активно отслеживают новые тренды экономической системы Эмиратов, а иностранные предприниматели уже составили для себя план получения прибыли на основе экономики государства.

Особенности экономики ОАЭ

Объединенные Арабские Эмираты отличаются открытой экономикой с большим активным сальдо и высоким уровнем жизни. За сорок лет, начиная с 1971 года, в ОАЭ ВВП вырос более чем в 190 раз: с 6,5 млрд. дирхам до 1,2 трлн. дирхам. В 2011 году ВВП на душу населения составило 48,5 тыс. долларов, а уровень инфляции составил всего 2,5%. Это приблизило ОАЭ к уровню развитых государств, сделав арабскую страну еще более привлекательной для жизни и ведения бизнеса: практически 60% ВВП Эмиратов составляют доходы от иностранных капиталовложений.

Показателем высокой работоспособности экономики ОАЭ является также то, что по количеству миллионеров среди населения это арабское государство занимает 6 место в мире. Всего в стране проживает 53,8 тысяч долларовых миллионеров, из которых 778 имеют состояние более 30 млн долларов.

Уточнить стоимость открытия компании, счета в банке, получения ВНЖ, либо другой вопрос касательно бизнеса в Дубае и ОАЭ:

Основу экономики Объединенных Арабских Эмиратов составляет добыча и экспорт газа и нефти. В настоящее время в ОАЭ ежедневно добывается почти 2 млн баррелей «черного золота». Крупнейшие производители нефти находятся в Абу-Даби, Дубае, Шардже и Рас-эль-Хайме. Существенный вклад в экономическое развитие государства также вкладывают судостроение, производство строительных материалов и алюминия, текстильная промышленность, туристический бизнес и торговля. Кроме того, экономика ОАЭ славится различными традиционными отраслями, такими как ремесла и оазисное земледелие. Основными сельскохозяйственными продуктами, выращиваемыми в ОАЭ, являются арбузы, финики и овощи.

В последние несколько лет существенное влияние на национальную экономику ОАЭ оказывают в том числе инвесторы из России, которые вкладывают огромные деньги в промышленные предприятия. К примеру, в 2010 г. на средства российских бизнесменов в Шардже было построено крупное металлургическое предприятие.

Перспективы развития экономики ОАЭ

Ключевой задачей, которую ставит перед собой правительство Объединенных Арабских Эмиратов, являются преодоление нефтяной зависимости. В стратегических планах на ближайшие несколько лет – дальнейшая диверсификация экономики за счет развития туризма, финансовой сферы и других сфер услуг, а также за счет дальнейшего развития инфраструктуры.

Please enable JavaScript to view the

Россия упустила возможность перестроить экономику, когда нефть была дорога. Но есть слабое утешение: на эти грабли наступила не только Россия

Денежный фонтан

Прямых подсчетов, сколько принесла дорогая нефть экспортирующим ее странам, нет. Косвенный показатель — размер созданных почти во всех этих государствах суверенных фондов, призванных стать подушкой безопасности на случай таких кризисов, как нынешний. По данным Sovereign Wealth Fund Institute, если до 2001 года активы таких фондов в Катаре, Норвегии, России и Саудовской Аравии составляли менее $1 трлн, то в феврале 2015 года они достигли $7 трлн.

В России поток нефтедолларов позволил на порядок​ увеличить пенсии и зарплаты. В 2000 году пенсия по старости была менее 1 тыс. руб. в месяц, в 2015-м она превысила 12 тыс. руб. В 2000-м среднедушевой доход был чуть более 2 тыс. руб. в месяц, в 2015-м — более 30 тыс.

В арабских монархиях Персидского залива нефтедолларов было еще больше. В 2001-2014 годах средний суточный уровень добычи нефти в России составлял 52% от совокупной добычи пяти стран региона — Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, ОАЭ и Омана. К тому же стоимость нефти Arabian Light выше основного российского бенчмарка Urals, а на экспорт шло более 80% добытого сырья против примерно половины у России. При этом население региона почти втрое меньше российского — его численность не дотягивает до 55 млн человек, причем 21,8 млн из них, по данным ООН за 2013 год, составляют гастарбайтеры, которые полностью исключены из системы социального обеспечения.

Монархии Персидского залива создали у населения высокие стандарты потребления. Власти Саудовской Аравии, например, в период высоких цен на нефть успели принять девять программ по поддержке подданных с низкими доходами, в том числе страховой помощи, дополнительной поддержки, меблировки, покупки продуктов по льготным ценам и т.д. Условие участия в программе предполагает месячный доход ниже 1725 риялов ($460). За время «арабской весны» (2011 год), которая грозила распространиться на монархии залива, затраты на социальную поддержку граждан в Саудовской Аравии составили $36 млрд, а власти Кувейта распорядились выделить каждому гражданину единовременно почти по $4 тыс. и гарантировали бесплатную еду более чем на год.


Госслужба как субсидия

Но основной источник благосостояния граждан — занятость в госсекторе. До 70% уроженцев региона так или иначе работают на государство, получая при этом бо льшую зарплату, чем могли бы в частной компании. ​

В частном секторе преобладают низкоквалифицированные иностранные рабочие. По данным переписи 2010 года, доля трудовых мигрантов (из Пакистана, Бангладеш, Индии, Египта и Йемена) в населении Саудовской Аравии составила 31%. ОАЭ, по данным ООН, является мировым лидером по этому показателю — 83,7%. Согласно выкладкам МВФ, с 2000 по 2010 год в частном секторе нефтедобывающих экономик Персидского залива (кроме ОАЭ) было создано 5,4 млн рабочих мест, 88% из них заняли иностранные рабочие.

Уроженцы государств региона не хотят работать в частных компаниях, которые в основном действуют в секторах, не создающих экспортные товары (например, в сфере услуг и строительстве). В 2005 году исламский богослов Юсуф Карадави, проживающий в Катаре, сказал во время проповеди: «Мы можем позволить себе самые роскошные вещи и машины, мы владеем ими, но не производим их. Мы импортируем все, от гвоздей до ракет». Его выступление попало в YouTube и сделало Карадави звездой интернета.

Сочи по-арабски

В «тучные годы» страны Персидского залива увлеклись инвестициями в будущее — в современную инфраструктуру и инновационные города. На конец 2014 года, согласно подсчетам CG/LA Infrastructure, в регионе реализовывался 41 мегапроект на общую сумму $247 млрд.

Лидер тут Саудовская Аравия: Эр-Рияд запланировал различные проекты на $93 млрд. Наиболее масштабный — строительство так называемых экономических городов: пяти мегаполисов, специальных экономических зон на побережье Красного моря с общим объемом инвестиций $69 млрд. Самый крупный — Экономический город короля Абдаллы, в него планируется инвестировать $27 млрд. В городе, строительство которого должно завершиться к 2035 году, может быть создано до 1 млн рабочих мест. В нем будут современный морской порт, промышленный район и «финансовый остров», где должны разместиться офисы крупных банков (правда, реализация последней части проекта была отменена еще в «тучные годы»). Визитной карточкой города должно стать изучение и разработка возобновляемых источников энергии. Другой экономический город — Джизан должен стать центром тяжелой и аграрной промышленности. Он включит в себя порт, алюминиевый комбинат и сталелитейный завод. В проект планируют инвестировать $27 млрд, его реализация поможет создать дополнительные 500 тыс. рабочих мест.

Для каждого из пяти городов планируется собственный производственный профиль. Отдельный «город знаний» будет возведен в Медине, инвестиции в него составят $7 млрд, туда планируется привлекать IT-компании.

В числе других крупных проектов — строительство транспортных систем в крупных городах королевства. На метро в Джидде, которое планируют закончить к 2020 году, хотят потратить $10 млрд, возвести три подземные линии, а дизайн станций поручить бюро известного британского архитектора Нормана Фостера. Еще $22,5 млрд запланировано на строительство метро в саудовской столице Эр-Рияде, а на развитие транспортной системы Мекки — $39 млрд.

В Бахрейне власти вложили миллиарды долларов в коммерческую недвижимость: только в проект «Финансовая гавань Бахрейна» было инвестировано $1,5 млрд. В марте 2014 года было объявлено о планах инвестировать в серию крупных девелоперских проектов (общие инвестиции должны составить $24,5 млрд).

Катарские инвестиции сосредоточены на транспортной инфраструктуре — строительстве метро в Дохе ($36 млрд) и аэропорта в Хамаде ($15,5 млрд). Главным инвестиционным проектом Катара должен стать чемпионат мира по футболу, который пройдет в стране в 2022 году. На проведение чемпионата, как заявил в феврале 2016 года глава оргкомитета чемпионата Хасан аль-Тавади, Катар потратит $30 млрд. При этом страна теперь вынуждена экономить: вместо изначально заявленных 12 стадионов будут возведены всего восемь. Катар уже откладывает некоторые крупные проекты на период «после 2022 года». В частности, был заморожен проект возведения транспортной развязки в окрестностях населенного пункта Шарк, оцененный в $12 млрд.

Ставка не сыграла

«Снижать зависимость от нефти в период падения нефтяных цен — это как действовать, когда тебе направлен в голову пистолет. Если ты должен принимать решения под давлением, скорее всего, эти решения будут неправильными», — говорил в марте 2015 года замминистра нефти Омана Салим аль- Ауфи. Тогда стоимость барреля марки Brent достигла $60, потеряв за полгода почти 50%; сейчас цена — около $30. По данным МВФ, в среднем по региону доля энергоносителей в общей структуре экспорта к концу 2014 года составляла более 80%.

Падение нефтяных цен привело к резкому ухудшению базовых экономических показателей. Так, в бюджете на 2016 год Саудовская Аравия заложила рекордный для королевства дефицит — $87 млрд. У России, для сравнения, — $37 млрд, и министр финансов Антон Силуанов предупредил, что при сохранении цены на нефть в районе $30 за баррель эта сумма может удвоиться. Бюджет Кувейта на финансовый год с апреля 2015-го по апрель 2016 года был одобрен с дефицитом $27 млрд. Дефицит бюджета Бахрейна — порядка $3,9 млрд.

Суверенные фонды помогут нефтяным странам какое-то время чувствовать себя достаточно спокойно и не прибегать к «шоковым» мерам по сокращению государственных расходов. Такое мнение высказал в разговоре с РБК глава миссии МВФ в Саудовской Аравии Тимоти Каллен. В крупнейшей кубышке стран региона суверенном инвестиционном фонде ADIA (ОАЭ) — $773 млрд. В российских Резервном фонде и Фонде национального благосостояния — $124 млрд.

Тем не менее инфраструктурные и девелоперские мегапроекты в условиях низких цен на нефть оказались под угрозой. В сентябре 2015 года министр финансов Саудовской Аравии Ибрагим аль-Ассаф заявил, что власти страны будут снижать «необязательные затраты». Бюджетные траты королевства на развитие транспортной сети и инфраструктуры сократились в 2016 году на 63% (к 2015 году), до $6,4 млрд. Как сообщал Bloomberg , Эр-Рияд по полгода не платит подрядчикам строительства метро. Осенью рейтинговое агентство Standard & Poor’s отмечало, что «чем дольше нефтяные цены будут оставаться на низких отметках, тем выше вероятность, что многие инфраструктурные проекты будут свернуты или отложены».

В целом готовность стран Персидского залива к низким ценам на нефть можно оценить как неудовлетворительную. «У стран Залива было десять лет изобилия, чтобы провести структурные реформы постепенно и с позиции силы. Сейчас цены на нефть упали, запрос на перемены сильнее, но требуемые преобразования слишком сложны и болезненны, чтобы проводить их быстро», — говорил Financial Times главный специалист банка HSBC по Ближнему Востоку Саймон Уилльямс весной 2015 года.

Каллен из МВФ в разговоре с РБК отметил, что некоторые ключевые условия для диверсификации в последние годы все-таки были выполнены: развивалась инфраструктура, росли инвестиции в образование, улучшался бизнес-климат. Теперь властям арабских монархий необходимо дать частным компаниям стимулы для производства товаров, которые можно реализовать на внешних рынках. По мнению Каллена, страны региона должны переориентировать свои бюджетные траты и усилить роль конкуренции среди частных компаний.

Частный случай Дубая

Ставка на уменьшение зависимости от углеводородов сработала только в ОАЭ, а именно в эмирате Дубай. «В Дубае удалось создать современную инфраструктуру и сделать его привлекательным для бизнеса, торговым и финансовым центром региона», — говорится в докладе МВФ. Создавать современную инфраструктуру эмират начал еще в конце 1970-х: тогда был запущен проект крупнейшего алюминиевого предприятия DUBAL, тогда же был построен один из крупнейших портов мира Джебель-Али. В 1980-е годы была создана одна из крупнейших мировых авиакомпаний Emirates Airlines. А в 2004 году — Дубайский международный финансовый центр, свободная экономическая зона, в которой работают более 800 компаний.

«Дубай использовал преимущество первопроходца в авиабизнесе, финан​совых услугах, морских грузоперевозках и даже легкой промышленности. Другие страны региона теперь должны будут искать такой сектор экономики, где Дубай еще не проявил себя», — говорил исследователь Университета Райса Джим Крэйн Bloomberg .

Нефтяные экономики

Бахрейн

Площадь, кв. км — 765

Население, тыс. чел. — 1404,9

ВВП по паритету покупательской способности, $ млрд — 64,9

Экспорт, $ млрд — 18

Запасы нефти, млрд барр. — 0,12

88

109,5

11,1

Катар

Площадь, кв. км — 11586

Население, тыс. чел. — 2423,2

324,2

Экспорт, $ млрд — 131,6

25,7

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 50

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 61,1

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 256

Кувейт

Площадь, кв. км — 17 818

Население, тыс. человек — 4183,7

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 288,8

Экспорт, $ млрд — 101,1

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 101,5

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 82

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 48,1

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 592

Объединенные Арабские Эмираты

Площадь, кв. км — 83 600

Население, тыс. человек — 9856

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 641,9

Экспорт, $ млрд — 222

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 97,8

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 69

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 76,4

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 773

Оман

Площадь, кв. км — 309 500

Население, тыс. человек — 4370,8

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 171,7

Экспорт, $ млрд — 50,7

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 5,2

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 88

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 97

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 34

Саудовская Аравия

Площадь, кв. км — 2 149 690

Население, тыс. человек — 32 248,2

ВВП по паритету покупательской способности на 2015 год, $ млрд — 1681,2

Экспорт, $ млрд — 349,7

Запасы нефти на конец 2014 года, млрд барр. — 267

Доля нефтегазовых доходов в бюджете, % — 80

Стоимость нефти, необходимая для безубыточности бюджета на 2016 год, $/барр. — 101,8

Размер крупнейшего суверенного фонда, $ млрд — 623,2

Данные об экспорте и доле нефтегазовых доходов в бюджете за 2014 год, остальные — за 2015 год.

Экономика Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ)

С момента своего основания ОАЭ стали свидетелями последовательного развития в экономической сфере. Экономическая философия страны основана на принципе свободы экономической деятельности, а также предоставления всем видам экономической деятельности равных возможностей для участия в процессе развития, в дополнение к предоставлению правовой и нормативной базы в целях укрепления в деловой среде духа соревнования и лидерства, инициативы и инноваций.

Объединенные Арабские Эмираты проводят успешный эксперимент сочетания стремительной экономической модернизации, с одной стороны, и сохранения традиционных укладов жизни, социальной структуры - с другой.

Следствием этого стала необычная для региона Персидского залива открытость ОАЭ внешнему миру - это членство в международных организациях таких как ОПЕК (Организация стран экспортеров нефти), организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК), международная финансовая корпорация (МФК), многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), международный валютный фонд (МВФ), c 1995 года ОАЭ являются членом ВТО.

За последние десятилетия ОАЭ превратились в центр бизнеса и инвестиций в различных отраслях, и одним из сильных факторов для такой трансформации являются благоприятные макроэкономические условия, которые привели к привлечению иностранных инвестиций во многих секторах: это внесло свой вклад в развитие технологических знаний, компетенции и капитала.

ОАЭ являются второй по величине экономикой региона Аравийского залива, и находятся в числе наиболее быстро растущих экономик в мире. На протяжении последних 40 лет ВВП рос быстрыми темпами, увеличившись в 192 раза, с 6,5 миллиардов дирхам в 1971 году до примерно 1,248 триллиона дирхам в 2011 году. Темпы роста ВВП в ОАЭ за последние годы достигли рекордных цифр, превышающих показатели многих странах с развитой и развивающейся экономикой: темпы роста за последние пять лет составили 34%. ВВП на душу населения также увеличился с 100 тысяч дирхам в 1975 году до 174 тысяч дирхам в 2011 году.

Экономика ОАЭ достигла выдающихся результатов в 2011 году, что отражает устойчивость цен на нефть, увеличение добычи нефти и ряд побочных эффектов «Арабской весны». В самом деле, нельзя не согласиться с недавним отчетом Standard Chartered Bank по оценке реального, с поправкой на инфляцию, экономического роста в 3,8% в ОАЭ в 2011 году в свете трех приведенных причин.

Заметная производительность отчасти отражает почти полное отсутствие инфляционных угроз. К счастью, инфляция остается не угрожающим экономике ОАЭ фактором, и составила около 1,6% в 2011 году и прогнозируется чуть менее 2% в 2012-ом.

Промышленность ОАЭ

В данный момент Эмираты являются третьим по величине добытчиком нефти в Персидском Заливе со средним показателем около 2,2 миллиона баррелей нефти в день. Запасы нефти в ОАЭ составляют около 200 миллиардов баррелей, а запасы природного газа - 5,600 миллиардов кубических метров. Доля нефте- и газодобывающей промышленности в ВВП составляет около 33%. Самым большим производителем нефти является эмират Абу-Даби, а также эмираты Дубай и Шарджа.

Эта отрасль экономики обеспечила ОАЭ одним из самых высоких уровнем доходов на душу населения в мире. Примечательно, что эти доходы в течение многих лет инвестировались ОАЭ в развитие туризма, торговли, промышленности, сельского хозяйства, а также социального сектора. Это привело к активному развитию инфраструктуры и привлечению иностранных инвестиций. В стране имеется 7 аэропортов и множество крупных портов международного значения. Также система коммуникаций с 700 000 телефонными линиями и быстро растущей компьютерной системой данных является показателем высокого развития экономики страны.

В последнее время доля нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности в ВВП постепенно снижается, обеспечивая дорогу другим отраслям, таким, как туризм, строительство недвижимости, торговля и сельское хозяйство. В последнее все активнее проводится инвестирование средств. В первую очередь инвестиции поступают в строительство заводов по опреснению воды, чтобы обеспечить пресной водой не только поля и сады, но и недавние зеленые насаждения. Ведь эта отрасль (доля сельского хозяйства в ВВП - 2,5%) является традиционной, но из-за недостатка пресной воды и из-за особенностей природных условий (культивировано лишь 0,5% территории ОАЭ) ее развитие затруднено.

Среди других отраслей промышленности широкое развитие получила энергетика (38,7 млрд кВт в 2000), опреснение воды (более 900 тыс. м3 в день, 1996), алюминиевая промышленность (около 370 тыс. т в 1997 -- 2-е место на Ближнем Востоке), промышленность строительных материалов, текстильная, пищевая (включая рыбопереработку), некоторые виды судостроения, ремесленное производство и др.

Феномен Дубайского экономического чуда не имеет аналогов в мире. Тем более досадно, что мало кто изучает этот уникальный опыт, и даже многие видные экономисты заблуждаются, думая, что источником богатства эмирата Дубай являются недра. Более продвинутые считают, что эмират удачно распорядился начальным нефтяным капиталом и диверсифицировал экономику, а теперь богатеет на щедрых налоговых поступлениях от развитой экономики.

И те, и другие заблуждаются.

Вот структура доходов бюджета эмирата Дубаи на 2016 год: поступления от государственных услуг составляют 74%. Налоговые поступления дают 19% от общего объема доходов, включая таможенные платежи и налоги, уплачиваемые иностранными банками. Нефтяные доходы составили только 6% государственных доходов.

Но как государство богатеет и почему не надо золота налогов ему? Для начала немного истории.

В 1968 году правительство Великобритании объявило о намерении вывести британские войска с территории Персидского залива, после чего 2 декабря 1971 года шесть из семи эмиратов объявили о создании федерации под названием Объединённые Арабские Эмираты. Седьмой эмират, Рас-эль-Хайма, присоединился к ней в 1972. ОАЭ совсем недавно исполнилось только 44 года. Генеральным правителем Дубая стал отец Шейха Мохаммеда, нынешнего правителя (эмира) Дубая, премьер-министра и вице-президента ОАЭ.

Шейх Мохаммед в 22 года становится помощником и учеником отца в должности руководителя сил обороны Дубая . До этого он 5 лет обучается в Кембридже. В январе 1995 годаШейх Мохаммед становится кронпринцем Дубая, и через 10 лет практического управления городом, в 2006 году становится официальным эмиром Дубая.

В 1985 году в должности руководителя сил обороны Дубая и министра обороны ОАЭ, шейх Мохаммед ставит задачу создания авиакомпании под названием Emirates Airline. Первый рейс авиакомпании состоялся уже в октябре 1985 года. При этом утверждают, что за исключением первоначальных $10 млн., государство не выделило на развитие Emirates Airline ни дирхама. Это для тех, кто считает, что только бешенные деньги могут дать старт мощной диверсификации экономики.
Эту дату можно считать начальной точкой экономического чуда Дубая, а шейха Мохаммеда ибн Рашид Аль Мактума отцом этого чуда. В 1991 году Шейх Мохаммед объединяет порт Джебель-Али вместе с находящейся на территории порта зоной свободной торговли и порт Рашид, создает Управление по делам портов Дубая. Дубай становится мощным транспортным центром авиа и морских перевозок.
Первый секрет Дубайского экономического чуда - 1)мощная транспортная инфраструктура.

Но как использовать эту инфраструктуру, как привлечь финансы, инвестиии. Эту проблему решает второй секрет Дубайского экономического чуда - налоговая политика, вернее отсутствие этой самой политики.
2)Полное отсутствие налогов
для всех проживающих в стране, как нерезидентов, так и резидентов. Ни подоходного налога с физических лиц, ни налогов на прибыль, ни налогов с активов и даже никаких корпоративных налогов. Исключение - представители банковского сектора и нефтяные компании, ведущие бизнес в ОАЭ. Они оплачивают корпоративные налоги на прибыль.

Удобная логистика и налоговый рай мгновенно превратили Дубай во всемирную барахолку. Покупателям и продавцам, даже географическим соседям, было выгоднее заключать сделки в Дубаи. Естественно, здесь возник 3) мощный финансовый центр. Дубай стал раем для челноков, можно было искупаться в море и купить партию товара. Многие российские олигархи средней руки сделали свой начальный капитал на этих поездках.

Но раз нет налогов откуда же берутся деньги? А посмотрите статью бюджета - госуслуги.
В первую очередь визы, они всегда были не дёшевы. А гостиницы, рестораны, торговые площади, транспортировка - это все предоставляют фирмы с госучастием. Государство зарабатывает как предприниматель.
При всем при этом, зарегистрировать при необходимости фирму может любой иностранец по месячной туристической визе, открыть счет в банке и снять офис и все это за месяц. Потом придется для ведения бизнеса открывать резидент-визу себе и всем наемным работникам, и обязательно снимать офис. И главное условие - в любой компании 51% акций должен принадлежать государству или локалу - гражданину ОАЭ. Исключение представляют фри-зоны: свободные экономические зоны, где 100% владельцами могут быть экспаты - не граждане ОАЭ. Но в этих зонах выдают лицензии не на все виды деятельности, а только на те, которые малоинтересны государству. Но тем не менее, любой экспат может владеть фирмой, вести предпринимательскую деятельность, зарабатывать любые деньги и никто никогда не будет интересоваться, сколько он заработал. Но чтобы иметь такое счастье, нужно внести внушительный уставный фонд, разный для разных видов деятельности, заплатить тоже внушительную сумму за лицензию, снять обязательно не дешевый офис,оплатить всем работникам визы и не нарушать лицензионных условий. А за этим бдительно следят соответствующие органы - шаг в сторону за пределы фри-зоны - получай штраф. Вот эти госуслуги: визы, лицензии, штрафы и многие другие услуги и являются самым существенным источником пополнения бюджета.

Барахолка это хорошо, но простые туристы лучше - их больше и они богаче. Поэтому встал вопрос привлечения богатых туристов. А туристу нужен морской берег и хороший сервис. Инициируется строительсто высококласных отелей, в которых действуют рестораны с любыми спиртными напитками, запрещенными к продаже во всех других местах, кроме Duty Free аэропорта. Все гостиницы принадлежат крупным инвестиционно-строительных корпорациях, в которых государство имеет контрольный или блокирующий пакет акций. В 1999 году появляется семизвездочный отель Бурдж-Аль Араб (Парус), ставший символом Дубая. Но береговая линия Дубая составляла всего 70 км, причем приличная часть этой линии занята резиденциями монаршей семьи. Где взять берег дубайский для богатых туристов? Так появились насыпные острова. Только один остров Пальм Джумейра увеличил береговую линию с 70 до 590 км. Начато строительство еще нескольких островов. Береговая линия увеличивается в десятки раз. Туризм это 4) секрет экономиеского чуда.

Но и этого мало. В мае 2002 года еще будуси наследным принцем, шейх Мохаммед Бин Рашид Аль Мактум издал указ, разрешающий иностранцам приобретать дубайскую недвижимость на некоторых участках эмирата в полную собственность, что раньше было категорически запрещено. Так в Дубай пришел термин freehold (фрихолд), обозначающий статус, присваиваемый недвижимости. "Фрихолд" является наиболее привилегированной формой владения частной собственностью. Человек, владеющий недвижимостью такого рода, является абсолютным и безвременным собственником земли и всех построек, расположенных на данном земельном участке. Он может продать и отписать собственность в наследство на тех же условиях . Это стало толчком для разработки крупных строительных проектов в секторе жилой недвижимости и мощным локомотивом для привлеения инвестиций в эмират. А напомним, во всех строительно-инвестиционных компаниях крупным собственником является государство или монаршая семья, что собственно одно и тоже. Вот так они зарабатывают деньги и благоустраивают свою (большая часть земель все-таки не продается) страну. Строительство и продажа недвижимости это 5) секрет экономического чуда Дубая.

Кстати, эмираты Абу-Даби и Шарджа строят недвижимость и передают её в долгосрочную аренду на период от 25 до 99 лет в зависимости от проекта. При этом жилец официально не является владельцем собственности. И надо заметить, что успехи их, несмотря на более высокие доходы от продажи нефти, не такие высокие как у Дубая.

Хотелось бы отметить, что история современного Дубая началась 30 лет назад, в 1985 году, одновременно с нашей "перестройкой". Так, для сравнения.

Естественно, что все авантюристы и просто смелые и предприимчивые люди стали слетаться в Дубай как мухи на мед. И рабочие всех специальностей от домработниц до строителей тоже едут за длинным дирхамом. В результате население Дубая, увеличилось во много раз. На 10% локалов приходится 90% иностранцев. Как же они не боятся потерять свою арабскую идентичность и не расствориться в очень многонациональной среде?
А секрет прост: мы хозяева, а вы гости. И никогда, даже через 20-30 лет проживания в Эмиратах вы не станете гражданином страны. А если, что не так - вот тюрьма, вот Аллах, а вот порог: депортация . И большинство готовы лучше получить наказание в виде тюремного срока, чем депортацию, обычно пожизненную. Контроль на границе строжайший, по сетчатке глаза, въехать после депортации практически невозможно, разве что после пересадки глаз. Но пока до этого еще, по-моему, не дошло.
И тут не важно, чернорабочий ты на стройке или
владелец заводов, газет, пароходов. На собственность никто не покушается - можешь продать, передоверить, но если нарушил закон - то депортация почти неминуема. Не все и не всю собственность успевают реализовать, или пристроить при депортации. В аэропорту Дубая можно видеть много дорогих автомобилей, покрытых слоем пыли, брошенных их владельцами.
А нарушить закон очень легко. Если на пьяных смотрят сквозь пальцы, несмотря на сухой закон, то, например, за неприличный жест (показанный средний палец водителю обогнавшей машины) легко можно попасть в суд и полуить депортацию. Все по закону, по решению суда. Или за оскорбительную публикацию в соцсетях по жалобе оскорбленного. И много еще всяких нарушений, кажущихся нам мелочью, караются депортацией.

Мой короткий сбивчивый рассказ, конечно, не дает полного представления обо всех секретах Дубайского экономического чуда, но кое-какие выводы позволяет сделать. Но это, наверно, уже в следующий раз. А пока, дорогие мои израильские друзья, на дух не переносящие положительного упоминания об арабах, не стреляйте пианиста - я играю как могу. И постараюсь в следующий раз объяснить, что можно позаимствовать из опыта Дубая.
А вообще, как писал пролетарский поэт: "Смотрите на мир без очков и шор т, глазами жадными цапайте в
се то, что у вашей земли хорошо и что хорошо на Западе , в данном случае на Востоке."

До открытия нефти традиционным занятием не слишком многочисленного населения сегодняшних Арабских Эмиратов были скотоводство, выращивание пальм, ловля рыбы и жемчуга. Экспортируя жемчуг, эмират Дубай постепенно даже превратился в крупный торговый центр региона. Однако с появлением искусственного жемчуга местным торговцам пришлось переориентироваться на золото и драгоценности. В 1952 г. произошло объединение шести эмиратов в союз, а в 1958 г. в эмирате Абу-Даби была открыта нефть, с добычей которой и связано современное процветание страны. С 1962 г. началась коммерческая добыча нефти. Пока страна находилась под британским протекторатом, добычу нефти вели английские компании, которые делали определенные отчисления от добычи нефти местным правителям (национализация добычи нефти произошла только в 1975 г.). Правители Эмиратов не разбазаривали полученные доходы, а обращали их на пользу всей стране. В противном случае глава государства сменялся. Так, шейх Шахбут бин Султан Аль-Нахайан, правящий в свое время эмиратом Абу-Даби и не сумевший обратить доходы от нефти во благо процветания своего эмирата, был даже в 1966 г. заменен на младшего брата - шейха Заида бин Султана. Именно мудрая политика шейха Заида способствовала тому, что доходы от нефти шли на развитие общественного сектора экономики, на социальную и рыночную инфраструктуру.

В 1966 г. нефть была открыта в эмирате Дубай, который с этого времени тоже начал быстро развиваться. В 1971 г. британские войска были выведены из региона, и в том же году было создано современное государство – Объединенные Арабские Эмираты. Первым президентом ОАЭ стал уже известный нам шейх Заид. ОАЭ по-прежнему включают в себя те самые шесть эмиратов, которые еще в начале 1950-х гг. создали союз. Самыми известными эмиратами являются Абу-Даби, Дубай и Шарджа, которые доминируют в национальном хозяйстве страны. Экономическое развитие других эмиратов не столь успешно, они по-прежнему имеют многочисленные проблемы.

Сейчас ОАЭ - одна из самых богатых стран мира, причем по своему жизненному уровню вполне сопоставима даже с Большой семеркой. ВВП по ППС на душу населения в ОАЭ составляет свыше 64 тыс. долл. в год (7-е место в мире в 2014 г.). Нефть и мудрость монархов сыграли ведущую роль в развитии государства, которое практически из средневековья шагнуло в постиндустриализм. Так, только в 1966 г. в ОАЭ появилось электричество, а уже в 1974 г. - первый сотовый телефон.

Выручка от экспорта нефти в 1970-80-х гг. шла на развитие инфраструктуры, строительство жилья, создание мощной системы образования и здравоохранения, на транспортные коммуникации. Постепенно в безжизненной пустыне создавался настоящий оазис. После падения спроса на нефть на мировом рынке в ОАЭ получили развитие новые отрасли экономики. Инвестиции теперь осуществляются в новейшие технологии, в развитие сферы финансовых услуг.

Во внешней политике ОАЭ придерживаются связей и коалиции с арабским миром. Страна оказывала различные виды помощи другим арабским странам, принимавшим участие в арабо-израильских войнах, солидарно выступила за прекращение поставок нефти в капиталистические страны в 1970-е гг. ОАЭ были посредником в войне между Ираном и Ираком, выступали против иракского вторжения в Кувейт.

В экономике ОАЭ по-прежнему главное место отводится нефти. Тем не менее экономика успешно диверсифицируется, а доля нефти в создании ВВП постепенно сокращается. Сейчас именно ОАЭ в меньшей степени зависят от нефти, чем другие страны ОПЕК. В одном из главных в недалеком прошлом центре нефтедобычи региона - эмирате Дубай - теперь менее 20% ВВП приходится на нефть, а для всей страны нефтяная индустрия создает менее 50% ВВП.

Структура ВВП ОАЭ следующая: сельское хозяйство составляет около 2% ВВП, промышленность - 48%, а нематериальное производство - почти 50%.

Развитие сельского хозяйства страны (как и в соседней Саудовской Аравии) примечательно тем, что овощи и финики и пшеница выращиваются на искусственно созданных площадях при применении передовых аграрных технологий (см. рисунок 5.1).

Из отраслей промышленности выделяются нефтяная и газовая (добыча и переработка), которые сосредоточены в эмиратах Абу-Даби и Дубай. Из-за обеспеченности региона энергетическими ресурсами здесь построены и энергоемкие предприятия обрабатывающей промышленности, в частности металлургия (выплавка алюминия). ОАЭ - это один из крупнейших в мире поставщиков алюминия для автомобильной промышленности. Наукоемкость промышленного производства ОАЭ постоянно возрастает, поскольку немалая часть экспортной выручки страны идет на инвестиции в новейшие технологии.

Постепенно важнейшим сектором национального хозяйства ОАЭ становится нематериальное производство. Зоны беспошлинной торговли, специализирующиеся на реэкспорте ювелирных изделий, бытовой электроники и автомобилей дорогих марок, действуют в эмиратах Дубай и Шарджа. В Эмиратах создана лучшая система связи на Ближнем Востоке, способная составить конкуренцию телекоммуникациям любой развитой страны мира. Высоким уровнем развития отличаются системы образования и здравоохранения, признанные одними из лучших в мире. До 13% расходов государственного бюджета идет на финансирование здравоохранения, что делает продолжительность жизни в ОАЭ практически идентичной Западной Европе и Японии (ожидаемая продолжительность жизни мужчин - 71 год, женщин - 75 лет).

Рисунок 5.1 Долина Вади-ас-сир в Саудовской Аравии

Быстрыми темпами развивается финансовый сектор ОАЭ. Дубай - один из мировых оффшорных финансовых центров, здесь расположены многочисленные иностранные банки и представительства известных ТНК. Интересно, что при этом преследуются интересы местного населения: для регистрации компании необходимо участие граждан ОАЭ в её капитале как минимум на 51%.

Одной из главнейших отраслей экономики становится туризм. Кроме восточной экзотики туристические маршруты предлагают шоппинговый туризм, предполагающий посещение торговых фестивалей и магазинов Duty Free в аэропортах Дубая и Абу-Даби. Экспортная ориентация экономики ОАЭ оказала своё благоприятное влияние и на развитие транспортной системы. С интенсивным потоком грузов и пассажиров приходится работать портам и аэропортам Дубая и Абу-Даби.

Своеобразна ситуация, сложившаяся на рынке труда ОАЭ. Дело в том, что из всего населения ОАЭ только 25% - коренные жители, а из всех занятых в экономике страны 93% приходится на иностранцев, приехавших сюда на заработки из соседних стран, из Европы и даже Северной Америки. Такая ситуация вызывает серьезную озабоченность правительства, поэтому местное население окружено всяческой защитой и привилегиями со стороны государства, получая при этом немалые доходы.

Хотя по своей модели экономического развития ОАЭ представляют типичный пример страны с огромным государственным сектором, в настоящее время роль государства в экономике подвергается пересмотру, начата программа приватизации. Правительство решило постепенно распрощаться со своей монополией на инфраструктуру, передавая коммуникации, порты и портовые сооружения, электроэнергетику и водоснабжение в руки частных компаний.

Помимо создания конкурентоспособного частного сектора такая программа помогла оздоровить государственные финансы страны, сократив непроизводственные расходы правительства.

Особенностью внешнеэкономических связей ОАЭ является то, что в экспорте страны преобладают такие продукты как нефть, газ и алюминий. Кроме того, ОАЭ реэкспортируют машины и оборудование, транспортные средства.

Самым главным партером по экспорту является Япония. Кроме того, ОАЭ экспортируют капитал. Импортируются, в основном, машины и оборудование, продукты питания, химические продукты, сырье для алюминиевой промышленности.

Партнеры по импорту - Япония, США, Великобритания, Германия, Республика Корея.

Экономика Кувейта

Кувейт, как и ОАЭ, был протекторатом Великобритании. Независимость обретена им в 1961 г. До открытия нефти Кувейт тоже специализировался на рыболовстве и жемчуге, скотоводческом хозяйстве кочевников-бедуинов. Добыча нефти здесь началась в 1946 г., и все благополучие страны опять-таки связана с доходами, поступающими от реализации нефти на мировом рынке.

Нефтедоллары в Кувейте, как и в ОАЭ, были использованы на благо национальной экономики, чему в немалой степени способствовала мудрая политика правительства страны - семейства Сабахов. В результате Кувейт превратился в одну из богатейших стран мира с ВВП ППС на душу населения более 71 тыс. долл. в год (2014 г.), а средняя заработная плата иностранцев на неквалифицированных работах составляет здесь 2-3 тыс. долл. в месяц.

Экономическая система Кувейта представляет из себя пример этатистской модели развития. Здесь действует рыночная экономика, но со следующими особенностями:

Частный капитал не должен доминировать в экономике (сейчас 3 / 4 ВВП создается государственным сектором, и только четверть - частным);

Кувейтское общество не должно делиться на бедных и богатых, социальная политика государства провозглашает принцип равенства всех граждан;

Осуществляется государственное регулирование экономики, которое проводится в интересах всего общества, при сотрудничестве и равноправии государственного и частного сектора.

Кувейт, как и ОАЭ, страдает от нехватки собственных трудовых ресурсов, поэтому вынужден привлекать иностранную рабочую силу. Около 37% жителей страны составляют кувейтцы, остальные - иностранцы, что тоже вызывает демографическую проблему. Кувейтцы в рамках социальной политики государства окружены всяческим вниманием со стороны своего правительства: им гарантировано бесплатное образование и медицинское обеспечение высшего уровня качества в любой стране мира, выдаются беспроцентные ссуды на приобретение жилья. Однако коренным кувейтцем может считаться только тот, кто способен доказать свое генеалогические корни с 1920 г. Против иностранцев же действуют специальные строгие ограничительные законы вплоть до их высылки на историческую родину (эти меры довольно часто применяются в отношении палестинцев).

Для коренных кувейтцев создан специальный Фонд будущих поколений, в который ежегодно перечисляется от 10 до 30% доходов от реализации нефти. Средства Фонда размещаются на еврорынках (в виде денежных средств, ценных бумаг), что ведет к их постоянному самовозрастанию. Фонд создан на перспективу, в расчете на те времена, когда запасы нефти в Кувейте иссякнут. Каждый кувейтец имеет свою долю в Фонде с момента рождения и вправе в любой момент времени ей воспользоваться.

Финансовые средства, полученные страной от экспорта нефти, помимо Фонда будущих поколений используются и на инвестиции в национальную экономику Кувейта. Благодаря своим значительным капиталам, а также созданной инфраструктуре мирового класса, Кувейт превратился в крупный финансово-кредитный центр Ближнего Востока.

Значительный урон национальному хозяйству Кувейта нанесла иракская агрессия. На протяжении семи месяцев с августа 1990 по февраль 1991 г. Кувейт был оккупирован Ираком. Результат иракской оккупации оказался плачевен: практически вся экономика страны была разрушена. В руинах оказались все нефтеперерабатывающие заводы, пылали подожженные нефтяные скважины, значительным разрушениям подверглась столица страны Эль-Кувейт, один из крупнейших в мире нефтеналивных портов Мина-эль-Ахмади.

После проведения операции многонациональных сил, названной «Буря в пустыне», в феврале 1991 г. всего за три дня иракцы были изгнаны, и началось восстановление Кувейта. Уже к середине 1990-х гг. экономика страны была полностью восстановлена. Финансирование возрождения Кувейта осуществлялось за счет зарубежных авуаров страны, а также привлекались кредиты других стран. Всего потребовалось около 60 млрд. долл., причем 90% средств были собственными ресурсами Кувейта. Восстановление Кувейта стало одним из феноменов 1990-х гг.: за шесть лет страна встала из руин и стала еще краше. Новая строительная программа предполагала возведение объектов по самым передовым технологиям, было даже запрещено строить два одинаковых здания.

В начале XXI века экономика Кувейта процветает. Основой национального хозяйства страны по-прежнему является нефть. Кстати, одной из особенностей нефтяной индустрии страны является то, что Кувейту удавалось получать большие доходы от экспорта нефти даже в годы нефтяных кризисов. Нефтяная промышленность страны специализируется не только на добыче, но и на переработке нефти с её последующей транспортировкой в любую точку мира через порт Мина-эль-Ахмади. Наряду с нефтяной индустрией ускоренными темпами развивается сектор финансовых услуг.

Одновременно на недосягаемый уровень для многих стран мира (в том числе и ведущих) поставлена социальная защита, происходит забота о будущих поколениях. Такое благополучие приходится порой с оружием в руках защищать от радикальным образом настроенных соседей, которые сами не сумели рациональным образом распорядиться тем, что «дал Аллах». Отметим еще раз и тот факт, что успехи Кувейта или ОАЭ объяснимы не только разумной государственной политикой, но и относительно малочисленным населением при наличии весьма существенных запасов нефти и газа.

Экономика Ирана

Экономическое развитие Ирана характеризуется откатом от прозападной либеральной модели развития к этатистской модели исламской экономики с законами шариата. Заметим, что среди всех мусульманских стран Иран стоит особняком, поскольку большинство его населения (около 95%) составляют мусульмане-шииты, в то время как в соседних странах проживают суниты.

Именно поэтому Иран никогда не участвовал и не участвует ни в каких мусульманских коалициях.

В 1950-70-е гг. большое влияние на экономическое развитие Ирана оказывали страны Запада, в частности Франция и США. По этой причине Иран даже считался в исламском мире чуть ли не форпостом США на Ближнем Востоке. В стране активно воплощалась в жизнь программа вестернизации, предполагавшая развитие Ирана по западному образцу. Не только в экономике, но и в культуре Ирана все чаще применялись западные нормы поведения. Итогом вестернизации стал некоторый прогресс в экономике страны, который наибольшим образом ощущался в городах.

Основой благополучия Ирана, как и других государств Ближнего Востока, стала нефть. Здесь, как в ОАЭ или Кувейте, нефть первоначально добывалась иностранными компаниями, но под контролем правительства. Возглавлял страну в этот период времени шах Мохаммед Реза Пахлеви, получивший образование на Западе и стремившийся, как и его соседи в ОАЭ или Кувейте, править во благо процветания своей страны. Однако постепенно нарастало сопротивление прозападной форме правления шаха, набирал обороты исламский фундаментализм.

Культурные разногласия между исламской страной и навязываемой ей прозападной моделью развития становились все очевиднее. В конце концов, все это вылилось в Исламскую революцию 1978 г., в результате которой шахский режим пал, а к власти пришла исламски настроенная оппозиция. Духовным лидером Ирана стал аятолла Рухани Хомейни, прибывший в Иран в период революционных событий из Франции.

Падение режима шаха оказалось неожиданностью не только для стран Запада, но и для новых лидеров Ирана. Во время прихода к власти у Хомейни и его сторонников даже не было экономической программы. В наличии оказались только антишахские лозунги, направленные против зависимости Ирана от империализма, за ограничение импорта в страну западных товаров, за социальное равенство. В результате определенного компромисса между социалистическими идеями и религиозным консерватизмом была предложена идея т.н. «исламской экономики».

В основе «исламской экономики» лежит концепция социальной справедливости и равенства всех мусульман. У «исламской экономики» есть три основных принципа:

1) особая роль государства;

2) приоритет развития отечественной промышленности;

3) ведущая роль общественного сектора в экономике.

Особая роль государства заключается в национализации основных отраслей промышленности и инфраструктуры (по существу - национализация средств производства), удовлетворении первоочередных потребностей граждан (обеспечение их жильем, услугами образования и здравоохранения), гарантиях полной занятости. В духовном, политическом и культурном развитии общества ведущая роль также отведена государству. По сути это тождественно построению «государства благоденствия», гарантирующего права и свободы своих граждан.

Финансовой основой исламского «государства благоденствия» должны были бы стать доходы от продажи нефти на внешнем рынке (как это произошло в ОАЭ и Кувейте). Следовательно, такое «государство благоденствия» на деле является государством-рантье, живущим на доходы от экспорта нефти. Лидеры Исламской революции планировали поддерживать высокий уровень социальных гарантий именно за счет нефти. Тем не менее, реальность оказалась далекой от ожиданий революционеров. Проблемы заключались в том, что население Ирана слишком велико в сравнении с ОАЭ и Кувейтом, а также в санкциях мирового сообщества на торговлю с Ираном. Экономические санкции против Ирана были введены после захвата исламскими террористами американского посольства в Тегеране. Иран промедлил с решительными действиями по освобождению заложников, и был объявлен страной, поддерживающей международный терроризм. С падением спроса на иранскую нефть стали снижаться и финансовые возможности исламского «государства благоденствия».

Приоритет развитию отечественной промышленности в Иране был провозглашен в попытке ослабить зависимость национальной экономики от экспорта нефти и импорта товаров западного производства. В рамках данной политики применялись протекционизм и импортозамещение. В расчете на внутренние резервы роста значительно ограничивались также зарубежные инвестиции в Иран. Основной целью было достижение независимости экономики от внешних факторов, диверсификация национальной промышленной структуры.

В рамках новой промышленной политики страны были достигнуты определенные успехи в целом ряде отраслей. Развитие получила пищевая промышленность, причем на экспорт шли такие продукты питания как макароны, финики, фисташки. На поток было поставлено производство знаменитых восточных ковров. В стране появились предприятия автомобильной промышленности (при содействии французов были построены сборочные заводы Renault и Pegeout), металлургические заводы (самый крупный металлургический комбинат Ирана был построен при содействии СССР в Исфахане), развивалось нефтехимическое производство (выпуск товаров бытовой химии). Внешняя торговля Ирана при этом была национализирована, стимулировался экспорт (в том числе нетрадиционный), а импортировались преимущественно инвестиционные товары.

Ведущая роль общественного сектора в экономике Ирана без труда видна из структуры национального хозяйства страны. Три основных сектора представлены в «исламской экономике»:

Общественный сектор, который создает около 70% ВНП, здесь занято около 5 млн. человек. Под контролем государства находятся главные отрасли экономики, внешняя торговля, банки, страхование, снабжение, энергетика и водоснабжение, телекоммуникации, связь, радио, телевидение, почта, гражданская авиация, морской транспорт, автомобильный и железнодорожный транспорт;

Кооперативный сектор, охватывающий сельскохозяйственное производство, небольшое промышленное производство в городах и деревнях, торговлю;

Частный сектор, проявляющий активность в разных сферах экономики (в сельском хозяйстве, коммерции, нематериальном производстве), но только как дополнение общественного и кооперативного секторов. Сохранение частного сектора отражает консерватизм традиционного исламского общества, в котором роль знаменитого восточного базара, торговли и частной собственности всегда были довольно велики.

По своей сути Иран после революции конца 1970-х гг. избрал для себя этатистскую модель развития. Этатизм был официально провозглашен экономической политикой страны с 1982 г., когда были введены: карточное распределение продуктов, контроль цен и заработной платы, выдачи банковских ссуд, контроль импорта и централизованное управление валютным курсом. Тем не менее, в экономике оставались элементы консерватизма в виде частной собственности и свободы предпринимательства, закрепленные в Конституции, принятой 2 декабря 1979 г.

Макроэкономическую модель развития Ирана можно охарактеризовать и как прокоммунистическую концепцию некапиталистического пути развития.

Огосударствление экономики, которое еще во времена шаха было чрезмерным, достигло после Исламской революции немыслимых пределов: после свержения шаха были национализированы частные предприятия малого и среднего бизнеса (в том числе в сельском хозяйстве), банки и финансовые компании. Такая политика способствовала неэффективности общественного сектора экономики, когда государство попыталось подменить собой рыночные механизмы. Государство контролировало цены и заработную плату, разрабатывало пятилетние планы развития, но в экономике уже начинал возникать дисбаланс. Набирало оборот и бегство из страны капитала, принадлежащего частным собственникам.

Наряду с изменениями во внутренней политике для Ирана изменились также приоритеты в сфере международных отношений. После кризиса с заложниками 1979 г. Иран разорвал отношения с США. Врагом номер один был провозглашен Израиль (здесь Иран выступил в коалиции с остальным мусульманским миром), врагом номер два стали США (недавний союзник), а врагом номер три стал Советский Союз. Находясь в изоляции, постепенно Иран превратился в настоящего «международного изгоя», конфликтуя не только с Западом и СССР, но и с соседними странами. В 1980-88 гг. произошла ирано-иракская война, которая стоила Ирану потери четверти ВНП. Дефицит государственного бюджета страны достиг 10% ВНП, а инфляция составила 70% в год. Внешняя изоляция и последствия ирано-иракской войны нанесли тяжелый удар по национальной экономике. Иран оказался не в состоянии поддерживать темпы своего экономического роста выше темпов прироста населения.

Если в 1989-94 гг. ситуация еще выглядела благополучной (рост за данный период времени составил 7,4%), то в 1995 г. она резко изменилась. Рост составил только 1%, а прирост населения - 2,1%. Падение доходов от экспорта нефти привели к тому, что всего за год - с 1994 по 1995 гг. - ВВП Ирана сократился в два раза (со 122 до 60 млрд. долл.*). Уровень безработицы в Иране в середине 1990-х гг. составил 30%. В таких сложных экономических условиях стала очевидной необходимость реформ.

После смерти имама Хомейни (1989 г.) в стране обострилась внутриполитическая борьба, усилились позиции прозападно настроенных политиков. На 1988-94 гг. был разработан первый пятилетний план, в основе которого лежала структурная перестройка экономики. Структурные преобразования предполагалось проводить исключительно собственными силами, не прибегая ни к какой зарубежной помощи. На 1995-2000 гг. был принят новый план реформ, в котором нашли отражение: повышение доли частного сектора экономики, ослабление зависимости от нефти, сокращение общественного сектора и государственных расходов. Влияние на реформаторские настроения в Иране при этом оказали западные неоконсервативные преобразования, а также перестройка и распад СССР (это ослабило позиции сторонников этатизма). Положительным фактором стало и окончание войны с Ираком.

Реформы в экономике Ирана стартовали после избрания Али Акбара Хашеми Рафсанджани президентом страны в 1989 г. Принципиальными направлениями иранских реформ стали:

1) переход от экономики, построенной по типу рантье, к «пост-нефтяной» экономике;

2) переход от административно-командной экономики к рыночной;

3) переход к открытой экономике.

Переход к «пост-нефтяной» экономике означает для Ирана повышение в экспорте доли других продуктов, особенно промышленных товаров, уменьшение зависимости доходов государственного бюджета от нефти. Тем не менее, хотя экспорт промышленных и иных товаров за пятилетие реформ возрос в пять раз, в середине 1990-х гг. по-прежнему 85% валютных и почти 75% бюджетных поступлений давали доходы от нефти. Экспорт промышленных товаров совершенно неожиданно привел к тому, что ¾ доходов от такого экспорта оставались за границей, характеризуя бегство капитала из Ирана.

Переход от административно-командной экономики к рыночной предполагает реализацию трех поставленных целей:

Введение и унификация валютного курса;

Приватизация (повышение эффективности экономики, увеличение поступлений в государственный бюджет от реализации государственной собственности, становление фондового рынка);

Реформа цен (в основе ценообразования должен лежать не государственный контроль, а реальные издержки, субсидии производителям при этом отменяются).

Переход к открытой экономике необходим Ирану для преодоления изоляции страны, её включения в систему мирохозяйственных связей

С приходом к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада отношения Ирана и Западу ещё более ухудшились. С 2002 году стартовал новый этап антииранских санкций Запада из-за обострения отношений Ирана с Европой и Америкой по поводу ядерной программы страны. Если раньше ограничения вводились в одностороннем порядке США и некоторыми другими европейскими государствами на временной или постоянной основе, то после передачи иранского ядерного досье из Международного агентства по атомной энергии в Совет Безопасности ООН они приобрели более массовый характер. Таким образом, к санкциям против Ирана присоединились Совбез и Европейский Союз. Несмотря на важность решения ядерной проблемы, в период 2005–2013 никакого прогресса в переговорах так и не произошло и в результате этого санкции с каждым днём всё больше душили экономику страны.

Новому правительству под руководством президента Хасана Рухани достались в наследство все те многочисленные санкции, введенные ранее против Ирана и разрушавшие его экономику. Учитывая сложившуюся ситуацию, новый кабинет министров, сделавший своим лозунгом конструктивное взаимодействие со странами региона и всего мира, направил основные усилия на урегулирование ядерной проблемы. В результате многосторонних переговоров по ядерной проблеме 24 ноября 2013 года между Ираном и шестеркой международных посредников было подписано Женевское соглашение и с конца 2015 года международные и односторонние санкции с Ирана начали сниматься.

Иран участвует в региональной торговле и торговых союзах с соседними странами. Внешнеторговыми партнерами Ирана являются Пакистан, Турция, Азербайджан, Афганистан.

Совместно с вышеназванными странами разрабатываются нефтяные месторождения, строятся нефтепроводы. Иран проводит политику открытости во внешней торговле с развитыми странами мира, привлекает иностранные инвестиции, на его территории создаются свободные экономические зоны.

Однако проблемы у Ирана остаются. В большинстве своем они являются расплатой за «исламское миссионерство», игнорирование принципов рыночного развития в недалеком прошлом. Фактически власть в стране принадлежит не президенту, а аятолле – духовному лидеру Ирана. Хотя «исламская экономика» и была несколько реформирована, но исламский фундаментализм по-прежнему имеет в Иране сильную почву.

Катар. Оман. Бахрейн

Катар - небольшое арабское государство в восточной Аравии расположено на одноименном полуострове, глубоко выдвинутом в Персидский залив. Граничит на юге с Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Основа экономики - добыча нефти и газа. По запасам природного газа Катар занимает третье место в мире (после России и Ирана) и 6-й в мире экспортер природного газа и крупный экспортер нефти и нефтепродуктов (21е место). Занимает 1-2 место (наряду с Лихтенштейном) в мире по ВВП на душу населения – более 100 тыс. долл. США на человека.

Доход от экспорта нефти позволил правительству построить крупные заводы по очистке морской воды от соли. По производству пресной воды на душу населения страна вышла на одно из первых мест в мире.

Основным продуктом экспорта Омана является нефть. Правда, запасов нефти в Омане гораздо меньше, чем в соседних странах. По прогнозам, при нынешних темпах добычи нефти её запасы истощатся в ближайшие годы.

Бахрейн – островное государство в Персидском заливе - финансовый центр региона. Добыча и переработка нефти раньше давали 60 % ВВП, сейчас – 30 %. Месторождения нефти истощаются. В стране также добывается и перерабатывается природный газ, запасы которого значительны. Развит оффшорный банковский бизнес. Этому способствует достаточное гибкое налоговое законодательство. В стране принято оффшорное законодательство: нет налогов на доходы юридических и физических лиц, неограничен вывоз прибыли, капитала. В столице страны Манаме разместились штаб-квартиры многих арабских транснациональных корпораций. В Бахрейне осуществляется судоремонт супертанкеров, есть также алюминиевый завод (руда доставляется из Австралии). В оазисах население выращивает финиковые пальмы (занимают 2/3 обрабатываемой земли), цитрусовые, фрукты, помидоры, кормовые культуры, овощи, орехи. Жители также занимаются ловлей рыбы и креветок. В стране развит международный туризм.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте общеэкономическую ситуацию стран Ближнего Востока.

2. На чём специализировались страны Ближнего Востока до обнаружения углеводородов? Когда это произошло?

3. В чём особенность модели социально-экономического развития стран региона?

4. Расскажите про организацию стран - экспортёров нефти (ОПЕК). Какие страны входят в ОПЕК в настоящее время?

5. Какие события послужили толчком в развитии энерго- и ресурсосберегающих технологий во всём мире и почему?

6. В чём минус преобладания доли углеводородов в доходах государства и что делают государства региона, чтобы снизить эту зависимость?

7. В чем заключаются прочие особенности региона?

8. Расскажите про особенности экономического развития Объединенных Арабских Эмиратов.

9. В чём своеобразие сельского хозяйства ОАЭ и Саудовской Аравии в прошлом и настоящем?

10. В чём своеобразие рынка труда в ОАЭ и Кувейте?

11. Что, кроме углеводородов, экспортирует ОАЭ и почему?

12. Расскажите про особенности экономического развития Кувейта.

13. Расскажите про особенности экономического развития Ирана.

14. Какое государство региона удерживает мировое первенство по доходам на душу населения и почему?

15. Охарактеризуйте экономическое положение Омана и Бахрейна.