Ушёл из жизни последний подданный Российской империи. «Гражданин» в Российской Империи Гражданство Российской Федерации


В 2004 году президент России Владимир Путин во время пребывания во Франции встретился в Каннах с одним из старейших русских эмигрантов первой волны, последним подданным Российской империи восьмидесятидвухлетним Андреем Шмеманом и вручил ему российский паспорт. «Долгие годы я жил с разладом в душе, чувствуя себя абсолютно русским и одновременно оставаясь человеком без подданства, апатридом. И теперь я счастлив, что наконец обрёл Родину», - сказал Андрей Дмитриевич.

Андрей Шмеман всю жизнь прожил с так называемым нансеновским паспортом - временным удостоверением личности, служившим заменой паспорта для апатридов и беженцев. Нансеновские паспорта были введены Лигой Наций и выдавались на основании Женевских соглашений 1922 года.

Все эти годы он сохранял статус беженца. Такого рода решение сделало пребывание Андрея Дмитриевича на французской земле крайне сложным - он был автоматически лишён многих социальных и иных преимуществ. Не имея местного паспорта, трудно было сделать и профессиональную карьеру. Поэтому в течение всей жизни он работал администратором небольшой картинной галереи, но в то же время уделял много сил и труда социальной помощи людям из русской эмиграции.

В июне 2000 года русские кадеты и их потомки во Франции приняли историческое решение о примирении и сотрудничестве с Россией. Это решение, как рассказывает Шмеман, было принято на своего рода референдуме, который прошёл среди выпускников корпуса кадет-версальцев, существовавшего во Франции до 1964 года. Примирение с Россией было закреплено торжественным богослужением на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа, у могил предков и соратников.

Более полувека Андрей Дмитриевич является старостой парижской церкви Знамения Божьей Матери, имеет духовное звание иподиакона. Не так давно он вместе с другими видными деятелями русской эмиграции стал инициатором создания общественной организации «Движение за поместное православие русской традиции в Западной Европе».

Шмеман стоял у истоков возрождения кадетских корпусов в России. Раньше, когда Андрей Дмитриевич чувствовал себя лучше, он много ездил по кадетским корпусам по всей стране, чтобы посмотреть лично, как строится система воспитания, преподавания, в каких условиях живут современные кадеты. И всякий раз его поражали успехи корпусов.

Для кадет он был настоящей легендой. Ещё «зелёные» кадеты чувствовали связь времён, которая объединяет любого кадета и «господина вица-фельдфебеля», как к нему с трепетом обращались мальчишки.

Жизнь Андрея Дмитриевича Шмемана похожа на жизнь многих эмигрантов первой волны. Таких или похожих судеб среди представителей первой волны русской эмиграции можно, наверное, найти далеко не одну. Именно таким, похожим сразу на всех эмигрантов, видимо, и должен был быть последний подданный Российской империи. Но Андрей Дмитриевич, безусловно, останется символом русской эмиграции, примером патриотизма и верности Родине.

Андрей Шмеман был похоронен 10 ноября на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом могилой его родителей.

Вместе с распадом Российской империи большинство населения предпочло создать самостоятельные национальные государства. Многим из них так и не было суждено остаться суверенными, и они вошли в состав СССР. Другие были включены в состав советского государства позднее. А какой же была Российская империя в начале XX века?

К концу XIX века территория Российской империи - 22,4 млн км 2 . Согласно переписи 1897 года, население составляло 128,2 млн человек, в том числе население Европейской России - 93,4 млн человек; Царства Польского - 9,5 млн, - 2,6 млн, Кавказского края - 9,3 млн, Сибири - 5,8 млн, Средней Азии - 7,7 млн человек. Проживало свыше 100 народов; 57 % населения составляли нерусские народы. Территория Российской империи в 1914 году делилась на 81 губернию и 20 областей; насчитывался 931 город. Часть губерний и областей была объединена в генерал-губернаторства (Варшавское, Иркутское, Киевское, Московское, Приамурское, Степное, Туркестанское и Финляндское).

К 1914 году протяженность территории Российской империи составляла с севера на юг 4383,2 версты (4675,9 км) и с востока на запад - 10 060 верст (10 732,3 км). Общая длина сухопутных и морских границ - 64 909,5 версты (69 245 км), из которых на долю сухопутных границ приходилось 18 639,5 версты (19 941,5 км), а на долю морских - около 46 270 верст (49 360,4 км).

Все население считалось подданными Российской империи, мужское население (от 20 лет) присягало на верность императору. Подданные Российской империи делились на четыре сословия («состояния»): дворянство, духовенство, городские и сельские обыватели. Местное население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное «состояние» (инородцы). Гербом Российской империи являлся двуглавый орел с царскими регалиями; государственным флагом - полотнище с белой, синей и красной горизонтальными полосами; государственным гимном - «Боже, царя храни». Государственный язык - русский.

В административном отношении Российская империя к 1914 году делилась на 78 губерний, 21 область и 2 самостоятельных округа. Губернии и области подразделялись на 777 уездов и округов и в Финляндии - на 51 приход. Уезды, округа и приходы, в свою очередь, делились на станы, отделы и участки (всего 2523), а также 274 ленсманства в Финляндии.

Важные в военно-политическом плане территории (столичные и приграничные) были объединены в наместничества и генерал-губернаторства. Некоторые города были выделены в особые административные единицы - градоначальства.

Еще до преобразования Великого княжества Московского в Русское царство в 1547 году, в начале XVI века, российская экспансия начала выходить за пределы своей этнической территории и начала вбирать в себя следующие территории (в таблице не указаны земли, утраченные до начала XIX века):

Территория

Дата (год) присоединения к Российской империи

Факты

Западная Армения (Малая Азия)

Территорию уступили в 1917-1918 годах

Восточная Галиция, Буковина (Восточная Европа)

В 1915 году уступлена, в 1916-м частично отвоевана, в 1917 году потеряна

Урянхайский край (Южная Сибирь)

В настоящий момент в составе Республики Тывы

Земля Франца-Иосифа, Земля Императора Николая II, Новосибирские острова (Арктика)

Архипелаги Северного Ледовитого океана, закреплены как территория России нотой МИД

Северный Иран (Средний Восток)

Потерян в результате революционных событий и Гражданской войны в России. В настоящее время принадлежит государству Иран

Концессия в Тяньцзине

Потеряна в 1920 году. В настоящее время город центрального подчинения КНР

Квантунский полуостров (Дальний Восток)

Потерян в результате поражения в Русско-японской войне 1904-1905 годов. В настоящее время провинция Ляонин, КНР

Бадахшан (Средняя Азия)

В настоящее время Горно-Бадахшанская АО Таджикистана

Концессия в Ханькоу (Ухань, Восточная Азия)

В настоящее время провинция Хубэй, КНР

Закаспийская область (Средняя Азия)

В настоящее время принадлежит Туркмении

Аджарский и Карсско-Чилдырский санджаки (Закавказье)

В 1921 году уступлены Турции. В настоящее время Аджарская АО Грузии; илы Карс и Ардахан в Турции

Баязетский (Догубаязитский) санджак (Закавказье)

В том же, 1878, году уступлен Турции по итогам Берлинского конгресса

Княжество Болгария, Восточная Румелия, Адрианопольский санджак (Балканы)

Упразднены по итогам Берлинского конгресса в 1879 году. В настоящее время Болгария, Мраморноморский регион Турции

Кокандское ханство (Средняя Азия)

В настоящее время Узбекистан, Киргизия, Таджикистан

Хивинское (Хорезмское) ханство (Средняя Азия)

В настоящее время Узбекистан, Туркмения

включая Аландские острова

В настоящее время Финляндия, Республика Карелия, Мурманская, Ленинградская области

Тарнопольский округ Австрии (Восточная Европа)

В настоящее время Тернопольская область Украины

Белостокский округ Пруссии (Восточная Европа)

В настоящее время Подляское воеводство Польши

Гянджинское (1804), Карабахское (1805), Шекинское (1805), Ширванское (1805), Бакинское (1806), Кубинское (1806), Дербентское (1806), северная часть Талышского (1809) ханства (Закавказье)

Вассальные ханства Персии, захват и добровольные вхождения. Закреплены в 1813 году договором с Персией по итогам войны. Ограниченные автономии до 1840-х годов. В настоящее время Азербайджан, Нагорно-Карабахская Республика

Имеретинское царство (1810), Мегрельское (1803) и Гурийское (1804) княжества (Закавказье)

Царство и княжества Западной Грузии (с 1774 года независимые от Турции). Протектораты и добровольные вхождения. Закреплены в 1812 году договором с Турцией и в 1813 году договором с Персией. Самоуправление до конца 1860-х годов. В настоящее время Грузия, края Самегрело-Верхняя Сванетия, Гурия, Имеретия, Самцхе-Джавахетия

Минское, Киевское, Брацлавское, восточные части Виленского, Новогрудского, Берестейского, Волынского и Подольского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

В настоящее время Витебская, Минская, Гомельская области Белоруссии; Ровенская, Хмельницкая, Житомирская, Винницкая, Киевская, Черкасская, Кировоградская области Украины

Крым, Едисан, Джамбайлук, Едишкуль, Малая Ногайская Орда (Кубань, Тамань) (Северное Причерноморье)

Ханство (с 1772 года независимое от Турции) и кочевые ногайские племенные союзы. Аннексия, закреплена в 1792 году по договору в результате войны. В настоящее время Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым и Севастополь; Запорожская, Херсонская, Николаевская, Одесская области Украины

Курильские острова (Дальний Восток)

Племенные союзы айнов, приведение в российское подданство, окончательно к 1782 году. По договору 1855 года Южные Курилы в Японии, по договору 1875 года - все острова. В настоящее время Северо-Курильский, Курильский и Южно-Курильский городские округа Сахалинской области

Чукотка (Дальний Восток)

В настоящее время Чукотский автономный округ

Тарковское шамхальство (Северный Кавказ)

В настоящее время Республика Дагестан

Осетия (Кавказ)

В настоящее время Республика Северная Осетия - Алания, Республика Южная Осетия

Большая и Малая Кабарда

Княжества. В 1552-1570 годах военный союз с Русским государством, в дальнейшем вассалы Турции. В 1739-1774 годах по договору - буферное княжество. С 1774 года в российском подданстве. В настоящее время Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика

Инфлянтское, Мстиславское, большие части Полоцкого, Витебского воеводств Речи Посполитой (Восточная Европа)

В настоящее время Витебская, Могилёвская, Гомельская области Белоруссии, Даугавпилсский край Латвии, Псковская, Смоленская области России

Керчь, Еникале, Кинбурн (Северное Причерноморье)

Крепости, от Крымского ханства по договору. Признаны Турцией в 1774 году по договору в результате войны. Крымское ханство получило независимость от Османской империи под покровительством России. В настоящее время городской округ Керчь Республики Крым России, Очаковский район Hиколаевской области Украины

Ингушетия (Северный Кавказ)

В настоящее время Республика Ингушетия

Алтай (Южная Сибирь)

В настоящее время Алтайский край, Республика Алтай, Новосибирская, Кемеровская, Томская области России, Восточно-Казахстанская область Казахстана

Кюменигордский и Нейшлотский лен - Нейшлот, Вильманстранд и Фридрихсгам (Прибалтика)

Лен, от Швеции по договору в результате войны. С 1809 года в российском Великом княжестве Финляндском. В настоящее время Ленинградская область России, Финляндия (область Южная Карелия)

Младший жуз (Средняя Азия)

В настоящее время Западно-Казахстанская область Казахстана

(Киргизская землица и др.) (Южная Сибирь)

В настоящее время Республика Хакасия

Новая Земля, Таймыр, Камчатка, Командорские острова (Арктика, Дальний Восток)

В настоящее время Архангельская область, Камчатский, Красноярский край

История

[править]

Гражданство РСФСР

См. также Подданство Российской Империи

До Октябрьской революции в Российской Империи существовал институт подданства, который закреплял правовое неравенство подданых, во многих чертах сложившееся в феодальную эпоху Средневековья.

Подданные Российской империи к 1917 году подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

Дворяне (потомственные и личные);

Духовные лица (делились по вероисповеданиям);

городские обыватели (разбивались на группы: почётные граждане, купцы, мещане и цеховые);

Сельские обыватели;

Инородцы (евреи и восточные народы);

Финляндские обыватели.

С принадлежностью к той или иной категории подданных имперское законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях. Например, четыре группы природных подданных делились на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почётные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории Российской империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) такими правами не обладали.

После Октябрьской революции Совет Народных Комиссаров и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет 10 (23) ноября 1917 года приняли Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». В нём устанавливалось, что:

Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упраздняются.

Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр., титулы - княжеские, графские и пр.) и наименование гражданских чинов (тайные, статские и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

5 апреля 1918 года ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Он давал возможность иностранцу, проживающему в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, стать российским гражданином. Полномочия принимать в российское гражданство иностранцев были предоставлены местным Советам, которые выдавали им удостоверения о приобретении прав российского гражданства. В исключительных случаях допускалось принятие ВЦИКом в число граждан РСФСР лиц, находящихся за её пределами, через дипломатического представителя РСФСР. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал всех принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики отнесла издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК (п. «р» ст. 49). За местными Советами Конституция закрепила полномочия «без всяких затруднительных формальностей» предоставлять права российского гражданства, «исходя из солидарности трудящихся всех наций», тем иностранцам, которые проживали в Республике «для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству» (ст. 20).

[править]

Гражданство СССР

Основная статья: Гражданство СССР

С образованием Союза Советских Социалистических Республик было введено общесоюзное гражданство СССР. В главе II Основного Закона (Конституции) СССР 1924 года «О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве» было установлено, что для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

[править]

Гражданство Российской Федерации

28 ноября 1991 года в связи с распадом СССР Верховным Советом России был принят Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР», который вступил в силу с момента опубликования - 6 февраля 1992 года. В связи с изменением наименования государства в названии и тексте Закона слова «Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» и «РСФСР» 14 июля 1993 года были заменены словами «Российская Федерация» в соответствующем падеже.

В 1997 году Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации было принято решение о разработке новой редакции Закона «О гражданстве Российской Федерации», так как Закон РФ 1991 года разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности, и в нём не были учтены особенности последующего развития России, характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами, он не полностью соответствовал Конституции РФ 1993 года. К тому же, Российская Федерация в 1997 году предприняла шаги по подписанию Европейской конвенции о гражданстве.

1 июля 2002 года вступил в силу Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», принятый Государственной Думой России 31 мая того же года.

[править]

В XIX веке Российская империя значительно увеличила свои владения, присоединив территории в Европе, на Кавказе и в Средней Азии. Местное население в большинстве случаев не говорило по-русски, а меры по русификации далеко не всегда давали плоды. Сколько подданных империи не знали великий и могучий в начале XX века?

«Грамотные по-русски»

По данным первой всероссийской переписи населения, проводившейся в 1897 году, население Российской империи составило около 130 миллионов человек. Из них русскими были порядка 85 миллионов. При этом русскими, но имеющими "незначительные этнографические особенности" считались в то время не только великороссы, но и малороссы с белорусами.

Вместе с тем на рубеже веков Центральный статистический комитет министерства внутренних дел отмечал, что среди нерусских подданных империи в той или иной степени великим и могучим владеют 26 миллионов. Соответственно, если сложить 85 и 26, то получается, что общее количество русскоговорящих в стране на рубеже веков составляло около 111 миллионов человек.

Не знали же великого и могучего примерно 19-20 миллионов,т.е одна шестая населения империи. Впрочем, историки отмечают, что не все белорусы и малороссы, которые считались русскими, могли изъясняться на понятном великороссу диалекте. Это значит, что цифра в 111 миллионов может быть несколько завышенной.

Помимо русских, хорошо знали русский язык представители германских народов, а также в Польше и в Прибалтике. Хуже всего с этим обстояло в автономной Финляндии, а также в недавно присоединенных национальных окраинах.

Финляндия

Великое княжество вошло в состав России в 1809 году и получило широкую автономию. До конца XIX века государственным языком был шведский, затем его сменил финский. Как отмечал в книге "Русский язык на рубеже XX-XXI веков" историк Александр Арефьев, в 1881 году, в самом русифицированном населенном пункте княжества - в Хельсинки, на русском говорило чуть более половины горожан.

Государственным русский язык в Финляндии стал лишь в 1900 году. Однако из-за малого количества русских в княжестве (0,3%) он так и не получил особого распространения.

Кавказ

Для обучения местного населения русскому во второй половине XIX века были созданы русско-туземные и горские школы. Однако их количество росло медленно. По данным министерства народного просвещения, на рубеже веков в Терской области (Владикавказ, Грозный, Кизляр и другие города) было лишь 112 таких школ - менее 30% имеющихся в этих местах учебных заведений.

Наименьший процент владевших русским демонстрировали горские народы. По данным переписи 1897 года, знали русский лишь 0,6% местных.

Непопулярна русская речь была и в Закавказье. В основном её использовали переселявшиеся в эти края этнические русские. Их доля в населении Тифлисской губернии составляла 8%, в Армении - 1,9.

Средняя Азия

В Туркестане для обучения русскому языку с 1880-х годов начали создавать сеть русско-туземных школ с 3-х годичным обучением. Согласно Всеподданнейшему отчету министра народного просвещения, к началу Первой мировой войны их количеству увеличилось до 166.

Но для огромного региона это было очень мало, поэтому на великом и могучем говорили в основном сами русские, которые переселились в регион. Так, в в Ферганской области таковых было 3,27%, в Самаркандской - 7,25.

Все идет по плану

Низкий уровень знания русского языка на некоторых национальных окраинах не вызывал серьезного беспокойства в Санкт-Петербурге и у чиновников генерал-губернаторств на местах. Военно-народная система, зафиксированная в Уставе об управлении инородцев, позволяла местным жить по своим правилам и нормам.

Российские же чиновники выстраивали отношения с ними через местную родоплеменную верхушку, которая помогала осуществлять сбор налогов и податей и не допускала бунтов и других проявлений недовольства. Русский язык, таким образом, не был критичным фактором удержания власти над этими территориями.

Кроме того, власти империи справедливо полагали, что интерес к русскому языку среди молодежи нацокраин позволит рано или поздно русифицировать даже самые "строптивые регионы". К примеру, отмечал историк Александр Арефьев, в начале XX века в российских университетах было немало студентов из Грузии и Армении.

Большевики после революции начали проводить на национальных окраинах политику "коренизации", заменяя русские школы местными. Преподавание великого и могучего постоянно сокращалось. По данным Статистического справочника ЦСУ СССР за 1927 год, доля школьного образования на русском к 1925 году уменьшилась на треть. К 1932 году преподавание СССР велось на 104 языках.

В конце 30-х большевики по факту вернулись к политике царского правительства. Школы вновь начали массово переводить на русский язык, увеличивалось количество газет и журналов на нем. В 1958 году был принят закон, сделавший изучение национального языка добровольным. В целом к началу "брежневского застоя" абсолютное большинство населения, даже на национальных окраинах, хорошо знало русский язык.

На правах рукописи

Николаев Владимир Борисович

ПОДДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ:

ЕГО УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Нижний Новгород - 2008


Работа выполнена на кафедре государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.

Защита состоится л__ ноября 2008 года в 9 часов на заседании диссертационного совета Д-203.009.01 при Нижегородской академии МВД России по адресу: 603600, г. Н. Новгород, ГСП-268, Анкудиновское шоссе, 3. Зал ученого совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской академии МВД России.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук,

доцент Миловидова М.А.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Изменения, последовавшие за распадом Советского государства, затронули общественно-политическую и социально-экономическую сферы общества и не оставили безучастными людей, проживавших в нем, поставив перед каждым их них вопрос о выборе государства, гражданами которого они станут.

Гражданство, являясь важным институтом права, составляет основу правового положения личности в обществе и государстве. Законодатель под гражданством понимает устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод граждан.

Определение содержания и значения гражданства, его основных особенностей - сложная и важная проблема. Вопрос о понятии подданства (граж-данства) рассматривался в работах многих авторов, на протяжении всей истории отечественной правовой науки. Существование различных определений этих понятий объясняется тем, что в их содержании происходили значительные изменения. Это естественное состояние развития любого явления. Содержание правовой связи государства и индивида обусловлено конкретными историческими условиями развития, как самого государства, так и состоянием его теоретического осмысления и законодательного регулирования. Поэтому при комплексном подходе к разрешению вопросов гражданства особое значение приобретает вопрос о том, насколько адекватно отражено в них понимание реальной действительности .

Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. В таких условиях на законодателя возлагается основополагающая задача - комплексная проработка вопроса гражданства, при разрешении которой не должно быть нечеткостей и обтекаемости определений и формулировок, пробелов в регулировании, которые превращают его в уравнение с несколькими неизвестными и оставляют простор для производства со стороны органов и должностных лиц, к компетенции которых отнесено применение закона .

Необходимость проработки вопросов о взаимоотношении Российской Федерации с новыми независимыми государствами, перемещение лиц через возникшие границы суверенных государств - все эти проблемные вопросы затронули и систему правоохранительных органов.

В современной историко-правовой литературе отсутствуют работы, в которых бы комплексно анализировался порядок приобретения и прекращения подданства Российского государства в различные исторические эпохи. Миграционные процессы, вызванные изменениями политического, религиозного или военного характера, оказывали влияние на переселенцев, избравших Россию для своего постоянного проживания.

Весьма интересным и показательным с этой точки зрения является опыт решения вопросов подданства в исторической ретроспективе Российского государства и права до Октябрьской революции 1917 года. К сожалению, он в полной мере не изучен. Между тем в деятельности правоохранительных органов России находили отражения процессы, присущие государственному и общественному устройству Империи в целом. Наработанный опыт в вопросах приобретения подданства иностранцами содержит немало элементов, которые при творческом подходе могут быть модернизированы и приняты в целях повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе и Федеральной миграционной службы.

Степень научной разработанности темы исследования.Еще В.М. Гес-сен в 1909 году отмечал, что учение о подданстве является одной из наименее разработанных тем современной науки публичного права. Она оставалась таковой и в последующие годы. Достаточно сказать, что за всю историю России гражданству (подданству) было посвящено только три монографии, авторами которых были В.М. Гессен (1909 г.), С.С. Кишкин (1925 г.) и В.С. Шевцов (1969 г.), а также несколько кандидатских диссертаций. Конечно, в области гражданства работали и многие другие исследователи, включая специалистов в области конституционного и международного права. Это, прежде всего, Ю.Р. Боярс, С.К. Косаков, С.В. Черниченко, которые в своих работах затрагивали некоторые аспекты разрабатываемого нами вопроса.

Вместе с тем, можно назвать ряд работ по истории так называемого полицейского права, в которых в той или иной мере освещались изучаемые нами вопросы. Это работы И.О. Андреевского, Н.В. Варадинова, А.Д. Градовского, В.Ф. Дерюжинского, В.В. Ивановского, Ф.Ф. Мартенса, И.Т. Тарасова, Д.В. Цветаеваи многих других.

На нынешнем этапе развития отечественной юридической науки в среде ученых значительно активизировалась разработка вопросов, связанных с приобретением гражданства России и миграцией населения. Это работы С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, О.Е. Кутафина. Кроме работ названных ученых, на формирование идей и положений исследования в большей или меньшей степени оказали воздействие теоретико-правовые, методологические исследования и публикации А.В. Дружининой, А.М. Корж, А.В. Мещерякова, О.В. Ростовщиковой, Е.С. Смирновой, Е.А. Скрипилева, А.М. Тес-ленко и других авторов, посвященные разработке вопросов правового статуса подданного и миграции населения в самодержавной России. Однако акцент в исследованиях современных ученых, занимающихся проблемами миграции населения, делался на изучение организационно-правовых основ миграции, структуры и компетенции государственных органов, осуществляющих контроль за передвижением населения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что до настоящего времени в отечественной литературе отсутствовали комплексные монографические исследования, посвященные изучению развития законодательной регламентации приобретения и прекращения подданства Российской империи.

Объектом диссертационного исследования является процесс формирования и развития законодательства, регулировавший общественные отношения, связанные с приобретением и прекращением подданства Российской империи.

Предметом исследования выступает совокупность нормативно-право-вых актов самодержавной России и некоторых других европейских государств о свободе передвижения и выборе места жительства, о выезде из Российской империи и въезде иностранцев на ее территорию, о правовом положении иностранных граждан в самодержавной России, о приобретении и прекращении подданства.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе ретроспективного анализа отечественного и зарубежного законодательства, историко-правовых источников, сложившейся практики, архивных и иных документальных материалов провести комплексный, хронологически последовательный анализ правовых материалов, связанных с формированием и развитием института подданства в России.

В связи с этим основными задачами, поставленными в ходе исследования, являются:

Изучение и обобщение законодательных документов, научных, архив-ных и иных источников в целях определения степени и уровня теоретической разработанности проблемы;

Определение и научно аргументированное обоснование этапов форми-рования законодательства о подданстве Российской империи;

Оценка состояния института подданства самодержавной России накануне и в период проведения буржуазных реформ второй половины XIX века, а также начала XX века;

Определение объема прав, привилегий и ограничений, устанавливаемых российским законодательством в отношении иностранных подданных, находящихся в Империи;

Выявление общих закономерностей и национальных особенностей раз-вития института подданства в Российской империи и западноевропейских государствах в XVIII - начале XX века.

Хронологические рамки работы. Первой границей основной части исследования является XVIII век - период Петровских реформ, когда институт подданства получает целенаправленную правовую регламентацию. Однако в целях выявления генезиса изучаемого института в первой главе затрагивается и период Московской Руси. Второй границей исследования выступает 1917 год, когда институт монархии и соответственно институт подданства прекращают свое существование.

Методологическую основу исследования образует всеобщий диалектический метод познания, позволяющий рассматривать явления в их развитии и взаимосвязи. В работе использованы общенаучные приемы познания (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др.), а также частнонаучные методы познания - исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой и иные методы научного исследования.

Теоретическую основу исследования составили работы ученых, посвященные функционированию института подданства (гражданства) России, а также труды отечественных специалистов в области теории и истории права и государства С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, В.М. Гессена, В.Ф. Дерюжинского, А.А. Жилина, С.В. Кодана, Ф. Кокошкина, О.Е. Кутафина, М.И. Сизикова, В.В. Сокольского, И.Т. Тарасова.

Эмпирической базой исследования являются российские правовые акты законного и подзаконного характера, регулировавшие право подданства до начала XX века. Основополагающими источниками работы стали: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845) в редакциях 1857 и 1885 годов, Положения о видах на жительство для дворян, чиновников, почетных граждан и о евреях 1895 года, Высочайше утвержденное мнение Государственного совета, распубликованное 6 марта 1864 года О правилах относительно принятия и оставления иностранцами Русского подданства, циркуляры департамента полиции и другие нормативно-правовые акты органов государственной власти, статистическая информация и отчеты МВД. В этих документах содержится богатый материал, характеризующий становление и функционирование института подданства России.

Научная новизна работы. В диссертации впервые в отечественной юридической науке проведено комплексное исследование историко-правовых процессов становления института подданства России. В работе обобщается и анализируется опыт правового регулирования деятельности государственных органов власти по использованию института подданства в обеспечении экономического и социального развития государства. На документальной основе показано формирование правовой базы приобретения и прекращения подданства, соответствующей каждому историческому отрезку времени развития нашего государства.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предпосылкой зарождения института подданства в России были цент-рализация Русского государства и свержение татаро-монгольского ига в XV веке. Тогда же появляются первые правовые акты, регламентирующие въезд в страну иностранцев. До конца XV века высшая государственная власть не регламентировала и не контролировала въезд и перемещение иноземцев. Данная проблема решалась удельными князьями на основе возникающих служебно-договорных и товарно-экономических отношений с иноземцами.

2. По окончании Смутного времени и после воцарения династии Романовых во внутренней политике России значительную роль приобрел религиозный фактор. В XVII веке иноверцы юридически отграничивались от коренного населения страны. Для не крещенных в православную веру иностранцев законодательно регламентировалась форма одежды, место проживания и другие ограничения. Крещение в православную веру снимало эти ограничения и фактически означало приобретение российского подданства.

3. В период правления Петра I, наряду с крещением в православную веру, появился новый способ приобретения русского подданства. Иностранец, желающий принять российское подданство, должен был присягнуть российскому царю (с 1721 года - императору) на вечное подданство. Отход от чисто религиозного способа принятия в подданство был связан с политикой Петра I, направленной на привлечение квалифицированных специалистов для обеспечения государственных интересов.

4. Правовое положение иностранцев в России в XVIII веке обусловливалось государственными экономическими интересами. Российское правительство, заинтересованное в развитии промышленности и торговли, стимулировало предпринимательскую деятельность иностранцев путем установления льготного налогообложения. В первой половине XIX века под влиянием внешнеполитических факторов (революция во Франции 1789 г., наполеоновские войны) происходило ужесточение правового режима въезда иностранцев в Россию, ограничивалось их передвижение по территории страны. Во второй половине XIX века эти ограничения снимали - с 1864 года иностранные подданные при соблюдении законов Российской империи и соответствующем оформлении документов на въезд не были ограничены каким-либо предельным сроком пребывания в стране и могли просить о принятии их в российское подданство.

5. XIX век являлся переломным в развитии института подданства для европейских стран. Если до этого времени подданство определялось, как правило, местом рождения индивида, то в XIX веке основополагающим становился комбинированный принцип подданства, сочетающий территориальное и кровное начало. Для всего европейского пространства, включая Россию, стало характерно развитие института натурализации, выработка общих правил приобретения подданства. В ряде государств, включая Россию, обязательным условием натурализации являлось предварительное прекращение подданнической связи с прежним отечеством.

6. Во второй половине XIX - начале XX века в российском законодательстве достаточно четко прописывались условия натурализации, уравнивались статусы приобретенного и прирожденного подданного. Законодатель четко разграничивал статус подданного и иностранца, стремясь ликвидировать слой неполноценных граждан или привилегированных иностранцев.

7. В Российской империи за все время ее существования не было официально одобренного законодательного акта, регулирующего прекращение подданства, а в XIX - начале XX века Россия оставалась единственным европейским государством, не признававшим свободу экспатриации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней сформулированы теоретические положения, позволяющие получить комплексное представление о функционировании института подданства, его месте и значении в системе законодательства самодержавной России. Материалы исследования дают возможность использовать их в учебном процессе при преподавании дисциплин: История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, Конституционное право России, Конституционное право зарубежных стран, Международное право, а также при составлении учебно-методических пособий по названным дисциплинам.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в процессе формирования современной миграционной политики Российской Федерации, совершенствования деятельности Федеральной миграционной службы России. Накопленный в период организации научного поиска материал может оказать фактологическую и методологическую помощь педагогам учебных заведений МВД в преподавании юридических дисциплин, а также слушателям (курсантам) при подготовке самостоятельных теоретических и прикладных исследований по данной теме.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в семи публикациях автора, а также в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях: Актуальные вопросы юриспруденции и юридического образования в современных условиях (Киров, 24 марта 2006 г.); Проблемы обновления России (Н. Новгород, 27 апреля 2006 г.); Бунты, революции, перевороты в истории российской государственности (Санкт-Петербург, 23 марта 2007 г.); Общественная палата как институт политической системы Российской Федерации (Н. Новгород, 19 апреля 2007 г.); Человек и общество в противоречиях и согласии (Н. Нов-город, 22 ноября 2007 г.); XII Нижегородская сессия молодых ученых (Н. Нов-город, 21Ц25 октября 2007 г.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографии и приложений. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

Во введении обосновываются актуальность и степень научной разработанности темы, определяются объект и предмет, цель и задачи, хронологические рамки работы, методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая, практическая и дидактическая значимость работы, приводятся данные об апробации результатов проведенного исследования.

Первая глава Становление и развитие института подданства в России, включающая два параграфа, посвящена исследованию процесса формирования и развития законодательства о подданстве. Проводится анализ законодательства, регулирующего правоотношения в сфере подданства Российской империи.

В первом параграфе Формирование института подданства в Российской империи в XVIII веке рассматривается процесс формирования и развития института подданства. Изначальной предпосылкой развития данного института являлся переход к оседлому образу жизни, впоследствии формирование института подданства происходило под влиянием покорения сильным государством более слабого и возникновения откупа от худших последствий в виде дани, отсюда и название Ц подданный.

Процесс возникновения подданства тесно связан с процессом прикрепления народа к земле и службе, который начался в московский период истории отечественного государства. Московские князья для достижения своих целей нуждались в бессменной службе бояр и в исправном отбывании плательщиками податей и повинностей. Едва только представилась возможность, князья (с Ивана III) воспрещают служилым людям отъезд под страхом уголовного наказания . Ограничение личной свободы имело целью укрепить начала территориального единства и было направлено против старинного права оставлять княжение и государственную территорию в случае личного неудовольствия на князя или государя. Такой смысл имела борьба против боярского отъезда. Народонаселение приравнивалось, таким образом, к части государственной территории, обязанной вовремя исполнять подданнические повинности, каждый должен был нести тягло, наложенное на него государством.

Во времена Московской Руси подданство законодательно не регламентировалось. В источниках этого периода отсутствовали правовые нормы, точно определявшие, кто именно являлся подданным, а кто иноземцем. Их не могло быть в силу того, что само понятие подданства имело в рассматриваемую эпоху лишь бытовой, а не юридический характер. Деление населения в государстве происходило по сословиям, а отличие россиян от других народов происходило по вероисповеданию, понятия русский и аправославный были синонимами.Иностранные специалисты приезжали на службу в Россию и продолжительное время проживали в государстве. По мере укрепления Русского централизованного государства претерпевала изменения структура правоотношений между иностранными подданными и центральной властью, которая характеризовалась обеспечением новых условий передвижения и закреплением вещных прав иностранцев. Иностранцам предписывалось проживание на определенных правительством территориях, существовал запрет на ношение русского костюма, ограничивалось общение иностранцев с коренным населением. Только крещение в православие снимало существующие правоограничения.

Принадлежность к Русской православной церкви отождествлялась законодателем с принадлежностью к Русскому государству . Принятие православия было для иностранца единственным способом вступления в русское подданство . Только после этого иностранец не испытывал больше стеснений и ограничений в общении с русскими. По общему правилу, новокрещенному разрешалось одевать русское платье и покидать иноземскую слободу, его прежнее имя менялось на православное, он мог жениться на русской и постепенно ассимилировался с населением Московской Руси .

Государственные преобразования Петра I изменили отношение к иностранцам. Манифестом 1721 года разрешалось приобретение русского подданства по принесении присяги - так в отечественном законодательстве появился новый ранее неизвестный способ вступления в подданство - натурализация. Натурализация представляет собой принятие иностранца в подданство актом правительственной власти, обусловленное предварительным согласием или его ходатайством. Поступление на государственную службу подтверж-дало лояльность иностранца к государству и влекло за собой право приобретения русского подданства.

Вступление в подданство России было добровольным. Однако непосредственно процедура принесения присяги и ее содержание в XVIII веке были недостаточно разработаны и носили индивидуальный характер.

Развитию института подданства в России способствовали территориальные изменения, при дефиците внутренних ресурсов для освоения присоединенных земель привлекались иностранцы. Иммигранты, приглашенные из-за рубежа, наделялись особым правовым статусом и находились в выгодном положении по отношению к коренному населению.

Русское правительство справлялось с противоречиями между объективной необходимостью развития международной торговли, использования знаний и навыков иностранных специалистов, с одной стороны, и стараниями оградить православное население лот совращения православных от веры Христианской - с другой. Власти, вынужденные в ряде случаев поступиться принципами лоберегания веры, в целом продолжали политику, направленную на максимально возможную изоляцию иноземцев от русского общества. В этот период выход из русского подданства считался преступлением. Человек, самовольно выехавший на жительство за рубеж, в глазах правительства становился изменником.

Во втором параграфе Юридический статус подданного в международном праве в XVIII - начале XX века анализируется становление и развитие института подданства на примере таких европейских государств, как Англия, Франция и Германия. Обращение к другим странам Европы происходит для выявления общих и отличительных черт с Россией в развитии института подданства.

В европейских странах законодатели касались вопросов подданства фрагментарно, в связи с возникающими потребностями государственного управления. Возникая на почве обычного права, институт подданства в зависимости от бытовых, политических и социальных условий в государствах формировался по-разному. Условия принадлежности к государству, пользование в нем гражданскими и политическими правами определялись в разные исторические эпохи различно под влиянием двух противоположных принципов, из которых один в теории подданства называется личнымили принципом крови, а второй - территориальным или принципом почвы . Первый из них особенно ярко проявлялся в римском праве, развитие второго характерно для феодальных государств.