Фз о государственной территории рф. ФЗ «О государственной границе РФ. Скачать закон «О гос. границе РФ»


Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ,

от 29.11.1996 N 148-ФЗ, от 19.07.1997 N 106-ФЗ,

от 24.07.1998 N 127-ФЗ, от 31.07.1998 N 153-ФЗ,

от 31.05.1999 N 105-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ,

от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 30.12.2001 N 196-ФЗ,

от 24.12.2002 N 178-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,

от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 20.04.2006 N 55-ФЗ,

от 15.06.2006 N 89-ФЗ, от 30.12.2006 N 266-ФЗ,

от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 04.12.2007 N 332-ФЗ,

от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ,

от 25.12.2008 N 291-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ,

от 31.05.2010 N 110-ФЗ, от 28.12.2010 N 394-ФЗ,

от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 48-ФЗ,

от 21.04.2011 N 72-ФЗ, от 03.06.2011 N 116-ФЗ,

от 30.11.2011 N 344-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 07.06.2013 N 110-ФЗ,

от 28.06.2014 N 180-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ,

от 31.12.2014 N 504-ФЗ, от 30.12.2015 N 468-ФЗ,

с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ

от 11.11.1997 N 16-П)

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Государственная граница Российской Федерации

Государственная граница Российской Федерации (далее - Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;

взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;

мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

(в ред. Федерального закона от 29.11.1996 N 148-ФЗ)

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательствомРоссийской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 31.05.1999 N 105-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 22.12.2014 N 446-ФЗ)

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 4. Законодательство о Государственной границе

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 10.08.1994 N 23-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Основным признаком государства является наличие территории и четко обозначенных границ, в рамках которых реализуется суверенитет и юрисдикция страны (ст.1 закона о госгранице).

Общая протяжённость государственной российской границы (даже без учёта присоединившегося в 2014 году Крыма) составляет 60 932 км. Россия имеет наибольшее число стран-соседей в мире — 18 государств, в том числе 2 частично признанные территории (Абхазия и Южная Осетия).

Общие положения закона о государственной границе

Граница современной России в большинстве своем совпадает с границами бывшей РСФСР, существовавшей до 1991 года. На настоящий момент большая часть территориальных споров урегулирована, однако вопросы принадлежности полуострова Крым и четырех Южно-Курильских островов на международной площадке все еще активно обсуждаются и остаются открытыми.

Закон РФ N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» был принят 1 апреля 1993 года. При его написании законодатель основывался на Конституции РФ и заключенных международных договорах. Стоит отметить, что вторые всегда имеют приоритет над законами государства и иными внутренними нормативно-правовыми актами (ст. 4).

Структурно закон состоит из 11 разделов, включающих в себя 45 статей. Представим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

  • Общие положения : государственная граница, принципы и нормы права при пересечении границы, ее защита и охрана, существующее законодательство;
  • Порядок прохождения госграницы, правила ее обозначения ;
  • Режим госграницы : правила пересечения границы людьми и транспортом, перемещение грузов, ведение хоз. деятельности на приграничной территории, порядок разрешения инцидентов, связанных с несоблюдением режима;
  • Пограничный режим : въезд, временное нахождение, передвижение в погранзоне, проведение культурных мероприятий и осуществление на данной территории или в российской части водных объектов промысла, хозяйственной и изыскательской деятельности;
  • Режим в пунктах пропуска : порядок въезда-выезда лиц и ТС, ввоза-вывоза грузов и товаров, нахождения транспорта на таможенной территории, хоз. деятельность вблизи КПП, иные режимные правила;
  • Полномочия : пограничных органов, вооруженных сил РФ, других войск и формирований, взаимодействие в рамках защиты границы, использование оружия, боевой техники и спецсредств;
  • Участие в защите границы местных органов управления, предприятий, учреждений, организаций и рядовых граждан; их полномочия;
  • Правовая и соц. защита военнослужащих и гражданских лиц, участвующих в защите государственной границы;
  • Ответственность за нарушения на госгранице (рассмотрим подробно);
  • Обеспечение защиты границы : финансовое, материально-техническое.

Охрана государственных границ реализуется погранслужбой (в России эту функцию выполняет ФСБ) в пределах приграничной территории посредством организации погранпостов, а также Вооружёнными Силами: войсками ПВО — в воздушном пространстве и ВМФ — в водной среде. Обустройством пограничных пунктов с 2016 года в России ведает Министерство Транспорта.

Целью охраны государственной границы является пресечение незаконного прохождения и обеспечение установленного режима. Защита государственной границы является частью системы сохранения безопасности страны (ст. 3 закона) в части политических, геополитических и экономических интересов.

Военнослужащие пограничных органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил РФ в рамках исполнения своих обязанностей и для пресечения нарушений и актов незаконного вмешательства в пространство страны вправе применять против нарушителя оружие и боевую технику (вопрос рассматривается в ст. 35 закона).

Обозначение границы производится в соответствии с международными договоренностями, а также решениями Правительства России (ст. 6 закона). На местности обозначается ясно видимыми знаками (красно-зеленые полосатые столбики, заборы и др.). На всех пограничных знаках и объектах устанавливается или изображается Государственный Герб РФ.

В зависимости от характера взаимоотношений с соседями, определенные требования режима госграницы могут быть упрощены (ст. 7 закона). Яркий тому пример — отсутствие таможенного контроля на границе государств, входящих в состав ЕАЭС — Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, облегченный таможенный режим с Абхазией и Южной Осетией.

Если вас интересует также порядок въезда и выезда из России , предлагаем ознакомиться с нашей который часто в обиходе называют ФЗ о пересечении границы.

Последние поправки в рассматриваемый нами закон о госгранице вносились в июле 2016 года.

Последние поправки

Федеральным законом N 253-ФЗ от 03.07.2016 в закон РФ о государственной границе были внесены последние на настоящий момент изменения.

Тогда часть 2-я статьи 16 о содержании и установлении погранрежима пополнилась новым абзацем . Так, данный режим создает надежные условия охраны государственной границы и включает правила:

  • В пограничной зоне:
    • въезда, нахождения, передвижения лиц и транспорта;
    • хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых акций в пределах 5-километровой полосы вдоль государственной границы;
  • В российской части водных объектов (в т.ч. водах морей):
    • учета и содержания маломерных судов и средств передвижения по льду;
    • промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Поправка к закону заключалась в том, что перечисленные правила не распространяются на иностранные туристические суда , пребывающие в целях посещения одного или нескольких портов согласно расписанию. При этом экипаж не вправе осуществлять посадку или высадку лиц не из числа туристов, выгрузку-погрузку товаров и грузов (за исключением продовольствия). Обязательно наличие разрешения на осуществление туристической деятельности.

Полный перечень портов и пунктов, при заходе в которые для заграничных туристических кораблей действительно указанное послабление, утверждается Правительством России в соответствии с законами о внутренних морских водах и территориальном море РФ.

Предусмотрено ли наказание за незаконное пересечение границы РФ?

Согласно статье 43 об ответственности за правонарушения на государственной границе, лица, виновные в нарушении правил режима госграницы, пограничного и таможенного режима, могут понести за свои деяния по закону уголовную или административную ответственность.

Речь идет о главе 18 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Административные правонарушения в области защиты государственной границы и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории России». Перечислим ниже основные положения и штрафы.

Ст. 18.1. Нарушение правил пересечения государственной границы РФ лицами или транспортными средствами по закону влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • В размере от 2 до 5 тысяч рублей — для граждан;
  • От 30 до 50 тысяч рублей — для служащих;
  • От 400 до 800 тысяч — для юридических лиц;

Ведение на границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с нарушением порядка:

  • Предупреждение или штраф до 1 тысячи рублей;
  • От 3 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 10 до 30 тысяч рублей — для юридических. Во всех случаях возможна конфискация орудий нарушения.

Ст. 18.2. Нарушение пограничного режима , т.е. правил въезда, временного пребывания, передвижения лиц и транспорта в пограничной зоне может вылиться для нарушителя в предупреждение или штраф на сумму:

  • 500 — 1000 руб.

Ведение хозяйственно-промысловой или иной деятельности, проведение массовых мероприятий в пограничной зоне, выпас рогатого скота в карантинной полосе без разрешения либо с нарушением порядка — предупреждение или взыскание:

  • От 300 до 1000 рублей;
  • От 5 до 10 тысяч рублей — для юрлиц.

Статья 18.3. Нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах России грозит предупреждением или штрафом:

  • От 500 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч рублей — для юридических.

Ведение в территориальном море и внутренних морских водах, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности без разрешения либо с нарушением:

  • Предупреждение или наложение штрафа от 300 до 1000 рублей с изъятием орудий нарушения или без — для граждан;
  • От 2 до 5 тысяч рублей — для должностных лиц;
  • От 8 до 12 тысяч рублей — для юридических.

Статья 18.4. Нарушение режима в пунктах пропуска через госграницу РФ грозит по закону предупреждением или санкцией в размере:

  • От 300 до 1000 рублей;
  • От 2 до 5 тысяч — для должностных лиц;
  • От 5 до 10 тысяч — для юридических;

Статья 18.7. Неповиновение требованию военнослужащего, который находится при исполнении своих обязанностей по охране границы, влечет наложение штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей или арест на срок до пятнадцати суток.

Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином правил въезда в Россию, режима пребывания, миграционного учета, правил передвижения или порядка выбора места жительства, транзитного проезда через территорию России, а также несоблюдение указанных целей визита:

  • Штраф от 2 до 5 тыс. руб.; повторное нарушение обойдется в сумму от 5 до 7 тысяч;
  • Эти же нарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, грозят по закону штрафом от 5 до 7 тысяч рублей, при повторном нарушении — от 7 до 10 тысяч.

Ровно те же суммы штрафа предусмотрены законом на случай осуществления иностранцем незаконной трудовой деятельности в России (ст. 18.10 КоАП РФ).

В добавок ко всем перечисленным штрафным санкциям, иностранным гражданам или апатридам, совершившим нарушение, по закону может грозить выдворение за пределы России.

Дела о правонарушениях, состоящих в неповиновении требованиям погранслужбы, рассматриваются должностными лицами ФСБ. Могут быть в процессе переданы в мировой суд.

Скачать закон о госгранице в последней редакции

Мы перечислили основные положения семи из двадцати статей главы 18 КоАП РФ, касающихся защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в России иностранных граждан. Чтобы ознакомиться с остальными положениями главы, предлагаем .

Также для более детального знакомства с пограничным режимом, соответствующими принципами и правилами, предлагаем «О Государственной границе Российской Федерации» с последними изменениями.

Государственная граница устанавливается на основании договоров, заключенных между соседними государствами. Если территории соприкасаются с открытым морем, используются внутренние законодательные акты прибрежных государств. Они составляются на основе международного права.

Границы между государствами устанавливаются постепенно. Используется демаркация и делимитация территории.

В международной практике раскрыты три вида понятий границ:

  • Орфографическая — линия, которая проводится естественным путем. В основном, по руслу рек и горному водоразделу;
  • Геометрическая — не учитывает рельеф и населенные пункты;
  • Географическая — проходит в соответствии с географическими координатами.

Закон «О Государственной границе» был создан на основе Конституции РФ. Дополнительно учитывались международные договоры Российской Федерации. Если условия в международном договоре РФ другие по сравнению с настоящим ФЗ, применяются правила международного договора.

Закон был принят Думой 1 апреля 1993 года. Последние изменения были внесены законодателем 3 июля 2016 года.

Краткое содержание Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации»:

  • Глава 1 — Определяет общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Устанавливает и изменяет прохождения, которые предусматриваются законодательством;
  • Глава 3 — Определяет режим пропуска на таможне;
  • Глава 4 — Описывает пограничный режим;
  • Глава 5 — Описывает режим в пунктах пропуска таможенной службы;
  • Глава 6 — Перечисляет полномочия органов государственной власти;
  • Глава 7 — Перечисляет полномочия пограничных органов;
  • Глава 8 — Защищает гос. границы при помощи участия органов местного самоуправления, объединений и предприятий;
  • Глава 9 — Определяет правовую и социальную защиту военнослужащих и иных стран;
  • Глава 10 — Описывает ответственность за правонарушение на Государственной границе;
  • Глава 11 — Обеспечивает ресурсной защитой территории.

В РФ есть отдельный закон защищающий интересы свидетелей. Подробности

Последние изменения

Последние изменения в Федеральный закон «О Государственной границе» были внесены 3 июля 2016 года в статью 28 ФЗ. В частности, был изменен пункт 11 статьи 28. В нем были заменены слова с «контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» на «в сфере внутренних дел».

Важным законов в РФ является и ФЗ 57 о государственной охране. Ознакомиться с основными положениями можно

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения не вносились. Однако они содержат важную информацию:

Статья 2

В ст 2 Федерального закона определяются принципы, согласно которым устанавливается или изменяется способ прохождения гос. границы.

Государственная граница РФ — это территория РСФСР. Правила и условия ее прохождения установлены настоящим международным договором и законодательными актами бывшего СССР. Если с некоторыми государствами не был заключен международный договор, устанавливаются иные соглашения.

При прохождении таможенного пункта Российская Федерация руководствуется следующими принципами:

  • Обеспечивает безопасность РФ и способствует обеспечению международной безопасности;
  • Определяет взаимовыгодное сотрудничество с другими организациями;
  • Уважает суверенитет другого государства;
  • Решает пограничные вопросы мирным путем.

Статья 7

В статье 7 настоящего закона определяется измененный режим Государственной границы. Включаются следующие правила:

  • Содержание правовых основ гос. границы;
  • Пропуск физических лиц и транспортных средств;
  • Пропуск товаров, грузов и животных;
  • Ведения вблизи таможенного пункта промысловой, хозяйственной или другой деятельности;
  • Разрешение иницидентов, связанных с иностранными государствами.

Режим устанавливается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами РФ. Если появились совместные интересы с соседними государствами, то порядок пересечения таможенного пункта не устанавливается. Также правила пропуска через таможенный пункт могут быть упрощены.

Статья 12

В ст 12 настоящего закона описывается установка и изменение пропускных пунктов. Пункты через государственную границу устанавливаются в соответствии с международным договором. Привлекаются и другие документы, в том числе содержание настоящего Федерального закона. Пункт открывается после завершения строительства или реставрации зданий, сооружений, помещений. После завершения строительства они должны быть согласованы с пограничными органами. Строительство, проектирование и установка оборудования на таможенных пунктах осуществляется за счет средств федерального бюджета и/или иных источников финансирования.

Наказание за незаконное пересечение границы РФ

Незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации влечет за собой штраф в размере до двухсот тысяч рублей. Вместо штрафа может также учитываться размер заработной платы за полтора года. Если лицо не обладает гражданством или въезд в страну запрещен по основаниям, предусмотренным российским законодательством, штраф — 300 тысяч рублей. Наказание не предусматривается для лиц, которые пересекли таможенный пропускной пункт для использования права политического убежища в случае, если в действиях подобных лиц не содержится иное правонарушение.

Скачать закон «О гос. границе РФ»

Настоящий Федеральный закон О пересечении границы Российской Федерации определяет полномочия пограничных органов.

Основные цели:

  • Недопущение неправомерных действий со стороны лиц, пересекающих границу;
  • Контроль за соблюдением мер по недопущению противоправных изменений;
  • Характер правил режима таможенного пункта;
  • Пропуск;
  • Другие цели.

Чтобы скачать закон О госгранице с изменениями и дополнениями содержания при последней редакции, перейдите по .

Законодательство о государственной границе состоит из Конституции РФ, международных договоров РФ, Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила , чем те, которые содержатся в Законе «О государственной границе РФ» и других законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.

Некоторые основные понятия

Статус и правовой режим суши, внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны РФ, включая права РФ в ее внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне и порядок их осуществления определяются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и федеральными законами.

Сухопутной территорией РФ является вся суша, находящаяся в пределах ее границ.

К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод РФ; воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат России, если ширина проходов не превышает 24 морских миль. К этой же категории относятся воды заливов, бухт, лиманов, морских проливов, исторически принадлежащих России, а также воды рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат России.

Территориальные воды (море) - это прибрежные морские воды шириной до12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива. В отдельных случаях иная ширина территориальных вод может устанавливаться международными договорами РФ, а при их отсутствии- в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Плавание и пребывание иностранных судов в территориальном море, во внутренних морских водах и на военно-морских базах РФ регулируется специальным Постановлением Правительства РФ.

Воздушное пространство ограничено вертикалью, проведенной от его сухопутных и водных границ, причем высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается.

Запрещается транзитный пролет воздушных судов, перемещающих военную технику и военное имущество, без совершения посадки на территории РФ.

За пределами национальной территории Российской Федерации и других государств находятся открытое море, Арктика, Антарктида, воздушное пространство над ними, космос. Эти пространства находятся в общем пользовании всех государств.

В ч. 2 ст. 67 Конституции РФ указано, что РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Континентальный шельф согласно Федеральному законуот 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» включает в себя морское дно и недра подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины 200 метров или за этим пределом, если глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов.

На континентальном шельфе Россия осуществляет определенные суверенные права, например, может проводить разведку разработку природных ресурсов. Никто не вправе осуществлять аналогичную деятельность без согласия прибрежного государства. В то же время в соответствии с принципами международного права все государства имеют право прокладывать на континентальном шельфе по согласованию с прибрежным государством кабели трубопроводы .

Отношения недропользования на континентальном шельфе регулируются также Законом «О недрах».

Права РФ на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод воздушного пространства над этими водами. Российская Федерация, осуществляя суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Исключительная морская экономическая зона согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» - морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, непригодных для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.

В отношении исключительной морской экономической зоны прибрежное государство имеет такие же права, как и в отношении континентального шельфа, но они, кроме того, охватывают управление природными ресурсами, а также право экономической разведки разработки указанной зоны.

Все работы производятся в соответствии с Законом РФ «О недрах», Федеральным законом «О континентальном шельфе Российской Федерации», другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней.

В исключительной экономической зоне в отличие от континентального шельфа не являются абсолютными права прибрежного государства на живые ресурсы. Так, если Россия не может сама освоить допустимое количество ресурса, она должна допустить другие государства к его остатку. В компетенции РФ находится определение общего допустимого улова живых ресурсов по районам их вылова (добычи).

Вместе с тем в исключительной зоне (она может простираться на 200 миль) действуют принципы и нормы, относящиеся к режиму открытого моря (свобода судоходства, полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов).

Согласно п. «н» ст. 71 Конституции РФ, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ находится в ведении РФ. Это обусловлено территориальным верховенством нашего государства.

Согласно п. «д» ст. 106 Конституции РФ, принятые Государственной думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.

Государственная граница России. Пересечение государственной
границы России

Закон РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О государственной границе Российской Федерации» устанавливает определение государственной границы линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность , определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Согласно п. 1 ст. 2 Закона государственной границей РФ является граница РСФСР , закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы РФ с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Закон также определяет принципы установления и изменения прохождения государственной границы, установления и поддержания правоотношений на государственной границе, режим государственной границы, полномочия органов и войск ФПС России в сфере охраны государственной границы, принципы участия органов местного самоуправления и граждан.

Прохождение г осударственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами.

Режим государственной границы включает правила:

Пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами;

Перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

Пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

Ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

Разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим государственной границы устанавливается Законом «О государственной границе», другими федеральными законами, международными договорами РФ.

С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств отдельные правила режима государственной границы могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным .

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного , автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения государственной границы, устанавливается порядок следования от государственной границы до пунктов пропуска через государственную границу и обратно; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов и прием их на транспортные средства.

Пункт пропуска через государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзалов, станций, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений (международных полетов), а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный , а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Пересечение границ в пунктах пропуска через государственную границу регулируются постановлениями правительства РФ, нормативными актами Государственного таможенного комитета и Министерства транспорта России.

Федеральный закон от 15 августа1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» определяет порядок оформления и выдачи документов для выезда из РФ и въезда в РФ граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ.

Охрана государственной
границы России

Основой системы обеспечения охраны государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов является Пограничная служба РФ . Основные задачи и полномочия, общий состав, основы руководства и управления, а также порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью регулируются Федеральным законом «О Пограничной службе Российской Федерации» от 4 мая 2000 года № 55-ФЗ.

Он определяет ее состав: пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций пограничной службы.

Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент РФ. На основе Указа Президента РФ от2марта 1995 года № 232 в России действует Федеральная пограничная служба РФ. Положение о ФПС РФ регулирует Основные задачи и функции, а также организацию деятельности ФПС России.

ФПС возглавляет единую централизованную систему: органы пограничного контроля ; орган внешней разведки ; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России; органы пограничной стражи ; органы морской охраны и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; пограничные войска ФПС России; военные образовательные учреждения профессионального образования, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России согласно федеральному законодательству.

В своей деятельности, кроме Положения, ФПС России руководствуется Конституцией РФ, законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормами международного права и международными договорами РФ, регулирующими отношения в сфере защиты государственной границы , территориального моря , континентального шельфа исключительной экономической зоны РФ, охраны морских биологических ресурсов .

В свою очередь ФПС России осуществляет руководство деятельностью пограничных представителей. Пограничные представители назначаются Правительством РФ из числа должностных лиц ФПС РФ. Права и обязанности пограничных представителей регулируются Положением о пограничных представителях РФ.

Пограничные представители РФ назначаются на определенные участки государственной границы РФ в соответствии с международными договорами РФ для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов . Участки государственной границы РФ, на которые назначаются пограничные представители, устанавливаются соответствующими договорами РФ с сопредельными государствами.

Порядок привлечения граждан к охране государственной границы РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 года № 339. Граждане участвуют в охране государственной границы РФ на добровольных началах, как правило, в составе добровольных народных дружин. Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск РФ при содействии органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления .

Санитарная охрана государственной границы РФ обеспечивается органами Госкомсанэпиднадзора РФ. Его санитарные правила и нормы устанавливают требования к организации, проведению и контролю за выполнением мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения карантинных болезней (чума, холера, желтая лихорадка), вирусных геморрагических лихорадок, малярии и других опасных для человека инфекционных болезней, локализацию и ликвидацию инфекций при их завозе или выявлении на территории РФ, в том числе в эндемичных природных очагах, а также предотвращение ввоза и распространения потенциально опасных для здоровья населения товаров.

Пограничная политика

Основы пограничной политики РФ являются составной частью Концепции национальной безопасности РФ и представляют собой систему официально принятых взглядов на цель, задачи, принципы, основные направления и механизм реализации пограничной политики РФ. Пограничная политика РФ направлена на обеспечение суверенитета , неприкосновенности целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации в ее пограничном пространстве.

Пограничная политика РФ осуществляется в пограничном пространстве РФ, охватывающем государственную границу РФ, пункты пропуска через государственную границу и связанные сними объекты внутри страны, приграничную территорию, воздушное пространство, трансграничные (пограничные) водные объекты, акватории территориального моря и внутренних вод, подводную среду, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ.

Основные направления пограничной политики РФ:

Совершенствование международно-правового оформления государственной границы РФ;

Обеспечение пограничной безопасности РФ;

Развитие межгосударственного пограничного сотрудничества;

Обеспечение национальной и коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ.

Приграничное сотрудничество

Согласно положениям Основ пограничной политики, развитие пограничного сотрудничества предусматривает:

Формирование нормативно-правовой базы межгосударственного пограничного сотрудничества;

Укрепление экономических, социальных, культурных, административных и иных связей субъектов Федерации с соседними государствами;

Формирование системы обеспечения коллективной безопасности на внешних границах государств - участников СНГ на основе объединения межгосударственных усилий заинтересованных сторон;

Сотрудничество в борьбе с трансграничной организованной преступностью, терроризмом, пиратством, контрабандой, незаконным оборотом оружия инаркотиков;

Сотрудничество в решении экологических и гуманитарных проблем, проблем предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Сотрудничество в соблюдении норм и принципов международного права.

Укрепление экономических, социальных и культурных связей приграничных территорий с соседними территориями сопредельных государств подразумевает:

Создание условий для производственной деятельности и эффективного развития свободных экономических зон в приграничных регионах;

Сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами приграничных регионов;

Противодействие любым формам дискриминации населения в приграничных регионах;

Поддержание и развитие исторически сложившихся традиций и обычаев населения, проживающего на приграничной территории, родственных и дружественных связей;

Создание условий для предотвращения чрезвычайных ситуаций и проведение мероприятий по защите населения при их возникновении.

Для реализации программ приграничного сотрудничества была образована Межведомственная комиссия по развитию приграничного сотрудничества .

Правовую базу приграничного сотрудничества составляют несколько типов нормативно-правовых документов.

Во-первых, юридические акты, образующие основы правового режима внешнеэкономической деятельности России: Таможенный и Гражданский кодексы РФ, законы «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности», «О государственной границе РФ», «Об иностранных инвестициях» и др., указы Президента РФ, постановления правительства РФ, нормативные акты отдельных ведомств, таможенные тарифы.

Во-вторых, межгосударственные документы и соглашения, определяющие цели, механизмы и конкретные сферы сотрудничества России с международными организациями и отдельными зарубежными странами.

В-третьих, юридические акты, регулирующие отношения федерального центра, субъектов РФ и местного самоуправления в сфере международных отношений. Центральным документом является Конституция РФ. Кроме того, воктябре1997 года был принят закон «О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах международных и внешнеэкономических связей и о порядке их координации». Закон стал основным нормативным актом, регулирующим международную деятельность субъектов РФ.

Разработан проект федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления на приграничной территории».

В 1998 году Межпарламентским комитетом принят модельный закон «О регионах приграничного сотрудничества», разработанный Комитетом Совета Федерации по делам СНГ. Модельный закон- документ рекомендательный, силы прямого действия он не имеет и представляет собой своего рода инструмент сближения национальных законодательств. Для его реализации было разработано «Соглашение об основных принципах приграничного сотрудничества», подписанное главами правительств Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Узбекистана в феврале 1999 года.

Консультативный совет СНГ по труду, миграции и социальной защите населения приступил к разработке проекта соглашения об общих принципах сотрудничества государств - участников СНГ в области приграничной трудовой миграции.

10 июля 2002 года Совет Федерации ратифицировал Европейскую рамочную конвенцию о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей , которую подписали 33 из 44 государств- членов Совета Европы, а ратифицировали27 стран, в том числе Украина, Молдавия, Латвия и Литва.

Конвенция призвана содействовать заключению соглашений о приграничном сотрудничестве между региональными властями разных стран в таких областях, как региональное развитие, защита окружающей среды, совершенствование структуры, использование земель вдоль пограничных рек, а также взаимопомощь в случае чрезвычайной ситуации. Документ предусматривает также создание ассоциации приграничного сотрудничества или объединение местных властей.

Для учета различий в правовых и конституционных системах государств- членов Совета Европы Конвенция предусматривает целый ряд рекомендательных соглашений, позволяющих государствам осуществлять приграничное сотрудничество в наиболее подходящих для них формах. Ратификация Конвенции позволит России более активно включиться в мировые интеграционные процессы и еще более способствовать развитию приграничного сотрудничества со странами СНГ в соответствии с нормами и принципами международного права.

безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно - правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно - розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно - эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.
Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно - курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 31.05.99 N 105-ФЗ , от 14.07.2008 N 118-ФЗ , от 22.12.2014 N 446-ФЗ)
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.
(в ред. Федеральных законов от 07.03.2005 N 15-ФЗ , от 22.12.2014 N 446-ФЗ)
Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.