Подлежит ли административной ответственности несовершеннолетние иностранные граждане. Мигрант и административные штрафы. Если гражданин рф совершил преступление на территории иностранного государства


Иностранные граждане, совершившие преступление, административное или иное правонарушение на территории Российской Федерации, несут ответственность на общих основаниях наравне с гражданами Российской Федерации.
Вместе с тем для отдельных категорий иностранных граждан, на время их пребывания в Российской Федерации, установлены определенные особенности их правового статуса, из которых вытекают и особенности их ответственности.
Так, сотрудники дипломатических представительств и члены их семей пользуются иммунитетом и другими преимуществами, установленными нормами международного права, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории иностранных граждан подчинены юрисдикции российского государства в определенных пределах. Это, прежде всего, лица, обладающие консульским иммунитетом, которые пользуются личной неприкосновенностью, освобождаются от юрисдикции государства пребывания в вопросах, связанных с их служебной деятельностью. Однако они подчинены юрисдикции страны пребывания в случае подачи на них иска о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.
Кроме того, такие категории иностранных граждан, как члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в Российской Федерации по долгу службы, не подчиняются юрисдикции российского государства за незаконные действия, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Во всех остальных случаях названные категории иностранных граждан во время их пребывания в Российской Федерации несут ответственность на общих основаниях.
Нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, установленного Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г.), а также Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», влечет за собой применение мер административного наказания, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. К числу таких мер административного наказания относятся: предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения, административное выдворение.
Что такое административное выдворение?
Административное выдворение (выдворить, выгнать) за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение предусматривается:
- за нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);
- за нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);
- за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации;
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как меру административного наказания вправе устанавливать и назначать:
- судья;
- начальник федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, его заместитель; коменданты пограничных комендатур; командиры подразделений пограничного контроля; начальники пограничных застав и др.;
- начальники управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители;
- руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его заместитель; руководители территориальных органов и руководители структурных подразделений указанного федерального органа исполнительной власти.
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае предусмотренных федеральным законом за счет средств пригласившего его органа. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Отдельными федеральными законами, которыми устанавливаются те или иные правовые режимы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предусматривается принудительная высылка в форме депортации. Депортация применяется к иностранным гражданам в случае утраты или прекращения законных оснований для их дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Федеральное законодательство предусматривает возможность депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в случаях, если:
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства не соблюдают установленный компетентным государственным органом срок проживания или пребывания в Российской Федерации.
- законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства создают угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, и в целях защиты конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, и в отношении них принято решение, о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации;
- иностранный гражданин или лицо без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, не покинули территорию Российской Федерации в срок, установленный уполномоченным на том федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом.
Государственными органами, уполномоченными принимать решения о депортации, в первом и во втором случаях является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел или его территориальный органа; в третьем случае таким органом является федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в сфере миграции или его соответствующий территориальный орган.
Указанные во всех трех случаях иностранные граждане и лица без гражданства, в связи с допущенными ими на территории Российской Федерации соответствующими правонарушениями, которые не относятся к категории мер административного наказания, лишаются права в течение пяти лет обращаться за получением разрешения на въезд в Российскую Федерацию.

Как установлено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. Принадлежность к гражданству Российской Федерации определяется на основании Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». К иностранным гражданам относятся лица, которые обладают принадлежностью к гражданству иностранного государства и не обладают в то же время гражданством Российской Федерации. Лицом без гражданства считается лицо, не принадлежащее к гражданству РФ и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.

Как уже отмечалось, все лица (независимо от принадлежности к гражданству), совершившие преступления на территории Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся:

1) главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители;

2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники;

3) первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

4) Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств.

Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3 . Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4 . Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Гражданство — стандартный блок 1 Исключения Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран. Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила.

Статья 13. выдача лиц, совершивших преступление

Однако оно не требуется, например, если: иностранный гражданин или лицо без гражданства постоянно или временно проживает в РФ; является аккредитованным в РФ журналистом; обучается в РФ и выполняет работы в течение каникул или работает в свободное от учебы время в составе учебно-вспомогательного персонала в том образовательном учреждении, в котором обучается.Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют право избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, а также участвовать в референдумах РФ. На них не распространяется всеобщая воинская обязанность.Дееспособные иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и претендующие на приобретение в полном объеме правового статуса гражданина РФ, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ.

Какая уголовная ответственность иностранных граждан в рф

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (АПАТРИДЫ) В РОССИИопубликовано в журнале «Законы России: опыт, анализ, практика» в 2006 году №8 1. Правила пребывания (проживания), статус. После принятия Федерального закона 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» можно говорить о двух категориях иностранных граждан и апатридов — иностранные граждане и лица без гражданства государств, входивших в состав СССР и так называемого дальнего зарубежья. Иностранные граждане и лица без гражданства в принципе равны в правах и обязанностях с гражданами Российской Федерации.

Они только обязаны в трехдневный срок зарегистрироваться по месту своего пребывания в территориальном органе федерального органа исполнительной власти. Но есть такие территории, организации и объекты, которые закрыты для свободного посещения, и въезжать туда можно только по специальным разрешениям.

Если иностранный гражданин совершил преступление на территории рф

Ответственность для граждан РФ за границей Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ. Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.
Инфо Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.

Если гражданин рф совершил преступление на территории иностранного государства

Военный корабль или воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по УК РФ. Принцип территориальности имеет исключение. Это ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ, то есть внеземельность.


Инфо

Это исключение называют дипломатическим или правовым иммунитетом. Лиц, пользующихся иммунитетом, нельзя без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют, привлечь к уголовной ответственности, подвергнуть задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям. Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительства, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям.


Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей.

Если иностранные граждане совершили преступление на территории рф

Правом дипломатического иммунитета пользуются также главы государств, члены парламентских и правительственных делегаций и некоторые другие должностные лица иностранных государств. Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации 1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 09.04.2007 N 46-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 3.

Внимание

Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания. Как правило, люди, пользующиеся правовым иммунитетом, в случае нарушений законов РФ, например совершения шпионажа, объявляются персоной “нон грата” и выдворяются за пределы России. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ ВНЕ ПРЕДЕЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ст.


12 УК РФ). Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по закону РФ. Из этого общего правила ч. 4 ст. 11 УК, однако, сделано исключение: вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права. К дипломатическим представителям, обладающим правом дипломатического иммунитета, относятся: 1)главы дипломатических представительств, советники посольств, торговые представители и их заместители; 2)военные, военно-морские и военно-воздушные атташе и их помощники; 3)первые, вторые и третьи секретари посольств, атташе и секретари-архивисты, а также члены семей глав и персонала дипломатических представительств.

В частности, здесь применимы положения Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций от 13 февраля 1946 г., Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений от 21 ноября 1947 г., Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г.Наделение привилегиями и иммунитетами дипломатического представительства и его персонала, имеющих дипломатический ранг, объясняется тем, что они олицетворяют собой суверенное государство, которое не может подчиняться власти другой страны. Главы представительств или члены дипломатического персонала представительства неприкосновенны. Они не подлежат аресту или задержанию.

Если лицо совершило деяние, которое в стране пребывания не признается преступлением, но считается таковым в Российской Федерации, то привлечение его к ответственности было бы неоправданным. Следует иметь в виду, что большая часть общеуголовных преступлений (посягательство на личность, собственность, контрабанда, наркобизнес, фальшивомонетничество и другие) преследуются уголовным законодательством всех государств. В международной практике ситуация, когда совершенное в иностранном государстве деяние не считается там преступлением, но запрещено в стране, представитель которой его совершил, возникает, например, в связи с совершением аборта, который рассматривается как преступление в ряде стран.

Если же российский гражданин совершил за границей преступление и не был там осужден, он по прибытии в Россию может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден.
В наши дни английский суд рассматривает дело жителя Англии, совершившего в годы войны преступления в Белоруссии. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий. Первое – преступление, за совершение которого предъявлено требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в которой находится преступник (принцип тождественности). Второе – если по законам страны, требующей выдачи за преступление, предусматривается смертная казнь, а в государстве, где находится лицо, совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи, о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.
Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод; 3)исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья; 4)Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом.

Анализируя административно-правовой статус иностранных граждан, пребывающих на территории России необходимо особое внимание уделить вопросам ответственности за нарушение российского законодательства.

Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение ими противоправных действий подлежат ответственности. Подобное положение предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014).

Ответственность за нарушение российского законодательства для всех категорий физических лиц установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП, разрешается в соответствии с международными нормами права "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 08.04.2014).

днако административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие ее от административной ответственности российских граждан. Иностранные граждане кроме общего режима также подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые не распространяются на российских граждан. Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ предусмотрена ответственность также за нарушение самого режима пребывания на территории России. В зависимости от степени общественной опасности вышеуказанных правонарушений, лица их совершившие, могут быть привлечены к административной, уголовной либо материальной ответственности. Нуфер Г. Ю. Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Молодой ученый. -- 2014. -- №1. -- С. 245-248.

Если иностранные граждане и лица без гражданства совершают на территории России административные правонарушения, то они могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим Административным законодательством.

Особенностью привлечения лиц указанных категорий к административной ответственности является то, что к ним могут быть применены такие меры ответственности как административное выдворение за пределы России и депортация. Овчинников А.О. Некоторые вопросы государственного регулирования миграционных процессов в Российской Федерации // Вопросы совершенствования деятельности милиции общественной безопасности: Сборник N 15. - М.: ВНИИ МВД России, 2008.

Административное выдворение - это процедура, которая предполагает принудительное и контролируемое перемещение иностранных граждан и лиц без гражданства через государственную границу России за пределы территории страны, либо самостоятельный выезд данных категорий граждан под контролем компетентных органов.

Административное выдворение предусматривается:

За нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении (статья 18.1 КоАП);

За нарушение правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст. 18.8 пп. 1 и 2 КоАП);

За осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП), а также за правонарушения, предусмотренные ст. ст.18.11, 18.17, 19.27 КоАП Российской Федерации. Прусакова М.Г. Административная ответственность за правонарушения иностранных граждан и лиц без гражданства // Бизнес в законе. - 2009. - №1.

Федеральным законодательством так же предусмотрен такой вид ответственности как депортация, или принудительная высылка иностранного гражданина или лица без гражданства. Данная мера может быть применена к тем иностранным гражданам, которые утратили законные основания пребывания на территории России. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства// Современное право, 2008. - № 6. - 83 с.

Депортация может быть применена в следующих случаях:

При несоблюдении находящимся на законных основаниях на территории России иностранным гражданином сроков проживания либо пребывания в России.

При создании иностранным гражданином, который на законных основаниях находится в России, угрозы безопасности государства, обороноспособности, здоровью населения или общественному порядку, угрозы конституционному строю, правам и интересам иных лиц. В отношении таких иностранных лиц должно быть так же принято решение о нежелательности их пребывания на территории России.

При несоблюдении иностранным гражданином, который на законных основаниях находится в России, сроков, в течении которых он должен был покинуть территорию страны. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства// «Юрист, 2009. - № 9.- с 83.

При этом депортируемые лица лишаются права въезжать на территорию России.

Рассматривая Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, необходимо отметить, что нормы, касающиеся вопросов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, сферы их трудовой деятельности, а также порядка и видов административной ответственности последних, также требуют определенного совершенствования.

Во-первых, на сегодняшний день существует острая необходимость в расширении объекта охраны главы 18 КоАП РФ. Это связано с тем, что содержание данной главы значительно шире, чем указано в ее названии, ввиду того, что законодателем абсолютно не учтена сфера трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории нашей страны. Исходя из этого название главы 18 КоАП РФ целесообразнее представить в действующей редакции следующим образом: "Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации, обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и в сфере управления их трудовой деятельностью в Российской Федерации". Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства// Современное право, 2008. - № 6. - 83 с.

Во-вторых, исходя из принципа, используемого законодателем для объединения однородных составов административных правонарушений в отдельные самостоятельные главы КоАП РФ, разумнее ст. 19.27 настоящего Кодекса, предусматривающую административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, представить в главе 18 КоАП РФ в виде ст. 18.18 КоАП РФ.

В-третьих, отсутствие четкого определения всего круга субъектов административной ответственности в статьях (диспозициях и санкциях статей) 18.2 - 18.3, 18.5 - 18.7, 18.11, 18.13 - 18.17 КоАП РФ, предусматривающих по своей логике административную ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, дестабилизирует в определенном роде весь процесс осуществления правосудия в отношении данной категории лиц, в связи с чем необходимо осуществить работу нормотворческого характера в данном направлении для устранения выявленных недостатков.

В-четвертых, меры административной ответственности, закрепленные в КоАП РФ и применяемые в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение ими административных проступков на территории нашей страны, будут более действенны, если:

1. Меру административной ответственности в виде предупреждения в силу ее малоэффективности исключить из соответствующих статей (частей статей) главы 18 КоАП РФ.

2. Предусмотреть несколько вариантов реализации административного штрафа в рассматриваемой области в случае неплатежеспособности иностранного гражданина или лица без гражданства, а именно:

а) возможность возложения обязанности по выплате административного штрафа на соответствующие представительные органы (организации) того государства, гражданин которого подвергается данному административному наказанию на территории нашей страны, путем принятия соответствующих межправительственных соглашений;

б) обязанность выплаты административного штрафа на приглашающую сторону, если таковая установлена;

в) принятие альтернативной меры административной ответственности для данной категории лиц в виде общественно полезных работ.

3. Отказаться от использования понятия "депортация" ввиду равнозначности процедур административного выдворения и депортации, приводящих к единому результату - удалению лица с территории нашей страны, объединив рассматриваемые процедуры одним общим названием - "Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства" с обязательной заменой слова "депортация" на указанное словосочетание во всех соответствующих нормативно-правовых источниках Российской Федерации.

4. Предусмотреть конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения в составах административных правонарушений, затрагивающих сферу трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

5. Исключить из практики применения возможность досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности путем отмены ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ. Нуфер Г. Ю. Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации // Молодой ученый. -- 2014. -- №1. -- С. 245-248.

Уголовная ответственность иностранных лиц и лиц без гражданства так же обладает своими особенностями.

Уголовная ответственность в Российской Федерации также основывается на конституционном принципе равенства человека и гражданина перед законом. Крупцов А.А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 3. С. 283.

Так, в соответствии с национальным принципом, закрепленным в ч. 1 ст. 12 УК лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, несут уголовную ответственность также по уголовному законодательству России, если:

1) это преступление направлено против интересов, охраняемых УК РФ;

2) отсутствует решение суда иностранного государства, вынесенное за совершенное преступление "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.02.2014).

В соответствии с так называемым реальным принципом к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ могут быть привлечены иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие на территории РФ, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации.

Такая возможность наступает в случае:

1) если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства;

2) если лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

1) такая возможность предусмотрена международным договором Российской Федерации;

2) лицо не осуждалось за совершенное преступление по законодательству иностранного государства и привлекается к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. Крупцов А.А. Некоторые особенности уголовно-правового статуса иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. - 2008. - N 3. - С. 283.

Так же, в соответствии с ч. 1 ст. 13 УК РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Еще одна особенность предусмотрена ч. 6 ст. 53 УК РФ, согласно которой ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации, и т.д. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. - М., 2009 - с. 66.

Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность наравне с гражданами России в соответствии с национальным законодательством. особенностью административной ответственности указанных категорий лиц является возможность применения к ним таких видов ответственности, как административное выдворение за пределы России и депортация. особенность уголовной ответственности данных лиц заключается в том, что некоторые аспекты ответственности указанных лиц регулируются международным законодательством, а так же возможность передачи преступников для применения мер ответственности иному государству.

Поделится в соц. сетях:


Большинство иностранных граждан и лиц без гражданства, находящиеся временно на территории РФ или проживающие в России постоянно, имеют множество дополнительных прав и обязанностей. А на некоторые категории иностранных граждан, таких как беженцы, и вовсе распространяются особые нормы законодательства.

Но речь идет об основных правах и обязанностях. А что касается уголовной ответственности? Будут ли отвечать иностранцы, находящиеся на территории РФ, за совершенные преступления, или наказанием будет заниматься их родное государство? И что ждет граждан РФ, которые совершили уголовно наказуемое правонарушение за пределами РФ? На эти вопросы даст ответы наша статья.

Сразу же рассмотрим главный вопрос, а именно «Как отвечают иностранные граждане за уголовно наказуемые преступления, совершенные на территории РФ?». На этот вопрос дают четкий ответ сами основы УК РФ, а именно статьи 11, 12 и 13 УК РФ. Статья 11 рассматривает совершение на территории РФ уголовно наказуемого преступления, статья 12 рассматривает преступления, совершенные за пределами РФ, а статья 13 рассматривает выдачу преступников. И в 11й статье УК РФ четко говорится о том, что иностранный гражданин, совершивший уголовно наказуемое преступление на территории РФ, несет ответственность за совершенное им преступление согласно Российским законам, и меры применяются к нему те же, что и к гражданину РФ.

Так же преступления, совершенные иностранными гражданами, будут считаться совершенными на территории РФ если:

  • Были совершены в водах, прилегающих к берегам России;
  • Были совершены в российском воздушном пространстве;
  • Были совершены на судах, приписанных к российским.

Так же рассмотрим преступления, совершенные иностранцами непосредственно против интересов РФ. Если иностранный гражданин, проживающий на территории РФ или иностранного государства, совершил преступление, направленное против политических и иных интересов России как государства, то он будет отвечать перед РФ в соответствии с уголовным кодексом независимо от того, в какой стране он находится. При этом представители РФ оставляют за собой право требовать выдачу преступника.

Дополнительное наказание

Перейдем к дополнительным мерам наказаний, которые могут быть применены к иностранным гражданам, совершившим уголовно наказуемое преступление на территории РФ. Согласно Российским законам, к ним могут быть применены такие меры, как депортация, выдворение или же наложение запретов на въезд в РФ.

– это принуждение гражданина иностранного государства покинуть территорию РФ в установленное судом время. За указанный срок иностранный гражданин должен самостоятельно за свой счет покинуть Россию, после чего обратный въезд ему будет какое – то время зарыт.

– это то же самое, что и депортация, но применяемая принудительно. Выдворением называется процедура, во время которой иностранца в сопровождении представителей ФМС и полиции доставляют до границы РФ за его счет, после чего принуждают покинуть страну. Как правило, доступ к пересечению границы в дальнейшем закрывается на более долгий срок, чем при депортации.

У миграционной службы имеется особый список, в который она вносит иностранных граждан, значительно нарушивших нормы проживания во время пребывания на территории РФ. Занесение в черный список закрывает въезд иностранцу в РФ на длительный срок или же навсегда.

Ответственность для граждан РФ за границей

Теперь рассмотрим преступления, совершенные россиянами за рубежом. Тут нужно учесть, что мера наказания и способ его назначения будут зависеть от того, кем именно является гражданин РФ.

Итак, если гражданин РФ является военным или иным уполномоченным лицом, действующим от лица РФ, то при совершении им уголовно наказуемого преступления наказание будет назначаться российскими правоохранительными органами и в соответствии с российским законодательством.

Если же гражданин не является таким представителем, то меры по наказанию будут применены к нему только в том случае, если суд иностранного государства еще не вынес никакого постановления по совершенному им правонарушению. Так что если решение суда уже есть и оно исполнено, то на родине к гражданину претензий не будет. В противном случае судить нарушителя будут по российским законам.

Исключения

Самое важное при рассмотрении вопроса о совершении уголовно наказуемых преступлений на территории РФ иностранными гражданами или же россиянами за пределами РФ являются не основные понятия, приведенные в самом уголовном кодексе, а исключения и нормативы, установленные международным правом или в порядке двусторонних соглашений РФ и других стран.

Таким образом, если иностранный гражданин, совершивший преступление на территории РФ, или гражданин РФ, совершивший преступление на территории иностранного государства, попадают под какую – то особую программу или условие договора, то к ним в первую очередь будут применены условия договоренностей, установленных между РФ и иностранным государством, и только потом вступят в силу общие правила. Это особенно актуально для преступлений, в которых преступление затрагивает политические и иные подобные интересы стран: масштабные экономические преступления, терроризм, мошенничество, незаконное пересечение границ и т.д..

Особо стоит отметить лиц, которые имеют дипломатический иммунитет. Таких граждан нельзя привлекать к ответственности и применять к ним какие – то меры вовсе, так как международные нормы, принятые во всем мире, обеспечивают им полную неприкосновенность со стороны правоохранительных служб государства, в котором они находятся. Так что заниматься ими при совершении уголовно наказуемых преступлений будут уже на родине независимо от обстоятельств дела.

(Visited 8 380 times, 4 visits today)

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.