Государственные услуги кто оказывает. Что такое госуслуги: определение, кому они необходимы. Основы работы с порталом
Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»
Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.
Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.
В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.
Основными функциями МФЦ являются:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
- выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.
Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.
По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.
В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.
Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом - в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.
Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка , смена фамилии , выход на пенсию , индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения , утрата документов , открытие своего дела (малое предпринимательство) , смена места жительства , утрата близкого человека , приобретение жилья .
Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.
Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы» . Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни» .
Москва, 17 июля 2013 года. - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ подготовило сводку статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru во всех субъектах России.
Как выяснилось, наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1 % населения). Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу госуслуг в электронный вид.
Вопреки ожиданиям, Москва оказалась на лишь 13 месте (5,7%), а Санкт-Петербург (3,8%) занял 26 строчку. Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению госуслуг. По этой же причине, Татарстан, будучи лидером в России по уровню информатизации госорганов, с показателем в 0,9% оказался в пятерке регионов с негативными показателями.
В это же число, но по другим основаниям, попали: Кабардино-Балкария (0,5%), Карачаево-Черкесская Республика (0,7%) , Тыва (0,8%) и Ингушетия (1,0%). Результат этих регионов, как правило, определен экономической ситуацией, невысоким уровнем доступности широкополосного интернета и недостаточно активной работой властей в части популяризации портала.
По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит о позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения. Составленный нами рейтинг имеет большое значение. Мы планируем регулярно обновлять данные и ориентироваться на него в своей работе».
В свою очередь, Министерство связи и массовых коммуникаций планирует упрощать процесс регистрации на едином портале государственных услуг. Пользователи смогут зарегистрироваться на портале, указав набор необходимых сведений о себе и номер своего мобильного телефона. Ранее для регистрации требовалось лично обратиться в один из 200 офисов «Ростелекома» или ждать получения регистрации от портала почтовым заказным письмом.
Статистика использования портала госуслуг в регионах РоссииРегион | Федеральный округ | Население | Пользователей ЕСИА (примерно) | В ЕСИА % от населения |
Приморский край | ДВФО | 1947500 | 294100 | 15.1% |
Калининградская область | СЗФО | 954978 | 100400 | 10.5% |
Амурская область | ДВФО | 816992 | 84800 | 10.4% |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | УФО | 1583851 | 159400 | 10.1% |
Хабаровский край | ДВФО | 1342128 | 116200 | 8.7% |
Архангельская область | СЗФО | 1202543 | 90200 | 7.5% |
Республика Карелия | СЗФО | 637008 | 46300 | 7.3% |
Свердловская область | УФО | 4316852 | 313100 | 7.3% |
Самарская область | ПФО | 3213717 | 226000 | 7.0% |
Ямало-Ненецкий автономный округ | УФО | 542190 | 34200 | 6.3% |
Московская область | ЦФО | 7050557 | 444200 | 6.3% |
Ульяновская область | ПФО | 1274805 | 77600 | 6.1% |
Москва | ЦФО | 11977988 | 679800 | 5.7% |
Калужская область | ЦФО | 1005801 | 54900 | 5.5% |
Мурманская область | СЗФО | 780549 | 41400 | 5.3% |
Иркутская область | СФО | 2422078 | 123400 | 5.1% |
Республика Коми | СЗФО | 880726 | 43400 | 4.9% |
Ивановская область | ЦФО | 1049385 | 49900 | 4.8% |
Камчатский край | ДВФО | 320596 | 15200 | 4.7% |
Тюменская область | УФО | 3511457 | 163700 | 4.7% |
Псковская область | СЗФО | 661586 | 30300 | 4.6% |
Омская область | СФО | 1974361 | 86800 | 4.4% |
Алтайский край | СФО | 2399070 | 102500 | 4.3% |
Вологодская область | СЗФО | 1196375 | 47400 | 4.0% |
Томская область | СФО | 1064670 | 41400 | 3.9% |
Санкт-Петербург | СЗФО | 5028313 | 189900 | 3.8% |
Сахалинская область | ДВФО | 493513 | 17800 | 3.6% |
Новосибирская область | СФО | 2709836 | 96500 | 3.6% |
Магаданская область | ДВФО | 152319 | 5400 | 3.5% |
Еврейская автономная область | ДВФО | 172585 | 5600 | 3.2% |
Липецкая область | ЦФО | 1162316 | 37600 | 3.2% |
Республика Саха (Якутия) | ДВФО | 955360 | 30900 | 3.2% |
Республика Марий Эл | ПФО | 690612 | 21200 | 3.1% |
Ростовская область | ЮФО | 4254763 | 129800 | 3.1% |
Саратовская область | ПФО | 2503632 | 75500 | 3.0% |
Рязанская область | ЦФО | 1144839 | 34100 | 3.0% |
Курганская область | УФО | 885777 | 26200 | 3.0% |
Брянская область | ЦФО | 1253981 | 36100 | 2.9% |
Белгородская область | ЦФО | 1541296 | 43500 | 2.8% |
Воронежская область | ЦФО | 2331091 | 65400 | 2.8% |
Ленинградская область | СЗФО | 1750946 | 48500 | 2.8% |
Нижегородская область | ПФО | 3291095 | 90000 | 2.7% |
Удмуртская Республика | ПФО | 1517969 | 41100 | 2.7% |
Республика Северная Осетия-Алания | СКФО | 706101 | 19000 | 2.7% |
Республика Хакасия | СФО | 532908 | 13700 | 2.6% |
Ярославская область | ЦФО | 1271856 | 32400 | 2.5% |
Пензенская область | ПФО | 1368872 | 34000 | 2.5% |
Владимирская область | ЦФО | 1422134 | 32300 | 2.3% |
Тамбовская область | ЦФО | 1075754 | 24300 | 2.3% |
Республика Башкортостан | ПФО | 4061546 | 90100 | 2.2% |
Костромская область | ЦФО | 658925 | 14300 | 2.2% |
Тверская область | ЦФО | 1334594 | 28800 | 2.2% |
Красноярский край | СФО | 2847585 | 59100 | 2.1% |
Чувашская Республика | ПФО | 1243619 | 24200 | 1.9% |
Смоленская область | ЦФО | 975450 | 18900 | 1.9% |
Астраханская область | ЮФО | 1014219 | 19400 | 1.9% |
Пермский край | ПФО | 2635280 | 50200 | 1.9% |
Оренбургская область | ПФО | 2016130 | 37400 | 1.9% |
Челябинская область | УФО | 3485648 | 63300 | 1.8% |
Курская область | ЦФО | 1119170 | 20300 | 1.8% |
Новгородская область | СЗФО | 625970 | 11100 | 1.8% |
Краснодарский край | ЮФО | 5332252 | 91900 | 1.7% |
Кемеровская область | СФО | 2742640 | 47200 | 1.7% |
Волгоградская область | ЮФО | 2583342 | 43600 | 1.7% |
Кировская область | ПФО | 1319391 | 21800 | 1.7% |
Тульская область | ЦФО | 1532856 | 25300 | 1.7% |
Ненецкий автономный округ | СЗФО | 42844 | 700 | 1.6% |
Ставропольский край | СКФО | 2791232 | 44700 | 1.6% |
Республика Мордовия | ПФО | 818512 | 12300 | 1.5% |
Республика Бурятия | СФО | 971810 | 14500 | 1.5% |
Орловская область | ЦФО | 775936 | 11100 | 1.4% |
Республика Адыгея | ЮФО | 444514 | 6300 | 1.4% |
Чеченская Республика | СКФО | 1324959 | 17900 | 1.4% |
Республика Калмыкия | ЮФО | 284245 | 3600 | 1.3% |
Республика Дагестан | СКФО | 2946303 | 36900 | 1.3% |
Забайкальский край | СФО | 1095303 | 13700 | 1.3% |
Чукотский автономный округ | ДВФО | 50718 | 600 | 1.2% |
Республика Алтай | СФО | 210469 | 2300 | 1.1% |
Республика Ингушетия | СКФО | 443236 | 4400 | 1.0% |
Республика Татарстан | ПФО | 3822859 | 32700 | 0.9% |
Республика Тыва | СФО | 310694 | 2400 | 0.8% |
Карачаево-Черкесская Республика | СКФО | 471683 | 3300 | 0.7% |
Кабардино-Балкарская Республика | СКФО | 859126 | 4300 | 0.5% |
На 1 января 2017 года на территории РФ создано 2752 многофункциональных центра предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) (31 983 окна), 10 199 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) (11 807 окон), 312 офисов на базе привлекаемых организаций (392 окна). Значение показателя охвата населения одним окном составляло 96%.
Перечень государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах по принципу одного окна, был дополнен социально значимыми услугами: выдача паспортов граждан РФ, заграничных паспортов, водительских удостоверений при замене, утрате (хищении) и международных водительских удостоверений.
Установлены положения о предоставлении в МФЦ государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами.
В 2016 году проведено исследование удовлетворённости граждан РФ качеством предоставления государственных и муниципальных услуг. Уровень составил 82,9% при плановом значении 80%. Показатель «Среднее количество обращений представителей бизнес-сообщества за получением государственной (муниципальной) услуги» составил 1,97 при плановом значении 2.
Государственные услуги в электронном виде, юридически значимые действия в электронном виде
По результатам 2016 года плановый показатель 50% по доле граждан, использующих электронные государственные услуги, превышен и в целом по стране составил 51,3%.
Количество пользователей Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) за 2016 год выросло с 22 млн до 40 млн. Количество посещений Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) в декабре 2015 года составило 11,8 млн, в декабре 2016 года – 29,2 млн.
На Единый портал выведены интерактивные формы 338 государственных и муниципальных услуг (функций) из 766 услуг, представленных на Едином портале.
Самыми популярными услугами стали проверка судебной и налоговой задолженностей, а также штрафов ГИБДД, заказ выписки с индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде России, регистрация автотранспортных средств, получение водительских удостоверений, оформление загранпаспорта и выдача справок о наличии или отсутствии судимости. При этом по всем приоритетным транзакционным услугам, таким как регистрация автомототранспортных средств, получение водительского удостоверения, оформление паспорта гражданина Российской Федерации и загранпаспорта, регистрация по месту жительства или пребывания, выдача разрешений на ношение и хранение охотничьего и травматического оружия, наблюдается двукратный рост числа заявлений в электронном виде.
На Едином портале функционирует электронная оплата посредством банковских карт и электронных денег налоговых задолженностей, долгов по исполнительным производствам, штрафов за нарушение правил дорожного движения, госпошлин за получение паспорта. Сумма электронных платежей за 2016 год составила 8,1 млрд рублей, что почти втрое превышает общую сумму платежей за 2015 год (2,9 млрд рублей). Количество оплат также существенно выросло за год – до 7,5 млн транзакций.
За период 2015–2016 годов произведена комплексная модернизация пользовательского интерфейса ЕПГУ для повышения удобства его использования, обеспечения поддержки использования с мобильных устройств, что позволило более чем вдвое увеличить частоту использования ЕПГУ. Также комплексно модернизировано мобильное приложение «Госуслуги», предоставляющее доступ к ключевым возможностям ЕПГУ и доступное пользователям устройств под управлением операционных систем iOS, Android и Windows. В результате модернизации приложение получило устойчивые рейтинги 4–4.5* в магазинах приложений и регулярно попадает в перечень рекомендуемых и популярных сервисов.
Электронное взаимодействие органов власти при оказании государственных и муниципальных услуг осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В 2016 году количество запросов в системе составило 9,7 млрд.
Разработан Системный проект электронного правительства, обобщающий перспективные направления развития электронного правительства в России, в том числе в части развития инфраструктуры электронного правительства, внедрения реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг, а также нового подхода к архитектуре электронного правительства.
Минэкономразвития России ежегодно проводит мониторинг качества оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде. В ходе мониторинга в сентябре – октябре 2016 года исследовано 663 услуги федеральных ведомств, что на 86 услуг больше, чем в 2015 году.
На Едином портале теперь можно подать в электронном виде документы по 289 федеральным государственным услугам. Уведомление по результатам рассмотрения удалось получить по 24% исследованных услуг.
В электронной форме на Едином портале можно получить результат предоставления 19 государственных услуг федеральных ведомств, что составляет около 3% от общего числа федеральных услуг.
В любом многофункциональном центре "Мои документы" (МФЦ) можно подать заявление в Пенсионный фонд России об инвестировании своих накоплений или получить сведения налоговой службы из реестра дисквалифицированных лиц. Теперь россияне легко узнают о перечне федеральных госуслуг, предоставляемых МФЦ, из общего списка. Его публикует "Российская газета".
Более чем 40 федеральных госуслуг можно теперь получить в любом МФЦ "Мои документы". Фото: Михаил Терещенко / ТАСС
В перечне 44 госуслуги. Эти госуслуги оказываются по экстерриториальному принципу. "Чтобы получить нужный документ, человек может обратиться в ближайшее к дому или работе отделение органа власти или МФЦ вне зависимости от места регистрации. Это один из основополагающих принципов сервисного подхода к государственным услугам, цель которого - удобство граждан и ускорение предоставления услуг", - пояснили "РГ" в минэкономразвития. Большинство услуг уже доступны в МФЦ, а некоторые можно будет получать через единое окно позже. Например, информацию по исполнительным производствам в отношении граждан и юрлиц многофункциональные центры станут предоставлять с 1 июля 2019 года.
Среди самых массовых услуг для граждан, например, выдача и замена общегражданских и заграничных паспортов, оказываемые министерством внутренних дел РФ. Но вот зарегистрировать автомобиль через многофункциональный центр "Мои документы" нельзя, только в подразделениях органа власти.
Также в многофункциональных центрах можно получить государственный сертификат на материнский капитал, пенсию или справку о ее размере. Федеральная налоговая служба предоставит выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков, а министерство финансов - сведения из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов. Есть и такая услуга Роструда, как информирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства. Организациям МФЦ также облегчают жизнь. Например, сельхозпредприятия здесь могут получить фитосанитарные и карантинные сертификаты, выдаваемые Россельхознадзором, а юрлица и индивидуальные предприниматели - подать уведомление о начале выполнения отдельных видов работ и услуг. Кстати, такое уведомление направляется сразу в несколько ведомств.
Перевод госуслуг в МФЦ крайне важен. Иначе человек путается, куда ему идти за получением той или иной услуги, говорит замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ "Высшая школа экономики" Константин Головщинский.
Через МФЦ предоставляются не только госуслуги федеральных органов власти, но и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Есть обязательный перечень. Но в каждом регионе страны через "одно окно" можно получить и многие дополнительные услуги.
На первом этапе через МФЦ можно было получить лишь несколько госуслуг, а сейчас - около двух сотен
Для того чтобы услуга предоставлялась через МФЦ, каждое ведомство должно заключить рамочное соглашение с субъектом Федерации. Принцип одного окна предусматривает, что человек или организация обращаются в МФЦ один раз, а затем получают результат. С органами власти, предоставляющими государственные услуги, многофункциональный центр взаимодействует без участия заявителя.
Перечень услуг, оказываемых через МФЦ, постепено расширяется. "Когда проект только начинался десять лет назад, в МФЦ было заведено лишь несколько услуг, а сейчас их уже в среднем около двух сотен", - говорит Константин Головщинский. Есть, конечно, "болезнь роста", признает он. С самого начала предполагалось, что в МФЦ будут работать универсальные специалисты, способные вести прием по всем вопросам. Но сейчас бывает сложно сориентироваться в специфике тех или иных услуг. Потому органы власти проводят постоянные обучения специалистов МФЦ по сложным вопросам, которые могут вызвать затруднения, указывает эксперт.
В дальнейшем минэкономразвития планирует распространять экстерриториальный принцип на другие услуги, прежде всего, на услуги для бизнеса. "Среди них лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, лицензирование деятельности в области оказания услуг связи, лицензирование теле-и радиовещания, присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения", - рассказали в ведомстве.
По мере того как ассортимент услуг в МФЦ будет нарастать, гражданам и организациям станет удобнее ориентироваться, все будут знать, что за большинством услуг нужно идти в МФЦ, говорит Головщинский. Экономически выгодно и для государства переходить на централизованное оказание госуслуг населению. В Австралии есть агентство Центрлинк (Centrelink), которое является общим фронт-офисом для всех государственных, муниципальных, региональных услуг, приводит пример Константин Головщинский. Будущее за "единым окном" и электронными услугами, уверен он.
В МФЦ услуги получают и граждане, и компании. Для каждого - свое окно. Фото: Сергей Михеев
Тем временем
С каждым годом в центры госуслуг "Мои документы" обращается все больше москвичей - в 2017 году клиентов у МФЦ стало на 15% больше. В то же время москвичи все реже идут за документами непосредственно в органы власти - в минувшем году таких обращений было 4% вместо 12% в 2016-м. Знают горожане и то, что в любую минуту они могут обратиться за услугой через mos.ru - официальный портал мэра и правительства Москвы. Об этом свидетельствуют результаты январского опроса исследовательского агентства Magram Market Research.
Социологи опросили больше полутора тысяч москвичей старше 18 лет. Выяснилось, что за прошлый год 75% жителей столицы обращались за госуслугами, из них более половины (54%) получили их через МФЦ и 41% - через портал mos.ru и с помощью мобильного приложения "Госуслуги". Лишь 4% обратились лично в органы власти.
Практически каждый житель города знает, где и как получить нужную госуслугу. Прежде всего идут в центры "Мои документы", которых в городе 128, включая флагманский МФЦ с расширенными сервисами на Пресненской в ММДЦ "Москва-Сити". Изучив портрет клиентов МФЦ аналитики сделали вывод, чаще всего за помощью к специалистам приходит молодежь в возрасте от 18 до 25 лет и люди среднего возраста от 36 до 45 лет. А вот респонденты старше 60 лет - не частые посетители МФЦ, зато они знают о возможностях дистанционного получения услуг и не выходя из дома с удовольствием пользуются порталом. Сайт пользуют 66% москвичей, которые считают, что услуги удобнее получать удаленно. В числе активных пользователей молодежь от 26 до 35 лет. Предпочитают заказать услугу через Интернет и мужчины от 36 до 45 лет, а вот женщины лучше заглянут в "Мои документы" и органы власти лично. Самые распространенные услуги на портале в сфере медицины и ЖКХ, а пользователи мобильного приложения чаще обращаются с вопросами по транспорту.
Практически все опрошенные москвичи - 95%, хотя бы раз обращались за госуслугой. И все они высоко оценивают качество полученных услуг как в МФЦ, так и через портал.
Такой высокий уровень удовлетворенности работой МФЦ и портала mos.ru не только в Москве. - комментирует результаты опроса Инна Матвеева, руководитель проектов финансовых и социально-экономических исследований Magram MR. - Декабрьский опрос жителей Подмосковья показал почти такие же цифры - 94% довольны работой МФЦ в области. На контрасте "что было и что стало" изменения очевидны и удобны жителям всего столичного региона.
На вопрос о том, каких услуг не хватает в МФЦ, москвичи предлагают прямо в центрах сдавать теоретический экзамен на водительские права, а самые продвинутые хотели бы оплачивать услуги ЖКХ и налоги криптовалютой и биткоинами.
Подготовила Ангелина Зеленькова
Инфографика: ИНФОГРАФИКА «РГ» / Леонид Кулешов / Татьяна Шадрина
Создан правительством нашей страны для перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Действие портала распространяется по всей территории Российской Федерации. При этом сайт Госуслуги имеет подразделения по отдельным регионам и областям. В этой статье мы попробуем разобраться, с какой целью портал был разделен, и в каких регионах существуют отдельные сайты.
Описание структуры сайта Госуслуги
Как уже говорилось раньше, портал Госуслуги разделен на части по регионам нашей страны. Такое разделение предусмотрено в связи с тем, что в разных областях страны существуют определенные правила и возможности получения некоторых услуг. У каждого муниципалитета есть ограничения или дополнительные предписания при подаче заявлений. Из чего следует вывод, что технически невозможно предъявить общие требования при получении электронных услуг на всей территории страны. Принцип работы областных порталов Госуслуг схож с общероссийским сайтом, благодаря чему пользователи могут без труда сориентироваться, даже если попали на портал одного из регионов впервые.
Список адресов региональных Госуслуг
Ниже представлен полный список адресов портала Госуслуги по регионам нашей страны. Каждый адрес имеет ту же юридическую силу в предоставлении государственных услуг, что и общероссийский сайт Госуслуги.
Республика Алтай | алтай.рф | Калужская область | uslugikalugi.ru |
Республика Башкортостан | pgu.bashkortostan.ru | Костромская область | gosuslugi.region.kostroma.ru |
Республика Бурятия | pgu.govrb.ru | Курская область | pgu.rkursk.ru |
Республика Дагестан | gu.e-dag.ru | Ленинградская область | gu.lenobl.ru |
Кабардино-Балкарская Республика | gosuslugi.economykbr.ru | Липецкая область | pgu.admlr.lipetsk.ru |
Республика Калмыкия | pgu.egov08.ru | Магаданская область | 49.gosuslugi.ru |
Республика Карелия | service.karelia.ru | Московская область | pgu.mosreg.ru |
Республика Коми | pgu.rkomi.ru | Мурманская область | 51.gosuslugi.ru |
Республика Марий Эл | pgu.gov.mari.ru | Новгородская область | pgu.nov.ru |
Республика Мордовия | gosuslugi.e-mordovia.ru | Омская область | pgu.omskportal.ru |
Республика Северная Осетия — Алания | gosuslugi.ru | Оренбургская область | gosuslugi.orb.ru |
Республика Татарстан (Татарстан) | Псковская область | gosuslugi.pskov.ru | |
Удмуртская Республика | Ростовская область | 61.gosuslugi.ru | |
Республика Хакасия | 19.gosuslugi.ru | Самарская область | pgu.samregion.ru |
Чувашская Республика — Чувашия | gosuslugi.cap.ru | Саратовская область | 64.gosuslugi.ru |
Алтайский край | 22gosuslugi.ru | Свердловская область | 66.gosuslugi.ru |
Забайкальский край | pgu.e-zab.ru | Смоленская область | 67.gosuslugi.ru |
Краснодарский край | pgu.krasnodar.ru | Тамбовская область | pgu.tambov.gov.ru |
Приморский край | gosuslugi.ru | Тверская область | pgu.tver.ru |
Ставропольский край | gosuslugi26.ru | Тульская область | |
Хабаровский край | pgu.khv.gov.ru | Тюменская область | uslugi.admtyumen.ru |
Архангельская область | gosuslugi29.ru | Ульяновская область | gosuslugi.ulgov.ru |
Астраханская область | gosuslugi.astrobl.ru | Челябинская область | gosuslugi74.ru |
Белгородская область | gosuslugi31.ru | Ярославская область | 76.gosuslugi.ru |
Брянская область | 32.gosuslugi.ru | Москва | |
Волгоградская область | gosuslugi.volganet.ru | Санкт-Петербург | gu.spb.ru |
Воронежская область | pgu.govvrn.ru | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86.gosuslugi.ru |
Ивановская область | pgu.ivanovoobl.ru | Чукотский автономный округ | gosuslugi.chukotka.org |
Иркутская область | 38.gosuslugi.ru | Ямало-Ненецкий автономный округ | pgu-yamal.ru |
Калининградская область | ar.gov39.ru |
Как проходит регистрация
Следует знать! При регистрации на одном из региональных порталов ваши данные автоматически заносятся в , что позволяет в дальнейшем без повторной регистрации авторизоваться на сайте Госуслуг другой области.
Регистрация на региональных порталах полностью идентична . Для начала вам необходимо заполнить форму с личными данными и подтвердить номер мобильного телефона. После чего вы получите доступ к минимальному списку услуг и справочной информации.
Для расширения доступа к другим услугам в личном кабинете Госуслуг потребуется ввести данные своего и номер СНИЛС. Как только информация будет подтверждена Пенсионным фондом и Миграционной службой, вы сможете записаться к врачу, или, например, проверить штрафы ГИБДД.
Чтобы воспользоваться полным спектром услуг следует личной явкой в один из центров услуг (список адресов ближайших центров можно посмотреть на сайте Госуслуги). В результате вы сможете заказывать любые справки, подавать заявления на оформление личных документов и оплачивать счета.