Инстанция надзорная: понятие. Надзорная инстанция в гражданском, уголовном или арбитражном процессе. Производство в надзорной инстанции Надзор уголовный


Невзирая на схожесть с апелляционным и кассационным порядком, надзорное производство в уголовном процессе имеет ряд характерных особенностей. Эта процедура исполняет контрольную роль. О том, какова сущность этого этапа, кто в праве инициировать направление протеста, а также какой орган вправе осуществлять указанное производство, пойдет речь в данной статье.

Надзорная инстанция в уголовном процессе – это отдельная стадия. Подтверждением этому служат:

  • установленные сроки;
  • участники судопроизводственного процесса;
  • наличие у участников процесса процессуального статуса;
  • итогом надзорного производства выступает принятие постановления в документальной форме.

Изучив главу 48.1 УПК, можно дать следующее определение надзору. Он является отдельной стадией уголовного судопроизводства, на которой пересматриваются вступившие в законную силу и действующие акты на предмет законности. Роль надзора в уголовном процессе определена несколькими аспектами:

  • эта стадия уголовного судопроизводства предназначена для осуществления контроля соблюдения закона и оценки обоснованности вступивших в силу приговоров, а также постановлений стоящих ниже инстанций;
  • кроме самого обжалуемого приговора или постановления, проверке подвергаются все последующие акты, созданные в ходе апелляционного и кассационного пересмотра;
  • протест может подавать должностное лицо, которое регламентируется нормами УПК;
  • факт подачи протеста не является гарантией пересмотра дела. Пересмотр возможен только после предварительного решения о допуске, которое выносится на усмотрение судьи знакомящегося с материалами дела;
  • если жалоба подается с целью улучшения положения лица, осужденного на отбывание наказания, то никакие процессуальные сроки не действуют;
  • слушания дела на этапе «Надзор» не является обязательным. До этой стадии уголовный процесс доходит не часто. Подобное случается лишь тогда, когда осужденный считает, что не смог добиться правды в очередной раз.

Главные задачи, поставленные законодателем перед надзорным производством, выглядят следующим образом:

  • выявление нарушения действующего законодательства нижестоящими судебными инстанциями;
  • исправление выявленных преднамеренных или непреднамеренных ошибок путем изменения приговора или возврата дела нижестоящему органу с разъяснениями допущенных нарушений;
  • устранение проблем применения норм права в ситуациях, когда отсутствуют официальные разъяснения к ним.

Надзорная инстанция играет значимую роль в уголовном судопроизводстве. Выполняя отведенные законом функции надзор служит:

  • гарантией конституционных прав. Простыми словами, осужденный может использовать все доступные средства для своей защиты;
  • препятствием для исполнения вердиктов судов, вынесенных при несоблюдении норм и не отвечающих принципам справедливости;
  • средством повышения уровня законности путем использования в работе судов разъяснений надзорных органов.

На первый взгляд может показаться, что надзорное производство интересно и выгодно только стороне защиты и самому осужденному. На деле это не так. Пересмотр уголовного дела в порядке надзора нужен и судьям. С этой точки зрения надзор выступает в качестве инструмента самопроверки.

Сходства и отличия надзора с другими стадиями пересмотра решений уголовного суда


Разные этапы проверки приговора суда на законность имеют ряд схожих черт. Основные из них таковы:

  • преследуемые цели;
  • значение с точки зрения права;
  • проверка работы нижестоящих судебных органов, наделенных правом вершить правосудие;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • осуществление контроля законности выносимых актов;
  • выявление ошибок и выдача указаний на их исправление.

Дополнительно нужно сказать, что результат работы всех стадий может стать отмена обжалуемых актов в результате признания их неправомерными. В то же время надзор имеет ряд принципиальных различий с апелляцией. Они заключаются в следующем:

  • виды судебных актов, направляемых на пересмотр;
  • субъективный состав, например, апелляционной инстанции не известны такие субъекты как заявитель;
  • процессуальные сроки и их урегулирования. Для апелляции сроки прописаны в УПК, для надзора сроки законом не регламентированы;
  • процедура пересмотра. Апелляция – это повторное рассмотрение с новым исследованием доказательств. В то же время в надзоре доказательная база не подвергается сомнению.

Надзор имеет ряд принципиальных отличий и с кассационным порядком. К основным из них нужно отнести:

  • участниками кассационного обжалования могут являться осужденный или оправданный, сторона защиты, доверенные лица, потерпевшие, частные обвинители и т. д. Обжалование в порядке надзора допускает присутствие заявителя, должностных лиц, Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • в первом случае предметом обжалования могут служить документы, вынесенные районными судьями и апелляция. Во втором это список дополняется кассационными определениями;
  • процесс кассационного обжалования осуществляется высшим судебным органом в субъекте или военном округе, а также Верховном Суде. Надзорное разбирательство - это исключительно прерогатива ВС РФ;
  • гарантией проведения кассационного разбирательства является грамотно составленная жалоба. В надзоре подобной гарантии нет. Все зависит от мнения судьи.

Главной общей чертой кассации и надзора является порядок действий при получении жалобы.

Порядок производства


Процедура производства установлена на основе многолетней практики. Она состоит из следующих этапов:

  • I этап. Подача жалобы. На данном этапе лицо, имеющее право подавать жалобу, составляет документ с учетом требований, содержащихся в УПК. Представление должно быть подписано главным лицом в иерархии прокуратуры. Если ходатайство имеет малейшее нарекания к содержанию, то оно будет возращено заявителю;
  • II этап. Ходатайство и приложенные к нему документы детально изучаются судьей ВС РФ. При этом материалы самого дела находятся на месте первоначального рассмотрения. При необходимости судья может истребовать их;
  • III этап. После того как документы детально изучены, судья принимает решение о направлении в Президиум Верховного Суда, или отказе в рассмотрении. Отказ должен содержать обоснование подобной позиции. Он может быть обжалован заявителем, путем обращения к Председателю ВС РФ или его заместителям. Если вышеуказанные должностные лица сочли отказ в рассмотрении необоснованным, то судья, занимавшийся первоначальным рассмотрением дела, не имеет возможности принимать участие в разбирательстве;
  • IV этап. Это заключительный этап в ходе которого проводится заседание, и выносится постановление.

Обязательными участниками заседания являются заявители и прокурор. Неявка прочих участников не является причиной отмены слушания.

Решение любых вопросов осуществляется путем прямого голосования. Принятое постановление не может быть оспорено. Оно является действительным и неоспоримым с момента провозглашения.

Приделы правовых полномочий надзорной инстанции

Надзорная инстанция вправе выйти за рамки полученного ходатайства. Многие теоретики права склонны полагать, что надзор имеет ревизионный характер, что означает абсолютный контроль законности поступающей документации.

В круг полномочий ВС РФ входят следующие действия:

  • отказ в удовлетворении протеста;
  • прекращение судопроизводства;
  • возврат дела без рассмотрения по существу;
  • изменение документа;
  • отмена вердикта.

Нужно понимать, что отмена может коснуться не всех представленных документов, а только вынесенных в определенной инстанции, например, кассации. В заключении нужно сказать, что в среднем в течении календарного года Верховным Судом РФ рассматривается примерно 150-200 подобных дел. Процент отмены приговора надзорной инстанцией примерно равен 10. При этом изменению подлежит 15-25% обвинительных приговоров.

  • Общие положения
  • Уголовное судопроизводство (уголовный процесс): понятие, сущность и задачи
    • Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного процесса: понятие и система
    • Основные уголовно-процессуальные понятия
  • Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство
    • Уголовно-процессуальное право: понятие и значение
    • Источники уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальный закон: понятие и значение
    • Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды и структура
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Принципы уголовного судопроизводства: понятие, признаки и система
    • Характеристика отдельных принципов уголовного судопроизводства
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация
    • Суд как участник уголовного судопроизводства
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве
  • Уголовное преследование
    • Уголовное преследование: понятие и сущность
    • Виды уголовного преследования
      • Уголовное преследование по делам публичного обвинения
      • Уголовное преследование по делам частного обвинения
      • Уголовное преследование по делам частно-публичного обвинения
  • Доказательства и доказывание
    • Доказывание в уголовном судопроизводстве: сущность, цель
    • Обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания)
    • Доказательства: признаки, свойства, классификация
    • Виды (источники) доказательств
    • Процесс доказывания
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
    • Преюдиция и ее роль в процессе доказывания
  • Меры процессуального принуждения
    • Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение
    • Задержание подозреваемого
    • Меры пресечения
      • Залог
      • Домашний арест (ст. 107 УПК РФ)
      • Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ)
    • Иные меры процессуального принуждения
      • Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ)
      • Привод (ст. 113 УПК РФ)
      • Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ)
      • Наложение ареста на имущество (ст. 115-116 УПК РФ)
      • Денежное взыскание (ст. 117 УПК РФ)
  • Ходатайства и жалобы
  • Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Процессуальные документы
    • Процессуальные сроки
      • Исчисление процессуальных сроков
      • Порядок соблюдения и продления процессуальных сроков
      • Восстановление пропущенного процессуального срока
    • Процессуальные издержки
    • Процессуальные документы
  • Реабилитация в уголовном судопроизводстве
    • Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, признаки и значение
    • Основания возникновения права на реабилитацию
    • Порядок возмещения имущественного вреда
    • Порядок возмещения морального вреда
    • Порядок восстановления трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного
  • ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Возбуждение уголовного дела
    • Стадия возбуждения уголовного дела: понятие и значение
    • Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
      • Заявление о преступлении
      • Заявление о явке с повинной
      • Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
      • Постановление прокурора
    • Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
    • Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд
  • Предварительное расследование
    • Стадия предварительного расследования: понятие и значение
    • Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
    • Дознание в сокращенной форме: основания и порядок производства
    • Система общих условий предварительного расследования
    • Досудебное соглашение о сотрудничестве
  • Следственные действия
    • Следственные действия: понятие и система
    • Общие правила производства следственных действий
    • Осмотр как следственное действие
    • Освидетельствование
    • Следственный эксперимент
    • Обыск
    • Выемка
    • Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
    • Контроль и запись переговоров
    • Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
    • Допрос
    • Очная ставка
    • Предъявление для опознания
    • Проверка показаний на месте
    • Назначение и производство судебной экспертизы
  • Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
    • Привлечение в качестве обвиняемого: сущность и значение
    • Основания привлечения в качестве обвиняемого
    • Порядок привлечения в качестве обвиняемого при производстве предварительного следствия
    • Предъявление обвинения
    • Допрос обвиняемого
    • Особенности привлечения в качестве обвиняемого при производстве дознания
  • Приостановление и возобновление предварительного расследования
    • Приостановление предварительного расследования: значение и признаки
    • Основания и условия приостановления предварительного расследования
    • Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования
    • Действия после приостановления предварительного расследования. Розыск подозреваемого, обвиняемого
    • Возобновление приостановленного предварительного расследования
  • Окончание предварительного расследования
    • Окончание предварительного расследования: сущность и виды
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования
    • Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Окончание дознания с обвинительным актом
    • Окончание дознания в сокращенной форме
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением
  • СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Производство в суде первой инстанции
    • Подготовка к судебному заседанию
    • Судебное разбирательство: понятие и значение. Общие условия судебного разбирательства
    • Порядок судебного разбирательства
      • Судебное следствие
      • Прения сторон
      • Последнее слово подсудимого
      • Постановление приговора
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
    • Особый порядок принятия судебного заседания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве
    • Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме
  • Особенности производства у мирового судьи
    • Правовая основа деятельности и полномочия мирового судьи по уголовным делам
    • Особенности производства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения
    • Производство по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, подсудным мировому судье
  • Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
    • Этапы становления и развития в России производства в суде с участием присяжных заседателей
    • Предварительное слушание и составление предварительного списка присяжных заседателей. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей
    • Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Вынесение и провозглашение вердикта
    • Обсуждение последствий вердикта и постановление приговора
  • Производство в суде второй (апелляционной) инстанции
    • Производство в суде апелляционной инстанции: понятие, значение и основные черты
    • Порядок принесения апелляционных жалобы, представления
    • Назначение и подготовка заседания суда апелляционной инстанции
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции
    • Апелляционные приговор, определение и постановление
  • Исполнение приговора
    • Стадия исполнения приговора: понятие и значение
    • Порядок обращения к исполнению приговора, определения и постановления суда. Непосредственное исполнение судом приговора
    • Вопросы, связанные с исполнением приговора, и порядок их разрешения
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Пересмотр приговоров и иных решений суда, вступивших в законную силу: понятие, виды и значение
    • Производство в суде кассационной инстанции
    • Производство в суде надзорной инстанции
    • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
  • ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Понятие производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
  • Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Производства о применении принудительных мер медицинского характера: общая характеристика и основания для производства о применении
    • Особенности предварительного расследования по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
    • Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
    • Особенности предварительного расследования в отношении отдельных категорий лиц
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  • Основные формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
    • Правовая основа осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
    • Основные формы международного сотрудничества по уголовным делам
    • Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (экстрадиция)
    • Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
  • Уголовный процесс зарубежных государств
    • Типы (формы) уголовного процесса зарубежных государств
    • Общая характеристика уголовного процесса состязательного типа
    • Общая характеристика уголовного процесса смешанного типа

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство - еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона - принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ , и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб , представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора .

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Понятие надзорной инстанции появилось в советское время. Постепенно этот правовой институт развивался и совершенствовался. Далее разберем подробнее, что собой представляет сегодня инстанция надзорная.

Развитие на начальном этапе

В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:

  • Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
  • Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
  • Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.

Инстанция надзорная: общие сведения

Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:

Важный момент

Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:


Порядок рассмотрения

Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.

Участие прокурора

В заседании участвуют стороны дела или их представители, прочие лица, которые подали жалобу или представление прокурора, если их интересы и права непосредственно затронуты данным постановлением. Рассмотрение дела может осуществляться с привлечением:


Ход заседания

Производство в надзорной инстанции осуществляется в соответствии с установленным порядком. Докладчиком излагаются обстоятельства дела, содержание постановлений, мотивы жалобы либо представления прокурора, а также определения о передаче заявлений с делом на рассмотрение. Члены президиума или коллегии могут задать выступающему вопросы. Лица, которые определены в ст. 386, ч. 3, в случае своей явки могут давать объяснения по делу. Первым при этом будет выступать лицо, которое подало представление прокурора или надзорную жалобу. По результатам разбирательства президиум принимает постановление, а коллегия выносит определение. Решения по делам, которые рассматривает инстанция надзорная, принимаются большинством голосов. Если за и против пересмотр дела количество проголосовавших одинаковое, то жалоба или представление подлежат отклонению. О своем решении суд надзорной инстанции или коллегия сообщает участникам спора.

Основания для изменения или отмены решений

В соответствии с законом, инстанция надзорная вправе рассматривать решения, принятые с нарушением норм права. Без их устранения невозможно восстановление и защита ущемленных интересов и свобод, а также публичных прав, охраняемых государством. Данное положение установлено в ст. 387 ГПК.

Содержание постановления или определения

В решении, которое принимает инстанция надзорная, должны присутствовать следующие пункты:

  • Наименование того органа, который принял определение либо постановление.
  • Место и дата вынесения решения.
  • Дело, которое рассматривалось на заседании.
  • Название (Ф.И.О.) лица, подавшего жалобу, либо представление прокурора о необходимости пересмотра.
  • Инициалы и фамилия судьи, который вынес решение о передаче заявления или представления с делом для разбирательства.
  • Содержание положений нижестоящих органов, обжалуемых в ходе рассмотрения.
  • Закон, в соответствии с которым вынесено определение либо принято постановление по результатам рассмотрения по существу.

Решение президиума подписывается председателем. Определение коллегии удостоверяется судьями, осуществлявшими разбирательство. Представление прокурора либо жалоба заинтересованных лиц могут подаваться в течение полугода с даты вступления решения в действие.

Надзорная инстанция в арбитражном процессе

Согласно ст. 304 АПК, отмене либо изменению Президиумом ВАС подлежат акты, которые нарушают:

  • Свободы и права гражданина и человека, гарантируемые принципами и нормами мирового права или международными соглашениями РФ.
  • Единообразие в применении и толковании арбитражными судами законодательства.
  • Законные интересы и права неопределенного количества лиц либо прочие публичные интересы.

Указанные нарушения выступают также в качестве оснований для возбуждения производства по пересмотру постановлений на уровне Президиума ВАС в порядке надзора. Эти обстоятельства перечислены в ч. 3 и 4 ст. 299 АПК. В данном случае становится ясно, что, используя одни и те же обстоятельства, законодатель обуславливает возможность осуществления сравнительно самостоятельных процедур: допуска дела к пересмотру и отмены (изменения) оспариваемого акта.

Мнения экспертов

Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту.
Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.

Дополнительный аргумент

В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом "С" статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.

Надзорное производство - еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  • (1) проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  • (2) в случае выявления допущенных нарушений закона - принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ , и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  • (1) судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  • (2) определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  • (3) иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.3-412.4 УПК РФ.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб , представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребовал ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  • (1) оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  • (2) отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  • (3) отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  • (4) изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе-.

  • (1) устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  • (2) предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  • (3) определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постанов­лений, вступивших в законную силу .

Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.

Значение надзорного производства:

  1. проверка вступивших в законную силу судебных решений в по­рядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
  2. обеспе­чение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).

Характерные черты пересмотра в порядке надзора:

  • могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной ин­станции (Президиум ВС РФ - ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
  • только на основании определения судьи о передаче дела для рас­смотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Пред­седателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ (ст. 391.5 ГПК РФ);
  • предмет пересмотра в порядке надзора - судеб­ные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассаци­онной инстанций);
  • особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ);
  • постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .

Порядок возбуждения надзорного производства

Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам

    1. лиц, участвующих в деле, и
    2. других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.

Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.

Надзорные жалоба, представление должны содержать (ст. 391.3 ГПК РФ):

  1. наименование суда, в который они подаются;
  2. наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
  3. наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
  4. указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
  5. указание на судебные постановления, которые обжалуются;
  6. указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
  7. просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.

К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.

Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу

Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:

  1. надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 - 5 и 7 части первой , частями третьей - шестой статьи 391.3 Кодекса;
  2. лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
  3. пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;

  4. поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
  5. надзорные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности , установленных ч. второй ст. 391.1 Кодекса.

После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 - 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ

  • по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
  • по материалам истребованного дела.

В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.

По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
  2. о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.

Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.