Избирательная система. выборы в демократическом обществе. Демократические выборы: признаки, условия проведения Отличительные черты выборов в демократическом обществе кратко


Принципы демократических выборов классифицируются по различным основаниям. Чаще всего они объединяются в две группы.

Первая группа включает принципы, определяющие права граждан как участников выборов. К ним относятся принципы всеобщего, равного, прямого избирательное права граждан и тайного голосования .

Вторая группапринципов относится к организации выборов . В их числе основополагающие требования к организации избирательного процесса, обеспечивающие свободу избирателей и кандидатов, альтернативность и состязательность, а также периодичность выборов, проводимых специальными независимыми органами . В эту группу принципов некоторые авторы включают и допустимость различных избирательных систем , определяющих способы голосования и подсчета голосов избирателей.

Справочно

Разделение принципов, определяющих демократичность выборов на указанные две (или более) группы, носит весьма условный характер и осуществляется преимущественно в познавательных целях. В избирательной практике содержание и требования принципов взаимно обуславливают и дополняют друг друга.

Принципы, определяющие права граждан как участников выборов

Сторонники демократической традиции в политологии относят участие в выборах к числу естественных, изначально принадлежащих человеку политических прав. Это право не даруется свыше, а принадлежит каждому от природы, от рождения. Причем, это касается как активного избирательного права – права выбирать, быть избирателем, так и пассивного – избираться, участвовать в выборах в качестве кандидата. К числу таких принципов относятся:

1. Принцип всеобщности или всеобщего избирательного права. Право участия в выборах – это основное политическое право, без которого все остальные политические права не имеют смысла. Однако утверждение и применение требований, раскрывающих сущность и определяющих горизонты этого права – весьма сложный и противоречивый процесс, имеющий многовековую историю и современную динамику.

Этот принцип является ключевым для представительной демократии как народовластия. Он означает: демократическими являются только те выборы, право на участие в которых в качестве избирателя или кандидата имеют все граждане независимо от их имущественных, социальных, политических, национальных, половых, конфессиональных, профессиональных, образовательных или иных различий .

Известно ли вам, что

В Российской империи при выборах в Государственную Думу избирательным правом обладали лишь 15 процентов населения. Первой попыткой ввести принцип всеобщего избирательного права в России стало «Положение о выборах в Учредительное собрание» от 2 октября 1917 г., утвержденное Временным правительством. Этим актом был начат отсчет утверждения в России не только всеобщего, но также равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Однако уже в 1918 году первой советской конституцией в избирательные права граждан были введены ограничения для лиц, отнесенных к эксплуататорским классам, а также состоявших в прошлом на службе царскому режиму. Восстановлен принцип всеобщности Конституцией СССР 1936 года. В ныне действующей Конституции РФ этому принципу посвящена 32-я статья.

Конституирование, то есть провозглашение и правовое закрепление принципа всеобщности избирательного права, характерно для всех современных демократических государств. Общепринятые цензы (ограничения) распространяются лишь на 3 категории граждан. 1) На психически недееспособных (при обязательном условии, что недееспособность подтверждена решением суда). 2) На отбывающих наказание в местах лишения свободы по вступившему в силу решению суда (моральный ценз). 3) На граждан, не достигших установленного избирательным законом возраста (возрастной ценз). Впрочем, у возрастного ценза – длительная история, в которой до сих пор не поставлена точка.

Справочно

В начале ХХ века возрастной ценз в Швейцарском Союзе и Венгрии составлял 20 лет; в Англии, Франции, Италии, США – 21 год; в Пруссии, Австрии, Швеции – 24 года; в Германской империи, Бельгии, в Нидерландах, Испании и Норвегии – 25 лет; в Дании – 30 лет. Лишь после второй мировой войны наметилась тенденция к снижению возрастного ценза избирателей. В Великобритании он снижен в 1969 г., во Франции и в США – в 1970 г., в Греции – в 1982 г.

Сегодня в большинстве демократических государств возрастной ценз снимается с граждан, как правило, по достижении ими совершеннолетия (18 лет). При этом возраст для кандидатов устанавливается выше, чем для избирателей. Конкретные возрастные ограничения для кандидата определяются уровнем власти, на который он претендует. Самый высокий возрастной ценз устанавливается для высших должностей государства. Так, для президента России он составляет 35 лет, для депутатов Государственной Думы – 21 год.

Вопрос о возрастном цензе остается предметом политических дискуссий, в том числе и в России. Некоторые политические партии предлагают снизить его для избирателей с нынешних 18 до 16 и менее лет.

Общепринято, что все другие ограничения (кроме цензов недееспособности, морального, а также возрастного) ограничивают или нарушают принцип всеобщего избирательного права. Однако для повсеместного утверждения этого принципа понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков.

Справочно

В Нидерландах, например, в 1800 г. к избирательным урнам допускалось всего 12 процентов взрослого населения, к 1890 г. эта цифра поднялась до 27, а в 1900 г. – до 63 процентов. Всеобщее право голоса здесь было введено для мужчин в 1917 г. (первой страной в истории это право для мужчин ввела Франция в 1848 г.), а для женщин – в 1919 г., т.е. позже, чем в России. Кстати, ценз для женщин оказался одним из самых «живучих». Впервые женщины получили избирательные права в 1893 г. в Новой Зеландии. В США это произошло только в 1918 г., во Франции – в 1944, в Италии – в 1945, в Греции – в 1956, в Швейцарии – в 1971, а в Лихтенштейне – лишь в 1986 г. Лишь в 50 – 60-х годах прошлого века были полностью сняты ограничения на участие в выборах чернокожих в США.

Длительную историю имеет имущественный ценз, который в отношении пассивного избирательного права не повсеместно изжит до настоящего времени. К примеру, в Сенат Канады может входить только лицо, владеющее недвижимостью, в Великобритании для получения права быть избранным требуется внести избирательный залог в виде довольно крупной суммы.

Всеобщее избирательное право, утвердившееся в индустриальных странах мира лишь после второй мировой войны, имело колоссальные политические последствия. Оно положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа, открыло новый этап в развитии демократии.

2. Принцип политического равенства участников выборов. Он предполагает соблюдение следующих демократических правил:

Равенство прав избирателей и кандидатов на обращение в избирательные комиссии и суды по поводу нарушений избирательного законодательства.

Равенство численного состава избирательных округов – кандидаты должны избираться от округов, имеющих одинаковое количество избирателей. Тем самым обеспечивается равная для всех депутатов норма представительства: каждый представляет в парламенте одинаковое количество избирателей.

Соблюдение установленной законом формулы «один избиратель – одни голос» в масштабах избирательного округа, а тем более всей страны – задача не простая, но технически выполнимая. Достаточно исключить двойное, тройное и т.д. голосование одним и тем же избирателем, чтобы требование принципа равенства в этой его части было выполнено. А любые отступления от него сравнительно легко поддаются публичному контролю через анализ списков избирателей, а также через сопоставление количества зарегистрированных и проголосовавших избирателей.

Справочно

Непросто, а подчас и невозможно «разрезать» территорию государства на избирательные округа с абсолютно одинаковым числом избирателей. Но и эта проблема технически решаема. Тем более что национальными законами, как правило, допускаются некоторые отклонения от принципа численного равенства жителей в округах. Так, в США избирательные округа могут отличаться по численности населения на 2%, в ФРГ – на одну треть, в России, в зависимости от труднодоступности районов, – от 20 до 30%.

Однако принцип равенства может быть нарушен различными политическими способами. Они сложны «в исполнении», но зато трудно поддаются идентификации и контролю. Один из таких способов имеет название – способ «избирательной географии». В основе «избирательной географии» – заведомо несправедливая нарезка избирательных округов. Территория страны «разрезается» на равнозначные по численности населения округа, но с таким расчетом, чтобы в границах большинства из них оказались преимущественно те группы избирателей, которые традиционно голосуют на выборах, скажем, за партию К . В результате, общее количество округов, традиционно голосующих за эту партию (а, следовательно, и получаемых ею мест в парламенте), оказывается больше, чем округов, в которых избиратели столь же традиционно предпочитают отдавать свои голоса другим партиям. Эти партии и оказываются парламентским меньшинством. В США этот способ нарезки округов носит имя «джерримендеринг». Оно закрепилось с тех пор, как губернатор Массачусетса по фамилии Джерри в 1812 году умудрился состряпать настолько вытянутый и изогнутый округ, что его очертания напоминали ящерицу (саламандру). Этот-то округ политические противники губернатора и назвали Gerry’s Mander (джерри-мандра).

Справочно

Считается, что политически несправедливая нарезка округов в начале прошлого века способствовала закату одной из двух крупнейших партий Великобритании – либеральной. Теперь же, благодаря исправлению окружных границ, произведенному в 70-е годы прошлого века, либералы заметно увеличили свое представительство в парламенте. В США радикальный пересмотр границ избирательных округов был проведен в 60-е годы минувшего столетия. Однако в штате Калифорния, по свидетельству западных политологов, и в 1980-е годы некоторые округа не уступали по нелепости своих очертаний «ящерице Джерри».

Еще один политический способ нарушения принципа равенства округов – куриальная система выборов. Ее суть в разделении избирателей на несколько курий-разрядов (по социальному, национальному или иным признакам) и в предоставлении избирательных преимуществ одним куриям по сравнению с другими.

Справочно

По конституциям РСФСР 1918 г. и СССР 1924 г. избирательные льготы были предоставлены городам в ущерб деревням: один делегат на съезд Советов (своеобразный парламент) выдвигался от 25 тыс. городских жителей и от 125 тыс. сельских. В обратной пропорции производились выборы в дореволюционную Государственную Думу, наоборот, делавшие рабочую курию менее представительной по сравнению с крестьянской.

Куриальные выборы – явный анахронизм, который жив и поныне. В Зимбабве, например, 20 мест в парламенте зарезервировано за белыми, 80 – за африканцами, между тем как белых в стране проживает в 80 раз меньше, чем африканцев. Этот порядок был взят за образец и в современной ЮАР после отмены там режима апартеида. Требования ввести куриальную систему формирования органов власти раздаются и в современной России. Они исходят от политиков, ратующих за представительство в органах власти различных национальностей, пропорциональное численности соответствующих групп населения.

3. Принцип прямого голосования. Разница между прямыми (наиболее демократичными) и многоступенчатыми (менее демократичными) выборами состоит в том, что в первом случае избиратели голосуют непосредственно за кандидатов, тогда как во втором – за лиц, которым отводится роль выборщиков. Коллегия выборщиков принимает окончательное решение по конкретным кандидатам, которое может и не совпасть с общей волей избирателей.

Справочно

Многоступенчатая (через коллегию выборщиков) система практикуется при выборах президента США. Подобная же практика характерна для Израиля, Греции, Ливана, где главы государств – президенты избираются парламентами. В Индии, Италии, ФРГ и некоторых других странах президентов избирают смешанные коллегии, состоящие из депутатов парламента и депутатов выборных органов областей или субъектов федераций. Сравнительно недавно, в 1965 г., от многоступенчатых к прямым выборам своего президента перешла Франция.

Прямых, несомненно, более демократичных выборов придерживается большинство современных государств, включая Россию, в которой президент, а также главы муниципальных образований избираются прямым голосованием. Это правило не распространяется на руководителей субъектов Российской Федерации. Для них введена многоступенчатая система выборов: их избирают депутаты региональных парламентов. Показательно, что новый порядок выборов руководителей регионов вызвал поток ожесточенной критики как изнутри – со стороны политической оппозиции, так и извне, в том числе и из США. Он был оценен как противоречащее демократии «назначенчество».

Известно ли вам, что

На выборах президента США в 2000 г., когда чаша весов колебалась между двумя равновеликими кандидатами – демократом А. Гором и республиканцем Дж. Бушем, сторонники того и другого устраивали пикеты с лозунгами «Почему судьбу выборов за меня должны решать выборщики?». Получилось так, что избиратели присудили победу одному кандидату, а выборщики – другому. И хотя разница голосов не превышала доли процента, дело дошло до серьезных судебных разбирательств, а привыкшие к спокойному ритму политической жизни американцы увидели в выявившихся погрешностях признаки надвигающегося кризиса американской демократии.

4. Принцип тайного голосования . Требование тайны голосования, характерное ныне для всех цивилизованных стран мира, означает: решение избирателя не должно быть известно никому (кроме, разумеется, самого избирателя). Это предохраняет избирателей от возможных форм давления, преследований или подкупа, обеспечивая им свободу выбора.

Справочно

Термин «голосование» – очень древний. Он пришел из античной Спарты, где высший орган государственной власти (герусия) формировался народным собранием (апеллы) по результатам… выкриков. Выбранным считался тот, за кого громче всех кричали. Из античных Афин до нас дошло и понятие «урна». Именно в эту емкость древние афиняне опускали свои черные (голосование «против») или белые (голосование «за») камни – прообраз нынешних бюллетеней.

Обеспечивается тайна выборов закрытой процедурой голосования: наличием специальных закрытых от любопытных глаз кабин, анонимностью и стандартной одинаковой формой бюллетеней (или же использованием специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения), опечатыванием избирательных урн, а также строгим наказанием виновных в нарушении избирательной тайны.

Таковы основные демократические принципы, определяющие сущность и содержание права граждан избирать и быть избранными в органы государственной и муниципальной власти. Однако провозгласить и даже конституировать те или иные политические права человека легко. Труднее создать такие условия, которые бы позволяли ему беспрепятственно ими пользоваться. Одним из таких обязательных условий является соответствующая организация демократических выборов.

Принципы организации демократических выборов

На базе демократических избирательных прав граждан основываются соответствующие требования к организации выборов. Содержания некоторых из них мы уже частично касались выше. Теперь остановимся на этой группе принципов подробно.

1. Свобода выборов. Это фундаментальный, базовый принцип организации демократических выборов. Не случайно, понятия «демократические» и «свободные» применительно к выборам часто употребляются как однопорядковые.

Свобода выборов включает:

    свободу участия (или неучастия) избирателей в голосовании;

    свободу выдвижения и самовыдвижения кандидатов;

    свободу агитации «за» и «против» кандидатов;

Свобода выборов означает отсутствие запретов или ограничений для волеизъявления избирателей, а также для выдвижения на выборы своих кандидатур и предвыборной агитации кандидатов. Она обеспечивается исключением из избирательной практики любых форм давления на избирателей и кандидатов с целью запрещения или принуждения их к участию в выборах, ограничения прав кандидатов на предвыборную агитацию, принуждения голосовать «так, как нужно».

О каких наиболее распространенных формах давления идет речь? Это политическое давление или расправа (в т.ч. физическая) с политическими соперниками, их сторонниками, активистами и организаторами выборов. Административное – угрозы снятия с должностей руководителей, отказывающихся или не сумевших «организовать» победу правящей партии, запугивание увольнением работников, не желающих ставить подписи или голосовать за «нужного» кандидата и т.п. Социально-экономическое давление – прямой подкуп или угрозы, а то и реальные санкции в отношении зарплат, пенсий, пособий, льгот и т.д. Информационно-психологическое давление – запугивание избирателей, например, угрозой гражданской войны, голодом, лишением собственности, репрессиями в случае прихода к власти оппонента, систематическая подача ложной или искажённой информации и другие приемы.

Реализация принципа свободы выборов осуществляется на всех этапах избирательного процесса – от выдвижения кандидатов, составления списков избирателей, проведения агитационных кампаний, процедуры голосования до подсчета голосов. Готовность и способность политической системы общества, всех ее институтов обеспечить свободу выборов является важнейшим признаком ее демократичности.

Справочно

Требование свободы участия в голосовании игнорируется в ряде современных государств. Так, для обеспечения явки избирателей в Бельгии, Нидерландах, Австралии за неучастие в голосовании полагается штраф, а в Пакистане – даже тюремное заключение. Объясняются подобные формы принуждения нарастанием абсентеизма – уклонения граждан от участия в выборах. В современной России свобода участия (или неучастия) в выборах законом не ограничена.

2. Альтернативность и состязательность выборов. Альтернативность – одно из наиболее очевидных требований к организации демократических выборов. Само понятие «выборы» предполагает наличие выбора из различных предложений. Отсюда альтернативными называются выборы, в которых участвуют два и более кандидатов (списков политических партий). В противном случае они оказываются пустой формальностью, «выборами без выбора», когда в бюллетене для голосования избиратель обнаруживает одну фамилию кандидата или список одной политической партии. Безальтернативные выборы характерны для диктаторских политических режимов.

Альтернативность достигается законодательным установлением соответствующего правила. Так, в избирательном законодательстве Российской Федерации существует норма: в случае, если ко дню голосования не окажется зарегистрированным ни одного или останется один кандидат (партийный список), то решением избирательной комиссии выборы откладываются. Следует иметь в виду, что этой нормой нередко пользуются в своих корыстных интересах кандидаты-аутсайдеры. Для того чтобы не допустить победы лидера, они снимают свои кандидатуры с предвыборной гонки накануне дня голосования, срывая тем самым выборы.

Альтернативность предполагает и состязательность или – конкурентность выборов как обязательный признак их демократичности. Открытые, публичные дискуссии, сопоставления аргументов и предвыборных программ кандидатов помогают избирателям делать осознанный выбор. Состязательность имеет и негативную сторону. Она открывает возможности для изобретения и использования так называемых «грязных» избирательных технологий, основанных на клевете, подтасовывании фактов, оскорбительных выпадах в адрес конкурентов, призванных ввести избирателей в заблуждение. Используемые при этом методы известны всем, в том числе самым стабильным демократиям, а тем более – молодым и неокрепшим, включая российскую.

Перед законодателями и организаторами выборов всегда стоит непростая задача: заключить состязательность на выборах в цивилизованные рамки. Для этого используются жесткие нормы избирательного законодательства, совершенствуются механизмы их реализации, предпринимаются меры по повышению политической культуры граждан, внедрению в избирательный процесс принципов морали и нравственности. В западных демократиях чрезмерную остроту политической конкуренции наряду с законодательными ограничениями призван сдерживать принцип лояльности, обязывающий терпимо, без нарушения этических норм относиться к политическим конкурентам.

3. Равенство финансовых и информационных возможностей кандидатов (политических партий). Особое значение для демократических выборов имеет требование равенства возможностей, согласно которому все кандидаты (партии) должны иметь равные финансовые и информационные ресурсы для проведения своих избирательных кампаний . Обеспечивается такое равенство предоставлением кандидатам равных долей бесплатного эфирного времени и печатных площадей в государственных СМИ; установлением одинакового для всех кандидатов максимального уровня расходов на проведение ими своих избирательных кампаний; ограничением размера взносов юридических и физических лиц в избирательные фонды партий и кандидатов и т.п. При этом все выступления в СМИ подвергаются мониторингу, а денежные поступления и расходы строжайше контролируются избирательными комиссиями и публикуются в открытой печати.

Несмотря на жесткие требования избирательного законодательства и предпринимаемые организационные меры по реализации на практике принципа равенства возможностей, он относится к числу наиболее часто нарушаемых на выборах различных уровней. Для приобретения информационных, финансовых и иных преимуществ над соперниками одни кандидаты нередко используют «административный ресурс», другие – «черную бухгалтерию», третьи – подметные (т.е. нелегальные) издания агитационной продукции и т.п. Все это искажает демократический характер выборов, а также может сказываться на их результатах и судьбе самой демократии в стране.

4. Периодичность выборов. Очередные выборы должны обязательно проводиться через строго определенные интервалы времени. Демократические выборы утрачивают свои функции, если решение об их проведении будет зависеть от произвола отдельных лиц. Поэтому отмены и переносы выборов не допускаются.

Периодичность выборов – необходимое и обязательное условие их демократичности. Ее назначение – препятствовать нелегитимному продлению сроков обладания властными полномочиями, быть одним из важнейших охранительных рубежей на пути возможной эволюции демократии к авторитаризму. Периодичность служит и утверждению самой демократии, ее институтов. Американский политолог С. Хантингтон даже вывел формулу: институты представительной демократии укореняются на новой почве и обретают прочность только в результате «испытания двойной сменой», т.е. правительство должно дважды поменяться в результате всенародного волеизъявления.

Справочно

Единой нормы для интервалов между очередными выборами не существует. Их периодичность определяется национальными законами. В разных государствах она колеблется для депутатов законодательных органов власти (парламентов) от 2 до 5 лет, для глав государств (президентов) – от 4 до 7 лет. На действующих президентов в США, России и некоторых других стран распространяется еще одно ограничение: для продления своих полномочий они могут участвовать в очередных выборах только один раз. Это делается для того, чтобы ограничить пребывание одного человека в должности главы государства не более чем двумя сроками подряд. При этом, например, в США избрание на должность президента одного и того же человека (не важно, на один или два срока подряд) допускается только один раз в его жизни.

5. Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов , т.е. избирательных комиссий . Выборы – это всегда конфликтная ситуация, бескомпромиссная политическая борьба, в эпицентре которой неизменно оказываются избирательные комиссии. Это объясняет принципиальную значимость их политической «равноудаленности» и правовой независимости от всех и каждого участников избирательного процесса и, прежде всего, – от государства. Поэтому независимость избирательных комиссий от государственной или, какой бы то ни было иной власти (например, партийной, экономической, криминальной и т.д.), кроме власти закона, является одним из основополагающих принципов организации демократических выборов.

Чем достигается независимость избирательных комиссий (на примере современной российской избирательной системы)?

    Законодательным установлением особого политико-правового статуса избирательных комиссий. В условиях демократических выборов – это «государственно-общественная структура, высшие органы которой являются государственными органами, а нижестоящие являются общественными образованиями». Таким образом, избирательные комиссии не входят ни в одну из ветвей государственной власти (и, соответственно, не подчинены им), равно как и не в один из институтов гражданского общества, оставаясь де-юре независимыми и полновластными в рамках предписанных избирательным законом полномочий.

    Демократическим порядком формирования комиссий: в их состав делегируются представители всех основных заинтересованных участников избирательного процесса (государства, политических партий, общественных организаций), а также члены комиссий с совещательным голосом и наблюдатели от участвующих в выборах кандидатов и политических партий.

    Выстраиванием независимой «вертикали избирательной власти» сверху донизу – от центральной до участковых избирательных комиссий. Своеобразие этой власти в том, что она ограничена одной единственной функцией – обеспечить соблюдение требований избирательного закона исключительно по процедурным вопросам. Что же касается решений, принимаемых избирательными комиссиями (например, по регистрации кандидатов, результатам голосования и т.д.), то их не вправе диктовать или изменять ни одна из ветвей государственной власти или политических партий. Возникающие разногласия разрешаются только судом.

    Коллегиальностью принятия решений комиссиями всех уровней путем открытого голосования.

Реализация перечисленных правил – задача весьма сложная. Обеспечить абсолютную независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, удается крайне редко. Ограждение избирательных комиссий от влияния государственных и муниципальных органов власти, равно как и институтов гражданского общества, включая политические партии, финансово-экономические группы, общественные организации, криминальные структуры, – одна из актуальнейших проблем.

Таковы основные принципы демократических выборов. Их утверждение в избирательной практике различных государств имеет свою историю и свои особенности, что не умаляет их фундаментального значения для демократии. Иное дело – встречающиеся случаи подмены демократических принципов выборов «политической целесообразностью» или иными субъективными соображениями, которые представляют угрозу основам народовластия.

Выводы

1. Социальная ценность выборов в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения и самоорганизации граждан, обеспечивающих им политическую автономию и реальную возможность быть источником государственной власти.

2. Важно отличать недемократические выборы от выборов демократических. Первые широко эксплуатируются современными авторитарными диктаторскими режимами в качестве одного из вспомогательных средств собственного самосохранения и выполняют соответствующие функции. Демократические выборы – единственный легитимный политический инструмент становления, воспроизводства и развития представительного народовластия. В странах с устоявшимися демократическими традициями – это центральное звено политического устройства государственной власти, конституционная основа общественного строя, необходимое условие демократии.

3. Демократические выборы могут отвечать своему социальному назначению только в том случае, если они базируются на соответствующих их природе принципах. Первостепенное значение для демократии имеют принципы, определяющие избирательные права граждан. Среди них – всеобщность участия и равенство всех участников выборов, прямое и тайное голосование. Не менее важную роль выполняют принципы организации выборов, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан. В их числе – свобода, альтернативность, состязательность и конкурентность выборов, их обязательная периодичность и регулярность, равенство возможностей кандидатов, а также особый независимый политико-правовой статус избирательных комиссий. К этой же группе принципов относят и возможность использования на выборах различных избирательных систем (подробно об избирательных системах см. лекцию № 10 настоящего курса).

4. Утверждение в избирательной практике принципов демократических выборов – длительный исторический процесс. Главным двигателем этого процесса является борьба народов за право быть полновластными хозяевами собственной жизни. Он подвержен влиянию политического опыта и традиций, особенностей национальных культур и укладов жизни народов различных континентов и государств. Свои отличительные особенности и свою историю имеет этот процесс и в России.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Дайте определение политического участия.

1. Назовите основные формы политического участия граждан и дайте характеристику их типов.

3. Дайте определение и охарактеризуйте особенности выборов среди других известных вам способов приобретения государственной власти.

4. Какие функции выполняют выборы в условиях демократии и авторитаризма?

5. Как бы вы объяснили отличие демократических выборов от не демократических?

6. Назовите и охарактеризуйте демократические принципы избирательных прав граждан.

7. Назовите и охарактеризуйте демократические принципы организации выборов.

9. В избирательное законодательство Российской Федерации в последние годы внесен ряд важных изменений. Дайте политическую оценку отмене порога явки избирателей на выборы и введению двухступенчатой системы выборов для руководителей субъектов федерации.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.

Демократическая избирательная система включает в себя следующие основополагающие принципы:

всеобщность избирательного права - каждый гражданин страны, достигший определенного возраста, независимо от пола, национальной, классовой и иной принадлежности, уровня дохода и образования, идеологических убеждений, имеет право на участие в выборах;

равенство избирателей - каждый избиратель, независимо от своего социального статуса и иных положений, во время голосования имеет только один голос;

свобода выборов - отсутствие политического, экономиче­ского, административного, психологического, физического и иных видов давления на избирателей, активистов, орга­низаторов выборов и кандидатов;

тайна голосования - исключение контроля над волеизъяв­лением избирателя. Каждому избирателю должны быть созданы соответствующие условия, чтобы он мог единолично в специальной кабине для голосования сделать са­мостоятельный выбор. При этом результаты этого выбора не должны быть кому-либо известны (впервые тайное го­лосование было введено во Франции в 1789 г.);

наличие альтернативных кандидатов - в выборах должны участвовать не менее двух кандидатов (партий). При этом каждый кандидат предлагает свою программу решения об­щественных проблем (в СССР проводились выборы с вы­движением только одного кандидата. Такие выборы являют­ся фарсом и способом манипуляции массами. Впервые аль­тернативные выборы в России были проведены в 1989 г.);

прямое голосование - избиратель непосредственно прини­мает решение и отдает свой голос за конкретного кандидата или партию. Между избирателем и кандидатом не должно быть посредников. Если избиратель выбирает выборщиков или специальный орган, которые непосредственно избира­ют кандидата, то такие выборы называются косвенными. Например, в парламентской республике, как уже говори­лось, президента непосредственно избирает парламент, а основная масса избирателей к выборам имеет косвенное от­ношение. В США президента избирает коллегия выборщи­ков. Члены Совета Федерации РФ также избираются кос­венным методом. В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: одного из них выбирает местный законода­тельный орган (парламент, законодательное собрание), дру­гого назначает исполнительный орган (глава региона);

равенство возможностей в конкурентной борьбе за голоса из­бирателей - каждому кандидату должны быть предоставле­ны равные условия и ресурсы (материальные, информаци­онные и др.) для борьбы за голоса избирателей на выборах;

периодичность и регулярность выборов - избиратели долж­ны иметь возможность контролировать своих представите­лей: отстранять от власти не оправдавших доверие, выяв­лять и выбирать наиболее достойных.

Российская избирательная система в основном соответствует

перечисленным принципам демократических выборов. Консти­туция РФ провозглашает всеобщее, равное и прямое избиратель­ное право при тайном голосовании. Избирательными правами

наделяются граждане, достигшие 18-летнего возраста, кромепризнанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Правом быть избранным в Государственную Думу обладают граждане РФ, достигшие 21 года. Претендовать на пост Прези­дента РФ могут граждане, достигшие 35-летнего возраста (при условии 10-летнего постоянного проживания на территории РФ).

Существует три основных вида избирательной системы: ма­жоритарная, пропорциональная и смешанная.

При мажоритарной системе депутаты избираются по одно­мандатным округам, на которые разделена страна (регион). От одного округа из нескольких кандидатов избирается один депутат.

При мажоритарной (плюральной) системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. Когда имеется более двух кандидатов по одномандатному округу, один из них может набрать менее 50% голосов (т.е. относительное большинство голосов) и, тем не менее, добиться победы. Данная система чаще используется для выборов главы государства (США, Исландия, Венесуэла, Колумбия и др.), реже - при выборах нижней палаты парламента (Великобритания, Канада, США, Япония, Индия). Половина мест в Государственной Думе РФ также замещается по данной формуле голосования.

Как правило, голосование по мажоритарной модели происходит в одномандатных округах, однако возможно использование и многомандатных, в этом случае избиратель имеет столько голосов, сколько депутатов избирается от данного округа (выборы местного самоуправления в Великобритании).

Еще один возможный вариант - так называемое “кумулятивное” голосование, когда избиратель получает несколько голосов и распределяет их между кандидатами по собственному усмотрению (он может, в частности, “отдать” все свои голоса одному, наиболее предпочтительному для него, кандидату). Эта система применялась пока только для выборов Палаты представителей американского штата Орегон.

Основной разновидностью этой модели является мажоритарная модель голосования в два тура (Франция, выборы президента в РФ и др.) . В этом случае, если ни один из кандидатов не набирает в первом туре абсолютного числа голосов (50% + 1 голос), назначается второй тур, в котором избиратели делают выбор между двумя и более кандидатами, набравшими наибольшее число голосов в первом туре. Победитель определяется по абсолютному или простому большинству голосов. Несомненное достоинство этой системы, лежит на поверхности, оно в простоте и понятности процедуры определения результатов голосования, и при этом избранный депутат формально представляет абсолютное большинство избирателей. В то же время, применение такой избирательной модели значительно увеличивает затраты на проведение выборов, как со стороны государства, так и со стороны кандидатов.

По мнению Р. Таагеперы и М.С.Шугарта “целью системы, при которой к участию во втором туре допускается двое и более кандидатов, состоит в поощрении сделок между партиями в промежутке между двумя турами.

Так, промежуток между первым и вторым туром голосования действительно используется французскими партиями для активного “торга”, какому из оставшихся кандидатов передать голоса тех, кто не прошел в первом туре. В итоге переговоров проигравшие в первом туре партии призывают своих сторонников отдать голоса одному из двух победителей первого тура. Эти “торги” зачастую приводят к заключению соглашений о взаимной поддержке кандидатур, когда партии договариваются поддерживать кандидата партии союзницы в том округе, где он имеет наибольшие шансы. Зачастую такие соглашения заключаются еще до выборов, партии-партнеры договариваются, по каким избирательным округам они будут выдвигать своих кандидатов, чтобы не допустить распыления голосов потенциальных сторонников. В таких соглашениях закладываются основы парламентских коалиций, что рассматривается как одно из важнейших преимуществ данной системы.

Однако нетрудно заметить, что даже эта избирательная модель не обеспечивает адекватного отражения политических предпочтений избирателей, поскольку ко второму туру “за бортом” оказываются кандидаты, пользующиеся иногда поддержкой значительной части электората. Перегруппировка сил между двумя турами, несомненно, вносит свои коррективы, но для многих избирателей второй тур голосования превращается в выбор “наименьшего из двух зол”, а не поддержки кандидатов, действительно представляющих их политические позиции.

При пропорциональной системе выборы проводятся по пар­тийным спискам и места в парламенте делятся пропорционально поданным за каждую партию голосам избирателей. Система пропорционального представительства предполагает распределение мест в парламенте в соответствии с количеством (процентной пропорцией) голосов полученных на выборах по партийным спискам в едином общенациональном избирательном округе (Нидерланды) или в нескольких больших региональных округах. В скандинавских странах (за исключением Норвегии) и в Греции выборы по пропорциональной модели проводятся не только по региональным избирательным округам, но и по “национальному округу”. Данная система применяется, как правило, при выборах парламентов (вся континентальная Западная Европа за исключением Франции, половина депутатов Государственной Думы и др.).

Распределение мест происходит либо по наибольшему остатку, либо по наивысшему среднему.

Смешанная система сочетает элементы мажоритарной и про­порциональной систем. Например, по такой системе избираются депутаты бундестага в Германии; в России депутаты Государст­венной Думы с 1993 по 2003 г. также избирались по смешанной системе. В дальнейшем было принято решение избирать депута­тов Государственной Думы по пропорциональной системе (по партийным спискам). Кроме того, был повышен нижний порог прохождения партий в Думу с 5 до 7 %. Это значит, что если партия по итогам голосования набрала менее 7 % голосов изби­рателей, то в Государственную Думу она не проходит. На выбо­рах депутатов в Государственную Думу в декабре 2007 г. 7%-ный порог преодолели четыре политические партии: «Единая Рос­сия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

Региональные органы власти РФ сами определяют, по какой системе проводить выборы в местный представительный орган. Например, в 2005 г. выборы в Московскую городскую Думу про­водились по смешанной системе, а нижний порог прохождения в Думу по партийным спискам составлял 10 %.

С 2004 г. федеральным законом были отменены прямые вы­боры глав администрации субъектов РФ (губернаторов, прези­дентов). Отныне сам Президент РФ предлагает местному пред­ставительному органу (законодательному собранию, думе) кан­дидатуру главы администрации, которая либо утверждается, либо отвергается местным представительным органом.


1.Формы политического участия.

2.Значение выборов в. демократическом обществе.


Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти

Основные формы

Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями

Ст. 33 КРФ

Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

Ст. 30 КРФ

Участие граждан в выборах

Ст. 32 КРФ

Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации)

Ст. 31 КРФ


Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.

Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

– массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Шествие

Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.



Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Выборы:

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения



а)Кого мы выбираем?

П Р Е З И Д Е Н Т

О Р Г А Н Ы В Л А С Т И

Федеральные

(Гос. Думу)

Местные

Субъектов федерации


Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса

Конституция Российской Федерации

Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ»

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»


Избирательное право

  • Избирательное право

Избирательные права Нормы правовых актов,

граждан регулирующих выборы

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право

Активное право

право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления

Пассивное право

Право быть избранным


Всеобщего

Равного

Прямого

+ обязательность и периодичность проведения выборов


Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос .

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.


Тайное голосование . Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.

+ Добровольность и периодичность выборов.


Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами:

  • Оседлости , т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.
  • Возрастной , избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет

В Российской Федерации:

  • избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста;
  • с 18-ти лет право быть избранным в муниципальные органы;
  • с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;
  • С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;
  • с 35 – Президентом страны.

Правовой статус избирателя - это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах.

Права избирателя:

1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания;

2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку;

3) право участвовать в формировании избирательных комиссий;

4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей;

5) право выдвижения кандидатов;

6) право вести агитацию за участие в выборах;

7) право принимать участие в формировании избирательных фондов;

8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;

9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.


Основные стадии избирательного процесса

1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей)

(выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)


2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов.

Право выдвижения кандидатов имеют:

Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели

Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.


3. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)


В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.


  • Какие избирательные системы существуют?
  • В чем их преимущества и недостатки?

Мажоритарная система

Виды: абсолютного большинства (50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника).

Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов.

Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.


Пропорциональная система.

Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий.

Недостатки: может применяться только в многомандатных округах


Пропорционально- мажоритарная система .

Одна часть депутатов избирается

по мажоритарной системе, другая

часть депутатов избирается на

основе пропорциональной

системы, по партийным спискам.

Профильный уровень

Cсылка на файл:

http://narod.ru/disk/11514630001/%D0%92%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5.rar.html

Урок обществознания в 11 классе на тему:

«Выборы в демократическом обществе».

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации

Задачи урока:

Образовательные и развивающие:

1. Сформировать новые понятия по изучаемой теме.

2. привлечь внимание к проблемам выбора и избирательного права;

3. Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;

4. Продолжить формирования у учащихся навыков работы с правовыми документами;

5. Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию.

Воспитательная:

Формировать активную гражданскую позицию

Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное право, ратное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование. Кандидат, политическая партия.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Раздаточные материалы: На столах у учащихся должны быть тексты Конституции РФ. В специальных раздаточных папках находятся: материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, текст проблемного задания с планом выполнения, карточки для ролевой игры, карточка «Пять слов об уроке»

На доске записаны: дата, тема занятия, цели на время закрыты, определение «выборы» на время закрыто; домашнее задание.

Структура урока.

  1. Мотивационная беседа.
  2. Изучение нового материала.
  3. Работа в группах.
  4. Обобщение.
  5. Закрепление.
  6. Рефлексия.

Используемые педагогические технологии:

1. Проблемное обучение;

2. Интерактивные формы;

ТСО :

· Демонстрационный экран

· Проектор (в режиме подключенияк компьютеру)

· Компьютер

План изучения темы.

  1. Избирательный процесс .

III . Типы избирательных систем

Эпиграф урока: “Демократия – это не просто право выбора, а ответственность за свой выбор”.

ХОД УРОКА

I. Мотивационная беседа учителя.

Выборы - центральный инсти-тут демократического государства.

Выборы - это проверенный временем способ обретения властью доверия и поддержки народа. Во время выборов или референдума власть в буквальном смысле слова переходит к народу, идущему на избирательные участки, чтобы отдать голоса за своих представителей в органах власти. А кандида-ты в депутаты представительных органов власти или стремя-щиеся занять пост главы государства в этот судьбоносный для них момент с замиранием сердца ждут конца избира-тельной кампании, чтобы узнать «приговор»: «да» или «нет», поверили или не поверили, поддержали или отвергли.

Выборы обеспечивают систематическое обновление власти. Это чрезвычайно важная задача, решение которой гарантирует общество от застоя, злоупотреблений, опаснос-ти диктатуры.

Участие в выборах - проявление социальной ответствен-ности, совести, политической и правовой зрелости и культу-ры каждого взрослого человека. Каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает, он ответствен за решения, принимаемые в политической, социальной, экономической сферах. Он неравнодушен к судьбе страны, региона, города, села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином чело-века, который в день выборов отсиживается дома, отказыва-ясь от своего права участвовать в управлении страной.

В любом обществе, в демократическом в том числе, есть силы, стремящиеся и умеющие использовать политические, социальные и эконо-мические свободы в своих корыстных целях. Вот почему необходимы хорошо разработанное законодательство, его четкая реализация, безусловное следование установленным правилам, имеющим общественное и государственное зна-чение. Это и есть процедура, без соблюдения которой демо-кратия невозможна.

Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «До достижения 18 лет, настоящему гражданину Российской Федерации пассивно ожидать, когда его право выбирать наступит или принять активное участие в подготовке к реализации права выбора?» Ответ учащиеся дадут в конце урока.

II. Изучение нового материала.

I. Избирательное право и его роль в избирательной системе .

Избирательная система - это порядок формирования выборных органов государства. Она включает в себя из-бирательное право, избирательный процесс и право отзыва депутатов.

Избирательное право - это принципы и условия уча-стия граждан и формировании выборных органов . Изби-рательное право может быть активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным). Избирательное пра-во может быть ограничено цензами. Цензы бывают: возрастные, образовательные, национальные, расовые, иму-щественные, сословные и оседлости (ограничение избира-тельного права в зависимости от времени проживания в избирательном округе).

В демократических государствах выборы проводятся на основе принципов.

Всеобщее избирательное право, - право на участие в выборах всех граждан, достигших определенного возра-ста (как правило, 18 лет), независимо от пола, расы, на-циональности и других факторов. Допускается лишь ценз оседлости. Не могут участвовать в выборах лица, признан-ные недееспособными по решению суда, и лица, содержа-щиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Равное избирательное право означает, что каждый из-биратель имеет одинаковое количество голосов и участвует в выборах па равных основаниях (упрощенно это форму-ла звучит так: "Один избиратель - один голос"). Каж-дый избранный депутат представляет примерно одинако-воечисло избирателей.

Прямое избирательное право означает, что каждый из-биратель голосует непосредственно за избираемого кан-дидата. Выборы могут быть и не прямыми (косвенными), когда избиратели избирают коллегию выборщиков, а те, в свою очередь голосуют за кандидата.

II. Избирательный процесс

Избирательный процесс - это порядок и основные ста-дии в организации выборов. Избирательный процесс включает в себя следующие основные этапы:

1) назначение выборов (как правило, главой государ-ства);

2) организация избирательных округов с приблизитель-но равным числом избирателей;

3) создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4) регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5) выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6) предвыборная борьба (прекращается за день до го-лосования);

8) подведение итогов голосования (выборы признаются состоявшимися при явке установленного в законе числа избирателей);

9) установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования.

III . Избирательные системы.

Теоретический блок 1

Существуют 3 избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная

Мажоритарная система - это способ определения ре-зультатов голосования, при котором для получения ман-дата требуется собрать установленное законом большин-ство голосов. Главным правилом этой системы является правило "победитель получает все". Разновидностями этой системы являются мажоритарная система относительно-го большинства и мажоритарная система абсолютного большинства. При системе абсолютного большинства для избрания кандидату требуется получить абсолютное боль-шинство поданных по округу голосов избирателей (более половины или 50% + 1 голос).

Практическая работа

Класс разделен на 4 группы. Подготовить « партийную» программу по антикризисным мероприятиям вывода страны. Каждая группа представляет своего депутата со своей « партийной» программой. Задание к данной работе: в трех тезисах изложить предложенияантикризисной программы.

1 тур. Проводим индивидуальноеголосование. Подводим результат 1 тура:

· группа А получила 8 голосов.

· группа В получила 2 голосов.

· группа Г получила 9 голосов.

Устанавливаем (в качестве примера) 10% барьер по голосованию. Группа В выбывает из предвыборной «гонки». Проводим 2 тур голосования по 3 программам.

2 тур. Проводим индивидуальное голосование по выбору. Результат мгновенно обрабатывается программой и выводится результат (например) 1 тура:

· группа А получила 9 голосов.

· группа Б получила 7 голосов.

· группа Г получила 11 голосов.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества данной системы голосования?

Недостатки:

· Партия или блок партий, «проигравшие» на выборах по одномандатному округу, т. е. получившие, на-пример, 49% голосов, могут быть вообще не представлены в парламенте.

· По этой системе избираются депута-ты, угодные властям данного региона, или сами представи-тели властных структур.

· Вероятность проведения не-скольких туров голосования (в случае, если в первом туре ни один из кандидатов не набрал абсолютного большин-ства голосов).

· Выборы по мажоритарной системе могут вызвать социальную напряженность в нестабильном обществе.

Преимущества:

· Простота определения результатов

· Реализуется демократический принцип большинства

· Осуществляется тесная связь между депутатами и избирателями, потому что каждый депутат представляет свой регион и т.д.

Учитель добавляет для справки, что данная система используется в Ве-ликобритании, Канаде, Индии и других странах.

Пропорциональная избирательная система - это спо-соб определения результатов голосования, в основу ко-торого положен принцип распределения мест пропорци-онально полученным каждой партией количеству голо-сов. При такой системе создаются большие округа, от каж-дого из которых избирается несколько депутатов. Часто избирательным округом становится вся страна. Выборы проводятся только на партийной основе: каждая партия выдвигает свой список кандидатов на вакантные долж-ности, и избиратель голосует не за отдельную личность, а за тот или иной партийный список в целом.

Учащимся предлагается обдумать: Каковы недостатки и преимущества этой системы голосования?

Возможный вариант ответа может быть следующим.

Недостатки:

· В парламент часто из-бираются политики, не имеющие отношения к той местнос-ти, где живут избиратели.

· Депутаты, избран-ные по партийным спискам, ответственны не столько перед народом, сколько перед партией.

Преимущества:

· в представительном органе могут быть широко представлены социальные меньшинства: им достаточно образовать свои партии

· чем больше граждан проголосовали за партийный список, тем больше и должно быть представителей, которые будут отстаивать интересы этих граждан.

Эта система применяется в Италии, Израиле, Австрии, Португалии, некоторых лати-ноамериканских странах и др.

Принимая во внимание преимущества и недостатки мажоритарной пропорци-ональной систем выборов в Российской Федерации при выборах в Государствен-ную Думу действует смешанная мажоритарно-пропорциональная система . Половина мест (225) в Думе распреде-ляется на выборах по пропорциональной системе; вторая половина депутатов (225 человек) избирается по мажори-тарной системе. При этом оговаривается: те партии, кото-рые при пропорциональной системе на выборах получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голо-совании, в Думу не проходят.

III . Обобщение.

Демократическому обществу совсем не безразлично, как относятся к политике его члены. Мы уже говорили об этом. Пассивность граждан, отказ от участия в выборах способны парализовать государственную власть, привести к анархии или диктатуре. Государство не вправе заставлять граждан участвовать в выборах, в обсуждении и выдвижении кандидатур, посещать предвыборные собрания. Они сами реша-ют, что делать во время президентских и парламентских выборов, выборов в местные органы власти, на референдумах и т. д.

Для того чтобы со знанием дела участвовать в полити-ческой жизни, недостаточно интересоваться политикой, слушать новости, читать газеты и перемывать косточки по-литикам с друзьями, родственниками и соседями. Глав-ное - нужно научиться самостоятельно думать, делать выводы из полученной информации. Не обязательно быть выпускником университета или кандидатом наук. Доста-точно стремиться стать политически культурным челове-ком.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ: МОЖНО ЛИ ДО ДОСТИЖЕНИЯ 18 ЛЕТ, ГРАЖДАНИНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПОДГОТОВКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ВЫБОРОВ, РЕШАЕТСЯ В КОНЦЕ УРОКА ОДНОЗНАЧНО. И ВЫВОД ОДИН: СЕГОДНЯШНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТИ ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНИКИ - ЭТО АКТИВНЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ 2014 – 2015 ГГ.!

IV . Закрепление.

1. Учитель предлагает записать в тетрадь ключевое слово урока – «выборы».

Задания:

Напишите рядом с понятием два-три понятия по ассоциации.

Возможны ответы: власть, государство, народ, избиратель, кандидат, политическая партия.

2. Учитель дает задание классу: попытайтесь дать свое определение понятию «ВЫБОРЫ» и запишите его

Задание выполняется в парах. А затем проверяют насколько совпадает данное ими определение с тем, которое содержится в документах.

Выдержки из документов.

1. «Демократические, свободные, и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируется свободное волеизъявление граждан РФ на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме» ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

2. Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица» (ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Анализируя документы, учащиеся делают соответствующие выводы и дают оценку своей работе.

3. Задание: всегда ли выборы являются демократическими? Назовите несколько ситуаций, когда выборы не будут считаться демократическими.

Для выполнения этого задания учащиеся объединяются в группы. Каждая группа выбирает лидера, который будет направлять и координировать всю работу, выставлять за нее оценки.

Возможные ответы учащихся : безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать; не тайные выборы (в бюллетене содержится требование указать паспортные данные); дезинформация избирателей в ходе выборов; не всеобщие выборы (для участия в выборах установлен имущественный ценз); выборы в обстановке давления на избирателей и т.д.

4. Перед учащимися ставиться вопрос: почему важно принимать участие в голосовании?

Поиск ответа на него ведется в форме «мозгового штурма». Учитель записывает на доске ключевые слова из ответов учеников. Проводиться ранжирование слов по значимости. Выводы делают сами ребята.

Голосование – это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.

5. Ставятся проблемные вопросы: можно ли человека заставить голосовать? Можно ли привлечь к ответственности за неучастие в выборах?

Для поиска ответов в классе проводиться ролевая игра. Учитель говорит, что группа депутатов разработала законопроект об обязательном участии граждан России в выборах в центральные и местные органы власти.

Учащиеся разбиваются на четыре группы. Каждая группа получает текст законопроекта и задание.

Проект закона «Об обязательном участии в выборах»

Все граждане Российской Федерации, дееспособные и не находящиеся под посто-янным наблюдением врача, обязаны при-нимать участие в выборах в органы власти всех уровней (центральные, региональные и местные). Реализация активного избира-тельного права (права избирать) является важной характеристикой гражданствен-ности.

В случае невозможности принять учас-тие в выборах следует обращаться в избира-тельные комиссии, которые, рассмотрев представленные документы, выносят соот-ветствующее решение.

За неучастие без уважительных причин в выборах в первый раз выносится обществен-ное порицание (в виде письма на место рабо-ты или учебы, а также публикации фамилии и фотографии нарушителя в средствах мас-совой информации), во второй раз - штраф в размере трех минимальных размеров оп-латы труда, в третий раз - общественные работы на срок от 10 до 90 дней.

Задание группе 1. Вы являетесь де-путатами, выдвинувшими законопроект на рассмотрение. Предложите свои ар-гументы в пользу его принятия (предпо-ложите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, право-вой, духовной областях может принести принятие этого закона).

Задание группе 2. Вы являетесь пар-ламентской оппозицией и должны пред-ставить аргументы против принятия данного закона.

Задание группе 3. Вы являетесь журналистами и должны подготовить репортаж как о самом законопроекте, так и о ходе его обсуждения. Проанали-зируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические при-страстия руководства вашей газеты мо-гут повлиять на будущую статью

Задание группе 4. Ваша группа состоит из учителей истории и обществознания. Оцените данный законопроект со своей позиции.

После обсуждения результатов работы групп можно провести общее голосование по предложенному проекту и проанализировать его результаты.

V . Рефлексия.

Вопросы к классу:

Какие затруднения вы испытывали в ходе работы над понятием «выборы»?

Какие затруднения возникли при работе с документами?

Смогли ли вы договориться в вашей малой группе?

Чьи аргументы оказались наиболее содержательными?

Домашнее задание.
Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
А) Почему настоящий гражданин должен участвовать в выборах?
Б) Существование множества партий ведёт к ведению политической борьбы. Хорошо это или плохо?

VI . Итог урока.

Урок завершается заполнением карточки

«Пять слов об уроке»

«Дорогой друг! Напиши о своем отношении к проблеме урока. Насколько он для тебя интересен?

Литература:

  1. Обществознание: учебник для 11 класс общеобразовательных учреждений: профильный уровень под ред. Л. Н. Боголюбова – М.: Просвещение, 2008
  2. Сорокина Е. Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. – М.: ВАКО, 2009