Развлечение по ОБЖ «Уроки безопасности в любимых детских сказках. Картотека художественных произведений для чтения детям по формированию основ пожарной безопасности. книга по обж (группа) на тему Рассказы и сказки по обж


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Сказки русского народа вобрали всю мудрость и опыт старших поколений. Раньше, когда не было книг, они служили и развлечением и учебником жизни.

В сказках накоплена вековая мудрость народа. Каждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок.Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Порою этот «урок» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.

Сказки - это учебник, по которому ребенок начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить дети. Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить всем, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, можно научить детей и бдительности, и осторожности. Причем (что очень важно!) не запугивая и не очерняя окружающий мир.

Сказки - верные помощники во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка - ложь, но в ней урок … . Порою этот «урок» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным. Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев. И если не просто читать сказочную историю, а и обсуждать прочитанное с родителями и одноклассниками, то можно на примере сказочных героев заложить основы необходимых правил безопасности.

Актуальность исследования . На уроках окружающего мира, когда мы изучали правила безопасного поведения дома и на улице, я заинтересовалась соблюдают ли герои моих любимых сказок эти правила. Для этого я проанализировала детские сказки и выяснила какие правила безопасного поведения не знали и нарушали сказочные герои. Сказки позволяют не запугивая учить детей находить выходы из сложных жизненных ситуаций, учиться быть бдительными и осторожными.

Гипотеза: Сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат ребят безопасному поведению в повседневной жизни.

Цель исследования: В короткие сроки, на примере сказок дать детям знания о правилах безопасного поведения в жизни.

Объект исследования : русские народные и авторские детские сказки.

Предмет исследования: безопасное поведение учащихся дома и на улице.

Формы исследования: чтение и анализ поучительных сказок.

2. Основная часть.

Правила безопасности в детских сказках.

Когда мы произносим слово «сказка», перед нами возникает прекрасный сказочный мир, живущий таинственной сказочной жизнью, согласно необычным сказочным законам. Сказки о безопасности - это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит младших школьников обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. А.С. Пушкин писал: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Я попробовала найти этот урок в детских сказках.

Для полного восприятия и раскрытия смысла данного исследования я взяла любимые сказки и постаралась выделить в них главное: «Каким правилам безопасности нас учат сказки?»

Всем ребятам известна сказка «Кот, лиса и петух» .

Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого. Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!»

Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду.

А теперь вспомним сказку про Красную Шапочку . В сказке Шарля Перро можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности. Во-первых, Красная Шапочка остановилась в лесу и стала разговаривать с волком (она ещё не знала, как это опасно), во-вторых, рассказала ему, где живёт её бабушка («Вон в той деревне за мельницей, в первом домике с краю»).

Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми.
Вспомним, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам в сказке «Волк и семеро козлят»? Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос. Он очень умело притворился близким и родным и добился осуществления своего злого замысла.

Нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности: нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей, прежде чем принять от кого-то подарок .

Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос.

Не гуляй один в незнакомых местах.

Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть его.

Родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей .

Ушла одна в лес Машенька из сказки «Три медведя» и заблудилась. А Маша из сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли друг друга.

Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе

А теперь давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности: нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.

В сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» Кай решил прокатиться с ветерком, прицепил санки к экипажу Снежной королевы и оказался на Северном полюсе.

Нельзя нарушать правила дорожного движения!

3. Практическая ценность.

Слушая и обсуждая народные сказки, играя в них, ребята легко усвоят, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Результаты работы можно использовать на уроках окружающего мира при изучении темы «Здоровье и безопасность».

4. Заключение

В результате проведенного исследования сказок я сделала важный вывод: многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говорится: «Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». В русских народных сказках встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы - читатели, можем получить урок. В сказках заложен глубокий смысл, позволяющий ребенку постигать эту жизнь на наглядных примерах, суть, дающая возможность учиться распознавать, где добро, а где зло, какая дорога приведет к радости, а какая, к горю... .

Таким образом, моя гипотеза о том, что русские народные сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат нас, как вести себя правильно, подтвердилась.

5. Список литературы

Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. - СПб: Детство-пресс, 2007. − 145 с.

Анастасова, Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-4 классы. Методические рекомендации / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. - М.: Просвещение, 2009. - 144 c.

Гнусарева, Е. Ф. Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников / Е. Ф. Гнусарева // Дошкольное воспитание. − 2011. − № 3. − С. 45-51.

Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 25 апреля 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2014. - 92 с.

Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.-381 с.

Сборник. Народные русские сказки

Жил-был в лесу маленький Зайчик. И была у него особенность тащить все домой, что он найдет в лесу. Однажды в лес пришли туристы.

Они остановились на привал, поели, убрали за собой и пошли дальше. Зайчик сидел за кустом и с интересом наблюдал за ними. И увидел, как у одного туриста из кармана выпала какая-то коробочка. Что это были спички, Зайчик не знал. Он подобрал их и принес в лесную деревню. В деревне жили бобры, зайцы, белки, лоси, олени и много других животных.

Прискакал Зайчик в деревню, показал свою находку друзьям. Волчонок сказал: «Это спички. Мать говорила, что маленьким детям нельзя с ними играть. Может произойти пожар». А Зайчик ему отвечает: «Это маленьким нельзя, а я уже большой». Взял Зайчик маленькую красивую спичку и зажёг ею по коробочке. Загорелась спичка. Зайчик ожог лапку. Испугался и бросил ее на землю.

Загорелся сухой мох, пламя взвилось вверх. Хорошо, что Волчонок был рядом и погасил огонь. «Плохой ты, Зайчик, нельзя так делать, а то будет беда и леса, и зверям, птицам» — сказал он. «Будешь ты меня учить! Я и сам умный» — ответил Зайчик и сам поскакал дальше. Сел под елкой, чтобы его никто не видел, достал спички и начал ими чиркать по коробочке. Увидела это Белка и говорит: «Огонь — страшная сила. Он может принести великое зло. Спички сделаны не для того, чтобы с ними дети гуляли. Не играй с ними, а то может быть пожар». «И ты ещё меня учить будешь» — возмутился Зайчик. «Прыгаешь по деревьям и прыгай дальше, не мешай мне».

Побежал Зайчик назад в деревню, спрятался в домике, чтобы его никто не видел, и давай снова чиркать и смотреть, как они красиво горят. Вдруг спичка сломалась и отскочила на зайчикову постель из сухих листьев. Листья сразу же загорелись. Пламя перекинулось на стены, и Зайчик один не мог потушить. Он так испугался, что спрятался в шкафу. Едкий дым ел глаза. Зайчик выскочил на улицу и закричал во всю мощь: «Пожар! Пожар! Помогите!»

Все звери были в лесу. Хорошо, что рядом пролетала Сорока. Она затрещала на весь лес: «Сюда, сюда, все сюда! Тушите огонь! Зайчик домик поджёг!» Вызвали спасателей-бобров. Дядя Бобр и его команда начали носить воду в вёдрах и заливать огонь. А Зайчик заливался слезами и говорил: «Я больше никогда не буду брать спички!» Огонь потушили, но домик сгорел. Дядя Бобр строго сказал всем малышам, которые собрались у пожарища: «Никогда не берите спички в руки, не играйте с ними, а то будет, как Зайчику. Мог бы сгореть весь лес, и тогда нам негде было бы жить».
Зайчику домик отстроили, но с тех пор он запомнил, что нельзя играть со спичками. А вы, ребята, знаете об этом?

Елена Бышева

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3

комбинированного вида»

Развлечение по ОБЖ

«Уроки безопасности в любимых детских сказках »

Подготовили и провели

воспитатели :

Бышева Е. В.

Рагузина Н. Р.

Лямбирь 2013 г.

Цель : формирование у детей основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок .

Задачи : создание условий для формирования у учащихся представлений о возможных опасностях повседневной жизни;

обучение адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев ;

формирование осознанного отношения к собственной безопасности ;

воспитание личной гражданской ответственности;

содействие становления положительной мотивации к чтению книг.

Техническое обеспечение,наглядный материал : аудиозапись спокойной музыки,картинки по ОБЖ,игрушки для драматизации : Колобок, Красная Шапочка, волк, коза, лиса с петушком, петушок, книги с текстом сказок .

Сегодня мы хотим пригласить вас в путешествие, в совершенно необычное путешествие. Согласны? (Да.)

Предлагаем отправиться в путешествие… по сказкам .

А кто из вас любит сказки ?

(Ответы детей) .

А за что вы любите сказки ?

(Они очень интересные, волшебные, в них происходят чудеса, которых нет в жизни, в них много приключений)

Как вы думаете, ребята,почему так говорят : «Сказка – ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок »?

(Сказка учит добру )

Вместе с героями сказок мы попадаем в удивительные страны, которых нет на карте, путешествуем вместе с ними, преодолеваем различные трудности, а значит, а значит, учимся побеждать страх, неудачи, учимся выбирать правильные решения в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.

Сегодня мы будем вспоминать сказки , которые учат нас быть внимательными и осторожными дома и вне нашего дома, говорить о том, как избежать чрезвычайных ситуаций, то есть опасностей, угрожающих нашему здоровью, а может и жизни.

Бывает и так, что мы сами провоцируем опасную ситуацию, ведя себя беззаботно на улице или дома. Здесь очень многое зависит от самого человека, и некоторые несчастные случаи можно предотвратить. Любой из нас может оказаться в опасной ситуации, но не каждый знает, как этого избежать.

Итак, вот вам первая загадка

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен.

(Колобок)

Правильно, помните, как в сказке было ?

сказки «Колобок»

«Жили-были старик со старухой. Надумали они как-то испечь колобок.Старик старухе и говорит :

Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Старуха так и сделала : по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положило на окошко стынуть. Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился - с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку - и дальше по дорожке. В лесу он повстречался с зайцем, волком, медведем.

Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!

Колобок обрадовался, что его хвалят и запел свою песенку.А лиса и говорит :

Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок.

Прыгнул он лисе на нос и запел :

Я колобок, колобок,

По коробу скребен, по…

А лиса его - ам! И съела!»

ем закончилась эта сказка ?

(Лиса съела Колобка)

Где всё произошло?

(В лесу)

Колобок родился и жил в лесу?

(Нет. Его испекла бабушка и поставила на окошко остынуть)

А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы?

(Он сам убежал в лес.)

Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется?

(Колобок просто захотел погулять)

Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл.В лесу ведь так красиво : высокие стройные деревья, пахучие травы и цветы, прекрасное пение птиц…

Но лес таит в себе и опасности. Колобок ни о каких опасностях совершенно не задумывался, вот и поплатился за это.

«Нельзя без разрешения уходить из дома» )

Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей)

(На фланелеграф выставляется картинка по ОБЖ - «Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми» )

Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и …

(Ответы детей)

Прятаться в подвалах и на чердаках не менее опасно. Там могут жить бомжи и наркоманы и скрываться насильники. Даже в твоём родном дворе к тебе может подойти посторонний человек, который не обязательно будет добрым дядей или тётей. Если родителей рядом нет, а человек зовёт пойти с ним куда-то в подвал или на чердак, сесть с ним в машину, отвечай отказом на все эти предложения, постарайся уйти. Можешь попросить о помощи любого взрослого, гуляющего с собакой или с ребёнком, громко крича о том, что этот человек тебе незнаком. Никуда ни с кем не ходи без разрешения родителей, не рассказывай чужим людям свой домашний адрес, телефон.

Вспомните сказку , которая как раз учит этому.

(Красная Шапочка.)

Инсценировка отрывка сказки (встречи волка с Красной Шапочкой)

«Жила-была маленькая девочка. Мать любила ее без памяти , а бабушка еще больше.

Как-то раз испекла мама пирожок и сказала дочке :

Сходи-ка, Красная Шапочка, к бабушке, снеси ей пирожок и горшочек масла да узнай, здорова ли она.

Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке.

Идет она лесом, а навстречу ей - серый Волк.

Куда ты идешь. Красная Шапочка? - спрашивает Волк.

Иду к бабушке и несу ей пирожок и горшочек масла.

А далеко живет твоя бабушка?

Далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с края…»

Какие ошибки допустила Красная Шапочка?

(Остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом; рассказала , куда идёт, где живёт бабушка, и как попасть в её дом.)

Как нужно поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо ?

(Обязательно рассказать родителям , даже если это был ваш сосед.)

А почему преступники притворяются, что они добрые дяди или тёти?

(Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним.)

А если вы остались дома одни, что наказывают вам ваши родители?

(Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)

Из какой сказки эти строки ?

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку

(Петушок – золотой гребешок.)

Инсценировка отрывка русской народной сказки «Петушок – золотой гребешок»

«Жили-были кот, дрозд да петушок - золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а пет а одного оставляют.

Уходят -строго наказывают : - Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке,села под окошко и запела :

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок :

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы…

Кот и дрозд, спасите меня.

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка…»



Какие ошибки допустил петушок?

(Он выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд предупредили его этого не делать.)

Вспомните, как вёл себя петушок когда лиса несла его в дремучий лес. Оцените его поведение.

(Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он правильно поступил, потому что кот и дрозд услышали его и спасли.)

(На фланелеграф выставляется картинка по ОБЖ - «Нельзя уходить с незнакомыми людьми и при особой ситуации очень громко кричать, звать на помощь»)

Ребята, запомните нельзя близко подходить к незнакомым людям, выглядывающим из машин, и тем более что-то брать у них из рук.

Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете?

(Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека)

В какой русской народной сказке персонаж очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла?

(«Волк и семеро козлят» )

Инсценировка отрывка русской народной сказки «Волк и семеро козлят»

«Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза,постучится в дверь и запоет :

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке,постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом :

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла.

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел…»

Что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам.

(Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)

(На фланелеграф выставляется картинка по ОБЖ - «Нельзя открывать дверь чужим людям, даже если они кажутся добрыми, хорошими»)

Запомните : «Никогда не открывайте дверь незнакомым и малознакомым людям. Если незнакомец настаивает на этом, не стесняйтесь звонить в милицию. Сообщите дежурному милиционеру свое имя и фамилию, домашний адрес и телефон».

Ребята, нельзя открывать дверь посторонним людям. Они могут вас обмануть.Можно им так ответить : «Я вас не знаю и поэтому не могу открыть вам дверь. Если хотите встретиться с мамой, зайдите попозже»

Преступники всегда притворяются добрыми. Как вы думаете, для чего?

(Чтобы им поверили, не испугались и открыли дверь или пошли бы с ними)

Мы вам желаем, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать.

Сказка – ложь , да в ней намёк! Добрым молодцам урок . За этот урок скажем спасибо сказкам , которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.)


А нам пора возвращаться из нашего путешествия и всегда помнить о тех правилах, с которыми вы сегодня познакомились.


Литература.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии . – СПб., 2000. – 310 с.

2. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии . СПб., 2003. – 144 с.

3. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия . – М., 2001. – 304 с.

4. Тексты русских народных сказок

5. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой . Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков, 2000. – 464 с.

6. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М., 2001. – 224 с.

7. Шустерман М. Н., Шустерман З. Г. Как попасть в сказку : для младшего и среднего школьного возраста. – М., 1995, – 160 с.

Виктор Драгунский «Денискины рассказы» - рассказ «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах …»

События рассказа происходят в зимнее время года. Два друга Миша и Денис заигрались в хоккей и опоздали на уроки в школу. Для того чтобы оправдать свой нехороший поступок, они решили соврать учителю и своим одноклассникам. Причину своего опоздания в школу они решили оправдать геройским поступком. По версии Дениса - «они опоздали, потому что спасали девочку из пожара в горящем доме», по версии Миши – «они спасали девочку, которая тонула в проруби». Но ложь вскоре обнаружилась, обманщики плохо сговорились и сказали две версии одновременно. В результате, мальчики разочаровали своей непорядочной ложью учителя и одноклассников.

Лев Толстой – «Пожарные собаки»

Действия в рассказе происходят в Англии, в конце 19 века. Рассказ повествует о пожарной собаке по кличке Боб, которая специально обучена для спасения детей во время пожара. В испуге они прячутся под кровать или в любое другое укрытие квартиры и их сложно найти в объятом пожаром жилье. Во время одного такого пожара пожарный пес Боб спас маленькую девочку, а затем к восхищению очевидцев ЧС и её любимую куклу.

С.Я. Маршак , рассказ в стихах – «Рассказ о неизвестном герое»

Это рассказ о простом парне, который ехал в трамвае по своим делам и увидел пожар. В горящем окне жилого дома металась маленькая девочка. Парень ринулся на помощь и спас ребенка. Не придавая своему отважному поступку особого значения, парень дальше поехал по своим делам. Но теперь этого героя ищут пожарные и милиция для того, чтоб его отблагодарить.

С.Я. Маршак , рассказ в стихах – «Пожар»

Рассказ повествует о повседневной работе пожарного и о девочке Леночке, которая осталась дома одна, которая не послушалась наказа мамы, открыла дверку горящей печи и из-за этого с ней случилась беда. Из печки на пол выпал уголек и в квартире начался пожар. Но благодаря опытному и отважному пожарному Кузьме и его пожарной команде дом был спасен от пожара, а Леночка и её кошка были освобождены из огненного плена.

Михаил Пришвин – «Остров спасения»

Рассказ о наводнении. Река Волга вышла из своих берегов и затопила землю, а от леса остались только верхушки деревьев, на которых спасались от стихии разные зверьки. Другие же зверки плыли к берегу, на сушу к людям. Люди встречали измученных животных и помогали им. А утки помогли спастись от затопления букашкам и насекомым, которые облепили бока водоплавающих птиц, как плавучие островки.

Николай Некрасов , рассказ в стихах – «Дедушка Мазай и зайцы»

Рассказ повествует о наводнении в лесу ранней весной и о Дедушке Мазае, который на своей лодочке спас зайцев.

Виталий Бианки – «Приключения муравьишки»

Это сказка о приключениях муравья, который по неосторожности попал в ЧС. Он отдыхал от работы на желтом осеннем листике, листик оторвался от ветки и под дуновением ветра унес муравья далеко от муравейника. Листик приземлился и повредил испуганному муравью ножки, из-за этого он не мог самостоятельно передвигаться домой. Но ему нужно было попасть в муравейник до заката, иначе двери его дома будут для него недоступны. Разные насекомые помогали ему добраться домой. Горе-путешественник оказался дома.

Борис Житков. Рассказы.

Это история о мальчике Пете, который дома в отсутствии мамы и сестер, ушедших гулять, проверял свою самодельную пушку. Он положил самодельную пушку в печку и полив её керосином, поджог. В печке произошел взрыв, в квартире начался пожар. Петя в панике и испуге выбежал на улицу, квартира была объята огнем. Сосед учитель, живший на нижнем этаже дома, вызвал пожарных и спас пылающий дом. Но квартира, в которой жил Петя со своей семьей сгорела, и учитель приютил всю семью погорельцев у себя.

Рассказ повествует о том, что во время пожара дым страшнее огня. Однажды пожарные тушили дом, всех жителей вывели на улицу и они теперь были в безопасности. Только одного мальчика не нашли. В испуге он спрятался под диван. Пожарный, заткнув мокрую рукавицу себе в рот, ринулся в охваченный огнем дом и спас задыхающегося от дыма ребенка.

«Борода»

История о том, как зимой у берега рядом с пароходом под лед провалился дед. Спасаясь, он схватился за железную цепь якоря. Стоявший на пароходе матрос, заметил его и принялся спасать деда. Но из-за большого мороза борода деда примерзла к цепи. Матрос уговаривал деда пожертвовать ею ради спасения. В отчаянье дед согласился. Оценив, в последствие, весь ужас своего положения, старик был искренне благодарен матросу за свое спасение.

«Белый домик»

Рассказ повествует: о двух детях брате и сестре живущих около моря. Отец у детей был моряком и часто рассказывал им историю о «Белом домике» на противоположном берегу. Дети без ведома своих родителей отправились в шлюпке на другой берег, где был по рассказам отца загадочный «Белый домик». Дом уже был далеко и невиден за горизонтом. Во время своего путешествия дети попали в сложную ситуацию, лодка села на мель и они не могли тронуться с места. Ветер поднялся вновь, нагнал воду, и лодка сошла с мели. Дети были спасены и благополучно вернулись домой к взволнованным родителям.

«Наводнение»

Эта история о реке, которая ранней весной вышла из своих берегов и грозила затоплением и разрушением ближайшим поселениям людей. В опасности оказался и дом капитана баржи, в нем остались его жена и сын. Обеспокоенный надвигающейся на его семью бедой, капитан двинулся им на помощь. Но он не мог остаться в стороне от чужой беды, и, двигаясь на встречу своим близким, по дороге оказал помощь другим людям терпящим бедствие. Капитан укрепил берег камнем со своей баржи и спас поселок от наводнения. За это время другие неравнодушные к чужой беде люди спасли его семью.

«На льдине»

В рассказе повествуется о восьми рыбаках, которые на замерзшем море ловили рыбу, и попали в беду. Один из рыбаков был со своим сыном. Рыбаки расположились на ночлег. Ночью поднялся сильный ветер. Ветер отколол льдину с людьми и унес её в открытый океан. Рыбакам удалось дать сигнал о помощи. Начальник порта, получивший сигнал, отправил вертолет, люди были спасены.

«Как мальчик тонул»

Эта история о том, как спасли мальчика, который ловил рыбу на реке. Плотники строили пристань из бревен, которые плавали по реке. Мальчик пошел по этим бревнам не удержался, и, упав в реку, стал тонуть. От гибели его спасли проходящие мимо люди - телеграфист и автор рассказа.

«Пожар в море»

Рассказ повествует о пожаре, который произошел в трюме корабля в открытом море. Капитан корабля дал сигнал бедствия на сушу и три спасательных корабля вышли из порта на помощь терпящему бедствие кораблю. Корабль и команда корабля были спасены.

Цыферов Г. М. Жил на свете слонёнок.

Сказка о слоненке, который не знал, кем быть и поэтому очень грустил. Но вдруг в лесу произошел пожар и слоненок благодаря своему хоботу потушил горящий лес и спас зверят. После этого он решил быть пожарным.

Ильин Е. "Солнечный факел"

Стихи об огне, каким он бывает разным. Бывает полезным, но бывает и вредным опасным.

Барто А. "Гроза"

Рассказ в стихах о том, как дети испугались грозы. Две старших сестры решили успокоить младшего брата, который спрятался под одеялом в кровати.

Шефнер В. «Лесной пожар»

Рассказ в стихах о забывчивом охотнике, который по невнимательности оставил в лесу догорающий костер. А на следующий день костер разгорелся и нерадивого охотника настиг пожар. Автор рассказа призывает читателя к осторожному обращениюс огнемв лесу.

Э. Успенский «Пожарная машина»

Рассказ в стихах о пожаре в цирке и о доблестной работе пожарных, которые, как самые настоящие артисты цирка спасали животных под куполом цирка.

Список стихов, рассказов, сказок
с "пожарным" сюжетом

«101: что делать в ЧС»

Сборник рассказов, сказок, стихов «Детям о безопасности»

Авласенко Г. «Как зверята правила безопасности на воде изучали»

Авласенко Г. «Как зверята Никитке правила поведения в лесу объясняли»

Барто А. «Гроза»

Бороздин В. «Поехали»

Бианки В. «Береги лес!» / «Лесная газета»
Волынский Т. «Кошкин дом»

Гальченко В. «Приключение пожарного».

Виктор Гальченко, пожарный по профессии, написал о приключениях своих коллег рассказы «Первый пожар», «Сапоги», «Огонь-невидимка», «Петля», которые вошли в эту книгу.
Голосов П. «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

Дмитриев Т. «Тетя Варя – электросварщица»

Жигулин А. «Пожары»
Житков Б. «Первая тревога», «Дым»
Житков Б. «Пожар», «Пожар в море».

Зайцев Г. «Уроки Айболита»

Ильин Е. «Солнечный факел»

Иоселиани О. «Пожарная команда»

Куклин Л. «Сталевар. Кузнец. Пожарный»

Маршак С.Я. «Кошкин дом»
Маршак С.Я. «Пожар»
Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»
Михалков С.В. «Дядя Степа»
Новочихин Е. «01»
Новочихин Е. Спички.
Оленев К. «Красная машина»

Орлова Д. «Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел»

Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»
Пермяк Е. «Огонь - опасная игра»
Пермяк Е. «От костра до котла»
Поликутин Е. «Антошка»

Распутин В. «Костер»

Рогов Р. «Красивая работа, пожарным стать охота»

Смирнов О. «Степной пожар»

Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»

Тарабукин И. «Андрейкино дежурство»
Толстой Л.Н «Пожарные собаки»
Толстой Л.Н. «Пожар»
Успенский Э.Н. «Гололёд»
Фетисова Т. «Куда спешат красные машины»

Холин И.С. «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»
Хоринская Е. «Спичка-невеличка»
Цыферов Г. М. «Жил на свете слонёнок»
Чернышов Л. «Как Гриша - проказник испортил весь праздник»
Чуковский К.И. «Путаница»
Шевченко А. «Как ловили Уголька»
Шефнер В. «Лесной пожар»

Шим Э. «Дым в лесу»

Шалаева Б. «Большая книга правил поведения воспитания детей»

Э.Успенский «Пожарная машина»

Наверняка все родители читали детям сказки «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и потом задавали себе вопрос: «Почему сказки для маленького ребенка так плохо заканчиваются?» Самые первые сказки в жизни крохи похожи на страшилки. Неужели наши предки так хотели запугать ребенка? Но, если заглянуть немного глубже в суть, то окажется, что эти страшилки вовсе не для детей. Они написаны для взрослых.

Именно взрослые должны нести ответственность за жизнь и здоровье своего карапуза. Вот родителям в сказках и объясняется, что случится с ребенком, если его оставить одного на краю, «положить на окошко простудиться» или если он убежит в незнакомое для него место. Русские народные сказки предостерегают родителей о последствиях, причем именно в той форме, которую с легкостью воспринимает подсознание. Сказки о безопасности – это своего рода инструкция к действию.

У маленьких детей воображение еще не развито, поэтому младенец все равно не поймет, что колобок погиб, а козлят съели. Маленькому ребенку еще все равно, что именно Вы ему говорите, в данный момент развития его интересует само звучание речи, голос и интонации. Но и интонации можно менять. Можно говорить ласково и нежно, а можно грубо и зловеще. Благодаря интонациям ребенок может понимать, что происходит что-то не то. В русских народных сказках всегда есть инструкция о том, что можно сделать, а чего делать нельзя. И малыш усваивает эти правила с молоком матери.

В сказке все сказано и все очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах. Малыши копируют поведение родителей. Вы можете показать свое отношение к беспечным поступкам колобка. Помните, что осуждать можно только поведение главного героя, которое привело к печальным последствиям.

Чтобы была максимальной, обязательно комментируйте их. Простое «ай-ай-ай» уже покажет Ваше отношение к проступку колобка. Задавайте вопросы по сказке: «Как ты думаешь, почему колобок убежал? Можно ли убегать одному? Кто обхитрил Колобка?» и т.д.

Подведите итоги после прочтения сказки: «Наша Маша молодец. Они никогда не убегает одна». При последующих прочтениях сказки нужно будет вызвать у ребенка недоверчивость к чужим речам, предупредив его о возможных опасностях. Также не нужно сразу лишать сказку волшебства и приводить печальнее примеры из реальной жизни. Этому ребенок научится чуть позже, когда подрастет.

Можно поиграть в Колобка или Теремок, а в конце заменить традиционную концовку на ту, что колобка не съест лиса, а он убежит от нее. Или ребенок может спастись из развалившегося дома, который раздавил медведь. В процессе таких игр ребенок должен усвоить, что уходить и разговаривать с незнакомцами нельзя, а в случае опасности нужно убегать.

Чтобы детки лучше запоминали правила поведения, перед прочтением очередной сказки определите, какие полезные уроки ребенок может получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своими словами более доверительный и теплый. Обязательно выражайте свое отношение к поведению тех или иных героев. Вы можете осуждать их поступки или наоборот восхищаться. Задавайте вопросы, при этом необязательно ждать, что ребенок ответит на них. Вопрос подчеркивает главное, он заставляет задумываться.

Сказки о безопасности – это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться.

Вот некоторые сказки, которые Вы можете прочитать и обсудить со своими детками:

«Гуси-лебеди». Ребенок научиться быть готовым к неожиданностям, и поймет, что в некоторых случаях убегать не стыдно, а необходимо.

«Кот, петух и лиса». Если ребенок попал в беду, то нужно громче кричать и поднимать шум.

«Волк и семеро козлят» научит ребенка не быть доверчивым и не открывать двери, а также не говорить всем, что дома никого нет.

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» объяснит ребенку, что выход найдется из любой ситуации. Нужно лишь хорошенько подумать.

«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» поможет понять малышу, что во время неприятностей нельзя падать духом, нужно искать причину неудач и устранить ее.

Читайте с ребенком сказки, учите его жизни ненавязчиво и интересно.