Причины повлекшие продление срока выполнения работ. Дополнительное соглашение о продлении срока выполнения работ по договору подряда. Минимальный и максимальный срок


Наша компания заключила госконтракт, по которому обязалась произвести строительно-монтажные работы. Согласно условиям контракта срок выполнения работ отсчитывается с момента его заключения. Но фактически начать работу мы можем только после получения проектной документации. И уже на первом этапе у нас возникла проблема - заказчик документацию сильно задержал. Из-за этого мы не успеваем произвести работы в срок - контракт необходимо продлевать. Можем ли мы продлить срок действия госконтракта с учетом сложившейся ситуации и что нам нужно для этого сделать?

Возможность продлить срок госконтракта отчасти зависит от того, предусмотрено ли это в самом госконтракте. Дело в том, что отношения между подрядчиком и госзаказчиком регулируются не только общими нормами ГК РФ, но и специальным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

В статье 708 ГК РФ сказано, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Из этой нормы следует, что срок выполнения работы является существенным условием договора подряда любого вида, в том числе и подряда по госконтракту. В части 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самой ст. 34, а также ст. 95 этого закона. Статья 34 исключений, касающихся сроков, не содержит, а вот ст. 95 Закона № 44-ФЗ целиком посвящена порядку изменения и расторжения госконтракта.

По общему правилу согласно ст. 95 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается. Однако исключения есть: внести изменения можно, если такая возможность предусмотрена документацией о закупке и самим контрактом при снижении цены контракта либо при увеличении предусмотренных контрактом количества товара, объемов работ или услуг. Также есть исключения для особо крупных контрактов (если сумма контракта, заключенного на три года для федеральных нужд и на один год для муниципальных, превышает 10 млрд, 1 млрд и 500 млн руб. для федеральных нужд, нужд субъекта и муниципальных нужд соответственно), когда их исполнение невозможно без изменения условий (правда, в этом случае решение о внесении изменений принимается соответствующим органом исполнительной власти), для случаев когда вносятся изменения в регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, а также при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и если речь идет о контракте с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за ее пределами.

Кроме того, для контрактов, срок исполнения которых завершается в 2016 г., также предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон срока его исполнения. Вот только контракт должен отвечать сразу трем условиям: срок его исполнения должен быть свыше шести месяцев, его исполнение по не зависящим от сторон обстоятельствам невозможно без изменения условий, а его предметом должны быть поставка товара, выполнение работ, оказание услуг, включенных в перечни, утверждаемые соответствующими государственными органами и учреждениями, либо строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 3 Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2016 г., утв. постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 191).

Проще говоря, даже при условии, что оба - и заказчик, и подрядчик теоретически согласны на изменение срока контракта, возможностей договориться об этом в большинстве случаев у нихнет - закон этого не предусматривает. Но чего может ожидать подрядчик в ситуации, когда он очевидно не успевает закончить работы в срок по вине заказчика?

Надо отметить прежде всего, что госконтракт, который нельзя пролонгировать, по истечении установленного срока просто прекратит свое действие (см., например, постановление АС Уральского округа от 29.12.2015 № Ф09-10320/15 по делу № А76-28978/2014).

Соответственно, госзаказчик может попытаться взыскать неустойку за просрочку (если подрядчик не успел выполнить работы), а подрядчик - потребовать от заказчика оплатить работы, которые он успел выполнить (если он все-таки приступил к их выполнению). К чему стоит готовиться подрядчику, если спор дойдет до суда?

В соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Например, в одном деле (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2015 № 09АП-50381/2015-ГК по делу № А40-81763/2015) стороны заключили госконтракт на оснащение парковок. Подрядчик работы в срок не выполнил, и заказчик обратился в суд с требованием немедленно завершить работы, а также уплатить ему неустойку за нарушение сроков. В ходе рассмотрения спора в суде выяснилось, что заказчик не создал необходимых условий для выполнения работ: в проектной документации, выданной подрядчику, содержались неверные данные, в то время когда подрядчик должен был проводить работы по оснащению парковок, эти парковки использовались для стоянки дорожно-уборочной техники, а кроме того, подрядчик не мог провести работы в срок (до 31 декабря 2014 г.), потому что погодные условия не позволяли выполнить работы, не нарушив технологию. С учетом этих обстоятельств суды трех инстанций встали на сторону подрядчика и отказали госзаказчику в иске.

Статьей 718 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы. При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы. Согласно ст. 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует его исполнению подрядчиком.

Соответственно, если подрядчик понимает, что в результате задержки заказчика сделать все работы в срок он не успеет, у него есть выбор: выполнить хотя бы часть работ, а потом попытаться взыскать оплату за них или же вообще не приступать к их выполнению. Но независимо от того, какой вариант выберет подрядчик, ему необходимо быть готовым представить доказательства того, что задержка произошла по вине заказчика - это позволит ему избежать хотя бы санкций за просрочку.

Заключая государственный или муниципальный контракт, наши клиенты часто сталкиваются с объективной необходимостью продления сроков исполнения контракта. В подавляющем большинстве случаев, такая ситуация возникает в процессе исполнения договора .

Причины для переноса сроков могут быть различны, иногда это действия самого заказчика, бывают так же случаи предоставления некачественной проектной документации. Что делать в таких случаях можно посмотреть .

В настоящем материале мы обратим внимание на специфические условия переноса сроков исполнения по государственном и муниципальным контрактам.

По общему правилу (ст. 95 ФЗ 44 ФЗ) изменение условий государственного или муниципального контракта не допускается. Однако, из этого правила есть исключения (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе). В части цены контракт может быть изменен по соглашению сторон в следующих случаях:

1) цена увеличивается пропорционально увеличению количества товаров, объема работ (услуг);
2) цена увеличивается не более чем на 10%;

3) возможность изменения условий контракта предусматривалась документацией об электронном аукционе.

В каких случаях возможно изменения сроков исполнения госконтракта?

Во-первых, изменения срока выполнения госконтракта возможно при уменьшении средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, на это прямо указывает п. 1 ст. 767 ГК РФ. При изменении (уменьшении) финансирования контракта можно требовать от заказчика и переноса сроков его исполнения.

Как было упомянуто выше, изменение цены и сроков контракта возможно по соглашению сторон. Однако, такое изменение не может быть произвольным. Порядок заключение такого соглашения установлен постановление правительства от 14 марта 2016 года №191 (такое же постановление действовало и в 2015 году).

Дополнительное соглашение возможно заключить в следующих случаях:

Срок исполнения контракта - свыше 6 месяцев

Закупка осуществляется федеральным органом власти, «Росатомом» или «наиболее значимыми» государственными учреждениями, субъектом федерации или муниципалитетом

Цена контракта выше 1 млн. рублей

Для субъектов малого предпринимательства цена контракта не должна превышать 5 млн. рублей

Предметом контракта является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства

Контракт заключен в российских рублях

При этом, соблюдение названных условий при заключении дополнительного соглашения обязательно. Например, суд может отказать в утверждении мирового соглашения об изменении срока контракта, если сроки исполнения контракта менее 6 месяцев. (См. например Определение от 28 апреля 2016 г. по делу № А45-748/2016)

Для заключения дополнительного соглашения Исполнителю необходимо направить в адрес заказчика письменное обращение. При этом в обращении необходимо обосновать необходимость изменения госконтракта, причины изменения должны быть существенные и объективные (не зависящие от воли исполнителя). Именно существенные изменения обстоятельств рассматриваются судами в качестве основания для удовлетворения требования заказчика о переносе срока исполнения. Существенность будет составлять предмет доказывания в суде (как например указал суд в постановлении от 23 декабря 2015 г. по делу № А60-27041/2015).

В судебной защите по спору об изменении срока государственного (муниципального контракта) исполнителю может помочь новый график производства работ с соответствующим обоснованием новых сроков исполнения контракта.

Остались вопросы? Пишите в комментариях или обращайтесь за .

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение по результатам проведенного электронного аукциона заключило гражданско-правовой договор на ремонт мягкой кровли. Срок выполнения работ - до 31 августа 2016 года. 04 августа 2016 года Подрядчик предоставил уведомление о готовности к сдаче работ и акт выполненных работ, но Заказчик при приемке работ выявил ряд недостатков, в связи с чем не стал подписывать акт приемки и заказал проведение независимой экспертизы. Экспертиза подтвердила нарушения, выявленные Заказчиком, Подрядчик согласился данные нарушения исправить. Таким образом, срок выполнения работ был продлен, т.к. до 31 августа 2016 года Подрядчик не успевал исправить нарушения. Каким образом возможно документально оформить продление срока выполнения работ, и какие документы необходимо выложить на официальный сайт в связи со сложившейся ситуацией во избежание нарушений норм 44-ФЗ?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Случаи, когда заказчик вправе изменить условия контракта на этапе его исполнения, перечислены в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Из анализа данной нормы Закона следует, что не предусмотрено продление сроков выполнения работ на исправление выявленных недостатков.

Если только не идет речь о применении ч. 1.1. ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Но чтобы иметь возможность увеличить срок исполнения контракта, должны соблюдаться одновременно все условия из Постановления № 191.

Так же обращаем Ваше внимание, что в случае если имеет место ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, ему начисляются штрафы (ч.8 ст.34 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, в данном случае заказчику следует направить в адрес поставщика требование об уплате неустоек (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

И в реестр контрактов при формировании и размещении сведений об исполнении контракта необходимо будет включить информацию о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением стороной контракта обязательств, предусмотренных контрактом (пп. «к» п. 2 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084).

Можно ли изменить срок исполнения контракта, срок исполнения отдельного обязательства стороны контракта?

Не следует изменять ни срок исполнения контракта, ни срок исполнения отдельного обязательства стороны контракта.

В силу ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Статья 34 Закона о контрактной системе предусматривает только один случай, который содержится в ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе.

В силу ч. 18 ст. 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с данным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении конкурса или аукциона.

Исходя из ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

  1. если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
    • при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
    • если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
  2. если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства РФ;
  3. если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта РФ на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
  4. если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
  5. изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  6. в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
  7. в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

В свою очередь, в соответствии с ч. 7 ст. ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Краткий анализ ст. 34, ст. 95 Закона о контрактной системе показал, что в данных статьях отсутствует случай, при котором можно в ходе исполнения контракта изменить срок исполнения контракта, срок исполнения отдельного обязательства стороны контракта.

Исходя из ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП:

  • изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. руб.; на юридических лиц – 200 тыс. руб.;
  • изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Вместе с тем, исходя из ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Поэтому при необходимости можно рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.

В каких случаях можно продлить сроки оказания услуг (изменить условия договора)?

Исходя из ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), в 2015 и 2016 годах допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, срок исполнения которых завершается в 2015 и 2016 годах, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 14 марта 2016 г. № 191.

Чтобы воспользоваться Постановлением № 191 и увеличить срок исполнения контракта, должны соблюдаться следующие условия одновременно:

  • в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения на исполнение в 2016 году обязательств по контрактам;
  • срок исполнения контракта должен превышать 6 месяцев;
  • исполнение контракта невозможно без изменения его условий по независящим от сторон обстоятельствам;
  • срок исполнения контракта завершается в 2016 году;
  • объект закупки должен быть включен в перечень, утвержденный соответствующим органом или объектом закупки должно быть строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, за исключением научно-методического руководства;
  • цена контракта должна превышать 1 млн руб. при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, размер, установленный на уровне субъектов РФ, местных администраций, и составлять не более чем 5 млн руб. в случае, если контракт заключен по результатам проведения закупок для СМП и СОНО;
  • валюта контракта - российский рубль.

Если хотя бы одно из всех условий данного постановления не соблюдается, то нельзя продлить сроки оказания услуг, так как иных правовых оснований для внесения изменений у заказчика нет.

Какую ответственность применить к поставщику (подрядчику, исполнителю)

В контракт включите условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Предусмотрите неустойку в виде штрафов или пеней.

Внимание: вы вправе не включать условие об ответственности в контракт, который заключаете по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Внимание: в 2016 году заказчик вправе списать неустойку или отсрочить ее уплату (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Случаи и порядок определены Правительством РФ.

Если поставщик нарушил условия контракта, направьте ему требование об уплате неустоек (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

Пени рассчитайте, если контрагент не вовремя исполнил обязательства, в том числе гарантийные. То есть поставил товар, оказал услугу или выполнил работу после срока, который установлен в контракте. А во всех других случаях начислите штраф. Например, если поставщик доставил испорченный груз. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 26 января 2016 г. № 02-01-11/2872, Минэкономразвития России от 28 сентября 2015 г. № Д28и-2903. Начисляйте пени за каждый день просрочки.

Подрядчик несет ответственность, если нарушит начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы (ч. 1 ст. 708 ГК РФ). Если контрактом предусмотрены этапы исполнения обязательств, то пени рассчитывают по показателям каждого этапа. Аналогичный вывод следует из письма Минэкономразвития России от 26 октября 2015 г. № ОГ-Д28-13657.

Как определить размер штрафа

Штраф установите в процентном отношении от цены контракта. Величина должна быть фиксированной. Определите ее так (п. 4 Правил № 1063):

  • 10 процентов, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 5 процентов, если цена контракта от 3 млн до 50 млн руб.;
  • 1 процент, если цена контракта от 50 млн до 100 млн руб.;
  • 0,5 процента, если цена контракта превышает 100 млн руб.

При этом заказчик может взыскать штраф любым способом на свое усмотрение, например:

  • за каждый случай неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств;
  • однократно за все случаи неисполнения, ненадлежащего исполнения обязательств.

Это установлено пунктом 4 Правил № 1063 и разъяснено в письме Минфина России от 26 января 2016 г. № 02-01-11/2872.

Контрагента освободят от уплаты неустойки, если он докажет, что не исполнил или нарушил обязательства из-за обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика.

Ситуация: вправе ли заказчик несколько раз выставлять требование об уплате штрафа

Нет, заказчик вправе взыскать штраф однократно.

Такая позиция подтверждается письмом Минэкономразвития России от 26 октября 2015 г. № ОГ-Д28-13657, а также судебной практикой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2011 г. по делу № А56-14132/2010).

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.