Правовые основы организации инклюзии в начальной школе. Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательной организации, реализующей инклюзивную практику. Развитие инклюзивного образования в других странах


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» 2012 г.

Жаворонков Р. Н.

Россия, г. Москва, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране. Во многом это связано с беспрецедентным участием широких кругов профессионального сообщества и общественности в разработке данного закона.

Разработка проекта закона была начата Минобрнауки РФ в 2009 г. Первоначальный текст проекта в 2010 г. в течение полугода обсуждался на сайте Минобрнауки РФ, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной Думе, Союзе ректоров России. Переработанный в итоге текст законопроекта был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения. За 15 месяцев - с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. - на сайт поступило почти 11 000 замечаний и предложений. По результатам их рассмотрения, Президенту РФ был представлен доклад с рекомендациями по доработке законопроекта. Текст новой версии закона был рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования.

После того как законопроект был внесен Правительством РФ на рассмотрение в Государственную Думу, общественная дискуссия продолжилась, но если раньше обсуждались концепция и структура нового закона, то теперь предложения касались в основном внесения поправок в существующий текст. 17 октября 2012 г. проект федерального закона был принят Государственной Думой в первом чтении. После этого в рамках работы ответственного комитета Государственной Думы были сформированы три рабочие группы по его доработке. Количество рассмотренных группами замечаний и предложений исчислялось тысячами. Были проведены парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона.

В течение декабря 2012 г. проект закона был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ.

Участие профессионального сообщества, представителей инвалидов и родителей детей с ОВЗ в разработке закона об образовании обеспечило его соответствие требованиям международных актов. Закон впервые закладывает полноценную правовую основу для развития инклюзивного образования в нашей стране.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования*.

Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 п. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.

В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.

Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67.

Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях:

По причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования;

При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации;

При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования;

При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.

Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.

Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (пп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.

Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Для развития инклюзивности профессионального образования и повышения его доступности важное значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и спецалитета.

По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема.

В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.

Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Также дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета. Они также имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии ст. 36 студентам, являющимся детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, а также инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.

Можно с уверенностью констатировать, что закон регулирует все ключевые, базовые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.

* Здесь и далее автор ссылается на Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Коллегиальное заключение ПМПК (его необходимо изучить)

Индивидуальная программа реабилитациии абилитации ребенка-инвалида (выдаетсяМСЭ, для ребенка с инвалидностью).

Нормативно-правовая база инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Перечень основных нормативно-правовых документов, регламентирующих организацию обучения детей с ОВЗ http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Документация ФГОС ОВЗ и Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования 19-20.08.2015г. Материалы к республиканскому семинару

Социальный паспорт ребенка-инвалида (для ребенка с инвалидностью).

Локальные акты:

«Об открытии класса/группы с инклюзивным обучением» (или о продолжении функционирования класса/группы с инклюзивным обучением);

«О создании психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении»;

«О распределении функциональных обязанностей членов консилиума (ПМПк) в образовательном учреждении».

«О распределении рабочего времени тьютора» (определено время сопровождения обучающихся с ОВЗ, проведения индивидуальных занятий, оформления документации, проведения индивидуальные консультации)

ДОГОВОРЫ:

с родителями (законными представителями) на предоставление образовательных услуг;

согласие родителей на проведение диагностических, коррекционных, реабилитационных и развивающих услуг;

с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК), с ГБУ ОО КРЦ ППМСС.

ПОЛОЖЕНИЯ:

о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

(в котором прописывается основные задачи и направления деятельности, состав и организация работы, обязанности членов ПМПк, ответственность членов ПМПк, направлениявзаимодействия с ТМПМк);

об инклюзивном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях (в котором прописывается организация инклюзивного образования, организация образовательного процесса, кадровое обеспечение и организация работы команды специалистов; создание специальных условий, необходимых для организации УВП);

об адаптированных рабочих программах учебных предметов (общие положения (основные понятия), структура адаптированной рабочей программы, основные требования, контроль уровня обученности, требования к уровню обученности);

об оценивании обучающихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе.

ПРОТОКОЛЫ:

заседания ПМПк, в том числе по организации инклюзивного обучения (не реже чем 3 раза за учебный год; сентябрь, декабрь, май. В случаях необходимости заседания можно осуществлять чаще). Отчет о перспективе развития (отчет о перспективе развития (копию) на бумажном и электронном носителе предоставляете в ТПМПК специалисту, курирующему инклюзивное образование).

Дневник наблюдений (первые полгода ведется обязательно, дальше по следующим параметрам (достижения ребенка с ОВЗ и возникающие проблемы).

Индивидуальный учебный план по необходимости.

Общее расписание уроков (в классе и индивидуально), специальных и дополнительных услуг для ребенка с ОВЗ.

(далее - ИМЛ) (социальные данные о ребенке, описание имеющихся условий: кадровых, материально-технических (включая учебно-методическое и информационное обеспечение)(в соответствии с рекомендациями ПМПК). Индивидуальный маршрутный лист подписывают заведующий ИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС ипедагог-психологИРЦ ГБУ ОО КРЦ ППМСС (по адресу г. Симферополь, ул. Александра Невского, 15), копию на бумажном и электронном носителе необходимо предоставить в ИРЦГБУ ОО КРЦ ППМСС, по адресу: [email protected] . С ИМЛ в обязательном порядке должны быть ознакомлены родители (законные представители).

Заполненный последний лист ИМЛ «Результаты и эффективность проделанной работы» отправляется в ИРЦ в мае ежегодно .

Бланк ИМЛ: http://krcppms.ru/biblioteka/spetsialistam/ Индивидуальный маршрутный лист

Индивидуальная программа развития (составляется по желанию ПМПк ОО)

Развернутая психолого-педагогическая характеристика составляетсяпосле комплексного сбора данных (от 2-х недель до 1 месяца), а такжетаблица сильных и слабых сторон развития ребенка с особыми потребностями, и таблицас указанием приоритетных сфер, целей и ответственными специалистами).

Адаптированная образовательная программа по предметам (рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием)

Коррекционно-развивающие программы (составляются с учетом рекомендаций специалистов ПМПК, согласно кадровому обеспечению специалистами (социальным педагогом, педагогом - психологом, логопедом, дефектологом) Коррекционно- развивающие программы могут быть составлены самостоятельно или адаптированы несколькими авторскими программами (для педагогов - психологов могут использоваться программы получившие гриф Федерации психологов образования России «Рекомендовано для использования в образовательных учреждениях») Все коррекционно-развивающие программы согласовываются с методистами «Информационно-методического Центра».

План развития инклюзивного образования в образовательном учреждении.

Портфолио ребенка.

Отчеты о проделанной работе предоставляются два раза в год (декабрь, май) в ИРЦ (включает развернутую характеристику ребенка, таблицу с сильными и слабыми сторонами развития по сферам, таблицу с приоритетными сферами, целями и ответственными специалистами, отчет каждого специалиста о проделанной работе, в котором должна быть видна динамика и прогресс в развитии ребенка за отчетный период, если прогресса нет, то указаны причины и пути решения)

При оформлении отчета обязательно указывать:

ФИО ребенка, образовательную организацию, класс/группу,ФИО специалистов, составлявших характеристику, программы и отчеты, документы должны быть подписаны у руководителя ОО.

Примерный

перечень локальных актов образовательной организации

по ФГОС НОО ОВЗ И ФГОС О УО:

О создании в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и утверждении положения о рабочей группе);

Внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматривались вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положение с указанием изменений и дополнений);

Приказы по общеобразовательному учреждению :

О разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

О разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);

Об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);

Об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);

Об утверждении программы внеурочной деятельности;

Об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;

Об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;

О проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

О внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;

Об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО);

Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО;

о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

Внесение изменений и дополнений в соответствующие разделы Устава, основного нормативного локального акта ОО.

В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 14), следующая информация:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, в том числе и адаптированные основные общеобразовательные программы;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В Уставе образовательной организации указываются:

порядок принятия решений органами управления и выступления от имени образовательной организации,

порядок утверждения положения о структурных подразделениях,

порядок участия в управлении образовательной организацией обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

права, обязанности и ответственность иных работников образовательной организации и иные положения.

Корректировку других локальных актов образовательного учреждения, необходимо проводить в точном соответствии с изменениями, внесенными в Устав. Перечень локальных актов, в которые необходимо внести изменения, связанные с введением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО, определяется тем перечнем локальных актов, которые отражены в Уставе образовательной организации.

Образовательная организация вправе создавать новые локальные акты, отражающие специфику реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО в конкретном образовательном учреждении :

Положение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Положение о взаимодействии с родительской общественностью ОО в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в ОО в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО.

Договор образовательной организации с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ.

Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.

Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных организаций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг.

Кайгородова Елена Геннадьена,

учитель истории и обществознания

МАОУ-СОШ № 168 г. Екатеринбурга

Особенности правового регулирования инклюзивного образования в современной России

«Инклюзивное образование» - данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Соответственно, процесс развития общего образования в России должен включать в себя и развитие инклюзивного образования.

Что касается нормативно - правовой основы инклюзивного образования, то она включает в себя следующие международные и внутригосударственные документы:

Международные, являющиеся правовой основой:

    Декларация прав ребенка(ООН, 1959);

    Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989);

    Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994);

    Конвенция о правах инвалидов (ООН, 2006)

Российское законодательство:

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

В данных документах закреплено право каждого человека на образование без дискриминации его по каким- либо признакам (особенности половой, расовой, религиозной, культурно-этнической или языковой принадлежности, особенности состояния здоровья, наличие статуса беженца, иммигранта, вынужденного

переселенца и т.п.).

Согласно Саламанкской декларации «каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний» .

Российское законодательство определяет в качестве основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования «обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования» .

Следует отметить, что особое значение при организации инклюзивного образования отводится

ценностным гуманистическим установкам. Безусловно, в процессе реализации инклюзивное образование прежде всего должно опираться на следующие приоритеты:

    приоритет социальной адаптации ребенка на каждом возрастном этапе;

    индивидуализация и дифференциация, природосообразность образовательных (в широком смысле) задач и методов как возможностей ребенка, так и общей логики развития;

    профилактика и преодоление инвалидизации и искусственной изоляции семьи ребенка.

Разрабатываемые стратегии психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и технологии сопровождения позволяют выстраивать отношения ко всем участникам образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Не вызывает сомнения тот факт, что вышеописанные процессы обеспечивают гуманизацию образования и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Обращаясь к терминологии Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» невозможно не отметить появление нового понятия - «адаптированная образовательная программа», данная программа разработана для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и способствует обеспечению коррекции нарушений развития и социальной адаптации указанных лиц .

Кроме того, в законе об образовании выделены особенности реализации адаптированных образовательных программ. Так, ч. 3 ст. 55 определяет особый порядок приема детей на обучение по рассматриваемым программам: дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 79 ФЗ № 273-ФЗ общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В данных организациях создаются специальные условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Исходя из логики ч. 1 ст. 92 Федерального закона № 273-ФЗ, адаптированные основные общеобразовательные прораммы являются предметом государственной аккредитации, также особенности организации образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены разделом 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.

Следует обратить внимание на усиление неоднородности состава обучающихся по уровню развития в целом, что непременно связано с необходимостью общеобразовательной школы одновременно осуществлять реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В 2015-2015 учебном году новые стандарты будут введены в 5х классах общеобразовательной школы.

Данное обстоятельство в комплексе с отсутствием утвержденных специальных федеральных государственных образовательных стандартов в настоящее время существенно затрудняют адаптацию как детей условно здоровых, так и детей с особыми образовательными потребностями, вследствие чего

наблюдается возникновение дополнительных, зачастую непреодолимых трудностей в реализации индивидуального подхода педагогов к обучающимся в процессе их обучения, воспитания, развития, что не позволяет в достаточной мере реализовать принцип дифференцированного, по-настоящему индивидуального подхода к каждому обучающемуся .

Для преодоления данных трудностей необходимо решение приоритетных задач.

Логически вытекает, что первоочередной задачей является необходимость обеспечить нормативно-правовую базу процесса инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в системе общего образования, в том числе путем принятия специального федерального государственного образовательного стандарта разных уровней общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Безусловно, следует обратить внимание на то, что в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит раздел «Программа коррекционной работы» , в котором имеется идея о создании системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации основной образовательной программы начального общего образования .

Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания, которое включает в себя удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Очевидным является то, что дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в более индивидуализированном обучении, нежели дети со стандартными образовательными потребностями.

Необходимостью является также создание единой образовательной и аксиологической среды лицам с особыми образовательными потребностями в процессе получения образования в рамках общеобразовательной школы.

Не является секретом и необходимость учащихся с ограниченными возможностями здоровья в сопровождении специалистов различного профиля.

В настоящее время самыми распространенными являются следующие формы организованного взаимодействия специалистов:

    психолого-педагогические консилиумы;

    службы психолого - педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Применительно к инклюзивному образованию, именно службы психолого-педагогического сопровождения обеспечивают индивидуальный подход и интеграцию детей в отношения с классным коллективом, что способствует их полноценному участию последних в жизни класса (группы).

Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.

Следует отметить необходимость обеспечения образовательного процесса профессионально подготовленными педагогами и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход, в частности наличие команды специалистов сопровождения: координатор (заместитель директора) по инклюзии, психолог, специальный педагог, логопед, социальный педагог, помощник учителя (тьютор) и другое.

Кроме того, важна роль руководства образовательной организации, вступающей на путь инклюзии, поскольку именно его обязанностью является обеспечение адаптации всех участников образовательного процесса к новым социальным условиям. В связи с этим в штате образовательных учреждений должны появиться новые специалисты - координаторы по инклюзии и тьюторы.

Важна роль эффективного межведомственного взаимодействия и социального партнерство между организациями, учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и социальную поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, максимально раздвинув образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.

Следующей задачей, требующей экстренного решения, является обеспечение организации взаимодействия учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сопровождение - это не только поддержка семьи, но и формирование социального интереса к «особым» детям у всех родителей инклюзивного класса (группы).

Думается, необходимо предположить основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:

    комплексный подход сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

    приоритет интересов сопровождаемого;

    непрерывность сопровождения.

Приоритетной является разработка и адаптация научно-программно-методического обеспечения инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости – специальные учебники и рабочие тетради, учебные контенты, учебные пособия для самого ученика), а также контрольно-измерительных материалов на этапах текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

В заключение хотелось бы отметить, что для развития инклюзивного образования сегодня важно не только решение материально-технических и организационно-методические вопросов, но и вопросов, связанных с подготовкой педагогических кадров, учащихся и родителей к процессу совместного обучения детей с разными возможностями, но одинаковыми правами.

Современным педагогам необходимо четкое осознание того, что какими бы разными мы ни были по национальности или по цвету кожи, по уровню физического развития или здоровья, мы все должны иметь равные возможности для развития и жизни.

Кроме того, важно качественное управление со стороны администрации образовательной организации процессом развития инклюзивного образования.

Специализированое психолого-педагогическое сопровождение также является залогом удачного включения лиц с особыми образовательными потребностями в образовательную среду.

Список литературы:

1. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Электронный ресурс] / Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - Режим доступа: URL: [дата обращения: 17.02.2015].

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. № 15785) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст]; сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 2014. – 204 с.

4. Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особыми потребностями (Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, Саламанка, Испания, 1994) (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/declarat.html [дата обращения: 25.01.2015].

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1241.html [дата обращения: 18.02.2015].

6. Что такое инклюзивное (включающее) образование? По материалам Альянса правозащитных организаций «Спасите детей» (Save the children ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-83914.html?page=2 [дата обращения: 05.03.2015].

7. Шипицина, Л.М. Многоликая интеграция [Текст] / Л.М. Шипицина // Дефектология. – 2012. – № 4. - С. 19.

8. Гудкова, Т.В. Особенность латеральных показателей у дошкольников с различной выраженностью речевых проблем [Текст] / Т.В. Гудкова, Е.И. Николаева// Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. - Т. 1. - № 3-4.-С. 37-48.

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области внедрения и развития инклюзивного обучения является качественное управление «включением» ребенка с ОВЗ в образовательный процесс, что невозможно без законодательных основ, обозначающих границы возможностей участников.

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений об организации отдельного обучения определили происходящие изменения в социально-культурной среде, переосмысление обществом отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, потребовали пересмотра и уточнения содержания нормативно-правового обеспечения.

Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

· международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);

· федеральные (Конституция, законы, кодексы - семейный, гражданский и др.);

· правительственные (постановления, распоряжения);

· ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);

· региональные (правительственные и ведомственные).

Международное законодательство в области закрепления права детей с ОВЗ и инвалидностью на получение образования имеет более чем полувековую историю развития.

Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 года стала основой для создания международно-правовой регуляции в области защиты прав личности человека. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. В статье 1 содержится историческое положение о свободе и равенстве достоинства и прав личности каждого человека: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Декларация, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации объединенных наций (ООН) резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года, была рекомендована для всех стран-членов ООН.

В дальнейшем, в Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. Так, принцип 5, уточняет - «ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния».

В Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14.12.1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей. В Конвенции признается, что ООН по вопросам образования, науки и культуры, исходя из многообразия систем образования, принятых в отдельных странах, должна не только устранять всякую дискриминацию в области образования, но и поощрять всеобщее равенство возможностей и равное ко всем отношение.

В 70-хх годах, двадцатого столетия, Международными организациями принимается целый ряд рекомендаций, разъясняющих позиции сообщества по вопросам оказания содействия в развитии способностей и интеграции инвалидов, умственно отсталых лиц в общественную жизнь общества. Так, в Декларации ООН «О правах умственно отсталых лиц» (Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года) уточняется позиция международного сообщества о необходимости оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и всемерного общественного содействия интеграции их в обычную жизнь общества.

Через четыре года, в Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года) отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации. 16 декабря 1976 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 1981 год Международным годом инвалидов, а период с 1983 по 1992-й год - Десятилетием инвалидов ООН. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования. Интересен тот факт, что разрабатываемые и принимаемые государственные законы, касающиеся обязательного образования, должны распространяться на детей со всеми видами инвалидности, в том числе с самыми тяжелыми формами нарушений. Впервые обращается внимание на обязательные критерии, предъявляемые к государственной системе образования, которая должна быть гибкой и соответствовать:

Индивидуализированности - учет предполагаемых и согласованных потребностей каждого учащегося и направленность на достижение четко определенных целей обучения и краткосрочных задач, которые регулярно рассматриваются и при необходимости пересматриваются;

Доступности - образовательная организация должна находиться на небольшом расстоянии от дома или места жительства учащегося, за исключением особых случаев, когда потребности учащегося невозможно обеспечить в таких заведениях;

Система должна быть всеобъемлющей - то есть, должна обслуживать всех лиц с особыми потребностями независимо от возраста и степени инвалидности, чтобы ни один ребенок школьного возраста не был лишен возможностей для получения образования вследствие его степени инвалидности или получал образование значительно хуже того, которое получают другие учащиеся.

Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных школах для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного образования, настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так называемой Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994 г.). В данной Декларации отмечено, что обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.

В обращении конференции были сформированы положения для правительств:

Уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования;

Включить принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы;

Разрабатывать показательные проекты;

Содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности;

Разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых;

Способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов;

Финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства;

Финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего» (инклюзивного) образования;

Обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.

Вместе с тем усилия международного сообщества не были в достаточной мере эффективными: проведенный ООН дважды (1987, 1992) мониторинг показал, что, несмотря на все изменения, инвалиды так и не получили равных возможностей, а во многих странах остались изолированными от общества. В связи с этим в 1994 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов, основной целью которой было провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал.

Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов образование должно быть направлено на:

Развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

Обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества;

Доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица

Предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

Создание условий для освоения социальных навыков

Обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением.

Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Еще один федеральный документ, требующий внимания, - это Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.

Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы - доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.

В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

Законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

Обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

Нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

Пересмотр критериев установления инвалидности для детей;

Реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий.

Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ:

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В Законе установлены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - обучающимся предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации; предлагаются различные формы получения образования - надомная, семейная, смешанная, с применением дистанционных, электронных средств.

Также, Закон определяет круг основных образовательных программ на каждой ступени обучения, дополнительные, профессиональные образовательные программы. Для обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, создается адаптированная образовательная программа с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Кроме того обучение ребенка с ОВЗ может организовываться по адаптированной основной образовательной программе, реализуемой в образовательной организации или классе для детей с нарушениями слуха, зрения, нарушений опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра и др. Дети с ограниченными возможностями здоровья приниматься на обучение по адаптированной общеобразовательной программе и по адаптированной основной образовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ст.52).

Подчеркивается, что повторное обучение, обучение по индивидуальному учебному плану или перевод на обучение по адаптированным программам возможен при не ликвидированной в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ст.58).

В статье 42 обозначено, что обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

В Законе впервые представлены направления деятельности психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, такие как: психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. Психолого-педагогическая помощь в центре ППМС оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами.

Необходимо отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» рассматривает организационные вопросы деятельности образовательной организации. Так, отмечается, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.25).

Устав организации - правовой акт, определяющий порядок образования, компетенцию организации, ее функции, задачи, порядок работы.

В Уставе образовательной организации должна содержаться, наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация о: типе образовательной организации; учредителе или учредителях образовательной организации; видах реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структуре и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В соответствии со статьей 27 «Структура образовательной организации» образовательная организация самостоятельна в формировании своей структуры и может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, учебные и учебно-производственные мастерские, учебно-опытные хозяйства, художественно-творческие мастерские, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

Федеральный документ «Наша новая школа» (от 04 февраля 2010 года, Пр-271) определяет необходимость создания в каждом образовательном учреждении универсальной безбарьерной среды с целью обеспечения интеграции в образовательный процесс детей-инвалидов.

Среди ведомственных документов, регламентирующих деятельность образовательных организаций в области инклюзивной практики, действуют:

Письмо Минобразования РФ ОТ 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)». В данном документе отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. Реализация идеи интеграции рассматривается как одна из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования (коррекционной помощи, реабилитации и др.) и не означает ни в коей мере необходимости свертывания системы дифференцированного обучения разных категорий детей. Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования систем массового и специального образования.

Письмо от 30 мая 2003 г. N 27/2887-6 Министерства образования Российской Федерации «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития».

Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 196, предусмотрено открытие в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации классов компенсирующего обучения и специальных (коррекционных) классов для обучающихся с отклонениями в развитии.

При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение должно руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в редакциях Постановлений Правительства Российской Федерации от 12.03.97 N 288, 10.03.2000 № 212.

Письмо Минобрнауки РФ ОТ 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3 - 4 человек.

Письмо Минобрнауки РФ от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», действующих в целях обеспечения комплексной специализированной помощи детям и подросткам с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации в условиях образовательного учреждения. ПМПк может формироваться независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации, активно развивается, опираясь на нормы российского и мирового права.

региональный инклюзивный образование акт

Международная научно-практическая конференция

«Инклюзивное образование: методология, практика, технология»

Правовые основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России

руководитель юридической группы

РООИ «Перспектива»

Международное законодательство

Международное законодательство в области закрепления права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования имеет более чем полувековую историю развития. Среди относящихся к нашей теме документов можно назвать Всеобщую декларацию прав человека (1948г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (1960г.), Конвенцию ООН о правах ребёнка (1989г.), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993г.), Саламанкскую Декларацию.

Все перечисленные документы закрепляют основные принципы равного доступа к образованию, вводят запрет на проявление любой дискриминации в области образования, провозглашают право каждого человека с инвалидностью на получение образования в общей системе образования.

Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов. В статье 24 Конвенции говорится: «Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни».


В соответствии с Конвенцией, образование должно быть направлено на:

· развитие умственных и физических способностей в самом полном объеме;

· обеспечение инвалидам возможности эффективно участвовать в жизни свободного общества.

· доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, при котором обеспечивается разумное удовлетворение потребностей лица;

· предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения;

· создание условий для освоения социальных навыков;

· обеспечение подготовки и переподготовки педагогов.

В случае ратификации Конвенции, Российской Федерацией, положения международного документа станут неотъемлемой частью российского законодательства. Россия примет на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы , регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.

По последней информации, Россия планирует ратифицировать Конвенцию о правах инвалидов в 2013 году.

Развитие инклюзивного образования в других странах

Развитие законодательства и системы инклюзивного образования в каждой стране происходит по-разному. К примеру, Италия в 70-х годах начинала процесс внедрения инклюзии путем т. н. «шоковой терапии», когда практически одномоментно были закрыты специальные (коррекционные) и психоневрологические учреждения и детей с инвалидностью просто включили в обычную школьную среду. В итоге количество детей с особыми потребностями, которые учатся в массовых школах Италии, превышает 90%, в то время как в США – 45%.

Необходимо заметить, что в Италии к качественному академическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья перешли лишь спустя десятилетия. Если в начале во главу угла ставилась социализация ребенка, то только в 1992 году принят закон, устанавливающий необходимость качественного обучения академическим дисциплинам.

Законодательство играет существенную роль в выстраивании политики исполнительных органов власти в сфере образования. К примеру, в Штатах принят закон «Ни одного отстающего ребенка» (No Child Left Behind (NCLB)), который обязывает все штаты обеспечить индивидуальный прогресс всех учащихся (в том числе детей с особыми образовательными потребностями), т. е. непрерывное и существенное улучшение успеваемости. Указанный закон также обязывает учителей использовать научно-обоснованные обучающие программы, включающие разные подходы и лучшие практики.

Как показывает международный опыт, различия в подходе к инклюзивному образованию в разных странах носят исторический, культурный и религиозный характер. С учетом географических размеров нашей страны, этнокультурном, религиозном многообразии, различный подход к правовому регулированию инклюзивного образования в регионах неизбежен.

Необходимо признать, что подобная «дикая инклюзия», реализуемая без нормативно-правового обеспечения, фактически имеет место в нашей стране. Мне кажется, что это обстоятельство необходимо отразить в резолюции конференции.

Сравнительно-правовой анализ положений Конвенции о правах инвалидов и норм российского законодательства показал, что в целом принципиальных противоречий между нормами нет.


Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Принцип равноправия включает также запрещение дискриминации по состоянию здоровья. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего и начального профессионального образования .

В свою очередь, родителям предоставляется право выбирать формы обучения, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательным учреждением. Указанные права закреплены Семейным Кодексом РФ и законом «Об образовании»

Определяя принципы государственной политики в области образования, Закон «Об образовании» 1992 г . устанавливает: общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Закон об образовании гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от состояния здоровья и социального положения (ст. 5 Закона об образовании).

· Положение о классах инклюзивного (включенного) обучения в общеобразовательном учреждении;

· «Концепция развития инклюзивного образования в Центральном административном округе города Москвы»

· «Положение о деятельности государственного образовательного учреждения ЦАО г. Москвы в режиме Окружного Ресурсного центра по инклюзивному образованию».

Указанные документы являлись в своем роде новаторскими, поскольку были разработаны в отсутствие федерального и московского законодательства.

Следующим шагом было принятие закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который:

· закрепляет право лиц с ОВЗ на получение образования любого уровня;

· дает определение терминам «ограничение возможности здоровья» и «инклюзивное образование»;

· исключает некорректные выражения и словосочетания в отношении инвалидов;

· устанавливает норму о недопущении дискриминации лиц с ОВЗ во всех сферах жизни;

· устанавливает обеспечение образовательного процесса на основе индивидуальной программы реабилитации;

· предусматривает обеспечение образовательного процесса помощниками педагога (тьюторами) и сурдопереводчиками;

· предусматривает специальную подготовку педагогических и иных работников, участвующих в обучении (воспитании) лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· устанавливает порядок доплат педагогам и их помощникам

Несмотря на прогрессивность закона, на сегодняшний день отсутствуют механизмы межведомственного взаимодействия в реализации прав лиц с ограниченными возможностями здоровья в области образования, также отсутствует обеспечение финансирования дополнительных педагогов, тьюторов (сопровождающих), создания специальных условий.

Включить в проект нового закона «Об образовании в Российской Федерации» отдельную главу, комплексно регулирующую вопросы образования лиц с ОВЗ.

Указанная глава должна содержать только основные принципы реализации инклюзивного образования в Российской Федерации. Более детальное регулирование должно осуществляться на региональном уровне с учетом географических, этнокультурных и иных особенностей.

Необходимо на федеральном уровне включить в законодательство термин «инклюзивное образование» и предусмотреть четкие механизмы предоставления разумного приспособления и адаптации учебного процесса к индивидуальным образовательным потребностям для каждого учащегося, обучения педагогов и помощников педагогов (тьюторов) методикам работы с детьми с различными формами инвалидности. Также необходимо предусмотреть развитие ресурсных центров в каждом районе как «очагов инклюзии».

Считаю необходимым включить в резолюцию необходимость введения упрощенного порядка лицензирования образовательных учреждений, реализующих инклюзивное обучение детей с ОВЗ.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что принципы инклюзии нашли поддержку на самом высоком уровне. Инклюзивный подход сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной 4 февраля 2010 года Президентом Российской Медведевым: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации ».