«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с общим недоразвитием речи. «Дидактический синквейн». Современные технологии в логопедии синквейн презентация по логопедии на тему Занятие логопеда с использ


Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова,
но и множество понятий, мыслей, чувств,
художественных образов…»
К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.

Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»
И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн «. Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем:

  • Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  • Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
  • Учит определять грамматическую основу предложений.
  • Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  • Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи :

  • Уточнение, расширение, активизация словаря;
  • Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;
  • Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;
  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  • Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Алгоритм составления синквейна:

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:

  1. 1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. 2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  5. 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников.

Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как:

  • составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);
  • составление синквейна по прослушанному рассказу;
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями . После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения — синквейн» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн — записывая печатными буквами на листе бумаги.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Кузьменко Л,П.,
учитель-логопед

Дружинина Анна Викторовна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 41
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга,

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. В России вводятся стандарты нового поколения. С 1 января 2014 г. действует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования. Дошкольное звено образования - важный и неотъемлемый этап развития личности. Ни для кого не секрет, что одним из важнейших факторов развития человека является речь. Речь - это сложная психическая функция, которая формируется постепенно. Различные отклонения в становлении речи приводят не только к ограниченному речевому общению, но и отрицательно влияют на развитие личности.Известно, что речь тесно взаимодействует со всеми психическими функциями, становясь постепенно базой для развития мышления, влияет на развитие личности в целом. Но в то же время мышление, как и такиепознавательные процессы, как внимание, память, являются психологической базой речи. Полноценно развитая речь возможна только при условиях хорошего развития этих функций.

Каждый ребенокпроходит определенные этапы в развитии речи: гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, появляется фразовая речь. Своевременное овладение правильной речью имеет огром-ное значение для формирования полноценной личности ре-бенка. Но бывает, что в силу определенных причин, у детей возникают речевые нарушения.Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте определяются как общее недоразвитие речи (ОНР).

Согласно статистике количество речевых нарушений в пос-ледние годы имеет тенденцию к увеличению. Поэтомуработе по коррекции речи уделяется большое внимание. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Это создает благоприятные условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. От того, насколько эффективно проводится работа в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе и становление его как личности.Логопедических групп, как структурных единиц ДОУ и дошкольной педагогики, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно - ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и индивидуализация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Кроме того, в эпоху Интернета и электронных средств хранения информации, когда информация многократно увеличивается из года в год, особую ценность приобретает умение самостоятельного, быстрого поиска нужной информации. Таким образом, более актуальным становится не только формирование обширного базиса знаний, но и обретение способности постоянно обновлять эту базу, приспосабливать ее к постоянно изменяющимся условиям современного информационного пространства. Человек, получивший знания, но не научившийся самостоятельно искать и находить нужную информацию, очень быстро столкнется с проблемой устаревания его знаний и невозможности решить вновь возникающие задачи. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Исходя из вышесказанного, перед нами, учителями-логопедами, стоит задача, работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, находить такие специальные методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников и позволили бы мыслить более продуктивно, развивали бы лексико-грамматический строй языка и связную речь, позволяли бы применять личностно-ориентированный подход и осуществлять индивидуализацию педагогического процесса, т. е., соответствовали бы требованиям ФГОС и запросам современного информационного общества.

Для решения этих задач, как вариант,можно использовать образовательную технологию "Дидактический синквейн", которая на практике показала эффективность применения. Многие учителя-логопеды применяют активно эту технологию, так как благодаря ей создаются условия для развития личности, которая может критически мыc лить: отсекать лишнее и определять главное, обобщать, систематизировать, что важно для человека в быстроменяющемся современном мире.

Что же такое "Дидактический синквейн"? Синквейн с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Кратко изложим правила составления дидактического синквейна.Первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею. Вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль. Третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы. Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово). И хоть дидактический синквейн подчиняется определенным правилам, он все же является формой свободного речевого творчества. Вот пример синквейна:

Самолет.

Новый, серебристый.

Взлетает, летит, гудит.

Я люблю путешествовать.

Воздушный транспорт.

Кажется, все легко и просто. Но это просто, если мы знаем очень хорошо обсуждаемый предмет. Попробуемсоставить синквейн про танины. Человеку, знакомому с химией это не составит труда. А людям, не знакомым с данным термином, предстоит долгий и увлекательный путь сбора информации по данной тематике, прежде, чем составить нужный синквейн. Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии,- про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников- игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра. Естественно, что перед составлением дидактического синквейна проводится большая предварительна работа по развитию речевой базы. Дети знакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Уместно начинать использовать дидактический синквейн с дошкольниками с ОНР со второго полугодия первого года обучения. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка , при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора , основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности . Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развитияличности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности , предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт - рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор - составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив.В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить,выложить мозиаку, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

При помощи дидактического синквейна можно организовывать вариативное многофакторное поле выбора. Учитель-логопед создает для каждого ребенка реальную возможность двигаться по своей собственной, индивидуальной траектории развития .

Таким образом, дидактический синквейн, такой вид деятельности, который способствует развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного развития ребенка, что позволяет выстраивать вариативное развивающее образование, ориентированное на уровень развития ребенка. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Дидактический синквейн » Современные технологии в логопедии синквейн Составила: Букаева Татьяна Ивановна учитель-логопед МБДОУ №5 «Сказка» г.Поронайска 2016 г.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Дидактический синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки. Дидактический синквейн – технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико –грамматических категорий у дошкольников.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что новая технология: открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу учителя –логопеда; гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК; не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом; даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

Синквейн - это пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. Слоги в словах подчиняются определённым правилам.

Правила составления дидактического синквейна: первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; вторая строка – два слова, прилагательные; третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Чтобы правильно составить синквейн необходимо: иметь достаточный словарный запас в рамках темы; владеть обобщением; понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак; научиться правильно, понимать и задавать вопросы; согласовывать слова в предложении; правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Метод дидактического синквейна развивают и совершенствуют мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволяют мыслить более продуктивно. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Например 1. Кукла 2. Красивая, нарядная, любимая. 3. Стоит, ходит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.

Например 1. Заяц 2. Белый, пушистый 3. Скачет, прячется, боится 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное.

Например 1.Машина 2.Быстрая, мощная, красивая. 3.Едет, обгоняет, тормозит. 4.Я люблю кататься. 5.Транспорт.

Лексические темы: «Новый год» 1.Новый год 2.Радостный, долгожданный. 3.Приходит, веселит, радует. 4.Я люблю этот праздник. 5.Подарки. «Наш город» 1.Поронайск 2.Большой, красивый, чистый. 3.Хорошеет, развивается. 4.Я живу в этом городе. 5.Поронайск – город у моря. « 8-е Марта» 1.Мама. 2.Умная, красивая, добрая. 3.Готовит, вяжет, рисует, поет, убирает. 4.Любит меня и папу. 5.Семья. «Зима» 1.Зима. 2.Снежная, холодная,морозная. 3.Морозит, заметает, восхищает. 4.Укрывает землю белым, пушистым, серебристым снегом. 5.Волшебница.

Тема: «Экзотические животные» 1.Слон 2.Большой, сильный, умный. 3.Стоит,идет, купается, ест. 4 .Я люблю это животное. 5.Животное. 1.Лев. 2.Красивый, могучий, сильный, крупный. 3.Нападает, подкрадывается, рычит. 4. Свободолюбивое животное. 5.Животное. 1.Жираф. 2.Высокий, изящный, красивый. 3.Обороняется, бьется, 4.Самое уникальное животное. 5.Животное.

Эффективность и значимость синквейна. облегчает процесс усвоения понятий и их содержания; учит коротко, но точно выражать свои мысли; способствует расширению и актуализации словарного запаса; закрепляет знания по изученным лексическим темам.

Технология «Дидактический синквейн » гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: И нформационной; деятельностной; личностно ориентированной.

Литература 1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие.- Ростов н /Д; изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н /Д; изд. Феникс, 2011. 3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н /Д; изд. Феникс, 2008. 4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. - М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005). 7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).


Аннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, . Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин).

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией).

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа :

  • работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
  • подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
  • дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
  • работа над структурой и грамматическим оформлением предложения.

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

  • составлять описательные рассказы о предметах;
  • подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
  • составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету .

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Мой любимый город».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование :

  • слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?

Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия .

Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

2. «Пожелания городу».

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

Я начну, а вы продолжите:

Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

Ульяновск.

Красивый, родной.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

III. Подведение итогов.

Молодцы! Хорошие получились рассказы.

Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
  4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.

Ксейко Л.А.,
учитель-логопед высшей кв. категории

Опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии

в работе учителя – логопеда. Дидактический синквейн.

«Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…»

К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы: совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Лексико-грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников, их словарного запаса как в количественном, так и в качественном плане. Бедный словарь. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания

Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов

Опыт работы с данной категорией детей показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. В связи с этим параллельно с задачей накопления, обогащения, уточнения словарного запаса должна решаться другая, не менее важная: создание условий для его активизации и актуализации собственного высказывания. И здесь на помощь может прийти дидактический синквейн. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с общим недоразвитием речи. Синквейн с франц. языка переводится как « пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтактической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:

Новая технология открывает новые возможности, современная логопедическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя-логопеда.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи:

Уточнение, расширение, активизация словаря;

Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»;

Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;

Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Составление дидактического синквейна, это увлекательный процесс, творческий и яркий, который требует нахождения в материале наиболее существенное, выделять это и кратко формулировать, тем самым составлять грамотно предложения с использованием графических схем. Такой способ может быть востребован в современной логопедии. При работе с дидактическим синквейном сначала уточняется лексика и грамматика. Это позволяет добиться хороших результатов при работе над развитием внутреннего плана высказывания на уровне предложения. Составление синквейна так же позволяет добиться отличных результатов при автоматизации звуков, так как слова и предложения будут подбираться под произношение ребенка. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему логопедических занятий и методик и обеспечивает её логическую завершенность. Синквейн так же является диагностическим материалом и даёт возможность учителю-логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу. Учит определять грамматическую основу предложений. Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Алгоритм составления синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Можно делать зарисовки, помогающие удерживать смысловую программу предложения. В дальнейшем это убирается и остается схема предложения, переходящая во внутренний план.

Логопед подбирает картинки и слова под звукопроизношение каждого ребенка. Далее предложения могут заучиваться, что позволяет работать над звукопроизношением. Потом структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога.

Завершается работа формированием умения строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д. Дети повторяют, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Другими словами можно сказать, что это – не большие сочинения, где дети учатся правильно составлять предложения одновременно работая над развитием внутреннего плана речи на уровне предложения.

Умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Использовать дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, целесообразно, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

  1. Волшебница.

Лексическая тема: «Транспорт»

1.Самолет.

2.Новый, серебристый.

3., летит, гудит.

4.Я люблю путешествовать.

5.Воздушный транспорт.

Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии, - про танины. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. Составление дидактического синквейна - увлекательная и интересная игра. Целесообразно составлять дидактический синквейн для закрепления какой-либо лексической темы. Эту работу можно проводить индивидуально и в подгруппах. Как же можно использовать в подгрупповой работе индивидуальный подход при применении технологии дидактического синквейна в развитии связной речи? Учитель-логопед может реализовать эту задачу, учитывая индивидуальную избирательность и личную активность каждого ребенка, при предоставлении ему свободного самостоятельного выбора, основанного на стремлении реализовать индивидуальные интересы и потребности. Применение дидактического синквейна позволяет использовать интересы и потребности ребенка на благо развития личности. Чтобы предоставить ребенку право на свободный и самостоятельный выбор учителю-логопеду необходимо создать своего рода поле выбора. При создании поля выбора учитель-логопед учитывает индивидуальные интересы дошкольников, особенности деятельности, предпочитаемые виды деятельности, способы работы с материалом, особенности усвоения материала. Поле выбора складывается из ряда альтернатив деятельности, что позволяет осуществлять баланс между инициативами учителя-логопеда и ребенка. Например, задача для учителя-логопеда: получить образовательный продукт - рассказ в рамках лексической темы. Детям предлагается на выбор - составить всем синквейн к одному слову-предмету или каждому составить дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Здесь мы видим появление двух альтернатив. В зависимости от выбора детей учитель-логопед организует и структурирует поле выбора: вводит новые условия, меняет ситуацию выбора. Так, возможно предложить следующие альтернативы: написать печатными буквами на листе бумаги, на доске; использовать готовую картинку, нарисовать, раскрасить предмет, сделать аппликацию, вылепить, выложить мозаику, собрать картинку из разрезанных частей, использовать наглядно-графические схемы и составить синквейн устно. Далее учитель-логопед предлагает следующую ветвь выбора. Ребенку предлагается: составление синквейна; коррекция готового синквейна; совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без первой строки, необходимо определить ее на основе имеющихся).

На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе созданы картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями. После проведения консультации «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста», мастер-класса «Учимся составлять синквейн» родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения - синквейн» на тему недели. А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн - записывая печатными буквами на листе бумаги. Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.

План работы учителя-логопеда Прониковой Е.В.

по обучению составления дидактического синквейна детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Месяц, год

Вид деятельности

Участники

Сентябрь – Декабрь 2015 г.

Предварительная работа: знакомство с понятиями слова –предметы, слова – признаки, слова – действия, предложение, живое - неживое

Январь 2016 г.

Консультация «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста

Индивидуальные занятия с детьми по обучению составления синквейна.

Воспитанники, учитель-логопед

Февраль 2016 г.

Мастер класс «Учимся составлять синквейн»

Воспитатели группы, родители, учитель-логопед

Март- май 2016г.

Воспитанники, учитель-логопед

Сентябрь- декабрь 2016 г.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению синквейна по лексическим темам в конце каждой недели.

Воспитанники, учитель-логопед

Январь 2017 г.

Конкурс на лучшее сочинение – синквейн.

Воспитанники, родители

Январь – май 2017 г.

Индивидуальные и подгрупповые занятия по составлению синквейна по лексическим темам в конце каждой недели.

Воспитанники, учитель-логопед

Май 2017 г.

Выставка детских синквейнов с рисунками.

Воспитатели, воспитанники, родители, учитель-логопед

Литература:

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов/Д., Феникс, 2011

Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал

« Логопед», № 5, 2005

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

ПЕРВАЯ СТРОКА

1 слово – существительное (слово – предмет)

КТО? ЧТО?

ВТОРАЯ СТРОКА

2 слова – прилагательные (слова – признаки)

Какой? Какая? Какое? Какие?

ТРЕТЬЯ СТРОКА

3 слова – глаголы (слова - действия)

Что делает? Что делают?

Четвертая строка

4 слова - предложение, фраза по теме