Ли авторское право на песню. Музыкальное произведение без текста


Авторские права. Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Вопрос юристу

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно .

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав - например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять "кто есть кто", кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на "часть" музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом . Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей "части" песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) - композитор,
  • авторские права на текст (слова) - поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже "украшенная" музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) - переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки - музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) - певец,
  • смежные права на фонограмму - изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Авторские и смежные права: моменты, о которых стоит помнить

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав - что, как правило, и имеет место быть) - иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме . Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных). "Отказ от прав" должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком "отказе" будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с "такими" сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и "свободных" библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек , которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная "вставка", на которую у Вас нет прав, автор такой "вставки" может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам , именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 120584.

Ссылка на страницу: Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав (автор Вадим Колосов)

Приветствую! Сегодня вкратце расскажу, как проверить музыку на авторские права на YouTube. В прошлой статье, я писал о том, что почти вся музыка может быть использована под свои видео.

Но желательно быть уверенным, что музыка добавления в видео будет использована без нарушений прав. Почему я написал «желательно »? Да просто чтобы не перезаливать ролик еще раз.

Возможно, кто-то думает, что если он зальет видеоролик с музыкой, которая нарушит авторские права, то его канал могут заблокируют, или канал получит плохую репутацию. На самом деле это не так. Самое страшное, что может случиться – это блокировка самого ролика, но не канала. Но в большинстве случаев, такое видео просто не допускают к монетизации. Читаем подробнее здесь и здесь

Проверяем музыку на авторские права на YouTube

Итак, перед тем, как закачивать видео на YouTube, надо проверить, не нарушает ли в нем музыка авторские права. Для этого переходим по следующему пути: «Творческая студия » -> «Создать » -> «Условия использования музыки ».

В этом разделе, можно узнать, нарушит ли музыка авторство. Но для этого надо знать исполнителя. Например, если Вы знаете, что музыку играет группа «Yakur o», но не знаете название самой композиции, тогда просто можно поискать название группы.

Если Вы не нашли этой группы, тогда видео можно загружать на YouTube, хотя и это не дает 100% гарантии. Возможно, эта группа еще не была добавлена в список на YouTube. Идем дальше.

Возьмем другой пример: Вы нашли в разделе «Условиях использования музыки » название исполнителя и название композиции. В этом случае надо почитать, на каких условиях эта композиция может использоваться

Жмем по названию и читаем.

Если явно видено, что монетизация видео невозможна, тогда стоит подобрать другую песню, или мелодию. Вот и все

Объектом авторского права может являться любой результат творческой мысли человека, воплощенный в материальной форме. То есть, потенциально любая музыкальная композиция может быть защищена авторским правом. Это зависит лишь от самого автора или же лейбла, с которым он сотрудничает.

Часто на понравившейся композиции нет каких-либо отметок о наличии авторского права. Но это вовсе не означает, что за ее использование нельзя подвергнуться санкциям со стороны правообладателя. Чтобы быть уверенным, стоит заранее проверять музыку на предмет авторских прав.

Пустой канал

Создается новый канал, на который загружается нужная музыка с накладкой на видеодорожку. После этого следует ждать предупреждения. Если его не последовало – музыку можно использовать.

Аудиотека YouTube

Перейти к аудиотеке можно через разделы «Творческая студия» или же «Менеджер видео». После выбора вкладки «Создать», пользователь переходит в фонотеку.

Если при запросе по имени исполнителя будет найдена хотя бы одна композиция, то и остальные его треки будут защищены.

Этот способ проверки наиболее надежен. Но и он не дает стопроцентной гарантии. Дело в том, что фонотека постоянно обновляется и однажды туда может попасть трек, ранее доступный к использованию. Однако сейчас «отпечатки» треков многих отечественных или низкопробных исполнителей просто отсутствуют в базе данных, что позволяет свободно использовать их музыку.

Еще одна полезная функция фонотеки – наличие обширного каталога музыки, разрешенной к использованию. Указав жанр, длительность, настроение, инструмент и автора можно найти фоновую музыку практически на любой вкус, а что самое главное – без всяких авторских прав.

Если фонотеки YouTube все же оказалось недостаточно, можно взять музыку у каналов, предоставляющих музыку без АП. Одним из таких является NoCopyrightSounds . Как правило, такие ресурсы предъявляют свои условия к использованию их треков.

Для некоторых треков, на которые АП не действует, распространяется особый тип лицензии, согласно которому нужно предоставить доказательства того, что трек приобретен на одном из музыкальных сайтов.

Не стоит брать треки из всевозможных групп в социальных сетях. Указывая, что композиция незащищена АП, редакторы этих сообществ часто даже не проверяют информацию.

Законные варианты обхода

И хотя YouTube и сторонние ресурсы предоставляют достаточно широкий выбор музыки, зачастую в ролик необходимо добавить конкретный трек. И если он защищен правообладателем, то единственным выходом является обход авторского права.

Существует достаточно способов для обхода АП. Но стоит помнить, что даже если была произведена уникализация, абсолютно любой пользователь может заподозрить нарушение и отправить жалобу. Кроме того, если была использована программа для обхода Content ID, но нарушение все равно было зафиксировано, то санкции будут еще более жесткими. Велика вероятность того, что канал будет просто удален.

Новый канал

Данный способ имеет достаточно минусов , главный из которых заключается в том, что он подходит лишь для только что созданных каналов. Алгоритм действий таков:

  1. Регистрируемся и создаем канал.
  2. Не подтверждаем регистрацию с помощью СМС.
  3. Загружаем несколько копий видео длительностью свыше 15 минут.
  4. После загрузки подтверждаем канал с помощью СМС.
  5. Активируем ролики через вкладку «Менеджер видео».

К достоинствам такого способа следует отнести то, что видео не будут повторно проверяться Content ID. Таким образом, блокировка может произойти лишь при наличии жалобы от физического лица.

Произвести такую операцию можно один раз при регистрации канала. После этого аккаунт уже будет являться подтвержденным.

Уникализация

Наиболее часто используемый способ. В случае с музыкальными треками необходимо будет воспользоваться программой, позволяющей редактировать звуковые дорожки. Это можно сделать как в программе для монтажа видео (например, Sony Vegas), так и в любом другом редакторе. Идеально подойдет программа Audacity .

После размещения нужной музыки на звуковой дорожке в программе, необходимо произвести ряд довольно простых манипуляций.

Достаточно будет изменить высоту тона, сделать басы глубже, а также чуть замедлить или, наоборот, ускорить трек. Разница на слух должна быть минимальной, но этот простой способ позволяет в 60-70% случаев «обмануть» YouTube. Но никто не отменял человеческий фактор, а потому нельзя быть абсолютно уверенным, что ролик не будет заблокирован, если правообладатель сам заметит такой обман и подаст жалобу.

Короткие фрагменты

Суть в том, что если музыкальная композиция звучит в видео меньше 30 секунд, то ее использование полностью легально. По сути, необходимость в обходе АП отпадает, ведь никакие правила не нарушаются.

Особенности проверки представлены в данном видео.

На музыку, на изображение, на произведение... Обычному человеку сложно разобраться в этих понятиях. Статья поможет в этом непростом деле.

Немного истории

Считается, что авторское право возникло в Европе с появлением книгопечатания. После упрощения этого процесса появилась возможность изготовления множества копий произведений и падению стоимости самих книг. В результате труд автора стал настоящим товаром, и первоначально именно издателям книг потребовалась экономическая защита от конкурентов, занимавшихся перепечаткой книг и ставящих более низкие цены на них.

В России только лишь в середине XVII века авторские права стали связывать непосредственно с автором произведений. К примеру, музыкант в качестве оплаты своего труда мог получить либо жалование, либо единовременное вознаграждение.
В XIX веке начали создаваться авторские сообщества. Драматурги объединились первыми. Они создали «Собрание русских драматических писателей». С течением времени общество стало настолько известным и популярным, что к ним присоединились и композиторы, которые также получили возможность защищать авторские права на музыку. Система охраны прав на коллективной основе такая же и в настоящее время.

Регулирование отношений на законодательном уровне

22 апреля 1828 г. в России, можно сказать, вышел первый закон об авторском праве, регулирующий вопросы, связанные с правами автора. Документ получил название «Цензурный устав» со специальной главой в нем «О сочинителях и издателях книг». Этот нормативный акт впервые официально закрепил исключительное право автора пользоваться в течение жизни своим произведением и продавать его по своему усмотрению.

В настоящее время в России для регулирования отношений в сфере создания и использования прав автора принят и действует Закон «Об авторском праве и смежных правах». Действующий нормативный акт имеет современную рыночную направленность.

Авторское право и объекты авторских прав

К нормам, регулирующим авторское право, необходимо обращаться в том случае, когда нужно отрегулировать отношения, возникшие в связи с использованием и созданием научных произведений, а также произведений литературы и искусства. Объекты авторского права включают в себя непосредственно произведения науки, искусства и литературы, каждое из которых - это результат творческих изысканий человека, направленных на создание нового.

Понятие "новое" относится к определенной форме, теме, идее, содержанию. Творческая деятельность выражается в написании оригинального литературного или музыкального произведения, или переложения, переработки уже существующего.

Необходимо знать, что драматург получает права на созданную им пьесу с момента ее переложения на бумагу, художник - после выражения своего внутреннего мира на холсте, музыкант - после записи мелодии на бумаге нотными знаками; то есть, произведение должно иметь материальную форму выражения в виде звуко- или видеозаписи, машинописи, нотной записи, изображения, или должно быть публично исполнено. Причем объекты авторского права не обязательно должно быть законченными. Подлежат правовой охране также и отрывки произведений, эскизы, планы. В частности, музыку и музыкальные произведения закон об авторском праве также причисляет к объектам авторского права.

О регистрации авторских прав на музыку

Нужно ли регистрировать авторские права на музыку? Законом предписано, что для осуществления и возникновения авторского права на мелодии и музыкальные произведения не требуется специального оформления, регистрации и соблюдения разного рода формальностей. Права автора рождаются с момента факта создания произведения.

Тем не менее, для обеспечения прав на созданное музыкальное произведение композитор может заранее побеспокоиться о доказательствах своего авторства. Для этого он может зарегистрировать свою мелодию у нотариуса, а также в государственных и общественных организациях. Дата регистрации будет иметь значение для разрешения дальнейших споров об авторстве. Наиболее востребованным и распространенным в нашей стране считается Российское авторское общество, выдающее свидетельство на авторские права на музыку. Документ подтверждает дату и факт регистрации прав.

Льется музыка. Авторские права на музыку без нарушений

Как используется музыка без нарушения авторских прав? Указанный нормативный акт говорит, что использование русской музыки в коммерческих целях возможно только по договору с автором или с конкретными организациями, осуществляющими коллективное управление правами, автор музыки в этом случае получает отчисления от воспроизведения своих произведений. Использование музыки для обзора, критики или как учебного пособия возможно с указанием автора и названия.

Зачастую пользователи задаются вопросом: можно ли проверить музыку на авторские права? К сожалению, официальным образом - нет. Но всегда можно использовать свободные ресурсы музыки, которая распространяется без притязаний на авторскую защиту.

Как автору можно защититься

Нарушение прав автора в России, к сожалению, не редкость. Незаконное распространение музыки во всемирной сети, продажа контрафактной продукции приводят к нарушению имущественных и неимущественных прав творческих людей. Защита происходит как путем обращения в суд, так и во внесудебном порядке. Активная позиция автора поможет ему возместить причиненные убытки, восстановить нарушенное право.

Вопросы охраны прав автора стоят остро, так как данная отрасль отношений уязвима для разнообразных нарушений. Но, тем не менее, хочется верить, что Россия движется в сторону правовой грамотности населения и цивилизованного права.