Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости. Реферат: Тема: «Органы судейского сообщества и их полномочия. Основные органы судейского сообщества, их принципы организации и деятельности


Тема 4. СТАТУС СУДЕЙ (2 часа)

1. Судейский корпус, его понятие и состав. Единство статуса судей. Требования, предъявляемые к судьям.

2. Формирование судейского корпуса. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей.

3. Независимость и несменяемость судей.

4. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы судейского сообщества, порядок их образования и полномочия.

5. Статус присяжных и арбитражных заседателей.
Дополнительные вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию:

1. Судейское сообщество Краснодарского края в 2001 г. приняло решение о том, что кандидат на должность судьи районного суда должен иметь стаж работы мировым судьей 2 .

______________

2 Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. - М.: Институт права и публичной политики, 2002. С. 63.

2. Закон о мировых судьях в Оренбургской области от 18 августа 1999 г. определяет, что мировым судьей может быть гражданин России, постоянно проживающий на территории Оренбургской области, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков, имеющий возможность по состоянию здоровья осуществлять правосудие, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Оренбургской области (ч. 1 ст. 6 указанного закона).

3. Проанализируйте требования для кандидатов на должность мирового судьи по действующему законодательству и по Учреждению судебных установлений 1864 г. (возраст, гражданство, образование, стаж работы, имущественный ценз и др.).

Как вы оцениваете выявленные различия в требованиях для кандидатов на должность мирового судьи в 1864 г. ив настоящее время?
Учреждение судебных установлений 1864 г. 1 (извлечение)

19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жителей, которые:

во 1-х, имеют не менее двадцати пяти лет от роду;

во 2-х, получили образование в высших или средних учебных заведениях, или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести

практические сведения в производстве судебных дел, и

в 3-х, если притом они сами, или их родители, или жены, владеют, хотя бы и в разных местах: или пространством земли... (не ниже 400 десятин), или другим недвижимым имуществом ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, а в городах - недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога: в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей.

1 Приводится по изданию: Российское законодательство X-XX веков. В 9-ти томах. Т. 8. Судебная реформа. - М., 1991. С. 34-35.

21. Мировыми судьями не могут быть:

1) состоящие под следствием или судом за преступления или проступки, а равно и подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные действия заключению в тюрьме или иному более строгому наказанию, и те, которые, быв под судом за преступления или проступки, влекущие за собою такие наказания, не оправданы судебными приговорами;

2) исключенные из службы или по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие под опекою за расточительность.

22. Священно- и церковнослужители не могут принимать на себя звания... мировых судей.

4. Управлением Судебного департамента Н-ской области претенденту на должность судьи А. было предложено пройти психодиагностическое обследование в центре психологической диагностики Министерства внутренних дел РФ.

А. выразил нежелание проходить обследование, процедура которого, по его мнению, связана с унижением достоинства, а результаты не имеют научного обоснования.

Претенденту было разъяснено, что психодиагностическое обследование проводится в соответствии со ст. 4 1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и постановлением Совета судей Российской Федерации от 26 июля 2002 г. 2 для оценки психологической пригодности кандидатов на должность судьи, выявления лиц с нервно-психической неустойчивостью, асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также употребляющих психоактивные вещества 3 .
__________

1 Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы измерения и выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

2 Российская юстиция. 2002. № 10. С. 9.

3 Вещества, вызывающие привыкание и зависимость при их систематическом приеме, - алкоголь, наркотические вещества, лекарственные препараты и др.

По результатам обследования А. специалистами было составлено заключение, в котором отмечалось, что у претендента заниженный интеллект, социальная незрелость, недостаточный самоконтроль, отсутствие аналитических способностей, узкий кругозор, низкий уровень культурного развития, а нежелание проходить обследование связано с высоким уровнем тревожности, неуверенностью в своих знаниях и действиях, эмоциональной неустойчивостью, отсутствием твердой жизненной позиции.

Выводы специалистов о несоответствии кандидата требованиям профессии были учтены квалификационной коллегией судей, отказавшей А. в рекомендации к назначению на должность судьи.

А. обжаловал в суд решение квалификационной коллегии судей.

Какое решение должен вынести суд?

5 . Вступая в должность, судьи дореволюционных судов приносили присягу, которая начиналась словами: «Обещаю и клянусь Всемогущим Богом, перед святым Его Евангелием и животворящим крестом Господним, хранить верность Его Императорскому Величеству Государю Императору, Самодержцу Всероссийскому...» (приложение II к ст. 225 Учреждения судебных установлений 1864 г.) 1 .

­­­­­ Какими правовыми нормами предусмотрено принесение присяги судьями при вступлении в должность в настоящее время? Чем, по вашему мнению, обусловлено отличие присяги судьи Конституционного Суда РФ от присяги судей иных судов?

В чем вы видите основное отличие присяги современного судьи от дореволюционной? Какую черту (характеристику) статуса судей отражает это различие?

В чем заключается правовое значение принесения присяги судьей? Каковы последствия вынесения решения судьей, не принесшего присягу?

6. Ознакомьтесь с приведенным ниже Указом Президента РФ «О назначении судей военных судов».

1 Российское законодательство X-XX веков. Т. 8. С. 82. 2 Российская газета. 2003. 10 янв. С. 8.

Указ Президента Российской Федерации «О назначении судей военных судов» 1 .

Руководствуясь статьями 83 и 128 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Назначить судьями:

Приволжского окружного военного суда - Родионова А.А., Филиппова В. П.;

Волгоградского гарнизонного военного суда - Стуконога В.М.;

Красноярского гарнизонного военного суда - Спевакина Е.В.;

Курганского гарнизонного военного суда - Клещёва С.А;

Петропавловск-Камчатского гарнизонного военного суда - Онищенко Ф.И.;

Реутовского гарнизонного военного суда - Тришкина А.В.

2. Назначить на 3-летний срок полномочий судьями: Тульского гарнизонного военного суда - Евланова П.А.;

Тюменского гарнизонного военного суда - Закирова Ж.Х.; 35-го гарнизонного военного суда - Беркмана И.Ф.
Президент Российской Федерации

Москва, Кремль

30 декабря 2002 года, № 1472
Чем обусловлено назначение судей, указанных в п. 1 Указа, на должность без ограничения срока полномочий, а указанных в п. 2 Указа - на 3-летний срок полномочий? Ответ обоснуйте ссылками на нормы закона.

Является ли назначение судей на 3-летний срок полномочий нарушением несменяемости судей?

Согласны ли вы с утверждением, что по своей правовой природе трехлетний срок полномочий впервые назначенных судей имеет, по существу, значение предварительного испытательного срока, направленного, в частности, на выявление причин, которые могут судьи на должность пожизненно и которыми должны обосновываться решения соответствующих органов и

________

препятствовать дальнейшему назначению того или иного должностных лиц об отказе в представлении для назначения судьи на должность без ограничения срока?
7. Как вы полагаете, является ли судейская неприкосновенность определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации). Если да, то чем это обусловлено?

Является ли судейская неприкосновенность личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, или это средство защиты публичных интересов?
8 . Ознакомьтесь со сведениями о законодательном регулировании привлечения судей к ответственности в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Республике Армения, Республике Таджикистан 1 .

Во всех названных республиках принцип независимости судей провозглашен как один из основополагающих принципов деятельности судов. С его учетом и решаются вопросы ответственности судей.

Согласно Закону Республики Армения «О статусе судьи», уголовное преследование в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Армения.

Судья не может быть арестован, подвергнут в судебном порядке административной или уголовной ответственности без согласия на то Президента Республики, данного им на основании представления Совета правосудия (ст. 11). Согласно статье 30 названного Закона, полномочия судьи прекращаются Президентом Республики на основании предложения Совета правосудия, если, например, судья более десяти дней подряд без уважительной причины не являлся на работу (п. 5), совершил поступок, являющийся в соответствии с Кодексом поведения судьи основанием для прекращения полномочий (п. 7), при

1 См.: Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 декабря 1999 г. № УЗ-31 «О состоянии законодательства об ответственности судей» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 2.

осуществлении правосудия допустил грубое нарушение закон (п. 8).

Согласно статье 9 Конституционного закона Республики Таджикистан «О статусе судей в Республике Таджикистан», уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Таджикистан или лицом, исполняющим его обязанности.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, заключены под стражу без согласия Маджлиси Оли Республики Таджикистан. А судьи других судов - без согласия Президента Республики Таджикистан.

Среди оснований прекращения полномочий судьи статья 16 названного Закона предусматривает и такие, как нарушение законности или совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п. 11), обнаружившееся несоответствие судьи занимаемой должности (п. 13).

Согласно статье 41 Указа Президента Республики Казахстан «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики.

Законодательством всех вышеназванных четырех республик предусмотрена дисциплинарная ответственность судей.

Так, в Республике Белоруссия действует Положение о дисциплинарной ответственности судей, которое определяет основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

В Конституционном законе Республики Таджикистан «О статусе судей в Республике Таджикистан» (ст. 19) определены основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности и указано, что порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливается Положением о дисциплинарной ответственности судей.

В Указе Президента Республики Казахстан «О судах и статусе судей в Республике Казахстан» вопросам дисциплинарной ответственности судей посвящена отдельная глава.

Дисциплинарная ответственность судей предусмотрена и в Законе Республики Армения «О статусе судьи». Статьи 31 и 32 названного Закона определяют виды дисциплинарной ответственности судей, основания и порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Подготовьте краткое сообщение об основаниях и порядке привлечения судей к дисциплинарной и уголовной ответственности по российскому законодательству. В качестве образца используйте приведенные выше сведения. В сообщении сделайте ссылки на Конституцию Российской Федерации, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, иные правовые акты. Приведите сведения о практике привлечения судей к ответственности.
9. Проверками квалификационной коллегии судей установлено, что в судебных заседаниях судья И. допускал грубости и нравоучения, пренебрежительные высказывания в адрес участников процесса: «Мне, юристу с зеленым дипломом, приходится учить юриста с красным дипломом»; «прокуратура не работает и не желает работать». При рассмотрении гражданского дела судья И. перемигивался и перешептывался с ответчицей по делу, допускал по отношению к свидетелям истца несдержанность, выразившуюся в обвинении их в клевете и даче ложных показаний, нравоучениях в их адрес... Представитель администрации города, участвовавшая в судебном процессе, вместе с судьей удалилась в совещательную комнату и оставалась наедине несколько минут.
Какое решение по результатам этой проверки следует вынести квалификационной коллегии судей в отношении судьи И.? Обоснуйте ответ ссылками на положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики.
10 . В Квалификационную коллегию судей Алтайского края поступили жалобы граждан П. и Р. на действия судьи краевого суда С. В жалобе указано, что судья С. назначил к рассмотрению уголовное дело по обвинению П. на 30 июня в здании Ключевского районного суда. По делу вызывались потерпевшие П. и Р. (матери убитых), а также свидетели, в число которых был включен близкий друг подсудимого К., который, по данным РОВД, состоял на учете как участник преступной группировки. Прибыв в с. Ключи 29 июня, судья С. поселился вначале в гостинице «Луч», но затем переехал в дом частного предпринимателя. Дом сдавался гражданам для проживания в частном порядке. Там же поселились представители сторон предстоящего судебного процесса: прокурор и адвокат. Проживание в этом доме оплатил К. В тот же день свидетель К. и «другие люди подсудимого» устроили «банкет», на котором судья С., прокурор и адвокат совместно с устроителями банкета употребляли спиртное. В связи с неявкой свидетелей дело по обвинению П. было отложено, а в последующем рассмотрено другим судьей краевого суда.

Какое решение по результатам рассмотрения жалобы следует вынести квалификационной коллегии судей в отношении судьи С.? Обоснуйте ответ ссылками на положения Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и Кодекса судейской этики.

11. Прочитайте извлечение из сатирического стихотворения Антиоха Кантемира (1729) 1 .

Каким положениям действующего законодательства и Кодекса судейской этики противоречат изложенные в стихотворении советы, адресованные кандидатам на должность судьи?

______________

1 Русские поэты. Антология русской поэзии в шести томах. Т. I. - М., 1989. С. 34.

САТИРА I

НА ХУЛЯЩИХ УЧЕНИЯ

К УМУ СВОЕМУ 1

(извлечение)
Хочешь ли судьею стать - вздень перук с узлами 2 ,

Брани того, кто просит с пустыми руками 3 ,

Твердо сердце бедных пусть слезы презирает,

Спи на стуле, когда дьяк 4 выписку читает.

Если ж кто вспомнит тебе граждански уставы,

Иль естественный закон, иль народны нравы -

Плюнь ему в рожу, скажи, что врет околёсну,

Налагая на судей ту тягость несносну,

Что подьячим 5 должно лезть на бумажны горы 6 ,

А судье довольно знать крепить приговоры 7 .
12. Дике (Дика) - в греческой мифологии богиня, одна из ор, дочь Зевса 8 и Фемиды 9 , наблюдавшая, в отличие от Фемиды, за самими судьями. Исполнителем решений Дике был непосредственно Зевс 10 .

Действуют ли в Российской Федерации органы и (или) должностные лица, исполняющие функции Дикэ?

__________

1 Кантемир обычно дает два названия своим сатирам. Первое из них - тематическое, второе - адресат. Писатель снабдил сатиру примечаниями, часть которых воспроизводится.

2 Вздень перук с узлами - т.е. надеть судейский парик с буклями.

3 Кто просит с пустыми руками - «т.е. челобитчик, который подарков не дает, который ничего, прося, не подносит» (Прим. авт.).

4 Дьяк (от греч. diakonos - служитель) - канцелярский служащий разных ведомств в России до XVIII в. Следует отличать от дьякона - церковнослужителя. См.: Исаев М.А. Толковый словарь древнерусских юридических терминов. - М.: Спарк, 2001. С. 40; Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 424.

5 Подьячий - мелкий чиновник, писец.

6 Лезть на бумажны горы - «т.е. шевелить, читать такое множество книг» (Прим. авт.).

7 Крепить приговоры - подписывать приговоры, скреплять приговоры подписью.

8 Зевс - в греческой мифологии верховный бог. Низвергнув в тартар своего отца титана Кроноса, стал владыкой богов и людей. Атрибутами Зевса были эгида (щит), скипетр, иногда орел; местопребыванием считался Олимп. - Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 462.

9 Фемида - в греческой мифологии богиня правосудия. Изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с рогом изобилия и весами в руках. (Перен.) - «весы Фемиды» - правосудие, «жрец Фемиды» - служитель закона. - Там же. С. 1415.

10 Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы. - М.: Институт права и публичной политики, 2002. С. 73.
13.

Сценарий ролевой игры

«Заседание Высшей квалификационной коллегии судей»
I. Фабула дела.

Решением квалификационной коллегии судей г. Москвы прекращены полномочия судьи Московского городского судьи П. с лишением его третьего квалификационного класса за действия, позорящие честь и достоинство судьи, умаляющие авторитет судебной власти. Как установила коллегия, судья П. составил заключение о незаконности и необоснованности обвинительного приговора в отношении Н. до вступления его в законную силу. Заключение подготовлено им как членом Президиума Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ. Кроме того, в эфире радиостанции «Эхо Москвы» судья П. дал интервью, в котором сказал, что не отказывает людям в консультациях, назвал свой служебный телефон и разрешил ему звонить.

В жалобе П. ставиться вопрос об отмене вышеуказанного решения, т.к. он никаких поступков, позорящих честь и достоинство судьи и умаляющих авторитет судебной власти, не совершал, данный материал считает продолжением его преследования.

П. Материалы производства.
Заключение судьи П. по делу Н.

(извлечение)

«Как видно из поступившего обращения..., Н. был признан виновным приговором суда... в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, и осужден к наказанию в виде двух лет лишения свободы с отбытием в исправительной колонии общего режима. По мнению постановившего приговор суда, «нежелание Н. проходить военную службу с связи с его оценкой нынешнего состояния Российской Армии не может служить основанием для замены военной службы альтернативной гражданской службой. Н. демонстративно отказался выполнять высший закон нашего государства - ч. 1 ст. 59 Конституции РФ...»

Рассматривая в свете изложенных выше правовых соображений материалы уголовного дела по обвинению Н. в совершении предусмотренного ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации, нахожу состоявшийся по его уголовному делу обвинительный приговор... незаконным, необоснованным и подлежащим отмене...

В деяниях подсудимого отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Из материалов уголовного дела видно, что Н. следовало оправдать... ввиду наличия у него несовместимых с несением военной службы убеждений. В приговоре записано: «Сам Н. в судебном заседании показал, что само по себе несение военной службы не вступает в противоречие с его убеждениями... Ссылки Н. на свои убеждения являются голословными и выражают лишь его нежелание служить в Армии и тратить на это время» (с. 3 приговора). Подсудимому, таким образом, приписываются эгоистические мотивы. Между тем, он не называл службу в армии пустой тратой времени. Побуждения же самого Н. носили принципиальный характер и имели общественно значимое содержание.

П., допрошенный в судебном заседании в качестве подсудимого, заявил: «Мои убеждения противоречат несению военной службы. Я являюсь антимилитаристом... Я против оккупационных действий, против политического насилия, ... считаю недопустимым несение службы в нашей Армии, т.к. считаю, что армия - продолжение политики. Обучаясь в институте, я не посещал военной кафедры. Война в Чечне подтвердила мои убеждения... Армия является политической силой, и я не желаю служить в такой Армии... Армия ведет войну против своего же народа» (с. 2 об. протокола судебного заседания).

Таким образом, несовместимые с военной службой взгляды Н. четко выражены: он не желает служить в Вооруженных Силах Российской Федерации, так как его убеждениям противоречит использовании армии во внутриполитических целях, в частности, против населения Чеченской Республики. Для оправдания подсудимого Н. достаточно установить, что его убеждения несовместимы с военной службой в рядах отечественного воинства.

Наличие у Н. несовместимых с военной службой убеждений стороной обвинения не опровергнуто.

Факты постоянного выражения Н. несовместимых с военной службой убеждений доказаны:

Заявлением самого Н.;

Показаниями свидетеля Л.: «Отношение Н. к Армии мне известны, он высказывал свое мнение по вопросам Чеченского конфликта, Дагестана, которые оценены им как политическая игра» (с. 4 протокола судебного заседания);

Показаниями свидетеля К., который, как констатировано в приговоре, «показал, что Н. неоднократно говорил в его присутствии, что он не желает служить в армии по своим убеждениям, считая, что применение армии - это провал демократии» (с. 2 приговора)...

Таким образом, имеются основания для отмены приговора в связи с неправильным применением судом уголовного закона.
Кандидат юридических наук П.»

III. Задание.

Для студентов, исполняющих роли сторон, изучив приведенный документ, подготовьте выступления сторон (заявителя - судьи П.; представителя квалификационной коллегии судей г. Москвы, прокурора) на заседании Высшей квалификационной коллегии судей по этому делу и, с соблюдением процедуры заседания Высшей квалификационной коллегии судей, воспроизведите эти выступления.

Для студентов, исполняющих роли членов Высшей квалификационной коллегии судей: выслушав выступления сторон и исследовав представленные доказательства, постановите решение о законности либо незаконности решения квалификационной коллегии судей г. Москвы о лишении П. полномочий судьи.

Для студентов «контрольной группы»: зафиксируйте все нарушения процедуры рассмотрения жалоб в Высшей квалификационной коллегии судей, допущенные участниками ролевой игры, подготовьте устное сообщение об этих нарушениях.

Органы судейского сообщества формируются в соответствии со ст. 29 ФКЗ о судебной системе для выражения интересов судей как носителей судебной власти в установленном федеральным законом порядке. Этой же нормой был очерчен круг органов судейского сообщества на федеральном уровне. Высший орган - Всероссийский съезд судей, формирующий Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

Долгое время специальный закон, определяющий статус органов судейского сообщества, отсутствовал. Общие нормы находились в Законе о статусе судей (ст. 17). Инициаторами проекта нового закона выступили Совет судей РФ и Высшая квалификационная коллегия судей РФ. В Пояснительной записке к законопроекту указывалось: «...практика работы органов судейского сообщества подтверждает необходимость не только уточнения круга полномочий указанных органов, но и регламентации их деятельности. Это тем более необходимо, что существенно изменяется законодательство, в том числе касающееся как в целом судебной системы, так и статуса судей». Уже в Пояснительной записке обсуждались трудности определения правовой природы органов судейского сообщества: «При решении этого вопроса разработчики склонились к мнению ученых Российской правовой академии Минюста России о том, что советы судей и квалификационные коллегии не являются общественными объединениями в правовом понимании сущности этого института и вряд ли можно их отнести к формам организации государственных органов, хотя отдельные элементы государственно-управленческих функций проявляются в деятельности квалификационных коллегий судей. Исходя из этого, наиболее правильным было бы определить советы судей и квалификационные коллегии судей как органы профессионального самоуправления, правовая природа которых обусловлена спецификой деятельности по осуществлению правосудия, предполагающей полную независимость судей в принятии решений от влияния извне любых органов и лиц». После проведения длительной работы 14 марта 2002 г. был принят Федеральный закон № ЗО-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее - Закон об органах судейского сообщества). Статьи Закона РФ о статусе судей, посвященные органам судейского сообщества, были исключены.

В соответствии с Законом об органах судейского сообщества судейское сообщество в России образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ, составляющих судебную систему РФ. «Судейское сообщество - это форма самоорганизации, одной из задач которой является защита прав и законных интересов судей, связующее звено, крайне необходимое для выработки ими совместных решений по вопросам функционирования судебной власти, совершенствования законодательства. Судейское сообщество является формой жизнедеятельности третьей ветви государственной власти, накопления и передачи из поколения в поколение значимого опыта и традиций, формой представительства интересов судей перед государством и обществом, регулирования отношений и утверждения фактического равенства судебной власти с другими ветвями государственной власти» .

В соответствии со ст. 2 указанного Закона судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку. Это означает, что судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества, за исключением одного ограничения: «Судья, пребывающий в отставке, не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества». Таким образом, сообщество объединяет всех судей, как работающих, так и находящихся в отставке.

Профессиональным корпорациям судей уделяется много внимания и на международном уровне. VII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Милан, 26 августа - 6 сентября 1985 г.) были разработаны Основные принципы независимости судебных органов, в которых создание профессиональных корпораций рассматривается как одна из юридических гарантий существования в демократическом обществе компетентного, независимого и беспристрастного суда. Согласно п. 9 Основных принципов «судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости» 1 .

Основные задачи органов судейского сообщества определены в ст. 4 вышеназванного Закона:

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защита прав и законных интересов судей;
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Статья 5 этого Закона закрепляет принципы их организации и деятельности:

  • а) коллегиальность;
  • б) гласность;
  • в) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Советы судей, экзаменационные комиссии и квалификационные коллегии судей организуются на принципах выборности, сменяемости и подотчетности органам, их избравшим. Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения.

Органы судейского сообщества рассматриваются законодательством России как форма коллективного выражения интересов судей. Отчасти это сближает их с профессиональными союзами. Еше при обсуждении законопроекта ставился вопрос, является ли орган судейского сообщества добровольной ассоциацией судей или органом, выполняющим публичные функции. Между тем Закон об органах судейского сообщества специально выделяет орган судейского сообщества не потому, что это особая форма профессионального объединения, а для придания ему принципиально иного статуса (в отличие от разновидности юридического лица в рамках частного права) и ограничения возможности создания подобных организаций другими гражданами - не судьями. Орган судейского сообщества - это не общественное объединение и не профессиональный союз. На него не распространяются действия законов «Об общественных объединениях» и «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

Различия можно проследить по следующим положениям. Так, Закон об органах судейского сообщества ни в одной статье не упоминает о членах органа судейского сообщества как о самостоятельном субъекте правоотношений, везде говорится только о судьях. Судья не подает заявления о приеме в орган судейского сообщества, а органы судейского сообщества не проводят процедуру его приема в свои члены, он становится членом судейского сообщества в силу закона с момента принесения присяги. Точно так же нельзя судью из него исключить, если при этом не утратится статус судьи. Членство, как таковое, не свойственно этому органу (оно является условным и не будет выполнять функции устойчивой правовой связи между членом органа судейского сообщества и самим сообществом). Судья уже в силу назначения на должность является соответствующим субъектом права. Подобие членства в органе судейского сообщества не является условием для того, чтобы заниматься судейской деятельностью, таковым может быть только указ Президента РФ.

В отличие от общественных объединений органы судейского сообщества выполняют публичные функции, связанные с осуществлением подбора судейских кадров. Это формирование экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена для кандидатов на должность, дача рекомендаций при назначении, осуществление дисциплинарного производства и т.д. Квалификационные коллегии обладают существенными властными полномочиями, что недопустимо по отношению к общественным организациям.

Органы судейского сообщества создаются в силу закона, а не по инициативе судей, поэтому нельзя создать «параллельные» или «альтернативные» структуры. Они не имеют учредителей. Орган судейского сообщества в соответствии с действующим законодательством не является и не может быть юридическим лицом. В настоящее время такой статус ему и не нужен в силу специфики выполняемых функций.

В то же время закон четко разграничивает профессиональную деятельность судей и функции органов судейского сообщества. Реализация ими публичного интереса определена не контрольными функциями по отношению к судьям, а обеспечением независимости судей и подчинения их только закону. Судья подчиняется только Конституции России и закону. Орган судейского сообщества не может давать судье обязательных указаний, как рассматривать то или иное дело, принимать то или иное решение. Орган судейского сообщества не является органом административного контроля за деятельностью судьи.

Ресурсное обеспечение органов судейского сообщества возложено на государственный орган - Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Эти вопросы обеспечения регулируются также приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 19 марта 2003 г. «Об утверждении типового положения об управлении (отделе) судебного департамента в субъектах Российской Федерации». Для судей нет обязательных членских (или каких-то иных) взносов. Недопустимо принимать добровольные пожертвования или заниматься предпринимательской деятельностью. Органы судейского сообщества финансируются только государством.

Все это позволяет признать орган судейского сообщества особой формой публичной корпорации, создаваемой по профессиональному признаку, не имеющей статуса юридического лица.

  • Цепляева Г., Яблокова И. De facto и de jure судейского сообщества // Российская юстиция. 2001. N° 11. Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. М., 1990. С. 327.

Судейское сообщество в РФ образуют судьи федеральных судов всех уровней, а также судьи судов субъектов РФ.

Основные задачи органов судейского сообщества:

    1. взаимопомощь в совершенствовании судебной системы;
    2. защита и законных интересов судей;
    3. участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    4. утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

Взаимный контроль органов судейского сообщества

Советы судей, квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии осуществляют контроль путём обмена информацией.

Совет судей Российской Федерации и Президиум Совета судей Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации и Президиум Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, а также Высшая экзаменационная комиссия направляют необходимую информацию о своей деятельности соответственно в советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и в экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации.

Советы судей субъектов Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации, в свою очередь, информируют о своей деятельности Совет судей Российской Федерации, Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации и Высшую экзаменационную комиссию.

Органы судейского сообщества

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральным законодательством.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются:

    1. Всероссийский съезд судей;
    2. конференции судей субъектов Российской Федерации;
    3. Совет судей Российской Федерации;
    4. советы судей субъектов Российской Федерации;
    5. общие собрания судей судов;
    6. Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;
    7. квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;
    8. Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
    9. экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

Принципы организации и деятельности органов судейского сообщества

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Совет судей Российской Федерации, советы судей субъектов Российской Федерации, Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации, квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации избираются на четыре года.
По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

    1. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей Российской Федерации утверждаются Всероссийским съездом судей.
    2. Регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов Российской Федерации утверждаются конференциями судей субъектов Российской Федерации.
    3. Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.
    4. Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией.

Всероссийский съезд судей

Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, правомочный утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества, а также принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Съезд созывается один раз в четыре года Советом судей Российской Федерации. Внеочередной съезд должен быть созван, если решение об этом принято конференциями судей не менее чем в половине субъектов Российской Федерации.

Председательствует на съезде председатель Совета судей Российской Федерации.

Делегаты на съезд избираются по нормам представительства.

Подробнее

    1. от судей Конституционного Суда Российской Федерации - десять судей;
    2. от судей Верховного Суда Российской Федерации - двадцать судей;
    3. от судей каждого арбитражного суда округа - по два судьи;
    4. от судей каждого арбитражного суда - по два судьи;
    5. от судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых пятидесяти судей каждого верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа;
    6. от судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации - по одному судье, а также дополнительно по одному судье от каждых тридцати судей каждого арбитражного суда субъекта Российской Федерации;
    7. от судей каждого окружного (флотского) военного суда - по два судьи;
    8. от судей гарнизонных военных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, на территории которого действуют гарнизонные военные суды;
    9. от судей районных судов - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации, а также дополнительно по одному судье от каждых ста судей районных судов, действующих на территории субъекта Российской Федерации;
    10. от мировых судей - по одному судье от каждого субъекта Российской Федерации;
    11. от судей каждого конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации - по одному судье.

Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины избранных делегатов.

Совет судей Российской Федерации - выборный орган судейского сообщества, подотчетный только съезду. Формируется Всероссийским съездом судей из числа судей федеральных судов, а также судей судов субъектов Российской Федерации.

В Совете судей Российской Федерации устанавливаются нормы представительства.

Подробнее

    1. от судей Конституционного Суда Российской Федерации - два судьи;
    2. от судей Верховного Суда Российской Федерации - четыре судьи;
    3. от судей арбитражных судов округов - два судьи;
    4. от судей арбитражных апелляционных судов - два судьи;
    5. от судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов - пять судей;
    6. от судей арбитражных судов субъектов Российской Федерации - восемь судей;
    7. от судей окружных (флотских) военных судов - два судьи;
    8. от судей гарнизонных военных судов - три судьи;
    9. от судей районных судов - восемь судей;
    10. от мировых судей - пять судей;
    11. от судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - три судьи;
    12. от каждого субъекта Российской Федерации - по одному судье, избираемому съездом по представлению соответствующей конференции судей субъекта Российской Федерации.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляющие судей судов всех видов и уровней, избираются тайным голосованием делегатами съезда от соответствующих судов из своего состава на раздельных собраниях делегатов. Избранными считаются судьи, получившие наибольшее число голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании, при условии, что в голосовании принимали участие более половины делегатов съезда от соответствующих судов.

Совет судей Российской Федерации избирает из своего состава подотчетных ему председателя Совета судей Российской Федерации и его заместителей. Председатель Совета судей Российской Федерации представляет Совет судей Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в общественных объединениях, средствах массовой информации, а также при осуществлении международного сотрудничества.

По поручению председателя Совета судей Российской Федерации его полномочия может осуществлять один из его заместителей.

Члены Совета судей Российской Федерации, представляемые конференциями судей, избираются тайным голосованием делегатами съезда. Избранными считаются судьи, получившие большинство голосов делегатов съезда, принявших участие в голосовании.

Полномочия члена совета судей могут быть досрочно прекращены по его инициативе или в случае совершения им дисциплинарного проступка. Решение о досрочном прекращении полномочий членов советов судей принимается соответственно съездом или конференцией судей, а в период между съездами (конференциями) судей - соответствующим советом судей.

Президиум Совета судей Российской Федерации

Рабочим органом Совета судей Российской Федерации является Президиум Совета судей Российской Федерации, который создается для оперативного коллегиального решения вопросов, определяемых регламентом Совета судей Российской Федерации. Заседания Президиума Совета судей Российской Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Президиум Совета судей РФ избирается Советом судей Российской Федерации из числа его членов с учетом необходимости представительства в нем судей федеральных судов, в том числе судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, судей , включая военные суды, судей арбитражных судов и судей судов субъектов Российской Федерации. В состав Президиума Совета судей Российской Федерации входят по должности председатель Совета судей Российской Федерации и его заместители.

Совет судей Российской Федерации созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Полномочия Совета судей Российской Федерации:

    1. созывает Всероссийский съезд судей;
    2. дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заслушивает его годовые отчеты об организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
    3. избирает судей в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации вместо выбывших в период между съездами;
    4. избирает членов Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - Высшая экзаменационная комиссия) вместо выбывших в период между съездами;
    5. изучает, обобщает и распространяет опыт работы органов судейского сообщества, разрабатывает рекомендации по совершенствованию их деятельности;
    6. определяет порядок участия судей гарнизонных военных судов, действующих за пределами Российской Федерации, в работе органов судейского сообщества субъектов Российской Федерации;
    7. осуществляет иные полномочия, отнесенные к его ведению федеральными законами.
    8. осуществляет прямые связи с органами судейского сообщества и профессиональными объединениями (ассоциациями) судей других государств, с международными организациями, а также со средствами массовой информации.

Полномочия Советов судей субъектов Российской Федерации:

    1. рассматривают в период между конференциями судей все вопросы, отнесенные к компетенции конференций судей, за исключением избрания квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации и заслушивания их отчетов;
    2. созывают конференции судей;
    3. избирают судей в состав квалификационных коллегий судей соответствующих субъектов Российской Федерации вместо выбывших в период между конференциями судей;
    4. избирают членов экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации) вместо выбывших в период между конференциями судей.

Совет судей Российской Федерации и советы судей субъектов Российской Федерации могут осуществлять свои полномочия, если их составы сформированы не менее чем на две трети.

Конференции судей субъектов Российской Федерации

Конференции судей субъектов Российской Федерации представляют судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также мировых судей, судей районных судов и гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

Конференции судей правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, а также принимать решения по вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах Российской Федерации, кроме вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий.

Конференции судей созываются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Председательствует на конференции судей председатель совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решения конференций судей принимаются простым большинством голосов, если конференциями не устанавливается иной порядок принятия решений.

Избрание делегатов

Порядок избрания делегатов на первую после вступления в силу настоящего Федерального закона конференцию судей и нормы их представительства от соответствующих судов утверждаются советом судей соответствующего субъекта Российской Федерации, на последующие конференции судей - конференцией судей.

Делегаты на конференции судей избираются с учетом необходимости представительства на них судей соответственно от верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, а также от мировых судей, судей районных судов и судей гарнизонных военных судов, действующих на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

  • Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»
    • Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи
    • Основные направления (функции) правоохранительной деятельности
    • Правоохранительные органы: общая характеристика и система
    • Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система и содержание
    • Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами
  • Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах
    • Общая характеристика и классификация правовых актов о правоохранительных органах
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их содержанию
    • Классификация правовых актов о правоохранительных органах по их юридическому значению
  • Судебная власть и система органов, ее осуществляющих
    • Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти
    • Суд как орган судебной власти
    • Судебная система
  • Правосудие и его демократические основы (принципы)
    • Отличительные признаки и понятие правосудия
    • Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
    • Законность
    • Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия
    • Осуществление правосудия только судом
    • Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда
    • Самостоятельность судов, независимость судей и заседателей
    • Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
    • Обеспечение права граждан на судебную защиту
    • Состязательность и равноправие сторон
    • Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту
    • Презумпция невиновности
    • Открытое разбирательство дел во всех судах
    • Обеспечение возможности пользования в суде родным языком
    • Участие граждан в отправлении правосудия
  • Основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Районный суд - основное звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Этапы развития районного суда
    • Полномочия районного суда
    • Основные права и обязанности судей
    • Председатель (судья) районного суда
    • Организация работы в районном суде
  • Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции
    • Суды среднего звена, их полномочия и место в системе федеральных судов общей юрисдикции
    • Основные этапы развития судов среднего звена
    • Состав и структура суда среднего звена, полномочия структурных подразделений судов этого звена
    • Организация работы в судах среднего звена
  • Военные суды
    • Задачи военных судов и их место в российской судебной системе
    • Этапы развития военных судов
    • Подведомственность военных судов
    • Основы организации и подсудности военных судов
  • Верховный Суд Российской Федерации
    • Верховный Суд РФ - высший судебный орган судов общей юрисдикции
    • Основные этапы истории Верховного Суда РФ
    • Судебные полномочия Верховного Суда РФ
    • Порядок формирования Верховного Суда РФ, его состав и структура
    • Организация работы в Верховном Суде РФ
  • Арбитражные суды и иные арбитражные органы
    • Арбитражные суды, их роль и основные задачи
    • Этапы развития арбитражных органов
    • Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия
    • Арбитражные апелляционные суды, их состав и полномочия
    • Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды): порядок образования, состав и полномочия
    • Высший Арбитражный Суд РФ, его состав, структура и полномочия
    • Иные арбитражные органы
  • Конституционный Суд Российской Федерации
    • Конституционный контроль, его понятие и истоки
    • Конституционный Суд РФ: полномочия и основы организации
    • Решения Конституционного Суда РФ, их виды, содержание, форма и юридическое значение
  • Суды субъектов Российской Федерации
    • Конституционные (уставные) суды
    • Мировые судьи
  • Статус судей, присяжных и арбитражных заседателей
    • Судейский корпус (судейское сообщество) и статус судей: понятие и общая характеристика
    • Порядок формирования судейского корпуса
    • Гарантии независимости судей
    • Судейское сообщество и его органы
    • Квалификационные коллегии и аттестация судей
    • Статус присяжных и арбитражных заседателей
  • Основные этапы развития российской судебной системы
    • Становление российских судов как учреждений, обособленных от других государственных органов (дореформенные суды)
    • Судебная реформа 1864 г. и ее основные итоги
    • Становление и развитие судов в послеоктябрьский период: от 1917 г. до наших дней
      • Период от октября 1917 г. до 1922-1924 гг.
      • Период от 1925 г. до начала 30-х годов
      • Период от начала 30-х годов до 1953 г.
      • Период от 1953 г. до середины 80-х годов
      • Современная судебно-правовая реформа, ее предпосылки и основные результаты
  • Организационное обеспечение деятельности судов и органы, его осуществляющие
    • Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов
    • Эволюция организационного обеспечения деятельности судов
    • Органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов
    • Судебный департамент при Верховном Суде РФ
    • Администраторы судов
    • Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств
    • Министерство юстиции РФ и его органы: основные функции и организация
  • Прокурорский надзор и органы прокуратуры
    • Прокурорский надзор и направления прокурорской деятельности
    • Основные этапы развития прокуратуры
    • Система, структура и порядок образования органов прокуратуры
    • Кадры органов прокуратуры
  • Организация выявления и расследования преступлений
    • Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития
      • Этапы развития
    • Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, их компетенция
    • Органы дознания, их компетенция
    • Органы предварительного следствия, их компетенция
  • Юридическая помощь и ее организация
    • Юридическая помощь: содержание и значение
    • Адвокатура
      • Становление и эволюция российской адвокатуры
      • Статус адвоката
      • Формы организации адвокатской деятельности
      • Адвокатская палата субъекта РФ
      • Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
    • Нотариат: функции, организация и руководство его деятельностью

Судейское сообщество и его органы

Судейское сообщество - это тот же судейский корпус, но обладающий определенными организационными началами. В него входят как активно работающие судьи, так и судьи в отставке. Они не просто числятся в сообществе, но обязаны выполнять предусмотренные законом требования, о которых речь шла выше. Несоблюдение этих требований может повлечь исключение нарушителя из сообщества.

Однако основное назначение судейского сообщества состоит не только и не столько в поддержании дисциплины его членов. Его задачи значительно шире. Через свои органы, организация и основы деятельности которых достаточно детально регламентируются Законом об органах судейского сообщества, оно призвано оказывать активное влияние на процессы, непосредственно связанные с организацией судов и их функционированием.

Вершину пирамиды органов судейского сообщества занимает Всероссийский съезд судей , который должен собираться один раз в четыре года и состоять из делегатов, избираемых в определенных законом пропорциях от судов всех уровней и разновидностей. На него возложено принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей, а также утверждение Кодекса судейской этики и актов, регулирующих деятельность судейского сообщества. Он же избирает Совет судей РФ и представителей судей, включаемых в состав Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Первый Съезд состоялся в октябре 1991 г. Он обсудил проект Концепции судебной реформы в РФ и в соответствии с действовавшим тогда законодательством избрал названные совет и квалификационную коллегию. В последующие годы Съезды созывались еще четыре раза.

Одной ступенью ниже Закон об органах судейского сообщества расположил конференции судей субъектов РФ . Каждая такая конференция уполномочена представлять судей всех судов, функционирующих на территории данного субъекта РФ. Она созывается по решению местного совета судей не реже одного раза в два года. На конференции такого рода возложено принятие решений по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в конкретных субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей.

Они уполномочены также избирать местные советы судей и представителей судейского корпуса, включаемых в состав соответствующих квалификационный коллегий, а также утверждать акты, регулирующие деятельность своих органов судейского сообщества.

Еще на одну ступеньку ниже располагается Совет судей РФ - орган, избираемый, как уже отмечено, Всероссийским съездом судей и подотчетный только ему. Заседания Совета проводятся не реже двух раз в год. На него возложено принятие ряда ответственных решений, в частности, о созыве очередных или внеочередных Всероссийских съездов судей, о даче согласия на назначение или освобождение от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, об оценке деятельности этого Департамента, о довыборах членов Высшей квалификационной коллегии взамен выбывших. Его представители вправе участвовать в обсуждении проектов федеральных законов о бюджете в части, касающейся ассигнований, обеспечивающих нормальное функционирование судебной власти.

В каждом субъекте РФ созываемые там конференции судей избирают на два года свои советы судей . Они призваны в период между конференциями принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению органов судейского сообщества в масштабах конкретного субъекта РФ.

Закон об органах судейского сообщества (ст. 12) предоставил всем судам право созывать не реже одного раза в год общие собрания судей данного суда. На таких собраниях должны обсуждаться вопросы, связанные с совершенствованием организации работы, обеспечением законных интересов судей, а также проводиться выборы делегатов на съезды (конференции) судей. По решению общего собрания может быть избран совет судей данного суда .

К органам судейского сообщества относятся также упоминавшиеся выше квалификационные коллегии судей .

Все органы сообщества обязаны неукоснительно соблюдать требования принципа невмешательства в судебную деятельность. В соответствии со ст. 4 Закона об органах судейского сообщества их основными задачами являются:

  • содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;
  • защита прав и законных интересов судей;
  • участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;
  • утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнением судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

62. Отставка судей.

Отставка судьи – это его право на почетный уход или почетное удаление с должности. Законом допускается отставка судьи при условии, если его полномочия прекращены по предусмотренным законодательством основаниям, которые можно подразделить на 5 групп:

1) по собственной инициативе – письменное заявление судьи об отставке;

2) по состоянию здоровья;

3) ввиду истечения установленного законом срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) ввиду признания судьи недееспособным (ограниченно дееспособным) в установленном законом порядке;

5) ввиду отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя того же суда.

Судье, ушедшему или удаленному в отставку, выплачивается выходное пособие. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет (для КС РФ – не менее 15 лет), выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание. Пребывающий в отставке судья сохраняет звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому корпусу. За ним пожизненно сохраняется присвоенный ему квалификационный класс.

Судья, находящийся в отставке, вправе работать в сфере правосудия. Допускается привлечение судьи к осуществлению правосудия на срок до одного года при вакантной должности судьи, либо в случае временного значительного увеличение объема работы в суде, либо ввиду отсутствия судьи или приостановлении его полномочий. Решение о привлечении судьи, пребывающего в отставке, принимается председателем вышестоящего суда при положительном заключении ККС.

Судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин – 50) лет, вправе работать в органах гос.власти и местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях, в общественных объединениях, в качестве помощника депутата, но не вправе занимать должности прокурора, следователя, дознавателя, а также осуществлять адвокатскую и нотариальную деятельность.

Отставка судьи может быть прекращена, если он не соблюдает требований, предъявляемым к судьям Законом о статусе судей (избран депутатом, занимается предпринимательской деятельностью и т.д.). Отставка судьи также прекращается в случае повторного избрания его на должность судьи.

Решение о прекращении отставки судьи принимает ККС. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в течение 10 дней со дня получения копии решения. В случае, если отпали основания для прекращения отставки судьи, отставка может быть возобновлена решением ККС.
^ 63. Судейское сообщество как организационная форма обеспечения независимости судей. Органы и полномочия.

Для выражения интересов судей в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» образуются органы судейского сообщества.

Такими органами в РФ являются:


  • Всероссийский съезд судей РФ и формируемый им Совет судей;

  • конференции судей субъектов РФ и избираемые ими советы судей субъектов РФ;

  • общие собрания судей судов, которые могут избирать советы судей соответствующих судов;

  • Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

  • квалификационные коллегии судей субъектов РФ.
Всероссийский съезд судей является высшим органом судейского сообщества. Правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочен утверждать кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.

В субъектах РФ органами судейского сообщества являются конференции судей субъектов РФ. Конференции правомочным принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества в субъектах РФ, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей. Правомочны утверждать акты, регулирующие деятельность органов судейского сообщества в субъектах РФ.

Высшая квалификационная коллегия судей формируется сроком на 4 года в количестве 29 членов: 18 судей (избираемых тайным голосованием на Всероссийском съезде судей), 10 представителей общественности и представитель Президента РФ.

Квалификационные коллегии судей субъектов РФ формируется сроком на 2 года из числа судей судов, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, представителей общественности и представителей Президента РФ. Численность определяется в зависимости от количества судей и судов в субъекта РФ.

К числу органов судейского сообщества относятся также общие собрания судей судов – для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием организации работы суда, выражения законных интересов судей, проведения выборов делегатов на Всероссийский съезд судей.
^ 64. Судебный департамент при ВС РФ. Система и полномочия.

Судебный департамент при ВС РФ является федеральным гос.органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Организационное обеспечение деятельности судов определено в ФЗ «О Судебном департаменте при ВС РФ» - мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого существования правосудия.

Систему Судебного департамента при ВС РФ образуют собственно департамент, управления (отделы) Судебного департамента, учреждения судебного департамента.

Полномочия:


  • организационно обеспечивает деятельность верховных судов субъектов РФ, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

  • управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

  • разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

  • разрабатывает предложения о финансировании судов, мировых судей, органов судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

  • разрабатывает предложения о совершенствовании организации судов;

  • вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

  • определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;

  • ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

  • принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента;

  • организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

  • принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

  • организует материальное и социальное обеспечение судей;

  • взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

  • финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;

  • осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

^ 65. Федеральная служба судебных приставов. Система органов и полномочия.

Федеральная служба судебных приставов – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов; по исполнению судебных актов и актов других органов.

Система органов ФССП включает центральный аппарат и территориальные органы (в субъектах РФ). Структурные подразделения центрального аппарата: директор, первый заместитель, заместители, управления, отделы. Структурные подразделения территориальных органов: районные отделы, межрайонные отделы, специализированные отделы – в них судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов; судебные приставы, исполняющие судебные акты и акты других органов (судебные приставы-исполнители).

Полномочия:


  • обеспечение установленного порядка деятельности судов;

  • исполнительное производство принудительного исполнения актов судебных и других органов;

  • производство предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к их подследственности;

  • производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции.

^ 66. Органы предварительного расследования: понятия и виды.

Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершенного преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции Российской Федерации может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором Суда.

Система органов предварительного расследования включает органы предварительного следствия и органы дознания.

УПК РФ к органам предварительного следствия относит Следственный аппарат Следственного комитета при прокуратуре, Следственный аппарат органов внутренних дел, Следственный аппарат органов ФСБ, Следственный аппарат органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств.

Общая характеристика дел, подследственных следователям прокуратуры, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.

Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.

Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления.

Согласно УПК к органам, имеющим право проводить дознания относятся:

Органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделённые в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

Органы Федеральной службы судебных приставов России;

Командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

Органы Государственной противопожарной службы.

Капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершённых на данных судах;

Руководители геологоразведочных партий и зимовок, удалённые от мест расположения органов дознания по уголовным делам о преступлениях, совершённых по месту нахождения данных партий и зимовок;

Главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершённых в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Обязанности органа дознания

Производство дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, - в порядке, установленном главой 32 Уголовно-процессуального кодекса;

Выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 кодекса.
^ 67. Органы предварительного следствия. Их задача, система и полномочия.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

^ Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России.

^ Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Следователь – должностное лицо соответствующего правоохранительного органа, специально назначенное выполнять единственную и главную функцию расследования преступления.

^ Следователь обязан принять все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выявить как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также смягчающие и отягчающие его ответственность обстоятельства.

^ Полномочия следователей как должностных лиц соответствующих ведомств, назначенных в установленном законом порядке, определены УПК РФ.

Следователи прокуратуры расследуют дела о наиболее тяжких преступлениях: убийствах, изнасилованиях, бандитизме, организации преступных сообществ, о массовых беспорядках, преступлениях против конституционных прав и свобод граждан, взяточничестве и о других опасных преступлениях, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должностными лицами ОВД, таможенных органов, и о преступных посягательствах на упомянутых лиц в связи с их служебной деятельностью.

^ Следователи военной прокуратуры расследуют все дела о преступлениях военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других воинских формирований, а также рядового, сержантского и офицерского составов ФСБ и Службы внешней разведки.

^ Следователи ОВД расследуют все дела о преступлениях несовершеннолетних, а также самое большое число дел об общеуголовных преступлениях. К их компетенции относится расследование дел против жизни и здоровья, собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, о незаконном обороте наркотиков и т. д.

^ Следователи ФСБ расследуют дела о терроризме, захвате заложников, незаконных вооруженных формированиях, об угоне самолетов, о государственной измене, шпионаже и диверсиях, а также о некоторых должностных преступлениях, если они связаны с рассмотрением дел, отнесенных к их компетенции.

Полномочия следователя едины независимо от ведомства, к которому он относится. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Закон предоставляет право следователю не согласиться с указаниями прокурора: об избрании меры пресечения, об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных следственных действий, об отводе следователя или о его отстранении от ведения дела и т. д.

Полномочия следователя включают также его право давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий, которые обязательны для исполнения.

Постановления следователя, вынесенные согласно закону, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.