Характеристика исполнительного производства в россии. Курсовая работа по дисциплине «гражданское процессуальное право» на тему: «особенности исполнительного производства Возможность участия прокурора, органов государственного управления и местного самоупр


Исполнительные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами исполнительного права, которые складываются между участниками исполнительного процесса, обязательным участником которых является судебный пристав-исполнитель или уголовно-исполнительная инспекция. Юридические обязанности участников исполнительных правоотношений обеспечены мерами государственного принуждения. Однако помимо гражданских исполнительных правоотношений необходимо также выделить уголовно-исполнительные, административные исполнительные и арбитражные исполнительные правоотношения, все они составляют разновидность исполнительных правоотношений.

Исполнительные правоотношения имеют свои особенности , позволяющие отличить их от иных правоотношений других отраслей права.

Так, в исполнительных отношениях одной стороной всегда является обязывающий (принуждающий) орган . Судебный пристав-исполнитель - наиболее распространенный субъект исполнительных правоотношений. Действия и решения судебного пристава-исполнителя обеспечены силой государственного принуждения, поскольку судебный пристав-исполнитель является государственным служащим и вступает в правоотношения от имени государства. Без судебного пристава-исполнителя нет и не может быть такого подвида исполнительных отношений, как гражданские исполнительные правоотношения. И наоборот, в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным субъектом является суд.

Однако в некоторых случаях стороной исполнительных правоотношений может выступать суд, хотя он и не является обязательной стороной исполнительных правоотношений, как это имеет место в гражданских процессуальных отношениях. Суд может участвовать в исполнительных правоотношениях только в случаях, прямо предусмотренных законом. В этом заключается другая онтологическая особенность исполнительных правоотношений.

Исполнительные правоотношения, как правило, властные правоотношения , они носят публично-правовой характер . За рамками исполнительного производства не могут возникнуть, к примеру, исполнительные отношения между сторонами исполнительного производства (взыскателем и должником). Вне пределов исполнительного производства должник и взыскатель, конечно, могут вступить в различные отношения, в т.ч. и правоотношения, например, гражданские. Но как только взыскатель обратился с заявлением в службу судебных приставов-исполнителей о возбуждении исполнительного производства, возникают исполнительные правоотношения между взыскателем и приставом-исполнителем. Почти все исполнительные правоотношения имеют вертикальную связь между субъектами правоотношений . Однако если суд, к примеру, участвует в исполнительных правоотношениях, то он наделен властными полномочиями, так же как и судебный пристав-исполнитель. В этом случае между судом и судебным приставом-исполнителем складываются не вертикальные, а горизонтальные правоотношения, которые не носят характер соподчиненности. В этом проявляется другая особенность исполнительных правоотношений. Например, в соответствии со ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и суд, и судебный пристав-исполнитель вправе прекратить исполнительное производство по основаниям, которые законодатель дифференцировал для каждого из них.

Еще одной особенностью исполнительных правоотношений являются нормы исполнительного права . Поскольку исполнительные правоотношения регулируются сегодня как нормами исполнительного права, так и нормами иных отраслей права (гражданского процессуального, арбитражного процессуального, семейного, трудового, уголовно-исполнительного и т.д.), следовательно, это межотраслевые отношения, которые свойственны всем комплексным отраслям права.

Учебное пособие посвящено исполнительному производству как системе норм, регулирующих порядок принудительного исполнения актов юрисдикционных органов и иных лиц. Особое внимание уделено соотношению исполнительного производства с различными отраслями российского права, а также отдельным практическим аспектам принудительного исполнения. Предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки «Юриспруденция», а также любых лиц, интересующихся исполнительным производством.

Исполнительные правоотношения

План

§1. Понятие исполнительных правоотношений.

§2. Субъекты исполнительных правоотношений.

§1. Понятие исполнительных правоотношений

Признавая за исполнительным производством статус комплексной процессуальной отрасли права, необходимо также выделять исполнительные правоотношения (исполнительные процессуальные отношения) – это урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с принудительным исполнением актов юрисдикционных органов, должностных и иных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан и организации обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Особенности исполнительных правоотношений:

– обязательное участие судебного пристава-исполнителя или иного лица, на которое возложены обязанности по осуществлению принудительного исполнения;

– властный характер отношений;

– большая степень диспозитивности;

– обязательное урегулирование нормами права;

принудительный характер;

– динамизм;

– многосубъектность.

Исполнительные правоотношения, как правило, связаны с осуществлением действий имущественного характера, что отличает их от уголовно-исполнительных правоотношений.

В исполнительном производстве, в отличие от гражданского процесса, нельзя говорить о наличии противоположных интересов, поскольку здесь отсутствует состязательность сторон. Противоположный интерес по поводу вступившего в законную силу акта юрисдикционного органа не допускается, так как не допускается противоположного интереса по поводу исполнения закона.

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения исполнительных правоотношений также имеют своеобразие. Как и в любой процессуальной отрасли права, основным видом события является течение или истечение сроков. Смерть как событие встречается редко и связана только с правопреемством в исполнительном производстве.

Основной объем неправомерных действий, совершаемых в ходе исполнительного производства, относится к сфере регулирования административного или уголовного права. Собственно проступки в исполнительном производстве связаны с несвоевременным исполнением со стороны должника и опосредуются институтами взыскания исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий (ст. 112 и гл. 16 Закона об исполнительном производстве).

Поскольку исполнительное производство является отраслью публичного права, то в качестве юридических фактов в нем превалируют правомерные действия в виде юридических актов. Юридические поступки встречаются крайне редко и, как правило, связаны с судьбой материальных прав и обязанностей сторон исполнительного производства, по поводу которых в свое время был вынесен соответствующий акт юрисдикционного органа. Типичным примером таких поступков будет универсальное или сингулярное правопреемство в соответствующих материальных правоотношениях.

Объектом исполнительного правоотношения выступают действия субъектов. В некоторых случаях конкретный объект может измениться в связи с изменением способа или порядка исполнения (ст. 434 ГПК РФ, ст. 324 АПК РФ).

Одной из важных характеристик исполнительного правоотношения является определение статуса субъектов, который рассмотрим подробнее далее.

§2. Субъекты исполнительных правоотношений

В силу многосубъектности исполнительных правоотношений вопрос о классификации таких субъектов однозначно Законом об исполнительном производстве не решается.

Исходя из анализа Закона, можно выделить следующие категории субъектов исполнительного производства.

1. Органы и лица, осуществляющие исполнение:

а) органы принудительного исполнения;

б) иные лица, исполняющие требования, содержащиеся в актах, подлежащих принудительному исполнению.

3. Стороны исполнительного производства:

а) взыскатель;

б) должник.

4. Иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе:

а) переводчик;

б) понятые;

в) специалист;

г) хранитель;

д) лицо, осуществляющее реализацию имущества должника.

Статья 48 Закона об исполнительном производстве относит третью и четвертую категорию субъектов, а также иные лица, исполняющие требования, содержащиеся в актах, подлежащих принудительному исполнению, к лицам, участвующим в исполнительном производстве.

1. Органы и лица, осуществляющие исполнение . К ним относятся лица, наделенные правом на осуществление властных полномочий по принуждению (органы принудительного исполнения) либо обязанностью исполнять требования, содержащиеся в актах, подлежащих принудительному исполнению (иные лица, исполняющие требования).

а) Органы принудительного исполнения . Согласно ст. 5 Закона об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов (далее – ФССП) и ее территориальные органы. Деятельность ФССП, а также порядок назначения, деятельности и статус всех должностных лиц службы судебных приставов (включая судебных приставов-исполнителей) регулируется Законом о судебных приставах, а также «Положением о Федеральной службе судебных приставов»13 .

Структурно ФССП состоит:

– из федеральной службы, возглавляемой Главным судебным приставом РФ – Директором ФССП;

– управлений ФССП по субъектам РФ, возглавляемых Главными судебными приставами субъектов РФ;

– подразделений (отделов) управлений ФССП по субъекту РФ, возглавляемых старшими судебными приставами. Штат каждого подразделение состоит из судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (которые также для обеспечения порядка могут участвовать в совершении конкретных исполнительных действий) и судебных приставов-исполнителей.

Непосредственная работа по принудительному исполнению и осуществление властных функций в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве, осуществляется только судебными приставами-исполнителями. Весь остальной аппарат призван обеспечить судебному приставу-исполнителю осуществление его функций.

В соответствии со ст. 3 Закона о судебных приставах, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (с 1 января 2018 г. – высшее юридическое или высшее экономическое образование), (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе, со всеми правами и обязанностями, присущими государственному служащему.

Кроме того, судебные приставы наделены правами по осуществлению дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, 312 и 315 УК РФ.

Также приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов осуществляют принудительный привод (ст. 113 УПК РФ, 168 ГПК РФ, ст. 24 Закона об исполнительном производстве).

б) Иные лица, исполняющие требования, содержащиеся в актах, подлежащих принудительному исполнению . Перечень и полная характеристика таких лиц указаны в ст. 7-9 Закона об исполнительном производстве. К ним, в частности, относятся:

– кредитные организации, у которых открыты счета должника;

– профессиональные участники рынка ценных бумаг (регистраторы, депозитарии, брокеры), у которых открыты лицевые счета или счета ДЕПО, на которых учитываются денежные средства или ценные бумаги должника;

– лица, выплачивающие должнику-гражданину периодические платежи (как правило, работодатели, государственные и негосударственные пенсионные фонды и т. п.);

– нотариусы, при хранении на их депозите денег или ценных бумаг (ст. 88 «Основ законодательства РФ о нотариате», утв. Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. №4462-114 );

– хранители по судебному секвестру (ст. 926 ГК РФ);

– органы Росреестра, если решением суда предусмотрено прекращение права на недвижимое имущество у одного лица или установлено отсутствие права на недвижимое имущество у такого лица и при этом предусмотрено возникновение этого права у другого лица или установлено наличие права у такого другого лица (ст. 58 Федерального закона от 13 июля 2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»15 ).

Отличие иных лиц, исполняющих требования, содержащиеся в актах, подлежащих принудительному исполнению, от органов принудительного исполнения заключается в отсутствии у первых каких-либо властных полномочий и наличии обязанности по исполнению под страхом применения гражданских, административных и уголовных мер ответственности.

2. Суд . Если в советский период суд был обязательным участником исполнительного производства, то теперь он появляется лишь эпизодически. Основная функция суда в исполнительных правоотношениях – это контроль. Чаще всего осуществляется последующий контроль при оспаривании действий или актов должностных лиц службы судебных приставов. Однако иногда суд осуществляет и функции предварительного контроля: решение вопроса о правопреемстве в исполнительном производстве, изменение способа и порядка исполнения, отсрочка и рассрочка исполнения, разъяснение судебных актов, санкция на обращение взыскания на отдельные виды имущества, прекращение исполнительного производства.

3. Статусу сторон в исполнительном производстве посвящены ст. 49-52 Закона об исполнительном производстве.

Взыскателем и должником могут быть:

– гражданин (включая иностранных граждан и подданных, а также апатридов);

– организация (куда входят, согласно ст. 1 Закона об исполнительном производстве, все виды юридических лиц, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, международные и иностранные организации);

– объединение граждан, не являющееся юридическим лицом (в законе они не поименованы, но можно предположить, что к ним можно отнести трудовые коллективы в правоотношениях по итогам рассмотрения коллективных трудовых споров, а также совет дома, предусмотренный жилищным законодательством).

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ.

Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.

Не стоит отождествлять фигуру взыскателя и должника в исполнительном производстве с истцом и ответчиком в гражданском процессе. Во-первых, в исполнительном производстве нельзя говорить о разнонаправленности интересов субъектов, а только о различном содержании воли и характере волеизъявлений. Во-вторых, по итогам рассмотрения дела в суде, истец может стать должником, а ответчик – взыскателем, к тому же взыскателем может стать лицо, вообще не участвовавшее в деле (например, при взыскании с проигравшего истца государственной пошлины, отсрочка уплаты которой была предоставлена при подаче иска).

Правосубъектность сторон определяется по общим правилам и возникает с момента регистрации или рождения до момента ликвидации или смерти. Отсюда следует, что взыскателем или должником могут быть как дети, так и лица, признанные недееспособными. Дееспособность у гражданина в исполнительном производстве возникает с 16 лет. Однако с 14 лет он может самостоятельно принимать участие в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства. С 16 до18 лет судебный пристав вправе привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства (ст. 51 Закона об исполнительном производстве).

Правопреемство в исполнительном производстве имеет место в случае универсального или сингулярного правопреемства в материальных правоотношениях, послуживших основанием для изначального разрешения юридического дела и выдачи исполнительного документа16 . Судебный пристав-исполнитель производит замену стороны исполнительного производства своим постановлением.

Делает он это не самостоятельно, а лишь на основании определения суда если исполнительное производство было возбуждено по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом. В остальных случаях, основанием для вынесения приставом постановления будут правоустанавливающие документы, подтверждающих выбытие стороны исполнительного производства (ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Перемена имени физического лица, изменение наименования юридического лица, не связанное с изменением организационно-правовой формы, не требуют разрешения судом вопроса о процессуальном правопреемстве, поскольку это не влечет выбытия стороны в спорном или установленном судом правоотношении.

Соучастие (ч.5 ст. 49 Закона об исполнительном производстве) внешне напоминает аналогичный институт в гражданском процессе: участие в одном исполнительном производстве нескольких взыскателей или должников.

Однако имеются и некоторые особенности. Как правило, соучастие в исполнительном производстве возникает тогда, когда суд выдаёт исполнительный лист (листы) в отношении солидарных кредиторов и/или должников (активное и/или пассивное соучастие). Таким образом, основание для возникновения соучастия закрепляется актом, подлежащим принудительному исполнению. При этом, каждый из активных соучастников должен самостоятельно обращаться за возбуждением исполнительного производства – «автоматического» возбуждения исполнительного производства в отношении всех, указанных в исполнительном документе взыскателей без их воли, законом не предусмотрено. Также самостоятельно действует каждый из взыскателей в ходе исполнительного производства17 .

В противоположность этому, при наличии в исполнительном документе нескольких должников, судебный пристав возбуждает исполнительное производства сразу в отношении их всех, вне зависимости от того, находятся ли все такие должники или принадлежащее им имущество на территории где действует судебный пристав-исполнитель18 .

Также, иногда, на практике считается, что институт активного соучастия имеет место в сводном исполнительном производстве (ст. 34 Закона об исполнительном производстве). Однако, данная позиция пока не устоялась.

4. Иные лица, содействующие исполнению требований , содержащихся в исполнительном документе.

Переводчик . Институт участия в исполнительном производстве переводчика аналогичен соответствующим институтам в гражданском, арбитражном и уголовных процессах (ст. 58 Закона об исполнительном производстве).

Понятые . Участие понятых в исполнительном производстве регулируется ст. 59, 60 Закона об исполнительном производстве. Понятым является независимое лицо, подтверждающее соответствующие юридические факты в ходе исполнительного производства. Их участие может быть как обязательным, так и факультативным (ч. 1 ст. 59). Наиболее частые ошибки на практике при привлечении понятых допускаются при нарушении судебным приставом ч. 2. ст. 59 Закона об исполнительном производстве, в соответствии с которой в качестве понятых могут быть приглашены любые дееспособные граждане, достигшие возраста 18 лет, не заинтересованные в исходе исполнительного производства, не состоящие с лицами, участвующими в исполнительном производстве, в родстве или свойстве, а также не подчиненные и не подконтрольные указанным лицам.

Специалист (ст. 61 Закона об исполнительном производстве). Данное лицо отличается от специалиста или эксперта в гражданском процессе. Если задача последних – создание доказательств в интересах сторон, то в исполнительном производстве специалист фактически выступает как помощник судебного пристава-исполнителя, когда у него не достает соответствующих знаний либо он не вправе их применять в силу закона. Чаще всего в качестве специалиста привлекаются оценщики, хотя иногда пр и разрешении вопроса об особенностях реализации способов исполнения, розыска могут привлекаться специалисты в области техники, бухгалтерского учета, медицины и т. п.

Хранитель согласно ст. 86 Закона об исполнительном производстве обеспечивает сохранность арестованного имущества. В качестве его по назначению судебного пристава могут быть должник, члены его семьи либо лицо, с которым территориальным органом ФССП заключен договор.

Лицо , осуществляющее реализацию имущества должника (ст. 87), является независимой специализированной организацией, с которой территориальным органом ФССП заключен договор. Таким лицом в настоящее время является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (абз. 3 п. 10 Указа19 Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724). Росимущество также вправе привлекать на договорных началах частные организации для организации реализации имущества.

Также при осуществлении исполнительных действий пристав может взаимодействовать и с сотрудниками органов внутренних дел (ст. 62 Закона об исполнительном производстве), которые содействуют при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка, могут обеспечивать порядок при совершении исполнительных действий, например, при вселении, выселении, отобрании ребенка, реадмиссии.

Институт представительства в исполнительном производстве по своему содержанию очень близок к аналогичному институту в гражданском и арбитражном процессе (ст. 53-57 Закона об исполнительном производстве). Также выделяются законное и договорное виды представительства. Различия и неопределенность имеют место при оформлении полномочий представителя. Так, в качестве представителя организации Закон указывает ее руководителя, чьи полномочия должны подтверждаться учредительными и иными документами. Не указан конкретный порядок оформления доверенностей от физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Как показывает практика, такая доверенность должна быть нотариально удостоверена, а предприниматель, кроме того, может ограничиться доверенностью за своими подписью и печатью. В отличие от гражданского и уголовного процессов адвокат в исполнительном производстве может действовать только на основании доверенности. Как и в гражданском процессе, в доверенности должны быть указаны как общие, так и (по смотрению доверителя) специальные полномочия представителя.

Расходы на оплату услуг представителя не являются расходами в исполнительном производстве в смысле, используемом ст. ст. 116-117 Закона об исполнительном производстве, но могут быть взысканы в качестве самостоятельных судебных расходов20 .

СМИ неоднократно сообщают о различных злоупотреблениях при осуществлении коллекторской деятельности . Легальное определение такой деятельности отсутствует. Обычно под коллекторской деятельностью понимается деятельность по возврату просроченной задолженности. С юридической точки зрения коллектор – это лицо, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.

В качестве таковых выступают:

1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования;

2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр.

Особенность коллекторской деятельности заключается в том что при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:

1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);

Реализация данных способов четко ограничена соответствующим законом21 .

Иные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.

В остальном, деятельность так называемых «коллекторов» не отличается от деятельности взыскателей и их представителей в исполнительном производстве.

Таким образом, в силу многосубъектного характера исполнительного правоотношения на практике необходимо помнить об объеме их прав и обязанностей, а также особенностях соотношения их деятельности для успешного исполнения требований, изложенных в конкретном исполнительном документе.


Контрольные вопросы и задания


1. Дайте определение понятия «исполнительные правоотношения», назовите их особенности.

2. Назовите юридические факты, выступающие в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения исполнительных правоотношений.

3. Назовите субъектов исполнительных правоотношений.

4. Укажите порядок назначения судебных приставов и опишите их статус.

5. Укажите особенности статуса сторон в исполнительном производстве.

6. Кто относится к иным лицам, содействующим исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе? Дайте краткую характеристику каждому из этих лиц.

7. Раскройте особенности института представительства в исполнительном производстве.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Восточно-Сибирский Государственный Университет Технологии и

Управления

(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)

Институт экономики и права

Юридический факультет

Кафедра «Гражданское право и процесс»

Курсовая работа

по дисциплине: «Исполнительное производство»

на тему: «Субъекты исполнительного производства»

Исполнитель: студентка з/о 6 курса гр. З-578-106

Невьянцева М. С.

Преподаватель: Сулиев В. Ф.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1 Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства

2 Особенности исполнительного производства по субъектному составу

ГЛАВА 2. СУБЪЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1 Служба судебных приставов

2 Суд в исполнительном производстве

3 Участники исполнительного производства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Введение

Одной из важных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание эффективного механизма обеспечения установленного порядка деятельности судов в области исполнения решений (определений), постановлений в различных стадиях процесса.

Новая редакция Федерального закона "Об исполнительном производстве" была принята Государственной Думой 14 сентября 2007 г., одобрена Советом Федерации 19 сентября 2007 г. и подписана Президентом РФ В. Путиным 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ. Этот закон направлен на повышение эффективности исполнения актов судов и иных уполномоченных органов при максимальном обеспечении прав и свобод граждан и организаций.

Для многих граждан, организаций и судебной власти в целом стало серьезной проблемой побуждение должника к исполнению своих обязательств, закрепленных в правоприменительном акте.

Новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" призван значительно повысить статус российской системы защиты прав и основных свобод человека и гражданина, общества, а также создать дополнительный механизм эффективной деятельности Службы судебных приставов в исполнении решений судебных органов, укреплении авторитета российского правосудия.

Актуальным является также обеспечение эффективного взаимодействия между органами и организациями, осуществляющими принудительное взыскание денежных средств.

Таким образом, цель данной работы - дать характеристику субъектов исполнительного производства и основ их взаимодействия.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

определить сущность исполнительного производства, остановившись на таких вопросах как нормативно-правовое регулирование, особенности исполнительного производства; охарактеризовать субъекты исполнительного производства.

Структура курсовой работы следующая: введение, две главы, каждая из которых содержит подразделы, заключение.

При выполнении работы был изучен ряд учебной и научной литературы, такой как: «Исполнительное производство» под редакцией Малешиной Д.Я., Учебно-практическое пособие «Исполнительное производство» под редакцией Морозовой И.Б., Треушникова А.М. и т.д., а также статьи таких журналов как «Российская юстиция», «Арбитражный и гражданский процесс», «Закон». Нормативно-правовой основой стал Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Глава 1. Сущность исполнительного производства

1 Нормативно-правовое регулирование исполнительного производства

Исполнительное производство является принудительной формой реализации судебных и иных актов. Принудительное осуществление требований взыскателя и обязанностей должника - неотъемлемая часть юрисдикционной деятельности по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Наряду с указанными Федеральными законами исполнение судебных и иных актов регулируется нормами Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства юстиции РФ и др. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ содержат разъяснения по вопросам применения норм исполнительного производства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем законодательством РФ об исполнительном производстве, то применяются правила международного договора.

В соответствии с новым законодательством установлены цели и задачи исполнительного производства. Его задачи - правильно и своевременно исполнять судебные акты, акты других органов и должностных лиц и иные исполнительные документы в случаях, предусмотренных законом. Данные задачи определяются целью исполнительного производства - защита нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Впервые в исполнительном законодательстве закреплены принципы исполнительного производства, которые определяют общие начала и смысл исполнительного законодательства и направлены на реализацию поставленных целей и задач. В соответствии со ст. 4 Закона об исполнительном производстве оно осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования гражданина-должника и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

2 Особенности исполнительного производства по субъектному составу

Если понимать исполнительное производство как систему правовых норм, регулирующих юридическую деятельность по принудительному осуществлению исполнительных документов - а именно такое определение основано на положениях действующего законодательства - приходится констатировать, что исполнительное производство суть принудительное исполнение. Несмотря на то, что действия иных органов, организаций, должностных лиц и граждан, исполняющих требования судебных актов и актов других органов (налоговых органов, банков, иных кредитных организаций), предусмотрены законодательством об исполнительном производстве, органом принудительного исполнения является только судебный пристав-исполнитель. Следовательно, только его деятельность будет деятельностью по принудительному исполнению. До тех пор, пока взыскатель не инициирует исполнительное производство, действия иных лиц по осуществлению исполнительного документа не будут являться исполнительными. Только с момента возбуждения исполнительного производства такие действия (если они производятся на основании постановлений судебного пристава-исполнителя), будут являться и исполнительными, и принудительными (если понимать осуществление принудительных действий только как прерогативу службы судебных приставов).

Содержание правоотношений в исполнительном производстве представляет собой взаимосвязанные и корреспондирующие права и обязанности субъектов правоотношений: с одной стороны - судебного пристава-исполнителя, выполняющего свои функции административно-правовыми методами, с другой - права и обязанности других участников исполнительного производства. Содержание правоотношений по реализации составляют права и обязанности органов, исполняющих требования судебных актов с одной стороны, и иных участников реализации, с другой.

К субъектам исполнительного производства относятся судебный пристав-исполнитель - основной и обязательный субъект, являющийся представителем исполнительной власти и обладающий властными полномочиями, а также стороны, суд, прокурор и иные субъекты.

Иное дело субъектный состав реализации, главной отличительной особенностью которой выступает как раз отсутствие в ней судебного пристава-исполнителя, без которого невозможно исполнительное производство.

При осуществлении реализации нет и должника, как он понимается в исполнительном производстве. Поскольку по смыслу п.2 ст.29 Закона «Об исполнительном производстве» взыскатель - это гражданин либо организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный лист, отсутствие исполнительного листа означает невозможность возбуждения исполнительного производства. Вне рамок исполнительного производства не может быть ни взыскателя, ни должника. Органы, исполняющие требования судебных актов, должниками считаться не могут, поскольку объем прав, предоставленных законом должнику в исполнительном производстве, не совпадает с тем объемом прав, который у них наличествует.

По существу, в реализации действуют только взыскатель и органы, исполняющие требования судебных актов.

Причем, и фигура взыскателя здесь неоднозначна. Лицо, выигравшее процесс, не может считаться взыскателем в том смысле, который придает этому участнику процесса законодательство об исполнительном производстве. Обычно взыскателем признается субъект, в пользу которого выдан исполнительный документ. Судебное решение таковым не является.

Глава 2. Субъекты исполнительного производства

1 Служба судебных приставов

Принудительное исполнение происходит в установленном законом порядке. В результате исполнительного производства складываются правоотношения по поводу принудительного исполнения требований взыскателя к должнику. Субъектами исполнительных правоотношений являются органы принудительного исполнения судебных и иных актов, суд, участники исполнительного производства.

Органами принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц является Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и иных исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов этой Федеральной службы - подразделений судебных приставов. Судебные приставы являются должностными лицами, состоящими на государственной службе. В зависимости от своих обязанностей они подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов. В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» судебные приставы относятся к государственным гражданским служащим. Координация и контроль деятельности Федеральной службы судебных приставов осуществляется Министерством юстиции РФ, поскольку данная служба находится в его ведении. Также Министерство юстиции РФ принимает нормативные правовые акты, относящихся к сфере деятельности этой службы.

В соответствии с законодательством судебным приставом может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Судебным приставом не может быть лицо, имеющее судимость.исполнительное производство судебный пристав

Непосредственное принудительное исполнение судебных и иных актов осуществляют приставы-исполнители. В соответствии с Законом о судебных приставах приставы-исполнители обязаны:

принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования.

Судебный пристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу (или должен взять самоотвод), если он является родственником сторон, их представителей или других лиц, участвующих в исполнительном производстве, либо заинтересован в исходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. Вопрос об отводе судебного пристава-исполнителя разрешается старшим судебным приставом.

Судебный пристав-исполнитель имеет достаточно широкие полномочия, позволяющие ему предпринимать действия с целью исполнения судебного и иного акта. В соответствии с Законом об исполнительном производстве (ст. 64) он имеет право совершать следующие действия на всей территории Российской Федерации и на территории иностранных государств, куда направляется поручение в соответствии с международным договором РФ:

вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором РФ, получать от них объяснения, информацию, справки;

проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам;

с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника без разрешения старшего судебного пристава) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

производить оценку имущества в порядке и пределах установленных Законом об исполнительном производстве;

привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом;

обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены Законом об исполнительном производстве;

устанавливать временные ограничения на выезд должника из РФ;

проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе;

совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. В соответствии со ст. 12 Закона о судебных приставах в процессе принудительного исполнения судебный пристав-исполнитель имеет право:

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

совершать иные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве.

По требованию судебных приставов-исполнителей все без исключения органы, организации, должностные лица и граждане обязаны безвозмездно предоставлять информацию, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами исполнителями своих функций по принудительному исполнению судебных и иных актов. Данное требование закона не всегда находит реализацию на практике. В этой связи Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 мая 2003 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» указал: предписание п. 2 ст. 14 Закона о судебных приставах о том, что информация, документы и их копии, необходимые для осуществления судебными приставами-исполнителями своих функций, предоставляются по их требованию безвозмездно и в установленный ими срок, в нормативном единстве с абз. 2 п. 2 ст. 12 того же Закона, закрепляющим право судебного пристава-исполнителя получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки, имеет объективные и не противоречащие Конституции РФ основания и распространяется на все органы, организации, должностных лиц и граждан, в том числе на банки, иные кредитные организации и их служащих.

2 Суд в исполнительном производстве

В настоящее время, несмотря на отделение службы судебных приставов от судебной системы, суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются субъектами исполнительного производства. В научной литературе отмечается, что поскольку судебное решение имеет специальный правовой статус, а также специфика процедуры его вынесения заключается, прежде всего, в системе гарантий, решение должно исполняться при активном непосредственном участии суда; также отмечается, что исполнительное производство должно оставаться составной частью гражданского судопроизводства, осуществляться под контролем суда.

Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные с исполнением не только судебных, но и иных актов, - неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов<#"justify">Заключение

С 1 февраля 2008 г. действует новый Закон об исполнительном производстве, который изменил и детализировал многие его институты по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Деятельность органов по принудительному исполнению судебных и иных актов регулируется Законом о судебных приставах. На основании Закона о судебных приставах создана самостоятельная служба, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов РФ и по исполнению судебных актов и актов других органов.

Принудительное исполнение происходит в установленном законом порядке. В результате исполнительного производства складываются правоотношения по поводу принудительного исполнения требований взыскателя к должнику.

Субъекты стадии исполнительного производства в гражданском процессе подразделяются на четыре большие группы. Прежде всего, это органы принудительного исполнения в лице судебных приставов-исполнителей и в целом всей службы судебных приставов в той мере, в какой ее отдельные должностные лица наделены полномочиями по разрешению вопросов в стадии исполнительного производства; затем суд; лица, участвующие в исполнительном производстве; лица, содействующие совершению исполнительных действий.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов и иных исполнительных документов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов этой Федеральной службы - подразделений судебных приставов.

Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные с исполнением не только судебных, но и иных актов, - неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов.

Основными участниками исполнительного производства являются взыскатель и должник. Взыскатель - это гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом.

Кроме сторон и их представителей в исполнительном производстве могут принимать участие переводчик, понятые, специалисты (ст. 58-61 Закона об исполнительном производстве).

Таким образом, круг субъектов исполнительного производства очень широк, и требует детального изучения со стороны ученых теоретиков, а также еще более глубокой правовой регламентации их деятельности.

Список использованных источников информации

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (с изменениями от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2004) // СЗ РФ от 18.11.2002, № 46, ст. 4532, СЗ РФ от 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 20.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 марта 2007 г.

Литература

1. Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. - М.: Волтерс Клувер, 2004.- 436 с.

Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. - М., 2000.- 385 с.

Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы правоприменения и перспективы правотворчества. М., 2005. - 511 с.

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Г. П. Ивлиев. - М.: Юрайт-Издат, 2002.- 456 с.

Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. -499 с.

Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство: Учебно-практическое пособие. М., 2006. - 511 с.

Научно-практический комментарий к Гражданскому Процессуальному Кодексу Российской Федерации. / Под ред. В. М. Жуйкова, В. К. Пучинского, М. К. Треушникова. - М.: Городец, 2003.- 377 с.

Постатейный комментарий к Гражданскому Процессуальному Кодексу Российской Федерации. / Под ред. П. В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2003.- 456 с.

Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2005. - 433 с.

Статьи журналов

1.Кулаков Г., Орловская Я. Обязанности сторон в гражданском процессе // Российская юстиция. - 2001. - № 4.

Новикова Ю.С., Оганджанянц С.И. Гражданское судопроизводство в процессуальном праве // Арбитражный и гражданский процесс. - 2004. - № 8.

Гражданский процесс. Учебник / Под ред. В. А. Мусина, Н. А. Чечиной, Д. М. Чечота. - М., 2000.- С. 79.

Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. - С. 47.

Ярков В.В. Субъекты исполнительного производства // Закон. 2004. № 12.

Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство: Учебно-практическое пособие. М. ,2006. С. 54.

Малешин Д.Я. Исполнительное производство (функции суда). М., 2005. С. 99.

Ярков В.В. Субъекты исполнительного производства // Закон. 2004. № 12.

Исаенкова О.В., Демичев А.А. Исполнение судебных исполнительных документов: проблемы право применения и перспективы правотворчества. М., 2005. С. 27.

Ярков В.В. Субъекты исполнительного производства // Закон. 2004. № 12.

Морозова И.Б., Треушников А.М. Исполнительное производство: Учебно-практическое пособие. М., 2006. С. 54.

Гражданское процессуальное право: Учебник / Под ред. М.С. Шакарян. М., 2005. - С.114.

Возникают по-разному.

1. между органами принудительного исполнения (и иными организациями, осуществляющими исполнение суд постановлений) и должником \ взыскателем

2. между органами принудит исполнения и незаинтересованными участниками исп производства: понятые, переводчики, специалисты-оценщики, оказывающие содействия ОВД.

3. отношения с участием суда: по выдаче дубликата исп листа, об оспаривании пост пристава-исполнителя.

Субъектный состав лиц, кот могут осуществлять исполнение по суд решениям и иным исп документам:

1. служба суд приставов , их территориальные подразделения.

2. обязанность банков осуществить принудительное исполнение по требованию взыскателя (дублирование ФЗ Об банках и банковской деятельности) при прямом обращении взыскателя.

3. работодатель обязан осуществлять списание по исполнительным документам. Это не исключает возможность обращения в службу суд приставов, общий порядок не утрачен.

Категория «территория компетенции суд пристава-исполнителя». Заинтересованное лицо (взыскатель) должен обратиться в службу приставов по месту нахождения организации-должника (определяется местом регистрации) или по месту нахождения имущества организации, или по месту нахождения филиала. Для гражданина: место жительства, последнее известное место жительства, место нахождения имущества.

Если соблюдены условия обращения, встает проблема территориальной компетенции. Если исп лист предъявляется по месту регистрации, но тут нет имущества, то можно ли наложить взыскание на имущество не по месту регистрации?! Понятия районной компетенции в ФЗ нет (ст 33 ФЗ). Но если другой субъект – точно надо передавать материалы. Поручение др приставу совершать исп действия => одно из оснований возбуждения исп производства – поручения иного пристава-исполнителя.

В отношения 1 должника могут возникать неск исполнительных производств сходного характера. Главный суд пристав субъекта должен определить ту службу, кот будет осуществлять сводное производство по одному должнику или солидарным требованиям.

Для совершения исп действий лицо должно иметь основание – исп документ. Это документ установленного гос образца, кот может выдаваться в виде исп листа (судом на основании суд решений, определенный об утверждении мир соглашения, определение об обеспечении иска, судом ОЮ или арб суда по подведомственности на основании решений третейских судов или иностранных судов).

Реквизиты исп листа. Что делать при нарушении?! Должен существовать порядок устранения недочетов. Обжаловать действие судьи в квалификационную коллегию?!

Резулятивная часть переписывается в исп лист.


Если несколько должников или кредиторов по суд решению – выдается несколько исп листов. Но не дубликатов: дубликат выдается при утрате подлинника.

Иные исп документы:

1. суд приказ

2. исполнительная надпись нотариуса.

3. нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или нотариально удостоверенные копии таких соглашений. Оно может быть оспорено заинтересованным лицом как любая ГП сделка. Нотариус – третье лицо без самост требований на стороне ответчика.

4. решения КТС по трудовым спорам.

5. акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств

6. акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

7. постановления судебного пристава-исполнителя. Например, при неисполнении должником требований из исполнительного листа в течении 5 суток со дня предупреждения. Влечет за собой исполнительный сбор. Суммы подлежат взысканию именно на основании пост пристава-исполнителя. Иной пример: наложение штрафов на руководителя организации, кот не восстанавливает работника на работе.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам – ст 13 ФЗ.

По ходатайству заинтересованного лица исп лист может быть прямо направлен в ССП или выдан на руки (например, для представления в организацию).

Для возбуждения производства необходимо:

1. исп документ

2. заявление в свободной форме на имя руководителя ССП. К нему прикладывается исп лист. На всякий случай делать сие в 2-х экземплярах.

При проблемах с определенным территориальной службы, можно отправить главному суд приставу субъекта. При отправлении по почте страховаться заказным письмом с описью всего и вся. При утрате – обратиться в выдавший орган за выдачей дубликата. Это заявление должно быть подано в пределах предъявления исп документа к исполнению. Если срок истек, то последует отказ. Если срок пропущен по уважит причине, то можно пробовать восстановить лист.

Срок предъявления к исполнению исп листа и приказа – 3 года. Для иных документов меньше: КТС – 3 мес.

Срок давности совершения исп действий характерен для исп документов с мерами ответственности за правонарушение (штраф как уг наказание).

Прерывание сроков:

1. принятия заявления о возбуждении производства

2. принятие должником действий к исполнению именно по данному обязательству аналогично ГП.

Восстановление сроков возможно не для всех исп документов, только для судов суд системы. При пропуске срока предъявления КТС восстановления нет.

Вручение повестки влечет невозможность оспаривание действий со ссылкой на нарушение своих прав. Если такое лицо не было совершено о времени и месте, то а-та-та. При отказе от принятия повестки на ней делается отметка об отказе и она считается врученной. Осуществляется вручение через пристава исполнителя или обозначенное им лицо. При уклонении возможность вручения любому совершеннолетнему с их согласия.

Способы защиты должника и взыскателя, а так же иных лиц от незаконных действий пристава-исполнителя.

1. возможность обжалования вышестоящему приставу в адм порядке

2. в суд, ибо альтернативная подведомственность. Обратиться может участник производства, и если нарушены права иных лиц (опись якобы принадлежащего должнику имущества), то они имеют право на подачу жалобы. Рассмотрение осуществляется в рамках дел из публ отношений.

3. защита прав др лиц через иск об освобождении имущества от ареста или исключение имущества из описи. Ст 442 ГПК: в качестве соответчика будет выступать взыскатель и должник. Если же это был арест для обеспечения, то иск аналогичен с теми же соответчиками и порядком рассмотрения.

Сроки подачи жалобы: в суд в течении 10 дней со дня вынесения постановления, может быть восстановлен тем судом, куда обратились.

Возможно отложение, приостановление, прекращение, окончание, возвращения исп документа взыскателя.

Отложение осуществляется приставом по заявлению взыскателя, суд акта или собственной инициативе на срок до 10 дней.

Приостановление – судом или приставом. Сроки не текут.

Прекращение осуществляется приставом-исполнителем. Приводит к тому, что заново обратиться за принудительным исполнением невозможно. Например, при ликвидации оргии должника или смерть ФЛ, утрата инд-определенной вещи (и кредитор отказывается от принятия ее стоимости) и пр (ст 43).

Возвращение исп документа без исполнения:

1. по заявлению кредитора

2. приставом-исполнителем при невозможности исполнения (нет имущества, не установлено место нахождения должника)

Это не препятствует повторному предъявлению к исполнению, а сроки прерываются.

Окончание исполнительного производства.

1. Новое производств невозможно.

А) Фактическое исполнение требований. Об этом выносится постановление, стороны извещаются.

Б) признания должника банкротом и направление документов конкурсному управляющему

2. новое производство возможно

А) возвращение взыскателю исполнительного документа.

Б) направление документа из одного подразделения ССП в другое

В) направление документа в организацию для взыскания платежей.

Субъекты:

1. взыскатель и должник как стороны.

2. исполняющие требования исполнительного документа: пристав-исполнитель и иные органы и организации

3. лица, содействующие исполнению: специалист, переводчик, понятой, то лицо, которому передано на хранение имущество.

Суд в ФЗ Об исполнительно производстве не указывается, ибо отношения не процессуальные, а адм.

Возможно представительство через доверенность (в том числе адвоката), законный представитель. Распорядительные полномочия обязательно указать в доверенности специально.

Возможно заключение сторонами мирового соглашения. Оно утверждается судом, на него выдается исполнительный лист.

1. 5 дней для добровольного исполнения, иначе сбор в 7% или 5 т.р. для граждан, если требование не подлежит ден оценке.

2. очередность имущества, на кот накладывается взыскание: минимизация проблем для организации. Сначала ден средства на расчётных счетах (банки обязаны предоставить эту инфу), потом имущественные права вне производства, потом недвижимость вне производства. Затем производственные права и имущество.

Для ФЛ: ден средства, иное имущество, кроме того, на кот не может быть обращено взыскание. Особый порядок для з\п: только при взыскании периодических платежей (алименты), не более 10.000 руб или при недостаточности иного имущества для удовлетворения требований.

Не может быть обращено взыскание на (446 ГПК):

Ø соц выплаты,

Ø жилое помещение единственным пригодным для постоянного проживания помещением, за исключением ипотеке

Ø земельные участки, на которых расположены объекты

Ø предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;

Ø имущество, необходимое для профессиональных занятий гражданина-должника за исключением предметов, стоимость которых превышает сто установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда;

Ø используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, племенной, молочный и рабочий скот,

Ø семена, необходимые для очередного посева;

Ø продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении;

Ø топливо, необходимое семье

Ø средства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью имущество;

Ø призы, государственные награды, почетные и памятные знаки, которыми награжден гражданин-должник.

3. Хранение имущества.

4. Предварительная оценка. По общему правилу самим приставом, привлечение оценщика обязательно при драг металлах, недвижимости, ценных бумаг вне организованного рынка, имущественные права (кроме дебиторской задолженности), коллекционные ден знаки, предметы исторической ценности, стоимость вещи от 30.000.

5. Реализация имущества.

А) специализированной организацией с лицензией за вознаграждение. Отбор организаций законом не регламентирован.

Б) а форме аукциона, если вещь стоит более 500 т.р.

Если вещь не реализовали, с аукциона, те ее предлагают взыскателю. Если тот отказывается, то производство оканчивается.

Особенности исполнения требований неимущественного характера: без его личного участия не исполнить действия договора. Пристав сам этого сделать не может: вселение и выселение, восстановление на работе

Прежде чем говорить о правоотношениях в исполнительном производстве, следует отметить, что не все юрисдикционные акты подлежат принудительному исполнению.

Иное дело, когда решением суда удовлетворен иск о присуждении, т.е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. В данном случае истцу для полного удовлетворения необходимо, чтобы ответчик действительно совершил то, к чему его обязал суд. Только тогда победа истца принесет ему реальные плоды, а не будет абстрактной, закрепленной лишь на бумаге. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклоняться от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Указанной точки зрения придерживается большинство авторов Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)/Под ред. В.М. Жуйкова, М.К. Треушникова. М., Городец, 2007.С.101., полагая, что принудительному исполнению подлежат решения судов о присуждении, выносимые по искам о присуждении. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Выявляя сущность правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, необходимо прежде всего определить само понятие правоотношений. Правоотношения представляют собой волевые общественные отношения, возникающие на основе норм права, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством Научно-практический комментарий к федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» (постатейный) /Под ред. В.М. Шерстюка, М.К. Юкова, издание второе, исправленное, дополненное и переработанное, М., Городец, 2004.С. 65.. В правоотношениях можно выделить следующие элементы: субъекты - участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности; содержание - субъективное право и юридическая обязанность, принадлежащие участникам правоотношений; объект - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты.

Правоотношениям, возникающим в исполнительном производстве по ранее действовавшему законодательству, были присущи черты гражданских процессуальных правоотношений. Частично эти черты сохранились и в действующем законодательстве, регулирующем исполнительное производство.

Черты, характерные для гражданских процессуальных правоотношений, выделил Ю.С. Гамбаров. Он отмечал, что гражданским процессуальным отношениям присущи, во-первых, "волевая связь, соединяющая двух лиц в том смысле, что одно имеет по отношению к другому известные правила, т.е. имеет возможность требовать от нее действия или воздержания, а другая является обязанной, т.е. поставленной в необходимость действовать или воздерживаться от действий"; во-вторых, наличие сторон, одной из которых является представитель государства, а другой - частные лица, "тяжущиеся". "Никаких отношений между тяжущимися в процессе нет и быть не может, если бы таковые были, то процесс лишился бы своего публично-правового характера, он стал бы отношением между частными лицами". В-третьих, гражданским процессуальным правоотношениям свойствен санкционирующий характер. Суд "дает санкцию и притом санкцию, имеющую за себя не теоретический авторитет, а авторитет практический", так как санкция является выражением государственной власти Хрестоматия по гражданскому процессу / Под общ. ред. проф. М.К. Треушникова. М., 1996. С. 15 - 19..

В соответствии с современным этапом развития гражданского процессуального права и действующего законодательства, на основании понимания гражданских процессуальных правоотношений можно выделить следующие признаки этих правоотношений. В гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником прежде всего является суд; отношения между сторонами, третьими лицами, прокурором, государственными органами и т.п. не могут возникать помимо суда. В гражданском процессе суду отведена руководящая роль, так как он является органом государственной власти и по отношению к другим участникам процесса обладает властными полномочиями. Вследствие этого в гражданских процессуальных правоотношениях нет равенства, они являются отношениями власти и подчинения ("властеотношениями").

Эту точку зрения на основе гражданских процессуальных отношений разделяет большинство российских ученых Рогожин Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (постатейный). М., Юстицинформ, 2005. С.23; Мозолин В.П. О гражданско-процессуальном правоотношении // Советское государство и право. 1995. № 6. С. 53.. С данным утверждением трудно согласиться на том основании, что гражданское процессуальное право не дает участникам процесса никаких прав и не возлагает на них никаких обязанностей по отношению друг к другу. Поскольку отсутствуют гражданско-процессуальные обязанности участников процесса по отношению друг к другу, то не предусмотрены в законе и правовые последствия на случай их невыполнения. Это объясняется тем, что в гражданском процессе главная роль отведена суду, и гражданские процессуальные отношения возникают, с одной стороны, между судом и, с другой - всеми остальными участниками гражданского процесса. Таким образом, властно-правовой характер гражданского процессуального правоотношения предопределяет решение вопроса о структуре связей его субъектов. Каждый субъект гражданского процесса находится в правовой связи с государственным органом, т.е. судом, осуществляющим властные полномочия Валеева Р.Х. Органы исполнения судебных решений по советскому гражданскому процессуальному праву: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1961. С. 13..

Следующим отличительным признаком гражданских процессуальных правоотношений, а также принципом всего процесса является диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц, т.е. гражданский процесс возникает, развивается, изменяется, переходит из одной стадии процесса в другую, прекращается главным образом под влиянием заинтересованных в деле лиц, а не под влиянием суда. А.Т. Боннер отмечает, что "инициатива в возбуждении, движении, изменении и прекращении гражданских дел по волеизъявлению заинтересованных лиц - основное содержание принципа диспозитивности. В то же время инициатива со стороны прокурора, а в случаях, предусмотренных законом, органов государственного управления, общественных организаций либо отдельных граждан, защищающих права и интересы других лиц, а также инициатива и активность суда - важный составной компонент принципа диспозитивности. Она представляет собой дополнение "чистой" диспозитивности или исключение из нее" Постатейный комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации/Под ред. П.В. Крашенинникова издание третье, исправленное и дополненное, М., Статут, 2006. С.123..

Среди других признаков гражданских процессуальных правоотношений необходимо выделить признак взаимосвязанных прав и обязанностей всех субъектов этих правоотношений. Иными словами, суд наделен не только процессуальными правами как властный орган, но и процессуальными обязанностями по отношению к другим участникам процесса. Другие участники гражданского процесса также носители как прав, так и обязанностей по отношению к суду. Отсюда юридическими фактами в гражданских процессуальных правоотношениях являются сами процессуальные действия суда и участников процесса, так как одно процессуальное действие есть основание возникновения другого процессуального действия.

Одним из характерных признаков гражданских процессуальных правоотношений, отличающим их от многих других правоотношений, является признак обязательной урегулированности гражданских процессуальных правоотношений нормами права Каллистратова Р.Ф. Институт "особого участия" государственных и общественных организаций в советском гражданском процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1954. С. 5.. Иными словами, эти правоотношения возможны только в правовой форме. В отличие от материальных отношений они не могут существовать как фактические, т.е. не урегулированные нормами гражданского процессуального права.

Таким образом, перечисленные признаки гражданского процессуального правоотношения позволяют выделить его элементы. К субъектам гражданского процессуального правоотношения относятся суд и другие участники гражданского процесса, которые, обладая процессуальными правами и обязанностями, могут вступать с судом в отношения, регулируемые нормами гражданского процессуального права. Суд - основной и обязательный субъект гражданских процессуальных правоотношений. Содержанием гражданского процессуального правоотношения являются права и корреспондирующие им обязанности субъектов этого правоотношения, т.е. процессуальные права и обязанности суда, с одной стороны, и процессуальные права и обязанности сторон, третьих лиц, прокурора и т.д., с другой стороны. Объектом гражданского процессуального правоотношения является то, на что направлены процессуальные права его субъектов, т.е. процессуальные действия, осуществляемые на основе принципа диспозитивности.

Указанные элементы и признаки гражданских процессуальных правоотношений позволяют отличить их от других видов правоотношений. Однако гражданские процессуальные правоотношения обладают как отличными, так и сходными чертами с другими видами правоотношений. В настоящем исследовании нас интересует их различие и сходство с административно-правовыми отношениями, так как именно эти отношения просматриваются в исполнительном производстве.

Согласно Федеральному закону "Об исполнительном производстве" непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в соответствующие подразделения, возглавляемые старшими судебными приставами (ст. 3). Следовательно, в правоотношениях в исполнительном производстве, как в гражданских процессуальных и административно-правовых отношениях, действует основной и обязательный субъект - судебный пристав-исполнитель, без которого не возникают сами эти правоотношения.

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации. За невыполнение требований судебного пристава-исполнителя Законом предусмотрена ответственность (ст. 4 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Таким образом, правоотношения в исполнительном производстве как гражданские процессуальные и административно-правовые отношения можно назвать "властеотношениями", потому что в них отсутствует равенство субъектов правоотношений.

В правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим, что является признаком административно-правовых отношений. Этот признак правоотношений нашел свое подтверждение в действующем законодательстве, определяющем, что служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ и возглавляется Главным судебным приставом РФ, одновременно являющимся заместителем министра юстиции РФ. Службы судебных приставов в субъектах РФ возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Главным судебным приставом РФ. Старшие судебные приставы возглавляют подразделения судебных приставов и назначаются и освобождаются от должности главными судебными приставами субъектов РФ. Судебные приставы назначаются на должность и освобождаются от должности также главными судебными приставами субъектов РФ (ст. 3 ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 6 - 10 ФЗ "О судебных приставах").

Правоотношения в исполнительном производстве возникают между судебным приставом-исполнителем, с одной стороны, и взыскателем, должником, прокурором и другими лицами, с другой. Хотя правоотношения в исполнительном производстве, как и правоотношения по рассмотрению и разрешению, скажем, гражданских дел, обеспечивают непосредственную защиту гражданских и иных прав, они тем не менее не являются правоотношениями по осуществлению правосудия. Судебный пристав-исполнитель не выясняет обстоятельств спорного материального правоотношения, не исследует связанных с этим доказательств, не судит о материальном праве. Его основная задача состоит в применении принуждения, предписанного исполнительным документом и законом, причем, организует он исполнение судебных и иных актов административно-правовыми методами.

Как сторона правоотношения в исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель действует единолично. Однако не все вопросы, возникающие в исполнительном производстве, он может решить самостоятельно или через старшего судебного пристава. Согласно действующему законодательству вопросы восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению, отсрочки или рассрочки исполнения, приостановления и прекращения исполнительного производства, обращения взыскания на имущество должника, находящееся у других лиц, и некоторые другие (ст. 16, 18, 24, 48 ФЗ "Об исполнительном производстве") являются компетенцией суда, что делает суд и судью важными участниками исполнительного производства.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что как гражданские процессуальные правоотношения, так и правоотношения в исполнительном производстве пронизывает принцип диспозитивности. Это находит подтверждение в норме Федерального закона "Об исполнительном производстве", устанавливающей, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство, приняв исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо от взыскателя (ст. 9). Принцип диспозитивности непосредственно связан с положениями, определяющими основания прекращения исполнительного производства путем принятия судом отказа взыскателя от взыскания (хотя это противоречит развитию принципа диспозитивности в действующем законодательстве), добровольного исполнения должником своих обязанностей, утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником, отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю (ст. 23 ФЗ "Об исполнительном производстве"). Таким образом, по действию принципа диспозитивности правоотношения в исполнительном производстве сходны с гражданскими процессуальными правоотношениями.

Единство гражданских процессуальных правоотношений и правоотношений в исполнительном производстве проявляется также в основаниях возникновения этих правоотношений. Иными словами, юридическими фактами в правоотношениях в исполнительном производстве, как и в гражданских процессуальных правоотношениях, являются юридические действия, совершаемые субъектами этих правоотношений, причем каждое действие субъекта есть основание возникновения правомочия у другого субъекта. Так, обращение взыскателя к судебному приставу-исполнителю с исполнительным документом суда или иного органа, выдавшего исполнительный документ, представляет собой юридическое действие, с которым связано возникновение обязанности у судебного пристава-исполнителя при наличии необходимых условий принять исполнительный документ и возбудить исполнительное производство. У судебного пристава-исполнителя возникает и ряд других обязанностей: уведомить взыскателя, должника, суд или иной орган, выдавший исполнительный документ, о возбуждении исполнительного производства; установить должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе; предупредить должника о наступлении негативных последствий в случае его уклонения от добровольного исполнения; по заявлению взыскателя, до истечения установленного в законе срока для добровольного исполнения должником исполнительного документа, произвести опись имущества должника и наложить на него арест (ст. 9 ФЗ "Об исполнительном производстве").

Из всего сказанного следует, что правоотношения в исполнительном производстве очень сходны с гражданскими процессуальными правоотношениями, хотя обладают рядом отличительных черт, присущих административно-правовым отношениям, т.е. правоотношения в исполнительном производстве не являются ни "чисто" гражданскими процессуальными правоотношениями, ни "чисто" административно-правовыми отношениями. Иными словами, на правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского (при регулировании договорных отношений по реализации арестованного имущества).

Исполнительное производство, согласно действующему ГПК, продолжает оставаться предметом правового регулирования гражданского процессуального права, хотя нормы, регулирующие принудительное исполнение судебных и иных актов, вряд ли можно считать однородными с процессуальными нормами, регулирующими гражданские процессуальные отношения. В этой связи М.А. Гурвич указывал, что исполнительное производство не входит в состав деятельности по правосудию и является по отношению к ней "инородным клином". Он утверждал, что это производство "так же связано с правосудием, как и с деятельностью арбитража и нотариуса в части его исполнительных действий" Гурвич М.А. Особые производства в гражданском процессе // Социалистическая законность. 1958. № 8. С. 28.. Следовательно, как верно замечал С.Н. Братусь, "если же Общая часть для определенной группы внешне связанных между собой институтов не может быть выработана, значит, эти институты регулируют разнообразные общественные отношения, между ними нет внутренней необходимой связи" Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 178, 179..

Разнородность правоотношений в исполнительном производстве и гражданских процессуальных правоотношений подтверждается наличием различных субъектов этих правоотношений. "Поэтому, если согласиться с тем, что отношения, возникающие в исполнительном производстве, относятся к гражданским процессуальным отношениям и регулируются гражданским процессуальным правом, то пришлось бы значительно расширить круг субъектов гражданского процессуального права и признать, что участники арбитражного процесса, участники спора в третейском суде и другие являются одновременно и субъектами гражданского процесса" Невский И.А. Исполнимость судебных постановлений как внутренней проявление результата судебной деятельности//Исполнительное право. 2006. № 3. С.13.. И.М. Зайцев верно замечает, что состав участников при исполнении юрисдикционных актов существенно меняется Зайцев И.М. О функциях гражданского судопроизводства // Межвузовский сб. науч. трудов: Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Свердловск, 1986. С. 17.. В исполнительном производстве уже не фигурируют лица, участвующие в деле, свидетели и т.п., основными становятся взыскатель и должник. Причем ими могут быть не только лица, ранее участвовавшие в гражданском процессе в качестве истца и ответчика, но и многие другие лица, так как по правилам исполнительного производства исполняются не только судебные решения и определения, но и другие акты, предусмотренные ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Развивая идею выделения исполнительного производства в самостоятельную отрасль права, В.В. Ярков предложил проект Исполнительного кодекса РФ, который, по его мнению, должен объединить в себе различные способы реализации исполнительных документов и разнообразные исполнительные процедуры, учитывающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного и иного законодательства, а также способствовать образованию административной юстиции в системе исполнительной власти с целью решения проблем, существующих в исполнительном производстве Ярков В.В. Концепция реформы принудительного исполнения в сфере гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 1996. № 2. С. 37, 45 - 47..

Итак, рассматривая правоотношения в исполнительном производстве с позиции элементов правоотношений, можно увидеть, что объектом этих правоотношений являются действия субъектов, направленные на исполнение исполнительных документов, осуществляемые на основе принципа диспозитивности в строгом соответствии с законом, регулирующим исполнительное производство. Содержание этих правоотношений представляет собой взаимосвязанные и корреспондирующие права и обязанности субъектов правоотношений: с одной стороны, права и обязанности судебного пристава-исполнителя по принудительному исполнению исполнительных документов, который выполняет свои функции административно-правовыми методами, и, с другой стороны, права и обязанности других участников исполнительного производства. К субъектам правоотношений в исполнительном производстве относятся прежде всего судебный пристав-исполнитель - основной и обязательный субъект, являющийся представителем исполнительной власти и обладающий властными полномочиями в правоотношении, а также взыскатель, должник, суд, прокурор и др.