Система финансового права, ее составляющие. Различие общей и особенной частей финансового права К общей части финансового относятся


Являясь составной частью единой системы национального права, финансовое право само представляет сложную систему, складывающуюся в процессе дифференциации и интеграции входящих в его состав правовых норм.

Несмотря на то, что в настоящее время многие институты финансового права как отрасли права приобрели в научных кругах устоявшийся характер, по-прежнему можно считать незаконченным структурирование финансового права. Являясь, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью права, финансовое право перманентно находится в процессе как выделения, так и включения в него самостоятельных законодательных массивов, что приводит к «размыванию» границ финансовых правоотношений.

Финансовое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм, что вызывает потребность во внутреннем его структурировании, т.е. в существовании в виде определенной системы. Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансового деятельности государства.

Следует отметить, что классическое деление финансового права на Общую и Особенную части впервые было предложено Р.О. Халфиной, которая различала общую и специальную части данного правового образования, состоящих, в свою очередь, из соответствующих разделов [Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы административного и финансового права. – М., 1952. – С. 201 ].

В то же время в советский период развития финансового права существовала точка зрения, отрицающее выделение Общей и Особенной частей финансового права. Например, Е.А. Ровинский в рамках определенных достижений дискуссии о системе права (разрешение проблемы правового института (вообще) и смешанного (комплексного) института, в частности), построение системы финансового права осуществлял посредством выделения двух видов юридических институтов: 1) единые институты, охватывающие своим регулированием весь комплекс отношений, подлежащих финансово-правовому воздействию; 2) смешанные (комплексные) институты, в которых данный комплекс финансовых отношений, в порядке последовательности их возникновения, регулируется не только финансовым правом, но и другими отраслями [Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960. – С. 92 ].



В свое время, при построении системы финансового права Т.С. Ермакова отказалась от общепринятой градации финансового права на общую и особенную части, предложив его деление на три правовые подотрасли (система норм, регулирующих отношения в области финансов предприятий и отраслей хозяйства; система норм, регулирующих общегосударственные финансы; система норм, регулирующих отношения в области кредита), в рамках которых происходит дальнейшее их структурирование на правовые институты [Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. – 1975. – № 2. – С. 76 ].

В настоящее время К.С. Бельский, отказавшись от деления финансового права на Общую и Особенную части, распределение финансово-правовых норм осуществляет по подотраслям (бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право) и правовым институтам (государственные кредит, лотереи, ценные бумаги и комплексные институты) [Бельский К.С. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. – М., 2006. – 47–49 ].

Современный период развития финансового права характеризуется практически единообразным подходом в вопросе структурирования Общей части финансового права, к которой относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы, методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, а также отношения в сфере финансового контроля.

В то же время некоторые авторы отвергают существование у финансового права Общей части в рамках процессов, происходящих внутри финансового права по обособлению бюджетного и налогового права и трансформации финансового права в некое комплексное правовое образование. Так, Н.А. Шевелева считает, наличие двух самостоятельных образований в системе финансового права (бюджетное и налоговое право) не позволяет говорить о существовании Общей части финансового права в традиционном ее понимании. Отнесение к Общей части норм, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля, весьма проблематично. Во-первых, не существует нормативных актов, которые закрепляли бы формы и методы финансовой деятельности государства, во-вторых, не существует абстрактного финансового контроля, а есть налоговый или бюджетный, в-третьих, бюджетное и налоговое право имеют свои общие части [Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002. – № 5. – С.11–12 ].

Некоторые ученые допускают инвариантность при выделении конкретных институтов Общей части финансового права, предлагая существенным образом ее скорректировать. Так одни авторы относят к Общей части вопросы регулирования зарубежных финансовых институтов [Финансовое право: учебник / Под ред. М.М. Рассолова. – М., 2001. – С. 14–15; Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд. – М., 2007. – С. 29 ]. Отдельные автора скептически относятся по поводу включения Общую часть финансового права финансового контроля в контексте первичности финансовой деятельности, после осуществления которой и должны осуществляться контрольные мероприятия [Бельский К.С. История создания кафедры финансового права / Международная научно-практическая конференция «Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке» // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 108–109 ]. Развивая данную мысль, Е.М. Ашмарина считает целесообразным рассматривать финансовый контроль в виде комплексного внутриотраслевого раздела, включающего институты общей и особенной частей финансового права; при этом к общей части должны относится нормы, устанавливающие общие положения и начала в области финансового контроля, а к особенной – нормы, регулирующие методы и процедуры отдельных видов финансового контроля (бюджетного, налогового, валютного, банковского и др.) [Ашмарина Е.М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 91 ]. Такой же позиции придерживаются и другие ученые [Клещенко Ю.Г., Савченко М.М. Место и роль государственного финансового контроля в общей системе российского финансового права // Финансовое право. – 2003. – № 4. – С. 7 ].

А.И. Худяков полагает, что Общая часть финансового права имеет финансово-правовой институт «Правовые основы денежной системы», устанавливающий денежную систему страны и обеспечивающий ее надлежащее функционирование в интересах общества и государства. При этом объектом регулирования данного института выступают три основные элемента: сама структура денежной системы; финансово-правовые аспекты организации денежного обращения; валютное регулирование [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 157–158 ]. Данный автор относит к Общей части финансового права финансовое устройство страны, которое включает в себя три взаимосвязанных друг с другом компонента (финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, выраженных соответствующим финансово-экономическим институтом; систему финансовых органов государства; финансовое регулирование), а также управление в области финансов которое как институт финансового права определяет систему финансовых органов государства и устанавливает их компетенцию [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. С. 179–192 ].

Вопросы структурирования Особенной части являются продолжением дискуссии о круге тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права, в силу чего можно также вести речь о широкой и узкой трактовке Особенной части финансового права.

При узком подходе в Особенную часть финансового права включаются финансово-правовые нормы, которые не вызывают сомнения в их отраслевой принадлежности (например, бюджетное право), а нормы, которые вызывают определенные сомнения, группируются в достаточно крупные финансовые институты, в свою очередь, требующие научной аргументации их принадлежности к финансовому праву (например, валютное право). А.А. Тедеев, В.А. Парыгина справедливо отмечают, что структурные подразделения (институты, субинституты) особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права: бюджетное право; налоговое право, право денежного обращения и валютное право [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 26 ]. В развитие данного подхода предлагается исключить часть правовых институтов, которые ранее входили в финансовое право. Так, Д.В. Винницкий в контексте рассмотрения процессов, характеризующих современный этап развития финансового права, говорит о выходе из сферы финансово-правового регулирования ряда институтов, ранее в нее включавшихся (банковское, страховое, валютное, правовое регулирование расчетов, рынка ценных бумаг, финансов государственных и муниципальных предприятий [Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе // Правоведение. – 2002. – № 5. – С. 41–42 ].

Широкий подход предполагает включение в Особенную часть как традиционных финансово-правовых институтов, так и тех которые многими авторами рассматриваются в качестве самостоятельных, отличных от финансового права, правовых образований. Так Н.И. Химичева полагает, что в Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхования; государственных и муниципальных расходов; банковского кредитования; организации денежного обращения и расчетов; валютного регулирования; государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг) [Химичева Н.И. Система и источники финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 61 ]. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права «новым финансовым правом», они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. [Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. – 2003. – № 6. – С. 11 ]. По мнению С.В. Запольского особенная часть финансового права состоит из шести крупных блоков (компонентов): эмиссионное право, бюджетное право, налогового право, страховое право, государственный долг и государственный кредит, сберегательное дело [Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. – М., 2008. – С. 95 ].

Д.В. Винницкий считает, что дальнейшее развитие финансового регулирования как самостоятельной сферы, координирующей и управляющей системами налогового, бюджетного, банковского и иных видов регулирования, нуждается в неординарных подходах. Одним из возможных путей в современных условиях указанным автором видится развитие финансового права как макроотрасли. Как отмечает автор, финансовое право в точном смысле можно было бы представить как некоторый аналог конституционного права для группы отраслей финансово-правового цикла. При таком подходе финансовое право не объединяет налоговое, бюджетное, банковское, валютное право (иные области) путем механического поглощения по предметному критерию, оно самостоятельно по отношению к ним и интегрирует их на основе общности их функциональных задач, скоординированных принципами единой финансовой политики [Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации // Финансовое право. – 2006. – № 8. – С. 12–13 ].

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в агрегированном виде к Особенной части финансового права следует отнести: бюджетное право как подотрасль; налоговое право как подотарсль; государственный кредит как финансово-правовой институт; правовые основы денежного обращения и валютного регулирования как финансово-правовой институт.

Следует отметить, что в контексте современного этапа развития финансового права, характеризующегося большим разнообразием научных подходов в вопросе выделения подотраслей и институтов финансового права, зачастую являющихся внутренне-интеллектуальным отображением умозаключений тех или иных авторов, нельзя подходить с догматической точки зрения по данному вопросу, а воспринимать их в виде ориентира как в учебных целях, так и в научных изысканиях.

Для того чтобы лучше понимать, что такое система финансового права, нужно разобраться в понятии «финансы», которое является ключевым в рамках данной темы. Итак, в экономической литературе, как и в правовой науке, понятие «финансы» может иметь два значения. Согласно первому, финансы - это совокупность определенных экономических отношений, которые обычно возникают при распределении и дальнейшем использовании различных денежных фондов. Второе значение определяет финансы как совокупность денежных фондов, мобилизованных государственной властью для осуществления ряда задач.

Таким образом, финансы рассматриваются в большей мере не как деньги, а как отношения между людьми при операциях с ними. Финансы - средство распределения национального дохода, контроля за распределением денежных средств страны, стимулирования развития страны.

Нормы права, которые регулируют финансовую деятельность, группируются в ряд правовых институтов, на которых, собственно, и основывается данная структура правовой системы. Институтами называют взаимосвязанные группы правовых норм, которые управляют общественными отношениями внутри вида права.

Так как финансовые устанавливаются государством, система финансового права состоит из 2 частей - общей части и особенной.

Общая часть включает в себя нормы, регулирующие и описывающие общие формы, принципы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, которые осуществляют эту деятельность, правовое положение органов и положение субъектов финансовых отношений. К общей части также имеют отношение вопросы управления финансовым контролем и те принципы, которые лежат в основе зарубежных институтов финансового права.

В особенной части описываются институты финансового права в четкой последовательности. Здесь установлено, что основным является институт Именно аккумулирует все главные государственные обеспечивающие деятельность власти. Существуют также внебюджетные денежные фонды, которые тоже относятся к централизованным финансам. Отметим, что правовые институты, которые регулируют отношения в данной сфере, считаются основными и выделяются на фоне остальных финансово-правовых институтов.

Так как система финансового права основана на бюджете, то есть доходах и расходах государства, в этой области существует свой институт - институт государственных доходов. Он располагает нормами, которые регулируют налоговые отношения физических и юридических лиц. Доходы государства включают в себя институты, которые объединяют правовые и финансовые нормы, регулируют децентрализованные денежные фонды, а также нормы, касающиеся государственного страхования и кредитования.

Чтобы финансовая система государства нормально функционировала, следует не только аккумулировать доходы в фонды денег, но и грамотно их расходовать. Так, следующий правовой институт - институт расходов государства, к которому относится банковское кредитование, бюджетное финансирование, и страхование.

Так как финансовая деятельность основывается на денежном обращении, огромное значение в системе финансового права имеет валютное законодательство.

Подводя итог, следует отметить, что система финансового права - своеобразное отражение существующей в государстве единой финансовой системы. В ее общей части закреплены основные явления и понятия государственной финансовой деятельности, особенности правовых норм в финансовых отношениях, финансово-правовые институты. Особенная часть характеризует эти институты в определенной последовательности. Принципы финансового права являются базой для изучения дисциплины и проведения финансовой деятельности в государстве.

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты и подотрасли. Могут формироваться также и внутриотраслевые разделы.

Институты - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Подотрасль права - более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько схожих по предмету правового регулирования институтов финансового права. Разделы содержат нормы, заимствованные из различных основных институтов финансового права на основе вторичного перераспределения норм.

Порядок расположения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен самой системой общественных отношений в области финансовой деятельности. Иными словами, в основе построения системы финансового права лежит объективно существующая финансовая система, определенному элементу которой должен соответствовать правовой институт системы финансового права. Таким образом, предметом любого внутриотраслевого финансово-правового образования (института, подотрасли, раздела) являются соответствующие общественные финансово-экономические отношения, представляющие собой одноименный элемент финансовой системы. Например, бюджет (элемент системы финансов) - отношения по аккумулированию, распределению, использованию бюджетных средств (элемент финансовой системы) - бюджетное право (совокупность норм, регулирующих отношения по аккумулированию, распределению, использованию бюджетных средств).

Структурно финансовое право традиционно состоит из двух частей - Общей и Особенной.

Как было указано в предыдущем параграфе, предметом финансового права являются отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, т.е. финансовые общественные отношения. Финансовые общественные отношения были представлены нами в виде двух групп отношений: 1) как отношения, реализация которых непосредственно связана с аккумулированием, распределением и использованием фондов денежных средств, представленных в материальном смысле (с делением этих фондов на централизованные и децентрализованные), и 2) как отношения, опосредующие эти процессы (см. параграф 1.2).

Первая группа финансовых отношений должна соотноситься с Особенной частью финансового права, являясь предметом таких отраслевых образований, как бюджетное право, налоговое право, банковское право и т.д.

Что же касается отношений, опосредующих процессы аккумулирования, распределения и использования всех многообразных фондов денежных средств, то их следует соотнести с Общей частью финансового права. Эти отношения являются предметом таких финансово-правовых образований, как денежное право, правовые основы финансового контроля, финансовой ответственности и учета.

Такой подход делает возможным и вторичное выделение разделов (комплексных подотраслей и институтов), в которые входят институты как Общей, так и Особенной части по признаку однородности регулируемых отношений. Например, раздел "Финансовый контроль" должен включать институт Общей части, регулирующий основы финансового контроля, а также такие институты Особенной части финансового права, как бюджетный контроль (институт бюджетного права), налоговый контроль (институт налогового права), банковский надзор и контроль (институт банковского права). Аналогично можно рассматривать в качестве подотрасли финансовую ответственность и финансовый учет.

Итак, система финансового права, будучи структурирована в соответствии с Общей и Особенной ее частями, выглядит следующим образом.

Общая часть финансового права (отраслевые образования, опосредованно связанные с аккумулированием, перераспределением использованием централизованных и децентрализованных фондов).

  • 1. В эту группу входят нормы, регулирующие:
    • - общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности публичного субъекта (государства, муниципальных образований);
    • - правовое положение (полномочия) органов государства и местного самоуправления, осуществляющих финансовую деятельность;
    • - финансовую правосубъектность прочих участников финансовых правоотношений;
    • - другие общие положения из области финансовой деятельности.

Отдельные аспекты правового регулирования указанных отношений рассмотрены в гл. 1 и 2 настоящего учебника.

  • 2. К группе сопутствующих отношений следует отнести отношения, связанные с общими положениями о финансовом контроле и финансовой ответственности, и отношения в сфере бухгалтерского учета. Нормы, регулирующие основы этих отношений, являются отраслевыми образованиями (институтами) в рамках Общей части финансового права и будут рассмотрены в гл. 3 настоящего учебника.
  • 3. Подотраслью Общей части финансового права является денежное право, в которое входят следующие институты:
  • 1) денежное обращение (поскольку функционирование всей системы финансов в материальном смысле обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами, т.е. денежным обращением). Сюда могут входить: а) совокупность норм, регулирующих эмиссионные процессы; совокупность норм, регулирующих наличное денежное обращение; б) совокупность норм, регулирующих безналичное денежное обращение. Именно денежное обращение приводит в движение систему финансов. Без него совокупность материальных фондов денежных средств является застывшей конструкцией;
  • 2) валютное регулирование, которое включает нормы по установлению, введению валютных ограничений и валютному контролю за их реализацией1.

Подробнее о денежном праве см. гл. 4 настоящего учебника.

Особенная часть финансового права состоит из двух блоков.

I. Отраслевые образования, непосредственно связанные с аккумулированием, перераспределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

  • 1. Бюджетное право, будучи общепризнанной подотраслью финансового права2, является основным отраслевым образованием, поскольку нормы бюджетного права регулируют отношения по формированию, перераспределению и использованию всей совокупности бюджетов страны (бюджетной системы). Все прочие институты финансового права так или иначе связаны с бюджетным правом РФ (подробнее см. гл. 5 настоящего учебника).
  • 2. Совокупность норм, регулирующих организационные процессы по аккумулированию, распределению и использованию средств целевых внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования - федеральный и региональные).
  • 3. Совокупность норм (институт) по образованию, распределению и использованию средств, получаемых в результате государственного и муниципального кредита.

Общественные отношения в сфере государственного и муниципального кредита отличаются разнообразием. Так, государство и муниципальное образование могут выступать в роли дебитора, кредитора, гаранта; кредиты могут быть внешними и внутренними; реализуемыми непосредственно или опосредованно путем выпуска государственных ценных бумаг (подробнее см. гл. 9 настоящего учебника).

II. Отраслевые образования, непосредственно связанные с аккумулированием, перераспределением, использованием децентрализованных фондов денежных средств.

1. Банковское право. Банковское право (в широком смысле) одновременно является комплексной отраслью российского права. Это означает, что оно (банковское право) как отрасль российского права реципирует соответствующие институты из других отраслей российского права, в частности из гражданского и финансового права. Так, отношения, возникающие в процессе банковской деятельности, распадаются на два глобальных составляющих элемента, а именно вертикальные отношения (власти и подчинения) - между ЦБ РФ и системой кредитных организаций и горизонтальные (диспозитивные) - между кредитными организациями, в том числе коммерческими банками между собой, а также их отношения с клиентами. Несмотря на то что ЦБ РФ не является в полном смысле государственным органом, тем не менее он выступает общепризнанным и непосредственным проводником государственной политики во всех сферах банковской деятельности, кроме собственной оперативной деятельности, предполагающейся самостоятельной. В связи с этим очевидно, что императивные установления ЦБ РФ (в виде норм права) системе кредитных организаций (в частности, коммерческих банков) по поводу образования резервных фондов, соблюдения лимитов первичного уставного капитала, других экономических нормативов (коэффициент ликвидности и др.) носят финансово-правовой характер. Таким образом, именно в пределах финансового права сосредоточен системообразующий блок норм, входящих составной частью в банковское право как в отрасль российского права.

К указанному отраслевому образованию относится такой институт финансового права, как банковский кредит. Этот институт регулирует отношения но банковскому кредитованию в двух направлениях. Во-первых, это финансово-экономические отношения по предоставлению кредитов Банком России (кредитор последней инстанции) системе кредитных организаций. Во-вторых, это отношения по банковскому кредитованию, которые возникают в процессе взаимодействия коммерческих банков между собой и с клиентами. Последние отношения в целом не являются финансово-правовыми, однако и в их регулировании просматривается финансово-правовой вектор, который заключается в том, что, во-первых, ставки по предоставляемым кредитам не могут быть ниже ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ (императив проводника государственной политики налицо), а во-вторых, государство через систему Сбербанка может оказывать влияние на потребительский сирое денежных ресурсов в нужном ему направлении.

Таким образом, будучи подотраслью финансового права (в узком смысле), банковское право является частью отраслевого образования более высокого уровня, в которое входят также нормы других отраслей российского права, например гражданского (банковское право как комплексная отрасль российского права).

Банковское право как подотрасль финансового права будет подробно рассмотрена в гл. 10 настоящего учебника.

2. Инвестиционное право. По аналогии с банковским правом в настоящее время существует точка зрения о возможном выделении инвестиционного права в отдельную самостоятельную комплексную отрасль российского права, в которой будут аккумулированы нормы таких отраслей первого порядка, как финансовое, гражданское, уголовное, административное, трудовое, процессуальное право. Комплексность метода правового регулирования целостных отношений в области инвестиционной деятельности обусловлена сочетанием публично-правового и частноправового регулирования инвестиционных отношений.

Вместе с тем по аналогии с банковским правом инвестиционное право выступает в качестве подотрасли финансового права. При этом оно объединяет не все инвестиционно-правовые нормы, а лишь тс, которые относятся к сфере публичного регулирования децентрализованных фондов денежных средств, образуемых в процессе инвестиционной деятельности (подробнее см. гл. 11 настоящего учебника).

3. Финансы коммерческих организаций как институт финансового права. По общему правилу активы коммерческих организаций находятся в их собственности. Публично-правовой вектор, присутствующий в этом сегменте экономических отношений, заключается в установлении определенных обязательных правил, оформленных соответствующими нормами финансового нрава, которые императивно указывают на необходимость соблюдения определенных требований по аккумулированию, перераспределению и использованию микрофондов денежных средств. При этом в целом распоряжение этими активами как собственными фондами для коммерческих организаций остается диспозитивный.

С помощью норм финансового права реализуется необходимость установления на уровне государства критериев образования таких частных фондов, как выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы организации, ее прибыль, фонд оплаты труда, амортизационные фонды экономических субъектов, резервные фонды и другие целевые фонды денежных средств.

Рассматриваемый отраслевой институт финансового права является частью комплексного межотраслевого правового образования - российского предпринимательского права и будет подробно рассмотрен в гл. 12 настоящего учебника.

4. Страховое дело - совокупность норм, регулирующих отношения по образованию, распределению и использованию средств, получаемых в результате обязательного страхования. Означенная совокупность норм представляет собой правовой институт в системе финансового права.

В целом (по аналогии с банковским правом) отношения в области страхования являются предметом других отраслей российского права, например гражданского права. Таким образом, нормы права, регулирующие обязательное страхование, расположенные структурно в пределах финансового права, являются частью межотраслевого правового образования.

К отношениям, урегулированным императивными нормами финансового права, следует отнести, например, отношения, возникающие в сфере ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности), обязательного страхования военнослужащих и приравненных к ним лиц, обязательного страхования денежных вкладов и др.

Финансовое право состоит из множества отдельных фи­нансово-правовых норм. Совокупность этих норм выражает­ся в сложной целостной системе. Внутри этой единой систе­мы финансово-правовые нормы группируются в различные институты и более крупные подразделения, располагаемые в определенной последовательности и взаимной связи. Груп­пировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимосвязи, регулируемых ими финансовых отношений, т. е. имеет объективную основу.

Однако право не может быть лишь зеркалом обще­ственных отношений, поскольку его предназначение - регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система финансового права - это объек­тивно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и рас­положение финансово-правовых норм в определенной пос­ледовательности.

В финансовом праве можно выделить наиболее крупные подразделения - Общую и Особенную часть.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, право­вые формы и методы финансовой деятельности государ­ства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для финансового права общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизи­руются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответству­ющие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых от­ношений. Финансово-правовой институт объединяет пра­вовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. В раздел по признаку однородности регулируемых от­ношений входит несколько финансово-правовых инсти­тутов. Всем этим отношениям свойственны общие отли­чительные черты (например, в раздел “Правовое регули­рование государственных доходов” входят институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отно­шения в области: а) государственной бюджетной систе­мы; б) внебюджетных государственных фондов; в) финан­сов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственно­го страхования; ж) налогообложения; з) банковского кре­дитования; и) денежного обращения и расчетов; к) валют­ного регулирования. Они имеют соответствующие наи­менования.

В системе финансового права находит отражение фи­нансовая система Российской Федерации как объектив­но существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части финансового права. Построение Особенной части отража­ет состав финансовой системы, выделение в ней несколь­ких звеньев. В результате государственный бюджет, го­сударственный и банковский кредит, государственное страхование и т. д. получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение на основе объективно существующих отношений дает воз­можность наиболее правильного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей ак­тивной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содер­жатся в большом числе разнообразных правовых норматив­ных актов, или источниках. К ним относятся акты предста­вительных и исполнительных органов государственной вла­сти и местного самоуправления разных масштабов и уровней (общие и отраслевые, федеральные, республиканские, об­ластные, местные и др.).

Итак, источники финансового права Российской Феде­рации - это правовые акты представительных и исполни­тельных органов государственной власти и местного само­управления, в которых содержатся нормы финансового права.

Главный источник финансового права - Конституция Российской Федерации, в которой закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государ­ства в целом и по отдельным ее направлениям, соответствен­но используемым звеньям финансовой системы. Особое ме­сто в финансовом законодательстве занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Рос­сийской Федерации.

Источники финансового права Российской Федерации имеют разную юридическую силу. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней.

Для последнего времени характерно расширение сфе­ры регулирования финансовых отношений законодатель­ными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов Российской Федерации, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о государственном внутреннем долге, о денежной системе и т. д. Ранее эти сферы большей частью регулировались подзаконными актами, актами органов государ­ственного управления.

Нормы финансового права содержатся и в актах орга­нов исполнительной власти: указах Президента и поста­новлениях Правительства Российской Федерации (напри­мер, постановлением Правительства РФ устанавливают­ся ставки косвенных налогов - акцизов по отдельным видам товаров). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации также могут быть источниками фи­нансового права. То же относится и к актам местной ад­министрации.

Соответственно развитию методов финансово-правово­го регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности, со­глашения между ними. Соглашения по финансовым воп­росам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов государственного управления - министерств, ве­домств и т. д., регулирующих вопросы финансов в преде­лах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми кол­лективами, администрацией предприятий, организаций (например, положение о порядке распределения прибыли).

В связи с тем, что идет активный процесс формирова­ния финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобре­ли высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

По отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва :

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом - подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  • наличного денежного обращения;
  • безналичного денежного обращения;
  • ведения кассовых операций;
  • обращения ценных бумаг;
  • обращения .

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское публичное право - другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.