В соответствии с ним законов. Гражданское законодательство находится в ведении. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 497-ФЗ)

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарии к статье

1. В п. 1 коммент. ст. воспроизводится п. "о" ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которым гражданское законодательство находится в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления не могут принимать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права. Данные правила применяются и тогда, когда нормы гражданского права содержатся в комплексном нормативном акте, состоящем из норм различной отраслевой принадлежности. Так, ФЗ "О рекламе" от 18 июля 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2864) и иное законодательство о рекламе, регулирующее отношения в сфере рекламной деятельности, не может находиться ни в совместном ведении РФ и ее субъектов, ни в ведении субъектов РФ, и они не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в этой сфере (постановление КС от 4 марта 1997 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ от 18 июля 1995 г. "О рекламе" // СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1372).

Вместе с тем нормы гражданского права могут содержаться в правовых актах семейного, земельного, жилищного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды, которое относится к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Такие правовые акты могут приниматься субъектами РФ, если они не противоречат нормативным актам РФ.

По ранее действующему законодательству субъекты РФ могли принимать гражданско-правовые акты в любой сфере законодательной деятельности, включая гражданское законодательство, которое в настоящее время отнесено к ведению РФ. Если такие нормативные акты были приняты до введения в действие Конституции РФ, то содержащиеся в них нормы гражданского права могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции РФ и ГК (п. 3 постановления Пленумов ВС и ВАС N 6/8).

2. В соответствии с п. 2 коммент. ст. гражданское законодательство включает в себя только ГК и принятые в соответствии с ним иные федеральные законы. Тем самым подчеркивается, что принятие законов, обладающих более высокой юридической силой, является прерогативой законодательной власти. Органы же исполнительной власти не должны законодательствовать. Поэтому указы Президента РФ и постановления Правительства РФ обозначены как "иные правовые акты", а содержащие нормы гражданского права акты федеральных министерств, комитетов и иных ведомств именуются "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти".

Практическое значение такого разграничения состоит том, что оно позволяет ограничить сферу действия подзаконных нормативных актов. Так, в соответствии с п. 1 ст. 22 ГК никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. Это означает, что только принятый Государственной Думой РФ нормативный акт может определять случаи и порядок ограничения правоспособности или дееспособности. Однако в п. 1 ст. 422 ГК предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами. Это предполагает, что обязательные для сторон правила могут содержаться не только в нормативном акте Государственной Думы РФ, но и в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ.

Разграничение терминов "закон" и "иные правовые акты" проводится в ГК достаточно четко и последовательно, чего нельзя сказать о понятии "гражданское законодательство". Так, в ст. , , 7 и др. термином "гражданское законодательство" охватываются нормативные акты, принятые не только законодательными, но и исполнительными органами власти РФ. Это соответствует и ст. 71 Конституции РФ, в которой понятием "гражданское законодательство" охватываются как законы, так и подзаконные нормативные акты, состоящие из норм гражданского права. Именно в этом смысле понятие гражданского законодательства используется в настоящем комментарии.

3. В абз. 2 п. 2 коммент. ст. установлено верховенство ГК над другими законами, содержащими нормы гражданского права. Необходимость такого верховенства обусловлена тем, что ГК - отраслевой кодифицированный нормативный акт, призванный обеспечить единство и взаимосогласованность всей системы гражданского законодательства в целом. Поэтому нормы права, содержащиеся в других актах гражданского законодательства, должны соответствовать ГК. В случае же насущной необходимости принятия правовых актов, не соответствующих ГК, вместе с их принятием необходимо вносить соответствующие изменения в ГК. К сожалению, нередко этого не происходит, и принятые в противоречии с ГК законы подрывают систему гражданского законодательства.

От случаев несоответствия отдельных законов нормам ГК следует отличать ситуацию, когда вновь принятый закон содержит нормы гражданского права, которые конкретизируют или дополняют ГК, не входя с ними в противоречие. Принятие таких законов не только не исключено, но и прямо предусмотрено самим ГК (см., напр., ст. 47, 51, 65, 87 и т. д.)

4. В соответствии с п. 3 коммент. ст. среди подзаконных нормативных актов гражданского законодательства наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК и иным законам и могут регулировать любые отношения, входящие в предмет гражданского права. При этом указы Президента РФ либо конкретизируют положения, содержащиеся в ГК и иных законах, либо призваны урегулировать общественные отношения, которые входят в предмет гражданского права, но еще не урегулированы соответствующим законом или не нуждаются в гражданско-правовом урегулировании на законодательном уровне.

5. В п. 4 коммент. ст. закреплено правило, в соответствии с которым Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, только на основании и во исполнение ГК, иных законов и указов Президента РФ. Это означает, что нормотворческая деятельность Правительства РФ в гражданско-правовой сфере ограничена, и оно может принимать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права, только тогда, когда это необходимо для реализации соответствующих законов и указов Президента РФ.

6. В п. 5 коммент. ст. закреплены последствия противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ ГК или иному закону. В таких случаях субъекты гражданского права и правоохранительные органы должны руководствоваться ГК или соответствующим законом.

7. Сформированное в п. 6 коммент. ст. правило подлежит расширительному толкованию. Во-первых, правила гл. 1 ГК рассчитаны на действия и применение норм гражданского права, содержащихся не только в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, но и тех норм, которые закреплены в ГК и других законах, а так же в нормативных актах федеральных органов исполнительной власти. Так, правило о том, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы (п. 1 ст. 4 ГК), применяется к любым нормативным актам гражданского законодательства. Во-вторых, действие и применение норм гражданского права определяются не только гл. 1 ГК, но и другими главами ГК, а так же иными законами и подзаконными нормативными актами. Так, правило о введении в действие и применении федеральных законов на территории РФ установлены Законом РФ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" от 14 июня 1994 г. (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801).

8. В п. 7 коммент. ст. говорится о нормативных актах федеральных органов исполнительной власти, которые в системе гражданского законодательства занимают нижнее место и обладают наименьшей юридической силой. Поэтому они должны не только не противоречить законам и иным правовым актам, содержащим нормы гражданского права, но и издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами. В противном случае нормативные акты федеральных органов исполнительной власти применению не подлежат.

Официальный текст :

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий юриста :

В пункте 1 данной статьи воспроизводится норма статьи 71 Конституции РФ, в соответствии с которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем Конституция не исключает нормотворческой деятельности субъектов РФ в сфере гражданского законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (определены в статье 72 Конституции).

Нормы гражданского права, принимаемые субъектами РФ, могут также содержаться в административном, трудовом, земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве об охране окружающей среды, отнесенном к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Законы и иные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить Федеральному Закону. В случае противоречия между последним и иным актом субъекта РФ будет действовать Федеральный Закон (пункт 5 статьи 76 Конституции).

Российская Федерация вправе также делегировать субъектам РФ по договору или в одностороннем порядке право на принятие законов и иных нормативных правовых актов по отдельным видам отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ.

В пункте 2 статьи 3 ГК содержится новое понятие гражданского законодательства. Если до принятия Гражданского Кодекса термин "законодательство" использовался для суммированного обозначения законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, то в настоящее время Гражданский Кодекс под гражданским законодательством понимает лишь сам кодекс и принятые в соответствии с ним Федеральный Законы. Данное нововведение прямо вытекает из статьи 10 Конституции, закрепившей принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

В пункте 2 статьи 3 ГК в гражданское законодательство вводится еще одна важная новелла. Устанавливается верховенство Гражданского Кодекса по отношению ко всем другим законам в части включаемых в них норм гражданского права. Нормы гражданского права в достаточно большом количестве содержатся в трудовом, семейном, административном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и об охране окружающей среды, в многочисленных законах, имеющих комплексный характер. В системе гражданского законодательства Гражданский Кодекс занимает положение координирующего центра. Поэтому все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны ему соответствовать. Введение новых норм гражданского права требует внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс.

В иерархии актов, содержащих нормы гражданского права, второе по значению место после Федеральных Законов занимают указы Президента РФ. Они могут приниматься по всем вопросам гражданско-правового регулирования отношений, при условии их не противоречия Гражданскому Кодексу и иным Федеральным Законам. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна категория преследует цель конкретизации норм гражданского права и иных действующих Федеральных Законов. Вторая категория норм предназначена для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости. При этом предполагается, что Конституция и Гражданский Кодекс позволяют осуществлять правовое регулирование таких отношений указами Президента РФ.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, занимают третье место в иерархии источников гражданского права. Их назначение в сфере нормотворчества состоит в обеспечении реализации законов и указов Президента РФ. Как указано в статье 3 ГК, они принимаются на основании и во исполнение Гражданского Кодекса и иных законов, указов Президента РФ. Гражданский Кодекс не предусматривает возможности для Правительства РФ принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, выходящие за рамки их реализационно-обеспечительского назначения.

В пункте 5 статьи 3 ГК говорится о юридических последствиях, наступающих в случае противоречия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ гражданскому законодательству. В этом случае в гражданских правоотношениях стороны, равным образом как и суды и иные правоохранительные органы, должны руководствоваться Гражданским Кодексом или соответствующим законом. При этом указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, противоречащие законодательству, не принимаются во внимание. Указанное противоречие может проявляться в двух возможных вариантах.

Первый вариант предполагает прямое нарушение Гражданского Кодекса, предусматривающего в целом ряде статей возможность изменения содержащихся в нем правовых норм лишь на основании закона.

Второй вариант может иметь не столь очевидный характер. Подобного рода ситуация встречается тогда, когда непосредственно Гражданский Кодекс не оговаривается, каким нормативным актом должно вводиться то или иное правовое регулирование, например новое вещное право. В этом случае следует руководствоваться общими началами и смыслом гражданского законодательства.

К нормам гражданского права, содержащимся в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, применяются общие правила главы 1 Гражданского Кодекса, касающиеся их действия во времени и применения в пространстве. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ применяются на всей территории РФ, если иное не оговорено соответствующим указом или постановлением, при условии, что они официально опубликованы в "Собрании законодательства Российской Федерации". Не подлежат опубликованию лишь указы Президента РФ и постановления Правительства РФ или их определенные пункты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной.

В пункте 6 статьи 3 ГК указы Президента РФ и постановления Правительства РФ объединены в одну группу подзаконных нормативных актов под названием "иные правовые акты". По своей юридической силе они следуют непосредственно вслед за гражданским законодательством. Нормы гражданского права могут содержаться также в актах, издаваемых министерствами РФ и другими федеральными органами исполнительной власти (агентствами, службами и пр.). Это так называемые ведомственные нормативные акты. Органы исполнительной власти подобные акты могут принимать лишь в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими Федеральными Законами и иными правовыми актами (указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их регистрации. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Иные акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК), постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК) и нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 3 ГК).

Ранее указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР, имевшие нормативный характер, причислялись к законодательству.

Указ Президента РФ, если он не противоречит ГК или иному федеральному закону, может быть принят по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента (ст. ст. 80 - 90 Конституции РФ), за исключением случаев, когда этот вопрос согласно ГК или иному федеральному закону может быть урегулирован только законом. В указах Президента РФ могут содержаться нормы гражданского права двух категорий. Одна преследует цель конкретизации гражданских федеральных законов. Нормы второй категории предназначены для регулирования отношений, по которым законы еще не приняты или в принятии которых вообще нет необходимости.

Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативных актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу, т.е. законов и указов Президента РФ.

Наконец, акты министерств или иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права, могут издаваться только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат обязательному официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания.

Указы Президента, имеющие нормативный характер, и постановления Правительства, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 7 дней после дня их официального опубликования. Иные указы Президента и постановления Правительства, в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763). Это общий порядок.

Однако самими актами может быть установлен другой порядок вступления в силу (п. 7 Указа Президента РФ №763).

Постановление Правительства РФ от 08.05.1992 №305 «О государственной регистрации ведомственных нормативных актов» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.08.1997 №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

С 15 мая 1992 г. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1992 г. №305 была введена государственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер. Указ Президента РФ от 21 января 1993 г. №104 установил, что акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в определенном законодательством порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям каких-либо санкций за невыполнение содержащихся в них предписаний.

Новые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. №1009, и Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763, сохранили преемственность по отношению к прежним актам.

Итак, для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, установлены два обязательных условия вступления в силу:

Согласно п. 12 Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Приказом Минюста РФ от 14 июля 1999 г. №217, государственной регистрации подлежат все нормативные правовые акты вне зависимости от количества квалифицирующих признаков (один, несколько или все).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после их регистрации. Они, как правило, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Для нормативных правовых актов Центрального банка РФ официальным источником опубликования является «Вестник Банка России» (ст. 7 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Для нормативных правовых актов ФКЦБ РФ официальным источником опубликования является «Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» (п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1263 «Об информационном бюллетене «Вестник Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, если иное не определено в их тексте, вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования. Нормативные акты этих органов, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения, носящие конфиденциальный характер, и в связи с этим не подлежащие официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок.

Для актов некоторых ведомств установлен особый порядок вступления в силу:

ГТК РФ - по общему правилу, по истечении 30 дней после их опубликования (ст. 11 Таможенного кодекса РФ);

ЦБ РФ - по общему правилу, по истечении 10 дней после дня их официального опубликования (ст. 7 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Указы Президента РФ должны соответствовать ГК и иным федеральным законам; постановления Правительства РФ - ГК, иным федеральным законам и указам Президента РФ; наконец, акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - ГК, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти приводятся в соответствие с вновь принятыми законами Российской Федерации, правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в течение 30 дней после вступления их в силу, если в законе или ином правовом акте не указан другой срок.

К источникам гражданского права относятся и локальные нормативные акты юридических лиц. Любое юридическое лицо в целях эффективной организации работы и решения уставных задач вправе принимать нормативные акты, регулирующие отношения внутри соответствующих юридических лиц. Данные акты применяются в сферах, относящихся к созданию и прекращению деятельности юридических лиц, управлению ими, ответственности руководителей и других лиц. Они получили название корпоративного права, корпоративных норм, внутриорганизационных подзаконных актов.

Локальные акты можно условно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и положения юридических лиц. Санкционирование выражается в государственной регистрации, утверждении и совместном принятии акта.

В настоящее время локальные нормативные акты официально признаны в качестве источников трудового права (ст. 5 ТК). С учетом этого предлагается законодательно закрепить положение о признании статуса источников гражданского права за локальными нормативными актами.

Традиционным источником гражданского права выступает правовой обычай. Он является обязательным, т.е. становится нормой права, если санкционирован законом, другим нормативным актом или воспринят судебной практикой, прецедентным правом.

Обычное право «имеет такую же силу, как и закон - «повальный обычай, что царский указ». Только действие обычного права начинается там, где молчит закон… Обычное право не выдерживает при сопоставлении с нормами законодательными, как имеющими повелительный характер, так равно и с теми, которые имеют только восполнительное значение. Сила заведенного порядка иная - он только восполняет волю контрагентов… Поэтому заведенный порядок, как и договор, несомненно, устраняет применение восполнительного закона, который и рассчитан на его отсутствие».

По действующему гражданскому законодательству источником права признаются обычаи, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений, т.е. обычаи делового оборота (ст. 5 ГК). Для признания их таковыми необходимы следующие условия: 1) правило поведения должно быть сложившимся, т.е. достаточно постоянным и определенным в своем содержании; 2) оно должно применяться широко, а не иметь узкоспециальный, частный характер; 3) сфера применения ограничена предпринимательскими отношениями; 4) оно должно быть не предусмотрено законодательством.

Форма обычая делового оборота (фиксация в документе) значения не имеет, хотя часто такие документы существуют. По очередности применения обычаи делового оборота стоят после законодательства и договоров. Порядок их применения освещен во многих статьях ГК и других актах. Из анализа ст. 5 и ст. 6 ГК следует, что обычаи делового оборота применяются при обнаружении в гражданском законодательстве пробела, который не восполняется соглашением сторон.

При четкой иерархии по юридической силе плюрализм источников способствует всеобщему и эффективному урегулированию общественных отношений. Степень юридической силы нормативно-правовых актов, составляющих ядро, стержень источников права, может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это составляет основу функционирования правового государства, к статусу которого стремится Россия.

Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты определяются как разновидность нормативных правовых актов, издаваемых компетентными, уполномоченными на это законом государственными органами, на основе и во исполнение закона, в целях его дальнейшей конкретизации. Различные виды подзаконных нормативных правовых актов, регулирующие гражданские правоотношения, также составляют определенную подсистему, в рамках которой каждый ее элемент (правовой акт) имеет присущую только ему юридическую силу. Между тем указы Президента РФ, хотя теоретически признаются подзаконными актами, но такие признаки, как подзаконность и процедурность, характерны для них в меньшей степени, чем для постановлений Правительства РФ. В то же время признак общегосударственности в меньшей мере характерен для актов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Однако объединяющим признаком для всей системы подзаконных правовых актов будет то, что они все находятся в иерархической зависимости от закона. Как источники гражданского права, подзаконные правовые акты занимают предпоследнее место в правовом регулировании частноправовых отношений. В этом проявляются их особые юридические свойства, выраженные в системной зависимости от законов - главных правовых регуляторов в системе формальных источников гражданского права.

Акты высших судебных инстанций, содержащие нормы гражданского права.

Обычаи делового оборота;

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России;

Иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права;

Гражданское законодательство;

§ 2. Гражданское законодательство

Понятие гражданского законодательства.

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданский кодекс и иные федеральные законы.

Действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации .

Этот основной принцип означает, что по общему правилу все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, регулируются федеральными законами и правовыми актами .

В исключительных случаях по некоторым вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.

2. Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.

Действующий Гражданский кодекс РФ - первый за всю историю России сводный закон по гражданскому праву, являющийся кодексом частного права (действовавшие в советском обществе ГК 1922 г. и ГК 1964 г. строились и понимались в соответствии с требованием, сформулированным В. Лениным: "Мы ничего частного в области хозяйства не признаем"). Кодекс разрабатывался и принимался по частям с середины 1990-х гг. В 2007 году принята заключительная, четвертая часть, которая завершила кодификацию современного гражданского права России. При подготовке Гражданского кодекса использованы достижения и лучшие на данное время образцы гражданского законодательства (Германии, Нидерландов, провинции Квебек Канады и др.), международные гражданско-правовые документы. В настоящее время ГК РФ находится в одном ряду с передовыми сводными документами (кодексами) мира по гражданскому праву.

Законодатель крайне редко вносит изменения в Гражданский кодекс, и это подтверждает основательность, глубину и продуманность его основных положений.

3. Гражданский кодекс РФ, являясь федеральным законом, имеет несомненную большую значимость, чем иные федеральные законы, даже принимаемые в развитие общих положений Кодекса. Кодекс, занимая вершину в иерархии гражданского законодательства, не может и не должен регулировать все без исключения экономические отношения. Иные федеральные законы в сфере гражданского права соотносятся с Кодексом как специальные с общим. Основное правило - и общий, и специальный законы не противоречат друг другу и применяются одновременно. И лишь в исключительных случаях вступает в силу правило "специальный закон преобладает над общим законом".



В приведенном ниже судебном акте видно, как Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" разъясняет взаимодействие Гражданского кодекса, иных федеральных законов и подзаконных актов.

Судебная практика. Отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются к отношениям в области защиты прав потребителей, если:

это предусмотрено ГК РФ (например, п. 3 ст. 492, п. 3 ст. 730 ГК РФ);

ГК РФ не содержит такого указания, однако названные выше Федеральные законы и нормативные правовые акты конкретизируют и детализируют нормы ГК РФ, регулирующие данные правоотношения (например, ст. ст. 8 - 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"), либо когда ГК РФ не регулирует указанные отношения (например, ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей");

указанные Законы и другие нормативные правовые акты предусматривают иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления иными законами и нормативными правовыми актами (например, п. 1 ст. 394 ГК РФ, п. 2 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").

Федеральные законы включаются в гражданское законодательство как источники права по признаку их нормативности (содержания общего для неопределенного числа лиц правила).

Из истории цивилистики. Законом называется исходящее от верховной власти правило, которым устанавливаются права. Сама власть верховная в этой деятельности называется властью законодательной. Это свойство закона, что им регламентируются права, только и может руководить нами в различении законов и других актов нераздельной верховной власти (Д.И. Мейер).

4. Как правило, федеральные законы включают в себя не только частноправовые нормы, но и публичные.

Пример . Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятие которого предусматривается Гражданским кодексом (ст. 132), устанавливает нормы преимущественно публичного права. Такое же содержание (соотношение частных и публичных норм) характерно для большинства федеральных законов, включающих в определенном объеме нормы гражданского законодательства: от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", от 08.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и многих других.

Сложно выделить федеральные законы, содержащие только частноправовые нормы, - даже в Гражданском кодексе немало публичных императивных норм (сроки, порядок изъятия земельного участка, форма завещания и т.п.). Такое сочетание публичного и частного права в федеральном законе, регулирующем конкретный участок общественных отношений, естественно и необходимо. Законодатель использует весь арсенал правового регулирования.

Нормы гражданского права содержат Трудовой кодекс, Водный кодекс и ряд других. Отнесение той или иной нормы к гражданскому законодательству производится не от наименования закона, а от существа содержащихся в нем положений.

5. В области гражданского права применяются общие правила действия закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В гражданском законодательстве специально определяется действие закона во времени (ст. 4). Здесь, как и в других отраслях права, проводится принцип немедленного действия закона - его немедленное распространение на отношения, возникшие после введения закона в действие.

Правовой акт. Конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Днем их официального опубликования считается первая публикация их полного текста в "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации (Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").

Обратное действие закона (его распространение на ситуации, возникшие и "закончившиеся" до введения закона в действие) допускается лишь в случаях, когда это прямо предусмотрено в законе.

Авторитетное мнение. Принцип, исключающий обратное действие норм, является признанным не только для гражданского, но и для ряда других отраслей. Особый интерес приобретает, в частности, уголовное право, которое последовательно исходит из того, что обратную силу имеет только уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица... В отличие от Уголовного кодекса, ГК при решении вопроса об обратной силе закона подобной дифференциации не проводит. Однако это не означает, что гражданскому праву учет возможных последствий применения принципа обратной силы вообще неизвестен (М.И. Брагинский).

§ 3. Иные источники гражданского права

Правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Общепризнанные принципы и нормы международного права

и международные договоры. Обычаи делового оборота

1. Кроме федеральных законов к источникам гражданского права относятся подзаконные правовые акты, содержащие нормы гражданского права.

Такие правовые акты (ранее их называли "нормативными") имеют исключительно федеральный уровень и подразделяются по юридическому "рангу" на две группы:

а) указы Президента РФ и постановления Правительства РФ ;

б) ведомственные акты .

Указы Президента РФ могут содержать принципиально новые нормы, регулирующие общественные отношения, однако не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.

Постановления Правительства РФ , содержащие нормы гражданского права, принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса, иных законов и указов Президента.

Пример . Пункт 2 ст. 1128 ГК предусматривает, что порядок совершения завещательных распоряжений денежными средствами в банках определяется Правительством РФ. На основании и во исполнение этой нормы Кодекса Правительство принимает соответствующее постановление, содержащее нормы гражданского права.

Ведомственные акты могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных ГК РФ, федеральными законами, Указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ . Для их регулятивного действия согласно ст. 7 ГК РФ характерно то, что эти источники гражданского права:

во-первых, обладают непосредственным действием (то есть не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);

во-вторых, имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ. Как говорится в ст. 7 ГК РФ, "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора".

3. Обычаи делового оборота . При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи , которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это не противоречащие закону, иным обязательным для субъектов положениям правила поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности . При этом не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет.

Пример . Федеральными арбитражными судами различных округов в качестве обычаев делового оборота и, следовательно, источников гражданского права признавались: а) подписание одной стороной протокола разногласий, предложенного другой стороной, означает принятие спорных пунктов договора в редакции второй стороны; б) доверенность на получение материальных ценностей (форма N М-2) используется как документ, подтверждающий право доверенного лица на однократное получение товарно-материальных ценностей; в) банк подтверждает оплату товара, проставляя на принятом поручении свою печать со штампом и подписью операциониста, и выдает платежное поручение на руки клиенту для подтверждения факта совершения платежа по договору.

Обычаи делового оборота как источник гражданского права необходимо отличать от схожих понятий: деловых обыкновений, практики договорных отношений, заведенного порядка и т.д. Указанные понятия действительно формируют определенный порядок в экономических отношениях, но силы нормы права не имеют, судебной защитой и силой государственного принуждения не обладают.

Теоретическая проблема: гражданско-правовой договор как источник гражданских прав. В соответствии с принципом диспозитивности договоры в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если, понятно, закон не касается именно данных конкретных отношений - п. 2 ст. 422).

§ 4. Акты высших судебных инстанций

Функции судебного правоприменения.

Нормы права в судебных актах.

Механизм регулирующего воздействия судебных актов

на правоприменение

1. Российское гражданское право традиционно относится к континентальной системе, которая исторически не допускала в качестве официального источника гражданско-правовых норм судебные решения по конкретным делам. В настоящее время правоприменительная практика, в том числе судебная, не только толкует и реализует закон, но и фактически "заполняет", "дополняет" пробелы и нестыковки стремительно нарождающегося гражданского законодательного массива. Законотворчество по определению инертно и неторопливо, в то время как экономические отношения вырабатывают все новые и новые пути и формы, наполняют принципиально иным содержанием классические конструкции купли-продажи, аренды, ответственности и т.д.

Иллюстрацией проявления в судебном акте свойств и существа источника гражданского права могут быть две следующие, по существу юридические, нормы.

Гражданское законодательство

Гражданское законодательство - совокупность правовых актов (а не норм права, как правовая отрасль), которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав ; регулируют договорные и иные обязательства , а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве , свободе воли и имущественной самостоятельности их участников.

Российское гражданское законодательство

Гражданское законодательство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации , ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации), а не её субъектов.

Одним из основных актов гражданского законодательства в Российской Федерации выступает Гражданский кодекс, который, в свою очередь, содержит понятие гражданского законодательства и иных актов, содержащих нормы гражданского права:

  • Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов , регулирующих гражданско-правовые отношения .
  • Гражданско-правовые отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации , которые не должны противоречить Гражданскому кодексу и иным законам.
  • На основании и во исполнение Гражданского кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.
  • Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Гражданское законодательство соблюдает общий принцип действия закона во времени, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы . Подзаконные акты, принятые как на уровне субъектов федерации, так и на федеральном уровне, подлежат применению в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и другим федеральным законам.

Гражданскому законодательству родственны такие отрасли законодательства, как трудовое, семейное, земельное , лесное , водное, горное и ряд других.

Ссылки

  • Нормативные документы по гражданскому законодательству

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гражданское законодательство" в других словарях:

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, нормы гражданского права (см. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО), описывающие основания возникновения и порядок осуществления права собственности и вещных прав, интеллектуальной собственности, регулирующие договорные обязательства,… … Энциклопедический словарь

    В РФ совокупность норм, определяющих правовой статус участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридический словарь

    Гражданское законодательство - состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 N 51 ФЗ,… … Словарь юридических понятий

    Гражданское законодательство - см. Гражданско правовые отношения … Российская энциклопедия по охране труда

    Гражданское законодательство рф - (англ. civil legislation) отрасль законодательства, определяющая правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и др. вещных … Энциклопедия права

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность норм права, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности… … Юридическая энциклопедия

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность актов гражданского права. В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодатель ство находится в ведении РФ. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов … Энциклопедия российского и международного налогообложения

    Гражданское законодательство - это система нормативных актов, содержащих нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения. В соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ в состав гражданского законодательства включаются ГК РФ и иные принятые на его основе… … Большой юридический словарь

    ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права: законодательные акты (Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента … Юридический словарь современного гражданского права

    Совокупность нормативных актов различной юридической силы, содержащих нормы гражданского права. В соответствии со ст. 3 ГК РФ в состав Г.з. включаются только законы, причем лишь федеральные (согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское… … Энциклопедия юриста

Книги

  • Гражданское законодательство Израиля , . Настоящее издание продолжает серию "Законодательство зарубежных стран" . В серии предложен высококвалифицированный перевод и научный анализ зарубежного законодательства, осуществленный…
  • Гражданское законодательство и судебная практика. Проблемы взаимодействий. Монография , Аюшеева Ирина Зориктуевна, Булаевский Борис Александрович, Белов Валерий Евгеньевич. Представленная монография посвящена вопросам взаимодействия гражданского законодательства и судебной практики. В ней рассматриваются общие и конкретные вопросыроли и значения судебной…